Государственное вмешательство в рыночное равновесие. Модели вмешательства государства в рыночное равновесие Последствия фиксации цен

Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие - это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек (избыток) товаров на рынке (QD < QS)

Таким образом, избыток возникает, если при некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него.

Товар дефицитный, если величина спроса на товар больше величины его предложения.

Потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установленная государством максимальная цена ("потолок цены") находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации. В условиях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные. Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. - все они являются омертвленными затратами (deadweight cost), которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара, и не доходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен "подрезает” излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны. Поэтому дефицит не убывает. Наоборот, те кто продает (или распределяет) дефицитный товар заинтересованы в его сохранении, так как он становится источником их доходов (так как увеличивает размеры неденежных затрат). Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными” предлогами.

В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.

Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка - продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

Любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QE товаров на рынке.

Экстерналия (внешний эффект) в экономике -- воздействие рыночной транзакции на третьих лиц, не опосредованное рынком.

Основы понятия были введёны в 1920 году Артуром Пигу в книге "Экономическая теория благосостояния". Само словосочетание "внешние эффекты" ввел Пол Самуэльсон в 1958 году

При наличии внешних эффектов рыночное равновесие перестаёт быть эффективным: появляется "мертвый груз" (eng. Deadweight Loss)), нарушается эффективность по Парето, то есть возникает фиаско рынка.

Стэнли Фишер: "Внешний эффект имеет место всегда, когда действия некоторого домашнего хозяйства или фирмы непосредственно влияют на издержки или выгоды каких-либо других домашних хозяйств или фирм и когда эти побочные эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах".

Тот факт, что общественные блага являются в основном неконкурентными (non-rival), означает, что предоставление этих благ одному человеку влечет за собой предоставление их и другому. Поэтому, если потенциальные потребители сталкиваются с проблемой финансирования общественных благ, то у них возникает искушение скрыть свою истинную готовность уплатить за него (willingness to pay), так как они надеются воспользоваться благом, оплаченным другими. Если величина блага не может изменяться, то оно будет предоставлено всем в равном количестве, и тот, кто отказался от его финансирования, будет, тем не менее, получать выгоды от его существования. Если величина блага может меняться (например, различные количества чистого воздуха), то объявленный отказ уплатить за него уменьшит предоставляемое количество, однако и в этом случае отказавшийся будет иметь выгоду, так как он получит благо, не заплатив за него. Поэтому такие индивиды называются безбилетниками. Если это явление приобретет широкий размах, то образуется систематическое недопроизводство общественных благ, и возникает ситуация, при которой поставка блага, как правило, должна осуществляться правительством. Сейчас широко обсуждается вопрос о том, велико ли количество фактических безбилетников. Некоторые эксперименты по выявлению готовности к уплате показали, что истинные и выявленные предпочтения расходятся незначительно.

Налог-- это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Характерные черты налога следующие:

  • · обязательность;
  • · индивидуальная безвозмездность;
  • · отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • · направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

Виды налогов по объекту:

  • · прямые;
  • · косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция -- это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

Виды налогов по субъекту:

  • · центральные;
  • · местные.

В России существует трехуровневая система:

  • · федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
  • · региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
  • · местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

  • · маркированные;
  • · немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики -- они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Виды налогов по характеру налогообложения:

  • · пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
  • · прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
  • · регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то -- 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

  • · налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):
  • · земельный налог;
  • · налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;
  • · налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):
  • · НДС;
  • · акцизы;
  • · экспортные тарифы;
  • · налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:
  • · налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;
  • · целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;
  • · налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;
  • · сбор на нужды образовательных учреждений;
  • · сборы за парковку автомобилей;
  • · налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

Налоговая ставка (норма налогового обложения) -- величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Является одним из обязательных элементов налога.

В случае, когда налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщика, ее обычно называют налоговой квотой.

Основные виды:

  • · Твёрдые -- устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы.
  • · Пропорциональные (адвалорные) -- действуют в одинаковом проценте к налоговой базе без учёта её величины.
  • · Прогрессивные -- возрастают по мере роста налоговой базы.

Кривая Лаффера (Laffer curve ) показывает зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок.

Была разработана американским экономистом Артуром Лаффером.

Графическое изображение этой зависимости представлено на рисунке.

Точки касания кривой Лаффера показывают, что если, например, уровень налогообложения равен нулю, то государство лишается доходов. Если же оно намерено отобрать все доходы (t = 100%), то экономический процесс останавливается и государственный бюджет останется без доходов. При ставке t max общая сумма доходов государства достигнет максимума Т max . Попытки повысить налоговую ставку, например до величины t 1 , приведут к снижению доходов государства. Автор показывает, что повышение налоговых ставок до определенного уровня приводит к росту бюджетных доходов. Такое положительное воздействие возможно только до определенного предела, а за ним начинается так называемая "запретная зона" шкалы налогообложения. Налоги, взимаемые на основании высоких ставок, приводят к значительному сокращению бюджетных доходов. Это объясняется тем, что высокие налоги подавляют частную инициативу, подрывают стремление к новым инвестициям. А. Лаффер сделал вывод, что налоговые ставки достигли уровня, который сдерживает темпы экономического развития и предлагает снизить налоговые ставки, и прежде всего на прибыль. Найти оптимальную величину налоговой ставки теоретически невозможно, и многие экономисты пытаются вычислить ее эмпирическим путем. Но здесь существуют значительные различия: одни, в том числе и Лаффер, считают, что США уже в конце 70-х годов перешли рубеж t max , другие не согласны и доказывают возможность повышения ставки налога. Безусловно, что реальный мир является очень несовершенной площадкой для проверки результатов столь гигантского эксперимента. Налоговая реформа вместе с другими мерами позволили США увеличить деловую активность, повысить темпы экономического роста (5,5% в 1999 году): "удлинить" деловой цикл и добиться бездефицитного бюджета.

Субсидия -- выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти/ В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:

  • · субсидия -- межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета
  • · субсидия -- денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам

Основные свойства субсидии:

  • · безвозмездная, безвозвратная передача средств (по субвенции возможен возврат средств, если средства ушли на другую цель)
  • · целевой характер
  • · софинансирование (на условиях долевого финансирования)

Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой -- поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Сельскохозяйственное производство же дотируется через компенсационные выплаты.

Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.

Совокупность субсидий из бюджета города бюджетам муниципальных образований образует фонд софинансирования.

Квота -- норма, доля или часть чего-либо допускаемого в рамках возможных соглашений и договоров, доля возможного участия в совместном деле (производстве, сбыте, экспорте или импорте товаров и т. д.); квота в иммиграционной политике -- ограничение, лимит допустимого ежегодного притока иммигрантов;в знос стран -- членов Международного валютного фонда (МВФ) в капитал фонда.

Ограничительные меры называют квотированием.

В связи с используемой в международной торговле практикой ограничений под квотой понимается также количественный контроль над импортом и его ограничение. Квоты на импорт устанавливаются федеральным правительством для защиты отечественных производителей отдельных отраслей от иностранных конкурентов. Использование подобных квот в качестве протекционистской меры имеет как плюсы, так и минусы. Экономический выигрыш для производителей и занятых в защищенных отраслях весьма существенен, что выражается в росте рентабельности. Предприятия, испытывающие потребность в ограничении конкуренции зарубежных производителей, могут оказывать весьма ощутимое политическое давление, требуя введение квоты. Вместе с тем издержки таких ограничений перекладываются на потребителя, так как отечественные товары оказываются дороже, чем в условиях свободной торговли, а диапазон потребительского выбора сокращается.

Рыночные структуры в современной экономике.

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, -- это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и не­ценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров -- признаков отраслевого рынка.

  • 1. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. При прочих равных условиях, при большом количестве фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не приведут к каким-либо существенным изменениям в рыночном равновесии. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Иная ситуация возникнет, когда рыночная доля фирмы велика, т. е. на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит, и на рыночное равновесие и рыночную цену.
  • 2. Контроль над рыночной ценой. Степень контроля отдельной фирмы над ценой -- наиболее яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.
  • 3. Характер реализуемой на рынке продукции -- стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами. Здесь существует такая зависимость: чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевой продукции, тем больше у фирмы возможности влиять на цену производимого ею товара и тем ниже степень конкуренции в отрасли. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.
  • 4. Условия вступления в отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.
  • 5. Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция имеет место в том случае, если отраслевой продукт носит дифференцируемый характер. Неценовая конкуренция - конкуренция в отношении Качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы.

Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производят аналогичную продукцию, но ни размеры фирм, ни другие причины не позволяют хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену, в связи с чем спрос на продукцию отдельной фирмы не будет сокращаться по мере увеличения ею своих продаж. На графике кривая спроса отдельной фирмы имеет вид прямой линии, параллельной горизонтальной оси. Для всего же рынка кривая спроса имеет отрицательный наклон, а кривая предложения -- положи­тельный. Пересечение кривой спроса с кривой предложения соответствует точке рыночного равновесия с определенной рыночной ценой и равновесным объемом продаж. На конкурентном рынке реализуются

Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монополизированным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этот продукт не имеет близких заменителей, произведенных в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают. Поэтому кривая спроса на продукцию монопольной фирмы аналогична кривой рыночного спроса, т. е. имеет отрицательный наклон.

Монополистическая конкуренция. Такая рыночная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением в первую очередь того, что в отрасли производится сходная, но не одинаковая продукция. Сходство продукции дает фирмам частичную монопольную власть над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качеств товара как такового. Повышенный спрос может быть обусловлен более привлекательной упаковкой, более удобным расположением магазина, лучшей организацией торговли (хорошее обслуживание, подарочные купоны, послепродажный сервис), в силу чего покупатели отдают предпочтение данному товару. Для каждой такой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, и поэтому фирма может влиять на цену.

Монопсония. Ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он устанавливает цену.

Монополия, осуществляющая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика назначения компаниями разных цен для различных, покупателей.

Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец-монополист.

Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производят большую часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополии.

Полиполия -- ситуация, когда на рынке действует ограниченное количество крупных продавцов и при этом полностью действуют законы конкуренции.

В отличие от монополии и олигополии, при которых соответственно существует единственный поставщик уникального товара, услуг или вида деятельности (монополия) при множестве покупателей или же на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополия) при полиполии имеется множество продавцов (поставщиков) и множество покупателей (потребителей). Тем не менее, соотношение количества как тех так и других достаточно для поддержания конкуренции.

Полипсония - ситуация, при которой число покупателей настолько мало, что их действия оказывают реальное воздействие на рыночную цену, причем достаточно большое, чтобы любой покупатель не мог с уверенностью определить влияние своих действий на поведение других покупателей на рынке.

Олигопсония-- ситуация на рынке, для которой характерно ограниченное число потребителей и большое число продавцов (производителей).

На таком рынке продавцы очень чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Типичным примером олигопсонии является, например, рынок авиадеталей, где потребителями являются весьма немногочисленные авиастроительные компании. В режиме олигопсонии работает практически весь военно-промышленный комплекс, продукция которого закупается очень ограниченным кругом государственных силовых ведомств или правительствами других стран.

Каждая из этих рыночных структур отличается разной степенью рыночной власти отдельного производителя, которая находится в обратной зависимости от степени развития отношений конкуренции на рынке. Рыночная власть -- способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов:

  • * доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;
  • * степени ценовой эластичности спроса на продукцию фир­мы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны по­требителей своей продукции, тем больше у нее возможно­сти для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;
  • * наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы;
  • * особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникновения рыночной власти у функционирующих в отрасли производителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.

Кейсы по микроэкономике

3.1. Что такое рынок? Тема 7

1. Системный анализ форм сотрудничества на основе эволюционного ряда: взаимопомощь → дарообмен → рынок. Укажите специфику последующего по сравнению с предыдущим (взаимопомощь – простейшая форма сотрудничества , эгоизм – взаимопомощь на основе мены, рынок – мена на основе конкурентности).

2. Объясните переход от метафорического к теоретическому объяснению сущности рынка на основе следующих смыслов данного слова:

Этимология слова – площадь

Обычный смысл – сфера обращения

Строгое значение – сотрудничество на основе конкурентного вменения выгоды.

3. Развитие практики требует постоянного обновления терминологии (экономических категорий). Для названия рыночного сотрудничества использовали разные слова: мена, товарное производство, рыночные отношения. Какое из них следует считать самым общим и какое из них следует считать главным в настоящее время? Называют ли рынком только сферу обращения или все общественное производство на основе конкуренции?

4. Определите и объясните эволюционный ряд главных форм рыночного сотрудничества: сотрудничество – мена – бартер (обмен товаров) – обращение товаров – торговля – коммерция – маркетинг.

5. Является ли монополистический рынок рынком в строгом смысле слова?
3.2. ЧТО ТАКОЕ «ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА»? Тема 7

На основе всех источников дайте трактовку секторов экономики. Воспользуйтесь объяснением технологии системного анализа «Методология теоретической науки» на портале МИИТ–ИЭФ \ дистанционное обучение \ учебные материалы.

Актуальность проблем теневой экономики сосуществует с отсутствием её теории – монистичного системного объяснения. Сосуществует многообразная терминология для названия данного явления, и нет систематики форм секторов экономики. Гипотеза системной трактовки основных форм секторов экономики.

Экономика

┌─────┴────┐

Криминальная – легитимная

┌─────┴────┐

домашняя – формальная

┌─────┴────┐

Натуральная – рыночная

┌─────┴────┐

Теневая – легальная

Криминальная экономика – проявление сохраняющихся негуманных зверских отношений в обществе. Ей противостоят легитимные сектора экономики. Исходной их версией следует считать домохозяйства. В них труд не учитывается и не принимает денежную оценку. Его считают часто неформальным сектором экономики. Более развитым следует считать натуральную экономику, например монастырей. В них обязательно ведется учет труда, продукции. Но все это не агрегируется макроэкономическими показателями. Рыночная экономика возникла до государства и не предполагала первоначально учета её обществом, что возникло вместе со становлением государства. Соответственно современная теневая экономика не учитывается административно, но обычно определяется статистически, косвенно, оценочно.

Задание. Изучите литературу по проблеме, определите степень обоснованности предложенной гипотезы. Внесите в ее трактовку дополнения, уточнения или предложите ей альтернативу.
3.3. ПЕРЕКИДНЫЕ КАЛЕНДАРИ. Тема 8
Известны функции отраслевого спроса и предложения на перекидные календари

Qd =126–5P Qs = –6+P

Qd – объем спроса (тыс. календарей)

Qs – объем предложения (тыс. календарей)

Р – цена (рублей за календарь)
Рисуйте график постепенно (крупно) и с его помощью объясняйте последовательно условия задачи и направление их решения
1. Определите равновесное количество перекидных календарей в тыс. штук

126–5Р= – 6+ Р 126+6 = Р+5Р 132 = 6 Р Р = 22

Qd = 126– 5 х 22 = 16

2. Излишки потребителя и производителя составят соответственно …..и … тыс. рублей

25.6 128 222 256

Qd=Qs Qs = –6 +P = –6+22 =16

Подсказка: приравняйте Qd Qs нулю и получите две цены (указать их на графике)

Если Qd = 0. 0=126–5Р 5Р=126 Р =25.2 (макс. Цена покупателя) 25.2– 22 = 3.2

Если Qs = 0 0=–6+P P =6 (минимальная цена продавца) 16 x 3.2 / 2 = 25.6 излишек потребителя

22–6 = 16 16 x 16 / 2 =128 излишек производителя

3. Если государство установит на рынке перекидных календарей директивную цену на уровне 16 рублей за штуку, то величина излишка производителей изменится на … тыс. рублей

Подсказка: укажите на графике что надо определить

Два метода решения: определить площадь трапеции и разность двух треугольников

16–6 = 10 (превышение рыночной ценой цены продавца)

Qs = –6 + P –6+16 10

10 x 10 / 2 =100/2 = 50 128 –50 = 78 величина изменений Qs

3. 4. ВАФЛИ. Тема 8

Известны функции спроса и предложения на производимую фирмой вафель: Qd = 450 – 3P и Qs = P+100, где Qd – объем спроса, тыс. кг., Qs – объем предложения, тыс. кг, Р – цена рублей за 1 кг.
1. Равновесная рыночная цена за вафли установится на уровне… рублей за килограмм

87.5 150 1000 75.7

450 – 3P = P+100 450–100 = Р+3Р 350 =4Р Р =87.5
2. Вследствие появления новых марок вафель, производимых фирмами–конкурентами, спрос на вафли марки «Весенние» снизился на 50 кг при каждом уровне цен. Новая равновесная цена будет равна ….рублей

Qs = P+100 = 87.5+100 =187.5

Qs = 187.5 – 50 = 137.5

137.5 = Р + 100 Р = 137.5 –100 = 37.5
3. Установите последовательность результатов предполагаемого снижения рыночных цен на вафли.

1 сокращение объема продаж вафель

3 Сокращение объема производства

2 Уменьшение объема рыночного предложения вафель

4 Повышение рыночной цены вафель
4. В средствах массовой информации распространились сведения о вреде чрезмерного употребления вафельной продукции ввиду угрозы возникновения диабета. Это событие отразится на кривой спроса и равновесной цене на вафли следующим образом

– кривая спроса сместится вправо

равновесная цена упадет

кривая спроса сместится влево
3.5. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Тема 8

В таблице представлены функции спроса и предложения на рынке. Правительство приняло решение об установлении максимально возможного уровня цены (потолка цен)

рублей Тыс. Ед. тыс. рублей

10 100 40
1. Целью подобного вмешательство в установившееся рыночное равновесие может служить

1. Повышение объема потребления товара

2.Повышение доступности товара для потребителей

3.Ограничение объема потребления товара

4.Снижение вероятности разорения продавцов

2.Примерами рынка, требующими подобного вмешательства в установившееся рыночное равновесие, могут служить рынки…

1. Хлеба

3. Услуг общественного транспорта

4. Изделий из драгоценных металлов

3. Результатом введения «потолка» цены на 40 ден ед. меньше, чем равновесная цена, станет появление дефицита товара, равного … тыс штук
3.6. ПРОДАВЦЫ ЛИЦЕНЗИОННЫХ DVD-дисков

ПРОТИВ ПИРАТОВ. Тема 8

По данным Российской антипиратской организации, в России в 2009 г. было продано 70 млн. DVD-дисков примерно на 70 млн. долл., из них легально - около 10 млн. Компании Warner Home Video и Universal Pictures International решили снизить цену на лицензионные DVD-диски, продаваемые в России, с 300 - 350 до 199 руб. за диск. За счет этого ли­деры продаж видеопродукции надеялись потеснить пиратов , продаю­щих нелегальные копии по 150 руб. и ниже. Продавцы DVD-дисков по­лагали, что новая цена благотворно отразится на объемах продаж лицензионной продукции. Они прогнозируют рост объема продаж DVD-дисков на легальном рынке на 30%.

Вопросы к кейсу

1. Проанализируйте ситуацию на рынке видеопродукции с пози­ции теории спроса и предложения.

2. Дайте на содержательном уровне экономическое обоснование ожиданиям продавцов лицензионной видеопродукции.

3. Почему продавцам лицензионной видеопродукции удастся по­теснить пиратов, ведь цена на лицензионные DVD-диски будет все-таки выше цены пиратских дисков?
3.7. МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ. Тема 9

Предприятие–производитель молочной продукции «Сергеевский» запустил новую технологическую линию по выпуску йогурта с фруктовым наполнителем «Сластена». Среди потенциальных конкурентов в данном рыночном сегменте руководство предприятия «Сергеевский» выделяет йогурты «Бифифрукт» и «Виталь». Планируемая рыночная цена, по которой будет реализовываться йогурт «Сластена», составляет 30 рублей. Функция предложения имеет вид Qs=0.4P+20, где Qs – объем предложения (тыс. 1–литровых бутылок йогурта), P – цена (рублей за 1–литровую бутылку йогурта).
1. После выхода товара на рынок функциональная зависимость между ценой «Сластена» и объемом спроса на йогурт приобрела следующий вид: Qd=80–2p где Qd – объем спроса (тыс. 1–литровых бутылок йогурта), P – цена ((руб. за 1–литровую бутылку йогурта). Тогда равновесная рыночная цена йогурта «Сластена» составит … рублей

0.4P+20 = 80–2p 2.4 Р = 80–20 2.4 Р = 60 Р = 60: 2.4 = 25

2. Государством с целью восполнения бюджетного дефицита было принято решение о введении потоварного налога на производителей молочной продукции. При этом параметры равновесия на рынке йогурта «Сластена» могли измениться следующим образом

1.Кривая предложения сместилась влево

2.Равновесная цена снизилась

3.Равновесная цена возросла

4.Кривая спроса сместилась вправо

3.Установите последовательность результатов введения правительством потоварного налога на производства йогурта

2.Сокращение объема продаж

1.Повышение рыночной цены

3.Уменьшение объема производства

4.Увеличение издержек производства

4. В результате неудачной организации предпринимательской деятельности производитель йогурта «Виталь» объявил о прекращении своей деятельности и выходе из отрасли, поэтому основным конкурентом выпускающим товар–субститут стал производитель «Бифифрукт» По итогам маркетинговых исследований отрасли стало известно, что при повышении цены «Бифифрукта» на 2%, объем спроса на «Сластену» увеличивается на 4%. Исходя из имеющихся данных, коэффициент перекрестной эластичности спроса на «Сластену» по цене «Бифифрукта» будет равен.. 4: 2 = 2
3.8. МОРОЖЕНОЕ. Тема 9

Отделом маркетинга фирмы собраны данные об объемах спроса и предложения на мороженое в зависимости от его цены
Цена Объем спроса объем предложения

рублей Тыс. порций тыс. рублей

10 100 40
1. Величина равновесной цены на мороженое на рынке составит

30 40 60 50

В таблице равенство Qd = Qs при цене 30
2. Ожидается, что на рынке рыночная цена на мороженое установится на уровне 20 рублей. Обозначьте возможную ситуацию на рынке: дефицит или избыток. Определите величину этого дефицита или избытка

30 тыс. штук

50 тыс. штук

Дефицит

Qd = 80 QS = 50 80–50=30
3. Установите последовательность результатов предполагаемого роста рыночной цены на мороженое

2 сокращение объема продаж мороженого

3 уменьшение объема рыночного предложения мороженого

1 повышение рыночной цены мороженого

4 сокращение объема производства
4. Значение коэффициента дуговой эластичности спроса на мороженое при снижении его цены с 50 до 40 рублей

Исходим из данных таблицы:

Подставляем их в две формулы духговой эластичности

На основе первой формулы. При этом Р определяем как среднюю из двух.

∆ Q = 40–20= 20 P = (50+40) \ 2 = 45

∆ P = 50–40 = 10 Q = (20+40) ^ 2 = 30

(20 х 45) : (10 х 30) = 3

Аналогично проверяем по второй формуле

(40–20) х (50+40) : (20 + 40) х (40–50) = 20 х 90: 60 х 10 = 1800: 600 = 3


    1. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ. Т ема 9

По данным мониторинга Института продовольственной безопасности, за последние два месяца цены на гречку в среднем по стране выросли на 25%, на сахар, муку – на 16%, картофель – 18%. И такая ситуация наблюдается по большинству продуктов питания «основного спроса»


  1. Аналитики определили, что коэффициент эластичности спроса на указанные продукты питания меньше единицы, что свидетельствует о том, что спрос…
1. совершенно эластичный

2. неэластичный

3. эластичный

4.Обладает единичной эластичностью


  1. Коэффициент эластичности спроса, составляющий значение меньше единицы, характерен также для таких товаров как…
хлеб

соль

планшетные компьютеры

посудомоечная машина


  1. Допустим, коэффициент эластичности спроса на сахар равен 0.5, цена за килограмм сахара возросла на 16%. Относительное изменение объема спроса на сахар равно…. 8

3.10. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ–2

Продажа круп, сахара, масла, овощей – практически всей малопортящейся линейки продукта – этой осенью вросла на 20–30%. По некоторым позициям даже на 40%. С каждым месяцем все больше. Люди затовариваются мешками.

По данным мониторинга Института продовольственной безопасности, за последние два месяца цены на гречку в среднем по стране выросли на 25%, на сахар, муку – на 16%, картофель – 18%. Рост цен наблюдается по большинству продуктов питания «основного спроса»


  1. Увеличение объемов продаж круп, сахара, масла, овощей, несмотря на рост цен на них, связан с тем, что спрос на них…, и в результате повышения цен выручка продавцов…
1.эластичный

2. возрастает

3.неэластичный

4. снизится


  1. Перечисленные товары относятся к предметам…. необходимости
1.Первой

2.Нулевой

4.абсолютной


  1. Допустим, спроса на картофель за последние два месяцы уменьшился на 2%. Коэффициент эластичности спроса по цене составит… (полученный ответ округлите до сотых)
2: 18 – 0.11

3.11. ОПЕРАТОРЫ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ. Тема 9

Многие аналитики прогнозировали в 2009 году рост рублевых тарифов мобильных операторов. В связи с девальвацией рубля сотовые компании будут вынуждены повысить тарифы, поскольку заинтересованы в сохранении долларовой выручки, – считает аналитик компании «Тройка–Диалог». Основной вопрос, по его словам, – насколько эластичен спрос на их услуги? Он предполагает, что тарифы сотовых операторов вырастут примерно на 30%, а использование сотовых сетей при этом снизится на 10%. Аналитики «Ренессанс Капитал» прогнозируют, что тарифы на сотовую связь вырастут на 10–15%. Они будут повышены в течение нескольких месяцев небольшими шагами, чтобы не создавать очевидного дисбаланса цен между игроками, считают они
1. По мнению аналитика компании «Тройка–Диалог», основным вопросом, возникающим в изложенной ситуации, выступает степень эластичности. Речь идет о (об)…

1.эластичность предложения по цене

2.эластичность спроса по доходу

3. перекрестная эластичность спроса по цене

4. эластичности спроса по цене
2. Аналитик предполагает , что тарифы сотовых операторов вырастут примерно на 30%, а использование сотовых сетей при этом снизится на 10%. Исходя из имеющихся данных, определите коэффициент эластичности спроса по цене (полученный ответ запишите с точностью до сотых) ….. 0.33

3. Помимо тарифов на объем спроса на услуги сотовых операторов могут влиять такие факторы, как …

1. доходы потребителей

2. численность абонентов сотовых операторов

3. налоговая политика по отношению к сотовым операторам

4. стоимость введения в эксплуатацию сотовых сетей
3.12. ПОТРЕБЛЕНИЕ СНОБОВ. Тема 10

Тест ФЭПО предполагает знание специфики потребления сноба. Р.М. Нуреев объяснил этот феномен в «Курсе микроэкономики», 2– изд., – М., 2012, СС 125–126. Он использовал классификацию форм потребления.

1. объясните общее систематики и классификации (иерархичность) отличие систематики от классификации (классификация на основе развития)

2. дайте системный анализ форм потребления на основе дихотомной модели Порфирия?

Воспользуйтесь объяснением технологии системного анализа на портале МИИТ–ИЭФ \ дистанционное обучение \ учебные материалы \ «Методология теоретической науки».
3.13. СЛИШКОМ МНОГО ПЛОХОГО КОФЕ. Тема 11???

В колумбийском городе Картахена производители и потребители кофе более чем из 50 стран искали пути выхода из кризиса кофейного рынка. Кризис в мировой кофейной торговле длится уже несколько лет. Истоки его следует искать в отказе от системы квот, которые регулиро­вали спрос и предложение на рынке кофе. В 1989 г. на этой мере на­стояли Всемирный банк, МВФ, ВТО, которые стали продвигать идеи либерализации торговли и единой для всех экспортной политики. В ре­зультате темпы роста производства кофе значительно превысили темпы роста спроса. Доходы стран-экспортеров кофе снизились катастрофиче­ски. Если в конце 1980-х гг. они получали 10-12 млрд. долл. в год, то сегодня лишь 5 млрд. Доходы от экспорта кофе составляют заметную долю в ВВП развивающихся стран-производителей кофе: в Колумбии -2%, в Сальвадоре - 2,5%, в Гватемале - 4,2%, в Никарагуа - 7,2%, в Гон­дурасе - 8,2%. От кризиса на кофейном рынке пострадала экономика многих стран-производителей, и прежде всего смежные с производст­вом кофе отрасли - торговля, транспорт, финансовая система.

В ряде стран кофейный кризис вышел даже за «экономические» пределы: так, в Гватемале он вызвал политическую нестабильность, а в Эфиопии обернулся гуманитарным кризисом.

На встрече в Картахене делегаты как раз и пытались найти дейст­венные способы выхода из кризиса. Однако договориться так и не уда­лось. Евросоюз, на долю которого приходится 46% всего кофейного импорта, отказался поддержать предложение стран-экспортеров устано­вить фиксированные минимальные цены на кофе. Разрешение конфликта, по словам президента Европейской федерации кофе Иоппе Ванхорика , связано «не с вопросами цены, а с вопросами качества». И искусствен­ные ценовые механизмы при такой ситуации будут лишь способство­вать перепроизводству кофе.

Вопросы к кейсу

1.Объясните, почему отмена квот привела к снижению доходов стран-экспортеров кофе, ведь, казалось бы, они могли беспрепятственно увеличивать поставки кофе на экспорт.

2.Какой вывод об эластичности спроса на кофе можно сделать, ос­новываясь на данных, приведенных в кейсе?

3.Что такое фиксированная цена на товар? Всегда ли искусствен­ные ценовые механизмы способствуют перепроизводству товара? Рас­суждения проиллюстрируйте графически.

4.Почему, по вашему мнению, Евросоюз отказался поддержать предложение стран-экспортеров установить фиксированные минималь­ные цены на кофе?

5. Поясните понятия «выигрыш покупателей» и «выигрыш продав­цов» и приведите графическую иллюстрацию. Проанализируйте, как изменился бы выигрыш покупателей и продавцов кофе, если бы были установлены минимальные фиксированные цены.

Данная работа В таблице представлены функции спроса и предложения на рынке. Правительство приняло решение об (Контрольная) по предмету (Макроэкономика и государственное управление), была выполнена по индивидуальному заказу специалистами нашей компании и прошла свою успешную защиту. Работа - В таблице представлены функции спроса и предложения на рынке. Правительство приняло решение об по предмету Макроэкономика и государственное управление отражает свою тему и логическую составляющую ее раскрытия, раскрыта сущность исследуемого вопроса, выделены основные положения и ведущие идеи данной темы.
Работа - В таблице представлены функции спроса и предложения на рынке. Правительство приняло решение об, содержит: таблицы, рисунки, новейшие литературные источники, год сдачи и защиты работы – 2017 г. В работе В таблице представлены функции спроса и предложения на рынке. Правительство приняло решение об (Макроэкономика и государственное управление) раскрывается актуальность темы исследования, отражается степень разработанности проблемы, на основании глубокой оценки и анализе научной и методической литературы, в работе по предмету Макроэкономика и государственное управление рассмотрен всесторонне объект анализа и его вопросы, как с теоретической, так и практической стороны, формулируется цель и конкретные задачи рассматриваемой темы, присутствует логика изложения материала и его последовательность.

а) издержки на производство и реализацию продукции

б) постоянные и переменные издержки

в) расходы на приобретение оборудования

Постоянные издержки – это затраты на

а) зарплату управленческого персонала, охраны, проценты по кредитам, амортизацию

оборудования

б) зарплату рабочих, охраны, стоимость сырья и оборудования

в) оплату труда работников, амортизацию оборудования, арендную плату

г) сырье, электроэнергию, процент по кредиту

Увеличение переменных издержек фирмы может произойти в результате увеличения

а) процентных ставок на банковские кредиты

б) местных налогов

в) цен на сырье

г) арендной платы за оборудование фирмы

Средние общие издержки минимальны, когда

а) они равны предельным издержкам

б) общий выпуск продукции минимален

в) общий выпуск продукции максимален

г) переменные издержки минимальны

Вариант №8

Задание 1 .Охарактеризуйте структуру производства. Ответ представьте в виде таблицы.

Задание 2. Решить задачу.

Издержки фирмы-монополиста описываются функцией Функция спроса на продукцию фирмы представлена в виде , тогда степень ее монопольной власти (коэффициент Лернера) составляет...

Задание 3. Решить задачу.

За отчетный период объем сбережений увеличился на 400 ден. ед., тогда как располагаемый доход вырос на 1300 ден. ед. В этих условиях мультипликатор автономных расходов равен...

Задание 4. Кейс-задание.

На графике представлены функция спроса и предложения на некотором национальном рынке. Известно, что правительство приняло решение об установлении максимально возможного уровня цены.

а) Целью подобного вмешательства в установившееся рыночное равновесие может служить….

­ Повышение доступности товара для потребителей

­ Снижение вероятности разорения продавцов

­ Увеличение объема потребления товара

­ Ограничение объема потребления товара

б) Примерами рынка, требующими подобного вмешательства в установившееся рыночное равновесие, могут служить рынки …

­ Изделий из драгоценных металлов

­ Услуг общественного транспорта

Задание 5.

Примером естественной монополии может служить

б) издательство «Коммерсант»

в) метрополитен Москвы

г) фирма «Красный Октябрь»

В отличие от конкурентной фирмы монополист

а) может назначать любую цену на свой продукт

б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек

в) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене

г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема

выпуска, которая дает максимум прибыли

Единственный продавец, которому противостоит множество покупателей

а) торгует только однородным товаром

б) ориентируется на потребности покупателей

в) диктует цены

г) не принимает во внимание поведение своих покупателей

Антимонополистическое законодательство нацелено в первую очередь на обеспечение

а) запрета монополий

б) экономической свободы

в) равных условий конкуренции

г) регулирования цен

На рынке монополистической конкуренции

а) отдельный покупатель может влиять на цену продукции

в) товары отличаются по исполнению и условиям продажи

г) присутствует единственная фирма- производитель

Вариант №9

Задание 1 . Охарактеризуйте формы и виды собственности. Ответ представьте в виде таблицы.

Разновидности форм собственности Характерные черты Носители собственности и формы хозяйствования
Частная собственность
Индивидуальная собственность (частно-трудовая)
Капиталистическая частная собственность
Коллективная собственность
Кооперативная собственность
Акционерная собственность
Партнерская собственность
Общественная собственность
Государственная собственность
Собственность общественных ор­ганизаций

Задание 2. Решить задачу.

Доходы, расходы и сбережения потребителя за два года представлены в таблице.

Исходя из представленных данных,можно сказать, что средняя склонность к сбережению в 2009 году составила

Задание 3. Решить задачу.

Если номинальный ВНД увеличился с 3500 млрд. ден. ед. до 3850 млрд. ден. ед., а уровень цен за тот же период вырос на 4%, то реальный ВНД…

Задание 4. Кейс-задание.

На рынке фитнес-услуг функции индивидуального спроса двух корпоративных потребителей на абонементы в фитнес-клуб имеют следующий вид: Qd1=90-2P; Qd2=210-3P.

Функция рыночного предложения абонементов имеет вид Qs= -20+35P, где Qd1 и Qd2 спрос первого и второго корпоративного потребителя на абонемент в месяц (шт.), Qs – предложение абонементов в месяц (шт.), P-цена абонемента (тыс.руб.).

Функция рыночного спроса Q D на абонементы в фитнес клуб будет иметь вид…

Задание 5. Тесты. Выбрать правильный ответ.

Самым мягким и "цивилизованным" орудием государственного вмешательства в работу рыночного механизма по праву считаются налоги. Они не изменяют условия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов. В результате роста налоговых ставок на рынке установиться новое равновесие при котором объем товара снизится, а цена возрастет.

Менее пригодным инструментом государственного влияния на рынок является регулирование цен, поскольку оно уже затрагивает само действие рыночных механизмов, изменяя процесс достижения равновесия. Здесь в распоряжении государства имеются снова два метода: установление верхнего ("потолка") и нижнего ("пола") пределов цены.

Например, введение максимальной верхней границы цены (так называемой "социальной низкой цены"), устанавливаемой, разумеется, ниже цены равновесия в целях, например, защиты интересов малоимущих потребителей этого продукта, обуславливает не только возникновение дефицита данного товара из-за превышения при такой цене объемом спроса QD объема предложения Qs, но и превращение этого дефицита в хронический, поскольку рыночный механизм преодоления дефицита путем повышения цены недостающего товара и увеличения объема его предложения блокируется.

Покупатели такого "социально регулируемого" товара сталкиваются с необходимостью нормирования его распределения (рационирования) теперь уже неценовыми методами: карточки, очереди, списки, потери времени и нервной энергии не только на стояние в очередях, но и на поиск нужной очереди, причем без гарантии получения желаемого товара. Очевидно, что возникающее "равновесие" не может быть устойчивым. Возможности покупателей заплатить за данное количество товара определяются их кривой спроса в целом и максимальной ценой спроса PD в каждом данном конкретном случае.

Поэтому в пределах данной цены они будут согласны заплатить дополнительную сумму за возможность приобрести дефицитный товар и избавиться от потерь времени, возможных при этом потерь других благ, да и неприятных переживаний. Размер этой дополнительной платы будет определяться на основе принципа альтернативных затрат и будет тем выше, чем дороже стоит сэкономленное время и душевное спокойствие каждого конкретного покупателя. С другой стороны, и неудовлетворенные низкой государственной ценой продавцы наверняка выдвинут из своих рядов энтузиастов, готовых пойти на дополнительные издержки по "доставанию", а затем и производству дефицитного товара и обеспечение необходимой поддержки властей вплоть до подкупа государственных служащих, работников правоохранительных органов и т.д.

В результате практически неизбежным дополнением достаточно длительного государственного контроля за ценами становится теневая экономика, или "черный рынок". Можно заметить, что при этом цена всегда будет выше равновесной цены свободного конкурентного рынка, а суммарное количество проданного на регулируемом государством и дополняющем его "черном" рынках товара всегда будет меньше соответствующего объема на свободном рынке.

Таким образом, даже "доукомплектованное" теневой экономикой государственное ограничение цены сверху однозначно ухудшает результаты функционирования свободного рынка. Государство может попытаться снизить остроту этих проблем и уравнять на определенный период объемы спроса и предложения, увеличив предложение путем использования своих резервов в размере товарного дефицита (QD-QS).

Другим вариантом государственного регулирования цен является установление их минимального нижнего предела ("пола"). Чаще всего это связывается с необходимостью государственной поддержки соответствующих отраслей (например, сельского хозяйства или новых наукоемких отечественных производств) и нередко дополняется ограничениями во внешней торговле. В этом случае уже объем предложения Qs начинает постоянно превышать объем спроса QD и возникающее при этом в размере qs-qd затоваривание также становится хроническим.

На свободном рынке накопление непокупаемых товаров на складах неизбежно приводит к снижению цен на них и последующим распродажам с увеличивающимися скидками. Если же эта возможность ценового урегулирования возникшей ситуации сопровождается административными запретами, объем реально продаваемого на рынке товара остается на низком, ограниченном объемом спроса уровне, явно меньшем, чем на нерегулируемом рынке, а цена по-прежнему превышает рыночную.

Кроме того, и здесь могут быть случаи противозаконной продажи излишков по цене ниже государственной и даже "теневой" цены равновесия, а также начаться поиски обходных путей, прикрывающих такую продажу части накопленных неликвидов по фактически пониженным ценам (например, те же встречные услуги или увязка таких продаж со сделками с дефицитными товарами в один пакет). А это опять-таки будет означать появление дополнительных каналов формирования теневой экономики. Конечно, государство чаще всего бывает вынуждено, сказав "А", говорить и "Б", и обеспечивать различными способами закупки по подобным завышенным ценам не нашедшей сбыта продукции, а также (возможно, такими средствами, как выплата премий тем производителям, которые согласятся сократить производство) стремится сократить величину предложения приблизив к величине спроса.

Но это ведет лишь к перемещению внешних признаков "болезни" в другие области, а фактически загоняет ее внутрь, например, увеличивает нагрузку на государственный бюджет, вынужденный финансировать такие закупки и последующие неизбежные при этом мероприятия. Итак, при административном регулировании цен, независимо от того, ограничивается ли при этом действие рыночного механизма ценообразования верхними или нижними пределами, неизбежно происходит сокращение объема реализуемого товара, даже с зачетом его количества, приходящегося на «черный рынок». А это означает снижение возможностей для экономического развития.

Само же административное вмешательство в рыночное ценообразование нередко прямо стимулирует формирование и разрастание теневой экономики, что никак не способствует укреплению государства и установлению правопорядка.

Еще одним способом воздействия государства на рыночные процессы является регулирование количества обращающегося на рынке товара. Для стран с развитой рыночной экономикой такими инструментами являются, как правило, лицензии и квоты, устанавливающие максимально возможные количества продаваемых ли покупаемых благ, чаще всего связанные с экспортно-импортными операциями. Очевидно, что они должны быть меньше, чем равновесные количества на свободном рынке, иначе ограничения не оказывали бы никакого влияния.

В этом случае кривая предложения квотируемого товара снова приобретает вид ломаной вертикальной при достижении объема квоты, а цена, устанавливающаяся на таком рынке, возрастает по сравнению с равновесной ценой свободного рынка. Подобная ситуация похожа на возникающую в результате установления верхнего предела цены на уровне с тем лишь отличием, что в данном случае «черный рынок» может и не возникать -- ведь он фактически легализован в районе квотируемого объема. Конечно, это не исключает его существования и в "нормальном", уже рассмотренном выше виде, когда продавцы начинают обходить административные запреты, производя продажу товара сверх установленного предела, в том числе и контрабандным путем.

Единственным, по сути внешним отличием возникающих при этом теневых процессов от случая с регулированием цен является то, что формирующаяся цена «черного рынка» не больше, а меньше легальной цены, однако обе они по-прежнему выше равновесной цены свободного рынка.

В странах с огосударствленной экономикой возникающие при превышении объемом спроса объема предложения ограниченного подобным образом (например, заложенного в план) количества товара и вытекающей отсюда конкуренции покупателей, теневые процессы могут иметь дополнительную специфику действия пресловутого "затратного механизма". В странах с централизованной огосударствленной экономической системой возможен и иной результат воздействия государства на объем предлагаемого на рынке товара, когда планируемое и производимое по такому плану количество товара превышает равновесное количество. Подобное дотирование также является неотъемлемой частью функционирования все того же "затратного механизма".

Можно отметить, что помимо самих дополнительных государственных расходов "под план", такое дотирование нередко поощряет потребление данных товаров в количествах, превышающих необходимые. При этом сдерживаются стимулы к производству и потреблению более качественных товаров-заменителей, а это оказывает прямое негативное влияние на научно-технический прогресс и экономическое развитие. Подводя итоги анализу воздействия государства на рыночное равновесие, следует подчеркнуть, что ни одна страна не обходится без него. Но при этом важно правильно представлять себе последствия административного вмешательства и выбирать средства, наиболее соответствующие преследуемым целям. С помощью модели спроса и предложения можно предсказывать последствия различных программ регулирования рыночных цен и расходы на них.