Помним и гордимся: оригинальные идеи для сценария на День Победы. Внеклассное мероприятие для начальной школы "9 Мая – День Победы" Праздник 9 мая в школе

Для проведения этого мероприятия нужно и важно привлечь учеников старших классов. Этот сценарий подойдет для учащихся 3 и 4 классов. Также не забудьте пригласить Ветеранов, бабушек и дедушек, и всех близких людей.

Действующие лица
: Ведущий, Ведущая (старшеклассник и младшеклассник), участники сценок (старшеклассники и младшая школа), ученики младших классов.

Реквизит :
слайды (заранее подготовить презентацию о Дне Победы).

Актовый зал украшен в соответствии с тематикой мероприятия. На сцене появляются Ведущие (желательно в тематической одежде, соответствующей тому времени):

Ведущая :
Здравствуйте дорогие гости. В этот знаменательный для нашей страны день, мы рады видеть вас всех на нашем празднике, посвященному Великому Дню Победы.

Ведущий :
22 июня, ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.

Эти строки знакомы каждому. Столько горя и зла принесла нашему народу Вторая мировая война. Никто не забыт, ничто не забыто!

Ведущая :
Сколько семей лишилось своих домов, сколько женщин лишилось мужей, сколько детей осталось сиротами. Давайте почтим память погибших минутой молчания.

(Минута молчания)

Ведущий :
Волнующий миг прощания, не менее волнительный момент встречи. Как это было?

Сценка «Прощание» .
Участвуют ученики старших классов. На слайде изображен перрон). На сцене появляется парень (в военной форме) и девушка (летнее платье и синий платок на плечах) :
- Что ты слезы льешь, глупая? Война скоро закончится, и я обязательно к тебе вернусь!
- Чует мое сердце беду. Как же я без тебя здесь буду?
- Ты главное дождись меня, пиши мне письма долгие на фронт и люби меня всем сердцем! Вот увидишь, мы разгромим врага в первой битве, ведь у нас вон какие боевые ребята!
- Ой неспокойно мне, не спокойно. Ты только береги себя, ладно? Я тебе в дорогу еды собрала, и вот, возьми мой крестик, он поможет, будет тебя защищать от зла, а я каждую ночь буду молиться о тебе!
(Звучит гудок паровоза)
- Долг зовет. Мне пора! Ты всегда будешь в моем сердце, никогда не разлюблю тебя! Я скоро вернусь, слово Солдата!

(Обнимает, целует ее на прощание и удаляется. Звучит музыка, девушка поет песню «Синий платочек», допевая песню удаляется)

Ведущий :
Не многим известно, что солдатам Красной Армии удалось разгромить около 80% немецких войск, в то время когда Великобритания уничтожила всего 20%.

Ведущая :
В войне принимали участие, как мужчины, так и женщины. В Советской Армии был отряд «Ночные ведьмы», которому удалось сбросить на вражеские войска около 3000 тонн бомб. Они были бесшумными, ловкими и бесстрашными. За уничтожение хотя бы одного самолета, Гитлер обещал наградить «Железным крестом».

(Можно показать слайд с фотографией отряда)

Ведущий :
Наибольшее число жертв во время Второй мировой войны было в России - около 21 миллиона человек.

Ведущая :
Не многим известно, что самым молодым солдатом считается американский подданный Кальвин Грэм, отправившийся на войну в 12-ти летнем возрасте. (Показать фотографию на слайде). В Великую Отечественную войну пять школьников не достигших 16 лет получили звание Героя. Этими детьми гордилась вся страна. Лене Голикову и Саше Чекалину было 15, Вале Котик, Марату Казею и Зине Портновой было 14 (фотографии на слайдах) .

Ведущий :
Невзирая на страх и ужас, наши бравые солдаты никогда не падали духом. Очень много песен звучало на фронте, так одной из самых полюбившихся стала «Смуглянка».

(На сцене появляются ученики младшей школы. Мальчик с гармонью в руках, девочки в белых носочках и исполняют танец под композицию «Смуглянка»)

Ведущая :
Мы никогда не забудем,
Мы будем помнить всегда,
Сколько страданий, горя и зла,
Нашей стране причинила война.
Мы никогда не забудем,
Героев войны,
За наше спокойствие,
Они жизнь отдали!

Ведущий :
Мы никогда не забудем,
Мы не вправе забыть,
И подвиги эти,
Нам нужно ценить!
Дань уважения должны мы отдать,
Воинам доблестным, цветы возлагать!

(Несколько учеников под присмотром учителя, относят цветы к ближайшему памятнику)

Ведущая :
Приглашаю на нашу сцену, учеников (называет класс) , для торжественного .

Ведущий :
Война длилась 1418 дней. Это по сей день считается самым страшным событием, произошедшим на нашей планете. Люди не теряли веру, в их сердцах жила надежда и любовь.

Сценка «Солдаты у костра» .
Действующие лица - старшие и младшие школьники. На слайде изображен лес и костер.

Солдат 1:
- Эх, сейчас бы лечь на свою теплую постель, съесть домашнего борща и послушать песни дочурки. Эх, как она поет. Ей в декабре 5 лет исполнилось.

Солдат 2:
- А я бы как прогулялся бы по полю, да как бы обнял свою Машку!

Солдат 3:
- А мне сегодня письмо пришло. У меня сын родился, жена Алешкой назвала, в честь папы. Пишет, что крепкий малыш, очень на меня похожий. Все бы отдал, лишь бы снова семью увидеть!

Солдат 4:
- Увидишь! Все мы вернемся домой, вот-вот война кончится, и снова будем дома!

Солдат 1:
- Вот уж четвертый год пошел, а она все не кончается окаянная! Вон сколько в лесу этих немцев!

Солдат 2:
- Апрель в этом году теплый. В прошлом году было слякотно, сыро.

Солдат 3:
- Товарищи, как представлю, как там моя жена, да еще и с ребенком, сердце кровью обливается!

Солдат 4:
- Потерпи, осталось немного. Чувствует моя душа, что скоро конец.

Солдат 1 (начинает тихонько петь):
- Темная ночь, только пули свистят по степи...(все начинают подпевать).

Ведущий :
Война. Сколько боли звучит в этом слове. Сколько разбитых надежд, планов и сколько горя, причиненного людям.

Ведущая :
Война сделала хрупких женщин сильными. Не побоявшись смерти, они отправились на фронт, защищать свою страну. Так, восемьдесят семь женщин получили звание Герой Союза.

Ведущий :
Большинство женщин были снайперами или служили в разведке. Их боялись и уважали. Среди общего количества офицеров - 80 тысяч были женщины.

Ведущая :
Гордимся. Помним. Благодарим!

Ведущий :
Не всем известно, что День Победы не отмечали 17 долгих лет! Впервые масштабное празднование случилось в 1965 году.

Ведущая :
День Победы - это день памяти, и мы клянемся, что никогда не забудем, что было сделано во имя страны, во имя народа и свободы!

(Все участники выходят на сцену и поют песню «День Победы». Если в зале присутствуют Ветераны, им вручают цветы)

ВЕД.1. Здравствуйте, дорогие, друзья!

Сегодня праздник отмечает вся страна!

ВЕД.2 . Сегодня праздник входит в каждый дом,

И радость к людям с ним приходит следом.

ВМЕСТЕ: Мы поздравляем вас с великим днём,

С днём нашей славы! С днём Победы!

ВЕД.1. С великим праздником, держава,

С победным светом на пути!

Светлее праздника, пожалуй,

На всей планете не найти!

ВЕД.2 .Этот день людской слезой согретый.

Сколько времени бы ни прошло,

Всем, кто тихо скажет:

«День Победы!» -

Объяснять не надо ничего.

(Поёт Аня Пирущая «Кино идёт»)

ЧТЕЦ:

Почему победили?
Прост вопрос и не прост….
Потому что бесстрашно
Встали в полный вы рост!

Почему победили?
Здесь не мало причин
Потому что вы вместе
Были все, как один

Почему победили?
Что напрасно гадать?
Потому что любили
Нашу Родину – Мать!

Ну а если иначе
Чтобы было ясней:
Вы любили Отчизну
Больше жизни своей!

ВЕД.1. Сегодня день особенный для нас:

Счастливый день, великий День Победы,

Ее добились наши прадеды и деды,

И мы о ней расскажем вас сейчас.

ВЕД.2. Вот сорок первый год, конец июня,

И люди спать легли спокойно накануне,

Но утром уже знала вся страна,

Что началась ужасная война.

(Песня «Белые панамки»)

ВЕД.1 .Шло детство, поспела клубника...

Нам день обещал тишину.

И был нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

ВЕД.2 .И болью огромного роста

Набат поднимался, как крик.

И было, детям, не просто

Понять этой скорби язык.

ЧТЕЦ: Дети войны, вы детства не знали

Ужас тех лет от бомбёжек в глазах

В страхе вы жили. Не все выживали

Горечь- полынь и сейчас на губах.

Дети войны, как вы же голодали…

Как хотелось собрать горсть зерна

На зрелых полях колосья играли

Их поджигали, топтали… Война…

Чёрные дни от пожаров и гари-

Детским сердцам непонятны они,

Зачем и куда тогда вы бежали,

Всё покидая в те горьки дни.

(Звучит песня «Дети войны»)

ЧТЕЦ:

Вокзал был тихим,

Маленьким и грустным,

Жевали с хрустом лошади овес.

Но вот под шпалой резко гравий хрустнул,

И задрожали рельсы от колес,

И к полустанку выплыли теплушки.

Березы у перрона встали в строй.

И запоздало охнула частушка,

Наполненная болью и тоской:

И лопнуло мгновенно напряженье,

Хлестнуло в сердце жарким и тугим.

И с дрожью взвился женский голос: «Женя!

И как же мы... Себя побереги!»

А он пошел, уже солдат России,

К теплушкам, к погрустневшим землякам,

И сыновья с ним рядышком босые

По-взрослому шагали по бокам.

А женщина осталась небольшая,

С нее печаль бы русскую писать!

Она в карманах суетливо шарит

И все платка не может отыскать.

И в толкотне ей удалось всмотреться -

Целует муж заплаканных ребят...

И сквозь поселок, словно через сердце,

Ушел состав в пылающий закат. Фонограмма уходящего поезда

ВЕД.1 .Уходили бойцы, насмерть с немцами биться.

Брали с собой они горсть родной землицы.

И за Русь свою в бою насмерть все стояли.

За любимую страну жизни отдавали.

ВЕД.2. За справедливость, свободу отчизны

В бой отправлялся защитник - герой

Счастья, спокойствие, мир нашей жизни.

Были добыты священной ценной!

(Лиза и Аня «Щербатый месяц»)

ВЕД.1. В приветном мирных будней ритме

Глуше отзвук нашумевших битв,

Но ничто не может быть забыто

И никто не может быть забыт!

ВЕД.2. Дни весны наступающей им уже не даны.
На минуту встаньте, пожалуйста,
В память всех не пришедших с войны.

(Минута молчания)

(Песня Кристина Вилкова)

ЧТЕЦ:

Было много очень страшных битв,

В которых враг был окончательно разбит:

Великое сраженье под Москвой,

В котором мы врагу

Сказали грозно: «Стой!»

Конечно, вспомнить надо

И окружение врага под Сталинградом,

И Курскую дугу, и Крым, и Ленинград.

Был Гитлер, что напал на нас, уже не рад.

И мы пошли освобождать Европу:

Солдаты наши в блиндажах, в окопах,

В землянках, танках, дотах, дзотах,

На кораблях и самолетах...

Фашистских оккупантов побеждали,

До самого Берлина немцев гнали.

Был взят Берлин, и на рейхстаг

Был гордо водружен наш флаг.

И было торжество у всей страны.

И снова, отмечая праздник этот,

Героев вспомнить мы должны,

Призвавших недругов к ответу.

ВЕД.1 .Прошла война, будто кадры кино,

В черно- белых разрывах фугасных.

И в большом кинозале эпохи темно,

С той войны сколь б лет не прошло

О войне той расскажет кино

(Кукушка. Поёт Эмма.)

ВЕД 1 .Сколько лет прошло со дня Победы?

Сколько мирных и счастливых лет?!

Мы благодарны вам наши прадеды и деды,

Что сказали вы фашистам «нет»!

ВЕД.2 . Благодарны вам за то, что отстояли

Вы отчизну, дорогой ценой,

Чтоб улыбки у детей сияли

Вы на смерть шли, жертвуя собой.

ВЕД.1 .Мы гордимся бесконечно вами,

Верные защитники страны,

ВЕД.2. Боль утрат притерпится с годами.

Только б не было опять войны!

ЧТЕЦ:

Давно закончилась война.

Давно с войны пришли солдаты.

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты.

Вам, всем кто вынес ту войну-

В тылу иль на полях сражений-

Принес победную весну,-

Поклон и память поколений.

Спасибо, Вам ветераны-

Солдаты минувшей войны

За вами тяжелые раны,

За вами тревожные сны.

За то, что отчизну спасали Вы,

Сыновнему долгу верны,

Спасибо, родные, спасибо,

От тех, кто не знает войны!

Всем, ветераны, яростных сражений,

Чья молодость закалена в бою,

Приносим мы любовь и уважение,

И светлую признательность свою.

За то, что вы героически воевали,

За то, что шли сквозь 1000 смертей,

За то, что никогда не забывали

О долге перед Родиной своей.

ВЕД.1. Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день сорок пятого года

Стал последнею точкой в войне . ВЕД.2. За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам –
Деды, прадеды, спасибо вам!

(Звучит песня Лолы «Майский Вальс»)

ВЕД.1. Недаром сегодня салюты звучат

ВЕД.2. В честь нашей Отчизны,
ВМЕСТЕ: В честь наших солдат!

ВЕД.1 . Мы поздравляем дорогих наших ветеранов!

ВЕД.2 . Благодарим всех зрителей, за вашу поддержку

и теплые аплодисменты!

Вместе: До свиданья друзья! До новых встреч!

Цель занятия: воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны.

Методические указания:

  • Встреча приурочена к празднованию 66 годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
  • Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы:
    • литературно-музыкальная композиция;
    • мультимедийная презентация (показ слайдов)
    • фрагменты фильмов;

Место проведения: школа, актовый зал

Ход мероприятия

Учитель. 9 мая вся страна отмечает великий праздник - День Победы, 66-ю годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне.

66 лет как окончилась война, война, которая унесла более 20 миллионов жизней, которая превратила города и поселки в руины, вывела из строя заводы, фабрики. Много горя и страха принесла война, но, несмотря на голод, холод и разруху наш народ победил. Он победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе - он победил фашизм.

День Победы - это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив.

9 мая отмечают во всем мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг. Наш народ очень трепетно относится к этому празднику и передает его из поколения в поколение.

Сегодня мы поздравляем всех с этим великим праздником и желаем всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное, голубое небо, чтобы никто никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.

Время бежит быстро и сегодня с нами уже мало тех, кто завоевывал Победу на фронте и в тылу. Наш праздник мы дарим всем ветеранам, всем представителям старшего поколения.

(Выступает ученик со стихами)

Нет на свете Родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёдзы всех светлее,
Где отрадны рощи и леса,
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза.
Победа!
Славный сорок пятый!
Но мы оглянемся назад:
Из тех военных лет солдаты
Сегодня с нами говорят

Учитель. 22 июня 1941 мирная жизнь советских людей была нарушена. Началась Великая Отечественная война.

Ученик 2

Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно
Алые звёзды
На знамёнах неся.

Ученик 3

Война была священной. В этом
Не усомнится даже тот,
Кто прилетев с другой планеты,
Земли историю прочтёт
Прочтёт о том, как под луной
Страна возмездием жила.
Война священна, если Зоя,
Не дрогнув, к виселице шла.

Ученик 4

Война священна. И Матросов
Всем сердцем лег на пулемёт
О, сколько русых и курносых
Во имя жизни смерть возьмёт
Они уйдут в сырую землю,
В рассветы, в травы, в зеленя,
До самой смерти веря,
Всей правоте твоей, Москва!

Учитель. Грозный сорок первый: Как он изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, оборвал жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил мечты семнадцатилетних, которые прямо "из детства" ушли в грязную теплушку, в эшелоны с пехотой, в санитарные взводы!

(Выступают ученики со стихами)

Ученик 5

Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!

Ученик 6

Как ненавижу я войну!
Уж сколько лет она мне снится-
Нарушив сон и тишину,
Всё по ночам ко мне стучится.
Стучатся те, с кем воевал,
Кто не вернулся с поля боя.
Я каждый день друзей терял
И засыпал в траншее стоя

(Просмотр на экране видео "От героев былых времен")

Учитель.Они хотели вернуться в родные дома, чтобы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели! Но... бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть с петлей на шее во вражеском тылу. Почти 70 лет прошло с того летнего воскресного дня 1941 года, но каждый из нас прочувствовал строки, бьющие прямо в сердца.

Ученик 7

Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налёт, пошёл на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.

Ученик 1

Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война

Учитель. На защиту Родины встали все и взрослые и дети. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, заступали на трудовую вахту в тылу женщины и дети.

Самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина-мать

Ученик 8

Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
В то утро простились с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.

Ученик 9

Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и счета-
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе волей- неволей-
А надо повсюду поспеть
Одна ты и в поле и дома,
Одной тебе плакать и петь.

Учитель. Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, 1417 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шел смертельный бой "не ради славы - ради жизни на Земле". Но даже в дни тяжелых испытаний - в битвах под Москвой, Курском, на Волге и Днепре - наши воины верили, что придет час расплаты с ненавистным врагом. Ведь шла освободительная война, а это не только смерть, кровь и страдания, это еще и гигантские взлеты человеческого духа, бескорыстия, самоотверженности и героизма.

Ученик 10

И шла война четыре долгих года.
Мы воевали за свою свободу.
Враги хотели нашу землю захватить,
А нас в рабов послушных превратить.
И было много страшных битв,
В которых враг проклятый был разбит.
Великое сраженье под Москвой,
В котором мы врагу сказали твёрдо: "СТОЙ!"

Учитель. Во время войны шли тяжелые сражения в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском, Ленинградом, на Кавказе. Очистив от фашистов территорию нашей Родины, солдаты освободили от фашистского ига народы Европы.

Ученик 11

Конечно, вспомнить надо
И окружение врага под Сталинградом,
И Курскую дугу, и Крым, и Ленинград.
Был Гитлер, что напал на нас, уже не рад.
Фашистских оккупантов побеждали,
До самого Берлина немцев гнали.
Был взят Берлин, и на Рейхстаг
Был гордо водружён наш флаг.

Учитель. И он пришел этот день - 9 мая 1945 года. День Победы! С каким нетерпеньем его ждали угнетенные народы Европы! Во имя его были пролиты реки крови и перенесены тягчайшие испытания. В годы войны погибло свыше 20 миллионов наших граждан.

Не дождались с фронта своих сыновей и дочерей тысячи матерей.

Май 1945 года: Разве можно забыть события тех дней?

Ученик 12

Запомним всех героев поимённо,
Кем сломлена
Фашистская орда!
Вот падают фашистские знамёна,
Чтоб больше
Не подняться никогда!

Ученик 13

Война закончилась,
Но песней опалённой
Над каждым домом
До сих пор она кружит,
И не забыли мы,
Что двадцать миллионов
Ушли в бессмертие,
Чтоб нам с тобою жить.

(Просмотр на экране видео "Минута молчания".)

Учитель. 66 лет прошло с того дня, как закончилась война. Но в памяти народной навсегда остались те, кто принес нам Победу в мае 1945 года

Ученик 14

Мир кланяется советским солдатам,
Их видит любимая Москва!
Вы слышите!
Шагают в сорок пятом
Победные
Советские войска!
Под Брестом, под Москвой и в Сталинграде
Свой путь они
К Рейхстагу повели!
И вот
На историческом параде
Стоят освободители Земли!

(Просмотр на экране видео "Парад Победы".)

Ученик 15

Спасибо вам, ветераны,-
Солдаты минувшей войны-
За ваши тяжёлые раны,
За ваши тревожные сны.
За то, что Отчизну спасли вы,
Сыновьему долгу верны,
Спасибо, родные, спасибо,
От тех, кто не знает войны!

Объяснить значение слов, связанных с темой, работа по запоминанию важных дат;

Воспитывать уважение к старшему поколению, к ветеранам;

Развивать речь, продолжить работу по обогащению словарного запаса;

Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к истории России;

Развивать творческие способности учащихся;

Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы;

Развивать умение работать в команде;

Уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

. Учащиеся должны усвоить историю происхождения праздника, запомнить памятные даты;

Воспитывать уважительное отношение к старшим, к ветеранам.

Оборудование: ПК, проектор, словарь, фото родного города, список городов-героев, презентация по теме, таблица важных дат (см. ), записи песен военных лет, кинофильм "Сталинград", свеча.

Межпредметные связи : литература, история, музыка.

Ход урока

I. Орг. Момент

II. Актуализация

Вступительная беседа:

Учитель:

Какое время года за окном? (Весна)

А что означает выражение "красный день календаря"? (Праздник)

Праздники бывают разными: государственные и семейные, религиозные и городские. Например, 8 Марта - праздник государственный, мы празднуем его всей страной. Пасха - праздник религиозный, потому что он связан с церковным календарем.

Но есть у нас праздник, который является и государственным, и семейным. Это тот праздник, который называют "праздник со слезами на глазах". Это День Победы.

Что вы знаете об этом празднике? Что означает дата "9 Мая"? (Это праздник Победы. 9 мая 1945 года наши воины одержали победу в войне с фашистами.)

III. Подготовка к восприятию темы

Учитель: Наша страна пережила величайшую трагедию - войну. А что значит "война"? Как вы понимаете это слово? (Ужас, смерть, страх, потери, голод, слезы, горе)

Вот что сказал о войне наш великий писатель Л. Толстой: "Война - величайшее из несчастий, которое мог выдумать человек".

IV. Постановка целей и задач урока

Учитель: Мы с вами живем в прекрасной стране, в прекрасное время. Небо над нашей страной мирное. И это - счастье, потому что хуже войны нет ничего на свете! И мы с вами живем, потому что в те далекие сороковые годы наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки пожертвовали собой.

Теперь наш долг - помнить об этом, не забывать те страшные годы, когда миллионы жителей нашей страны продемонстрировали невероятную силу духа, мужество и отвагу, смелость и отчаянную храбрость. Когда миллионы людей шли на смерть, чтобы мы с вами жили.

V. Объяснение темы

Учитель : Сегодня я вам предлагаю совершить прогулку в прошлое. Это будет нелегкая прогулка. Но она нам необходима, чтобы мы сами увидели, что такое война, и чего стоила нам победа.

VI. Приложение

Работа с приложением:

  • Материал: скачать презентацию
  • Таблица: смотреть приложение
  • Музыка в презентации: Chopin - E Minor Prelude

Звучит мелодия вальса "Школьный выпускной"

Учитель : Стояло лето 1941 года. 21 июня во всех школах страны старшеклассники праздновали выпускной. Смех и счастье, мечты о прекрасном будущем, танцы до утра, веселье. И вдруг! На рассвете зазвучало зловещее….

Запись звуков летящих самолетов, взрывов.

22 июня 1941 года фашистские захватчики вторглись в пределы нашей Родины. Началась война. Тысячи мальчишек и девчонок прямо с выпускного бала отправились на войну.

Начинается заполнение таблицы (см. )

Таблицу можно выполнить на интерактивной доске.

Звучит отрывок из песни "Священная война".

Первыми приняли удар защитники пограничного города Брест.

На отдельном листе записывают название городов. Список пополняется по ходу беседы. Список назвать "Города-герои"

О подвиге солдат, служивших в Брестской крепости, сложили немало стихов, до сих пор снимают кинофильмы. В память о тех, кто первым стал грудью на защиту Родины, написал поэт С. Щипачев.


1) Работа со словарем :

На доске слова: немецко-фашистские захватчики, Великая Отечественная война, страна, Родина, Отечество.

Вопросы:

. Почему войну назвали Отечественной? (Люди защищали Отечество)

. Что значит Отечество? (Родина, Отчизна)

. Кто такие немецко-фашистские захватчики? Чего они хотели? (Это фашисты, которые хотели поработить наш народ, заставить работать на себя. Кроме своей нации они никого не признавали).

. Как вы понимаете выражение "Город-герой"? (Город, прославившийся своей героической обороной в Великой Отечественной войне).

Продолжение беседы:

Учитель: Наши воины сражались не на жизнь, а на смерть. Но фашисты были хорошо подготовлены к войне, у них было больше оружия, больше солдат. Несмотря на отчаянное сопротивление, наши войска отходили все дальше.

Фашисты рассчитывали на быструю победу. Они стали наступать сразу в трех направлениях: на Киев, на Москву и Ленинград, на города возле Черного моря.

2) Беседа:

. Как вы думаете, почему фашисты стремились сразу захватить Москву? (Это главный город нашей страны, столица государства)

. Как сейчас называют город Ленинград? (Санкт-Петербург)

. Почему фашисты хотели отрезать путь к Черному морю? (Хотели уничтожить флот)

Продолжение беседы:

Но мы не могли позволить, чтобы по улицам нашей столицы разгуливали фашисты. И на защиту Москвы встали все - от мала до велика. В сентябре 1941 года, когда захватчики уже вплотную подошли к Москве, всю страну облетели слова командира В. Клочкова: "Велика Россия, а отступать некуда. Позади - Москва!". Отстояли.

Звучит отрывок из песни "Марш защитников Москвы"

Не смогли фашисты одолеть и Ленинград. И на долгие 871 день они заковали город в кольцо блокады.

3) Работа с таблицей и словарем:

Блокада - это изоляция города с целью отрезать его от мира.

Продолжение беседы:

А на берегах Черного моря разразились кровопролитные битвы за каждый клочок земли, за каждый корабль. В этом ряду немало городов, которые внесли значимый вклад в будущую победу: Керчь и Севастополь, Одесса и Новороссийск.

В 1943 году наступил перелом. И началось все с битвы под Сталинградом. Впервые советским войскам удалось одержать столь значимую победу.

Заполнение списка "Города-герои" и таблицы важных дат

Сталинградская битва - крупнейшая сухопутная битва в истории человечества. В этой битве погибло около 2-ух млн человек. Но это была наша победа. И с тех пор 2 февраля отмечается как День воинской славы России.

Показ отрывка из кинофильма "Сталинград"

. Как называется город Сталинград сейчас? (Волгоград)

. Какие фильмы о войне вы смотрели?

Продолжение беседы:

С этой поры начинается победное наступление наших войск по всем фронтам. Фашисты стали отступать к границам, а затем наши воины гнали этих завоевателей и по городам Европы, освобождая их от фашистов.

Звучит отрывок из песни "Дорога на Берлин"

И вот наступила весна 1945 года. Наши воины гнали фашистов до самого Берлина. Над главным зданием фашистов - над Рейхстагом, взвилось наше знамя. 9 мая 1945 года была объявлена Победа!

Первый день мира люди встретили ликованием. Все высыпали на улицу. Незнакомые люди обнимали друг друга и поздравляли. Плакали от счастья.

А в полночь в Москве грянул салют. 30 залпов из 1000 орудий возвестили миру о том, что самая кровопролитная и самая жестокая в мире война закончилась. И закончилась нашей Победой!

Звучит отрывок из песни "Майский вальс"

Учитель зажигает свечу. (Если того требует техника безопасности, то можно использовать слайд с Вечным огнем)

Учитель: Посмотрите на эту свечу. На что похож огонь? Что он символизирует?


Есть огонь, который символизирует память. Посмотрите на фото "Могила неизвестного солдата в Москве". Возле этой могилы всегда горит огонь. И каждый день выстраивается Почетный караул. А пост называется "Пост № 1". Он самый важный и самый почетный.

. Откуда такое название: могила Неизвестного солдата?

. Почему огонь всегда горит возле таких могил?

. Почему возле этих могил всегда лежат свежие цветы?

. Есть ли могила неизвестного солдата в нашем городе?

. Какие памятники в нашем городе установлены в честь великой Победы?

. Что означает надпись "Подвиг твой вечен"?

Более 20 млн. советских людей погибло в годы войны. Мы никогда не забудем тех, кто защищал нашу Родину в эти страшные дни. В память обо всех погибших прошу вас встать. Почтим их память минутой молчания.

Звучит метроном

Учитель: С тех пор прошло уже 69 лет. Мало осталось тех людей, кто воевал, кто жил и работал в тылу. Это наши ветераны. Они - герои. Именно им мы обязаны тем, что живем мирно и счастливо, в такой прекрасной стране. Они завоевали нам свободу.

Звучит песня "День Победы"

VII. Закрепление темы. Блиц-опрос

Вопросы:

1) Назовите важные даты Великой Отечественной войны

2) За что присуждают звание "Город-герой"?

3) Перечислите эти города.

4) Какие улицы в нашем городе названы в честь Победы? Какие памятники установлены?

Звучит отрывок из песни "Поклонимся великим тем годам"

VIII. Рефлексия

. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

. Как вы поздравите наших ветеранов?

IX. Домашнее задание

1) Дополнить список городов-героев.

2) Выучить стихотворение о войне.

3) Творческое задание: Написать письмо неизвестному солдату.

Так же, сценарий подходит к юбилейной, круглой дате Дня Победы.

  • Вечер должен начаться несколько необычно, например, так:
    в темном зале слышен записанный на пленку звук метронома, на заднике поочередно высвечиваются две даты: 1945-2010 г. (Или другой год). Когда высвечивается первая дата звук метронома обрывается. Звучит «Приказ Верховного Главнокомандующего Красной Армии и Военно-Морского Флота. 9 мая 1945 года». На экране появляются кадры из хроникально-документального фильма. Из зала на сцену поочередно поднимаются ведущие, они внимательно вглядываются в кадры старой хроники. Кадр останавливается.

Ведущий 1: Поколение победителей. Поколение наших дедов. Вглядитесь в этих людей.

Ведущий 2: Это радость тех, кто четыре года, долгих четыре года войны мечтал об этом дне, шел к этому дню.

Ведущий 3: Вглядитесь в эти лица. Это радость тех, кто четыре долгих года ждал сына, мужа, отца, брата.

Ведущий 4: Это великая, ни с чем несравнимая радость встречи, которой могло и не быть.

Ведущий 5: Вглядитесь в лица этих людей. Вернувшихся и ждавших. Это не только слезы радости, общей народной радости, это слезы утраты каждого, это скорбь народная...

Если Вам понравился этот сценарий, то любой наш аниматор проведет по этому сценарию Ваш банкет в одном из ресторанов Москвы , а детский фотограф и детский видеооператор с удовольствием организуют детскую фотосъемку и детскую видеосъемку . Также к Вашим услугам украшение зала шарами и оформление зала цветами , ростовые куклы и фокусники . Все эти услуги Вам предоставит наше «Банкет-Москва», основной задачей которого является и .

Ведущий 6: О двадцати семи миллионах своих сыновей и дочерей скорбит народ в этот день.

(Кадр исчезает. Полный свет на сцену.)

Ведущий 1: День Победы празднует наша страна. Сегодня, так же как и шестьдесят пять лет назад, в далеком уже сорок пятом, этот праздник
остается радостным и трагическим никогда не исчезнет из памяти народной гордость за великую победу, память о страшной цене, которую
мы заплатили.

Ведущий 7:

Плескалось багровое знамя.
Горели багровые звезды,
солдат!
Слепая пурга накрывала
багровый от крови
закат.
И слышалась поступь дивизий,
великая поступь
дивизий.
Начертано слово:
Железная поступь дивизий,
точная поступь солдат!
Навстречу раскатам
Ревущего грома
мы в бой поднимались
светло и сурово.
На наших знаменах
начертано слово:
ПОБЕДА!
Победа!
Победа!

Во имя живущих -
Победа!
Во имя грядущих -
Победа!
И не было гордости выше,
И не было доблести выше -
Ведь кроме желания выжить.
Есть еще мужество жить!
Навстречу раскатам
Ревущего грома
Мы в бой поднимались светло и сурово.
На наших знаменах
Начертано слово
Победа! Победа!

(Во время исполнения задник сцены подсвечивается красным светом. Остальные ведущие, застыв, слушают.)

Ведущий 3: Какими были они, наши ровесники, в сорок первом? Какими были они, солдаты Великой Отечественной?

Ведущий 4: Какими были они, девушки и юноши весны сорок первого, призывники и добровольцы лета сорок первого?

Ведущий 1: Какие они, ребята поколения сороковых?

Ведущий 2:

Сороковые, роковые.
Военные и фронтовые.
Где извещения похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно.
Холодно.
Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке.
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете.
Худой, веселый и задорный.

Ведущий 3:

И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный,
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало,
И лишь потом во мне очнулось.
Сороковые, роковые.
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Ведущий 4: «Такие молодые» встретили грудью врага, защищали Родину, они были «такие молодые», что даже война не смогла заставить их перестать радоваться жизни, любить, удивляться.

Ведущий 3: Единственное, чему они не удивлялись, - это тому, что с начала войны неожиданно стали взрослыми, что на их плечи легла огромная тяжесть - ответственность за судьбу Отчизны. Были ли они готовы к этому испытанию?

(На экране через эпидиаскоп идет кадр: страницы из ученической тетрадки, исписанные аккуратным почерком.)

Ведущий 6: Обычная тетрадка обычной школьницы. Только школьница перешла в X класс в сорок первом, только тетрадка эта - ее военный
дневник. Перед вами дневник Веры Ананьевой.

Ведущий 5 (читает с экрана, после первых строк обращается в зал):

«1941 год, 22 июня. Уже шесть часов. Пришла домой. Узнала, что началась война. Я очень расстроилась, даже поплакала. Ведь если папу возьмут на фронт, то я не буду учиться. Потом решила - учиться на медсестру, работать в лазарете и, если надо, идти туда. Все девчонки из нашего класса решили пойти в райком и записаться в РОКК. Завтра пойдем... Настроение у меня такое, словно завтра иду на фронт. Весь день по радио передают, что всюду в стране проходят митинги. Все готовы защищать Родину. Думала ли я когда-либо, что доживу до войны? Пожалуй, думала. Но в голове почему-то всегда мчались лихие эскадроны, и я впереди - в шлеме с шашкой наголо. А от нас убегают белые... Все было как в кино - легко и красиво. А какая она, война не книжная...»

Ведущий 8 (речитативом):

Ах, война, что ж ты сделала подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
И ушли - за солдатом солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлука и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом!
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
постарайтесь вернуться назад.

Ведущий 5: Это звучало как заклинание: «Постарайтесь вернуться назад!». Но не всем было дано вернуться, а кто вернулся, помнит, помнит о павших, о боевых друзьях.

Перебирая наши даты,
обращаюсь к тем ребятам.
Что в сорок первом
шли в солдаты
И в гуманисты в сорок пятом.
А гуманизм не просто термин,
К тому же, говорят абстрактный.
Я обращаюсь вновь к потерям.
Они трудны и невозвратны.
Я вспоминаю Павла,
Мишу,
Илью,
Бориса,
Николая.
Я сам теперь от них завишу,
Того порою не желая...

Ведущий 6: Поэт Давид Самойлов вспоминает «трудные и невозвратные» потери. Поэт Павел Коган. Поэт Михаил Кульчицкий. Поэт Николай Майоров.

(На экране портреты этих поэтов из книги «Имена на поверке».)

Ведущий 1: Павел Коган. Погиб 26 сентября 1942 года на сопке Сахарная, под Новороссийском, во время поиска разведчиков.

Ведущий 7: Они были наши ровесники, может быть, немного старше. Они, наверное, были в чем-то похожи на нас, на тебя или на тебя; но они росли в другое время, когда в воздухе уже пахло порохом, когда коричневая чума уже застилала небосвод Европы. Они были романтиками, они мечтали о подвиге.

(На задник сцены падает голубой свет.)

Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете как миф
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте.
Мы б сохранились в бронзовых веяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.

Ведущий 1: ...писал Н.Майоров в 1940 году. В воздухе пахло порохом, уже шла вторая мировая война.

(На экране кадры из учебного фильма «Начало второй мировой войны»).

Поколение сороковых. Один из этого поколения, Павел Коган, вглядываясь в завтрашний день, пророчески предвидел свою судьбу, судьбу
многих ровесников:

Упасть лицом на высохшие травы,
нам лечь, где лечь,
И там не встать, где лечь.
Упасть лицом на высохшие травы
И уж не встать, и не попасть в анналы,
И даже близким славы не сыскать.
И, задохнувшись «Интернационалом».

Ведущий 2: Павел Коган погиб 23 сентября 1942 года. Он предугадал все, даже высохшие травы, все, кроме одного: слава о нем, разведчике и поэте, жива, не померкнет слава поколения победителей живых и павших.

(Звучит запись 8-й главы «Реквиема» Р. Рождественского в авторском исполнении или ее читает ученик.)

Ведущий 3: Романтики поколения сороковых недосчитались многих, слишком многих на параде Победы в сорок пятом. Но они пали не как жертвы, а как солдаты, они научились воевать, они поняли, «какая она, война не книжная».

(На экране тетрадка - «Дневник Веры Ананьевой».)

Ведущий 4: «Привезли первых раненых. Вот она, война! Кровавые бинты, рваные раны. После операции я захожу в операционную и беру
осколки, вытащенные из живых людей. Я промываю их и несу в палату. Отдаю их хозяевам - старым и молодым солдатам. Я внимательно
разглядываю эти осколки, кусочки стали, обыкновенной стали. Где-то в Берлине или может быть в Мюнхене, какой-то немец сделал эту сталь.
Другой из этой стали, отлил снаряд или мину. А третий - выстрелил, ну, в того же Максимова... И Максимову повезло, потому, что осколок,
кусочек синего металла, прошел мимо сердца, не задев его. Максимов жив. Но его могло и не быть».

Ведущий 5: Вот «какая она, война не книжная». Какая она, война не книжная, понимали романтики и мечтатели сороковых.

Мечтатель, фантазер, лентяй, завистник!
Что? пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
Вертящихся пропеллерами сабель.
Я раньше думал: лейтенант
Звучит «налейте нам».
И, зная топографию,
Он топает по гравию.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто трудная работа.
Когда черна от пота
На пахоте пехота.
Марш!
И глина в чавкающем топоте
до мозга костей промерзших ног
Наворачивается на чёботы
весом хлеба в месячный паёк
Вверх скользит.
На бойцах и пуговицы вроде
чешуи тяжелых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
с ежедневными Бородино!

(М. Кульчицкий. Мечтатель, фантазер.)

Ведущий 1: Эти стихи Михаил Кульчицкий написал в декабре сорок второго под Москвой, в Хлебникове. В январе сорок третьего он погиб
под Сталинградом. Один из поколения романтиков сороковых. Один из миллионов павших.

Ведущий 6: Нет числа подвигам, совершенным во имя жизни на земле.

(На экране кадры из фильма «Великая Отечественная», посвященные обороне Москвы.)

Перед нами письмо, написанное на поле боя перед смертью. На нем нет имени адресата, оно адресовано потомкам, ради которых отдал
свою жизнь писавший эти строки.

Ведущий 2: «Нас было 12 послано на Минское шоссе, преградить путь противнику, особенно танкам. И мы стойко держались. И вот уже
нас осталась трое: Коля, Володя и я, Александр. Но враги без пощады лезут. И вот еще пал один - Володя из Москвы. Танки все лезут. Уже на
дороге горят 19 машин. Но нас двое. Но мы будем стоять, пока хватит духа, и не пропустим врагов до подхода своих.... Вот я остался один,
раненный в голову и руку. И танки прибавили счет. Уже 23 машины Возможно, я умру. Но, может, кто-нибудь когда-нибудь найдет мою записку и вспомнит нас... Я - из Фрунзе, русский. Родителей нет. До свидания, дорогие друзья. Ваш Александр Виноградов. 22/11 1942 г»

(На экране без звукового сопровождения продолжаются кадры, шедшие несколько минут назад. Звучит запись в хоровом исполнении песни «Я убит подо Ржевом» музыка Г. Щедрина на слова А. Твардовского.) Ведущий 7:

Помните!
Через века,
через года -
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда -
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
мечтой и стихами,
жизнью
просторной,

каждой секундой,
каждым
дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся -
помните!
Какой ценой
завоевано счастье,
пожалуйста,
помните!

Счастье завоевано теми, кто с детства учился любить и кто должен был научиться трудной науке ненависти на этой священной, народной войне.

(Звучит в записи песня А. Александрова «Священная война». На экране снова появляется «Дневник Веры Ананьевой».)

Ведущий 5: «Новое слово вошло в мое сознание - фашизм. Я его знала, конечно, и раньше, но сейчас оно звучит по-новому. По радио передают, что фашисты жгут целые деревни. Насилуют девушек и женщин, а потом их зверски убивают. На глазах родителей убивают детей. Звери пришли на нашу землю. Звери, а не люди... Ненавижу фашизм. И это коричневое слово, и все, что за ним».

(На экране кадры из фильма «Великая Отечественная», о зверствах фашистов на оккупированной территории.)

Ведущий 6:

Всё как прежде, как в древние войны.
Поселенцы уходят в леса,
И звучат в деревнях беспокойно
Причитающих баб голоса.
В тайники зарывают пшеницу,
на восток угоняют стада.
Пьет, и грабит, и жжет, и глумится
Захлестнувшая землю орда.
Но из русского ратного стана
Стежки к стану врага не видать.
К сапогам чужеземного хана
Не приходят послы припадать.
Пусть зашли чужеземцы далече
В мире русских лесов и полей.
Жив народ наш. От сечи до сечи
Мы становимся крепче и злей.
Нам беда не подломит колени.

Ночью зарев кровавых свечей,
Днем по селам расправа и суд,
И покойников вниз по теченью
Тихо русские реки несут.
Трупы стынут в молчании строгом
На пути проходящих колонн.
Россиян по разбитым дорогам
Крестоносцы уводят в полон.
Век другой - и другая война!
За пожары, за боль отступлений
С немцем кровью сочтемся сполна
От обиды, утраты и боли
Не скупились ни сердце, ни меч,
С Куликова старинного поля
Веет ветер невиданных сеч.

(Звучит запись «А.Н. Толстой. Зверства гитлеровских оккупантов в городе Харькове».)

Ведущий 3: Что же дало советским людям силы победить страшного, опасного врага, там более опасного, что не было для него ничего святого, никаких человеческих ценностей?
Из Приказа Верховного Главнокомандующего от 23 февраля 1942 года: «Теперь судьба войны будет решаться не такими приходящими моментами, как момент внезапности, а постоянно действующими факторами: прочность тыла, моральный дух армии, количество и качество дивизий, вооружение армии, организаторские способности начальствующего состава».

Ведущий 1: Да, все это у нас было. И была любовь к родной земле, своему родному дому. С первых дней войны это чувство любви к Родине обострилось, оно вело в бой за поруганную, растоптанную варварами родную, прекрасную землю.

(Ведущий 5 читает стихотворение К. Симонова «Родина». На экране - фотографии русского леса.)

Ведущий 6: Это давало силу выстоять там, где рушился камень и плавилось железо.

(На экране кадры из фильма «Великая Отечественная», посвященные Сталинградской битве.)

Ведущий 7: Солдаты в бой шли с думой о тех, кто ждал их дома, кто верил, и ждал, как можно верить и ждать только на войне. Эта вера помогла выстоять под Москвой, победить под Сталинградом, дойти до Берлина.

(Запись стихотворения К. Симонова «Жди меня» в авторском исполнении.)

Ведущий 6: Но не всем дано было вернуться домой. Перед нами одна из двадцати миллионов похоронок.

  • (Под звуки второй части Седьмой симфонии Д. Шостаковича на экране похоронка: «Анна Федоровна! Сообщаю, что Ваша дочь Ананьева
    Вера Александровна 3 августа 1943 года, как одна из лучших радисток, была переброшена в тыл противника в районе Кобыжча Киевской области для выполнения специального задания. После приземления группа подверглась нападению со стороны немцев, и в бою с проклятыми извергами Ваша дочь Вера вместе с пятью товарищами пала смертью героя».
    Звучит «Черный камень» - часть из «Реквиема» Д. Кабалевского.
    На экране кадры из фильма «Падение фашистской столицы».)

Все ведущие вместе:

Именем солнца, именем Родины
Клятву даем.
Именем жизни клянемся.
То, что отцы не допели, -
Мы допоем!
То, что отцы не достроили, мы достроим!
То что отцы не допели, мы допоем!

Ведущий 4: Мы даем клятву достроить прекрасный мир и допеть недопетую отцами песню.

Ведущий 1:

Мы будем верны этой клятве.
Мы будем петь и строить.
Мы верим, что над нашей Родиной
всегда будет мирное небо.

Ведущий 3: Мы верим, что мир, за который отдано столько жизней, никто не посмеет нарушить.

Ведущий 5: И ради этой веры помните об ужасах войны, ради этой веры берегите мир!

(Звучит запись песни В. Мурадели «Бухенвальдский набат».)