Поломанный Гетман: как Сагайдачный стал символом «величия» украинского флота. Фрегат «Гетман Сагайдачный» ВМС Украины Петр сагайдачный корабль

Гетман Сагайдачный – самый мощный боевой корабль украинского флота, а также его флагман.

Данный фрегат следует относить к классу сторожевых кораблей.

История создания

Строительство «Гетмана Сагайдачного» началось еще в Советском Союзе – в 1990 году на судостроительном заводе в Керчи.

Строительство корабля продолжалось три года. В 1993 году уже был введен в эксплуатацию в полной боевой готовности как корабль украинских ВМС.

Советские конструкторы изначально назвали фрегат «Киров», но с распадом Союза название (в 1992 году) изменили.

Название корабля

Фрегат был назван в честь гетмана Запорожской Сечи, который в начале XVII века стал одной из самых видных фигур среди казацкого общества.

Технические характеристики

Как фрегат, «Гетман Сагайдачный» обладает хорошими ходовыми качествами. Так на борту установлена силовая установка общей мощностью в 56 тыс. лошадиных сил. Экипаж «Сагайдачного» составляет 180 человек вместе с офицерским составом.

Длина «Сагайдачного» составляет 123 метра, ширина – 14 метров, возмещение – 3500 тонн. Бронирование фрегата полностью отсутствует. Максимальная скорость хода достигает практически 60 км/час или же 32 узла.

Вооружение

Основным вооружением являются два ракетных комплекса «Оса-М2». Главный калибр представлен одной артиллерийской корабельной установкой 100-мм АУ АК-100. Для противовоздушной защиты на корабле установлены шесть зенитных установок 30-мм АУ АК-630М. Противолодочное вооружение представляет собой два бомбомета РБУ-6000.

Для стрельбы торпедами на корабле установлено два торпедных комплекса 533-мм ТА по одном на каждом борту. Поддержку «Сагайдачному» также оказывает многоцелевой вертолет Ка-27.

История службы

Единственной боевой задачей «Сагайдачного» стало участие в операции за инициативой НАТО – «Океанский щит». Данная операция предусматривала развернуть действия против пиратства в Аденском заливе.

«Гетман Сагайдачный» совершил несколько торжественных визитов, в том числе в Объединенные Арабские Эмираты, порт США Норфолк, Гибралтар (Великобритания), Турцию, Израиль.

На своем борту фрегат принимал таких важных лиц как Владимир Путин, Виктор Янукович, Виктор Ющенко, Леонида Кучму, Петра Порошенка. В активных боевых действиях «Сагайдачный» участия пока не принимал.

«Гетман Сагайдачный» изображен на украинской почтовой марке 2016 года

Фрегат «Гетман Сагайдачный» под командованием контр-адмирала Андрея Тарасова отказался подчиняться приказам Киева. Над кораблем поднят Андреевский флаг, под которым фрегат возвращается из Аденского залива в Черное море.

Корабль Военно-Морских Сил Вооружённых Сил Украины «Гетман Сагайдачный» выполнял задачи в Аденском заливе у берегов Сомали в рамках операции НАТО по противодействию пиратству на море "Океанский щит”. В состав украинского подразделения, направленного в составе других международных сил на выполнение операции "Океанский щит” входят экипаж фрегата "Гетман Сагайдачный", подразделения специального назначения (досмотровой команды) и вертолетный отряд.

Комадиром этой сводной группы является контр-адмирал Андрей Тарасов, командиром корабля — капитан 2 ранга Роман Пятницкий.

В среду, 26 февраля, украинский фрегат вошел в Суэцкий канал и начал движение курсом на Средиземное море.


По поступившим в украинское правительство сведениям, после состоявшейся накануне отставки начальника генштаба Украины адмирала Юрия Ильина, корабль под общим командованием контр-адмирала Андрея Тарасова отказался подчиняться приказам Киева, поднял Андреевский флаг и под ним возвращается в Черное море. Как ожидалось, корабля в Севастополь должен прибыть в первых числах марта.

Узнав о "бунте на корабле", премьер-министр Украины Арсений Яценюк обратился к премьер-министру Турции Реджепу Тайипу Эрдогану с требованием не пропускать мятежный фрегат «Гетман Сагайдачный» через проливы Босфор и Даоданеллы в Черное море.

СПРАВКА
«Гетман Сагайдачный» (укр. «Гетьман Сагайдачний») — фрегат, названый в честь гетмана Петра Кононовича Конашевича-Сагайдачного, флагман ВМС Украины.

Заложен 5 октября 1990 в Керчи как восьмой в серии сторожевой корабль проекта 11351 «Нерей» заказу морских частей погранвойск КГБ СССР. При Закладке был назван «Киров».

В отличие от предыдуших семи кораблей проекта 11351 был дополнительно оснащен активными успокоителями качки.

9 июля 1991 года зачислен в списки кораблей пограничных войск, спущен на воду 29 марта 1992 года.
В июне 1992 года перешел в собственность ВМС Украины и переименован «Гетман Сагайдачный». Вступил в строй 2 апреля 1993 года и 04 июля 1993 года поднял военно-морской флаг Украины.


Флот России за один день подрос на один неплохой ракетный крейсер. Столь славный и своевременный подарок сделала нам Украина в лице самопровозглашенного киевского премьера Яценюка. Если Бог ума человеку с детства не дал, то это явно навсегда.

А история получилась занимательнейшая.

Испугавшись возвращения собственного флагмана "Гетман Сагайдачный" в родные крымские пенаты, зиц-премьер Яценюк попросил премьера Турции Эрдогана не пропускать в Черное море сей славный украинский крейсер, который возвращался из похода в Эгейское море. На что находчивый экипаж крейсера отказался подчиниться Киеву и поднял Андреевский флаг. А не пропускать в Черное море российские боевые корабли Эрдогану не поступало. Если дело пойдет такими темпами, нам скоро кораблей на все запланированные базы с избытком хватит.;)

Несколько дней назад как в украинских, так и затем в российских средствах массовой информации проскочила новость о выходе из строя единственного боеспособного корабля военно-морских сил Украины фрегата «Гетман Сагайдачный».

Ремонт, закончившийся… ремонтом

В начале мая 2017 года стало известно, что «Сагайдачный» был отправлен для прохождения текущего ремонта на Ильичевский судоремонтный завод (в 2016 году в рамках декоммунизации город Ильичевск Одесской области переименован в Черноморск, вследствие чего завод стал Черноморским судоремонтным, который главное не путать с Черноморским судостроительным заводом в Николаеве - прим.автора ). На ремонт корабля было выделено 14,5 миллионов гривен. Крайне примечательно, что этим делом занялся Киевский судостроительный завод «Кузница на Рыбальском» (до конца марта 2017-го - «Ленинская кузня»), который и арендовал док на Ильичевском заводе. А, как известно, собственником «Кузницы на Рыбальском» является украинский президент Пётр Порошенко.

В ходе этого ремонта на «Гетмане Сагайдачном» планировалось заменить бортовую арматуру, почистить и покрасить корпус корабля. Сразу же после завершения этих работ вышел из строя дизельный двигатель украинского флагмана. Об этом стало известно после того, как украинская военная прокуратура обратилась в суд с требованием взыскать с подрядчика 668 тысяч гривен «за возможные негативные последствия для боеготовности ВМСУ». В настоящее время кораблю предстоит еще куда более продолжительный ремонт. Сможет ли он принять участие в ежегодных совместных учениях Украины и НАТО «Sea Breeze - 2017», проведение которых намечено на июль, пока большой вопрос.

По факту с выходом из строя «Гетмана Сагайдачного» украинский флот лишился своего единственного относительно боеспособного корабля. Находящиеся в составе ВМСУ корвет «Винница» 1976 года, ракетный катер «Прилуки» 1980 года, десантный корабль «Юрий Олефиренко» (бывший «Кировоград») 1971 года и рейдовый тральщик «Геническ» 1985 года таковыми считать крайне сложно. В 2016 году в рамках активно распиаренной киевскими морскими стратегами концепции «москитного флота», о которой уже Царьград, в состав ВМСУ вошли два малых бронированных артиллерийских катера проекта «Гюрза-М» «Бердянск» и «Аккерман», которые были построены на «Ленинской кузне» Порошенко. О них речь пойдет чуть ниже.

Морской пограничный флот. Фото: A_Lesik/shutterstock.com

Первый украинский корабль, названный в честь врага Москвы

За исключением оставшихся в Крыму в 2014 году корветов «Луцк» и «Тернополь», построенных уже после распада Советского Союза, фрегат «Гетман Сагайдачный» являлся одним из наиболее современных кораблей ВМСУ. Его история начинается 5 октября 1990 года. В этот день на судостроительном заводе «Залив» в Керчи был заложен восьмой по счету сторожевой корабль проекта 11351 «Нерей», получивший название «Киров». Изначально он строился как пограничный корабль (построенные ранее семь кораблей данного типа к этому моменту уже несли службу в морских частях погранвойск КГБ СССР, а затем в составе береговой охраны погранслужбы ФСБ России. Три из них: «Дзержинский», «Орёл» и «Воровский» и ныне несут охрану морских рубежей России на Дальнем Востоке - прим.автора ). За несколько месяцев до крушения Советского Союза в июле 1991 года он был принят в состав погранвойск КГБ СССР, а 29 марта 1992 года «Киров» был спущен на воду.

Однако последовавшие вслед за этим события, связанные с захватом киевскими властями части советских кораблей и началом процесса раздела Черноморского флота, коренным образом изменили судьбу недостроенного пограничного корабля «Киров». Уже в июне 1992 года он перешел под контроль Украины, был переклассифицирован во фрегат и получил новое наименование «Гетман Сагайдачный» - в честь жившего в начале XVII столетия предводителя запорожских казаков Петра Конашевича-Сагайдачного, прославившегося лихими морскими и сухопутными походами на крымских татар, турок и… на Москву в составе войск польских интервентов в 1618 году. Иными словами, уже в 1992 году получившая независимость Украина пыталась таким жестом как присвоение кораблю имени крайне неоднозначной фигуры в русской истории продемонстрировать свою линию.

На тот момент доставшийся Украине советский военный потенциал еще не был разворован и распродан. В итоге «Гетман Сагайдачный» был быстро достроен и в апреле 1993 года введен в строй военно-морских сил Украины, став флагманским кораблем. Изначально предполагалось, что данный его статус станет временным, так как тогдашние киевские власти рассчитывали достроить уже готовый на три четверти ракетный крейсер «Украина» (бывший «Адмирал флота Советского Союза Лобов»), спущенный на воду на заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Однако последовавшие приватизации, дележки дорвавшимися до власти деятелями до халявы доставшегося от великой страны наследия и майданы с пресловутой националистической мишурой перечеркнули эти планы. В итоге в марте 2017 года президент Порошенко постановил продать недостроенную поржавевшую «Украину» на металлолом.

Фрегат «Гетман Сагайдачный» с 1994 года активно принимал участие в совместных военных учениях с НАТО и даже в антипиратских операциях у берегов Сомали. В момент государственного переворота в Киеве он находился на пути в Севастополь из Аденского залива. 1 марта 2014 года, когда в Крыму уже происходили известные события, закончившиеся воссоединением полуострова с Россией, в СМИ появилась информация о том, что «Гетман Сагайдачный» выступил против киевского режима и поднял Андреевский флаг. К сожалению, она оказалась недостоверной. Командир корабля капитан 2-го ранга Роман Пятницкий увёл корабль в Одессу. Однако, по некоторой информации, впоследствии он уволился в запас и вернулся в уже российский Крым, равно как и многие бывшие военнослужащие ВМС Украины.

Украина. 1 апреля 1993 г. Сторожевой корабль "Гетман Петро Сагайдачный". Первый сторожевой корабль военно-морских сил Украины "Гетман Петро Сагайдачный" во время прохождения испытаний. Фото: Телеоров Дмитрий/Фотохроника ТАСС

Кто заработает на модернизации украинского флота?

Любопытно, что на ремонт и модернизацию «Гетмана Сагайдачного» украинское правительство в феврале 2017 года планировало выделить 91 миллион гривен. Где в итоге осядут эти средства, по крайней мере, их значительная часть, догадаться несложно. В конечном итоге «Сагайдачный» наверняка ждет участь подводной лодки «Запорожье», которая до 2014 года постоянно пребывала в небоеспособном состоянии. Изредка ее, правда, выводили, подчас при помощи буксиров, на военные парады и учения, где она имитировала наличие у Украины подводного флота. Вместо крупных боевых кораблей «Кузница на Рыбальском» построит и помпезно введет в строй некоторое количество артиллерийских катеров, вроде уже упомянутых нами «Бердянска» и «Аккермана», которые и составят основу «обновленного» украинского «москитного» флота. Несмотря на ажиотаж вокруг этих катеров, которых Киев планирует иметь аж в количестве 20 штук, в реальном морском столкновении они бесполезны и по большому счету предназначены для несения пограничной службы на реках и в прибрежной зоне. Все рассказы украинских «экспертов» о том, что эти «москиты» способны составить серьезную угрозу российскому Черноморскому флоту происходят от лукавого. А если быть точнее, от того, кто собирается заработать на производстве в целом бесполезных посудин очередные несколько десятков миллионов долларов (вспоминаем, кому принадлежит предприятие-производитель!) Зато с каким пафосом на них будут поднимать жовто-блакитные флаги!

Нет никаких сомнений в том, что текущее небоеспособное состояние «Сагайдачного» и остатков ВМСУ в целом является следствием тотальной коррупции и воровства со стороны украинских чиновников во главе с президентом Порошенко. Прикрываясь патриотическими лозунгами и символикой, они продолжают грабить свою (свою ли?) страну, при этом объявляя врагами, предателями и агентами Кремля всех, кто пытается хоть как-то противостоять этому. Выход из строя «Гетмана Сагайдачного» в данном отношении очень показателен. Вот только откроет ли это глаза многочисленным «патриотам», которые с воодушевлением жертвовали по 5-10 гривен на украинскую армию или даже добровольно отправлялись в Донбасс воевать с мифическим «российским агрессором»? Поймут ли они рано или поздно, как жестоко и цинично их все время обманывали, заставляя быть участниками и соучастниками преступлений против своих бывших сограждан, восставших против преступного олигархического режима, сдавшего Украину в колониальное рабство своим западным хозяевам и уничтожившего остатки доставшегося ей в наследие от Советского Союза мощного экономического и военного потенциала?

У пограничного сторожевого корабля проекта 11351 «Нерей», который должен был получить название «Киров», могла быть совершенно иная судьба. Возможно, его бы уже списали в запас по давности лет и пустили на металлолом, или, наоборот, подвергли глубокой модернизации и до сих пор активно использовали в качестве боевой флотской единицы. Некоторые его российские «одногодки» до сих пор бегают по морям и океанам. Этот корабль, доставшийся Украине в 1992 году, получил новое название «Гетман Сагайдачный» и гордый статус флагмана флота ВМС этой страны. Но на плаву корабль так и не остался.

История нынешнего флагмана украинского флота фрегата «Гетмана Сагайдачного» уходит в начало 70-х годов прошлого века. Тогда для морчастей погранвойск был разработан проект сторожевого корабля, предназначенного для несения дозорной службы, охраны экономической зоны и борьбы с контрабандой. Этот ПСКР отличался от всех пограничных кораблей, в том числе своих предшественников проектов 1135 и 1135М, более мощным вооружением и наличием вертолетной площадки. Корабли этого ранга предполагалось использовать в первую очередь в зоне Тихого океана.

Головной корабль этой серии «Менжинский» был заложен в 1981 году на судостроительном заводе «Залив» в Керчи. За ним последовали аналогичные «Дзержинский», «Орел», «Анадырь», «70-летие Погранвойск», «Кедров», «Боровский». Все они вступили в состав морчастей погранвойск еще до 1991 года, и часть из них до сих пор входит в состав ВМФ России, потеряв пограничный статус из-за мощного вооружения. Из оставшихся на стапелях трех кораблей этого проекта достроен был лишь СКР «Киров», который волей судьбы во время раздела Черноморского флота в 1993 году был введен в состав ВМС Украины под названием U130 «Гетман Сагайдачный». Теоретически этот сторожевик мог получить российскую «приписку», но на момент достройки завод-изготовитель являлся уже украинской собственностью и корабль поднял на флагштоке желто-голубой флаг.

«Корабли этого проекта были самыми мощными в составе морских частей погранвойск, – рассказывает военно-морской эксперт Станислав Комаров, который проходил службу на одном из таких сторожевиков. – Это был корабль ближней океанской зоны, который мог автономно действовать на значительном удалении от берега и выполнять задачи вне пограничной зоны. Его корпус, изготовленный из стали и снабженный удлиненным полубаком и двойным дном, был разделен водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков. По тем временам наличие вертолетной площадки, где базировался Ка-27, на пограничном сторожевике было значимым усилением в первую очередь его боевых возможностей. Их усиливали гидроакустические станции "Платина-С" и "Бронза". Вооружение соответствовало классу большого противолодочного корабля, способного выполнять задачи более высокого уровня, чем у остальных пограничных кораблей. Это было веянием того времени, когда советский ВМФ противостоял внешним угрозам на многих направлениях Мирового океана, а его составляющая, в виде морчастей погранвойск, должна была прикрывать гораздо большую зону ответственности, чем это было ей положено по статусу мирного времени. Такому кораблю точно не предполагалось гоняться за мелкими браконьерскими суднами».

Корабли проекта 11351, к которым относится и нынешний «Гетман Сагайдачный», действительно имеют несвойственное по мощности для пограничных сторожевиков вооружение. На их вооружении находятся скорострельные 100-мм артиллерийские установки АК-100, зенитные 30-мм установки АК-630, четырехтрубными 533-мм торпедными аппаратами, 12-ствольными реактивными бомбометными установками РБУ-6000, ЗРК «Оса-МА2». Эти корабли оборудованы установками для постановки минных заграждений. Возможно, что на украинском варианте корабля установлены и другие системы вооружений и, скорее всего, гидроакустических станций и радиоэлектронной борьбы, но вряд ли они отличаются от прежних советских аналогов.

Доставшийся в наследство Украине сторожевик, получивший статус флагмана в отсутствии так и не достроенного за 25 лет ракетного крейсера «Украина», как одна боевая единица в принципе представляет достаточно мощную силу. Но только в составе группировки надводных кораблей, подводных средств, морской авиации, береговой артиллерии и пр. и пр. Среди прочих, «Гетмана Сагайдачного» может поддержать на море только несколько бронекатеров, способных действовать в прибрежных водах и подразделения морской пехоты, которым и в море выйти не на чем. Да и сам флагман всякий раз ломается сразу после ремонта и теперь может только фигурально участвовать в совместных учениях с силами НАТО в Черном море.

«Самой ближайшей аналогией грустной эпопеи украинского флагмана "Гетман Сагайдачный" является художественный фильм "Водный мир", – считает историк-маринист, эксперт по морской тактике Александр Зимовский. – Там был такой здоровенный ржавый полузатонувший танкер "курильщиков", который приводился в движение веслами. Гребли этими веслами различные маргиналы, причем упирались они банально, за сигареты и натуроплату. Прототип танкера, снятого в фильме, вполне реальный, это двухсоттысячник ExxonValdez, судно с тяжелой судьбой (несколько серьезных аварий) и печальным финалом (списан и разрезан на металлолом).

В известном смысле «Гетман Сагайдачный» – это такой украинский ExxonValdez. «Сагайдачный» столь же невезучий и практически в настоящее время ходит только на веслах. И экипаж на нем служит тоже за еду, чего уж там. При всем при том, флагман великой морской державы Украины реально носит вполне себе достойное имя. Вернее сказать, этот корабль позорит достойное имя реального исторического лица.

Настоящий Петро Сагайдачный был удачливым предводителем черноморских походов запорожского казачества. Славу он снискал себе тем, что называется «каперством». Будучи подданным польского короля, Сагайдачный со своим малым флотом совершил ряд успешных нападений на порты Оттоманской империи в Западном и Южном Причерноморье. Причем все эти молодецкие налеты проходили в условиях, когда поляки и турки между собой не воевали. То есть Сагайдачный занимался "военным предпринимательством", как это формулируют современные историки. Грабил турецкое побережье, проще говоря.

Для того времени это была обычная практика. И все страны, имевшие выход к Черному морю в конце XVI – начале XVII веков, практиковали налеты на соседские морские порты и даже на рыбачьи деревни, делая это и в периоды мирного затишья. Короли, султаны, ханы и мелкие владетели в таком случае просто закрывали глаза. Все списывалось на самодеятельность частных лиц. В художественной литературе о подобной практике наилучшим образом пишет Рафаэль Сабатини. И если кто из читателей интересуется дипломатическим и политическим прикрытием каперства, он может открыть "Одиссею капитана Блада" и с пользой скоротать вечер.

Тактическая особенность каперской войны, которая шла в то время на Черном море, заключалась в том, что основные боевые действия велись на гребных судах. Это норма для данной эпохи – в это же самое время в битве при Лепанто участвовали более 400 галер. Так что на черноморском, скажем так, ТВД и турки широко применяли галеры, и флотилии Сагайдачного выходили в море на весельных «чайках».

Что такое «чайка»? Это хорошо всем знакомая по картинкам в учебнике истории древнерусская боевая ладья. Да-да, та самая, на которой Вещий Олег приплыл к Цареграду и прибил свой щит на ворота Второго Рима. Разумеется, со времен Олега ладья-«чайка» прошла модернизацию (ну прямо как украинский «Гетман Сагайдачный»), получила пушечное вооружение, и повышенную живучесть корабля, как говорят моряки. Но она оставалась все той же большой весельной лодкой, выдолбленной из древесного ствола.

Приняв во внимание эту историческую аналогию, вы с легкостью поймете, почему судьба украинского флагмана столь безрадостна. Перефразируя известную шутку, могу сказать: «Не тот корабль назвали Сагайдачным».

Александр Хроленко, военный обозреватель

Украина живо обсуждает очередную шпионскую историю, которая касается Военно-морских сил. Сотрудник оборонного НИИ из аэропорта "Борисполь" за границу информацию об устройстве гидроакустического комплекса флагманского фрегата "Гетман Сагайдачный". При этом Служба безопасности Украины (СБУ) сходу называет заинтересованную в украинских военных секретах страну - Иран.

Полагаю, здесь много странностей и нестыковок. Научный сотрудник почему-то не заархивировал специфическую информацию в облачном хранилище интернета, а вез в кармане. И остается лишь догадываться, чем могла заинтересовать Иран фактически антикварная гидроакустическая станция?

Сразу возникают ассоциации: днепровский шантаж американских политиков вероятной эмиграцией в Иран сотрудников ракетостроительного предприятия "Южмаш" и украинские " ", едва не вывезенные в Северную Корею. А также бездействие СБУ в момент эмиграции в Азербайджан легендарного авиаконструктора Дмитрия Кивы , который вывез из страны стратегические знания и опыт организации высокотехнологического производства (к счастью, Дмитрию Семеновичу не грозит трехлетний срок заключения).

И все же, для понимания происходящего следует поближе рассмотреть вооружение и возможности сторожевого корабля (модификация проекта 1135), которым от рождения (на керченском заводе "Залив") является "Киров" и "Гетман Сагайдачный" (после переименования в 1993 году).

Удачный ретро-проект

Разработанный в Северном ПКБ (ЦКБ-53) города Ленинграда в 1972 году проект 1135 оказался весьма успешным. Дальность плавания - 4600 миль при скорости хода 20 узлов. Эффективное противолодочное вооружение: ракето-торпеды стали грозным инструментом для борьбы с атомными подводными лодками вероятного противника в зонах боевого патрулирования - на дальности до 55 километров и на глубине до 500 метров. В серию вошли более двадцати сторожевых кораблей (СКР), которые строились для всех четырех флотов СССР (в разных модификациях).

СКР проекта 1135 - немаленький, имеет водоизмещение 3200 тонн, длину 123 метра, ширину 14 метров, осадку 5 метров. Четыре газотурбинных двигателя позволяют развить скорость до 32 узлов. Экипаж 180 человек, включая 18 офицеров. Корабль имеет на вооружении два счетверенных 533-мм торпедных аппарата, две реактивные бомбовые установки РБУ-6000, автоматическую артиллерию калибра 100 мм и 30 мм, зенитный ракетный комплекс "Оса". Однако, в отличие от собратьев по проекту, "Гетман Сагайдачный" не имеет ударного ракетного комплекса "Раструб-Б", который позволяет поражать подводные лодки противника (все же "Киров" строился не для ВМФ, а для пограничных войск КГБ СССР). Еще одно отличие "Сагайдачного" - возможность базирования на борту одного вертолета Ка-27ПС.

"Военно-морской символ независимой Украины" два десятилетия очень активно эксплуатировался в походах и нерегулярно проходил плановые ремонты. В марте прошлого года 14-миллионный (в гривнах) тендер на ремонт "Сагайдачного" выиграл завод Петра Порошенко "Ленинская кузня", то есть боеспособность корабля должны были восстанавливать в Киеве. В мае фрегат "подшаманили" на печально известном Судостроительном заводе имени 61 Коммунара в городе Николаеве, но "Гетман Сагайдачный" сломался сразу после ремонта. Сегодня корабль не боеготов. Однако Министерство обороны Украины намерено полностью реконструировать его в текущем году и продлить срок службы на десятилетие.

Боевое применение

Это грустная история. Имитация военной тайны (и борьбы с коррупцией) не заменит Украине современных боевых кораблей, которых не было ни до, ни после 2013 года. В мировом рейтинге украинские ВМС находятся на 75-й позиции, между Гватемалой (ВМС - 10 патрульных кораблей) и Конго (ВМС - 1 патрульный катер). Фактически все украинские адмиралы командуют неполным корабельным дивизионом (6 единиц) охраны водного района. Такие силы до 1991 года доверяли одному офицеру, в звании не старше капитана 2 ранга.

Можно сколько угодно демонстрировать фокусы модернизации, повышать чуткость морально устаревшего гидроакустического комплекса за счет применения вертолетных буев, но ударная оружейная начинка "Гетмана Сагайдачного" от этого не изменится и боевая эффективность де-факто пограничного корабля останется прежней (533-мм торпеды действуют на дистанции до 13 км, реактивные бомбы - до 6 км). Закономерен вопрос: зачем Военно-морским силам Ирана подобные "тайны" (и головная боль)?