Бизнес план организации судоходной компании река море. Курсовая работа разработка бизнес-плана судоходной компании

Появление композитных баллонов высокого давления и начало их массового применения для поставок сжатого природного газа открывает новые возможности для организации систем морской транспортировки сжатого природного газа, построенных по аналогии с системами мультимодальных перевозок традиционных грузов. В таких системах необходимость в судах-газовозах КПГ (CNG) специальной постройки, на которых емкости для хранения размещаются стационарно, может отпасть. Им на смену могут прийти обычные суда-контейнеровозы, на которые баллоны КПГ будут загружаться в мультимодальных контейнерах стандартных габаритов.

Круг энтузиастов применения технологии морской транспортировки сжатого природного газа, похоже, сокращается. Во всяком случае, в последнее время появляются сообщения о продолжающемся участии в «гонке» только двух участников - компаний Neptune Gas Technologies (NGT) и Sea NG - обе из Калгари, Канада. Удастся ли кому-то из них стать наконец первопроходцем в применении новой технологии транспорта газа в реальном проекте? И когда и в каком регионе мира это может произойти?

Правила по судам CNG, проект которых разрабатывался компанией ИНТАРИ, введены в действие с 1 августа этого года.

Бизнес-план создания судоходной компании "Газ лайн", одного из первых в мире операторов судов CNG

В настоящее время имеются реальные предпосылки для появления в ближайшем будущем российских судов CNG с надписью "Газ лайн" на борту.

В стране имеется достаточный научно-производственный потенциал для освоения новой прорывной технологии транспорта природного газа, а судостроительные заводы обладают достаточным опытом и производственными возможностями для строительства конкурентноспособных судов CNG. При этом проектирование и постройка первых судов CNG могут быть завершены за 5-6 лет.

Это означает, что к планомерной производственной деятельности по транспортировке сжатого природного газа первыми двумя судами CNG судоходная компания «Газ лайн» сможет приступить в 2012 г, в те же сроки, что и зарубежные компании-операторы судов CNG. Судоходная компания «Газ лайн» войдет, таким образом, на новый перспективный рынок транспортировки сжатого газа в числе первых операторов судов CNG и сможет в дальнейшем пользоваться преимуществами первопроходца. ()

Эксплуатация уже первых двух судов CNG обеспечит судоходной компании «Газ лайн» стабильно высокий уровень прибыльности и финансовой надежности. При прогнозируемом стабильно высоком уровне мировых цен на природный газ внутренняя норма доходности инвестиций будет превышать 25-30%.

При расширении масштабов бизнеса судоходной компании «Газ лайн» и пополнении флота судов CNG внутренняя норма доходности инвестиций будет достигать 30-35%. Дисконтированный срок окупаемости инвестиций (с момента закладки первых судов CNG) составит 7-8 лет.

В маловероятных наиболее неблагоприятных условиях падения мировых цен на природный газ до уровня 2002-2003 гг. (125-130 долл. США/тыс. м куб.) внутренняя норма доходности инвестиций составит более 10%. (


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»

Кафедра «Экономика и менеджмент»

« Разработка бизнес-плана судоходной компании»

Методические указания по выполнению курсовой работы
по дисциплине «Планирование на предприятии»
для курсантов 4-го курса очного и заочного обучения специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (транспорт)»

Новороссийск
2010
Данные методические указания к выполнению курсовой работы подготовила к.э.н., доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Ксензова Н.Н.

Утверждено на заседании кафедры «ЭМ», протокол №____ от «___»______2010 г.

    ЦЕЛЬ И СОСТАВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Методические указания по выполнению курсовой работы «Разработка бизнес-плана судоходной компании» составлены в соответствии с программой курса «Планирование на предприятии».
Основа работы менеджера – принятие правильных решений и организация работы по их реализации. Поэтому цель курсовой работы состоит в том, чтобы научить курсантов средствам и методам принятия плановых решений, сформировать навыки и умения разрабатывать стратегические, тактические и бизнес-планы.
Основная задача курсовой работы состоит в разработке инвестиционного бизнес-плана судоходной компании по приобретению флота с целью освоения заданного грузопотока.
Пояснительная записка к курсовой работе должна быть оформлена следующим образом.
Титульный лист , оформленный согласно приложению 1 к курсовой работе.
Задание на проектирование , оформленное согласно приложению 2 к курсовой работе. Номер задания (варианта) определяется по трем последним цифрам номера курсантского билета (зачетной книжки).
Введение. Во введении на 2-3 страницах необходимо обосновать актуальность выбранной темы курсовой работы, осветить роль и место бизнес-планирования в развитии бизнеса компании, ответить на вопросы:
- зачем нужен бизнес-план?
- кто и где составляет бизнес- план?
- что входит в бизнес-план?
Проектная часть представляет собой основные разделы инвестиционного бизнес-плана судоходной компании.
Заключение , в котором делается краткий анализ полученных результатов и основные выводы по отбору оптимального инвестиционного бизнес-плана судоходной компании.
Список использованной литературы включает источники и литературу, которыми пользовался автор при написании курсовой работы.
Все разделы пояснительной записки должны иметь название, нумерацию и располагаться в определенной последовательности.
Все страницы, формулы, таблицы и схемы должны быть пронумерованы; страницы должны иметь рамку в соответствии с ГОСТом. Курсовая работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями нормоконтроля к оформлению курсовых работ.
Текст расчетно-пояснительной записки должен включать все необходимые расчеты, обоснования и пояснения к расчетам, со ссылками на использованные источники. Детальные расчеты с пояснениями приводятся для одного варианта, а все остальные приводятся в табличной форме.
Расчеты могут быть выполнены с использованием ПЭВМ и программных средств (EXCEL).
    Роль бизнес-плана в формировании ресурсов компании
Процесс бизнес-планирования – это последовательное изложение ключевых моментов проекта, убеждающих партнера или инвестора в его выгодности и необходимости участия в нем.
Далеко не все компании имеют достаточно денег для приобретения своих основных фондов. Во всем мире фирмы используют заемный капитал для формирования своих ресурсов. Тем не менее, никто в мире не даст денег, если не будет представлено серьезное обоснование надежности помещения капитала и возможности его возврата в определенное время и с оговоренными процентами.
Для того, чтобы доказать потенциальному кредитору или инвестору эффективность предлагаемого варианта помещения капитала, разрабатывается бизнес-план. Бизнес-план может разрабатываться не только как документ для привлечения дополнительных инвестиций, но и как документ для разработки концепции и стратегии развития бизнеса или как инструмент для оценки результатов работы компании за определенный период. В курсовой работе бизнес-план рассматривается во всех своих функциях.
В судоходном бизнесе бизнес-планы разрабатываются в основном для кредиторов – крупных банков с целью получить инвестиции для строительства или покупки флота.
Обычно оговариваются следующие условия кредита: валюта, в которой предоставляется заем; размер кредита; процент, под который предоставляется кредит; срок возврата кредита. Ставки банковского процента R (%) для различных клиентов неодинаковы и рассчитываются по формуле:
R = r + x,
где r – prime rate – базовая ставка, устанавливаемая для лучших (надежных) клиентов;
х – дополнительная ставка, зависящая от репутации клиента. Она обычно составляет 0,5-2%.
Банки оценивают фирму, желающую получить кредит, по следующим параметрам (их называют «4С», что соответствует русским «4Д»):
Character – деловая репутация фирмы;
Cash flow – денежный поток;
Collateral – дополнительное обеспечение;
Contribution – доля собственного капитала.
Все эти элементы в предоставляемом банку бизнес-плане должны быть показаны очень четко и убедительно.
    Постановка задачи
Крупная судоходная компания …..SHIP (название условное) решило создать дочернюю судоходную компанию, для чего выделила ей 20 млн. USD на приобретение основных фондов (судов) и создание оборотного капитала.
На основе анализа рынка был сделан вывод, что в течение ближайших пяти лет (а возможно, и на более длительный период) ожидаются достаточно хорошие возможности для работы судов-балкеров дедвейтом? 60 тыс. тонн (PANAMAX) и дедвейтом? 40 тыс. тонн (HANDYMAX). Достаточно вероятно, что компания сможет ежегодно осуществлять большой объем работы на основе рейсовых чартеров (Voyage charter), имеются также достаточно хорошие перспективы для эффективного отфрахтования этих судов на условиях Time-charter на 12-месячной базе.
Учитывая то, что компания является дочерним предприятием авторитетной судоходной компании …..SHIP, на приобретение флота имеется возможность получить кредит в одном из банков, обслуживающих долгосрочные потребности судовладельцев, на сумму до 50% стоимости покупаемых судов со сроком возврата кредита от 1 до 5-ти лет под 10% годовых. При этом может быть оговорен льготный период погашения кредита, при котором в течение первых двух лет или только в течение первого года возврат кредита не производится, а выплачиваются только проценты.
На рынке тоннажа имеется возможность купить как суда только после постройки, так и бывшие в эксплуатации суда в возрасте 5-ти и 10-ти лет. В качестве допущения принимается, что новые суда могут быть поставлены покупателю без задержки.
Основные характеристики судов приведены в табл. 1, а индексы изменения фрахтовых ставок, рейсовых и операционных расходов – в табл. 2 (в табл. 2 приведены цепные коэффициенты роста).
В проекте применяется норма дисконта, равная ставке кредита.
В курсовой работе принято, что потенциальный объем перевозочной работы компании по рейсовому чартеру может составлять: 1100 тыс. тонн в год для зерновых грузов, для угля – 1200 тыс. тонн в год и для руды – 1300 тыс. тонн в год.
Проект рассчитан на 5 лет, после чего компания может либо продолжить работу на соответствующем сегменте рынка, либо изменить профиль своей деятельности, реализовав имеющиеся суда по рыночной цене.

Таблица 1.

Основные характеристики приобретаемых судов

Показатели Варианты показателей
Тип судна PANAMAX Dw=60 тыс. т
HANDYMAX Dw=40 тыс. т
Возраст Новое 5 лет 10 лет Новое 5 лет 10 лет
Рыночная цена судна, млн. USD 34-36 22-24 16-18 22-24 14-16 11-13
Эксплуатационный период, сут. 360 355 350 360 355 350
Средняя эксплуатационная скорость, миль/сут 330 320 310 330 55000 36000
Тайм-чартерная ставка на 1-й год, USD/сут
15500 15000 14500 11000 10500 10000
Цена судна на момент окончания проекта, млн. USD 25-27 16-18 11-13 16-18 11-13 8-10

Таблица 2
Индексы изменения исходных данных

Наименование показателя
Индексы изменения показателей по годам
1 2 3 4 5
Тайм-чартерная ставка 1,0 1,03 1,23 1,07 1,10
Ставка фрахта 1,0 1,2 1,13 1,06 1,09
Рейсовые расходы 1,0 1,04 1,09 1,11 1,17
Операционные расходы 1,0 1,02 1,06 1,06 1,08

Разработанный проект оценивается на двух уровнях:
руководством компании (Советом директоров) – для утверждения направления деятельности компании в соответствии с разработанным проектом;
руководством банка – при необходимости получения банковского кредита для реализации проекта.
Эффективность проекта оценивается по следующим компонентам векторного критерия:
- чистый дисконтированный доход;
- срок окупаемости инвестиций;
- норма (индекс) прибыльности инвестиций;
- чистая дисконтированная прибыль на момент завершения проекта;
- внутренняя норма прибыльности.
Последние два показателя интересуют не банк, а руководство самой компании, так как оно может принять в качестве стратегии компании именно увеличение ее чистой дисконтированной прибыли.
    Структура бизнес-плана
Работа выполняется в соответствии с требованиями по оформлению бизнес-планов и включает в себя:
Титульный лист. Должен быть лаконичным и привлекательным, его не следует перегружать излишней информацией. На нем указываются: название фирмы - инициатора проекта; назначение бизнес-плана; конкретный инвестор бизнес-плана; адрес, телефоны и факс, фамилия и имя директора фирмы и составителя документа; дата и место составления бизнес-плана.
Оглавление. В оглавлении должна быть представлена четкая структура основных разделов бизнес-плана. Как правило, она дается укрупненно, без излишней детализации. Оглавление должно включать не только наименования разделов, но и номера страниц, с которых эти разделы начинаются.
Резюме. Представляет собой предельно-краткое изложение сути делового предложения, в нем излагаются все идеи бизнес-плана от постановки цели до краткого изложения финансового обоснования проекта. Резюме пишется так, чтобы заинтересовать потенциального инвестора и убедить его в реализуемости и эффективности представленного проекта.
Как правило, резюме содержит следующие составляющие элементы:
наименование проекта и назначение бизнес-плана;
краткая информация о компании;
суть проекта;
общая сумма инвестиций в проект, потребность в инвестировании;
основные финансовые результаты и оценка эффективности проекта.
Резюме представляется первым сразу после оглавления, но пишется последним после разработки всех остальных разделов бизнес-плана. Резюме должно быть не более 1-2 страниц; основные требования по его написанию - четкость, лаконичность, убедительность.
Общее описание компании. Цель этого раздела – дать общее описание компании и помочь потенциальному инвестору получить ясное представление об интересующей его компании как объекте инвестирования или как о возможном партнере по бизнесу. Объем этого раздела не должен превышать 1-2 страниц. Общая структура описания компании должна содержать ответы на следующие ключевые вопросы:
    Основные данные о компании. Указываются:
    - полное наименование компании;
    - организационно-правовая форма;
    - форма собственности;
    - структура собственности;
    - почтовый адрес, электронный адрес, интернет-сайт;
    - профиль и основные виды деятельности компании;
    - характеристика юридических документов, требуемых для рассматриваемых видов деятельности (необходимые лицензии, разрешения, кем и когда выданы, сроки их действия).
    2. История создания компании. Указываются:
    - дата основания;
    - основные этапы;
    - стадия развития бизнеса в настоящий момент.
    3. Текущая организация бизнеса. Описываются:
    - состав членов управленческой команды, их доли участия в капитале;
    4. Краткая характеристика инфраструктуры компании. Указываются:
    - основные здания и помещения;
    - производственные мощности;
    - активы компании.
    5. Основные факторы, которые приведут компанию к успеху. В числе потенциальных отличительных компетенций могут быть (отличительные компетенции компании представляют собой набор уникальных характеристик или способностей, которые создают особую ценность для потребителя (фрахтователя)):
    - эффективные системы предоставления услуг по перевозке грузов;
    - персонал компании;
    - географическое расположение компании и др.
Анализ отрасли. Цель этого раздела – дать анализ положения дел в отрасли морского транспорта. Для этого необходимо собрать и проанализировать информацию об отрасли.
Чтобы инвестиции в бизнес были эффективными, необходимо учитывать как отраслевые, так и региональные особенности бизнеса: как и в каком направлении развивается отрасль (регион), в каких условиях компания будет вести бизнес. Основные вопросы, которые рассматриваются в рамках анализа отрасли:
    Общее описание отрасли и ее размеры. Определяются:
    - динамика объемов перевозок в отрасли и другие отраслевые характеристики;
    - тенденции роста и развития отрасли.
    2. Наиболее крупные предприятия отрасли.
    3. Региональная структура производства. Описывается:
    - общая характеристика региона;
    - распределение предприятий транспорта в регионе.
    - объемы перевозок грузов по видам плавания и родам перевозимых грузов;
    - основные грузопотоки и их характеристики;
    - оценка перспектив развития морских перевозок в отрасли и регионе.
    5. Основные характеристики предприятий отрасли – потенциальных конкурентов. Указываются:
    - номенклатура и объемы перевозимых грузов;
    - направления, на которых они работают;
    - конкурентоспособность компаний;
    - ценовая политика в области морских перевозок;
    - состояние материальной базы;
    - рентабельность производства.
Продукция и услуги компании. Приводится описание линий и направлений, на которых работает флот компании, дается характеристика предлагаемого транспортного сервиса. Линии и направления перевозки формируются на базе индивидуальных исходных данных, соответствующих номеру варианта работы. Они выбираются на основе анализа данных прил. 3. Необходимо дать обоснование, будет ли флот компании работать в рейсовом или тайм-чартере, в какие годы и почему. При разработке раздела используются знания Географии морского судоходства.
Маркетинг-план. Описывается состояние рынка, потенциальные возможности его роста, оцениваются предполагаемые действия конкурентов. Разрабатываются предложения по использованию кредита для выхода на конкретную линию или освоению грузопотока с обоснованием конкретных цен перевозки или стратегии в области ценообразования, варианты рекламы и прочих действий по продвижению сервиса и т.д.
Управление и организация. От качества управления зависит коммерческий успехили неудача проекта. Поэтому в данном разделе должна быть приведена организационная структура управления компанией и отмечены ее достоинства, дана характеристика состава управленческой команды, которая будет обеспечивать реализацию бизнес-плана. Потенциальный инвестор должен получить представление о том, кто будет осуществлять руководство и каким образом будут распределяться полномочия между членами руководящего состава. При написании раздела можно пользоваться литературой по теории менеджмента.
Капитал. Банкиры значительно охотнее дают деньги тем, у кого они есть, и кто умеет с ними обращаться. Нужно показать, что компания сама финансирует часть рассматриваемого проекта (contribution), владеет достаточным капиталом и для эффективной работы, и для погашения долга. В разделе необходимо показать, как компания намерена распорядиться своим капиталом по годам проектного периода (использование получаемого чистого дохода, покупка и продажа судов, сохранение накопленных сумм в банке). В последнем случае за хранение средств компания получает 10% годовых.
Финансовый план. Этот раздел заключительный и самый важный. Кредиторы доверяют только цифрам и умеют их анализировать. Поэтому в разделе выполняются скрупулезные расчеты чистого дохода компании по годам, анализируется процесс выхода на точку безубыточности проекта, возможность погашения долга и выплаты процента за кредит. Все расчеты проводятся с дисконтированием по принятой норме дисконта. Методика обоснования финансового плана приведена в разд. 4.
    Методика обоснования финансового плана
Наиболее существенным моментом расчета финансового плана является выбор методики, согласно которой будут обосновываться показатели проекта. Методика должна быть адаптирована к требованиям того инвестора, который является потенциальным кредитором проекта и кому будет представлен бизнес план на рассмотрение. Ни один инвестор не будет даже рассматривать представленный бизнес-план, если финансовое обоснование выполнено по неизвестной ему методике.
Фактически методика обоснования эффективности бизнес-плана сводится к нахождению вектора:
X = (DCF, PbP, RR, NPV, IRR) (1)
    где DCF – discounted cash flow – чистый дисконтированный доход;
    PbP – payback period – срок окупаемости инвестиций;
    RR - rate of return – индекс прибыльности;
    NPV – net present value – чистая дисконтированная прибыль;
    IRR – internal rate of return – внутренняя норма прибыльности.
В курсовой работе рассматривается вариант методики обоснования эффективности инвестиций, адаптированный для судоходных компаний, владеющих флотом для перевозки массовых грузов (уголь, руда, зерно, нефть и т.д.). Отличительной чертой таких компаний является то, что компания может либо сама управлять своим флотом, работая по рейсовому чартеру (voyage charter), либо отфрахтовывать часть тоннажа на условиях time-charter.
Ключевым вопросом методики обоснования эффективности инвестиций является степень обоснованности уровня будущих доходов и расходов, связанных с внедрением проекта. Особенно сложным является предсказание уровня фрахтовых ставок на перевозку грузов по рейсовым чартерам и уровня тайм-чартерных ставок.
Обоснование уровня величин, составляющих исходные данные и нормативы, остается наиболее трудной задачей при разработке реальных бизнес-планов, и обучающиеся должны это понимать. При курсовом проектировании от курсантов (студентов) эта часть работы не требуется. Считается, что уровень исходных данных и нормативов уже обоснован на предварительном этапе.
Методика обоснования инвестиций сводится к следующему.
Предварительно производится расчет времени рейса, числа рейсов каждого типоразмера судна за год и его годовой провозной способности по общеизвестным формулам. Результаты сводятся в табл. 3.

Таблица 3
Эксплуатационные показатели работы судов

?Q
где t х , t ст , t р - ходовое, стояночное и общее время рейса;
r – число рейсов судна за год (округляется до целых чисел в мень-
шую сторону, так как учет работы судов ведется по отправлен-
ным рейсам);
?Q – провозная способность судна за год.
Далее производится расчет экономических показателей.
    Расчет чистого дохода CF
    - При работе судна по рейсовому чартеру:
    CF v = (GF v - VC v ) – OC v ; (2)
    TCE v = GF v - VC v - результат на тайм-чартерной базе за рейс; (3)
    где GF v - gross freight – доходы за рейс, определяются произведением фрахтовой ставки на загрузку судна в рейсе за вычетом брокерской комиссии, при этом процент брокерской комиссии для зерновых грузов составляет 4,0%, для угля – 3,8%, для руды – 3,5%;
    VC v voyage costs – рейсовые расходы (расходы на топливо, пор-
    товые и канальные сборы и пр.);
    OC v - operating (running) costs – операционные (текущие) расходы

    и т.д.................

1. Абсолютной ликвидности определяется из выражения:

Кал = (ДС+КФВ)/ТО

2. Срочной ликвидности рассчитывается по формуле:

Ксл = (ДС+КФВ+ДЗ)/ТО

3. Текущей ликвидности рассчитывается из выражения:

Ктл = ТА/ТО

4. Финансовой устойчивости определяется:

Кфу = СК/(ТО+ДО)

Нормативные показатели ликвидности (для сравнения с расчётными):

1. Нормативный показатель абсолютной ликвидности – Кал.норм = 0,8.

2. Нормативный показатель срочной ликвидности – Ксл.норм = 1.

3. Нормативный показатель текущей ликвидности – Ктл.норм = 1,6.

Следует отметить, что фактические (расчётные) коэффициенты

ликвидности должны превосходить нормативные показатели ликвидности.

II. Показатели деловой активности:

1. Чистый оборотный капитал определяется из выражения: NWC = TA – TO

Другие показатели деловой активности представлены в виде

коэффициентов оборачиваемости:

Коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов –

ST = BOP/ТМЗ.

BOP (ВОРретро) – выручка от реализации представляет собой доходы

Эарi + Эзп;

предприятия за год (Дтк).

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности –

CPR = BOP/КЗ.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности – CP = BOP/ДЗ.

Коэффициент оборачиваемости основного капитала – FAT = BOP/ОК.

Коэффициент оборачиваемости всех активов – ТАТ = BOP/A.

Ш. Показатели использования ресурсов :

Эти показатели определяются исходя из соотношения прибыли

к различным финансовым показателям.

1. Коэффициент рентабельности валовой прибыли – GPM = ВП/BOP 100%

(ВП = Доходы за год – Расходы за год); GPM = ВП/BOP 100%

2. Коэффициент рентабельности чистой прибыли – NPM = ЧП/BOP 100%

3. Коэффициент рентабельности собственного капитала – ROE = ЧП/СК 100%

4. Коэффициент рентабельности текущих активов – RCA = ЧП/ТА 100%

5. Коэффициент рентабельности себестоимости продукции – r = ЧП/ТЗ 100%,

ТЗ – текущие затраты, равные сумме всех расходов судоходной фирмы

т.е. суммарные расходы от перевозок и суммарные расходы от сдачи судов в арен-

ду, а также расходы на заработную плату вместе с начислениями на неё;

ТЗ = Эnтк +

r = ЧП/ТЗ 100%

6. Отношение суммарных обязательств к активу определяется из выражения

Zа = (ТО+ДО)/А 100%

6.Бизнес-планирование развития судоходной компании.

6.1. Оценка эффективности развития судоходной компании.

Оценка эффективности развития судоходной компании осуществляется по инте-

гральным показателям оценки инвестиций в развитие компании.

При их определении используются дисконтированные денежные потоки. Ставка

дисконта (β), которая характеризует снижение покупательной способности денег,

рассматривается как риск компании за определенный период реализации страте-

и

и

гии(t) . Эта ставка определяется из выражения (1 + β)= (1 +i )х (1 +d )х(1 +j ).

Здесь i- показатель инфляции; d – показатель доходности инвестиций; j- риск по-

терь от несовершенства законодательно-правовой базы страны. К интегральным

показателям оценки эффективности развития судоходной компании относятся:

Чистая дисконтированная стоимость (чистый приведенный доход) определяется

из выражения:

NPV = PV – К d ,

где PV – суммарный приведенный доход от вложения инвестиций за 10 лет.

К d – суммарные дисконтированные инвестиции, вложенные в приобретение

PV=∑ NCFt, где NCFt – дисконтированный денежный поток текущего года, опре-

деляется из выражения. Сумма включает десять слагаемых.

Степень соответствует текущему году.

где CFt – денежный поток текущего года.

CF t = ЧП t + А t

где ЧПt- чистая годовая прибыль от работы судна в текущем году; Аt-годовые

амортизационные отчисления судна текущего года.

Суммарные дисконтированные инвестиции, вложенные в приобретение судна,

определяются из выражения:го

Кt-инвестиции текущего года. Если приобретается построенное судно –степень

равна единицы.

Коэффициент прибыльности (доходности) рассчитывается по формуле:

Рентабельность реализации стратегии расcчитываеся из выражения:

R i = NPV / K

Дисконтированный период окупаемости(DPb).

Для определения дисконтированного периода окупаемости

первого года рас-

считывается как отрицательное значение (Киd), к которым прибавляется значе-

(дисконтированные денежные потоки первого года.

значение второго года, определяется по формуле:

NPV2 =NPV1+NCF2

Для определения каждого последующего значения

добавляется новое зна-

нарастающим итогом до тех пор пока NPVt не станет иметь поло-

жительное значение. Используя данный подход, дисконтированный период окупа-

емости определяется по формуле:

где Т – год последнего отрицательного значения

Дробное значение, которое добавляется к целому, рассчитывается как отношение

модуля последнего отрицательного значения

к сумме модуля этого значения

и следующего за ним положительного значения

Одним из основных принципов бизнес–планирования является принцип много-

вариантности, который включает три варианта прогнозирования ситуации работы

судна. Оптимистический (наиболее благоприятный), предусматривающий работу

судна на максимум провозной способности судна (см.раздел2.3.2). Пессимисти-

ческий, когда судно работает на условиях безубыточности (см. раздел 2.6). И ва-

риант, включающий эти две ситуации. Исходя из этих ситуаций можно осуще-

ствить прогнозирование годового объёма перевозок грузов судна на рассматрива-

емый период бизнес-планирования с учётом того, что годовая провозная способ-

ность может изменяться от минимального годового объёма перевозок(Gmin)

до полного использования провозной способности судна (Gi - провозная способ-

ность судна за навигационный период см. раздел 2.6).

6.2. Основные исходные данные для расчёта бизнес-плана.

Тип судна

Тип судна

Кол-во судов*

Основными исходными данными для расчета 4-х бизнес-планов являются:

период реализации проекта внедрения новых типов судов -10 лет;

строительная стоимость судов (табл. 14), прогнозируемый годовой объем пе-

ревозок (табл. 15), средняя фрахтовая ставка, Тайм-чартерный эквивалент (табл.

16) и средняя себестоимость перевозок грузов, себестоимость содержания судна

без топ-лива (табл. 17) по всем проектам (типам) приобретаемых судов, а также

тайм-чартерный эквивалент, период сдачи судов в аренду и расходы по суточному

используются для составления четырех бизнес-планов.

Таблица 14.

Строительная стоимость судов

Таблица 15.

Годовой объём перевозок судна.

Для первых трех бизнес-планов (самоокупаемость судна).

Для четвертого бизнес-плана.(окупаемость приобретаемого судна всеми судами).

* включает заданное (табл.2) и плюс вновь приобретаемое.

Данный объем перевозок рассчитывается с использованием компьютерной про-

граммы Микс- маркетинг (Прогноз). Исходными данными для данной програм-

мы являются объемы перевозок грузов по каждому судну данного проекта исходя

из того, что годовая провозная способность может изменяться от минимального

годового объёма перевозок(Gmin) до полного использования провозной способ-

ности судна (Gi - провозная способность судна за навигационный период). При

условии линейной зависимости прогнозируемых годовых объёмов перевозок ис-

пользование данной программы не требуется. Для первого года объём перевозок

равен (Gmin), для десятого (Gi ).Заполнение таблицы объёма перевозок со второ-

го по девятый год осуществляется исходя из разницы (Gi ) и (Gmin),поделённой

на восемь. Одна восьмая этой разницы нарастающим итогом добавляется к каждо-

му последующему году.

Таблица 16.

Средняя фрахтовая ставка, тайм-чартерный эквивалент по типам су- дов.

Таблица 17.

Средняя себестоимость перевозок, расходы по суточному содержанию судов в аренде по типам судов.

Дополнительными исходными данными, которые выдаются преподавателем, явля-

ется ставка дисконтирования и инфляция.

Составлениебизнес-планаосуществляется с использованием компьютерной

программы Project Expert-6.1. Порядок работы с данной программой приведен в

Выходные формы бизнес-плана приведены в прил. 9. Все приведенные выход-

ные формы в отчете по курсовой работе должны быть распечатаны для четвертого

бизнес-плана, когда все суда компании, с учетом приобретенного, окупают вло-

женные в него инвестиции (строительная стоимость).

Рыночные условия ставят перед судоходными компаниями задачу совершенствования процесса формирования финансовых результатов. В связи с этим актуальным является управление издержками и прибылью по центрам финансовой ответственности (ЦФО) и совершенствование информационного обеспечения принятия решений и т.д.

В процессе управления финансовыми результатами по центрам финансовой ответственности важное место занимает маржинальный анализ работы судна за плановый период и компании в целом. Маржинальный анализ деятельности судов должен включать:

  1. структурированный анализ прибыли, который включает расчет маржинальной прибыли, первой промежуточной маржинальной прибыли, второй промежуточной маржинальной прибыли;
  2. расчет точки безубыточности, коэффициента безубыточности, коэффициентов маржинальной прибыли, запаса финансовой прочности по отдельным центрам ответственности и компании в целом.

Структурированный анализ прибыли судоходной компании позволит определить потенциальную рентабельность работы судов, эффективность эксплуатации судов компании.

Расчет точки безубыточности необходим для определения минимального объема перевозок для осуществления безубыточной деятельности судоходной компании. Запас финансовой прочности позволяет оценить возможность безубыточной деятельности в результате изменения объема перевозок, роста издержек и в итоге - оценить изменение положения судоходной компании на соответствующем сегменте рынка. А операционный рычаг можно рассматривать как величину, обратную показателю запаса финансовой прочности.

Вклад каждого центра финансовой ответственности в формирование финансового результата компании может быть представлен графически (рисунок №1). Для судоходной компании вклад каждого судна в формирование финансовых результатов компании можно представить на основе следующих данных: удельный вес доходов каждого судна в структуре доходов судоходной компании; коэффициент второй промежуточной маржинальной прибыли; удельный вес маржинальной прибыли каждого судна в структуре маржинальной прибыли компании.

Пример маржинального анализа эффективности деятельности судоходной компании, которая оперирует тремя судами (центр финансовой ответственности «С1», «С2» и «С3»), представлен в нижеприведенной таблице.

Маржинальный анализ деятельности судоходной компании

№ п/п Показатель Формула ЦФО (тыс. руб.)
Всего С1 С2 С3
1. Доходы 11525,3 4129,8 3586,1 3809,4
2. Доля дохода ЦФО в общем доходе, % 100,0% 35,8% 31,1% 33,1%
3. Рейсовые расходы 1900,1 609,6 633,0 657,5
4. Текущие расходы по содержанию судна и экипажа (исключая расходы на управленческий аппарат) 1719,8 550,5 646,9 522,4
5. Управленческие расходы 606,1 227,7 176,8 201,6
6. Амортизация 2896,6 1102,6 896,1 897,9
7. Маржинальная прибыль п.1 - п.3 9625,2 3520,2 2953,1 3151,9
8. Первая промежуточная маржинальная прибыль п.7 - п.4 7905,4 2969,7 2306,2 2629,5
9. Вторая промежуточная маржинальная прибыль п.8 - п.6 5008,8 1867,1 1410,1 1731,6
10. Операционная прибыль п.9 - п.5 4402,7 1639,4 1233,3 1530,0
11. Постоянные расходы 5222,5 1880,8 1719,8 1621,9
12. Коэффициент безубыточности п.11 / п.7 0,54 0,53 0,58 0,51
13. Точка безубыточности п.12 * п.1 6255,2 2206,5 2088,4 1960,2
14. Запас финансовой прочности, % (1 - п.12) * 100 45,7% 46,6% 41,8% 48,5%
15. Коэффициент маржинальной прибыли, % (п.7 / п.1) * 100 83,5% 85,2% 82,3% 82,7%
16. Коэффициент второй промежуточной маржинальной прибыли (п.9 / п.1) * 100 43,5% 45,2% 39,3% 45,5%
17. Структура маржинальной прибыли, % 100,0% 36,6% 30,7% 32,7%
18. Сила воздействия операционного рычага 1 / п.14 * 100 2,19% 2,15% 2,39% 2,06%

В результате расчета показателей можно сделать следующие выводы об эффективности функционирования отдельных судов компании:

  1. коэффициент маржинальной прибыли по ЦФО «С1» наибольший, следовательно, потенциальная рентабельность первого судна выше;
  2. ЦФО «С2» имеет самый высокий по компании коэффициент безубыточности, что свидетельствует о том, что эффективность работы судна №2 является наиболее низкой по сравнению с остальными судами компании;
  3. риск убыточной деятельности ЦФО «С2» является самым высоким в сравнении с другими судами компании, а ЦФО «С3» - наиболее низким;
  4. запас финансовой прочности по ЦФО «С » составляет 48,5 %, следовательно, в рамках безубыточной работы судна выручка может быть снижена на 48,5 %;
  5. ЦФО «С2» имеет наибольшую в сравнении с другими судами силу действия операционного рычага. В случае ухудшения рыночной конъюнктуры потери прибыли по этому судну будут наибольшими (23,9% при снижении выручки на 10%, в сравнении с 21,5% и 20,6% для «С1» и «С3» соответственно).
  6. сила действия операционного рычага по ЦФО «С3» составляет 2,06 раза, следовательно, в случае роста доходов (например, при росте фрахтовой ставки) на 10%, прибыль судна увеличится на 20,6 %. При ухудшении рыночной конъюнктуры риск потери прибыли ЦФО «С3» является наиболее низким в сравнении с другими судами компании;
  7. в случае роста фрахтовых ставок выполнение условий генерального контракта следует осуществлять третьим судном «С3», при негативных тенденциях фрахтовых ставок - целесообразно использовать второе судно, поскольку потери прибыли будут наибольшими при отфрахтовании на открытом фрахтовом рынке;
  8. в целом по компании коэффициент безубыточности составляет 0,54, что говорит об эффективности компании в целом и подтверждается запасом финансовой прочности 45,7%. Высокий коэффициент маржинальной прибыли также говорит от высокой потенциальной рентабельности судов компании.
Рисунок 1. Вклад результатов от эксплуатации судов в формировании финансового результата судоходной компании

Как видно из приведенного рисунка, «С2» имеет наименьший вклад в формирование прибыли судоходной компании в сравнении с «С1» и «С3». При этом «С3», имея наибольший коэффициент маржинальной прибыли, уступает «С1» по доли маржинальной прибыли и доли дохода. Таким образом, можно говорить, что «С1» имеет наибольший вклад в формирование финансового результата судоходной компании.

Управление операционной прибылью основано на информации о доходах работы судов и компании, величине постоянных, переменных издержек и их соотношении.

В результате совершенствования процесса формирования финансовых результатов менеджеры судоходной компании могут принимать эффективные управленческие решения по издержкам, доходам и прибыли, направленные на достижение стратегических и текущих целей судоходной компании.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение показателей работы транспортной компании: расчет акционерного капитала, провозной способности судов. Уровень рентабельности фрахтовой ставки. Определение расходов и доходов компании; налоги, себестоимость перевозок; финансовая устойчивость.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2012

    Основы функционирования закрытого акционерного общества как формы организации публичной компании, его отменность от открытого. Рассмотрение целей создания, основных правил формирования уставного капитала, органов управления и учредительных документов.

    реферат , добавлен 19.03.2014

    Положения организации акционерного общества: содержание устава, источники формирования уставного капитала, компетенция собрания акционеров, структура управления. Типология акционерных обществ. Порядок государственной регистрации акционерного общества.

    контрольная работа , добавлен 04.03.2010

    Правовые аспекты, связанные с созданием и функционированием акционерных обществ. Типы акционерных обществ. Формирование уставного капитала и ценные бумаги общества. Реорганизация акционерного общества. Ликвидация акционерного общества.

    курсовая работа , добавлен 11.08.2007

    Определение состава имущества предприятия и источников его образования. Расчет уставного (акционерного капитала). Составление первоначального прогнозного баланса предприятия. Калькулирование себестоимости продукции. Определение минимального объема продаж.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2015

    Преимущество акционерной формы собственности на данном этапе развития экономики. Принципы организации акционерного общества. Порядок создания акционерного общества. Устав акционерного общества. Ликвидация акционерного общества. Управление обществом.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2002

    Принципы организации акционерного общества: формирования уставного капитала, компетенция собрания акционеров, структура управления и порядок государственной регистрации. Акционерные общества открытого и закрытого типа. Акции и иные ценные бумаги общества.