Функции и цели теории управления. Цели и функции управления Планирование как функция управления

Страница
3

– участие в профессиональных конференциях;

– анализ опыта деятельности организации;

– изучение мнения сотрудников организации;

– проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.

Изучение макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или же в каком состоянии они пребывают сейчас. Необходимо также вскрыть те тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов и попытаться предсказать направление развития этих факторов с тем, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут раскрыться перед ней в будущем .

Цели и функции управления организацией

Одной из важнейших проблем организации менеджмента является определение целенаправленности его системы, т.е. установление главной (общей) цели существования фирмы. Цель – это желаемое состояние системы. Существуют два вида целей: развития и стабилизации.

Цели, составляющие общую цель фирмы, должны обладать рядом характеристик:

– конкретностью (определенный результат);

– обозримостью (краткосрочность, долгосрочность);

– реальностью (достижимость);

– взаимосвязанностью (согласованность с другими целями);

– эффективностью (результативность и прибыльность).

Главное – определить цели, которые отвечают интересам фирмы, а следовательно, определить функции управления, реализующие эти цели.

Цели реализуются через функции управления. Реализация каждой функции обеспечивается соответствующим управленческим подразделением, которое является структурным элементом системы управления. Обоснованность существования в системе управления структурных подразделений всегда определяется их функциями. В свою очередь эффективность работы каждого подразделения зависит от его внутренней структуры, элементы которой (группы и отдельные работники) определяются составляющими данные функции операциями.

Функции управления порождаются разделением труда, объединяя однородные по характеру и общности промежуточных целей элементы совокупного воздействия, т.е. отдельные управленческие работы. Чтобы назвать функции управления, необходимо определить признаки однородности и общности целей, элементов целенаправленного воздействия. Ни одна из функций сама по себе или простая сумма функций не дают представления об управлении. Только в неразрывном единстве, взаимодействии они образуют единый управленческий цикл.

Любая функция управления состоит из пяти видов управленческой деятельности, обладающих относительной самостоятельностью: планирования, организации, координации, активизации, контроля.

Каждый предыдущий вид деятельности является необходимой предпосылкой последующего, пока данная функция не будет полностью реализована. Значит, степень полноты реализации функции управления зависит от комплексности управленческой деятельности.

Чтобы понять содержание каждой функции управления, необходимо представить ее как совокупность указанных пяти основных видов взаимосвязанных управленческих действий. Для ясности проиллюстрируем это на функции планирования при разработке конкретного плана. Этой работой занимается значительная группа сотрудников. Для достижения цели (разработка плана) их деятельность необходимо спланировать, организовать, скоординировать, активизировать и проконтролировать. На этом примере можно видеть различие понятий «планирование» как функции управления и «планирование» как ее составляющей, одного из пяти управленческих действий этой функции. Точно так же, если группа сотрудников разрабатывает систему поощрения работников фирмы, то их работу нужно планировать, организовывать, координировать, активизировать (поощрять) и контролировать. То есть при выполнении функции управления «активизация» работников нужно активизировать.

Рассмотрим теперь виды управленческих действий.

1. Первый вид – планирование, т.е. определение оптимального результата при заданных ограничениях по времени и ресурсам. В любом управленческом решении, распоряжении всегда есть ответы на вопросы: кто должен сделать, что, сколько и когда.

2. На вопрос, как сделать, позволяет дать ответ второй вид управленческой деятельности – организация, т.е. определение путей, методов и средств достижения поставленной цели. При анализе реализации функций необходимо самым серьезным образом проверять, на каком иерархическом уровне руководства реализуется стратегия организации, а на каком – тактика.

3. Третий вид – координация, или гармонизация, т.е. установление гармонии в совместном труде участников планируемого процесса. Анализируя функции по этому виду деятельности, необходимо обратить внимание на время реализации. Как правило, на практике этот вид управленческой деятельности осуществляется в ходе производственного процесса, а не до его начала. Отсюда огромное количество так называемых пятиминуток, длящихся зачастую по несколько часов. Поэтому при анализе функций целесообразно обратить внимание на протоколы различных совещаний, на которых в основном в оперативном порядке решаются вопросы координации.

4. Четвертый вид – активизация, или стимулирование, т.е. создание таких условий труда, при которых каждый работник трудился бы с наивысшей отдачей.

5. Пятый вид управленческой деятельности – контроль – должен быть особенно тщательно выполнен. На практике, к сожалению, происходит смешение контроля и учета. Часто вместо того, чтобы прогнозировать ход работ, значительную часть времени расходуют на выявление причин срыва заданий. Контроль – это прежде всего прогнозирование отклонений и своевременное их предупреждение. Не допустить отклонений – вот главная задача совершенной системы менеджмента.

Организация, по определению, это – группа людей с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.

У организации могут быть разнообразные цели, особенно это касается организаций различных типов. Организации, которые занимаются бизнесом, сосредоточены, главным образом, на создании определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений – по затратам и получаемой прибыли. Эта их задача отражена в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность. Государственные органы, учебные институты и некоммерческие больницы не стремятся получать прибыль. Но их волнуют затраты. И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений. Однако лежащие в их основе этические понятия в сочетании с острым чувством социальной ответственности зачастую являются скорее философией конкретных организаций, чем следствием их природы как коммерческих или некоммерческих организаций. Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Для того чтобы получить, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации также имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности . Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства. (Рис. 1.2)

А Понятие цели в управлении

А Сущность и содержание функций управления

А Характеристика функций управления

А Большинство фирм, которые терпят неудачу, не имеют хорошо продуманных и реалистичных целей.

Цели в управлении не возникают сами по себе, они должны быть сформулированы и поставлены кем-то. Это может сделать как один человек, так и несколько человек, которые составляют вместе орган управления объектом, например, коммерческой фирмы.

Цель - те конечные рубежи, достижению которых через выполнение конкретных задач, функций направлена деятельность коллектива, подразделения.

Типы целей в организации подразделяются на экономические и неэкономические. К последним можно отнести социальные цели, например, улучшение условий труда. Иногда экономические цели могут отличаться от ожиданий некоторых внутренних или внешних сил организации. Так, акционеры могут быть недовольны тем, что организация повышает расходы на переоборудование цеха, потому что такие затраты не создают краткосрочной прибыли.

Экономические цели организации, выраженные в показателе хозяйственной деятельности, можно, в свою очередь, разделить на количественные и качественные. Пример количественной цели - увеличение доли рынка фирмы к 2005 г. на 15%. Пример качественной цели - достижение фирмой технологического превосходства в отрасли.

Как экономические, так и неэкономические цели могут быть

разделены с точки зрения периода их достижения на кратко-, средне- и долгосрочные. Долгосрочные цеди, как правило, не имеют чересчур выраженных количественных характеристик, они в большей степени связаны с миссией фирмы. Краткосрочные цели обязательно имеют конкретное содержание и указывают; -

что должно быть достигнуто (в том числе в количественном выражении); -

когда цель должна быть достигнута; -

кто конкретно (какое подразделение организации) выполняет задачу по достижению цели.

В каждой организации свои цели и задачи, яо главными общими целями будут следующие:

выживание;

прибыль;

перспектива.

Области целеполагания, 1.

Цель - эффективное использование ресурсов (материальных, трудовых, природных). 2.

Производительность.

Цель - увеличение прибыли. 3.

Потребитель.

Цель - признание и успех у потребителей. 4.

Репутация.

Цель - устойчивая репутация фирмы.

Требования к целям:

реальные;

достижимые.

Для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге подучить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и усовершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.

Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управлений все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

Анри файолъ (184Г-1925), которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале XX в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. Но очень часто говорят лишь о четырех функциях управления - планирование, организация, мотивация и контроль. *

Концепция российского менеджмента как процесса выполнения взаимосвязанных функций объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления, административную теорию, бихевиори"стическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дальнейшем развитии процессная модель" менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследовании, экономико-математических методов и моделирования.

А Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами.

Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по вьфаботке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать, полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат. - -

На рис. 5 показан состав ц взаимосвязь современных функций, формирующих процесс управления.

Корпоративность

Рис. 5. Взаимосвязь между основными функциями менеджмента

Планирование как основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия,-обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.

Концепция - идея, теоретические и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая теоретическая экономическая проблема до ее воплощения в экономике проходит стадию формирования концепции.

Прогноз - научное предвидение возможного состояния фирмы, корпорации, экономики, общества в будущем. Прогнозы в бизнесе разрабатываются по сложным социально-экономическим проблемам, как правило, на долгосрочный или среднесрочный период. Чаще всего прогноз используется в стратегическом управлении.

Программа - законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных общей целью, имеющий конкретный конечный результат, требующий привлечения значительных ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих органов, организаций, лиц разных функциональных сфер экономики. Формирование целевых комплексных программ в бизнесе и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления в разных сферах экономики и научных исследованиях.

План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации.

Регулирование - вид деятельности по поддержанию режимов функционирования социально-экономической системы в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации взаимодействия государственных и рыночных регуляторов. Данная функция адаптирует менеджмент к устанавливаемым государством параметрам (налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс) и обеспечивает реагирование на изменения макроэкономических параметров (уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта).

Регулирование как основная функция имеет самостоятельное содержание, и ее нельзя рассматривать как часть системы государственного регулирования. Через функции проявляется непосредственная связь разных видов социального управления.

Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности людей для достижения целей. При реализации данной функции оперируют категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и организационно-распорядительные средства. Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления - формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.

компетенций (возможностей или границ действий и принятия решений); -

полномочий (прав на принятие решений); -

ответственности (меры и формы ответственности и санкций за последствия принятых решений).

На базе этих данных устанавливаются перечень и профессиональный состав персонала и создается система информационного обеспечения. При этом формируются уровни управлении, подразделения или звенья по уровням управления и система связей между ними. Звено системы управления рассматривается как обособленный элемент по критерию специализации и комбинации функций по объему и масштабу полномочий управления. В качестве звена может выступать должность, отдел, служба, нодразделение. Состав звеньев в системе управления разнообразен. Приоритет при характеристике звена отдается критериям вида функции и объема полномочий.

По таким критериям различают: -

линейные звенья (руководитель фирмы, цеха); -

функциональные (планово-экономический отдел); -

л и ней но-функциональное звено (главный инженер); -

функционально-линейное звено (руководитель творческой группы).

Следует отметить, что связи между звеньями и место звена в иерархии системы управления определяются критериями фор- жирования системы, среди которых важнейшими выступают: целесообразность интеграции функций, управляемость, производственные и жизненные циклы изделий.

Координация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производстве и но-хозяйстве иных организациях. В организациях, ориентированных на долговременное функционирование, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе реализации данной функции осуществляется координация преимущественно внешних связей руководителями высших уровней отраслевого, регионального, муниципального управления.

В других случаях, например, при формировании программно-ориентированных систем типа творческих групп, координация становится основной организующей функцией, ибо в данных системах требуется не жесткая формализация, а лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивированность.

Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий; потребности людей - интересы людей -

мотивы деятельности - действия людей.

В качестве мотивов могут выступать причастность к крупной компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в интересных коммуникациях, потребность в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к активной, производительной, творческой работе, многогранны, как многогранен сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие.

Мотивационный подход к поведенческой деятельности является центральной функцией менеджмента. Менеджер воздействует на другого человека через его реальные цели, жизненные установки и ожидания, создавая эффективную мотивацию производственной деятельности работника. В качестве примера можно указать особенности мотивации разных категорий самих управленцев. Мотивация специалистов - ориентация на профессиональный рост, накопление знаний; они предпочитают, чтобы их оценивали профессионалы.

Мотивация через потребности отражает процесс их возвышения от простых (пища, жилище, безопасность) до сложных (самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление}. Если мотивация основана на удовлетворении высших потребностей, то такой человек склонен к самоуправлению. Для удовлетворения высших потребностей предварительно должны быть удовлетворены первичные потребности и необходима высокая производственная и управленческая культура.

Стимулирование - основная функция, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов и способов формирования интересов и мотивов деятельности. Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процессах мотивации, преобразуя их в стимулы, воздействующие на поведение и деятельность преимущественно коллективов и фирм.

Наиболее действенно в настоящее время экономическое стимулирование работников. Самый чувствительный стимул, применяемый к работнику - размер заработной платы и своевременность ее выплаты. Размер заработной платы сопоставляется с прожиточным минимумом с учетом цен на формирование потребительской корзины и другими показателями и служит критерием уровня жизни населения. О недейственности экономических стимулов в период спада производства и кризиса, переживаемого экономикой России на стадии реформирования, свидетельствует значительный разрыв в доходах (в 36 раз) между богатыми в бедными.

Гуманизация как основная функция менеджмента отражает социальный характер менеджмента и роль человеческого фактора как субъекта и объекта менеджмента. Человек в системе менеджмента - не только фактор производства и средство достижения цели, но и цель менеджмента. Поэтому функция гуманизации управленческих отношений и всей системы общественных отношений в условиях переориентации кадров российской экономики на рыночное мышление приобретает особое значение.

В первую очередь гуманизация отношений касается этики деятельности, природы и механизмов воздействия морали как одной из сторон социальной деятельности человека, особой формы общественных отношений и сознания. Этика как система знаний обобщает и систематизирует принципы морали, формируемые в процессе развития общества, представляет собой основу нравственного воспитания, формирования активной жизненной позиции.

Такие черты культурного человека, как вежливость, тактичность, деликатность, должны быть нормой поведения. Доброжелательность, чувство меры, умение управлять эмоциями, стрессами формируют цивилизованный стиль поведения и благоприятный имидж предпринимателя и менеджера.

Важное место в составе функции гуманизации занимает деятельность по формированию и развитию культуры фирмы, культуры управления. При этом исследуются влияние культуры общества на менеджмент и воздействие менеджмента на формирование корпоративной культуры управления (деятельности, поведения, общения).

Корпоратизм - это метод хозяйствования, развития экономики и социальных отношений сообщества, совокупность этических и правовых норм поведения индивидуума в сообществе; это договорное сообщество, в котором главным фактором роста благосостояния человека является баланс личных и корпоративных интересов.

Корпоративность как новая функция менеджмента включает в себя виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, ее социально-психологического климата, обеспечивающего решение проблемы удовлетворенности персонала своим трудом, общением, совместной работой с коллегами и непосредственным руководителем. Предусматривается также формирование корпоративной системы целевой ориентации и целевой направленности, что обеспечивается через воспитание и убеждение, осознание общности идей и интересов.

Корпоратизм предполагает формирование корпоративной культуры, которая призвана способствовать широкому участию персонала в творческих процессах разработки и принятия управленческих решений. Результатом должна стать социальная, экономическая и организационная общность коллектива, коллективный дух, например, предпринимательства или настроенности на нововведения. Общинность или коммуникабельность, патриотизм, склонность к взаимопомощи и поддержке можно рассматривать как традиционно свойственные российскому менеджменту.

Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта уп-

равления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.

Последняя стадия контроля связана с уяснением проблем и причин их возникновения, что и является основанием для активных действий по корректировке отклонений от цели и плана деятельности. Следует отметить, что все рассмотренные стадии функции контроля осуществляются одновременно, т.е. контроль может быть в процессе деятельности и после ее завершения, а система организации контрольной деятельности зависит от конкретной ситуации. В значительной степени эффективность функции контроля определяется методологией, т.е. предварительными исследованиями и разработкой принципов, правил, инструкций, а также критериев оценки и показателей, измеряющих отдельные стороны деятельности и процессы. Кроме того, необходима разработка процедур проведения контрольных операций, подбор и подготовка управленческого персонала, способного к такой работе.

Функцию контроля, исходя из ее роли в процессе управления, называют функцией обратной связи менеджмента с объектом управления. Значение данной функции обусловлено природой экономической деятельности менеджеров, которые осуществляют процесс управления этой деятельностью и через деятельность людей в соответствии с объективным характером воспроизводственных процессов, и с учетом субъективных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на это развитие.

Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей. Организация как функция управления должна обеспечивать соответствие существующей системы новым целям, установленным в плановых заданиях. Если такого соответствия нет, то при помощи функции организации создаются новые системы или реорганизуются старые в целях придания им качеств, необходимых

для достижения поставленных целей. Функция организации направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей. Основными задачами организации являются:

  • - формирование структуры организации, исходя из размера предприятия, его целей, технологии, персонала и других переменных;
  • - установление конкретных параметров, режимов работы подразделений организации, отношений между ними;
  • - обеспечение деятельности организации ресурсами (человеческими, финансовыми, материальными, информационными).

Этапы функции организации

Для лучшего понимания сущности функции организации ее следует разбить на два этапа:

  • 1. Построение организационной структуры. На этом этапе происходит деление организации на блоки в соответствии с ее целями и стратегиями, определяются задачи и функции выделенных подразделений.
  • 2. Установление взаимоотношений полномочий, т.е. делегирование полномочий.

Для более детального описания функции организации в ней

следует выделить три этапа:

  • 1. Построение организационной структуры: выделение подразделений, определение их состава, задач и функций.
  • 2. Установление соподчиненности и взаимосвязей. Этот этап - предусмотрение взаимоотношений в организации (как горизонтальных, так и вертикальных).
  • 3. Обеспечение этих взаимоотношений - распорядительство, т.е. доведение до подчиненных распорядительных актов. Распорядительное воздействие осуществляется посредством приказов, распоряжений, устных указаний.

Принципы осуществления функции организации

Вне зависимости от типа и масштабов деятельности каждая фирма должна быть некоторым образом организована. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функции организации:

  • 1. Неразрывная связь с целями предприятия, определяемыми в ходе планирования;
  • 2. Поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
  • 3. Координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство (у одного подчиненного не может быть двух начальников), т.е. каждый член группы должен знать, что он должен делить, сроки выполнения работ и кто им руководит (управляет);
  • 4. Единство цели - каждое подразделение и конкретный член организации должны работать на общую цель, т.е. цели и задачи разных подразделений и работников не должны противоречить общим целям организации;
  • 5. Использование эффективных норм управляемости. Можно выделить два важных фактора, определяющих нормы управляемости (количество сотрудников, которыми может эффективно управлять один менеджер), - это время и частота, т.е. сколько времени необходимо менеджеру проводить с каждым сотрудником и как часто. Этот критерий во многом зависит от умения менеджера общаться с подчиненными, сложности решаемых задач, интереса и вовлеченности в трудовой процесс.

Делегирование полномочий

Средством для достижения нормальных взаимоотношений между уровнями управления является делегирование полномочий.

Делегирование означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Делегирование - акт, превращающий человека в руководителя.

Цели делегирования:

  • - разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текущей рутинной работы и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления;
  • - повысить дееспособность нижестоящих звеньев;
  • - активизировать «человеческий фактор», как можно больше вовлечь и заинтересовать работников.

Существуют две основные концепции делегирования полномочий:

  • 1. Классическая - передача полномочий сверху вниз. Полномочия считаются делегированными, когда они переданы руководителем подчиненному;
  • 2. Современная - принятие полномочий. Полномочия считаются делегированными, когда они приняты подчиненным. Исходя из этой концепции, подчиненный имеет право отклонить требования начальника.

Процесс делегирования полномочий включает следующие этапы:

  • - поручение работникам индивидуальных конкретных заданий;
  • - предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным;
  • - формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.

Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.

Ответственность - это обязательство выполнить поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. При делегировании полномочий ответственность не делегируется, не снимается с самого руководителя, хотя и распространяется на подчиненного.

Полномочие - это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение определенных задач. Полномочия являются именно ограниченным правом, так как имеют пределы, определяемые правилами, должностными инструкциями.

Линейные полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному. Делегирование линейных полномочий (скалярный процесс) создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.

Штабные полномочия - это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также

штабному персоналу. Они бывают четырех видов: рекомендательные; обязательного согласования; параллельные; функциональные. Рекомендательные полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства. Введение процедуры обязательного согласования обеспечивает расширение рекомендательных полномочий и обязывает линейное руководство согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом. Параллельные полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного руководства. Функциональные полномочия означают представление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.

Основной целью управления является обеспечение прибыльности, или доходности в деятельности шахты, ее конкурентоспособности и устойчивости положения на рынке путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование ресурсов (в том числе и природных), включая использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Основной задачей управления на шахте является организация добычи угля с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов, а также обеспечение рентабельности деятельности шахты и ее стабильного положения на рынке. Для решения основной задачи необходимо решить множество второстепенных задач.

В связи с этим управление на шахте помогает решить следующие второстепенные задачи:

q определение конкретных направлений развития шахты;

q разработка стратегии развития шахты;

q выявление приоритетности целей, определение очередности и последовательности их достижения;

q постоянный поиск и освоение новых рынков (сырья, труда, угля);

q обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

q стимулирование работы сотрудников шахты путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

q постоянное повышение эффективности деятельности шахты;

q координация работы всех ее подразделений;

q выработка системы мероприятий для решения проблем, которые могут возникнуть в непредсказуемом будущем шахты;

q определение необходимых ресурсов и источников их поступления;

q установление контроля над выполнением поставленных задач.

С функциональных позиций управление - это непрерывный процесс последовательного выполнения отдельных функций .

Функции управления - это обособившиеся в результате специализации самостоятельные виды управленческой деятельности, такие как: планирование, организация, координация, мотивация иконтроль , выполнение которых дает возможность для достижения целей шахты.

Выделение отдельных функций представляет собой объективный процесс, вызванный разделением и специализацией управленческого труда. Поэтому развитие управления можно рассматривать как процесс его разделения на относительно самостоятельные функции, вызванный потребностями производства.

Функции менеджмента выделяются в относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности благодаря тому, что каждая из них имеет четко выраженное содержание , разработанный процесс ее осуществления и определенную структуру , в рамках которой завершается ее организационное обособление.

Процесс осуществления функции делает ее специализированной и отвечает на вопрос, какова логическая последовательность осуществляемых в рамках функции действий, что и за чем должно следовать, чтобы функция выполнялась.

Структура функции подчеркивает ее обособленность от других функций и отвечает на вопрос, как или каким образом формально связаны между собой действия, выполняемые при реализации данной функции.

Управленческий процесс является непрерывным движением по замкнутому циклу, который напоминает бег белки в колесе. Этот цикл выполняется на уровне операционного управления и состоит из последовательного выполнения пяти этапов, каждый из которых соответствует выполнению одной из пяти функций менеджмента. Причем для полного выполнения управленческих задач каждого этапа в свою очередь необходимо применительно к нему последовательно выполнить все пять функций менеджмента. Этот процесс с помощью метода аналогий схематично можно представить в виде пяти шестерен вращающихся внутри внешнего круга на рис. 1.6. Для того, чтобы внешняя шестеренка сделала один полный оборот, по каждому ее сегменту (т.е. этапу управленческого процесса 1, 2, 3, 4 и 5) должны прокатиться все пять шестерен (т.е. функций менеджмента A, B, C, D, E).

Отечественные и зарубежные авторы литературы по менеджменту предлагают различные варианты классификации функций менеджмента (таблица 1.1), иногда даже противоречащие друг другу. Это объясняется тем, что в условиях постоянно усложняющегося общественного производства трудно выделить универсальный классификационный признак, на основании которого сгруппированные функции могли бы наиболее полно и всесторонне характеризовать управленческую деятельность.

Коротко охарактеризуем функции менеджмента, которые на наш взгляд включает управленческая деятельность.

Планирование - первая функция менеджмента, выполняя которую субъект на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится шахта, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию ее действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, необходимо ответить на три вопроса: «В каком состоянии шахта находится в настоящее время, в каком направлении хочет двигаться и как собирается это делать?».

Организация - вторая функция менеджмента, которая позволяет заблаговременно подготовиться к реализации намеченных планов, а именно, включает строительство шахты, формирование ее структуры и системы управления, обеспечение ее деятельности необходимой документацией, то есть выполнение всех подготовительных процессов необходимых для начала производства.

Таблица 1.1 - Варианты перечня функций менеджмента по публикациям различных авторов

№ п/п Название книги, год издания Авторы Перечень функций менеджмента
Вопросы управления, 1981 Киллен К. Планирование, организация, руководство, мотивация, контроль
Management, 1989 Megginson M. Планирование, организация, работа с кадрами, руководство, контроль
Management, 1991 Robbins S.
Основы менеджмента, 1992 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Планирование, организация, мотивация, контроль
Management and organization, 1989 Dubrin A., Ireland D. Планирование, организация, руководство, контроль
Менеджмент организации, 1995 Румянцева З.П. и др. Планирование, организация, мотивация, контроль, координация
Менеджмент, 1995 Герчикова И.Н. Маркетинг, планирование, организация, контроль, мотивация

Координация - третья функция менеджмента, позволяющая управлять совместной трудовой деятельностью людей, обеспечивать согласованность между звеньями управления и создавать внутри шахты рациональные связи. Как раз эта функция предупреждает возникновение ситуации, когда Лебедь рвется в небеса, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду, в результате чего «воз и ныне там».

Мотивация - четвертая функция менеджмента, позволяющая добиться высокой активности объекта и хорошего качества работ, заинтересовав персонал удовлетворением его потребностей. Для этого необходимо определить, чего же они хотят (а зачастую они и сами этого не знают) и выбрать наиболее подходящий для шахты и действенный для персонала способ удовлетворения этих потребностей, то есть поощрения. Другую сторону мотивации составляют наказания, которые также иногда приходится применять по отношению к нерадивым подчиненным.

Контроль - пятая функция менеджмента, позволяющая заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности шахты. Суть этой функции можно выразить словами небезызвестного Козьмы Пруткова, который оставил в своих сочинениях наказ потомкам: «Бди!». Главная задача контроля состоит, таким образом, не в поиске «крайних для наказания» за содеянные ошибки, а в определении причин последних и возможных путей выхода из сложившегося состояния.

Все перечисленные функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, они необходимы для реализации друг в друга, так что порой их трудно разделить. Реализация каждой из них планируется, организуется, координируется, мотивируется и контролируется. Они реализуются с помощью определенных методов, то есть способов приведения их в исполнение. Практика выработала три группы таких методов: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические.

& Литература:

В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием "управление организацией или предприятием" стало нередким и другое – "менеджмент организации или предприятия". В настоящее время они чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом "управление" и английским "менеджмент".

Республика Казахстан как самостоятельное государство взяла курс на проведение рыночных реформ, которые должны обеспечить благосостояние и свободу граждан Казахстана, экономическое возрождение страны, рост и процветание отечественной экономики. В связи с этим были сформированы основные цели и функции управления организацией.

Цели и задачи управления и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организацию, координацию, контроль и мотивацию.

В новых условиях хозяйствования планы не задаются предприятиям сверху, ресурсы предприятие «добывает» самостоятельно, неся полную ответственность за ассортимент, качество и результаты. План становится основой деятельности организаций всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать процессы, определять потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих на предприятии. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. Планирование в новых условиях - это непрерывный процесс использования, новых путей и способов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не могут быть директивными, а должны меняться в соответствии с конкретной ситуацией. Прогнозы на будущее закладываются в основу стратегических планов, в которых находят отражение важнейшие для любой организации связи между целями, ресурсами и возможностями окружающей среды. В свою очередь, стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется работа предприятия.

Организация - вторая функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение, всем необходимым для ее нормальной работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.

В любом плане, составляемом в организации, всегда имеется стадия организации, т.е. создания реальных условий для достижения запланированных целей. Нередко это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики. Для многих организаций (прежде всего, государственных) эта задача является новой, так как в прежних условиях хозяйствования использовались типовые структуры управления, разрабатываемые централизованно для различных отраслей. В связи с тем, что они были жестко связаны со штатным расписанием, предприятия не стремились к их изменению, которое могло привести к сокращению штата. В настоящее время организации формируют структуру управления в соответствии с собственными потребностями. Анализ изменений показывает, что многие организации отходят от функционального принципа построения структур, сокращают так называемую вертикаль (иерархию), управления, делегируют полномочия сверху вниз. В структуру вводятся новые звенья, в том числе связанные с необходимостью изучения рынка и разработкой стратегии развития организации.

Также одной из главных задач менеджмента является установление взаимосвязи между целями и функциями менеджмента.

Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий всё большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики.

Следующий важный момент заключается в том, чтобы цели менеджмента соответствовали его функциям и не противоречили им. Достижение целей не должно выходить за рамки какой-либо функции. Цели и функции менеджмента взаимосвязаны между собой. Все функции управления выполняются в рамках определённой целевой структуры системы управления. Организация, как система управления, включает комплекс взаимосвязанных между собой целевых и функциональных подсистем, реализующих средства достижения целей, стоящих перед организацией.

Принципыуправленияпредприятием

Роль принципов-конституционная основа. Различают несколько видов принципов:

1. Принцип научности управления.

Управленческая деятельность должна носить объективный характер;

Использование новейших методов и средств;

Управленческая деятельность под воздействием науки развивается, совершенствуется;

2. Принцип экономичности.Основные затраты на управление - оплата труда персонала управления.

3. Принцип экономичности управленческой деятельности.Должна обеспечиваться высокая прибыльность функционирования предприятия. Затраты и результаты необходимо соотносить.

4. Принцип комплексности.Учет управленческой деятельностью всех факторов.

5. Принцип системности управления.Предполагает кроме комплексности учет влияния всех факторов друг на другаи на результат управленческой деятельности.

6. Принцип пластичности.Гибкость, легкая адаптируемость к изменяющимся внешним условиям.

7. Принцип самокорректировки.Система управления должна сама выявлять свои несовершенства и вырабатывать механизмы противостояния.

8. Принцип оперативности.Быстрая реакция на изменение ситуации.

Цели управления предприятием

Цели должны быть реальными (исходя из возможностей самой фирмы) и реализуемыми с точки зрения персонала фирмы.

Стратегические- определяют характер деятельности фирм на длительный период времени. Для реализации требуются большие ресурсы. Здесь необходима глубокая проработкавозможных вариантов стратегии и тщательное обоснование выбранной альтернативы. В стратегических целях отражается сущность менеджмента фирмы, его социальнаязначимость, степень ориентированности на удовлетворение потребностей персонала фирмы и общества.

Стратегические целивыражают качественные параметры функционирования фирмы, текущие - количественные на определенный период. Организация всегда имеет хотя бы одну общую цель. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями. В процессе планирования руководство организацией разрабатываетцели и сообщает их членам организации. Этот процесс не имеет односторонней направленности, так как в выработке тактических целей принимают участие все члены организации.

Функцииуправления предприятием: их видыи содержание

Функцииуправления- это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. Общие, или универсальные, функции присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд этапов или видовработ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения результата.

Общие функции:

  • целеполагание,
  • планирование,
  • организация,
  • координирование (регулирование),
  • стимулирование,
  • контроль (учет, анализ деятельности).

1. Целеполагание - выработка основных, текущих и перспективных целей.

2. Планирование - выработка направлений, путей, средств, мероприятий по реализации целей деятельности фирм, принятие конкретных, адресных, плановых решений, касающихся их подразделений и исполнителей.

3. Организация - это процесс установления порядка и последовательности согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами.

4. Координирование - уточнение характера действия исполнителей.

5. Регулирование - выполнение мероприятий по устранению отклонений от заданного организацией режима функционирования системы. Осуществляется путем диспетчеризации.

6. Стимулирование - разработка и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов деятельности и их высокорезультативному труду.

7. Контроль - наблюдение за ходом происходящих процессов в управляемом объекте.

8. Учет деятельности- измерение, регистрация, группирование данных объекта.

9. Анализ деятельности - это комплексное изучение деятельности при помощи аналитических, экономико-математических методов.

Заключение: Для организации и всем, тем, что влияет на получение качественного конечного результата. Направлен менеджмент, конечно же, на достижение определенных намеченных данным предприятием целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Мы должны придерживаться данных принципов, которые направлены на реализацию функций управления предприятия

Список литературы:

1. Экономика: Учебник/Под ред. доц.А.С.Булатова. 2-е изд., перераб. И доп.-М.:Издательство БЕК,1999. 816с.

2. Курс экономики: Учебник 2-е издание дополненное/Под ред. Б.А. Райзберга. М.:Инфра-М,1999.-716с.

3. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В.Свиридович - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. Издательство ДИС, 1997.-736с.

4. Курс экономической теории: Учебник/Под ред. проф. М.Н.Чепурина и проф.,Е.А. Киселёвой