И производством организация снабжения. Анализ системы снабжения на предприятии

Организация снабжения предусматривает создание инфраструктуры процесса организации снабжения и организационной структуры управле­ния снабжением.

Рассмотрим каждую из этих составляющих.

Инфраструктура снабжения включает подразделения складского, транспортного, заготовительного хозяйств. На отдельных предприятиях могут быть также подразделения по переработке отходов производства и тарного хозяйства.

Складское хозяйство может быть представлено сетью общезаводских складов или складами отдельных производств, цеховых складов и складс­ких участков на крупных специализированных участках.

В целом структура складского хозяйства на предприятиях обусловли­вается отраслевым характером производства, масштабом и размерами предприятия, размерами и типом производства, а также организацией про­изводства и управления.

Для выполнения технологических функций по предварительной обра­ботке материалов, заготовке и подготовке продукции к производственно­му потреблению на предприятиях создается заготовительное хозяйство, которое входит в организационную структуру снабжения предприятия.

В основу определения организационной структуры управления снаб­жением должны быть положены принципы, которые обеспечивают все функции управления совокупностью подразделений. Это прежде всего: малозвенность в управлении, гибкость, эффективная система связи, прин­цип единоначалия и четкое разграничение функций.

Существуют две основные формы организации управления снабжени­ем: централизованная и децентрализованная. Как именно организовано снабжение, зависит от типа и размера организации. В небольшой органи­зации за все закупки может отвечать один сотрудник. В организации сред­них размеров может быть создан отдел, где работают сотрудники, осу­ществляющие закупки, грузовые экспедиторы, складские работники и клерки. В крупной организации снабжением могут заниматься сотни лю­дей, координирующих огромные закупки материалов.

Если организация подходит к процессу закупок с позиции децентрали­зации, то служащие отделов будут самостоятельно осуществлять закупки, каждый для своего отдела.

Преимущества такого подхода: 1) пользователь лучше знает потреб­ность отдела, чем кто-либо другой; 2) возможность более быстрого удов­летворения потребности в материальных ресурсах.

Недостатки децентрализованных закупок: 1) решая оперативные вопросы, служащие могут не заметить тенденции изменений планирова­ния организации в целом; 2) недостаточный профессионализм служащих и проблемы определения возможностей снабжения; 3) ни одно подраз­деление не может быть достаточно большим для того, чтобы проводить функциональный анализ в таких областях, как работа с таможней, транспортные услуги, складирование, управление запасом, анализ закупок и т. п.

Для осуществления централизованных закупок обычно организуется один отдел снабжения (рис. 2.10), сосредоточивающий все функции снаб­жения организации, что позволяет получить определенные выгоды:

    объединение всех закупок аналогичных или похожих материалов, что дает возможность получить скидки за большой заказ;

    координация связанных между собой видов деятельности для сокра­щения затрат на транспортировку, хранение и обслуживание;

    устранение дублирования операций и ненужных приемов;

    наличие единой точки контактов с поставщиками и предоставление им необходимой информации и услуг;

    получение специальной квалификации и совершенствование опера­ций по снабжению;

    возможность сосредоточить других сотрудников на выполнении их собственных функций, чтобы они не отвлекались на закупки;

    концентрация ответственности за снабжение, что облегчает осу­ществление управленческого контроля.

Главный исполнительный директор

Отдел снабжения

Директор подразделения А

(производство компьютеров)

Директор подразделения Б (производство оборудования для компьютеров)

Директор подразделения С

(производствопотребительских товаров)

Рис. 2.10. Централизованная форма организации снабжения

    Применение современных технологий при осуществлении закупок

Применение технологий при осуществлении закупок приводит к повы­шению производительности процесса закупки. Это прежде всего элект­ронный обмен данными с поставщиками, кодирование информации и ав­томатизированный ввод данных.

Из-за ненадежности сопроводительных документов возникает ряд трудностей. Персонал отдела снабжения затрачивает треть своего време­ни, разбираясь с проблемами, вызванными отклонением процесса снабже­ния от предписанного. Укажем некоторые типичные проблемы, возникаю­щие из-за наличия множества бумаг:

Длительное время, необходимое для обработки всей процедуры;

Зависимость от большого числа форм и документов, перемещаемых через различные объекты;

    необходимость большого числа сотрудников для сбора всех доку­ментов, их анализа, обработки, хранения и других операций;

    необходимость в других сотрудниках, которые должны контролиро­вать административные процедуры; управлять ими;

    ошибки, неизбежно возникающие при большом количестве доку­ментов и занятых сотрудников;

    невозможно уделять достаточно внимания системам, работающим совместно, например контролю состояния запасов.

Основным шагом в совершенствовании снабжения стали электронные закупки. Электронный обмен данными (electronic data interchange, EDI) позволил автоматизировать процесс закупки. Организация стыкует свою информационную систему с системой поставщика, и когда наступает вре­мя разместить заказ, ее система автоматически отправляет сообщение об этом. Такой вариант подходит для небольших регулярных заказов. Суще­ствует несколько вариантов автоматизированного снабжения, но все они имеют общее название «электронное снабжение» (e-procurement), или «электронные закупки» (e-purchasing). Эти варианты снабжения могут вы­полняться в различных формах, но в любом случае в их основе лежит пря­мой обмен данными между компьютером поставщика и заказчика. Прин­ципиально можно выделить два типа электронного снабжения; их обозна­чают В2В (business-to-business - когда одна организация закупает материалы у другой) и В2С (business-to-customer - когда у предприятия продукцию покупает конечный потребитель).

Более подробно о формах электронного снабжения см. гл. 8 «Инфор­мационные технологии и системы в логистике».

К основным выгодам, обеспечиваемым электронным снабжением, от­носятся следующие:

    мгновенный доступ к поставщикам, расположенным в любой точке мира;

    прозрачный рынок, на котором товары легкодоступны, а условия их получения приемлемы;"

    автоматизация закупок посредством стандартных процедур;

    существенное уменьшение времени, необходимого для трансакций;

    снижение затрат (как правило, на 12-15%);

    использование аутсорсинга в некоторых видах деятельности по снабжению;

    интеграция собственной информационной системы с аналогичными системами поставщиков.

Для поддержки EDI были разработаны две сопутствующие техноло­гии. Первая - кодирование товаров (item coding), позволяющее присвоить каждой упаковке перемещаемых материалов идентификационную метку. Это метка обычно представляет собой штрих-код, информацию с которого можно считывать автоматически в любое время и в любом месте переме­щения товара.

Вторая технология - электронный перевод денежных средств (elect­ronic funds transfer, EFT). Когда поступает подтверждение о доставке мате­риалов, EFT автоматически дебетует банковский счет заказчика и кредиту­ет счет поставщика.

Таким образом, EDI размещает заказы, кодировка товаров позволяет их отслеживать, a EFT отвечает за платежи.

1.3.1. Организационные вопросы работы отдела снабжения

Организация снабжения зависит от типа и размера организации. В небольшой организации за все закупки может отвечать один сотрудник. В организации средних размеров может быть создан отдел, где работают сотрудники, осуществляющие закупки, грузовые экспедиторы, складские работники и клерки. В крупной организации снабжением могут заниматься сотни людей, координирующих огромные закупки материалов.

Основные вопросы организации работы отдела закупок:

1) как организовать закупки: централизованно или локально?

2) какие вопросы будет уполномочен решать отдел снабжения?

3) каков будет статус отдела снабжения, кому будет подчиняться директор по закупкам?

4) какова будет организационная структура и распределение обязанностей внутри отдела снабжения?

Организации, чьи подразделения территориально удалены друг от друга, могут прибегать в некоторых случаях к локальным вариантам организации закупок. Но обычно снабжение предприятия организуется одним отделом, что позволяет получить выгоды от централизованных закупок:

· устранение дублирования;

· объединение всех закупок аналогичных или похожих материалов, что позволяет получать скидки;

· координация связанных между собой видов деятельности для сокращения затрат на транспортировку, хранение и обслуживание;

· наличие единой точки контактов с поставщиками;

· сокращение затрат на транспортировку, хранение и обслуживание;

· концентрация ответственности за снабжение, что облегчает управленческий контроль.

На рис. 10.1 представлены два варианта организационной структуры предприятия, которые принципиально отличаются возможностями реализации системного подхода к управлению МП.

В варианте, представленном на рис. 1.1,а, функция управления МП в процессе снабжения разделена между различными службами, что снижает эффективность ее реализации. Структура, представленная на рис. 1.1,б, устраняет такое разделение, объединяя управление запасами, закупки и складирование в одних руках.

Ранг руководителя, которому подчиняется менеджер по закупкам, это хороший показатель статуса отдела закупок на предприятии. Если директор по закупкам является вице-президентом и подчиняется непосредственно главе фирмы, то это показывает, что снабжение признано одной из функций уровня высшего руководства. Но существуют ситуации, когда отдел закупок подчиняется исполнительному директору по производству, либо вице-президенту по административным вопросам, либо финансовому директору предприятия, либо службе главного инженера.

1.3.2. Типовая процедура реализации закупок

Выбрав поставщика и заключив соглашения о закупках, организация затем должна следовать определенной процедуре, которая зависит от типа закупаемой продукции. На рис. 1.2 представлены типовые шаги цикла закупок, которые могут усложняться или упрощаться.

Первые три шага приводят к отбору материалов и поставщика, а затем, на шаге 4, наступает основной момент, связанный с размещением заказа на покупку. Здесь организация соглашается купить конкретные материалы у поставщика, после чего заказ на закупку приводит в действие всю цепь поставок (совместно с необходимым планированием производства, заключением соглашений с транспортными организациями, финансированием и т.д.). Заказ на закупку - это часть юридического контракта между организацией и ее поставщиком. Остальные шаги приводят к уточнению деталей поставки.


Рис. 1.1. Варианты реализации функции снабжения на предприятии


Рис. 1.2. Типовые шаги цикла закупок

Все эти действия приводят к определенным затратам , иногда довольно высоким , что приводит к поиску путей их снижения.

Существует еще одна проблема – значительное время , требующееся на их выполнение. Иногда доставка материалов от поставщика может занимать один день, хотя сама организация доставки требует до пяти недель.

1.3.3. Электронное снабжение

Большинство организаций уже сегодня в той или иной форме пользуются электронным снабжением. По результатам ряда обзоров были сделаны выводы, что с начала 2000-х годов свыше 50% европейских компаний применяют этот вариант снабжения. К основным выгодам, обеспечиваемым электронным снабжением, относят:

· дает мгновенный доступ к поставщикам, расположенным в любой точке мира;

· создает прозрачный рынок, на котором продукты легко доступны, а условия их получения приемлемы;

· автоматизирует закупки, применяя стандартные процедуры;

· существенно снижает время, необходимое для трансакций;

· снижает затраты (как правило, на 12 –15%);

· интегрирует собственную информационную систему с аналогичными системами поставщиков.

Следует помнить, что электронное снабжение в первую очередь обеспечивает гораздо более совершенные коммуникации, однако не обязательно улучшает физический материальный поток. Основное влияние электронного снабжения сказывается не только в повышении скорости закупок, а в его действии на цепь поставок. Теперь заказчики могут покупать у многих поставщиков, географически удаленных друг от друга. Кроме того, они могут покупать непосредственно у производителей или поставщиков начального уровня, а также могут воспользоваться множеством специализированных веб-ритейлеров.

1.3.4. Способы закупки и поставки закупаемых материалов

Организации варьируют степень проработанности своих процедур по снабжению, учитывая типы закупаемых материалов. Говоря в целом, чем выше затраты на материалы и чем сложнее к ним требования, тем больше времени и усилий требуется сотрудникам отдела снабжения.

Типы материалов, требующие различных подходов к закупке:

· для материалов, не относящихся к важным , обеспечивающих низкую прибыль и создающих небольшой риск при поставках, используются простые процедуры закупок;

· материалы, отсутствие которых может вызвать затруднения в работе, а наличие обеспечивает низкую прибыль и создает более высокий риск при поставках, требуют установления долгосрочных контактов с альтернативными источниками, чтобы избежать потенциально возможных проблем;

· стратегические материалы , обеспечивающие высокую прибыль, требуют заключения более формальных отношений с поставщиками на более долгий срок, возможно, создания объединений и партнерств.

Выбор метода закупок очень важен, т.к. от него зависит оборачиваемость запасов и капитала предприятия, расходы непосредственно на закупку МР, на оформление заказов, на хранение запасов, складские площади и т.д. Выбор метода закупок зависит от политики УЗ, сложности и значимости для предприятия конечного продукта, состава комплектующих изделий и материалов.

Основные методы закупок

· Закупка товара одной партией предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Таким способом могут закупаться товары, потребность в которых возникает непредвиденно, и которые не требуют длительного хранения. Плюсы : простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Минусы : большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

· Регулярные закупки мелкими партиями . Покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода в соответствии с графиком потребности в них. Плюсы : ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия площади складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, т.к. оформляется только заказ на всю поставку. Минусы : вероятность заказа избыточного количества товаров; необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе.

· Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям используются там, где закупаются дешевые и быстро потребляемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения: полный перечень товаров; количество товаров, имеющихся на складе; требуемое количество товаров. Плюсы : ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок.

· Закупки по мере необходимости похожи на регулярную поставку товаров, но характеризуются следующими особенностями:

Количество поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно;

Поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;

Оплачивается только поставленное количество товара, т.е. по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.

Плюсы : отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товаров, ускорение оборота капитала, минимум работы по оформлению документов.

· Форвардные закупки могут производиться в двух формах:

Организация заказывает больше материалов, чем ей необходимо в настоящее время и хранит излишек в запасах;

Заключение контрактов на доставку МР в установленное время в будущем.

· Различные комбинации перечисленных методов.

Дмитрий Перов, Эксперт журналов «Логистика и управление» и «Складские технологии»

Построение системы снабжения на производственных предприятиях - задача очень трудоемкая. Как правило, когда ее ставят перед логистом, он не знает, с чего начать. Менять отдельные бизнес-процессы? Или всю систему в целом? Обычно ситуация такая: сама система на предприятии уже есть, но она недостаточно эффективна и нуждается в изменении. То есть задачей можно назвать реорганизацию системы снабжения. Я расскажу о своем опыте в этом отношении.

Типичный список проблем современного производства выглядит примерно так.

1. Большие трудозатраты по учету перемещений материалов, комплектующих, полуфабрикатов и изделий внутри производственной цепочки.

2. Двойной пересчет на каждой операции передачи ТМЦ.

3. Многократный поиск и идентификация изделий и деталей.

4. Трудозатраты на отслеживание номеров изделий.

5. Информация об исполнении заказа поступает с опозданием.

6. Нельзя оценить загрузку конкретного оборудования в конкретный момент времени.

7. Приписки на операции по нормо-часам.

8. Нет реальной оценки производственных мощностей.

9. Перегруженность производственных мощностей.

10. Нет учета оснастки.

11. Невозможность задать маршрут при планировании (определяется в производстве).

12. Нет учета время переналадки оборудования.

13. Нет учета времени сушки, пролеживания.

14. Складские ошибки.

15. Расхождения в учете.

16. Пролеживание деталей на входном контроле.

17. Дефицит по материалам 7-8%.

18. Урегулирование отношений с клиентами при срыве сроков заказа (11% несоблюдения по отчету результативности процесса удовлетворения потребностей клиентов).

19. Трудозатраты на входной и выходной контроль.

20. Проблемы с учетом изделий на производственных складах.

21. Нет описания конкретного оборудования (типопредставители не всегда могут исполнять процесс).

22. Тотальный входной контроль изделий по кооперации.

23. Обработка брака по кооперации.

24. Высокие издержки по кооперации.

25. Многоуровневость старта заказа.

26. Приемка штучного товара по весу.

Список весьма приличный, и может показаться, что только автоматизация способна решить все эти проблемы. В большинстве случаев так и происходит: если логисты не хотят перестраивать систему, они говорят, что сделать без современного информационного решения ничего нельзя. Если компания не готова к внедрению такой системы (например, у нее нет на это денег), она может просто опустить руки. Правильно ли это? По своему опыту могу однозначно сказать, что нет. Автоматизация - это, безусловно, хорошо, но ни один из указанных пунктов система не сможет решить сама по себе, без организационных мер. И мой совет: вне зависимости от того, будет автоматизация, или нет, меняйте ситуацию, проводите реорганизацию.

Создаем структуру управления изменениями

Первое действие может показаться банальным, однако оно очень важно. «Заразите» эмоционально некоторое количество сотрудников, настройте их на изменение существующего положения дел. Это действительно приницпиальный момент для начала. Насколько изменится предприятие в процессе преобразований, зависит в первую очередь от эмоционального настроя, это то «топливо», которое питает «машину» изменений, а для того, чтобы «сдвинуть ее с места» топлива надо больше. Обязательно должна быть группа людей, это исключит возможность остановки изменений.

Вместе со своим «штабом» исследуйте еще раз «поле битвы» - список проблем. Дополните и, если необходимо, измените его, определите стратегию и тактику. Главный предмет изменения - организационная структура и система стандартов предприятия. Здесь существуют две крайности: «старые» предприятия, унаследовавшие многотомные системы стандартов и ориентированные на массовый выпуск, и «молодые» компании, процессы которых не устоялись, структура не формализована и у которых стандартов не существует вообще. И тем и другим необходимо создать новую систему стандартов и регламентов, которая должна отражать текущую ситуацию. Это и будет стратегией. Набор стандартов может быть следующим.

1. Стандарт предприятия. Порядок предъявления и сдачи продукции бюро технического контроля, экспортной комиссии, представителю заказчика.

2. Стандарт предприятия. Включение заказов в производство.

3. Стандарт предприятия. Порядок приема, хранения, распределения и отгрузки готовой продукции.

4. Стандарт предприятия. Порядок проведения входного контроля закупленной продукции.

5. Стандарт предприятия. Оперативное управление производством.

6. Стандарт предприятия. Сохранение соответствия продукции (покупных комплектующих изделий, материалов, деталей и сборочных единиц) при хранении и перемещении.

Стандарты должны соответствовать ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества». Они в свою очередь должны основываться на инструкциях, примеры которых приведены далее.

1. Инструкция. Порядок обработки заявок в отделе продаж.

2. Инструкция. Порядок подготовки и сопровождения отгрузки по заказам на продажу.

3. Инструкция. Организация процесса закупки в отделе закупок.

Отдел контроллинга должен иметь достаточный вес и быть независимым от остальных подразделений предприятия

Инструкции призваны детализировать положения стандартов и исключать неоднозначности в толковании. Многих руководителей это может испугать. Кто-то решит отказаться от этого по причине сложности, кто-то поручит существующей структуре самой себя изменять, кто-то решит сделать все на аутсорсинге и обратится к консалтинговой компании. Я считаю, что все эти варианты неправильны. Однако ничего страшного в решении указанной задачи тоже нет. Надо выделить или создать заново на своем предприятии организационную единицу, управляющую изменениями, которая не входит в существующие процессы. Некоторые называют это «отделом контроллинга». Название не совсем корректно, поскольку контроллинг - это только часть обязанностей отдела. Полная цепочка выглядит так:

Cоздание модели текущего и будущего состояния организации;

План мероприятий по преобразованию организации под будущие цели и задачи;

Контроллинг изменений - система регулярного обновления и мониторинга реализации плана мероприятий;

Необходимо также осознавать, что любая среда будет сопротивляться изменениям, осознанно или нет, поэтому эта новая структура должна напрямую подчиняться генеральному директору или совету директоров, иметь достаточный вес и быть независимой от остальных подразделений предприятия.

Детализация проблем снабжения

Создав структуру, управляющую изменениями в компании, не надо сразу браться за глобальные изменения: кроме негативной реакции со стороны других отделов, вы ничего не получите. Также не стоит заниматься глобальной подготовкой изменений, тратить годы на полный анализ текущего состояния, полное построение новой модели, планирование мероприятий. Среда меняется настолько быстро, что, продумав все мелочи на пути к одной цели, вы можете обнаружить, что вам к ней уже не надо. Тактикой вашего «сражения» должен стать многоитерационный процесс: взяли проблему, осмыслили ее, проверили, что будет затронуто изменениями, наметили план, реализовали его, проанализировали, на что реально повлияли. Для реализации такой тактики необходимо все проблемы проранжировать по степени важности, влиянию на общие показатели, сложности, стоимости изменений, предполагаемому эффекту от изменений.

Торговля теряет продажу только той позиции, которая в дефиците, производство же из-за копеечного болтика может потерять заказ на изделие в несколько тысяч рублей

В первую очередь из списка проблем необходимо выбрать количественно измеримые, например в приведенном выше списке такими являются проблемы 17 и 18. Не все проблемы явно содержат количественные измерения, но по некоторому размышлению их обычно удается ввести. Отсутствие количественной характеристики не позволяет контролировать процесс, качественные оценки «лучше-хуже» имеют сильно выраженную эмоциональную окраску и субъективны. Поэтому использовать их не нужно. Рассмотрим более подробно некоторые из проблем.

Дефицит материалов 7-8%

Сначала необходимо правильно сформулировать проблему. Ее нужно разделить на более мелкие вопросы, на которые можно легко ответить. Для дефицита это будет выглядеть следующим образом.

1. Структура дефицита. По каким позициям возникает дефицит, насколько он стабилен?

2. К каким финансовым последствиям ведет дефицит материалов?

3. Что в организации способствует возникновению дефицита?

4. Что вне организации способствует возникновению дефицита?

5. Какой уровень дефицита мог бы быть приемлем на первой итерации мероприятий по его снижению?

Необходимо получить ответы на все эти вопросы, и уже после этого можно будет предпринимать конкретные действия. Скорее всего нельзя будет найти ответы раз и навсегда. Цепочку придется проходить многократно. Некоторые вопросы требуют ответа раз в несколько лет, они должны решаться на самом высоком уровне. Например, дефицит стратегического (для предприятия) сырья, то есть сырья, которое используется практически во всех изделиях. Допустим, если у вас завод ЖБИ, то решать вопрос хронического дефицита цемента надо на уровне совета директоров, вопрос этот по большей части внешний, и решать его внутри предприятия можно только частично, например изменив конструкцию изделий, структуру их выпуска, применив материалосберегающие технологии. В стандартах предприятия и инструкциях это может только подразумеваться.

Некоторые вопросы требуют ответа несколько раз в год, это уровень стандартов, в которых должно быть насписано кто, как и почему принимает решения по таким вопросам. Более частые вопросы - это оперативный уровень, он тоже может быть отражен в стандартах и инструкциях в виде методик, схем взаимодействия, организационных структурах.

Для того чтобы определить структуру дефицита, необходимо произвести АВС/XYZ анализ потребности всех материалов и комплектующих в производстве. Уже после этого, определив структуру потребления, можно определить структуру дефицита. Особо следует отметить, что проведение АВС-анализа по стоимости или по количеству, как обычно его производят в торговых предприятиях, для производства не подходит. Торговля теряет продажу только той позиции, которая в дефиците, производство же может потерять заказ на изделие в несколько тысяч рублей из-за копеечного болтика, поэтому анализ надо производить в разрезе готовых изделий. Сопутствующая этому сложность - материалы могут входить в различные изделия, различной стоимости и выпускаемые в различном количестве. Придется вводить некоторую средневзвешенную оценку по каждому материалу, это и есть один из сформулированных нами вопросов - финансовые последствия дефицита.

Получив в результате анализа девять групп товаров, необходимо исследовать каждую из них, возможно в процессе исследования они разделятся еще на несколько подгрупп. По каждой подгруппе должны быть выработаны стратегии и алгоритмы закупки, которые должны быть отражены в стандартах и инструкциях. Например, группа АX, может закупаться по долгосрочным договорам, с прогнозируемой точкой заказа, при ее закупке нет необходимости в анализе предстоящей программы выпуска, достаточно отслеживать запасы на складе материалов, страховых запасов также не требуется, либо они должны быть минимальны.

Группа АY уже требует более сложного подхода. Надо выяснить, чем вызваны колебания в потребности данного материала и насколько эти колебания прогнозируемы (вероятностный подход) и управляемы. Если получается выделить управляемую часть, то по ней можно работать как по группе АХ. По неуправляемой части надо будет разрабатывать отдельную стратегию закупок: большие страховые запасы, укрупненное отслеживание портфеля заказов. Здесь уже будет вовлечено в процесс большее количество служб. Возможно, увеличения сроков исполнения заказов, содержащих такие материалы, и не потребуется, но для этого необходимо более жесткое управление. Заказам с дефицитом материалов этой категории придется давать «зеленую улицу» после того, как будет приобретен материал, задерживающий их исполнение.

На общей схеме организации будут присутствовать все организационные единицы, так или иначе вовлекаемые в бизнес-процесс закупки материалов. Для каждой подгруппы материалов будет описан свой, частный бизнес-процесс, который может не использовать все организационные единицы или совпасть с бизнес-процессом другой подгруппы материалов. Для каждого частного процесса может быть выделен свой центр ответственности, например за заказ материалов АХ будет отвечать склад материалов, делающий заказ. За заказ материалов СZ может отвечать отдел продаж, который гарантирует, что заказанные комплектующие войдут в изделие, которое будет немедленно продано. Группу ВY может быть решено изготавливать по кооперации на другом предприятии, на котором издержки изготовления, хранения и доставки ниже.

Изменения могут коснуться и планово-диспетчерского отдела. Ведь дефицит всегда связан с производственной программой и не существует в отрыве от нее.

Одновременно отделы маркетинга, конструкторский и технологический могут разрабатывать свои мероприятия по отдельным группам. Например, отдел маркетинга может перепозиционировать товары с материалами группы АZ так, чтобы эти материалы переместились в группу АХ. Конструкторский отдел может модифицировать изделия с целью унификации комплектующих, в первую очередь категории С. В любом случае использование таких редких материалов и покупных изделий должно быть оправдано и санкционировано. Технологический отдел может модифицировать технологию изготовления, например заменив литье, эффективное в массовом производстве, механической обработкой стандартных заготовок, которая оптимальна в единичном производстве.

Мы не будем рассматривать все категории материалов, которые могут быть получены в результате анализа, и необходимые меры. Процесс этот творческий и на каждом предприятии решается по-своему. Еще раз только подчеркну, что и сам анализ, его методика должны быть составной частью стандарта предприятия. Стандарт должен быть основан на лучших практиках. Поэтому все положения должны быть проверены и либо утверждены, либо отвергнуты.

Зная риски задержки заказов, отдел продаж может более гибко оценивать сроки в договорах и искать компромиссы с клиентом уже на этапе продажи

Остался нерассмотренным пятый вопрос - приемлемый уровень дефицита на первой итерации. Максималисты скажут: «ноль и только ноль» и будут неправы. За все в этом мире приходится платить, в том числе и за «ноль». Согласно закону Парето, 20% усилий дают 80% результата, остальные 20% результата требуют приложения 80% усилий. Прагматичным было бы снижение уровня дефицита на 80% от текущего, то есть с 7-8% до 1,5%, ведь дефицит материалов - не единственная проблема предприятия. Важно, чтобы логист смог это донести и до генерального руководства.

Работа с поставщиками

Отдельно следует остановиться на работе с поставщиками. Необходимо оценить надежность поставщиков, возможные сроки поставок, условия, цены. Большой риск работать с монополистами. При невозможности найти альтернативного поставщика необходимо застраховаться от риска непоставки.

Делать это надо прежде всего с помощью мер технологического характера: нужно иметь возможность изготавливать изделие из альтернативных материалов, либо в альтернативной последовательности, позволяющей нивелировать отсутствие материала в момент старта заказа. Возможно, должны быть другие подходы во взаимодействии с поставщиком, кооперация с другими потребителями материала, приобретение доли предприятия поставщика, лоббирование установки квот на поставки.

Существует несколько подходов к выбору поставщиков и соответствующих методик. Для нас не столь важно, как осуществляется этот выбор, главное, чтобы он был обоснован. Но проектируя организационные изменения, важно не упустить, кто его будет осуществлять, с какой периодичностью его необходимо пересматривать для каждой группы материалов, кто и как это будет контролировать.

Урегулирование отношений с клиентами при срыве сроков заказа (11% несоблюдения)

Снова разобьем проблему на ряд простых вопросов.

1. Каковы задержки в сроках, абсолютные и относительные?

2. Каковы реальные выплаты штрафных санкций по заказам?

3. Какова вероятность судебных издержек?

4. Каков процент просроченных заказов попадает под штрафные санкции, под судебные разбирательства, решается без выплат?

5. Что влечет за собой «мирное» решение срыва заказа, есть ли скрытые издержки в виде заработной платы «переговорщикам», подарки, уступки и скидки в следующих заказах?

6. Сорваны ли сроки производством, отделом закупок, отделом логистики, отделом продаж, смежниками?

7. Сколько клиентов потеряно в результате срыва сроков?

8. Приемлемый процент несоблюдения сроков на первой итерации?

Все эти вопросы можно коротко обозначить как «источник возникновения и цена вопроса». Можно провести SWOT-анализ по каждому случаю срыва сроков, классифицировать их, определить узкие места в структуре предприятия, вызывающие срыв сроков, оценить вероятность возникновения риска срыва заказа и разработать мероприятия по снижению рисков. Аналогично случаю с дефицитом, не стоит стремиться к нулевым показателям: это дорого. Достаточно снизить процент до управляемой величины, с большинством заказчиков можно договориться «полюбовно», без штрафных санкций. Управляемый срыв сроков - это точно прогнозируемое время задержки. Зная риски задержки заказов, отдел продаж может более гибко оценивать сроки в договорах и искать компромиссы с клиентом уже на этапе продажи.

Проблемы дефицита материалов и срыва сроков наверняка окажутся связанными, но степень влияния одного на другое может быть различной. Необходимо проанализировать связи проблем друг с другом и устранить противоречия в планируемых мероприятиях таким образом, чтобы они не усугубляли ситуацию, а наоборот, способствовали ее разрешению. Общая рекомендация в таких случаях: для сильно связанных проблем желательно объединять центры ответственности, а для слабо связанных - разделять. Например, если в процессе анализа будет установлено, что 90% срыва срока заказов вызвано дефицитом материалов, то это сильно связанные проблемы, центром ответственности за сроки исполнения заказов в этом случае должен быть элемент структуры, отвечающий за снабжение. Если окажется, что в 9 случаев из 10 сроки срывает производство, то делать снабжение ответственным за сроки не имеет смысла.

Тотальный входной контроль изделий по кооперации

Проблема прозрачна, надо определить ее временную и финансовую метрики, перейти к количественным показателям.

1. Стоимость входного контроля каждого изделия.

2. Временные задержки деталей на входном контроле.

Обе характеристики требуют понижения. Тотальный контроль вызван полным недоверием к партнеру по кооперации. Входной контроль, безусловно, повышает уровень качества производимой продукции, но одновременно развращает поставщика. Один экономит на выходном контроле, зная, что все еще раз будет перепроверено, другой ставит заслон потоку брака. Это как раз та проблема, которая не может быть решена ни информационными методами, ни технологическими. Здесь нужны только организационные меры. Необходимо повысить уровень доверия между смежными предприятиями. Полностью от входного контроля отказываться не стоит: как говорится, доверяй, но проверяй. Но можно перейти на выборочный партионный контроль.

Математические методы контроля давно разработаны и, более того, стандартизированы. С партнерами надо работать так же, как с поставщиками: исключать монополию, применять экономические методы воздействия, оказывать технологическую поддержку. В конечном итоге партнер обязан взять на себя ответственность за производимую продукцию. Причем отвечать он должен не только за качество продукции, но и за своевременность ее поставки. Все мероприятия по работе с партнерами также должны быть регламентированы.

Исследование каждой из проблем предприятия, разработка мероприятий по их решению как бы накладывает очередную кальку на уже существующие процессы и видоизменяет их. Постепенно предприятие становится более приспособленным к текущим условиям. Это и есть переход к управлению изменениями. Теперь надо научиться управлять ими с той скоростью, с которой меняются условия, дабы закон Паркинсона «Темпы роста наших потребностей постоянно опережают темпы роста возможностей» был хотя бы частично опровергнут лично вами.

Управление цепочками поставок должно стать стратегической программой ориентации на клиента. Необходима комплексная переориентация традиционного комплекса снабжения. Снабжение должно относиться к стратегическому управлению цепочками поставок. Построение системы снабжения должно основываться на таких принципах как:

ü планомерность - поставка товаров соответственно спроса на него;

ü ритмичность - поставка товаров через относительно одинако­вые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы оптовых и розничных торговых предприятий, складов, транспорта и других звеньев цепи поставок;

ü оперативность - осуществление процесса снабжения продук­цией в зависимости от изменения спроса на нее;

ü экономичность - минимальные затраты рабочего времени, мате­риальных и денежных ресурсов на доставку продукции.;

ü централизация - закупка товаром специалистами централизованно для всех подразделений компании, на основании единой политики работы с поставщиками;

ü технологичность - использование современных технологий за­купок и поставок

Для достижения эффективности функционирования системы снабжения, механизм управления логистической системой должен быть подчинен цели или задаче, реализуемой с его помощью. Основной целью процесса снабжения является получение потребителем необхо­димой по качеству и количеству продукцию, в нужное время, в нуж­ном месте, с требуемым уровнем обслуживания (как до продажи, так и после нее) и по нужной цене.

Рассматривая поэтапное построение системы управления снабжением целесообразно выделить основные составляющие, дав им детальную расшифровку. Таким образом, процесс снабжения можно разделить на следующие компоненты: закупка, транспортировка, складирование и распределение.


Представленный на схеме процесс снабжения в компании можно отнести к многолинейной (функциональной) структуре распределение полномочий. В такой структуре распределения обязанности среди функциональных подразделений осуществляется в соответствии со спецификой рав­нозначных специализированных задач, т. е. предполагается, что различные виды (функциональные области) логистической деятельности пред­приятия осуществляются специализированными функциональными подразделениями. Таким образом, весь процесс снабжения состоит из четырех составляющих.

Такая структура распределения ответственности способствует быстрому накоплению профессиональных знаний среди сотрудников, но при этом есть определенные недостатки – в таком случае связи между сотрудниками функциональных подразделений ослабляются, что может негативно сказаться на общем результате деятельности.



Политика снабжения состоит из следующих элементов:

ü описание организационной структуры подразделения снаб­жения;

ü выявление и изучение источников ресурсов и поставщиков продукции;

ü определение потребности и расчет количества заказываемой продукции;

ü схема прохождения заказа;

ü установление количества и сроков поставок и наблюдение за ними;

ü управление запасами;

ü учет и контроль хода выполнения договорных обязательств.

Для удовлетворения желаний клиента или потребителя, а это является основной целью любой компании и работы отдела снабжения в частности, необходимо не только четкое взаимодейтсвие функциональных подразделений компании, обеспечивающих процесс снабжения, но и четкое понимание потребностей клиентов как таковых, то есть тех ожиданий, требований, которые клиент предъявляет к компании. Это связано с тем, что работа снабжения напрямую зависит от желания потребителя, который формирует рынок и спрос на продукцию любого вида. Формализируя процесс снабжения целью компании является постоянное улучшение таких показателей как затраты, время прохождения процессов (заказов) и качество. При этом базовым показателем является качество проводимых процессов. Так как именно благодаря качеству процессов и улучшению снабженческих операций повышается надежность. А обладая надежностью существует возможность снизить время прохождения процессов. Сокращение сроков прохожения процессов, необходимых для пополнения запасов, позволяют ускорить ответную реакцию на изменения пожелания клиентов. А это означает повышение конкурентноспособности компании на рынке и завоевание определенных преимуществ по сравнению с остальными конкурентами.

Несмотря на то, что скорость прохождения и выполнения заказа является одной из основных факторов, влияющих на качество обслуживания клиентов, необходимо дать полный перечень факторов, позволяющих стать лидером на рынке в условиях жесткой конкуренции, а именно это:

ü скорость выполнения заказа (время от момента отправки за­каза до получения продукции);

ü возможность срочной доставки продукции по специальному заказу;

ü готовность поставщика принять обратно поставленную про­дукцию, если в ней обнаружен дефект, и заменить в кратчайший срок качественной продукцией (или принять обратно продукцию без выяснения причин отказа от нее);

ü обеспечение различных объемов партий отгрузок продукции;

ü умение выбрать наиболее подходящий вид транспортировки;

ü наличие эффективно функционирующей службы обслужива­ния потребителей;

ü наличие надежно функционирующей распределительно-склад­ской сети;

ü достаточный уровень запасов продукции;

ü уровень цен, по которым предоставляется обслуживание по­требителям.

Все вышеперечисленные факторы можно сгруппировать и выделить два основных направления работы службы снабжения: способность максимально быстро и качественно поставить необходимых товар клиенту, т.е. выполнить заказ и построение эффективной системы взаимодействия с поставщиками товаров.

Информационная готовность определяется способностью пред­приятия предоставлять запрашиваемые потребителем данные на всех стадиях выполнения заказа.

Основные задачи информационной системы:

· непрерывное обеспечение управляющих органов логистичес­кой системы достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказа (о протекании функциональных и информаци­онных процессов);

· непрерывное обеспечение сотрудников функциональных под­разделений предприятия адекватной информацией о движении продукции по цепи поставок в режиме реального времени;

· реализация системы оперативного управления предприятием по ключевым показателям (себестоимость, структура затрат, уровень прибыльности);

· обеспечение прозрачности информации об использовании инвестированного капитала для руководства;

· предоставление информации для стратегического планирования;

· предоставление руководству информации о структуре общих затрат и расходов;

· обеспечение возможности своевременного выявления «узких мест»;

· обеспечение возможности перераспределения ресурсов пред­приятия;

· обеспечение возможности оценки сроков исполнения заказов потребителей;

· обеспечение прибыльности предприятия за счет оптимизации логистических бизнес-процессов.

Преимущества применения информационных систем в области закупок:

1. Компьютеризированная обработка данных процедур закупки сокращает ручную обработку до минимума. Это уменьшает коли­чество возможных ошибок и сокращает время обработки.

2. Учетная информация становится более точной и доступной по первому требованию. Это обеспечивает лучшую подготовку переговоров, лучшие цены и качество.

3. Контроль над операциями улучшается не только благодаря наличию информации для принятия правильных управленческих решений, но и благодаря облегчению обработки большого объема данных. Потребители освобождаются от решения повторяющихся задач и располагают большим свободным временем, которое они могут посвятить решению задач, приносящих добавленную ценность.

4. Оперативная деятельность улучшается благодаря наличию оперативных данных и улучшенному контролю над операциями. Сотрудники подразделения закупок предприятия могут полнее интегрировать свои действия с действиями сотрудников других подразделений предприятия.

5. Отношения с поставщиками могут быть улучшены благодаря ускорению потоков точных данных.

Информационное обеспечение логистики на предприятии представ­ляет собой деятельность по прогнозу, переработке, учету и анализу информации и является инструментом интеграции элементов сис­темы логистического управления.