Оформление исследовательской работы и проекта. Подготовка к НПК (методические рекомендации) Как написать нпк в начальной школе

Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия № 80

Тема: «ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКУ»

Выполнил:

Севастьянов Глеб Евгеньевич

Класс 1 1 .

Научный руководитель:

Репина Татьяна Васильевна

Челябинск. 2010 год.

Введение 3

1.АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА 4

1.1.Жидкое 4

1.2. Твердое. 5

1.3. Газообразное. 7

1.4. Полезные химические открытия для всего человечества. 8

2.ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКУ 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

Использованная литература 14

ПРИЛОЖЕНИЯ


Мы ежедневно используем в своей жизнипредметы и изделия, рожденные не природой, а изготовленные человеком на химических заводах и фабриках. Я обратил внимание на то, что ежедневно сам осуществляю химические реакции: например, когдамама варит мне на завтрак яйцо (при нагревании белок из жидкого состояния переходит в твердое – сырое яйцо становится крутым); когда мама стирает с использованием моющих средств; когда я, склеивая пластиковые детали модели корабля, смазываю их ацетоном и поверхность детали становится липкой. Поджигая дрова в печи, замешивая песок и цемент с водой или гася водой известь мы осуществляем настоящие, а иногда и довольно сложные химические реакции.

Как только человек начал готовить себе пищу, так он, пусть и неосознанно, стал химиком. На сковородах и в жаровнях, в бочках и глиняных сосудах шли сложнейшие химические и биохимические процессы . Приготовление пищи — это химические процессы. В любом живом организме осуществляются различные химические реакции. Процессы термической обработки продуктов питания, дыхания животного и человека основаны на химических реакциях. Человек научился с помощью химических веществ, подобранных в определенной пропорции и определенным способом преобразованным в лекарственные препараты лечить страшные заболевания, от которых погибали целые народы.

Многие годы и даже века понадобились человеку, чтобы использовать химические процессы: большинство химических открытий были сделаны ремесленниками, парфюмерами, аптекарями и фармацевтами. Некоторые из этих секретов дошли до нас в старинных книгах, а некоторые были безвозвратно утеряны.

Многие, используя химические вещества, становятся жертвами ожогов, страдают от взрывов и т.д. Зная условия и особенности протекания тех или иных химических реакций этого можно было бы избежать. Можно, например каплей лимонного сока растворить известковый налет на водопроводном кране, с помощью обычной марганцовки начиститьдо блеска кастрюлю. Но для этого надо, во-первых , знать свойства веществ и, во-вторых , уметь этими свойствами пользоватьсяПонимание сущности химических процессов, которые мы используем каждый день, не задумываясь об этом, принесет человеку только пользу.

Цель моего исследования - разобраться в сущности и разнообразии химических реакций, показать роль химии в повседневной жизни человека.

Для достижения поставленной цели мною были решены следующие задачи :

1. Провести литературный обзор по теме.

2. Провести опыты и зафиксировать результаты.

3. Проанализировать и зафиксировать состояние вещества после опытов: жидкое, твердое, газообразное.

4. Исследовать влияние проведенных химических реакций на жизнедеятельность человека.

5. Оценить влияние проведенных химических реакций на окружающую природу.

Основной метод , который мы будем использовать: системный анализ, наблюдение.

Вообразите на минутку, что ваши глаза стали столь зоркими, что могут разглядеть отдельные атомы или молекулы. Теперь, куда вы ни посмотрите, везде заметите атомы или молекулы, которые ведут себя по-разному в зависимости от агрегатного состояния вещества. Взглянув на газ , вы увидите беспорядочное движение множества частиц (атомов, молекул): отдельные частицы, непрерывно двигаясь, сталкиваются друг с другом, отскакивают в стороны, снова налетают на другие частицы - неустанно, непрерывно происходит быстрая, хаотичная пляска атомов и молекул. Беспорядочно движутся частицы и в жидкости , хотя здесь они размещены уже теснее, каждая из них как бы стремится держаться поближе к соседям.

Строй частиц в кристаллическом веществе похож на пчелиные соты или на строительные леса: вправо и влево, вперед и назад, вверх и вниз тянутся ровные, правильные, бесконечные их ряды. Но эти частицы не стоят неподвижно, а колеблются, как будто переминаются с ноги, на ногу нетерпеливо ожидая команды «Разойдись!».

Однако разойтись они не могут, только если нагреть кристалл так, чтобы он начал плавиться. Под теплыми лучами весеннего солнца нагревается и тает лед; это разрушается строй частиц в кристалле льда, ослабевают силы, удерживающие частицы на своих местах. Скрылось солнце, снова подморозило: закружились в воздухе снежинки, застыла сосульками капель.

Жидкое

Ø Вода. Человечество издавна уделяло боль­шое внимание воде, поскольку было хорошо известно, что там, где нет воды, нет и жизни. В сухой земле зерно может лежать многие годы и прорастает лишь в присут­ствии влаги. Несмотря на то, что вода — самое распро­страненное вещество, на Земле она распределена весьма неравномерно. На африканском континенте и в Азии имеются огромные пространства, лишенные воды, — пустыни. Целая страна — Алжир — живет на привозной воде. Воду доставляют на судах в некоторые прибрежные районы и на острова Греции. Иногда там вода стоит дороже вина.

Поверхность земного шара на 3 / 4 покрыта водой — это океаны, моря; озера, ледники. В довольно больших количествах вода находится в атмосфере, а также в зем­ной коре.

Не очень легко предста­вить, что человек примерно на 65 % состоит из воды. С возрастом содержание воды в организме человека уменьшается. В здоровом организме взрослого человека наблюдает­ся состояние водного равновесия или водного баланса. Оно заключается в том, что количество воды, потреб­ляемое человеком, равно количеству воды, выводимой из организма. Водный обмен является важной составной частью общего обмена веществ живых организмов, в том числе и человека. Водный обмен включает процессы всасывания воды, которая поступает в желудок при питье и с пищевыми продуктами, распределение ее в организме, выделения через почки, мочевыводящие пу­ти, легкие, кожу и кишечник.

Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды — всего лишь несколько суток. Реакцией организма на нехватку воды является жажда. В этом случае ощущение жажды объясняют раздраже­нием слизистой оболочки рта и глотки из-за большого понижения влажности. Существует и другая точка зре­ния на механизм формирования этого ощущения. В соот­ветствии с ней сигнал о понижении концентрации воды в крови на клетки коры головного мозга подают нервные центры, заложенные в кровеносных сосудах.

Основные запасы пресной воды на Земле сосредоточены в ледниках.

Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней вследствие расположения своих атомов. Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, хоть и могут отличаться раз­мерами. В природе существуют сотни веществ, образу­ющих кристаллы.

Минеральные кристаллы тоже образуются в ходе определенных породообразующих процессов. Огромные количества горячих и расплавленных горных пород глубоко под землей в действитель­ности представляют из себя растворы минералов. Когда массы этих жидких или расплавленных гор­ных пород выталкиваются к поверхности земли, они начинают остывать.

Они охлаждаются очень медленно. Минералы превращаются в кристаллы, когда переходят из состояния горячей жидкости в холодную твердую форму. Например, горный гранит содержит кри­сталлы таких минералов, как кварц, полевой шпат и слюда. Миллионы лет тому назад гранит был расплавленной массой минералов в жидком состоянии. В настоящее время в земной коре имеются массы расплавленных горных пород, ко­торые медленно охлаждаются и образуют кри­сталлы различных видов.

Кристаллы могут иметь всевозможные формы. Все известные в мире кристаллы могут быть раз­делены на 32 вида, которые в свою очередь могут быть сгруппированы в шесть видов. Кристаллы могут иметь и разные размеры. Некоторые мине­ралы образуют кристаллы, которые разглядеть можно только с помощью микроскопа. Другие же образуют кристаллы, вес которых составляет не­сколько сотен фунтов.

Поваренная соль. Солевое голодание может привести к гибели организма. Суточная потребность в поваренной соли взрослого человека составляет 10- 15 г. В условиях жаркого климата потребность в соли взрастает до 25- 30 г.

Организм человека быстро реагирует на нарушение солевого баланса появлением мышечной слабости, бы­строй утомляемостью, потерей аппетита, возникновением неутолимой жажды.

Поваренная соль обладает хотя и слабыми, но анти­септическими свойствами. Развитие гнилостных бактерий прекращается лишь при ее содержании в 10—45 %. Это свойство широко используют в пищевой промышлен­ности и при сохранении пищевых продуктов в домашних условиях.

При испарении морской воды при температурах 20— 35 °С вначале выделяются наименее растворимые соли — карбонаты кальция, магния и сульфат кальция. Затем выпадают более растворимые соли — сульфаты натрия и магния, хлориды натрия, калия, магния и после них сульфаты калия и магния. Порядок кристаллизации солей и состав образующихся осадков может несколько изменяться в зависимости от температуры, скорости испарения и других условий.

В земной коре довольно часто встречаются пласты каменной соли. Поваренная соль является важнейшим сырьем химической промышленности. Из нее получают соду, хлор, хлороводородную кислоту, гидроксид натрия, металличе­ский натрий.

При изучении свойств почв ученые установили, что, будучи пропитанными хлоридом натрия, они не пропус­кают воду. Это открытие было использовано при строи­тельстве оросительных каналов и водоемов. Если дно водоема покрыть слоем земли, пропитанной NaCl , то утечки воды не происходит. Для этой цели, конечно, применяют техническую соль. Строители используют хло­рид натрия для устранения смерзания зимой земли и превращения ее в твердый камень. Для этого участки грунта, которые планируется вынимать, осенью густо посыпают NaCl . В этом случае в сильные морозы данные участки земли остаются мягкими.

Химики хорошо знают, что смешением мелкоизмельченного льда с поваренной солью можно получить эффек­тивную охлаждающую смесь. Например, смесь состава 30 г NaCl на 100 г льда охлаждается до температуры -20 С 0 происходит потому, что водный раствор соли замерзает при отрицательных температурах. Следова­тельно, лед, имеющий температуру около 0°С, будет плавиться в таком растворе, отнимая теплоту от окру­жающей среды. Это свойство смеси льда и поварен­ной соли могут с успехом использовать также и домохозяйки.

Даже при нормальном давлении воздуха многие вещества кипят при очень низких температурах. Их мы обычно называем газами. Так, воздух состоит в основном из двух газов - азота и кислорода. Их обычное газообразное состояние объясняется тем, что они закипают при температурах намного ниже нуля: -196° С (азот) и -183°С (кислород). Поэтому даже в самых холодных уголках Земли температура выше их точек кипения, и, следовательно, они остаются газами. У газа постоянными не являются ни объем, ни форма. Газ расширяется или сжимается, чтобы заполнить объем или форму занимаемого им сосуда. Люди используют газ (пропан) на кухнях, когда готовят пищу, им обогревают дома. Месторождения газа в России сосредоточены в основном на Севере страны. Природный газ находится в земле на глубине от 1000 метров до нескольких километров. Сверхглубокой скважиной недалеко от города Новый Уренгой получен приток газа с глубины более 6000 метров. В недрах газ находится в микроскопических пустотах (порах). Поры соединены между собой микроскопическими каналами — трещинами, по этим каналам газ поступает из пор с высоким давлением в поры с более низким давлением до тех пор, пока не окажется в скважине. Газ добывают из недр земли с помощью скважин. На территории России расположено 24 хранилища природного газа. Протяжённость магистральных газопроводов России составляет 155 тыс. км.


Ø Спички .

Высекание искр при ударе камня о кусок пирита FeS 2 и поджигание ими обуглившихся кусков дерева или растительных волокон было способом получения огня человеком.

Поскольку способы получения огня были несовершен­ны и трудоемки, человеку приходилось постоянно под­держивать горящий источник огня. Для перенесения огня в Древнем Риме использовали деревянные палочки, обмакнутые в расплав серы.

Приспособления для получения огня, основанные на химических реакциях, начали делать в конце XVIII в. Вначале это были древесные лучинки, на кончике кото­рых в виде головки закреплялись хлорат калия (берто­летова соль КС1Оз ) и сера. Головка погружалась в сер­ную кислоту, происходила вспышка и лучинка загора­лась. Человек был вынужден хранить и обращаться с небезопасной серной кислотой, что было крайне неудоб­но. Тем не менее это химическое «огниво» можно рас­сматривать как прародитель современных спичек.

В начале XIX в. немецкий химик Деберейнер изоб­рел более совершенное, но и более сложное огниво. Им было установлено, что струя водорода, направлен­ная на губчатую платину, воспламеняется на воздухе.

В современной зажигалке воспламенение горючего производится под действием искры, получающейся от сгорания мельчайшей частицы «кремня», срезанной зуб­чатым колесиком. «Кремень» представляет собой смесь редкоземельных металлов (лантаноидов). В мелкораздробленном состоянии эта смесь пирофорна, т. е. само­воспламеняется на воздухе, образуя искру.

Существует несколько разновидностей современных спичек. По назначению различают спички, зажигающие­ся в обычных условиях, влагоупорные (рассчитанные на зажигание после хранения во влажных условиях, например в тропиках), ветровые (зажигающиеся на ветру) и др.

В качестве основного сырья для изготовления спичеч­ной соломки с прошлого столетия используют главным образом осину и реже липу. Для этого с круглого очи­щенного от коры чурака специальным ножом по спирали снимается лента, которая затем рубится на спичечную соломку. При сгорании спички необходимо получить нетлеющий уголек от соломки и удержать на нем раска­ленный шлак от сгоревшей головки. Необходимость последнего обусловливается стремлением обезопасить потребителя от прожогов одежды при попадании раска­ленного шлака. Тлеющий уголек от соломки, естественно, представляет пожарную опасность. Для устранения тле­ния соломки и закрепления шлака от головки соломку пропитывают веществами, образующими на ее поверхности при горении пленку. Благодаря этой пленке прекра­щается сгорание угля. Она же закрепляет шлак от головки. В качестве противотлеющих веществ используют фосфорную кислоту и ее соль (NH 4) 2 HPO 4 .

Ø Бумага и карандаши .

Сохранились документы, указывающие на то, что в 105 г. н. э. министр китайского императора организовал производство бумаги из растений с добавками тряпья. Около 800 . г. такая бумага получила широкое распро­странение в Китае, а также на Ближнем Востоке. Зна­комство с бумагой европейцев связано с крестовыми походами на Ближний Восток — в Сирию, Палестину, Северную Африку, организованными западно-европейскими феодалами и католической церковью (первый по­ход состоялся в 1096—1099 гг.). В эпоху раннего средне­вековья (до начала крестовых походов) для письма в Европе использовался главным образом папирус. В Ита­лии им пользовались еще в XII в.

Письменность же была известна в Египте и Месо­потамии с конца IV и начала III тысячелетия до н. э., т. е. задолго до изобретения бумаги. Как уже было отме­чено, основными предшественниками бумаги как мате­риала, на которое наносилось письмо, были папирус и пергамент.

Растение папирус (Cyperus papyrus ) произрастает в Египте в болотистой местности около реки Нила. Сте­бель растения очищали от коры и луба и из белоснеж­ного материала нарезали тонкие полосы. Их укладывали слоями вдоль и поперек, а затем механическим давле­нием выжимали из них растительный сок. Этот сок сам обладает способностью склеивать полосы папируса. Позд­нее для скрепления полос стали применять клей, при­готовленный из невыделанных шкур или муки. После высушивания на солнце получающиеся листы шлифовали камнем или кожей. Папирус для письма стали изготов­лять около 4000 лет назад. Считают, что и название бумаги (papiera ) происходит от слова папирус.

Пергамент — это невыделанная, но освобожденная от волос и обработанная известью звериная, овечья или козлиная кожа. Так же, как и папирус, пергамент — прочный и долговечный материал. Хотя бумага менее прочна и долговечна, она более дешева и потому более доступна для широкого использования.

Для изготовления рабочей части графитового каран­даша готовят смесь графита и глины с добавкой не­большого количества гидрированного подсолнечного мас­ла. В зависимости от соотношения графита и глины получают грифель различной мягкости — чем больше графита, тем более мягкий грифель. Смесь перемеши­вают в шаровой мельнице в присутствии воды в течение 100 ч. Приготовленную массу пропускают через фильтр-прессы и получают плиты. Их подсушивают, а затем из них выдавливают на шприц-прессе стержень, который режут на части определенной длины. Стержни в спе­циальных приспособлениях высушивают и исправляют возникшую кривизну. Затем их обжигают при темпера­туре 1000—1100°С в шахтных тиглях.

В состав грифелей цветных карандашей входят као­лин, тальк, стеарин (широкому кругу людей он известен как материал для изготовления свечей) и стеарат кальция (кальциевое мыло). Стеарин и стеарат кальция являются пластификаторами. В качестве связывающего материала используют карбоксиметилцеллюлозу. Это клей, используемый для наклейки обоев. Здесь его также предварительно заливают водой для набухания. Кроме того, в грифели вводят соответствующие краси­тели, как правило, это органические вещества. Такую смесь перемешивают (вальцуют на специальных маши­нах) и получают в виде тонкой фольги. Ее измельчают и полученным порошком набивают пистолет, из которого и шприцуют смесь в виде стержней, которые режут на куски определенной длины и затем сушат. Для окраски поверхности цветных карандашей используют те же пиг­менты и лаки, которыми обычно окрашивают детские игрушки. Подготовку деревянной оснастки и ее обработ­ку проводят так же, как и для графитовых карандашей.

Я проводил опыты, для того, чтобы разобраться в особенностях протекания химических реакций. Результаты опытов и особенности их протекания, а так же исходные вещества приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сводная таблица результатов

Номер опыта

Исходные вещества

Способ воздействия

Результат

Примечания

Сахар, пепел

Поджигаем

Сахар горит

Пепел служит катализатором горения (окислительно-восстановительная реакция)

Песок, этиловый спирт, сода, сахар

Поджигаем

3 Смесь пенится

Бурная реакция нейтрализации


1) Сахароза C 12 H 22 O 11 в обычных условиях не горит: если поднести к куску сахара зажженную спичку, он будет плавиться, частично обугливаться, но не гореть. Если же на кусок сахара насыпать совсем немного пепла и снова поднести огонь, сахар загорится синевато-желтым пламенем с небольшим потрескиванием. Я попробовал и убедился!

Суть изменений в поведении сахара состоит в том, что зола, содержащая карбонаты щелочных металлов, служит катализатором горения этого вещества. Считается, что главную роль здесь играет карбонат лития Li 2 CO 3 . Сахар сгорает, превращаясь в углекислый газ и воду.

2) Сладкий сахар может превратиться в "черную гадюку", если насыпать в тарелку 3--4 столовые ложки сухого просеянного речного песка и сделать из него горку с углублением на вершине, пропитать песок этиловым спиртом , а потом заложить в углубление горки хорошо растертую в ступке смесь 1 столовой ложки сахарной пудры и 1 чайной ложки питьевой соды и поджечь эту смесь. Через 2-3 минуты на поверхности смеси появились черные шарики, а у основания - черная жидкость. Когда почти весь спирт сгорел, смесь почернела, и из песка медленно выползает извивающаяся толстая черная змея с "воротником" из догорающего спирта. В пламени горящего спирта сахар плавится и обугливается, а выделяющийся из соды углекислый газ вспучивает и двигает горящую массу. Остаток после горения -- карбонат натрия, смешанный с мельчайшими частичками угля.

3) Этот опыт был мне известен давно, так делала мама, когда пекла торты и печенье: гасила соду уксусом. Реакция нейтрализации протекает очень бурно!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Охрана природы - задача нашего века. Воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Даже по умеренным моделям процесса глобального потепления у маленьких ледников (а они составляют подавляющее большинство) нет шансов на восстановление. Таяние ледников – один из важнейших аспектов проблемы изменения климата. Это поставит под угрозу качество питьевой воды для почти 2 млрд. человек. Помимо этого, повысится и уровень морей. Так, по прогнозам, предоставленным ООН, в течение ближайших 30 лет могут растаять до 80% гималайских ледников.

Актуальность вопросов экологии в настоящее время уже не вызывает сомнения. В рамках экологических проблем рассматриваются химические процессы в газовой фазе (химия атмосферы) и в водных растворах (химия гидросферы), кристаллизация (химия литосферы), а также взаимные превращения соединений некоторых химических элементов с переходом из одного агрегатного состояния в другое (круговорот элементов в природе).

Несмотря на кажущееся разнообразие, практически все неорганические материалы (помимо металлов) являются кислородными соединениями кремния или солями кальция. Это не удивительно, если учесть, что кислород и кремний составляют три четверти земной коры, а кальций является самым распространенным из активных металлов. Поэтому обязательно нужно обратить внимание на состав, строение, свойства и области применения этих веществ, используемых не только в строительстве и в быту, но и при создании произведений искусства.

Постоянное увеличивается число препаратов бытовой химии. Грамотное использование химических веществ в домашнем хозяйстве требует понимания их свойств.

Вывод: понимание сущности химических процессов, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, приносит человеку только пользу.

1.Краткая химическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1961 – 1967. Т. I — V .

2.Бетехтин А.Г. Минералогия. – М.: Гос. изд-во геологической литературы, 1950.

3.Бутт Ю.М., Дудеров Г.Н., Матвеев М.А. Общая технология силикатов. – М.: Госстройиздат, 1962.

4.Быстрое Г.П. Технология спичечного производства. – М.–Л.: Гослесбумиздат, 1961.

5.Козмал Ф. Производство бумаги в теории и на практике. – М.: Лесная промышленность, 1964.

6.Кукушкин Ю.Н. Соединения высшего порядка. – Л.: Химия, 1991.

7.Кульский Л.А., Даль В.В. Проблема чистой воды. – Киев: Наукова думка, 1974.

8.Лосев К.С. Вода, – Л.: Гидрометеоиздат, 1989.

9.Теддер Дж., Нехватал А., Джубб А. Промышленная органическая химия. — М.: Мир, 1977.

10.Чалмерс Л. Химические средства в быту и промышленности – Л.: Химия, 1969.

11. Новостные интернет издания. (2010 г.)

КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ И ПОДГОТОВИТЬ творческую работу на НПК Кемерово 2014 25.07.2014 * * * * * * * титульный лист; содержание (оглавление); введение; основная часть; заключение; список использованных источников; приложения. 2 Является первой страницей и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. 3 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №89» XX НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Первый опыт» (Направление работы) химия Название работы (тип творческой работы) Автор: Егоров Егор, 10 «А» класс Руководитель: Иванова Р.Л., учитель математики Кемерово 2014 Типы творческих работ * Исследовательская работа * Реферативно-исследовательская работа * Проектно-исследовательская работа * Проектная работа * Авторское произведение * Включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов и заключение с указанием номеров начальных страниц. Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки глав и подглав, параграфов в тексте, быть краткими и понятными. Страницы должны быть скомпонованы в следующем порядке: Титульный лист (стр.1) Оглавление (стр.2) Введение (обоснование выбранной темы) Основная часть Заключение (выводы) Список использованных информационных ресурсов Приложения (если таковые имеются) 6 * Оглавление (план работы) помещается на странице № 2, где указываются все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются * План может быть простой или сложный * План обязательно содержит пункты – введение, основная часть, заключение и библиографический список * Каждый пункт плана имеет свою страницу * Лист с планом не нумеруется, но считается страницей №2 Исследовательская работа: (проектно-исследовательская, реферативно-исследовательская) I. Введение 1. Актуальность и проблема исследования 2. Гипотеза. Цель. Задачи 3. Объект и предмет исследования. Новизна 4. Методы исследования и используемые источники информации II. Основная часть. Название работы 1. (Этапы и ход исследования ………) . 2. ………………………………………..: а). ……………………. ; б). …………………….. ; в). …………………….. . III. Заключение 1. Результаты исследования, их значимость 2. Выводы. Перспективы IV. Список использованных информационных ресурсов V. Приложения Каждому типу работы соответствует свой план Проектная работа I.Основная идея и замысел проекта II. Актуальность (можно указать проблему, гипотезу – если есть) III. Этапы разработки проекта, виды работ на каждом этапе (можно указать цель и задачи этапов – если есть) 1. 2. ……….. ……….. IV. Распределение ролей и позиций в проекте V. Ресурсы VI. Результаты осуществления проекта VII. Список использованных информационных ресурсов (если есть) VIII. Приложения (если есть) Авторское произведение: 1. 2. Основная идея данной работы Этапы работы по реализации творческого замысла: а). ……….. ; б). ………… . 1. Результаты работы 2. Приложение (к тексту могут прилагаться творческие разработки: видеоматериалы, рисунки, эскизы, рабочие материалы и т.д.) Введение Раздел должен содержать постановку проблемы в рамках выбранной темы и обоснование выбора проблемы и темы. Во введении дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, личная заинтересованность автора в ее исследовании, отмечается практическая значимость и новизна изучения данного вопроса, где это может быть использовано. Здесь же называется цель и конкретные задачи, которые предстоит решить. Высказывается гипотеза, объект и предмет исследования. Объем введения составляет примерно 1/10 от общего объема работы. Введение – ответственная часть работы, своеобразная ее визитная карточка. Но полный текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты работы. 11 * Тема - это определение сути. Для того, чтобы сформулировать тему, необходимо, прежде всего, выявить проблему, определить объект и предмет исследования. * Проблема - это постановка вопроса, который нуждается в решении, изучении того, что не было изучено. Проблемы (пример) обычно заключаются в выявлении новых или неизвестных лиц, родственников, фактов их биографий, создании (восстановлении) родословной своей или другого человека и т.п. * Объектом исследования является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. * Предмет исследования находится в границах объекта, является его стороной, аспектом или точкой зрения. Предметом исследования могут быть изучение судьбы реального лица, конкретная родословная, генеалогическое древо рода. Цель исследования - это его конечный результат, решение научной проблемы, к чему в итоге следует прийти (существительное) Формулировка задач исследования необходима для конкретизации цели исследования (глаголы) Задачи могут быть направлены на анализ, обобщение, выявление, обоснование, разработку, оценку отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы Источники исследования - письменные (печатные и рукописные: книги, журналы, газеты, мемуары, документы личные и общественные и др.), - изобразительные (фотографии, рисунки, плакаты, географические карты и др.), - вещественные (предметы быта, изделия народных промыслов, семейно-вещевые реликвии и др.), - устные (беседы, интервью и др.), - технотронные (аудиовизуальные, видеовизуальные, мультимедийные или компьютерные), - комплексные (предметы, содержащие элементы источников разных видов). Методы исследования - это способы, приемы, при помощи которых осуществляется исследование. Они заключаются в возможности применения старого знания для получения нового знания. 1. Накопление научного материала: изучение литературы и источников; ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях; консультация; наблюдение. 2. Осмысление собранного материала: сравнение; измерение; анализ и синтез; обобщение; аналогия; моделирование. 3. Проверка и уточнение фактов: критика; уточнение сделанных выводов, корректировка; обсуждение результатов; эксперимент, проверка на практике. * Языковые клише, используемые во введении: *Тема *Работа (исследование, проект, реферат) посвящена теме, проблеме, актуальному вопросу… *Работа (…) посвящена характеристике проблемы… *Темой работы (…) является… *В работе (…)… рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?) и т. д. *А также используются, например, такие глаголы: 17 изучить… выявить… установить… и т.п. *Проблема *В центре внимания автора находятся… *На первый план автором выдвигаются… *Главные усилия автора направлены на… *В своей работе автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы… …останавливается на следующих проблемах и т.д. 18 *Актуальность темы (проблемы), которой посвящена работа (исследование, проект, реферат) *Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как… *Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (на современном этапе)… *Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.) *В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?)… 19 * Характеристика первоисточников, используемых автором работы (…) * Автор привлекает к анализу следующие материалы… * Материалом исследования послужили… * В основе работы (…) лежат материалы исследований… 20 Основная часть В данном разделе должна быть раскрыта тема. В основной части, как правило, разделенной на главы, необходимо раскрыть все пункты составленного плана, связно изложить накопленный и проанализированный материал. Излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее, собственная позиция автора исследования. Важно добиться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на раскрытие главных задач. Каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами. 21 * Ссылки и сноски в тексте реферата необходимо правильно оформлять. При цитировании следует дать точные указания (ссылки, откуда извлечена цитата): фамилию, инициалы автора, место издания, год издания, номер тома, страницы. * 22 Сноски бывают внутритекстовые, подстрочные и затекстовые. Внутритекстовые сноски являются неразрывной частью основного текста. Например, «В известной книге…». Подстрочные сноски располагают под чертой внизу страницы с указанием номера сноски или какого-либо значка. Затекстовые сноски вынесены за текст всего реферата либо его части, в этом случае их следует применять сквозную (через всю работу) нумерацию. Допускается сокращенный вариант сноски, например: . Это означает, что цитата взята с 15 страницы источника, который в списке источников и литературы стоит под 7-м номером. 23 * Заключение В заключении подводятся итоги по всей работе, суммируются выводы, содержащие ясные ответы на поставленные в цели исследования вопросы, делаются собственные обобщения (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему), отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой. Заключение по объему не должно превышать введение. Следует избегать типичных ошибок: увлечение второстепенным материалом, уходом от проблемы, категоричность и пестрота изложения, бедный или слишком наукообразный язык, неточность цитирования, отсутствие ссылок на источник. 24 Языковые клише, используемые в заключении: Автор приходит к выводу, заключению о том… В заключение можно сказать… Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что… Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?) Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чьё?) На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?) и т.д. 25 Список информационных ресурсов Список использованных информационных ресурсов завершает работу. В нем фиксируются только те источники, с которыми работал автор работы (исследования, проекта, реферата). Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Если привлекались отдельные страницы из книги, они указываются. Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка. 26 Список используемой для написания работы (…) литературы составляется по следующему правилу: - Порядковый номер литературного источника. - Фамилия, инициалы автора. - Полное название книги (без кавычек, исключение – если название – цитата). - Тип издания (Текст, изопродукция, электронное издание и т.д.). - Место (город) издания. - Издательство. - Год издания – цифра без буквы «г.». - Количество страниц (или другая информация об объеме издания, соответствующая его типу). 27 Статья из сборника записывается так: - Порядковый номер источника. - Фамилия, инициалы автора. - Заглавие статьи [Тип издания] // Заглавие сборника: Подзаголовок / Редактор. Составитель. - Место (город) издания. - Год издания. Статья из журнала или газеты: - Порядковый номер источника. - Фамилия, инициалы автора. - Заглавие статьи [Тип издания] // Название журнала. - Год выпуска. - Номер выпуска. - Страницы статьи. 28 Например: Книги: 1. Воронцов, Г.А. Основы библиотековедения и работа с книгой [Текст]: Учебн. пособие для преподавателей и учащихся ср. спец. уч. заведений. -М.: Высшая школа, 1977. 83 с. 2. Львов, Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса [Текст]. СПб.: ГМП «Формика», 1992. 383 с. 3. Организация и методика проведения деловых совещаний: Учебное пособие. [Текст]. Киев: МАУП, 1995. 4. Из энциклопедии: Гвоздецкий, Н.А. Эльбрус [Текст] //БСЭ 3-е изд. --М:. 1978. Т.30. С.151. 29 Журнал: 1. Александрова, З. Правовое регулирование труда государственных служащих [Текст] //Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1989. №1. С. 16 – 19. 2. Семенов, Ю. Непримиримость: Роман-хроника [Текст]//Смена 1987. №20. С.25–32; №21. С.24 – 32; №22. С. 24–31; №23. С.24–31; №24. С.24–32. 30 * Особое внимание следует обратить на оформление таких информационных ресурсов как источники Интернет и электронные ресурсы на компакт-дисках (электронные энциклопедии, электронные учебники). 31 Например: 1. Веб-документ: Смольникова И.А. Рабочий конспект для внедряющих информационные технологии в школе. Центр «Информика». [Электронный ресурс] http://www.informika.ru/text/school/its.html 2. Телеконференция: Розина И.Н. [email protected] Вопросы для преподавателей, осуществляющих дистанционное обучение с использованием компьютерных телекоммуникаций в России и США. 7 января 1999. - [email protected] GROUP emissia.offline, ART 629 (18 atdhfkz 1999). 3. Электронный ресурс на компакт-диске: Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые, граф., Зв. дан. и прикладная прог. (546 Мб). М.: Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв., 12 см + рук. пользователя (1л.)+открытка (1л.). 32 Приложения Приложения к работе позволяют повысить ее уровень более полно раскрыть тему. В состав приложений могут входить: копии документов (с указанием «ксерокопировано с…» или «перерисовано с…»), графики, таблицы, фотографии, схемы, диаграммы и т.д. Приложения располагаются в конце реферата. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись и вид прилагаемой информации – схема, список, таблица и т.д. Сообщается и источник, откуда взяты материалы, послужившие основой для составления приложения (литературный источник обязательно вносится в список использованной литературы). Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок, например: (Приложение 5). Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем работы не включаются. 33 Систематизация материала в табличной форме Таблица применяется в том случае, если необходимо систематизировать цифровой или текстовый материал в виде граф (колонок), либо выделить различные параметры. Основные элементы таблицы Таблица может иметь заголовок. Его выполняют строчными буквами (кроме первой прописной) и помещают над таблицей. Заголовок должен полностью отражать содержание таблицы. Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком графы. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков точек не ставят. Главное слово заголовка ставят в единственном числе. Заголовки и подзаголовки граф выполняют через один интервал. 34 Оформление иллюстраций К иллюстрациям относят графики, диаграммы, схемы, чертежи, фотографии и т.п. Каждый вид иллюстрации должен иметь название, состоящее из следующих частей, помещенных под иллюстрацией: 1. Условное сокращенное название «Рис.». 2. Порядковый номер в пределах работы, обозначаемый арабскими цифрами без знака №. 3. Название иллюстрации, отражающее ее основное содержание. Например, Рис.3. Схема структуры управления ОАО «Беркут». При необходимости иллюстрации снабжают пояснительными данными (подрисуночный текст). Если приводится только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут. Обычно иллюстрации располагают после первого упоминания их в тексте. 35 * Требования к оформлению работы * Страницы текста и приложений реферата должны соответствовать формату А4 (210x297). * Объем работы не должен превышать 20 – 25 страниц печатного текста (без приложений). При наличии приложений объем реферата может быть расширен до 30 - 35 страниц. * Для текста, выполненного на компьютере - размер шрифта 1214, Times New Roman, обычный; интервал между строк -1,5-2; размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего -20 мм, нижнего - 20 мм. * Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст). 36 * * * * Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы чаще ставят вверху по центру страницы; на титульном листе и листе с оглавлением номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы. Расстояние между названием раздела (заголовками главы и параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят. Переносы в заголовках не допускаются. 37 Требования к тексту 1. Тексты работ надо выверять с точки зрения лексической и стилистической грамотности. 2. Необходимо проверять по справочникам и энциклопедиям упоминаемые в тексте исторические даты и факты; фамилии, имена и отчества, даты жизни отдельных лиц; правильно употреблять сложные наукообразные слова и выражения. 3. При использовании специальных терминов и понятий не обязательно в конце работы предоставлять словарь, но употреблять профессиональную лексику надо лишь при полном ее понимании автором работы. 4. Приложения к работе необходимо аннотировать. (подписи под фотографиями, схемами, картами, воспоминаниями, интервью, репродукциями, иллюстрациями и т.д.) 5. При цитировании отдельных высказываний, различных точек зрения, воспоминаний, записей бесед и.т.п. необходимо правильно и точно оформлять сноски на первоисточник. 6.При использовании какого-либо другого носителя информации (видеозапись, аудиокассета, письмо, картина, копия, справка и т.п.) надо указывать, где хранится данный первоисточник (музей, архив с указанием фонда и других выходных данных). 7. Обязательно надо указывать полный список источников, на основании которых сделана данная работа. 8. Обязательно надо указывать список краеведческой и научной литературы, используемой в данной работе. При этом важно грамотно, по принятым на данный момент библиографическим правилам (ГОСТам). * Критерии оценки работы Критерии оценки работы могут быть как общие, так и частные. К общим критериям можно отнести следующие: соответствие работы теме, глубина и полнота раскрытия темы, адекватность передачи первоисточника, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение), оформление (наличие плана, списка информационных источников, культура цитирования, сноски и т. д.); языковая правильность. 40 Частные критерии Относятся к конкретным структурным частям работы: введению, основной части, заключению. 1. Критерии оценки введения: наличие обоснования выбора темы, ее актуальности; наличие сформулированных проблемы, гипотезы, целей и задач работы, объекта и предмета исследования, новизны. наличие краткой характеристики первоисточников. 41 Критерии оценки основной части: структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам; наличие заголовков к частям текста и их удачная формулировка; проблемность и разносторонность в изложении материала, выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование, наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения. 42 3. Критерии оценки заключения: наличие выводов по результатам анализа, выражение своего мнения по проблеме. перспективы дальнейшей работы по теме 43 * 1. Воронцов, Г.А. Работа над рефератом. [Текст]. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2012. 64 с. 2. ГОСТ 7.9-77 «Реферат и аннотация» 3. Калмыкова, И.Р. Реферат как форма устной итоговой 4. 5. 6. 7. аттестации учащихся 9 и 11 классов [Текст]. // Образование в современной школе. 2011. №11. С. 57- 61. Межгосударственный стандарт «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» [Текст]. 2008. Реферат (подготовка, оформление и процедура защиты) [Текст]. //Практика административной работы в школе. 2012. №1. Розина, И.Н. Оформление библиографических ссылок на электронные информационные ресурсы. Ростовский государственный педагогический университет. [Электронный ресурс]. http://bspu.ab.ru/Journal/vestnik/ARHIW/N1_1999/rosina.ht ml Шилова, О.Н., Лебедева, М.Б. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий. [Текст]. М.: Интуит.ру, 2006. 144с. 44

Воронцов, Г.А. Работа над рефератом. [Текст]. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2012. 64 с. ГОСТ 7.9-77 «Реферат и аннотация» Калмыкова, И.Р. Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов [Текст]. // Образование в современной школе. 2011. №11. С. 57- 61. Межгосударственный стандарт «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» [Текст]. 2008. Реферат (подготовка, оформление и процедура защиты) [Текст]. //Практика административной работы в школе. 2012. №1. Розина, И.Н. Оформление библиографических ссылок на электронные информационные ресурсы. Ростовский государственный педагогический университет. [Электронный ресурс]. http://bspu.ab.ru/Journal/vestnik/ARHIW/N1_1999/rosina.html Шилова, О.Н., Лебедева, М.Б. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий. [Текст]. М.: Интуит.ру, 2006. 144с.

В данном разделе мы рассмотрим план исследовательской работы учащихся и его основные разделы для осуществления индивидуальной исследовательской деятельности в школе, написания и оформления исследовательского проекта с целью развития поисковых, исследовательских и творческих навыков детей.

Также мы подробно опишем содержимое каждого пункта плана исследовательского проекта школьника и дадим важные пояснения и рекомендации, которые помогут правильно и грамотно спланировать и оформить исследовательскую работу.

Постараемся дать ответы на вопросы и план как писать исследовательскую работу, приведем пример написания и выполнения учебно-исследовательской работы, а также каждого раздела проекта школьника. Данные рекомендации будут важны и педагогам для осуществления исследовательской и проектной деятельности в школе.

План исследовательской работы

Пример и образец плана исследовательской работы школьника также является планом индивидуальной научно-исследовательской работы, проектно-исследовательской работы, планом индивидуального проекта , осуществляемыми под руководством учителя определенного предмета, педагога дополнительного образования или воспитателя в ДОУ (детском саду).

1. Титульный лист исследовательской работы

3. Введение исследовательской работы

Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется).

Также во введении определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) исследовательской работы (проекта).

Согласно плану, после заключения принято помещать в текст индивидуальной исследовательской работы список литературы, использованной при изучении материала теоретической части исследования, проведения поисковой работы в сети Интернет или архивах.

Каждый включенный в список литературы источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы в исследовательском проекте.

8. Приложения

В приложении исследовательской работы и проекта размещаются диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты. Согласно плану раздел приложения размещается последним в работе.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

Актуальность

… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы

Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Задачи

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …

ГЛАВЫ

Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса

Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …

Вторая глава – описание исследования

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю

В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …