Смотреть что такое "Крупный бизнес" в других словарях. Виды предпринимательства, зависящие от размеров Что такое большой бизнес определение

Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющие установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (в организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Субъектами малого предпринимательства являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малое предприятие имеет ряд особенностей:

· - работники составляют небольшую команду, объединенную общими целями;

· - в работе используется взаимозаменяемость и взаимопомощь;

· - высокая интенсивность деятельности работников, что обусловлено обостренным чувством личной ответственности;

· - нововведения руководителя быстро реализуются.

К преимуществам деятельности малых предприятий относятся:

· - возможность для многих граждан стать соучредителями (по причине небольших первоначальных вложений в основной и оборотный капитал);

· - возможность использования местных сырьевых ресурсов и отходов производства;

· - создание новых рабочих мест;

· - небольшой аппарат управления по сравнению с крупными предприятиями и, как следствие, более низкие накладные расходы;

· - возрождение подсобных производств и народных ремесел;

· - содействие экономическому и социальному развитию малых городов и небольших населенных пунктов.

Кроме того, участие в малом бизнесе позволяет раскрыть творческий потенциал, реализовать активность и трудоспособность миллионов граждан, наполнить рынок нужными товарами и услугами.

Средний бизнес. В России до сих пор не существует четкого определения понятию «средний бизнес», то есть не выделяют его, как самостоятельную единицу экономических отношений. В основном понятие среднего бизнеса идет «рука об руку» с понятиями малый и крупный бизнес и остается на заднем плане, как «нагрузка» к предприятиям этих категорий.

Полностью отсутствуют признаки, по которым предприятие можно отнести к объекту среднего бизнеса, а также, чем конкретно средний бизнес отличается от малого и крупного. Это выглядит, как минимум нелепо, так как даже если предположить, что валовое производство товаров и услуг страны компаниями крупного бизнеса составляет 50%, а малого – 15%, то на валовое производство предприятиями среднего бизнеса приходится 1/3 часть всех товаров и услуг, а это совсем не мало. На самом деле, в России и сейчас нет четкого разграничения понятий среднего и малого бизнеса.

Компании среднего бизнеса являются как бы негласным посредником между предприятиями крупного и малого бизнеса. До сих пор, в отличие от предприятий малого бизнеса, компании крупного и среднего бизнеса не обладают правовым статусом. Средний бизнес находится посредине между крупным и малым, и является их промежуточной прослойкой.

Предприятия среднего бизнеса выступают «связными» крупных и малых предприятий, и государства и малых предприятий.

Существует такое понятие, как сетевая экономика. Именно предприятия среднего бизнеса взяли на себя решение основных задач крупного и малого бизнеса, так как у этих двух категорий компаний нет возможности сотрудничать напрямую. Это происходит из-за того, что малый бизнес обладает неустойчивостью на рынке, обладает деятельностью с высокой степенью риска и маленькими размерами фирм.

Компании среднего бизнеса помогают регулировать организационные, правовые вопросы, возникающие между фирмами крупного и малого бизнеса. То есть средний бизнес формирует разные по оформлению и форме связи с малым и крупным бизнесом.

Сетевая экономика имеет структуру, которая состоит из трех ярусов: верхний ярус – представители крупного бизнеса, нижний – малого, а промежуточный ярус занимают предприятия среднего бизнеса, которые и формируют экономическую сеть.

Критерии среднего бизнеса

Можно все-таки попытаться выделить основные критерии, по которым возможно определить представителей среднего бизнеса:

Количество сотрудников, которые работают на предприятии. Хотя в данной категории есть свои особенности – все зависит от отрасли производства. Например, издательское предприятие может считаться средним, если количество работников насчитывает 15-20 человек, а автозавод – если на нем работают 10-40 тысяч работников.

Оборот предприятия, хотя и в этом случае все зависит от того, чем оно занимается. В настоящее время предприятием среднего бизнеса в России считается такое, которое в год имеет оборот 12-50 млн. долларов в год.

Часть рынка, которое занимает предприятие. Средними можно назвать те компании, доля рынка которых составляет 1-2,4 %.

Крупный бизнес . Под крупным бизнесом нет определенного понятия. К такому бизнесу можно отнести такие компании как Coca-Cola, General Motors и другие известные большие компании.

Основная функция состоит в том, что данные компании обеспечивают высокую рыночную экономику стране и миру. В них производится основная часть продукции. Даже можно сказать, что благодаря крупному бизнесу в мире живет весь остальной вид бизнеса. В основном выделяют 3 причины роста таких компаний.

1. Технологическая экономика – то есть это стремление компании к экономии ресурсов на производстве. Ее добиваются увеличением объема выпуска продукции за счет снижение издержек. Таких результатов компания добиваются с помощью усиление труда, поднятие классификации рабочих, внедрение автоматических оборудований.

2. Увеличивают разнообразие выпускаемых товаров, данный тип называют стремление компании к экономии на масштабе сферы деятельности. Благодаря такой экономике образовываются крупные, мировые компании. Для формирования таких корпораций используется такие виды инструментов как вертикальная интеграция и диверсификация.

3. Третий вид это когда компания экономит на трансакционных расходах. Данные расходы связаны с тем, что происходит переход товара от одной технологической структуры к другой. Сокращение достигают при помощи вертикальной интеграции и диверсификации.

Но, как и в любом другом виде бизнеса, крупный тоже имеет свои недостатки. При росте фирмы у нее снижается эффективность ее управления. Многие виды крупного бизнеса имеют негибкую систему, так как они могут регулировать спрос цены на производимую продукцию.

место он занимает в развитии рыночных отношений в России и становлении национальной экономики на базе различных форм собственности.

Среди форм собственности можно выделить три группы предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия.

Каждая из трех групп имеет свои интересы, обусловливающие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и индустриальную мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции и монополии, поглощая или контролируя более мелких партнеров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры, теряет частично свою независимость и попадает под влияние более сильных партнеров. Крупный бизнес в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, что способствует повышению общехозяйственной эффективности.

4,0 % промышленных предприятий, относящихся к группе крупного бизнеса, выпускают три четверти всего объема отечественной продукции; на них занято более 6,0 % всех работающих в промышленных отраслях.

Располагая значительными материальными и финансовыми активами, крупный бизнес имеет благоприятные условия доступа к кредитным ресурсам и возможности получения более льготных кредитов банков, учредителем которых он является. Доля акций государства на предприятиях крупного бизнеса составляет не менее 51,0 %, что позволяет контролировать развитие ведущего производственного сектора экономики России.

Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и зарубежным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего бизнеса в защите на внутреннем рынке путем проведения государственной экономической политики и формирования правил рыночных отношений, которые обеспечивают тесную связь среднего бизнеса с национальными интересами. Характерными представителями среднего бизнеса могут быть предприятия отраслей машиностроения и легкой промышленности, которые выпускают до 25,0 % объема промышленной продукции и на которых сосредоточено свыше 20,0 млн. работающих.

Предприятий среднего бизнеса насчитывается около 20,0 тыс., средняя численность работающих - от 800 до 2500 человек, на них сосредоточено до 50,0 % основных производственных фондов, номенклатура / ассортимент выпускаемых изделий составляет в среднем двадцать наименований в год.

Как правило, предприятия среднего бизнеса относятся к частному сектору, представляя различные формы коллективной собственности.

Малый бизнес осуществляется самым многочисленным слоем мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг.

Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 г. (данный закон утратил силу, сейчас действует Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ ред. от 03.07.2016 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации") определяет субъекты малого бизнеса как коммерческие организации, в уставном капитале которых доля собственников составляет не менее 75,0 % и средняя численность работников не превышает: в промышленности, строительстве и транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - от 10 до 30 человек; в отдельных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - до 50 человек.

Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя лицо развитого государства определяют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала - в значительной мере обусловливает уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования выступает малый бизнес как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.

Именно в малом бизнесе создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной сферой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость малого бизнеса и охват им практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.

Владельцы малого бизнеса, с одной стороны, являются мелкими собственниками и имеют единые корпоративные интересы в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей малого бизнеса отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке побуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными партнерами из различных социальных групп. Изложенное выше и определяет общественное поведение представителей малого бизнеса, основанное на прямой зависимости от местных и национальных интересов.

Малый бизнес - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение его конъюнктуры, взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими стабильность внутреннего рынка.

Тема 2. Субъекты предпринимательского права

Статус предпринимателя закрепляется за ним при регистрации в качестве субъекта предпринимательского процесса. Сам факт государственной регистрации и есть получение статуса, то есть приобретения дополнительного (по сравнению с общегражданскими правами и свободами) правового пространства.

Статус предпринимателя является показателем объема прав и обязанностей, которые закрепляются за ним и в рамках которых он может совершать какие-то определенные действия.

Признание за лицом статуса предпринимателя является важ­ным юридическим фактом и влечет за собой определенные юриди­ческие последствия.

Во-первых, сделки, заключенные предпринимателем, презюмируются связанными с его предпринимательской деятельностью и квалифицируются как торговые, т. е. подчиняются специальному режиму правового регулирования.

Во-вторых, признание за лицом статуса предпринимателя воз­лагает на него ряд специальных обязанностей и предоставляет ему дополнительные права.

Возложение дополнительных обязанностей, подчиняющих дея­тельность предпринимателей более строгому режиму, преследует цель обеспечить интересы других лиц, взаимодействующих с пред­принимателем. К таким обязанностям, в частности, относятся: пу­бликация сведений о предпринимателе в едином государственном реестре юридических лиц, открытом для всеобщего ознакомления и дающем представление другим лицам о правовом положении пред­принимателя и др.

Не все физические лица и юридические могут быть предпринимателями. Ограничения на занятие предпринимательской деятельностью установлены для госслужащих. Среди юридических лиц – для некоммерческих организаций. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь по­стольку, поскольку это служит достижению основных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Во всяком случае, предпринимательская деятельность для таких организаций не является основной.

Все предприниматели под­разделяются на две группы: индивидуальные предприниматели – фи­зические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; предприниматели – юридиче­ские лица (коммерческие организации).

Ст.6 Закона РК «О частном предпринимательстве» классифицирует субъектов частного предпринимательства следующим образом:

1. субъекты малого предпринимательства;

2. субъекты среднего предпринимательства;

Критериями отнесения субъектов частного предпринимательства к категориям являются среднегодовая численность работников и среднегодовой доход. Разделение на категории используется для целей государственной статистики и оказания государственной поддержки.



Для целей государственной статистики используется только критерий по среднегодовой численности работников.

Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовым доходом не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Для целей государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан субъектами малого предпринимательства не могут быть признаны индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:

1) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

2) производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;

3) деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;

4) проведение лотереи;

5) деятельность в сфере игорного бизнеса;

6) деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии;

7) деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;

8) банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);

9) аудиторскую деятельность;

10) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

11) деятельность кредитных бюро;

12) охранную деятельность;

13) деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие такую деятельность относятся к субъектам среднего предпринимательства или крупного предпринимательства, в зависимости от критериев.

Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти, но не более двухсот пятидесяти человек и среднегодовым доходом не свыше трехмиллионократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Субъектами крупного предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более двухсот пятидесяти человек и (или) среднегодовой доход свыше трехмиллионократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Как видно из приведенных выше классификаций основными участниками - субъектами предпринимательской деятельности являются коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В качестве юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности выступают все виды хозяйственных товариществ, производственный кооператив, государственное предприятие и акционерное общество, то есть коммерческие юридические лица.

Согласно ст.58 ГК РК хозяйственным товариществом признается коммерческая организация с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников), уставным капиталом. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью.

Полное товарищество – товарищество, участники которого при недостаточности имущества полного товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст.63 ГК РК).

Коммандитное товарищество - товарищество, которое включает наряду с одним или более участниками, несущими дополнительную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), также одного или более участников, ответственность которых ограничивается суммой внесенного ими вклада в имущество товарищества (вкладчиков) и которые не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (ст.72 ГК РК).

Товарищество с ограниченной ответственностью (далее-ТОО) - учрежденное одним или несколькими лицами товарищество, уставный капитал разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники ТОО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст.77 ГК РК).

Товариществом с дополнительной ответственностью признается товарищество, участники которого отвечают по его обязательствам своими вкладами в уставной капитал, а при недостаточности этих сумм - дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным ими вкладам (ст.84 ГК РК). Предельный размер ответственности участников предусматривается в уставе.

Производственный кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной предпринимательской деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении и объединении его членами имущественных взносов (ст.96 ГК РК).

К государственным предприятиям относятся государственные предприятия, основанные на праве:

1) хозяйственного ведения;

2) оперативного управления (казенные предприятия).

В зависимости от вида государственной собственности предприятия подразделяются на:

1) предприятия, находящиеся в республиканской собственности, республиканские государственные предприятия;

2) предприятия, находящиеся в коммунальной собственности, коммунальные государственные предприятия.

Государство создает государственные предприятия в целях решения социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства, в следующих случаях:

1) отсутствия иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства и защиты интересов общества;

2) использования и содержания стратегических объектов, принадлежащих государству;

3) для осуществления деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии;

4) наличия общественной потребности в производстве товаров в тех сферах общественного производства, в которых отсутствует конкуренция либо недостаточно развита конкуренция.

Казенным является предприятие , обладающее государственным имуществом на праве оперативного управления.

Казенное предприятие не вправе приобретать на основании договоров купли-продажи, мены, дарения или иной сделки имущество, относящееся к основным фондам, без согласия уполномоченного органа. Казенное предприятие не вправе пользоваться банковскими кредитами без разрешения уполномоченного органа.

Акционерным обществом признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности (ст.85 ГК РК).

Субъектами индивидуального предпринимательства являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица.

Под индивидуальным предпринимательством как видом частного предпринимательства понимается инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность.

Видами индивидуального предпринимательства являются личное предпринимательство и совместное предпринимательство.

Личное предпринимательство осуществляется одним гражданином самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и (или) распоряжение имуществом.

Совместное предпринимательство осуществляется группой граждан (индивидуальных предпринимателей) на базе имущества, принадлежащего им на праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование и (или) распоряжение имуществом.

Формами совместного предпринимательства являются:

1) предпринимательство супругов, осуществляемое на базе общей совместной собственности супругов;

2) семейное предпринимательство, осуществляемое на базе общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства или общей совместной собственности на приватизированное жилище;

3) простое товарищество, при котором предпринимательская деятельность осуществляется на базе общей долевой собственности.

Используют труд наемных работников на постоянной основе,
- имеют от предпринимательской деятельности совокупный годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством в размере, превышающем необлагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законодательными актами Республики Казахстан.

Индивидуальные предприниматели, не перечисленные выше, вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по своему усмотрению.

Статус простого товарищества закреплен в главе 12 ГК РК. Здесь используются два понятия данной организационно-правовой формы. Понятие «договор о совместной деятельности» тесно связано с понятием «простое товарищество». Эти понятия варьируются в законодательстве в самых различных сочетаниях.

Точное толкование этих терминов заключается в следующем. Договор о совместной деятельности и договор простого товарищества - однозначные термины. На основе договора о совместной деятельности образуется простое товарищество.

В качестве разновидности полного товарищества законодательство предусматривает такую форму как консорциум.

Консорциум – это одна из форм объединения юридических лиц. Однако консорциум нельзя смешивать с теми объединениями, которые сами являются юридическими лицами и которые могут быть коммерческими (несколько хозяйственных товариществ) создают коммерческое объединение в форме хозяйственного товарищества), и некоммерческими – в форме ассоциации (союза) (ст.ст.34 и 110 ГК РК).

Крестьянским (фермерским) хозяйством признается семейно-трудовое объединение лиц, в котором осуществление частного предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также переработкой и сбытом этой продукции.

Коммерческие юридические лица создаются путем прохождения процедуры государственной регистрации. Государственная регистрация является способом придания субъекту статуса юридического лица.

Государственная (учетная) регистрация юридических лиц (филиалов и представительств) включает в себя: проверку соответствия документов, представленных на государственную (учетную) регистрацию, законодательству Республики Казахстан; выдачу справки о государственной (учетной) регистрации с присвоенным бизнес-идентификационным номером (БИН); занесение сведений о юридических лицах (филиалах и представительствах) в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.

При регистрации не принимаются во внимание вопросы целесообразности образования юридического лица, открытия филиала или представительства, не преследуется цель осуществления контроля и вмешательства в его производственно-хозяйственную и финансовую деятельность.

Для государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган подается заявление по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан, и прилагаются учредительные документы, составленные на казахском и русском языках и представляемые в трех экземплярах. Уставы (положения) юридических лиц, относящихся к субъектам среднего и крупного предпринимательства, их филиалов и представительств, за исключением уставов (положений) акционерных обществ, их филиалов и представительств, при государственной регистрации не представляются.

Государственная регистрация юридических лиц, относящихся к субъектам частного предпринимательства, должна быть произведена не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подачи заявления с приложением необходимых документов. Государственная регистрация юридических лиц, не относящихся к субъектам частного предпринимательства, а также акционерных обществ, осуществляющих деятельность на основании устава, не являющегося типовым, должны быть произведены не позднее десяти рабочих дней, следующих за днем подачи заявления с приложением необходимых документов.

Для государственной регистрации юридического лица, относящегося к субъекту малого предпринимательства, в регистрирующий орган учредителем (учредителями) подается уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности посредством заполнения в форме электронного документа по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан, и заполняется на веб-портале «электронного правительства». Уплата регистрационного сбора осуществляется через платежный шлюз «электронного правительства» или к уведомлению о начале осуществления предпринимательской деятельности прилагается электронная копия квитанции или иного документа, подтверждающая уплату в бюджет регистрационного сбора за государственную регистрацию юридического лица.

Уставы (положения) юридических лиц, относящихся к субъектам малого предпринимательства, их филиалов и представительств в процессе государственной регистрации не представляются.

Государственная регистрация юридического лица, не являющегося субъектом малого предпринимательства, может быть произведена на основании электронного заявления, поданного посредством сети Интернет, в порядке, определяемом Министерством юстиции Республики Казахстан.

Факт регистрации юридического лица в уведомительном порядке подтверждается справкой государственной регистрации юридического лица, которая направляется в электронном формате заявителю (заявителям) в личный кабинет (на портале «электронного правительства»). Выдача справки государственной регистрации юридического осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подачи уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности.

Для юридических лиц, не относящихся к субъектам частного предпринимательства, а также акционерных обществ, осуществляющих деятельность на основании устава, не являющегося типовым, выдача справки о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, справки об учетной регистрации (перерегистрации) филиала (представительства), а также возврат устава (положения) производятся не позднее четырнадцати рабочих дней со дня подачи заявления с приложением необходимых документов.

С момента государственной регистрации коммерческой орга­низации возникает ее правоспособность, т. е. способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Процедура государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходима, с одной стороны, для того, чтобы гражданин мог пользоваться гарантиями предпринимательской деятельности, а с другой - для возложения на него вытекающих из такой деятельности обязанностей по налогообложению, соблюдению правил ведения указанной деятельности.

Следует отметить, что процедура государственной регистрации индивидуального предпринимателя носит сугубо формальный характер. Регистрирующий орган не вправе рассматривать вопросы о целесообразности регистрации, соблюдении физическим лицом правовых норм (кроме относящихся непосредственно к регистрации), готовности гражданина к предпринимательству, наличии у него необходимого имущества, образования, профессиональных навыков и т.п. Его задача состоит в том, чтобы проверить полноту и правильность оформления представляемых для регистрации документов и факт оплаты заявителем государственной пошлины в установленном размере.

Обязательной государственной регистрации подлежат индивидуальные предприниматели, которые отвечают одному из следующих условий:

1) используют труд наемных работников на постоянной основе;

2) имеют от предпринимательской деятельности совокупный годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством, в размере, превышающем необлагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законодательными актами Республики Казахстан, за исключением лиц, указанных в пункте 4-1 статьи 19 ГК РК.

Деятельность перечисленных индивидуальных предпринимателей без государственной регистрации запрещается, за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.

Освобождаются от государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица, деятельность которых носит эпизодический характер, осуществляющие следующие виды деятельности:

Реализация (за исключением деятельности, осуществляемых в стационарных помещениях) газет и журналов, семян, а также посадочного материала (саженцы, рассады), бахчевых культур, живых цветов, выращенных на дачных и придомовых участках, продуктов подсобного сельского хозяйства, садоводства, огородничества и дачных участков, кормов для животных и птиц, веников, метел, лесных ягод, меда, грибов и рыбы;

Услуги владельцев личных тракторов по обработке земельных участков;

Выпас домашних животных и птиц.

Документом, удостоверяющим статус гражданина-предпринимателя, является бессрочное свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирование, согласно Закона Республики Казахстан от 11 января 2007 года № 214-III «О лицензировании», - это комплекс мероприятий, связанных с выдачей и переоформлением лицензий, осуществлением контроля лицензиаров за соблюдением лицензиатами соответствующих требований, приостановлением и возобновлением действия лицензий, лишением лицензий.

В юридической литературе лицензирование рассматривают наряду с государственной регистрацией формой легитимации предпринимательства. Поэтому, решив заняться видами деятельности, осуществление которых требует специального разрешения, выдаваемого уполномоченными органами государственной власти, индивидуальный предприниматель должен в установленном законом порядке получить лицензию. Возникающие при этом правовые отношения между лицензирующими органами и предпринимателями являются правоотношениями «по вертикали», т.к. складываются в порядке государственного регулирования экономики при осуществлении особого вида публичной деятельности - лицензионной. При этом сам предприниматель берет на себя обязательства вести такую деятельность, соблюдая особенности, специальные установленные правила ее осуществления, а государство предоставляет ему право вести эту деятельность.

Выдача лицензий осуществляется на равных основаниях и равных условиях для всех лиц, отвечающих требованиям, установленным для данного вида деятельности. Следует иметь ввиду, что лицензия является неотчуждаемой и не может быть передана лицензиатом другому физическому или юридическому лицу.

Предпринимательская деятельность в рыночной экономике представлена крупным и мелким бизнесом, большими и малыми предприятиями. Размеры предприятия определяются прежде всего количеством занятых на нём. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются на:

· Мелкие – до 50 занятых;

· Средние – от 50 до 500;

· Крупные – свыше 500;

· Особо крупные – свыше 1000 занятых.

Автоматизация производства приводит к тому, что в определении размера предприятия важную роль играют и другие признаки – объём продаж, величина активов, полученная прибыль.

Положительное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства оказало вступление в силу с 1 января 2008 года Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», внёсшего определённость в отношении субъектов малого предпринимательства и определившего его категории, исходя из средней численности. Предприятие с численностью до 100 человек – это малые предприятия, от 101 до 250 человек – средние предприятия. Изменились также критерии доли участия в уставном капитале. Субъектами малого предпринимательства теперь не могут стать юридические лица, у которых доля участия иностранных граждан и иностранных юридических лиц в уставном капитале превышает 25%, а также суммарная доля участия субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов превышает 25%.

Экономическая рациональность крупного предпринимательства обусловлена, прежде всего, его технической активностью: крупная фирма обеспечивает оптимальный вариант для капиталовложений в интересах инвестора в условиях конкурентного риска. Конкурентоспособность даёт крупной фирме возможность мобилизовывать значительные суммы капиталов.

Крупная фирма занимается краткосрочным и долгосрочным планированием своей деятельности, разрабатывает стратегию маркетинга, обладает высоким кадровым потенциалом, имеет возможность решения социальных проблем на предприятии. Все эти преимущества позволяют крупным предприятиям утвердить свои позиции в предпринимательском деле.



Но предпринимательство представлено не только крупными, но и мелкими предприятиями. Мелкие предприятия имеют средний жизненный цикл шесть лет, а иногда и три года. Часть из них разоряется, часть добровольно прекращает свою деятельность, некоторые укрупняются. Но количество вновь рождающихся предприятий постоянно превышает численность прекративших свою деятельность.

По сравнению с крупными компаниями малый бизнес имеет явные достоинства.

û Для организации малого бизнеса не требуется крупных вложений в основные средства. Это положительно сказывается на себестоимости продукции и позволяет привлекать молодых, активных и талантливых предпринимателей.

û Гибкость и мобильность. Малые фирмы оперативнее реагируют на изменения ситуации на рынке, на запросы рынка.

û Дублирование и взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга.

û Высокая скорость продвижения информации. Она обеспечивается за счёт меньшего объёма информации в малом предприятии, и непосредственного прямого общения руководителя и подчинённых.

û Хорошая управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

Малые предприятия действуют по принципу «ориентации на нужды», приспосабливаются к запросам клиентуры, предлагают рынку что-то новое, реально действенное. Представители малого предпринимательства умеют мыслить перспективно. Крупные же компании нередко поддаются искушению выпускать как можно большее количество продукции, забывая о требовании не только производить, но и сбывать её.

Наряду с преимуществами всегда имеются и недостатки. Выделим самые существенные из них:

Значительно большая степень риска. Предприниматель работает под страхом разориться и стать банкротом.

Важность накопления капитала. Чтобы «удержаться на плаву» необходимо расширять производство; имеются ограничения в получении кредита, т.к. у малого предпринимателя нет возможности выплачивать высокий процент.

Ограниченность сферы деятельности. Малому бизнесу нет места в отраслях, где требуются большие капиталовложения.

Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка.

Неспособность на равных конкурировать с крупным производством из-за скромных масштабов производства и ограниченности ресурсов.

Конечно, недостатки и неудачи деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых предприятий связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий.

Итак, современное предпринимательство – это синтез крупного и мелкого производства. Крупное производство образует «скелет» всей производственной системы, а мелкое производство – «мягкие и гибкие ткани», без которых крупное производство не может существовать. Одним из важнейших признаков классификации предприятий является его размер, определяемый в первую очередь численностью работников. Так, предприятия делятся на мелкие предприятия – до 50 занятых; средние – от 50 до 500; крупные – свыше 500; особо крупные – свыше 1000 занятых.

Законодательно установлено понятие малого и среднего предпринимательства, к которому в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся:

  • зарегистрированные в установленном порядке граждане (в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) или в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ);
  • зарегистрированные в установленном порядке потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий).

Субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать трем критериям.

Критерий 1. Участие в капитале для юридических лиц.

1) Суммарная доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц.

Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов, закрытых паевых инвестиционных фондов и инвестиционных товариществ.

2) Доля участия в капитале иностранных юридических лиц, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% каждая.

Исключение составляют хозяйственные общества (хозяйственные партнерства), деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности 1 , исключительные права на которые принадлежат следующим видам учредителей:

  • бюджетным, автономным научным учреждениям;
  • бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, образовательным организациям высшего образования;
  • юридическим лицам, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности 2 при условии соответствия определенным критериям.

Исключение также составляют юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Критерий 2. По средней численности работников.

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий, в том числе до 15 человек для микропредприятий;

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Критерий 3. По выручке от реализации товаров (работ, услуг).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать:

  • для микропредприятий – 120 млн рублей;
  • для малых предприятий – 800 млн рублей;
  • для средних предприятий – 2000 млн рублей.

Указанные значения могут быть пересмотрены Правительством РФ.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению из условий, установленных критерием 2 и критерием 3. Например, если индивидуальный предприниматель, крестьянское (фермерское) хозяйство, юридическое лицо (ОАО, ЗАО и т.д.), удовлетворяющее критерию 1, имеют среднюю численность работников 15 человек, а выручку от реализации или балансовую стоимость активов 500 млн рублей, то такой субъект экономической деятельности попадает в категорию «среднее предприятие».
Или, наоборот, если выручка от реализации или балансовая стоимость активов у субъекта экономической деятельности менее 60 млн рублей, а средняя численность работников свыше 250 человек, то такой субъект не попадает под понятие даже среднего предприятия, то есть является крупным предприятием.

Подробную информацию о статусах субъектов малого и среднего предпринимательства в Москве можно получить на портале «Малый бизнес Москвы» .

1 Программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау).
2 В формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».