Задания по фотографии для самообучения начинающих фотографов. Поставьте самый низкий уровень ISO

Качество фото напрямую зависит от света. Можно плохо снять хорошо освещённый объект, но никогда не выйдет сделать хороший снимок при плохом освещении.

Во время съёмки свет проходит через открывающийся затвор камеры и объектив, попадает на сенсор и формирует изображение. Как именно захватывается свет и каким будет итоговое фото, зависит от трёх важных параметров, составляющих так называемый треугольник экспозиции.

  • Диафрагма влияет на количество света, которое попадает в объектив. Измеряется отношением фокусного расстояния к размеру отверстия диафрагмы и обозначается как f/2, f/5, f/11 и так далее. Чем ниже значение диафрагмы, тем больше света будет в кадре. Этот параметр также влияет на глубину резкости.
  • Выдержка - это время, в течение которого затвор остаётся открытым. Измеряется в секундах (1/200 с, 1/60 с, 5 с и так далее). Чем длиннее выдержка - тем больше света. Ещё выдержка влияет на чёткость при съёмке движущихся объектов. При высоких значениях выдержки они будут размытыми, а короткая выдержка позволит получить хорошие фото даже быстро перемещающихся объектов.
  • Светочувствительность - как понятно из названия, этот параметр влияет на восприимчивость сенсора камеры к свету. Измеряется в единицах ISO (например, 100 ISO, 400 ISO, 6 400 ISO). Бо́льшая светочувствительность позволяет снимать при плохой освещённости, но при этом вызывает появление шумов - характерной зернистости изображения.

Суть треугольника экспозиции - в понимании этих трёх аспектов съёмки и подборе параметров, соответствующих ситуации, а также вашему видению кадра.

2. Правильно держите камеру

Следующая вещь, которой необходимо научиться всем новичкам, - это держать камеру так, чтобы исключить или минимизировать дрожание рук. При съёмке затвор открывается и свет попадает на сенсор камеры. Если вы двигаетесь в момент, когда затвор открыт, пучок света как бы растекается по сенсору и фото получаются размытыми.

Чем меньше движений и тряски - тем чётче кадр.

Профессиональные камеры лучше всего держать поставив на ладонь одной руки и уперев её локтем в бок. Со смартфоном стоит поступать аналогичным образом: крепко возьмите его двумя руками и максимально прижмите их к телу. Ну а если снимаете в условиях низкой освещённости или на длинной выдержке, то лучше воспользоваться хорошим штативом.

3. Следуйте правилу третей

Одного взгляда на снимок зачастую достаточно, чтобы понять, кто его сделал - начинающий или опытный фотограф. Профессионалы уделяют большое внимание в кадре, а новичка сразу же выдаст её отсутствие.

Самый простой принцип построения композиции - это соблюдение правила третей. Его суть заключается в условном разделении кадра двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. Вдоль этих линий или на их пересечении следует располагать важные элементы, на которых будет останавливаться глаз при просмотре фотографии.


photography.media

На фото выше берег вдалеке находится вдоль верхней линии сетки, а одинокое дерево - точно в перекрестье вертикальной и горизонтальной линий. Если бы фотограф поместил дерево и линию берега в центр кадра, снимок получился бы не таким интересным.

4. Измените перспективу

Снять объект с уровня глаз - самый верный способ сделать скучное фото. С этой точки мы видим мир каждый день.

Чтобы создать действительно интересный снимок, нужно всего лишь изменить точку зрения. Для этого потребуется:

  • изменить высоту съёмки - приблизиться к земле или отдалиться от неё;
  • изменить угол - снимать строго прямо или со стороны;
  • изменить расстояние - подойти ближе или, наоборот, отдалиться;

Прелесть этих советов в том, что они отлично работают как по отдельности, так и в любых комбинациях.


phonephotographyschool.com

Мяч для гольфа, снятый с высоты человеческого роста, не привлёк бы ваше внимание. А вот фото с уровня земли притягивает взгляд, заставляя рассматривать каждую травинку.

5. Не пренебрегайте постобработкой

Часто обработка фото считается радикальным изменением исходных снимков с использованием мощных фильтров и эффектов. Это недоразумение привело к тому, что некоторые фотографы отказываются от ретуши, ограничиваясь «естественными» снимками. Их благие намерения похвальны, но они просто не понимают, как работают камеры.

Нравится это вам или нет, но все камеры выполняют постобработку изображения. Фактические данные с сенсора собраны в , но то, что мы видим на экране камеры или смартфона, - это интерпретация RAW-данных самим устройством. При этом камера не имеет ни малейшего понятия о вашем видении того или иного кадра. Так почему бы не исправить это?


500px.com

Не всякая постобработка - это безвкусные перефотошопленные изображения. Правильнее считать ретушь нанесением макияжа. Кто-то с румянами и губной помадой, другие используют косметику как способ самовыражения, и лишь немногие подчёркивают свои лучшие черты.

Так и постобработка может быть излишней, намеренно стилизованной или утончённой и подчёркивающей лишь то, что уже присутствует в кадре. Используйте ретушь! Недооценивая её, вы столкнётесь с ситуацией, когда на всех ваших снимках будет чего-то не хватать.

6. Снимайте часто и всё подряд

Неважно, сколько видеоуроков на YouTube вы просмотрели и сколько снимков в проанализировали. Только практика позволяет совершенствоваться.

День практики стоит года теории.

Ваши первые фото будут отстойными. Возможно, придётся сделать тысячи снимков, прежде чем получится тот, который вам понравится. Но каждый из них - даже самый ужасный - будет одним из маленьких шагов к мастерству. не только поможет использовать теоретические знания, но и позволит лучше изучить своё оборудование, даст понимание того, как различные параметры съёмки влияют на итоговое изображение.

7. Не вините камеру

Хорошее оборудование действительно важно для съёмки, но не настолько, как вам кажется. Опытный фотограф сможет сделать отличные кадры даже на дешёвую камеру, тогда как у плохого ничего не выйдет даже на самом дорогом оборудовании.

Гораздо важнее полагаться на правильную экспозицию, работать с перспективой, композицией и использовать советы, о которых шла речь выше. Если вы научитесь всему этому, то сможете делать крутые фото на любую камеру. Даже на смартфон!

Разумеется, у всякого оборудования есть свои ограничения, и со временем вы «перерастёте» свою камеру, объектив и другие аксессуары, но суть в том, что, купив дорогую камеру, вы не станете профессионалом. И чем скорее вы поймёте это, тем быстрее добьетесь успеха.

Дата публикации: 03.06.2015

Как сделать кадры интересными, красивыми и понятными зрителю?

Часто бывает так, что показываешь товарищу какой-нибудь кадр, а тот спрашивает: «А что ты здесь снимал?». И сразу как-то грустно становится: то ли товарищ невнимательный - не понял вашего творческого замысла; то ли вы недостаточно чётко показали на фото то, что вас так заинтересовало при съёмке. Как сделать фотографию понятнее для зрителя? Как передать на ней настроение, эмоции? Об этом мы поговорим в статье.

Итак, коротко сформулируем первый совет:

1. Перед съёмкой всегда чётко спрашивайте себя о том, что именно вы снимаете.

Снимок будет понятен зрителю тогда, когда на нём будет конкретный объект, «герой» фотографии.

Как найти подходящий объект для съёмки? Порой объект съёмки очевиден, как в случае со съёмкой портрета или какого-то определённого предмета (например, книги). Но иногда «главного героя» найти непросто. К примеру, при съёмке пейзажа. Часто у начинающих фотографов пейзажные снимки получаются «пустыми». Направляя объектив в пространство, фотограф забывает о том, что в его снимке должен присутствовать какой-то интересный объект, «герой» кадра. В итоге ничто не привлекает внимание зрителя. Выбирайте объект, который заставит вашу аудиторию присмотреться к снимку. Это может быть отдельно стоящее дерево, красивый домик, куст с цветами, дорожка… Всё, что может вызывать интерес.

Кстати, объектом съёмки может стать и что-то «бестелесное». Например, явления природы: закат, снегопад, гроза.

Конечно, главных объектов в кадре может быть несколько. Чтобы на фотографии не получилась путаница, они должны быть связаны сюжетом.

2. Спрашивайте себя о том, что происходит на фото.

Снимок может получиться скучным, если в кадре ничего не происходит. Простой пример: на одном снимке стоит человек, вытянув руки по швам, на лице никаких эмоций. На другом - тот же человек улыбается и машет руками. Какой кадр будет интереснее? Тот, где человек как-то проявляет себя, не так ли?

Прекрасным сюжетом для фото может стать не только действие, но и состояние. Цветы могут цвести, Солнце - садиться, а вода - течь. Понаблюдайте за объектом. Время идёт очень быстро, и любое состояние предметов мимолётно. Попробуйте показать это на фото.

Полное отсутствие сюжета, идеи или хотя бы какого-то стилистического решения - распространённая ошибка многих постановочных портретов. Чтобы кадр стал интереснее, попробуйте вызвать у модели эмоции. Как минимум - расскажите ей, что вы хотите получить на фото: грусть, радость, страсть. А можно хорошо наладить с ней контакт, тогда эмоции от вашего общения появятся сами.

Сюжетом для фото может стать и какая-то оригинальная идея самого фотографа (например, поиск необычной точки зрения на тот или иной предмет). Сюжет может заключаться в передаче на снимке какой-то определённой эстетики, стиля. Ещё в качестве сюжета можно использовать необычное сочетание предметов в кадре: большой/маленький, мягкий/твёрдый и тому подобное. Тут всё зависит от вашей фантазии!

Помните, что задачей фотографа является не только поиск сюжета, но и выразительная передача его в кадре.

Казалось бы, нет ничего проще: ищем интересный объект и сюжет, а потом снимаем. Однако и тут нас могут подстерегать трудности. Например, фотографируя человека, мы неизбежно включим в кадр и другие элементы. И наш объект может утонуть в лишних деталях. Так что, следующий совет тоже очень простой:

3. Убирайте из кадра всё лишнее!

Если что-то не участвует в сюжете - смело убирайте этот элемент из кадра! Однако важно помнить, что частью сюжета может стать фон, пустое пространство вокруг объекта. А дополнять композицию могут какие-то дополнительные детали (например, ветви, обрамляющие пейзаж). Нужно понимать, что они тоже участвуют в сюжете, и их стоит оставить.

Чем больше элементов композиции участвует в вашем кадре, тем проще зрителю (да и вам самим) запутаться в них.

Не забывайте, что вы можете самостоятельно выбирать самую выгодную точку для съёмки. Пользуйтесь этим при поиске наилучшего ракурса!

4. Выделяйте главное на снимке!

Порой главный объект на фото «теряется», сливаясь с фоном. Как быть в этом случае?

Разберёмся, как можно выделить объект на фото.

Размер и форма. Очевидно, что объект съёмки должен быть показан на фото достаточно крупно - так, чтобы зритель обратил на него внимание. Также объект на картинке будет выделяться в том случае, если он обладает какой-то исключительной, привлекающей внимание формой.

Цвет и яркость. Если ваш предмет выделяется цветом или яркостью, его будет сложно не заметить на фото. Не забывайте, что яркость предмета напрямую зависит от степени его освещённости. Достаточно направить на объект больше света, чем на фон, и он станет ярче.

Резкость. Предмет можно выделить резкостью, размыв фон. Этот приём любят использовать в портретной съёмке. Впрочем, в остальных направлениях фотографии он тоже вполне уместен. Как размыть фон на фото? Размытый фон - следствие малой глубины резкости. На эту тему у нас есть отдельный урок . Чтобы добиться малой глубины резкости стоит фотографировать с более-менее близкого расстояния, на открытой диафрагме и при максимальном зуме.

Важно иметь в виду, что эти приёмы можно применять не только по отдельности, но и все вместе.

5. Фон - важная составляющая снимка!

Окружение, в котором мы снимаем героя, фон снимка - это неотъемлемая его часть. Чтобы фотография была выразительной и содержательной, работе с фоном стоит уделить особое внимание.

Фон должен подходить по сюжету. Мало того, он может отлично дополнять его. При этом фон не должен перетягивать всё внимание на себя. Иногда стоит размыть его, снимая на открытой диафрагме. Так обычно поступают при съёмке портрета, чтобы не отвлекать внимание от героя кадра. А в пейзаже фон стараются сделать резким, чтобы включить весь сюжет в глубину резкости.

При съёмке в квартире в кадр будут постоянно попадать лишние вещи. Они будут отвлекать внимание. В квартире снимать не очень удобно, да и света там мало. Попробуйте поискать для фотосессии другие места - интересные и с хорошим освещением.

6. Пользуйтесь простыми правилами компоновки.

Простые правила компоновки кадра созданы в качестве «шпаргалки» для начинающего фотографа, у которого пока не выработалось своё чувство и видение кадра. Пользуясь ими, вы сможете легко скомпоновать кадр так, чтобы он выглядел гармонично.

Правило третей. Вопреки распространённому мнению, располагать объект съёмки точно в центре кадра - не всегда хорошая идея. Попробуйте воспользоваться правилом третей. Это правило основано на законе золотого сечения. Расположите снимаемый предмет ближе к одному из углов кадра. Или же можно просто поместите объект (в случае портрета - лицо (глаза) героя) в верхнюю треть снимка.

Удобно, что сетку правила третей можно вывести на экран фотокамеры или в видоискатель.

Правило третей допускает большие вольности в своём использовании. Не стоит с ювелирной точностью выверять, пересекается ли объект съёмки с пересечениями линий правила третей. Основной смысл этого правила - заставить начинающего фотографа убрать снимаемый объект из центра кадра и задуматься над компоновкой.

Не «заваливайте» горизонт. На линию горизонта человек всегда ориентируется, как на строго горизонтальный объект. Это правило работает и для фотографии. Если на снимке всё наклонилось набок, зрителю будет сложно воспринимать фото: будет создаваться впечатление, что всё куда-то падает. Особенно внимательно следить за горизонтом стоит при съёмке пейзажей и архитектуры. Чтобы горизонт на ваших фото оставался горизонтальным, достаточно не забывать о нём и держать фотоаппарат ровно. Обратите внимание, что даже если на снимке линия горизонта отсутствует (допустим, мы фотографируем в городе), глаз зрителя будет искать заведомо горизонтальные и вертикальные предметы (дома, фонарные столбы, стены квартиры) для того, чтобы сориентироваться на фото.

Чтобы проверить при съёмке, не завален ли у вас горизонт, в современных фотокамерах есть цифровой уровень, который вы всегда можете вывести на экран. А в старших моделях зеркалок Nikon (например, Nikon D7200, Nikon D750, Nikon D810) - даже на видоискатель.

Применение этих простых правил и практических советов по фотосъёмке
очень скоро позволит вам сфотографировать ваш первый фото-шедевр.

Всегда думайте, что вас заинтересовало в сюжете и как эти ощущения передать на плоской фотографии, независимо от того, фотографируете вы людей, животных, здания, памятники или пейзаж. Исключайте из кадра всё, что может испортить ваш замысел.

Самый простой способ сделать вышесказанное, «пробежать» взглядом по периметру кадра и перестроить композицию если обнаружены нежелательные объекты, такие как телеграфные столбы, провода, урны и т.п. Иногда это очень сложно сделать при съёмке в городе, но даже в этом случае можно найти решение:

  • Подойдите к объекту съёмки ближе или переместите объект, если это возможно
  • Обойдите объект съёмки и найдите точку съёмки откуда не будет видно нежелательных объектов или используйте их как подводящий элемент композиции - усиливайте перспективу
  • Максимально откройте диафрагму, чтобы нежелательный фон оказался сильно расфокусированным (размытым)

Самое ужасное, что может попасть в кадр – это отражение фотографа или фото-принадлежности: фотосумка, фото-штатив; футляр от фотоаппарата и т.д. Фотограф всегда должен оставаться незамеченным!

Перед нажатием спуска затвора посмотрите как свет освещает объект съёмки – не слишком ли косые лучи? Посмотрите как падает тень – не слишком ли много теневых пятен? Не попадает ли в кадр ваша собственная тень? Не заслонили ли вы собой свет, падающий на объект съёмки? Используйте "игру света и тени", а так же сильный боковой свет, чтобы драматизировать настроение фотоснимка, используйте психологическое* освещение.

Обращайте внимание на то, как освещён фон - не допускайте резких контрастов в освещении объекта съемки и фона. В то же время, не бойтесь использовать контровой свет, возможно в сочетании с заполняющим светом фотовспышки. Очень хорошо, если вы понимаете с каким типом света * вы работаете.

*

Посмотрите на небо. Хотите ли вы, чтобы серые, тяжёлые облака испортили портрет? Тогда скадрируйте объект так, чтобы на снимке максимально уменьшить площадь неба.

Если день солнечный и безоблачный большая вероятность вместо голубого неба получить очень сильную

Помните, что облачное небо в солнечный день усиливает контраст цветов. В ненастную погоду черно-белые снимки часто выглядят более эффектно, чем цветные.

Вполне возможно, что интересный объект может исчезнуть из кадра раньше, чем вы нажмёте на спуск затвора. Так же возможно, что ваша фотомодель перестанет улыбаться или просто устанет ждать, пока вы настраиваете параметры съёмки.

Учитесь заранее настраивать и быстро работать с фокусировкой. По возможности, всегда делайте дубли для того, чтобы получить кадр с правильной фокусировкой и экспозицией.

Если ваша камера имеет довольной длинный отключите ненужные функции фотоаппарата и старайтесь снимать с упреждением - спускайте затвор за одну-две секунды до кульминации событий в кадре.

Никогда не используйте режим AUTO, даже если у вас очень мало опыта, и вы с трудом разбираетесь с ручными настройками фотоаппарата.

В случае, когда у вас нет времени подобрать оптимальные настройки в ручном режиме, хорошей привычкой будет использовать Вы получите гораздо лучший результат, чем если бы пытались снимать с наспех установленными параметрами ручного режима или в полностью автоматическом режиме.

Всегда используйте дополнительную опору - лучше не сделать снимок вовсе, чем сделать его трясущейся камерой.

Даже если вы не собираетесь продавать ваши фотографии, предпринимайте всё возможное, чтобы снимок получился сбалансированным и красивым:

  • Не заваливайте горизонт;
  • Кадрируйте снимок тщательно, следите за фоном, не перегружайте кадр большим количеством объектов;
  • Вместо того, чтобы ждать пока люди займут нужное положение в кадре, старайтесь сами расставлять их так, как вам кажется правильным и красивым;
  • Усиливайте перспективу, используя линейные (вытянутые) объекты таким образом, чтобы они подводили взгляд к смысловому объекту фотоснимка;
  • Не забывайте о

Делайте дубли с разным значением диафрагмы, чтобы потом выбрать снимок с самой выразительной Если есть возможность, ставьте фотомодель как можно дальше от фона. Для выделения модели используйте световой и цветовой контраст.

Каждый раз, когда вы снимаете какой-нибудь сюжет, сделайте дубль с более близкого расстояния. Фотосъёмка крупным планом поможет вашей фотокамере, правильно навести фокус на важном объекте и установить экспозиционные параметры более точно.

Часто детальный снимок получается гораздо интересней, чем обзорный. Однако, при фотосъёмке животных или незнакомых людей, советую держать безопасную дистанцию - найдите компромисс между крупностью объекта в кадре и здравым смыслом.

Используйте зум-объектив (или комплект объективов с разным фокусным расстоянием) для создания на снимке эффектов перспективы. Помните, что в некоторых случаях, необдуманно выбранное фокусное расстояние объектива до неузнаваемости. Пробуйте изменить стандартные установки экспозиции, чтобы добавить вашим снимкам

Фотограф должен всё время двигаться. Исключение только одно - момент спуска затвора.
Ищите красивые ракурсы, не бойтесь фотографировать крупные планы (без использования зума или телеобъектива).
Не бойтесь сделать снимок с "неправильными настройками" или фотографировать незнакомых людей.
Если вы видите, что люди неадекватно реагируют на то, что вы их сфотографировали, просто подойдите к ним первым и предложите получить фотографию в подарок. Лучше, конечно, держать разумную дистанцию.

САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО ФОТОСЪЁМКИ

В фотографии нет строгих правил, которые нельзя нарушать!

ЧТОБЫ СФОТОГРАФИРОВАТЬ СВОЙ ПЕРВЫЙ ШЕДЕВР

Фотографируйте много, но всегда думайте о том, что вы хотите донести до зрителя.
Не бойтесь ошибаться, анализируйте свои работы, изучайте свои ошибки
и записывайте в блокнот свои идеи и «открытия» в фотографии.

Часто у новичков в фотографии возникает вопрос: с чего начать начинающему фотографу? Для тех, кто только собрался изучать искусство фотографии, мы собрали вместе дельные советы, которые помогут начинающему фотографу узнать самое важное. Иметь хороший фотоаппарат - полдела, даже меньше. А уметь грамотно им пользоваться - целая наука. Давайте разбираться, что необходимо знать начинающему фотографу.

Если вы серьезно решили заняться фотографией, то предлагаем несколько рекомендаций для успешного старта.

  • Не гонитесь за новомодной техникой. Мыльница и зеркалка разные вещи, спорить нечего. Но не пытайтесь приобрести самую крутую фотокамеру и думать, что снимки будут качественными. В умелых руках даже фотографии, сделанные на мыльницу, будут выглядеть красиво и завораживающе. И, наоборот, хороший зеркальный фотоаппарат в руках у неумелого фотографа не сделает эффектных снимков. Все зависит не от пикселей и других параметров камеры, а от умения фотографировать, видеть кадр, настраивать фотоаппарат. На первое время будет достаточно обычной зеркальной фотокамеры,можно б/у. Тут важно быть внимательным и не нарваться на выходящую из строя технику. Не бегайте по магазинам в поисках популярной и модной фотокамеры, это может значительно опустошить кошелек и не привести к желаемому эффекту. Потратьте это время на обучение искусству фотографии.
  • Когда вы уже приобретете фотокамеру, познакомьтесь с ней. Внимательно почитайте инструкцию, разберитесь с настройками. Кадры, сделанные в режиме “автомат” не будут иметь такого эффекта, как фотографии, сделанные при помощи ручных настроек. Камера должна стать вашим другом. Важно знать настройки вдоль и поперек, чтобы со своим другом всегда быть на “ты”.

  • Начните обучение с азов. Пойдите на курсы, где преподаватель даст необходимую базу знаний, направит в нужное русло. Вы сможете задать знающему человеку интересующие вас вопросы. Если нет возможности пойти на курсы, не расстраивайтесь. Начните изучать искусство фотографии самостоятельно, купив специальную литературу или с помощью интернета. Не пугайтесь объема информации, который покажется огромным. Придерживайтесь плана обучения и маленькими шажками вы придете к результату.
  • Практикуйтесь. Помните, как в песне “Я всегда с собой беру видеокамеру”? Также и в жизни. Берите фотоаппарат с собой и фотографируйте. Чем больше будете практиковаться, тем лучше. Учитесь видеть кадр, выстраивать композицию, меняйте настройки и привыкайте к камере. Это не значит, что надо бездумно фотографировать все подряд, но и надолго оставлять фотокамеру не стоит. Пусть она будет в деле, а не пылится на полке.

  • Старайтесь замечать интересные вещи вокруг. Даже если фотокамеры нет с собой, учитесь видеть хороший кадр, продумывать композицию и понимать, как нужно выстроить свет и какие настройки применить. Умение замечать интересные вещи вокруг со временем войдет в привычку, что непременно скажется на качестве ваших снимков.
  • Не переставайте учиться. Изучайте снимки других фотографов, которые вызывают у вас восхищение, чьими работами вы обычно любуетесь. Попытайтесь понять, в чем секрет их успеха? Что особенного в их фотографиях? Попробуйте сделать похожую фотографию, это не будет копированием, всего лишь одна из ступеней обучения. Сделать точно такой кадр не получится, а что-то новое для себя можете открыть.
  • Не бросайте фотографировать, если не нравятся свои снимки. Постарайтесь понять, почему кадр вышел неудачным, что не так? Работа над ошибками есть в любой школе, вузе, это нормальный процесс. Сделать все идеально с первого раза не удается никому. Все мы ошибаемся, учимся, наступаем на одни и те же грабли. Самый упорный доходит до конца. Не расстраивайтесь, если пока снимки не такие красивые, как хотелось бы. Думаете у известных фотографов все получается с первого нажатия кнопки фотоаппарата? Вы глубоко заблуждаетесь. Иной раз приходится сделать сотни, а то и тысячи кадров, чтобы из них выбрать самые красивые 5-6 фотографий, которые будут вызывать восхищение. Профессия фотографа - труд, способность видеть кадр, делать его, обрабатывать фотографии. Это творческий процесс, требующий концентрации и усердия. Ленивые фотографы никогд не добиваются успеха. Они делают посредственные фотографии, не учатся на своих ошибках. Не хотите быть причисленными к их числу? Тогда не бойтесь ошибаться и идите вперед, оттачивая свое мастерство.
  • Не надо трястись за свою фотокамеру. Советуем покупать для начала подержанный фотоаппарат, который можно брать с собой везде, активно использовать, не следить за каждой царапинкой или трещинкой. Это техника! Да, она является вашим помощником фотографа, но не более. Это не ребенок, за которым нужен постоянный глаз да глаз. Конечно, небрежно обращаться с фотокамерой не надо, но и сдувать пылинки тоже.

Давайте остановимся на настройках фотоаппарата. На что нужно обязательно обращать внимание?

Ручные режимы съемки

М - ручной режим;
A/AV - приоритет диафрагмы, в этом случае камера установит значение выдержки;

  • Совет:
    в том случае, когда выдержка 1/60 с, рекомендуется использовать штатив.

S/TV - приоритет выдержки, камера автоматически установит значение диафрагмы, удобно использовать, когда нужно зафиксировать движение в резкости;
P - программный, практически автоматический режим съемки, подойдет для первого замера экспозиции.

Экспозиция

Экспозиция - количество света, попадающего на матрицу фотоаппарата при открытии затвора. Много света - кадр переэкспонирован, мало - недоэкспонирован.

Диафрагма - устройство в объективе, регулирующее размер окружности, изменяя количество проходящего через нее света. Чем больше значение, тем больше закрыта диафрагма, меньше света попадает на матрицу. Хотите снять пейзаж, то используйте закрытую диафрагму f/8, тогда в резкости будет все пространство кадра. Для портрета отличным вариантом будет открытая диафрагма f/1,4 - 3,5.

При открытой диафрагме снимайте в режиме точечной фокусировки.

Экспонометр - это шкала на экране фотоаппарата, в видоискателе. Показания экспонометра зависят от режима его работы.

Матричный - делает замер значительной части кадра, подходит для большинства видов съемки.

Точечный замер - производится в центральной площади. Отлично подойдет для съемки в условиях сложного освещения, а также для съемки портретов.

Центрально-взвешенный - измеряет количество света по всему кадру, уделяя главное внимание центральной области. Необходим, когда нужно сделать фотографию объекта в центре кадра.

Баланс белого

Баланс белого - это настройка цветов фотографии в зависимости от источников света так, чтобы белые объекты не приобретали теплых или холодных оттенков. От настройки баланса белого зависят все цвета на фотографии. Если вы меняете условия освещения, то баланс белого также нужно настроить заново.

Делайте снимки в формате RAW, это позволит менять баланс белого в программах обработки.

Рассказать все для начинающего фотографа невозможно. Информации много, она постоянно обновляется, появляется новая техника, соответственно, возможности использования камеры. Мы поделились полезной информацией для начинающих фотографов. Если чувствуете большое желание фотографировать - не откладывайте это на потом! Может, хобби перерастет в дело всей жизни.

Текст статьи обновлён: 1.02.2019

Возьмите любой сайт, посвященный вопросам фотографии, и вы увидите, что большую часть его занимает обсуждение технических аспектов. Темы, связанные с тем, как научиться красиво фотографировать, раскрываются, как правило, не так подробно. И мой блог — не исключение: посмотрите хотя бы внизу страницы список самых комментируемых статей. Сегодня попробую немного компенсировать этот недостаток: предлагаю вашему вниманию 52 упражнения для фотолюбителей, желающих научиться красиво фотографировать.


  1. Каким образом нужно развивать в себе навыки видеть красивый кадр.
  2. Список заданий для практических занятий.
  3. Примеры выполнения упражнений мастером стрит-фотографии Александром Петросяном.

Как повысить свое мастерство фотографа

В нескольких фотоуроках раздела «Фотодело» мы уже это обсуждали. Нет другого способа научиться снимать красиво, кроме как следовать следующему алгоритму обучения:

  1. Купить любой учебник по фотоделу и внимательно его прочитать.
  2. Взять фотоаппарат и инструкцию, не выпуская его из рук, проштудировать талмуд, сразу на практике проверяя, как работает та или иная настройка.
  3. Пойти на улицу и фотографировать как можно больше.
  4. Проанализировать слабые и сильные стороны получившихся снимков.
  5. Снять новые кадры, учитывая выявленные ошибки.
  6. Смотреть как много больше фотографий и картин мастеров. Пытаться понять, почему их фотоработы цепляют. Снимать так же.

Размещен в обзоре беззеркалки Sony A6000 с примерами изображений, снятых разными объективами. Это — подсказки по пунктам №4 и №5, описанного выше алгоритма самообучения. А сегодня мы будем раскрывать тему «Что фотографировать, чтобы научиться снимать профессионально». Не секрет, что мы иногда попадаем в такую ситуацию, когда вроде бы и хотелось бы потренироваться делать красивые фото, да нет идеи, что снимать.

Упражнения по фотографии для новичков

Прежде, чем мы начнем знакомиться с заданиями, хочу рассказать, чем сняты фото, представленные в сегодняшнем фотоуроке. Их мне прислал давний читатель сайта Павел Черталев из Санкт-Петербурга, давно ставший мне другом. В разделе «Фотодело» можно увидеть с разнообразной оптикой и на кропнутую , на которую он перешел около года назад.

В промежутках между владением этими профессиональными фотокамерами, он купил древнюю подержанную зеркалку Nikon D40, выпущенную на рынок в ноябре 2006 года, то есть 12 лет назад. Надеюсь, после просмотра сегодняшнего урока ни у кого уже не останется сомнений, что учиться фотографировать, как профессионал можно не только дорогой фотокамерой, но и стареньким, очень дешевым комплектом. На сегодняшний день средняя цена на «Avito» модели Nikon D40 составляет 4-5 тыс. рублей (67-83 USD).

Все примеры снимков получены без вспышки на объектив с фиксированным фокусным расстоянием Nikon 35mm f/1.8G.

Все фотографии в данном фотоуроке сняты в формате RAW, обработаны в редакторе «Capture NX 2», подверглись корректировке в «Photoshop» и уменьшены в размер сайта (1400 px по длинной стороне) плагином «C3C Image Size», о котором я рассказывал в статье о том, как я обрабатываю свои снимки.

Серию фотоснимков, которую мы увидим, Павел назвал «IKEA Beauty», но я бы в контексте сегодняшнего урока, посвященного заданиям для тренировки навыка фотографирования, назвал бы ее «Параллельные ряды. Ритмика в фотографии».

Отмечу, что упражнения, представленные ниже, придумал не я — собирал их на англоязычных фотографических сайтах. Не удивлюсь, если для некоторым из вас они окажутся знакомыми. Надеюсь, они помогут кому-то научиться фотографировать красиво.

Рассчитан сборник упражнений на выполнение практических занятий в течение года: по одной неделе на одно задание. Хотя, конечно, никто не мешает пройти «ускоренный курс».

Все упражнения разделены на три категории:

  1. Фотоистория. Как говорят профи: «Хороший фотограф может снять красивое фото чего-нибудь. Великий фотограф может снять фотографию, которая рассказывает историю!» Упражнения этой рубрики заставляют фотолюбителя не просто искать что-то красивое, но и стараться найти способ рассказать чью-то историю.
  2. Оттачиваем техническое мастерство. Умение настраивать камеру, правильно обрабатывать снимки позволяет снять ограничения на творчество фотолюбителя.
  3. Художественное самовыражение. Развив в себе навыки фотографировать и освоив камеру, в отличие от первых двух категорий, задания этого раздела можно понимать не дословно, фигурально. Здесь большой простор для творчества. Нужно выразить свое «я» собственным способом.

Снимки Павла идут не в тему с текстом (в смысле, они — лишь пример выполнения одного упражнения: «ритмы»). Я их размещаю, чтобы не было скучно читать голый текст.

Упражнение 1.

Рассказываем историю.

Правило третей.

Правило третей (или «золотое сечение») – это одно из первых правил композиции, с которым знакомится большинство фотографов. Но не всегда они понимают, зачем оно им нужно. Правило третей отлично подходит для рассказа фотоистории в кадре. Расскажите историю, используя правило третей.

Задание 2.

Технический урок.

Снимаем в камерном JPEG .

Фотографируем, получая хорошие фотографии прямо из камеры. Не используем «Lightroom» или «Photoshop». Снимаем шикарную фотографию, и она должна получиться качественной без какой-либо обработки во внешнем редакторе.

Упражнение 3.

Художественный урок.

Земля.

Наше вдохновение на этот раз — земля. Это может быть пейзаж или фотография с изображением, каким-то образом, земли.

Задание 4.

Фотоистория.

Зеркала.

Расскажите историю, используя зеркало или отражение.

Упражнение 5.

10 кадров.

Нужно сфотографировать один и тот же объект десятью разными способами. Каждый снимок должен быть снят под разным углом с разной дистанции или фокусного расстояния.

Задание 6.

Художественные упражнения.

Сладости.

Покажите на фотографии конфет, пирожных и других сладких продуктов так, чтобы их очень хотелось скушать.

Упражнение 7.

Фотоистория.

Забытое.

Нужно рассказать в кадре историю чего-либо забытого.

Упражнение 8.

Техническая тренировка.

Один снимок.

Нужно представить, что у нас в камере осталось место только лишь для одной фотографии. И поэтому в этом упражнении мы можем снять один лишь кадр. Нельзя удалять испорченные, нельзя делать вторую фотографию. Самое главное – внимательно осмотреть сцену, подумать и снять шедевр с одного кадра.

Задание 9.

Художественное упражнение.

Натюрморт.

Тренируемся фотографировать натюрморт из нескольких предметов.

Упражнение 10.

Фотоистория.

Работаем с перспективой.

Перспектива – это взаимодействие между объектами сцены. Если мы хотим показать перспективу, один из способов — или длиннофокусный объектив.

Упражнение 11.

Развитие технических навыков.

Раздельное тонирование.

Раздельное тонирование – это такой способ обработки фотографии в редакторе, когда тени и светлые участки тонируются разным цветом. Тени окрашиваются в один цвет, а светлые участки – в другой. Раздельное тонирование часто используется вместе с тональной перспективой, для того, чтобы придать сцене требуемый вид и чувства.

Упражнение 12.

Художественное.

Оранжевое настроение.

На этой неделе фотографируем либо что-то оранжевого цвета, либо апельсин (поскольку он оранжевый) или оба.

Упражнение 13.

Фотоистория.

«Золотой час» фотографии.

«Золотой час» — это время перед закатом или после восхода, когда солнце освещает землю приятным мягким золотистым цветом. Нужно найти способ использовать «золотой час» для того, чтобы рассказать историю.

Задание 14.

Техническая тренировка.

Съемка с проводкой.

Съемка с проводкой (панорамирование) используется для передачи движения при съемке движущихся объектов. При проводке мы должны использовать длинную выдержку, при одновременном ведении объектива за объектом съемки.

Упражнение 15.

Художественные навыки.

Твердое.

На этой неделе нужно сфотографировать что-то твердое.

Задание 16.

Фотоистория.

Ведущие линии.

Ведущие линии – это очень важный элемент композиции для каждого фотографа, который хочет стать мастером. Используем ведущие линии, для того, чтобы рассказать историю.

Упражнение 17.

Техническая тренировка.

Пятно притяжения.

Использование виньетки или яркого пятна для того, чтобы притянуть взгляд зрителя. Сюжеты, где яркое пятно обращает на себя внимание.

Упражнение 18.

Художественное.

Лиловый цвет.

В этот раз фотографируем все, что связано с лиловым цветом.

Задание 19.

Фотоистория.

Задний дворик.

Пытаемся рассказать фотоисторию о нашем окружении. Это может быть взгляд на нашу ежедневную жизнь.

Задание 20.

Техническая тренировка.

Небеса.

На этой тренировке будем фотографировать небо. Нужно тренироваться в Фотошопе заменить небо, если оно получилось неинтересным на другое изображение небосвода.

Упражнение 21.

Художественные навыки.

Мягкий.

Раньше мы фотографировали что-то твердое, сейчас – мягкое. Можно интерпретировать как хочется.

Задание 22.

Фотоистория.

Геометрические фигуры.

Фотографируем все, что представляет треугольники, квадраты и окружности. Все они являются строгими композиционными элементами на изображении. Нужно найти способ использовать геометрические формы для нашей фотоистории.

Упражнение 23.

Технические навыки. f/8.0

Портрет.

Снимаем портрет, используя диафрагму f/8. Поскольку у нас диафрагма поджатая, нужно иметь в виду, что нужно изолировать объект каким-то другим способом, чем размывая задний фон.

Задание 24.

Художественное.

Зеленый цвет.

Зеленый – это цвет природы, цвет жизни и надежды.

Упражнение 25.

Фотоистория.

История игрушки.

Нужно рассказать историю игрушек или об игрушках.

Упражнение 26.

Технические навыки.

Рисование светом.

Ставим фотоаппарат на штатив ночью, открываем затвор на 30 секунд и рисуем наш объект фонариком. Можно использовать фотовспышки, диодные фонари и даже лазерные указки.

Упражнение 27.

Художественные навыки.

Коммуникация.

Мы живем в 21 веке, когда технологии коммуникации очень сильно влияют на нашу жизнь. В этом упражнении нужно показать наличие коммуникации или отсутствие коммуникации между людьми.

Задание 28.

Фотоистория.

Портрет как пейзаж.

Снимаем портрет на фоне пейзажа, то есть мы должны видеть окружение нашего субъекта.

Упражнение 29.

Техническое.

Капли воды.

Фотографируем капли воды. Это смесь освещения, макросъемки и терпения. Существует много способов насладиться съемкой.

Упражнение 30.

Художественные навыки.

Семья.

Фотографируем семейный портрет. Для того чтобы усложнить задание, фотографируем семейный портрет без людей в кадре.

Упражнение 31.

Фотоистория.

Рамка.

Еще один классический инструмент композиции – помещение объекта в рамку. Используем эту технику для того, чтобы рассказать нашу историю.

Задание 32.

Техническая тренировка.

HDR .

HDR – это техника, при которой комбинируется несколько снимков, снятых с разной экспозицией. В результате мы получаем один снимок с широким динамическим диапазоном.

Задание 33.

Художественные навыки.

«Высокий ключ».

Фотографируем портрет в стиле «Высокий ключ».

Упражнение 34.

Фотоистория.

Незнакомец.

Рассказать историю незнакомца. Пробуем использовать окружение для того, чтобы показать зрителю его историю.

Упражнение 35.

Тренируем технические навыки.

Сшиваем панораму.

Фотографируем несколько вертикальных снимков и в «Photoshop» или другом редакторе сшиваем из них панораму.

Упражнение 36.

Художественные навыки.

«Низкий ключ».

«Низкий ключ» – это противоположность «высокого ключа». Фотографируем снимки, где большая часть тонального диапазона лежит в левой части гистограммы.

Упражнение 37.

Фотоистория.

Баланс.

Баланс – это композиционный прием, при котором каждая часть сцены уравновешена весом. Достичь баланса можно цветом, тоном или расположением объектов.

Упражнение 38.

Тренируем технические навыки.

50 мм.

Фотографируем целую неделю, используя только фокусное расстояние 50 мм. Можно снимать либо фиксом, либо, закрепив молярным скотчем наш зум-объектив на фокусном расстоянии 50мм.

Упражнение 39.

Художественный урок.

Вода.

Всю неделю фотографируем все, что связано с водой.

Задание 40.

Фотоистория.

Цветной черно-белый снимок.

Нужно рассказать историю цветной сцены. Нельзя показывать в кадре цветы. И нужно фотографировать в черно-белом режиме.

Упражнение 41.

Техническая тренировка.

Левитация.

Левитация – это такой трюк, который частично делается с помощью фотоаппарата, а частично с помощью фотошопа. Пытаемся сделать в этот раз левитацию.

Задание 42.

Художественная тренировка.

Музыка.

В течение недели фотографируем музыку или музыкантов, используем широкоугольный объектив.

Упражнение 43.

Фотоистория.

Движение.

Передать движение в кадре на застывшем снимке – это сложная задача для каждого фотографа. Используем движения на этой неделе, чтобы рассказать фотоисторию.

Упражнение 44.

Техническая тренировка.

Магический ND -фильтр.

Используем ND-фильтр вместе с длинной выдержкой в 30 секунд или дольше для фотосъемки. Пробуем фотографировать водопады или даже улицы для того, чтобы снять загадочный снимок.

Упражнение 45.

Художественная съемка.

Холод.

Нужно показать фотоисторию, в которой чувствуется холод, исходящий из кадра.

Упражнение 46.

Фотоистория.

Передний план пейзажа.

Многие истории вращаются вокруг портретов, но пейзажи тоже могут рассказывать историю. Расскажите историю пейзажа, используя передний план как объект и задний план как сцену.

Упражнение 47.

Техническая тренировка.

Фигурное боке.

Прочитайте, как сделать сердечки, звездочки в боке и создайте интересный снимок в течение недели.

Задание 48.

Художественная тренировка.

Bodyscape .

Нужно снять пейзажи из человеческих тел. См. примеры Карла Уорнера.

Упражнение 49.

Фотоистория.

«Голубой час».

«Голубой час» — это один час после заката и один час перед восходом, когда на небе доминирует голубой или фиолетовый оттенок. Используйте его, чтобы рассказать фотоисторию на этой неделе.

Задание 50.

Техническая тренировка.

Полное редактирование.

Возьмите снимок, который сняли в первом упражнении и отредактируйте его в Фотошопе.

Задание 51.

Художественные навыки.

Страх.

Найдите путь показать страх таким образом, чтобы зритель мог его почувствовать.

Упражнение 52.

Фотоистория.

Ваша фотоистория.

Расскажите вашу фотоисторию.

38. Фотография. Обучение начинающих фотолюбителей. Задния для совершенствования мастерства. 1/40, 1.8, 400, 35.

Прежде чем приступать к выполнению перечисленных выше упражнений, советую ознакомиться с работами фотографов-мастеров стрит-съемки Дмитрия Зверева (в Facebook – DimaZverev) и Александра Петросяна (в Фейсбук – YanPetros). В их фоторепортажах вы увидите образцы снимков, которые могли бы получиться при выполнении заданий. Причем, для придания эмоций, цепляющих зрителя, оба профессионала пользуются, в том числе, схемами, которые в сегодняшнем фотоуроке мы перечислили, и которые следует усиленно тренировать:

  1. Контекст в снимках.
  2. Взаимодействие объектов на фотографиях.
  3. «Копирование» фона.
  4. Шок – человек на фоне.

Что имеется ввиду под контекстом, и почему он так сильно влияет на восприятие снимка? Представьте следующий сюжет: мужчина с довольным лицом выходит из квартиры, прикрывая за собой дверь. Есть улыбка, задумчивое, мечтательное лицо – эмоции, снимок не оставляет равнодушным. Теперь – тот же сюжет, но в полуоткрытой двери за мужиком видна девушка в полупрозрачном пеньюаре, смотрящая ему вслед… Согласитесь, что сразу в голове возникает недвусмысленный мультик о том, что происходило до того, как фотограф снял эту сцену! Мы понимаем, почему дядька вышел довольным… Еще больший шик – в проеме двери видны только лишь женские вещи, разбросанные на полу, а на щеке донжуана красуется след помады… Вот это и есть контекст. И Александр Петросян, и Дмитрий Зверев активно им пользуются.

Взаимодействие в кадре – у таких профи в портфолио есть очень много снимков, где объекты переднего и заднего плана как-то взаимосвязаны друг с другом. Они не существуют по-отдельности.

«Копирование фона». Не знаю, как выразиться правильно. Речь идет о сюжетах, где что-то на заднем плане напоминает объект на переднем. Например, стоит дядька с пышной шевелюрой, а сзади – огромная собака с такой же роскошной гривой…

«Шок» или «абсурд» на заднем плане. Скажем, две бабульки-дворничихи убирают утром улицу на фоне огромного рекламного плаката, где изображена девушка-фотомодель в бикини, рекламирующая бюстгальтеры. Или у того же Александра Петросяна есть снимок, где впереди – смешной снеговик, сзади – бабули-уборщицы…

Вот подборка лучших снимков Александра Петросяна в блоге путешественника Сергея Доли.

Можно ли научиться красиво фотографировать, если у фотографа нет таланта? Уже много раз говорил, что победить в международных соревнованиях, наверное, не получится, но очень-очень существенно повысить уровень своих работ, если целенаправленно выполнять задания, анализировать ошибки и стараться их исправить, стать уважаемым человеком вполне можно.

Кстати, посмотрите, как Александр Петросян снимет свои стрит-фотографии на улице. Ничего экстраординарного, по-моему, он не делает.

Видео. Советы фотографам, как выполнять упражнения для совершенствования своего мастерства на примере работы Александра Петросяна.

Еще одно видео с рассказом, как был снят шикарный снимок вечернего города. Александр Петросян на практике показывает, как бывает неудобно, если у фотоаппарата нет откидного экрана.

Видео. История одного кадра. Пособие по выполнению упражнений для самообучения фотолюбителей.

Что же, надеюсь, потратил ваше время не зря. Теперь есть чем заняться, и вы знаете, как за год натренировать в себе профессионального фотографа, умеющего рассказать в кадре фотоисторию, знающего свою фототехнику, владеющего редакторами для обработки снимков и способного применить свои навыки для создания шедевров. Может, я ненароком и сам займусь самообразованием после этого урока.