Что такое глубокое интервью. Подготовка интервью (общая)

Глубокое интервью (или интервью один на один) нацелено выявить глубинные мотивы поведения людей, поэтому позволяет лучше разобраться в поведении человека. Квалифицированный интервьюер задает зондирующие вопросы; фактически это коммерческий эквивалент психоаналитического интервью.

Идея его состоит в том, чтобы заставить респондента заговорить на определенную тему. В течение разговора одна идея вызывает появление другой путем ассоциации. Согласно теории Фрейда о подавленных влечениях, самые дальние из возникших ассоциаций являются теми установками, которые респондент не желает признавать.

В глубоком интервью респондент может признать иррациональность своего подхода или отношения к событиям, покупкам и т.д., что нельзя выявить формализованными методами. Роль интервьюера остается при этом пассивной, он не направляет разговор, не проявляет эмоций, а лишь поощряет высказывания и проявляет сочувствие.

Особый вид представляет собой нарративное интервью (от английского narrative - рассказ, повествование). Это направляемый интервьюером свободный рассказ, повествование о жизни. Текст такого повествования подлежит качественному анализу. Нарративное интервью представляет собой свободное повествование рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий удивления или одобрения, которые стимулируют и поддерживают нить рассказа. Если информация, полученная в нарративном интервью, недостаточна, ее можно пополнить дополнительной информацией, задав наводящие вопросы.

Предполагается, что в ходе такого свободного изложения в памяти респондента ассоциативно всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые представляют для него наибольшую субъективную ценность. Это позволяет выявить наиболее важные смыслообразующие моменты, конструирующие события его жизни. В ходе интервью человек как бы заново обдумывает свою жизнь, свое «я», отделяя его от совокупности «мы». Как показала российская практика интервьюирования, такое самоосмысление и выделение своего «я» достаточно трудно дается опрашиваемым, особенно людям с невысоким уровнем образования. Русские люди больше привыкли мыслить в понятиях «мы». Ситуация интервью заставляет их задуматься о себе как об отдельном историческом и социальном субъекте. Можно привести характерный пример из исследования об отношении россиян к Германии. Интервью проводились в Москве и в Берлине на художественной выставке «Москва - Берлин». Художественные экспонаты выставки вызывали у москвичей глобальные социально-исторические ассоциации, связанные с событиями войны, несходством национальных характеров (мы - они), размышлениями о судьбах России и Германии. Западные социологи предполагают, что у немецких посетителей эти экспонаты, скорее всего, являлись бы стимулом к размышлению о собственной жизни, о судьбе своей семьи, близких.



1. Когда тема интервью носит интимный характер (нижнее белье, некоторые косметологические процедуры и т.д.).

2. Когда люди плохо разбираются в предмете исследования, но стесняются признаться в этом (например, люди не знают, как пить сухие вина, и отвечают, что не любят их вообще).

3. Когда обсуждаемое поведение имеет четко определенные социальные стандарты, и в групповой дискуссии респондент вряд ли расскажет, что ведет себя не так, как все.

4. Когда исследователю требуется детальное описание поведения респондента или процесса принятия им решения.

Исследование записывается на видео или аудио кассету и требует дальнейшего глубокого и профессионального анализа. Длительность глубокогоинтервью обычно составляет 1-1,5 часа. В конце у респондента часто спрашивают, сколько, по его мнению, длилась беседа. Фактор восприятия респондентом времени интервью также учитывается при анализе.

Для анализа текстов глубокого интервью можно применить следующую схему.

Предварительный этап анализа заключается в том, чтобы на основе проработки части текстов выделить общее или часто встречающееся внутри каждой темы сюжета. В свою очередь содержание каждого тематически выделенного сюжета разбивается на соответствующие количества еще более мелких смысловых единиц, отражающих содержание тех или иных высказываний опрашиваемых. Данные смысловые единицы являются своеобразными кодовыми позициями, которыми должны быть идентифицированы высказывания, содержащиеся в основном массиве текстов.



Дальнейший анализ можно разбить на несколько этапов. В ходе первого прочтения текстов интервью следует обращать внимание на те фрагменты, где речь идет об «объективных» событиях. Кроме того, некоторые особенно яркие высказывания респондентов позволяют уже на этом этапе сделать предварительные выводы об ориентациях индивида и характере субъективного восприятия той или иной ситуации. Например, вывод о том, что разочарование по поводу какого-либо принятого прежде решения еще не изжито человеком окончательно, может быть сделан исходя из постоянных возвратов респондента к этому решению и его последствиям.

В ходе вторичного прочтения текста информация упорядочивается в соответствии с выработанным на предварительном этапе перечнем смысловых единиц, отражающем как объективные, так и субъективные моменты. Число смысловых единиц может увеличиться.

На следующем этапе интервью рассматривается как целостный текст, в котором взаимосвязь составляющих частей отражает логику, характерную для процесса субъективного восприятия ситуации. Внимание концентрируется на общей линии, объединяющей отдельные детали в тексте. Важно заметить не только сходства, но и противоречия между отдельными высказываниями одного и того же респондента.

На следующем этапе тексты прочитываются страница за страницей еще раз. Такое сквозное прочтение необходимо для того, чтобы не упустить из виду противоречивых деталей.

На последнем этапе производится разметка тематики обобщенных текстов для наглядной иллюстрации полученных результатов.

Помимо текстов интервью очень важно проанализировать саму речь респондента, ее темп, тон, а также невербальные характеристики. Необходимо проследить, соответствуют ли вербальные и невербальные характеристики.

При всех несомненных достоинствах глубокого интервью некоторые исследователи видят в этом методе ряд недостатков :

Выборка очень мала, чтобы сделать общие заключения;

В полученной информации нет точных показателей, цифр;

Отношения и поведение респондентов в реальных условиях могут оказаться другими.

Осмысление результатов глубинного интервью

Белановский С.А. Глубокое интервью – М.:Николо М, 2002. С.244-247.

При анкетных опросах или формализованных интервью вслед за этапом сбора эмпирической информации следует этап количественной ее обработки, который включает в себя под­счет процентных соотношений, вычисление коэффициентов корреляции и иных цифровых показателей. При проведении глубоких неформализованных интервью подобная количествен­ная обработка в принципе является возможной, но, с нашей точки зрения, не всегда нужной. Теоретически существуют две возможности для количественной обработки глубоких интер­вью. Первая - это включение в него некоторых стандартизи­рованных вопросов. При объеме выборки около 100 человек основные количественные пропорции становятся уже видны. Вторая возможность заключается в проведении контент-анали- за текстов. Методика контент-анализа описана в специальных источниках , к которым мы и отсылаем. Третья возможность выходит за рамки собственно глубокого интервью и заключается в том, что выявленные с их помощью типо­логические переменные операционализируются и измеряются с помощью формализованных опросов, статистики и других количественных методов.

Не отрицая, что использование количественных методов может дать существенные научные приращения к выработан­ным на качественном уровне представлениям, отметим, однако, что использование в научной работе текстов глубоких интервью должно характеризоваться не столько термином «обработка», сколько термином «осмысление», который и вынесен в заголо­вок параграфа. Под осмыслением в данном случае понимается концептуализация исходного эмпирического материала, фор­мирование на его основе концептуальных представлений. Ниже будут описаны некоторые методы, которые помогают процессу концептуализации. Эти методы могут сочетаться с количествен­ной обработкой материалов, но сами по себе не являются количественными.

Опишем основные методы интерпретации текстов глубоких интервью, опираясь на классификацию Я. Щепаньского (эта те­ма может быть дополнена описанием, содержащимся в книге «Метод фокус-групп»).

Конструирующий метод. Он заключается в том, что исследо­ватель прорабатывает возможно большее число интервью под углом зрения изучаемой им проблемы. Читая интервью, социолог дает им определенную интерпретацию, исходя из какой-либо общей социологической теории. Элементы описаний интервью становятся для него «кирпичами», из которых он конструирует картину исследуемых явлений. По­нятийный аппарат, с помощью которого осуществляется такое конструирование, берется в основном из общесоциологического понятийного словаря. Интервью дают факты для построе­ния общей картины, которые связываются друг с другом соглас­но следствиям или гипотезам, вытекающим из общей теории. Содержащиеся в интервью описания могут также служить средством для выдвижения новых гипотез. В данном методе большую роль играет интуиция исследователя, а также его чу­тье в отношении факторов, которые значимы для исследуемых явлений. Поэтому и картина, нарисованная исследователем, мо­жет оказаться малосодержательной, если его способности или квалификация окажутся недостаточными для проведения такой работы.

Метод примеров. Этот метод представляет собой разновид­ность предыдущего. Он состоит в иллюстрировании и подтвер­ждении определенных тезисов или гипотез выбранными из интервью примерами. Гипотезы могут возникать, в частности, в ходе чтения какого-либо одного интервью. Применяя ме­тод иллюстраций, исследователь ищет в них подтверждения своих идей. Доказательная сила специально подобранных при­меров, по мнению Я. Щепаньского, невелика, но сформирован­ная таким образом концепция может быть справедливой.

Типологический анализ. Он состоит в выявлении определен­ных типов личностей, поведения, схем и образцов жизни в ис­следуемых социальных группах. Для этого материал интервью подвергается определенной каталогизации и класси­фикации, обычно с помощью теоретических понятий, причем все богатство описанной в интервью действительности реду­цируется до нескольких типов. Так, например, описанные Знанецким (1934 год) типы личности являются результатом работы по такой методике. Многие социологи полагают, что имен­но конструирование типов является наиболее важным научным результатом, который дают нам глубинные интервью.

Контент-анализ. Этот метод анализа был разработан для исследования прессы, но он может быть применен и к интервью. Зачатки такого анализа применительно к личным документам можно найти в работе польского социолога В. Грабского (1936), который стремился количественно определить зна­чимые для него факторы при изучении проблем жизни деревни. К сожалению, отмечает Я. Щепаньский, метод контент-анали­за начал интенсивно развиваться как раз в тот период, когда интерес к личным документам стал падать.

Статистическая обработка. Этот вид анализа направлен на установление зависимости различных характеристик авторов интервью и их позиций и устремлений, а также зависимости этих характеристик от различных свойств социальных групп (Б.Завадский и П.Лазарсфельд, 1935). Если в распоряжении исследователя имеется несколько сотен интервью, полу­ченных из одного и того же (более или менее однородного) со­циального слоя, то возможности такого статистического анализа достаточно велики. Статистические методы дают возможность (использовать) отчасти элиминировать субъективные и интуитивные склон­ности социолога, который интерпретирует эти интервью. Кроме того, эти методы дают возможность выявить определен­ные зависимости. Такие замеры полезны, в частности, в тех случаях, когда исследователь сопоставляет результаты изучения интервью с результатами, полученными другими методами.

В заключение следует указать, что хотя сбор информации методом глубоких интервью никогда не сможет принять ха­рактер репрезентативного исследования, подборки таких доку­ментов всегда будут важной составной частью социологических и социально-психологических полевых исследований. Одновре­менно они всегда будут ценным материалом для преподавания социологии, поскольку чтение подобных материалов погружает обучающихся в атмосферу различных социологических измере­ний и позволяет им в максимальном приближении к действи­тельности воспринимать конкретные человеческие устремления.

1. Придумайте тему для глубокого интервью, разработайте блок-схему его проведения.

2. Проведите и проанализируйте глубокое интервью.

Глубинное интервью – это разговор «тет-а-тет» с респондентом, основанный на вопросах интервьюера. Несмотря на то, что вопросы для интервью тщательно подготавливаются заранее, беседа не имеет четкой структуры, а исследователь должен уметь изменить или повернуть ход интервью в нужное ему русло. Интервью должно выявить истинное отношение респондента к сути вопроса, его побуждения, убеждения, затронуть и раскрыть все аспекты темы. Поэтому глубинное интервью должен проводить высококвалифицированный специалист. Используя специальные методики, он побуждает респондента к развернутым, подробным, максимально честным ответам.

В зависимости от того, какие задачи поставлены исследователем, насколько обширна тема интервью, а также от личных особенностей респондента, время проведения глубинного интервью может варьироваться от получаса до нескольких часов. Сам процесс должен быть записан на аудио или видео. Это делается для того, чтобы при составлении анализа не пропустить даже мельчайшей информации. Запись на видеопленку используется также, чтобы проанализировать невербальные моменты в беседе.

Успех проведения глубинного интервью зависит от профессиональных навыков интервьюера. Он не должен проявлять предубежденность, не должен «давить» на респондента и влиять на его мнение. Специалистов высокого уровня в этой сфере найти трудно, поэтому их услуги стоят дорого, а глубинное интервью – один из самых затратных методов исследования.

Сравнение глубинного интервью с методом фокус-групп

И фокус-группы, и глубинное интервью призваны выполнять аналогичные задачи: выявлять портрет потребителя, его поведение и отношение к маркам и производителям, поиск новых сфер продвижения товара, оценка продукта и т.д. Однако бывают исследовательские опросы, в которых работа с группой респондентов невозможна.

Глубинное интервью применяется, когда речь касается интимных, личных переживаний опрашиваемого, или тема имеет острый резонанс в обществе – служба в армии, проблемы наркомании и проституции, когда требуется информация от экспертов или «узких» специалистов или мнение представителей конкурирующих фирм. Также глубинному интервью отдается предпочтение, если респондент – крупный чиновник или очень известная личность, и тема опроса будет затрагивать его профессиональную или личную жизнь. Работа в фокус-группах бывает невозможна еще и из-за географической отдаленности респондентов.

Глубокое интервью метод сбора информации посредством беседы с респондентом по заранее подготовленному списку вопросов. Эта беседа очень похожа на традиционное журналистское интервью – пространную беседу по какой-нибудь теме с целью выявления отношения интервьюируемого, его личного мнения по какой-то проблеме. Часто такое интервью проводится с представителями тех слоев населения, которые трудно собрать на коллективное интервью (в нашем случае с владельцами и учредителями СМИ, главными редакторами, издателями или журналистами, достигшими определенных высот мастерства).

Вопросы глубинного интервью также разрабатываются на основе системного анализа объекта исследования. Однако они не такие жесткие, как в рамках очного опроса. Исследователь, скорее, фиксирует для себя основные направления беседы, которые надо затронуть, и ряд вопросов, на которые должен быть получен ответ. Здесь интервьюируемый выступает активным соучастником исследования, он может влиять на ход беседы, направлять разговор в определенное русло. Поэтому важна хорошая подготовка интервьюера, который должен уметь творчески реагировать на развитие беседы: корректировать какие-то вопросы, формулировать новые по ходу развития темы, удерживать интервьюируемого в рамках проблемы, не давать ему отвлекаться от основного предмета разговора и прочее.

Следует учитывать, что хотя при исследовании методом глубинного интервью опрашивается небольшое количество человек – иногда их всего трое-четверо – есть свои трудности при использовании этого метода. Во-первых, в качестве респондентов выступают люди, добившиеся определенного положения в обществе, а они, как правило, часто заняты и получить их согласие на интервью не всегда удается. Во-вторых, проводить глубинное интервью намного сложнее, чем опрашивать людей по формализованному опросному листу. К тому же в качестве собеседников выступают люди, имеющие отношение к журналистике и зачастую собственное понимание того, как следует проводить интервью. Между тем социологическое интервью, при всем своем внешнем сходстве, отличается от журналистского. Оно регламентировано целями и задачами, программой исследования, а значит, предполагает сбор определенной информации по конкретным вопросам. В связи с этим «профессиональное видение» респондента может выступать помехой беседе. В-третьих, результаты глубинного интервью обрабатывать намного сложнее. По сути, все вопросы в глубинном интервью – открытые, поэтому их надо дополнительно группировать, а потом уже обрабатывать. При анализе результатов глубинного интервью отражают мнения и позиции респондентов по той или иной проблеме.


Допущено Министерством образования и науки России в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров и магистров «Социология», «Политология» и по специальностям подготовки дипломированных специалистов «Социология», «Психология», «Политология» и «Маркетинг».

Издание третье, переработанное

Москва 2018 г.

ББК 60.5, 66.0, 65.290

Белановский Сергей Александрович

Глубокое интервью и фокус-группы: учебное пособие.

ISBN 5-901488-03-2

Настоящая книга — учебно-методическое пособие по проведению глубокого интервью и фоку-групп в социологических исследованиях. Оба метода широко применяется в электоральных и маркетинговых проектах, исследованиях организаций, рекламы, теневой экономики, преступности и отклоняющегося поведения, изучении проблем семьи и многих других. Издание книги ставит своей целью расширение методической базы, используемой в социальных исследованиях российских и русскоязычных исследователей. По сравнению с изданием 2001 г. книга значительно переработана.

Для социологов, психологов, экономистов, журналистов, преподавателей и студентов.

Метод глубинного интервью представляет собой длительную беседу по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов, с минимальной детализацией поведения интервьюера. Глубинное интервью характеризуется минимальным уровнем стандартизации. В зарубежной и российской литературе часто синонимами глубинного интервью выступают следующие термины: открытое интервью, неструктурированное интервью, свободное интервью, и др. Метод глубинного интервью применяется как для B2B, так и для B2C рынков. Однако в силу того, что для рынка B2B фокус-группы являются менее эффективными (во-первых, высокопоставленных представителей фирмы нелегко собрать в определённое время и в определенном месте, во-вторых, за одним столом со своими конкурентами менеджер или руководитель будет замалчивать ценную для исследователя информацию) основным методом исследования рынка B2B остается глубинное интервью . Глубинное интервью проводится с одним респондентом (реже с двумя, но это уже несколько другая методика). Информация, полученная припроведении глубинного интервью , может записываться на аудио- или видеопленку, но только с согласия респондента. Глубинное интервью предполагает развернутые ответы на открытые вопросы (" Почему?", "Зачем?", "Каким образом?" и т.д). Длительность глубинного интервью может составлять от 30 минут до 2-3 часов. Как правило, опрашивают не очень большое количество респондентов (до 30 человек). Респондент за участие в длительной беседе получает ценный подарок. По той причине, что глубинное интервью проводится без составленного заранее вопросника, без определённого плана беседы, а лишь с выбором тематики и примерной направленности интервью, возрастает роль интервьюера. Поэтому проведение глубинных интервью мы доверяем самым профессиональным, опытным, проверенным временем интервьюерам, которые являются сведущими в той теме, по которой происходит интервью. Глубинные интервью основаны на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям на определенную тему, о которой при присутствии других людей он не захотел бы говорить. Одна из важнейших целей глубинного интервью – уловить помимо рационально организованной информации (например, сведения экспертов в определённой области) непосредственные реакции индивида, мелкие детали и другие аспекты его поведения. Анализ данных проходит сходным с методом фокус-групп образом. То есть на первых ролях выступает содержательный анализ, интент-анализ, а также анализ поведения респондента. Количественный обработке информация не подвергается, так как главная её ценность в уникальности. Для исследования поведенческих, невербальных особенностей респондента используется также видео-запись. В том случае, если последнее невозможно, то опытный интервьюер присутствует при составлении отчёта и делится своими впечатлениями относительно поведения опрашиваемого, в том числе эмоциональным тоном беседы, темпом, ритмом, позами и жестами респондентов.

Виды глубинного интервью.

    направленное глубинное интервью (фокусированное) - происходит подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен;

    ненаправленное глубинное интервью (нефокусированное) – при его проведении не существует предметного единства и общей темы, а вопросы не образуют логической последовательности.

Случаи применения метода глубинных интервью:

    тема исследования затрагивает очень личные взгляды или может вызвать смущение при обсуждении в группе (например, употребление лекарств, контрацептивов, личные финансы, заболевания);

    тема обсуждения касается особенностей принятия индивидуальных решений (например, о закупке какого-либо оборудования);

    при обсуждении темы, в которой существуют строгие общественные нормы, и на мнение респондента может повлиять ответ группы (уплата налогов, социальные проблемы типа наркомании или проституции и т. п.);

    респонденты малочисленны и географически удалены друг от друга (например, в случае опроса государственных чиновников в различных регионах);

    респондентами являются ответственные чиновники, очень богатые, и просто очень занятые люди.

Достоинства глубинного интервью:

    Возможность проводить исследования без заранее cформулированного сценария;

    Возможность общаться с респондентом, используя привычную для его слуха лексику;

    Возможность провести интервью с трудноступными для других опросных методов респондентами;

    Возможность получить личную информацию, а также выявить субъективное отношение к исследуемому вопросу;

    Возможность получить качественную информацию по широкому кругу вопросов.

Недостатки глубинного интервью:

    Глубинное интервью достаточно громоздкий и трудоёмкий метод, требующий длительной подготовки и обучения интервьюера;

    Метод глубинного интервью применим лишь на небольшой выборке;

    Проведение глубинного интервью сопряжёно с некоторыми трудностями на этапе обработки полученных данных, при их формализации.