За счет каких источников образуются экологические фонды. Экологические фонды

Государственные внебюджетные экологические фонды были созданы для централизованного финансирования капиталовложений на охрану

окружающей среды. Согласно Временному положению об образовании фондов охраны природы, их создание предусматривалось при краевых, областных, окружных, городских исполкомах Советов депутатов и советах министров автономных республик в целях финансирования межотраслевых и территориальных природоохранных мероприятий.

В 1990г. был создан экологический фонд России при Государственном комитете РСФСР по экологии и природопользованию. Формирование экологических фондов субъектов Федерации, городов и районов совпало с проведением эксперимента (1989--1990 гг.) по введению платежей за загрязнение окружающей природной среды (всего в эксперименте участвовало около 50 регионов). Эти платежи стали основным источником формирования экологических фондов (первые фонды были созданы в тех регионах, которые участвовали в эксперименте). К концу 1990-х годов «внебюджетные экологические фонды были созданы во всех субъектах Федерации. Экологические фонды не только аккумулировали плату за загрязнение, но и концентрировали средства других финансовых источников для осуществления инвестиционной природоохранной деятельности и стимулирования природопользователей на проведение этой деятельности.

В соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991г.) создана единая трехуровневая система внебюджетных государственных экологических фондов. На верхнем уровне -- федеральный экологический фонд, на среднем -- фонды субъектов Федерации, на нижнем уровне -- районные и городские фонды.

Главная цель создания внебюджетных экологических фондов: формирование автономной, независимой от госбюджета, структуры доя централизованного финансирования природоохранной деятельности. При

этом важно отметить, что средства фондов дополняют бюджетные средства и средства предприятий-природопользователей (собственные и заемные).

Задачи экологических фондов:

финансирование и кредитование программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;

мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программы;

экономическое стимулирование рационального природопользования, внедрения экологически чистых технологий;

* содействие в развитии экологического воспитания и образования.

Источники формирования экологических фондов:

платежи предприятий, объединений и организаций за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;

штрафные платежи за аварийные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи за сверхнормативное и нерациональное (некомплексное) использование (потери) природных ресурсов;

средства, взыскиваемые по искам для возмещения ущерба, причиненного государству нарушением природоохранного законодательства в результате хозяйственной деятельности предприятий;

средства от реализации конфискованных средств охоты и рыболовства, а также продукции, незаконно добытой посредством их применения;

средства, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности других юридических лиц;

6) добровольные взносы предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан (в том числе поступления от иностранных юридических и физических лиц).

Кроме того, некоторая часть фондов складывается из доходов от промыслов, индивидуальной и кооперативной деятельности, рекреационных мероприятий, доходов от размещения природоохранных займов, лотерей, выставок и других коммерческих мероприятий.

Доля платежей за загрязнение окружающей среды, согласно существующей практике, составляла в приходной части фондов около 80--85%.

Расходование средств экологических фондов должно иметь исключительно целевую направленность -- только на цели, связанные с природоохранной деятельностью. Основными направлениями использования средств экологических фондов являются:

выделение льготных кредитов и ссуд предприятиям на возвратной основе;

вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения;

долевое участие в финансировании проектов, что стимулирует вовлечение дополнительных инвестиционных ресурсов;

выдача гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.

При этом средства экологических фондов распределялись следующим образом: 60% -- на реализацию природоохранных мероприятий местного значения; 30% -- регионального и 10% -- федерального значения.

Ядро системы экологических фондов -- Федеральный экологический фонд Российской Федерации (ФЭФ), созданный по постановлению Правительства РФ. Основная цель деятельности фонда -- разработка и реализация федеральных и межрегиональных программ и привлечение для этого средств территорий, предприятий, организаций и других возможных источников. Правление фонда устанавливает приоритетные направления инвестиционной

политики:

разработка государственных и федеральных программ,

создание нормативно-правовой базы природопользования,

проектирование и развитие особо охраняемых территорий,

экологическое просвещение в условиях крайнего дефицита бюджетных ассигнований,

поддержка территориальных органов и коллективов, осуществляющих природоохранные и природовосстановительные работы комплексного вида (многопрофильные),

долевое участие в разработке и реализации проектов в области рационального природопользования, ресурсосбережения и переработки отходов,

финансовая поддержка международного сотрудничества, проводимого в рамках межгосударственных соглашений.

Основной источник поступления средств в ФЭФ -- 10% средств, поступающих от предприятий на счета региональных экологических фондов. Законами о федеральном бюджете с 1995г. было предусмотрено консолидирование в федеральный бюджет средств Федерального экологического фонда.

Территориальные экологические фонды (ТЭФ) -- второй и третий уровень системы государственных внебюджетных экофондов. Формирование системы ТЭФ осуществляется следующим образом:

предприятия перечисляют платежи за загрязнения, экологические налоги и штрафы в местный экологический фонд;

  • 2)местный фонд делает отчисления по фиксированным ставкам в вышестоящий региональный фонд (межобластной, федеральный), а также осуществляет расчеты с аналогичными фондами соседних территорий по поводу трансграничных загрязнений. Ставки отчислений устанавливаются в результате переговоров между держателями фондов с учетом конкретной экологической и экономической ситуации;
  • 3)организации и граждане могут перечислять на счет ТЭФ добровольные взносы;
  • 4)ТЭФ размещают экологические займы среди населения.

Кроме того, региональный экологический фонд имеет дополнительные возможности регулирования качества окружающей среды путем создания системы компенсационных расчетов на основе так называемого бабл-принципа. Например, экологический фонд может скупить у некоторых предприятий квоты на выбросы и резервировать их. Это возможно в случае, если ситуация в регионе такова, что экологические проблемы признаются приоритетными на уровне властных структур по отношению к экономическому развитию. Если предприниматель заинтересован в размещении своего предприятия на территории данного региона, где установленный лимит выбросов уже исчерпан (либо экологический фонд не заинтересован исчерпывать свой резерв квот на выбросы), то он должен оплатить фонду стоимость снижения загрязнения на эквивалентную массу выбросов на действующих предприятиях. При этом фонд принимает на себя обязанности обеспечить это снижение экономическими методами (через субсидии и т.д.).

В данном случае региональный фонд выступает в качестве посредника на рынке экологических услуг, причем сделка с фондом должна быть выгоднее, чем ряд непосредственных сделок такого рода с отдельными предприятиями.

Перспективы развития территориальных экологических фондов были связаны с предоставлением им права кредитования природоохранной деятельности в регионах и постепенном превращении их в коммерческие экологические банки, хранящие экологические платежи и штрафы предприятий и других природопользователей. Основная цель создания этих структур -- развитие экологической инфраструктуры, формирование рынка экологических работ и услуг.

В 2000г. система территориальных экологических фондов была упразднена. Средства от платежей за загрязнение окружающей среды были переданы в доходы региональных и местных бюджетов. Одной из причин ликвидации системы экологических фондов послужили случаи нецелевого использования средств экологических фондов (на строительство дорог, гаражей, выдачу беспроцентных ссуд коммерческим структурам, оплату коммунальных услуг).

Следует отметить, что в нынешних условиях значительно возрастает роль предприятий, которые являются основными исполнителями природоохранных мероприятий в регионе и обладают для этого собственными средствами. Таким образом, финансовое обеспечение природоохранной деятельности основывается на создании обособленных экологических фондов предприятий.

Экологический фонд предприятия (ЭФП) создается в виде специального счета в местном отделении государственного или коммерческого банка, обслуживающего предприятие. Прежде всего он формируется на экологически опасных предприятиях. Источниками формирования ЭФП являются:

амортизационные отчисления по природоохранным объектам и сооружениям;

платежи за загрязнение окружающей среды в пределах норм;

штрафные платежи за превышение норм загрязнения;

платежи на цели воспроизводства (восстановления) расходуй мых природных ресурсов (рентные платежи), вносимые предприятиями, когда они восстанавливают эти ресурсы за счет собственны" средств или банковских кредитов (в том числе отчисления в фонд возмещения стоимости геолого-разведочных работ);

целевые субсидии (субвенции, дотации) и кредиты на осуществление природоохранных мероприятий, получаемые на конкурсной основе из средств бюджета, территориальных внебюджетных экологических фондов для снижения вредных воздействий предприятий на окружающую среду;

кредиты государственных и коммерческих банков;

доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств ЭФП;

прибыль предприятия, включая экономию по выплате налога на прибыль при ее использовании на финансирование природоохранных нужд.

Основные направления расходования средств ЭФП:

природоохранные нужды (например, строительство и реконструкция пылегазоочистных установок и пр.);

осуществление компенсационных расчетов с другими предприятиями, а также юридическими лицами и гражданами (приобретение дополнительных квот на загрязнение, прямая компенсация нанесенного ущерба);

финансирование технологической реконструкции основных производственных процессов предприятия (в той мере, в которой такое совершенствование приводит к снижению экологической нагрузки на окружающую среду);

временно свободная часть средств может быть использована для финансирования других хозяйственных нужд предприятия или храниться в банке на депозитном счете.

Необходимо отметить, что предприятия, создавшие экологический фонд, обладают определенной свободой в использовании средств этого фонда. В частности, предприятие обладает свободой маневра финансовыми ресурсами своего экологического фонда между различными природоохранными нуждами. Однако при этом следует обеспечить жесткий контроль за расходованием средств ЭФП со стороны местных финансовых и природоохранных органов, так как часть средств может быть использована на нужды, прямо не связанные с природоохранной Деятельностью. Кроме того, хранение в банках средств ЭФП должно находиться под контролем банковских учреждений и природоохранных органов. Отметим, что экологическим законодательством не предусмотрено создание ЭФП.

Особую группу составляют фонды экологического страхования (или Фонды экологической безопасности), создаваемые государственными или частными финансовыми органами для оказания помощи и компенсационных выплат предприятиям, учреждениям и гражданам в случае причинения им серьезного ущерба изменениями в окружающей среде, которые квалифицируются как экологические кризисные ситуации, экологические катастрофы или экологические бедствия. Эти фонды являются потенциальными источниками финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.

Создание фондов охраны природы на территории 38 регионов России в ходе проведения эколого-экономического эксперимента, формирование двухуровневой системы фондов: федеральный и региональный. 1 этап - экспериментальный, и включал в себя уточнение методических подходов к определению размеров и порядка взимания платы за загрязнение природной среды с учетом


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


“Система экологических фондов в Р.Ф. ” 6 .

Система экологических фондов в Р.Ф.

1. Этапы создания экофондов в Р.Ф.

2. Цели и задачи создания экофондов в Р.Ф.

3. Правовой и финансовый статус экофондов в Р.Ф.

4. Источники формирования средств экологических фондов Р.Ф.

6. Правовая база деятельности экофондов в Р.Ф.

7. Роль экофондов в финансовой поддержке природоохранной деятельности на территории Р.Ф.

8. Консолидация внебюджетных экофондов.

Этапы создания экофондов в Р.Ф.

Началом формирования экологических фондов является 1988г. В этом году вышло Постановление Совета Министров РСФСР от 18 марта 1988г. N 93 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране", в соответствии, с которым на территории РСФСР должны были создаваться фонды охраны природы, впоследствии, в соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды", переименованные в экологические фонды.

С 1988г. по настоящее время можно определить следующие этапы формирования экологических фондов.

1 этап (19.89-1990гг.) - создание фондов охраны природы на территории 38 регионов России в ходе проведения эколого-экономического эксперимента, формирование двухуровневой системы фондов: федеральный и региональный. 1 этап - экспериментальный, и включал в себя уточнение методических подходов к определению размеров и порядка взимания платы за загрязнение природной среды с учетом экономических возможностей предприятий в отдельных регионах со сложной экологической ситуацией: апробирование на практике методов нормирования и направлений использования экологических фондов в условиях самоуправления и самофинансирования регионов.

2 этап (1991-1995гг.) - создание системы внебюджетных экологических фондов в соответствии со статьей 21 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", формирование 3-х уровней системы экологических фондов:

Федеральный;

Республиканский, краевой, областной;

Местный.

2 этап - этап становления платных услуг в сфере природопользования, предусматривал формирование нового экономического механизма природопользования в связи с повсеместным введением с 1991г. платы за загрязнение окружающей природной среды. Действие данного механизма направлено:

На создание единой системы внебюджетных экологических фондов, объединяющей Федеральный и территориальные фонды;

Планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам, налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

Возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

3 этап (1995г. по настоящее время) - консолидация внебюджетных экологических фондов России в соответствии с Законом РФ "О Федеральном бюджете на 1995г." (статья 6) в бюджетах соответствующих уровней.

Цель и задачи создания экологических фондов РФ.

Главной целью создания внебюджетных экологических фондов России являлось формирование автономного, независимого от госбюджета источника гарантированной поддержки природоохранной деятельности. При этом средства экологических фондов должны не подменять, а дополнять бюджетные средства и средства, выделяемые на эти цели предприятиями природопользователями.

В соответствии с "Примерным положением об экологических фондах на территории Российской Федерации", утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов 11.07.92r., основными задачами фондов являются:

Финансирование и кредитование экологических программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения:

Мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программ;

Экономическое стимулирование рационального природопользования, внедрение экологически чистых технологий.

Содействие в развитии экологического образования и воспитания.

Правовой и финансовый статус экологических фондов Р.Ф.

В настоящее время во всех 89 субъектах Российской Федерации образованы и действуют экологические фонды. Кроме того, помимо областных, республиканских, краевых, окружных экологических фондов действуют 130 экофондов местного уровня (районные и городские).

Правовое и финансовое положение экологических фондов субъектов федерации следующее:

Данные о юридическом и финансовом положении экофондов субъектов федерации (в % от числа фондов)

Фонды образованы :

По решению представительных органов

По решению администрации

По решению Комитета охраны природы

Положение о фонде утверждено :

Смета расходов утверждается :

Представительным органом власти

Исполнительным органом власти

Контроль за деятельностью фондов осуществляют :

Представительный орган власти

Администрация

Комитет охраны природы

Представительный орган власти, администрация, комитет охраны природы

Представительный орган власти, комитет охраны природы

Администрация, комитет охраны природы

Фонды, обладающие правами юридического лица

Фонды, консолидированные в бюджет

Приведенные данные свидетельствуют о том, что система экофондов все еще находится в стадии формирования и нуждается в стадии формирования и нуждается в дальнейшем упорядочении в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами.

Источники формирования средств экофондов.

Источники формирования средств экологических фондов определены Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" и впоследствии закреплены утвержденными органами управления субъектов федерации Положениями об экологических фондах:

Средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан, а также иностранных юридических и физических лиц в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды загрязнения;

Средств, получаемых по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения ;

Средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства,

незаконнодобытой с их помощью продукции;

Добровольных отчислений и взносов предприятий и граждан, иностранных юридических и физических лиц;

Средств, получаемых в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фондов в деятельности предприятий и иных юридических лиц, а также кредитов;

Доходов от издательской, хозяйственной и иной коммерческой деятельности фондов;

Средств из иных источников, образование которых не противоречит действующему законодательству.

Средства экологических фондов на территории Российской Федерации зачисляются на специальные счета экологических фондов на территории Российской Федерации в учреждениях банков и расходуются в соответствии с их целевым назначением.

Платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляются предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90% - на специальные счета государственных экологических фондов. Они распределяются в следующем порядке: 60% - на реализацию природоохранительных мероприятий местного (городского, районного) значения; 30% - на реализацию природоохранительных мероприятий республиканского, областного, краевого значения;

10% - в Федеральный экологический Фонд Российской Федерации на реализацию природоохранительных мероприятий федерального значения.

С момента образования экологических фондов РФ структура источников доходов фондов менялась. Однако постоянно преобладает доля платежей за загрязнение окружающей среды в пределах лимита и сверх лимита (их доля более 70%) в общем, доходе экофондов).

За период с 1990 по 1995гг. в экологические фонды поступили следующие финансовые средства.

Объем средств, поступивших в экологические фонды за 1991-1995гг. (в ценах соответствующих лет), (млрд. рублей).

1991

1992

1993

1994

1995

0,98

8,32

87,6

403,1

921,5

Из общего объема средств, собранных в 1995г. в экологических фондах РФ, 78,4% получены в результате деятельности республиканских, краевых, областных и окружных фондов, 21.6% - за счет местных фондов (района, города). Оценить роль экологических фондов различных иерархических уровней управления в формировании финансовых средств экофондов стало возможным благодаря введению с 1995г. новой формы государственной статотчетности, где выделены иерархические уровни управления экофондами.

Направление целевого использования средств экофондов в Р.Ф.

Законом "Об охране окружающей природной среды" установлено, что плата, взимаемая с предприятий, организаций, учреждений за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов, в размере 10% должна поступать в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды, остальные 90% должны поступать в экологические фонды, а затем распределяться в следующем виде:

60°/о - на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения;

30% - на реализацию природоохранных мероприятий республиканского, краевого, областного значения;

10% - на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.

В Примерном Положении об экологических фондах на территории РФ закреплены 12 основных направлений расходования средств экофондов РФ. Как правило, они имеют место в деятельности всех экологических фондов РФ. Однако, некоторые фонды дополняют число основных направлений исходя из эколого-экономической ситуации территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Исходя из данных на рис.2 видно, что на протяжении последних 5 лет стабильно приоритетными направлениями расходования средств экофондов являются: строительство природоохранных объектов, развитие материально-технической базы природоохранных органов, прочие расходы. Положительным моментом в тенденции расходования средств экологических фондов является сокращение в 2 раза (1995г. по сравнению с 1991г.) статьи "прочие расходы" и снижение доли средств, не используемых в отчетном году. Так если в 1991г. эта доля составила 46,0%о, в 1993г. - 20,8%о, в 1995г. - 11,6%о.

Наметившаяся тенденция свидетельствует о росте опыта деятельности экофондов и совершенствовании механизма и процедуры расходования средств экологических фондов России.

Правовая база деятельности экофондов Российской Федерации.

Начиная с 1989г. по настоящее время серьезной проблемой успешного функционирования экологических фондов РФ является недостаточность правовой базы.

В настоящее время Госкомэкология РФ совместно с Исполнительной дирекцией Федерального экологического фонда осуществляют деятельность по совершенствованию правовой базы деятельности экофондов РФ. Работа проводится по двум направлениям:

1. Совершенствование действующих нормативно-методических документов. Это подготовка следующих усовершенствованных нормативных актов:

Положение о Федеральном экологическом фонде РФ;

Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей среды и т.п.

2. Подготовка проектов новых документов:

Закона Российской Федерации "Об экологических фондах в Российской Федерации";

Инструкции о порядке формирования, финансирования расходов, ведения учета и составления отчетности об использовании средств экологического фонда и т.п.

Роль экологических фондов в финансовой поддержке природоохранной деятельности

В условиях экономической нестабильности, высокой инфляции и сокращения объема финансирования природоохранных мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней повышается роль экологических фондов.

В 1995 году в среднем на территории Российской Федерации капитальных вложений за охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за счет средств экофондов составила 2,6% от общего объема инвестиций увеличилась по сравнению с 1993 годом в 1,8 раза.

Показатель

Годы

1993

1994

1995

1. Доля капитальных вложений на охрану и рациональное использование природных ресурсов за счет экологических фондов в общем объеме инвестиций. (%)

2. Доля средств экофондов от общего объема расходов экофондов :

  • на строительство природоохранных объектов ;
  • предоставление кредитов и выдачу ссуд на строительство и техническое обслуживание этих объектов ;
  • внедрение экологически чистых технологий.

30,6

31,8

35,7

Хотя в настоящее время удельный вес средств экологических фондов в общем объеме инвестиций составляет небольшую величину, но уже явно прослеживается в динамике тенденция к увеличению этого показателя. По отдельным субъектам Российской Федерации доля капитальных вложений на охрану и рациональное использование природных ресурсов в 1995г. значительно превышала среднюю по России величину и составляла: в Мурманской области - 26,9%, Северной Осетии - 30,6% и в Иркутской области - 36,5%. Другим показателем, отражающим значение экологических фондов России, является доля средств, направляемых на строительство природоохранных объектов, на выдачу ссуд и кредитов и внедрение экологически чистых технологий в общем, объеме расходной части экофондов. Данный показатель в динамике за ряд лет также имеет тенденцию к увеличению и в 1995г. он составил величину 35,7%. Однако более важно то, что экологические фонды России обеспечивают развитие прогрессивных механизмов финансирования природоохранной деятельности, отражающих переходный характер экономики России:

Выделение льготных кредитов и ссуд предприятиям на возвратной основе:

Вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения:

Долевое участие в финансировании проектов, стимулирующее вовлечение дополни тельных инвестиционных ресурсов предприятий:

Выдача гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранной деятельности.

Консолидация внебюджетных экофондов.

Согласно информации, собранной Госкомэкологией РФ и Исполнительной дирекцией ФЭФ РФ на 1.10.96г. решением территориальных органов власти консолидированы 14 экологических фондов.

Небольшой период деятельности экологических фондов в условиях консолидации их в бюджеты территорий не позволяет сделать каких-либо существенных выводов об изменении деятельности фондов в финансировании природоохранительных мероприятий. Есть отдельные примеры использования средств фондов на цели, непосредственно не связанные с охраной природы. С другой стороны, усиление контроля за поступлением и расходованием средств фондов при строго целевой их направленности может оказать позитивное влияние на деятельность фондов.

7 . Курс “ Экономика природопользования

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

1183. Статистический анализ состояния основных фондов 622.7 KB
Экономическая сущность основных фондов. Понятие и сущность основных фондов. Виды основных фондов и задачи статистического изучения. Статистический анализ состояния основных фондов.
14667. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЦЕЛЕВЫХ ПУБЛИЧНЫХ ФОНДОВ СРЕДСТВ 35.73 KB
Под публичным фондом средств понимают денежный фонд порядок формирования и использование которого регулируется нормами акта субъекта публичной власти и средства которого направляются на удовлетворение публичного интереса Закон Украины О системе налогообложения в. 2 регламентирует: Государственные целевые фонды это фонды которые созданы в соответствии с законами Украины и формируются за счет определенных законами Украины налогов и сборов Обязательных платежей с физических и юридических лиц независимо от форм собственности. Поэтому...
7031. Правовое регулирование целевых государственных и муниципальных денежных фондов 102.01 KB
Направления расходования денежных средств. Финансовый контроль за расходованием средств внебюджетных фондов. Одним из направлений финансовой деятельности Российского государства является аккумуляция денежных средств в своем распоряжении. Помимо этого государство и муниципальные образования используют для формирования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан полученных ими в связи с трудовой или предпринимательской деятельностью от вложения средств в ценные бумаги от использования имущества и т.
14314. Анализ трудовых ресурсов, производительности и использования фондов заработной платы 27 KB
Общая земельная площадь в базисном году составляет 7449га а итог составляет 100 в отчётном году 8557га а итог составляет 100. выход валовой продукции в сопоставимых ценах к базисному году по растениеводству составляет 162 к прошлому году 107. по животноводству к базисному году составляет 130 к прошлому году 99. итог по валовой продукции к базисному году составляет 116 к прошлому году 99.
11327. Роль государственных внебюджетных фондов в реализации социальной политики государства 58.35 KB
Одновременно с социальными создавались и иные многочисленные фонды. Однако, впоследствии правительство РФ, убедившись в неэффективности большого числа внебюджетных фондов, приняло решение о консолидации их в бюджет, с сохранением некоторой автономности, и трансформации их в целевые бюджетные фонды.
17939. Экономический расчет стоимости использования производственных фондов для производства земляных работ 17.2 KB
Целью работы является практическое освоение экономического расчет стоимости использования производственных фондов для производства земляных работ. Задачей работы является расчет основных показателей эффективности использования основных производственных фондов, оборачиваемости и стоимости использования основных фондов при проведении земляных работ в строительстве.
12741. Контроль экологических загрязнений 38.19 KB
Ртуть активно аккумулируется планктонными организмами представляющими пищу для ракообразных а последние поедаются рыбами. Принято считать что уровень ртути в 20 мг кг является для рыб летальным. Ирак закупил у Мексики протравленное метилртутью зерно в качестве посевного материала однако местное население использовало это зерно для выпечки хлеба. Эпидемиологические данные указывают на чрезвычайную опасность кадмия для человека.
2394. Подходы к системе экологических ограничений 37.36 KB
Подходы к системе экологических ограничений С принятием в 1991 г. Закона РФ Об охране окружающей природной среды были созданы законодательные предпосылки для введения экологических ограничений хозяйствования в форме лимитов природопользования. Данные лимиты являются системой экологических ограничений по территориям и могут устанавливаться предприятиям – природопользователям на определенный срок с указанием объёмов предельного использования изъятия природных ресурсов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую...
15659. Процесс развития экологических представлений дошкольнико 145.64 KB
Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того что все в природе взаимосвязано. Научить детей любить и беречь природу бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания. К сожалению современные воспитатели не всегда понимают значимость экологического воспитания и если даже понимают то не всегда используют имеющиеся возможности специального развития экологических представлений у детей. Обозначенное противоречие определило проблему исследования: каковы...
20105. Теологические подходы к решению современных экологических проблем 115.4 KB
Сегодня экология – одно из самых популярных слов что называется у всех на устах. Ставить же окружающую среду на первое место абсолютно неправильно потому что рассмотрение одной лишь среды без живых организмов популяций сообществ и экосистем и без человека в том числе просто теряет смысл. Доказательством этому служат многочисленные эмпирические расчеты утверждающие что человек и биосфера приближаются к бифуркационной точке при достижении которой последуют необратимые изменения в системе. Однако совершенно ясно что именно люди...

Конспект по экологии

Важной составной частью экономического механизма природопользования и экологизации экономики призваны быть экологические финансовые фонды. В соответствии с Законом об охране окружающей природной среды в Российской Федерации создана система внебюджетных государственных экологических фондов. Их образование дает возможность осуществлять дополнительные мероприятия по охране окружающей среды сверх ассигнований, предусмотренных на эти цели в государственном бюджете.

Федеральный и региональные экологические фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций и граждан. Главным источником фондов является совокупность платежей, рассмотренная выше. Основные поступления обеспечиваются платой за загрязнение природной среды. Кроме этого определенная часть фондов складывается из:

  • средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам и от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и других юридических лиц;
  • сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения, а также сумм от реализации конфискованных орудий незаконного промысла и добытой с их помощью продукции;
  • доходов от промыслов, индивидуальной и кооперативной трудовой деятельности, использования рекреационных мероприятий, а также доходов от размещения природоохранных займов, лотерей, выставок и других коммерческих мероприятий;
  • добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан.

Средства экологических фондов согласно Закону об охране окружающей природной среды распределяются следующим образом: 60 % – на реализацию природоохранных мер местного значения; 30 % – на природоохранные; нужды краев и областей; 10 % – на федеральные нужды.

Особую группу составляют фонды экологического страхования, или фонды экологической безопасности, создаваемые государственными или частными финансовыми органами для оказания помощи и компенсационных выплат предприятиям, учреждениям и гражданам, на случаи причинения серьезного ущерба изменениями в окружающей среде, которые квалифицируются как экологические кризисные ситуации, экологические катастрофы или экологическое бедствие. В индустриально развитых странах экологическое страхование широко применяется в сферах деятельности, являющихся источниками повышенного экологического риска. Подобные предприятия илифирмы обязаны иметь собственные страховые фонды экологической безопасности.

В Российской Федерации порядок экологического страхования не определен, хотя в Законе об охране окружающей природной среды упоминается «добровольное и обязательное государственное экологическое страхование на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф». Прежняя практика вообще не предусматривала такой формы страхования и компенсаций за счет средств ведомств или предприятий, являющихся источниками экологической опасности. Последствия всех крупных аварий в нашей стране покрьваются из бюджета, т.е. оплачиваются самим населением.

Осознание важности экономических стимулов защиты природной среды и экологизацки хозяйственной деятельности, острота экологических проблем во многих странах привели к образованию ряда международных экологических фондов, поддерживающих различные международные, региональные и национальные программы по охране природы, экологическому образованию, обмену экологической информацией и т.п. К ним относятся Всемирный фонд охраны природы; Фонд Центра за наше общее будущее (1989); Фонд глобального экосодействия, учрежденный в 1990 г. Программой развития ООН, Всемирным банком и ЮНЕП; Фонд Совета Земли (1993) и некоторые другие фонды.

Например, Фонд компенсации ущерба, нанесенного нарушением свойств окружающей среды и природных ресурсов может использовать свои средства на рекультивацию земель, на очистку водоемов, на восстановление флоры и фауны.

Фонд проведения единой научно-технической политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов

  • на перспективные научные направления;
  • на создание новых ресурсосберегащих и экологичных технологий;
  • на разработку и производство высокоэкологичных и ресурсосберегающих машин и оборудования;
  • на создание мощных природоохранных сооружений и устройств;
  • на разработку и производство усовершенствованных технических методов и средств контроля за состоянием среды;
  • на практическое переоснащение сетей контроля за состоянием природной среды и развитие системы экологического мониторинга;
  • на осуществление мер по вторичному использованию отходов.
Фонд материального поощрения за эффективную природоохранную и ресурсосберегаюшую деятельность может использовать свои средства:
  • на осуществление местных социально-экологических программ;
  • на премии за досрочный и качественный ввод в эксплуатацию природоохранных объектов и средств;
  • на премии работникам предприятий и контрольных служб за уменьшение природоемкости производства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие природоохранных фондов и природоохранной деятельности, её направления и мероприятия. Задачи Федерального экологического фонда РФ, принципы формирования экологических фондов. История и деятельность Гринпис, WWF, региональных экологических фондов.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2017

    Анализ принципов формирования экологических фондов. Изучение порядка решения неотложных природоохранных задач и восстановления потерь окружающей среды как основных целей системы экологических фондов. Особенности использования средств экологических фондов.

    реферат , добавлен 02.10.2011

    История охраны природы и пути формирования ряда экологических движений. Характеристика некоторых, наиболее известных организаций в этой сфере. Цели, задачи и позиции крупнейших международных экологических объединений. Проблемы и перспективы их развития.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Первичный и конечный комплексный социально-экономический эффект от средозащитных мероприятий. Определение общей (абсолютной) и показатель сравнительной (относительной) эффективности экологических издержек. Социальный эффект природоохранных мероприятий.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2009

    Основные цели природоохранных организаций. Анализ Европейского агентства по окружающей среде, основная деятельность. Характеристика Всемирного фонда дикой природы, представительства в России, миссия, программы: лесная программа, морская, климатическая.

    реферат , добавлен 29.05.2012

    Определение экономической эффективности от внедрения природоохранных мероприятий на предприятии. Сокращение вредных выбросов в атмосферу от тепловозов. Очередность реализации природоохранных мероприятий, последствия загрязнения воздуха автотранспортом.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2010

    Система показателей природоохранной деятельности. Затраты экологического назначения. Их классификация и группировка. Капитальные вложения экологического назначения. Их показатели. Текущие природоохранные затраты. Эффективность природоохранных затрат.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Изучение перспективных направлений развития природоохранных технологий. Особенности развития электроэнергетической системы Сибири. Системы очистки дымовых газов, как элементная база создания новых технологий. Выбросы золы, серы, азота и очистка от них.

    В последние десять лет в экономике России стали формироваться тенденции активного применения экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В первую очередь об этом свидетельствуют введение платы за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, а также создание соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взимаемых платежей.
    Цель данной работы: рассмотреть тему: «Экологические фонды».

    Введение ……………………………………………………………………... 3
    1. Сущность экологических фондов ……………………………………….. 4
    2. Ключевые задействованные стороны …………………………………… 6
    3. Виды экологических фондов …………………………………………….. 8
    4. Преимущества и недостатки экологических фондов ………………….. 10
    Заключение ………………………………………………………………….. 12
    Список использованных источников ……………………………………

    Файлы: 1 файл
    Введение ……………………………………………………………………... 3
    1. Сущность экологических фондов ……………………… ……………….. 4
    2. Ключевые задействованные стороны …………………………………… 6
    3. Виды экологических фондов …………………………………………….. 8
    4. Преимущества и недостатки экологических фондов ………………….. 10
    Заключение ………………………………………………………………….. 12
    Список использованных источников ……………………………………… 13

    ВВЕДЕНИЕ

    В последние десять лет в экономике России стали формироваться тенденции активного применения экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В первую очередь об этом свидетельствуют введение платы за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, а также создание соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взимаемых платежей.

    Цель данной работы: рассмотреть тему: «Экологические фонды».

    1. Сущность экологических фондов

    За последнее десятилетие во многих развивающихся странах были созданы экологические фонды (ЭФ) для обеспечения финансирования деятельности по охране окружающей среды. В данной главе основной упор
    сделан на экологические фонды, направленные на сохранение биоразнообразия, также называемые «трастовыми фондами по сохранению биоразнообразия», а не на все виды экологических фондов.

    Большинство экологических фондов, направленных на финансирование природоохранной деятельности, создаются в форме юридически независимого института (т.е. они не являются государственными) и его
    руководство осуществляется независимым Управляющим советом. Многие экологические фонды имеют постоянный фонд средств, капитализированный за счет грантов от государства и международных доноров. Экологические фонды могут также управлять амортизационным капиталом, созданным за счет конверсии задолженности в природоохранные вложения, или оборотным капиталом, финансируемым за счет специальные «платы с пользователей» или налоги, направляемые на природоохранные цели.

    Основная цель создания экологического фонда состоит в обеспечении стабильного долгосрочного финансирования для национальных парков и других особо охраняемых природных территорий (ООПТ) или небольших грантов для некоммерческих или неправительственных организаций (НПО) и
    общественных объединений на реализацию проектов, направленных на сохранение биоразнообразия и более устойчивое природопользование.

    Зачастую экологические фонды разрабатываются в ходе процесса долгосрочного планирования деятельности особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

    Однако экологические фонды являются не просто финансовыми механизмами. Они также служат в качестве:

    • полезного регулярно проводимого форума, в котором принимают участие различные заинтересованные стороны, такие как центральные и местные органы власти, НПО, частные структуры и международные доноры, для обсуждения и разрешения важных вопросов, связанных с охраной окружающей среды ключевых факторов в развитии национальной стратегии и политики в области охраны окружающей среды
    • источника технических экспертов, которые могут работать с государственными и частными структурами для разработки гибких и эффективных подходов к управлению
    • фактора, способствующего наращиванию потенциала НПО, принимающих участие в сохранении биоразнообразия.

    Основная привлекательность экологических фондов для международных доноров состоит в том, что такие фонды в течение длительного времени обеспечивают надежное управление и распределение средств, предоставляемых донорами. Обычно экологические фонды формируются посредством широкого консультативного процесса и управляются Управляющим советом (правлением), состоящим из представителей различных заинтересованных сторон (как государственных, так и частных). Экологические фонды создаются таким образом, что обеспечить надежный и прозрачный порядок функционирования, подотчетность и здравую практику финансового управления. Поэтому экологические фонды могут иметь возможность привлечь дополнительное донорское финансирование в случаях, когда доноры могут быть обеспокоены предоставлением средств государственному органу. Кроме того, управление и инвестирование активов экологического фонда практически всегда осуществляется внешними финансовыми институтами, отечественными или зарубежными, с тем, чтобы обеспечить доход на определенное время функционирования и специфические цели определенного экологического фонда.

    Создание экологического фонда требует значительного вложения времени и ресурсов, а также долгосрочного обязательства по созданию нового института. В экологическом фонде можно задействовать одну или более стратегий по получению доходов, представленных в настоящем Руководстве.

    Экологические фонды состоят из основных четырех компонентов:

    • Основные фонды, которые инвестируются с целью получения дохода.
    • Юридические структуры, которые обуславливают цели и процедуры деятельности Фонда, в том числе процедуры по инвестированию основных фондов. В большинстве случаев экологические фонды создаются в форме юридического лица, в том числе в качестве трастовых фондов, фондов и ассоциаций.
    • Надзорная структура , которая принимает решение о том, как использовать средства. Члены правления должны представлять различные группы, такие как местные сообщества, НПО, государственные органы, частный сектор, научные круги и организации-доноры.
    • Управленческая структура , которая отвечает за управлением фондом и реализацию программ по предоставлению грантов. В экологических фондах, создаваемых для сохранения ООПТ, экологические фонды работают тесно с национальными природоохранными организациями и администрацией ООПТ, которые обычно независимы от экологического фонда.

    2. Ключевые задействованные стороны

    В большинстве экологических фондов задействованы три ключевые стороны: (1) доноры, (2) НПО, (3i) государственные органы. Далее кратко представлены эти стороны и их мотивация.

    1) Доноры

    Доноры предоставляют финансирование, которое обеспечивает функционирование экологических фондов. Глобальный экологический фонд (ГЭФ) являлся единственным самым крупным донором экологических фондов. К другим двусторонним и многосторонним донорам относятся: Агентство США по международному развитию (ЮСАИД), Программа развития ООН (ПРООН), Всемирный банк и Европейский Союз (ЕС). Доноры заинтересованы в усилении своих средств с тем, чтобы они оказали наибольшее влияние на достижение природоохранных целей. Обычно доноры принимают участие в консультировании по вопросу создания правовых рамок и утверждении финансовых условий функционирования экологических фондов. Они также проводят мониторинг реализации проектов, как они это делают в отношении любых проектов, реализуемых за счет средств донора. Доноров также привлекают экологические фонды как способ направления своей поддержки через негосударственный институт, что может привести к усилению децентрализации, подотчетности и прозрачности в управлении средствами фонда, а также принести другую пользу, например, усиление неправительственного сектора.

    Доноры должны верить, что выгода от «инвестирования» значительных средств в долгосрочный фонд, которые получает небольшой инвестиционный доход, используемый на природоохранные цели, перевешивает выгоду от более быстрого расходования средств. Поэтому многие доноры требуют, чтобы экологические фонды получали соответствующие доходы.

    2) НПО-катализаторы

    Для многих экологических фондов, природоохранные НПО, как отечественные, так и международные, играют роль «катализатора», помогая проводить анализ осуществимости, предоставляя техническую помощь по конверсии задолженности в природоохранные вложения и созданию экологического фонда и помогая экологическому фонду в мобилизации средств и институциональному укреплению. В некоторых случаях НПО-катализаторы оказывают содействие в виде натурального вклада в будущий экологический фонд, а в других случаях такие НПО могут получить грант от международной организации-донора. Некоторые международные НПО предоставляют ограниченные капитальные вложения в экологические фонды. Местные НПО могут оказать содействие в создании экологического фонда и позже воспользоваться грантом от экологического фонда. Важно обеспечить, что правила, касающиеся конфликта интересов в экологическом фонде, были разработаны таким образом, чтобы поддержка со стороны НПО не рассматривалась, прежде всего, как вызванная желанием получить грант.

    3) Государственные органы

    Обычно органы власти развивающихся государств поддерживают экологические фонды, поскольку они заинтересованы в увеличении средств, направляемых на природоохранную деятельность, которые имеющиеся институты не могут привлечь или управлять ими вследствие правовых или функциональных ограничений. Мотивация государственных органов по управлению ресурсами состоит в том, что у них появляется возможность привлечь дополнительное внешнее финансирование на покрытие эксплуатационных расходов и иметь доступ к средствам, к которым они прежде не имели доступа (например, доходы от конверсии задолженности в природоохранные вложения). Зачастую доноры ставят создание экологического фонда в качестве условия для проведения конверсии задолженности в природоохранные вложения. В целом, государственные органы (например, по финансам, по управлению ООПТ) стремятся занять важную роль в управлении экологических фондов для направления грантовых средств экологического фонда на проекты, которые являются национальными приоритетами.

    3. Виды экологических фондов

    По своей деятельности, нет каких-либо стандартных экологических фондов. Форма функционирования экологических фондов зависит от общих целей определенного экологического фонда, его правовых рамок, роли в процессе национального планирования природоохранной деятельности и т.д. Структура, масштаб деятельности, приоритеты и процедуры отличаются в зависимости от цели и местной ситуации.

    В плане финансовой структуры, различают три типа капитала, которым управляют экологические фонды, отличающийся по объемам инвестиций и диапазона расходования.

    Благотворительный капитал имеет постоянные оборотные средства.

    Амортизационный капитал начинает с определенной суммы денег, которая расходуется в течение предварительно определенного периода времени.

    Возобновляемый капитал регулярно получают дополнительные финансовые ресурсы – например, доходы от специальных налогов, направляемых на природоохранные программы. В рамках экологического фонда можно управлять одним или более типами капитала.

    Большинство экологических фондов создаются как частные фонды, которые являются независимыми от государственной власти, несмотря на то, что представители государственных органов представлены в правлении.

    Парковые фонды направлены на поддержание одного или более национального парка в системе ООПТ. Грантовые фонды направляют ресурсы целевым группам (обычно это НПО и общественные объединения) для проведения различные природоохранных проектов и проектов по устойчивому развитию. Зачастую одна из основных целей состоит в усилении институтов гражданского общества (например, НПО и общественные объединения) для того, чтобы такие институты могли играть более активную и конструктивную роль в обсуждениях по экологической политике и установлении приоритетов.

    4. Преимущества и недостатки экологических фондов

    Преимущества:

    • Экологические фонды обеспечивают устойчивое финансирование, смягчая риск неожиданного прекращения поступления средств вследствие политических изменений, сокращения бюджета, сокращение средств, выделяемых на программы и т.д.
    • Поскольку экологические фонды независимы от государства, они могут реагировать более гибко на новые вызовы.
    • Экологические фонды могут проводить долгосрочное планирование, поскольку они независимы от изменений в государстве и смены политических приоритетов.
    • Экологические фонды могут предоставлять небольшие гранты путем распределения больших международных грантов на небольшие проекты. По сравнению с крупными донорскими организациям обладают большими возможностями по осуществлению надзора за большим количеством небольших проектов и уточнению требований для удовлетворения местных обстоятельств.
    • Экологические фонды способствуют координации между различными группами (доноры, правительство и гражданское общество).
    • Экологические фонды помогают создавать местные возможности по управлению финансовыми ресурсами. Такие фонды управляются на местах, направлены на приоритеты региона, страны, области или сообщества, в которых они расположены.
    • Эффект усиления: после создания экологических фондов, такие фонды могут привлечь дополнительное финансирование из различных источников.
    • Экологические фонды пользуются преференциями, такими как освобождение от уплаты налогов, что позволяет полностью использовать имеющиеся ресурсы на нужды бенефициаров.