Проблемы международного сотрудничества в сфере образования. Высшее образование в россии

Деятельность в сфере международного сотрудничества в области обра-зования осуществляется в соответствии с рядом международных договоров Республики Беларусь, законами «Об образовании», «О международных до-говорах Республики Беларусь», на основании Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, а также в соответствии с иными акта-ми законодательства.

Основные направления международной деятельности в сфере образования направлены на развитие нормативной правовой базы, повышение эконо-мической эффективности международных связей, интеграцию национальной системы образования в образовательное пространство стран СНГ и Европы.

Приоритетными направлениями международного сотрудничества являются подготовка и заключение новых международных договоров в области образования и реализация действующих; работа по выполнению договоренностей, достигнутых в ходе зарубежных визитов Президента Республики Беларусь и правительственных делегаций, а также визитов иностранных делегаций в Республику Беларусь; выполнение между-народных договоренностей по итогам заседаний межправительственных комиссий по торгово-экономическому, научно-техническому и культурно-му сотрудничеству с зарубежными странами; координация международ-ной деятельности учреждений образования республики; участие вузов в международных проектах и программах по линии международных орга-низаций; упорядочение молодежных обменов; совершенствование работы по развитию экспорта образовательных услуг, в первую очередь обучение иностранных граждан в учреждениях образования Республики Беларусь; оказание помощи в области образования соотечественникам зарубежья; организация работы по оздоровлению за рубежом детей на основе безвозмездной иностранной помощи.

Проведенная работа по совершенствованию организации оздоров-ления детей за рубежом позволила закрепить правовую ответственность органов государственного управления и направляющих организаций в вопросах оздоровления детей за рубежом, усилить контроль за процес-сом подбора детей и сопровождающих, обеспечить четкую координа-цию действий заинтересованных органов государственного управления в

части соблюдения прав детей, их безопасного пребывания за рубежом и своевременного возвращения на родину. Создан и развивается информа-ционный банк данных по оздоровлению детей за рубежом. На оздоров-ление за рубеж ежегодно выезжают свыше 55 тыс. белорусских детей в более чем 20 зарубежных стран.

Проводится работа по оказанию помощи белорусской диаспоре в зарубежных странах. В учебные заведения, где обучаются дети белорус-ской диаспоры, направляется учебно-методическая и детская художествен-ная литература, в рамках межведомственных соглашений с отдельными странами осуществляется прием на учебу в вузы республики соотечествен-ников зарубежья, проводятся экскурсии в республике для отличников учебы, участников олимпиад и конкурсов. Детям из числа белорусской диаспоры ежегодно выделяются по 100 путевок в Национальный детский оздоровительный лагерь «Зубренок».

В республике действуют 39 международных договоров в сфере образо-вания и науки, в рамках которых осуществляется обмен информацией по организации учебной и методической работы, установление прямых связей между учреждениями образования, проведение совместных научно-иссле-довательских работ, обмен студентами, аспирантами и преподавателями.

Активная работа ведется с теми зарубежными странами, которые про-являют практический интерес к нашей системе образования, т.е. наме-рены обучать в учреждениях образования Республики Беларусь своих граждан, осуществлять выгодные совместные программы и проекта.

Учебные заведения Беларуси готовят специалистов для зарубежных стран с 1961 г. За 45 лет для 102 стран дальнего зарубежья подготовлено свыше 25 тыс. специалистов с высшим, средним специальным и профес-сионально-техническим образованием.

В 2006 г. в учреждениях образования обучается 6,4 тыс. иностранных граждан из 73 стран, в том числе 3,9 тыс. из стран дальнего зарубежья и 2,5 тыс. из стран СНГ. Наиболее многочисленным контингентом представлены КНР (более 1000 человек), Индия (540), Сирия (354), Ливан (281), Иран (191).

Среди вузов в подготовке специалистов для зарубежных стран лиди-руют Минский, Витебский и Гродненский государственные медицинские университеты, БГУ, Белорусский национальный технический универси-тет, Минский государственный лингвистический университет.

В соответствии с межведомственными соглашениями о сотрудничестве в области образования на эквивалентной основе осуществляется обмен студентами по 20 человек с Китайской Народной Республикой, по 5 чело-век с Республикой Польша и Социалистической Республикой Вьетнам. В результате договоренности между посольствами Республики Беларусь и Турецкой Республики ежегодно на летние курсы в Турцию для изуче-ния турецкого языка направляются по 15-20 студентов белорусских вузов, по 10 турецких студентов приезжают в Республику Беларусь для изуче-ния белорусского языка.

Значительная работа проводится по реализации Национальной про-граммы развития экспорта образовательных услуг. К 2010 г. предполага-ется увеличить прием иностранных граждан в учреждения образования на 56%, усовершенствовать учебно-материальную базу учебных заведений, в которых обучаются иностранные студенты, улучшаются бытовые условия.

Министерством образования и Министерством иностранных дел Рес-публики Беларусь утвержден совместный План мероприятий на 2006-2007 гг. по активизации работы по привлечению иностранных граждан на обучение в вузах Республики Беларусь.

Созданы и постоянно обновляются сайты вузов, в том числе на англий-ском языке, осуществляется реклама национальной системы образования путем участия учреждений образования в образовательных выставках и яр-марках за рубежом, распространения буклетов и иных рекламных материалов.

Учреждения образования республики принимают активное участие в 160 международных проектах и программах, что способствует развитию контактов, совершенствованию научно-исследовательской работы, академи-ческой мобильности преподавателей, научных сотрудников и студентов.

Проводится большая организационная работа по упорядочению моло-дежных студенческих обменов. Ежегодно около 3,5 тыс. ученых и 3 тыс. студентов Беларуси участвуют в международной деятельности за рубежом (конференции, семинары, стажировка, обучение и производственная прак-тика, спортивные и культурные мероприятия). Более 2,5 тыс. преподава-телей и студентов из зарубежных стран принимают участие в проводи-мых в Беларуси международных мероприятиях в области образования.

Действует около 800 прямых межвузовских договоров о сотрудни-честве с учебными заведениями, научными учреждениями и центрами зарубежных стран, в рамках которых осуществляется обмен опытом рабо-ты, рекламирование национальной системы образования и привлечение граждан на учебу в белорусские вузы.

Под «Северными странами» понимаются страны, из­вестные в мировой науке под термином «the Nordic states»: Дания, Финляндия, Норвегия, Исландия, Швеция. В россий­ской правовой доктрине данные страны принято называть се­вероевропейскими. Наш научный интерес к данному региону обусловлен тем, что, по оценкам ученых, именно Северные страны наилучшим образом обеспечивают условия развития и возобновления человеческого капитала. Так, Н. М. Антюшина, рассматривая шведскую модель как разновидность севе­роевропейской модели, отмечает, что эта модель «обеспечи­вает развитие «человеческого капитала» при помощи общего и специального образования, медицинского обслуживания, сохранения универсальной системы социального обеспече­ния, которое распространяется на все трудные жизненные ситуации». Северные страны имеют определенные преиму­щества по качеству человеческого капитала, что чрезвычайно важно в экономике наукоемких технологий. Основную роль в этом процессе играет система социальных гарантий и система образования.

В этой связи для России представляет интерес сотрудни­чество с Северными странами в сфере образования с целью развития российской системы образования и человеческого капитала России в целом, т.к. главный ресурс России не нефть и газ, а люди.

Анализ имеющихся договоров в сфере образования пока­зал следующее. Можно выделить три вида межгосударствен­ных соглашений, в которых имеются нормы, регулирующие отношения в сфере образования между договаривающимися государствами:

  1. Об избежании двойного налогообложения.
  2. О сотрудничестве.
  1. О правовой помощи.

Первый вид договора - об избежании двойного налогоо­бложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество - заключен со всеми исследуемыми странами. Указанные соглашения были заключены в период с 1993 г. по 1999 г. (Швеция - 1993 г., Фин­ляндия, Норвегия, Дания - 1996 г., Исландия - 1999 г.). В целом Российской Федерацией заключено 82 договора об избежании двойного налогообложения. Данные договоры имеют отно­шение и к сотрудничеству государств в сфере образования. Во-первых, согласно указанным договорам независимые обра­зовательные и преподавательские услуги облагаются налогом только в государстве, резидентом которого является гражда­нин, оказывающий эти услуги, за исключением случаев, когда лицо, оказывающее услуги, имеет в другом договаривающем­ся государстве постоянную базу, регулярно используемую им для целей осуществления деятельности по оказанию услуг. Во-вторых, не облагаются налогом выплаты на содержание студентов, если эти выплаты поступили из другого договари­вающегося государства, а также не облагаются налогом вы­платы, получаемые студентом за услуги, оказанные в порядке прохождения практики. Указанные нормы позволяют избе­жать двойного налогообложения для лиц, оказывающих обра­зовательные и преподавательские услуги за пределами страны своего гражданства. Также данные договоры позволяют со­хранить социальные гарантии студентам и избежать возложе­ния на них дополнительного налогового бремени. Договоры об избежании двойного налогообложения были заключены еще СССР с Финляндией, Норвегией, Данией и Швецией, со­гласно данным договорам не облагалась налогом стипендия студентов, в настоящее время договоры СССР об избежании двойного налогообложения утратили силу и действуют дого­воры Российской Федерации.

Второй вид договора - о правовой защите и правовой по­мощи по гражданским, семейным и уголовным делам - заклю­чен Российской Федерацией только с Финляндией из числа исследуемых стран. Согласно данному договору документы об образовании предоставляются государствами друг другу без перевода и бесплатно. С другими Северными странами до­говоры о правовой помощи в сфере гражданских и семейных прав на сегодняшний день не заключены. В этой связи следу­ет отметить, что необходимо осуществлять взаимодействие со всеми странами североевропейского региона по заключению договоров о правовой помощи с целью обеспечения субъек­тивных прав граждан. В целом Российской Федерацией заклю­чено 50 договоров о правовой помощи с различными страна­ми.

Два первых вида рассмотренных нами договоров касались непосредственно обеспечения конкретных прав граждан. Тре­тий вид договоров - о сотрудничестве - касается в целом созда­ния благоприятной обстановки для граждан в сфере образова­ния в рамках сотрудничества государств, однако не содержит норм, нацеленных на реализацию какого-либо конкретного права гражданина. Такое соглашение о сотрудничестве в об­ласти культуры, образования и научно-исследовательской деятельности заключено между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики. Со­гласно данному соглашению стороны обязуются «развивать взаимное сотрудничество в области... образования», «сотруд­ничество будет осуществляться между университетами обеих стран, их высшими и другими учебными заведениями». Из вышесказанного следует, что осуществление сотрудничества возможно не только на государственном уровне, но и на уров­не отдельных учебных заведений. Однако контроль за выпол­нением данного соглашения, наблюдение за претворением в жизнь положений соглашения возлагается на смешанную рабочую группу, состоящую из представителей заинтересо­ванных министерств и ведомств. Заключая данное соглашение стороны ставят цель «укреплять и далее развивать дружествен­ные отношения и взаимодействие между своими странами в области культуры, образования и научно-исследовательской деятельности, придавая особое значение непосредственным контактам между людьми, свободному перемещению идей и ознакомлению с достижениями культуры и науки друг друга».

Обобщая анализ указанных двусторонних соглашений в сфере образования между Россией и Северными странами, можно отметить, что наибольшая интеграция наблюдается у России с Финляндией, выраженная в намерении формировать двусторонние связи в качестве партнеров, поддерживая куль­туру, язык и образование друг друга. С другими Северными странами: Данией, Швецией, Норвегией, Исландией на меж­государственном уровне имеются только договоры об избежа­нии двойного налогообложения. Мы полагаем, что есть суще­ственное поле для развития отношений России с Северными странами.

Следует отметить, что интеграция в современных усло­виях проходит скорее путем многосторонних соглашений, к которым присоединяется большое количество государств, не­жели путем двусторонних соглашений. Так, Болонская декла­рация, в которую входит и Россия, дала значительно больше ориентиров в плане формирования единой зоны европейско­го образования и в большей степени повлияла на образова­тельную политику России, чем отдельные двусторонние согла­шения. В настоящее время набирают силу проекты изучения Севера и Арктики, и в этом плане имеется почва для развития отношений России с Северными станами. Мы полагаем, что опыт сотрудничества с Финляндией, а также опыт междуна­родного регионального сотрудничества необходимо распро­странить и на отношения России с Северными странами.

Международное сотрудничество в области образования - реализация (осуществление) прямых связей и совместной деятельности с иностранными и междунарордными учреждениями и организациями в области образования в соответствии с действующим законодательством и национальными интересами страны.

Важную роль в системном расширении международных научно-педагогических контактов российских вузов играет взаимодействие с международными организациями, фондами и программами в области образования и науки. Широкое развитие получило двустороннее и многостороннее научно-педагогическое сотрудничество вузов, в том числе при содействии целевых программ Европейского Союза, при участии национальных организаций и фондов. Существенно возросло число прямых договоров с зарубежными университетами, расположенными во многих странах мира. В 1998-2000 годах Россия ратифицировала количество основополагающие концепции в области образования, принятые под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы. Подписано значительное двусторонних межправительственных договоров о сотрудничестве с высшими школами зарубежных стран. }