Познавательно –исследовательский проект «Зимующие птицы нашего края. Проект "Зимующие птицы" методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему Изучение литературы о зимующих птиц

Учебно-исследовательская работа

«Воробей мой, воробьишка»

Работу выполнили учащиеся

начальных классов

МБОУ «Лекаревская средняя общеобразовательная школа»

ЕМР РТ

1.Введение

Воробей мой, воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки-бисер, лапки врозь,

Лапки – боком, лапки – вкось…

Прыгай, прыгай, я не трону-

Видишь, хлебца накрошил…

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто её сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, ещё чуть-чуть…

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить…

Ближе, ну ещё немножко…

Фурх! Удрал… Какой нахал!

Съел все зёрна, съел все крошки

И спасибо не сказал.

(Саша Чёрный)

Прочитав на уроке литературного чтения это стихотворение, мы задумались о том, что эти птички всегда встречаются нам у нашего жилья. Даже зимой они остаются в наших краях, а не улетают на зимовку в тёплые страны. А ведь зима очень ответственный и сложный период в жизни животных. Пережить её способны только самые выносливые. Нас заинтересовали особенности жизни птиц в зимнее время года и мы решили понаблюдать за этим.

Целью нашей исследовательской работы является изучение особенностей обитания и питания воробьёв в зимнее время года.

Задачи :

    Изучить и проанализировать литературу о роли птиц в живой природе.

    Расширить и уточнить представление о жизни воробьев в зимнее время года.

    Изучить особенности поведения воробьёв зимой в селе.

    Провести наблюдение и найти способы дополнительного подкорма воробьев в зимнее время года.

Наблюдение за птицами в зимнее время года расширит возможности оказания им помощи и будет способствовать большей выживаемости птиц в нашей местности.

Объект исследования: зимующие птицы нашей местности (воробьи).

Предмет исследования: особенности питания воробьёв в зимний период.

В соответствии с поставленными задачами в работе используются следующие методы исследования: анализ специальной литературы, наблюдение.

Работа имеет практическое значение. Она направлена на изучение и распространение опыта сохранения жизни птиц, и оказания практической помощи в их питании в зимний период времени.

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить воробьёв. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно.

Птицы дороги нам и тем, что они - часть родной природы. Они красивы, подвижны, а их звонкие и мелодичные песни оживляют наши леса, поля и сады. Птицы опыляют растения. Расселяют такие ценные породы деревьев как дуб и кедр.

Поедая семена сорняков, вредных насекомых и грызунов, птицы уменьшают их численность и таким образом приносят пользу.

Воробьи - маленькие, дерзкие, смелые и умные птички, благополучно живущие даже в многолюдных городах, не говоря уже о селах и деревнях. Окраска самца воробья серенькая, с темными пятнами на спине, на шейке - черное пятно. Гнездится воробей в дуплах, пустотах стен, в скворечниках. Самец и самка приносят в будущее гнездо множество соломы, сена, растительности, бумаги. Самка откладывает 5-6 яиц, которые одинаково насиживают оба родителя.

Воробей - птица оседлая. Они не улетают в теплые края, а сбиваются в стаи и появляются вблизи человеческого жилья. Нет такого малого или большого селенья, где бы не видели воробьев. Они смело скачут по улицам, пролетают под ногами прохожих, но поймать воробья нелегко. Они ведут себя осторожно и быстро примечают опасность.

Воробьи встречаются везде, кроме Антарктиды. Основная масса видов приспособлена к жизни на деревьях, некоторые виды перешли к наземному образу жизни. Воробей, назван так давным-давно за то, что стаи полевых воробьев, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: "Вора бей!" Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают. Большинство воробьёв очень активные птицы. Они мелкие и среднего размера. Вес тельца от 4-5 г до 30 г. Большинство воробьёв образует семейные пары. Основная масса видов приспособлена к жизни на деревьях.

2.Как питаются воробьи в зимнее время.

Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

Понаблюдав за воробьями внимательнее, мы узнали, что воробьи всё время держатся группами. Из учебника окружающего мира мы узнали, что такие группы называются стаями. Если на дереве располагаются воробьи, то других птиц на нём не увидишь. Они будут стараться расположиться на соседнем дереве. Стайка воробьёв в отличие от других птиц смело прыгает в поисках съестного.

В результате наших наблюдений у нас получилась такая сравнительная таблица.

Дата

3. Повадки и места обитания птиц.

Стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает»

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Наблюдая за повадками этих птиц, мы задумались, а как и где они находят себе пищу?

Когда мы шли в школу и обратно, заметили, что птиц можно увидеть не только на деревьях и местах скапливания отходов, но и у жилья человека в специально оборудованных кормушках.

Самые постоянные гости – шустрые синички и воробьи. Они постоянно крутятся возле кормушек, домов. К синицам воробьи относятся крайне недружелюбно, часто провоцируют драки. Иногда кормушки посещают свиристели. В тёплые дни меняется поведение птиц: громко трещат сороки, щебечут синички. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.

В группе продлённого дня мы решили изготовить кормушки. Кормушки мы изготовили разные: картонные, из пластиковых бутылок, из фанеры. С учителями развесили кормушки на ближайших деревьях около школы и возле своих домов. Больше всего птиц собиралось на картонной открытой кормушке. В нее слетались птицы с разных концов двора. Они рассаживались по всей кормушке и чувствовали себя очень уютно. При кажущейся опасности, они легко и быстро разлетались во все стороны. Но снег быстро забивал кормушку, и ее приходилось несколько раз чистить. Очень много птиц было на кормушке из фанеры с бортиками. Эта кормушка более прочная и удобная для птиц.

Меньше птиц прилетало к пластиковой бутылке. На вырез пластиковой бутылки умещается только 2 птицы. Одна усаживается на вырез бутылки и озирается кругом, а другая в это время хватает корм со дна бутылки.

Таким образом, мы выяснили, что больше всего птиц накормится в открытой картонной кормушке и в кормушке из фанеры. Но кормушка из картона имеет свои неудобства: ветер сдувает корм и требуется постоянная очистка от снега. А лучшая кормушка, сделанная из фанеры с бортиками и крышей.

4.Какой корм лучше?

Больше всего нас интересовал вопрос, а чем же любят лакомиться воробьи и синицы зимой?

Начиная изучение данного вопроса, мы заметили, что воробьи на чистом дворе и около школы редкие гости. Сначала мы изучили правила подкормки птиц.

Совсем нетрудно запасти корм для птиц на зиму. А как это нужно для них!

Правила подкормки птиц:

    Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!

    Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности.

    Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!

    Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!

    Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!

    По возможности корм должен быть защищён от непогоды!

Кормушку необходимо регулярно чистить!

Учитывая знания из окружающего мира о том, что данные птицы имеют характерный маленький и очень крепкий клюв, которым удобно разгрызать зерна и семена, мы подобрали для них семечки, пшено и гречневую крупу. В течение 4 дней мы наблюдали за количеством птиц у кормушек. В итоге выяснилось, что большей популярностью у птиц пользуются семечки подсолнечника. А вот гречку не хотели клевать совсем, она оставалась целой в кормушке на протяжении всех экспериментальных дней. Нам так же удалось выяснить, что в первый день на разведку прилетело несколько синиц, а к 4 дню у кормушки собралась целая стая. За 1 раз мы могли насчитать до 10-12 птиц на кормушке.

Воробьи с большой опаской относились к кормушке. Их в ней было гораздо меньше. Но в отличие от синиц, они удобно усаживались и подолгу засиживались в нашей столовой. Синицы же вели себя очень культурно. Быстро прилетали, усаживались на край кормушки. Схватив семечку, синица улетала на ветку соседнего дерева. Таких подлетов в кормушку за 1 час, по нашим наблюдениям она делала около 5. Так мы подсчитали, что примерно 8-10 минут она тратит на очистку и поедание одной семечки. Получается, что за короткий зимний день синица совершает 40 подлетов. А значит, что за день она съедает до 40 семечек, так необходимых ей, чтобы не замерзнуть.

Позже мы решили разнообразить обед наших гостей. Стали насыпать им крошек хлеба на снежный наст и развесили кусочки свежего сала и мяса на ветках. Тогда вкусовые пристрастия наших гостей совсем разделились. Синицы активно клевали сало и мясо, а целая стая воробьев собралась у крошек. Таким образом, мы выяснили, почему синиц чаще видишь на деревьях, а воробьев на дороге и у мусорных бачков. Это привычные места поиска пищи. Здесь они чувствуют себя уютнее и активнее поедают корм.

5.Заключение.

Наши наблюдения помогли нам больше узнать о жизни маленькой частички живой природы.

Птицы - важная часть живой природы. Воробьи зимой обитают около жилья человека. Это связано с поиском пищи и местами ночлега.

Большое количество птиц у организованных кормушек доказывает необходимость их дополнительного подкорма зимой. Для этого можно использовать самостоятельно изготовленные кормушки, лучше открытые. Для корма можно использовать любые крупы и крошки сухого хлеба. Доступное питание, организованное человеком, поможет птицам легче перенести зимние холода.

Литература

1. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей/ АСТ. Москва.: Компания «Ключ-С». - 1997г.

2.Савенков А. B .Исследовательское обучение младших школьников. /Самара.: Издательство «Учебная литература».- 2010г.

3.Федотова Н.О., Трафимова Г.В.. Окружающий мир. Учебник/Москва.: Академкнига. – 2010г.

4.Шумакова Н.Б.. Развитие исследовательских умений младших школьников. /Москва. Просвещение. – 2011г.

5.Амченков Ю.А. Великолепная энциклопедия животных / Ю.А. Амченков // ООО «Издательская группа Аттикус». – 2008.

Муниципальная бюджетная общеобразовательная средняя общеобразовательная школа №1 х. Маяк

Исследовательская работа «Зимующие птицы »

ученики 1 класса

РУКОВОДИТЕЛЬ

Мишкова Ирина Георгиевна

учитель начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

2015г.

Содержание: 1.Введение…………………………………………………………………1- 2 2. Основная часть.………………………………………………………2-4 2.1. Зимующие птицы 2.2. Кормушки для птиц 2.3.Наши наблюдения 2.4. Подкормка птиц 3.Заключение………………………………………………………………5 4. Список использованной литературы………………………………………..6

1.Введение.

На уроках окружающего мира мы узнали, что есть перелётные птицы и зимующие, что птицам, которые остаются зимовать, нужна наша помощь. Вот тут - то мы решили больше узнать о зимующих птицах, где они живут, чем питаются. Мы уверены, что в настоящее время совершенно необходима зимняя подкормка птиц. Это занятие имеет большое воспитательное значение, так как учит и детей, и взрослых заботиться о тех, кто нуждается в помощи. Ведь самое страшное – это равнодушие. Самый доступный и распространенный вид заботы - развешивание кормушек и подкормка птиц. Каждый из нас должен заботиться о зимующих птицах, поэтому тема нашей работы является актуальной. Предмет исследования: зимующие птицы на кормушке. Объект исследования: зимующие птицы. Цель работы: изучение образа жизни и поведения зимующих птиц города Задачи исследования: исследовать видовой состав зимующих птиц, используя научную литературу; изготовить кормушки, подкармливать птиц зимой; изучить предпочтение кормов различными видами птиц; провести наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке. Гипотеза: вероятно, что зимой птицы больше страдают от бескормицы, чем от холода. Методы исследования: анализ, наблюдения, сбор информации из книг, журналов интернета.

2.Основная часть 2.1. Зимующие птицы Зимнее время года наиболее благоприятно для начала изучения видового состава и образа жизни птиц. Птицы становятся более заметными, они сами тянуться к человеческому жилью. Синица: Зимой синицы собираются стайками. Её часто можно видеть рядом с жильём человека. Верх зеленоватый, низ желтый, крылья и хвост синевато-серые. На крыле видна тонкая белая поперечная полоска. Характерны блестяще-черная шапочка, доходящая до глаз, светлое пятно на затылке, белые щеки, окаймленные черным, черное головное пятно, продолжающееся на груди. Сорока:

Её невозможно спутать ни с одной другой птицей. Не зря в народе ей называют – белобока. По бокам пёрышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Особенно красив хвост – длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. Сорока – это осёдлая птица. Зимой большинство сорок вместе с галками и воронами перебираются поближе к людям. Корм у сорок разнообразен. Они едят всё: летом насекомых и других мелких животных, разоряют гнёзда других птиц, а зимой их можно увидеть прыгающих на свалках, проверяющих кормушки у домашних животных. Очень любит сорока ягоды, фрукты, семена растений. А ещё нам нравится, как она стрекочет. Так и хочется её передразнить. Воробьи:

Рядом с человеком живут два вида воробьёв – воробей домовый и воробей полевой. Они схожи поведением, окраской, голосом да и размером, разве что последний несколько стройнее. Этих зерноядных птиц в некоторых странах, например в Китае, уничтожали, считая вредными. А жители американского города Бостона, наоборот, поставили этой птице памятник – за то, что она спасла их от голода, когда в округе появились в огромном количестве гусеницы бабочек- вредителей.

Вороны:

Они зимой прилетают к нам из лесопосадок, они не боятся людей. Они летают стаями над хутором, находят деревья, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. 2.2. Кормушки для птиц.

Подкармливать птиц, особенно в зимний период не сложно и построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из- под сока или молока. Но важно помнить несколько основных правил: 1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем. 2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее. Кормушки мы развесили на территории нашей школы и смогли наблюдать за пернатыми с близкого расстояния. Первым узнали о наших кормушках воробьи и выбрали картонную коробку. На второй день прилетели синички. На четвертый день прилетела сорока села на пластиковую кормушку и стала клевать крошки хлеба. Мы заметили, что самые частые посетители кормушек синицы, воробьи, а самый редкий гость сорока, вороны и голуби к кормушкам не подлетают, хотя и находятся рядом на соседних деревьях. То ли кормушки маловаты и низко висят, то ли просто не замечают их. Однажды около кормушки появилась какая-то незнакомая птица, похожая на воробья, но крупнее и с хохолком на голове. Птичка быстро бегала под кормушкой и клевала семечки, забавно отделяя шелуху от зёрнышка. Она видела, что мы наблюдаем за ней и даже фотографировали её, но она ничуть не испугалась! У учителя биологии мы узнали, как зовут птичку. Это хохлатый жаворонок. Зимой хохлатый жаворонок держится поближе к жилью, по улицам сел и городов, где и воробьи. Ночует в морозную погоду в снегу. В снег же бросается иногда, спасаясь от преследования хищных птиц. 2.3. Наши наблюдения. Во время наблюдения заметили, что птицы ведут себя по-разному: вот например синица сначала выберет семечку, а потом прыгнет на ветку. Расправляться с ней в стороне и снова в кормушку. А воробей? Воробей не улетает от корма, пока не наестся, или кто-нибудь его не спугнёт. А синичка ведет себя осторожнее и такого себе не позволяет. Также заметили, что в холодную погоду птиц прилетает больше, чем в более теплую погоду. Птицы быстро привыкли к кормушкам и, убедившись, что корм в ней появляется регулярно, навещали их ежедневно. 2.4. Подкормка птиц.

В качестве корма мы использовали: сырые (нежареные) семена подсолнуха, крошки хлеба. Засыпать корм нужно утром или днём. Традиционный корм для птиц в зимнее время – овес, семена подсолнечника и тыквы, крошки пшеничного хлеба, пшено, сушеные ягоды и фрукты, несоленое сало. А вот ржаной хлеб, кожуру бананов и цитрусовых птицам лучше не давать – это опасно для их здоровья. Данные продукты плохо перевариваются в желудке птиц и в морозную погоду и это может привести к их гибели. Кусочки сала и мяса для синиц мы вешали прямо на ветку. Мясо и сало можно давать как сырое, так и вареное, но обязательно (!) несоленое. Белый хлеб (черный- ржаной хлеб птицам вреден!) нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь - крупные замерзшие куски птицам «не по зубам». Перловую крупу, горох и чечевицу предлагать пернатым не стоит: разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно поедают овсяную крупу «Геркулеса и пшенную. Все мелкие птицы охотно поедают различные семена, а также отходы с нашего стола: крошки, кусочки мяса, сухари и пр. Главные правила при подкормке птиц: Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)! Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм! Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)! По возможности корм должен быть защищён от непогоды! Кормушку необходимо регулярно чистить! 3. Заключение. Наша гипотеза подтвердилась - птицы больше страдают от бескормицы, чем от голода. Им очень трудно находить корм зимой. А самое главное, что мы помогли птичкам, развесив кормушки. Кормушка может быть любой и сделать её по силам даже нам, детям. На нашу акцию откликнулись и учащиеся 6 класса. Они смастерили кормушки и развесили их на школьной территории. А птицы не останутся в долгу, летом они защитят растения от вредителей и порадуют нас своим пением!

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ. Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна. Горсть одна - и не страшна будет им зима. Сколько гибнет их - не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать заодно с людьми. Приучите птиц в мороз к своему окну. Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

4. Литература

1. Энциклопедия «Всё обо всём».-М.,2000 2. Детская энциклопедия.-М., 2005 3. Энциклопедия для детей. Птицы и звери.- М.;изд.;«Мир энциклопедий Аванта +»,2011 4. Большая советская энциклопедия.-М.,1976 5. Детская энциклопедия «Я познаю мир».Живая природа от А до Я.-М., 6. Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами – Ярославль: Академ.развития, 2004 7. Корм для птиц на Интернет-сайте www.guideinfo.nm.ru/winterbird/

Приложение:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Песчанская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской области

Проектно – исследовательская работа

«Покормите птиц зимой!»

Выполнили:

обучающиеся 3 класса

Песчанской СОШ.

Руководитель: Воробьева Е.А.

Песчаное 2017г.

Покормите птиц

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин

Обоснование темы:
Я выбрала эту тему, чтобы больше узнать о состоянии зимующих птиц в нашей местности.

Актуальность:

Во время зимы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода погибает много диких птиц.

Гипотеза :

Предположим, что если человеку зимой подкармливать птиц, то гибнущих станет меньше.

Цель:
Изучение образа жизни зимующих птиц нашей местности. Оказание помощи птицам в зимний период.

Задачи:

1. Выяснить какие птицы остаются зимовать.

2. Определить, чем питаются птицы зимой.

3. Сделать кормушки и подкармливать птиц.

4. Привлечь друзей к оказанию помощи птицам зимой.

3. Проанализировать собранную информацию и сделать выводы.

Предмет исследования : зимующие птицы

Методы исследования:
- изучение литературы;
- наблюдение;
- анализ.

I этап – подготовительный

Птицы имеют большое значение в природе и жизни человека. Люди верили, что пернатые на своих крыльях приносят весну и поэтому старались птиц зимой подкармливать.

Пернатым особенно трудно в суровые морозы, сильные снегопады, а также когда почва, ветки и стволы деревьев покрываются ледяной коркой. Естественный корм в таких условиях становится практически недоступным.

В нашем селе зимуют воробьи, сороки, голуби, снегири, синицы, клесты, дятлы. Мне захотелось узнать подробнее о каждой птице. С помощью интернета, на страницах книг я рассмотрела фотографии птиц, узнала об особенностях их зимовки. Вот, что я узнала:

Зимующие птицы могут переносить холода. Например: дятел прячется в дуплах деревьев. Синицы, сороки, прилетают к жилью человека. Вороны, галки, голуби ночуют, прижавшись, друг к другу. Перья помогают птицам сохранять тепло. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они.

Зимующие птицы могут сами находить себе корм – ягоды и плоды. Например, дятел умеет добывать насекомых из под коры. Семена, которые созревают осенью на деревьях, кустарниках – то же корм для птиц. Клест даже выводит птенцов в январе, потому что для них есть много корма – семян из еловых шишек. (Приложение)

II этап – основной (практический)

1. Изготовление кормушек . (Приложение)

Я привлекла своих друзей к оказанию помощи птицам. Вместе с одноклассниками сделали кормушки и развесили их. Узнали чем можно кормить птиц. И вместе со своими друзьями стала наблюдать.

Мы кормушки смастерили, мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед, будет вам зимой обед!

Первыми кто был замечен в кормушке, это воробьи. Воробьи зимой стараются держаться поближе к человеку. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов и под крыши сараев.

Воробьи питались в кормушке, которая была прибита к столбу. Они любят кормушки, которые не раскачиваются на ветру, они пугливые, но очень хулиганят в ней. Смотря на то, как воробьи дерутся, мы насыпали пшено на стол и все птицы дружно клевали его.

Затем начали прилетать синицы. Синицы почти круглый год живут в лесах, парках, садах. Зимой в поисках корма они собираются в стайки и перебираются ближе к жилью человека.

Синицы вели себя на кормушке культурно, не спеша, не толкаясь. Их не пугают качающиеся кормушки, поэтому они питались в деревянной и картонной кормушках.

Воробьи, вороны и голуби – были главными гостями. А вот синицы прилетали когда мы уходили. Они видимо, очень пугливы и осторожны.

2. Питание птиц . (Приложение)

Обучающиеся нашего класса с большим трепетом каждый день бегут проверять кормушки - очищают их от снега и пополняют их кормом. А птицы не заставляют себя долго ждать.

Во время подкормки мы выполняем правила поведения возле кормушек: громко не кричим, не сорим, не оставляем газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

Мы узнали, что корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам и что птиц кормить необходимо регулярно. Нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка.

Подкармливая птиц, мы наблюдали и узнали, что: почти все птицы едят семена подсолнечника и, в первую очередь, синицы. Но они не любят семена дыни и тыквы, а воробьи едят с удовольствием. Пшено и просо – любимая еда воробьев. Хлебные крошки едят синицы и воробьи. Но хлеб в большом количестве вреден для птиц. А снегири на наши кормушки ещё не прилетели, мы для них приготовили ягоды рябины. Но будем их ждать – надеемся, что прилетят.

Результаты исследования:

Теперь я знаю зимующих птиц и могу определить их по внешнему виду.

Моя гипотеза подтвердилась :

Остаются зимовать только те птицы, которые могут переносить холод и находить себе корм, но им нужна наша помощь. Если повесить кормушки и подкармливать птиц, то весной будет больше их и мы будем слушать дивное пение.

III -Заключительная часть.

Используя свои наблюдения, и наблюдения ребят я сделала следующие выводы:

1) Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду больше, чем птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду

2) Птицы довольно успешно могут перезимовать в том случае, если вокруг много подходящего корма

3) В нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, вороны, голуби, синицы; прилетают из леса покормиться снегири.

4)Зима – трудный период в жизни птиц. Если человек будет о них заботиться, им легче будет перенести холод и голод.

Медленно – медленно падает снег.

Тихо по снегу идет человек.

В шапке и шубе своей меховой

Деревянные санки везет за собой.

В санках желтеет кормушка для птиц

Для корольков, снегирей и синиц.

Падает снег…

Доброй дороги тебе человек! ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!

Приложение

Памятка «Как кормить птиц».

1. Если начал птиц кормить,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

2. Так доверчивы они,

Верят нам, как дети.

Помни – ты их приручил,

Ты за них в ответе!

3. Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить. Арбузные и дынные семечки любят синицы и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для синиц и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!)

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников: 5-6 лет.

Участники: педагог, дети и родители группы.

Актуальность:

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 22 опрошенных воспитанников меньше половины группы (10 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (8 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой (4 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап

— Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

— Анкетирование родителей.

— Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

— Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

Взаимодействие с детьми.

1 неделя.

Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Понедельник — беседа«Что ты знаешь о птицах?»

Вторник — дидактические игры«Птички на кормушках», «Какихптиц зимой не увидишь».

Цель.Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).

Рис. 1. Зимующие птицы.

Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Среда — Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Грудка ярче, чем заря,

У кого?..

У снегиря.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Сорока.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет?

Воробей.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её …

Ворона.

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

Свиристели.

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг?

Дятел.

Рисование «Снегири на ветке рябины»

Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.

Четверг — изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр.

Рис. 2. Маска сороки.

Пятница -дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много».

2 неделя.

Задача: пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.

Понедельник – внести в уголок книг подборку литературы о птицах.

Вторник – заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.

Среда — оформление альбома: «Зимующие птицы».

Четверг — оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

— ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

Рис. 3. Календарь наблюдений за птицами зимой. 1 — старшая; 2 – подготовительная группа.

Пятница — оформление плаката «Зимующие птицы».

3 неделя.

Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Понедельник — беседа«Трудно птицам зимовать».

Вторник — заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах.

Среда — рисование «Моя любимая птичка».

Пятница — чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой»;

— заготовка корма для птиц;

— подвижные игры«Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»;

Взаимодействие с родителями

1 неделя.

Понедельник оформление ширмы «Зимующие птицы».

2 неделя.

Консультации «Покормите птиц зимой», « Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Заключительный этап.

Взаимодействие с родителями

Конкурс поделок -«Мастерим кормушки для птиц»

Фото 1. Птицы на кормушке.

Взаимодействие с детьми.

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Ожидаемый результат:

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

— созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Трансляция проекта:

Выступление с сообщением из опыта работы на педагогическом совете ДОУ.

Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».

Сценарий праздника «Синичкин день» с детьми 5-6 лет

Задачи:

  • поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его объектами;
  • продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;
  • использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и практический опыт.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, аудиозапись песен «Как прекрасен этот мир» (сл.В.Харитонов, муз. Д. Тухманов), «Три синички танцевали» (сл. А. Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера), мольберт, картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, кормушка, скворечник, семена подсолнечника, отварной рис, свиной жир, сухари, сырые овсяные хлопья, орехи, сухофрукты, сыр, ложка, пластмассовые лотки и емкости, фартук.

Активизация словаря: зимующие птицы, «Синичкин день», ингредиенты, семечки подсолнечника, овсяные хлопья, рис, ёмкость, сухофрукты.

Ход мероприятия

Звучит аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир». Музыкальный зал оформлен рисунками с изображением зимующих птиц, плакатами на тему «Берегите птиц», «Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок».

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Мы не зря включили песню «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно она призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь загадку природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Исполняется песня «Три синички танцевали» слова А.Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера.

Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

К. Мухаммади

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц.

Проводится Игра «Найдите зимующих птиц» .

Воспитатель предлагает детям выбрать для себя картинку с изображением птицы.

Воспитатель. А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.

Игра повторяется с обменом карточек.

Рис. 4. Карточки к игре.

Воспитатель. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё приметы, связанные с птицами вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.

Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает, какую?

Заранее подготовленные дети по очереди говорят

1 ребенок. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

2 ребенок. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

3 ребенок. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых.

4 ребенок. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.

5 ребенок. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности.

6 ребенок. Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности.

Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим.

Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.

Фото 2. Кормушка для птиц.

Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.

З. Александрова «Новая столовая»

Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушку.

Демонстрируется модель кормушки и картинки с изображением птиц. Дети прикрепляют изображения птиц на кормушку при помощи магнитов.

Рис. 6. Модель кормушки.

Воспитатель. Посчитайте, сколько прилетело на нашу кормушку поползней, синиц, воробьёв, голубей, сорок? Ответьте на вопросы:
1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку?
2. В какой день недели прилетали вороны?
3. Сколько ворон прилетало?
4. Чем лакомился голубь на кормушке?
5. Чем угощались сороки?
6. Сколько было сорок на кормушке?
Молодцы, и с этим заданием справились!

Воспитатель. Раз сегодня Синичкин праздник, то надо именинницам приготовить угощение. А какое главное угощение на праздничном столе?

Дети предлагают различные варианты ответов.

Фото 3. Угощение для птиц.

Воспитатель. Я предлагаю вам для синиц приготовить торт. Наш торт будет трехслойный, над изготовлением каждого слоя будет работать группа. Объединитесь в три группы и подойдите к столу. На столе продукты, которые вам понадобятся для приготовления торта.

Задание первой группе. Вы должны будете приготовить самый большой слой торта. Основным ингредиентом этого слоя является растопленное свиное сало, сухари и семя подсолнечника. Ваша задача — все ингредиенты перемешать и поместить в большую емкость.

Задание второй группе. Вам предстоит приготовить средний слой торта. Ингредиенты: отварной рис, очищенные несоленые орехи, сыр. Всё перемешайте и поместите в среднюю ёмкость.

Задание третьей группе. Вы будете готовить самый верхний слой — он самый маленький. Ингредиенты: размоченные овсяные хлопья, сухофрукты. Всё перемешайте и поместите в маленькую ёмкость.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Коржи готовы. Теперь их нужно поместить на некоторое время в холодильник, чтобы они застыли. А пока мы отдохнём, викторину проведём и споём!

Проводится викторина «Что мы знаем о птицах».

Взрослый задает вопросы, дети отвечают. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов.

Вопросы к викторине:

1. Какая птица на земле самая большая?

2. Какая птица самая маленькая на земле?

3. Какие птицы не умеют летать?

4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?

5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?

6. Какую птицу называют «лесным доктором»?

7. Какую птицу называют «лесным санитаром»?

Проводится игра «Птичий концерт».

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

Воробьи – чирик – чирик.

Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Клёст – цок – цок – цок.

Свиристель – тюр –тюр – тюр.

Воспитатель. Коржи готовы, теперь, давайте соорудим торт из трёх слоёв и празднично его украсим сухофруктами и цукатами.

Дети вынимают замерзшие коржи, складывают их один на другой по принципу пирамиды и украшают их.

Фото 4. Торт для птиц.

Воспитатель. Вот и готов наш торт. Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц доживает до весны только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим друзьям. А вот и синичка прилетела.

Синица (заранее подготовленный ребенок).

Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.

Ю. Синицын

Воспитатель. Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. А сейчас, когда вы все оденетесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки на участке. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки». В заключение нашей с встречи, я хочу подарить каждому участнику буклеты «Что любят птицы» и «Как кормить птиц». Передайте их друзьям, знакомым, соседям. Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Зобов Михаил Артёмович (1)

(1)

Научный руководитель: Зобова Марина Юрьевна,

учитель биологии и географии

Зимующие птицы моей малой Родины

(1)

Костромская область, Костромской район, п.Шувалово

МКОУ «Шуваловская средняя общеобразовательная школа», 3 класс (1)

Аннотация

Актуальность: Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость: они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями. Каково же приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Найти корм под снегом нелегко. Туго приходится птицам зимой: холодно и голодно. Ведь никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время из-за отсутствия корма. В суровых условиях из десяти синиц до весны доживает только одна, и основной причиной гибели птиц является голод.

В условиях нашего посёлка мы обычно не замечаем их, просто не обращаем внимания на наших маленьких соседей. И синицы, и воробьи, и вороны, и голуби - тоже жители Костромского района, все они - часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

Цель исследования:

В соответствии с поставленными задачами в работе используются следующие методы исследования : научный поиск, сопоставительный анализ, анализ специальной литературы, наблюдение, фотографирование, анкетирование.

Выводы

Во-первых, была найдена информация и изучена литература по теме исследовательской работы.

В-третьих, я узнал главные правила подкормки птиц: какой корм можно давать птицам, а какой категорически нельзя, предпочтения определенным кормам (Приложение 3).

В-четвертых, выяснено что за период наблюдения (декабрь 2016 года, январь-февраль 2017 года) было зафиксировано 19 видов птиц (Приложение 2):

в кормушке (8 видов):

Отряд: Воробьеобразные (ворон, серая ворона, галка обыкновенная, обыкновенный свиристель, обыкновенный щегол), Отряд: Дятлообразные (большой пёстрый дятел, седой, или седоголовый, дятел)

В-пятых,

В-шестых,

Зимующие птицы моей малой Родины

(1)

Костромская область, Костромской район, п.Шувалово

МКОУ «Шуваловская средняя общеобразовательная школа», 3 класс (1)

План исследования

Птицы - неотъемлемая часть природы, они придают прелесть роще, лесу, степи. Они лучшее украшение городских парков и садов. Птицы совершенно преображают даже самый унылый ландшафт и своими яркими красками, звучной песней делают его радостным и приметным. Скучный большой пейзаж зимы сразу становится иным, едва появится и стрекотунья белобока или резвая синичка, или красногрудый красавец снегирь. Значение птиц в природе и хозяйстве человека огромно. В городах и сельской местности птицы охраняют от вредителей зеленые насаждение от насекомых - переносчиков заразных болезней. Птицы - постоянные спутники человека.

Меня заинтересовали особенности жизни птиц в зимнее время года, и я решил узнать об этом.

Цель исследования: наблюдение за жизнью птиц в посёлке Шувалово в зимний период; оказание посильной помощи птицам.

Место проведения: Костромская область Костромской район посёлок Шувалово.

Сроки проведения: с 12 декабря 2016 года по 28 февраля 2017 года.

Объект исследования: зимующие птицы посёлка Шувалово.

Предмет исследования: птицы в зимний период.

Задачи:

Исследовать видовой состав зимующих птиц Костромской области, используя научную литературу и другие источники информации.

Выяснить, какой вид кормушек предпочитают птицы.

Изготовить кормушки.

Описать, как и чем подкармливать птиц.

Изучить предпочтение кормов различными видами птиц.

Провести наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке и находящимися вблизи кормушки.

Определить какие виды птиц посещают кормушки, количество, время посещения, продолжительность посещения.

Установить изменение видового состава посетителей кормушки в зависимости от ее расположения и времени наблюдения.

Наблюдать за поведением, взаимоотношениями зимующих птиц.

Провести анкетирование среди учащихся 2-4 классов Шуваловской средней школы с целью выявления отношения к зимующим птицам.

Сделать выводы и обобщить результат.

Проблема: учащиеся начальной школы знают далеко не всех зимующих птиц, которых можно встретить в поселке.

Гипотеза: зимой в нашем посёлке можно встретить только зимующих птиц Костромской области.

Этапы реализации проекта

I этап Подготовительный

Определитель птиц онлайн https://ptici.info/opredelitel-ptic.html

Зимующие птицы средней полосы России http :// www . ecosystema . ru /07 referats / birds _ winter . htm

Красная книга Костромской области / Под ред. ДПР Костромской области. Кострома, 2009. - 387 с. (стр.278)

Зимующие птицы в городе Кемерово http://fauna42.ru/lib/children/researcher10/birds/

Справочник по орнитологии www.ecosystema.ru

Союз охраны птиц России http://www.rbcu.ru/campaign/6420/

  1. Чем можно и чем нельзя кормить птиц зимой. Инфографика http://www.irk.aif.ru

    Выбор типа кормушки http://www.apus.ru

Зимующие птицы моей малой Родины

(1)

Костромская область, Костромской район, п.Шувалово

МКОУ «Шуваловская средняя общеобразовательная школа», 3 класс (1)

Научная статья

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг,

И улетают на зиму,

На добрый, тёплый юг.

Другие- те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным,

Не пристают снежинки,

Они и под порошами,

Резвятся для разминки.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать,

Ни зёрнышка, ни крошки...

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей,

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас.

К.Мухаммади

Классификация птиц

Из справочника по орнитологии я узнал, что по характеру сезонных перелётов всех птиц можно разделить на три группы: оседлые, кочующие и перелетные .

К оседлым относятся птицы, которые в течение круглого года живут в одной и той же местности, и каких-либо регулярных перемещений по местности не совершают. Некоторые из этих птиц всю жизнь проводят в пределах небольшой гнездовой территории, не выходя за ее границы даже в зимнее время. Таких птиц можно назвать строго оседлыми . Они живут постоянно вблизи поселений человека. Там они находят достаточно пищи в течение круглого года.

Полуоседлыми называют птиц, которые после выведения птенцов выходят на поиски пищи за пределы своей гнездовой территории и проводят зиму в ближайших её окрестностях. Такие виды птиц живут всю зиму более или менее оседло, в одном или нескольких пунктах. Полуоседлость свойственна птицам, хорошо обеспеченным зимними кормами.

Группу кочующих птиц составляют птицы, которые после размножения покидают гнездовую территорию и до весны совершают беспрерывные перемещения, удаляясь на десятки, сотни и даже тысячи километров. В отличие от оседлых, для кочующих характерны постоянные передвижения в поисках пищи и отсутствие в течение зимы более или менее длительной оседлости. Если птицы и задерживаются в местах концентрации пищи, то ненадолго, так как естественные запасы кормов у них зимой бывают не столь обильными и устойчивыми, как у оседлых птиц. Направление передвижений у кочующих птиц непостоянно. Посещая во время кочевок благоприятные в отношении пищи и других условий места, птицы могут неоднократно изменять путь своего движения в самых разнообразных направлениях, но чаще в сторону теплых климатических зон. Эта тенденция особенно заметна у птиц, откочевывающих на большие расстояния (на сотни и тысячи километров).

В группу перелетных входят те птицы, которые после размножения покидают гнездовую территорию и на зиму перелетают в другие, сравнительно удаленные районы, лежащие как в пределах гнездовой области вида, так и далеко за ее границами. В отличие от кочующих, для перелетных птиц характерно наличие не только определенных направлений и сроков перелета, но и достаточно четко очерченной области зимовок, в которой птицы живут более или менее оседло, или же предпринимают незначительные кочевки в поисках корма. Передвижение к зимовкам у таких видов проходит не в форме кочевок, а в виде хорошо выраженного перелета. Направления перелета у разных видов и популяций могут быть различными, но у обитателей северного полушария чаще всего в сторону южных румбов. Зимовки обычно отстоят от мест гнездования птиц на много сотен и даже тысяч километров и лежат в заметно более теплых климатических зонах.

К перелетным относится большинство птиц нашей страны. Эти птицы не могут в зимнее время найти обычные для себя корма в местах своего летнего обитания.

Деление птиц на оседлых, кочующих и перелётных осложнено тем, что один и тот же вид в разных частях своего ареала может вести себя различно. Так, серая ворона на юге европейской части нашей страны - оседлый вид, а на севере - перелётный.

Изменение погодных и кормовых условий по годам также сказывается на характере подвижности птиц. В тёплые зимы при достаточной обеспеченности кормом некоторые перелётные для данного района виды остаются зимовать в местах своего размножения (утки, грачи, дрозды). Это свидетельствует о том, что основная причина перелётов птиц заключается в сезонных изменениях условий существования. В районах, где эти изменения по сезонам выражены резче, число перелётных видов больше.

Питание птиц

В справочнике А. В. Михеева «Биология птиц» я выяснили, что по питанию всех птиц можно разделить на три группы: растительноядные, животноядные и со смешанным питанием (птиц, употребляющих как растительный, так и животный корм).

Среди птиц, обитающих в Костромской области (а их около двухсот сорока видов), наибольшей по численности является группа со смешенным питанием. Это связано с сезонными изменениями корма. Появление осенью новых кормов (ягод, семян, шишек), сокращение в зимний период животной пищи. вынуждает значительное число птиц переключаться полностью или частично с животных кормов на растительные, а весной - наоборот.

Способы добывания пищи у птиц также различны:

подбирают корма с земли клювом (голубь);

погружают клюв в мягкую почву (кулик);

роются в земле (перепел);

ловят добычу в воздухе (ласточки);

долбят дерево и ищут насекомых в углублениях коры, древесины (дятел);

вытаскивают клювом насекомых, прячущихся в щелях коры (синицы);

обрывают побеги и почки (тетерев, глухарь, белая куропатка);

склевывают плоды и ягоды (дрозды, дубоносы).

В связи с этим у птиц по-разному устроен клюв, язык и лапы. Это необходимо учитывать при изготовлении кормушек.

Когда ночная температура падает до -10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Чтобы поддержать температуру тела (а она у них около +40°С) и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться - естественные места кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной коркой. И помочь птицам выжить могут только люди.

Чем нельзя кормить птиц

Некоторые «привычные» для подкормки продукты (соленые орешки, кокосовая стружка, чипсы, сало) пернатым вредны, а в большинстве случаев вообще смертельно опасны. К таким относятся жареные и соленые продукты. Соль в переизбытке очень быстро накапливается в организме птиц, с чем их выводящая система не может справиться, а это грозит отравлением. Жареные продукты наносят вред печени, так как вроде бы полезные вещества, содержащиеся в зернышках, при жарке жиры имеют свойство менять свою структуру.

Категорически запрещается использовать в качестве корма для птиц прогорклые зерна, заплесневелую и испорченную пищу с неприятным запахом. В таких продуктах велико содержание токсинов. Это грозит ослаблению организма, что в конечном итоге приведет к заболеванию и гибели птицы.

Крайне опасным продуктом для птиц является также черный хлеб или любой другой ржаной хлеб, в котором содержится большое количество воды. Во-первых, крахмал ржи - один из плохо усваиваемых организмом птицы веществ. Во-вторых, в отличие от белого, в черном хлебе гораздо больше влаги, в нем значительно повышена кислотность. Это часто приводит к избыточному брожению в кишечнике, не исключен и заворот кишок.

Негативное влияние на птичий организм оказывает птицам пшено. Это происходит из-за того, что пшено, в отличие от того же проса, лишено защитной оболочки, вследствие чего жиры на его поверхности окисляются и появляются токсические вещества и микроорганизмы, развивающие болезни.

Нельзя предлагать птицам горох и чечевицу, разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть.

Чем можно кормить птиц

Подкормку можно устраивать практически для всех видов птиц. Вы можете подготавливаться к этому благородному делу еще летом.

Например, покушав арбузы и дыни, соберите их семена и высушите. Зимой ими будут с великим удовольствием лакомиться синицы. Они также будут рады тыквенным и подсолнечным семенам (только не в жареном варианте!), семенам конопли. В кормушку синицам можно смело класть творог (средней жирности), который смешивают с белыми панировочными сухарями, яйцо, сваренное вкрутую и натертое в крошку, а также прекрасным лакомством будут синицам свежего яблока. В морозные дни можно давать в подкормку кусочки несоленого сала и мяса. С удовольствием примут синицы и крошки хлеба. Единственно, лучше использовать черствый хлеб, поскольку свежий на морозе замерзает.

Рады будут хлебным крошкам воробьи и голуби. Но лучше всего птиц кормить пшеницей, ячменем или приготовленной зерновой смесью. Если брать крупы, то самая полезная - перловая (по сути это очищенный ячмень). Отлично для подкормки сизарей годятся плотные овсяные хлопья (не быстрорастворимые). В малых количествах будут полезны добавки из нежареных семечек.

В подкормку для снегирей летом и осенью сушат травы. Они любят лебеду, крапиву, лопух.

Дрозды и свиристели будут особенно рады гроздьям ягод, таких как калина, рябина, красная и черная бузина. С большой охотой лакомятся ими и снегири, но в отличие от своих собратьев, употребляют не сами ягоды, а косточки.

Такие лесные жители, как поползни, сойки и дятлы частенько наведываются к кормушкам, где питаются синицы, поэтому держатся в общих стаях. Если поползень первым делом набросится на вывешенное мясо и кусочки жира, то сойки едят практически все. Еще они большие любители желудей.

Даже в зимнее время каждый вид птиц питается определенным типом корма. От того, что вы насыплете в кормушку, будет зависеть и видовой состав птиц-посетителей.

Виды кормушек

Для того, чтобы птицы не погибли зимой, необходимо устанавливать кормушки. Правильный выбор кормушки зависит от вида птицы, которую мы хотим привлечь, а также от того, насколько близко мы хотим от них находится, чтобы наблюдать их повадки. Ближе всего наблюдать за птицами можно в окно. Для этого используют «оконные» кормушки, их можно прикрепить к оконному стеклу. Такие кормушки рассчитаны на маленьких птиц (синичек, воробьев). Главное учитывать расстояние между кормушкой и стеклом, чтобы птицы не влетели в стекло. Привлекают внимание птиц ярко окрашенные декоративные кормушки. Очень важно изготовить кормушки задолго до наступления холодов, уже осенью в разных местах установить готовые кормушки. Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из-под сока или молока. Но важно помнить несколько основных правил:

У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.

Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

Существует много различных видов кормушек:

Кормушка-лоток. Эта кормушка самая простая. Она похожа на лоток.

Кормушка-столик. Эта кормушка отличается тем, что лоток здесь прикрепляется к подставке (ножке).

Кормушки-домики.

Кормушки из стеклянных или консервных банок.

Кормушка-булавка.

Кормушка-сетка для дроздов, свиристелей и снегирей. В нее помещают заготовленные на зиму плоды рябины.

Съедобные подвесные кормушки

Устройство кормушки не является главным условием подкормки птиц, главное условие - это постоянное присутствие корма. Расположение кормушки должно быть удобным и доступным для птиц - лучше всего кормушку устраивать в местах, защищенный от снега и дождя, а также от сильного ветра. Если вы устраиваете кормушку на окне, желательно ее делать таким образом, чтобы птицы не обращали внимание на людей из комнаты.

Результаты исследований

В ноябре 2016 года Музей природы Костромской области объявил о конкурсе «Зимуем вместе». Организаторы предложили юным любителям природы изготовить и разместить кормушки в удобном для птиц месте и наблюдать за посетителями, высылать фотоотчёты.

Меня очень заинтересовал этот конкурс. И передо мной встали следующие вопросы: какие птицы остаются зимовать, как и какие кормушки изготовить, какими кормами можно подкармливать птиц, а что давать категорически нельзя.

Хочется поблагодарить сотрудников Музея природы, которые помогали определить видовую принадлежность посетителей моих кормушек и давали ответы на все интересующие меня вопросы по данной теме.

И так, прежде всего мне нужно было выяснить видовой состав зимующих птиц Костромской области. Информации по этому вопросу очень мало и здесь мне пришли на помощь сотрудники музея. Благодаря им, я узнал, что в Костромской области насчитывается около двухсот сорока видов птиц, а зимующих - около шести десятков.

Следующий этап моего исследования заключался в изготовлении кормушек. Изучив виды кормушек и воспользовавшись опытом предыдущих наблюдателей, я решил изготовить две «столовые» для моих будущих гостей. Самыми практичными считаются деревянные кормушки. Первая изготовлена из фанеры в виде домика без закрытых стенок, но с крышей, чтобы не попадал снег. Такие кормушки более устойчивы на ветру, просторны и прочны, хорошо сохраняются, что позволяет использовать их и следующей зимой. Повесили мы её прямо за окном своего дома на металлическую балку. Посетители не заставили себя ждать - буквально через несколько минут, после того как была повешена кормушка, появилась синичка. Вторая моя кормушка была изготовлена из пластиковой пятилитровой бутыли. Разместили мы её примерно в тридцати метрах от первой кормушки на одном из деревьев.

Правильно подобранная кормушка не является главным условием подкормки птиц, главное условие - это постоянное присутствие корма. Значит теперь мне нужно было выяснить, как и чем можно подкармливать птиц. Из источников информации я узнал, что нельзя давать солёные продукты: солёное сало, чипсы, сухарики, поджаренные семена, чёрный хлеб. Можно предлагать птицам сырые семена подсолнечника, тыквенные семена, сухофрукты, остатки натуральных фруктов, сало, ягоды-калина, рябина, облепиха, барбарис, боярышник. Нужно следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Кормушки содержать в чистоте. Нельзя перекармливать птиц! Нужно помогать им выжить, а не брать их на довольствие, делая беспомощными. Наполнять кормушку следует один раз в день.

Я узнал, что каждый вид птиц питается определенным типом корма. Насыпав в кормушку просо или овес, можно привлечь к ней воробьёв, щеглов, зеленушек и других зерноядных птиц. Семена подсолнечника - наиболее универсальный корм для зимующих птиц. Его могут поедать как различные зерноядные птицы, так и синицы, поползни, дятлы и т.д. Сало и мясо очень любят синицы, поползни. Ягоды рябины и боярышника, семена клёна и ясеня привлекают самых красивых зимних обитателей - снегирей и свиристелей. Шишки, жёлуди и орехи служат основой зимнего рациона дятлов, клестов и соек.

Ежедневно насыпать корм в кормушки стало каким-то приятным обязательством.

В кормушку я насыпал разные виды корма: зерно (перловку, рапс, геркулес, пшеницу, гречку), семечки (подсолнечника, тыквы и кабачка), крошки белого хлеба, кусочки порезанного яблока, ягоды боярышника. Рядом привязал кусочки несолёного сала.

Вот что удалось понаблюдать:

У синиц большее предпочтение вызывает сало и семена подсолнечника и тыквы. Они зажимают семечко лапками и расклёвывают своё угощение, извлекая питательное ядрышко.

Воробьи с охотой склёвывали хлеб и зерно, а к салу вовсе были безразличны.

Помимо синиц, салом трапезничали сойки.

Чечётки предпочитали семена подсолнечника.

Снегирям по душе было не сало, а семечки и боярышник.

За весь период наблюдений (декабрь 2016 года, январь-февраль 2017 года) мои кормушки посетило восемь видов птиц: синица большая, сойка обыкновенная, сорока обыкновенная, снегирь обыкновенный, воробей полевой, московка или малая синица, обыкновенная лазоревка и обыкновенная чечётка.

Вблизи кормушки и на соседних деревьях были замечены следующие птицы: седой дятел, ястреб-перепелятник, галка обыкновенная, большой пёстрый дятел, грач, дрозд-рябинник, ворон, обыкновенный свиристель, обыкновенный дубонос, щегол обыкновенный, ворона серая.

Хочется отметить, что ястреб-перепелятник, обыкновенный дубонос, дрозд-рябинник и грач относятся к тем птицам, которые остаются на зиму лишь в благоприятные годы.

А дубонос обыкновенный - эта птица занесена в Красную Книгу Костромской области. (3 категория, редкий вид).

Если говорить о количестве птиц на кормушке, то можно отметить следующее: чаще всего можно было наблюдать по 2-3 птицы (это относится к воробьям, синицам, снегирям и чечёткам). Московка и лазоревка посещали кормушку в компании с большими синицами.

Сойки и сороки предпочитали лакомиться в одиночестве.

17 февраля 2017 года было зафиксировано максимальное количество птиц на кормушке (четыре снегиря и пять синиц.

В результате наблюдений было выяснено, что в утренние и дневные часы (примерно с 8.00 до 14.00) птиц на кормушке было больше, они активнее, чем в вечернее время.

Самыми ранними гостями и теми, кто «трапезничал» в сумерках, были воробьи.

По продолжительности посещения было замечено, что самыми осторожными были воробьи и синицы.

Воробьи с большой опаской относились к кормушке. Их в ней было гораздо меньше. Но в отличие от синиц, они удобно усаживались и подолгу засиживались в моей столовой. Синицы же вели себя очень культурно. Быстро прилетали, усаживались на край кормушки. Схватив семечку, синица улетала.

Снегири и чечётки прилетали небольшими стайками (от двух до шести птиц). В кормушке одновременно находились одна, две или три птицы. И по продолжительности посещения, пожалуй, они занимают лидирующее положение.

В декабре и январе птиц на кормушке было больше, видовой состав разнообразнее, чем в феврале. В конце зимы к нам на кормушку прилетали лишь воробьи и чечётки.

Наблюдая за взаимоотношениями птиц хочется отметить, самыми агрессивными можно назвать снегирей (особенно самок) и чечёток (особенно самцов). Иногда агрессию можно было заметить и со стороны синиц.

Самыми же дружелюбными посетителями «птичьей столовой» можно назвать воробьёв. Они прилетают небольшими шумными стайками, дружелюбно относятся друг к другу и к другим птицам.

Также одной из задач было проведение анкетирование среди учащихся 2-4 классов Шуваловской средней школы с целью выявления отношения к зимующим птицам.

В опросе участвовало 53 человека.

По итогам анкетирования выяснилось, что 39 человек (74 %) делали когда-нибудь (самостоятельно или с помощью родителей) кормушки для птиц и 49 человек (92 %) подкармливали птиц.

На вопрос о том, чем можно подкармливать птиц зимой, были получены следующие ответы:

Один вид корма (семечки, зерно, хлеб) - 7 человек (13 %)

Два вида корма (хлеб и зерно, хлеб и семечки, зерно и сало) - 11 человек (21 %)

Три вида корма (семенами растений, семечками, зерном; пшеном, зерном, крупой) - 9 человек (17 %)

Более трёх видов корма (зерном, пшеном, салом, хлебом, семечками, специальным кормом, боярышником, пшеницей) - 26 человека (49 %).

45 человек (85 %) знают для чего нужно подкармливать птиц зимой.

По итогам анкетирования одноклассников выяснилось, что 92 % опрошенные знают или частично знают, каких птиц можно увидеть зимой в нашем посёлке. Определилась проблема, что только 39 % школьников перечислили больше трёх видов зимующих птиц (ворона, сорока, снегирь, синица, воробей, дятел, голубь, сойка).

13 человек (25 %) смогли назвать три вида птиц.

10 человек (19%) - два вида птиц.

5 человек (9 %) назвали один вид птиц.

О том, какую пользу приносят птицы зимой, знают 58 % (31 человек). Эти ребята написали следующие ответы:

Помогают деревьям избавиться от насекомых

Доставляют людям радость, веселье, улыбки

Люди наслаждаются их пением

Рассеивают семена

Выводы

В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, была найдена информация и изучена литература по теме исследовательской работы. Выяснил, что характеру сезонных перелётов всех птиц можно разделить на три группы: оседлые(зимующие), кочующие и перелетные ;

по питанию всех птиц можно разделить на три группы: растительноядные, животноядные и со смешанным питанием; рассмотрены виды кормушек; составлен список зимующих видов птиц Костромской области.

Во-вторых, изготовлены две кормушки: деревянная кормушка-домик и кормушка из пластиковой пятилитровой бутыли.

В-третьих, я узнал главные правила подкормки птиц: какой корм можно давать птицам, а какой категорически нельзя, предпочтения определенным кормам, кормушки нужно содержать в чистоте.

В-четвертых, выяснено что за период наблюдения (декабрь 2016 года, январь-февраль 2017 года) было зафиксировано 19 видов птиц:

в кормушке (8 видов): Отряд: Воробьеобразные (полевой воробей, обыкновенная сойка, обыкновенная сорока, обыкновенная лазоревка, московка или малая синица, большая синица, обыкновенная чечётка, обыкновенный снегирь);

вблизи кормушки и на соседних деревьях (11 видов): Отряд: Воробьеобразные (ворон, серая ворона, галка обыкновенная, обыкновенный свиристель, обыкновенный щегол), Отряд: Дятлообразные (большой пёстрый дятел и седой, или седоголовый, дятел)

Среди них были замечены птицы, остающиеся на зиму лишь в благоприятные годы: Отряд: Воробьеобразные (обыкновенный дубонос (Красная Книга Костромской области, 3 категория, редкий вид), дрозд-рябинник, грач; Отряд: Соколообразные: ястреб-перепелятник)

В-пятых, если говорить о количестве птиц на кормушке, то можно отметить следующее: чаще всего можно было наблюдать по 2-3 птицы (это относится к воробьям, синицам, снегирям и чечёткам). Московка и лазоревка посещали кормушку в компании с большими синицами. Сойки и сороки предпочитали лакомиться в одиночестве.

17 февраля 2017 года было зафиксировано максимальное количество птиц на кормушке (четыре снегиря и пять синиц).

В результате наблюдений было выяснено, что в утренние и дневные часы (примерно с 8.00 до 14.00) птиц на кормушке было больше, они активнее, чем в вечернее время.

По продолжительности посещения было замечено, что самыми осторожными были воробьи и синицы.

Снегири и чечётки прилетали небольшими стайками (от двух до шести птиц). В кормушке одновременно находились одна, две или три птицы. И по продолжительности посещения, пожалуй, они занимают лидирующее положение.

В декабре и январе птиц на кормушке было больше, видовой состав разнообразнее, чем в феврале. В конце зимы к нам на кормушку прилетали лишь воробьи и чечётки.

Наблюдая за взаимоотношениями птиц хочется отметить, самыми агрессивными можно назвать снегирей (особенно самок) и чечёток (особенно самцов). Иногда агрессию можно было заметить и со стороны синиц.

Самыми же дружелюбными посетителями «птичьей столовой» можно назвать воробьёв. Они прилетают небольшими шумными стайками, дружелюбно относятся друг к другу и к другим птицам.

В-шестых, было проведение анкетирование среди учащихся 2-4 классов Шуваловской средней школы с целью выявления отношения к зимующим птицам.

По итогам анкетирования выяснилось, что 74 % опрошенных делали когда-нибудь (самостоятельно или с помощью родителей) кормушки для птиц и 92 % подкармливали птиц.

На вопрос о том, чем можно подкармливать птиц зимой, 49 % учащихся перечислили более трёх видов кормов.

85 % знают для чего нужно подкармливать птиц зимой.

92 % опрошенные знают или частично знают, каких птиц можно увидеть зимой в нашем посёлке. Определилась проблема, что только 39 % школьников перечислили больше трёх видов зимующих птиц (ворона, сорока, снегирь, синица, воробей, дятел, голубь, сойка).

О том, какую пользу приносят птицы зимой, знают 58 %.

Гипотеза не подтвердилась. Мои наблюдения показали, что в зимний период на территории поселка встретились не только зимующие птицы Костромской области.

Обыкновенный дубонос, дрозд-рябинник, грач, и ястреб-перепелятник - эти птицы в благоприятные годы могут оставаться на зимовку (если позволяют кормовые условия). В суровые зимы улетают в более южные регионы. Грач - на Дон и Кубань. Дубонос - на запад (Смоленск) и юго-запад (Дон, Кубань). Ястреб-перепелятник и дрозд-рябинник, практически, зимующий виды на территории Костромского района.

Заключение

Работая над выбранной темой, я узнал много интересного о пернатых соседях, познакомился с видами птиц, которых можно встретить зимой в нашем поселке, чем они питаются, особенности их взаимоотношений, изучил информацию о различных видах кормушек и изготовил две из них.

Ежедневно насыпать корм в кормушки стало каким-то приятным обязательством. Наблюдать за повадками птиц, их поведением оказалось интересным и познавательным делом.

В процессе наблюдений и сбора информации прочитал познавательный материал и узнал много нового. Например, в 2003 году в Иркутской области впервые была проведена акция "Покормите птиц!" Её инициировали крупнейшие областные газеты в память о писателе Евгении Носове. Тогда же Союз охраны птиц России предложил 15 января - день рождения Евгения Носова - объявить Днем зимующих птиц и внести в Российский экологический календарь.

Со страниц сайта «Союз охраны птиц России» я узнал, что птицей России 2017 года названа буроголовая гаичка. Ранее такой титул носили орлан-белохвост, чёрный стриж, горихвостка, удод и др.

Своими знаниями я бы хотел поделить с одноклассниками на школьных мероприятиях в апреле во время проведения мероприятий, посвящённых Международному дню птиц.

Птицы - это яркие, шумные и неожиданные соседи. Как здорово, что они у нас есть!