Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть и напряженность труда. Тяжесть и напряженность труда: классификация, показатели, факторы Количественная оценка тяжести и напряженности труда

Основные виды трудовой деятельности представлены на рис. 6. Трудовую деятельность можно прежде всего разделить на физический и умственный труд.

Физический труд требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая - с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2 /з мышц человека, называется общей, при участии в работе от 2 /з до Уз мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) - региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее Уз мышц (например, набор текста на компьютере).

Рис. 6.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой.

Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы но степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности факторов производственной среды.

Критериями отнесения труда к тому или иному классу по тяжести являются:

  • величина внешней механической работы, выполняемой за смену;
  • масса поднимаемого и перемещаемого вручную [ рута;
  • количество стереотипных рабочих движений в смену;
  • величина суммарного усилия, прилагаемого за смену для удержанти груза;
  • удобство рабочей позы;
  • количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы.

Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия груда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда). Схема деления условий труда по тяжести и напряженности представлена в учебнике .

Критериями отнесения труда к тому или иному классу и степени напряженности являются:

  • степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности;
  • нагрузка на анализаторы: длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов;
  • эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей;
  • монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций;
  • режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.

Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы: оптимальный - 1-й класс, допустимый - 2-й класс, напряженный - 3-й класс - труд трех степеней.

Параметрами i гро из во детве i it ю й среды, которые влияют на состояние здоровья человека, являются следующие факторы:

  • физические факторы: микроклимат (температура, влажность, подвижность воздуха); электромагнитные ноля различного волнового диапазона (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное - тепловое, лазерное, микроволновое, радиочастотное, низкочастотное), статическое, электрическое и магнитное поля; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (ныли) преимущественно фиброгенного действия; освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости прямая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы;
  • химические факторы: вредные вещества, в том числе биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты);
  • биологические факторы: паю генные микроорганизмы, микроорганизмы-продуценты, препараты, содержащие жггвьге клетки и споры микроорганизмов, белковые ггреггараты.

По факторам производственной среды условия труда подразделяются на четыре класса:

  • ? 1-й класс - оптимальные условия труда - сохраняется здоровье работающих и их высокая работоспособность. Оптимальные нормативы устанавливаются только для климатических параметров (температуры, влажности, подвижности воздуха);
  • ? 2-й класс - допустимые условия труда - уровни факторов среды, соответствуют гигиеническим нормативам для рабочих мест;
  • ? 3-й класс - вредные условия труда - уровень факторов превышает гигиенические нормативы и оказывает воздействие на организм работающего и (или) его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения нормативов подразделяются на 4 степени. Каждая из них характеризуется:

  • ? 1-я степень - отклонения от допустимых норм приводят к возникновению обратимых функциональных изменений и возникновению риска развития заболевания;
  • ? 2-я степень - возникают стойкие функциональные нарушения, рост заболеваемости с временной потерей трудоспособности, появляются начальные признаки профессиональных заболеваний;
  • ? 3-я степень - развиваются профессиональные заболевания в легких формах в период трудовой деятельности;
  • ? 4-я степень - возникают профессиональные заболевания, отмечаются высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
  • ? 4-й класс - опасные (экстремальные) условия труда - уровни вредных факторов создает угрозу жизни, высокий риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.

Работа во вредных условиях должна осуществляться с применением средств индивидуальной защиты и при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов (защита временем).

Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4-й класс) не допускается за исключением ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций.

При работах, обусловленных как региональными, так и общими физическими нагрузками в течение смены, и совместимых с перемещением груза на различные расстояния, определяют суммарную механическую работу за смену, которую сопоставляют со шкалой соответственно среднему расстоянию перемещения (табл. 17 руководства).

Пример 2. Рабочий (мужчина), переносит ящик с деталями (в ящике 8 деталей по 2,5 кг каждая, вес самого ящика 1 кг) со стеллажа на стол (6 м), затем берет детали по одной (масса 2,5 кг), перемещает ее на станок (расстояние 0,8 м), выполняет необходимые операции, перемещает деталь обратно на стол и берет следующую. Когда все детали в ящике обработаны, работник относит ящик на стеллаж и приносит следующий ящик. Всего за смену он обрабатывает 600 деталей.

Для расчета внешней механической работы, при перемещении деталей на расстояние 0,8 м, вес деталей умножаем на расстояние перемещения и еще на 2, так как каждую деталь рабочий перемещает дважды (на стол и обратно), а затем на количество деталей за смену (0,8 м х 2 х 600 = 960 м). Итого: 2,5 кг х 960 м = 2400 кгм. Для расчета внешней механической работы при перемещении ящиков с деталями (21 кг) на расстояние 6 м вес ящика с умножаем на 2 (так как каждый ящик переносили 2 раза), на количество ящиков (75) и на расстояние 6 м. Итого: 2 х 6 м х 75 = 900 м. Далее 21 кг умножаем на 900 м и получаем 18 900 кгм. Итого за смену суммарная внешняя механическая работа составила 21 300 кгм. Общее расстояние перемещения составляет 1860 м (900 м + 960 м). Для определения среднего расстояния перемещения 1800 м: 1350 раз и получаем 1,37 м. Следовательно, полученную внешнюю механическую работу следует сопоставлять с показателем перемещения от 1 до 5 м. В данном примере внешняя механическая работа относится ко 2 классу .

2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную (кг)

Для определения массы груза (поднимаемого или переносимого работником на протяжении смены, постоянно или при чередовании с другой работой) его взвешивают на товарных весах. Регистрируется только максимальная величина. Массу груза можно также определить по документам.

Пример 1. Рассмотрим предыдущий пример 2 пункта 1. Масса поднимаемого груза - 21 кг, груз поднимали 150 раз за смену, т.е. это часто поднимаемый груз (более 16 раз за смену) (75 ящиков, каждый поднимался 2 раза), следовательно, по этому показателю работу следует отнести к классу 3.2

Для определения суммарной массы груза, перемещаемого в течение каждого часа смены, вес всех грузов за смену суммируется. Независимо от фактической длительности смены, суммарную массу груза за смену делят на 8, исходя из 8-часовой рабочей смены.

В случаях, когда перемещения груза вручную происходят как с рабочей поверхности, так и с пола, показатели следует суммировать. Если с рабочей поверхности перемещался больший груз, чем с пола, то полученную величину следует сопоставлять именно с этим показателем, а если наибольшее перемещение производилось с пола - то с показателем суммарной массы груза в час при перемещении с пола. Если с рабочей поверхности и с пола перемещается равный груз, то суммарную массу груза сопоставляют с показателем перемещения с пола (пример 2 и ).

3. Стереотипные рабочие движения (количество за смену, суммарно на две руки)

Понятие "рабочее движение" в данном случае подразумевает движение элементарное, т.е. однократное перемещение рук (или руки) из одного положения в другое. Стереотипные рабочие движения в зависимости от амплитуды движений и участвующей в выполнении движения мышечной массы делятся на локальные и региональные. Работы, для которых характерны локальные движения, как правило, выполняются в быстром темпе (60-250 движений в минуту) и за смену количество движений может достигать нескольких десятков тысяч. Поскольку при этих работах темп, т.е. количество движений в единицу времени, практически не меняется, то, подсчитав, с применением какого-либо автоматического счетчика, число движений за 10-15 мин, рассчитываем число движений в 1 мин, а затем умножаем на число минут, в течение которых выполняется эта работа. Время выполнения работы определяем путем хронометражных наблюдений или по фотографии рабочего дня. Число движений можно определить также по числу знаков, напечатанных (вводимых) за смену (подсчитываем число знаков на одной странице и умножаем на число страниц, напечатанных за день).

Пример 1. Оператор ввода данных в персональный компьютер печатает за смену 20 листов. Количество знаков на 1 листе - 2720. Общее число вводимых знаков за смену - 54 400, т.е. 54 400 мелких локальных движений. Следовательно, по данному показателю (п. 3.1 руководства) его работу относят к классу 3.1

Региональные рабочие движения выполняются, как правило, в более медленном темпе и легко подсчитать их количество за 10-15 мин или за 1-2 повторяемые операции, несколько раз за смену. После этого, зная общее количество операций или время выполнения работы, подсчитываем общее количество региональных движений за смену.

Пример 2. Маляр выполняет около 80 движений большой амплитуды в минуту. Всего основная работа занимает 65% рабочего времени, т.е. 312 минут за смену. Количество движений за смену = 24 960 (312 х 80), что в соответствии с п. 3.2 руководства позволяет отнести его работу к классу 3.1 .

4. Статическая нагрузка
(величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложении усилий, кгс х с)

Статическая нагрузка, связанная с удержанием груза или приложением усилия, рассчитывается путем перемножения двух параметров: величины удерживаемого усилия (веса груза) и времени его удерживания.

В процессе работы статические усилия встречаются в различных видах: удержание обрабатываемого изделия (инструмента), прижим обрабатываемого инструмента (изделия) к обрабатываемому изделию (инструменту), усилия для перемещения органов управления (рукоятки, маховики, штурвалы) или тележек. В первом случае величина статического усилия определяется весом удерживаемого изделия (инструмента). Вес изделия определяется путем взвешивания на весах. Во втором случае величина усилия прижима может быть определена с помощью тензометрических, пьезокристаллических или других датчиков, которые необходимо закрепить на инструменте или изделии. В третьем случае усилие на органах управления можно определить с помощью динамометра или по документам. Время удерживания статического усилия определяется на основании хронометражных измерений (или по фотографии рабочего дня). Оценка класса условий труда по этому показателю должна осуществляться с учетом преимущественной нагрузки: на одну, две руки или с участием мышц корпуса и ног. Если при выполнении работы встречается 2 или 3 указанных выше нагрузки (нагрузки на одну, две руки и с участием мышц корпуса и ног), то их следует суммировать и суммарную величину статической нагрузки соотносить с показателем преимущественной нагрузки (п.п. 4.1-4.3 руководства).

Пример 1. Маляр (женщина) промышленных изделий при окраске удерживает в руке краскопульт весом 1,8 кгс, в течение 80% времени смены, т.е. 23 040 с. Величина статической нагрузки будет составлять 41 427 кгс х с (1,8 кгс 23 040 с). Работа по данному показателю относится к классу 3.1 .

5. Рабочая поза

Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. К свободным позам относят удобные позы сидя, которые дают возможность изменения рабочего положения тела или его частей (откинуться на спинку стула, изменить положение ног, рук). Фиксированная рабочая поза - невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга. Подобные позы встречаются при выполнении работ, связанных с необходимостью в процессе деятельности различать мелкие объекты. Наиболее жестко фиксированы рабочие позы у представителей тех профессий, которым приходится выполнять свои основные производственные операции с использованием оптических увеличительных приборов - луп и микроскопов. К неудобным рабочим позам относятся позы с большим наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением нижних конечностей. К вынужденным позам относятся рабочие позы лежа, на коленях, на корточках и т.д. Абсолютное время (в минутах, часах) пребывания в той или иной позе определяется на основании хронометражных данных за смену, после чего рассчитывается время пребывания в относительных величинах, т.е. в процентах к 8-часовой смене (независимо от фактической длительности смены). Если по характеру работы рабочие позы разные, то оценку следует проводить по наиболее типичной позе для данной работы.

Пример 1. Врач-лаборант около 40% рабочего времени смены проводит в фиксированной позе - работает с микроскопом. По этому показателю работу можно отнести к классу 3.1 .

Работа в положении стоя - необходимость длительного пребывания работающего человека в ортостатическом положении (либо в малоподвижной позе, либо с передвижениями между объектами труда). Следовательно, время пребывания в положении стоя будет складываться из времени работы в положении стоя и из времени перемещения в пространстве.

Пример 2. Дежурный электромонтер (длительность смены - 12 часов) при вызове на объект выполняет работу в положении стоя. На эту работу и на перемещение к месту работы у него уходит 4 часа за смену. Следовательно, исходя из 8-часовой смены, 50% рабочего времени он проводит в положении стоя - класс 2 .

6. Наклоны корпуса (количество за смену)

Число наклонов за смену определяется путем их прямого подсчета в единицу времени (несколько раз за смену), затем рассчитывается число наклонов за все время выполнения работы, либо определением их количества за одну операцию и умножением на число операций за смену. Глубина наклонов корпуса (в градусах) измеряется с помощью любого простого приспособления для измерения углов (например, транспортира). При определении угла наклона можно не пользоваться приспособлениями для измерения углов, т.к. известно, что у человека со средними антропометрическими данными наклоны корпуса более 30° встречаются, если он берет какие-либо предметы, поднимает груз или выполняет действия руками на высоте не более 50 см от пола.

Пример. Для того, чтобы взять детали из контейнера, стоящего на полу, работница совершает за смену до 200 глубоких наклонов (более 30°). По этому показателю труд относят к классу 3.1 .

7. Перемещение в пространстве
(переходы, обусловленные технологическим процессом, в течение смены по горизонтали или вертикали - по лестницам, пандусам и др., км)

Самый простой способ определения этой величины - с помощью шагомера, который можно поместить в карман работающего или закрепить на его поясе, определить количество шагов за смену (во время регламентированных перерывов и обеденного перерыва шагомер снимать). Количество шагов за смену умножить на длину шага (мужской шаг в производственной обстановке в среднем равняется 0,6 м, а женский - 0,5 м), и полученную величину выразить в км. Перемещением по вертикали можно считать перемещения по лестницам или наклонным поверхностям, угол наклона которых более 30° от горизонтали. Для профессий, связанных с перемещением как по горизонтали, так и по вертикали, эти расстояния можно суммировать и сопоставлять с тем показателем, величина которого была больше.

Пример. По показателям шагомера работница при обслуживании станков делает около 12 000 шагов за смену. Расстояние, которое она проходит за смену составляет 6000 м или 6 км (12 000 х 0,5 м). По этому показателю тяжесть труда относится ко второму классу.

8. Общая оценка тяжести трудового процесса

Общая оценка по степени физической тяжести проводится на основе всех приведенных выше показателей. При этом в начале устанавливается класс по каждому измеренному показателю и вносится в протокол, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по показателю, отнесенному к наибольшему классу. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и 3.2 общая оценка устанавливается на одну степень выше.

Пример оценки тяжести труда

Описание работы. Укладчица хлеба вручную в позе стоя (75% времени смены) укладывает готовый хлеб с укладочного стола в лотки. Одновременно берет 2 батона (в каждой руке по батону), весом 0,4 кг каждый (одноразовый подъем груза составляет 0,8 кг) и переносит на расстояние 0,8 м. Всего за смену укладчица укладывает 550 лотков, в каждом из которых по 20 батонов. Следовательно, за смену она укладывает 11 000 батонов. При переносе со стола в лоток работница удерживает батоны в течение трех секунд. Лотки, в которые укладывают хлеб, стоят в контейнерах и при укладке в нижние ряды работница вынуждена совершать глубокие (более 30°) наклоны, число которых достигает 200 за смену.

Проведем расчеты:

п. 1.1 - физическая динамическая нагрузка: 0,8 кг х 0,8 м х 5 500 (т.к за один раз работница поднимает 2 батона) = 3 520 кгм - класс 3.1 ;

п. 2.2 - масса одноразового подъема груза: 0,8 кг - класс 1 ;

п. 2.3 - суммарная масса груза в течение каждого часа смены - 0,8 кг х 5 500 = 4 400 кг и разделить на 8 ч работы в смену = 550 кг - класс 3.1 ;

п. 3.2 - стереотипные движения (региональная нагрузка на мышцы рук и плечевого пояса): количество движений при укладке хлеба за смену достигает 21 000 - класс 3.1 ;

п.п. 4.1-4.2 - статическая нагрузка одной рукой: 0,4 кг х 3 с = 1,2 кгс, т.к. батон удерживается в течение 3 с. Статическая нагрузка за смену одной рукой 1,2 кгс х 5 500 = 6 600 кгс, двумя руками - 13 200 кгс (класс 1);

п. 5. - рабочая поза: поза стоя до 80% времени смены - класс 3.1 ;

п. 6 - наклоны корпуса за смену - класс 3.1 ;

п. 7 - перемещение в пространстве: работница в основном стоит на месте, перемещения незначительные, до 1,5 км за смену.

Вносим показатели в протокол.

Протокол
оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса
(рекомендуемый)

Ф.,И.,О._____________________Иванова В.Д.______________пол ж_____________ Профессия:________________укладчица хлеба________________________________ Предприятие:_________________Хлебзавод___________________________________ Краткое описание выполняемой работы: Укладчица хлеба вручную укладывает__ ________________________________готовый хлеб с укладочного стола в лотки.

Показатели

Факт. значения

Физическая динамическая нагрузка (кг х м): региональная - перемещение груза до 1 м общая нагрузка: перемещение груза

от 1 до 5 м

Масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза (кг):

при чередовании с другой работой

постоянно в течение смены

суммарная масса за каждый час смены:

с рабочей поверхности

Стереотипные рабочие движения (кол-во):

одной рукой

двумя руками

с участием корпуса и ног

Рабочая поза

Наклоны корпуса (количество за смену)

Перемещение в пространстве (км):

по горизонтали

по вертикали

Окончательная оценка тяжести труда Содержание
Руководство Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии...

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественно нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность (Р 2.2.2006-05).

Тяжесть трудового процесса оценивают по ряду показателей, выраженных в эргометрических величинах, характеризующих трудовой процесс, независимо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в этом процессе. Основными показателями тяжести трудового процесса являются:

· физическая динамическая нагрузка (выражается в единицах внешней механической работы за смену-кг/м);

· масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;

· стереотипные рабочие движения (количество за смену, суммарно на две руки);

Понятие «рабочее движение» в данном случае подразумевает движение элементарное, т.е. однократное перемещение рук (или руки) из одного положения в другое. Стереотипные рабочие движения делятся на локальные и региональные.

Статическая нагрузка, связанная с удержанием груза или приложением усилия.

· рабочая поза;

Свободная;

Неудобная;

Фиксированная;

Вынужденная.

· наклоны корпуса (количество за смену);

· перемещение в пространстве.

Общая оценка тяжести трудового процесса определяется в соответствии с «Методикой оценки тяжести трудового процесса» -прил.15, Р 2.2.2006-05.

Общая оценка по степени физической тяжести проводится на основе всех приведенных выше показателей. При этом в начале устанавливается класс по каждому измеренному показателю и вносится в протокол, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по показателю, отнесенному к наибольшему классу. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и 3.2 общая оценка устанавливается на одну степень выше. Наивысшая степень тяжести по данному критерию – класс 3.3.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника (Р 2.2.2006-05. Прил. 16).

Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели.

Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения).

Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.

Общая оценка напряженности трудового процесса.

Напряженность трудового процесса проводится по методике, утвержденной Минздравом Российской Федерации (в соответствии с «Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса»).

Независимо от профессиональной принадлежности учитываются все показатели. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.

Наивысшая степень напряженности труда соответствует классу 3.3.

При отнесении условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса к 3(вредному) классу необходима разработка мероприятий по улучшению условий труда работников.

Организация и проведение мероприятий осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов:

Внедрение профилактических мероприятий, способствующих снижению монотонности работы;

Разработка рациональных режимов труда и отдыха;

Механизация и автоматизация производственных процессов;

Снижение норм выработки др.

Условия труда. Гигиеническая классификация условий труда.

Гигиена труда - профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного действия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих.

Условия труда - совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека.

Гигиеническая оценка условий и характера труда на рабочих местах выполняется на основе Гигиенической классификации труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Гигиеническая классификация базируется на принципе дифференциации условий работы в зависимости от фактически определенных уровней указанных факторов в сравнении с санитарными нормами, правилами, гигиеническими нормами, а также с учетом возможного вредного воздействия их на состояние здоровья работников.

Оценка тяжести трудовой деятельности

Замечание 1

Под тяжестью труда понимается трудовой процесс, который отражает нагрузку на опорно-двигательный аппарат, а также сердечнососудистую, дыхательную и другие системы организма.

Оценить тяжесть труда можно по ряду показателей, которые характеризуют трудовой процесс.

Показатели тяжести трудового процесса

  1. .

    Для её пересчета необходимо:

    • Знать массу перемещаемого вручную груза и его путь в метрах;
    • Знать общее количество переноса груза за рабочую смену;
    • Определить сумму величины внешней механической работы за смену.
  2. Масса груза , поднимаемого и перемещаемого вручную. Груз при этом может взвешиваться, а его максимальная величина должна регистрироваться. Второй вариант – масса груза определяется по имеющимся документам.

    Стереотипные рабочие движения . Это элементарные движения – перемещение конечностей из одного положения в другое. Они бывают локальные – выполняются мышцами кистей рук и пальцев и региональные – в работе участвуют мышцы рук и плечевого пояса.

    . Она связана с удержанием груза или приложением усилия. Рассчитывается статическая нагрузка перемножением веса груза и времени в течение, которого он удерживался.

    Рабочая поза .

    Она определяется визуально и бывает:

    • Свободная. Обычно это положение сидя, которое дает возможность изменить его в любой момент;
    • Неудобная. Оно может быть связано с большим наклоном или поворотом туловища, высоко поднятыми руками и др.;
    • Фиксированная, при которой возникает сложность изменения или его невозможность изменить положение туловища;
    • Вынужденная – положение лежа, на корточках, на коленях, на боку и др.

    Пребывание в какой-либо позе определяется в минутах и часах на основании хронометража за рабочую смену. Обычно оценка проводится по наиболее типичной позе для данного вида работы.

    Количество наклонов корпуса за смену . Определяется оно прямым подсчетом в единицу времени.

    Перемещение в пространстве в течение рабочей смены по лестницам, пандусам, коридорам, переходам и др. Определяется величина перемещений с помощью шагомера. Длина шага умножается на количество шагов.

Тяжесть трудового процесса определяется в соответствии с «Методикой оценки тяжести трудового процесса ».

Оценка напряженности трудовой деятельности

Замечание 2

Под напряженностью труда понимается трудовой процесс, который отражает в основном, нагрузку на ЦНС, органы чувств, эмоциональную сферу. Основой оценки напряженности труда является анализ трудовой деятельности и её структуры.

Изучение напряженности идет в течение всего рабочего дня с помощью хронометражных наблюдений. Производственные факторы, создающие предпосылки для того или иного нервно-эмоционального состояния, выражаются количественно и сгруппированы по видам нагрузок.

  1. Интеллектуальные нагрузки:

    • Степень сложности выполнения задания;
    • Оценка и восприятие информации;
    • Распределение деятельности по степени сложности задания;
    • Индивидуальное или групповое выполнение работы с установленным графиком.
  2. Сенсорные нагрузки:

    • Продолжительность сосредоточенного наблюдения по времени;
    • Количество воспринимаемых и передаваемых и сигналов за $1$ час работы;
    • Способность сосредотачивать внимание на нескольких объектах или действиях;
    • Длительность сосредоточенного внимания и размер объекта. Размер объекта и время наблюдения влияют на зрительный анализатор;
    • Длительность сосредоточенного наблюдения при работе с оптическими приборами;
    • Длительность сосредоточенного наблюдения за экраном видеотерминала;
    • Восприятие слуховой информации в условиях повышенного уровня шума;
    • Степень напряжения голосового аппарата.
  3. Эмоциональные нагрузки:

    • Ответственность за результат, значимость ошибки;
    • Возможность и степень риска для жизни;
    • Выполнение должностной инструкции по ответственности за безопасность других людей;
    • Конфликтные производственные ситуации;
    • Число используемых приёмов для реализации простого задания;
    • Выполнение простых производственных операций по продолжительности;
    • Продолжительность основных действий;
    • Монотонность работы.
  4. Режимные нагрузки:

    • Продолжительность рабочего дня. Нагрузка с его продолжительностью увеличивается;
    • Распорядок дня предприятия, сменность работы;
    • Перерывы и их продолжительность, не считая перерыва на обед.

Параметры микроклимата и самочувствие человека

Замечание 3

Работоспособность и тепловое самочувствие человека в значительной степени зависят от параметров микроклимата рабочей зоны. В организме человека непрерывно образуется какое-то количество тепла, излишки которого так же непрерывно отдаются в окружающую среду.

Терморегуляция обеспечивает своеобразное равновесие между ними и сохраняет тепловой баланс организма, т.е. Qвыд.= Qотд. Процесс теплообмена зависит от метеоусловий и степени интенсивности работы. Он будет изменяться с изменением температуры воздуха , её относительной влажности и скорости движения. Например, при температуре +$15$ градусов и спокойном состоянии организма потоотделение будет составлять около $30$ мл/час, т.е. будет незначительным. С повышением температуры до +$30$ градусов и выше в совокупности с тяжелой физической работой потоотделение увеличивается в десятки раз. Работник горячего цеха ежечасно теряет до $1$-$1,5$ л пота, на испарение которого затрачивается $2500$-$3800$ кДж.

Переохлаждение организма возникает при повышении температуры воздуха и повышении скорости его движения. Данное обстоятельство приводит к усилению конвективного теплообмена и теплоотдачи при испарении пота. Обратное явление будет наблюдаться с повышением температуры воздуха. Люди по-разному переносят высокие температуры воздуха. Это зависит от влажности и скорости движения воздуха. Скорость испарения пота при высокой влажности воздуха уменьшается, а это приводит к перегреву организма. Высокая температура воздуха и высокая влажность оказывают неблагоприятное воздействие на тепловое самочувствие.

За счет испарения пота вся вырабатываемая теплота уходит в окружающую среду и приводит к обезвоживанию организма. Результатом является нарушение умственной деятельности, снижение остроты зрения и это только, если обезвоживание произошло на $6$ %. Потеря воды организмом на $15$-$20$ % ведет к летальному исходу. При неблагоприятных условиях работы организм за рабочую смену теряет $8$-$10$ л жидкости, вместе с которой теряются минералы, микроэлементы, витамины. Теряются соли NACL, что чрезвычайно опасно.

Сочетание высокой температуры и повышенной влажности, особенно в течение длительного времени, приводит к тому, что в организме происходит накопление теплоты, и, как следствие, возникает гипертермия . При гипертермии температура тела человека повышается до $38$-$39$ градусов, возникает головная боль, головокружение, общая слабость, сухость во рту, тошнота, рвота. Кроме этих симптомов происходит учащение пульса, дыхания, зрачки расширяются, кожные покровы бледнеют и приобретают синюшный оттенок. Возможны судороги и потеря сознания.

Тяжесть труда:

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. При физическом труде оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы, а при умственном труде эмоциональным, когда идет информационная перегрузка. Тяжесть труда определяется уровнем физической нагрузки по следующим показателям:

1. По величине статической нагрузки, которая связана с затратой человеком усилий без перемещения тела или его отдельных частей. Она характеризуются величиной удерживаемого груза или прилагаемым усилием, а так же временем удержания его в статическом состоянии:

Где: m – масса груза;

t – время фиксации усилия.

2. По величине динамической нагрузки. Динамическая работа – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а так же самого тела человека или его частей в пространстве.

3. По максимальной массе поднимаемого и перемещаемого груза. Условия труда считаются оптимальными (класс 1), если масса груза до 15 кг, допустимыми – до 30 кг.

4. По количеству стереотипных или повторяющихся рабочих движений мышц кистей и пальцев рук (локальная нагрузка): до 20000 – оптимальные условия труда, 20000-40000 – допустимые, свыше 60000 – вредные (класс 3.1.).

5. Особенности рабочей позы: - свободная; - удобная; - возможность смены рабочего положения тела сидя, стоя; - нахождение в наклонном положении.

6. По количеству наклонов корпуса: если наклонов до 50 в смену, то класс 1, если количество наклонов с углом более 30 градусов достигает 100 раз – класс 2 (допустимый).

7. По расстоянию, т.е. перемещению в пространстве. Переходы в течение смены, обусловленные технологическим процессом: до 4 км – оптимальные условия труда (1 класс), от 4 км до 10 км – допустимые (2 класс), свыше 15 км – вредные условия труда (класс 3.1 или 3.2).

В зависимости от этих факторов устанавливают класс опасности (вредности) от 1 до 3.3

Напряженность труда:

Уровень нервной нагрузки определяет напряженность труда, которая оценивается по следующим показателем:

1. Уровнем интеллектуальной нагрузки. Пример: работает оператор и принимает решения в рамках одной инструкции (класс условий труда допустимый). Решение сложных задач по известным алгоритмам или работа с использованием нескольких инструкций (класс работы 3.1). Решением сложных задач, при отсутствии очевидного алгоритма решения (класс вредности 3.2).

2. Уровнем эмоциональных нагрузок. Пример: оператор несет ответственность за выполнение только отдельных элементов производственного задания, тогда такой труд считается оптимальным (1 класс условий труда). Повышение степени ответственности за функциональное качество вспомогательных операций влечет дополнительные эмоциональные усилия со стороны непосредственного руководителя (бригадира, мастера) – допустимый класс работы. Если же на исполнителе лежит ответственность за функциональное качество основной работы, то класс условий труда является напряженным 1 степени (класс 3.1).

3. По степени монотонности труда. Степень монотонности труда определяется числом элементов и продолжительностью во времени выполнения этих элементов или операций. Если число элементов 10 и более – класс условий оптимальный, 9-6 – допустимый, менее 6 – напряженный (класс 3.1).

3. Наличие и продолжительность перерывов и сменность работы. Если продолжительность рабочего дня до 8 часов – оптимальный, до 9 часов – допустимый, более 9 часов – напряженный (класс 3.1).

4. От длительности сосредоточенного наблюдения: до 25% от продолжительности рабочей смены – первый класс, 26%-50% - второй класс, 51%-75% - класс 3.1, более 75% - класс 3.2.

5. Работа с видеодисплейными терминалами до 2х часов в смену – оптимальная, до 3х часов – допустимый. работа за компьютером определяет класс условий труда как напряженный: 3-4 часа – класс 3.1, более 4 часов – класс 3.2.

Степень вредности условий труда 3 класса определяется по сумме значений фактических степеней вредности, тяжести и напряженности труда:

Х ФАКТ = Х Ф1 + Х Ф2 +... Х Ф n =∑ Х Ф i

Число баллов по каждому фактору X Ф i представляют в карте условий труда аттестации рабочих мест, с учетом продолжительности его действия в течение смены:

Х Ф i = Х CTi *T i

Где: ХСТi – степень вредности фактора или тяжести работы, установленный

по показаниям гигиенической классификации труда;

Ti – продолжительность фактора в течение смены.

Ti=t Ф i /t РС

если t Ф i >= t РС , то Ti = 1.

Общая оценка условий труда по степени вредности и опасности устанавливается:

По наиболее высокому классу и степени вредности;

В случае сочетания действий 3 и более факторов класса 3.1. оценка будет класса 3.2;

При сочетании двух или более факторов классов 3.2, 3.3 или 3.4 условия труда оценивается соответственно на 1 степень выше.

В зависимости от фактического состояния условий труда работодатель по согласованию с профсоюзом устанавливает доплаты в размере 4% - 24% тарифной сетки. Доплаты устанавливается по конкретным рабочим местам и начисляются рабочим за время фактической занятости на рабочих местах сроком на 1 год.

Доплата в зависимости от условий труда

Режим труда и отдыха

Поддержанию высокого уровня трудоспособности в течение смены и рабочей недели способствует правильно выбранный режим труда и отдыха. Под режимом труда и отдыха понимают временный регламент работ. Основным показателем трудовой деятельности человека является трудоспособность, т.е. способность производить сформированные целенаправленные действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определенное время. Во время трудовой деятельности работоспособность организма изменяется по суточному ритму. В течение суток организм по разному реагирует на физическую и нервно – психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается с 8 до 12 часов и с 14 до 17 часов. В дневное время наименьшая работоспособность отмечается с 12 до 14 часов (в ночные с 3 до 4 часов). С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятия, начало и окончание смены, перерыв на отдых и сон.

Изменение работоспособности в течение рабочего дня (недели) имеет несколько фаз:

1. Фаза врабатываемости. Уровень работоспособности повышается постепенно и зависит от индивидуальных особенностей человека и характера труда (от 15 минут до часа, а при умственно-творческом начале от 1,5 до 2 часов).

2. Фаза устойчивой работоспособности. Сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью (от 2 до 2,5 часов, иногда и более, все зависит от тяжести и напряженности труда).

3. Фаза снижения трудоспособности. Характеризуется уменьшением функциональных возможностей основных рабочих органов человека и сопровождается чувством усталости.

Утомление – психо-фоизиологическое состояние человека, сопровождающееся чувством усталости, которое вызвано интенсивной и длительной деятельностью, и которое выражается в ухудшении качественных и количественных показателей работы, и которое прекращается после отдыха.

Утомление – обратимое физиологическое состояние. Однако, если работоспособность не восстанавливается к началу следующего периода, утомление накапливается и переходит в переутомление, которое вызывает более стойкое снижение работоспособности.

Утомление и переутомление – основные причины повышенного травматизма.

Группы опасных и вредных производственных факторов

Опасный производственный фактор – такой фактор, воздействие которого на работающих в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному ухудшению здоровья.

Вредный производственный фактор – фактор, воздействие которого на рабочего приводит к заболеванию или снижению трудоспособности.

Источники вредных и опасных факторов:

1. Машины и механизмы;

2. Предметы труда;

3. Продукция труда;

4. Энергия;

5. Информация;

6. Флора и фауна.

Определяющими признаками вредных и опасных производственных факторов являются:

1. Возможность непосредственно отрицательного действия на организм человека;

2. Затруднение функционирования отдельных органов;

3. Возможность воздействия на элементы тех.процесса, в результате которых может произойти взрыв, пожар или авария;

Согласно ГОСТ 12.0.003-74 существуют несколько групп опасных и вредных производственных факторов:

1. По природе воздействия:

Физические опасные и вредные производственные факторы:

Движущиеся машины и механизмы;

Передвигающиеся изделия;

Заготовки;

Материалы;

Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

Температура поверхности оборудования и материалов;

Повышенный уровень шума на рабочих местах

Повышенный уровень вибрации;

Повышенный уровень радиации;

Повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;

Повышенный уровень статического электричества;

Повышенный уровень электромагнитного излучения;

Отсутствие или недостаток естественного освещения;

Недостаточная освещенность рабочего места.

Химические опасные и вредные производственные факторы:

Общетаксического воздействия, воздействующие на нервную систему, кровь и кроветворные органы;

Раздражающие вещества, действующие на слизистую оболочку глаз, носа, гортани и кожный покров (пары кислот и щелочей, аммиак);

Канцерогенные вещества, приводят к развитию онкологических заболеваний (асбест, никотин, сажа);

Мутагенные и тератогенные вещества. Мутагенные соединения, приводят к нарушению генетического аппарата клетки и появлению мутации (соединения ртути, свинца). Тератогенные вещества приводят к рождению детей с дефектами (радиоактивные вещества, бензол, стирол);

Фиброгенные вещества вызывают появление в легких мельчайших рубцов, сокращение дыхательного объема легких, поражение кожи (экземы, дерматиты, ожоги кожи – пыль, уголь, асбестовая пыль, состоящая из нитевидных волокон, проникает глубоко в легкие и разрушает легочные ткани, они сохраняются в человека на всю жизнь);

Сенсибилизирующего действия: вещества, которые после относительно непродолжительного воздействия на организм человека вызывают повышенную чувствительность к ним, т.е. быстро развиваются и возникают кожные заболевания и астматические явления (цветочная пыльца, пары марганца).

Биологические опасные и вредные производственные факторы: биологические объекты, воздействие которых на работающих вызывает травмы и заболевания:

Микроорганизмы (бактерии и вирусы);

Макроорганизмы (растения);

Психологические и психофизиологические опасные и вредные производственные факторы:

Физические перегрузки: статические и динамические;

Нервно-психические (умственное перенапряжение, монотонность труда, эмоциональные нагрузки).

2. По характеру воздействия на человека:

Активные;

Пассивно-активные. Проявляются за счет энергии, носителем которой является человек (острые кромки, шероховатость поверхности, неровность опоры, недостаточный коэффициент трения).

Пассивные (коррозия металла).

3. По следствию на работника вредных и опасных факторов проявляются:

Утомляемость;

Травматизм;

Заболевания;

Каждый фактор характеризуется потенциалом, качеством, длительностью воздействия на человека, вероятностью проявления и размерами зоны действия.

Опасная зона – часть пространства, где постоянно присутствуют или периодически проявляются вредные производственные факторы.