Что такое экологическая группа птиц. Экологические группы птиц по типу питания

Цель: изучить экологические группы птиц, систематизировать знания учащихся о многообразии птиц.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о многообразии птиц, раскрыть особенности строения, жизнедеятельности птиц разных экологических групп (птицы водоемов, болотные, дневные хищники, ночные хищники, или совы);
  • продолжить формирование умений узнавать изученных животных, обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе, определять их роль в природных сообществах, развитие познавательного интереса, развитие устной речи, развитие памяти;
  • продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, работы в группах, парах, самостоятельно, формировать экологическое мышление и культуру.

РСТИЖ, НГВИПИН, ТУКА, ДЕЛЬБЕ, РОДФА, СУРАТС, СЬУГ, СЦАИНИ.

Что общего у этих птиц? В чем различие?

2. Перечислите признаки класса птиц. Проверяем ответы учащихся:

  1. Тело покрыто перьями.
  2. Передние конечности превращены в крылья.
  3. Клюв без зубов.
  4. Быстрое пищеварение.
  5. Облегченный скелет (полости в костях).
  6. Теплокровность.
  7. Особое дыхание (воздушные мешки).
  8. Есть киль.

Какой вывод можно сделать: благодаря этим приспособлениям птицы способны летать .

3. Проблема:

  • Все ли птицы летают? Какие способы передвижения птиц?
  • Где место обитания?
  • Как далеко летят?

А это значит, что птиц много и по различным признакам они образуют группы, которые живут в определенном месте окружающей среды., т.е. в экологической среде, следовательно мы сегодня будем говорить об экологических группах птиц.

Что же мы сегодня должны узнать? (Деление птиц на группы, характерные признаки разных экологических групп). Запись на доске.

Тема урока: Экологические группы птиц.

III. Актуализация знаний.

1. Поиск решения:

– На какие группы можно разделить птиц в зависимости от строения и характера жизнедеятельности?

А какие главные отличия вы бы выделили у них? (Бегают, плавают, летают)

Назовите к какому виду они относятся по способу передвижения

Экологические группы по типу передвижения: летающих, плавающих и бегающих птиц

Вывод: Все птицы делятся на три группы: бегающие, плавающие и летающие.

Деление учащихся на группы – встаем в круг, физкульт – пауза, учитель делит учащихся по порядку на шишки, желуди, орехи, апельсины – 4 группы

2. В процессе эволюции птицы приспособились к разнообразным условиям существования и дали начало большому разнообразию птиц. В зависимости от строения и жизнедеятельности птицы делятся на группы.

Прочитайте текст на стр. ___–___ и заполните таблицу. Время 4 минуты.

Экологические типы птиц.

Работа с таблицей. Задание в конверте (разрезанные квадраты с характерными признаками)

Экологическая группа Представители Признаки
Описание крыльев Масса и размер тела Описание оперения
Птицы степей и пустынь Страус, дрофа, цесарка Крылья малы и слабы, без маховых перьев, Птицы средних или крупных размеров Перьевой покров рыхлый.
Болотные Цапля, аист, выпь Хорошо развиты, большие, широкие. Мелкие, средние, крупные. Перьевой покров рыхлый, небольшое количество пуховых перьев.
Птицы водоемов и побережий Гага, лебедь, баклан, чомга, кряква, гусь Хорошо развиты. Средние и крупные, но меньше, чем наземные. Пуховых перьев нет. У всех перья жесткие, плотные, налегают друг на друга. Могут смазывать выделениями копчиковой железы.
Птицы леса Дятел, сова, глухарь Широкие, хорошо развиты, приспособлены к лазанью по деревьям Средние и мелкие Разнообразное (жесткое, мягкое)
Дневные хищники Ястреб, скопа, сокол, орел. Сильные крылья, Крупные, средние, мощные папы, снабженные острыми, в виде крючков, когтями. Крупные перья, на ногах оперенье
Ночные хищники Сова, серая неясыть, филин. Мягкие маховые перья покрыты ворсинками – приспособление к бесшумному полету Крупные, средние Оперенье мягкое, обильное, на ногах оперенье
Наземные килегрудые птицы Крылья короткие, не совершают перелетов. Округлое плотное тело Оперенье сплошное, расположено плотно, имеются маховые и рулевые крылья
Пингвины Хохлатый пингвин, пингвин Адели, Крылья превратились в ласты, лапы с плавательными перепонками Тело напоминает подводную лодку. Перья мелкие, плотные, перекрывают друг

Наклейте на лист соответствующие надписи.

Географическое распространение птиц исключительно широко, птицы приспособились к самым разнообразным местам обитания и заселяют всю поверхность планеты. Больше всего птиц, 80%, обитают в тропиках.

Вывод: Птицы делятся на экологические группы по месту обитания.

3. В зависимости от времен года в жизни птиц происходят изменения. Размножение, перелеты. Почему одни птицы улетают в теплые края, другие остаются, а третьи кочуют? Откройте учебник на стр. ___ (2–4 абзацы и стр. ___. 1 абзац). Прочитайте. Рассмотрите эти группы и дайте им характеристику. Время 3 минуты.

Вывод: птицы делятся на перелетных, кочующих и оседлых в зависимости от времен года.

IV. Выражение решения.

Доклад учащихся о миграции птиц с использованием ЦОР.

V. Закрепление.

Определите по фото, какие птицы изображены на рисунках.

VI. Контроль знаний.

    Характерные признаки бегающих птиц:
    А – перья на крыльях рыхлые, мягкие.
    Б – заостренные крылья
    В – короткие ноги
    Г – хорошо развит киль

    Характерные признаки плавающих птиц:
    А – грудная кость без киля
    Б – хорошо развиты ноги
    В – заостренные крылья
    Г – короткие ноги, находятся на заднем конце туловища

    Характерные признаки летающих птиц:
    А – перья на крыльях рыхлые
    Б – хорошо развит киль
    В – киль отсутствует
    Г – крылья превращены в ласты

    Широкий клюв, с расположенными по бокам “зубчиками”:
    А – птиц открытых пространств
    Б – лесных птиц
    В – кочующих птиц
    Г – птиц водно-болотных угодий

    Птицы водно-болотных угодий:
    А – фламинго.
    Б – кукушка.
    В – орел
    Г – дятел

VI. Если останется время, есть еще два задания – ЦОР 7 класс.

VII. Рефлексия.

1. Составить «Синквейн»

  1. Существительное – «Птицы»
  2. два прилагательных
  3. три глагола
  4. Фраза состоящая из 4-5 слов.
  5. Эмоциональная точка-слово, выражающее отношение автора к теме обсуждения

2. 23, 23а программа интерактивной доски.

VIII. Домашнее задание.

Кто получил

  • “5” – составят книжки-малышки-загадки о птицах разных экологических групп.
  • “4” – составляют кроссворд.
  • “3” – внимательно прочитать учебный материал на стр. ___ и ответить на вопросы на стр. ___

Экология птиц Географическое распространение птиц исключительно широко. Они заселяют практически всю поверхность земли и на север проникают до полюса. Число только гнездящихся видов птиц на острове Рудольфа (Земля Франца-Иосифа - 81°51/ с. ш.) равно 8. Во время дрейфа ледокольного парохода «Седов» на 82° с. ш. были встречены малая гагарка, тупик, три вида чаек, кайра. На Земле Гранта между 82 и 83° с. ш. гнездятся белая сова, тундряная куропатка, пуночка, несколько видов куликов, крачка, поморник, гага, утка-морянка и черная казарка. Сотрудники российских дрейфующих полярных станций неоднократно наблюдали в районе Северного полюса таких птиц, как пуночка и чайка.

На крайнем юге, как показали недавние наблюдения советских антарктических экспедиций, птицы проникают даже во внутренние части Антарктического материка.

Вертикальное распространение птиц также весьма значительно. Казуары на Новой Гвинее встречены на высоте до 2 тыс. м над уровнем моря. Чайки и крачки в нагорной Азии наблюдались на высоте до 4700 м над уровнем моря, а грифы -- на высоте 7 тыс. м. Даже колибри местами распространены до высоты 4-5 тыс. м. С другой стороны, некоторые морские птииы (гаги, бакланы, пингвины) при добывании корма погружаются в воду на глубину до 20 м.

Широкое распространение птиц и наличие их в весьма разнообразных, часто малоблагоприятных жизненных условиях понятно, если учесть ряд прогрессивных особенностей этих животных. Так, птицы, в большинстве обладающие постоянной и высокой температурой тела, сравнительно легко переносят разнообразие температурных условий внешней среды. Особенно надо иметь в виду совершенство размножения, при котором яйца развиваются в относительно постоянных условиях гнезда (в первую очередь температурных).

Обладая способностью летать, птицы относительно легко преодолевают преграды, непроходимые для большинства других позвоночных (в том числе и для млекопитающих). Способность птиц быстро перемещаться позволяет им заселять области, где существование возможно только в немногие месяцы года, и улетать из этих областей подчас на громадное расстояние в места, где условия для жизни в данное время года более благоприятны. Заселение птицами арктических и бореальных пространств в подавляющем большинстве случаев связано с указанной биологической чертой птиц.

Из сказанного, конечно, не следует, что возможности распространения этих видов безграничны. Хотя птицы способны переносить весьма разнообразные температурные условия, значение температурного фактора в жизни птиц огромно. Северный предел распространения насекомоядных птиц определяется в конечном счете условиями температуры, так как при низкой температуре насекомых, т. е. пищи, становится мало; кроме того, короткий в течение года период активности насекомых не обеспечивает возможности выкорма птенцов. Температурные условия в огромной мере определяют распространение видов растений, с которыми связаны птицы как с источником пищи или укрытиями. Большое значение имеет косвенное воздействие температуры для жизни водных и болотных птиц, так как похолодание вызывает замерзание почвы и водоемов, где эти виды кормятся.
Исследованиями В. В. Станчинского и П. В. Серебровского установлено, что северная граница зимнего распространения утки-кряквы, крохалей, морской и хохлатой чернетей, гоголя совпадает с январской изотермой -4° С. Изотерма -2° С определяет границу зимнего распространения некоторых гагар, поганок, лебедя-кликуна, утки-шилохвостки, вальдшнепа, бекаса и некоторых других. Массовые зимовки водоплавающих, цапель, куликов ограничены январской изотермой +3° С. Здесь следует учесть, что низкая температура резко повышает теплоотдачу тела птиц. Так, птица величиной с воробья при 22° С выделяет 1339 кдж в час, а при 14° С уже 4166 кдж. Повышенная теплоотдача, естественно, вызывает повышенную потребность в пище, а возможность ее получения в это время, наоборот, сокращается.

Непосредственное значение влажности для распространения птиц сравнительно ничтожно. Это понятно, так как строение кожных покровов надежно предохраняет тело птиц от иссушения и намокания. Только необычно длительные холодные дожди могут пагубно влиять на состояние организма птиц. В первую очередь при этом страдают виды, не имеющие копчиковой железы, оперение которых в связи с этим легко намокает. Таковы, например, дрофы и стрепеты.

Косвенное значение влажности несравненно большее. При засухах сокращается площадь водоемов и болот, гибнут животные и растения, служащие кормом для таких птиц, как утки, кулики, болотные курочки и др. Повышенная влажность, часто связанная с большой облачностью и пониженной температурой, нарушает нормальную жизнедеятельность многих видов растений и животных. Уменьшается семенная продукция растений, многие насекомые становятся малоактивными, сокращается их размножение. В итоге ухудшаются кормовые условия для птиц. Увеличение осадков часто приводит к затоплению гнезд и гибели яиц и птенцов. Любопытно, что птицы после гибели их гнезд приступают к гнездованию повторно.

Существенное значение в жизни птиц имеют световые условия. Это можно видеть хотя бы из того, что подавляющее большинство птиц ведут строго дневной образ жизни. Сокращение продолжительности световой части суток делает существование многих птиц затруднительным, так как уменьшает возможность добычи необходимого количества корма. Надо учесть, что продолжительность дня уменьшается в осенне-зимний период, когда потребность в корме в связи с понижением температуры возрастает. В итоге разрыв между потребностью в корме и возможностью его добыть становится столь большим, что многие виды вынуждены откочевывать к югу, в условия более длинного дня. Характерно, что зачастую птицы, отлетая несколько к югу, не выходят из пределов свойственной им ландшафтной зоны и хотя температурные условия при этом не улучшаются, но более длинная светлая часть суток обеспечивает здесь возможность сбора необходимого количества пищи. Видимо, с этим в значительной мере связаны зимние миграции синиц, чечеток и ряда других птиц. С другой стороны, существует мнение, что отлет ряда видов весной на север для гнездовья связан с относительно коротким днем в тропических широтах.

Чувствительность птиц к недостатку света существенно различна у разных видов. Вот некоторые данные, характеризующие критический минимум освещенности, выраженный в люксах (т. е. в единицах освещения, создаваемого одной условной международной «свечой» с расстояния в 1 м при перпендикулярном падении лучей на площадь в 1 м 2): зяблик - 12, мухоловка- пеструшка - 4, кукушка - 1, дрозд-рябинник - 0,1.

Избыток освещения не имеет отрицательного значения. На Крайнем Севере, где летом солнце не заходит в течение нескольких месяцев, ночные виды птиц не терпят лишений и легко переходят на дневной образ жизни. Таковы белая и ястребиная совы, мохноногий сычик. Более того, именно непрерывный день делает возможным размножение в Арктике ряда птиц в течение очень короткого лета. Замечено, что выкармливание птенцов у некоторых видов осуществляется круглосуточно (кайры), у других - с очень небольшим перерывом в середине ночи (воробьиные). В результате период развития птенцов в гнезде в Арктике короче, чем у тех же видов, но в более южных широтах. Быстрее, видимо, идет и развитие у молодых после вылета из гнезда.

Специализированных ночных птиц сравнительно немного. К ним относятся филины, сычи, киви. Однако некоторые ночные виды при недостатке пищи охотятся и днем, например болотная сова и некоторые сычи. Есть виды, ведущие сумеречный образ жизни. Таковы козодои, некоторые цапли.

Экологические группы птиц

В связи с широким распространением птицы приспособились к весьма разнообразным условиям существования. В результате этого возникли различные экологические группы птиц, характерные привязанностью к определенным местообитаниям, использующие определенные корма и выработавшие в той или иной мере своеобразные приспособления для их добывания. В основу изложенной ниже системы и положены, с одной стороны, связанность птиц со средой (леса, болота, водоемы и т. д.), с другой - характер пищи и способы ее добывания. Надо иметь в виду, что общее разнообразие, а главное, глубина приспособлений к жизни в различных средах у птиц значительно меньше, чем у всех других наземных позвоночных. Так, среди птиц нет видов, обитающих только в воде (подобно, например, китообразным, некоторым хвостатым амфибиям); к жизни же в толще почвы (как, например, кроты среди млекопитающих) птицы вообще не приспособились. В разбираемом отношении птицы остались весьма однообразной целостной группой.

Кустарно-лесные птицы

Особо многочисленная группа видов, у которых характер связей с лесной средой весьма разнообразен.

1. Наиболее специализированной группой являются птицы древеснолазающие. Они добывают корм на деревьях (или на кустах), здесь же на ветвях деревьев или в дуплах они устраивают и гнезда. В связи с добычей корма на деревьях лапы сильные, обычно с загнутыми когтями; у многих птиц (например, у дятлов, поползней) два пальца направлены вперед и два назад. У дятлов хвост, перья которого жесткие и упругие, при лазании служит опорой. Попугаи при лазании используют клюв, которым хватаются за ветви.

По характеру питания кустарно-лесные птицы насекомоядные, плодосеменоядные и нектароядные.

Примерами насекомоядных птиц могут служить дятлы, которые разрушают кору и древесину при помощи сильного долотообразного клюва, доставая насекомых и их личинок. Пищухи, поползни, вертишейки, имеющие тонкий и длинный клюв, достают им пищу из щелей и трещин в коре.

}