- Презентация в MS Power Point (приложение)
- Компьютер, проектор
Реактивы
- Смесь порошков железа и серы, раствор поваренной соли, смесь песка и воды, раствор метилового оранжевого; фильтры, выпаривательная чашка, лабораторный штатив с кольцом, спиртовка, воронка, стеклянная палочка, химические стаканы, колбы, магнит, пипетка.
Демонстрационный эксперимент:
- Разделение смеси фильтрованием;
- Разделение смеси магнитом;
- Разделение смеси веществ выпариванием.
Карточки с заданием для групповой работы.
Разделение смеси (раствора) растворимого вещества и растворителя:
Раствор поваренной соли, лабораторный штатив с кольцом, фарфоровая чашка (выпаривательная), спиртовка, тигельные щипцы, стеклянная палочка.
Разделение смеси нерастворимого в воде вещества и растворителя (растворимого вещества):
Лабораторный штатив с кольцом, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба или стакан химический.
Разделение смеси железа и серы:
Железные опилки, порошок серы, магнит, 2 фильтра.
Фильтр, раствор метилоранжа, пипетка.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
- Какие соединения называются оксидами? (Оксиды - это сложные соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления (-2))
- Какие соединения называются кислотами? (Кислоты - это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка)
- Какие соединения называются основаниями? (Основание - это сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп OH-)
- Какие соединения называются солями? (Соли - это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков)
2.Проверочная работа (5-7 минут) на листках. На слайдах 1-2 - вопросы проверочной работы.
3.Проверочная работа сдается учителю (результаты объявляются на следующем уроке).
II. Подготовка к восприятию нового материала. Объявление темы.
1. Беседа
1. Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая тетрадь, чистые руки, чистый лист … А какое вещество считается чистым? Есть ли в природе чистые вещества? Чем отличается чистое вещество от смеси веществ?
2. Как вы думаете, что будет темой нашего урок сегодня? (слайд 3)
2. Запись даты и темы урока учащимися в тетради.
Как вы думаете, что мы должны сегодня выяснить на уроке?
Цели урока обсуждаются с учащимися.
Учащиеся предлагают: выяснить, какое вещество считается чистым и что такое смесь; узнать, где применяются чистые вещества и смеси; узнать, как разделить вещества.
В результате обсуждения - слайд 4.
3. Объяснение нового материала.
На данном этапе урока учитель формирует понятие о чистом вещества и смеси. Учащимся известно понятие «вещество» (это то, из чего состоят физические тела). Поэтому, вначале даем определение «смеси веществ».
Учитель предлагает ученикам рассмотреть смеси, находящиеся на демонстрационном столе и примеры смесей, представленные на слайде 5.
Далее ребята дают определение смеси , как системы из их нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом . Эта формулировка появляется на слайде после щелчка мыши.
Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно чистых веществ. Вещества встречаются преимущественно в виде смесей. Учитель приводит примеры смесей, ребята записывают их в тетради: воздух, морская вода, молоко, сплавы металлов, растворы, туман и др. Он рассказывает о воздухе, как смеси, которая состоит из газов - азота, кислорода, аргона и др. (слайд 6).
Посмотрите внимательно на смеси, находящиеся на столе. В чем разница между ними?
Однородные
Неоднородные
Раствор сахара в воде, растворы солей, воздух
Смесь Fe +S, песок и сахар, глина с водой, песок с водой
Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.
Однородными называют смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь (даже при помощи микроскопа).
Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В тоже время, необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит, хотя ничтожное малое количество примесей.
Как вы думаете, морская вода и чистая дистиллированная вода будут обладать одинаковыми свойствами? (ребята предполагают, что нет). Слайд 8 . Учитель объясняет условия эксперимента: в 2-х сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду. Через определенное время измеряли температуры кипения в этих сосудах с помощью датчиков «Архимед». Вместе обсуждаем результаты эксперимента. Встает проблема: «Почему у морской воды t кип не постоянная в разные промежутки времени по сравнению с t кип дистиллированной водой?»
Учащиеся высказывают предположение, что соленость морской воды влияет на tкип.
С помощью учителя формулируется определение «Чистым веществом называется такое вещество, у которого постоянные физические свойства (температуры кипения, температуры плавления, плотность).
В тетрадях ребята записывают определение «чистое вещество»
Чистым называется вещество, которое обладает постоянными физическими свойствами.
Учитель дополняет, что в чистом веществе примеси, хотя и есть в незначительных количествах, но они не влияют на физические и химические свойства. Пример чистого вещества - дистиллированная вода.
Демонстрируется слайд 9 .
Ребята записывают в тетрадях выводы.
Педагог обращает внимание детей на отличительную особенность смесей «В смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства. Для подтверждения этого учитель проводит опыты:
- Демонстрация разделение смеси железа и сера с помощью магнита (отработать с ребенком заранее методику выполнения опыта и тогда демонстрацию проводит ученик)
Следующий этап урока - знакомство с основными способами разделения смесей, которые представлены в виде схемы: Слайд 10 .
Одновременно уточняется, на каких физических свойствах веществ основан каждый способ разделения. На слайдах 11- 13 показаны области применения разных способов очистки неоднородных смесей.
Демонстрация разделения смеси песка и воды фильтрованием. Обращается внимание на правильность выполнения эксперимента (Слайд 11).
Знакомство со способами разделения однородных смесей продолжается с помощью слайда 14 , акцентируется внимание учащихся на физических свойствах веществ, применяемых в данном способе разделения.
На слайдах 14-18 показаны области применения разных способов очистки однородных смесей.
4. Закрепление
1. Групповая работа.
Каждая группа получила задание « Как разделить смесь?»
Нужно было описать свои действия. Через 1 минуту каждая группа озвучила свой ответ. В заданиях были использованы жизненные ситуации, где требовалось очистить воду в походных условиях и т.п.
2. Ответить на вопросы, представленные на слайдах 19 - 21
5. Рефлексия .
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что запомнилось?
Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд?
6. Подведение итогов
7. Домашнее задание: § 23 упр. 1,2,4
Творческое задание.
1. Составьте задания на разделение смеси.
2. Вам выдали смесь, состоящую из соли и мела.
Предложите способы разделения этой смеси.
Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку "Чистые вещества и смеси" »
ВЫПИШИТЕ ОТДЕЛЬНО ФОРМУЛЫ ОКСИДОВ, КИСЛОТ, ОСНОВАНИЙ И СОЛЕЙ:
KCl, MnO 2 , H 2 SO 4 , KOH,
- KCl, MnO 2 , H 2 SO 4 , KOH,
CO 2 , NaNO 3 , H 2 CO 3 , Al(OH) 3 .
Назовите соединения
Составьте формулы химических соединений:
Оксид натрия
Соляная кислота
- Оксид натрия Соляная кислота
Фосфат кальция
Гидроксид бария
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей
Тема урока: Чистые вещества и смеси
Цели урока:
- Выяснить, какое вещество считают чистым.
- Что такое смесь? Какие бывают смеси?
- Выяснить различия между смесью и химическим соединением.
- Какими способами можно разделить смеси?
- Где применяются чистые вещества и смеси?
Смесь – это система из нескольких веществ.
- Воздух
- Молоко
- Сплавы металлов
- Растворы
- Туман
- Бетон
Однородные
Неоднородные
суспензии
жидкие
эмульсии
Газообразные
твердые
- Чистое вещество имеет постоянный состав.
- Чистое вещество обладает постоянными физическими свойствами (плотность, твердость, электропроводность, t кип, t плав)
Способы разделения смесей
Неоднородные смеси
Отстаивание
Способы разделения смесей
Однородные смеси
Выпаривание
Дистилляция (или перегонка)
- Водопроводная вода
- Углекислый газ
- Морская вода
- Молоко
- Кислород
2. Смесью является:
A. Дистиллированная вода
D. Алюминий
- Воздух
- Вода в реке
- Вода в облаке
- Сахар
- Бензин
- Поваренная соль
Домашнее задание:
§ 23, упр. 1,2,4
Творческое задание.
1. Составьте задачи на разделение смеси различных веществ.
2. Вам выдали смесь, состоящую из железных опилок, соли и мела. Составьте план разделения этой смеси.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Чистые вещества и смеси. Физические явления в химии.
Чистыми называют вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами.
Смесь – это комбинация различных веществ, которые могут быть разделены, потому что обладают разными физи - ческими свойствами(например разной температурой кипения). Вещества в смеси не связаны химическими связями, поэтому их можно отделить друг от друга.
Смеси Однородные (гомогенные) Неоднородные (гетерогенные) Растворы поваренной соли (хлорида натрия) и сахара в воде, воздух Смесь поваренной соли с песком, глины с водой, железные опилки с глиной
Проблема: Как получить чистые вещества?
В основу получения чистых веществ были положены физические процессы, которые происходят без изменения состава вещества, но с изменением агрегатных состояний веществ.
Неоднородные смеси Отстаивание Фильтрование Действие магнитом Отстаивание частиц глины в воде. Применяется для очистки питьевой воды Применяется при очистке питьевой воды Отделение железа от других веществ
Однородные смеси Выпаривание Кристаллизация Дистилляция (перегонка) Хроматография Выделение пова – ренной соли из морской воды Производство сахара Получение дистил- лированной воды Разделение и очист- ка лекарственных веществ
Как очистить воду в походе?
Даны смеси: - железные и медные опилки; - древесные опилки и глина; - речной песок и сахар. Предложите способы их разделения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей"
Цели урока:1. Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.2. Развивающая: Ф...