Перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу. Условия, порядок и способы перемещения товаров через таможенную границу физическими лицами

Введение

1 Правовые основы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

1.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

1.2 Перемещение товаров физическими лицами

1.3 Перемещение транспортных средств

1.4 Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях

1.6 Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач

2 Анализ деятельности Оренбургской таможни по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств

2.1 Практика перемещения товаров физическими лицами

2.2 Перемещение транспортных средств через таможенную границу Оренбургской области

2.3 Выявленные правонарушения в области перемещения товаров через таможенную границу Оренбургской области

3 Пути решения проблем, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Товарооборот Приволжского региона по странам за январь 2009 г. (тыс.долл.США)


Введение

Основой деятельности таможенных органов является организация таможенного контроля над перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Это значит, что перемещение должно происходить в соответствии с действующим таможенным законодательством. Соблюдение законодательства является одним из необходимых условий процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

В статье 11 Таможенного Кодекса РФ дается определение этого понятия. Под перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом.

Порядок и основные принципы перемещения товаров и транспортных средств установлены Таможенным Кодексом РФ, а также рядом других нормативно-правовых актов. Важность процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу невозможно переоценить, так как на нем строится система взимания таможенных платежей, институты таможенного оформления и таможенного контроля, позволяющие обеспечить как экономическую, так и государственную безопасность страны.

Актуальность темы исследования прослеживается в вышесказанном, и заключается в том, что процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу является ключевым объектом деятельности таможенных органов, а от состояния институтов таможенного оформления и таможенного контроля напрямую зависит экономическое благосостояние государства и его безопасность.

Таким образом, мы можем сформулировать цель поставленного исследования в следующем виде: дать анализ особенностям перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Оренбургской области. Соответственно, исходя из плана нашей работы, можно выделить задачи исследования, решение которых необходимо для достижения его цели:

1. разобраться в основных принципах перемещения товаров и транспортных средств;

2. изучить порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

3. дать анализ деятельности Оренбургской таможни в области перемещения товаров и транспортных средств;

4. сделать выводы по проведенным мероприятиям Оренбургской таможней, связанным с перемещением товаров и транспортных средств.

При написании данной работы использовались нормативные акты ФТС РФ, статьи из журналов, посвященных таможенному делу, официальная статистическая информация, опубликованная в этих журналах.

Объектом нашего исследования является процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Предметом исследования являются отношения, возникающие в связи с перемещением указанных товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.


1 Правовые основы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

1.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

Товары и транспортные средства перемещаются в соответствии с определенными принципами, установленными таможенным законодательством. Принципы – это основополагающие начала, основные исходные положения.

Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу содержатся в главе 2 ТК РФ, где нормы раскрываются по следующим направлениям: перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, включая перемещение валюты и валютных ценностей (ст.12); соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу (ст.13); таможенное оформление (ст.14); таможенный контроль (ст.14); пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами (ст.15); обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров (ст.16); гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных таможенным законодательством (ст.17) /1/.

Принципы, связанные с правоотношениями в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, гарантируют стабильность норм и процедур в сфере таможенного дела.

Для перемещение товаров (втом числе валюты и валютных ценностей) и транспортных средств через таможенную границу устанавливается основополагающий принцип в таможенном деле, отражающий равноправие всех лиц при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу /2/.

Основания для перемещения, административные процедуры и требования идентичны для всех лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или ТК РФ. Кодекс предусматривает общепринятые в международной практике исключения. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу устанавливается ТК РФ.

Следующий принцип состоит в том, что при перемещении товаров через таможенную границу необходимо соблюдение запретов и ограничений. Статья 13 ТК РФ определяет порядок действий в отношении товаров, запрещенных (ограниченных) к ввозу на таможенную территорию РФ и к вывозу с таможенной территории РФ, а также называет лиц, обязанных этот порядок соблюдать.

Следует отметить, что запреты и ограничения могут устанавливаться в актах как российского права, так и международного права: международных договорах, правилах международных организаций.

Обеспечение соблюдения таможенно-тарифных и нетарифных мер гарантируется посредством установления специальных административных процедур, предписаний, сведенных к основным институтам таможенного дела - таможенному оформлению и таможенному контролю. Им посвящены отдельные разделы ТК РФ /3/.

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ. Статья содержит жесткое предписание, согласно которому все товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю. Может быть предусмотрена лишь возможность освобождения от применения отдельных форм таможенного контроля. Также могут существовать различные технологии и процедуры таможенного оформления (например, декларирование товаров физическими лицами).

Принцип, заложенный в статье 14, можно назвать общепринятым в международной практике. Например, стандартное правило 6.1 Генерального приложения к Киотской конвенции предусматривает, что все товары, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с нее, независимо от того, облагаются ли они таможенными пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю.

Также предписано, что таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ.

Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами – этот принцип регламентируется статьей 15, которая устанавливает ограничение оборотоспособности товаров и транспортных средств до их выпуска. Если ст.14 ТК РФ устанавливает обязательные административные процедуры, гарантирующие возможность обеспечения соблюдения таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, то статья 15 закрепляет юридические запреты на свободное обращение товаров, находящихся под таможенным контролем /2/.

Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров - эта статья перечисляет круг лиц, на которых законом возлагается юридически значимая обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров.

При этом лица разделены на две группы по следующим признакам: перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом и перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом.

Последний принцип - гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом . Следуя общепринятым в зарубежных странах нормам, Кодекс устанавливает базовый принцип таможенного дела, согласно которому таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ /4/.

1.2 Перемещение товаров физическими лицами

Товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаются указанными лицами через таможенную границу в соответствии с положениями гл. 23 (ст. 280-290) ТК.

Он включает главным образом вопросы прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытия их с этой территории.

Прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах. Установлено, что отдельные категории товаров могут прибывать на таможенную территорию Таможенного союза только в местах прибытия, определенных законодательством государств – членов Таможенного союза. Вместе с тем товары могут прибывать и в иные места, не являющиеся местами прибытия, в случаях и порядке, которые определены законодательством государств – членов Таможенного союза.

После пересечения таможенной границы ввезенные товары должны быть доставлены перевозчиком в место прибытия и предъявлены таможенному органу. Не допускается изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации. Таможенный орган обязан представить информацию о местах прибытия товаров, об установленных ограничениях и о времени своей работы.

Со своей стороны, перевозчик, доставивший товары, обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных законом. Информация о товарах может быть представлена таможенному органу предварительно до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза. Перечень документов и сведений, представляемых в таможенный орган, зависит от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. При международной перевозке автомобильным транспортом представляются: документы на транспортное средство международной перевозки, транспортные (перевозочные) документы, имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, а также сведения:

  • – о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;
  • – наименование и адрес перевозчика товаров;
  • – наименование страны отправления и страны назначения товаров;
  • – наименование и адрес отправителя и получателя товаров;
  • – о продавце и покупателе товаров в соответствии с коммерческими документами;
  • – о товарах (наименовании, количестве, весе, маркировке, наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен и др.);
  • – о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.

При международной перевозке водными судами представляются следующие документы:

  • – общая декларация;
  • – декларация о грузе;
  • – декларация о судовых припасах;
  • – декларация о личных вещах экипажа судна;
  • – судовая роль;
  • – список пассажиров;
  • – транспортные (перевозочные) документы;
  • – о регистрации судна и его национальной принадлежности;
  • – наименование и описание судна;
  • – фамилия капитана;
  • – о количестве и составе членов экипажа;
  • – фамилия и адрес судового агента;
  • – о количестве пассажиров на судне (с данными на каждого);
  • – наименование порта отправления и порта захода;
  • – наименование, общее количество и описание товаров, иные данные о них;
  • – наименование порта погрузки и порта выгрузки товаров;
  • – номера коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, на товары, подлежащие выгрузке в данном порту;
  • – наименование портов выгрузки остающихся на борту товаров;
  • – наименование первоначальных портов отправления товаров;
  • – наименование судовых припасов, имеющихся на судне, и указание их количества;
  • – описание размещения товаров на судне;
  • – о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен, лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества;
  • – о наличии (об отсутствии) на борту опасных товаров, включая оружие, боеприпасы.

При международной перевозке воздушным транспортом представляются:

  • – стандартный документ перевозчика, предусмотренный международными договорами в области гражданской авиации (генеральная декларация);
  • – документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость);
  • – документ, содержащий сведения о бортовых припасах; транспортные (перевозочные) документы;
  • – имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
  • – документ, содержащий сведения о перевозимых на борту пассажирах и их багаже (пассажирская ведомость).

Представляются также следующие сведения:

  • – о количестве членов экипажа;
  • – о количестве пассажиров на судне, их фамилии и инициалы, наименование пунктов посадки и высадки;
  • – о количестве бортовых припасов, погружаемых на судно или выгружаемых с него;
  • – о наличии (об отсутствии) на борту товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен, лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы;
  • – указание знаков национальной принадлежности и регистрационных знаков судна;
  • – номер рейса, указание маршрута полета, пункта вылета, пункта прибытия судна;
  • – наименование эксплуатанта судна;
  • – наименование товаров, номер грузовой накладной, количество мест по каждой грузовой накладной;
  • – наименование пунктов погрузки и выгрузки товаров.

При международной перевозке железнодорожным транспортом представляются:

  • – транспортные перевозочные документы;
  • – передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав;
  • – документ, содержащий сведения о припасах;
  • – имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.

Кроме того, представляются сведения:

  • – о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
  • – наименование и адрес отправителя товаров;
  • – наименование и адрес получателя товаров;
  • – наименование станции отправления и станции назначения товаров;
  • – наименование, а также коды товаров, их вес брутто (в килограммах);
  • – идентификационные номера контейнеров.

В местах прибытия товаров могут осуществляться разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров, а также замена транспортного средства, доставившего товары на таможенную территорию Таможенного союза, на другое транспортное средство. В указанных местах допускается совершение таможенных операций, связанных с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Доставка товаров из места прибытия в определенное таможенным органом место осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, если такие товары в месте прибытия не помещены под иную таможенную процедуру или в отношении их не совершены иные таможенные операции.

Кодекс устанавливает, что по прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает у перевозчика в момент пересечения товарами таможенной границы. Они подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, таможенной стоимости, их физической характеристики в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика) и курса валюты, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, в которое подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы (п. 4 ст. 161).

В соответствии с п. 4 ст. 156 ТК ТС закрепленные в Кодексе положения относительно прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не распространяются на товары, перевозимые водными и воздушными судами, пересекающими таможенную территорию Таможенного союза без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории Таможенного союза.

Убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах. Отдельные категории товаров могут убывать с таможенной территории Таможенного союза только в местах убытия, определенных законодательством государств – членов Таможенного союза.

Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах убытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов. Что касается перевозчика, то для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза он обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные Кодексом в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. Их перечень аналогичен приведенному перечню документов и сведений, представляемых перевозчиком при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров (ст. 159 ТК ТС). Кроме того, перевозчиком представляются документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений.

Убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа. Оно оформляется путем проставления на таможенной декларации либо на документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

При вывозе товаров обязательно соблюдение требования ст. 164 ТК ТС, согласно которой они должны быть фактически вывезены с таможенной территории Таможенного союза в том же количестве и состоянии, в котором находились в момент помещения под определенную таможенную процедуру либо на момент прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, если эти товары не покидали места перемещения товаров через таможенную границу. Изменения количества и (или) состояния товаров допускаются вследствие естественного износа или убыли либо изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.

Что касается товаров Таможенного союза, то они могут быть вывезены с таможенной территории Таможенного союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

В случае убытия иностранных товаров с таможенной территории Таможенного союза у перевозчика возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза. Прекращается эта обязанность при фактическом пересечении товарами таможенной границы. Кроме того она прекращается в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 80 ТК ТС. В нем закреплены десять таких случаев, начиная от уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в установленных размерах и заканчивая возникновением обстоятельств, с которыми Кодекс связывает прекращение обязанности по их уплате.

Размеры уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при убытии иностранных товаров установлены п. 4 ст. 166 ТК ТС, в котором практически полностью воспроизводятся приведенные в п. 4 ст. 161 ТК ТС размеры уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза, рассмотренные при характеристике прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимые с этой территории, т.е. перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру. Кодекс содержит перечень таможенных процедур, содержание каждой из них и порядок применения.

Особенности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств физическими лицами Через таможенную границу Российской Федерации могут быть перемещены любые товары, исключение составляют, только запрещенные к перемещению.Основным условием перемещения (ввоза/вывоза) товаров является соблюдение требований, которые установлены в Таможенным кодексе, а также других нормативно-правовых актах принятых и действующих на территории Российской Федерации.

Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории происходит при условии уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, а также соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, которые устанавливаются действующим таможенным законодательством РФ. Таможенное оформление товаров, перемещение которых осуществляется физическими лицами для личных, семейных, домашних, и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, происходит в порядке предусмотренном главой 23 Таможенного кодекса РФ. Физические лица имеют право на ввоз и вывоз товаров за пределы таможенной границы Российской Федерации на равных основаниях. При этом все перемещаемые товары, подлежат таможенному контролю и оформлению. Возможны следующие способы перемещения: -*сопровождаемый багаж; *несопровождаемый багаж; *пересылка в адрес физического лица. Исходя из заявления физического лица, перемещающего товары через границу, таможенным органом определяется предназначение товаров опираясь на его характер, количество, и частоту перемещения.При установлении предназначения товаров должностные лица таможенных органов принимают во внимание следующие факторы: а) характер товаров, где учтена традиционная практика их применения и использования, а также потребительские свойства. Перемещение товаров, не используемых в быту, дает все основания предполагать, что их ввоз (вывоз) осуществляется с целью получения прибыли, в случае если физическое лицо не предоставит доказательства обратного, товары считаются перемещаемыми для коммерческих целей.; б) количество товаров. Товары (однородные, имеющие одно наименование, размер, фасон и т.п.) превышающие потребность лица, и членов его семьи, считаются, перемещаемыми в коммерческих целях; в) частота ввоза/вывоза товаров. Периодическое перемещение одним и тем же лицом товаров, имеющих однородные свойства, рассматривается как перемещение с целью использования в коммерческих целях, если лицом не будет доказано обратное; г) обстоятельства поездки, учитываются: цель поездки, ее продолжительность, страна пребывания (выезда), сумма заработанной валюты и т.д.

В отношении товаров, ввозимых/вывозимых физическими лицами, могут быть использованы следующие порядки взимания таможенных платежей: *в виде совокупного таможенного платежа; *с применением единых ставок таможенных пошлин; *полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов.

Запреты и ограничения экономического характера к таким товарам не применяются. Товары не требуют обязательного подтверждения соответствия. В данном случае применяется упрощенный порядок таможенного оформления.Полное освобождение от уплаты таможенных платежей применяется при одновременном соблюдении следующих условий: *перемещение товаров происходит в сопровождаемом или несопровождаемом багаже; на воздушном транспортом общая стоимость товаров, не превышает 10 000 евро, а общий вес не превышает 50 килограмм включительно; количество товаров, ограниченных для перемещения не превышает установленных норм. Без уплаты таможенных платежей физические лица могут ввозить культурные ценности при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации.

Физические лица, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а также переселяющиеся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства могут ввозить бывшие в употреблении товары (за исключением автомобилей) без уплаты таможенных пошлин, налогов. При условии приобретения товаров, упомянутыми физическими лицами, до въезда на территорию Российской Федерации.

Физические лица могут получать пересылаемые в международных почтовых отправлениях товары без уплаты таможенных пошлин, налогов, если стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 1 000 евро, и весом не более 31 кг.

Перемещение товаров (за исключением транспортных средств) с уплатой таможенных платежей по единым ставкам может быть осуществлено, в случае если ввоз/вывоз товаров осуществляется физическими лицами в сопровождаемом или несопровождаемом багаже в личных, не коммерческих, целях.

Если вышеуказанные нормы превышены, то в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере с 30% в части этого превышения, но не менее 4 евро за 1 килограмм.

На товары перемещаемые в личных, не коммерческих, целях физическими лицами, срок временного непрерывного пребывания в иностранных государствах которых составляет более 6 месяцев, распространяются следующие правила:

в случае если общая стоимость ввозимых ими товаров (за исключением транспортных средств) превышает 10 000 евро, но не более 10 000 евро, в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров.

в отношении транспортных средств (за исключением автомобилей, единые ставки на которые установлены Положением о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов) применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных транспортных средств.

в случае получения физическим лицом в течение одной недели пересылаемых в международных почтовых отправлениях товаров, стоимость которых превышает 10 000 рублей, в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров.

Под совокупным таможенным платежом следует понимать уплату таможенных пошлин, налогов и сборов без разделения на составляющие, в виде общей суммы. Совокупный таможенный платеж применяется в случаях когда:

перемещение товаров осуществляется в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, и их общая стоимость превышает 10 000 евро и/или общий вес превышает 50 килограмм (в части такого превышения);

товары пересылаются в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу РФ (кроме международных почтовых отправлений);

физическое лицо более одного раза в месяц пересекает таможенную границу Российской Федерации;

алкогольные напитки ввозятся в пределах не более 3литров в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летного возраста. Для расчёта совокупного таможенного платежа ставки налогов, пошлин и сбров определяются законодательными актами Российской Федерации, применяемыми при перемещении товаров участниками внешнеэкономической деятельности. Эти ставки определяются в соответствии с кодами товаров по ТН ВЭД России.

* В случае ввоза табачных изделий только одного вида допускается ввоз 200 сигар, 50 сигарилл, 250 граммов табака, в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнеговозраста. Запрещенные товары

Оружие и вооружение всякого рода, военных образцов и боеприпасы к нему.

Взрывчатые вещества, сильнодействующие яды.

Наркотические и психотропные вещества, а также приспособления для их употребления.

Произведения искусства и старины, антиквариат и предметы, представляющие значительную художественную, историческую или культурную ценность.

Произведения печати и носители информации, подрывающие нравственность населения.

Другие предметы, ввоз (вывоз) которых запрещен в соответствии с законодательством РФ.

За нарушение таможенных правил, физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных нарушениях (КоАП РФ).

Перемещение физическими лицами товаров через таможенную границу РФ товаров происходит при условии обязательного их декларирования. Товары могут декларироваться:

Физическим лицом, перемещающим товары (гражданином Российской Федерации, гражданином иностранного государства);

Лицами, действующими на основании доверенности (перевозчиками, таможенными брокерами);

Родителями, опекунами, усыновителями или попечителями, в случае если товар перевозится несовершеннолетним физическим лицом, в возрасте до 16 лет;

Руководителем группы при организованном выезде/въезде группы несовершеннолетних.

Российским законодательством предусмотрено две формы декларирования перемещаемых товаров:

устная форма декларирования - заявление физического лица таможенному органу об отсутствии среди перемещаемых им, через границу Российской Федерации, тех товаров, что подлежат обязательному письменному декларированию;

письменная форма декларирования - заявление физического лица таможенному органу, которое предусмотрено для товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию.

К устной форме декларирования относится также и декларирование перемещаемых товаров в Конклюдентной форме. Данная форма декларирования предусматривает наличие системы "красного" и "зеленого" канала.

Для использования конклюдентной формы декларирования перемещаемых физическими лицами товаров, в пунктах пропуска российским законодательством предусмотрена двухканальная система «красного» и «зеленого» каналов.

«Красный канал». Основным предназначением его является возможность декларирования физическими лицами перемещаемых ими товаров, на которые распространяется действие российского законодательства в части обязательного декларирования товаров в письменной форме. А также письменное декларирование товаров, которые не подпадают под данное ограничение, но по желанию физического лица могут быть задекларированы.

«Зелёный канал». В отличие от красного канала он предусматривает упрощённое декларирование перемещаемых товаров, без заполнения таможенной декларации. Основной момент, на который следует обратить особое внимание при пересечении белой линии на входе в «зеленый канал» - данное действие будет рассматриваться таможенными органами как заявление о том, что перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации товары не подлежат обязательному декларированию в письменной форме, и свидетельствует о факте, имеющем юридическое значение. Декларированию в письменной форме подлежат следующие товары: 1.товары, перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже; 2. пересылаемые в адрес физических лиц для личного, не коммерческого пользования исключением являются товары пересылаемые в международных почтовых отправлениях; 3.ввоз которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в случае превышения ими стоимости и/или количественных ограничений, устанавливаемых для перемещения товаров с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов; 4.товары, на которые распространяется действие законодательства Российской Федерации в части ограничения их перемещения; 5.в отношении которых, согласно законодательству Российской Федерации, предусмотрено обязательное декларирование в письменной форме (например оружие, культурные ценности); 6. транспортные средства. Обязательному письменному декларированию подлежат товары, перемещаемые в ручной клади, сопровождаемом и несопровождаемом багаже:

1. Ввозимые товары, общая стоимость которых превышает 10000 евро и/или общий вес которых превышает 50килограмм 2. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию, наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000евро. 3. При единовременном вывозе из Российской Федерации, наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3000 (три тысячи) долларов США. 4. При единовременном вывозе из Российской Федерации, дорожные чеки в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов США. 5. При единовременном вывозе из Российской Федерации, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, за исключением случаев вывоза из Российской Федерации ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации внешних и (или) внутренних ценных бумаг при представлении таможенной декларации или иного документа, подтверждающего их ввоз или перевод в Российскую Федерацию. 6. Драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы - палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии и виде: *ввозимые временно; *вывозимые (за исключением временно вывозимых ювелирных изделий в том числе и со вставками из драгоценных камней). 7. Драгоценные камни: перемещаемые временно, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальные янтарные образования, бриллианты, перемещаемые природные алмазы. 8. Культурные ценности. 9. Вывозимые государственные награды Российской Федерации. 10.Животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, дериваты, а также полученная из них продукция. 11. Оружие (устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов), основные части огнестрельного оружия (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка), патроны (устройства, предназначенные для выстрела из оружия, объединяющие в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение), составные части патронов (гильзы капсулированные, капсюли, порох). 12.Ввозимые алкогольные напитки в количестве, превышающем 3 литра. 13. Ввозимые табачные изделия не более 200 сигарет или 50 сигар или 250 граммов табака, либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 граммов в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста. 14.Наркотические средства, психотропные вещества их прекурсоры. 15. Сильнодействующие ядовитые вещества. 16.Высокочастотные устройства и радиоэлектронные средства, за исключением оконечного оборудования. 17. Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации. 18.Вывозимые материальные объекты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. 19. Ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии. 20. Радиоактивные изотопы, радиоактивные вещества и изделия на их основе. 21. Вывозимые сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. 22. Ввозимые химикаты, которые могут быть использованы при создании химического оружия. 23. Продукция война. 24. Транспортные средства. 25. Товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже. 26. Товары, пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

Помимо указанных в перечне товаров, физическими лицами могут быть задекларированы и иные товары, перемещаемые ими через таможенную границу Российской федерации. Таковыми могут быть, временно ввозимые/вывозимые с последующим их вывозом/ввозом, товары, общая стоимость которых не превышает установленного максимума (10000 евро) и/или общий вес которых не более 50 килограмм.

В случае если таможенная декларация на указанные товары физическим лицом не была подана, должностное лицо таможенного органа рассматривает это как заявление об отсутствии товаров подлежащих обязательному декларированию в письменной форме. Присутствие среди перемещаемых товаров тех, что подлежат контролю иных государственных органов, допускается лишь при наличии разрешительных документов выданных соответствующим органом. За нарушение таможенных правил, физические лица несут ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации.

Письменное декларирование товаров, перемещение которых осуществляется в сопровождаемом багаже

При письменном декларировании товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже, заполняется пассажирская таможенная декларация по форме ТД-6, с обязательным указанием таможенной стоимости товара. Данная декларация подается одновременно с представлением товаров. Одновременно с ТД-6, в зависимости от обстоятельств поездки, представляются документы для подтверждения заявленных сведений:

В случае если декларирование товаров происходит в устной форме документы могут быть представлены по требованию должностного лица таможенного органа.В таможенный орган в пункте пропуска подаётся 2 экземпляра, заполненной на русском или английском языках, декларации. Отметка о разрешении или отказе в перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации ставится в поле «Для служебных отметок» на обоих экземплярах ТД-6 и заверяется оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица. Один экземпляр возвращается физическому лицу, второй остаётся для хранения в делах таможенного органа.

Письменное декларирование товаров, перемещение которых осуществляется в несопровождаемом багаже:

Декларирование товаров перемещаемых в несопровождаемом багаже, а также пересылаемых в адрес физического лица, происходит путём подачи Заявления, которое содержит сведения: о лице, перемещающем товары, наименованиях перемещаемых товаров, их предназначении, количестве и стоимости, а также сведения о товаросопроводительном документе. В случае необходимости подтверждения заявленных в декларации сведений одновременно с Заявлением предоставляется:

экземпляр пассажирской таможенной декларации ТД-6 на ввозимые товары с отметкой таможенного органа о выпуске;

документ, удостоверяющий личность (паспорт, загранпаспорт, свидетельство о рождении для несовершеннолетних и т.п.);

документ, подтверждающий усыновление, опекунство, попечительство несовершеннолетнего (если товар декларируется этим лицом от имени несовершеннолетнего);

документы, подтверждающие приобретение и стоимость декларируемых товаров (счета, чеки и т.п.);

транспортные (перевозочные) документы (накладные, багажные квитанции и т.п.);

документы, подтверждающие право на льготы (в т.ч. для временного ввоза, беженцы, переселяющиеся на ПМЖ и т.п.);

документы, подтверждающие соблюдение нетарифных ограничений (лицензии, разрешения и проч.);

иные документы, в том числе подтверждающие их предназначение для личных нужд (в случае такой необходимости);

Заявление подается в 15-дневный срок со дня представления товаров таможенному органу по месту проживания или регистрации лица.

1) Критерии отнесения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ТС

Отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через тамо­женную границу Таможенного союза, к товарам для личного пользова­ния осуществляется таможенным органом Таможенного союза с приме­нением системы управления рисками исходя из следующих критериев:

1) заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной де­кларации) в случаях, установленных Соглашением от 18.06.2010 г.;

2) характера товаров. Учитываются потребительские свойства то­варов, традиционная практика их применения и использования. Ввоз или вывоз товаров, обычно не используемых в быту, дает основание полагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей, если лицо, перемещающее товары, не докажет обратное;

3) количества товаров. Однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т. п.) в количестве, превышающем потреб­ность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, ввозятся (вывозятся) с коммерческими целями;

4) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы;

5) частоты перемещения физическим лицом товаров через таможенную границу. Периодический ввоз или вывоз однородных товаров одним и тем же лицом, хотя бы и в небольших количествах, может рассматри­ваться как то, что товары ввозятся/вывозятся для использования в ком­мерческих целях, если лицо не докажет обратное.

Независимо от вышеперечисленных критериев не будут относиться к товарам для личного пользования товары, перечисленные в прило­жении 1 к Соглашению от 18.06.2010 г. (табл. 1).

Физические лица, согласно ст. 353 ТК ТС, могут перемещать товары для личного пользования через таможенную границу в сопровождаемом (в том числе в ручной клади, т. е. при себе) или несопровождаемом багаже, в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международ­ных почтовых отправлениях).

2) Таможенные операции, совершаемые в отношении товаров для личного пользования

Таможенные операции в отношении товаров для личного пользова­ния, перемещаемых через таможенную границу, совершаются:

В порядке, определяемом ТК ТС и (или) международным дого­вором государств - членов Таможенного союза (п. 1 ст. 354 ТК ТС);

В зависимости от способов перемещения в местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории либо в таможенном органе государства - члена Та­моженного союза, на территории которого постоянно (или вре­менно) проживает физическое лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта таких товаров (п. 2 ст. 354 ТК ТС).

При перемещении товаров для личного пользования физически­ми лицами на автомобильных транспортных средствах для личного пользования или в поезде таможенные органы предоставляют этим лицам возможность совершать таможенные операции, не покидая та­кие транспортные средства, за исключением случаев, когда это необ­ходимо для соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза (п. 3 ст. 354 ТК ТС).

Товары для личного пользования при перемещении через таможен­ную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст. 355 ТК ТС и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС. Порядок со­вершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством Таможенного союза (п. 4 ст. 354 ТК ТС).

По желанию лица, перемещающего товары для личного пользова­ния, в отношении таких товаров могут быть совершены таможенные операции, связанные с их размещением на временное хранение, поме­щением под таможенные процедуры в соответствии с ТК ТС, а также вывозом с таможенной территории Таможенного союза, если они не покидали место прибытия (п. 4 ст. 354 ТК ТС).

3) Таможенное декларирование и таможенный контроль в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ТС

Таможенное декларирование товаров для личного пользования про­изводится в письменной форме с применением пассажирской тамо­женной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решени­ем Комиссии Таможенного союза (п. 3 ст. 355 ТК ТС). С 01.01.2011 г. используется пассажирская таможенная декларация (ПТД ТС) в соот­ветствии со ст. 180, 355 ТК ТС и Решением Комиссии Таможенного союз от 18.06.2010 г. № 287 «Об утверждении формы пассажирской та­моженной декларации и порядка заполнения пассажирской таможен­ной декларации».

Согласно п. 2 ст. 355 ТК ТС, таможенному декларированию в пись­менной форме подлежат:

Товары для личного пользования, перемещаемые в несопрово­ждаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физи­ческого лица;

Товары для личного пользования, перемещаемые любым спосо­бом, в отношении которых применяются запреты и ограниче­ния, кроме мер нетарифного и технического регулирования;

Товары для личного пользования, перемещаемые любым спосо­бом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) коли­чество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установлен­ные международным договором государств - членов Таможен­ного союза;

транспортные средства для личного пользования, перемещае­мые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввози­мых на такую территорию;

валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установ­ленных законодательством и (или) международным договором государств - членов Таможенного союза;

Культурные ценности;

Товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несо­провождаемый багаж;

Иные товары, определенные таможенным законодательством Та­моженного союза.

В соответствии со ст. 356 ТК ТС, подача пассажирской таможен­ной декларации должна сопровождаться представлением таможенно­му органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. К таким документам относятся:

1) документы, удостоверяющие личность (в том числе несовершен­нолетнего лица);

2) документы, подтверждающие усыновление, опекунство или по­печительство несовершеннолетнего лица;

3) документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования;

4) транспортные (перевозочные) документы;

5) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможен­ных платежей, в том числе подтверждающие временный ввоз (вывоз) физическим лицом товаров для личного пользования, а также под­тверждающие признание физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств - членов ТС;

6) документы, подтверждающие соблюдение ограничений, кроме мер нетарифного и технического регулирования;

7) документы, содержащие сведения, позволяющие идентифициро­вать транспортное средство для личного пользования;

8) документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством личного пользования;

9) другие документы и сведения, представление которых предусмо­трено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

10) экземпляр оформленной таможенным органом пассажирской таможенной декларации, выданной физическому лицу при его следо­вании через таможенную границу (представляется при таможенном де­кларировании товаров для личного пользования, перемещаемых в не­сопровождаемом багаже).

В местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования может применяться система двойно­го коридора (п. 1 ст. 357 ТК ТС).

Применение системы двойного коридора предусматривает самостоя­тельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную гра­ницу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора («зеленого» или «красного») для совершения таможенных операций (п. 2 ст. 357 ТК ТС).

В местах совершения таможенных операций таможенным органом государства - члена Таможенного союза должна быть обеспечена воз­можность ознакомления физических лиц с информацией, необходи­мой для таможенного декларирования товаров для личного пользо­вания и их представления таможенному органу для выпуска. Такая информация должна содержать основные положения таможенного законодательства, определяющие порядок и условия перемещения фи­зическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза, включая таможенное декларирование то­варов, а также предупреждение об ответственности за нарушение тамо­женного законодательства.

По желанию лица, перемещающего товары для личного пользова­ния, в отношении таких товаров могут быть совершены таможенные операции, связанные с их:

1) размещением на временное хранение;

2) помещением под таможенные процедуры в соответствии с ТК ТС;

3) вывозом с таможенной территории Таможенного союза, если они не покидали места прибытия.

Таможенные льготы - это установленные нормативно-правовыми ак­тами преимущества, связанные с исчислением таможенных платежей, таможенным контролем, посредством которых происходит упрощение процесса перемещения товаров через таможенную границу в целях реа­лизации отдельных направлений таможенной политики государства.

В процессе перемещения товаров через таможенную границу участ­ники таможенно-правовых отношений имеют возможность сократить свои финансовые, временные издержки посредством использования та­моженных льгот. В отношении физических лиц, перемещающих товары для личного пользования в пределах установленных количественных и стоимостных ограничений, льготы применяются на постоянной основе.

Таможенное законодательство Таможенного союза и законодатель­ство Российской Федерации о таможенном деле содержат ряд поло­жений о предоставлении таможенных льгот следующим категориям физических лиц:

1) дипломатическим работникам и работникам административ­но-технического персонала, направленным на работу в дип­ломатические представительства или консульские учреждения государства - члена Таможенного союза, а также совместно проживающим с ними членам семей;

2) физическим лицам, направленным на работу в иностранное го­сударство государственными органами (федеральными органа­ми государственной власти);

3) физическим лицам государства - члена Таможенного союза, временно проживавшим за границей;

4) физическим лицам государств - членов Таможенного союза при получении наследства за пределами таможенной террито­рии Таможенного союза;

5) беженцам;

6) вынужденным переселенцам;

7) физическим лицам, прибывающим (переселяющимся) в госу­дарства - члены Таможенного союза на постоянное место жи­тельства (далее - ПМЖ).

Соответствующий статус физического лица должен быть докумен­тально подтвержден на день принятия таможенной декларации тамо­женным органом. При отсутствии таких документов соответствующие льготы по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляются, так как, согласно п. 1 ст. 77 ТК ТС, для целей исчисления таможенных по­шлин, налогов в отношении товаров, ввозимых физическими лицами, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Представление в последующем до­кументов, подтверждающих статус физического лица, не является осно­ванием для возврата ранее уплаченных таможенных пошлин, налогов.

Как россияне, так и граждане других стран обязательно должны придерживаться определенных правил при пересечении государственной границы Российской Федерации. Их содержание направлено на регулирование не только порядка перемещения физических лиц через линию разграничения, но также и товаров, которые они провозят. Рассмотрим далее основные требования, которые выдвигаются к такому типу перемещения.

Законодательное регулирование

Все процессы, связанные с перемещением через таможенную границу как людей, так и товаров, регулируются некоторыми внутригосударственными нормативными актами, которые действуют на территории РФ, а также международными документами, подписанными с граничащими по соседству странами.

В настоящее время внутригосударственное регулирование перемещения через российскую границу происходит на основании положений, представленных Таможенным кодексом РФ. В тексте данного документа указан не только порядок перемещения, но еще и особенности осуществления таковых действий. Более того, данный нормативный документ предписывает полный перечень товаров, которые категорически запрещено провозить через линию разграничения. Также данный акт в полной мере регулирует определенные меры ответственности за совершенные нарушения в сфере пересечения таможенной границы, а также порядок привлечения к ней.

Что касается международных актов, имеющих такой характер, то среди них наиболее обширным по своему содержанию является Таможенный кодекс, заключенный между странами-членами Евразийского экономического союза, в состав которого входит и Российская Федерация. Также таможенные отношения между странами, входящими в рассматриваемое объединение, в определенных моментах регулируются нормами договора "О порядке перемещения через границу наличных средств".

Понятие перемещения товаров

Законодатель дает четкое определение понятия "перемещение товаров". В одном из положений Таможенного кодекса говорится, что данное действие подразумевает под собой совершение некоторых деяний по ввозу или вывозу через границу РФ определенных продуктов. Следует отметить, что указанные действия могут быть осуществлены не только с использованием путей транспортного сообщения - законодатель включает в данное понятие товары и объекты, перемещенные путем почтовых пересылок или с использованием трубопроводного транспорта, линий электропередач и т. п.

Что касается перемещения через границу физических лиц, то данное понятие представляет собой совершение действий, представленных в виде фактического пересечения лицом границы государства. Как отмечено в законодательстве, сделать это можно как пешим путем, так и в рамках использования разных видов транспорта, в том числе наземного, воздушного и водного.

Любое перемещение товаров и отдельных физических лиц должно совершаться исключительно в рамках правил пересечения таможенной границы Таможенного Союза и РФ.

Кто такой декларант

Рассматривая особенности порядка перемещения через таможенную границу, следует обратить свое внимание на понятие "декларант", которое то и дело встречается в содержании Таможенного кодекса. Под ним подразумевается лицо, которое занимается непосредственным процессом декларирования тех товаров, что ввозятся на территорию РФ, а также то, от имени которого оно производится, если его совершение производит назначенный в законном порядке представитель.

В том случае, если товар перевозится в сопровождающем багаже, в качестве декларанта может выступать не только россиянин, но и иностранец. Даже если это лицо еще не достигло 16-летнего возраста, то в документации в качестве декларанта будет выступать любой из сопровождающих его родителей. В том случае, если сопровождающих лиц нет, то несовершеннолетнему разрешается перевоз только тех товаров и сумм, которые не подлежат обязательному декларированию.

Обязанности декларанта

В процессе перемещения через таможенную границу товаров, денег, транспортных средств, а также прочих ценностей, лицо, выступающее в качестве декларанта, обязано совершить ряд действий, предписанных нормативными актами, регулирующими вопросы в данной сфере.

Следует отметить, что основная его обязанность заключается в непосредственном декларировании товаров, которые, по первому требованию сотрудника таможенной службы, должны быть предъявлены ему в полном перевозимом объеме. Также в число основных обязанностей входит уплата пошлин и сборов, которые предусматриваются законодательством по каждой группе товаров. В результате данного действия сотрудник пограничной службы обязан предоставить документы, подтверждающие факт его совершения. В некоторых случаях лицо имеет право на определенные льготы при уплате налогов и сборов, взимаемых при оформлении товаров, перевозимых через таможенную границу РФ. В данной ситуации им следует предоставить документы, подтверждающие данную возможность.

Декларант обязан предоставлять исключительно правдивые данные относительно перевозимой продукции. Более того, лицо должно следить за достоверностью данных, указанных в содержании декларации и полностью отвечать за их правдивость. В том случае, если процедура декларирования производится в устной форме, то документальное подтверждение указанных сведений может быть предоставлено по требованию уполномоченного лица.

В любых ситуациях декларанты обязаны оказывать максимальное содействие работе представителей таможенных органов, связанной с оформлением товаров.

О декларировании

Декларированием именуется определенный процесс, выраженный предоставлением сотруднику таможенной службы определенных сведений относительно провозимых объектов, об их режиме, которые нужны для проведения таможенных операций. Данные сведения могут быть предоставлены как в письменной, так и в устной или в электронной форме.

Декларирование товаров в устной форме допускается исключительно в отношении объектов, не относящихся к числу тех, которые на основании законодательства должны быть упомянуты исключительно в письменном виде. Устное декларирование предусматривает словесное сообщение сотруднику таможенных органов информации относительно отсутствия в багаже запрещенных предметов, а также тех объектов, которые подлежат обязательному декларированию в письменной форме.

Декларирование в конклюдентной форме подразумевает совершение определенных действий, которые подтверждают отсутствие в багаже декларанта таких товаров и объектов, которые подлежат обязательному письменному упоминанию. Для такого типа сообщения на пунктах пропуска РФ сооружены два специальных коридора - "красный" и "зеленый". Первый из них предназначен для перемещения товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, а второй - устному. Так, перемещение лица через "зеленый" коридор означает то, что у него нет объектов, подлежащих письменному декларированию.

Что касается письменного оформления перемещения товаров, то оно осуществляется путем составления декларации, подаваемой сотрудникам таможенных органов в двух экземплярах. Все записи в бланках должны осуществляться исключительно декларантом или его представителем, осуществляющим непосредственное перемещение товаров, четким и разборчивым почерком. Таможенная декларация может быть заполнена как на русском, так и на английском языке.

Перечень товаров, в отношении которых обязательно составление письменной декларации

Законодателем установлен определенный перечень товаров, перемещение которых через таможенную границу ЕАЭС обязательно должно сопровождаться предъявлением декларации в письменном виде. К числу таковых относятся личные вещи, общая стоимость которых превышает 65000 рублей, а также весом более 35 кг. Данное действие также является обязательным в том случае, если производится вывоз суммы более 10000 долларов (в любой валюте, эквивалентной указанной) за пределы РФ. Что касается средств, перевозимых на пластиковых картах, то вне зависимости от суммы на счете они не включаются в декларацию.

Декларированию также подлежат внутренние ценные бумаги, в том числе и те, которые ранее были ввезены на территорию государства в законном порядке. То же самое касается и разных видов драгоценных металлов, причем независимо от того, ввозятся они или вывозятся. К числу драгоценных металлов законодатель относит золото, платину, серебро, палладий, а также осмий, рутений и иридий. То же самое касается и драгоценных камней, причем данные требования распространяются даже в том случае, если объекты ввозятся временно.

Обязательному декларированию в письменной форме подлежат культурные, исторические и художественные ценности, которые связаны с определенными событиями народов, техникой, а также наукой. Сюда же законодатель относит предметы декоративно-прикладного искусства, а также старинные ордена, монеты и редкие коллекции фауны и флоры.

Без письменного декларирования запрещается провоз алкогольных напитков, объем которых составляет более 2 литров, табачных изделий, в которых содержится более 250 г табака. То же самое касается ядовитых и сильнодействующих веществ, а также наркотических средств, прекурсоров и психотропных веществ.

Рассматриваемое требование также касается транспортных средств, объектов, которые могут содержать в себе сведения, составляющие государственную тайну, и продукции военного назначения.

Таможенное оформление товаров

Следует отметить, что перемещение товаров через таможенную границу Таможенного Союза должно быть произведено исключительно в рамках порядка, установленного законодательством. Так, в случае следования ей, любое лицо, которое имеет намерение, представленное в виде провоза товаров через российскую границу, непременно должно зарегистрировать его в установленном порядке.

Оформление товара должно быть произведено в строгом соответствии с Таможенным кодексом. Все требования, которые предъявляются сотрудниками пограничной службы, должны быть строго обоснованными и ограниченными только теми предписаниями, которые предусматриваются законодательством, действующим в стране в настоящее время.

Рассматриваемые операции применяются в отношении всех перемещаемых через таможенную границу товаров, независимо от того, какая страна является их отправителем, какое они имеют происхождение, а также назначение.

Процедура оформления начинается в момент совершения ввоза продукции, с предоставления соответствующей декларации, заполненной в установленном порядке. Намерение произвести оформление лицо может выразить как письменно, так и устно.

Для совершения некоторых операций по ввозу товаров необходимо наличие соответствующего разрешения, выданного таможенным органом. В том случае, если предоставление такового необходимо, оно должно быть выдано в момент предоставления декларации, заполненной в соответствии с установленными требованиями и после того, как должностное лицо убедится в том, что в отношении ввозимого товара выполнены все установленные требования.

Процедура оформления товаров должна производиться только в местах расположения таможенных органов и лишь по мотивированному запросу декларанта.

Документы, необходимые для перемещения товаров через границу

Полный перечень тех документов, которые потребуют сотрудники пограничной службы для совершения таможенного оформления, является публичным. С ним может ознакомиться любой желающий, посетив официальный портал таможенной службы РФ, а также изучив положения, представленные в содержании рассматриваемого кодекса.

К числу необходимых документов, в первую очередь, относятся те, которые удостоверяют личность лица, ввозящего продукцию. Также с ними надо предоставить паспорт сделки, спецификацию, переведенную на русский язык, проформу, инвойс, упаковочный лист, а также прайс-лист производителя. Кроме всего этого, сотрудники таможенной службы непременно заинтересуются сертификатами, подтверждающими законность происхождения товаров, а также письменное подтверждение факта оплаты данного товара покупателем. В число обязательных документов также входят платежные поручения, подробное описание ввозимого товара, экспортная декларация и сертификаты страхования, в которых прописывается не только страховая сумма товаров, но еще и дополнительно 10 % от нее.

Следует отметить, что все документы, оригиналы которых представлены на иностранном языке, обязательно должны быть переведены на русский. Они могут быть представлены как в оригинале, так и в виде копий, заверенных нотариусом. Более того, законодатель допускает их предоставление в электронном виде.

Перемещение валюты и ценных бумаг

Рассматривая особенности перемещения товаров через таможенную границу Таможенного Союза, непременно следует обратить внимание на особенности перевозки ценных бумаг и валюты.

Законодатель допускает как ввоз, так и вывоз рассматриваемых объектов через границу РФ, однако в отношении данного вида перемещаемых объектов действует правило обязательного декларирования средств, превышающих сумму, эквивалентную 10000 долларам США. При перемещении материальных средств через таможенную границу Таможенного Союза обязательно проводится перерасчет общей суммы денег по отношению к доллару. Что касается перерасчета иностранной валюты, то этот процесс осуществляется в соответствии с курсом, установленным Центральным банком на момент перевоза ценностей.

Ввоз легковых автомобилей

В настоящее время многих лиц интересуют особенности перемещения через таможенную границу транспортных средств. Следует отметить, что законодатель допускает осуществление такого действия на временной основе, при условии, что автомобиль будет находиться на территории РФ на правах временной регистрации в течение периода, не превышающего 6 месяцев.

В соответствии с принятыми правилами перемещения транспортных средств через таможенную границу, ввоз легкового автомобиля возможен только в том случае, если лицо уплатило все пошлины и взносы, полагающиеся за это. От уплаты дополнительных сумм могут быть освобождены граждане иностранных государств, которые провозят собственное транспортное средство на период, не превышающий тот, в течение которого запланировано его пребывание на территории России. В том случае, если обратное перемещение транспортного средства через таможенную границу было произведено позднее заявленного периода, то в этом случае иностранцу придется уплатить все ранее отмененные сборы в установленных размерах.