Завиток рисование в подготовительной группе комарова рисунки. Конспект занятия для подготовительной группы «Завиток

План – конспект НОД для детей подготовительной группы по изобразительной деятельности (рисование).

Тема: «Завиток».

Цель: Знакомство детей с хохломской росписью, ее характерными особенностями (цвета, фон, материал).

Задачи: Познакомить детей с основными элементами хохломской росписи. Способствовать активизации словаря: центральная линия, завиток. Развивать технику рисования концом кисти. Воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать работы.

Материал и оборудование: Предметы быта, украшенные хохломской росписью; иллюстрации к сказкам, выполненные по мотивам хохломы; баночки с водой; кисточки; салфетки; гуашь.

Методы и приемы:

Орг. Момент

Рассказ воспитателя

Беседа

Показ

Вопросы к детям

Игра

Анализ работ

Художественное слово (стихи)

Словарная работа: хохлома, хохломская роспись, центральная линия, завиток.

Ход НОД:

1. Орг. момент.

Дети входят в группу под музыку, рассматривают изделия, украшенные хохломской росписью.

Воспитатель: Вы обратили внимание, как красиво украшена наша группа? Что ее так украсило?

Дети: Рисунки, красивая посуда.

Воспитатель: Да, мы словно попали на выставку. Какая красивая посуда, какие чудесные иллюстрации к сказкам. Посмотрите внимательно и ответьте, каким одним словом можно назвать эту группу предметов.

Дети: Посуда.

Воспитатель: Чем еще похожи эти предметы?

Дети: Сделаны из дерева, одинаково расписаны.

Воспитатель: Как называется эта роспись?

Дети: Это хохломская роспись.

2. Рассказ воспитателя о хохломском промысле.

Воспитатель: Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О промыслах народных

Пойдет сейчас рассказ.

Дети садятся на хохломские стульчики.

Воспитатель: Это волшебная, сказочная роспись родилась давным-давно в селе, которое называется Хохлома. Отсюда и название ее – хохломская роспись. Жили в этом селе люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод, наслаждаться свежестью воздуха, дыханием весны. Все это и отразилось на предметах, которые находятся перед вами.

Но труден путь изготовления хохломских изделий. Сначала изделия точат из дерева на специальных станках, покрывают его слоем жидкой глины, льняным маслом, алюминиевым порошком, после сушки изделие покрывают лаком и ставят в печь. Здесь лак темнеет и придает изделию золотистый оттенок. Вот почему так часто хохломскую роспись называют золотой.

Хохломская посуда имеет разные названия. Назовите те, которые вам хорошо знакомы.

Дети: Ложка, ваза, стаканчик, солонка.

Воспитатель: Из каких элементов состоит узор?

Дети: Травка, завиток, лист, ягодка, цветок. (Если затрудняются, то назвать и показать.)

Воспитатель: Какие цвета использовали художники в росписи?

Дети: Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель: Какой цвет может использоваться для фона?

(Показать образцы – красный, черный, желтый)

3. Физминутка.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые цветы нарисовали художники на своих изделиях. Давайте изобразим их.

Наши алые цветки распускают лепестки…

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит…

Наши алые цветки закрывают лепестки…

Головой качают, тихо засыпают…

(Воспитатель произносит текст, дети выполняют соответствующие движения.)

4. Знакомство детей с элементом хохломской росписи «Завиток».

Воспитатель: Элементов в росписи много. Сегодня мы познакомимся только с одним – завитком, но сначала вспомним о линии, которая важна для хохломы. Кто может показать мне эту линию? Как она называется?

Дети: Центральная линия.

Воспитатель: Почему эта линия получила такое название?

Дети: Около нее расположены все элементы: травка, листья.

Воспитатель : И завитки живут около этой линии. Вот они какие! Длинные, короткие, расположены с обеих сторон. (Показ) Рисовать их несложно. Одни завитки ленивые, длинные, посмотрите, как их можно нарисовать (показ на доске).

А другие завитки – шалунишки. Они ловкие, шустрые и рисуются по-другому (показ).

Кто хочет нарисовать ленивый завиток?

Кто нарисует шалунишку?

5. Самостоятельная деятельность детей (под музыку).

Воспитатель проводит индивидуальную работу. Помогает детям, которые затрудняются.

6. Игра «Хохломские стулья».

Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем, а наши рисунки пока подсохнут.

Ход игры:

Четыре стульчика стоят в кругу, дети выполняют танцевальные движения под музыку. По окончании музыки занимают стулья (3 – 4 раза).

7. Анализ работ детей.

Воспитатель предлагает детям выбрать самую красивую работу, самую аккуратную работу, работу с интересными завитками.


Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» (выполнено в нетрадиционной технике: восковые карандаши и акварель).

Автор работы: Кокорина Татьяна Николаевна педагог дополнительного образования по ИЗОдеятельности. МБДОУ № 202 Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Описание: данный конспект будет интересен воспитателям старших и подготовительных групп, педагогам дополнительного образования по изодеятельности, а также просто творческим людям.
Цель: расширение знаний о народном промысле хохломская роспись.
Задачи:
- сформировать представление детей о появлении посуды в древнее время;
- рассказать о появлении хохломской росписи;
- учить последовательно выполнять работу в нетрадиционной технике;
- учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки;
- способствовать развитию эстетического вкуса;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, через рисование мелких завитков;
- воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров;
- воспитывать интерес к рисованию, через использование нетрадиционных техник.
Предварительная работа: изучение посуды, народных промыслов на занятиях по окружающему миру.
Методические приёмы: рассказ, беседа-диалог, наглядный материал, практическая работа.
Ход занятия:
Воспитатель - Каждый день мы пользуемся разной посудой: кухонной, столовой, чайной. Эта посуда металлическая, фарфоровая, стеклянная. Есть посуда которой мы пользуемся ежедневно, а есть красивые праздничные сервизы, которые достают лишь по праздникам, чтобы сервировать стол. А знаете ли вы как появилась посуда?
Посуда появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, чтобы, например, зачерпнуть воду или скорлупу орехов. Пытались выдалбливать сосуды из камня и дерева. Морскими раковинами пользовались как ложками, ими было удобно зачёрпывать еду. Постепенно посуда совершенствовалась. Люди научились делать посуду из глины, обжигать её.

И конечно же с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой, поэтому с давних времён на посуду стали наносить разнообразные рисунки. Первые узоры были простыми, их делали тонкими деревянными палочками, это геометрические фигуры, люди, животные.


Итак появилась посуда деревянная, глиняная – керамическая и позже люди научились делать фарфоровую, которой мы пользуемся сейчас.
Деревянная посуда существует и в наше время, но теперь она чаще служит для украшения интерьера. Красивая, яркая стоит она на полочке или в шкафу и радует глаза своим неповторимым узором. Кто ни будь знает из вас как называется эта посуда?
Дети – Хохломская.


Воспитатель – Правильно. Эта деревянная посуда, расписанная растительным орнаментом. Что значит растительный?
Дети – это трава, цветы, ягоды.
Воспитатель – Да, это всевозможные растения: травка и листики, ягоды, цветы с красивыми завитками. Согласно легенде создал эту роспись талантливый мастер – иконописец Андрей Лоскут. Работал он у царя и тот щедро вознаграждал его за труд. Но мастер больше всего любил свободу. Однажды ночью он покинул царский двор и ушел жить в лес. Андрей хотел писать не только иконы. Он мечтал создать что-то простое, нужное и в тоже время красивое, как родная природа вокруг. Так появилась первая деревянная посуда. А так как мастер жил в лесу, то и расписывать её стал цветами, ягодами, листиками, веточками. Слава об удивительном мастере достигла окрестных земель. Многие приезжали к нему, чтобы увидеть эту посуду, кто-то оставался насовсем, желая научиться создавать такие же замечательные изделия. Передал Андрей Лоскут секреты своего мастерства односельчанам, сохранилось его мастерство, по сей день радующее глаза и души людей. А так как всё это было в селе Хохлома, то и роспись стала называться - Хохломская. Роспись эту отличает получение золотого цвета без применения драгоценного металла. Поэтому часто говорят «золотая хохлома».


Сейчас мы с вами распишем наши тарелочки по мотивам хохломской росписи.
Для этого нам понадобятся:
- восковые карандаши жёлтый и красный;
- чёрная акварель;
- широкая кисть №5 или №6.
1.сначала жёлтым восковым карандашом рисуем три листика внизу тарелочки.


2.красным восковым карандашом над жёлтыми листочками рисуем три крупные ягодки-клубнички.


3.между ягодками жёлтым карандашом рисуем листочки-капельки от меньшего к большему.


4.между нижними листиками рисуем завитки


5.добавляем мелкие цветы и завитки наверху.


6. закрашиваем всю тарелочку чёрной акварелью.


Роспись тарелочки по мотивам хохломской росписи готова.

Рисование способствует раскрытию творческих способностей ребёнка, помогает почувствовать красоту, активизирует развитие мелкой моторики, логического и абстрактного мышления, воображения и фантазии, сенсорного восприятия предметного мира. Важно стимулировать природную любознательность и познавательную активность старших дошкольников увлекательными заданиями творческого характера. Тема поможет расширить знания о народно-прикладном искусстве, приобрести умение прорисовки узоров для украшения предметов, используя различные декоративные элементы (полоски, геометрические формы, точки), усовершенствует навыки выбора наиболее гармоничного цветового сочетания.

Задачи, приёмы и особенности декоративного рисования в подготовительной группе

Декоративное рисование - создание абстрактных ритмических узоров и композиций для украшения предметов. Рисование орнаментов оказывает благотворное воздействие на развитие творческих способностей, мелкой моторики, воображения и фантазии, абстрактного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.

Задачи

  • развивать чувство цвета, учить находить интересное и гармоничное сочетание красок;
  • закреплять умение рисовать по образцу, обучать рисованию узоров на основе свободного замысла;
  • совершенствовать технические навыки владения карандашом и кистью:
    • рисовать кончиком и всей поверхностью кисти точки, завитки, волнистые, прямые, закруглённые линии;
    • свободно менять направление движения кисти;
    • уметь регулировать набор краски и смешивать разные цвета для получения нужного оттенка
  • развивать умение составлять декоративный узор с помощью прямых и пересекающихся линий, а также ритмического сочетания точек, мазков, геометрических фигур, растительных узоров, других элементов декоративной росписи;
  • развивать свободное плавное движение руки и зрительный контроль;
  • продолжить знакомство с народным орнаментом, развивать навыки оформления плоских и объёмных форм в стиле традиционной росписи.

Приёмы

  • Линия - прямая, ломаная, волнообразная, закрученная в спираль, может быть разной длины, толщины и ритма и помогает создать основу для узора и прорисовать декоративные элементы.
  • Штриховка цветными карандашами - простой, но выразительный и эффективный способ передачи ритмического образа растительного или геометрического орнамента. Кроме того, рисование штрихом помогает развить мелкую моторику, что очень важно для решения задачи подготовки руки к письму.
  • Растушёвка - помогает добиться разной степени насыщенности цвета в зависимости от степени нажима карандаша. Детям следует пояснить, что прорисовка сетки узора и декоративных элементов требует более сильного нажима, чем закрашивание фона.
  • Точка кончиком кисти, ритмический мазок, примакивание всей поверхностью кистью.

Особенности

Детские работы по декоративному рисованию (фотогалерея)

Сюжетная композиция в стиле дымковской традиции Оформление изделия растительным орнаментом (ветка рябины) Золотая хохлома Роспись декоративными элементами (ягоды, завитки, полоски, точки) Роспись растительным орнаментом (ягоды клубнички, травка, листочки) Огненные краски хохломы (ягоды, завитушки, травка) Рисование завитков и травки на высоком изделии Декоративная роспись растительным орнаментом

Конспект занятия по декоративному рисованию

В подготовительной группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение одного занятия по рисованию в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.

Схема занятия:

  1. Организационная часть (3–5 минут). Практическую часть занятия можно предварить не только чтением сказки, стихотворений или загадок, но и просмотром познавательных картинок, презентаций, фрагмента развивающего фильма или мультфильма. Информационно-ознакомительный этап предполагает пробуждение у детей интереса к заданию, знакомство с элементами росписи для украшения предметов. Необходимо подключить сюрпризные моменты, элементы театральной или дидактической игры, стимулирующие творческую активность, создающие психологически комфортную обстановку.
  2. Практическая часть - воспитатель поясняет суть задания (3–5 минут). Старшим дошкольникам предоставляется больше свободы в процессе рисования, показ образца, подготовленного воспитателем, всё реже используется для срисовывания, чаще для демонстрации новых технических приёмов или его уточнения последовательности выполнения работы. Приёмы, которые уже освоены, не требуют дополнительного показа.
  3. Самостоятельная работа детей (15–20 минут). Воспитатель подсказывает и помогает в случае возникновения затруднений или непонимания у детей во время рисования.
  4. Заключительная часть - анализ и оценка детьми своих работ и рисунков своих товарищей. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и словесно выражать эстетическое восприятие творческих работ (3–5 минут).

Конспект занятия на тему «Синяя гжель» (автор Е. Улимова)

Цель работы : приобщение старших дошкольников к основам декоративно-прикладного искусства
Оборудование:

Предметы декоративно-прикладного искусства (жостовские подносы, палехские шкатулки, филимоновские свистульки, хохломская посуда, матрёшки (семёновские и др.), выставка гжельской посуды и куклы в «гжельских» костюмах (В начале занятия она прикрыта синим и белым шифоном), Разрезные картинки к дидактической игре «Собери картину и угадай роспись», Рисунок гжельской посуды, закрашенный белой краской так, чтобы проступали синие узоры, контурные заготовки гжельской посуды, синяя гуашь, кисти №1 и 2.
1. Организационная часть.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А для этого мы должны улыбнуться друг другу и поздороваться.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, лёгкий ветерок!
Здравствуй, маленький листок!
Мы живём в родном краю.
Всех я вас приветствую! (Дети повторяют движения за воспитателем)
Воспитатель. Народное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. В народе всегда была потребность украшать свой быт, вещи, которые их постоянно окружали. Что же расписывали народные художники? (Дети перечисляют предметы, лежащие на столе)
Все эти красивые и полезные вещи сделали народные мастера своими руками. Они подарили нам и всем людям настоящий праздник. Считают, что все эти вещи не только необходимы в быту, но и украшают нашу жизнь.
Подойдите, пожалуйста, сюда. Здесь лежат детали мозаики.Соберите из кусочков целую картинку и посмотрите, что у вас получится.
Дидактическая игра «Собери картинку и угадай роспись»
Беседа в ходе игры. Что у тебя на картинке? А какая это роспись? Какие элементы городецкой росписи можно увидеть на этом рисунке? Какую посуду расписывали в Городце? Чем отличаются Филимоновские игрушки от всех других? Какие узоры рисовали на филимоновских свистульках? А в каком селе делали такие красивые игрушки? Какие элементы составляют дымковские узоры?
А у меня для вас приготовлена очень красивая картина. Посмотрите, какие на ней волшебные синие гжельские узоры. Ой, что это такое, ничего не пойму?
Кто же это сделал? Все синие узоры закрасил, будто заморозил……
Воспитатель. Ну и дела. Синюю Гжель зима снегом замела. (подходим к столам). И нашу посуду, которую мы вчера расписывали, снежинки засыпали и узоров никаких не видно. Даже нечем пап и мам удивить. Придётся нам заново потрудиться, вернуть узоры на посуду. Может, тогда и Гжель к нам вернётся.
2. Практическая часть.
Я думаю, что сделать вам это будет несложно,ведь вы - настоящие умельцы, мастера своего дела. Сначала давайте вспомним, как называют роспись,элементы которой мы использовали вчера, расписывая посуду? (Гжельская роспись)
Какая краска нам потребуется?
Какими приёмами работы кистью вы пользовались при росписи? (Рисование всей кистью, кончиком кисти, примакивание, мазок)
3. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель. А теперь садитесь поудобнее и приступайте к работе. Не спешите, помните пословицы, которые придумал русский народ о тех, кто спешит. (Поспешишь - людей насмешишь. Наскоро делать - переделывать.)
4. Итоговая часть.
Готовые работы несите на выставку. Анализ работ.

Образцы и описания порядка выполнения работ

Городецкая роспись - русский народный промысел, появившийся в середине XIX века в районе города Городца, отличается лаконичностью форм (цветочные узоры, фигурки коней, птиц, сюжетные сцены), выполняется свободным мазком.

Презентация на тему «Городецкая роспись» (фотогалерея)

Стихотворение, посвящённое искусству городецкой росписи Описание особенностей городецкого промысла Этапы выполнения работы В цветовой гамме преобладают ярко-розовые и ярко-жёлтые цвета декоративные элементы (ромашка, листики, купавка, роза, орнамент в полосе) Расположение деревни Гжель Цветочная роспись Мотивы «конь» и «птица» Сюжетная роспись Этапы прорисовки птицы

Видео: Как рисовать цветок Купавку - замалёвок, теневка и 3 вида разживка

«В мастерской Городца» - рисование основных элементов росписи (ромашка, бутон, роза)

Инструкция:


«Городецкая роспись» - декорирование разделочной доски

Материалы: вырезанные из бумаги заготовки разделочной доски, акварельные и гуашевые краски, средняя и тонкая кисти.

Инструкция:

  1. Простым карандашом нанести эскиз узора на бумажную доску.
  2. Средней кистью закрасить фон заготовки акварельными красками.
  3. Тонкой кистью прорисовать подмалёвок для ромашки.
  4. Аналогичным образом, используя другой цвет, закрасить подмалёвок для бутона.
  5. Гуашью прорисовать тенёвку купавки и ромашки.
  6. «Оживить» прорисовку цветов белой гуашью.
  7. Нарисовать листочки, прорисовать мелкие декоративные элементы (завитки, веточки, ягодки).
  8. Готовые работы.

«Сказочная птица» - городецкая роспись

Материалы: деревянная разделочная доска или тонированная заготовка из бумаги, гуашь, кисти разных размеров.

Инструкция:

  1. В верхней и нижней части заготовки нарисовать цветы.
  2. Лёгкими движениями нанести тонкие изогнутые контурные линии спины, грудки и хвоста. Кисть держать вертикально по отношению к поверхности.
  3. Закрасить туловище и хвост, кончиком тонкой кисти прорисовать клювик и ноги.
  4. Тонкими дугообразными линиями изобразить лапки, тремя точками прорисовать коготки.
  5. В форме листочка нарисовать крыло, остроконечными зубчиками оформить хохолок.
  6. Мазками изобразить оперение.
  7. Узорами из точек, полосок, мазков украсить туловище и крыло.
  8. Края изделия оформить окантовкой.
  9. Детские работы.

«Конь вороной» - традиционная народная городецкая роспись

Этапы прорисовки:


Видео: обучающий фильм «Золотая хохлима»

«Золотая хохлома» - роспись бумажной заготовки в виде чашки травяным узором с фото

Травяной орнамент наносится без создания предварительного карандашного рисунка. Особенности нанесения декоративных элементов:

  • «осочка» - кончиком кисти сверху вниз;
  • «травинки» - прорисовываются плавно с утолщением;
  • «капельки» - приёмом примакивания;
  • «усики» - закрученная в спираль линия;
  • «кустик» - комбинация из симметрично расположенных «осочек».

Дети расписывают заготовки, вырезанные из бумаги.

Выставка детских работ.

«Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» - рисование восковыми мелками и акварелью

Инструкция:

  1. Нарисовать восковым мелком жёлтого цвета внизу тарелочки три листика.
  2. Красным восковым мелком дорисовать ягоды клубники.
  3. Нарисовать листочки-капельки.
  4. Между листочками изобразить завитки.
  5. Добавить мелкие цветочки и завитки в верхней части тарелки.
  6. Тонировать всю тарелку чёрной акварелью.

«Чаша» - поделка из солёного теста

Инструкция:

  1. Тесто аккуратно нанести от центра внутренней части формочки к краям и равномерно распределить по поверхности.
  2. Дождаться высыхания и снять с формочки.
  3. Толстой кистью закрасить жёлтым цветом фон, оставляя полосу по краю неокрашенной.
  4. Кистью среднего размера окрасить кайму по краю чаши в красный цвет.
  5. Тонкой кистью прорисовать завиток, который попеременно закручивается вверх и вниз.
  6. На кончиках завитков дорисовать ягодки клубничек.
  7. Прописать зелёные листики.
  8. Тонкой кистью оформить травный узор - ритмические мазки с небольшим утолщением.
  9. Жёлтым цветом сделать «оживку» в виде прожилок на листиках и точек на ягодках.

«Жостовский букет» - роспись подносов

Материалы: заготовка бумажного подноса из чёрной бумаги, гуашь, кисти.

Этапы работы:

  1. Замолёвок - в центре заготовки нанести силуэты цветов.
  2. Тенёжка - придать цветам объём, прорисовав тени.
  3. Бликовка - белой гуашью прорисовать тонкие линии на цветах и листьях.
  4. Чертёжка - тонкой кистью прорисовать прожилки на листьях и края изображения.
  5. Готовые работы.

Видео: Гжельская роспись

Основные элементы: сеточка, капелька, мазок с тенью, декоративные бордюры.

«Снеговики в технике гжель»

Рисунок строится на смешении белого и синего цветов, это позволяет получить большой диапазон оттенков от насыщенного синего до ослепительно белого. Допускаются контрастные цветовые переходы и плавные, которые получаются благодаря растушёвке.

Дети работают с опорой на образец.

Необходимо нарисовать силуэт снеговика, декорировать его лепестками с тенью, дорисовать посох со спиралевидным концом и завитушками.

«Кувшин в технике гжель» - рисунок в комбинированной технике (акварель и фломастер)

Инструкция:

  1. Обвести простым карандашом картонную заготовку, дорисовать линии основной части кувшина.
  2. Дно и крышку оформить сеточкой, на ручке и носике прорисовать растительный и геометрические узоры.
  3. Нарисовать нижний контур туловища - волнистую линию (клюв, шея, животик).
  4. Добавить идущую от клюва вверх ещё одну линию (голова и шея).
  5. Прорисовать хохолок, клювик и лапки.
  6. Добавить два овала (крылья) и хвостик.
  7. Декорировать крылья сеточкой, прорисовать перья.
  8. Дорисовать цветок над птицей.
  9. Детские работы.

«Гжельский теремок» - рисунок фломастером с последующей размывкой

Инструкция:

  1. Нарисовать линию земли, затем главный прямоугольник, над ним низкий прямоугольник.
  2. Внутри главного прямоугольника дорисовать домик.
  3. Надстроить треугольные и в форме маковок крыши терема.
  4. Нарисовать узор балюстрады, прорисовать горизонтальные линии брёвен, декорировать крышу. Добавить линию пригорка и избушку на ней.
  5. Нарисовать крышу с трубой, деревья и облака.
  6. Размыть рисунок с помощью мокрой кисти.

Детские работы (фотогалерея)

Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами

Декоративное рисование

«Завиток»

(по мотивам хохломской росписи)

(подготовительная группа) Воспитатель: Пермякова В.Н.

Программное содержание.

Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

Материал.

Презентация «Сказ о хохломе»; клип «Хохлома» (группа «Непоседы»); аудиозапись музыки для рисования. Предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы.

Связь с другими образовательными областями.

Знакомство с декоративно-прикладным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью, создание «Музея хохломской росписи».

Ход занятия.

I Организационный момент.

Клип «Хохлома» (группа «Непоседы»).

Здравствуйте ребята я приехала к вам в гости из села Хохлома Нижегородской области. У нас в области есть замечательный музей хохломской росписи там есть много интересных и красивых предметов. Все эти предметы изготовили и расписали наши народные умельцы. Вы бы хотели увидеть их своими глазами. Тогда я вас приглашаю посмотреть фильм «Сказ о хохломе». Присаживайтесь на стульчики.

II Основная часть.

Педагог начинает показывать презентацию «Сказ о хохломе». Дети, вместе с педагогом читают название презентации.

Сказ о хохломе. Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.

Рассказывают, жил в древние времена в городе Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.

Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.

Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? (красивая посуда, яркая, радостная, богатая, красочная!)

Из какого материала изготовлена эта посуда? (Из дерева.)

Все ли предметы быта расписаны в одинаково? Знаете ли вы эту роспись? (Хохломская)

Это – музей хохломской росписи. Сейчас мы пройдемся по залу этого музея. Что же в нем есть?

Рассмотрим внимательно изделия хохломы – подносы. Какие основные цвета использовали хохломские мастера для фона? (Красный, желтый, зеленый, черный).

Каждому цвету придаёт народ свое значение. Красный – огнь, любовь, преданность. Золотой – солнце, свет, тепло. Черный – земля, торжественность. Зеленый – жизнь.

Травный орнамент, или «травка»,

Так характерен для всей хохломы,

Чудесный рисунок волшебной страны!

Элементы травной росписи.

Как вы думаете элементов в росписи мало или много? Конечно много.

“Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

“Кустики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

Криуль Завитки – простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.

Ягодки смородины

Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки), а мы сможем нарисовать их ватной палочкой.

А вот посмотрите – знакомый сюжет.

Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?

Жар- птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему. Вы уже в аппликации делали уже тоже по своему представлению.

Слайд 18-20

Хохлома – искусство современное. Ее роспись можно где угодно, на любых предметах.

Как вы думаете, кто это? (Мастера росписи.)

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Ребята, посмотрите на выставку хохломской посуды, я ни чего не перепутала?

Игра « Убери лишний предмет»

Ребята вы обратили внимания, какой на мне нарядный фартук.

Игра «Найди завиток на моем фартуке».

Молодцы! Вы очень хорошо запомнили элемент хохломской росписи «Завиток»

А вы бы хотели сегодня поработать мастерами хохломской росписи? Я – главный мастер, а вы – мои подмастерья.

Сегодня я хочу научить вас рисовать один из элементов «завиток», который очень важен для хохломы. Какой элемент росписи мы будем учится, рисовать? (завиток). Правильно завиток.

Я хочу напомнить, с чего нужно начинать рисовать.

Набрать гуашь на кончик кисточки и легкими движениями руки, кончиком кисти, рисуем тонкую веточку в одну сторону, в другую сторону.

Вот теперь от веточки рисуем «завиток» с одной стороны, длиннее с другой стороны короче. И так на каждой веточке. Напоминаю, завиток может быть длинным и коротким.

Получается очень красивая роспись. А какими элементами можно еще украсить веточку? (ягодками, листочками, травкой). Кто, из вас хочет дополнить мою веточку. (Ребенок украшает веточку узором по своему желанию).

А теперь, я предлагаю вам самим нарисовать узор хохломы. Но не забудьте: Главный узор росписи - завиток. Расписывать будете досочки. Я привезла для вас заготовки. Предлагаю вам выбрать фон доски красный, желтый, черный. Выбирайте, чем вы будете работать и присаживайтесь.

Подумайте, какие цвета гуаши вы будете использовать в работе. Какой цвет будет ярче выделяться на фоне досочки.

Давайте возьмем в руки сухую кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на доске, как будто вы рисуете легко без нажима веточку в одну сторону, в другую. А от нее завиток. Теперь наберите гуашь на кончик кисточки и начинайте расписывать досочку.

Дети рисуют под музыку.

Какие замечательнее росписи у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом. Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями


Пермякова Вера Николаевна Программное содержание. Учить детей передавать особенности построения рисунка или орнамента на передней и задней обложке книги; красиво подбирать цвета для узора к цвету бумаги, выбранной для обложки; отражать в рисунке и подборе цветов содержание выбранной сказки. Развивать воображение, творчество.

Методика проведения занятия. В начале занятия рассмотреть с детьми различные по оформлению обложки книг сказок, обратить внимание на расположение рисунка, на сочетание цветов.

Предложить каждому ребенку выбрать бумагу для обложки. Спросить у нескольких ребят, что они хотят нарисовать и как это сделают. Указать на возможные различия в последовательности выполнения рисунка (можно начать с оформления рамки или с главного сюжета, предмета).

Материалы. 3–4 книги сказок. Листы бумаги разных цветов (цветная бумага для обложки может быть подготовлена детьми накануне занятия), краски гуашь (6–8 цветов), кисти, палитра.

Беседы о книгах, о том, кто и как их создает (писатели, художники, фотографы). Знакомство с двумя художниками-иллюстраторами книг (по иллюстрациям); орагизация выставки их книг.

Программное содержание. Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль за ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

Методика проведения занятия. Спросить у детей, на каких изделиях народного и современного искусства они видели завитки. Если они не ответят, напомнить о хохломской росписи, показать характерные изделия. Уточнить, как они украшены, напомнить элементы украшения.


«Субботник»

Надя М., подготовительная группа


Предложить детям нарисовать изогнутую веточку-завиток и украсить ее завитками, цветами, ягодами, листочками и т. п. Вызвать ребенка для показа приема рисования основного завитка и боковых веточек-завитков.

Предложить каждому ребенку выбрать бумагу, подумать, краски каких цветов будут хорошо сочетаться с фоном. Напомнить, что нужно рисовать крупно, во весь лист.

Рассмотреть с детьми готовые рисунки, лучшие работы отобрать для украшения групповой комнаты и других помещений детского сада.

Материалы. Бумага формата А4 разных оттенков (на выбор), краски акварель, гуашь белила, палитры, кисти (вместо акварели можно взять цветные восковые мелки или пастель).

Связь с другими образовательными областями. Знакомство с декоративно-прикладным народным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью.

Занятие 80. Рисование «Субботник»

Программное содержание. Учить детей отображать в рисунке труд людей: положение фигур, выполняющих ту или иную работу; орудия труда. Закреплять умение передавать соотношение по величине при изображении взрослых и детей. Совершенствовать умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунок красками, заполнять весь лист изображениями.

Методика проведения занятия. Побеседовать с детьми о субботниках. Предложить создать рисунки на эту тему. Обсудить, что ребята будут рисовать, как расположат фигуры на листе. В ходе занятия поощрять наиболее полное отражение темы в рисунке.

По окончании работы все рисунки рассмотреть, предложить выбрать те, на которых изображены интересные виды труда, фигуры людей в рабочих позах.

Материалы. Бумага формата А4, простой графитный и цветные карандаши, краски, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Труд детей на участке детского сада. Наблюдения за трудом взрослых.

Занятие 81. Лепка по замыслу

Программное содержание. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Воспитывать стремление добиваться лучшего результата, доводить дело до конца. Совершенствовать умение давать развернутую оценку своей работы и работ других детей.

Методика проведения занятия. Предложить детям вылепить по замыслу группу людей (животных). Напомнить о необходимости правильно передавать соотношение фигур по величине, добиваясь сходства вылепленных людей (животных) с реальными.

В конце занятия рассмотреть все работы, предложить детям выбрать наиболее интересные и обосновать выбор.

Материалы.

Вариант занятия. Лепка «Няня с младенцем»

Программное содержание. Учить детей передавать образы народной игрушки в лепке. Закреплять умение соблюдать пропорции частей, использовать ранее освоенные приемы (отдельно лепить колоколообразную юбку и верхнюю часть туловища). Развивать эстетическое восприятие.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми дымковскую няню с младенцем. Уточнить форму, пропорции фигуры; приемы и последовательность лепки фигур куклы, младенца.

В конце занятия все вылепленные фигуры рассмотреть, выбрать самые красивые.

Материалы. Глина, стеки, доски для лепки. Дымковская игрушка – няня с младенцем.

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание различных дымковских кукол, уточнение их образного содержания, формы и пропорций частей.

Занятие 82. Рисование «Разноцветная страна»

Программное содержание. Развивать воображение, творчество. Закреплять и расширять знания о цветах и их оттенках, возможном разнообразии цветового решения изображения. Закреплять умение передавать цвета и оттенки разными способами (регуляция нажима на карандаш, разведение акварельной краски водой (по мере добавления воды в краску цвет становится светлее), добавление белил для высветления цвета при рисовании гуашью).

Методика проведения занятия. Предложить детям создать иллюстрации к книге «Радуга». Уточнить их знания о цветовых эталонах.

Предложить каждому ребенку подумать, на какой цвет радуги он хотел бы выполнить картинку. Если на какой-то цвет не будет желающих, следует мягко уговорить ребят, подсказав возможные изображения. На каждый цвет радуги выполняется своя картинка.

Из созданных рисунков можно собрать книги и подарить детям старшей группы.

Вариант занятия

Предложить детям нарисовать сказочные картинки, выполнив все изображения в одном цвете, но разными оттенками.

Это могут быть «Сказочные ручейки», где ручеек покрыт легким (светлым) оттенком (у каждого ребенка своего цвета), а в нем плавают разные по форме рыбки более темного оттенка, чем вода в ручейке, и водоросли еще более яркого цвета.

Можно предложить нарисовать «Сказочный домик» с прозрачными стенами, в котором живут птички более яркого цвета, чем сам домик. Предложение может быть и таким: создать узоры, используя разные оттенки (теплые и холодные) одного цвета.

В итоге можно устроить выставку детских рисунков, украсить рисунками помещения детского сада, группы.

Материалы. Зависят от темы, выбранной педагогом.

Занятие 83. Рисование «Первомайский праздник в городе (в поселке)»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке впечатления от праздничного города (украшенные дома, салют). Закреплять умение составлять нужные цвета, оттенки на палитре (смешивая краски с белилами), работать всей кистью и ее концом.

Методика проведения занятия. Поговорить с детьми о том, как город украшен во время праздника; напомнить о праздничном салюте. Уточнить представления о том, что дома в городе разные по пропорциям, по-разному украшены. Отметить такие виды украшений, которые могут нарисовать дети: флаги, разноцветные ленты, огни и т. п. Предложить ребятам подумать, как можно нарисовать разлетающиеся огни салюта. Подсказать, что композиция рисунка может быть разной (по горизонтали, по вертикали).

Рассмотреть с детьми все готовые работы, выбрать наиболее интересные.

Материалы. Бумага темного тона (серого, синего) чуть больше формата А4, кисти, краски гуашь.

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения украшенного города, салюта. Рассматривание иллюстраций.

Занятие 84. Лепка «Доктор Айболит и его друзья»

Программное содержание. Закреплять умение детей передавать в лепке образы литературных героев. Воспитывать стремление добиваться выразительного решения образа. Развивать образные представления, воображение.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми доктора Айболита, его друзей.

Предложить каждому ребенку вылепить 1–2 фигуры (по его выбору). В ходе занятия направлять внимание детей на передачу сходства изображения с литературным персонажем, более точное соблюдение пропорций.

Материалы. Пластилин (глина), доски для лепки, подставки.

Занятие 85. Рисование «Цветущий сад»

Программное содержание. Учить детей передавать характерные особенности весенних цветов (форма и строение цветка, величина, место на стебле, цвет). Закреплять умение рисовать простым карандашом и акварелью.

Методика проведения занятия. Рассмотреть и обследовать с детьми натуру – 2–3 цветка (нарциссы, тюльпаны или подснежники) в небольшой керамической вазе простой формы. Предложить определить характерные особенности растений, их положение в вазе, величину и форму вазы; движением рук показать направление стеблей, подумать над композицией рисунка.

Уточнить последовательность рисования: сначала изобразить простым карандашом вазу (основную форму) и обозначить направление стеблей растения, а затем раскрасить рисунок акварелью.

Рассмотреть вместе с детьми все готовые работы.

Материалы. 2–3 цветка (нарциссы, тюльпаны или подснежники) в небольшой керамической вазе простой формы. Простой графитный карандаш, краски акварель, кисти, бумага формата А4.

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание весенних цветов. Беседы о весне.

Занятие 86. Аппликация с натуры «Цветы в вазе»

Программное содержание. Учить передавать в аппликации характерные особенности цветов и листьев: их форму, цвет, величину. Закреплять приемы вырезывания на глаз из бумаги, сложенной вдвое, и т. д.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми натуру – цветы в вазе. Обратить их внимание на то, что цветы очень красивые, у них крупные ярко-желтые лепестки. Уточнить строение цветка, форму сердцевины, лепестков. Предложить вспомнить, как надо вырезывать цветы, вазу. Напомнить о красивом расположении изображения на листе бумаги.

Рассмотреть вместе с детьми все готовые работы, ометить сходство с натурой.

Материалы. Альбомные листы, протонированные светло-желтой или светло-зеленой акварелью, цветная бумага, ножницы, клей. Ваза с цветами.

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание весенних цветов, иллюстраций.

Занятие 87. Лепка с натуры «Черепаха»

Программное содержание. Учить детей лепить животное с натуры, передавая пропорции и характерные особенности формы, частей тела. Закреплять умение применять знакомые приемы лепки (лепка по частям, нанесение рельефа стекой, при лепке одинаковых частей (лапы и др.) сначала вылепить все части, установить их одинаковость, а затем закрепить на изделии).

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми черепаху (животное, игрушка или скульптура), уточнить форму тела, форму и величину отдельных частей, их положение.

Предложить детям рассказать, какими приемами они будут пользоваться при лепке черепахи.

В конце занятия предложить сравнить вылепленные изображения с натурой, отобрать наиболее удачные.

Материалы. Пластилин (глина), доски для лепки. Черепаха (животное, игрушка или скульптура).

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения за животными в уголке природы, уход за ними.

Занятие 88. Рисование «Весна»

Программное содержание. Закреплять умение передавать в рисунке картину природы, характерные признаки весны. Развивать чувство композиции, цвета, эстетическое восприятие. Учить использовать прием размывки, рисовать по сырой бумаге.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми характерные особенности весны, предложить нарисовать разные картины о весне (кому что больше нравится). Показать приемы размывки.

В процессе работы стимулировать детей к использованию приема размывки, рисованию по сырой бумаге, передаче характерных особенностей весны.

При рассматривании готовых работ предложить детям рассказывать о том, какой момент весны изображен, и оценивать, как это сделано.

Предложить отобрать наиболее интересные, выразительные работы и повесить их в группе, в вестибюле детского сада.

Материалы. Листы белой бумаги формата чуть больше А4, краски акварель, гуашь белила, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Беседа о весеннем пейзаже (по репродукциям картин). Наблюдения на прогулках, экскурсиях. Разучивание стихов и песен о весне.

Занятие 89. Аппликация «Белка под елью»

Программное содержание. Учить детей составлять композицию по мотивам сказки. Закреплять умение вырезывать разнообразные предметы, используя знакомые приемы. Развивать воображение, творчество.

Предложить создать аппликацию на эту тему. Спросить, как дети будут вырезывать елку. Уточнить приемы вырезывания. Ребятам, испытывающим затруднения в процессе работы, помочь, показав некоторые приемы на отдельном листе.

Рассмотреть вместе с детьми все готовые работы, отметить наиболее выразительные изображения.

Материалы. Цветная бумага, альбомные листы, ножницы, клей.

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения за белкой в живом уголке, рассматривание иллюстраций.

Занятие 90. Рисование «Круглый год» («Двенадцать месяцев»)

Программное содержание. Закреплять умение отражать в рисунках знания и впечатления о жизни природы, труде, отдыхе людей в каждый месяц года, определяя содержание рисунка по своему желанию. Добиваться передачи характерных особенностей того или иного месяца. Закреплять умение строить композицию рисунка. Развивать творческие способности, воображение, умение передавать в рисунке образы не только из личного опыта, но и ориентируясь на литературный образ, средства выразительности художественного словесного образа.

Методика проведения занятия. Побеседовать с детьми о месяцах года, прочитать соответствующие стихотворения. Отметить характерные особенности каждого месяца.

Предложить ребятам подумать, кто о каком месяце хочет нарисовать картинку. Сказать, что при выполнении замысла нужно все время помнить об особенностях того месяца, о котором рисуешь, и нарисовать так, чтобы было похоже.

Все готовые рисунки рассмотреть вместе с детьми, уточняя у детей, о каком месяце тот или иной рисунок.

Материалы. Белая бумага формата чуть больше А4, краски акварель, гуашь разных цветов, белила, кисти.


«Красивое дерево»

Алеша П., подготовительная группа


Связь с другими образовательными областями. Чтение книг о природе, рассматривание пейзажей (репродукции, фотографии). Наблюдения природы в разные времена года, в разную погоду. Ведение с детьми календаря природы. Беседы о характерных особенностях каждого месяца (применительно к той местности, где находится дошкольное учреждение). Слушание музыкальных произведений о временах года.

Занятие 91. Лепка по замыслу

Программное содержание. Закреплять умение создавать изображение по замыслу, придавая ему характерные черты задуманного образа. Развивать воображение. Воспитывать стремление доводить дело до конца, добиваться лучшего решения.

Методика проведения занятия. Предложить каждому ребенку подумать, что он хочет слепить, и решить, как лучше это сделать, чтобы можно было сразу догадаться, кто что слепил. В процессе занятия направлять внимание детей на более тщательную отделку, передачу характерных особенностей задуманного образа. Помогать советом, напоминанием.

Рассмотреть вместе с детьми все готовые работы, отметить наиболее интересные, выразительные решения.

Материалы. Пластилин (глина), доски для лепки.

Занятие 92. Рисование по замыслу «Родная страна»

Программное содержание. Закреплять умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно продумывать содержание, композицию рисунка, подбирать материал для рисования, доводить задуманное до конца. Совершенствовать умение работать разными материалами. Воспитывать любовь к Родине.

Методика проведения занятия. До занятия поговорить с детьми, о том, как можно в рисунках рассказать о нашей Родине (направляя внимание детей на отражение впечатлений о родном городе, о полях и лесах нашей страны, о труде людей). Предложить каждому ребенку подумать, что он хотел бы нарисовать о нашей Родине, о том, что он видел, что ему больше всего нравится, самостоятельно выбрать для рисунка бумагу подходящего размера и цвета, краски или карандаши (а можно и то и другое). В процессе занятия направлять детей на более полное решение темы.

В конце занятия все рисунки выставить на доске, рассмотреть их с детьми и выбрать наиболее интересные. Незаконченные рисунки предложить завершить в свободное время, а затем все работы вывесить в группе или в зале. Организовать экскурсии по выставке родителей, воспитанников детского сада, сотрудников. Экскурсоводами должны быть сами дети.

Материалы. Бумага разных форматов и цветов, краски акварель, гуашь разных цветов, белила, цветные карандаши, цветные восковые мелки (на выбор).

Связь с другими образовательными областями. Формирование общественных представлений. Знакомство с окружающим, беседы и разговоры с детьми о Родине, чтение книг, просмотр диафильмов, иллюстраций, репродукций.

Алехин А.Д. Когда начинается художник. – М., 1993.

Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М., 1925.

Борев Ю.Б. Эстетика. – М., 1998.

Венгер Л.А., Венгер Н.Б., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.

Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.

Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду. – М., 1962.

Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1977.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – М., 1987.

Доронова Т.Н. Дошкольникам о художниках детской книги. – М., 1991.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

Комарова Т. С. Детское художественное творчество. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. – М., 2005.

Комарова Т.С., Ратанова Т.А., Быховец Г.В. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. – М., 2005.

Комарова Т.С., Зырянова О. Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. – М., 2005.

Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура детям. Интегрированные занятия с детьми 5–7 лет. – М., 2005.

Народные художественные промыслы России. – М., 1983.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М., 1979.

Сакулина Н.П. Сенсорное воспитание в процессе изобразительной деятельности. – М., 1965.

Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М., 1999.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1974.

Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. – М., 1947.

Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М., 1961.

Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961.

Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1974.

Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М., 1992.

Як обс он П. М. Психология художественного восприятия. – М., 1947.

Серия рабочих тетрадей «Искусство – детям» : «Филимоновская игрушка», «Городецкая роспись», «Хохломская роспись», «Дымковская игрушка», «Волшебный пластилин», «Простые узоры и орнаменты», «Узоры Северной Двины», «Сказочная гжель», «Смешные игрушки из пластмассы», «Тайны бумажного листа», «Секреты бумажного листа». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках» : «Животные жарких стран», «Животные средней полосы», «Птицы средней полосы», «Насекомые», «Высоко в горах», «Арктика и Антарктика», «Деревья и листья», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Морские обитатели», «Рептилии и амфибии», «Ягоды садовые», «Ягоды лесные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Собаки – друзья и помощники», «Животные – домашние питомцы». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.