Профессия машинист электровоза для детей. Машинист электровоза: суть его работы на железной дороге

Помимо машиниста в локомотивную бригаду обычно входит помощник машиниста , а на паровозе - ещё и кочегар . В некоторых случаях (например, на маневровых локомотивах и в поездах метро) локомотивная бригада может состоять только из машиниста - так называемое «управление в одно лицо».

В первое время, после перехода с паровозной на тепловозную тягу в состав локомотивной бригады помимо машиниста и помощника машиниста входил ещё и дизелист, отвечающий за исправную работу дизелей.

Первоначально обозначение на железной дороги специальности по управлению локомотивом, было механик, в дальнейшем после распространения термина машинист, термин механик оставался неофициальным, и даже более распространенным термином для обозначения специальности машиниста локомотива.

Знаки различия - лычка, обращенная углом от плеча и одна звезда - соответствие четвертому или третьему классу квалификации; две звезды - второму классу квалификации; три звезды - первому классу квалификации; четыре звезды - первому классу и должности машиниста-инструктора

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Машинист локомотива" в других словарях:

    Машинист лицо, основным видом профессиональной деятельности которого является управление различного рода машинами. Соответственно, термин машинист всегда уточняется типом машин. Машинист локомотива Машинист турбогенератора Машинист… … Википедия

    - (лат.). Механик, машинный мастер, человек хорошо знакомый с устройством машины и приставленный к ней для присмотра, пускания её в ход, по мере надобности, а также и для исправления. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    МАШИНИСТ, а, муж. 1. Механик, управляющий транспортной или другой самодвижущейся машиной, механическим устройством. М. горного комбайна. М. сцены (в театре). 2. Специалист по вождению поездов. М. локомотива. 3. Специалист, печатающий на машинке.… … Толковый словарь Ожегова

    Борис Фёдорович Громов Род деятельности: машинист локомотива Дата рождения: 23 ноября 1927(1927 11 23) (85 лет) Граж … Википедия

    Машинист локомотива Железнодорожник человек, чьей сферой профессиональной деятельности является железнодорожный транспорт … Википедия

    Сигналы на железной дороге служат для обеспечения безопасности движения и чёткой организации поездной и маневровой работы. По способу восприятия сигналы подразделяются на видимые и звуковые. Для подачи видимых сигналов используются светофоры,… … Википедия

    Англ. Unstoppable … Википедия

    ЧС200 011 с поездом «Невский экспресс» на Московском вокзале Санкт Петербурга Вагон поезда «Невский экспресс» Авария «Невского экспресса» происшествие, произошедшее 13 августа 2007 года со скоростным фирменным поездом «Невский Экспресс» на… … Википедия

    ЧС200 011 с поездом «Невский экспресс» на Московском вокзале Санкт Петербурга Вагон поезда «Невский экспресс» Авария «Невского экспресса» происшествие, произошедшее 13 августа 2007 года со скоростным фирменным поездом «Невский Экспресс» на… … Википедия

Книги

  • Техническое обслуживание и ремонт локомотива. Электровоз серий ВЛ 10, ВЛ 10 у. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования , Васильева Наталия Евгеньевна. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии&171;Машинист локомотива&187;, ПМ. 01&171;Техническое…

Подробности Обновлено: 04.11.2019 10:33 Опубликовано: 08.05.2017 18:23

Машинист поезда – это специалист, который управляет электро-, грузовыми и пассажирскими поездами.

Они могут двигаться с помощью тепловоза или электровоза. Одни из них служат для перевозки пассажиров или грузов на большие расстояния, другие предназначены для промышленных объектов. В каждом из этих случаев требуется особая подготовка машиниста.

История профессии

Профессия машинист поезда родилась одновременно с железными путями. В Российской империи первые профессионалы, умеющие управлять локомотивами, появились в 1834 году. В то время поезда ездили в основном из Санкт-Петербурга в Москву со скоростью почти 33 км\ч.

В СССР железные дороги активно развивались, возникла необходимость перевозить на дальние расстояние людей и грузы. В связи с этим работа машинистом поезда стала престижной и востребованной. На данный момент квалифицированные машинисты очень востребованы.

Особенности профессии

Машинист поезда – это человек, управляющий локомотивом, но одному справиться с такой ответственной работой непросто, поэтому он работает с помощником.

Профессия подходит тем, кто любит путешествия, управлять транспортными средствами.

Работа машинистом поезда далеко не простая. Смена длится в среднем 13 часов, все это время нужно быть предельно внимательным. Со временем могут возникнуть проблемы со зрением.

Еще один недостаток профессии – длительное отсутствие дома, работать приходится в любое время суток, вне зависимости от праздников и выходных.

Обязанности

В обязанности машиниста входит вести поезд по маршруту, точно следуя графику и соблюдая правила движения. Необходимо уметь стремительно принимать решения, так как ситуация на железной дороге, поведение пассажиров, погодные условия и другие факторы могут меняться быстро и непредсказуемо.

Важные качества

Профессия машинист поезда требует:

  • высокой концентрации внимания;
  • стрессоустойчивости;
  • ответственности;
  • умения быстро принимать решения;
  • оценивать и просчитывать ситуацию.

Также для этой профессии необходимы хорошее зрение и отличный слух.

Машинистом не сможет стать человек, имеющий проблемы с сосудами, сердцем, вестибулярным аппаратом, нервной и опорно-двигательной системами, с бронхиальной астмой.

Навыки и знания

Машинист поезда – это человек, который умеет управлять локомотивом и хорошо знаком с его устройством, способен провести незначительные слесарные и инженерные работы, осуществить техобслуживание состава. Также он должен уметь пользоваться радиосвязью, контролировать толпу и общаться с людьми в стрессовых ситуациях, досконально знать правила движения на железной дороге.

Перспективы и карьера

Машинист может пойти работать на железную дорогу, в метрополитен, на геолого-разведывательный объект, промышленное предприятие, в шахту. Для получения должности необходим опыт работы, поэтому после обучения проще устроиться помощником машиниста.

В зависимости от квалификации машинист получает класс. Новички не имеют никакой категории. После года работы можно сдать экзамен и стать специалистом третьего класса. Еще через год – получить второй класс, а затем и третий. Квалификация влияет на уровень зарплаты.

Обучение

В зависимости от базового образования и формы обучения на овладение профессией уйдет от полугода до пяти лет.

Машинист поезда - железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом. Профессия подходит тем, кого интересует физика и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) - маршруты таких поездов ещё короче.

И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.

Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.

Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине - всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар - он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни - большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.

Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.

Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.

Рабочее место

Железные дороги, метрополитен, крупные заводы, шахты и пр. предприятия, использующие железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.

Оплата труда

Зарплата на 04.12.2019

Россия 40000—120000 ₽

Москва 80000—100000 ₽

Важные качества

Уверенность в себе, высокое чувство ответственности, быстрая реакция, способность концентрировать внимание, хорошее зрение (в том числе цветовое зрение), острый слух. Болезни сердца, сосудов, центральной нервной системы, бронхиальная астма, нарушения вестибулярного аппарата, проблемы опорно-двигательного аппарата, ограничивающие движение, противопоказаны при такой работе.

Знания и навыки

Необходимо уметь управлять локомотивом, проводить небольшие слесарные работы, пользоваться радиосвязью. Знать устройство локомотива, правила движения на железной дороге.

Где учиться на Машиниста поезда (образование)

Начальное профессиональное образование (НПО)

В одном из железнодорожных колледжах можно получить профессии:

  • «Помощник машиниста локомотива»;
  • «Помощник машиниста тепловоза»;
  • «Помощник машиниста электровоза».

Среднее профессиональное образование (СПО)

В колледжах и техникумах можно получить специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Квалификация «Техник».

Обучение по месту работы

Для работы в метро можно устроиться в депо (на линию метро) и там пройти обучение профессии машиниста. Сначала проводится слесарная практика, затем будущий машинист изучает оборудование электропоезда и учится управлять поездом. В московском метрополитене для ускорения процесса используют тренажёры.

Презентация по профессии «Машинист локомотива» «Моя профессия – мое будущее».

Государственное образовательное учреждение профессионального образования в г.Новороссийске ГБПОУ «КК» НОВОРОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

Руководитель проекта: Щербак Айше Эбазеровна

Назначение профессии «Машинист локомотива»: управление пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначений. Назначение профессии «Машинист локомотива»: управление пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначений. Профессионально – важные качества профессии «Машинист локомотива»

  • самоконтроль, способность к самонаблюдению
  • способность к мобилизации в сложной ситуации
  • способность планировать свою деятельность во времени
  • способность рационально действовать в экстремальных ситуациях
  • быстрая адаптация зрения к темноте, свету
  • дисциплинированность
  • организованность
  • ответственность
быстрая хорошая зрительная оценка размеров предметов
  • быстрая хорошая зрительная оценка размеров предметов
  • хорошее зрительное восприятие расстояний между предметами
  • хороший глазомер динамический (способность оценивать направление и скорость движения предмета)
  • способность к различению фигуры (предмета, отметки, сигнала и пр.) на малоконтрастном фоне; развитый объем внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов)
  • оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления
  • предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления
  • способность к обобщению информации
  • техническое мышление
память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики)
  • память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики)
  • согласованность движений с процессами восприятия (сложноорганизованная деятельность)
  • хорошее общее физическое развитие – выносливость
  • умение четко и кратко формулировать информацию
  • сохранение бдительности в условиях однообразной деятельности
  • переносимость статических физических нагрузок
Требования к профессиональной подготовке: Машинист локомотива должен знать основы электротехники, материаловедения, правила эксплуатации железных дорог, устройство и правила технической эксплуатации локомотива, правила техники безопасности. Должен уметь проводить слесарные работы, обнаруживать и устранять неисправности локомотива, пользоваться радиосвязью Машинист тепловоза должен обладать значительным багажом знаний для безопасного выполнения работ. Кроме устройства и принципа работы самого локомотива, машинист обязан идеально владеть целым рядом нормативных документов, среди которых основными, безусловно, являются Устав железных дорог, Правила технической эксплуатации, Инструкция по сигнализации, Инструкция по маневровой работе и т.д.

Немного о профессии машиниста

Интересны рассказы пожилых людей, размещенных на форумах Интернет, дающие информацию о профессии машиниста тепловоза.

Многие проработали на железной дороге около полсотни лет. Привели их в железнодорожные училища разные обстоятельства, однако, они никогда не жалели об этом. Ветераны труда отмечают, что «Человеку – Технику» необходимы следующие качества:

терпение и усидчивость;

склонность к математике и физике;

желание изучать русский язык, потому как без оформления документов не обойтись;

спокойствие и выдержка: в пути бывают непредвиденные ситуации.

Перечисление можно продолжить. Машинист тепловоза должен обладать:

склонностью к выполнению однообразных движений;

аккуратностью и выносливостью;

чувством ответственности.

Управлять огромным составом, в котором семьдесят вагонов, сложно, ответственно и интересно. Машинист может находиться в пути разное время, нет двух одинаковых поездок. Работа машиниста нужна для любой страны: состав может перевезти до 6000 тысяч тонн груза или несколько сотен человек.

Опытные машинисты сравнивают свою работу с калейдоскопом: каждая новая поездка - это новая картинка о жизни.

Что входит в обязанности машиниста локомотива?

Человек, работающий по профессии машиниста тепловоза должен знать устройство и принцип работы локомотива, уметь им управлять. Есть нормативные документы, которые прорабатываются и подписываются машинистом до выхода в рейс:

железнодорожный Устав; правила по технической эксплуатации машины; ряд инструкций.

Еще в депо машинист должен проверить исправность тепловоза, тормозной системы, не полагаясь на заверения обслуживающей бригады. После этого можно изучить маршрутный лист следования. В пути следования машинист тепловоза должен быть собранным, потому что необходимо следить за показаниями приборов и корректировать их работу, выполнять все предписания диспетчера.

Профессия машиниста тепловоза сегодня

Интерес к данной профессии не угасает. Обучение на машиниста тепловоза можно пройти среднем профессионально-техническом училище, колледже и техникуме. Единственным препятствием может быть состояние здоровья, ведь абитуриенты проходят серьезную медицинскую проверку.

Врачи дают отрицательное заключение, если у молодого человека бронхиальная астма или нарушение слуха, зрения, сердечное заболевание. Врачи обращают внимание и на темперамент человека, не говоря про его физическое развитие. Если у молодого человека отменное здоровье, то ему можно выбрать данную профессию, ведь это престижно.

Если обобщить сказанное, то видно, что интерес к профессии машиниста тепловоза не ослабевает и сегодня, потому что она относится к разряду высокооплачиваемых.

Многих молодых людей привлекает также возможность проявить все качества своего характера, ведь профессия очень ответственная. Машинист один отвечает за доставку грузов и безопасность пассажиров. Он специалист высокого класса с определенным багажом знаний.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ