Ярмарки в России: их роль в развитие торговли. Ярмарочная и выставочная торговля Выставочно-ярмарочная торговля: организационные этапы

ИСТОРИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

ЯРМАРОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

в XVII-начале XX в.

ассистент кафедры истории Комсо-мольского-на-Амуре государственного педагогического университета

Татьяна Викторовна КИТ,

В настоящее время получают большое распространение международные, краевые, городские ярмарки, стимулирующие развитие рынка. Ярмарочная торговля способствует активизации конкуренции, создает благоприятные условия для продвижения к потребителю новых видов продукции, а также для развития передовых технологий и методов торговли. Поскольку история ярмарок в России насчитывает не одно столетие, полезным для современного развития Дальнего Востока является изучение исторического опыта организации ярмарочной торговли в регионе, государственной торговой политики.

Рост численности и значения городов в XVII в. заставил правительство установить правила ведения торговых операций, определить правовое положение купцов. Соборное Уложение 1649 г. сделало торговлю монополией посадских жителей: только посадские люди могли заниматься торговлей и ремеслом (гл. 19 «О посадских людях», ст. 1, 17)1. Крестьяне могли продавать лишь с возов и стругов.

Государство стимулировало развитие внутренней и внешней торговли, проводило протекционистскую политику (Торговые уставы 1653 и 1667 гг.): вместо множества пошлин устанавливался единый налог, ограничивалась торговая деятельность иностранцев в России. Для ее поощрения на окраинах страны, в первую очередь в Сибири, власть воевод над «купецкими людьми» ограничивалась «таможенным уставным правом» (Новоторговый устав 1667 г., ст. 35)2.

Торговые отношения, особенно касавшиеся иногородних и иноземных купцов, регулировались в законодательном порядке. Поскольку на ярмарках местные купцы чаще всего встречались с приезжими, торговля подлежала специальной регламентации. Определялся порядок ввоза и вывоза товаров, контролировалось их качество. Если купец вез купленный в своем городе товар в другой город, то он должен был объявить об этом в таможне и записать товар в отпускную книгу. Он подавал выпись в таможню, где голова сверял наличный товар. При обнаружении чего-либо сверх выписи голова брал товар «на великого государя» (ст. 28). Если на ярмарке выявлялись «худые товары», то их отсылали с «...бесчестьем с ярманки, чтобы впредь таких худых не возили и добрым товарам цены не портили» (ст. 45)3.

Свобода торговли иностранных купцов в Русском государстве значительно ограничивалась. Тот же Новоторговый устав запретил иноземцам продавать свои товары приезжим торговым людям, а продавать купецким людям того города, в котором, собственно, торговля и происходит, «и у них також товары всякие покупать» (ст. 60). Лишь на ярмарках и в пограничных городах разрешалось московским купецким людям торговать «с иноземцы всякими товарами вольно» (ст. 61)4. Некоторые исключения, сделанные из общих правил для ярмарочной торговли, особое внимание за порядком продаж на ярмарках стимулировали еще большее развитие самой распространенной формы русской торговли.

В эпоху Петра I произошли изменения в экономической жизни страны, которые неоднозначно сказались на положении крупного купечества. Менялись условия и структура торговли, пересматривались традиционные для Московской Руси нормы взаимоотношений купечества с государством. Однако правительство продолжало политику широкого распространения и поощрения ярмарочных торгов, в то же время узаконивались государственные налоги с ярмарок. В регламенте Главного магистрата (гл. 17) зафиксирована такая его обязанность, как «пещись об умножении ярманок»5, поскольку благодаря ярмаркам и торгам «...умножаются казенные сборы, развиваются торговля и промыслы»6.

Сбор государственных пошлин на ярмарках производился при посредстве таможенного начальства уезда или города. На крупных ярмарках для взимания сборов назначались таможенные головы и целовальники. Помимо платы за право торговли в пользу государства существовали арендные сборы за торговые места в пользу местного собственника земли, на которой проходила ярмарка: монастыря, церкви, частного лица или города.

Царским Указом от 16 января 1721 г. все городское население, кроме иностранцев, дворян, духовенства и «подлых людей», было разделено на две категории, которым разрешалось открывать свои дела-торговать, оказывать услуги. Этим Указом купечество лишилось былой монополии-теперь могли торговать все кроме военных.

В 1754 г. был принят закон «О суде и о хранении купцов от обид на яр-манках», согласно которому под ведомством магистратов и ратуш в Москве и других городах создавались Словесные суды между купцами, в них входили по два человека из купечества по выбору и по одному человеку из членов магистратов и ратуш. Два купеческих выборных менялись погод-но. Законодатель беспокоился о «нечинении обид и притеснений купцам, приезжающим наярманку». Из ближних городов от губернских, провинциальных и воеводских канцелярий было необходимо определять «пристойные команды», чтобы они в случае необходимости помогали купцам и от обид их охраняли, «.дабы чрез то ярманки умножаться, а купецкие люди в лучшее состояние приходить могли»7. Необходимость торгового регулирования, обеспечения ярмарочного мира привела к возникновению особого ярмарочного права.

В русле политики поощрения внутренней торговли вышел в 1755 г. Таможенный устав, который разрешил «.все российские товары на внутренний расход российским купцам продавать, покупать и внутри России торговать беспошлинно» (гл. 1)8. В восьмой главе устава, озаглавленной «О суде и о хранении купцов от обид на ярманках» подтвержда-

ются принятые ранее положения о создании Словесного суда и пристойных команд. Устав предусматривал ситуацию, когда судом в «купеческих просьбах. удовольствия чинено не будет», тогда «.просить определенного от Магистратов и Ратуш члена, который должен чинить по справедливости»9.

Таможенный устав стал в то же время первым шагом в изменении прав торговавших на ярмарках, что было связано с завершением формирования новой социальной и торговой политики, основанной на принципах сословности. «Свободная торговля на ярмарках, даже и вне городских поселений, предоставлена была только купцам, а крестьянская торговля была ограничена покупкою или продажею только определенных предметов, необходимых большей частию для удовлетворения нужд сельского населения»10. Еще большие сословные ограничения в ярмарочной торговле устанавливались Положением о процентном сборе с капитала 1775 г. и Городовым положением 1785 г. («Грамота на права и выгоды городам Российской империи»). Они закрепили отстранение от ярмарочной торговли не только сельского населения, но и части купечества и городского посада.

В период реформ 70-80-х гг. XVIII в. оформилась организация гильдейского купечества, была продолжена правовая регламентация торговых отношений. По Городовому положению каждый, каким бы он ни был (пола, лет, рода, поколения, семьи, состояния, торга, промысла, рукоделия или ремесла), мог записаться в купеческую гильдию. Единственное условие - объявление капитала: для первой гильдии - от 10 до 5 0 тыс. руб., для второй-от 5 до 10 тыс. руб., для третьей - от 1 до 5 тыс. руб. Принадлежность к гильдии определяла социально-экономические права купца. Купцам первой гильдии дозволялось «.производить всякие внутри и вне империи торги» (ст. 104)11, иметь фабрики, заводы и морские суда. Купцы второй гильдии могли торговать лишь внутри империи и «.товары возить водою и сухим путем по городам и ярманкам» (ст. 108)12. Не запрещалось им иметь фабрики, заводы и речные суда. Купцам третьей гильдии «.не только дозволялось, но и поощрялось производить мелочный торг по городу и по уезду, продавать мелочный товар в городе и в округе, и тот мелочный товар возить водою и сухим путем по селам, селениям и сельским торжкам, и на оных торжках продавать, выменивать и покупать потребное для мелочного торгу оптом или подробно в городе или округе» (ст. 114)13.

Городовое положение не делало внутреннюю торговлю привилегией лишь гильдейского купечества, но права на ведение торговых операций другими социальными категориями были урезаны. Посадские могли иметь в своем доме лавку с «собственным рукоделием или с мелочию. продавать плоды, овощи» (ст. 141-144)14, т.е. торговля жителей посада ограничивалась его территорией так же, как ограничивалась торговля купцов третьей гильдии уездом того города, в котором они были записаны. Неограниченное право торговли на ярмарках всей России имели только купцы двух первых гильдий. Крестьяне могли заниматься торговлей (имелось в виду профессиональное занятие) только в том случае, если поступали в купцы и брали на себя несение городского тягла.

В целом система ограничений осуществлялась определенным порядком.

1.На городских ярмарках могло торговать местное население, несущее купеческое или мещанское тягло. Из приезжих иногородних могли торговать оптом или в розницу только купцы первой и второй гильдий. Дворянам разрешалось торговать оптом и лишь продуктами собственного хозяйства или изделиями своих фабрик и заводов, а крестьянам - предметами своего хозяйства. Крестьяне могли закупать оптом и в розницу разрешенные им к продаже товары.

2. На уездных сельских ярмарках могли торговать оптом или в розницу только купцы первой и второй гильдий. Купцам третьей гильдии разрешалось торговать оптом и в розницу на тех ярмарках, которые проходили в городах уезда, где эти купцы были записаны. Дворяне и крестьяне торговали на уездных ярмарках на тех же основаниях, что и в городах, причем крестьянам на ярмарках предоставлялось право розничной продажи товаров, перечисленных в Таможенном уставе15.

Городовое положение регламентировало порядок проведения ярмарок и еженедельных базаров. Назначалось в городе «.место, куда, и время, когда привозить, продавать и покупать удобно, что кому потребно, и на том месте городовой магистрат велить поднять знамя, и в те часы, пока знамя поднято, запрещается продавать или покупать; со спущением же знамени запрещение таковое снимается» (ст. 25)16.

В каждом городе согласно Городовому положению должна учреждаться одна ежегодная ярмарка или более «.смотря по обстоятельствам и удобности» (ст. 26). Для этого назначалось время и место, куда «.иногородние люди всякие товары беспрепятственно привозить, торги, покупки и продажи производить могли, непроданное же не запрещается за город отвозить» (ст.26)17.

Процедура открытия ярмарок предусматривала инициативу и установление контроля местной и центральной властей. В городах купеческое и мещанское общества могли подавать ходатайства губернаторам после обсуждения их на городских купеческих и мещанских собраниях. Побудительной причиной для городских обществ была материальная выгода, которую приносили ярмарки вследствие оживления в городе торговой деятельности и культурно-общественной жизни. «Увеличение численности населения города за счет покупателей и торговцев на период ярмарки приносило городу доход от сдачи в аренду мест и лавок на торговых площадях, горожанам - от сдачи квартир под жилье, а хозяйственных построек - под склады»18.

В губерниях и уездах открытие ярмарок регулировалось Общим губернским учреждением. Инициаторами могли выступать сельское общество или губернская администрация. В отличие от городских сельские ярмарки часто возникали как стихийные «торговые дни» во время приходских церковных праздников, стечения народа на богомолья к чудотворным иконам и лишь после того, как сроки и время торговли становились более-менее постоянными, учреждались официально. Многие сельские ярмарки, начавшись с сезонной торговли, получали статус торжка, а затем-ярмарки.

После проведенной Александром I административной реформы вопросы торговли и промышленности перешли в ведомство Министерства внутренних дел, в том числе проблемы создания частных торгов, учреждение ярмарок, сведения о движении на них товаров. Правительство

продолжало политику поощрения развития ярмарочной торговли. Была пересмотрена проблема ограничения крестьянской торговли, поскольку именно крестьяне составляли основную массу податного населения. Для стимулирования торговли среди крестьян государство разрешило им торговать по специальным свидетельствам, оплачиваемым пошлинами по трем разрядам. Однако, уравняв крестьян в торговых правах с купцами, правительство невольно ущемило их интересы в ярмарочной торговле, так как раньше крестьяне могли беспошлинно торговать предметами собственного хозяйства и промыслов.

В 1814 г. министр внутренних дел ознакомился с частными просьбами о разрешении иногородним купцам 3-й гильдии и другим низшим классам, крестьянам участвовать в ярмарочной торговле, чего ранее не допускалось, так как пространство их торга по Городовому положению должно было ограничиваться тем уездом или городом, где они записаны. Кроме того, «.постановление о сборе с крестьян пошлин за торговые свидетельства затрудняло допущение на Макарьевскую ярмарку крестьян, не имеющих свидетельства»19. По представлению нижегородского губернатора выяснилось, что с самого начала существования ярмарки в Нижнем Новгороде на ней торговали все свободно, и от этого со временем она увеличивалась. Поскольку торговавших разночинцев было почти вдвое больше, чем торговых гостей высшего класса, то при воспрещении им торга, как утверждал губернатор, «купцы терпят важную расстройку».

Исходя из полученных сведений министр внутренних дел нашел, что «ярмарки учреждать дозволено именно для того, дабы иногородние могли туда привозить, покупать, продавать товары. без ограничения какого-либо класса. ярмарка не что иное, как общий рынок, где свободная троговля всем состояниям должна быть дозволена беспрепятственно»20. В результате 29 мая 1814 г. вышел закон «О дозволении производить торговлю на ярмарках всем состояниям». Суть этого закона заключалась в предоставлении всем состояниям беспрепятственной свободной торговли на всех существовавших в России ярмарках во «.время продолжения оных; по окончании же срока ярмарок распродажа товаров должна подвергаться общим государственным постановлениям»21.

Для стимулирования экономического развития государства, увеличения оборотов внутренней торговли ярмарки были выделены в особую беспошлинную форму торговли. Согласно принятому в 1826 г. закону «О допущении некоторых облегчений по части гильдейских повинностей» сделки купли-продажи на ярмарках «.оставлены свободными, кроме того, что особенно постановлено относительно иностранцев, то и никакой проверки торговли на ярмарках и при проезде на оные не делать»22.

В 1827 г. было подтверждено право торговли на ярмарках без покупки торговых свидетельств.

Торговый устав, действовавший в первой половине XIX в., включал в себя уставы 1832, 1842, 1857 гг., изложенные в XI томе Свода законов Российской империи. Все они основаны главным образом на законе от

14 ноября 1824 г. «Дополнительное постановление об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний». Торговля признавалась преимуществом городских сословий: купеческого и мещанского. Чтобы лицо, не принадлежавшее к этим сословиям, могло заняться торговлей, оно должно было записаться в мещане или в одну из купеческих гильдий, что было

сопряжено с отбыванием всех повинностей того сословия, к которому обыватель приписывался. Исключение сделали только для крестьян, которым торговать разрешалось без «записки» в купеческое и мещанское сословие: для них была установлена запись в особые торговые разряды (Устав торговый, ст. 13, 337, 343). Лавочная торговля, мелкие промыслы в селах и деревнях были предоставлены исключительно крестьянам, причем в своем селе они могли торговать и промышлять беспошлинно. Городским обывателям - купцам, мещанам и посадским-лавочный торг в селениях и вне города был воспрещен. Лишь на сельских ярмарках городские жители могли вести торговлю (там же, ст. 344, 345, 349, 351)23.

Таким образом, в законодательном порядке ярмарочная торговля была выделена в особый вид торговых отношений, регулируемый специальными нормами права. В отличие от других видов торговли ярмарочная не облагалась пошлинами и на нее не распространялся принцип сословности. По Уставу торговому ярмарки определялись как общие торги, на которых в продолжение определенного законом или обычаем времени дозволялась вольная и беспрепятственная торговля для всякого рода товарами. Такая правительственная политика делала ярмарки привлекательной и доступной формой торговли и способствовала их распространению.

После освобождения крестьян были изданы новые положения о пошлинах за право торговли и других промыслов (законы 1 января 1863 г. и 9 февраля 1865 г.), установленные на иных началах. В законе 1863 г. говорилось, что «свидетельства, как купчие, так и промысловые, могут выдаваться лицам обоего пола русским подданным всех сословий и иностранцам»24. Мелочные, разносные торги и мещанские промыслы были дозволены лицам всех состояний. Однако прочие виды торговли (оптовая, розничная) остались преимуществом купеческого сословия.

Ярмарочная торговля была особым привилегированным видом торговли, на который не распространялись некоторые ограничительные правила, характерные для торговой политики. В сентябре 1864 г. приняли «Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета» о применении существующих для Нижегородской ярмарки правил к другим ярмаркам25. Тем самым подтверждался вышедший в 1814 г. закон о дозволении производить на ярмарках торговлю всем состояниям. Закон 9 февраля 1865 г. «О пошлинах на право торговли и промыслов» освобождал торги, совершаемые на ярмарках, от платежа торговых пошлин.

Развитие капиталистического рынка в России во второй половине XIX в. в корне меняло характер и значение торгового капитала. Если ярмарки были основными центрами торгового оборота в экономике крепостнической России, то с развитием сети железных дорог, укрупнением купеческого капитала стала складываться единая постоянно действующая система организации торговли. С ростом внутреннего товарооборота на первое место по значению вышла стационарная торговля.

Во второй половине XIX в. произошла смена правительственного курса по отношению к ярмаркам. В 1869 г. Министерство внутренних дел сделало предложение по поводу некоторых изменений и дополнений в положения о пошлинах на право занятий торговлей и промыслами. Министерство находило «.необходимым отменить льготу с платежа пошлин ярмарочных торгов»26. По мнению министерства, такое приви-

легированное положение ярмарок отрицательно сказывалось на развитии местной стационарной торговли.

Основная причина пересмотра льгот для ярмарок заключалась в том, что государство теряло доход, который мог бы поступать в казну с данного вида торговли, как и с остальных видов и форм торга. Появилась целая категория купцов, уклонявшихся от уплаты торговых пошлин. Они вели свои торговые операции только на ярмарках, переезжая с одной на другую и не платя ничего в казну. Если бы они занимались стационарной торговлей, то им пришлось бы выкупать свидетельства и билеты, а также платить установленный процент с товарооборота.

Ярмарочная торговля, как объяснялось в министерской записке, - это торговля вразвоз, «.и если закон облагает пошлиной ничтожную развозную торговлю, то нет оснований оставлять беспошлинной ту же торговлю в более широких размерах»27.

В 1876 г. Министерство финансов и Министерство внутренних дел приступили к разработке проекта об отмене беспошлинной ярмарочной торговли. 3 марта 1883 г. Государственный совет рассмотрел проект закона

об отмене беспошлинной торговли на ярмарках Российской империи, согласно которому все ярмарки делились на пять разрядов. К первому относилась Нижегородская ярмарка; ко второму-ярмарки, длившиеся более чем двадцать один день; к третьему-от пятнадцати до двадцати одного дня; к четвертому-от восьми до четырнадцати дней; к пятому-ярмарки, длившиеся менее семи дней.

От уплаты торговых пошлин освобождались:

Торговля сельскохозяйственными предметами, продуктами, кустарными произведениями;

Развозная и разносная торговля мануфактурными товарами, но только мещанами, имевшими специальные свидетельства;

Стационарная торговля в помещениях в пределах местности, отведенной под ярмарку;

Предприниматели, имевшие право на мелочный торг и ведущие исключительно мелочный торг;

Вся торговля на ярмарках пятого разряда.

Остальные разряды ярмарок, действовавших более семи дней и имевших крупный товарооборот, подлежали обложению пошлинами.

При выдаче ярмарочных билетов независимо от казенных пошлин взимался процентный сбор в пользу города или земства. Если в городе не действовало положение о городах и земствах, то взыскивался сбор в пользу государства. Оптовые торговцы должны были приобрести билет первой гильдии, розничные - второй гильдии, мелочные - билеты на мелочный торг, а приказчики - свидетельства. Ярмарочные билеты и свидетельства приказчиков сохраняли свою силу в течение всего срока торгов.

Проект, утвержденный Государственным советом 26 апреля 1883 г., лишил ярмарочную торговлю одной из ее привилегий - беспошлинно-сти торгов. Другая прерогатива ярмарок-бессословный принцип торговли стал характерен для всех видов торговой деятельности и перестал служить поощрением ярмарочной торговли.

В конце XIX в. окончательно потеряли силу сословные ограничения в торговой политике. Положение о государственном промысловом налоге от 8 июня 1898 г. обусловило право производства всех видов торговли

выборкою промысловых свидетельств, которые никаких сословных преимуществ не предоставляли. С них взимались сборы в зависимости от разрядов торговых предприятий. Налог брался с цены промысловых свидетельств на торговые предприятия первого и второго разрядов, включая и ярмарочные. Однако государственному промысловому налогу не подлежали торговые предприятия третьего, четвертого и пятого разрядов, личные промысловые занятия на всех ярмарках, а также все торговые предприятия на базарах и ярмарках, продолжавшихся не более четырнадцати дней.

Торговля на окраинах государства остро нуждалась в поощрительных льготах, как и мелкие ярмарки четвертого и пятого разрядов. Поэтому от уплаты пошлин освобождалась торговля и другие промыслы, производимые донскими и уральскими казаками в пределах их войсковых земель, а амурскими и уссурийскими казаками - в Амурской и Приморской областях (Положение о государственном промысловом налоге)28.

В развитии ярмарочного права в России можно выделить следующие этапы:

Середина XVII в. - началась специальная регламентация торговых отношений на ярмарках, появились поощрительные исключения из правил торговли для них;

Середина XVIII в. - вышли особые законы о порядке ярмарочных торгов, возникло ярмарочное право;

Первая четверть XIX в. - выделение ярмарочных торгов в особую беспошлинную форму торговли, введение бессословного принципа ярмарочной торговли;

Вторая половина XIX в. - смена правительственного курса по отношению к ярмаркам, отмена беспошлинности ярмарочной торговли кроме торговли на ярмарках пятого разряда;

Конец XIX в. - искоренение принципа сословности торговых отношений, освобождение от пошлин ярмарок, продолжавшихся менее четырнадцати дней.

Развитие стационарной торговли оттеснило ярмарки на второй план, привилегии сохранились лишь за небольшими ярмарками.

Изменения затронули также порядок открытия и закрытия ярмарок.

2 января 1845 г. были учреждены губернские правления, в компетенцию которых вошли дела по учреждению ярмарок. Открытие в уездных селах новых ярмарок и базаров зависело от губернаторов. Местные жители извещались об этом через губернские ведомости. Если открытие ярмарки или базара намечалось в городе, губернатор вместе с губернским правлением составлял соответствующее представление в Министерство внутренних дел, которое решало вопрос29.

Особыми полномочиями обладали комитеты казачьих войск на территории своих поселений. В мае 1886 г. было принято Положение военного совета «О предоставлении комитету казачьих войск разрешать перенесение ярмарок, а также открытие и закрытие оных». Комитет в поселениях казачьих войск имел право разрешать перенесение времени ярмарок в том пункте, где они учреждены, перемещать ярмарки из одного места в другое, открывать и закрывать ярмарки в тех случаях, когда к удовлетворению ходатайств местных начальств не встречались препятствия со стороны министерств30.

Согласно Торговому уставу в течение года в населенном пункте могла состояться одна ярмарка, но при необходимости учреждалось и более. Это обуславливалось тем, что в определенное время года в город или село стекалось большое количество торговцев и покупателей и обороты товарообмена представляли интерес и с точки зрения экономического развития региона, и с точки зрения фискальной, так как с каждой ярмарки шел определенный доход в местную казну в виде ренты, выплачиваемой с арендных площадей и помещений. Инициаторами открытия торгов могли быть мелкие торговцы, крестьяне и сельские общества.

Ежегодные статистические сведения о численности ярмарок, их товарооборотах, денежных сборах поступали в казну и собирались департаментом торговли и мануфактур Министерства финансов. К сожалению, ни одним ведомством не было составлено полного списка ярмарок, существовавших в империи.

С появлением в ходе земской реформы новых органов местного управления порядок открытия ярмарок изменился. Согласно ст. 83, п. 7 Положения о земских учреждениях 1890 г. открытие новых ярмарок, перенесение их в другие местности, продление сроков прохождения ярмарок и закрытие разрешалось министром внутренних дел. Предварительно ходатайства сельских обществ и частных владельцев по вопросам, касавшимся ст. 83, п. 7, рассматривались уездными и губернскими земскими собраниями и передавались затем начальникам губерний на окончательное заключение губернских по земским и городским делам присутствий31.

Министерство внутренних дел составляло сообщение об открытии ярмарок и передавало его в Третье отделение Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов. Третье отделение рассматривало все препровождаемые бумаги (постановления земских собраний, заключения местных начальств) и, если встречало во всех отзывах единогласие, сообщало Министерству внутренних дел о неимении препятствий к открытию новых ярмарок. Если из переписки усматривались неясности или разногласия, например между земством и губернатором, то о действительном положении дела и нуждах местной торговли запрашивались управляющие казенными палатами и составлялся ответ Министерству внутренних дел.

В большинстве случаев ходатайства губернаторов удовлетворялись министром внутренних дел по соглашению с финансовым ведомством. «Вследствие согласия в точке зрения двух Министерств на значение ярмарок для нашей торговли, случаи отказов в открытии оных-редкие исключения»32.

В губерниях, где Положение о земских учреждениях не было введено в действие, губернаторы по ходатайству местных сельских и городских общественных учреждений разрешали посредством губернского правления открытие новых и закрытие в селениях, городах, посадах и местечках старых ярмарок, как и перевод с места на место торгов, торжков и базаров, изменение их сроков. Открытие ярмарок по ходатайству местных общественных учреждений разрешалось губернаторами в том случае, если определяемый для ярмарок срок не превышал одной недели (Свод губернских учреждений, т. 2, изд. 1892 г., ст. 331).

Обилие инстанций, рассматривавших вопрос о ярмарках (два земских собрания, губернатор, губернское по земским и городским делам

присутствие), в достаточной степени гарантировало правильность его решения, но в то же время создавало волокиту и промедление. Поэтому в 1899 г. министр финансов направил министру внутренних дел предложение во избежание излишней переписки между ведомствами «.передать разрешение вопросов, связанных с открытием, перенесением в другие местности, продлением сроков и закрытием ярмарок, местным начальст-вам»33. Министр финансов полагал вполне достаточным для губернаторов требовать заключение по данным вопросам от управляющих местными казенными палатами, представителей интересов финансового ведомства в губерниях. В этом случае ходатайства относительно ярмарок могли бы рассматриваться местными инстанциями и разрешаться губернаторами; и лишь при несогласии с мнением губернских присутствий управляющих казенными палатами вопрос должен был поступать на окончательное решение министра внутренних дел по соглашению с министром финансов.

На данное предложение министр внутренних дел ответил согласием. В свою очередь он предлагал к делам, означенным в п. 7 ст. 83 Положения

о земских учреждениях, применить установленные в ст. 82 и ст. 84 того же положения правила относительно постановлений земских собраний, подлежавших утверждению губернатора, чтобы «.на рассмотрение губернского присутствия подлежали передаче также и те из указанных в п. 7 ст. 83 Положения о земских учреждениях дел, по которым не состоится соглашение губернатора с управляющим казенными палатами, а окончательное разрешение сих дел зависело бы от министра внутренних дел по соглашению с министром финансов»34.

Министр внутренних дел находил нужным соответственно изменить и ст. 331 Общих губернских учреждений, предоставляя власти губернаторов разрешение ходатайств об открытии ярмарок на срок свыше одной недели, а также о закрытии или переводе с одного срока на другой или с одного места на другое ярмарок уже существовавших.

Проект постановления, предложенный министром внутренних дел,

28 апреля 1900 г. был рассмотрен на Государственном совете, а 5 июня 1900 г. утвержден Его Императорским Величеством. Появился новый закон «О ярмарках», согласно которому вопросы, касавшиеся открытия и закрытия ярмарок, перенесения их в другие местности, изменения сроков ярмарок, передавались на рассмотрение и решение местным властям. Лишь в случае несогласия управляющих местных казенных палат с мнением губернского присутствия упомянутые вопросы должны были решаться министром внутренних дел по соглашению с министром финансов. К компетенции губернаторов по новому закону относилось удовлетворение ходатайств об открытии ярмарок на срок более одной недели. Это способствовало быстрому открытию новых ярмарок и было особенно важно для местностей, удаленных от городов и торговых путей.

В соответствии с законом открывались ярмарки и базары и на Дальнем Востоке. В середине 80-х гг. XIX в. в с. Никольском Приморской области была сделана попытка учредить ярмарку, но вследствие малонаселенности с. Никольского и окрестностей, а также из-за отсутствия путей сообщения она не осуществилась.

В начале XX в. в г. Никольске-Уссурийском картина экономического развития была иной. Проведение железной дороги привело к наплыву новых переселенцев. Из деревень стали ежедневно приезжать крестьяне для

сбыта своих продуктов, а в праздничные дни их наплыв был настолько велик, что на базаре не хватало места для возов. Поэтому собрание уполномоченных города решило ходатайствовать об учреждении в Николь-ске-Уссурийском ярмарки и высказало свои соображения: «.город находится на скрещении двух железнодорожных линий, в связи с чем он стал центром района Южно-Уссурийского края, населенного почти исключительно земледельческими крестьянами и корейцами. Из Европейской России переселяются только землепашцы (т.к. малоземелье), кустари остаются в центре России, поэтому кустарные производства в крае находятся в зачаточном состоянии и деревни вынуждены приобретать на стороне простейшие предметы ремесла. Ярмарки здесь более необходимы, чем в Европейской России»35. Поскольку более оживленный обмен сельскохозяйственными продуктами и привозными товарами осуществлялся в городе весной и осенью, то уполномоченные предлагали проводить ярмарки в это время.

Сообразуясь с ярмарками в окружающих город селениях, уполномоченные полагали более подходящим для Никольска-Уссурийского назначить весеннюю ярмарку 17 марта, в день Алексея, человека Божия, а осеннюю -22 октября, в день Казанской Божьей Матери36. Оба праздника были хорошо известны в простонародье. В это время дороги были сухими, твердыми, а население свободно от зимних и летних работ.

Постановление уполномоченных об учреждении в г. Никольске-Уссу-рийском ярмарки было представлено городским общественным управлением в присутствие Приморского областного правления 17 июля 1901 г. Основываясь на статьях Устава торгового, изданного в 1893 г., на ст. 331 Общего губернского учреждения, изданного в 1892 г., на ст. 108 Городового положения, на циркуляре хозяйственного департамента 10 октября 1879 г., Приморское областное правление определило разрешить создание двух пятидневных ярмарок в Никольске-Уссурийском, но предварительно было необходимо разрешение военного губернатора Приморской области, который утвердил постановление областного правления и согласно ст. 331 Общих губернских учреждений обратился за одобрением своего решения к министру внутренних дел 25 июля 1901 г.

Последовательный порядок рассмотрения проблемы открытия ярмарки в Никольске-Уссурийском можно представить таким образом:

Постановление собрания уполномоченных города;

Представление городского общественного управления;

Определение Приморского областного правления;

Утверждение военного губернатора Приморской области;

Уведомление министра внутренних дел.

Одновременно в г. Хабаровске рассматривался вопрос, поднятый Городской управой, об учреждении двух ежегодных ярмарок. 20 марта 1901г. Городская управа вошла с докладом в Городскую думу о необходимости учреждения в Хабаровске ярмарки. Управой были представлены доводы.

1. В бытность Хабаровска еще селением при губернаторе генерале Тих-меневе с открытием весной навигации существовал съезд инородцев, привозивших на продажу пушнину и покупавших предметы домашнего обихода и орудия лова зверей. Этот съезд существовал и в начале XX в.

2. Весной с первыми пароходами сверху, с рек Сунгари, Амура и Уссури, открывалось массовое движение грузов в Хабаровск. Зерновым

хлебом, рогатым скотом, растительными маслами снабжались потом весь Северо-Уссурийский край и низовья Амура.

3. Осенью, с половины сентября, начиналась доставка в город предметов добывающей промышленности, огородных овощей, фруктов, изделий кустарных промыслов.

4. По отзывам торгующих, потребителей можно разделить на четыре категории: 40 % - горожане,10%- переселенцы, 10-15 % - инородцы, 35-40% - казаки и крестьяне, т.е. 60% товаров, находившихся в городе, приобретались чуждым городу населением.

Исходя из сведений управа сделала вывод: «Экономический рост города в торговом отношении, что подтверждается данными пароходных обществ, железных дорог и фирм за последние пять лет увеличился вдвое; необходимо открыть в городе две ярмарки: с 10 мая по 1 июня и с 15 сентября по 1 октября»37.

Рассмотренные Городской думой документы были переданы Городскому голове, который в свою очередь ходатайствовал перед военным губернатором Приморской области об учреждении в Хабаровске двух ежегодных ярмарок.

Военный губернатор Приморской области по областному управлению

20 октября 1901 г. составил представление приамурскому генерал-губернатору и приложил копию ходатайства Городского головы. Военный губернатор отмечал, что «ввиду того крупного в экономическом и торговопромышленном смысле значения для города Хабаровска и тяготеющих к нему поселений, которое будут иметь проектируемые ярмарки, я нахожу ходатайство думы заслуживающим удовлетворения»38.

3 ноября приамурский генерал-губернатор сообщил на благоусмотрение министра внутренних дел о намерении открыть в Хабаровске две ежегодные ярмарки: первую (весеннюю) Николаевскую (с 9 мая по 1 июня) и вторую (осеннюю) Воздвиженскую (с 14 сентября по 1 октября).

Для открытия ярмарок в Хабаровске были задействованы иные органы местного управления в отличие от Никольско-Уссурийского. Схематично порядок создания ярмарок в Хабаровске можно изобразить в таком порядке:

Доклад Городской управы;

Решение Городской думы;

Ходатайство Городского головы;

Представление военного губернатора Приморской области;

Сообщение приамурского генерал-губернатора министру внутренних дел.

Развитие ярмарочного права в России происходило в тесной взаимосвязи с поощрительной политикой государства в области внутренней торговли. Во второй половине XIX в. государственные приоритеты изменили роль и место ярмарок в экономической жизни страны. Власть переключила внимание на стационарные формы торговли, однако не могла не стимулировать и развитие мелких ярмарок, поскольку крестьяне были основными налогоплательщиками и получаемый ими доход от продажи товаров гарантировал своевременную уплату податей. Поэтому в конце XIX-начале XX в. была упрощена процедура открытия ярмарочных торгов и подтвердилось освобождение от пошлин ярмарок низших разрядов.

1 Российское законодательство X-XX веков. М., 1985. Т. 3. С. 201-205.

2 Там же. Т. 4. С. 123.

3 Там же. С. 122-125.

4 Там же. С. 127.

5 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Типография II отделения с. е. и. в. канцелярии, 1830. Т. 6. 1720-1722.

6 РГИА Ф. 1287, оп. 4, д. 3382, л. 25.

7 ПСЗРИ. Т. 14. 1754-1757. С. 66-67.

8 Там же. С. 463.

9 Там же. С. 473.

10 Щеглова Т.К. Ярмарки юга Западной Сибири в XIX-начале XX в.: Из истории формирования и развития всероссийского рынка. Барнаул, 2001.С. 49.

11 Российское законодательство. Т. 5. С. 92.

12 Там же. С. 93.

13 Там же. С. 94.

14 Там же. С. 122-123.

15 Щеглова Т.К. Ярмарка юга Западной Сибири. С. 50.

16 Российское законодательство. Т. 5. С. 73.

17 Там же. С. 74.

18 Щеглова Т.К. Ярмарки юга Западной Сибири. С. 53.

19 РГИА. Ф. 20, оп. 4, д. 3382, л. 26.

20 ПСЗРИ. Т. 32. 1812-1815. С. 808.

21 Там же. С. 806.

22 Там же. Собрание второе. СПб., 1868. Т. 1. С. 685.

23 Вольтке Г. Право торговли и промышленности в России в историческом развитии. СПб., 1905. С. 4-20.

25 ПСЗРИ. Собрание второе. СПб., 1868. Т. XLIII. С. 278.

26 РГИА. Ф. 20, оп. 4, д. 3382, л. 23.

27 Там же. Л. 25.

28 ПСЗРИ. Собрание третье. СПб., 1901. Т. 18. 1898. С. 494.

29 Шумилов М.М. Губернатор и экономическая жизнь губерний России на рубеже 50-60-х годов XIX века // Проблемы социально-экономической истории России. СПб., 1991. С. 180-181.

30 ПСЗРИ. Собрание третье. СПб., 1888. Т. 6. 1886. С. 245.

31 РГИА. Ф. 22, оп. 4, д. 466, л. 1-2.

32 Там же. Л. 2.

34 Там же. Л. 4.

35 Там же. Ф. 1287, оп. 26, д. 1337, л. 2.

36 Там же. Л. 3.

37 Там же. Л. 7.

38 Там же. Л. 5.

SUMMARY: “Fair Trade in the Russian Far East in the 17th-the Early 20th cc.” is the title of the article by Tatyana Kim from Komsomolsk-on-Amur State University. The author thinks that the development of the Laws dealing with fairs in Russia were in close connection with encouraging policy of state in the field of domestic commerce.

В качестве организаторов торговли выступают оптовые ярмарки и выставки, которые можно рассматривать как периодически действующий рынок, организуемый в определенном месте, в определенное время и на определенный срок. Они дают хорошую возможность продавцам представить свой товар и ознакомиться с товарами конкурентов, а покупателям - о рынке конкретного товара, условиях его приобретения.

В основные задачи оптовых ярмарок входят:

возможность для оптовых и розничных торговцев закупить товар для удовлетворения спроса своих покупателей;

формирование хозяйственных связей по поставкам продукции и заключение договоров поставки, а также содействие деловым контактам;

изучение спроса и предложения на конкретные товары и исследование рыночной конъюнктуры;

усиление воздействия потребителей на повышение качества производимой продукции, расширение ее ассортимента и внедрение в производство новых, наиболее прогрессивных видов изделий;

продвижение на рынок новых товаров посредством проведения рекламных мероприятий, ознакомления покупателей с опытными образцами изделий, выявления потенциального спроса.

Ярмарки различны по своему характеру и назначению. В зависимости от продолжительности работы они могут быть постоянно действующими и периодически проводимыми. Последние устраиваются с определенной периодичностью, приблизительно в одно и то же время.

В зависимости от товарной специализации различают специализированные и универсальные ярмарки. Специализированные оптовые ярмарки проводятся с участием определенной группы отраслей народного хозяйства. На них предлагаются товары одной или нескольких родственных товарных групп. В универсальных ярмарках принимает участие большое количество производителей и оптовых торговцев, в данном случае предлагается широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.

По территориальному признаку выделяют международные, республиканские, региональные и межрегиональные ярмарки. В качестве участников международных ярмарок наряду с отечественными товаропроизводителями и оптовыми торговцами могут выступать зарубежные фирмы. В республиканских ярмарках участвуют отечественные производители и оптовые фирмы и предлагаются товары отечественного производства. На региональных и межрегиональных ярмарках, которые имеют местное значение, обычно предлагаются товары местных производителей.

Руководит подготовкой и проведением ярмарки ярмарочный комитет и дирекция ярмарки.

Ярмарочный комитет является коллегиальным органом и избирается самими участниками. В его функции входят следующие:

до начала ярмарки определяет состав ее участников, занимается вопросами рекламы, а также решает все задачи, связанные с подготовкой ярмарки;

во время работы ярмарки организует встречи ее участников, руководит заключением сделок, рассматривая при этом возникающие разногласия;

после проведения ярмарки подводит ее итоги, отчитывается перед устроителями и разрабатывает мероприятия, которые позволят улучшить проведение следующих ярмарок.

Дирекция ярмарки является исполнительным органом ярмарочного комитета, а директор обычно входит в состав этого комитета. В задачи дирекции входит оперативное руководство работой ярмарки и выполнение решений ярмарочного комитета. Дирекция берет на себя ответственность за всю хозяйственную сторону работы ярмарки, т.е. она определяет порядок приемки и отгрузки экспонатов, обеспечивает их размещение и сохранность.

Для успешной работы ярмарки создаются комиссии и службы, в числе которых могут быть транспортная, рекламно-информационная, техническая, юридическая, медицинская, финансовая, безопасности. В зависимости от комплекса услуг, предлагаемых участникам организаторами ярмарки, могут создаваться и другие службы. В частности, если в ходе ярмарки планируется проведение конкурсов, имеющих цель выявить лучшие образцы товаров, создается конкурсная комиссия.

Процесс подготовки и проведения ярмарки достаточно сложный и требует значительных затрат времени. При этом можно выделить три этапа: подготовительный; непосредственного проведения ярмарки; подведения итогов.

Подготовительный этап проведения ярмарки направлен на решение всех вопросов организационного характера. Прежде всего, на данном этапе: определяются конкретные сроки проведения ярмарки, а также определяются ее цели и ставятся задачи; создается ярмарочный комитет и распределяются функции среди его членов; на основе имеющейся базы данных определяется круг возможных участников. Ярмарочный комитет разрабатывает информационные сообщения и направляет их всем заинтересованным предприятиям и организациям. В этих сообщениях обычно указывается время проведения и тематика, регистрационный сбор, стоимость аренды площади на весь период ярмарки, стоимость включения информации об участнике ярмарки в официальных каталогах. На подготовительном этапе также разрабатывается укрупненная смета доходов и расходов. Важным моментом подготовительного этапа следует рассматривать рекламу предстоящей ярмарки, ибо от этого во многом зависит ее успех. На последней стадии данного этапа подготавливаются выставочные площади, коммуникации и складские помещения, монтируются экспозиции и размещаются экспонаты.

Любой потенциальный участник ярмарки, прежде чем принять решение о целесообразности участия в ней, должен получить для себя ответ на следующие вопросы:

носит ли ярмарка региональный или межрегиональный характер и какое количество потенциальных покупателей ожидается;

предполагается ли участие представителей зарубежных фирм;

имеет ли возможность участник ярмарки достойно представить свои товары;

планируется ли подготовка каталога ярмарки с адресами ее участников и сведениями о предлагаемой ими продукции

Цель следующего этапа - собственно проведение ярмарки. На данном этапе можно выделить важнейшие задачи: регистрация участников и их размещение в гостиницах; обеспечение средствами транспорта, связи и организация питания; реклама и информация о всех проводимых на ярмарке мероприятиях; обеспечение заключения сделок и разрешение возможных при этом разногласий.

Предприятиям-производителям и торговым фирмам, участвующим в ярмарке, необходимо в полной мере использовать все возможности для изучения спроса на свою продукцию. Для этого они должны постоянно проводить опрос посетителей стенда. В ходе этого опроса, который может проводиться как устно, так и с помощью кратких стандартных анкет, выясняются мнение покупателей о товарах и пожелания, направленные на дальнейшее совершенствование качества и расширение ассортимента. Важное значение имеет наблюдение за поведением конкурентов.

Подведение итогов работы ярмарки является заключительным этапом ее работы. Оргкомитет составляет отчет о прошедшей ярмарке, выявляет ее основные недостатки и подчеркивает все положительные моменты. На этой основе разрабатываются предложения по совершенствованию, которые должны быть использованы при подготовке и проведении следующих ярмарок. Подводятся также финансовые итоги.

Итоги ярмарки подводят и ее участники. С этой целью персонал стенда, имевший непосредственные контакты с посетителями, готовит письменный отчет, в котором отражаются все пожелания потенциальных покупателей по поводу ассортимента и качества товаров, а также все то, что мешало успешной работе и что не должно иметь места в ходе проведения следующих ярмарок. Достаточно просто подсчитать и экономический эффект от участия в ярмарке.

Пример 8.1. Оптовая фирма, торгующая канцелярскими товарами, в но-нбре 2000 г. приняла участие в республиканской оптовой ярмарке. Было арендовано IО м выставочной площади, и за 5 дней работы за это уплачено 220 тыс. р. В ходе ярмарки с покупателями заключено контрактов на поставку товаров на сумму 50 млн р. При средней рентабельности 12 % к товарообороту предполагаемая сумма прибыли - 6 млн р., что свидетельствует о целесообразности участия в ярмарке.

В последние годы все большее распространение получают торгово-промышленные выставки, которые преследуют цель показать основные научно-технические достижения в отдельных отраслях. На этих выставках, организаторами которых могут выступать государственные и общественные организации и предприятия различных форм собственности, возможно совершение коммерческих сделок по выставленным образцам. Такие выставки могут быть краткосрочными и длительными, а также передвижными и стационарными. По данным Центра исследований выставочной деятельности, приводимым Р.Крэнделлом, затраты на заключение сделки с клиентом, на товары, приобретенные на выставке, на 62 % ниже, чем те, что требуются для получения заказа в обычной рабочей обстановке.

Предприниматели, осуществляющие торговлю на ярмарках, часто интересуются вопросом, не нарушают ли они закон, отказываясь от применения онлайн-кассы для расчетов с покупателями товаров. Давайте разберемся, представив конкретную ситуацию. Торговое предприятие, применяющее специальный (льготный) налоговый режим УСН (упрощенную систему налогообложения), решает участвовать в региональной выставке-ярмарке. Пусть это будет так называемый «Школьный базар». Возникает ли необходимость брать с собой на ярмарку контрольно-кассовую технику, или торговать можно без применения кассы при условии выдачи клиентам квитанции об оплате товара по их требованию. Об этом и поговорим в данной статье «Торговля на ярмарке ККТ».

Торговля на ярмарке ККТ – основные положения

При решении вопросов, связанных с применением контрольно-кассовой техники, опираться следует на текст Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ . Данный нормативный акт регламентирует все случаи применения кассового аппарата организациями и индивидуальными предпринимателями на любой системе налогообложения при проведении наличных и безналичных (с использованием платежных карт) расчетов с покупателями.

В настоящее время предприятия установили кассы нового образца – онлайн-кассы, оборудованные фискальным накопителем вместо ЭКЛЗ (электронной контрольной ленты защищенной) и способные хранить и передавать сведения о расчетах с клиентами по сети интернет в налоговую службу через посредника – оператора фискальных данных (ОФД).

Согласно положениям данного Федерального закона, применять онлайн-кассы обязаны не все налогоплательщики. Чтобы понять, в каких случаях можно отказаться от использования у себя ККТ, необходимо обратить внимание на место осуществления торговли, обустроенности данного места, вида товара, приспособленности места торговли для обеспечения сохранности и демонстрации товара.

Важно! Отклонение времени на кассе от текущего времени не должно превышать 5 минут. Иначе предприятие будет оштрафовано на основании ч. 4 ст. 14.5 КоАП . Должностные лица заплатят от 1,5 до 3 тысяч рублей, ООО – от 5 до 10 тысяч рублей.

Торговля на ярмарке ККТ – нужно ли применять кассу при торговле на ярмарке

Обратимся к тексту пункта 2 статьи 2 закона № 54-ФЗ.

Согласно его указаниям, отказаться от применения кассы при проведении расчетов с покупателями имеют право индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые занимаются торговлей на ярмарках, на розничных рынках, в выставочных комплексах и на иных специально обустроенных для торговли территориях, но при условии, что товары не продаются со следующих мест торговли: (нажмите для раскрытия)

  • открытых прилавков, расположенных внутри крытых рыночных помещений, когда осуществляется продажа непродовольственных товаров (за исключением продажи непродовольственных товаров, перечисленных в тексте утвержденного Правительством РФ перечня (в данный момент таковой не утвержден));
  • магазинов, павильонов;
  • помещений контейнерного типа;
  • киосков, палаток;
  • автофургонов, автомагазинов, автолавок;
  • прочих торговых мест, обустроенных и обеспечивающих демонстрацию и сохранность товаров (помещений и автотранспортных средств, включая прицепы и полуприцепы).

Выходит, чтобы разобраться в том, нужна ли касса при торговле на ярмарке, необходимо сперва представить себе, как именно организована торговля на ярмарке, в которой налогоплательщик на УСНО желает участвовать. Кроме того, придется изучить ассортимент своих товаров. Давайте рассмотрим несколько вариантов:

Описание торгового места Уточнение Необходимость применения ККТ
Торговое место специальным образом обустроено (не важно, как именно, к примеру, отгорожено от соседних точек тряпичными стенами и потолком) Такое торговое не обеспечивает сохранность товаров.

Однако, торговля осуществляется практически из палатки.

Применять ККТ нужно, иначе налоговая служба предъявит претензию
Реализуются продовольственные товары. Продавец торгует со стола (с открытого прилавка) В данном случае значения не имеет, осуществляется торговля вне помещения или внутри рыночного помещения. ККТ применять не требуется
Фирма продает канцелярские принадлежности с лотка Ярмарка проходит вне помещения (под открытым небом) ККТ можно не применять
Торговля происходит внутри крытого помещения ККТ необходима

Торговля на ярмарке ККТ – административная ответственность за нарушения

В случае, если ККТ на ярмарке следовало применять, но ООО или ИП пренебрегли данным требованием закона и осуществляли расчеты «мимо кассы», это приводит к наложению административной ответственности, согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ :

  • организации обязаны будут отдать от 75% до 100% выручки, полученной наличными средствами и/или через электронные системы платежа без использования кассы (минимальная сумма штрафа – 30 тысяч рублей);
  • должностные лица и индивидуальные предприниматели будут оштрафованы на 25-50% размера суммы расчета, осуществленного без использования кассы (как минимум 10 тысяч рублей).

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники организациями и ИП
ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ Об административной ответственности за отказ от применения ККТ при расчетах с покупателями

Типичные ошибки

Ошибка: Торговец на ярмарке обязан применять ККТ при расчетах с покупателями, но не устанавливает кассу, поскольку верит в то, что налоговые органы не узнают о нарушении закона.

"ярмарка" - это форма торговли. Издревле купцы везли свой товар в наиболее безопасные для торговли места. Туда, где торговые пошлины и поборы были наименьшими. Периодические съезды торговцев со своим товаром для оптовой распродажи в Европе известны с десятого века. Так возникли и существуют известные на весь мир ярмарки в Кракове, Вене, Лионе, Бристоле, Магдебурге, Кельне, Франкфурте-на-Майне, Гале, Лейпциге и других городах. Что такое ярмарка для России?

Это не просто способ организации торговли, это традиции, это история, это праздник.

Цель проведения

На первый взгляд, цель ярмарки та же что и у торгового рынка. Чтобы увидеть различия, нужно оценить масштабы. Зона обслуживания рынка локальная. Зоны охвата ярмарки обширны. Это может быть не один город или область, а регионы, федерации, международная зона.

В зависимости от статуса участников и организаторов различны и цели ярмарок. Это и расширение торговли, совершенствование ценовой политики, продвижение и распределение товара, ознакомление со своей деятельностью и достижениями как можно большего числа участников и обеспечение в дальнейшем эффективности своей предпринимательской работы. Что такое ярмарка? Это еще и очень удобный, а главное, перспективный способ налаживания многосторонних коммуникационных связей, заключения долгосрочных договоров между солидными участниками и целыми странами. Одной глобальной цели всей ярмарки подчинены все цели ее участников. Начиная с краткосрочных и завершая долгосрочными.

Частота проведения

Торговля на оптовых рынках проводится практически ежедневно с показом любой имеющейся в наличии у продавца и на основе открытого торга с покупателем. Ярмарки же организуют периодически. Они могут быть сезонные. Например, если это модная ярмарка продажи верхней одежды, то логично, что меховая ярмарка шуб проводится в зимний период. Ярмарки сельскохозяйственных проводят ближе к осени в определенные даты или один-два раза в год. Например, медовые ярмарки организуют после сбора меда в конце июня и в начале августа. Важно, что товар на ярмарке должен иметь повышенный потребительский интерес у покупателя. А вот для продукции производственного назначения выставки-ярмарки проводят иногда с интервалом до пяти лет. Товар на них может отсутствовать в полном объеме продаж. Но должен быть представлен экспонат (действующий образец) и каталог с полным описанием, с техническими и эксплуатационными данными. Что такое ярмарка услуг, можно оценить по перечню этих услуг в презентации ярмарки. Такие ярмарки организованы в основном в виде стендов и экспозиций фирм-экспонентов.

Объемы продаж

На оптовом рынке возможна торговля единичным товаром или небольшими партиями товара и услуг, которые сразу попадают к покупателю в результате устной сделки с продавцом. На ярмарках-продажах в основном заключаются договоры купли-продажи на оптовую поставку товаров или услуг. Собственник этой партии товара какое-то время формально может не меняться. Правила, нормы и требования по торговле на рынках регламентируются специальными органами власти той местности, где данный рынок находится. Чтобы понять, что такое ярмарка, и оценить ее масштабы и объемы, важно отметить, что для ведения торговли на ярмарке разрабатываются специальные правила для торговцев и покупателей. Для разрешения спорных вопросов создаются специальные органы и принимаются нормативно-правовые акты.

Человеческий фактор

Для любой ярмарки важен От работы организаторов выставки, представителей экспонентов, обученного персонала зависит, будет ли достигнута поставленная цель ярмарки, качество ее проведения. Это своего рода реклама, которая привлекает посетителей, будущих потенциальных участников ярмарки. Итоги прошедшей ярмарки - это фундамент будущей.

Отраслевые и специализированные

Кроме названых классификаций, ярмарки бывают функциональные и отраслевые, универсальные и специализированные. Типичная отраслевая ярмарка - это меховая ярмарка. Для России это не новое явление. Мехами и изделиями из них Россия торговала издревле.

На современном меховом рынке предприятие «Новоторжская ярмарка» - это возобновление традиций. Начиная с названия, в котором заложено общеславянское название рынка - торг. Слово "новый" - подчеркивает современность ярмарки и методов торговли. Здесь предприятия со всей России представляют современные модели дубленок и шуб из меха норки, бобра, каракуля, енота, овчины, нутрии. На выставке всегда организовываются показы новейших разработок. А это, как известно, самый простой и наименее затратный способ оценить потребительский спрос, и запустить новое изделие в производство. Работает Санкт-Петербурге и других крупнейших городах России в самых удобных и современных торговых зданиях. Ярмарка всегда поражает огромнейшим ассортиментом. Потому что напрямую и эксклюзивно работает со многими меховыми предприятиями России и мира. И не каждому под силу сотрудничать с Новоторжской ярмаркой, соответствовать предъявляемым к качеству продукции требованиям. Сотрудники компании следят за всеми технологическими процессами каждого предприятия, чью продукцию они представляют на ярмарке. Специалисты технического контроля компании проверяют каждое изделие на соответствие ГОСТам России и требованиям принятого в Таможенном союзе. У Новоторжской ярмарки крепкие позиции. Быть ее партнером престижно, потому что главной целью создателей и руководителей выставки является: «Счастливый покупатель в новой шубе».

Для огромной армии поклонников изделий из натурального меха это праздник, к которому готовятся и ждут с нетерпением.

Ярмаркой по розничной продаже товаров принято называть периодические, как правило, крупные розничные торги, с целью продажи товаров народного потребления проводятся в условленном месте в установленные и сроки при участии многих организаций и предприятий оптовой и розничной торговли, промышленных и сельскохозяйственных предприятий - производителей товаров народного потребления, других субъектов предпри мницькои деятельности, а также культурно-просветительских учреждений (которые обеспечивают проведение массовых гуляний, игр, аттракционов, катание на каруселях и т.д..

Во время проведения ярмарки реализацию товаров организуют прежде магазины и предприятия мелкорозничной торговли. Как правило, продажа товаров на ярмарках осуществляется через торговые ряды с вы изначенимы торговыми местами, временные павильоны, автомагазины и автоприцепы, активно используются также средства переносной торговлиі.

С учетом целевого назначения и времени проведения ярмарок различают сезонные (весенне-летние, осенние) и традиционные ярмарки, с учетом продолжительности проведения ярмарок различают короткотерми и новые и действующие (то есть функционирующие на протяжении длительного времени) ярмарки. Традиционные ярмарки проводятся ежегодно в определенное время (примером традиционного ярмарке может быть всемирно известный. Сорочинская ярмарка, проведение которого приурочивается к окончанию полевых работ и сбора урожая). На сезонных ярмарках продаются продовольственные и / или непродовольственные товары широкого ассортимента, провода ться сезонная распродажа товаров по ценам со скидкой, организуется выездная и выносная торговляля.

Для проведения ярмарки создается организационный комитет (координационный комитет, секретариат), в состав которого входят представители органов местной власти, торговых систем и отдельных торговых их предприятий, других заинтересованных предприятий и учреждений. Оргкомитет несет ответственность за подготовку и проведение ярмарки, утверждает условия участия в нем, утверждает план проведения ярмарки и к ошторис расходов тощо.

Порядок проведения ярмарок определяется оргкомитетом по согласованию с органами местной власти, порядок проведения общегосударственного ярмарки определяется отдельным положением, которое разрабатывается и утв верджуеться органами исполнительной власти (КМУ). В последнем случае обязанности по непосредственному проведению ярмарки и его подготовки возлагаются на определенную оргкомитетом способом конкурсного отбора юридических ичну лицо - генерального распорядителя ярмаркеу.

В обязанности генерального распорядителя входит:

Выполнение мероприятий по подготовке и проведению ярмарки;

Определения даты окончания и ежедневного режима работы ярмарки, в отдельных случаях - также условия участия в нем

Рассмотрение заявок на участие в ярмарке и заключение договоров с участниками ярмарки;

Регистрация участников и составление отчета об итогах проведения ярмарки;

Распределение выделенных на подготовку и проведение ярмарки средств;

Обеспечение хозяйственного обслуживания деятельности ярмарки (водо-, энергоснабжение, связь, обеспечения надлежащего санитарно-гигиенического состояния территории, обеспечения пожарной безопасности, организ зация работы пунктов массового питание)

К участию в ярмарке приглашаются предприятия оптовой торговли, производственные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, имеющих право па осуществление розничной торговли собственной продукцией. Для участ те в ярмарке эти предприятия должны подать соответствующие заказы (которые служат основанием для их дальнейшей регистрации), определить форму участия в ярмарке (выставка, выставка-продажа), уплатить установленный сбор, зарегистрировать своих представителей и обеспечить доставку и своевременное установление экспозиции товарев.

Проведение ярмарок требует значительной подготовительной работы, в процессе которой необходимо выбрать место и определить время проведения ярмарки, обустроить территорию, возвести необходимые сооружения, определить и укомпле проектировать ассортимент товаров для реализации, подобрать состав торгового и другого персонала, провести рекламную робот.

Довольно часто время проведения ярмарок подбирается с учетом сроков окончания весенних или осенних сельскохозяйственных работ, сроки проведения ярмарки согласовываются с органами местной власти

Как правило, для размещения ярмарки наиболее удобно использовать площади, стадионы, специально оборудованные площади, продовольственные и вещевые рынки и рыночные комплексы. Место ярмарке целесообразно оградить или обозначить его контуры специальными средствами. При организации ярмарок особое внимание необходимо обращать на наличие хорошо развитой, удобной системы транспортных путей. В ходе подготовки к ярмарки рекомендуется определять также порядок посещения ярмарки жителями близлежащих сельских населенных пунктетів.

При подготовке к ярмарок целесообразно развернуть рекламную кампанию в прессе, других средствах массовой информации, в частности, способом интервью, бесед с ведущими специалистами производственных предприятий, тор ргивли, учеными, из которых население может узнать о целях проведения ярмарки, режим и порядок его проведения, ожидаемые выгоды как для участников, так и для населения.

В системе ярмарок особое место занимают сезонные ярмарки. В практике отечественной торговли наиболее часто сезонные ярмарки проводятся с целью активизации продажи таких продовольственных товаров, как картоп пля, плоды, овощи, а в торговле не продтоварами - для активизации продажи одежды, обуви, тканей, товаров для садоводов и других сезонных товаров. Организация сезонных ярмарок (сезонной торговли) пере дбачае продажа товаров повседневного и наиболее частого спроса в течение 5-6 месяцев весенне-летнего и осеннего периодов года с организацией постоянно действующих торговых зон для продажи различных групп товар ей. Проведение такой формы продажи товаров создает дополнительные условия для быстрого обслуживания населения, сокращения очередей во времена наиболее интенсивных потоков покупателей, а также разгружает сеть магази нов для активизации в них торговли другими группами товарерів.

Организация сезонных ярмарок одним из основных элементов включает обеспечение рекламно-информационного оформления как мест продажи товаров (павильонов, автомагазинов, палаток), так и торговых зон в эти илому. Основной задачей при этом является привлечение внимания покупателей, обеспечения их информации о реализуемые товары, поощрения посетителей к импульсивным покупкам и, в итоге, к увеличению това рообигу и более полного удовлетворения спроса населения на товары народного потребленияя.

Определяя состав рекламно-информационных средств для торговых зон на территории ярмарки, необходимо в первую очередь учитывать ассортимент реализуемых товаров, конструкцию павильонов, палаток, их взаем мне расположения, характер ярмарки. При этом в одних случаях как носитель рекламной информации может выступать сам товар, в других - специальный носитель рекламной информации, который отделен от товару.

При организации ярмарок необходимо стараться обеспечить комплексные информационные услуги для покупателей и рекламные транспаранты, уличных информационных щитов, печатной рекламы, объявлений мних объявлений в аудио-средствах (местное радио и телевидение) и печатных издания.

Понятие, виды рынков, основы их организации

Базары - это форма периодических розничных торгов товарами народного потребления, которые организуются торговыми системами и предприятиями и органами государственного управления торговлей (управление торг гивли и бытового обслуживания. ОГА) в дни, предшествующие общенародным праздникам или приурочиваются к определенным календарных да.

Цель проведения базаров - удовлетворение спроса населения на отдельные товары, резко возрастает в определенные периоды года зависимости от ассортимента реализуемых товаров торговыми предприятиями, разрезной няют книжные, школьные (перед началом учебного года), елочные (накануне новогодних и рождественских праздников), овощные базары; ассортимент предпраздничных базаров может включать самые как прод овольчи, так и непродовольственные товари.

Для предприятий торговли организация рынков связана с необходимостью увеличения численности торгово-оперативного персонала, досрочным накоплением товарных запасов, разработкой мер по совер оналення обслуживания покупатели.

Места для организации базаров, как правило, выделяются по решению органов местного управления на специально отведенных территориях. Базар может проводиться как на открытых территориях, так и в закрытых помещениях. При этом рынок может быть организован как в одном помещении, так и в нескольких расположенных поблизости друг от друга павильонах и палатках (торговых палаткахх).

Крупные предприятия торговли (универмаги, универсамы, специализированные магазины) часто организуют базары на территории, прилегающей к магазину, благодаря чему исчезает необходимость организовывать транспортные и операции по доставке товаров к местам торговли. Для проведения базаров рядом со стационарной торговой сетью используют свободные площади и помещения спортивных и выставочных комплексов, стадион ей, вокзалов и других помещений неторгового назначения.

Как и при проведении ярмарок, продажа товаров во время проведения базаров осуществляется через торговые ряды. При этом на рабочем месте каждого продавца должна быть установлена??табличка с указание ям названия, места расположения и номера телефона субъекта хозяйствования, который организовал выездную (выносную) торговлю, а также фамилии, имени и отчества продавца. На рабочем месте гражданина пред принимателя должна быть установлена??табличка с указанием его адреса, номера свидетельства о государственной регистрации субъекта хозяйствования и названия органа, осуществившего эту регистрацію.

Поскольку продажа товаров во время проведения базаров осуществляется, как правило, через пункты и средства (павильоны для сезонной торговли, торговые палатки, автомагазины, прицепы, развозки и др.), принадлежали ать к предприятиям мелкорозничной торговой сети, то основным нормативным документом, регламентирующим порядок реализации товаров и в целом работу участников рынка, являются. Правила работы дрибнорозд рибнои торговой сети (утв. Нак. МЗЕЗиТ от 080796 № 369 369).

При организации базаров большое внимание необходимо обращать на их оформление, проведение рекламных мероприятий, радиофикацию территории