Меняться быстрее. Льготный лизинг ускорит техническую модернизацию АПК Техническая модернизация апк направления

29 мая состоялось заседание экспертного Совета Госдумы по законодательному обеспечению сельскохозяйственного, пищевого и специализированного машиностроения, в ходе которого с докладом о состоянии энерговооруженности сельского хозяйства и мерах поддержки сельхозмашиностроения выступил первый заместитель Министра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов. В мероприятии приняли участие Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин, руководство ассоциации «Росспецмаш», представители Минпромторга России.

Для решения вопросов технической модернизации с 2013 года в Госпрограмму развития АПК введена мера прямой поддержки отрасли сельхозмашиностроения – субсидии производителям техники. Она сыграла серьезную роль, однако не смогла радикально переломить ситуацию с дефицитом сельхозтехники. Так, на сегодняшний день у аграриев имеется 428 тыс. тракторов, 125 тыс. зерноуборочных и 17 тыс. кормоуборочных комбайнов, что как минимум на 25% меньше необходимого для проведения сезонных полевых работ в оптимальные агротехнологические сроки, заявил Джамбулат Хатуов.

В настоящее время, по мнению Минсельхоза, наиболее эффективным инструментом господдержки технической модернизации АПК является льготный лизинг. По результатам анализа, проведенного ведомством совместно с Минпромторгом, при сохранении существующих мер поддержки по Постановлению Правительства № 1432, ежегодная потребность в субсидиях с 2019 по 2025 год может увеличиться с 19,6 млрд рублей до 38,9 млрд рублей.

В связи с этим, в целях повышения эффективности использования федеральных бюджетных средств и опираясь на мировой опыт, Минсельхоз считает необходимым определить лизинговые поставки сельхозтехники и оборудования в качестве приоритетной меры господдержки. Данный механизм предлагается включить в паспорт проекта «Техническая модернизация АПК» и начать его реализацию не позднее 2020 года.

«Новый лизинговый продукт будет представлять из себя беспроцентную рассрочку сроком на 5 лет при оплате аванса в размере 20%. При таких условиях обновить парк техники смогут в том числе даже малые фермерские хозяйства, которым не удавалось это сделать даже при наличии скидки», –отметил Джамбулат Хатуов.

Это преимущество позволяет аграриям не выводить из оборота средства, а направить их на дальнейшее развитие бизнеса, что дает возможность в том числе обновить в 4 раза больше условных единиц техники при равных затратах. При этом акцент в господдержке будет смещен в сторону стимулирования платежеспособного спроса, а не производства.

«Заявленная регионами потребность в приобретении техники на условиях льготного лизинга в ближайшие 3 года составляет 33,8 тыс. единиц на 139 млрд рублей. Это говорит о востребованности предлагаемого механизма поддержки», – подчеркнул Джамбулат Хатуов.

По словам первого замминистра, при ежегодном государственном софинансировании в размере 8 млрд рублей лизинговые компании смогут поставить за 3 года 29,3 тыс. машин, удовлетворив потребности регионов на 86%. При этом российские машиностроители смогут более эффективно планировать производственные процессы, а в лизинг будет передаваться только современная отечественная техника, либо не имеющая в стране аналогов. Кроме того, предлагается увеличить номенклатурную линейку лизинга за счет расширения типов поставляемого оборудования, что позволит аграриям приобретать именно ту технику, которая им действительно нужна.

По мнению Минсельхоза, для достижения целевых ориентиров также необходимо совершенствование механизма льготного кредитования на приобретение новой техники. Ведомство предлагает увеличить его срок с 5 до 8-12 лет, что позволит выстроить более удобный график погашения задолженности по кредиту и уменьшить текущие расходы заемщиков.

Преимущества поставок сельхозтехники при помощи льготного лизинга в своем выступлении также отметил Владимир Кашин. По словам парламентария, благодаря доступности предлагаемого механизма аграрии получат возможность кратно увеличить свою оснащенность современными машинами.

К 2024 году экспорт, согласно нацпроекту "Экспорт продукции АПК", должен увеличиться до 45 миллиардов рублей, то есть почти вдвое по сравнению с текущими показателями.

Учитывая это, минсельхоз предложил обновить программу развития сельского хозяйства, продлив ее до 2025 года. Общий объем финансирования госпрограммы из федерального бюджета с 2013 по 2025 год составит 3,42 триллиона рублей, еще 477 миллиардов - из региональных бюджетов и 300 миллиардов - из внебюджетных источников.

Особое внимание в документах уделено технической модернизации отрасли. Ведь до недавнего времени степень износа оборудования в АПК оценивалась на уровне 70 процентов, а потребность в оборудовании удовлетворялась не более чем наполовину. Чтобы ускорить процесс, будет обновлена и госпрограмма "Техническая модернизация АПК", субсидирующая производителей сельскохозяйственной техники. Объем перечисленных средств по ней составил с 2013 по 2018 год свыше 44 миллиардов рублей. Это позволило поставить сельскохозяйственным товаропроизводителям более 27 тысяч единиц сельскохозяйственной техники.

Теперь программу также продлят до 2025 года. В ее рамках коэффициент обновления тракторов в сельхозорганизациях в 2020 году должен составить 2,9 процента, зерноуборочных комбайнов - 4,7, кормоуборочных комбайнов - 4,3 процента.

В целом же темпы замены оборудования можно и увеличить, полагают некоторые эксперты.

Сейчас доля импортной техники, несмотря на ее более высокую цену и сложный сервис, превышает 65 процентов, за последний год доля российской техники выросла только на 3,7 процента. Для решения этой задачи, в рамках прогноза минсельхоза, будут приниматься меры поддержки отечественного сельхозмашиностроения. Планируется, что объем продаж тракторов к 2021 году достигнет 12,5 тысячи, к 2025 году - 13,4 тысячи, к 2030 году - 14 тысяч единиц техники. Соответственно, рынок зерноуборочных комбайнов достигнет 7100, 7600 и 8100 единиц, - комментирует первый замруководителя фракции ЕР в Госдуме Виктор Кидяев.

Темпы замены устаревшего оборудования, по мнению экспертного сообщества, можно и нужно увеличить

Обновленную госпрограмму минсельхоз планирует внести в правительство до конца года. При этом, отмечается в документе, в случае выделения дополнительных средств на государственную поддержку инвестиционной деятельности и техническую модернизацию, планируется также докапитализировать Россельхозбанк и Росагролизинг.

Напомним, что ранее о необходимости докапитализации Росагролизинга уже говорили Алексей Лавриненко, зампред Комитета Госдумы по аграрным вопросам, а также Михаил Щетинин, представитель Алтайского края в Совете федерации, предложивший выделить организации, обеспечивающей модернизацию хозяйств в регионах страны, 30 миллиардов рублей в текущем году.

Как утверждают эксперты, результаты не заставят себя ждать. Например, в этом году Удмуртия возобновила участие в программе обновления парка сельхозтехники, которую реализует "Росагролизинг". Получателями техники по системе федерального лизинга стали 12 сельхозпредприятий Удмуртии. В общей сложности по программе "Росагролизинга" машинно-тракторный парк АПК региона в текущем году обновится на 13 единиц техники отечественного производства. Особая гордость "Росагролизинга" - результаты работы в Саратовской области, где за счет поставки техники ООО "Родина", несмотря на ежегодную засуху, за 6 лет смогло в 50 раз увеличить объемы производства зерна.

А в Предгорном районе Ставропольского края возводится молочно-товарный комплекс - "Агрофирма "Село Ворошилова" планирует построить комплекс с доильным залом по типу "карусель" на 2,7 тысячи голов дойного стада. По словам главы регионального минсельхоза Алексея Руденко, новый молочно-товарный комплекс позволит увеличить производство высококачественного молока в сельхозорганизациях до 20 процентов.

В Ленобласти в прошлом году ряд компаний также решили увеличить объемы производства сырого молока за счет увеличения поголовья и модернизации производств. За 1 миллиард рублей планируется решить проблему нехватки сырья для молочной промышленности в регионе. Сырое молоко здесь дороже, чем в других регионах.

Кроме того, пять инвесторов региона задумались о создании на территории Ленобласти заводов по производству сыров общей стоимостью 2 миллиарда рублей. Сейчас эта ниша в регионе практически не занята. Причем, как полагают региональные чиновники, инвесторы смогут рассчитывать на компенсацию прямых понесенных затрат за счет средств регионального бюджета.

Благодаря новой технике, хозяйство в Саратовской области за 6 лет увеличило объемы производства в 50 раз

В целом же, согласно данным рейтинга инвестиционной активности регионов за сентябрь 2018 года, первое место по инвестициям в АПК (26 процентов всего объема) заняла Липецкая область. Завод сухих дрожжей Angel Yeast планируется к запуску в октябре - ноябре 2018 года. Angel Yeast будет выпускать кормовые, пищевые и спиртовые инстантные дрожжи, а также сырье для производства лекарств. На финальную стадии проектирования - завод "ЗГПК "КорнБиоТех" по глубокой переработке кукурузы в селе Казаки Елецкого района Липецкой области. Компания будет специализироваться на глубокой переработке кукурузы и производстве кукурузного крахмала, основы для изготовления масла, глютена, ингредиентов и готового корма для животных и птиц. Кроме того, агрофирма "Овощи Черноземья" получила от Россельхозбанка кредит в размере 1,7 миллиарда рублей на строительство второй очереди тепличного комплекса в Усманском районе области.

На втором месте - Приморский край с 18 процентами инвестиций в АПК. Здесь дан старт производству "Русагро" в ТОР "Михайловский" Приморского края. Это самый крупный проект в России по строительству свинокомплексов мощностью 82 тысячи тонн, производства комбикорма и комплекса мясопереработки. Первая продукция появится в начале 2019 года, а выйти на полную мощность предприятие планирует в 2020 году.

Кроме того, администрация края, АО "Россельхозбанк" и ООО "НК Лотос" заключили трехстороннее соглашение о сотрудничестве в реализации масштабного инвестиционного проекта по созданию тепличного хозяйства стоимостью около 3 миллиардов рублей. А в ТОР "Надеждинская" создадут производство биотехнологических кормов. Компания намерена производить биотехнологические кормовые белки, аминокислоты, витамины, ферменты и продукты на их основе для развития кормовой базы региона.

ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

А. А. БУРМИСТРОВА, Н. К. РОДИОНОВА, И. С. КОНДРАШОВА

В статье рассматриваются основные проблемы технического и технологического перевооружения сельского хозяйства. Представлены основные подходы к решению данной проблемы. Особое значение уделяется необходимости создания условий для широкомасштабного перехода на новые технологии.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, технологическая модернизация, машинно-технологическое развитие.

Сельское хозяйство является потребителем продукции многих отраслей промышленности и сферы услуг, обеспечивая занятость миллионов человек трудоспособного возраста, от состояния АПК напрямую зависят продовольственная безопасность страны и жизненный уровень населения.

В настоящее время АПК проходит через сложный период реформирования. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, отрасль выросла на 1,2 %. Следует подчеркнуть, что за последние годы в аграрном секторе экономики усилились процессы горизонтальной и вертикальной интеграции, создаются крупные интегрированные комплексы, кооперативные объединения малых форм агробизнеса. Они и несут основную нагрузку по производству сельскохозяйственной продукции .

Вместе с тем, АПК продолжает оставаться одной из наиболее проблемных сфер экономики России. Самым острым вопросом для сельского хозяйства страны является общее техническое и технологическое отставание от своих главных конкурентов на мировом продовольственном рынке. По некоторым оценкам, оно достигает едва ли не 20-30 лет. В наследство от прошлого современным российским аграриям и животноводам остались затратные технологии .

Формирование курса модернизации, объявленного президентом России Д. А. Медведевым в 2010 г., стало главным событием для национальной экономики. В настоящее время перед сельским хозяйством поставлена задача технического перевооружения и индустриального развития, для решения которой необходимо создать высокотехнологичное производство, соответствующее со-

временным требованиям к уровню экономической эффективности.

Российский АПК должен пройти самую настоящую технологическую революцию. Об этом со всей очевидностью свидетельствует опыт стран с развитой аграрной сферой.

Есть и у нас позитивные примеры. Некоторые хозяйства Татарстана, Краснодарского края, Ростовской, Липецкой, Белгородской, Курской и других областей весьма преуспели в беспахотном земледелии, строят животноводческие комплексы мирового уровня. Однако до большинства хозяйств российской глубинки современные технологии еще не дошли.

Поэтому на новом витке сельскохозяйственных реформ остро стоит необходимость производства и распространения технических и информационных средств модернизации агропромышленных предприятий.

Но инновационное развитие агропромышленного комплекса тормозится прежде всего низким технологическим уровнем промышленности, в том числе и сельскохозяйственного машиностроения. Именно в этой взаимосвязи мы должны искать пути модернизации сельского хозяйства.

Решение проблем сельского хозяйства напрямую связано с переводом отрасли на современные агропромышленные технологии. Необходимо скорейшее внедрение новейших научных разработок в аграрной сфере. Повышение технологического уровня становится стратегическим фактором укрепления конкурентоспособности сельского хозяйства, а для специфических российских агроклиматических условий - одним из базовых условий стабильности и устойчивости работы АПК.

Именно модернизация технологической базы закладывает материальные основы для повышения комфортабельности сельского быта, для расширения доступа к информации и, в целом, для роста качества жизни на селе.

Технологическое, техническое перевооружение сразу дает отдачу. Достаточно сказать, что использование новой техники позволяет хозяйствам в разы повысить производительность труда и столь же существенно сократить парк тракторов и сельскохозяйственных машин, а расходы топлива снизить в целом по отрасли на 20 %. То есть речь идет о существенной экономии затрат, ведь в машинно-технологической сфере формируется от 40 до 60 % издержек на конечную сельхозпродукцию .

Однако сберегающее земледелие ведется пока лишь на 15 % сельхозугодий, поскольку агропроизводителям не хватает ресурсов для широкомасштабного технического переоснащения. В отрасли не задействованы механизмы эффективного рыночного регулирования. Их развитие сдерживает финансовая несостоятельность значительной части хозяйств, а также незавершенность в реформировании земельных отношений.

Уровень комплексной механизации в картофелеводстве и овощеводстве, наиболее сложных с технологической точки зрения подотраслях сельскохозяйственного производства, очень низок. Оснащенность хозяйств техникой в настоящее время составляет 50-60 %, что приводит к нарушению технологий возделывания многих сельскохозяйственных культур и сроков проведения полевых работ.

При имеющихся благоприятных ландшафтных ресурсах страны технологическая модернизация агрокомплекса позволяет, прежде всего, существенно поднять уровень продуктивности в растениеводстве и животноводстве и приблизиться по этому показателю к среднемировым параметрам. Реализация новой технологической политики позволит к 2020 г. поднять производительность труда в отрасли не мене чем в четыре раза. Для этого необходим ввод системных технологий, основанных на высокоэффективных знаниях .

Отличительная особенность новых технологий растениеводства и животноводства состоит в освоении методов управления продукционным процессом в сельхозпроизводстве. Этому циклу сельскохозяйственного производства пока не уделяется должного внимания и, как следствие, не удается обеспечить высокий конкурентный уровень продуктивности растений и животных .

Большинство сельхозтоваропроизводителей используют двухцикличные технологии - типа «посеял - убрал», не управляя продукционным процессом в период вегетации и созревания растений. Наибольший успех в экономике производства можно обеспечить именно при воздействии на сельскохозяйственные объекты в процессе их выращивания и использования. Это доказано наукой, передовой отечественной практикой и функционированием зарубежного сельского хозяйства.

Именно в этом процессе содержится основная масса инноваций: от использования космомониторинга и геоинформационных систем до мониторинга посевов в режиме on-line. Даже при более простых методах управления продукционным процессом без высоких затрат и при имеющихся инструментах (техника, средства химизации, сорта и т. д.) возможно кратно поднять эффективность использования энергетических, материально-технических, биологических и финансовых ресурсов.

Уже видны его ключевые направления развития: биотехнология, основанная на достижениях генной инженерии, нанотехнологий, систем искусственного интеллекта и глобальных информационных сетей. Так, совместно с институтами РАН получены устойчивые к гербицидам формы пшеницы, клоновые подвои яблонь и груш, земляника с повышенной устойчивостью к серой гнили. Созданы отечественные приборы для качественного и количественного анализа ДНК и РНК, которые по тест-системам не уступают зарубежным, а по отдельным параметрам превышают их .

Научными учреждениями Россельхозакаде-мии активно ведутся биотехнологические исследования в области животноводства и птицеводства. Получены и изучаются семь типов трансгенных сельскохозяйственных животных. Впервые получены трансгенные куры. В области клеточной инженерии разработаны методики оплодотворения яйцеклеток КРС in vitro, позволяющие получить эмбрионы для трансплантации. Разработаны методы молекулярного мониторинга генома, позволяющие существенно повышать эффективность селекции в животноводстве. Завершен цикл работ по использованию биотической микрофлоры для ликвидации дефицита лизина в организме животных.

Начальный этап модернизации земледелия может быть обеспечен агротехнологиями, разработанными в зональных НИИ и сельскохозяйственных вузах, использованием опыта передовых

хозяйств. Эти технологии представлены категориями нормальных, интенсивных и в определенной мере высокоинтенсивных (точных). Они определяются сортами (соответственно толерантными, пластичными и интенсивными), природноресурсным потенциалом (условиями климата, почв, рельефа и др.), производственно-ресурсным потенциалом (обеспеченность производственными ресурсами, профессиональным уровнем товаропроизводителей), хозяйственными укладами.

Технологии связаны в единую систему управления агроландшафтом через севообороты, системы обработки почвы, удобрения и защиты растений, т. е. являются составной частью адаптивно-ландшафтных систем земледелия, однако они имеют индивидуальное значение, определяемое особенностями сорта, поскольку каждому его типу соответствует определенная система управления продукционным процессом и структурная модель агроценоза.

От правильного выбора уровня интенсификации сильно зависит эффективность агротехнологий. Интенсивные и высокие агротехнологии возможны в благоприятных условиях климата и почвенного плодородия. С ухудшением этих условий они становятся более затратными. Для них применяются сорта с высоким генетическим потенциалом, способные использовать большое количество питательных веществ. Такие технологии проектируются на однородных в экологическом отношении полях или чаще всего на производственных участках полей.

Задача состоит в том, чтобы помочь науке реализовать свой потенциал, коммерциализировать разработки, обеспечить их массовое продвижение. Однако для этого должны быть созданы соответствующие условия. В то же время отношение расходов государства на науку к ВВП составляет всего 0,29 %. А учитывая низкую доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей, перспективы модернизации остаются как минимум сложными.

Еще раз подчеркнем, что ключевой для модернизации АПК является задача оснащения хозяйств современной техникой, доля которой пока не превышает 20-30 %, а по некоторым видам техники она еще меньше. В первую очередь это касается тракторов и зерноуборочных комбайнов. Насыщать свое сельское хозяйство только зарубежной техникой из-за высокой интеллектуальной ренты экономически нецелесообразно, да и вряд ли возможно. Поэтому у нас один путь -развивать российское сельхозмашиностроение на современном мировом уровне.

Главным требованием переоснащения аграрной отрасли является не столько количественная компенсация убытия машин и сельскохозяйственного оборудования, сколько внедрение новой современной техники, прогрессивных энергосберегающих технологий, высокоэффективное использование материальных и энергетических ресурсов.

Проблема энергоэффективности сельского хозяйства очень актуальна. Эта проблема выделена Президентом России в качестве приоритетной. Переход сельского хозяйства на инновационный тип развития сдерживается прежде всего его низкой энергообеспеченностью. Сейчас на 100 га посевной площади имеется 128 л.с. вместо технологически необходимых 350 л.с. Поэтому сельхозпроизводителю нужны машины повышенной энергонасыщенности - тракторы мощностью 300500 л.с., комбайны мощностью 300-350 л.с., многофункциональные агрегаты, не уступающие зарубежным аналогам по технической надежности, т. е. по наработке на отказ не менее 800-1000 часов вместо нынешних 200-250 ч .

Так что без машин нового технологического поколения - высоконадежных, производительных, трудосберегающих - отечественному сельхозмашиностроению трудно конкурировать с зарубежными фирмами.

Для решения проблемы машинно-технологического развития сельского хозяйства, наряду с модернизацией производственной базы сельхозмашиностроения, чрезвычайно важно сформировать инженерно-техническую сферу услуг на селе. Это даст возможность обеспечить полную техническую готовность агрегатов, которая пока не превышает 70-80 % от общего количества техники .

В настоящее время инженерно-техническое обеспечение большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей России не отвечает современным требованиям и стало сдерживающим фактором дальнейшего роста объемов производства сельскохозяйственной продукции и ее качества, производительности труда и инновационного развития отрасли. Данная проблема все более обостряется в связи с поступлением в агропромышленный комплекс сложной и дорогостоящей импортной техники, для которой во многих хозяйствах нет технологических условий обеспечения ее высокопроизводительной эксплуатации, а в ремонтных предприятиях - выполнения технического сервиса и ремонта.

В последнее время за счет роста импортных поставок происходит активное вытеснение рос-

сийской сельхозтехники - доля импорта в объеме продаж тракторов в целом по стране составляет более 45 %. В настоящее время тенденция роста доли импортируемой техники сохраняется. При этом наблюдается ускоренное выбытие отечественной сельхозтехники - выбытие опережает поступление в 2,3-5 раз, в зависимости от региона. В таких условиях ремонтно-технологические и обслуживающие предприятия должны осуществить комплексную технологическую модернизацию - это поможет осуществить необходимый переход на новый технологический уровень, обеспечивающий 100 % качество и послеремонтный ресурс дорогостоящей и технически сложной современной сельскохозяйственной техники.

Необходим ряд технологических участков, обеспечивающих высокоресурсный ремонт сложных узлов и агрегатов отечественной и зарубежной техники на современном технологическом уровне. Ремонтный центр должен быть оснащен новейшим ремонтно-технологическим оборудованием зарубежного и российского производства, в технологическом процессе должны использоваться наиболее надежные решения, позволяющие производить ремонт любых сложных агрегатов отечественной и зарубежной сельскохозяйственной техники.

Такой ремонтный центр может стать основой системного подхода к обеспечению высокой работоспособности, высокого уровня технической готовности техники и ресурсосбережения на региональном уровне.

Техническая и технологическая модернизация агропромышленного комплекса России предполагает наличие высококвалифицированных кадров. Недостаточный уровень развития человеческого капитала в АПК особенно наглядно проявляется в несоответствии качества и структуры кадрового потенциала инновационным потребностям:

Наряду с развитием техники и технологий, необходимы существенные изменения в направленности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (для работы на 1000 га зерновых при современных технике и технологии достаточно всего двух, но высококвалифицированных работников; при беспривязном содержании коров один квалифицированный работник может обслуживать не менее 60 голов и т. п.);

Сельские кадры стареют, усиливается дефицит специалистов (менее 40 % хозяйств обеспечены высококвалифицированными агрономами,

зооинженерами, механиками и экономистами с высшим образованием);

Не развита институциональная среда инновационного развития агропромышленного комплекса, что, например, проявляется в отсталости консультационных и научно-внедренческих институтов. В то время как один высококвалифицированный консультант вполне может заменить по своей результативности труд соответствующих специалистов 10-12 средних хозяйств .

Технологическое и техническое перевооружение отрасли потребует особенно на начальных ее этапах реализации активного участия государства, его бюджетов и нормативно-регулирующих органов в стимулировании процессов модернизации. Совместно с бизнесом государству в приоритетном порядке необходимо будет построить эффективную систему инновационного развития сельского хозяйства, стимулировать участие аграрной науки и образовательной системы в этом процессе, модернизировать отечественное сельхозмашиностроение и инженерно-технологическую инфраструктуру.

Руководство государства уделяет внимание развитию АПК, обобщен лучший отечественный и зарубежный опыт, приняты приоритетный национальный проект «Развитие АПК» и пятилетняя госпрограмма развития сельского хозяйства, в том числе и в плане машинно-технологической модернизации. Налажено производство ряда образцов современной техники.

В планы по поддержке отечественного сельхозмашиностроения также входят меры по направлению бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства, исключительно на закупку отечественной техники, предоставлению госсредств для развития агролизинговых услуг, а также увеличению ввозных таможенных пошлин на новую и бывшую в употреблении импортную сельхозтехнику.

Модернизация сельского хозяйства не может осуществляться на базе преимущественно зарубежной техники и технологий, они обходятся значительно дороже за счет интеллектуальной ренты. Российская аграрная наука накопила немало практических решений для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Теперь необходимо создать условия для широкомасштабного перехода на новые технологии, и институты гражданского общества должны внести свой вклад в разработку такого комплекса мер, который позволит нашему сельскому хозяй-

ству стать высокотехнологичным, рентабельным и конкурентоспособным.

Литература

1. Бессонов В. А. Трансформационный спад и структурные изменения в российском АПК // Научные труды. М., 2011. № 30.

2. Каблов Е. Н. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. 2010. № 4.

3. Мамонтов В.Д. К вопросу о необходимости технического перевооружения промышленных предприятий // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12.

4. Саяпин А. В., Козодаева О. Н. Состояние и перспективы развития крестьянско-фермерских хозяйств в регионе: производственные и финансово-инвестиционные аспекты // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 5.

5. Саяпин А.В., Кожевникова Т.М., Бельченко О.А. Прошлое и настоящее аграрной экономики Тамбовской области // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 11.

6. URL: http://www.agronews.ru

7. URL: http://www.vniitsh.ru

PROBLEMS OF TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN RUSSIA

A. A. Burmistrova, N. K. Rodionova, I. S. Kondrashova

In article the basic problems of technical and technological reequipment of agriculture are considered. The basic approaches to the decision of this problem are presented. Special value is given to necessity of creation of conditions for large-scale transition to new technologies.

Key words: agro-industrial complex, technological modernization, machine-technological development.

Для решения вопросов технической модернизации с 2013 года в Госпрограмму развития АПК введена мера прямой поддержки отрасли сельхозмашиностроения – субсидии производителям техники. Она сыграла серьезную роль, однако не смогла радикально переломить ситуацию с дефицитом сельхозтехники. Так, на сегодняшний день у аграриев имеется 428 тыс. тракторов, 125 тыс. зерноуборочных и 17 тыс. кормоуборочных комбайнов, что как минимум на 25% меньше необходимого для проведения сезонных полевых работ в оптимальные агротехнологические сроки, заявил Джамбулат Хатуов.

В настоящее время, по мнению Минсельхоза, наиболее эффективным инструментом господдержки технической модернизации АПК является льготный лизинг. По результатам анализа, проведенного ведомством совместно с Минпромторгом, при сохранении существующих мер поддержки по Постановлению Правительства № 1432, ежегодная потребность в субсидиях с 2019 по 2025 год может увеличиться с 19,6 млрд рублей до 38,9 млрд рублей.

В связи с этим, в целях повышения эффективности использования федеральных бюджетных средств и опираясь на мировой опыт, Минсельхоз считает необходимым определить лизинговые поставки сельхозтехники и оборудования в качестве приоритетной меры господдержки. Данный механизм предлагается включить в паспорт проекта «Техническая модернизация АПК» и начать его реализацию не позднее 2020 года.

«Новый лизинговый продукт будет представлять из себя беспроцентную рассрочку сроком на 5 лет при оплате аванса в размере 20%. При таких условиях обновить парк техники смогут в том числе даже малые фермерские хозяйства, которым не удавалось это сделать даже при наличии скидки», –отметил Джамбулат Хатуов.

Это преимущество позволяет аграриям не выводить из оборота средства, а направить их на дальнейшее развитие бизнеса, что дает возможность в том числе обновить в 4 раза больше условных единиц техники при равных затратах. При этом акцент в господдержке будет смещен в сторону стимулирования платежеспособного спроса, а не производства.

«Заявленная регионами потребность в приобретении техники на условиях льготного лизинга в ближайшие 3 года составляет 33,8 тыс. единиц на 139 млрд рублей. Это говорит о востребованности предлагаемого механизма поддержки», – подчеркнул Джамбулат Хатуов.

По словам первого замминистра, при ежегодном государственном софинансировании в размере 8 млрд рублей лизинговые компании смогут поставить за 3 года 29,3 тыс. машин, удовлетворив потребности регионов на 86%. При этом российские машиностроители смогут более эффективно планировать производственные процессы, а в лизинг будет передаваться только современная отечественная техника, либо не имеющая в стране аналогов. Кроме того, предлагается увеличить номенклатурную линейку лизинга за счет расширения типов поставляемого оборудования, что позволит аграриям приобретать именно ту технику, которая им действительно нужна.

По мнению Минсельхоза, для достижения целевых ориентиров также необходимо совершенствование механизма льготного кредитования на приобретение новой техники. Ведомство предлагает увеличить его срок с 5 до 8-12 лет, что позволит выстроить более удобный график погашения задолженности по кредиту и уменьшить текущие расходы заемщиков.

Преимущества поставок сельхозтехники при помощи льготного лизинга в своем выступлении также отметил Владимир Кашин. По словам парламентария, благодаря доступности предлагаемого механизма аграрии получат возможность кратно увеличить свою оснащенность современными машинами.