Опасное состояние автоматизированные системы военного назначения. Автоматизированная система военного назначения (асвн)

"Боты войны ", опубликованной на сайте Издательского дома "Коммерсантъ ", автоматизированные системы военного назначения — реальность современных войн и стремительно растущий бизнес. “Ъ” проанализировал состояние мирового рынка боевых роботов и положение дел в России.

Какими бывают боевые роботы

Сегодня военная роботизированная техника в широком смысле включает:


— управляемые («умные») боеприпасы;

— космические спутники военного или двойного назначения;

— беспилотные летательные аппараты или дроны (БПЛА или БАС, беспилотные авиационные системы, англ.— unmanned aerial vehicles, UAV);

— автономные наземные системы (unmanned ground vehicles, UGV);

— дистанционно управляемые системы (remotely operated vehicles, ROV);

— автономные надводные (unmanned surface vessels, USV) и подводные аппараты (autonomous underwater vehicles, AUV).

(с) Коммерсантъ

Системы указанных категорий в свою очередь делят по ТТХ на легкие, средние и тяжелые, а по функционалу — на боевых, тыловых, инженерных роботов и роботов-разведчиков.

Еще одна важная характеристика — степень автономности. Современные роботы военного назначения относятся либо к дистанционно управляемым, либо дистанционно направляемым, либо к дистанционно контролируемым. Полностью автономные системы остаются задачей для будущего, но не такого далекого — в диапазоне 15-20 лет.

Самым массовым и эффективным сегментом военной робототехники стали БПЛА. Десять лет назад дроны были на вооружении только трех стран — России, США и Израиля. Сейчас, по оценке лондонского Международного института стратегических исследований, число стран—эксплуатантов беспилотных летательных систем превысило 70. Число используемых США боевых дронов выросло со 162 в 2004 году до более чем 10 тыс. по состоянию на 2013 год. Согласно актуальной «дорожной карте» развития роботизированных систем военного назначения американские вооруженные силы в 2014-2018 годах должны потратить на них $23,8 млрд, в том числе $21,7 млрд — на БПЛА (расходы включают НИОКР, закупки, обслуживание и ремонт).

Принято считать, что первыми наземными роботами, которые были применены в условиях реальных боевых действий, стали снабженные 12 видеокамерами американские автономные наземные системы (UGV) Hermes, Professor, Thing и Fester (последние двое получили имена персонажей популярного телесериала «Семейка Аддамс»). Это произошло в июле 2002 года в Афганистане, когда 82-я воздушно-десантная дивизия армии США занималась прочесыванием комплекса подземных туннелей и пещер в районе Кикай. Роботов отправляли на поиски схронов и возможных укрытий впереди военнослужащих. Всего в ходе американских операций в Ираке и Афганистане использовалось около 12 тыс. UGV-систем.

Куда движется рынок боевых роботов

Рынок военных роботов, в целом, одна из самых быстрорастущих высокотехнологичных отраслей мировой экономики. Согласно оценкам компаний WinterGreen Research и MarketsandMarkets, его объем вырос с $831 млн в 2009 году до $13,5 млрд в 2015 году. К 2020 году он должен достичь $21,11 млрд. Совокупные темпы годового прироста в 2015-2020 годах прогнозируются на уровне свыше 9%.

По другим данным, например, консалтинговой компании Teal Group, только в сегменте БПЛА ежегодный оборот достигает $6,4 млрд с прогнозным увеличением до $11,5 млрд к 2024 году ($91 млрд за десять лет). При этом доля военных БПЛА за тот же период времени в общем объеме сократится с 89% до 86%.

Международная федерация робототехники (International Federation of Robotics, IFR), в свою очередь, прогнозирует, что в 2015-2018 годах будет продано 58,8 тыс. единиц роботов военного назначения. Это 40% всего рынка профессиональных роботизированных систем, оцениваемого в $19,6 млрд. Львиная доля продаж придется на трансатлантические оборонные концерны, такие как Northrop Grumman или Lockheed Martin.

Но в том или ином виде военными разработками занимаются практически все занятые в робототехнике компании. Так, производитель роботов-пылесосов компания iRobot получила первые крупные заказы в 1990-х годах от Минобороны США, выиграв контракт на создание многоцелевого наземного робота (нынешний PackBot). В начале 2016 года она продала свое оборонное подразделение инвестфонду Arlington Capital Partner за $45 млн, решив сосредоточиться на сугубо гражданской продукции.

Каково место России на мировом рынке

Еще в 1930-е годы в СССР начались испытания нескольких модификаций дистанционно управляемых танков (так называемых телетанков). В советско-финскую войну 1939-1940 годов телетанки ТТ-26 впервые были использованы в боевых действиях, но оказались неэффективными. Опытные работы в предвоенный период проводились также по проектам телеуправляемых дотов и даже бронепоездов.

Гораздо больших успехов советский ВПК добился в сфере беспилотных летательных аппаратов. Первый дистанционно управляемый сверхзвуковой самолет-разведчик Ту-123 «Ястреб» был принят на вооружение еще в 1964 году.

В 2014 году Минобороны России официально приняло концепцию развития и боевого применения робототехнических комплексов на период до 2025 года. В соответствии с ней через десять лет доля роботизированных систем в общей структуре вооружений и военной техники должна составить 30%. Этапными в плане развития и поставок в войска планировалось сделать 2017-2018 годы. В феврале 2016 года замминистра обороны Павел Попов сообщил о намерении создавать отдельные подразделения из ударных боевых роботов, которые смогут самостоятельно действовать на поле боя.

Робототехника и комплексные автоматизированные системы были отнесены к приоритетам разрабатывавшейся Государственной программы вооружений на 2016-2025 годы. В 2015 году утверждение нового периода ГПВ отложили на 2018 год. Работа над документом еще не окончена, но уже очевидны серьезные финансовые ограничения, которые необходимо учитывать при планировании расходов для нового варианта.

В качестве перспективных для выхода на мировой рынок Рособоронэкспорт рассматривает такие образцы, как многофункциональный робототехнический комплекс разведки и огневой поддержки «Уран-9» производства «766 Управления производственно-технологической комплектации». Он оснащен автоматической пушкой 2А72 и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, противотанковыми управляемыми ракетами «Атака». В сентябре 2016 года стало известно, что до конца года российские вооруженные силы должны получить пять комплексов «Уран-9» в составе четырех боевых машин: робота-разведчика или робота огневой поддержки, одного мобильного пункта управления и двух тягачей, хотя об окончании государственных испытаний изделия официально не сообщалось.


Операция в Сирии практически официально рассматривается как один из наиболее эффективных способов продвижения отечественных ВВТ на мировой рынок. Несмотря на обилие совершенно фантастических слухов, реальное участие роботизированных систем в боевых действиях незначительно. Сообщалось о присутствии на параде Победы на авиабазе Хмеймим 9 мая 2016 года систем «Уран-9», но об их боевом применении достоверной информации нет.

Совершенно точно используются российские легкие БАС «Орлан-10Э» и «Элерон-3СВ», а также тактический БПЛА «Форпост». В частности, именно с помощью БПЛА был обнаружен и впоследствии спасен штурман сбитого турецкими ВВС Су-24 Константин Мурахтин. Оператор беспилотника получил за это государственную награду.

Будущее военных роботов лежит в области дальнейшей автономизации и гибридизации (новые материалы, интегральные биосистемы, когнитивные технологии и т. п.), а также расширения сферы применения на новые виды вооружений, в том числе стратегические. Это вызывает особенно жаркие споры и аллюзии на фильмы о спровоцированной роботами ядерной войне. Речь идет, например, о способных нести ядерное вооружение разработках. Например, российской подводной роботизированной многоцелевой системе «Статус-6» или европейском беспилотном бомбардировщике Dassault nEUROn.

«Лаборатория 50» на протяжении нескольких лет занимается разработкой автоматизированных систем военного назначения, в том числе интегрированных. За это время были накоплены достаточные знания и опыт в этой области. По очевидным причинам аспекты, касающиеся отечественных систем, публиковать затруднительно. Однако, зарубежные технологии и подходы, доступные в открытой литературе никаких ограничений не накладывают.

С докладами, затрагивающими отечественную специфику, наши сотрудники выступают на конференциях. Часто презентации и полные тексты доступны в материалах конференций. Мы представляли доклады на следующих:

  • АСУВН"13 (Теоретические и прикладные проблемы развития и совершенствования автоматизированных систем управления военного назначения);
  • ИТОПК"14 (Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса);
  • ИБММ"14 (ИТ-бизнес в машиностроении, металлургии, ТЭК и химии);
  • Агат"15 (Состояние, проблемы и перспективы создания корабельных информационно-управляющих комплексов).

В сфере технологий АСУ одним из самых передовых видов вооруженных сил США являются военно-морские силы. Такое положение связано с выполнением возложенных задач в целях поддержки американской дипломатии. Помимо этого, основная единица флота (корабль) — сложный технический объект, объединяющий совокупность огромного количества технических средств, вооружения и военной техники, навигации и пр. В зависимости от класса и назначения, корабль может быть штабом управления тактической и оперативной группы и флота.

А посему, вопросам создания интегрированных АСУ здесь уделяется первостепенное значение.

Зарубежные подходы

Технические решения, заложенные в зарубежных системах автоматизации военного назначения, и более конкретно — в АС боевого управления и АСУ технических средств (ТС) надводных кораблей опираются на единые идеологию и концепции, утвержденные для всей оборонной отрасли.

Сегодняшние концепции последовательно развиваются на протяжении двух десятилетий. Точкой отсчёта является меморандум министра обороны США Уильяма Перри «Технические характеристики и стандарты — новый способ ведения дел», выпущенный в 1994 году . В результате, в течение десятилетия было пересмотрено большинство процессов и технологий, связанных с разработкой систем и программного обеспечения.

Меморандум запрещает использование большинства стандартов военного назначения без особого разрешения. Одна из главных целей инициативы министерства обороны заключалась в открытии рынка интеграции военных систем для использования в них стандартных компонентов «массового» рынка.

Надо сказать, что у разработчиков методологии COTS хватило здравого смысла сопроводить свою инициативу «подзаконными» определениями, за счёт которых они включили в понятие COTS-продуктов не только то, что «может быть куплено, арендовано или лицензировано на массовом рынке», но и то, что может быть получено при модернизации COTS-продуктов, подпадающих под приведённое определение.

COTS

Появление «меморандума Перри» стало следствием, в том числе, проблем с переоценёнными контрактами и превышением выделенных средств на военные проекты. Важную роль в наступлении «эры COTS» играет намерение Министерства обороны США реализовать доктрину «электронных» войн. В её основе (а) повышение «интеллекта» встроенных систем управления оружием, (б) объединение единой информационной сетью как можно большего числа участников боевых операций и достижение успеха благодаря возможностям совместного доступа к информации, (в) «безлюдные» технологии ведения военных операций, в том числе «глубокая» разведка и анализ разведданных на основе электронных технологий (приложения C4ISR или Command, Control, Communications, Computer, Intelligence, Surveillance and Reconnaissance ). Эти три «вектора» развития военной техники должны обеспечить нанесение по потенциальному противнику согласованных ударов, достигающих большего эффекта меньшими ресурсами и наносящих ему невосполнимые потери при минимизации собственных.

В основу оборудования, воплощающего принципы «электронных» войн, закладываются, как правило, микросхемы, аппаратные компоненты, технологии и программное обеспечение класса COTS (исключая работы над специальными приложениями для космоса, радиационно-стойкими приложениями и специальными датчиками, применяемыми только военными).

Такой подход получил максимальную поддержку во многих проектах. Так, современная ПЛ типа «Вирджиния» оснащена на 75−76% РЭО и программным обеспечением, применяемом в коммерческих образцах.

Стандарты системной и программной инженерии

Помимо данных решений, была утверждена стратегия замещения военных стандартов промышленными. В качестве стандарта проектирования и разработки ПО в 1998 году был принят стандарт IEEE 12 207, заменивший военный стандарт MIL-STD-498 и «переходной» J-STD-016−1995. Важно понимать, что стандарт IEEE 12 207 является полностью коммерческим, «гражданским» стандартом и работа над ним ведется международными комитетами ИСО/МЭК/ИИЭЭ.

Аналогично стандарту 12 207 в качестве основополагающего для военных систем принят общепромышленный стандарт системной инженерии ИСО/МЭК/ИИЭЭ 15 288.

В России часть стандарта была утверждена как ГОСТ Р ИСО/МЭК 12 207−99 с обновлением ГОСТ Р ИСО/МЭК 12 207−2010.

Стандарт ГОСТ Р 12 207 демонстрирует совершенно иной подход к управлению в сфере разработки информационных систем и качественно иной теоретический уровень, чем ГОСТ 34 . Это проявляется в первую очередь в ориентированности на процессы, современном взгляде на управление качеством, проектном подходе к деятельности по созданию информационных систем.

Открытая архитектура

Вопросы применения коммерческих практик к разработке программного обеспечения военного назначения с момента выхода «меморандума Перри» последовательно освещаются в ряде документов министерства обороны США: «Коммерческие практики при заказах ПО военного назначения» (1994) ; «Доклад об открытых системах» (1998) ; «Доклад о ПО военного назначения» (2000) .

В отчетах исследуются, в том числе, следующие вопросы:

  • условия, при которых в закупках оборонного программного обеспечения могут надлежащим образом использоваться коммерческие практики;
  • какие методы управления Министерству обороны США следует использовать для наиболее эффективного и результативного задания, заказа, интеграции и тестирования, обслуживания ПО военного назначения;
  • при каких условиях МО должно разрабатывать новые программные средства, технологии или библиотеки;
  • какой подход должен использоваться, чтобы гарантировать, что такие разработки происходили в русле коммерческой индустрии.

Одним из выработанных фундаментальных решений стало внедрение концепций «открытой системы» и «открытой архитектуры».

Открытая архитектура (ОА) — это набор передовых технических и организационных методов, совместно с соответствующей культурой производства, предназначенных для реализации высокоэффективной стратегии жизненного цикла: минимизации совокупной стоимости владения и максимизация боевых возможностей. Открытая архитектура использует открытые стандарты для ключевых интерфейсов в системе. Открытые стандарты — это широко используемые, опубликованные и поддерживаемые признанными отраслевыми стандартизирующими организациями.

Важной целью открытых систем является предоставление возможности компетентному контрагенту для поставки модулей или элементов, соответствующих стандартам, которые могут быть успешно и без особых затруднений интегрированы в рабочую систему по требованиям заказчика. Владелец системы может воспользоваться преимуществами конкурентных предложений различных поставщиков, стремящихся поставлять модули для системы.

Технический базис открытой архитектуры составляет:

  1. использование открытых стандартов;
  2. модульное проектирование;
  3. обеспечение интероперабельности (способности к взаимодействию);
  4. стремление с расширяемости;
  5. эксплуатация повторного использования;
  6. обеспечение совместимости в проектных решениях;
  7. проектирование с обеспечением ремонтопригодности.

В качестве примера успешного применения в ВМС данного принципа можно привести программу «Иджис — открытая архитектура», реализуемая как часть ведущейся программы модернизации крейсеров и эсминцев. В 2009 году крейсер «Бункер Хил» (CG 52) стал первым модернизированным по данной программе, включая Иджис с открытой архитектурой. В планах этого проекта — переход на единое ядро боевых управляющих систем.

В целом, можно говорить о том, что описанные решения министерства обороны США позволили качественно нарастить возможности интеллектуальных систем военного назначения, что характеризуется экспоненциальным ростом сложности программных систем .


Автоматизация задач управления вооружением

На вооружение ВМС США стоят следующие основные системы боевого управления:

  • Иджис (крейсеры, эсминцы);
  • SSDS (авианосцы);
  • ACDS (УДК, в целом не-Иджис);
  • TSCE (эсминцы «Зумвальт»);
  • COMBATSS-21 (LCS).

Системы автоматизации, устанавливаемые на кораблях последнего поколения (LCS, Зумвальт) выходят далеко за рамки традиционных АСУ управления вооружением (например, Иджис). Системы TSCE и COMBATSS-21 — это полноценные АСУ НК, охватывающие все информационные системы корабля.

В стремлении сблизить возможности различных систем АСУ СВК была выработана концепция разработки вокруг общего ядра ACB . ACB — это функционально-организационный блок, предназначенный для реализации в конкретной платформе интегрированной системы боевого управления.

Важным двигателем построения различных систем является концепция открытой архитектуры, позволяющая интегрировать части системы различных производителей. Период цикла разработки ACB — четыре года. Все новые версии боевых информационно-управляющих систем строятся вокруг общего блока ACB.

Для понимания облика ядра можно привести примеры пунктов последовательных версий ACB.

  • отделение программного обеспечения и аппаратной части.
  • сетевая вычислительная COTS техника повышенной производительности;
  • унифицированный вычислительный комплекс / унифицированная система АРМ;
  • общая целевая обстановка;

Пункты конкретной версии ACB воплощаются уже в платформе конкретной ИСБУ. Например, линейка ИСБУ Иджис создается на основе единой кодобазы. В этой кодобазе воплощаются требования ACB 8−12-., таким образом получаются конкретные реализации — Иджис ACB 8−12-., на основе которых, в свою очередь, создаются линейки программного обеспечения, устанавливаемого на различные типы носителей.

Представленная в открытой литературе методология проектирования АСУ войсками (силами) рассматривает, в основном, вопрос “что” необходимо делать при разработке системы, но практически не отвечают на вопрос “как” это нужно делать. Особенно узкими местами в методологии автоматизации являются:

Методика постановки задачи на автоматизацию;

Методы обоснования технических решений по видам обеспечения АСУ;

Согласование решений по видам обеспечения АСУ (поскольку оптимальные частные решения могут не дать оптимальных характеристик системы в целом или быть вообще несовместными).

В целом методологию автоматизации можно представить в виде трех крупных разделов - постановка задачи на автоматизацию, принятие решений по видам обеспечения и комплексирование видов обеспечения рис. 1. (Этот рис. в лекции приводить не обязательно).

Наиболее важным и ответственным для всей последующей автоматизации является постановка задачи на автоматизацию. Она начинается с формулировки вопросов, совокупность ответов на которые позволяет выявить требования к системе управления, а затем с помощью правил принятия решений определить основные требования к видам обеспечения АСУ и к АСУ в целом. Совокупность вопросов формулируется исходя из той начальной информации, которая необходима в будущем для разработки всех видов обеспечения.

Блок правил принятия решений предполагает наличие соответствующей совокупности методик, позволяющих в количественном и качественном виде получить требования к видам обеспечения - исходной информации для блока принятия решений по видам обеспечения.

Для постановки задачи весьма важным является обследование объекта автоматизации. Покажем основные положения методики обследования объекта автоматизации на примере процесса принятия решения на боевые действия группировки разнородных сил (ГрРС).

Сначала формулируется общий замысел процесса принятия решения на боевые действия, в котором отражаются основные этапы, осуществляемые на них действия и взаимосвязь между ними. Основные этапы могут быть оформлены в виде функциональной структуры взаимосвязанных процедур по уяснению задачи и расчету времени, оценке обстановки и выработке предложений по применению сил и средств группировки, формулированию замысла, определению задач силам и остальных элементов решения и, наконец, постановке задач силам (разработке боевых распоряжений). Каждая из процедур делится на более мелкие до тех пор, пока дальнейшая детализация не имеет смысла, рис. 2.

Так, процедура оценки обстановки имеет в своем составе подпроцедуры оценки противника, своих сил, района, которые в свою очередь имеют подпроцедуры оценки надводных кораблей, подводных лодок и т. д. Подобные же подпроцедуры имеет процедура разработки предложений по применению сил. Затем в виде схемы показывается взаимосвязь между процедурами, в результате реализации которых формулируется решение на боевые действия ГрРС.

Рис. 2. Функциональная структура процедур принятия решения.

Вторым важным аспектом описания объекта автоматизации является оценка информационных потребностей процесса принятия решения, их объем и содержание. В принципе вся необходимая для принятия решения информация может быть разделена на 3 группы:

Информационно-справочную (данные по району, среде, противнику...);

Документальную (формализованные документы, опорные варианты решений...);

Расчетную (получаемую в результате решения модельных и расчетных задач).

Для каждой процедуры из всей совокупности формируется свой блок исходной информации. При этом входной информацией одной процедуры может быть выходная информация другой.

Формализация каждой процедуры осуществляется специалистом соответствующей предметной области. Взаимоувязку всех процедур должен осуществлять системный аналитик высокой квалификации.

Для формирования совокупности процедур каждая из них описывается таким образом, чтобы было ясно, откуда поступает информация, в каком виде, какие действия с ней осуществляет оператор того или иного поста, какую информацию и в каком виде готовит оператор для ее передачи и адрес потребителя. Все эти функции расписываются во времени. (Пример такого описания приведен в книге «Основы автоматизации управления, рис. 2.5 – приводить его необязательно)

По каждому действию оператора прилагается форма представления входной и выходной (промежуточной) информации, структура формализованных документов, необходимые расчетные и модельные задачи, гриф секретности, перечень допущенных должностных лиц, желательная форма (шаблон) ответа и запроса, допустимое время решения, ожидаемая периодичность решения, устройства, на которые желательно осуществлять вывод и документирование информации и т. д.

Совокупность таких описаний процедур принятия решения позволит выявить структуру технического, информационного и программного обеспечения, выбрать необходимые информационные технологии.

Необходимо отметить, что большую помощь системным аналитикам при автоматизации управления силами оказала бы система автоматизированного проектирования (САПР) АСУ или ее элементов. Такая САПР может быть создана на базе дерева решений, корнями которого являются требования заказчика и результаты обследования объекта автоматизации, а ветвями - технические решения по видам обеспечения АСУ, согласованные между собой. Самая сложная часть дерева - ствол, который выступает в качестве черного ящика (решающего устройства), на входе которого постановка задачи на автоматизацию, а на выходе - облик будущей АСУ и ее обеспечивающих систем.

Необходимость введения 3-го раздела (комплексирование видов обеспечения) в методологию автоматизации связана с тем, что все виды обеспечения тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Процесс согласования решений по видам обеспечения носит интерактивный характер.

В рамках приведенной методологии предполагается использование соответствующих методик оценки эффективности, позволяющих принимать решения на различных этапах автоматизации.

В результате действий по автоматизации управления получаем облик АСУ и технические решения по видам обеспечения. В зависимости от полученного решения и реакции на него заказчика процесс автоматизации переходит в стадию создания системы или осуществляется возврат к одному из блоков методологии.

подсистемам и доведения их до разработчиков;

разработкой в составе технического и рабочего проектов раздела с предметным изложением методов обеспечения всех видов совместимости;

соблюдением согласованности проектирования подсистем на основе опережающей разработки подсистем высшего уровня по отношению к подсистемам низшего уровня;

разработкой единых методических положений, технологических, структурно-функциональных и структурно-информационных схем функционирования взаимосвязанных подсистем АСУ как базы для последующего построения методик и схем в рамках каждой подсистемы;

разработкой всех взаимодействующих подсистем по единому координационному плану на единых принципах проектирования и внедрения АСУ;

взаимным согласованием всей проектной документации по увязке взаимодействующих подсистем;

разработкой и утверждением единого терминологического словаря АСУ;

организацией рабочих групп по сквозному проектированию подсистем.

Реализация указанных положений в значительной степени позволит спроектировать и в дальнейшем использовать для управления силами действительно единую АСУ силами флота.

Исторический обзор

В течение последних 30 лет в СССР, США и России были созданы несколько автоматизированные системы управления боевыми действиями Сухопутных войск (АСУВ) — «Маневр», AGCCS, ATCCS, FBCB2, «Акация-М», ЕСУ ТЗ и «Андромеда-Д». Они имели различный объем реализации функций управления войсками, но совпадали между собой в общем подходе к автоматизации.

Иллюстрация АСУВ

Указанные системы создавались по образу и подобию иерархической организационно-управленческой структуры Сухопутных войск. Будучи с технической точки зрения программно-аппаратными комплексами, автоматизированные системы умножали недостатки этой структуры:
— уязвимость всей системы при выходе из строя верхнего уровня;
— отсутствие горизонтальных связей между различными родами войск;
— пониженная скорость прохождения информации между подразделениями одного уровня, вынужденными общаться между собой через верхний уровень.

Разработка систем также велась в иерархической последовательности – сначала реализовывался функциональный состав верхнего уровня, затем среднего и только потом нижнего, причем приоритет полноты реализации функций определялся в той же последовательности. В результате АСУВ строились на основе однотипной централизованной архитектуры:

— центр автоматизированного управления верхнего уровня;
— центры автоматизированного управления среднего уровня;
— центры автоматизированного управления нижнего уровня.

Из этой схемы видно, что в состав АСУВ не включались системы управления огнем (СУО) танков, боевых машин пехоты, самоходных артиллерийских и ракетных установок, комплексов ПВО/ПРО, а также информационно-управляющие системы (ИУС) технических средств разведки.

Разработка АСУВ велась при отставании в развитии основы управления войсками – связи. Создание множества разноуровневых центров автоматизированного управления имело следствием интенсивный информационный обмен между ними, что существенно увеличило потребность в пропускной способности каналов связи. Ситуация усугублялась мобильным характером центров нижнего уровня, требующим принципиально нового решения в области радиосвязи.

Изначально было понятно, что информационный обмен будет состоять не только и не столько из голосовой связи, но будет включать передачу данных, графических изображений и потокового видео. Форматы цифровой, текстовой, графической и видео информации должны быть совместимы с бортовыми системами управления многочисленных типов вооружений и средств инструментальной разведки. При этом способ информационного обмена в боевой обстановке должен выдерживать выход из строя части ретрансляционных узлов и каналов связи. Эти обстоятельства накладывали жесткие требования к унификации правил информационного обмена, которые не были до конца реализованы ни в одной из АСУВ.

Это было обусловлено ограничением целеполагания на стадии разработки концепций, постановки задач и определения приоритетов создания систем. Поскольку центры автоматизированного управления должны были располагаться на уровне штабов воинских соединений, частей и подразделений, возможности АСУВ были ограничены информационными функциями:

— планирование боевых действий.

В отличии от боевых информационно-управляющих систем комплексов ПВО/ПРО, кораблей Военно-морского флота и систем управления оружием боевых машин в АСУВ отсутствовала функция управления огнем подразделений, частей и соединений непосредственно на поле боя. Реализация функциональности АСУВ в рамках центров автоматизированного управления делало систему чрезвычайно уязвимой при выходе из строя любого из них. Даже без учета этого риска ускорение процесса принятия решений на штабном уровне оказывало слишком малое влияние на непосредственное управление боевыми действиями в виде уменьшения времени реакции на изменяющуюся оперативно-тактическую обстановку воинского соединения, части или подразделения.

Выбор цели АСУВ 2.0

Целью создания автоматизированной системы должно стать уменьшение периода времени между моментом обнаружения противника и моментом его поражения. Взаимодействие непосредственных участников боевых действий должно проходить на двухсторонней основе «передовое подразделение – подразделение огневой поддержки» в режиме реального времени. Основным видом взаимодействия служит передача по каналу связи координат и типа цели и ответное огневое воздействие по цели.

АСУВ 2.0 строится на основе распределенной сервис-ориентированной архитектуры без формирования центров автоматизированного управления. Все участники боевых действий оснащаются носимыми коммуникаторами с встроенными приемопередатчиками. Коммуникаторы содержат полнофункциональное программное обеспечение и цифровые карты местности. Бортовые СУО боевых машин, летательных аппаратов и артиллерийских, ракетных и противовоздушных комплексов (именуемые далее СУО боевых машин) и ИУС технических средств разведки, также оборудованные приемопередатчиками, содержат специализированное программное обеспечение и цифровые карты местности. Аппаратно-программные комплексы (АПК) штабов оснащены приемопередатчиками и содержат специализированное программное обеспечение с ограниченной функциональностью.

Коммуникаторы, СУО, ИУС и АПК подключаются к единой сети связи в качестве абонентских терминалов. Информационное взаимодействие между ними производится в форме обмена тактическими данными. Полнофункциональное автоматизированное управление на уровне роты и ниже обеспечивается с помощью коммуникаторов, на уровне батальона и выше — с помощью коммуникаторов и удаленного доступа к АПК по схеме «клиент-сервер»

Источником тактических данных являются коммуникаторы пехотинцев, ИУС технических средств разведки и СУО боевых машин. Обработка тактических данных выполняется следующим порядком:
— первичное целеуказание производится с помощью коммуникаторов пехотинцев и ИУС технических средств разведки;
— корректировка первичного целеуказания (при необходимости) производится с помощью коммуникаторов командного состава уровня отделения и выше;
— целераспределение производится с помощью СУО артиллерийских, ракетных и противовоздушных комплексов;
— поражение целей производится с помощью СУО боевых машин.

Обобщение тактических данных выполняется на каждом уровне управления с использованием коммуникаторов (отделение-взвод-рота), а также коммуникаторов и АПК (батальон и выше). Обобщенные тактические данные передаются на верхний и нижний уровень управления для обеспечения ситуационной осведомленности. Планирование боевых действий выполняется аналогично процессу обобщения тактических данных.

В результате структура АСУВ 2.0 приобретает вид Grid-системы, в узлах которой расположены коммуникаторы, СУО, ИУС и АПК, связанные между собой:
— по вертикали иерархией организационной воинской структуры;
— по горизонтали обменом тактическими данными.

Grid система

Постановка задач АСУВ 2.0

Связь

Несмотря на то, что система связи военного назначения является самодостаточной, проект АСУВ 2.0 должен быть скоординирован с разработкой её новой версии, обладающей большой пропускной способностью и высокой отказоустойчивостью.

В настоящее время в военной сфере основным способом передачи информации служит радиосвязь КВ и УКВ диапазона. Повышение пропускной способности радиосвязи достигается переходом на более высокие частоты, чем те, которые уже применяются. Дециметровый диапазон радиоволн используется для сотовой телефонной связи. Поэтому для АСУВ 2.0 потребуется использовать сантиметровый диапазон с частотой от 3 до 30 гГц (СВЧ-связь). Радиоволны этого диапазона распространяется в пределах прямой видимости, но отличаются сильным затуханием при прохождении через вертикальные препятствия типа стен зданий и стволов деревьев. Для их обхода ретрансляторы СВЧ-связи необходимо размещать в воздухе на борту БПЛА. С целью минимизации затемненных зон максимальный угол наклона излучения к поверхности земли не должен превышать 45 градусов.

Воздушный сегмент сети СВЧ-связи предназначен для применения в зоне боевых действий. Для связевого обслуживания разведывательных операций в тылу противника необходимо использовать космический сегмент СВЧ-связи. Обмен информацией между стационарными объектами в своем тылу целесообразно осуществлять с помощью проводного сегмента связи, работающего в оптическом диапазоне частот электромагнитного спектра. Наличие воздушного сегмента не исключает применение переносных наземных СВЧ-ретрансляторов ближнего радиуса действия, используемых при ведении боевых действий внутри помещений с радионепроницаемыми перекрытиями.

Схема связи

Для поддержания постоянного радиоконтакта в в воздушном сегменте сети СВЧ-связи требуется отказаться от существующей транковой схемы «одна базовая станция – множество абонентских приемопередатчиков» и перейти к зональной схеме «множество узловых станций – множество абонентских приемопередатчиков». Узловые станции – ретрансляторы должны быть размещены в вершинах топологической сети с треугольными ячейками (сотами). Каждая узловая станция должна обеспечивать выполнение следующих функций:

— коммутация каналов по запросу абонентов;
— ретрансляция сигналов между абонентскими приемопередатчиками;
— ретрансляция сигналов между зонами сети;
— ретрансляция сигналов от/на стационарные абонентские приемопередатчики, служащие шлюзами проводного сегмента сети связи;
— ретрансляция сигналов из/в космический сегмент сети связи.

В зависимости от класса БПЛА высота размещения узловых станций над поверхностью земли составит от 6 до12 км. При максимальном угле наклона излучения радиус связевого обслуживания будет находиться в том же интервале значений. С целью взаимного перекрытия зон обслуживания расстояние между узловыми станциями должно быть сокращено вдвое от максимального. Таким образом достигается высокая отказоустойчивость сети путем семикратного резервирования узловых станций. Дополнительную степень отказоустойчивости СВЧ-связи обеспечивается путем дислокации БПЛА-ретрансляторов только над своей территорией и прикрытием узлов сети с помощью комплексов ПВО/ПРО малой дальности.

DarkStar — БПЛА ретранслятор с ФАР СВЧ-диапазона

Помехоустойчивость обеспечивается путем использования технологии кодирования каналов связи в широкополосной полосе пропускания в соответствии со стандартом CDMA, который отличается шумоподобным спектром сигнала, поддержкой выделенных каналов передачи данных/голоса или объединения нескольких каналов для передачи потокового видео. Отраженные от естественных препятствий сигналы суммируются с основным сигналом, что повышает помехозащищенность системы. Связь с каждым абонентом поддерживается не менее чем двумя лучами, позволяя осуществлять переход абонента между различными узлами и зонами сети без потери связи. Применение узконаправленного излучения позволяет снизить радиозаметность приемопередатчиков и с высокой точностью определять местоположение абонентов сети.

Технологии, протоколы и форматы передачи информации

Вся информация в сети связи, обслуживающей АСУВ 2.0, передается в цифровом виде. С целью обеспечения мультисервисного режима работы предлагается использовать технологию MPLS, основанную на присвоении унифицированных меток пакетам информации вне зависимости от транспортного протокола, поддерживающего передачу информации определенного типа. Метки адресуют информацию по сквозному каналу и позволяют устанавливать приоритетность передачи в зависимости от типа информации и адреса сообщения.

В сети СВЧ-связи используется канальный протокол WCDMA с кодовым разделением каналов и расширенным спектром сигналов, мощность которых может быть меньше мощности радиофона, что в сочетании с широкополосным характером сигналов дает возможность повторного использования одной и той же полосы частот в соседних зонах сети.

Спектр CDMA

В проводном сегменте сети предлагается использовать канальный протокол Ethernet с кодовым разделением каналов, последняя версия стандарта которого обеспечивает обмен информацией в дуплексном режиме работы без комплексирования по одному оптическому волокну со скоростью 25 гигабит в секунду, с комплексированием по четырем оптическим волокнам со скоростью 100 гигабит в секунду. При этом расстояние между узлами связи/усилителями сигнала может достигать40 км.

В качестве коммутаторов в узлах сети необходимо использовать маршрутизаторы, контролирующие состав сети с помощью протокола динамической маршрутизации OSPF. Протокол поддерживает автоматическое реконфигурирование зон, узлов и каналов в случае выхода из строя части маршрутизаторов.

На общесетевом уровне используется протокол IP, который обеспечивает гарантированную доставку информационных сообщений, состоящих из отдельных пакетов, по любому из возможных маршрутов, проходящих через узлы сети и соединяющих двух и более абонентов. Связь прерывается только в случае выхода из строя всех узлов сети.

Транспортные протоколы передачи информации определенного типа являются стандартными решениями, апробированными в сети Интернет:
— протокол передачи данных TCP;
— протокол передачи голоса VoIP;
— протокол передачи потокового видео RTP.

В качестве прикладного протокола передачи данных предлагается использовать HTTP с расширением MIME. Форматы представления данных включают HTML (текст), JPEG (фотоснимки), MID/MIF (картографические данные), MP3 (звук) и MPEG (видео).

Функциональный состав АСУВ 2.0

АСУВ 2.0 должна обеспечить переход от информационной системы к системе управления, реализующей следующие функции:
— ситуационная осведомленность об оперативно-тактической обстановке;
— планирование боевых действий;
— управление боевыми действиями.

Ситуационная осведомленность обеспечивается интеграцией в реальном режиме времени всех имеющихся сведений о дислокации военнослужащих и боевой техники, входящих в состав собственного подразделения, соседних подразделений, а также в состав сил противника:

— местоположение военнослужащих собственного подразделения, оснащенных коммуникаторами, боевых машин, оснащенных СУО, и средств технической разведки, оснащенных ИУС, пеленгуется БПЛА-ретрансляторами;
— местоположение войск и вооружений соседних подразделений передается с верхнего уровня АСУВ 2.0;
— местоположение огневых точек и боевых машин противника на поле боя определяется пехотинцами в процессе целеуказания с помощью коммуникаторов, а также экипажами боевых машин с помощью СУО;
— местоположение войск и вооружений противника в его тылу распознается операторами средств технической разведки с помощью ИУС.

Цифровое поле боя

Планирование боевых действий осуществляется по одному из двух вариантов:
— оперативное планирование потребностей в боеприпасах, топливе и продовольствии по данным фактического расхода в ходе боевых действий;
— перспективное планирование боевых действий с определением рубежа развертывания, полосы наступления, конечного объекта, сил огневой поддержки и т.д.

Оперативное планирование потребностей в материально-техническом снабжении производится с помощью коммуникаторов, перспективное планирование боевых действий — с помощью АПК.

Управление действиями подразделений непосредственно в ходе боя производится в режиме реального времени путем приема голосовой и видеоинформации, отдачи голосовых указаний подчиненным военнослужащим, а также с помощью:
— корректировки первичного целеуказания передовых подразделений с изменением приоритетности поражения выбранных целей;
— корректировки первичного целераспределения подразделений огневой поддержки с изменением типа оружия, вида боеприпасов, секторов обстрела и т.д.

Кроме этого, программное обеспечение коммуникатора пехотинца должно обеспечивать функции системы управления носимым оружием для минимизации количества аппаратуры, входящей в состав экипировки военнослужащих. Коммуникатор служит в качестве СУО штурмовых и снайперских винтовок, пулеметов, реактивных и автоматических гранатометов. Наведение оружия на цель осуществляется с помощью совмещения линии визирования прицельных приспособлений с виртуальной проекцией этой линии, рассчитанной процессором с учетом координат, дальности и скорости движения цели.

Коммуникатор пехотинца АСУВ 2.0

Коммуникатор пехотинца предназначен для индивидуального оснащения рядовых, сержантов, офицеров и генералов Сухопутных войск. Он выполнен в виде карманного устройства с герметичным корпусом, внутри которого расположены процессор, оперативная память, постоянное запоминающее устройство, аккумулятор, радиомодем, порты подключения внешней антенны и устройства отображения информации, вход оптоволоконной линии связи и электроразъём для подзарядки аккумулятора. Кроме этого, коммуникатор содержит модули глобальной спутниковой системы позиционирования и автономной инерциальной системы ориентирования.

Купольная антенна

Коммуникатор оснащен внешней антенной в одном из двух вариантов:
— всенаправленная штыревая антенна;
— узконаправленная активная фазированная антенная решетка (АФАР), формирующая следящий радиолуч в направлении БПЛА-ретранслятора воздушного сегмента СВЧ-связи или орбиты спутника-ретранслятора космического сегментп СВЧ-связи.

Штыревая антенна устанавливается непосредственно в разъем порта коммуникатора и предназначена для беспроводной связи внутри экранированного помещения. В комплекте со штыревой антенной и бортовым СВЧ-ретранслятором небольшой мощности коммуникатор обеспечивает распределенную работу командиров подразделений и операторов штабов, находящихся на мобильных командных пунктах и на борту командно-штабных машин, вертолетов и самолетов.

АФАР выполнена в виде купольной оболочки, образованной гибкой печатной платой, на лицевой стороне которой располагаются излучающие элементы, на обратной стороне – экранирующее металлическое покрытие. Купольная оболочка вкладывается внутрь полимерного шлема пехотинца и соединяется с коммуникатором с помощью оптоволоконного кабеля, связывающего между собой двунаправленные оптоэлектронные преобразователи. АФАР предназначена для мобильной радиосвязи с центрами автоматизированного управления, другими коммуникаторами и СУО боевых машин.

ФАР на печатной плате

Следящий луч АФАР позволяет на порядок снизить мощность излучения антенны, исключить радиозаметность передатчиков и обеспечить для СВЧ-ретрансляторов возможность пространственной селекции радиолучей и источников помех, создаваемых противником с помощью средств РЭБ.

Устройство отображения информации состоит из проекционных очков, вибрационных динамиков/микрофонов, передающих звук через костную ткань черепа, и оптоволоконного кабеля, соединяющего порт коммуникатора с проекционными очками. В порту размещены двунаправленные оптоэлектронные преобразователи. Проекционные очки состоят из оправы, защитных линз, призматических проекторов, внешних и внутренних объективов.

Вибрационные динамики/микрофоны содержат двунаправленные оптоакустические преобразователи. Изображение передается в трех диапазонах оптического спектра – видимом от оптоэлектронных преобразователей к проекторам, ближнем инфракрасном от оптоэлектронных преобразователей к внутренним объективам и обратно, а также в дальнем инфракрасном от внешних объективов к оптоэлектронным преобразователям. Звук передается в виде модулированного инфракрасного излучения между оптоэлектронными и оптоакустическими преобразователями.

Проекционные очки

Тепловое изображение местности, принятое внешними объективами и обработанное процессором, преобразуется в видимое и проецируется на внутреннюю поверхность защитных линз проекционных очков, в том числе с увеличением. Одновременно тепловое изображение совмещается с цифровой топографической картой, хранимой в постоянном запоминающем устройстве, для ориентирования на местности и определения координат целей. На поверхности защитных линз проецируются тактические знаки, прицельная сетка, виртуальные кнопки, курсор и т.д. Инфракрасное излучение, отраженное от зрачков глаз, служит для позиционирования курсора в поле зрения. Управление коммуникатором производится с помощью голосовых команд и жестов рук.

Члены экипажей боевых машин также экипируются коммуникаторами, подключающимися к бортовой СУО по внутренней проводной линии связи. За пределами боевой машины беспроводная связь членов экипажа обеспечивается с помощью купольных АФАР, встроенных в защитные шлемы.

Цифровая карта местности

Аппаратно-программное обеспечение АСУВ 2.0

Информационная безопасность

Защита информации в каналах связи должна обеспечиваться с помощью симметричного шифрования и технологии закрытых ключей, которые регулярно заменяются на новые с помощью ассиметричного шифрования и технологии открытых ключей.

Процессоры коммуникаторов пехотинцев, СУО боевых машин, ИУС средств технической разведки и АПК штабов должны иметь уникальные идентификационные номера, учитываемые в алгоритмах шифрования информации позволяющие блокировать связь в случае попадания оборудования в руки противника.

Аппаратура АСУВ 2.0 должны поддерживать режим радиомониторинга за своим местоположением (путем пеленгования излучаемых радиосигналов с помощью БПЛА-ретрансляторов) и физическим состоянием военнослужащих — носителей аппаратуры (путем контроля дыхания с помощью вибрационных микрофонов). В случае попадания аппаратуры в руки противника или потери сознания носителем аппаратуры связь блокируется.

Аппаратное обеспечение

Аппаратное обеспечение АСУВ 2.0 должно производиться на отечественной элементной базе с использованием сертифицированных импортных комплектующих. С целью минимизации энергопотребления и тепловыделения аппаратного обеспечения в нём должны использоваться многоядерные процессоры и твердотельные устройства постоянного хранения информации.

Для защиты от воздействия электромагнитных импульсов высокой мощности электронную аппаратуру и внешние источники электропитания помещают в герметичные металлические корпуса с кондуктивным охлаждением. Кабели электропитания экранируют металлической оплеткой. Во внешних электроразъёмах монтируют предохранители в виде лавинно-пролётных диодов. Проводные линии связи выполняют из оптического волокна. Внешние записывающие устройства оборудуют двунаправленными оптоэлектронными преобразователями, подключаемыми к аппаратуре аналогично проводным линиям связи.

Источниками электроэнергии служат литий-ионные аккумулятоы повышенной емкости, подзаряжаемые от бортовых генераторов боевых и транспортных машин.

Вычислительная мощность аппаратуры должна обеспечивать её многократное резервирование по следующей схеме:

— при выбытии из строя коммуникатора командира подразделения верхнего уровня его функции автоматически переходят к коммуникатору заместителя командира подразделения (в случае пехотного подразделения к одному из пехотинцев);

— при выбытии из строя коммуникатора заместителя командира подразделения его функции автоматически переходят к коммуникатору одного из командиров подразделения нижнего уровня;

— при выбытии из строя АПК штаба подразделения верхнего уровня его функции автоматически переходят к АПК штаба на запасном командном пункте;

— при выбытии из строя АПК штаба на запасном командном пункте его функции автоматически переходят к АПК штаба одного из подразделений нижнего уровня.

Программное обеспечение

Программное обеспечение АСУВ 2.0 должно разрабатываться в соответствии с компьютерными и связевыми технологиями, протоколами передачи данных и форматами представления информации, отвечающими международным стандартам.

Системное программное обеспечение, включающее систему ввода-вывода, операционную систему, файловую систему и систему управления базами данных, должно состоять только из отечественных программных продуктов в целях исключения несанкционированного доступа к информации, перехвата управления и вывода из строя программного обеспечения и вооружения.

Прикладное программное обеспечение может содержать как отечественные так и импортные компоненты при условии поставок последних с открытым исходным кодом и описанием блок-схем используемых алгоритмов.

Проектирование и постановка на вооружение АСУВ 2.0

Вопросы создания российского производства элементной базы и межгосударственной кооперации производства комплектующих изделий АСУВ 2.0 относятся к компетенции Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.

Разработка концепции, постановка задач, утверждение единого перечня технологий, протоколов и форматов передачи данных, целесообразно поручить проектной группе под руководством Министра обороны Российской Федерации.

Для координации деятельности организаций-разработчиков регламентов, аппаратуры, алгоритмов и программного обеспечения систем связи и вычислительной техники, а также для обеспечения последующего функционирования АСУВ 2.0 в подчинении Генерального штаба ВС РФ необходимо создать оперативное командование по образцу Кибернетического командования США (United States Cyber Command).

При постановке на вооружение АСУВ 2.0 её функциональность должна быть обеспечена на уровне C4ISR (Сommand, Control, Communications, Computers, Intelligence, Surveillance, Reconnaissance). При этом уровень автоматизированного управления в тактическом звене должен соответствовать технологии цифрового поля боя (Digital Battle Field).

/Андрей Васильев, специально для «Армейского Вестника» /

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Автоматизированная система военного назначения (АСВН)

Система, автоматизирующая такие процессы или функции управления войсками и (или) оружием (боевыми средствами) как: сбор, обработка, хранение и выдача информации, необходимой для оптимизации управления войсками и оружием. Назначение АСВН определяется в зависимости от автоматизируемых процессов и функций органа управления, в интересах которого создается данная система, и ее функционального предназначения, а также от характера объекта управления. Автономное применение АСВН может удовлетворить потребности только того органа управления, в чьих интересах она создана. Комплексное создание и применение АСВН, данные которых могут и должны использоваться в интересах управляющей системы могут повысить эффективность применения ВС РФ за счет своевременного и обоснованного принятия решения. К таким АСВН можно отнести: систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН); систему контроля космического пространства (СККП); систему выявления, оценки и прогнозирования применения противником оружия массового поражения; системы, использующиеся в министерстве иностранных дел (МИД), Федеральной службе безопасности (ФСБ), министерстве по чрезвычайным ситуациям (МЧС), военно-стратегической разведке (ВСР) и др.

В зависимости от полноты автоматизированных процессов и функций, выполняемых АСВН, различают автоматизированные системы приема и передачи информации (командные, сигнальные), автоматизированные информационные системы, информационно-расчетные и др. По уровню, занимаемому системой в иерархической структуре системы боевого управления, различают: АСВН высшего военно-политического руководства ВС, вида ВС, оперативных, оперативно-тактических и тактических звеньев управления. По функциональному предназначению АСВН выделяют: автоматизированные системы боевого управления (войсками, боевыми средствами); комбинированные системы боевого управления (войсками и боевыми средствами); системы специального назначения; системы управления эксплуатацией вооружения и военной техникой (ВВТ); системы управления связью; тылом и т.п. Структура АСВН представляет собой единство организационно-штатных, функциональных и технических элементов, обеспечивающих эффективное выполнение поставленных задач. Организационно-штатными элементами структуры являются иерархические звенья управления. Функциональные элементы представлены в структуре четко определенными правами и обязанностями должностных лиц, типом и количеством пунктов управления, методами работы командиров и штабов по управлению войсками. В качестве технических элементов выступают разнообразные типы технических средств управления: аппаратура добывания и сбора информации (ИСЗ, радио и радиотехнические и другие средства разведки), вычислительная техника, различного рода устройства ввода-вывода, хранения, наглядного отображения, средства связи, обеспечивающие передачу информации и др.

В РВСН развернута система централизованного боевого управления войсками и оружием. Она включает органы управления, пункты управления различных уровней, автоматизированную систему боевого управления (АСБУ), автоматизированную систему связи (АСС) и специальные системы. АСБУ РВСН включает в себя: основную автоматизированную систему боевого управления, оснащенную аппаратурой «Сигнал», дублирующую автоматизированную систему боевого управления, оснащенную аппаратурой «Вьюга» и резервную систему боевого управления, оснащенную аппаратурой «Периметр» Кроме того, для управления РВСН применяются следующие системы военного назначения: информационно-расчетная система (ИРС), состоящая из локальных вычислительных сетей, (ЛВС) и специальные системы. К последним относятся такие системы как: система предупреждения о ракетном нападении – «Крокус», система контроля космического пространства, система засечки ядерных взрывов, оповещения и др. Важное место в РВСН занимают система управления эксплуатацией В ВТ и автоматизированная система охраны и обороны объектов позиционных районов соединений и частей и др.

Совокупность АСВН видов ВС, родов войск и др. образуют интегрированную АСВН ВС РФ. Вариант структурной схемы интегрированной автоматизированной системы военного назначения ВС РФ представлен на рис. к статье.

Лит.: А.А. Ларин. Теоретические основы управления, ч.1. - М., 1996; В.Д. Увакин, Г.М. Новиков, Е.И. Прокопьев и др. Центральный командный пункт Ракетных войск стратегического назначения. (Исторический очерк). - М.: ЦИПК, 2003.