Беседа на тему: « Зимующие птицы «. I ч

Кишкинская Любовь Васильевна
Беседа в старшей группе «Что мы знаем о птицах»

Цель. Уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц ; активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц , воспитывать интерес и любовь к пернатым, желания заботиться о них, охранять.

Материал. Картины с изображением птиц (синички, снегири, грачи, лас-точки, воробушки) . Книга Г. Сирибицкого и В. Чаплина «Появились синички» . Корм для птиц (кусочки белого хлеба, ягоды клюквы, ломтики сала, семечки) .

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня на занятии мы будем говорить о птицах . Ребята, послушайте стихотворение и определите, о каком времени года в нём гово-рится.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели .

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года как зовется?

(М. Ходякова «Осень» )

Дети. Это время года зовётся осень.

Воспитатель. Что говорится в этом стихотворении о птицах ?

Лена. Птицы улетели в тёплые края.

Воспитатель. Почему птицы улетели ?

Серёжа. Потому что холодно.

Таня. Они от зимы улетели.

Воспитатель. Но ведь не все птицы улетели . Найдите на картинах птиц , которые будут зимовать (дети рассматривают картинки) .

Жанна. Это ворона. Она с нами зимует.

Коля. Эти птички называются синички, они тоже не улетают в тёплые края.

Максим. Ещё снегири у нас зимуют.

Ульяна. Воробушки.

Воспитатель. Вы назвали птиц , которые остаются с нами на зимовку. А теперь покажите и назовите птиц , улетевших в теплые края.

Женя. Ласточка, она улетела.

Саша. Улетели скворцы, грачи.

Воспитатель. Чего же не хватает этим птицам ? Почему они улетают?

Таня. Им кушать нечего, потому они и улетают.

Воспитатель. Да, ребята. Птицы , которые улетели от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух. Когда, становится холодно и насекомые пря-чутся в щели, залезают глубоко под кору, птицы не могут их достать , поэтому они улетают от нас в тёплые края, где тепло и много корма. А у нас остаются зимовать те птицы , которые могут, есть хлебные крошки, зёрнышки, семена. Сейчас я прочитаю вам рассказ Г. Сирибицкого и В. Чаплина «Появились синички» . Чтение рассказа воспитатель обыгрывает.

Воспитатель. Про какую птичку вы прослушали рассказ?

Дети. Про птичку синичку.

Воспитатель. Расскажите, какая была синичка? Как про неё говорится в рассказе?

Дети. Глаза у неё были чёрные.

Воспитатель. Чёрные, как бусинки. А что так внимательно искала си-ничка своими чёрными, как бусинки глазами?

Дети. Синичка искала еду и увидела корочку хлеба.

Воспитатель. А весной и летом что ест синичка?

Таня. Она ест червяков, букашек.

Воспитатель. Видите, ребята, какие полезные синички. Весной и летом они поедают много всяких букашек, которых достают из-под коры деревьев своим клювом. Этим синички помогают деревьям, спасают их от вредителей. А почему синички зимой прилетели ближе к дому человека?

Дети. Чтобы человек покормил синичек, дал им хлебушка.

Воспитатель. И мы ребята, будем кормить с вами эту полезную и очень красивую птичку. Посмотрите, какие красивые у неё перья : на груди – жёлтые, на голове – чёрные, на щеках – белые, крылья и хвост покрыты перьями синеватого цвета, поэтому эту птичку называют синичкой. Ребята кто из вас запомнил, как поёт синичка?

Дети. Тинь - тинь.

Воспитатель. Сегодня мы с вами на прогулке повесим вот эту кормушку (показывает) . Её сделал наш плотник дядя Коля. Всех птиц мы будем кормить , которые остались с нами на зиму.

Я сейчас покажу, что любят, есть синички. (На столе воспитатель приготовил корм для птиц : кусочки белого хлеба, ягоды клюквы, ломтики сала, семечки, зёрна пшена).

Каждый день мы будем назначать кого-то из вас ребята, ответственным за кормление птиц . Все дети нашей группы будут дежурить по «птичьей сто-ловой» насыпать корм к нашей кормушке, вы должны выполнять такие правила : лопаткой убирать снег из кормушки, насыпать корм. Вместе со всеми детьми отойти подальше, что бы птицы не боялись к ней подойти. Но вдали от кормушки надо играть тихо, чтобы не спугнуть птиц , прилетевших к ней.

А сейчас я расскажу вам ребята, одну историю, которую узнала от мальчика Дениса. В выходной день проснулся Денис рано утром. За окном завывает ветер, кружится снег, а в комнате было тепло и хорошо. Мальчик встал, оделся и пошел к окну посмотреть, много ли снега выпало. Там за окошком, он увидел маленькую птичку. Она сидела на балконе возле кормушки и прятала голову в перья.

«Бедная птичка, - подумал Дениска, - чего же ты хочешь?

Воспитатель. Как вы думаете ребята, чего ждала птичка?

Дети. Она кушать хотела.

Воспитатель. Что сделал Денис?

Дети. Мальчик насыпал ей корм.

Воспитатель. Расскажите, какие правила будет выполнять мальчик?

Дети. Он вначале вычистит снег из кормушки. Потом он положит в кор-мушку белый хлеб, насыплет зёрен, а сам уйдёт. Он будет смотреть издалека, через окошко, чтобы птичка не боялась подлететь к кормушке.

Воспитатель. Ребята, вы тоже повесите дома кормушку?

Публикации по теме:

Конспект занятия «Беседа о птицах» ЦЕЛЬ: Учить замечать красоту живущих рядом с нами птиц. ЗАДАЧИ Образовательная: Расширять знания о мире птиц, их внешнем виде, о роли.

Цель: - Познакомить детей: а) со светофором; б) правилами дорожного движения; - Научить детей правильно переходить дорогу по сигналу.

Тема: Беседа о Дне Победы (в старшей группе) Цель: воспитывать детей в нравственно- патриотическом духе; закреплять их знания о том, как.

Беседа о хлебе (старшая, подготовительная группа). Беседа о хлебе (старшая, подготовительная группа). Программное содержание: Закрепить знания о том, что хлеб - ценнейший продукт питания,.

Беседа о перелетных птицах Задачи: Уточнить и расширить представления у детей о перелетных птицах, особенности внешнего вида, образующей среды обитания. Активизировать.

Цели занятия:

  • углубить и расширить знания детей о птицах нашего города;
  • объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие);
  • учить отличать птиц от других животных;
  • познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц;
  • обогащать и активизировать речь детей;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами на прогулке;
  • рассматривание иллюстрации с птицами;
  • разучивание подвижной игры «Птицелов»;
  • чтение художественной литературы о птицах.

Оборудование:

  • демонстрационный материал «Птицы»;
  • модели – схемы для сравнения птиц с другими животными;
  • перья разной формы, цвета, размера;
  • ножницы, стаканчики с водой;
  • карточки для дидактической игры «Где зимуют птицы?»;
  • кормушки и различный корм для птиц.

Ход занятия.

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?

Дети: (перечисляют признаки осени).

Воспитатель: почему стало мало птиц?

Дети: исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.

Воспитатель: ребята, чем отличаются птицы от других животных?

Дети: (отвечают, опираясь на модели – схемы).

Воспитатель: каких птиц вы знаете?

Дети: (перечисляют птиц).

Воспитатель: куда улетают птицы осенью?

Дети: на юг.

Воспитатель: как называются птицы, которые улетели на юг?

Дети: перелетные птицы.

Воспитатель: каких вы знаете перелетных птиц?

Дети:

Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах это стихотворение?

Дети: о перелетных.

Воспитатель: первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.

А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц?

В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц?

Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»

А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы!»

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

(дети хлопают)

Воспитатель: Что не правильно?

Дети: мухи.

Воспитатель: А мухи – это кто?

Дети: насекомые.

Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

(дети хлопают)

Воспитатель: начинаем снова…

Прилетели птицы:

Голуби, куницы!..

(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)

Воспитатель: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Продолжаем…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галочки, стрижи,

Аисты, кукушки…

Даже совки – сплюшки…

(дети хлопают)

Воспитатель: что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи

Комары, кукушки…

(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)

Воспитатель:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки – сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

Воспитатель: ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.

Чем различаются перья?

Дети: цветом, размером, формой.

Воспитатель: каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.

Что случится, если сейчас подует ветерок?

Дети: перья полетят, они легкие.

Воспитатель: если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.

Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?

Дети: нет, вода скатилась капельками.

Воспитатель: перья защищают птицу от воды и сырости.

Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?

Дети: чтобы летать.

Воспитатель: для чего им нужны маленькие перышки?

Дети: для тепла.

Воспитатель: теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?

Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.

Воспитатель: часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением)

Воспитатель: вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов» .

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют.

Ой! Птицелов идет!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.

Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Воспитатель: не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?

Дети: зимующие, оседлые.

Воспитатель: каких вы знаете зимующих птиц?

Дети: (перечислят зимующих птиц нашего края).

Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы?»

Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц, а где солнышко – перелетных.

(воспитатель вместе с детьми проверяет задание)

Воспитатель: молодцы, ребята, с заданием справились.

А почему говорят, что зима трудное время для птиц?

Дети: (высказываются).

Воспитатель: как можно проявить о них заботу зимой?

Дети:

Воспитатель: что можно использовать в качестве корма для птиц зимой?

Дети:

Воспитатель: действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево перед вашими окнами, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.

Воспитатель: но прежде чем это сделать напомните мне кто же из птиц остается на зимовку в нашей республике?

Дети:

Воспитатель: каких вы запомнили перелетных птиц?

Дети:

Воспитатель: чем птицы отличаются от других животных?

Дети:

Воспитатель: для чего птицам нужны большие перья? А маленькие?

Дети:

Воспитатель: спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Вот вам кормушка и корм, кормите и берегите птиц.

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

V III вида п.Матвеева Кургана

Подготовила: Шульга Е.М.

Беседа о птицах

Тема: I ч. – Беседа о птицах.

II ч. – Дидактическая игра: «Узнай и назови».

Программное содержание: Закрепить, уточнить и обобщить знания детей о жизни, о том, как они приспособились к зиме. Знать зимующих и перелетных птиц. Дать представление о некоторых кочующих птицах, которые прилетают с севера и живут у нас до весны (щеглы, снегири, свиристели, клест). Воспитывать бережное отношение к птицам, желание их подкармливать.

Ход занятия

Начать занятие с грамзаписи: Чайковского «Зимнее утро».

Воспитатель: Наступила зима, задуло холодом, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера. Морозы заволокли узорами окна. Наступило самое трудное время в жизни птиц. Но есть птицы, которые не боятся ни зимних морозов, ни метелей. Их можно у нас увидеть во все времена года. Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?

Дети: Зимующие птицы (Несколько ответов).

Воспитатель: Назовите зимующих птиц. Воробьи, синицы, дятлы, совы, филины, тетерева, сороки, овсянки.

Воспитатель: Но большинство птиц стаями или в одиночку (кукушки) покидают родные места и улетают в теплые страны. Как называют таких птиц? Перелетные.

Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Стрижи, ласточки, иволги, кукушки, журавли, гуси, лебеди, жаворонки, зяблики, трясогузки, скворцы.

Воспитатель: С исчезновение перелетных птиц, у нас появляются зимние гости, которые прилетают к нам зимовать из северных районов, где суровые зимы. Таких птиц называют кочующими.

Закрепить это понятие 3-4 ответами.

Воспитатель : Дети, вы знаете птиц, которые прилетают к нам на зиму? Назовите их. Если дети не смогут назвать, помочь им. Снегири, клесты, свиристели, чижи, щеглы.

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку:

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И, вдруг, вспорхнули яблоки

Ведь это – снегири!

Воспитатель предлагает рассказать о снегирях.

Снегирь больше воробья. У него яркие перышки, грудка красная. У снегиря толстый короткий клюв черного цвета. Снегирь прилетает к нам зимовать. Снегирь неповоротливая, медлительная птица, но в полете очень красива.

Вопросы воспитателя:

1. Почему их назвали снегирями?

(Они очень яркие, выделяются на фоне белого снега, прилетают к нам, когда выпадает снег).

2. Чем питаются?

(Семенами ясеня, клена, рябины).

Показать иллюстрацию клестов и предложить назвать этих птиц.

Воспитатель: Кто хочет рассказать о клестах? Клест размером с воробья. У него необычный клюв крестом. Они легко шелушат шишки своим клювом, доставая оттуда семена. Клест – кочующая птица. Она прилетает к нам на зиму.

Воспитатель : Ребята, есть два вида клестов: сосновики и еловики. По их названию вы можете определить: какие шишки любят сосновики, а какие – еловики.

Воспитатель: Ребята, а теперь поговорим о зимующих птицах. Отгадайте загадку:

Что за птица может ловко прицепиться к любой ветке ели, сосны или другого дерева и, качаясь на них вниз головой или спиной, тщательно обследует все щели в коре, извлекая из них насекомых? (Синица)

Расскажите, что вы знаете о синицах.

Рассказ детей: Синица – птичка небольшого размера. У нее желтая грудка, а на голове синяя шапочка. Это зимующая птица. Питается она насекомыми не только летом, но и зимой. Зимой она перебирается поближе к человеческому жилью. Всюду, где есть кормушки синички посещают их. Синицы очень прожорливы, они поедают за день столько, сколько весят сами. Синица – полезная птица, о ней надо заботиться.

Воспитатель: Ребята, вспомните и расскажите, в каком положении может добывать себе пищу синица? (Вниз головой)

Почему? (У нее сильные, крепкие ноги с загнутыми коготками). Почему ее назвали – синица? (Окраска перышек на голове синяя, кричит: «синь-синь»).

Воспитатель предлагает детям загадку о дятле:

Черный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор.

Показывает иллюстрации, читает стихотворение:

Дятел сел на толстый сук,

Стал обедать на ходу

«Тук-тук-тук».

Предлагает детям рассказать об этой птице.

Дятел - красивая птица, с ярким пестрым оперением. На голове у дятла красная шапочка. Дятел хорошо лазает по деревьям. Ловко прыгает короткими скачками вверх по стволу дерева. Клюв у дятла прямой и острый. Все лето дятел питается насекомыми, а зимой семенами хвойных деревьев. Дятел - санитар леса.

Вопросы к детям: Почему дятел хорошо лазает по деревьям? (У него короткие, очень сильные ноги, цепкие когти, два пальца вперед, два – назад, хвост служит опорой, т.к. в нем сильные толстые перья). Почему дятла называют санитаром леса? (Так как он уничтожает за лето много насекомых, которые приносят вред дереву. Дятел никогда не долбит здоровое дерево, а только больное, зараженное вредителями). Как спят дятлы? (Сидя, крепко прицепившись когтями к ветке дерева). Что кроме клюва помогает дятлу кормиться? (Язык. Он у дятла покрыт клейкой слюной, на концах языка зубчики. Дятел засовывает длинный язык в щель, накалывает на зубчики насекомых и втягивает в рот).

Воспитатель: Послушайте еще загадку:

Кто на дереве сидит,

Клювом дерево долбит?

По рябине тук да тук –

Вылезай скорее жук.

Будет птице на обед

Очень вкусный короед.

(Дятел)


Кто - нибудь из детей загадывает загадку:

Чик-чирик! К зернышкам прыг.

Клюй, не робей! Кто это? – воробей.

Воспитатель предлагает иллюстрацию воробья, предлагает детям рассказать о воробьях.

Воробьи – небольшие птички. Есть домовые воробьи (они живут в городе) и полевые (они предпочитают деревню). Зимой они могут быть в смешанных стайках, но когда вьют гнезда, то разлетаются. Они передвигаются прыжками. Это зимующая птица. Питается овсом, пшеном, просом. Образуя стайки, воробьи легче замечают опасность, скорее находят корм.

Вопросы к детям: Как отличить домового воробья от полевого? (У домового – серая шапочка, у полевого – коричневая, у домового на крыльях – одна светлая полоска, у полевого – две, у полевого вокруг шеи белый воротничок).

Что значит для воробьев звук « ч-р-р », и кто его подает? (Этот звук подает старый воробей – сторож, заметив опасность (кошку, ястреба).

Поэтому звуку все птицы улетают). Как ведут себя воробьи, если из гнезда выпадает маленький птенец? (Они поднимают переполох, громко

повторяют « че-ре-ре »).

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображение ворона .

Этих птиц вы хорошо знаете, расскажите нам о них. Ворон – крупная птица. Перышки у него темные, с темно-синим отливом. Клюв острый,

сильный, массивный. По земле ворон шагает медленно, величественно, важно, но держится очень осторожно. Ворон всеяден. Летом он даже

нападает на маленьких зайчат, разорят гнезда. Зимой ворон разыскивает падаль, отыскивает всякие отбросы. Этим он выполняет роль санитара.

Вопросы к детям: Если ворон нашел добычу, он делится или съедает один? (К добыче слетаются другие вороны и уничтожают ее).

Народные приметы:

Ворон садится на низкие ветки – к ветру.

Ворон садится на вершины деревьев–к морозу.

Воспитатель: Ребята, птицы – наши друзья, они приносят пользу, поэтому мы должны беречь, любить и охранять птиц. Скажите, как люди помогают пережить птицам это суровое время года? (Делают кормушки для птиц, подкармливают их, летом сушат семена, ягоды и запасают их на зиму для подкормки птиц). Поднимите руки, кто сделал дома кормушки для птиц, чем вы их кормите, какие птицы прилетают к вам на кормушку?

Покормите птиц зимой

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. (А. Яшин)

Физкультминутка

II часть. Дидактическая игра «Знай и назови».

Каждому ребенку раздать карточки, на которых изображены птицы, но так, чтобы никто не видел изображенного.

Воспитатель: Ребята, вам я раздала карточки, на которых изображены птицы. Вы должны придумать загадку про нее, т. е. описать ее, не называя или рассказать о ней что-то интересное, чтобы всем детям было ясно о какой птице вы говорите. Затем все должны определить какая это птица и поставить картинку в нужный кармашек. (На доске три картины с кармашками: на первой изображена кормушка – для зимующих птиц и на третьей – ветка со снегом – для кочующих птиц).

Конспект интегрированного занятия «День птиц» в начальных классах.


Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов КОУ ХМАО-Югры "Ларьякской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Описание: данный материал может быть использован как учителями начальных классов, так и воспитателями дошкольного образования. Описание изготовления птички из полосок бумаги может пригодиться педагогам дополнительного образования. Само содержание материала направлено на детей в возрасте от 6 лет.
Назначение: работа может быть использована в качестве подарка, оформления интерьера к праздничному утреннику.
Цель: приобщение к празднику «День Птиц».
Изготовление птичек из бумаги.
Задачи:
1. Расширять представление детей о мире птиц. Познакомить учащихся с экологическим праздником День птиц.
2. Развивать любознательность, мышление, расширять кругозор.
3. Воспитывать стремление заботиться о пернатых друзьях, бережное отношение к птицам,
4. Воспитывать трудолюбие и усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. Развивать и воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
Оборудование : звуковое сопровождение с записью голосов птиц, изображение разных видов птиц, скворечник, образец изделия, ножницы, клей.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Ведущий.

- Встаньте ровно и красиво. Скажите, какой месяц на дворе?
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (Весна)


- Мы собрались не случайно. Послушайте, красивые звуки
(звучит пение птиц в лесу).
- Что это? (ответы детей)
- Как красиво поют птицы, как их много, и какое разнообразие их голосов.
И не случайно мы слушаем их пение, ведь 1 апреля особенный день - Международный День птиц. Этому празднику уже более ста лет.
Отмечается он с 1906 года. Впервые отметили его в Америке.
Оказалось, что многие люди готовы оказывать помощь птицам и стремиться сохранить исчезающие виды. В разных городах создаются организации, которые оказывают помощь птицам. Их подкармливают и защищают гнезда от разорения. Традиция эта сохраняется уже на протяжении многих лет. А чтобы о ней не забывали, 1 апреля добровольцы и все желающие привлекают внимание к проблеме сохранения и бережного отношения к пернатым друзьям.
2. Основная часть.
Ведущий:
Кто же такие птицы? (читают по очереди дети)
1 ученик: Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь.
2 ученик: Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми цветами.
3 ученик: Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят к нам на крыльях весну.
4 ученик: Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых и грызунов.
5 ученик: Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.


Ведущий.
- Птиц на нашей планете великое множество. Они живут в самых разных местах обитания, от пустыни до льдов. У всех птиц беззубый клюв и тело покрыто перьями.
- Они откладывают яйца, покрытые твёрдой оболочкой. И всё же, у каждой птицы свои особенности. Отличаются они друг от друга и размером, и окраской, и питанием. Каждая птица по-своему приспособилась к изменениям в природе. А еще они по-разному издают звуки.

Игра "Птичьи разговоры".
- Каждая птица издает звук по своему.
Галдят, шумят, кричат с утра до вечера птицы. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Птицы разговаривают по разному. Определите как:
Сорока… стрекочет
Курица … кудахчет
Воробей… чирикает
Утка… крякает
Филин, сова… ухает
Гусь… гогочет
Ворона …. каркает
Кукушка…. кукует
Петух … кукарекает
Журавль …. курлычет
Голубь… воркует

Беседа о пользе птиц.
- Птицы не только издают красивые мелодичные звуки, но и приносят огромную пользу. Послушайте рассказы о том, как птицы защищают наши леса, поля, сады и огороды, о том, как надо беречь и привлекать наших веселых певцов.
1 ученик.
Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы всяких мошек, комаров, тлей. Например, у рек, где гнездятся береговые ласточки, даже в самое “комариное время”, можно спокойно ловить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от комаров. Ласточки-береговушки питаются ими.
2 ученик.
Над полями и лесами днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов, которые наносят большой вред нашим урожаям. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады. Теперь вам понятно, почему говорят: “Птицы – наши помощники!”
3 ученик.
Птиц в природе становится все меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники, много шума от городов и заводов, растет загрязнение воздуха, рек. Очень печально, что растет и число птиц в “Красной книге. Очень жаль: птицы – в книге! Жить птицы должны не в книге, а в природе.

Правила общения с птицами .
Ведущий.
- Ребята, как же мы должны относиться к птицам?
- Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?
- Я буду озвучивать предложения, если это нужно делать для птиц, вы хлопните в ладоши, а если нет, то будете сидеть тихо.
1. Вывешивать скворечники весной.
2. Стрелять из рогатки по птицам.
3. Помогать больной или раненой птице.
4. Разорять птичьи гнезда.
5. Подкармливать птиц ранней весной.
6. Уносить домой здоровых птенцов.
7. Подходить близко к гнездам птиц.
8. Изучать птиц.

- Изучением птиц занимаются орнитологи . Существует целая наука оринтология, которая изучает птиц, их разнообразие, их повадки, их поведение в природе, их перелетные маршруты.


3. Физкультминутка.
- Я буду озвучивать название птиц. Если назову что-то другое, вы должны хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны
Прилетели птицы: голуби, куницы
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы - сплюшки.
Лебеди и утки – и спасибо шутке!

4. Практическая работа по изготовлению птицы из полосок бумаги.
- Изучением птиц пусть занимаются ученые. А мы будем правильно вести себя по отношению к птицам, помогать им, подкармливая зимой и сооружая скворечники весной.
-А в честь международного дня изготовим маленькую птичку -невеличку, которая будет служить символом и напоминанием о том, что 1 апреля не только день смеха, но и день наших пернатых друзей, которых нужно любить, беречь и заботиться о них.


а) Анализ образца.
- Из чего изготовлена птица? (из бумаги )
- Какие материалы и инструменты необходимы для ее изготовления?
(бумага, линейка, карандаш, ножницы, клей )
- Какой инструмент из перечисленных требует соблюдения ТБ? (ножницы )
б) ТБ с ножницами.
в) Последовательное изготовление изделия.

Детям раздаются распечатанные шаблоны прямоугольников на офисной бумаге разных цветов. Ширина прямоугольников 2см, длина 6см, 9см,11см.
1. Необходимо, аккуратно вырезать каждую деталь птицы.


2. Полученные детали разложить в следующем порядке.


3. Соединить начало и конец каждой широкой полоски.


4. Как показано на фото, соедините "колеса" между собой капелькой клея.


5. Соедините основные детали: голову, туловище и хвост.


6. Приклейте дополнительные детали - клювик и крылья.


7. Нарисуйте глазки, можно добавить хохолок и… птичка-невеличка готова.


г) уборка рабочего места
д) художественное оформление коллективной поделки.

(размещение птиц на заранее подготовленном бумажном скворечнике)

5. Итог занятия.
-Ребята, посмотрите, какая красивая работа получилась. Это благодаря вашему кропотливому труду и старанию. Думаю наш труд положительно оценят и взрослые.
- Давайте вместе придумаем название нашей поделке.
- Молодцы, сегодня на занятии вы показали свои знания о птицах, вспомнили как нужно относиться к нашим пернатым друзьям. Узнали, что изучением птиц занимаются … (орнитологи) .
- Для наших товарищей и педагогов приготовлены вот такие маленькие открытки с добрыми пожеланиями в честь этого праздника. Я их отдаю вам, для того чтобы вы вручили их своим товарищам 1 апреля.

Можно изготовить птичек из хозяйственных салфеток.


Познавательное занятие «Беседа о птицах»
старшая группа
Разработала: воспитатель 1 кв. категории
Ненартович А.А.
Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.
Задачи:Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище;
Углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоёмов, земли, отмирание вегетативных частей растений), классифицировать птиц на зимующих и перелётных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания;
Обогащать словарь путём введения слов: корм, перелётные, зимующие;
Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Оборудование: кормушка; изображения птиц (сорока, ворона, воробей, снегирь, голубь, синица).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент – Стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Осень
Воспитатель: Какие изменения произошли в природе?
Дети: День стал короче, солнце греет меньше, становится холоднее, небо хмурое, животные готовятся к зиме, стало мало птиц.
Воспитатель: Вы любите загадки?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте отгадаем их.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это... (снегири)
Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведёт «Ку-ку... ку-ку»? (Кукушка)
В красной шапке расшитой,
В чёрненьком кафтане
Знаменит в семье лесной
Песенкой смешной.
Что за песня - красота?
Тук-тук-тук, да тра-та-та! (Дятел)
Воспитатель: О ком были загадки?
Дети: О птицах
Воспитатель: Каких птиц вы знаете? (Называют)
Чем птицы отличаются от животных?
Дети: Клювом, перьями, летают, питаются насекомыми, чирикают, клюют и т.д.
Воспитатель: Каких птиц приходилось наблюдать на участке детского сада?
Куда птицы улетают осенью?
Дети: На юг, в тёплые края
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели на юг?
Дети: Перелётные
Воспитатель: Назовите перелётных птиц?
Дети: Галка, стрижи, журавль, кукушка, лебедь, утка, гуси, скворец, грач
Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
Дети: Зимующие
Воспитатель: Назовите зимующих птиц? (Называют)
Дети: снегирь, дятел, воробей, сорока, ворона, синица, голубь.
ФизминуткаСнегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовили птичкам еду.
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
Воспитатель: Чем питаются птицы?
Дети: Насекомыми, ягодами, семечками.
Воспитатель: Для подкормки птиц пригодны семена различных растений - конопли, подсолнуха, дыни, арбуза, тыквы, орехи. А вот овёс, пшено - клюют воробьи и овсянки. Синицы любят несолёное сало.
Как мы можем помочь птицам в холодное, зимнее время?
Дети: Вешать кормушки, кормить
Воспитатель: Сегодня мы с вами, выйдя на прогулку, повесим кормушку и насыплем в неё корм, и может быть, спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку».
Воспитатель читает стихотворение «Кормушка» (Дети, услышавшие название своей птицы, прилетают на кормушку).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.