Вербальная и невербальная составляющие имиджа. Этапы формирования позитивного имиджа Невербальный имидж

Занятие 1. Формирование вербального имиджа

Как утверждают специалисты, в настоящее время борьба на рынке в основном ведется не между фирмами, а между их имиджами. При общении с представителями фирмы, знакомстве с ее товарами, услугами в восприятии партнеров, хотим мы этого или не хотим, складывается определенный образ.

Вербальный имидж формируется только через речь (устную или письменную). Если есть проблемы с речью (не все умеют достаточно четко и ясно излагать свои мысли в экспромт-речи), то здесь уместна поговорка «Слово – серебро, а молчание – золото». В ряде случаев молчание действительно имеет преимущество перед речью.

Вспомните четыре техники формирования вербального имиджа при выступлении (кстати, некоторые из этих техник применимы и в других ситуациях, когда вам нужно будет говорить… или разговаривать):

· позитивнее с людьми разговаривать, а не говорить;

· необходимо учитывать личные интересы собеседников;

· не забывать при разговоре с собеседником инициировать улыбку;

· смелее преодолевать некоторые социальные табу (не явно обоснованные или архаичные запреты на определенные темы).

А также… Диагностическая роль и значение употребления некоторых достаточно распространенных в обыденной речи вводных слов и негативное их влияние на имидж человека.

Почему некоторые люди представляются «в ладошку», и как влияет на имидж фактор «четкость речи».

Кстати, есть ли у вас отклонения в темпе речи? Если есть, их надо откорректировать.

Вспомните о роли интонирования и о психологической функции пауз в речи.

Как обычно люди здороваются. Кстати, звучание собственного имени является для человека сигналом, который отвечает требованиям формирования аттракции:

· не фиксироваться в сознании собеседника;

· вызывать чувство приятного (пусть и не всегда осознаваемого настолько, чтобы об этом думать).

Назвать человека по имени – проявить интерес к его личности, а не к социальной или иной функции данного человека… Вы произнесли вслух имя Вашего собеседника, следовательно, проявили внимание к его личности , следовательно, утвердили его (в глазах) как личность , следовательно, вызвали у него (помимо его воли) положительные эмоции, следовательно, сформировали у него невольную тягу к себе .

Кстати, прием «имя собственное» – замечательное средство диагностики, или Почему вы не называете коллегу по имени.

А еще… Если кто-то плохо запоминает имена людей вообще – дело не в склерозе, а в… психологической отчужденности этого человека от людей вообще; люди – как часть окружающего мира занимают в его жизни далеко не первое место.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «вербальный имидж»?

2. Назовите и охарактеризуйте техники формирования вербального имиджа.

3. Как на имидж делового человека влияет манера представляться?

Задание 1 Известно, что слово «здравствуйте» может быть произнесено на все лады. Попробуйте выявить свой потенциал использования приветствия. Попросите кого-нибудь послушать и «оценить» подтекст, который вы вкладываете в приветствие.

Задание 2

Произнесите одну и ту же фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл

1. Рад вас видеть!

2. Спасибо за работу.

3. Приходите завтра.

4. Я в восторге.

5. Спасибо, мне очень приятно ваше внимание.

6. Приятно было с вами поговорить.

7. Спасибо за комплимент.

8. Очень вам признателен.

9. Ценю вашу настойчивость.

10. Мне это очень нравится.

Задание 3

Произнесите фразу с разными интонациями

1. Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно)

2. Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).

3. Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением).

4. Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять бестактность просьбы).

5. Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой).

6. До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично).

7. Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно).

8. Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно).

9. Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком, доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом). Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Стрессоустойчивый менеджер автора Альтшуллер А А

ПЕРВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МЕТОДУ ПМТ Первое практическое занятие ПМТ. Для удобства обучения все мышцы тела разделены на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Представьте, что вы находитесь в помещении, где висят пять больших ламп, а в углу слабо светится

Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь

Из книги Деловое общение автора Шевчук Денис Александрович

Занятие 1. Невербальные средства коммуникации В коммуникации человек использует пять разных знаковых систем:· слова,· интонация,· тембр голоса,· жесты, пластика,· энергетический импульс.Первые три традиционно относятся к компетенции лингвистики, четвертая – к

Из книги Пять пороков команды: притчи о лидерстве автора Ленсиони Патрик

Занятие 2. Организация пространственной среды Человек всегда пытается подчинить себе окружающее его небольшое пространство и воспринимает все находящееся в этом пространстве как часть себя или свою собственность.В речевой коммуникации существует четыре зоны

Из книги Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес-процессы автора Крышкин Олег

Занятие 2. Самопрезентация Взять обычного человека, Дать немного Воспитания, Добавить необходимое Образование, Наделить умением соответствующего Одевания, Обучить правилам делового Общения. Четыре добродетели, Объединенные хорошими манерами И необходимым набором

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Занятие 1. Правила убеждения Нет ничего важнее, чем склонить слушателя на сторону оратора. Ведь люди судят гораздо чаще под влиянием душевного движения, чем сообразно с истиной. Цицерон Для создания благожелательной атмосферы общения важно, чтобы все сказанное звучало

Из книги Совершенная машина продаж. 12 проверенных стратегий эффективности бизнеса автора Холмс Чет

Занятие 2. Деловая беседа по телефону Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. Лафатер Тест«Культура телефонного общения»В тесте даются формулировки наиболее

Из книги автора

Занятие 3. Дискуссия Кто слишком усердно убеждает, тот никого не убедит. Никола Шамфор, французский писатель-моралист Каждый деловой человек, каким бы родом деятельности он ни занимался, должен уметь компетентно и эффективно обсуждать жизненно важные проблемы,

Из книги автора

Занятие 4. Деловые переговоры Не получить того, что ты хочешь, – почти то же самое, что не получить совсем ничего. Аристотель Переговоры – специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий разнообразные пути к достижению

Из книги автора

Занятие 5. Деловые совещания Секрет удачного выбора сотрудников прост – надо находить людей, которые сами хотят делать то, что бы нам хотелось от них. Ганс Селье Деловое совещание – это общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и

Из книги автора

Занятие 6. Торги Нетерпеливые часто платят дорого за то, что терпеливым достается бесплатно. Французская пословица Торги – это способ продажи и закупки товаров, размещения заказов на подрядные работы путем привлечения предложений от нескольких поставщиков и

Из книги автора

Занятие 7. Презентация Не выставляй напоказ все, что имеешь, – назавтра уже никого не удивишь. Бальтасар Грасиан Под презентацией обычно понимают первое официальное представление заинтересованной аудитории некоторой еще неизвестной или малоизвестной продукции,

Из книги автора

Практическое занятие Кэтрин сразу перешла к главному.- Отлично, я вижу, у вас хорошее настроение. Прежде чем мы разъедемся по домам, необходимо сформулировать то, что я назвала бы ключевой целью года. Не вижу, почему бы нам не сделать это прямо здесь и сейчас. Кто хочет

ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ. ВЕРБАЛЬНЫЙ ИМИДЖ.

Известна сила и власть слова над судьбами людей. Все знают, чтобы добиться успеха надо уметь правильно строить отношения с людьми, но немногие пытаются получить этот ценный навык.

Цель вербального имиджа – расположить людей к общению, побудить их к большей душевной щедрости. Проявив усердие и терпение, Вы получите действительно высокую награду.
Применять полученный навык можно в любой сфере жизни и любой социальной среде.

Вербальный имидж

Необходимо помнить, что имидж - это одна из форм нашего самовыражения, в чем огромная роль принадлежит речи человека. Выработать правильную речь не легче, чем правильную осанку, походку, движение. Она требует постоянного внимания, и, конечно, интеллекта.

Вам помогут десять заповедей грамотной речи:

При проведении деловых переговоров следует учитывать, что слишком громкая речь может произвести впечатление навязывания вашего мнения партнеру.

Тихая и невнятная речь продемонстрирует неуверенность в деле, а может быть, и в себе, вызовет постоянные переспрашивания и уточнения.

Слишком медленная речь натолкнет на мысль, что вы тянете время, а слишком быстрая - что просто "забалтываете" партнера.

Существует мнение, что "светский" человек, умеющий вести себя в гостях, в театре, в ресторане и т.д., должен иметь "хорошо подвешенный язык" и без умолку сыпать остротами и мудростями. Оказывается, это не так. Вспомним, какие рекомендации относительно беседы в обществе давал великий Пушкин:

Без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм.


Научившись анализировать свои личные особенности, внимательно изучив их, можно сознательно контролировать себя и шлифовать свое искусство ведения беседы, деловых отношений.

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).

Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации; полемический ; фатический (поддержание контакта).

В процессе коммуникации могут возникнуть КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ:

1. Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания.

2. Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию.

3. Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур.

4. Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.

Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Вспомните Мартина Идена Д. Лондона, который, решив стать писателем, ежедневно стал учить определенное количество новых слов. Это ему помогло. Сейчас обычно если и учат новые слова, так только при изучении иностранного языка. Хотя расширять свой словарный запас надо как тем, у кого он невелик, так и тем, чья профессия этого требует (писатель, оратор, переводчик, политик и т.п.). Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно выразить свою мысль и предотвратите возможные недоразумения. И напротив, люди, у которых сумбур и в мыслях и в словах, постоянно рискуют попасть впросак. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми.

Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Так, в политике давно известен факт, что личное общение с избирателями повышает шансы кандидата на успех в избирательной кампании.

5. Как добиться, чтобы ваше общение с супругом, учителем, начальником или с понравившейся вам девушкой было более эффективным? Психологи установили, что общению больше способствуют открытые вопросы. При ответе на закрытый вопрос ("Вам нравится ваша работа?") можно ограничиться простым "да" или "нет", тогда как открытый вопрос ("Что вам нравится в вашей работе?") требует развернутого ответа.

В данной статье рассматриваются характеристики создания вербального имиджа делового исследователя. Основной акцент делается на необходимости владения в совершенстве навыками культуры речи, речевого этикета и на их основе формирования коммуникативной компетентности.

  • «Мозговой штурм» как форма проведения занятий по статистическим методам в психологии
  • Теоретические аспекты социальной работы с осужденными, имевшими статус безработного до осуждения
  • Агрессивность и конфликтность как характеристика личности курсантов
  • Особенности межличностных отношений курсантов академии ФСИН России

Если дословно переводить с английского слово « image», то в буквальном смысле оно означает «образ». Следовательно, когда говорят об имидже человека («У него имидж делового человека», «У него отрицательный имидж»), говорят о том его образе, который возник у других людей. Причем, под «образом» имеется в виду не только визуальный, зрительный вид, облик, но и образ мышления, действий, поступки т.п. Иначе говоря, в данном случае русское слово «образ» должно употребляться в широком смысле - как представление о человеке мнения о нем.

Речь – главный вербальный элемент имиджа. Если у вас с этим проблемы, то лучше промолчать, чем излагать свои мысли непонятным образом. Ваше обучение будет лучшим выходом из положения.

Чтобы у людей о вас складывалось положительное мнение, надо формировать вербальный имидж, для этого выполните следующие рекомендации:

  • тренируйте мышление и речь. Учитесь грамотно говорить, четко формулировать мысль;
  • соблюдайте деловой этикет, культуру речи;
  • общайтесь с народом на волне позитива;
  • при разговоре улыбайтесь, старайтесь вызвать такую же реакцию в ответ;
  • не стесняйтесь «запретных» тем, если это уместно. Проявите искренность и уверенность;
  • учитывайте личные интересы собеседника;

Чтобы человеку произвести благоприятное впечатление на окружающих, ему стоит использовать преимущественно слова, которые будут подчеркивать его добросовестность и надежность. Для большего эффекта можно с помощью паузы или интонации делать акцент на важнейших словах. К примеру, внезапное понижение или повышение тона хорошо выделяет целую фразу или отдельное слово. Речь должна быть убедительной, логичной и обоснованной, она должна способствовать правильному пониманию.

Выработать правильную речь не легче, чем правильную осанку, походку, движение. Она требует постоянного внимания, и, конечно, интеллекта.

Вам помогут десять заповедей грамотной речи:

При проведении деловых переговоров следует придавать значение тому, что слишком громкая речь может произвести впечатление навязывания вашего мнения партнеру.

Тихая и невнятная речь продемонстрирует неуверенность в деле, а может быть, и в себе, вызовет постоянные переспрашивания и уточнения.

Слишком медленная речь наводит на мысль, что вы тянете время, а слишком быстрая – что просто «убалтываете» партнера.

Существует мнение, что «светский» человек, умеющий вести себя в гостях, в театре, в ресторане и т.д., должен иметь «хорошо подвешенный язык» и без умолку сыпать остротами и мудростями. Оказывается, это не так. Вспомним, какие рекомендации относительно беседы в обществе давал великий Пушкин: «...Без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм».

Научившись анализировать свои личные особенности, внимательно изучив их, можно сознательно контролировать себя и шлифовать свое искусство ведения беседы, деловых отношений.

Таким образом, вербальный имидж говорит многое о человеке. Выражается он в голосе, в характерной манере говорить, в стиле речи и словесных оборотах, которые употребляет в разговоре человек, в его словарном запасе (можно донести до собеседника одну и ту же мысль разными словами). Также такой имидж зависит от выбора интонации и правильно подобранных слов.

Список литературы

  1. Скаженик Е.Н., /Практикум по деловому общению Учебное пособие. [Текст] Таганрог: Изд-во ТРТУ/ 2005 г.
  2. Огарева О.М. / Статья «Имидж делового человека». / Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/imidzh-delovogo-cheloveka.
  3. Наумова С.А., /Имиджелогия. Учебное пособие [Текст] /Томский политехн. Ун-т, Томск, 2010 г.
  4. Игебаева Ф.А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество современного специалиста // Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. – Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. – С.122 – 124.
  5. Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в формировании профессиональных компетенций современного выпускника агроуниверситета // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2013, № 11 (117), С.60 – 62.
  6. Игебаева Ф.А. Роль коммуникаций в системе управления. В сборнике: социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: российский и зарубежный опыт. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2004. С.116 – 119.
  7. Игебаева Ф.А. Технология построения собственного позитивного имиджа В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах Материалы 2-й Международной научно-практической конференции в 2-х томах. 2013. С. 170-173.
  8. Игебаева Ф.А. Имидж деловой женщины. В сборнике Проблемы социально-экономической устойчивости региона. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Пенза. 2009. С.205-207.
  9. Игебаева Ф.А. Культура делового общения и особенности ее проявления в деятельности менеджера // Проблемы и перспективы социально-экономического развития современной России. Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции.– Саратов: Изд-во «КУБиК», 2010. – С. 92 – 95.
  10. Игебаева Ф.А., Шакиров И.Р. Речь как средство формирования профессионально-ориентированной коммуникации. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 96 – 98.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический
университет им. М. Акмуллы»

РЕФЕРАТ
по дисциплине «Менеджмент»
на тему:
«Вербальный имидж. Формирование вербального имиджа»

Подготовил: студентка группы 101
специальности
«Документоведение и ДОУ» (заочно)
Чернышова Марина
Проверил: преподаватель Пудовина А.И.

Уфа 2012
Содержание

Введение 3
Формирование вербального имиджа 4
Основные приемы для создания положительного
вербального имиджа
Заключение
Список литературы

Введение

«...мы должны следить за тем, чтоб всегда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво... Лишь при этом условии набьётся привычка, которая превратится во вторую натуру, и нам не придётся отвлекать внимание на дикцию в момент сценического выступления или любого другого ответственного разговора». (Станиславский «Работа актера над собой»)
Как утверждают специалисты, в настоящее время борьба на рынке в основном ведется не между фирмами, а между их имиджами. При общении с представителями фирмы, знакомстве с ее товарами, услугами в восприятии партнеров, хотим мы этого или не хотим, складывается определенный образ.
Вербальный имидж – это мнение о человеке, сформированное аудиторией имиджа на основе оценки его речи – как вербальных ее характеристик, так и паравербальных.
Вербальные характеристики речи – используемые слова, выражения, владение техникой вербального (убеждающего) воздействия.
Паравербальные характеристики речи – интонации, темп речи, громкость, наличие пауз.
Все эти элементы речи являют собой вербальную имиджформирующую информацию.
Данная работа предназначена для доступного понимания значимости правильного произношения, звучания и усвоения речи. Приведены примеры правильного и не правильного произношения некоторых слов и словосочетаний. Также приведены способы и метода приведения речи делового человека к приятному звучанию и правильному произношению.

Основные приемы для создания положительного вербального имиджа
Вербальный имидж формируется только через речь (устную или письменную). Если есть проблемы с речью (не все умеют достаточно четко и ясно излагать свои мысли в экспромт-речи), то здесь уместна поговорка «Слово – серебро, а молчание – золото». В ряде случаев молчание действительно имеет преимущество перед речью.
Вспомните четыре техники формирования вербального имиджа при выступлении (кстати, некоторые из этих техник применимы и в других ситуациях, когда вам нужно будет говорить… или разговаривать):

      позитивнее с людьми разговаривать, а не говорить;
      необходимо учитывать личные интересы собеседников;
      не забывать при разговоре с собеседником инициировать улыбку;
    смелее преодолевать некоторые социальные табу (не явно обоснованные или архаичные запреты на определенные темы).
Почему некоторые люди представляются «в ладошку», и как влияет на имидж фактор «четкость речи».
Если у вас есть отклонения в темпе речи их надо откорректировать.
Вспомните о роли интонирования и о психологической функции пауз в речи.
Звучание собственного имени является для человека сигналом, который отвечает требованиям формирования аттракции:
      не фиксироваться в сознании собеседника;
      вызывать чувство приятного (пусть и не всегда осознаваемого настолько, чтобы об этом думать).
Назвать человека по имени – проявить интерес к его личности, а не к социальной или иной функции данного человека. Вы произнесли вслух имя Вашего собеседника, следовательно, проявили внимание к его личности, следовательно, утвердили его (в глазах) как личность, следовательно, вызвали у него (помимо его воли) положительные эмоции, следовательно, сформировали у него невольную тягу к себе.
Кстати, прием «имя собственное» – замечательное средство диагностики, или Почему вы не называете коллегу по имени.
Если кто-то плохо запоминает имена людей вообще – дело не в склерозе, а психологической отчужденности этого человека от людей вообще; люди – как часть окружающего мира занимают в его жизни далеко не первое место.
Если участнику деловой коммуникации не удается так преподнести себя, чтобы сформировать у партнера положительный и престижный образ, рассчитывать на успех не приходится. Наш образ – это наш портрет, который мы показываем окружающим. Он должен работать на нас, а не против нас, должен правдиво отображать лучшие качества и при этом быть простым и искренним.
Составляющие имиджа делового человека – это впечатление, которое он производит (внешний вид, речь, манеры, окружающие его люди и вещи), и его деловые качества.
Преуспевающий деловой человек должен выглядеть как преуспевающий деловой человек. В бизнес-практике особое внимание уделяется такой личностной характеристике, как способность вызывать доверие. Обманчиво первое впечатление или нет, деловой человек должен сделать все, чтобы понравиться своему деловому партнеру с первого раза.
Вспомните фактор преимущества, фактор привлекательности, фактор отношения к нам.
Приемы установления контакта:
      улыбка, доброжелательный взгляд;
      приветствие, включающее рукопожатие и слова;
      обращение к партнеру по имени-отчеству, с этой целью – представление, знакомство, обмен визитными карточками;
      проявление дружеского расположения, использование для этого шутки, юмора, комплиментов, видимого участия;
      подчеркивание значимости партнера, фирмы, которую он представляет, проявление уважения к нему, демонстрируемое словами, мимикой, жестами, позой, организацией пространственной среды;
      открытое признание достоинств вашего партнера.
Уверенность в себе несомненно способствует успеху самопрезентации, ибо неуверенный в себе человек, все подвергает сомнению, прежде чем что-то сказать, сомневается в своих возможностях, долго думает. Для развития уверенности в себе делайте следующее:
      Перестаньте критиковать самого себя.
      Перестаньте жаловаться.
      Займитесь своей физической формой.
      Обретите независимость.
      Смотрите на мир позитивно.
Типичные признаки человека, который «закрыт» для других:
    он испытывает страх, нерешителен, ему недостает веры в свои силы;
    он пессимист, отличается недоверчивостью, рассчитывает только на плохое;
    он редко смеется и проявляет свою радость, редко говорит «спасибо»;
    он часто отказывается, чаще говорит «нет», чем «да»;
    о себе он говорит, что работа приводит его в стрессовое состояние, что у него практически нет свободного времени;
    он ругается, брюзжит, выказывает себя умником;
    он слишком много говорит о себе и слишком мало слушает;
    он часто действует суетливо, нервозно, с раздражением;
    он распространяет вокруг себя гнетущую, недружелюбную обстановку, он действует «против».
и т.д.................

Вербальный имидж

Мнение о руководителе формируется в том числе на основе его вербальной коммуникации. По речи, активному словарю, который использует человек, можно всего по нескольким произнесенным им фразам определить уровень его интеллекта и образования, возраст, социальный статус, принадлежность к той или иной социальной группе. Особенно большое значение имеет вербальный имидж при общении с прессой.

Большое значение для вербального имиджа имеют всевозможные оговорки, которые бывают у каждого. Иногда эти оговорки могут нанести непоправимый удар по имиджу, так как выдают скрытые, часто неосознаваемые самим человеком желания. Классический пример – когда председатель, открывая собрание, говорит: "Позвольте наше собрание считать закры... то есть открытым". При формировании вербального имиджа необходимо учитывать тезаурус и образовательный уровень слушателей: нельзя говорить так, чтобы им совсем ничего не было понятно, но в то же время не следует стараться говорить на молодежном сленге, чтобы приобрести популярность среди молодежи.

Очень важно умение правильно представиться. Невнятное представление говорит о нежелании контакта. Если на первое место ставится фамилия, подчеркивается статус говорящего, его позиция "сверху". Если сначала идет имя-отчество, говорящий создает более доброжелательную атмосферу, общение партнерского типа.

Невербальный имидж

К невербальному имиджу относится вся информация, передаваемая человеком на невербальном уровне. А так как это более древний канал, чем вербальный, бо́льшая часть этой информации воспринимается на подсознательном уровне. В исследованиях показано, что 70% всей информации передается именно через невербальный канал. Кроме того, при несовпадении вербальной и невербальной информации (так называемая "двойная ловушка") реципиент непроизвольно отдает предпочтение именно невербальной, так как интуитивно считает ее более точной и правдивой.

К видам невербальной информации относятся следующие.

1. Оптико-кинетическая система знаков – это жесты, мимика, пантомимика. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков придает общению нюансы. Нужно помнить, что в различных культурах эти нюансы могут быть неоднозначными. Изучением этой сферы невербального общения занимается наука кине- сика.

Имидж, формируемый на основе данной системы знаков, называют кинетическим имиджем. Чаще всего это информация, движущаяся по каналу "подсознание – подсознание", т.е. не осознаваемая ни индуктором, ни реципиентом.

Для того чтобы вызвать доверие и симпатию у слушателей, необходимо придерживаться открытой позы (не скрещивая руки или ноги). Концы носков показывают направление желаемого передвижения, поэтому если вы сидите, положив ногу на ногу и носок вашей ноги повернут в сторону двери, вы тем самым демонстрируете желание поскорее уйти.

Наклон головы несет значимую информацию: так, наклон головы вперед со взглядом из-под бровей воспринимается как агрессия, вызывает у слушателей нервно-психическое напряжение и блокирует познавательные процессы, может вызвать даже ответную агрессию. Голова, откинутая чуть назад, демонстрирует пренебрежение к собеседнику, позицию свысока. В ситуации слушания оптимальна "голова внимающего" – с небольшим наклоном набок. Имеет значение и поворот головы в сторону собеседника, демонстрирующий интерес, внимание. Важной имиджформирующей информацией является улыбка, однако она должна использоваться дозированно: в момент обращения к собеседнику, в момент его обращения к вам лично, в начальной и заключительной части встречи как знак позитивного отношения. Постоянно улыбающийся руководитель выглядит несерьезно.

  • 2. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков, несомненно, являются дополнением к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию.
  • 3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса также несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Например, размещение партнеров лицом к лицу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему. Приход вовремя к началу встречи символизирует уважение по отношению к партнеру. Особая область исследований – проксемика – занимается изучением норм пространственной и временной организации общения.

Большое влияние на характер общения оказывает дистанция между общающимися. Выделены такие характеристики дистанции в общении, как:

  • 0–45 см – интимное общение;
  • 45–120 см – межличностное общение;
  • 120–400 см – социальное расстояние, деловое общение;
  • 400–750 см – публичное общение.

Меняя дистанцию, можно воздействовать на восприятие себя окружающими, на характер общения с ними. Расположение в пространстве также влияет на формирование имиджа: классическое расположение "руководитель во главе стола" демонстрирует приверженность авторитарному стилю общения, консерватизм; расположение за круглым столом снимает этот эффект, подчеркивает равенство общающихся.

4. Контакт глаз – также важная знаковая система, используемая в визуальном общении. Поддержание контакта глаз указывает на желание поддерживать общение, на внимание к собеседнику, искренность. Наоборот, отсутствие контакта глаз способствует прекращению контакта, вызывает ощущение неискренности, закрытости, недоверия, снижает аттракцию.

Все компоненты имиджа руководителя работают в совокупности, формируя общее позитивное или негативное отношение к нему. Следует заметить, что в сознании реципиента имидж и личность не разделяются: имидж понимается реципиентом как личность воспринимаемого. Поэтому все внешне наблюдаемые характеристики расшифровываются им в терминах личностных качеств индуктора. Важно, чтобы образ руководителя был целостным, и содержал информацию о позитивно воспринимаемых личностных качествах, а также целях, ценностях и миссии руководителя, не противоречащих целям, ценностям и миссии организации.