Путешествие в "город мастеров". Внеклассное занятие "путешествие в город мастеров" Путешествие в город мастеров

закрепить полученные в течении учебного года знания по трудовому обучению,

повысить интерес к труду;

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие в город мастеров»

Цели и задачи:

Образовательная: закрепить полученные в течении учебного года знания по трудовому обучению,

повысить интерес к труду;

Развивающая - развивать смекалку, находчивость, мышление;

Воспитательная:- воспитывать внимание, память, эстетический вкус;

Коррекционная - расширять кругозор детей; развивать навыки коммуникативного общения, самообслуживания.

Подготовительные мероприятия:

В актовом зале, где будет проходить внеклассное мероприятие расстанавливаются столы с табличками:

«улица Столярная», «улица Строителей», «улица Кондитеров», «Швейный проспект»

У каждого стола по два стула и необходимый инструмент для работы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Вступительное слово воспитателя.

М.Горький сказал: «Никакая иная сила не делает человека великим и мудрым, как это делает сила труда – коллективного, дружного, свободного труда».

«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышает до творчества».

И из моих слов вы ребята наверно поняли мы будем не только говорить о труде, но трудиться.

Учащийся.

К большим готовимся делам

Что впереди нас ждут!

И как учитель, в школу к нам

Пришел товарищ труд

Учащийся.

Здесь каждый гвоздь,

И каждый дом,

И караваи хлеба –

Все это сделано трудом,

А не свалилось с неба!

Учащийся.

Находят горняки руду

В глубинах гор и скал.

У всех прохожих на виду

Мы ищем свой металл.

Учащийся.

Порою даже под столом

Находим мы металлолом

На вид как будто бы игра…

Но вот пора настала –

И вышли в поле трактора

Из нашего металла!

Учащийся.

Будем в школе так трудиться,

Чтобы знать, как хлеб родиться.

Знать, где рож, а где пшеница,

Что такое сельский труд.

И что булки в закоулках

На деревьях не растут.

Учитель.

Ребята, труд – это волшебство. Современный труд требует от человека не только умений, но и знаний. Управлять сложными машинами, работать у станков без знаний не возможно.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь

Добросовестно учись!

Я знаю, что у каждого из вас есть заветная мечта: один хочет стать плотником, другой – плиточником, третий – поваром. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и уметь, а для этого нужно учиться. И для нас сейчас с вами учеба это главный труд.

Сегодня мы проверим, кто у нас самый трудолюбивый.

У нас две команды. Жюри. Зрители.

1 Задание. улица «Столяров».

Каждая команда выбирает лучшего столяра.

Без инструмента столяр не мастер, отгадайте о каком инструменте я буду говорить.

Кто помог исправить мне дверной замок

Это он усердный друг мой… /молоток/.

Дома кто приладить вешалку помог

Это он хороший друг мой…/молоток/

Но прежде чем проверить, кто лучше владеет этим инструментом, нам необходимо вспомнить правила работы с молотком, чтобы не поранить себя и окружающих.

Итак, мы отправляемся в «город Мастеров»и первая наша улица «Столяров».

Задание: из трех брусков разных размеров нужно смастерить кроватку для куклы.

Пока наши мастера трудятся вспомним какими еще инструменты нужны для столярных работ.

Кланяется, кланяется

Придет домой – растянется /топор/

Жует, жует, сама не ест

Другим не дает. /пила/

Железный некто

По нему ударит крепко.

И он пропал,

Осталась кепка./молоток, гвоздь/

Толстый тонкого побьет –

Тонкий что-нибудь прибьет. /молоток, гвоздь/.

А теперь посмотрим, как наши мастера справились с работой.

Оценка жюри.

Мы с вами назвали не все инструменты которыми пользуются столяры. Давайте посмотрим на картинки и назовем их.

2 Задание. улица «Строителей».

Команда должна организовать строительную бригаду из двух мастеров.

На листе картона из цветной бумаги - надо «построить дом»./аппликация из геометрических фигур». Когда постоите дом, расскажите, для какого сказочного героя вы его строили.

Прежде чем начать работу давайте вспомним правила работы с ножницами.

Пока наши мастера строят дом, мы поможем пингвину достроить его дом.

Оценка жюри.

Конкурс капитанов команд.

Посмотрите какие красивые дома построили, маши мастера. А вы знаете как сколько для строительства нужно материала, также необходима разная техника – машины. Какие машины работают на стройках?

Наши капитаны должны выложить любую машину из палочек.

Пока наши капитаны работают давайте разгадаем загадки, а ответы вы найдете глядя на дома которые были построены нашими строителями.

Зимой заклеено оно,

А летом открывается.

Оно кончается на «о»

А также начинается./окно/

Пройдется на день раз по двести,

Хотя стоит всегда на месте./дверь/

Два брата глядятся,

Никак не сойдутся./пол и потолок/

3 Задание. улица «Кондитерская».

Скажите, кто такие кондитеры, чем они занимаются?

Есть на свете город русский,

Очень сдобный, очень вкусный,

И душист он, и горяч –

Называется Калач.

Знаменитый город хлеба.

И стоит там печь до неба!

И, наверно, в той печи

Выпекают калачи!

В каждой команде должны выбрать пекаря. Они должны испечь вкусные и красивые калачи/ из пластилина/, а на листочках написать какие продукты необходимо для выпечки калача.

Пока наши пекари трудятся, каждая команда выполняет сервировку стола к чаю.

4 Задание. «Проспект швей».

Ну а теперь подошла очередь и до девочек. Пришить пуговицу разными способами.

Пока наши мастерицы трудятся, мы с вами поиграем.

На каждую букву данного слова подберите названия профессий и специальностей, так чтобы они не повторялись.

ПРОФЕССИЯ

Дорогие ребята – строители, строители, кулинары, швеи, вы славно потрудились! Спасибо вам!

Но прежде чем закончить наше мероприятие я хочу обратить ваше внимание на выставку книг.

Книга в трудностях поможет

И всегда нам даст совет,

Ваши знания умножит,

На вопросы даст ответ.

Книг заветные страницы

Помогают людям жить –

И работать, и трудиться,

И хорошим в жизни быть.

Посмотрите сколько разнообразных книг о разных профессиях, книги которые учат нас шить, строить, выполнять изделия из дерева и металла.

Жюри подводить итоги.

Литература.

Глущенко А.Г. трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе: Кн.для учителя нач.классов.-М.: Просвящение, 1985.


Тема. «Путешествие в город Мастеров»

Цель. Расширить знания учащихся о многообразии профессий. Формировать коммуникативные качества учащихся. Прививать интерес к рабочим профессиям, труду.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

День работы, день труда-

Это здорово, друзья!
Целый день проходит в деле,

Как полезно, в самом деле!

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в необычный город, город, где живут мастера своего дела. Как называется этот город, вы догадаетесь сами (город ……)

В Путешествие мы с вами отправимся на наземном транспорте. А на каком? Для этого отгадайте загадку.

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином
(автобус).

Для посадки в автобус необходимо сказать волшебные слова: Землю красит солнце, а человека – труд.

3. Основная часть.

Поехали! С нами в путешествие отправились 2 команды, команда «Пчёлка» и «Муравей».

Как вы думаете почему эти команды так называются? (любят трудиться).

В городе Мастеров есть необычные остановки, на каждой из них автобус будет останавливаться, и команды будут выполнять различные задания.

1.Остановка «Загадочная». (о инструментах и орудиях труда)

Самый бойкий я рабочий
В мастерской.
Колочу я, что есть мочи -
День-деньской (молоток)

Он с хоботом резиновым, Желудком парусиновым. Как загудит его мотор, Глотает он и пыль сор. (пылесос)

Всех на свете обшивает, что сошьет, не надевает. (игла)

Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать! (ножницы).

Кланяется, кланяется,
Придет домой - растянется. (топор)

Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе…

В полотняной стране
По реке-простыне
Плывет пароход-
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать.
(Утюг)

Две ручки, во все брюхо зубки.
(Пила)

Хлопотун Егорка
Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся - чистый пол!
(Веник)

Нагнут меня ребятки,
И дождь пойдет на грядки.
(Лейка)

2.Остановка «Пословицы». Закончи пословицу:

Терпенье и труд…….

(все перетрут)

Глаза страшатся……..

(а руки делают)

Делу время…….

(потехе час)

Труд человека кормит….

(а лень портит)

Не сиди сложа руки…..

(так не будет и скуки)

Без труда…….

(не выловишь и рыбку из пруда)

Маленькое дело……...

(лучше большого безделья)

Поспешишь……

(людей насмешишь)


3. Остановка «Профессии».

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты? (Повар)

Кто нас одевает в красивые платья,

Кто шьёт нам наряды,

Чтоб было приятно? (Швея)

Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку,
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку. (шофёр).

Природу любить, стариков уважать. (Учитель)

Доктор, но не для людей,
А для птичек и зверей,
У него особый дар,
Этот врач - ...

(Ветеринар)

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)

Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? (Пилот)

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

Стук летит из-под колес,

Мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист,

Не пилот, а... (машинист)

Он от всех родных вдали

Водит в море корабли.

Повидал немало стран

Наш отважный... (капитан)

Тонкой палочкой взмахнет -

Хор на сцене запоет.

Не волшебник, не жонглер.

Кто же это? (Дирижер)

В фильмах трюки выполняет,

С высоты на дно ныряет

Подготовленный актер.

Быстрый, смелый... (каскадер)

На посту он в снег и в зной,

Охраняет наш покой.

Человек, присяге верный,

Называется... (военный)

4. Остановка «Посчитай-ка». (Сколько профессий понадобилось, чтобы построить школу?) (12)

Сколько профессий в этом стихотворении?)

Физминутка.

Остановка «Составляй-ка».

А сейчас расскажите кому и для чего нужны предметы, которые лежат на ваших столах. Составьте предложение о них.

Гаечный ключ нужен механику для того, чтобы отвинчивать и завинчивать гайки.

Лейка нужна садовнику для того, чтобы поливать цветы.

Пила нужна столяру, для того, чтобы пилить дрова.

Молоток нужен строителю для того, чтобы забивать гвозди.

Шприц нужен врачу для того, чтобы поставить укол.

Терка нужна повару, чтобы натереть морковку и приготовить суп.

Нитки нужны швее, чтобы шить одежду.

Ручка нужна учителю для того, чтобы …

Очень хорошо. Молодцы!

Вот и приехали на конечную остановку.

6. Остановка. «Художник». Капитанам команд нужно дорисовать рисунок, чтобы у команды «Пчёлки» получился парикмахер, а у команды «Муравей» учитель.

4. Итог занятия.

Было интересно в путешествии?

Какая станция больше всего понравилось?

А может быть в городе Мастеров остановка «Лень»?

Я думаю, вы никогда не остановитесь на остановки «Лень».

У вас, ребята, ещё нет профессии, но, ведь вы тоже трудитесь: подметаете пол, моете посуду, - значит, трудитесь. Ходите в магазин за хлебом, ремонтируете книги, пришиваете себе пуговицу – и тут трудитесь. Но самый главный труд всех детей – учёба в школе.

Он вовсе не так –то лёгок, не так-то прост. Недаром же слова «труд» и «трудно» - родные братья.

Чем добросовестнее вы учитесь в школе, тем легче вам будет освоить выбранную вами профессию.

Конспект

комплексного занятия

для детей среднего дошкольного возраста

«Путешествие в город мастеров»

Предварительная работа:

  • Знакомство с предметами быта (беседа о предметах обихода и их назначении)
  • Рассматривание деревянных ложек
  • Игра на ложках
  • Чтение русской народной сказки «Жихарка» и инсценирование с помощью театра ложек отрывка из сказки
  • Разучивание пословиц и поговорок о труде
  • Опытническая деятельность: Знакомство со свойствами дерева и металла на основе сравнения деревянных и металлических ложек
  • Знакомство с русской народной игрушкой «Матрёшкой», использование песен и плясок. Д/И «Чудесная матрёшка»
  • Работа с родителями – пошив народных костюмов; консультация «Из истории деревянной посуды». Использование малых форм фольклора в развитии речи.
  • Знакомство детей с элементами растительного узора.

Задачи:

Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, пляски).

Продолжать знакомство с декоративно-прикладным искусством.

Конкретизировать представления о традиционном убранстве русской избы, обобщающие понятия по теме «Предметы обихода».

Совершенствовать связную речь, обогащать словарь. Воспитывать уважение к труду.

Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка для украшения силуэтов утвари, с использованием уже известных им элементов. Упражнять в рисовании различных растительных орнаментов.

Словарная работа:

Сундук, печь, скалка, люлька, изба, мастерская, шкатулка.

Оборудование:

Элементы русской избы, утварь и предметы обихода, матрёшки, клубочек.

Гуашь, палитра, кисти, подставки, салфетки тканевые и бумажные, стаканы с водой, бумажные силуэты утвари, образцы элементов растительного орнамента, аудиозапись на народную тему.

Ход занятия:

Дети входят в зал в народных костюмах.

Воспитатель:

Здравствуйте дети! Какие вы красивые, нарядные. Что это за костюмы у вас такие?

Дети:

Русские народные.

Воспитатель:

Молодцы какие! Мы живём в великой стране России, в которой много талантливых людей и интересных мест. Вы сегодня отправитесь в необычное путешествие «Город мастеров», а поможет вам в этом клубочек.

Ребёнок:

Ты катись, катись клубочек по лесам и по долам.

Приведи ты нас клубочек в город к русским мастерам.

Дети змейкой идут по залу и подходят к избе, где их встречает воспитатель, одетый в народный костюм.

Марья Искусница:

Здравствуйте красны девицы, да добры молодцы! Меня зовут Марья Искусница. Здравствуйте гости желанные.

Дети:

Здравствуйте!

Марья Искусница:

Желанному гостю всегда рады!

Ребята, что это такое?

Дети:

Клубочек.

Марья Искусница:

Клубочек, да не простой, волшебный. Привёл он вас в город мастеров, прямо к моей избе. В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу. Давайте войдём в избу и посмотрим что там внутри.

Дети входят в «избу», убранную в русском стиле.

Дети рассаживаются по лавкам, рассматривают убранство избы.

Марья Искусница:

Милости прошу, гости дорогие! Осматривайтесь, рассаживайтесь.

Слава нашей стороне,

Слава русской земле.

И про нашу старину,

Я рассказывать начну.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Устройтесь поудобнее

И послушайте рассказ о моей избе.

Дверь в избу – низкая, а порог – высокий. Делали это для того, чтобы в холод с улицы не дуло. В старой избе была всего одна комната и почти половину ее занимала печка. «Без печки хата – не хата» - говорили на Руси.

Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Марья Искусница:

Да, ребята. Русская печь обогревала дом, всю еду готовила в печи. А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами.

В левом углу от печки всегда стоял стол. На столе хлеб с солью. Около него простые длинные скамейки.

А вы знаете как назывался этот угол?

Он назывался «красным», т.е. красивым. Здесь принимали гостей хлебом и солью.

В правом от печки углу размещалась домашняя утварь в.ч. красивая деревянная посуда, прялка, расшитые полотенца. Тут же висела люлька кроватка для младенца.

Дети проходят к предметам обихода, о которых рассказывает воспитатель.

Марья Искусница:

Посмотрите из какой красивой посуды или раньше люди. Из какого материала она сделана?

Дети:

Из дерева.

Марья Искусница:

Очень любили и поныне любят русские мастера делать из дерева посуду: тарелки, кружки, ложки, ковши. А чтобы посуда была яркой праздничной, искусные мастера расписывали ее.

На посуде вьется травка – былинка, а из нее выглядывают ягодки – смородина, малина, рябина или цветы разные. А иногда из под кисти художника выходят такие травы, что ни в каком лесу их не встретишь.

Много лесов в России. А сколько народных умельцев на Руси! Из обыкновенного полена могут вырезать например, вот такую шкатулку резную, в которой хранят мелкие предметы. Или сундук, да не простой – расписной, игрушку, свистульку.

Чашку для пшенной кашки!

Блюдца – никогда не бьются!

Ложки деревянные, матрешечки румяные!

А загадки вы любите?

О каком предмете я сейчас вам загадаю загадку? Только чур, хором не кричать! Руку поднимать, и спокойно отвечать. И обращайте внимание на вещи в горнице, может и отгадку быстрее найдете.

Одним кушаком подпоясаны,

Под одной шляпой стоят.

Верчусь кручусь,

Под руками тружусь.

У нее есть рот и нога,

Во рту всегда суп

Проглотить не может,

А в другой рот выливает.

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

И всего одна игрушка.

(матрешка)

Да, не мало сил и труда приложили мастера. Умеешь потрудится, умей и веселиться. Не пора ль нам повеселиться? И в веселый пляс пуститься? Эй, народ, не ленись – скорей на танец становись!

Дети вместе с воспитателем:

Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрешки.

Танец «матрешки»

(После танца дети стоят в кругу)

Марья Искусница:

Русский человек всегда очень много работал. Даже на гулянье и посиделки девушки не ходили без работы.

А вы знаете поговорки и пословицы о труде?

Давайте их вспомним, а поможет нам волшебный клубочек.

Дети:

Ты катись, катись клубочек,

Быстро, быстро по рукам.

У кого остановился,

Тот пословицу и скажет нам.

«Игра с клубочком»

(Звучит музыка, с остановкой музыки тот, у кого в руках клубочек, рассказывает поговорку или пословицу о труде.)

Марья Искусница:

Какие замечательные пословицы вы знаете! Русские люди всегда умели и любили трудиться. Дети, сколько труда вложено в каждую ложку, веретенце, игрушку. А мастера всегда старались их еще и украсить.

А вы хотите стать настоящими мастерами?

Дети:

Да, хотим.

Марья Искусница:

Тогда приглашаю вас в свою мастерскую.

(Дети выбирают силуэты предметов быта, присаживаются за столы и украшают силуэты растительным орнаментом. Составляют узор из уже знакомых элементов. Звучит музыка.)

Марья Искусница:

Молодцы ребята, рисовать вы мастера. Русские люди никогда не боялись труда, а трудились всегда с радостью. Хорошо мы потрудились, хорошо и повеселились. За хорошую работу не грех и наградить.

(Марья Искусница угощает пирогом из печи)

Отдает клубочек и прощается с ребятами.

Марья Искусница:

Приходите еще. Дорогим гостям всегда рады.

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

Образовательная область

«Технология»

Тема:

Путешествие в «Город мастеров».

Разработала:

Учитель 1 категории

Новобатайской

СОШ №9

Половинкина Н. И.

Новобатайск

Пояснительная записка

Народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры на протяжении всей истории человечества.

Основу декоративно-прикладного искусства составляет творчески ручной труд мастера.

Общеобразовательные школы используют разнообразные формы трудового обучения, что позволяет не только знакомство учащихся с традициями народного декоративно-прикладного искусства, но и его развитию.

На занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства ученицы учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у школьников, но и дают необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки.

В начале урока и в последующие от урока к уроку стремилась выполнить следующие задачи:

    раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;

    привить любовь к традиционному народному искусству;

    сформировать представление о народном мастере, как творческой личности;

    усвоить специфику художественной системы народного искусства (повтор, вариации, импровизация);

    развить художественно-творческие способности учащихся;

    обучить учащихся навыкам и приёмам художественной обработки материалов разных видов.

В процессе теоретического обучения знакомила учащихся с истоками возникновения и развития различных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывая их тесную вязь с природой, традициями, жизнью народа, его историей.

В ходе занятий использовала разнообразный иллюстрационный материал и образцы произведений народных мастеров.

После общего знакомства учащихся с разными видами народного декоративно-прикладного искусства перешла к более углублённому изучению некоторых видов прикладных искусств.

Изучение каждого вида начинала с исследования образцов, уточнения процесса и последовательности выполнения каждого вида.

В ходе каждого практического занятия формировала у школьников навыки и умения по изготовлению художественных изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения.

Эстетические чувства, художественная культура учащихся активнее развивается в процессе творческого труда, в процессе изготовления ими общественно полезных вещей.

Поэтому особенно тщательно подбирала предметы, над которыми будут работать ребята.

Лучше заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут своё место в жилом и общественном интерьере или станут частью современного костюма. такое обучение делает занятия серьёзными.

Большие изделия лучше выполнять коллективно. что ускоряет процесс творчества. и даёт учащимся навыки совместной работы.

Успех детей рождает у них уверенность в своих силах, готовность к проявлению творчества.

Часто называемое «печворк» (в переводе с английского – «лоскутная работа»), оно стало возрождаться только в конце 60-х годов.

Художники-фольклористы разработали кроме обычного лоскутного шитья; текстильную мозаику, текстильный коллаж.

Сравнительно мелкие и простые вещи можно шить на руках (показывает несколько видов прихваток, выполненных на руках).

Выполняются они так: берём квадратики или треугольники и сшиваем их, соблюдая цветовое сочетание. Соединив все детали, выполнив две заготовки, вкладываем между ними прокладки из утеплителя или плотной ткани и сметываем все три детали вместе, а затем тесьмой оформляется край.

Тесьму можно делать из ткани или брать фабричную.

(Каждое объяснение мастер сопровождает показом).

Первый экскурсовод: Мы побывали с вами у чудо-мастеров, увидели, какие интересные вещи получаются в их умелых руках. Я предлагаю вам проверить себя, а точнее запомнили ли вы:

1. Какие ткани и материалы можно использовать для аппликации?

2. Способы выполнения аппликации.

3. Как ещё можно назвать технику лоскутного шитья.

Эти три карточки хранят в себе ответы на эти вопросы, заполнив их правильно, вы проверите себя, усвоили ли все, о чём говорили мастера в мастерской «Лоскуток».

(Раздаёт желающим кроссворд, чайнворд, головоломку).

Пока получившие карточки заполняют их, остальным предлагаются вопросы:

1. Кто помнит, из чего получают х/б и льняные ткани?

2. Из чего получают животные волокна?

3. Чем отличаются волокна растительного происхождения от волокон животного происхождения?

4. Что, кроме ткани, можно использовать при оформлении аппликации?

учитель: Ответившие правильно на вопросы получают синие фишки, а те, кто нашёл правильные ответы для кроссворда, головоломки, чайнворда, - получают красные фишки. (Раздают фишки)

в дальнейшем се участники, принимавшие участие в путешествии, правильно усвоившие материал и ответившие на вопросы, будут тоже получать фишки. всех владельцев фишек в конце путешествия ждёт сюрприз.

Цель мероприятия:

Систематизация и обобщение изученного материала.

Цель путешествия:

Выработать умение слушать своих товарищей и дополнять их рассказы, добиваться умения правильно, последовательно и рационально обосновывать и излагать свои мысли; повысить теоретический и практический уровень учащихся; развивать творческие способности, фантазию, воспитывать бережливость.

Оборудование: ткань (обрезки, лоскуты) различной расцветки и видов, ножницы, переводная бумага, карандаш, картон, бумага, нитки, иголки, клей, полиэтилен, рисунки; нитки для вязания (х/б, шерсть), набор крючков, схемы узоров; соломка, шаблоны деталей узора, дощечки разной формы; электроутюг; карточки для опроса (кроссворд, чайнворд, головоломка); образцы работ (работы, оформленные аппликацией); работы, выполнение в технике «печворк»; салфетки, воротнички и детские вещи, украшения, выполненные крючком; панно из соломки.

Работы-сюрпризы:

1. Набор для кухни; газетницы; прихватки;

2. Салфетки, игрушки, украшения;

3. Панно-миниатюры из соломки.

Подготовительная работа:

1. Беседы, рассказы о видах рукоделия.

2. исследование образцов народно-прикладного искусства.

3. Проведены блоки занятий по каждому из предложенных видов прикладных искусств (в ходе которых отработана система последовательного изготовления изделий с использованием различных приёмов).

1. Вспомнить виды прикладного искусства.

2. Оживить свой рассказ демонстрацией изделий.

Ход

Учитель: Сегодня мы с вами посетим «Город мастеров». В нашем путешествии мы не будем торопиться и побываем у нескольких мастерских, где работают чудо-мастера – умелые руки. Послушаем, что нам расскажут наши гиды – экскурсоводы из города мастеров.

Первый экскурсовод приглашает всех в мастерскую «Лоскуток». Знакомит гостей с мастерами, умело работающими по оформлению изделий аппликации. Показывает изделия, оформленные аппликацией. Затем предлагает мастерам рассказать о своей работе.

Первый мастер: Этот вид рукоделия широко применяется для украшения одежды, сумок, панно и других изделий.

Для аппликации подойдут любые кусочки тканей, кожи, меха, фетра, замши, сукна, а также тесьма, шнурок, бусы, бисер.

Узоры для сумок, панно из других изделий переводят с помощью копировальной бумаги. при этом кусочки тонкой ткани (ситец, сатин, штапельное плолтно, шёлк и др.) слегка подкрахмаливают и разглаживают.

Элементы узора переводят на лоскутки так, чтобы направление нитей ткани лоскутов и фона совпадало.

Вырезанные детали узора на основу можно прикрепить тремя способами:

а) клеевым;

б) ручной (используя петельный или тамбурные швы);

в) машинным (используя прямую или зигзагообразную строчку);

При выполнении аппликации из толстых тканей используют прямую машинную строчку.

А сейчас я вам покажу работы и объясню способы их выполнения. (Показывает несколько предметов, оформленных аппликацией, и рассказывает, как они выполнялись).

Второй мастер: Я вам покажу, как выполнить самый лёгкий способ аппликации. Его выполнить смогут даже те, кто не умеет держать иголку в руках.

Вначале мы выбираем рисунок, готовим выкройку – шаблон для каждого элемента узора. (Показывает, как это всё выполняется).

С помощью этих шаблонов делаем выкройку из ткани. чтобы детали не растерять и не спутать, скалываем их булавками.

Если работа сложная, то каждый элемент клеится отдельно. (Каждый приём работы выполняется вместе с объяснением).

Третий мастер: Но из лоскутов можно выполнить не только аппликацию, используя обрезки х/б из льняных тканей (цветных и однотонных) можно сшить вот такие интересные и нужные доме вещи. (Показывает на стенде несколько работ, выполненных разными приёмами в технике «печворк» - лоскутной мозаики).

Теперь немного истории.

Лоскутное шитьё известно на Руси как один из интересных видов домашнего рукоделия очень давно, но как профессиональное искусство.

Карточки-задания по первому этапу.

Кроссворд «Как звучит по-английски «лоскутное шитьё».

Заполнив все строчки по горизонтали правильно, в вертикальном выделенном столбике прочтёте английское название техники лоскутного шитья.

1. Что необходимо для изготовления ткани?

2. Что шьют из х/б ткани?

3. Процесс изготовления ткани.

4. Из чего получают пряжу?

5. Нить, идущая вдоль ткани.

6. Один из видов обработки края изделия.

7. Название неосыпаемого края ткани.

Головоломка «Способы выполнения аппликации».

ко

кле

ре

ны

вой

ок

уч

на

за

ма

чу

ши

нный

Зачеркните ненужные буквы и слоги, и вы простеете способы выполнения аппликации. (клеевой, ручной, машинный)

Чайнворд

«Некоторые ткани и материалы, которые можно использовать для аппликации».

Заполнив последовательно (цепью) расположенные клеточки так, чтобы получился ряд отгадываемых слов, расположенных таким образом, сто последняя буква предыдущего является первой буквой последующего лова.

1. Плотная шёлковая или х/б ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью. (Атлас)

2. Плотная глянцевая х/б или шёлковая ткань сатинового переплетения. (Сатин)

3. Тонкая, длинная необходимая для соединения деталей. (Нитки)

4. Даже если есть нитки, сшить нет возможности без неё. (Иголка)

Второй экскурсовод: Я приглашаю всех продолжить путешествие и посетить салон «Паутинка» (Показывает набор из ниток разного вида и набор крючков).

Вот эти «чудо клубки» и «волшебные крючки» в умелых руках творят чудо-кружево. (Просит мастера познакомить с историей этого вида рукоделия).

Первый мастер: Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта петелька задолго до нашей эры. История нашей планеты рассказывает, что люди владели техникой вязания в древние времена.

В Египте сохранялись экземпляры вязаных вещей 4 и 5 веков нашей эры. Детский носок из цветной шерсти был связан сравнительно сложной (вязкой) техникой; большой палец отделён от остальных так, чтобы между ними мог проходить ремешок сандалей.

Полагают, что в Европу вязание проникло через египетских христиан-коптов.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией даже специальными договорами. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины.

Искусство вязания крючком в начале 19 века поистине стало ювелирно. Из тонких ниток шерсти, шёлка, льна в «золотых» руках мастериц рождаются красивые скатерти, покрывала, занавески, шали, кружева, салфетки, воротнички и украшения.

А как приятно связать что-либо в подарок своим близким и друзьям!

Второй мастер: Обратите внимание на эти салфетки, как они великолепны, а для работы были взяты обычные катушечные нитки. В работе использованы самые простые основные приёмы вязания – цепочка, столбики без накида, столбики с одним накидом (берёт крючок и клубок и показывает приём вязания цепочки из воздушных петель; столбики без накида, столбики с накидом).

(Второй экскурсовод приглашает всех подойти к выставочному стенду с различными изделиями, выполненными крючком).

Рассмотрите эти работы повнимательней и назовите приёмы вязания, которыми они выполнены. (Учащиеся по желанию показывают и называют приёмы).

Учитель: Вы назвали приёмы правильно и получаете синие фишки, а те, кто владеет крючком и смогут показать эти приёмы, получают красные фишки. (Предлагает гостям и учащимся показать своё умение, мастера следят за их работой; за правильное безошибочное выполнение приёмов участники получают красные фишки).

Третий экскурсовод: прошу подойти со мной всех желающих в мастерскую «Соломинка».

В этой мастерской обратите внимание на игру солнечных лучей на этих золотистых узорах. Я думаю, что всем будет интересно узнать, как получаются такие работы. Об этом мы попросим рассказать одного из мастеров.

Первый мастер: Я хочу вначале познакомить ас с историей возникновения прикладного искусства – соломка. Мой рассказ продолжат остальные работники нашей мастерской.

Итак! Соломка как поделочный материал давно известна народным умельцам Беларуси, Молдавии, Украины.

они изготавливают из неё различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки, панно.

В горьковской, Кировской областях соломкой украшают самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки.

Второй мастер: Работы из соломки необычайно привлекательны. Плетёные вещи очень изящны. Мы в своей мастерской используем приём аппликация, его довольно часто используют мастера России, украшая свои изделия.

Аппликации из соломки отливают золотом, перламутром. такое впечатление создаётся тем, что солома имеет глянцевую поверхность и продольное расположение волокон. аппликация составляется из форм под разными углами по отношению к свету. сувениры из соломы – приятный подарок.

Третий мастер: Чтобы выполнить аппликацию из соломки необходимо подобрать солому разных оттенков и подготовить её к работе. А именно, убрать узлы, расколоть соломины, отгладить их горячим и холодным способами. Оттонировать соломенные ленты. Для работы использую пшеничную, ржаную, овсяную, рисовую соломку. Фоном могут быть дощечка, картон, рамки, шкатулки и т. д.

Четвёртый мастер: Я расскажу и покажу, как выполнить аппликацию. Работа проходит в следующем порядке:

1. Подбираем рисунок.

2. Делаем шаблон каждого элемента узора, указываем направление соломенных волокон.

3. Наклеиваем соломенные ленты на бумажные элементы.

4. Все заготовки под пресс.

5. Все элементы располагаем на фоне, собирая сюжет или орнамент. наклеиваем. тонируем.

6. готовую работу поле сушки вскрываем лаком.

(По ходу объяснения мастер показывает отдельные приёмы выполнения).

Третий экскурсовод: Вы прослушали, просмотрели, как нужно делать аппликацию из соломки. И, наверное, некоторые из вас теперь и сами смогут приготовить чудо-сувенир!

Учитель: Мне бы хотелось уточнить некоторые детали, запомнили ли вы их. для этого надо ответить на такие контрольные вопросы:

1. Какую солому берут для работы?

2. Сколько способов обработки соломы вы знаете? Назовите их.

3. Как получить элементы узора?

4. Что надо учитывать при наклеивании соломенных лент?

5. как сушат готовую работу?

6. Что можно использовать в качестве фона?

7. Расскажите об окончательной обработке изделия.

(За каждый полный правильный ответ учитель даёт синюю фишку).

Учитель: Мы побывали с вами в увлекательном путешествии, познакомились с различными видами прикладных искусств. Прослушав ваши ответы, видно, сто многие заинтересовались этими видами работ. Вы внимательно слушали мастеров, следили за их работой. Активные участники путешествия за свои ответы получили фишки.

Мастера «Города Мастеров» приготовили сюрпризы, их получают владельцы фишек.

(Мастера вносят коробки с различными изделиями).

По оформлению коробок с сюрпризами вы догадались, к кому должны подойти владельцы фишек.

Мастер из мастерской «Лоскуток»: Те, кто получил красные фишки, в нашей мастерской за разгадывание кроссворда, чайнворда и головоломки, получают вот эти работы наших мастеров. (Вручают комплекты для кухни и газетницу).

Получившие синие фишки получают вот эти прихватки. (Вручаются призы).

Мастер из салона «Паутинка»: А теперь я приглашаю подойти к этому столу тех, кто получил красные и синие фишки в нашем салоне.

Получившие красные фишки получают воротнички и салфетки, а те, у кого синие фишки – вот эти игрушки-сувениры.

Мастер из мастерской «Соломинка»: Вот подошла очередь получать сувениры и тех, кто дал точные и полные ответы на контрольные вопросы о работе мастеров в мастерской 2Соломинка». (Владельцы синих фишек получают призы – панно-миниатюры из соломки).

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. вы узнали много интересного. за своё активное участие получили призы. те, кто заинтересовался этими идами рукоделия, приглашаются на занятия кружков, где вы более подробно познакомитесь с технической стороной каждого вида. Ждём вас!

Инна Чистякова
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в город мастеров»

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в город Мастеров » .

Цель : воспитание любви и уважения к народной культуре и традициям, к устному народному творчеству; развитие художественного вкуса, творческой самостоятельности, совершенствование технических навыков.

Задачи : формировать способности эстетического отношения к произведениям искусства. Стимулировать посильное участие в создании прекрасного, формировать художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его. Развивать способность к самостоятельному творчеству.

Материалы : прямоугольные кусочки ткани, нитки.

Ход занятий:

Ребята! Сегодня у нас необычное занятие ! Посмотрите, сколько гостей сегодня у нас! Давайте со всеми поздороваемся. (музыкальное приветствие)

(На интерактивной доске появляется слайд с изображением старого города )

Посмотрите, пожалуйста, на эту картину.

Что здесь изображено?

Можно ли догадаться, глядя на эту картину, какие люди живут в этих домах? (необычные люди, веселые и т. д.)

А почему вы так думаете?

(Дома яркие, веселые)

Ребята, в этом красивом городе , наверное, живут замечательные люди, талантливые мастера .

А вы хотели бы попасть в этот город ?

(появляются стражники)

Внимание! Внимание! Город Мастеров приглашает гостей !

Давайте отправимся в этот город , а идти всегда веселее с песней. (идут змейкой по залу под песню «Вместе весело шагать по просторам» )

Рядом стоят два стражника. Стойте, стойте! Подождите! Чтобы ворота открылись, вспомните пословицы и поговорки о труде и мастерстве :

Варианты пословиц и поговорок :

Каков мастер , такова и работа.

От добрых рук ничего не уходит.

Мастера по работе видно .

Всякая работа мастера хвалит .

Землю красит солнце, а человека труд.

Труд кормит, а лень портит.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Молодцы! Проходите!

Да, ребята, здесь действительно живут мастера , я хозяйка города , а это мои помощники. Пойдемте, я вам сейчас все расскажу.

Вот гончарная мастерская . Посмотрите, какие здесь красивые изделия.

А как вы думаете, из чего они сделаны? (из глины) .

А вы знаете, ведь действительно глина замечательный материал, который нам подарила природа, из нее можно слепить практически все, что угодно.

А вы знаете, как получается такие предметы?

(Добыли глину, слепили, несколько дней сушили на деревянных столах, потом обжигают.) Мое внимание привлекла вот эта посуда. Как называется она?

Правильно гжель, Расписывают гжельскую посуду только синей и голубой краской. Больше такую посуду не делают нигде в мире. За что же любят люди Гжель? Сами гжельцы говорят, что небо у них синее-синее, как нигде в России. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор - красота, да и только!

Белая глина, белый фарфор,

Синяя краска, синий узор.

Смотрю на нее я еле дыша :

«Ой, до чего же ты гжель хороша» !

А теперь давайте споем песню про «Гжель»

(исполняется песня)

Молодцы! Давайте пройдем в следующую мастерскую .

Это мастерская деревянных изделий .

Посмотрите, какие предметы мастера сделали из дерева . Назовите эти предметы (ложки, миски,.) Как можно назвать все это одним словом? Правильно : утварь, то есть предметы быта, которыми пользуются каждый день.

Как же получаются они?

(Берут мягкую древесину (осина, ольха, липа) .Затем из заготовок вытачивали ложки, миски, чашки). (Изделия сушили, иначе дерево может дать трещину, после сушки изделия очищают шкуркой, покрывают олифой) .

(Потом раскрашивают) . -

Давайте подробно рассмотрим, каким рисунком разукрашены эти предметы? (Ответы детей)

Да, здесь ягоды, цветы, листочки, травка.

Как называется эта роспись? (Хохломская)

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Ложки, ложки, расписные ложки,

Поиграть хочу немножко

Ну-ка разбирайте ложки!

Звонкие, резные, ложки расписные!

Приглашаем мальчиков на танец.

Давайте продолжать наше путешествие по городу мастеров . Мы пришли в мастерскую изделий из ткани . Посмотрите, какие они все разные. Но у них есть что-то общее, чем же все они похожи? (А похожи они тем, что все эти ткани сотканы из ниток) . Кто же так красиво и прочно все нити переплел?

(ткачихи на ткацком станке) .

Откуда они нити берут? (из волокон хлопка, льна пряли нити, но прежде чем прясть, лен расчесывали – расщепляли его стебельки на отдельные волокна). Потом из волокон нити пряли, да из них ткали ткани.

Какие же здесь красивые, разнообразные изделия. Каждый мастер старался свое изделие сделать хорошо, чтобы оно всем понравилось.

А вы хотели бы стать мастером ? Хотели бы проявить свой талант в этой мастерской ?

Проходите, занимайте места и приступайте к работе. Сегодня мы изготовим народные игрушки - обереги. Их любили не только дети, но и взрослые, считалось, что они защищают и оберегают, приносят счастье в дом.

(Дети работают под тихую музыку, воспитатель ходит между столами, помогает).

Подойдите ко мне. Полюбуйтесь сами, да покажите гостям, какие у вас красивые получились игрушки.

Розовый зайчик, длинные ушки,

Будешь моей любимой игрушкой,

Вместе с прогулки вернемся домой,

Спать ты сегодня будешь со мной.

Молодцы, вы настоящие мастера .

Ребята, давайте сегодня подарим гостям игрушки.

Запомни каждый человек

Что труд - благое дело,

Ремесла наши постигать

Старайся ты умело

Твори, выдумывай, дерзай

И фантазируй смело

Наш город мастеров люби

Знай, за тобой все дело!

Наш город Мастеров закрывается , нам пора возвращаться! До новых встреч!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в Стеклянный Город» в подготовительной коррекционной группе Задачи: Закрепить представления о предметах, изготовляемых из стекла и свойствах стекла. Развивать память, внимание, речь, воображение.

Итоговое познавательно - деятельностное мероприятие в средней гр. «Путешествие в город мастеров» Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке. Развивать интерес и эмоциональный отклик на предметы декоративно-прикладного искусства.

Конспект открытого занятия «Город мастеров» Россия – красавица, мастерами славится. Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах; познакомить с особенностями.

Конспект занятия в подготовительной группе «Город Санкт-Петербург, любимый город» Цель: продолжать знакомить детей с город санкт_петербург, как с родным городом. Задачи: закреплять знания детей о санкт-Петербурге, как.