Александр первый и крестьянский вопрос презентация. Презентация по истории на тему «Крестьянский вопрос в России (с древнейших времён – середина XIX века)» скачать бесплатно

Презентация по слайдам

Текст слайда: Объективная необходимость освобождения Основные понятия Этапы закрепощения Причина закрепощения Категории крестьян Сводная таблица «Крестьянский вопрос в России (с древнейших времён – середина XIX века)» Приложение 1

Текст слайда:

Текст слайда: Пахарь. Солнце за день нагулялося, За кудрявый лес спускается; Лес стоит над шапкой темною, В золотом огне купается. На бугре трава зеленая Спит, вся искрами обрызгана. Пылью розовой осыпана Да каменьями унизана. Не слыхать –то в поле голоса, Молча ворон на меже сидит, Только слышен голос пахаря, - За сохой он на коня кричит. В ранней зорьки пашня черная Бороздами подымается, Конь идет – понурив голову, Мужичок идет – шатается… Уж когда же ты, кормилец наш, Возьмешь верх над долей горькою? Из земли ты роешь золото, Сам-то сыт сухою коркою!

Текст слайда:

Текст слайда: Литературный монтаж. Н. Некрасов Несжатая полоса. Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она. Кажется, шепчут колосья друг другу: «Скучно нам слушать осеннюю вьюгу, Скучно склоняться до самой земли, Тучные зерна купая в пыли!» Нас, что ни ночь, разоряют станицы Всякой пролетной прожорливой птицы, Заяц нас топчет и буря нас бьет… Где же наш пахарь? Чего еще ждет? И.Никитин ***

Текст слайда:

Текст слайда: Спиридон Дрожжин Труд да горе, капли пота Пополам с слезой И тяжелая забота С вечною нуждой. Ломота в костях, мозоли С грязью на руках, Жизнь без счастья и без воли В четырех стенах. Голод, холод и страданье Тела и души, И за все, как подаянье, Медные гроши. Солнце весело проглянет, Птичка запоет- Песню ей в ответ затянет Труженик – народ. И в стенах угрюмых льется, Плачут – голоса, И над песнею смеются Взмахи колеса. Приложение 2

Текст слайда:

Текст слайда: Приложение 3

Слайд №10

Текст слайда: Приложение 4

Слайд №11

Текст слайда: Полтина или рубль ровнялись пятнадцати пудам мёда или двумстам пудам ржи.

Слайд №12

Текст слайда:

Слайд №13

Текст слайда: Приложение 5

Слайд №14

Текст слайда:

Слайд №15

Текст слайда: Приложение 6

Слайд №16

Текст слайда:

Слайд №17

Текст слайда: Приложение 7

Слайд №18

Текст слайда:

Слайд №19

Текст слайда: Приложение 8 Государственные (черносошные) Частновладельческие (помещичьи вотчинные) Монастырские (церковные)

Слайд №20

Текст слайда: 52,4 47,6 Итого (19 губерний) 10. Воронежская Барщинные, % Оброчные, % Губернии Барщинные, % Оброчные, % Губернии БАРЩИНА И ОБРОК В ПОМЕЩИЧЬИХ ИМЕНИЯХ Приложение 9

Слайд №21

Текст слайда: Сводная таблица «Крестьянский вопрос в России (с древнейших времён – середина XIX века)»

Слайд №22

Текст слайда: XVII – XIX вв. Оброк (денежный, реже натуральный) барщина Монастырские, церковные Частновладельч. – помещичьи, вотчинные 1647 г. Соборное Уложение; личная зависимость, экономическая зависимость Урочные лета – срок сыска беглых крестьян 1597 г. Черносошные - государственные Заповедные лета 1550 г. Три основные категории в XIX вв Крестьяне Смерды, закупы, серебряники, рядовичи, изорники, половники, холопы. Экономика страны требовала «свободного труда» наёмных рабочих Пожилое, крестьянский выход. Юрьев день. Первый Судебник 1497 г. А) Природно-географические особенности государства. Б) Политико-экономическая причина Необходимость иметь большую и боеспособную армию в условиях неразвитых товарно-денежных отношений Люди Объективная необходимость освобождения Основные понятия Этапы закрепощения Причина закрепощения Категории крестьян

Слайд №23

Текст слайда: Доказано, что земля, возделанная вольными крестьянами, дает обильнейшие плоды, нежели земля одинакового качества, обработанная крепостными. Истина непреложная, утвержденная опытами многих веков протекших, что свобода промышленников и промыслов есть самое верное ручательство в приумножении богатства частного и общественного и что для поощрения к большей деятельности и к большему произведению нет лучшего, надежнейшего средства, как совершенная, не ограниченная ничем, гражданская личная свобода, единый истинный источник величия и совершенства всех родов промышленности. К. И. АРСЕНЬЕВ. Начертание статистики Российского государства... СПб., 1818. Ч. 1 Приложение 10

Слайд №24

Текст слайда: Взглянем на барщинскую работу. Придет крестьянин, сколько возможно позже, осматривается и оглядывается, сколько возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить. На господина работает он три дня и на себя также три дня. В свои дни он обрабатывает земли больше, справляет все домашние дела, а еще имеет много свободного времени. Господские работы, особенно те, которые не могут быть урочными, приводят усердного надсмотрщика или в отчаяние, или в ярость. Наказываешь нехотя, но прибегаешь к этому средству как к единственно возможному, чтоб дело вперед подвинуть. С этою работою сравните теперь работу артельную, даже работу у хорошего подрядчика. Здесь все горит; материалов не наготовишься; времени проработают они менее барщинского крестьянина; отдохнут они более его; но наделают они вдвое, втрое. Отчего? Охота пуще неволи. Записки Александра Ивановича КОШЕЛЕВА (1812- 1883 годы). Берлин, 1884
























1 из 23

Презентация на тему: Правление Александра I (Благословенный)

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Личность императора. Восшествие на престол «Негласный комитет». Реформы Государственного управления. Проекты М.М. Сперанского и их судьба. Внутренняя политика Попытки решения крестьянского вопроса Проекты освобождения крестьян Военные поселения Формы оппозиции: волнения в армии, дворянские тайные общества, общественное мнение

№ слайда 4

Описание слайда:

Многоликий характер Александра Романова основан в большой мере на глубине его раннего образования и сложной обстановке его детства. Он вырос при интеллектуальном дворе Екатерины Великой; воспитатель-швейцарец-якобинец Фредерик Цезарь Лагарп ознакомил его с принципами гуманности Руссо, военный учитель Николай Салтыков - с традициями русской аристократии, отец передал ему своё пристрастие к военному параду и научил его совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем.

№ слайда 5

Описание слайда:

Эти противоположности остались с ним на всю жизнь и оказали влияние на его политику и - косвенно, через него - на судьбу мира. Екатерина II считала своего сына Павла неспособным занять престол и планировала возвести на него Александра, минуя его отца. В 1793 Александр женился на дочери маркграфа Баденского Луизе Марии Августе (Luise Marie Auguste von Baden), принявшей имя Елизаветы Алексеевны. Некоторое время Александр проходил военную службу в Гатчинских войсках, сформированных его отцом. Здесь у Александра развилась глухота левого уха «от сильного гула пушек». Луиза Мария Августа (Елизавета Алексеевна).

№ слайда 6

Описание слайда:

В половине первого ночи 12 марта 1801 граф П. А. Пален сообщил Александру об убийстве отца. В течение месяца Александр: вернул на службу всех ранее уволенных Павлом, снял запрещение на ввоз различных товаров и продуктов в Россию (в том числе книг и музыкальных нот), объявил амнистию беглецам, восстановил дворянские выборы и т. д. 2 апреля Александр восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидировал тайную канцелярию.

№ слайда 7

Описание слайда:

Ещё до восшествия на престол вокруг Александра сплотилась группа «молодых друзей» (П. А. Строганов, B.П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцов), которые с 1801 стали играть крайне важную роль. 5(17) июня 1801 в Петербурге была подписана русско-английская конвенция, завершившая межгосударственный кризис, а 10 мая восстановлена русская миссия в Вене. 29 сентября (8 октября) 1801 подписан мирный договор с Францией, 29 сентября (11 октября) заключена секретная конвенция. 15 сентября 1801 в Москве состоялась коронация Александра.

№ слайда 8

Описание слайда:

4. Реформы Государственного управления. 1 января 1810 г. (по проекту Сперанского) Непременный совет преобразовывается в Государственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырех департаментов - законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й - по делам царства Польского). Для организации деятельности Государственного совета создавалась Государственная канцелярия и её гос. секретарем назначен Сперанский. При Гос. совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.

№ слайда 9

Описание слайда:

Председателем Гос. совета являлся один из его членов по назначению императора. В состав Гос. совета входили все министры, а также лица из высших сановников, назначаемых императором. Сначала законопроекты обсуждались в департаментах, затем выносились на обсуждение в Общее собрание. И только после утверждения их императором получали силу закона. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов. Его задача: централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах.

№ слайда 10

Описание слайда:

8 сент. 1802 г. - манифестом утверждалось 8 министерств, заменявших петровские коллегии (ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I). Дела теперь решались единолично министром, отчетным перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами; департаменты - на отделения во главе с начальниками отделений; отделения - на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров

№ слайда 11

Описание слайда:

С 1802 г. созданы министерства: военносухопутных сил морских сил внутренних сил иностранных дел юстиции финансов народного просвещения В 1802 г. был издан указ о правах Сената. Он объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам. Наряду с министерствами создаются Главные управления, обладающие такими же правами. Главное управление путей сообщения (созданное ещё в 1809 г.). Главное управление духовных дел иностранных исповеданий. Главное управление ревизии государственных счетов (или Государственный контроль) Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи - митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.

№ слайда 12

Описание слайда:

5. Программа преобразований М.М. Сперанского и её судьба В конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 г. проект под названием "Введение к уложению государственных законов" был представлен царю. Задача плана - модернизировать и европеизировать государственное управление путем введения буржуазных норм и форм: "В целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя".

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Сословия по Сперанскому: Дворянство имеет гражданские и политические права; «Среднее состояние" имеет гражданские права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий и передвижений, выступать от своего имени в суде) - купцы, мещане, государственные крестьяне. «Народ рабочий" не имеет политических и гражданских прав: помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги. При императоре создается Государственный совет. Однако император сохраняет всю полноту власти: Сессии Государственной думы император мог прервать и даже распустить, назначив новые выборы. Гос. дума рассматривалась как представительный орган при императоре. Министры назначаются императором. Состав Сената назначается императором.

№ слайда 15

Описание слайда:

Проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников и Александр I не решился его реализовать. 6. Финансовая реформа Планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее - повышать все налоги (прямые и косвенные). По смете 1810 г. всех выпущенных в обращение ассигнаций (первых российских бумажных денег) считалось 577 млн; внешнего долга - 100 млн. Смета доходов на 1810 г. обещала сумму в 127 млн.; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит - 66 млн. ассигнаций. 2 февр. 1810 г. и 11 февр. 1812 г. - увеличение всех налогов.

№ слайда 16

Описание слайда:

6. Реформа в образовании. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесший новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений; бесплатность обучения на низших его ступенях; преемственность учебных программ. Уровни системы образования: Университет Гимназия в губернском городе Уездные училища Одноклассное приходское училище.

№ слайда 17

Описание слайда:

Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах. Основаны пять университетов: в 1802 г. - Дерптский, в 1803 г. - Виленский, в 1804 г. - Харьковский и Казанский. Открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. 1804 г. - Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

№ слайда 18

Описание слайда:

1804 г. - первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения. Были основаны привилегированные средние учебные заведения - лицеи: в 1811 г. - Царскосельский, в 1817 г. - Ришельевский в Одессе, в 1820 - Нежинский. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В 1820 г. направляется в университеты инструкция о "правильной" организации учебного процесса. В 1821 г. начинается проверка выполнения инструкции 1820 г., проводившаяся очень жестко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.

№ слайда 19

Описание слайда:

7. Попытки решения крестьянского вопроса При вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача казенных крестьян. 12 дек. 1801 г. - указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещечьи крестьяне получают это право только в 1848 г.) 20 февр. 1803 г. - указ о "вольных хлебопашцах". 1804 - 1805 гг. - первый этап реформы в Прибалтике. 10 марта 1809 г. - указ отменял право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь укреплен за помещиком. Получали свободу выходец из плена или из-за границы, а также взятый по рекрутскому набору. Помещику предписывалось кормить крестьян в голодные годы.

№ слайда 20

Описание слайда:

С дозволения помещика крестьяне могли торговать. брать векселя, заниматься подрядами. С 1810 г. начинается практика организации военных поселений. За 1810 - 1811 гг. в связи с тяжелым финансовым положением казны было продано частным лицам свыше 10 000 казенных крестьян. В ноябре 1815 г. Александр I даровал конституцию Царству Польскому. В ноябре 1815 г. российским крестьянам запрещено "отыскивать вольность". В 1816 г. новые правила организации военных поселений. В 1816 - 1819 гг. завершается крестьянская реформа в Прибалтике. В 1818 г. Александр I поручил министру юстиции Новосильцеву подготовить Государственную Уставную грамоту для России. В 1818 г. несколько царских сановников получили секретные поручения разработать проекты отмены крепостного права. В 1822 г. было возобновлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1823 г. - указ подтверждал право потомственных дворян владеть крепостными крестьянами.

№ слайда 21

Описание слайда:

8. Проекты освобождения крестьян В 1818 г. Александр I поручил адмиралу Мордвинову, графу Аракчееву и Канкрину разработать проекты отмены крепостного права. Проект Мордвинова: крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остается за помещиками. размер выкупа зависит от возраста крестьянина: 9-10 лет - 100 руб.; 30-40 лет - 2 тыс.; 40-50 лет - ... Проект Аракчеева: освобождение крестьян провести под руководством правительства – выкупать постепенно крестьян с землей (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности. Проект Канкрина: медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, т.е. до 1880 г.

№ слайда 22

Описание слайда:

9. Военные поселения ] В кон. 1815 г. Александр I приступает к обсуждению проекта военных поселений, первый опыт внедрения которых был проведен в 1810-1812 гг. на резервном батальоне Елецкого мушкетерского полка, размещенного в Бобылёвском старостве Климовского уезда Могилевской губернии. Разработка плана создания поселений была поручена Аракчееву. Цели проекта: создать новое военно-земледельческое сословие, которое своими силами могло бы содержать и комплектовать постоянную армию без отягощения бюджета страны; численность армии сохранялась бы на уровне военного времени. освободить население страны от постоянной повинности - содержать армию. прикрыть западное пограничное пространство. В авг. 1816 г. началась подготовка к переводу войск и жителей в разряд военных поселян. В 1817 г. были введены поселения в Новгородской, Херсонской и Слободско-Украинской губерниях. Вплоть до конца царствования Александра I продолжается рост числа округов военных поселений, постепенно окружавших границу империи от Балтии до Черного моря. К 1825 г. в военных поселениях насчитывалось 169828 солдат регулярной армии и 374 000 государственных крестьян и казаков. В 1857 г. военные поселения были упразднены. В них насчитывалось уже 800 тыс. человек.

№ слайда 23

Описание слайда:

10. Формы оппозиции: волнения в армии, дворянские тайные общества, общественное мнение Введение военных поселений встретило упорное сопротивление со стороны крестьян и казаков, обращаемых в военных поселян. Летом 1819 г. вспыхнуло восстание в Чугуеве близ Харькова. В 1820 г. крестьяне взволновались на Дону: 2556 селений было охвачено бунтом. 16 окт. 1820 г. Головная рота Семёновского полка подала просьбу отменить введенные жесткие порядки и сменить полкового командира. Роту обманом завели в манеж, арестовали и отправили в казематы Петропавловской крепости. За неё вступился весь полк. Полк был окружен военным гарнизоном столицы, а затем в полном составе отправлен в Петропавловскую крепость. Первый батальон был предан военному суду, приговорившему зачинщиков к прогнанию сквозь строй, а остальных солдат к ссылке в дальние гарнизоны. Другие батальоны были раскассированы по различным армейским полкам. Под влиянием Семеновского полка началось брожение в других частях столичного гарнизона: распространялись прокламации. В 1821 г. в армии вводится тайная полиция. В 1822 г. - выходит указ о запрещении тайных организаций и масонских лож.

Слайд 2

  1. Попытки решения крестьянского вопроса;
  2. Политика в области просвещения и печати;
  3. Начало рабочего законодательства;
  4. Укрепление положения дворянства;
  5. Национальная и религиозная политика.
  • Слайд 3

    Персоналии

    Победоносцев Константин Петрович (1827 - 1907), государственный деятель, юрист. Сын приходского священника.
    В 1865 Победоносцев был назначен воспитателем, а затем преподавателем истории права к наследнику престола Александру Александровичу (будущему Александру III), a позже - к Николаю Александровичу (Николаю II), оказал большое влияние на российскую политику в годы их царствований.
    После убийства Александра II при обсуждении проекта преобразований, представленного М. Т. Лорис-Меликовым, выступил с острой критикой реформ 1860-70-х. Победоносцев - автор манифеста 29 апреля 1881 “О незыблемости самодержавия".

    Слайд 5

    Попытки решения крестьянского вопроса (1881 год)

    • Принят закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов;
    • Прекращено временнообязанное состояние крестьян;
    • Снижение выкупных платежей на 1 рубль.
  • Слайд 6

    1882 год

    • Приняты меры для смягчения малоземелья крестьян;
    • Учрежден Крестьянский банк;
    • Была облегчена аренда государственных земель;

    рис. Бунге Н.Х. министр финансов.

    Слайд 7

    1889 год

    • Принят закон о переселенческой политике;
    • Разрешение на переселение давало только МВД;
    • Переселенцы освобождались на 3 года от податей и воинской повинности;
    • Переселенцам предоставлялись небольшие денежные пособия.
  • Слайд 8

    1893 год

    • Принят закон ограничивающий выход крестьян из общины;
    • Проводилась политика, направленная на сохранение и укрепление общины;
    • Принят закон ограничивающий права общины на переделы земли и закрепляющий наделы за крестьянами;
    • Принят закон, запрещавший продавать общинные земли.
  • Слайд 9

    Политика в области просвещения и печати

    • "Временные правила о печати"
    • Было закрыто 9 изданий.
    • «Голос» А.А. Краевского
    • «Отечественные записки М.Е. Салтыкова-Щедрина

    рис. А.А. Краевский, гравированный портрет В. Ф. Тимма из «Русского художественного листка»

  • Слайд 10

    1884 г., 1887 г.

    • «Новый университетский устав";
    • Ликвидирована автономия университетов;
    • Циркуляр «О кухаркиных детях" о запрещении принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей".
  • Слайд 12

    Начало рабочего законодательства

    • 1882 г. Издан закон, запрещавший труд детей до 12-летнего возраста, ограничивавший рабочий день детей от 12 до 15 лет 8 часами
    • 1885 г. Издан закон, за прещавший ночной труд несовершеннолетних и женщин.
  • Слайд 13

    1886 г.

    Изданы законы:

    • О взаимоотношениях предпринимателей с рабочими;
    • Об ограничении штрафов;
    • О запрете на оплату труда бартером;
    • О введении расчетных книжек;
    • Об ответственности рабочих за участие в стачках.
  • Слайд 14

    Укрепление положения дворянства

    • Открытие дворянского банка;
    • Предоставление льготных кредитов для поддержания помещичьих хозяйств;
    • Закон о земских участковых начальниках;
    • Он отменял должности и местные учреждения, основанные на бессословных и выборных началах: мировых посредников, мировые суды;
    • Было создано 2200 земских участков во главе с земскими начальниками.
  • Слайд 15

    1890 г., 1892 г.

    • Издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»;
    • Земское самоуправление стало низовой ячейкой государственной власти;
    • Новое городовое положение;
    • Повышался избирательный ценз, закреплялась практика вмешательства властей в дела самоуправления.
  • Слайд 16

    Национальная и религиозная политика

    Главная задача национальной и религиозной политики:

    • Сохранение единства государства;
    • Особую суровость обер-прокурор Синода проявлял к сектантам;
    • Преследованиям подвергались буддисты.
  • Слайд 17

    1882 г., 1891 г., 1887 г.

    • Суровым было отношение к приверженцам иудаизма.
    • Евреям было запрещено селиться вне городов.
    • Им было запрещено приобретать имущество в сельской местности.
    • Был издан указ о выселении евреев, незаконно проживавших в Москве и Московской губернии.
    • Установлена процентная норма студентов – евреев.
  • Слайд 18

    • Полякам-католикам ыл закрыт доступ к государственным должностям в Царстве Польском и Западном крае.
    • В неприкосновенности остались мусульманская религия и мусульманские суды.
  • Посмотреть все слайды

    Разделы: История и обществознание

    “…Крепостное право на крестьян отменяется навсегда” (Александр II)

    (Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс)

    Цели и задачи урока:

    • Познакомить учащихся с личностью Александра II.
    • Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права.
    • Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты.
    • Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК.
    • Содействовать воспитанию уважения к истории России.

    Оборудование урока:

    • Компьютер и проектор.
    • CD – “Энциклопедия истории России 1862–1917 гг. ”

    Литература

    1. Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной “История государства и народов России XIX век”, М., 2002.
    2. Поурочные разработки к учебнику “История государства и народов России XIX век”, М., 2001.
    3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.
    4. Ключевский В.О. Собрание сочинений. Том V. М, 1989.
    5. Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты. М., 1991.
    6. Урок строится по схеме презентации, созданной в программе PowerPoint.

    В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

    Вся презентация состоит из 18 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

    Первый слайд презентации является опорным планом урока.

    Ход урока

    1. В начале урока учитель знакомит учеников с темой урока, его целями и задачами.

    2. Основная часть урока.

    Знакомство учащихся с личностью Александра II.

    Александр II

    Учитель: 18 февраля 1855 года при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. “Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот” – говорил, умирая, Николай I.

    Николай I

    Рассматривается слайд с изображением Александра II, его жены Марии Александровны и его отца Николая I.

    Ученики отвечают на вопрос: Какие же проблемы оставил Александру II его отец?

    Учитель: Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года и получил блестящее воспитание как будущий император. Поэт В.А. Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды на общество.

    В.А. Жуковский

    М.М. Сперанский преподавал ему право.

    М.М. Сперанский

    Е.Ф. Канкрин – экономику.

    Е.Ф. Канкрин

    Рассматривается слайды с изображением преподавателей Александра II – В.А. Жуковского, М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина.

    Во время путешествия заграницу Александр II познакомился со своей женой, а, побывав в Сибири, просил отца проявить милость к декабристам.

    Жена Александра II

    Рассматривается слайд с изображением Александра II.

    Ученики отвечают на вопросы: Как воспитание Александра II повлияло на его характер? Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий?

    Учитель: Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос?

    В совместной работе учитель и ученики составляют хронологию предпосылок отмены крепостного права.

    Рассматривается слайд “Предпосылки отмены крепостного права” по ходу составления хронологии.

    Учитель: Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную, человеческую сторону.

    Ученики отвечают на вопросы: Какое было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права? Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права?

    Рассматривается слайд “Отношение к крепостному праву в российской печати”.

    Ученики обсуждают цитаты из периодической печати тех лет: К.Д.Кавелин “Записки об освобождении крестьян”, А.И.Герцен журнал “Полярная звезда”, А.И.Герцен, Н.П.Огарев “Колокол”.

    Учитель совместно с учениками приходит к выводу: В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.

    Ученики заполняют таблицу “Причины отмены крепостного права”.

    После заполнения таблицы работа проверяется по заранее составленному слайду.

    Подготовка к отмене крепостного права.

    Александр II

    Учитель: 30.03.1854 г. Александр II выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: “…лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершиться снизу”.

    Рассматриваются слайды “Подготовка к отмене крепостного права”.

    3.01.1857 г. – образование Секретного комитета “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян”.

    Октябрь 1857 г. – виленский генерал-губернатор В.Н.Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей

    20.11.1857 г. – Александр II издает рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.

    Февраль 1858 г. – Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич.

    Март 1859 г. – учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян

    Ученики отвечают на вопросы: Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян? Какую роль в этих реформах он отводил себе?

    Учитель ставит перед учениками проблемное задание: сразу же после речи императора перед дворянством министр внутренних дел С.С. Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имеющиеся в предыдущем царствовании проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян. Каковы были эти варианты?

    Рассматривается слайд “Варианты освобождения крестьян, представленные Редакционной комиссией”.

    Ученики отвечают на вопрос: Как вы думаете, какой вариант и почему избрал Александр II?

    Рассматривается слайд “Завершение работы над проектом крестьянской реформы”.

    Основные положения крестьянской реформы.

    Учитель: 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест “О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта”. В документе было записано: “Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда”.

    Ученики начинают работу с основными положениями манифеста:

    Рассматриваются слайды “Основные положения манифеста”.

    Пункт 2 – Порядок личного освобождения.

    Крестьяне:

    • лично свободны;
    • наделены общегражданскими и имущественными правами.

    НО! сохранилось:

    • сословное деление;
    • подать от крестьян;
    • рекрутские наборы;
    • зависимость от общины.
    Пункт 6 – Порядок наделения землей.
    • Сохранялось помещичье землевладение.
    • Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.
    • Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин.
    • За землю лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину и оброк до полного ее выкупа
    Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет) назывались временнообязанными .

    Размер надела, оброка>(барщины) определялся Уставной грамотой. Срок ее подписания – 2 года.

    Выкупная операция:

    • 25% стоимости земли крестьянин платит помещику;
    • 75% стоимости земли помещику возмещает государство.
    • На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга.

    После этого оказаться от выкупной операции нельзя!

    Пункт 17 – Порядок управления крестьянской общиной.
    • Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной.
    • Контроль над этим лежал на мировых посредниках.

    Ученики отвечают на вопросы: Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту?

    Учитель: В апреле 1861 г. в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших “полной воли” и немедленного предоставления земли. В конце 1861 г. в обществе происходит разочарование непоследовательностью реформ.

    Ученики отвечают на вопросы:

    “Распалась цепь великая,
    Распалась и ударила
    Одним концом – по барину,
    Другим – по мужику”.

    1. Как вы понимаете эти строки Н.А.Некрасова?
    2. Как автор оценивает события отмены крепостного права?
    3. Как вы оцениваете эти события? (учитель должен попытаться привести учащихся не только к историческим, но и затронуть нравственные оценки)
    4. Значение отмены крепостного права.

    Рассматривается слайд “Значение отмены крепостного права”.

    3. Заключительная часть урока.

    Ученики получают задание: ответьте на вопросы и заполните таблицу.

    1. Каковы прогрессивные черты реформы?
    2. Какие “крепостные черты” она сохранила?
    Прогрессивные черты реформы Сохранение крепостных пережитков

    4. Домашнее задание.

    Учебник параграф 17, задание № 2 (устно), выучить новые понятия.

    Творческое задание: написать “письмо” от лица освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II.

    • Коган Л.П.

    • Учитель истории и обществознания

    • МОУ СОШ №12 г. Сергиева Посада

    • Московской области

    • Учитель высшей категории

    • Обобщение и систематизация знаний и умений

    • Цели:

    • Образовательная - формирование системы знаний по пройденному материалу через самостоятельную работу;

    • Развивающая - продолжить обучение приемам работы с различными источниками знаний;

    • Воспитательная - воспитание чувств патриотизма, уважения к истории своей Родины .




    12 декабря 1801 г

    • 12 декабря 1801 г

    • Указ, разрешающий купцам, мещанам и казенным крестьянам покупать незаселенные государственные земли.

    • Значение: начало процесса ликвидации монополии дворянства и казны на земельные владения.

    • 20 февраля 1803 года

    • Указ о вольных хлебопашцах. Помещики могли освободить крестьян с землей поодиночке или целым селением за выкуп.

    • Значение : 40 тысяч человек были отпущены помещиками за все время действия указа (1858г). Это составило всего 1, 5% крепостных крестьян.

    • 1808-1809гг

    • Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках и ссылки крепостных в Сибирь.




    • Проекты отмены крепостного права в масштабах всей страны


    - В.О. Ключевский

    • «Некоторые государственные люди даже пугались самой мысли об освобождении крестьян, которая представлялась им страшным переворотом», - В.О. Ключевский


    • Почему либеральные указы Александра I не могли дать серьезных практических результатов?

    • Что помешало радикальному решению крестьянского вопроса?

    • Дайте оценку деятельности Александра I по крестьянскому вопросу

    • Отход от реформ Александр I объяснял словами «Не кем взять!» Как вы понимаете эти слова?



    1. Деятельность секретных комитетов по крестьянскому вопросу