"космические" профессии. Астроном: особенности «звездной» профессии Как называется профессия связанная с космосом

Сегодня конкурс на космические факультеты в сравнении с прошлым годом – вырос почти вдвое. Российская молодежь выбирает профессии будущего. По данным социологов космонавтика и связанные с ней специальности, входят в пятерку самых востребованных профессий ближайшего десятилетия.

Экипаж российского сегмента МКС Андрей Борисенко, Александр Самокутяев и Сергей Волков поздравили всех российских школьников с Днем знаний. Командир экипажа МКС Андрей Борисенко: «Дорогие ребята! Примите самые искренние поздравления с Первым сентября – Днем знаний, с началом учебного года с орбиты Земли от экипажа Международной космической станции»! Бортинженер МКС Александр Самокутяев: «В школе вы узнаете много нового, и от этого ваша жизнь становится интереснее. Стремитесь к новым знаниям, всегда оставайтесь любознательными, помогайте своим друзьям и одноклассникам». Бортинженер МКС Сергей Волков: « Мы, космонавты, желаем, чтобы вы учились на одни пятерки! Мальчики и девочки, желаем вам космического здоровья, благополучия, радости и оптимизма».

Днем настоящей проверки знаний оказалось 1 сентября для экипажа будущей 29-й и 30-й экспедиций на МКС. В Центре подготовки космонавтов командир экипажа Антон Шкаплеров, бортинженеры Анатолий Иванишин и американец Дэниел Бёрбэнк сдавали экзамен на готовность к предстоящему полету.

До предполетных экзаменов кандидату в космонавты Святославу Морозову еще далеко, пока он космический «первоклассник». Мечта отправится на орбиту сформировалась еще на школьной скамье, укрепилась на аэрокосмическом факультете МАИ и привела Морозова в Звездный городок - настоящую школу космической жизни.

«Лет в 12-13 об этом начал задумываться. И к окончанию школы это уже определенно воплотилось в целое твердое желание. И уже поступая в институт, я уже целенаправленно выбирал себе институт», - говорит Святослав Морозов, кандидат в космонавты.

Святославу Морозову приходится вновь решать математические задачи. «Контрольная» работа в свободном падении - важнейший этап в расписании занятий «школы» ЦПК.

Возможно, молодой конструктор Дмитрий Михайлов спроектирует новый корабль, на котором и полетит в космос Святослав Морозов.

А пока перед стартом в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре инженер-конструктор внимательно следит за стыковкой космической головной части и ракеты-носителя «Зенит». Новейшая история орбитальных исследований не обошлась без участия недавнего выпускника МАИ.

«Мы замечаем, что в последнее время интерес молодежи к космонавтике повышается. Это мы замечаем в наших подшефных школах, у студентов первого курса. А где-то с 3- 4 курса они «прикипают» душой и «начинают гореть» интересом к профессии», - говорит Олег Алифанов, декан аэрокосмического факультета МАИ.

Начало учебного года в Московском техникуме космического приборостроения. Последняя предстартовая подготовка перед полетом на орбиту знаний.

Для программиста Никиты Ложкина – лучшего выпускника техникума здесь всегда день открытых дверей. Он как ориентир для первокурсников.

«Я вижу свое будущее именно в космической области и буду стараться сделать такие устройства, которые смогут заменить где-то человека. Чтобы не люди делали, а машины. Машина сломается, можно сделать новую. Но если с человеком не дай бог что-нибудь случится это уже не вернуть», - говорит Никита Ложкин, выпускник Московского техникума космического приборостроения «Мы создаем все условия, чтобы ребята, придя к нам, понимали, что такое космос, что такое космическая романтика», - говорит Владимир Киреев, директор Московского техникума космического приборостроения.

.
Забавный документ, создатели которого говорят, что он «экспериментальный».
На самом деле он, конечно, никакой.

Посмотрим раздел «Космос» (c. 69).

Короткое вступление можно разбить в пух и прах.
Не будем трогать фразу о колонизации Марса, говорить об этом может кто угодно, но до реального воплощения даже просто экспедиции посещения ещё очень далеко (в планах России пилотируемая экспедиция на Марс стоит за 2040 годом).
Фраза про частный бизнес в сфере запусков спутников смешит. В мире огромное количество частных корпораций и небольших компаний, которые работают в этой сфере. Но да, не в России, где создаётся очередная госкорпорация (хотя предприятия в неё входящие будут акционерными, а не ФГУПами). В прошлом году впервые два космических аппарата независимых («частных») российских компаний (спроектированных и собранных в России) были запущены на орбиту, но они работали очень недолго. Изменения в этой сфере возможны только с . А так, скорее всего, российской компании «Лин Индастриал» придётся искать полезную нагрузку для своих будущих ракет сверхлёгкого класса «Таймыр» за границей, где создание микроспутников идёт ударными темпами.

И ещё в предисловии сказано о космическом лифте. Ха-ха..

Специалистов по проектированию сооружений в условиях открытого космоса (околоземных станций и станций на Луне и астероидах) уже готовят в МГТУ им. Н. Э. Баумана, например, выпускник университета Александр Ильин по образованию специалист по проектированию крупногабаритных орбитальных станций.

В российской космонавтике нет «проектировщиков», а есть проектанты, это устоявшаяся традиция со времён Сергея Павловича Королёва .

Инженер-космодорожник - безумное и бестолковое название, такой профессии не будет - приложенное описание включает множество профессий, которые уже существуют и объединены в проектных отделах, в Центре управления полётами, также работники космодромов, плюс различные вспомогательные службы (баллистические расчёты и т.д.).

Космобиолог и космогеолог - также выдуманные названия, мало имеющие связи с реальностью (очень обобщённые).
Есть такая профессия экзобиолог, а так эксперименты на МКС проводят и анализируют биологи различных специализаций (в России в основном из Института медико-биологических проблем РАН, но не только).
А в геологических науках существует профессия планетологов, хотя, конечно, это учёные изучающие строение и т.д. других небесных тел, а вот тех специалистов, что будут непосредственно исследовать, например, Луну или астероиды для промышленного освоения - да, теоретически можно будет назвать космогеологами.

В конце раздела есть список университетов, где можно учиться на указанные профессии. Но тут же возникает нестыковка, в указанных вузах учат инженеров и лётчиков, а вот биологов и геологов (и специалистов по туризму) нет. В данном случае я бы указал МГУ им. М. В. Ломоносова, где учился биолог, а теперь космонавт Сергей Рязанский и геолог Пётр Романов, который участвовал в первой российской команде на Марсианской пустынной исследовательской станции в Юте (США).

После просмотра этого раздела («Космос») я подумал, что это могло бы быть хорошей задачей для Роскосмоса или общественных организаций, таких как Федерация космонавтики РФ или Российское межпланетное общество - создание сайта для профориентации школьников, которые мечтают заниматься космонавтикой или исследовать космос. На этом ресурсе можно указать все возможные профессии, в каких вузах нужно учиться, на какие предметы делать упор в школе, куда потом можно пойти работать, в каких проектах реально участвовать и т.д.

Другая мысль касалась космогеологов, а точнее планетологов. Какое-то время назад я выяснил, что в России не готовят в университетах планетологов. Планетологами становятся уже работая в институтах РАН (например, ИКИ или ГЕОХИ). Похоже, что это означает незаинтересованность нашего государства в исследованиях Солнечной системы (здесь я не вспоминаю о том, что у России около 25 лет не было ни одной собственной межпланетной автоматической миссии).
Если мы для примера возьмём Соединённые Штаты Америки, то простым поиском находим

Инженер аэрокосмических систем – это главное звено в сложной структуре космической отрасли. Именно от него зависит успех миссии, жизнь и здоровье космонавтов.

Этот специалист – настоящий творец, который разрабатывает новые конструкции и механизмы. Он воплощает самые смелые мечты человечества, сводя в единую картину плоды труда разных экспертов отрасли.

Инженер аэрокосмических систем занимается разработкой механизмов космических аппаратов и оборудования: искусственных спутников, ракет, наземной аппаратуры для управления их полетом.

Он должен постоянно учиться чему-то новому, быть в курсе всех новых технологий и технологических решений. А еще – любить физику, разбираться в программировании и иметь тягу к творчеству, ведь без нее не обойтись там, где создается что-то с прицелом на будущее.

Космическая отрасль в России начала формироваться в 50-х годах ХХ века и достигла своих высот с запуском в космос первого спутника и первого человека. Сейчас отрасли нужны свежие умы, способные дать ей новый стимул к развитию – сделать полеты надежными, массовыми и более дешевыми.

Сегодня космическое оборудование решает не столько военные, сколько практические задачи. Спутники – основа для GPS и ГЛОНАСС, для карт и фотосъемки, для метеонаблюдений и сотовой связи.

В наши дни успех в аэрокомической отрасли наращивают частные компании: американские SpaceX и United Launch Alliance, отечественные ЗАО «НПО «Лептон», «СканЭкс» и «Даурия».

Как стать специалистом?

Дополнительное образование

Узнайте больше о возможных программах подготовки к профессии еще в школьном возрасте.

Основное профессиональное образование

Проценты отражают распределение специалистов с определенным уровнем образования на рынке труда. Ключевые специализации для освоения професии отмечены зеленым цветом.

Способности и навыки

  • Программирование. Навыки написания программного кода и его отладки
  • Руководство и организационные навыки. Умение организовать группу специалистов для работы над решением общей задачи, распределить роли в команде, разделить обязанности
  • Принятие решений. Навыки быстро ориентироваться в ситуации и принимать важные решения в ключевые моменты
  • Комплексный подход к решению проблем. Умение видеть проблему комплексно, в контексте и, исходя из этого, подбирать необходимый пул мер для ее решения
  • Проектирование и конструирование. Навыки создания проекта какого-либо механизма или здания, создание прототипа, макета или чертежа
  • Техника и оборудование. Навыки работы со специализированной техникой и оборудованием, умение правильно его настраивать для решения профессиональных задач
  • Эксплуатация и управление. Управление работой технического оборудования или систем
  • Мониторинг работы технического устройства или системы. Отслеживание показателей датчиков и приборов для определения исправности устройства или системы
  • Системный подход. Умение мыслить системно, понимать принципы взаимодействия элементов в системе, взаимодействия системы и внешней среды, понимание причин и особенностей изменения системы в зависимости от внешних и внутренних факторов
  • Работа со схемами и чертежами. Умение составлять и/или читать различные чертежи, схемы, планы и т.д., навыки восприятия графической информации

Интересы и предпочтения

  • Изобретательность. Способность быстро находить решения в самых разных ситуациях с помощью нестандартных методов
  • Открытость новому. Способность быть на волне появления новой технической информации и знаний, связанных с работой
  • Творческие способности. Способность принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи
  • Множество идей. Способность генерировать большое количество идей в короткие сроки
  • Аналитическое мышление. Способности к проведению анализа и прогнозированию ситуации, получению выводов на основе имеющихся данных, устанавлению причинно-следственных связей
  • Обучаемость. Способность быстро усваивать новую информацию, применять ее в дальнейшей работе
  • Техническое мышление. Способность разбираться в технике, принимать решения, требующие понимания технической и инженерной стороны вопроса, техническая смекалка
  • Оригинальность мышления. Способность к генерации необычных идей, предложению нестандартных решений
  • Визуализация. Способность представлять конечный результат до его фактического получения

Профессия в лицах

Александр Кузьмин

Ирина Сорокина

Михаил Березенцев

Станислав Карпенко

Алексей Шалимов

Галина Самородская

Уже в 19 веке российский офицер Александр Засядко начал разрабатывать теорию ракет и проводил расчеты для отправки ракеты на Луну. Проект первой ракеты для межпланетных сообщений был представлен в 1903 году Константином Циолковским, который работал над теорией реактивного движения.

Масса Солнца составляет 99,2 процентов массы всей Солнечной системы.

По мнению большинства историков, возникновение ракет относится ко временам китайской династии Хань (206 год до н. э. - 220 год н. э.), когда был открыт порох, использовавшийся для фейерверков и развлечений. Сила, возникающая при взрыве порохового заряда, была достаточной, чтобы двигать различные предметы.

Кто сейчас мечтает стать космонавтом? Думаю, почти никто из школьников не ответит: «Я!» А инженером, который готовит аппараты к полету и обеспечивает связь?

Средняя заработная плата: 37000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Собственно, говорить о том, что после полетов Юрия Гагарина, Алексея Леонова, Валентины Терешковой и других героических летчиков-космонавтов сотни тысяч мальчишек по всему Союзу мечтали надеть серебристый скафандр и отправиться покорять космос, нужды нет. Престиж и финансирование пилотируемых полетов нынче снизились - и стали уделом хорошо подготовленных энтузиастов из отряда космонавтов и редких космических туристов.

Но, к счастью, продолжается активное освоение космоса и использование его преимуществ: ежегодно на орбитах появляются десятки спутников различного назначения. Метеорологические и военные, связные и научные, телевизионные и навигационные. И для того, чтобы все это созвездие спутников летало, работало и не упало на крышу чьего-либо дома, трудятся и учатся тысячи людей по всему миру.

Поэтому речь сейчас пойдет о такой специфической специальности как инженер по спутниковым коммуникациям. Звучит умно, запутанно и, конечно, скучно! Но всё ли так очевидно?

Космос, слышу тебя хорошо!

Разумеется, фраза «посылать ракеты и управлять спутниками с Земли» не столь романтично звучит, как слова «быть космонавтом», но это тоже нужная профессия, причем здесь и не требуется стопроцентного здоровья! К тому же очень интересно управлять махиной весом в несколько тонн, сидя при этом в пункте управления в десятках тысяч километров от спутника.

Как выглядит современный пункт управления, думаю, никому не надо объяснять - репортажи из Центра управления полетами видели все. А вот чем занимаются инженеры в ЦУПе?

В фантастических фильмах недавнего прошлого управление космическим кораблем представлялось как несколько нажатий на кнопки и рычаги, после чего огромный корабль немедленно приобретал огромную скорость и исчезал в черных глубинах космоса. На самом деле всё не так волшебно, а гораздо прозаичнее.

Потенциальный покоритель космического радиоэфира должен знать:

  • основы связи;
  • теорию космических радиолиний;
  • теорию и практику антенн космической связи;
  • приемную и передающую аппаратуру;
  • принципы построения радиосетей передачи данных, систем управления.

А кроме того - неплохо разбираться в распространении радиоволн и знать требования к бортовой и наземной радиоаппаратуре.

И еще раз, самое главное: инженер должен быть инженером! То есть к знаниям просто необходимо приложить смекалку, творческий ум и недюжинное желание во всем разобраться и освоить. Казалось бы - это-то зачем, всё равно не подпустят к пульту управления, а у инженеров чаще всего есть подробные инструкции, как и что делать в разных ситуациях. Но в космической связи всё далеко не просто и не тривиально: человек плохо знает океан - и еще хуже он знает космос. Любая ошибка, любой просчет инженера - и целая область на Земле может остаться без связи. И ладно еще, если без Интернета или без сигналов телевидения (хотя как посмотреть: пользователи и провайдер будут очень расстроены) - ошибка может привести к тому, что нельзя будет послать сигнал SOS или вызвать помощь по телефону. Бывает и так, что в сети связи выходит из строя один из спутников и необходимо наладить работу через остальные и в довольно короткий промежуток времени - все эти задачи нужно решать инженерам. А этому не учит ни один, даже самый лучший вуз.

Поэтому идти в инженеры по спутниковым коммуникациям лучше только тем, кто не мыслит свою жизнь без технического творчества и смекалки. Банальностям в околокосмической отрасли не место. Более того, только умение мыслить не как все, умение иногда быть оторванным от реальности и уноситься в бездны фантазии (в разумных пределах, конечно) может помочь достичь чего-то выдающегося.

Учимся

А где могут научить тому, что максимально близко к такой необычной специальности как спутниковые коммуникации? Всё достаточно просто - во многих технических университетах есть факультет радиотехники или связи. А на нем очень часто обучают по специальностям:

  • Радиоэлектронные системы;
  • Телекоммуникации;
  • Связь с подвижными объектами.

А ближе к диплому можно выбрать специализацию, позволяющую глубже изучить и защитить диплом по «космической» тематике. Таких вузов много. Это профильные:

  • МГТУ имени Н. Э. Баумана;
  • МИРЭА;
  • МТУСИ;
  • Рязанская радиотехническая академия;
  • Самарский аэрокосмический университет.

В плане поступления именитые вузы даже проще и предпочтительнее, так как в них часто проводятся олимпиады и конкурсы, дающие талантливым ребятам привилегии (вспомним, к примеру, программу «Шаг в будущее», реализуемую МГТУ имени Баумана). Таким образом, выпускники школ, для которых «инженер» не просто слово, а призвание, могут поступить в лучшие вузы.

А для того чтобы специализироваться в спутниковых коммуникациях, достаточно на 3-м курсе выбрать кафедру, в сферу научных интересов которой входят спутниковые сети, сети передачи данных, радиоуправление, радионавигация и радиолокация. Как правило, такие кафедры (или часть сотрудников такой кафедры) имеют профессиональные контакты с операторами связи, производителями или эксплуатантами оборудования - они и помогут выбрать специализацию, а в дальнейшем и устроиться на работу в соответствующую фирму.

Кстати, такие кафедры чаще всего относятся к одним из самых обеспеченных даже в весьма небедных вузах - собственный сайт, доступ в Интернет, хорошо оборудованные лаборатории и толстый перечень опубликованных научных статей - всё это говорит о высокой востребованности специалистов с подобной кафедры.

А что за рубежом?

В США один из лучших вузов, готовящий специалистов по спутниковым системам - Массачусетский технологический институт (легендарный MIT). Именно MIT стал колыбелью NAVSTAR/GPS - спутниковой навигационной системы США. В лабораториях MIT зарождаются не только проекты систем и приборов, но и новые протоколы обмена данными для спутниковых сетей. На территории MIT расположены одни из самых больших и лучше всего оборудованных лабораторий, специализирующихся на работах в космической сфере. Почти половина всех американских связных спутников спроектирована при участии специалистов и выпускников MIT. Также сильные научные школы по спутниковым системам есть и в ряде других американских университетов, а применяются эти разработки в итоге - где? Правильно, в Силиконовой долине!

Как работать?

Как правило, специалисты по спутниковым коммуникациям приходят работать в коммерческие компании, занимающиеся эксплуатацией готовых спутниковых сетей. Например, спутниковый Интернет - или спутниковая связь. Такая работа хоть и полна сложных задач (как восстановить обмен данными, когда арендованный транспондер на спутнике вышел из строя?), но эти задачи решаются коллективно. Перенастройка важных узлов сетей - огромная ответственность, ложащаяся на плечи и начальства, и рядовых сотрудников. В таких фирмах технический персонал больше занимается IT-технологиями, но есть и «чистые» инженеры.

В том же случае, если речь идет о работе с самими спутниками, то ей занимаются сотрудники полувоенных организаций в центрах управления. Работа в таких местах более сложная и интересная, «для настоящих мужчин», что называется. Больше, чем в предыдущем примере, ответственность, выше риск ошибиться, а так же, как правило, у специалистов очень мало времени на устранение неполадок - и велика цена ошибки. Попробуйте представить себе, что такое заменить вышедший из строя спутник на рабочий, а нерабочий - вывести из системы для диагностики и ремонта. И всё надо сделать быстро - допустим, когда орбита спутника такова, что станция контроля видит его всего несколько часов в сутки.

Работа очень многих сотрудников в таких организациях (секретных и полусекретных) связана с «советской» романтикой - белые халаты, мониторы во всю стену, компьютеры среди переплетения проводов, охрана на входе и пропускной режим.

В лабораториях MIT все иначе. Чистые лаборатории, бесплатный Wi-Fi, чай-кофе. Комфорт и все условия для работы. Но и уровень спроса и ответственности не сравнить с отечественными условиями. Так, в американских университетах очень высокая конкуренция между лабораториями за право получения финансирования.

Подводные камни

Их в работе любого специалиста по спутниковым коммуникациям довольно много. Назову лишь самые характерные.

  1. Усталость. Если работа связана с наблюдением за оборудованием, то требуется очень высокая концентрация внимания - и, как следствие, наступает сильная усталость, которая со временем только накапливается.
  2. Режим секретности. Если хочешь работать с действительно интересными проектами или разрабатывать новое оборудование, готовься к тому, что есть риск стать невыездным лет на 5.

Что день грядущий нам готовит?

Спутниковые системы и спутниковые коммуникации в частности - это в буквальном смысле передовой край науки. И - прерогатива военных. Конечно, далеко не всё, что связано со спутниковыми сетями, охраняется секретными грифами и заперто в сейфах. Сети на основе технологии VSAT почти полностью обслуживаются обычными телекоммуникационными компаниями, не имеющими никаких связей с военным ведомством.

В перспективе же спутниковые сети станут основой для создания глобальной сети передачи данных, у которой есть все шансы заменить Интернет и объединить существующие телекоммуникационные сети в единую структуру.

Кто полетит на Луну? Где искать новых Королевых и Гагариных? Чему и как учить тех, кто будет конструировать новые корабли, ракеты и спутники? Эти и другие проблемы, связанные с подготовкой кадров для звездной отрасли, обсудили эксперты "Российской газеты".

Российская космическая индустрия испытывает острейший дефицит классных специалистов. Сегодня этот факт не отрицает уже никто. Ни эксперты, ни руководители самого высокого ранга.

Вместе с тем утверждена новая космическая программа России до 2020 года. "Мы не отстаем, в идеях, в передовых технологиях, в интересных решениях, - говорит член-корреспондент РАН, первый заместитель генерального конструктора РКК "Энергия" Владимир Соловьев. - Но сейчас на предприятиях кадры 35-40-летних практически вымыты. Есть либо такие седые, как я, либо совсем зеленая молодежь. И грош нам будет цена, если мы дали в правительство серьезную космическую программу, а ее некому делать".

Недавно Роскосмос и минобрнауки подписали соглашение о создании Космического научно-образовательного консорциума. Предполагается, что ведущие предприятия и ведущие технические вузы должны объединить свои усилия и сформировать современную эффективную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для ракетно-космической промышленности.

Аналитики говорят прямо: нужно возродить систему, которая хорошо работала в советское время. Возьмем хотя бы ведущий российский технический вуз - МГТУ имени Баумана. Он всегда имел не только мощную научно-педагогическую школу, но и теснейшие связи с заводами, КБ. Преемственность традиций просматривалась четко: "отец" современной гидро- и аэродинамики Николай Жуковский был руководителем дипломного проекта у будущего авиаконструктора Андрея Туполева. Туполев стал руководителем дипломного проекта у будущего Главного конструктора Сергея Королева. Королев был научным руководителем у многих профессоров в Бауманке...

Звездный стандарт

Одна из самых важных проблем: выпускники вузов оказываются не всегда готовы к работе, которая их ждет. По мнению многих экспертов, это происходит из-за того, что стандарты подготовки специалистов разрабатывают чиновники, а не заказчики.

Владимир Соловьев: Очень важно дать студенту фундаментальные знания. Ньютоновская, эйнштейновская физика, курс высшей математики мехмата - это мощная база. Но не менее важны прикладные технические знания. Что было раньше? Приходит молодой инженер на РКК "Энергия", и мы года два его переучиваем: под свои жесткие требования, новые технологии, новые задачи. Очень важно, чтобы были преподаватели от работодателей. Сейчас у МГТУ имени Баумана есть "привилегия" - право создавать свои университетские стандарты. В них закладываются все необходимые компетенции, которыми должен обладать молодой специалист. И эти стандарты могут брать на вооружение другие вузы нашего направления.

Сейчас инженер после вузовской скамьи получает 30-35 тысяч рублей в месяц. И есть неплохая перспектива роста. И жилье мы строим активно. Очень важно, чтобы у человека был интерес. Есть - значит он будет нормально работать.

Владимир Калугин: Как подготовить студента к работе по специальности? Рецепт "отшлифован" за 75 лет работы нашего космического факультета: ребята проходят практику на ведущих предприятиях, и начинают брать их туда уже с 3-4-го курса. Мы всегда почему-то смотрим на Запад. И забываем про собственную инженерную подготовку. Главное, совместная работа над профессиональными стандартами предприятий и учебных заведений. Это залог успеха в подготовке высококвалифицированных кадров для отрасли.

Александр Соболев: Ограничения, которые накладывают стандарты для работы вузов, уходят в прошлое. Национальные исследовательские университеты имеют право разрабатывать собственные стандарты, причем совместно с предприятиями, опираясь на профстандарты. Иногда проблема заключается в том, что работодатели не имеют четкого портрета профессиональных компетенций, четких требований к квалификации выпускников. В этом случае разрабатывать их должна команда специалистов - от заказчика и от вузов.

Новый закон об образовании позволяет сейчас создавать на предприятиях кафедры профильных вузов. Туда должны быть вынесены части образовательного процесса, связанные с изучением конкретных технологий. Чем больше базовых кафедр, тем лучше. Опыт МФТИ, Бауманки это подтверждает.

Конструктора заказывали?

Дефицит кадров для космоса возник еще в 90-х годах, когда талантливая молодежь рванула из обедневшей космической романтики в бизнес. А как формируется госзаказ на специалистов сегодня?

Александр Соболев: Есть государственный план подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса - примерно 13 тысяч 600 человек в год. Из них около 2 тысяч - это кадры для Роскосмоса, по четырем базовым группам специальностей и направлений подготовки. Казалось бы, все четко. Почему не срабатывает? Причин много. Тут и проблемы целевого набора, когда предприятия изначально подают заявки в Роскосмос, а потом целевые абитуриенты не приходят в вузы. И низкий уровень подготовки выпускников школ: нередко средний балл ЕГЭ поступающих в технические вузы не превышает 55 баллов при среднем по России около 60.

Кстати, сейчас лишь около 24 процентов учащихся выбирают для ЕГЭ физику, а это наряду с математикой главный предмет для технических вузов. Поэтому план по поступлению выполняется примерно на 60 процентов. Но ведь и среди тех, кто поступил, естественно, идет жесткий отсев. На выпуске примерно только половина идет работать по специальности.

Четкий прогноз - это вопросы координации работы профильных министерств, Роскосмоса и конкретных предприятий. Хотелось бы, чтобы план подготовки кадров был более реалистичным.

Владимир Калугин : Приведу цифры. Каждый год на факультет "специальное машиностроение" поступают 450 первокурсников. Заявка выполняется на сто процентов. Вроде бы здорово. Но давайте внимательно посмотрим хотя бы на целевой прием. Почему? Да, это кадры, которые нужны предприятию. Но нередко они присылают абитуриентов с крайне низкими баллами ЕГЭ. Часть заворачиваем сразу. Еще где-то 25 процентов отсеиваются уже на первых курсах. Проблема огромная.

Попасть в цель

Минобрнауки считает целесообразным переход от целевого приема к целевой подготовке, когда четко прописан договор: стипендия от предприятия, система закрепления, гарантии.

Виктория Майорова: Я считаю, что целевой набор - вынужденная мера и, надеюсь, временная. Почему мы должны брать несильных абитуриентов, которых присылают предприятия, и потом их отчислять? Нужно дать вузам возможность делать полноценный набор. А уже потом, где-то с третьего курса, пусть действует целевая подготовка. Нам нужны не просто способные, а мотивированные ребята, которые хотят работать в космической промышленности.

Только что завершилась Всероссийская олимпиада "Шаг в будущее". Вы бы видели, какие интересные работы были представлены по космонавтике. Первое место занял ученик из Новосибирска: его проект связан с робототехникой на поверхности космического тела. Эти ребята - самородки. А мы вынуждены иногда "забивать" места непонятно какими абитуриентами из целевого набора.

Как удержать молодежь

Аналитики приводят неутешительную цифру: примерно 60 процентов молодых специалистов уходят с предприятий промышленности уже в первые три года. В основном, не устраивает зарплата, социальный пакет, отсутствие карьерной перспективы. Как заметил один из экспертов, при нынешней зарплате на космических предприятия хорошего инженера не удержать.

Александр Лазуткин: Мало платят? Но это далеко не все. Нужна мотивация, интерес. Раньше говорили: в 2030-м году полетим на Марс. Помню, когда в НПО "Энергия" появились отделы, которые начали заниматься лунной и марсианской программами, пошла молодежь. Деньги те же самые платили, но молодежь уже ходила по предприятию. Как только все это прикрыли - не стало молодежи. Нужна захватывающая космическая программа. Чтобы студент, который готовится заниматься космической техникой для полета, скажем, на Марс или к Юпитеру, знал: у него есть шанс реализовать свою мечту.

Владимир Соловьев: После Бауманки до предприятий доходит 70 процентов выпускников. Другое дело, что через год, поднабравшись практических знаний, скажем, на РКК "Энергия", они становятся очень востребованы где-то вовне. В резюме сразу же появляется хороший бренд. Кстати, примерно 40 процентов наших студентов делают дипломы именно на предприятии. Хотя когда-то это была стопроцентная практика. Но сегодня 40 процентов - очень хороший показатель. Потому что лет десять назад он был практически равен нулю.

Что еще важно? Пришел студент с четвертого курса. Работодатель обязан дать ему знающего опекуна, который занимался бы с молодым специалистом. А если тот говорит: "Слушай, это такая морока, мне некогда..." - ничего не выйдет. В "Энергии", допустим, закон: начальник сектора должен быть аттестован определенным образом для работы с молодежью.

Виктория Майорова: Ребята умные, они все просчитывают. Какая зарплата и какие шансы с жильем? Что входит в социальный пакет и есть ли свой спорткомплекс?.. Недавно встречалась с выпускниками, они рассказывают: со всеми накрутками получают до 70 тысяч рублей. Довольны страшно.

Наставничество очень важно. Это должен быть механизм, который подкрепляется строчкой в бюджете о кадровом сопровождении. И она раньше была. А сейчас предприятия не получают ни копейки на подобные вещи.

Владимир Родченко: Раньше в бюджете предприятий была строка - "на вузовскую науку". Были деньги, чтобы проводить научно-исследовательские работы, проектирование, селекцию талантливых ребят. Сегодня же помощь предприятий зависит только от того, преподает в институте какой-то руководитель или нет. Это административный ресурс. А должна работать система. Только тогда кадры будут по-настоящему адаптированы к промышленности. Но надо понимать: это не уровень министерств. Это уровень государства: при финансировании любого сложного технического проекта ввести отдельную строку на подготовку кадров.

Кто полетит на Луну?

Сегодня космос полностью ушел из отечественного кино. Вместо него - голливудские блокбастеры. В российских книжных магазинах гораздо проще купить детские книги про космос, переведенные с английского. Во многих даже не упоминается первый космонавт планеты. А предмет "Астрономия" исчез из школьной программы. Как же воспитывать новых Королевых и Гагариных? Эксперты подчеркивают: чтобы мотивировать молодежь, нужна начинать со школы.

Борис Крючков: Специалисты ЦПК проводили опрос: что интересует в космосе молодежь? Оказалось, прежде всего такие, большие проекты, как Луна, Марс. Мы мало рассказываем о космических планах. Надо давать больше информации в СМИ о новых перспективных программах России! Когда развивалась программа "Союз-Аполлон", конкурс в вузы на аэрокосмические специальности увеличился в два-три раза.

Что еще тревожит? При отборе в отряд космонавтов мы тестируем претендентов по русскому языку и литературе, физике, математике, культурологии и компьютерной техники. Самые лучшие результаты - по компьютерным технологиям. Хуже всего - с физикой и математикой. А ведь это тестирование на уровне знаний средней школы! Чему удивляться? Раньше на физику отводилось 5-6 часов в неделю. Сейчас "база" - два часа. Астрономию вообще выгнали из школы. Если не изменим ситуацию, мы никогда не привьем интерес к техническим наукам и специальностям.

Несколько лет в ЦПК функционировал филиал кафедры МАИ. Через него прошли сотни студентов. Они изучали транспортные корабли, орбитальные станции, бортовое оборудование, которые использовались в космосе. Проблемы создания космической техники студенты обсуждали с космонавтами, учеными, инструкторами. К сожалению, институт филиалов кафедр упразднен, а жаль! От него была огромная практическая польза.

Юрий Маленченко: Как изменится подготовка космонавтов с учетом лунных проектов? С точки зрения безопасности, это на несколько порядков более сложная работа. Будет новый корабль, новая пилотируемая транспортная система. Если говорить не просто о коротком полете на Луну, как у американцев, а о создании лунных баз, то здесь должны быть совсем иные вопросы отбора космонавтов. Много вопросов. Мы к ним готовимся, изучаем.

Александр Лазуткин: Я был в американском Хантсвилле, в космическом молодежном лагере.

Там всех школьников пропускают через 2-недельную образовательную программу. Ребята кораблем "управляют", в скафандрах работают. Им показывают, что такое невесомость - имитируется на 1-2 минуты. И учителей даже запускают. Вот это дело очень хорошее. Это и нам бы следовало взять. Потому что у нас есть Центр подготовки космонавтов, куда мы можем приглашать учителей и показывать, как это все устроено.

Справка "РГ"

В прошлом году Роскосмос впервые в истории провел открытый конкурс по отбору кандидатов в отряд космонавтов. Из 305 человек право на путевку в космос получили только 8. Следующий планируется провести примерно через 2-2,5 года.

Сейчас в российском отряде космонавтов насчитывается 42 человека. В том числе 8 кандидатов, которые проходят общекосмическую подготовку. Из числа действующих космонавтов пока не летали в космос свыше 30 процентов.

От редакции

По мнению экспертов, несмотря на проблемы, система непрерывного космического образования в стране все-таки работает. Любопытно: оказывается, есть даже детские сады, которые ориентированы на космическое образование. И наши космонавты участвуют в этом. Правда, как замечает Виктория Майорова, все пока еще в зачаточном состоянии. Но - есть!

Если говорить о школе, то, скажем, в Ульяновске работает прекрасный космический клуб "Буран". Открыты аэрокосмические лицеи в Новосибирске, Красноярске, Самаре. Это большие образовательные центры. Олимпиада "Шаг в будущее, Космонавтика" - как итог всей этой большой работы.

Важным местом для практической подготовки молодых специалистов могли бы стать космические центры, организованные на базе ведущих технических вузов. Где брать Королевых и Гагариных? Здесь - говорят эксперты. Скажем, в МГТУ им. Баумана существует Молодежный космический центр. Сейчас там проектируются четыре спутника, главный из которых - "Бауманец-2". Это будет настоящая летающая лаборатория для проведения научных экспериментов.

Кстати, Роскосмос наконец-то признал, что эта ниша была упущена. Российское космическое ведомство готово бесплатно осуществлять запуски на орбиту студенческих спутников. По словам Владимира Поповкина, это принципиальная позиция. "И если какой-то вуз сделает спутник, он может какое-то время полежать, пока для него найдется место, но аппарат обязательно будет выведен на орбиту", - заметил Поповкин.

Эксперты говорили и о важности проведения мониторинга успешности выпускников. Так, по словам Виктории Майоровой, 72 процента выпускников, прошедших школу молодежного центра "Бауманки", работают по специальности - инженерами. В целом же из выпускников университета только каждый пятый занят в той же профессии.

Представитель минобрнауки заметил, что востребованность работодателем - это и есть главный критерий оценки успешности вуза. "Если выпускники востребованы, результаты вузовской науки составляют основу новых технических решений предприятий и корпораций, то мы всячески поддерживаем такие вузы и даем все возможности для их эффективной работы", - подчеркнул Александр Соболев.

Эксперты "Российской газеты":

Борис Белков - руководитель программ департамента инициатив и специальных проектов направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив

Владимир Калугин - руководитель Научно-учебного комплекса "Специальное машиностроение" МГТУ им. Н.Э. Баумана, доктор технических наук, профессор

Борис Крючков - начальник управления, заместитель начальника НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина по научной работе, доктор технических наук, лауреат государственной премии СССР

Александр Лазуткин - директор Мемориального музея космонавтики, летчик-космонавт, Герой России

Виктория Майорова - руководитель Учебно-научного Молодежного космического центра МГТУ им. Н.Э. Баумана, руководитель Всероссийской олимпиады школьников "Шаг в будущее, Космонавтика", доктор технических наук, профессор

Юрий Маленченко - космонавт-испытатель, Герой России

Владимир Родченко - профессор МАИ, доктор технических наук

Александр Соболев - директор департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки России, доктор физико-математических наук

Владимир Соловьев - первый заместитель генерального конструктора РКК "Энергия", доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой МГТУ им. Н.Э. Баумана, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза