Педразвитие. Виды и формы планирования в доу Основные формы планирования в доу по фгос

Виды и формы планирования в ДОУ

Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что первым шагом к деятельности должно стать планирование.

Неизменным остался документ, на который мы ориентируемся в первую очередь при составлении планирования ДОУ. Это приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».

Согласно этому документу в ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план .

Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.

Форма написания Годового плана ДОУ может быть различной.

    календарной (разбитой по месяцам),

    цикличной (содержать определенную цикличность форм работы),

    текстовой (иметь текстовое описание содержания),

    табличной (иметь табличную форму написания),

    блочно – схематичной ( разбитой на определенные блоки работы).

Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является «анализ работы за прошедший учебный год».

Сейчас мне хотелось бы поподробнее рассказать о планировании педагогов ДОУ.

Педагогами традиционно используются такие виды планирования как календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование. Рассмотрим каждый вид отдельно.

Комплексное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это пла­нирование в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ по всем образовательным областям и является его составной частью.

Такое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается до начала учебного года (с сентября по май включительно).

Часто этот вид планирования называют комплексно-тематическим. Такое планирование оформляется в печатном виде и должно иметь титульный лист.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.

Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования.

Теперь о Календарно-тематическом планировании воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах. Э то заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.

Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Такой вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности, а также должен обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:

Непосредственно образовательная деятельность;

Нерегламентированные виды деятельности;

Свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Блочно-схематичное планирование может быть представлено на одном листе, либо каждый квартал на отдельном листе. При таком планировании не нужно отдельно выписывать для педагогов мероприятия на месяц. Такой вид планирования чаще используется старшими воспитателями, методистами ДОУ.

А теперь о технологии модульного планирования. При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.

Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.

Для того чтобы упорядочить эти произвольные виды планирования, целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.

Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.

Вы знаете, подыскивая цитаты великих умов о планах и планировании, я с некоторым разочарованием поняла, что большинство из них планирование высмеивают, мол, мы планы строим, а кто-то решает за нас каков будет конечный итог. Но есть один человек, американский автор книг и аудиопрограмм на темы Брайан Трейси, который о планах сказал следующее: «Помните, что каждая минута, потраченная на планирование, экономит десять минут вашего труда». И я с ним полностью согласна.

Благодарю вас за внимание! И желаю, чтобы ваши рабочие планы совпадали с требованиями ФГОС ДО и действующему законодательству.

Данные рекомендации помогут в стратегическом, или долгосрочном, планировании, которое призвано определить основные стратегические цели организации повышения уровня образования в дошкольном образовательном учреждении, а также политику и стратегию получения и использования ресурсов для достижения этих целей.

Система планирования в дошкольном образовательном учреждении

Анализ функции планирования в практике управления дошкольным образовательным обнаружил ряд проблем в ее реализации, в частности, недостаточное осознание руководителями ДОУ:

Значение и сущности планирования в системе управления;

Роли родителей в совершенствовании механизма планирования образовательного процесса;

Необходимости создания новых разновидностей планов и технологий планирования.

Наиболее важными тенденциями развития планирования в сфере образования являются:

Переход от централизованного и административного планирования к децентрализованному и демократическому;

Переход от планирования, осуществляемого узкой группой лиц, к

планированию партисипативному, т. е. с широким участием членов

сообщества;

Переход от планирования текущего функционирования к системному планированию функционирования, развития и инноваций;

Переход от тактического и оперативного к планированию на основе главной цели, стратегии развития учреждения;

Переход от планирования углублённого во внутреннюю среду, к планированию открытому и гибкому, ориентированному преимущественно на потребности внешней среды.


Способность проанализировать ситуацию, умение выявить основные тенденции жизнедеятельности и наметить пути развития учреждения становятся важными критериями профессионального мастерства руководителя.

Основой для формирования стратегии, оперативного планирования и решения насущных проблем дошкольного учреждения должны стать маркетинговые исследования. Дошкольные учреждения оказывают дополнительные услуги практически не занимаясь изучением спросом и предложения, поэтому бессистемное проведение платных кружков, секций, занятий в дошкольных учреждениях.

На уровне маркетинговых исследований дошкольного учреждения осуществляется анализ и прогноз возможностей ДОУ, потенциала, района, города, республики; оценивается ситуация; выявляются закономерности и тенденции развития.

Главный принцип маркетинговой деятельности ДОУ заключается в следующем: дошкольное учреждение должно найти потребителей, которым оно хочет предоставить услуги, выяснить их потребности, после чего организовать услуги, максимально удовлетворяющие имеющимся потребностям.

Комплекс услуг может быть следующим:

Воспитание и обучение детей, посещающих детский сад (по основной программе детского сада, по дополнительным программам и планам);

Воспитание и обучение детей микрорайона, не посещающих детский сад (по общей программе, по индивидуальным планам);

Образовательная просветительская работа с населением района, города (по месту жительства);

Другие виды услуг детского сада в зависимости от его возможностей.

Для того, чтобы разработать прогноз будущей деятельности необходимо ответить на главный вопрос: «К чему стремится ДОУ: к работе в режиме стабильности или в режиме постоянного развития и инноваций?»

Маркетинговые исследования должны также и внешний анализ, цель которого - представить учреждению чёткую событийную картину его функционирования, развития в прошлом и точные объяснения причин его нынешнего состояния. Так называемый внешний анализ включает в себя:

Анализ окружающей среды - изучение и интерпретация информации о развитии социального окружения дошкольного образовательного учреждения;

Анализ образовательного рынка - спроса на образование – выявление изменений: численности воспитанников в разных группах ДОУ; количества воспитанников ДОУ в прошлом, настоящем и будущем и др. и «образовательных предложений» - выяснение: численности зарегистрированных воспитанников; количества и типов дошкольных учреждений в районе; наличия и форм инноваций и др.

Анализ потребителей – количественное и качественное описание потребителей: пол, этническая принадлежность, социально-экономический статус, отношение к образованию;

Изучение мотивов, которыми руководствуются дети и родители, посещая ДОУ, а также динамики и причин отказа от услуг учреждения;

Выделены позиции и направления. По которым существуют наиболее значимые несоответствия, и тем самым будет определена совокупность проблем, подлежащих решению;

Анализ «образа дошкольного учреждения» - выявление сложившегося общественного мнения об учреждении, степени его популярности и престижности среди населения, уровня его авторитета и признания в профессионально-педагогическом сообществе;


Полными и исчерпывающими маркетинговые исследования могут быть признанными только после проведения внутреннего анализа, нацеленного на решение следующих вопросов;

Эффективно ли использовалась в ДОУ маркетинговая политика?

Соответствует ли образовательные услуги ДОУ запросам адресных групп?

Как оценить деятельность ДОУ в сравнении с другими дошкольными учреждениями села, города, района в соответствии с образовательными требованиями?

Каковы перспективы дошкольного учреждения на образовательном рынке?

Необходимо тщательно сопоставить полученные результаты и реальные факты деятельности ДОУ, зафиксировать степень несоответствия.

Основные документы планирования деятельности ДОУ.

Процесс планирования должен создать некую плановую систему, в которой хорошо видны: 1) основное содержание плана; 2) его временной разрез; 3) ответственные за его выполнение лицо или группа лиц. Цель создания такой системы – гарантированная реалистичность плана, а главная задача – её превращение в постоянно действующий процесс, учитывающий характерные, индивидуальные черты данного учреждения. Данная система, как правило, состоит из нескольких слоёв или уровней планов. Одни специалисты выделяют два, другие три уровня планирования: - стратегическое, тактическое и оперативное. Вторая точка зрения более правильная.

Первый уровень - стратегическое, или долгосрочное, планирование - призвано определить основные стратегические цели организации, а также политику и стратегию получения и использования ресурсов для достижения этих целей. Стратегия представляет собой комплексный план, призванный обеспечить осуществление миссии учреждения и основных целей его деятельности. Общий стратегический план должен стать программой, направляющей деятельность ДОУ в течение продолжительного времени с учётом того, что конфликтная, постоянно меняющая деловая и социальная обстановка делает корректировки нововведения неизбежными.. Основными чертами стратегического планирования являются:

Включение в его содержание основных проблем деятельности учреждения;

Создание ориентиров и рамок для детального планирования и принятия текущих решений;

Долгосрочный характер (по сравнению с другими видами планирования);

Нацеленность на придание деятельности учреждения стройности внутреннего единства;

Заложенная в данном виде планирования объективная необходимость, своего рода «обязанность» руководства активизировать и модернизировать работу учреждения.

Второй уровень планирования - или краткосрочное, планирование тактическое - представляет собой процесс разработки детальных краткосрочных решений относительно того, какие мероприятия необходимо проводить в рамках учреждения, кто должен стать их исполнителями и каким образом эти мероприятия следует реализовывать.

Третий уровень - оперативное планирование представляет собой разработку конкретных действий людей и структур с учётом всех необходимых условий.

Сочетание стратегического, тактического и оперативного уровней представляется комплексным и системным.

Стратегическое планирование - единственный способ формального прогнозирования проблем и возможностей, который обеспечивает создание долгосрочного плана ; даёт основу для принятия решений, т. е. знание того, что и как организация хочет достичь; способствует снижению риска при принятии решений; помогает установить взаимосвязь и единство целей планирования;

Тактическое планирование гарантировано обеспечивает разработку конкретных планов для реализации стратегических планов;

Оперативное планирование довершает единую систему планирования, т. к. представляет собой разработку конкретных действий с учётом всех необходимых ресурсов.

Практическая реализация данного метода предполагает:

Определение понятной и реально достижимой для работников ДОУ иерархии планируемых целей, задач и мероприятий;

Создание стройной системы целеполагания (цели главные, второстепенные задачи, контрольные мероприятия), конкретизующей основные целевые программы и указания органов управления образованием;

Установление чёткой анализом и то работы за год и проектированием работы на следующий период;

Выстраивание системы взаимосвязей между долгосрочными, перспективными и оперативными планами при сохранении возможности внесения корректив;

Чёткое прогнозирование результатов деятельности на планируемый период и др.

Стратегическое

планирова

Основные

стратегические

направле

на 5-10 лет

Программа развития ДОУ

Концепция развития ДОУ

Образовательная программа

Модель

выпускника

Тактичес

планирова

Годовой план

Учебный план

Сетка занятий

Перспектив.

планы воспитателей

Индивид карты развития

ребенка

Оператив

ное планирова

Календарные

планы образ. работы

Планы

специалистов

Перспективные планы воспитате

Тематичес

кие планы

Диагностические карты развития

Обязательные условия:

!) Охват всех сфер деятельности ДОУ;

2) Согласованность с внешними обстоятельствами;

3) Согласованность с ресурсными возможностями;

4) Связь с долгосрочными направлениями в развитии ДОУ;

5)Учёт приоритетов в целях и задачах, принимаемых в ДОУ;

Составитель: , методист кабинета дошкольного и начального образования ГОУ ДПО БелРИПКППС

Гатаулина Клавдия Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 9 "Дружок"
Населённый пункт: г. Улан–Удэ
Наименование материала: консультация для молодых специалистов
Тема: Вида планирования в ДОУ
Дата публикации: 26.09.2018
Раздел: дошкольное образование

МКУ Комитет по образованию г.Улан-Удэ

МБДОУ детский сад № 9 «Дружок»

комбинированного вида г. Улан-Удэ

Консультация для молодых специалистов

ПЛАНИРОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Подготовил: Гатаулина К.Г.,

воспитатель 1кв.категоррии

г. Улан-Удэ

Виды и формы планирования в ДОУ

Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к

реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных

документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что

первым шагом к деятельности должно стать планирование.

Неизменным остался документ, на который мы ориентируемся в первую очередь при

составлении планирования ДОУ. Это приказ Министерства народного образования РСФСР

от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».

Согласно этому документу в ДОУ используются две основные формы планирования:

годовой и календарный план.

Планирование

заблаговременное

определение

последовательности

осуществления

воспитательно-образовательной

указанием

необходимых

условий, средств, форм и методов.

Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении

используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3

2. Годовой план ДОУ;

3. Тематические планы (по основным видам деятельности);

4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;

5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.

Годовой

план

работы

является

важнейшим

локальным

дошкольного

учреждения.

соответствовать

Федеральному

закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному

муниципальному

законодательству

основываться

современных

достижениях

педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.

Форма написания Годового плана ДОУ может быть различной.

календарной (разбитой по месяцам),

цикличной (содержать определенную цикличность форм работы),

текстовой (иметь текстовое описание содержания),

табличной (иметь табличную форму написания),

блочно – схематичной (разбитой на определенные блоки работы).

Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является

«анализ работы за прошедший учебный год».

Сейчас мне хотелось бы поподробнее рассказать о планировании педагогов ДОУ.

Педагогами традиционно используются такие виды планирования как календарно-

тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является

модульное планирование. Рассмотрим каждый вид отдельно.

Комплексное

планирование

процесса

возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной

программой ДОУ по всем образовательным областям и является его составной частью.

планирование

составляется

методистом

педагогами

возрастной

совместно

разрабатывается

учебного

сентября

включительно).

планирования

называют комплексно-тематическим.

планирование оформляется в печатном виде и должно иметь титульный лист.

Перспективное

планирование

воспитательно-образовательного

процесса

возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности

осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением

является

о сновная

общеобразовательная

программа

дошкольного

учреждения.

Перспективный

составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год

(допустима

коррекция

Перспективный

разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и

осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.

Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с

учетом комплексно-тематического планирования.

Т е п е р ь

о Календарно-тематическом

планировании

во спит ательно-

образовательного процесса в возрастных группах. Это заблаговременное определение

последовательности

осуществления

воспитательно-образовательной

указанием

необходимых

используемых

устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.

Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех

видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Такой вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать

разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной

на детской инициативе и активности, а также должен обеспечивать организацию детской

жизни в трех формах:

Непосредственно образовательная деятельность;

Нерегламентированные виды деятельности;

Свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной

спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Блочно-схематичное планирование может быть представлено на одном листе, либо

отдельном

планировании

отдельно

выписывать

педагогов

мероприятия

планирования

используется старшими воспитателями, методистами ДОУ.

технологии модульного планирования . При составлении плана на

основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на

неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты

наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.

Создание

начинается

распределения

деятельности,

организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.

Для того чтобы упорядочить эти произвольные виды планирования, целесообразно

ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в

виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.

оформлению

документов

отводится

второстепенная

оформленный

своевременно

корректно

помощником.

подыскивая

планировании,

некоторым разочарованием поняла, что большинство из них планирование высмеивают,

мол, мы планы строим, а кто-то решает за нас, каков будет конечный итог. Но есть один

который о планах сказал следующее: «Помните, что каждая минута, потраченная на

планирование, экономит десять минут вашего труда». И я с ним полностью согласна.

Благодарю вас за внимание! И желаю, чтобы ваши рабочие планы совпадали с

требованиями ФГОС ДО и действующему законодательству.

Рассмотрим

подробнее

планирования

необходимые

воспитателю

перспективное и календарно-тематическое, так как на практике доказано, что воспитатели,

используя лишь календарный план, намного чаще допускают ошибки в планировании.

ПРИНЦИПЫ

ПЕРСПЕКТИВНОГО И

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ

Давайте назовём первые три принципа, а потом подробно рассмотрим их.

Соблюдение

оптимальной

нагрузки

(количество

длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).

Соответствие

планируемого

педагогического

процесса

физиологическому

развитию

(учитываются

биоритмы,

планируются

вторник, среду).

медико-гигиенических

требований

по следовательно сти,

длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных

процессов.

региональных

особенностей

комплексные программы составлены с учетом климатических условий нашего региона и в

коррекции не нуждаются.

Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при

проведении

прогулок,

закаливающих

оздоровительных

мероприятий,

экологии.

Учет индивидуальных особенностей. (необходимо знать тип темперамента

ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его

вовлечению в педагогический процесс).

Разумное

чередование

организованной

самостоятельной

деятельности. (занятий; игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя,

а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).

изменения

работоспособности

планировании

требования

сочетаемости

(планирование

максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с

занятиями с высокой двигательной активностью).

Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы,

игр по подгруппам).

Взаимосвязь

процессов

обучения

развития

(обучающие

планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).

Регулярность,

последовательность

повторность

воспитательных

воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи –

познакомить

выполнять

воспитывать

доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и

Рассмотрим

ПРИМЕРЕ Сюжетно-ролевой игры «Семья» какие задачи могут

быть запланированы в течение 1 – 2 недель:

1 день – Способствовать формированию у детей умения выполнять правила ролевого

поведения;

2 день – учить детей заранее придумывать план игры;

3 день – способствовать объединению с игрой «Магазин», обратить внимание на

культуру общения;

4 день – способствовать использованию в игре предметов заместителей;

5 день - воспитывать доброжелательное отношение к детям.

Включение

элементов

деятельности,

способствующих

эмоциональной

разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка).

Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов.

Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной

проведение

индивидуальной

подготовке

занятиям,

проведение

интегрированных занятий.

Планируемая деятельность должна быть мотивирована.

Мотив – это интерес, желание.

Мотивация практическая – научиться сделать.

Мотивация игровая (использование на занятии игровых приемов Н: пришел в гости

Незнайка, с ним что-то произошло, надо помочь. Как?…)

Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать как живут

птицы в лесу?…).

Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально

возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.

Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать

разнообразную

деятельность,

полноценную

предметно-

развивающую

экологический,

спортивный,

театрально-музыкальный,

патриотический (в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран.возр.

сенсорный;

«Занимательной

математики»,

сюжетно-ролевых игр.

Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих

задачах ДОУ.

Предполагается

обязательное

привлечение

родителей

образовательный

процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что

должен знать и уметь ребенок к концу года?» Выполнение домашней работы в тетрадях

дается только на выходные дни.

УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

1. Знание программных задач.

2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.

Использование

принципа

повторности

усложнением

небольшим интервалом.

Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы.

используется

занятиях

выносить

нерегламентированную деятельность.

4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен

мнениями

результатам

наблюдений

усваивают

пройденный

материал,

выполняют

обязанности,

культуры

поведения,

проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть

плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в

ходе работы в плане данного вида).

В перспективном плане планируются:

1. Цели и задачи (на квартал);

2. Виды детской деятельности:

а) игровая деятельность;

б) социальное развитие;

в) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,

подвижные игры);

г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,

эксперименты);

д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,

изобразительная);

е) элементы трудовой деятельности.

3. Работа с семьей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематиче ское

планирование

– структурирует

образовательного

процесса.

разработать

подробный

календарно-

тематический план необходимо:

Установить объем плана в условно-учебных часах.

Определить

тематику,

количество

прохождения

каждой темы.

Н: Овощи – 2 занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года – 4 занятия.

Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для

достижения поставленных целей и задач.

Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится

очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по

ходу календарного планирования в течении года.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Организация

целостного,

непрерывного,

педагогического

процесса.

Педагогический

совокупность

различных

мероприятий,

направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.

Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей

и соответствующих форм их организации на каждый день.

Календарный план является обязательным документом (1987 г).

Компонентами календарного планирования являются:

1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.

Организационно-действенный

компонент

соответствовать поставленным задачам).

Результат

запланировали

получили

совпадать).

Планируемые

календарно-тематическом

диагностируемыми. Н: воспитывать любовь к природе – цель не диагностируемая, а

формировать

бережное

отношение

цветнике

(поливать,

диагностируемая цель.

Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика

показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели.

Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени необходимо планировать:

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

УТРО. Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.

В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию

детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать

следующим требованиям:

Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут),

ребенок должен увидеть результат своей работы. Н: сюжетно-ролевые и строительные

игры длительны и не планируются в средних и старших группах.

желательно

планировать

деятельность

предполагающую

большую подготовку.

планировать

деятельность,

предполагается

использование колющих и режущих предметов труда.

Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.

Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии

комплекс меняется через две недели.

ПРОГУЛКА. Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную,

интересную деятельность и снять утомление.

Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие

(музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или

спортивной игры если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее,

что нужно планировать на прогулке:

1 . Наблюдение

природой,

транспортом,

взрослых,

сезонными

изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся чаще.

Подвижная

(сюжетная

«Гуси-гуси…»,

бессюжетная

соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она

планируется с учетом погоды, особенностей сезона.

3. Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в старших

группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки) .

4. Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.

5. Индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к занятиям (математике,

развитию речи), с детьми которые не усвоили материал (3 – 7 минут), с одаренными

детьми, по подготовке к праздникам.

6..Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей необходимо

формировать потребность в труде.

Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от

настроения и желания детей.

7. Планируются беседы по культуре общения, по воспитанию нравственных качеств.

ВЕЧЕР. Цель. Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с

удовольствием шел в детский сад. В данный отрезок времени планируются:

Настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, подвижные,

дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и потребности детей.

2 . Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз

неделю (в четверг или пятницу).

Примерные

названия

праздников:

праздник

«Мыльных

пузырей», «Воздушных

шаров», «Бумажных

снежинок», «Нитяных (бумажных)

кукол», «Пушистиков»,

«Летящих

голубей», «Скачущих лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются

различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи,

песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.

3. Труд (ручной труд, хоз-быт (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам. Планировать

знакомый вид дежурства нет необходимости, в плане отражается лишь нововведение.

Индивидуальная

работа по

деятельности.

изобразительной

деятельности, конструированию до занятия, занятие – это результат работы воспитателя.

До занятия желательно планировать индивидуальную работу с робкими, «слабыми» в

данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на занятии эти дети чувствовали себя

увереннее.

5. Чтение художественной литературы.

6. Работа с родителями.

Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима

циклограмма.

Непосредственно образовательная деятельность.

Запись НОД в календарном плане необходимо делать следующим образом:

Задачи (программное содержание).

(учебная,

развивающая

воспитательная).

сформировать,

психические процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и

какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.

как умению слушать, запоминать и выполнять то, что говорит воспитатель, нужно учить

на всех НОД.

ВОСПИТЫВАТЬ

доброжелательность,

заботиться

выражать

сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не

шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.

В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов,

развлечений.

Оборудование.

Активизация словаря.

Методы и приемы.

Источник.

В методической литературе подробно указываются учебные и развивающие задачи и

зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см. программу Васильевой).

ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

планирования

программы

профессионального

воспитателя. Существуют следующие формы планирования:

Текстовая –

подробная

Она необходима

начинающим

воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и

2. Схема-сетка.

1 страница – список детей.

2 страница – сетка занятий.

3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти

задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.

Н: записываем игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.

Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и

заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем

младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.

Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в

недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением

вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.

3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей.

В течении недели обыгрывается один предмет, явление или тема.

Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах.

Н: Тема «Рыбка» Развитие речи Чтение стихотворения «Где спит рыбка»,

Рисование – «Нарисуем рыбке хвостик», Предметный мир – «Разноцветные рыбки»

Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это

обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.

СХЕМА - СЕТКА

календарное планирование на 1 неделю

наблюдение

познават.

развлече

индивид.рабо

1 половина

Дидактические,

настольные.

математическим

Наблюдения

из окна за

состоянием

(нравств,

Самообслужив

математике,

развитию

экологии

Подвижные,

спортивн.

2. за животн.

и растен.

Беседы на

нравственны

Закрепление

Хозяйственно-

бытовой труд

Труд в природе

Развитие

Подготовка

к праздникам

2 половина

строительные,

театральные,

Составление

рассказов.

Пересказ.

Заучивание

стихотворен

Ручной труд

Хозяйственно-

бытовой труд,

самообслужива

развлече

конструирова

Математика

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕ НОД С______ ПО ______ _________________

наблюдение

познават.

развлечение

1 половина

Д/и «Чудесный

мешочек» - закреп.

зн.геом. фигур

Д/и «Из чего что

варят» овощи –

1. Рассмотреть

распустивший

ся цветок

ухаживать)

котором мы

архитект.

самостоятельн

о готовить

материал к

занятиям.

Правильно

пользоватьс

я вилкой –

ПРОГУЛКА

П/и «Бездомный

П/и «У медведя во

П/и «День и ночь»

1. За облаками

– чтение

стихотворения

покупками в

магазин» -

закр. знания

об овощах,

рябины для

ручного труда

2. Привлечь

1.Закрепить

временные

утро, день,

вечер, ночь

2 половина

С/р и «Библиотека»

С/р «Семья»

С/р Магазин»

изменилось»

Составление

рассказа

«Если бы я

строительн.

работать по

Литературна

я викторина

сказку» (по

правильно

полоскать

Приобщение к

национальной

культуре:

Знакомство со

сказками.

Приобщение к

национальной

культуре:

Заучивание загадок,

пословиц,

поговорок.

Приобщение к

национальной

культуре:

Знакомство с

народными

промыслами.

Приобщение к

национальной

культуре:

заучивание

потешек, песенок.

Хозяйственно-

бытовой труд.

Хозяйственно-

бытовой труд.

Хозяйственно-

бытовой труд.

Хозяйственно-

бытовой труд.

Наблюдение за

сезонными

изменениями в

Наблюдение за

сезонными

изменениями в

Наблюдение за

сезонными

изменениями в

Наблюдение за

сезонными

изменениями в

Словесные игры и

упражнения.

Словесные игры и

упражнения.

Словесные игры и

упражнения.

Словесные игры и

упражнения.

Забочусь о своем

здоровье.

Забочусь о своем

здоровье.

Забочусь о своем

здоровье.

Забочусь о своем

здоровье.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Наблюдение за

животными.

Наблюдение за

Наблюдение за

насекомыми.

Наблюдение за

неживой природой.

Знакомство с

творчеством

художников.

Знакомство с

творчеством

художников.

Знакомство с

творчеством

композиторов.

Знакомство с

творчеством

композиторов.

ПДД (чтение).

ПДД (игры).

ПДД (беседа).

ПДД (наблюдение).

Экскурсия.

Целевая прогулка.

Целевая прогулка.

Целевая прогулка.

математическим

Количество, счет.

математическим

Форма, величина.

математическим

математическим

Ориентировка в

пространстве.

Культурно-

гигиенические

Культурно-

гигиенические

Культурно-

гигиенические

Культурно-

гигиенические

Литературный час.

(мировое народное

творчество)

Литературный час.

(поэтические

произведения)

Литературный час.

(заучивание)

Наблюдение за

растительным

Наблюдение за

растительным

Наблюдение за

растительным

Наблюдение за

растительным

Театрализованные

Театрализованные

Театрализованные

Театрализованные

Работа по

закреплению темы

по познавательному

развитию.

Работа по

закреплению темы

по познавательному

развитию.

Работа по

закреплению темы

по познавательному

развитию.

Работа по

закреплению темы

по познавательному

развитию.

ППБ (беседа)

ППБ (чтение)

ППБ (игра).

ППБ (чтение).

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Игры на развитие

памяти, внимания.

Игры на развитие

памяти, внимания.

Игры на развитие

речи, мышления.

Игры на развитие

речи, мышления.

Наблюдение за

неживой природой.

Наблюдение за

неживой природой.

Наблюдение за

неживой природой.

Наблюдение за

неживой природой.

ЦИКЛОГРАММА. Распределение видов деятельности по дням недели.

Развивающие

«Веселый счет»

«Количество»

Логические

упражнения.

Ориентировка,

«День да ночь»

«Семь братцев»

«Времена года»

«Календарь»,

Наблюдение

Изменения в

Изменения в

Изменения в

Изменения в

Самообслуживани

Самообслуживани

Самообслуживани

Самообслуживани

«Российская

словесность»

развитие речи,

Составление

рассказов,

творческое

рассказывание

Пересказ.

Словесные игры.

Литературные

викторины.

природы»

Растительный

Животный мир.

Взаимосвязь

человека с

природой.

Экология: беседы,

ситуации.

Наблюдение

Животный и

растительный

Животный и

растительный

Животный и

растительный

Животный и

растительный

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

«Учимся быть

здоровыми»

Безопасность

Культура

поведения,

правила этикета.

Безопасность

Гигиенические

Художественна

я литература

драматизация,

театрализованные

Заучивание

наизусть.

Знакомство с

писателями.

Загадки и отгадки.

Наблюдение

За погодой.

За погодой.

За погодой.

За погодой.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

«Мир вокруг

«Космос»

«Воздух».

«Наша Родина –

«Наш город»

Труд взрослых.

«Открою сам» в

«Почемучек».

Наблюдение

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд взрослых.

В уголке природы.

В уголке природы.

В уголке природы.

В уголке природы.

произведений.

Рассматривание

плакатов,

иллюстраций,

Создание

проблемных

ситуаций, игры.

Приобщение к

национальной

культуре

праздники.

Пословицы,

поговорки,

народные

Экскурсия

Целевая прогулка

Наблюдение

За транспортом.

За транспортом.

За транспортом.

За транспортом.

Ручной труд

С бумагой.

С природным

материалом,

бросовым

материалом.

Строитель,

составление

С тканью.

Формы работы во второй младшей группе.

Понедельник

Беседы по

иллюстрациям

(развитие речи,

ознаком. с

окружающим).

Дидактическая игра

Театрально-игровое

творчество.

Индивидуальная

работа по изо-

деятельности.

Подвижная игра.

Настольные

развивающие игры с

правилами.

Артикуляционная

гимнастика.

Наблюдения в

уголке природы

(экологическое

воспитание,

артикуляция

Рассказывание

сказок по

пиктограммам.

Подвижная

Логоритмика.

пальчиковая

гимнастика.

Индивидуальна

я работа по

ознакомлению с

окружающим

(игра, общение)

Беседа по

нравственному

воспитанию.

Индивидуальная

работа по изо-

деятельности.

Подвижная игра.

Разучивание

Логоритмика.

Индивидуальная

работа по

активизации

Театрализованная

деятельность.

Беседы по ОБЖ,

рассказы из

личного опыта.

Дидактическая

формирование

грамматического

строя речи.

Индивидуальная

работа по

трудовому

воспитанию.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по

формированию

самообслуживания

Подвижная

Дидактическа

я игра по

Составление

описательного

рассказа.

Работа по

развитию

моторики рук.

эксперимент.

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по РЭМП

(предварительная

подготовка к

будущему занятию).

экспериментирование

Проблемно-игровая

ситуация (воспитание

гуманизма,

ознакомление с

окружающим).

Подвижная

Индивидуальна

я работа по

развитию

внимания,

мышления.

ролевая игра.

художественной

литературы.

«обыгрывание»

поделок и

речевая работа.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Конструирование,

«Обыгрывание»

упражнение на

развитие

артикуляции

(звукоподражание

Чистоговорки).

Динамический

Сюжетно-ролевая

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая

Индивидуальная

по закреплению

навыков владения

ножницами,

кисточкой клеем.

Игра на развитие

памяти, внимания,

мышления.

художественной

литературы.

Подвижная

ролевая игра.

Хозяйственно-

деятельность

подгруппам).

драматизация.

Дидактическа

я игра на

расширение и

активизацию

Музыкально-

спортивное

развлечение.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в средней группе .

Понедельник

Наблюдение в

уголке природы.

Разучивание стихов.

Дидактическая игра

по развитию речи.

Индивидуальная

работа по ознак. с

окружающим.

Элементы ТРИЗ.

Составление

рассказов по

(описание).

Подвижная

Индивидуальна

я работа по

развитию

Беседа по

нравственному

воспитанию

проблемных

ситуаций,

рассказы из

личного опыта,

рассуждение).

Составление

рассказов по схеме

(повествование).

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по

грамматическому

строю речи.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная

Элементы

Дидактическая

развитию речи.

Индивидуальна

я работа по

Развитие

фонематического

(автоматизация

моторики рук.

Дидактическая

развитию речи.

Индивидуальна

я работа по

физическому

воспитанию.

Индивидуальна

я работа по

Подвижная

Индивидуальна

я работа по

грамматическом

у строю речи.

Элементы

Дидактическая

развитию речи.

Дидактическая игра

по развитию речи.

Народная игра.

Трудовое

воспитание.

окружающим.

Активизирующ

ее общение

(рассказы из

личного опыта,

проблемных

ситуаций).

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая

экспериментировани

Предварительная

работа по

подготовке к

будущему занятию

изобразительного

Дидактическая игра

по развитию речи.

Индивидуальная

работа по РЭМП.

Индивидуальна

я работа по

окружающим.

ролевая игра.

Предварительн

ая работа по

подготовке к

аппликации (с

бумагой и

ножницами).

Элементы

художественно

й литературы.

Развивающая

развитие

внимания,

мышления.

Подвижная

Индивидуальна

я работа по

нравственному

воспитанию.

ролевая игра.

Составление

рассказов по

Развивающая

развитие

внимания,

мышления.

Конструирован

«обыгрыванием

» поделок.

Динамический

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по развитию

мелкой моторики

Развивающая игра

на развитие памяти,

внимания,

мышления.

Работа по

дифференциации

Сюжетно-ролевая

экспериментировани

Элементы ТРИЗ.

Подвижная

Индивидуальна

(предварительн

ая подготовка к

будущему

занятию по

познавательном

у развитию).

ролевая игра.

художественной

литературы.

Театрально-

творчество.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в старшей группе .

Понедельник

(социально-

нравственное

воспитание).

Дидактическая

игра по развитию

Индивидуальная

работа по

изодеятельности.

Подвижная игра.

Индивидуальное

обсуждение

выполнения

«домашних

заданий» в

тетрадях.

Составление

рассказов по

(описание).

Дидактическая

игра по РЭМП.

Дидактическая

развитию речи.

Индивидуальная

работа по

развитию

моторики рук.

Подвижная игра.

Наблюдение в

Дидактическая

игра по ознак. с

окружающим.

Артикуляционная

и пальчиковая

гимнастика.

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по РЭМП.

Составление

рассказов из

личного опыта

(повествование и

рассуждение).

Дидактическая

подготовке к

обучению

Артикуляционная

и пальчиковая

гимнастика.

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа в тетрадях

по развитию

мелкой моторики

рук, активизации

мышления и речи.

Активизирующее

общение (решение

проблемных

ситуаций).

Развивающая игра

(пространственное

и логическое

мышление,

воображение).

Разучивание

Подвижная игра.

Дидактическая

игра по ознак. с

окружающим.

Подвижная игра.

ролевая игра.

Индивидуальная

работа по

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по

развитию

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая

Элементы ТРИЗ.

Динамический

Подвижная игра.

эксперимент.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по

активизации

формированию

грамматического

строя речи.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая

игра по РЭМП.

Разучивание

внимания,

мышления.

художественной

литературы.

Театрально-

творчество.

Индивидуальная

работа по

физическому

воспитанию.

Конструирование

«обыгрыванием»

художественной

литературы.

Драматизация

Сюжетно-ролевая

Индивидуальная

работа по

развитию

фонематического

Хозяйственно-

бытовой труд.

Музыкально-

спортивное

развлечение;

конкурс чтецов,

загадок и т.п.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в подготовительной к школе группе .

Понедельник

Активизирующе

е общение

(рассказы из

личного опыта,

проблемных

ситуаций).

Наблюдение и

труд в уголке

Индивидуально

е обсуждение

выполнения

«домашних

заданий» в

тетрадях.

Подвижная

Составление

рассказов по

(повествование,

описание).

Дидактическая

игра по ознак. с

окружающим.

Артикуляционна

я и пальчиковая

гимнастика.

Подвижная игра.

Элементы ТРИЗ.

Индивидуальная

работа по

развитию

моторики рук.

эксперимент.

Хозяйственно-

бытовой труд.

Развивающая

игра (логическое

пространственно

е мышление.

Подвижная игра.

Логоритмика.

Разучивание

(социально-

нравственное

воспитание).

Развивающая

(пространственно

е и логическое

мышление,

воображение).

Подвижная игра.

Артикуляционная

и пальчиковая

гимнастика

применением

пиктограмм по ОБЖ.

Артикуляционная и

пальчиковая

гимнастика

Подвижная игра.

Игра-забава

(народная,

хороводная, малой

подвижности).

Драматизация

Подвижная

Индивидуальная

работа по ознак.

с окружающим.

ролевая игра.

Дидактическая

подготовке к

обучению

Дидактическая

игра по РЭМП.

Индивидуальная

по развитию

фонематическог

элементов

звукового

анализа слова.

Предварительна

я работа по

подготовке к

будущему

занятию по

познавательному

развитию.

ролевая игра.

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по

Дидактические и

развивающие

упражнения с

использованием

карточек

(внимание,

моторика рук).

Предварительная

работа по

подготовке к

будущему

изобразительного

Подвижная игра.

художественной

литературы.

Дидактическая

активизацию

Индивидуальная

работа по

развитию мелкой

моторики рук.

Хозяйственно-

бытовой труд.

Элементы ТРИЗ.

экспериментировани

Дидактическая игра

(грамматический

строй речи).

Индивидуальная

работа по РЭМП.

Конструирование,

обыгрывание

поделок (2-я неделя-

музыкально-

спортивное

развлечение).

Модели написания конспекта непосредственно образовательной деятельности (нод).

Вариант 1.

Тема нод.

Триединая задача (воспитание, обучение, развитие).

Оборудование.

Активизация словаря.

Методические приемы (формы организации познавательной деятельности):

Организационный момент (мотивация)

Первая часть (закрепление пройденного материала)

Вторая часть (ознакомление с новым материалом, формирование понятий

словарного запаса)

Третья часть (закрепление нового материала)

Итог занятия в соответствии с поставленными целями.

Вариант 2.

Тема нод.

Триединая задача (воспитание, обучение, развитие)

Специально организованное рабочее пространство.

Активизация словаря.

Методические приемы:

а) Первая часть (вступительная). Назначение вида деятельности – настроить детей на

активную работу, позитивный контакт друг с другом, создать заинтересованность

предстоящей деятельностью.

б) Вторая часть (мотивационная основа деятельности). Назначение вида деятельности –

стимулировать принятие элементов учебной задачи, создать интерес к содержанию

в) Третья часть (совместная продуктивная деятельность). Создание проблемной ситуации,

поиск выхода из нее.

Г) Четвертая часть (заключительная).

Разнообразие методов и приемов.

Словесные:

Воспитателю увлекаться словесными методами обучения нельзя – это приводит к

формальному усвоению знаний.

Наглядные (подключение к запоминанию и усвоению учебного материала всех органов

чувств – слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания):

Наблюдение

Демонстрация

Рассматривание

Самые необходимые методы в процессе первоначального обучения.

Организационные:

интригующее начало

эмоциональная завязка

сюрпризный момент и т. д.

Мотивирующие:

создание ситуации занимательности

загадывание загадок

создание ситуации новизны

эффект удивления и т.д.

Методы, возбуждающие интерес к получению знаний и умений:

создание ситуации столкновения мнений

игра (познавательная, развивающая, дидактическая, подвижная и пр.)

игровое упражнение

эвристический метод – метод открытий

проведение опыта

10. экспериментирование

Данный вид планирования разрабатывается на весь учебный год.

Количество НОД должно соответствовать учебному плану ДОУ.

Программные задачи должны соответствовать возрастному стандарту и

требованиям программы.

В 5 графе обязательно указание метод.литературы и страницы.

Темы должны соответствовать программе.

Совместная деятельность определяется по выбору педагога.

Екатерина Рыкова
Планирование образовательной деятельности в дошкольных учреждениях

Повышение качества дошкольного образования в современной образовательной практике , согласно ФГОС ДО, подразумевает повышения качества трех её основных составляющих :

Условий, в которых реализуется содержание;

Результатов (целевых ориентиров, которых достигает ребенок в итоге освоения примерной программы, реализуемой в дошкольной организации (5) .

Планировать – составлять , разрабатывать планы , проекты, размечать какое-либо место, пространство подо что-либо в соответствии с планом (24, продумывать последовательность будущих действий. Термин «план » толкуется, как : система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых заданий , определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления программ, работ или отдельных мероприятий; способ кратко (или полно) зафиксировать целевые ориентиры, последовательность организации образовательной деятельности с детьми .

Планирование образовательной процесса с детьми – составная часть педагогической деятельности , существенным признаком которой, по мнению А. Н. Леонтьева (20, С. Л. Рубинштейна (25, является её продуктивно-преобразующий характер , социальность и осознанное целеполагание. Планирование не вступает в противоречие с образовательной программой , реализуемой в дошкольной организации , отражает структуру образовательного процесса (целевой, содержательный, организационный, учитывает приоритетные направления деятельности ДОУ , определяет перспективу их развития. В условиях личностно ориентированного образования мотивация планирования связана с повышением качества дошкольного образования .

Проанализировав литературу, посвященную вопросу планирования образовательной работы в ДОУ (8, 9, 11, 21, 26, мы пришли к выводу, что сегодня все планы образовательной деятельности дошкольных учреждений в большинстве ДОУ традиционно подразделяются на :

Перспективные – составляются на длительный срок (примерная структура составления годового плана приведена в Приложении 1);

Календарные – составляются на короткий срок.

То есть основой для составления календарного плана служит план перспективный .

Что касается видов планирования , то их можно разделить на несколько групп :

Годовое планирование : планирование работы всего детского сада (как правило, данный вид планирования осуществляет либо руководитель ДОУ, либо старший воспитатель (педагог) ;

Тематическое планирование : подразумевает планирование по отдельным видам воспитательно-образовательной деятельности (его составлением занимаются авторы парциальных программ или руководитель ДОУ совместно со старшим воспитателем);

Индивидуальное планирование : планирование деятельности специалистов узкой направленности, которые работают в ДОУ (составление возложено на плечи самих специалистов – логопедов, психологов, преподавателей музыки, рисования, физической культуры и т. д.);

- планирование работы с дошкольниками конкретной возрастной группы (данный вид планов составляется воспитателями групп под контролем старшего воспитателя).

Для обеспечения успешности воспитательно-образовательного процесса необходимо , чтобы план обладал следующими характеристиками :

Единство;

Непосредственность;

Гибкость;

Прогностичность.

О. Р. Меремьянина (22) пишет, что для реализации образовательных программ , разработанных с учетом ФГОС ДО целесообразным является выделение в перспективном плане нескольких основных разделов :

- «Образовательное ;

- ;

- ;

- «Организация развивающей предметно-пространственной среды» .

В разделе «Образовательное сотрудничество с родителями» целесообразно указывать формы работы с родителями, требующие от воспитателя специальной подготовки к их организации и проведению : родительские собрания , практикумы, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации, конференции, разработка анкет, вопросников, обработка полученных результатов, пополнение информационных центров новыми рекомендациями и т. д.

Содержание раздела «Индивидуальная работа с детьми» планируется , исходя из реальных проблем, выявленных в результате наблюдений и констатации педагогом фактов конкретных затруднений детей на занятиях или других видах детской деятельности . Затруднения детей являются объективным основанием при проектировании программы индивидуального сопровождения ребенка, выборе форм индивидуальной работы.

Раздел «Содержательная интеграция деятельности воспитателя со специалистами ДОУ» выделяется при условии наличия в дошкольном учреждении специалистов : музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, иностранному языку, изобразительной деятельности , хореографа, логопеда, тифлопедагога. В разделе планируются совместные мероприятия, определяется их цель, назначаются ответственные за подготовку и проведение.

В разделе «Профессиональное саморазвитие» педагоги фиксируют мероприятия, направленные на повышение уровня собственной профессиональной компетентности. Формы работы отражают усилия педагога, направленные на развитие конкретных профессиональных компетенций. Методические материалы, разработанные в процессе деятельности , пополняют профессиональный портфолио педагога, используются при проведении процедуры самоанализа.

Все занятия по рассмотренным разделам (их количество и продолжительность, организационные формы) определяются расписанием занятий ДОУ.

В большинстве случаев, как уже говорилось, основой планирования всех видов образовательной деятельности в ДОУ является перспективный план , который, помимо проверенных годами преимуществ имеет и ряд недостатков, в частности :

Перспективное планирование , в отсутствии календарного (комплексно – тематического) плана , не раскрывает содержания деятельности , методические приемы, не конкретизирует дидактическое обеспечение;

Не всегда позволяет равномерно распределить деятельность по ее видам в течение определенного отрезка времени;

Избежать прецедента дополнительной нагрузки на детей или ее необоснованного отсутствия;

Затрудняет осуществление методического контроля над выполнением планируемых мероприятий .

ФГОС ДО (5) не предусматривает жестко заданных требований к формам и видам планирования образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений . Вероятно, разработчиками Стандарта предполагалось, что ко всем дошкольным образовательным программам , которые будут внесены в федеральный образовательный реестр , будут прилагаться конкретные рекомендации по планированию образовательной деятельности ДОУ , использующих какую-либо программу.

Сегодня наиболее актуальным, востребованным и эффективным для реализации целей и задач ФГОС ДО считается комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности .

Долгое время комплексно-тематическое планирование использовалось при работе с детьми, которые имеют особые образовательные потребности . Однако в последние годы проявляется устойчивая тенденция по использованию данного вида планирования и в образовательной деятельности ДОУ общей направленности (некоррекционного вида) (26, 41-42) .

Составление комплексно-тематического плана образовательной деятельности подразумевает , во-первых, проведение проблемно-ориентированного анализа достижений и затруднений дошкольников и учет результатов проведенной диагностики при составлении плана ; во-вторых, выбор таких форм, приемов и методов преподавания, которые максимально эффективно будут способствовать достижению положительных результатов в обучении каждого ребенка; в-третьих, определение форм контроля и учета качества образовательного процесса ; и наконец, в-четвертых, использование приемов и методов педагогики сотрудничества с дошкольниками и их родителями для формирования мотивации к активной деятельности всех участников образовательного процесса .

Основным образовательным содержанием комплексно-тематического плана являются события , позволяющие дошкольнику успешно «ориентироваться в четырех мирах действительности : мире живой и неживой природы, рукотворном мире, мире общественных (социальных отношений, мире собственной внутренней жизнедеятельности » (26, 43) . При разработке комплексно-тематического плана педагогом выделяются основные «узловые» темы. Темы занятий «многослойны» , то есть они повторяются с определенным усложнением в каждой возрастной группе. Возвращение к теме в иных педагогических условиях, на другом содержании, возрастном уровне развития помогают ребенку успешно освоить информацию, овладеть новыми способами общения и познания окружающего мира, формирует компетентность как особую «практическую умелость, опыт» при решении несложных жизненных ситуаций. Ход занятия, методические приемы, формы предварительной и индивидуальной работы с детьми, дидактические материалы, то есть все основное методическое и дидактическое сопровождение педагоги отражают в конспектах, сценарных планах занятий . Помимо основного образовательного содержания воспитателю целесообразно иметь дополнительный тематический материал : тексты художественных произведений, дидактические игры и игровые упражнения, творческие задания для самостоятельной исследовательской деятельности , иллюстрации, модели, схемы и др. Дополнительный материал обеспечивает педагогам свободу выбора содержания с учетом возможностей детей и реальной образовательной ситуации .

Комплексно-тематический план может составляться воспитателем при участии специалистов ДОУ, которые на своих занятиях творчески обогащают и развивают возможности детей, добиваясь при интеграции усилий высоких образовательных эффектов .

Таким образом , можно говорить о том, что сегодня традиционные подходы к планированию образовательной деятельности нуждаются в доработке и корректировке. Необходимо учитывать не только возрастные особенности каждой группы дошкольников , но и индивидуальные особенности каждого ребенка в отдельности. В связи с чем перспективным представляется комплексно-тематический подход к планированию . К составлению планов , как календарных, так и перспективных целесообразно привлекать весь педагогический коллектив ДОУ : это обеспечит более высокое качество планирования , а значит и всего образовательного процесса в целом .

Планирование - это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.

Особенностью планирования как функции управления является то, что оно не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Основой для планирования служат результаты педагогического анализа, результаты планирования оказывают прямое влияние на функции организации и контроля.

Важность функции планирования в управленческой деятельности отмечалась исследователями и основателями школы научного управления (Ф. Тейлором, Г. Ганнтом, Ф. Гилбертом), которые уделяли большое внимание планированию, указывали на его ключевое значение в управлении. Именно представителем данной школы Г. Ганнтом было введено понятие «календарное планирование».

Необходимость и важность планирования как стадии единой системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении подчеркивает К.Ю. Белая, выделяя среди функциональных обязанностей заведующей и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения их деятельность при планировании воспитательно-образовательной работы и методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения:

  • - определяет вместе с коллективом цель своего учреждения - конкретный образ желаемого результата, который ДОУ реально может достичь к конкретно определенному времени;
  • - осуществляет стратегическое планирование - тщательную, систематическую подготовку к будущему;
  • - совместно с коллективом осуществляет разработку и внедрение программ развития и планов работы дошкольной организации.

Определяет вместе с коллективом цель своего учреждения - конкретный образ желаемого результата, который дошкольная образовательная организация реально может достичь к конкретно определенному времени.

Старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения:

  • - участвует в стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;
  • - планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:
  • - предложения в план работы ДОУ;
  • -повышение квалификации воспитателей;
  • - помощь воспитателям в самообразовании;
  • -аттестацию воспитателей;
  • - составление сетки занятий по возрастным группам;
  • - методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;
  • - обмен опытом работы сотрудников ДОУ;
  • - ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;
  • - развитие преемственности ДОУ и школы;
  • -совершенствование работы с родителями;
  • -комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками/

При планировании работы ДОУ учитываются:

  • - тип дошкольной образовательной организации;
  • - возможности его материально-технической базы;
  • - кадровый состав, его профессиональные возможности;
  • - перспективы развития педагогического коллектива.

Принципы планирования:

  • - комплексный подход к планированию;
  • - конкретность плана;
  • - реалистичность, выполнимость плана (не перегружать);
  • - сочетание оптимальных форм, средств, методов работы;
  • - нацеленность на конечный результат;
  • - опора на участие каждого сотрудника.

Планирование предполагает, прежде всего, определение целей и задач, стоящих перед ДОУ.

Цели развития ДОУ рассматриваются как системообразующий фактор, определяющий содержание её деятельности и результат работы.

Важность определения целей ДОУ вытекает из многообразия их функций:

  • - отражение общей идеи функционирования и развития ДОУ;
  • - основа планирования работы ДОУ и основа принятия управленческих решений;
  • - мотивирование деятельности сотрудников детского сада;
  • - главный критерий, стандарт для осуществления контроля за ходом работы и оценки конечных результатов.

Ряд современных авторов, работы которых посвящены управлению дошкольным образованием (С.А. Езопова, Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко, Л.М. Денякина и др.), определяют следующие задачи планирования в дошкольном образовательном учреждении:

  • -обозначение направлений деятельности ДОУ на основе изучения потенциала учреждения и окружающего социума;
  • -определение желаемых результатов работы дошкольного учреждения, на достижение которых направлена планируемая деятельность;

Выявление средств (ресурсов) дошкольного учреждения, обеспечивающих достижение поставленных целей;

Разработка стандартов осуществляемой деятельности, требований к ее реализации, критериев и показателей оценки результатов.

1. Определение изначального, «стартового» уровня состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении на момент начала планирования.

Для этого могут понадобиться изучение и анализ как состояния внутренних ресурсов ДОУ, результатов предыдущей деятельности, так и тех внешних условий сложившегося социума, в которых будет протекать последующая деятельность. При этом тщательность педагогического анализа исходного состояния деятельности дошкольного образовательного учреждения окажет прямое влияние на реальность планов, возможность их реализации;

2. Описание ожидаемых результатов деятельности по окончании реализации планов, от конкретности которого зависит степень реализации планов

При этом необходимо учитывать, что планы реализуются людьми в быстро меняющихся условиях окружающей среды. В связи с этим, скорее всего, полученные результаты деятельности не будут полностью соответствовать запланированным. Поэтому, определяя результаты и осуществляя контроль за их достижением, руководителю необходимо помнить о гибкости (пластичности) плана, возможности его оперативной корректировки;

Выбор оптимальных путей и средств, позволяющих достичь запланированных результатов. Определяя содержание плана, то есть мероприятия, участников, ответственных, сроки исполнения, не следует перегружать его большим количеством мероприятий в ограниченные сроки;

Включение в процесс планирования педагогов дошкольного образовательного учреждения. Выполнение этого условия способствует:

Повышению у педагогов личной заинтересованности в реализации разработанных планов;

  • - получению педагогами более широкого представления о деятельности дошкольного образовательного учреждения;
  • - более глубоким аналитическим основаниям планирования;
  • - определению рабочих взаимоотношений в коллективе в реализации разработанных планов;
  • - развитию активности и организаторских способностей педагогов ДОУ и созданию положительного микроклимата.

Результатом осуществления функции планирования является создание системы планов, состоящей из стратегических, тактических и оперативных планов.

В теории управления различают следующие виды планирования в зависимости от временного периода осуществления:

  • - стратегическое (долгосрочное);
  • - тактическое (среднесрочное);
  • - оперативное (краткосрочное).

Все перечисленные виды планирования присутствуют в дошкольном образовательном учреждении.

Стратегическое планирование охватывает длительный период времени (чаще всего 3-5 лет) и имеет целью определение магистральных направлений развития дошкольного образовательного учреждения исходя из внешних и внутренних условий его деятельности.

Первым этапом подготовки стратегических планов является анализ окружения и внутреннего потенциала ДОУ.

Второй этап предполагает определение миссии и ключевых целей ДОУ.

Третий этап заключается в разработке стратегии развития ДОУ.

Таким образом, в результате стратегического планирования создается Программа развития дошкольного образовательного учреждения, в которой определяются его исходное состояние и потенциал, миссия и стратегические цели и вырабатывается стратегия дальнейшего его развития. Подробнее о некоторых подходах к разработке Программы развития дошкольного образовательного учреждения будет рассказано в следующей главе.

Тактическое планирование осуществляется на среднесрочный период (1-3 года). Тактическое планирование в дошкольном образовательном учреждении реализуется в рамках подготовки годовых планов работы и планов основных подразделений. Рассмотрим этапы годового планирования работы дошкольного образовательного учреждения.

Первый этап - анализ итогов работы ДОУ на предыдущем этапе.

  • -достигнутый уровень решения задач, его количественная и качественная характеристика;
  • - анализ результатов деятельности коллектива по решению задач, - положительных и негативных сторон его деятельности;
  • - выявление причин, вызвавших недостатки в работе, сбои в реализации планов;
  • - выбор путей решения проблем, которые будут положены в основу нового цикла планирования.

Второй этап - определение основных целей ДОУ на последующий период планирования, их ранжирование.

Исходя из результатов анализа и стратегических планов, определяются цели и основные направления дальнейшей работы на краткосрочный период.

Третий этап - определение мероприятий, позволяющих достичь, поставленные цели. Мероприятиями по достижению целей называется совокупность средств, способов, действий по реализации деятельности образовательного учреждения.

На данном этапе конкретизируется содержание деятельности на планируемый период; определяются исполнители и ответственные за его реализацию, механизм координации их действий; ресурсы для осуществления плана.

Четвертый этап - обсуждение и утверждение плана на заседании педагогического совета ДОУ.

Таким образом, тактический (среднесрочный) план позволяет определить конкретные цели деятельности организации и средства для их достижения. Он показывает не только то, что необходимо достичь, но и то, как это можно сделать. В дошкольном образовательном учреждении к тактическому планированию можно отнести процесс разработки Годового плана ДОО. Различные подходы к годовому планированию и примеры Годовых планов дошкольных образовательных учреждений приведены ниже.

На основе тактического плана разрабатывается оперативный план работы сотрудников организации. Оперативное планирование осуществляется на краткосрочный период (как правило, охватывает период до нескольких месяцев).

Оперативные планы, составляются на основе тактических и включают в себя конкретное содержание работы по дням. Данный вид планирования практически осуществляется каждым квалифицированным сотрудником организации. К оперативным планам в дошкольном образовательном учреждении относятся планы воспитательно-образовательной работы в группе.

Таким образом, планирование - это процесс, результатом которого является четкая формулировка целей и определение средств и методов, при помощи которых поставленные цели будут достигнуты; это разработка системы предстоящей деятельности, процедура формулирования целей и задач деятельности.