Использование эфу в образовательном процессе сельской школы. Главное об ЭФУ: что нужно знать об электронной форме учебника Что такое эфу в образовательном процессе

Психология и педагогика

Электронные формы учебника (ЭФУ) становятся все более популярными в школах. Они экономят время учителя при подготовке к уроку и делают намного более разнообразными и интересными занятия для ученика. Делимся полезными советами по использованию ЭФУ на уроке и дома, при подготовке.
  1. Выберите оптимальную модель использования ЭФУ на уроке или сочетайте различные модели в соответствии с целями (ожидаемыми результатами) и имеющимся материально-техническим обеспечением учебного процесса.
  2. Для работы на уроке лучше использовать схожие по техническим характеристикам устройства. Модель BYOD может привести к «цифровому неравенству».
  3. Сделайте использование ресурсов ЭФУ продуманным, системным и доступным для учащихся. Создайте «гид» по электронным образовательным ресурсам. Используйте различные цифровые ресурсы наряду с ЭФУ в зависимости от образовательных задач.
  4. Опирайтесь на пункт 10.18 СанПиН при планировании и проведении урока, определении объема домашнего задания с ЭФУ.
  5. Применяйте тренажеры ЭФУ для организации самопроверки и рефлексии учащихся, а не для контроля.
  6. Используйте максимум возможностей электронных устройств, с которыми работаете: дайте возможность школьникам создать собственный образовательный продукт.

О том, как сделать применение ЭФУ в образовательном процессе эффективным и полезным, рассказывает Сергей Кутузов, методист по электронным формам учебников объединенной издательской группы «ДРОФА - ВЕНТАНА».

- Что такое электронная форма учебника?

Точные требования к этому виду учебной литературы закреплены в приказе №870 МОиН РФ от 18 июля 2016 года. Согласно данному документу, это электронное издание, которое соответствует по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и при этом снабжено мультимедийными элементами, тренажерами, интерактивными ссылками, расширяющими и дополняющими содержание учебника в зависимости от специфики того или иного предмета.

Например, на уроках географии используются интерактивные карты, истории - анимационные ролики различных событий, при изучении искусства - 3D-модели архитектурных памятников.

- Что мешает использованию ЭФУ в школе?

Во-первых, это опасения родителей и педагогов за негативное воздействие компьютера на здоровье детей, во-вторых - недостаток необходимых компетенций у педагогов, поскольку применение цифровых технологий требует перестройки привычной модели урока.

- Достаточно ли оснащены школы для использования ЭФУ?

В стране насчитывается не так много школ с максимальным оснащением - «1 ученик - 1 компьютер». Но это не значит, что во всех остальных случаях исключается применение ЭФУ. Мне часто говорят: у нас в школе нет планшетов для каждого ученика, значит, мы не можем использовать электронные учебники. Ответ такой: можете, если выберете подходящую модель.

Самый простой и, вероятно, самый распространенный вариант: компьютер учителя - проектор - интерактивная доска, которые есть практически в каждой школе и могут использоваться педагогом во фронтальной работе наряду с заданиями тренажера.

Если компьютера у педагога нет, нет планшетов у учеников на уроке или учитель считает, что электронный учебник на занятии не нужен, что он обойдется традиционными средствами, то дети могут использовать электронный учебник дома в модели «Перевернутый класс», которая сейчас широко используется и за рубежом, и в России. Суть этой модели заключается в том, что дома дети осваивают новый материал на базовом уровне, на уровне узнавания-воспроизведения, а на уроке в классе разбирают ту или иную тему более подробно. Например, по географии в 5 классе изучается тема «План местности». Дома, используя электронную форму учебника, школьник может научиться определять условные обозначения на плане местности, а в классе на уроке под руководством учителя отработать применение полученных знаний, в том числе в виде практикума или в игровой форме.

На уроках биологии, прежде чем приступить к работе с микроскопом, ребята дома знакомятся с устройством этого прибора с помощью электронного учебника, определяют его составные части. Затем переходят непосредственно к выполнению практикума и обсуждению опытов.

Если в школе есть компьютерный класс или мобильный класс, то в этом случае учитель может организовать работу учащихся либо в парах за электронными устройствами, либо используя модель «Смена рабочих зон», когда учащиеся разделяются на группы, каждой из которых даются конкретные задания: например, одни работают с компьютером, другие - с печатными изданиями, третьи - непосредственно с учителем. Через каждые 5-10 минут деятельность учащихся меняется.

Оптимальная модель применения цифровых технологий в образовании - это «1 ученик - 1 компьютер». У каждого обучающегося есть компьютер или планшет, с которым он может работать на занятии в школе или дома. В данном случае у педагога есть свобода выбора разных видов деятельности, в том числе с акцентом на индивидуальные задания.

Таким образом, прежде чем выбрать эффективную модель применения электронной формы учебника, педагогу надо оценить то имеющееся оборудование, те условия, в которых он работает, и те цели, которые он ставит. Если педагог хочет сэкономить время на подготовке к занятиям - это может быть режим фронтальной работы. Если хочет разнообразить урок, сделать его более интересным - это может быть модель «Смена рабочих зон». Если стремится предоставить детям большую самостоятельность - модель «Перевернутый класс».

Сегодня практически у каждого ученика есть электронные устройства. Почему бы не использовать их для работы на уроке?

Эта модель называется «Принеси свое собственное устройство» - Bring Your Own Device (BYOD). С одной стороны, она демократичная, но, с другой стороны, ее неудобно применять на уроке, поскольку учителю будет сложно ориентироваться в таком многообразии устройств. У одних учеников гаджеты новые и быстрые, у других - более старые или дешевые, не обладающие достаточной скоростью. Применение этой модели может привести к возникновению цифрового неравенства, обусловленного разницей технических параметров устройств.

– Электронный учебник содержит много информации: видео, интерактивы и тренажеры. Как сориентироваться в этом разнообразии учителю и детям?

– Учителю необходимо проанализировать, какие объекты, инструменты, дополнительные материалы есть в электронном учебнике, соотнести их со своей программой, понять, когда какие элементы можно использовать, и создать гид по электронным образовательным ресурсам ЭФУ для обучающихся, если в их распоряжении находятся электронные учебники. Подробная информация об электронных учебниках издательской группы «ДРОФА - ВЕНТАНА» размещена на сайте , доступны они на образовательной платформе LECTA ().

Кроме того, в Интернете много образовательных ресурсов, которые также можно использовать на уроке. Один электронный учебник не может заменить все многообразие электронных и любых других средств обучения, поэтому необходимо дать детям возможность выбрать наиболее подходящие, наиболее интересные ресурсы. Например, есть бесплатный сервис Атлас+ (), позволяющий готовиться в том числе к экзаменам с использованием карт и атласов по истории и географии. Учитель может порекомендовать детям список сайтов, которые можно использовать для изучения тех или иных тем.

- Работа с ЭФУ в школе ограничена по времени. Как учитель должен учитывать это в своей деятельности?

Эти требования регламентируются СанПиН 2.4.2.2821-10 в пункте 10.18. В нем указано, что в 1-2 классах обучающиеся могут работать с жидкокристаллическими экранами непрерывно в течение 20 минут, в 3-4 классах - 25 минут, в 5-6 классах - 30 минут, а в 7-11 - 35 минут. Много это или мало? В том же нормативном документе (СанПиН) есть пункт, который говорит о том, что каждые 10-15 минут необходимо менять вид деятельности на уроке. Поэтому каждый педагог, использующий ЭФУ, должен внимательно изучить этот документ и учитывать его требования на уроке.

У электронной формы учебника есть тренажер. Некоторые учителя используют его не только для проверки знаний школьника, но и для его оценивания, тут же выставляя отметку в электронный журнал. Правильно ли это?

Я не советовал бы этого делать. Все-таки электронная форма учебника и те тренажеры, которые в ней есть, это прежде всего инструменты самоконтроля и самопроверки ученика, а умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата – одно из требования ФГОС. Тренажеры ЭФУ позволяют ребенку получить моментальную обратную связь и при необходимости вернуться к учебному материалу для повторения.

- Современные электронные устройства обладают массой возможностей. Как их применить на уроке?

В любом электронном устройстве могут быть встроены калькулятор, компас, фото-, видеокамера, диктофон, дополнительные приложения для создания презентаций, анимаций, видеороликов. Все это следует использовать в совместной деятельности педагогов и учащихся для создания нового образовательного продукта. Пусть дети не просто посмотрят красивую демонстрацию опыта в электронной форме учебника, но сами повторят этот опыт дома или в классе, запишут этот опыт на видео, выложат его на YouTube, сайте школы или странице в соцсети. Это станет лучшим доказательством того, что ученики не только освоили теоретический материал, но и творчески его переосмыслили.

- Как обеспечить активность учащихся благодаря использованию ЭФУ?

Само по себе использование тех или иных электронных форм или средств обучения не гарантирует результата. Важно правильно сочетать различные формы и методики обучения, от которых зависит коэффициент усвоения материала. Так, согласно исследованию, проведенному по инициативе компании Samsung в октябре 2012 года, из лекции преподавателя ученик усваивает 5% информации, самостоятельное чтение текста обеспечивает 10% усвоения, аудиовизуальные методы и демонстрации объектов, моделей - соответственно 20% и 30%. Но настоящая и наиболее плодотворная деятельность - это активность самих участников: групповые обсуждения, практические занятия обеспечивают от 40 до 60% эффективного обучения. Об этом необходимо помнить при организации учебного процесса с использованием любых средств обучения - традиционных или инновационных.

Многие учителя скептически относятся к электронному учебнику, потому что зачастую воспринимают его как своего конкурента, который в ближайшем будущем заменит их у классной доски. Вы разделяете эти опасения?

На самом деле это не так. Электронный учебник - это всего лишь инструмент в руках учителя, который побуждает детей чувствовать, мыслить и творить.

Беседовала Ольга Дашковская

С 1 сентября электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на сайте корпорации “Российский учебник” по адресу Обновите ссылку в своих закладках!

LECTA в личном кабинете каждого пользователя сайт

Электронные учебники и сервис с интерактивными презентациями к урокам доступны в Вашем (my.сайт).
Еще не пользуетесь продуктами и сервисами ? Зайдите в : там вы сможете получить бесплатный промокод на пять учебников и загрузить готовые презентации для занятий.




Технологические решения по защите контента и его доставки потребителю Обеспечение работоспособности ЭФУ на устройствах пользователя, консультации и поддержка Разработка качественного контента Точная реализация авторской концепции Соответствие ФГОС Соответствие критериям ЭФУ, принятым МОиН РФ Развитие ИКТ в школах Переподготовка педагогов и администрации Мониторинг качества образования,удобства использования ЭФУ, внесение изменений в ООП Нормативно-правовая база по созданию, распространению ЭФУ, обеспечение доступа Вовлечение провайдеров продуктов и услуг в работу по модернизации современного образования Выделение финансирования Учёт лучшего международного опыта в разработке и внедрения ЭФУ Федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти в сфере образования Муниципальные органы управления образованием; Образовательные организации Дистрибьюторы Агрегаторы Интернет-магазины Издательство 3 Для успешного внедрения ЭФУ необходимо эффективное взаимодействие всех участников образовательных отношений


Цели и задачи апробации 4 Цели проекта: апробировать модели использования учебников в электронной форме; определить подходы к качественному системному изменению организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях с использованием учебника в электронной форме; определить способы модернизации образовательной среды, обучение в которой строится на базе электронной формы учебников (ЭФУ) в целях реализации в образовательных организациях требований ФГОС общего образования. Основные задачи: определить учебно-методические и дидактические и иные возможности использования учебников в электронной форме; определить способы встраивания ЭФУ в деятельность участников образовательного процесса; проанализировать результаты обучения, построенного на базе ЭФУ;.


5 Участники экспериментальной работы по апробации электронной формы учебника: 62 образовательных организации 125 учителей Более 500 учащихся 1 х, 5 х и 8 х классов ЭФУ доступно и учителю, и учащимся ЭФУ успешно апробированы в образовательных организациях РФ




Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273 «Об образовании в Российской Федерации» Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания 1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.стандартов 2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. 7


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273 «Об образовании в Российской Федерации» Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;стандартами 9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;перечнем 8


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273 «Об образовании в Российской Федерации» Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы 1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). 2. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.стандартами 4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают: 1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;перечень 2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.перечень 9


Норма обеспеченности учебными изданиями В соответствии с ФГОС норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования. 10


Электронная форма учебника С 1 января 2015 года для всех учебников, включенных в федеральный перечень учебников представляется электронная форма. Учебники, должны быть в печатной и электронной формах. Электронная форма учебника представляет собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника. Педагогическая экспертиза (критерии в части электронной форы учебника) структура, содержание и художественное оформление электронной и печатной форм учебника соответствуют друг другу; электронная форма учебника в полном объеме содержит иллюстрации содержащиеся в печатной форме; электронная форма учебника содержит педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное); средства контроля и самоконтроля 11


Электронная форма учебника Общественная экспертиза (критерии в части электронной форы учебника) электронная форма учебника: представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательного процесса; может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств; должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное); функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети «Интернет» (за исключением внешних ссылок) и «Интрнет»; реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним; поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме. 12


Важными элементами внедрения ЭУ является комплексность и системность подхода к проекту, а так же ориентация на всех участников образовательного процесса школы. Для упрощения можно выделить два вектора работы по проектам внедрения ЭУ: Анализ компетенций, необходимых всем участникам проекта и выбор моделей работы для школы или класса. Формирование этапов внедрения проекта ЭУ, от определения необходимых компонентов процесса (план проекта ЭУ, требования к созданию инфраструктуры и участникам, повышение квалификации, мониторинг и оценка эффективности) до сопровождения и развития проекта. 13


Базовые компетенции включают: Базовую компьютерную грамотность, т.е. знание офисных прикладных программ (текстовых редакторов, электронных таблиц, программ для подготовки презентаций и пр.). Владение приёмами организации личного информационного пространства и графическим интерфейсом операционной системы. Владение базовыми сервисами и технологиями сети Интернет. Владение приемами подготовки методических материалов и рабочих документов средствами офисных технологий Педагогам и библиотечным работникам Компетенции участников внедрения проекта электронных учебников 14


Библиотечные работники в рамках школьных проектов могут решать задачи дистрибуции ЭУ на компьютеры учеников, консультирования их по вопросам использования ЭУ, правилам работы с ними, сроками их работоспособности и пр. Кроме этого, к их умениям должны относиться: Владение правовыми аспектами использования информационных ресурсов сети Интернет в образовании; Преобразование и представление информации в эффективном для решения; конкретных задач виде, составление собственного материала из имеющихся источников; Формирование собственного цифрового портфолио; Навыки работы в виртуальном информационном пространстве; Администрирование фондов ЭУ и работа с электронными каталогами; Использование различных приложений и программных продуктов для автоматизации своего рабочего места. Дополнительные компетенции библиотечных работников 15


В примерный перечень содержания компетентности педагога входят следующие умения: Эффективная навигация и организация эффективного поиска ресурсов и информации в ЭУ добавление закладок. Работа в режиме интерактивного взаимодействия с компонентами ЭУ (рабочие тетради, интерактивные задания, тесты и пр. Работа с демонстрациями и мультимедийными объектами. Сохранение фрагментов заданий и необходимых ресурсов ЭУ. Использование инструментов накопления дополнительных ресурсов в среде ЭУ, если она (среда) это позволяет. Разработка ресурсов для урока в интерактивной мультимедийной среде моделирования (при наличии таковой в ЭУ). Помимо этого, учитель должен уметь: Планировать и организовывать обучение в модели «1 ученик: 1 компьютер, поскольку ученики работают с ЭУ индивидуально на своем устройстве. Использовать системы управления учебным процессом в классе. Владеть методиками и приемами современных педагогических технологий (смешанное обучение, дистанционное обучение, проектный подход и пр.). 16


ИКТ-ориентированные образовательные методики Мобильное обучение «1 ученик: 1 компьютер». Дает возможность получать доступ к электронным учебникам ученикам на их индивидуальных персональных устройствах; Дистанционное обучение. Позволяет организовать дистанционное взаимодействие учителя и ученика при решении учебных задач; Смешанное обучение. Позволяет совместить процесс очного обучения в классе с онлайн обучением, что наиболее подходит к использованию ЭУ, включая модель перевернутого класса. Модель перевернутого класса предполагает самостоятельное изучение учебного материала учениками до урока, например дома. Урок же в свою очередь становится практическим. Учитель больше времени уделяет работе с учениками, в том числе индивидуальной работе; Облачные технологии. Ученики и учителя используют различные сетевые сервисы, являющиеся частью ИОС школы. Использование облачных сервисов в школах позволяет решить задачи лицензионного ПО, организовать персональные среды учеников и учителей, а также активно организовывать совместную работу при использовании ЭУ. 17


Основные этапы внедрения проекта электронных учебников в школе определение целей, задач и содержания проекта; формирование рабочей группы по внедрению ЭУ; оценка степени готовности учителей к использованию ЭУ и новых подходов в обучении; выбор учителей, учащихся и моделей использования ЭУ; разработка организационно-методической документации проекта; комплексное решение по оснащению учебного процесса персональными устройствами, включая создание инфраструктуры внутри школы; оснащение учащихся и учителей мобильными и планшетными компьютерами с учетом их совместимости для организации совместной работы в классе; разработка плана внедрения в ближней, средней и дальней перспективе. 18


В плане внедрения обязательно предусмотреть: проведение установочного семинара с коллективом ОУ; организация обучения учителей по программам повышения квалификации по использованию ЭУ в модели обучения «1 ученик-1 компьютер»; проведение открытых мероприятий и уроков с использованием ЭУ; организация повышения квалификации учителей по программам обучения, где результатом обучения будет овладение дополнительными ИКТ компетенциями для эффективной работы с ЭУ, в соответствии с перечнем содержания компетентности педагога; организация мониторинга эффективности проекта с целью определения влияния использования ЭУ на развитие предметных и метапредметных образовательных результатов учащихся, ИКТ компетенции учителей; выработка итоговых рекомендаций к методике применения ЭУ в школе; подведение итогов проекта внедрения и распространение (тиражирование) опыта. 19


Условия для высокой эффективности проекта Готовность школы к внедрению инноваций, наличие у коллектива опыта; инновационной педагогической деятельности, подтверждением чего могут служить победы в национальных проектах, участие в конкурсах по использованию средств ИКТ в учебном процессе, публикации и прочее; Заинтересованность администрации школы и преподавателей в участии в проекте; Обязательное наличие основных базовых ИКТ компетенций у всех участников. 20


21 Сопровождение и развитие проектов внедрения ЭУ Использования ЭУ в образовательном процессе школы: в данном случае будет уделено особое внимание вопросам доступа к ЭУ и эффективному использованию его возможностей. Ведь внедрение ЭУ в информационно-образовательную среду школы позволяет повысить качество использования электронно-образовательных ресурсов, сделать процесс обучения не только личностно-ориентированным, но и деятельностным. Использование ЭУ в педагогической практике учителя: особое внимание при организации сопровождения реализации данной составляющей должно уделяться повышению квалификации педагогов в вопросах использования ЭУ в учебном процессе, что позволяет учителям встать на новый уровень использования информационно - коммуникационных технологий, реализовать новые образовательные стандарты, научиться работать по новому.


Внедрение ЭУ в образовательный процесс Внедрение ЭУ на базе класса, в данном случае школа выбирает один опытно-экспериментальный класс, в котором на всех предметах используются ЭУ со всеми интерактивными приложениями. Для эффективной работы в данной модели необходимо иметь команду педагогов-предметников, готовых к внедрению и использованию современных образовательных технологий, работающих в экспериментальном классе. Внедрение ЭУ на базе предмета предполагает использование электронных учебников в рамках изучения конкретного предмета в разных учебных параллелях. Для реализации данного направления необходимо определить работу школьного методического объединения учителей-предметников, которые смогут разработать и внедрять план использования ЭУ на уроках. 22


Методические ресурсы в помощь реализации проекта внедрения электронных учебников в школе: Федеральная система дистрибуции электронных учебников "Азбука" Федеральная система дистрибуции электронных учебников "Азбука" "Апробация электронных учебников в общеобразовательных учреждениях РФ" pdf "Апробация электронных учебников в общеобразовательных учреждениях РФ" "Рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств" pdf для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств" Электронный УМК Школа Бином Электронный УМК Школа Бином Приказ 1047 от http:// Приказ 1047 от Издательство Просвещение Электронный УМК Издательство Просвещение Электронный УМК Федеральная платформа ЭФУ "Орфограф" Федеральная платформа ЭФУ "Орфограф" ЭФУ «Дрофа» ЭФУ «Вентана Граф»

, Урок с использованием электронного учебника , Конкурс «Электронный учебник на уроке» , Видеоурок

Русский язык. 1 класс (Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина. Русский язык. 2015 год, стр. 4-5), фрагмент урока с использованием электронного учебника.

Место и роль урока в изучаемой теме “Речь устная и письменная”. 1 урок в этом разделе.

Тип урока: “Открытие нового знания”.

Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве общения. Используя электронную форму

Задачи урока:

  • на практическом уровне различать случаи использования устной и письменной речи;
  • познакомить учащихся со способами сохранения и передачи устной и письменной речи;
  • узнать о происхождении слов из электронного этимологического словарика;
  • провести самостоятельную работу с самопроверкой (мини-тестирование понятий: устная и письменная речь по электронному учебнику ).

Примечание . В видеосюжете сделан акцент на применение ЭФУ в образовательном процессе. Во фрагменте не представлены виды письменной работы на уроке, однако, рамках целостного урока эта работа была проведена. В рамках системно-деятельностного подхода при проведении электронного мини- тестирования была организована работа в парах и группах. Ребята распределяли роли внутри группы, осуществляли самоконтроль и взаимоконтроль в группах, направляли друг друга. Во фрагменте урока эта форма работы сокращена.

Готовясь к этому уроку, задала себе следующие вопросы: Как эффективно использовать на уроке это средство обучения и для чего оно нужно?

  • Место использования ЭФУ на уроке.
  • Считаю, что на этапе постановки задачи и подтверждения темы урока уместно использовать ЭФУ.

    На этапе закрепления и контроля в ходе мини- тестирования.

    Какое количество времени оптимально для работы с ним? На каком уровне?

    Мы не должны забывать, что в соответствии с изменёнными на 24 ноября 2015 года (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81) нормами СанПиН и вводом новых требований со 2.01.16 г. необходимо строго чередовать во время урока различные виды учебной деятельности, а непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4 классах не должна превышать5 минут . Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут. Поэтому работа с ЭФУ на уроке велась фрагментарно.

    Понимаю, что это не должно быть только украшением урока, а реально облегчить мою работу, сократить время объяснения нового материала, ускорив процесс восприятия, осмысления и закрепления. А в первом классе мотивироват ь и подавать его дозированно.

    Изучив предметное содержание электронного учебника, убедилась в том, что полезно некоторые задания выводить на большой экран и проводить коллективное обсуждение хода решения. С появлением в классе интерактивной доски работа на уроке приобрела другой аспект. Учащиеся с не поддельным интересом стремятся выйти к доске попробовать свои силы и показать свои знания. Ряд заданий являются проблемными, некоторые вызывают трудности, и роль доски выполняет большой экран, диалог строится сначала у доски. При выполнении заданий ребята могут допускать ошибки, поэтому корректирующая работа на большом экране просто необходима в начальной школе.

    Благодаря внедрению ЭФУ у учителя появилась возможность экономно тратить время на подготовку к уроку, в частности, на его оформление: иллюстративный материал. Немаловажен эстетический аспект такого оформления урока. Но, конечно же, нельзя забывать, такая фронтальная модель работы с использованием ЭФУ, только как презентацией- это односторонний подход.

    В 2015–-2016 учебном году использую в практике работы электронные формы учебников. Дети моего класса обеспечены печатными учебными изданиями и пожеланию родителей имеют ЭФУ. Т.к. мобильного класса нет, используем пока ноутбуки.

    На старте внедрения проекта я провела анкетирование среди родителей обучающихся. На родительском собрании мы обсудили вопросы применения современных информационных технологий в образовательной деятельности.

    Проблемы.

    Однако, на сегодняшний день проблемы есть, технические вопросы присутствуют: нет мобильного класса, на сегодняшний день пользуем СD-диски по предметам, т.к. были определённые сложности со входом в систему, не все планшеты загружают диски, загрузили ноутбуки. Есть определённые требования.

    Устройство должно быть с экраном не меньше 10 дюйм (иначе показывает нечётко или слишком мелко)

    Хотя проблемы имеются, но не использовать это современное преимущество во благо образования наших детей уже нельзя. Плюсы ЭФУ неоспоримы: современность, многофункциональность, удобство, методическое оформление и технически грамотные интерактивные разработки и т.д.

    К новому учебному году «Просвещение» предлагает 408 учебников в электронной и печатной форме, включенных в федеральный перечень (приказ МОН РФ №576 от 08 июня 2015 года).

    Только в 2015 году, в юбилейный для Издательства 85-ый год, на электронные формы учебников установлена единая цена 85 рублей (с НДС) за лицензию на учебник или одну часть учебника (если он состоит из двух или трех частей) сроком использования один год. Данная цена действительна только при заказе учебников через издательство.

    Физические лица могут приобрести электронные учебники через нашего партнера – группу компаний «Альком» . При приобретении электронных учебников у компаний-партнеров цена на электронные ученики может отличаться.

    Контакты для связи

    По всем вопросам обращайтесь по адресу [email protected] .

    • Электронные учебники работают на ПК, ноутбуках и планшетных компьютерах под управлением операционных систем Windows 8.1, Android 4.4 и выше, iOS 7 и выше.
    • Наличие подключения к сети Интернет для первоначальной установки учебников.
    • Диагональ экрана устройства от 10.1” (1280x800 точек) и больше.
    • Не менее одного гигабайта свободной памяти на устройстве для установки полного комплекта учебников на одного ученика.

    Функциональные возможности ЭФУ:

    • тестовые задания к каждой теме или разделу учебника для подготовки к контролю знаний, ОГЭ и ЕГЭ;
    • обширная база мультимедиа контента и интерактивных объектов в каждом учебнике;
    • добавление собственных материалов, созданных учителем;
    • удобная навигация;
    • инструменты изменения размера шрифта, создания заметок и закладок.

    Демоверсии электронных форм учебников

    Ознакомиться с возможностями электронной формы учебника издательства «Просвещения» можно, установив демоверсии. Для этого необходимо скачать на устройство приложение «Учебник цифрового века».

    Приложения уже доступны для скачивания в:

    • Apple Store (для ОС iOS 7 и выше);
    • Windows Market (для ОС Windows 8.1);
    • Google Play (для ОС Android 4.4 и выше).

    Подробная инструкция по установке и работе с приложением «Учебник цифрового века» размещена