Как образовался карьер. Самые большие открытые карьеры земли

Карьер по добыче щебня


1. Описание предприятия и сферы деятельности

1.1 Описание концепции предприятия

В рамках данного проекта рассматривается одна концепция развития предприятия - предприятие по добыче и оптовой поставке щебня предприятиям, производящим строительные материалы, строительным организациям и ТОО «Тенгизшевройл». Основная цель данного проекта - рост объемов добычи щебня путем увеличения производственных мощностей. Данная концепция предполагает закупку дополнительных единиц техники, объем закупок подробно представлен в главе Инвестиционный план. Добыча щебня будет производиться в карьере, расположенном на земельном участке, площадью 12,52 гектаров, находящемся в собственности предприятия.

Вид деятельности по добыче полезных ископаемых предполагает получение лицензии, но в рамках данного проекта предполагается использование лицензии существующего предприятия, на базе которого планируется реализовывать проект.

1.2 Описание продукции

Продукция, продаваемая предприятием - щебень и бутовый камень, добываемые в карьере. Для того чтобы определить основных потребителей продукции компании, необходимо привести характеристику продукции.

Щебень - это продукт, производимый путем дробления твердой скальной породы с последующим разделением на фракции. Так же щебень можно добывать в карьере путем просеивания породы. Для получения щебня применяют различные горные породы, самой распространенной и широко применяемой является гранит. Щебень также может быть получен при дроблении валунов и гравия. Щебень - это нерудный строительный материал, который используется встроительстве в естественном виде, без выделения из них минералов. Основными свойствами щебня из природных каменных материалов являются: 1. прочность; 2. морозостойкость; 3. лещадность; 4. истинная, средняя и насыпная плотности; 5. водопоглощение и водонасыщение; 6. зерновой состав и форма зерен; 7. активность естественных радионуклидов (радиоактивность). Щебень оценивают по качеству его фракций, образующиеся в результате просеивания щебня - финальной стадии его изготовления. Чем меньше фракция щебня, тем он является дороже в связи с тем, что было затрачено больше работ на его дробление.

Гравийный щебень - щебень, получаемый путем просеивания карьерной породы или путем дробления природной каменной скалы. Гравийный щебень - это один из самых необходимых строительных материалов. Применяется при строительстве автодорог, тротуаров и подъездных участков. Гравийный щебень используется в различных качествах: 1. как заполнитель для бетона и ЖБИ 2. для устройства покрытий и оснований дорожек и площадок 3. используется как балластный слой железнодорожного пути и т.д. Гравийный щебень делится по своему размеру на следующие фракции: 5-10, 5-20, 10-20, 20-40, 0-40, 40-70 мм. Другие фракции щебня встречаются значительно реже.

Готовая продукция ТОО «Мугалжар Нефтестрой» - щебень.

1.3 Потребители продукции

Исходя из приведенных выше характеристик производимой предприятием продукции, формируется список потребителей щебня: 1. производителя цемента, бетона; 2. строительные компании, специализирующие на строительстве жилых и нежилых помещений; 3. строительные компании, специализирующиеся на строительстве и ремонте дорог и дорожных покрытий.

1.4 Стратегия развития бизнеса

В рамках данного проекта предполагается рост объемов добычи существующего предприятия до 1 200 000 куб. м. щебня к 2021 году. Компания является юридическим лицом и действует на основании Устава, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет. Компания имеет все необходимые лицензии и разрешения для ведения данного вида деятельности. Цель реализации проекта: рост объемов добычи, получение максимальной прибыли посредством развития производственной базы.

Добытые и планируемые объемы добычи

В настоящее время предприятие находится на этапе роста и расширения. В рамках развития предприятие предполагает запуск нового инвестиционного проекта, что характеризуется большими затратами на оборудование и иные капитальные затраты, также в этот период очень велики затраты на рекламу предприятия, привлечение внимания потенциальных потребителей. На следующем этапе начинают увеличиваться затраты на текущую деятельность и сводятся к минимуму капитальные затраты, коммерческие расходы достаточно велики, но они направлены на привлечение клиентов, анализ рынка и завоевание определенной доли рынка. Предприятие, также как человек, проходит несколько этапов развития: · Создание предприятия, его становление; · Закупка оборудования; · Запуск оборудования в эксплуатацию; · Заключение договоров с клиентами и поставщиками. · Стадия зрелости или оптимального функционирования; · Рост и расширение деятельности; · Минимизация затрат предприятия; · Достижение высоких показателей качества производимой продукции; · Поиск и привлечение новых клиентов;

2. Организации бизнеса, формы участия в нем, совета директоров, схемы

2.1 Описание существующего предприятия

ТОО «Мугалжар Нефтестрой» работает на рынке добычи нерудных строительных материалов со второго полугодия 2010 года. Специализация предприятия - добыча и переработка нерудных строительных материалов. Запас твердых полезных ископаемых на 04.04.2013 г. - 30 млн. м³.

Для переработки горной массы и производства строительного щебня ТОО «Мугалжар Нефтестрой» использует дробильно-сортировочный комплекс китайско-английской компании DUOLlNG-WATSON МACHINERY Ltd», для отгрузки готовой продукции имеется собственный железнодорожный путь с фронтом погрузки рассчитанным на 25 вагонов. Также имеется электролиния мощностью 35кВ протяженностью 1.5 км. Для осуществления перевозки и погрузочных работ имеется соответствующий парк грузовых автомашин. экскаваторов и погрузчиков, в том числе:

5 автомашин марки HOWО грузоподъемностью 40 тн

1 автомашина марки HOWO 25 тн

3 экскаватора марки С А T 3361) 1. CAT320DL. и Komatsu750PC

4 not рузчика марки ZL-50G

1 бульдозер Т-130

Имеется административно-бытовой корпус, в стадии строительства находится второй административно-бытовой корпус, для питания рабочих и ИТР имеется столовая.

Для хранения и ремонта автотранспортной и погрузочной техники имеется гараж и мастерская.

ТОО «Мугалжар Нефтестрой» производит щебень следующих фракций:

которые прошли лабораторные испытания и сертификацию и соответствует ГОСТу 1284-2004 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ».

Щебень 05 (отсев)

Щебень 510 мм

Щебень 520 мм тн

Щебень 1020 мм тн

Щебень 2040 мм тн

Щебень 040 мм тн

Щебень 4070 мм тн

Бутовый камень 20250 мм

Анализ местоположения предприятия Адрес местоположения предприятия: месторождения «Берчегурское - 4» Шалкарского района Актюбинской области. Преимущество местоположения состоит в расположении карьера возле железнодорожной ветки, таким образом ведется беспрепятственная погрузка продукции для реализации в другие области и страны. Карьер находится в 250 км. От обласного центра г. Актобе и в 4 км. от ближайшей железнодорожной станции Бершогыр.

3. Маркетинговый анализ

3.1 Анализ казахстанского рынка нерудных строительных материалов

строительный щебень потребитель организационный

На сегодняшний день, казахстанский рынок нерудных строительных материалов динамично развивается как в количественном, так и в стоимостном выражении. На открытии третьей сессии Парламента Республики Казахстан пятого созыва (02.09.2013 г.) Глава Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев отметил что приоритетом процесса законотворчества должно оставаться правовое обеспечение стабильного экономического роста. «Я неоднократно говорил, что ждать скорого наступления эры всеобщей экономической стабильности беспечно. Вероятность новых глобальных кризисов не уменьшается. Нестабильность цен на экспортную продукцию и сырье - это долговременная тенденция. Уповать только лишь на внешнее кредитование не разумно. Поэтому важно максимально задействовать все внутренние возможности и источники развития.» Президент Казахстана в качестве важнейшей задачи определил также принятие изменений в Закон «О недрах и недропользовании», чтобы кардинально упростить систему предоставления прав на разведку и предотвратить практику непродуктивной спекуляции месторождениями.

Нарастающими темпами в Западном регионе Казахстана идет капитальное строительство, объем строительных инвестиций, освоенный хозяйствующими субъектами западных областей за 2000 год, составил более 131,3 млрд. тенге, из них на долю строительно - монтажных работ приходится 38% от общего объема, что составляет 49,8 млрд. тенге.

Имеющийся производственный потенциал отрасли сегодня используется менее чем наполовину. Во многом это определяется низким техническим уровнем производства и качеством выпускаемой продукции. С другой стороны, при наличии собственных производств по некоторым строительным материалам соответствующего стандартам качества, иностранные инвесторы и отечественные заказчики, проектные и строительно - монтажные организации зачастую практикуют применение аналогичных строительных материалов и изделий импортного производства, что также не способствует развитию отечественного производства.

В результате всего этого только в 2000 году в Западный Казахстан было завезено строительных материалов на сумму примерно 13 млрд. тенге или свыше 90 млн. долларов США.

Техническое перевооружение и строительство за счет собственных средств предприятий осуществляется в основном в сфере малого предпринимательства и в рамках небольших производств. В последние годы в западных областях Казахстана появились производства по выпуску керамической плитки, пластмассовых труб, металлочерепицы, столярных изделий из древесины и пластика, сухих смесей и другой продукции. Однако, доля созданных новых производств в строительной базе региона незначительна, номенклатура и объем производимой ими продукции недостаточна для того, чтобы внести перелом в области обеспечения основных потребностей региона в строительных материалах и ограничения импорта.

Реализация более крупных проектов строительства и реконструкции предприятий тормозится нехваткой собственных средств. Оценивая перспективу развития промышленности стройматериалов, нельзя не упомянуть о территориальных особенностях размещения производительных сил. Расположение и протяженность основных магистралей, высокие транспортные тарифы на перевозку и энергоресурсы увеличивают цену поставляемых строительных материалов из восточных и центральных регионов и тем самым снижают их конкурентоспособность. Данная проблема требует проведения сбалансированной и рациональной экономической политики, включая рациональное размещение производственных мощностей. Перспективы долгосрочного развития Западного Казахстана, стабильный приток и рост инвестиций в капитальное строительство в данном регионе и образование на Западе республики крупного рынка строительной продукции определяют приоритетность развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в регионе. Основной задачей для региона на ближайшие годы является привлечение прямых отечественных, иностранных инвестиций и займов для организации производства качественных строительных материалов, изделий и конструкций за счет освоения новых технологий и передовой техники, способных обеспечить в основном внутренний рынок, способствовать сокращению импорта, созданию экспортных возможностей и открытию новых рабочих мест.

.2 Анализ современного состояния промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в Западном регионе Казахстана

В свое время в регионе существовала сеть производственных мощностей по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций, которые размещались исходя из ведомственных интересов с учетом существовавшей союзной кооперации.

Основу промышленности стройматериалов и строй индустрии Актюбинской, Атырауской, Западно - Казахстанской и Мангистауской областей в 1992 году составляли 319 производственных предприятий. В основном они выпускали кирпичи строительные, железобетонные изделия и конструкции, а также имелись предприятия по добыче и переработке природного песка, щебня, гипса, извести, мела и природного облицовочного камня и так далее. Однако основные фонды существовавших предприятий региона по выпуску стройматериалов не обновлялись и оказались морально и физически устаревшими. Вследствие процессов приватизации, нехватки или отсутствия средств и навыков управления в условиях рынка у собственников, а также из-за резкого сокращения инвестиций на развитие производственной базы строительного комплекса, замедлились структурные и технические преобразования действующих производств. Отставание технического перевооружения обусловило недостаточное качество строительных материалов, их низкую конкурентоспособность с импортными материалами, в результате чего для многих предприятий стали характерными простой, банкротство и ликвидация.

В настоящее время данный регион в полном объеме импортирует такую продукцию, как строительное стекло, цемент, облицовочный кирпич, покрытия для полов (линолеум, ламинат, паркет), краски, теплоизоляционные материалы, конструкции из металла и алюминиевых профилей, изделия из полимеров и так далее из-за отсутствия или приостановления их производства.

Нарастающий импорт строительных материалов привел к спаду производства отечественной строительной продукции и снижению использования производственных мощностей предприятий до 10 - 25%, что стало следствием уменьшения объемов производства строительной продукции в Западном регионе Казахстана. В 2000 году объемы выпуска продукции, производство которых ранее существовало в регионе, составили по абсолютной величине и в процентах к объемам производства в 1991 году по:

природному песку - 220,5 тыс. куб. м или 17,6%;

нерудным материалам - 1951 тыс. куб. м или 44%;

кирпичу силикатному - 16 млн. усл. шт. или 13%;

конструкциям сборным из железобетона - 38,3 тыс. куб. м или 7,3%;

кирпичу строительному - 5 млн. усл. шт. или 2,1%;

извести - 83 тыс. тонн или 87,3%;

краскам - 10 тонн или 0,3%.

Тем не менее тот факт, что по ряду позиций материальной базы строительного комплекса в 1998 году спад производства прекратился, а по некоторым из них наметился рост свидетельствует о том, что часть предприятий отрасли начинает адаптироваться к условиям рынка. Так, индекс роста объемов производства строительной продукции в 1-м квартале 2001 года по отношению к соответствующему периоду 2000 года составил по: нерудным материалам - 252%, природным пескам - 535%, керамическим плиткам - 167%, кирпичу строительному - 104%, сборным конструкциям из железобетона - 594%, кирпичу силикатному - 220% и так далее. Указанный аспект свидетельствует о нарастающей потребности региона в строительных материалах, изделиях и конструкциях.

.3 Импорт и потребность в строительных материалах, изделиях и конструкциях в Западном регионе Казахстана за 2000 год

В настоящее время отечественный рынок заполнен зарубежной продукцией, то есть регионы республики практически стали рынками сбыта для стран - экспортеров строительной продукции. Этот процесс особенно характерен для рассматриваемого региона. Объем импорта строительных материалов в 2000 году по западным областям составил в стоимостном выражении 90,2 млн. долл. США, что соответствует 49,8% от общего объема импорта по республике.

Наибольшие объемы импорта строительных материалов в 2000 году приходятся на Западно - Казахстанскую (41 млн. долл. США) и Атыраускую (31 млн. долл. США) области, далее следуют Мангистауская (11 млн. долл. США) и Актюбинская (7,2 млн. долл. США) области.

Анализ структуры импорта строительных материалов и изделий показывает, что по удельному весу в стоимостном выражении среди импортируемых материалов лидируют металлоконструкции из черного металла (34,3 млн. долл. США), трубы и фитинги из полимеров (11,9 млн. долл. США), цемент (4,6 млн. долл. США), краски (3,2 млн. долл. США), минеральная вата (2,2 млн. долл. США), кирпичи и черепица керамические (4,4 млн. долл. США), изделия из бетона (4,7 млн. долл. США) и другие.

.4 Проблемы развития производства

Анализ состояния предприятий промышленности строительных материалов показывает, что проблемы развития промышленности и повышения конкурентоспособности продукции неразрывно связаны с общими проблемами развития экономики страны и имеют отраслевые специфические особенности.

К главным проблемам можно отнести:

отсутствие оборотных средств и накоплений у предприятий для модернизации и технического перевооружения производств;

ограниченность доступа к финансовым ресурсам из-за высокой степени риска финансирования производства строительных материалов;

территориальные диспропорции в размещении производственных сил промышленности строительных материалов, изделий и конструкций;

высокие тарифы на энергоресурсы и транспортировку сырья;

недостаточное стимулирование инвестиций для развития импортозамещающих и экспортоориентированных производств;


4. Финансовый план

Описание методологии расчетов. Для оценки финансовой эффективности проекта разработчики пользуются определенной системой показателей, рассчитанных за определенный период работы проекта. Финансовый план проекта составлен на перспективу четырех лет с начала эксплуатации, исходя из среднеотраслевого периода окупаемости долгосрочных вложений. Выбранная нами система показателей является международной и универсальной для оценки всех типов инвестиционных проектов. Она также рекомендована для оценки инвестиционных проектов, проводимых Всемирным Банком (World Bank) во всем мире. Финансовый анализ проекта необходим для оценки финансовой эффективности вложений денежных средств в проект. Необходимо убедиться, что вложение средств в проект является более выгодным, чем альтернативные варианты использования этихсредств. Простейшими альтернативами можно считать следующие:

Расчет точки безубыточности.

Срок окупаемости: Продолжительность периода от момента приведения до момента окупаемости.

Накопленное сальдо от производственной деятельности : Доход от продажи продукции за вычетом текущих расходов. Здесь в расчет не берутся капитальные затраты и возможный доход от продажи оборудования по остаточнойстоимости.

.1 План доходов

Объем продаж

В нижеследуещей таблице приведены данные о среднем объеме продаж предприятия на данный момент.


Средний объем продаж щебня в день на данный момент составляет 25 вагонов в день, что в стоимостном выражении составляет 2 250 000 тг. В итоге в месяц поставки составляют около 750 вагонов, что в стоимостном выражении составляет 67 500 000 тг.

В данной таблице приведены данные о планируемом объеме продаж после покупки предприятия с учетом объема реализации по действующему контракту с ТОО «Тенгизшевройл».

Из данной таблицы видно как повысится объем продаж при покупке предприятия, соответственно возрастают и чистые прибыли фактически в 2 раза по сравнению с расчетами за прошлые года.

В следующей таблице приведены данные о прибылях и убытках предприятия на настоящий момент и планируемые данные (без учета контрактов ТОО «Батыстрансэкспресс»).

Расчет точки безубыточности

Точка безубыточности - это такой объём продукции, при реализации которого выручка от реализации покрывает совокупные затраты компании. В этой точке выручка не позволяет организации получить прибыль, однако убытки тоже отсутствуют. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.

Данные для расчета взяты за 2011 год из таблицы данных ТЭО хозяйственной деятельности ТОО «Муголжар Нефтестрой»

Объем реализации, тенге

2. Объем добычи, кубов

3. Цена реализации, тенге

4. Переменные затраты, тенге

5. Переменные затраты на весь объем производства в год, тенге

6. Повременная заработная плата (с начислениями) тенге

8. Амортизация основных средств в год, тенге

Расчет точки безубыточности


1. Исходные данные


Наименование


Постоянные затраты, тенге

Переменные затраты, тенге

Выручка от продаж, тенге

Выпуск (Объем реализации), кубов

Средние переменные затраты на единицу продукции

Точка безубыточности в денежном выражении

Точка безубыточности в натуральном выражении, кубов




Срок окупаемости можно определить по формуле:

Срок окупаемости = инвестиционные затраты / (чистая прибыль + амортизация) + продолжительность инвестиционной фазы.

В результате данного расчета срок окупаемости составил 4 года: 1200000000 тенге (8 000 000 долл.) / (172 575 760*2 (т.е. +100% прибыли с учетом объема реализации по контрактам ТОО «Батыс транс экспресс») + 5 000 000) + 0,5 = 3,92 (данные взяты из таблицы данных ТЭО хозяйственной деятельности ТОО «Муголжар Нефтестрой» за 2013 год)

Качественный анализ рисков проекта

В данном разделе проводится качественный анализ рисков проекта, и даются общие рекомендации относительно методов борьбы с ними. Риски, связанные с реализацией настоящего проекта, можно разделить на несколькокатегорий. Неспецифические риски К первой группе относятся неспецифические риски, т.е. прямо или косвенно угрожающие практически любому проекту. В этой категории можно выделить макроэкономические риски (ухудшение экономической ситуации в стране, колебания курсов валют и т.д.), административные риски (изменения правил согласования, законодательства ипр.), а также возникновение форс-мажорных обстоятельств. Подробно рассматриватьданную группу рисков не имеет смысла, поскольку снизить их вероятность практическиневозможно. Основным методом борьбы с неспецифическими рисками является страхованиепроекта. Кроме того, частичной защитой от угроз данной категории будет являться гибкость имобильность компании, позволяющие быстро реагировать на изменения и оперативноперестраиваться.

Маркетинговые риски .К третьей категории относятся маркетинговые риски, связанные с возможным негативным влиянием рыночного окружения и концептуальными маркетинговыми просчетами проекта. Среди маркетинговых рисков можно выделить следующие:, связанные с действиями конкурентов. Расчет показателей проекта проводился исходя из допущения, что конкурентная ситуация в ближайшее время принципиально не изменится. Если же действия конкурентов будут активными, это может негативно отразиться на перспективах проекта. х Выход на рынок Вероятность такого сценария Все компании, выходящие на новых игроков. находится на низком уровне в рынок, изначально находятся в связи с тем, что вход ограничен примерно равных условиях. В количеством разработанных конкурентной борьбе выиграет карьеров, логистическими компания, сумевшая обеспечить проблемами в отрасли и себя надежными каналами сбыта перегруженностью железных и грамотной маркетинговой дорог, большими политикой капиталовложениями на этапе создания предприятия.

Переоценка Плана продаж Финансовые показатели проекта довольно сильно зависят от объема продаж. К невыполнению плана продаж могут привести только пробелы в маркетинге, поскольку спрос на продукцию достаточно высок, обладает устойчивой тенденцией к росту. Переоценка спроса . Вероятность данного риска Снизить последствия переоценки существует лишь в случае спроса можно с помощью реализации пессимистичного налаживания эффективных сценария развития экономики, каналов продаж, проведения снижения темпов роста продуманной маркетинговой строительства. стратегии. Однако основные тенденции текущего года свидетельствуют о постепенном выходе экономики из кризиса. Неэффективность Вероятность этого риска низка, Основным методом снижения программы поскольку заниматься данного риска является продвижения продвижением продукции будут проведение дополнительных менеджеры, имеющие большой маркетинговых исследований и опыт работы на рынке. привлечение к проекту опытных специалистов для разработки и реализации маркетинговых мероприятий.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: риски, связанные среализацией проекта, не критичны, и большинство из них можно минимизировать с помощью грамотного управления.

Расчет показателей рентабельности

Рентабельность (нем. rentabel - доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности.

Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица.

Рентабельность продаж (ROS) рассчитывается по следующей формуле:

ROS = Прибыль от продаж / выручка * 100%

575 760 / 647 377 920 *100= 26,7%

Показатели рентабельности подтверждают состоятельность проекта и превышают среднеотраслевые показатели рентабельности.

Заключение по инвестиционной привлекательности проекта

Ключевыми факторами, влияющими на инвестиционную и кредитную привлекательность данного проекта являются: Превышение спроса на продукцию над производственными мощностями карьера - что значительно снижает риски реализации данного проекта: Суммарный объем закупок по заключенным контрактам и по контрактам ТОО «Батыс транс экспресс» составляет: 1 200 - 1 300 тыс. куб. м. в год., что является 4% из 30 000 тыс. кубов утвержденных запасов данного месторождения.

Таким образом, существующий спрос и договоренности с заказчиками превышают потребности предприятия, что является очень сильным запасом прочности и снижает риски реализации проекта.

КАРЬЕР - эксплуатационная открытая выработка значительных поперечных размеров, служащая для добычи руды, песка, строительного камня и др. Глубина его может быть незначительной (напр., при добыче песка, гравия и т. п.) или весьма значительной - до 400 - 600 м и более (напр., при добыче магнетитовых руд).

Геологический словарь: в 2-х томах. - М.: Недра . Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др. . 1978 .

Карьер

(франц. carriere, от позднелат. quarraria, quadraria - каменоломня * a. quarry, pit; н. Tagebau, Grube, Tagebaubetrieb; ф. mine а ciel ouvert, carriere; и. cantera ) - горн. предприятие по добыче п. и. открытым способом; К. наз. также совокупность выемок в земной коре, образованных при добыче п. и. открытым способом. В СССР применительно к К. по добыче угля используется термин " ".
Открытые горн. работы известны с эпохи палеолита. Первые крупные К. появились в связи со стр-вом в Др. Египте пирамид; позднее в античном мире в К. в больших масштабах добывался . Расширение области применения открытого способа разработки при помощи К. сдерживалось вплоть до нач. 20 в. отсутствием производит. машин для выемки и перемещения больших объёмов вскрышных пород. В нач. 80-х гг. в мире посредством К. добывается 95% строительных г. п., ок. 70% руд, 90% бурых и 20% каменных углей. Масштабы добычи в К. достигают десятков млн. т в год (табл.).

Ведение открытых горн. работ на больших глубинах отличается рядом особенностей (см. Глубокий карьер). Большая специфика характерна и для К., действующих на больших высотах в горах (см. Высокогорный карьер). К. представляет собой систему уступов (обычно верхние - породные или вскрышные, нижние - добычные, редко породные), подвигание к-рых обеспечивает выемку горн. массы в контурах карьерного поля (рис. 1).


Рис. 1. Схема карьера, разрабатывающего мощное рудное месторождение с косогорным рельефом местности: 1 - плужное отвалообразование вскрышных пород при железнодорожном электрифицированном транспорте; 2 - зона вскрышных работ с буровзрывным рыхлениеммассива и погрузкой взорванной горной массы одноковшовыми экскаваторами в железнодорожный транспорт; 3 - главная электроподстанция для энергоснабжения внутрикарьерных потребителей и обогатительной фабрики; 4 - обогатительная фабрика по переработке руды и извлечению полезных компонентов в концентраты; 5 - зона добычных работ с буровзрывным комплексом подготовки руды к выемке, с погрузкой механическими лопатами в думпкары и автосамосвалы для транспортирования на обогатительную фабрику.
Трансп. связи в К. обеспечиваются постоянными или скользящими съездами, а с поверхностью - траншеями. В процессе эксплуатации происходит перемещение рабочих уступов, вследствие чего увеличивается . Посредством вскрышных работ покрывающие породы перемещаются в отвалы, иногда размещаемые в выработанном пространстве, добычные работы обеспечивают выемку и перемещение п. и. на пром. площадку для первичной переработки или для отгрузки потребителю. Так формируются осн. грузопотоки в К., во многом определяющие его и технол. особенности.
При глуб. К. до 100 м с крепкими вмещающими породами в себестоимости 1 м 3 вскрыши до 25-30% занимают , 12-16%-экскавация, 35-40%-транспорт и 10-15% - отвалообразование; с увеличением глубины К. доля расходов на транспорт увеличивается до 60-70%. Совр. К. - высокомеханизир. предприятия, оснащённые производит. машинами и механизмами для дробления, выемки, транспортирования и складирования г. п. Применительно к крупным К. определяющим является мощное горн. и трансп. оборудование. Для бурения взрывных скважин применяют тяжёлые буровые станки (шарошечные с удалением буровой мелочи сжатым воздухом) массой до 100-130 т, развивающие усилие на долото 60-70 тс (диаметр скважин до 300-450 мм), лёгкие буровые станки. Осн. ВВ - гранулир. аммиачно-селитренные (бестротиловые простейшего состава), (смесь селитры с тротилом) и водонаполненные (в обводнённых скважинах). Механич. рыхление осуществляется рыхлителями, к-рых достигла 735 кВт, а масса 130 т. Электрич. экскаваторы с канатным приводом и ковшом вместимостью 15-30 м 3 при длине стрелы до 26 м - осн. выемочно-погрузочное оборудование на добыче угля и руды. Одновременно широко распространяются гидравлич. прямые мехлопаты с ковшами вместимостью 10-38 м 3 . Совершенствуются одноковшовые погрузчики разл. моделей с ковшами вместимостью 4-20 м 3 , массой от 25 до 180 т и приводом мощностью от 184 до 1040 кВт; осн. часть моделей - с шарнирно-сочленёнными рамами, поворачивающимися на 35-45°. На вскрышных работах внедряются всё более мощные мехлопаты и драглайны (применяется вскрышная мехлопата массой 12 тыс. т с ковшом вместимостью 135 м 3 при мощности привода 22 тыс. кВт и массой 12 тыс. т с ковшом вместимостью 168 м 3 при длине стрелы 92 м). на К. достигается применением роторных экскаваторов (при диам. ротора 22 м и ковшах вместимостью 6,6 м 3 суточная производительность машины до 240 тыс. м 3). На К. средней и малой мощности высокую эффективность показывают т.н. компактные роторные экскаваторы с уменьшенными рабочими параметрами. На К. с крепкими породами наибольший объём перевозок осуществляется тяжёлыми автосамосвалами. Автосамосвалы грузоподъёмностью 100-155 т являются распространённым средством транспорта благодаря манёвренности, возможности преодолевать крутые уклоны. В эксплуатации находится нек-рое число 200-тонных самосвалов и самый большой - грузоподъёмностью 318 т. Для транспортирования горн. массы из К. применяются ж.-д. тяговые агрегаты сцепной массой 360 т, думпкары грузоподъёмностью до 180 т. Создан для применения по трансп.-отвальной системе разработки производительностью 12,5 тыс. м 3 /ч с длиной стрелы 220 м. Высокую производительность и благоприятные условия рекультивации обеспечивает оборудования, включающий ленточные конвейеры и перегружатели. На К. средней производств. мощности применяются самоходные карьерные на гусеничном, колёсном и шагающе-рельсовом ходу с массой до 600 т и часовой производительностью 5 тыс. т. Использование в К. дробильных агрегатов позволяет перейти к более широкому использованию конвейерных систем транспортирования.
Электроснабжение К. осуществляется по воздушным линиям через карьерные подстанции напряжением 6-10 тыс. В. Для питания вспомогат. техники и освещения К. в рабочей зоне используются передвижные трансформаторные киоски. На К., особенно глубоких, при больших притоках подземных вод применяется осушит. с помощью скважин, пробуренных с поверхности вокруг К. или из подземных горн. выработок (см. Дренаж). Помимо осушения на К. производится ограждение от поверхностных и просачивающихся в К. вод.
Созданы автоматизир. системы перспективного, текущего и оперативного планирования горн. работ в К. по всем технол. процессам, включая рекультивацию земель, нарушенных открытыми горн. работами. Для определения конечных границ и производительности К. применяют . В компьютерную систему закладываются данные условий залегания, о мощности вскрышных пород, др. геол. факторы, экономич. показатели (плановая производительность К., стоимостные данные), требования по охране окружающей среды.
В связи с большим масштабом горн. работ и глубиной К. изменяют циркуляцию масс воздуха (холодный воздух "стекает" в К.), создают особый микроклимат (см. Проветривание карьеров). Л. М. Гейман.


Горная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Е. А. Козловского . 1984-1991 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Карьер" в других словарях:

    - (фран. carriere). 1) самый быстрый бег лошади. 2) камнеломня, ломка, выломка, прииск. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАРЬЕР пустить лошадь в карьер значит скакать во весь опор. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    Горнопромышленное предприятие по добыче открытым способом угля, руд и нерудных полезных ископаемых: песка, строительного камня и др. Карьер в угольной промышленности разрез. Карьер в горнорудной промышленности, иногда рудник. Карьер совокупность… … Финансовый словарь

    Конская побежка вскачь; скачка во весь опор (Даль) См … Словарь синонимов

    Толковый словарь Ушакова

    1. КАРЬЕР1, карьера, мн. нет, муж. (франц. carrière) (спец.). Самый быстрый аллюр, ускоренный галоп, скачка. Пустить лошадь карьером или в карьер. Охотничья собака не должна носиться карьером. ❖ С места в карьер (разг.) сразу, без всякого… … Толковый словарь Ушакова

Мраморный карьер

Угольный карьер

Песчаный карьер

Угольный карьер называется угольным разрезом .

История

Открытые горные работы известны из эпохи палеолита. Первые большие карьеры появились в связи со стройками в Древнем Египте пирамид. Позже, в античном мире в карьерах в больших масштабах добывался мрамор. Расширение области применения открытого способа разработки с помощью карьеров держалось вплоть до нач. XX века, за отсутствием высокопродуктивных машин для вынимания и перемещения больших объемов вскрышных пород. На конец XX века в карьерах добывалось 95 % строительных горных пород, более 70 % руд, 90 % бурого и 20 % каменного угля .

Основными взрывчатыми веществами, применяемыми при разработке карьеров в Советском союзе, в 1920-е годы были аммонал и аммониты , в 1930-е - динамоны , в годы Великой отечественной войны - оксиликвиты и аммониты, а с 1956 года по 1960-е - игданит .

Элементы карьера

Дно карьера

Дном карьера является площадка нижнего уступа карьера (что называется также подошвой карьера). В условиях разработки крутых и наклонных тел полезных ископаемых минимальные размеры дна карьера определяются с учетом условий безопасного вынимания и нагрузки горных пород из последнего уступа: по ширине - не меньше 20 м, по длине - не меньше 50-100 м [ ] .

В условиях разработки морфологически сложных залежей значительного протягивания дно карьера может иметь ступенчатую форму.

Глубина карьера

Глубина карьера - это расстояние по вертикали между уровнем земной поверхности и дном карьера или расстояние от верхнего контура карьера до нижнего. Различают проектную, конечную и предельную глубину карьера [ ] .

Самые глубокие карьеры в мире достигают глубины почти 1 км. Самым глубоким карьером является Бингем-Каньон (штат Юта , США), карьер Чукикамата (Чили) имеет глубину более 850 м.

Предельный контур карьера

Предельный контур карьера - контур карьера на период его погашения, то есть прекращения работ по выемке полезного ископаемого и вскрыши [ ] .

Технология и организация работ в карьере

Карьер представляет собой систему уступов (как правило, верхние - породные или вскрышные, нижние - добычные), которые постоянно подвигаются, обеспечивая выемку горной массы в контурах карьерного поля.

Перемещение горной массы осуществляется различными видами транспорта. Транспортные связи в карьере обеспечиваются постоянными или скользящими съездами, а с поверхностью - траншеями. В процессе эксплуатации происходит перемещение рабочих уступов, в результате чего увеличивается выработанное пространство. Во время вскрышных работ покрывающие породы перемещают в отвалы, которые иногда размещают в выработанном пространстве. При глубине карьера до 100 м с крепкими содержащими породами в себестоимости 1 м³ вскрыши до 25-30 % занимают буровзрывные работы , 12-16 % - экскавация , 35-40 % - транспорт и 10-15 % - строительство самого карьера. С увеличением глубины карьера часть расходов на транспорт увеличивается до 60-70 %.

Рабочая зона карьера

Рабочая зона карьера - это зона, в которой осуществляются вскрышные и добычные работы. Она характеризуется совокупностью вскрышных и добычных уступов , одновременно находящихся в работе. Положение рабочей зоны определяется высотными отметками рабочих уступов и длиной их фронта работ. Рабочая зона представляет собой перемещающуюся и изменяющуюся во времени поверхность, в пределах которой осуществляются работы по подготовке и выемке горной массы. Она может охватывать один, два или все борта карьера. При строительстве карьера рабочая зона, как правило, включает только вскрышные уступы, а к окончанию горно-капитальных работ - и добычные. Число вскрышных, добычных и горно-подготовительных забоев в рабочей зоне не может устанавливаться произвольно, так как от этого зависит выполнение планов по отдельным видам работ. В рабочей зоне карьера каждый экскаватор в процессе работы занимает определенную горизонтальную площадь, которая характеризуется шириной рабочей площадки и длиной экскаваторного блока.

При разработке горизонтальных и пологих месторождений малой и средней мощности высотное положение рабочей зоны карьера остается неизменным. При разработке наклонных и крутых месторождений, а также мощных изометрических залежей рабочая зона постепенно понижается вместе с увеличением глубины карьера.

Подвигание фронта работ в карьере

Подвигание фронта работ в карьере - один из показателей интенсивности разработки месторождения. Подвигание фронта работ в карьере характеризуется скоростью, то есть расстоянием перемещения фронта горных работ, выраженным в метрах за единицу времени (по большей части - за год). Скорость зависит от масштаба работ, вида и конструкции погрузочного и транспортного оборудования, которое применяется, способа перемещения фронта горных работ и высоты уступов, которые отрабатываются. Различают веерное, равнобежное и смешанное подвигание фронта работ в карьере.

Открытым способом. В применительно к карьеру по используется термин "разрез".

Открытые горные работы известны с эпохи палеолита. Первые крупные карьеры появились в связи со строительством в Древнем Египте пирамид; позднее в античном мире в карьерах в больших масштабах добывался мрамор . Расширение области применения открытого способа разработки при помощи карьеров сдерживалось вплоть до начала 20 века отсутствием производительных машин для выемки и перемещения больших объёмов вскрышных пород. В начале 80-х годов в мире посредством карьеров добывается 95% строительных горных пород , около 70% руд , 90% и 20% каменных углей. Масштабы добычи в карьерах достигают десятков млн. т в год (табл.).

Транспортные связи в карьерах обеспечиваются постоянными или скользящими съездами , а с поверхностью — траншеями. В процессе эксплуатации происходит перемещение рабочих уступов, вследствие чего увеличивается выработанное пространство . Посредством вскрышных работ покрывающие породы перемещаются в отвалы, иногда размещаемые в выработанном пространстве, добычные работы обеспечивают выемку и перемещение полезных ископаемых на промышленную площадку для первичной переработки или для отгрузки потребителю. Так формируются основные грузопотоки в карьерах, во многом определяющие его облик и технологические особенности.

При глубине карьера до 100 м с крепкими вмещающими породами в себестоимости 1 м 3 вскрыши до 25-30% занимают буровзрывные работы , 12-16%- , 35-40%-транспорт и 10-15% — отвалообразование; с увеличением глубины карьеров доля расходов на транспорт увеличивается до 60-70%. Современные карьеры — высокомеханизированные предприятия, оснащённые производительными машинами и механизмами для дробления , выемки, транспортирования и складирования горных пород. Применительно к крупным карьерам определяющим является мощное горное и транспортное оборудование. Для бурения взрывных скважин применяют тяжёлые буровые станки (шарошечные с удалением буровой мелочи сжатым воздухом) массой до 100-130 т, развивающие усилие на долото 60-70 тс (диаметр скважин до 300-450 мм), лёгкие буровые станки. Основной тип взрывчатых веществ — гранулированные аммиачно-селитренные гранулиты (бестротиловые простейшего состава), граммониты (смесь селитры с тротилом) и водонаполненные (в обводнённых скважинах). Механическое рыхление осуществляется рыхлителями, мощность которых достигла 735 кВт, а масса 130 т. Электрические экскаваторы с канатным приводом и ковшом вместимостью 15-30 м 3 при длине стрелы до 26 м — основное выемочно-погрузочное оборудование на добыче угля и руды. Одновременно широко распространяются гидравлические прямые мехлопаты с ковшами вместимостью 10-38 м 3 . Совершенствуются одноковшовые погрузчики различных моделей с ковшами вместимостью 4-20 м 3 , массой от 25 до 180 т и приводом мощностью от 184 до 1040 кВт; основная часть моделей — с шарнирно-сочленёнными рамами, поворачивающимися на 35-45°. На вскрышных работах внедряются всё более мощные мехлопаты и драглайны (применяется вскрышная мехлопата массой 12 тысяч т с ковшом вместимостью 135 м 3 при мощности привода 22 тысяч кВт и драглайн массой 12 тысяч т с ковшом вместимостью 168 м 3 при длине стрелы 92 м).

Созданы автоматизированные системы перспективного, текущего и оперативного планирования горных работ в карьерах по всем технологическим процессам, включая рекультивацию земель, нарушенных открытыми горными работами. Для определения конечных границ и производительности карьеров применяют ЭВМ. В компьютерную систему закладываются данные условий залегания, информация о мощности вскрышных пород, другие геологических факторы, экономические показатели (плановая производительность карьера, капитальные вложения , стоимостные данные), требования по охране окружающей среды .

В связи с большим масштабом горных работ и глубиной карьеры изменяют циркуляцию масс воздуха (холодный воздух "стекает" в карьер), создают особый микроклимат (см. Проветривание карьеров).

Карьер. Что такое карьер. Какие бывают карьеры. Фото карьеров.

Карьер (разрез )- совокупность выемок в земной коре, образованных при добыче полезного ископаемого открытым способом; горное предприятие по добыче полезных ископаемых открытым способом.
В широком смысле карьер – это громадная вырытая в земной поверхности скважина. Карьеры образуются, когда из земли огромными или раздробленными кусками вынимают породу, и бывают они разными.

Принцип открытой разработки заключается в том, что расположенные сверху более мощные слои пустых пород, покрывающих полезное ископаемое, в пределах горного отвода разделяется на горизонтальные слои, которые вынимают последовательно в направлении сверху вниз с опережением нижних слоев верхними. Высота уступа зависит от прочности пород и применяемой техники, и колеблется от нескольких метров до нескольких десятков метров.


Дном карьера является площадка нижнего уступа карьера (что называется также подошвой карьера). В условиях разработки крутых и наклонных тел полезных ископаемых минимальные размеры дна карьера определяются с учетом условий безопасного вынимания и нагрузки горных пород из последнего уступа: по ширине - не меньше 20 м, по длине - не меньше 50-100 м.

В условиях разработки морфологически сложных залежей значительного протягивания дно карьера может иметь ступенчатую форму.


Глубина карьера - это расстояние по вертикали между уровнем земной поверхности и дном карьера, или расстояние от верхнего контура карьера к нижнему. Различают проектную, конечную и предельную глубину карьера.

Карьер представляет собой систему уступов (как правило, верхние - породные или вскрышные, нижние - добычные), которые постоянно подвигаются, обеспечивая выемку горной массы в контурах карьерного поля.

Взрывы


Одним из способов добычи каменной породы в карьере является взрыв. Для взрыва бурят скважины заданной глубины, с помощью буровой машины. Диаметр скважин может быть разный, в зависимости от состава камня. Сетка скважин (расстояние между скважинами) тоже может быть разной. Скважины бурят как правило заранее и потом закрывают их мешками, чтобы не попала вода или мелкие камни до начала работы. Раскладывают компоненты: мешок со взрывчаткой и детонатор. Затем подсоединяют детонаторы и опускают вниз. Кабель привязывают, чтобы «не ушел» вниз.

Заряжают скважину взрывчатым веществом. По ходу работ меряют уровень взрывчатого вещества в скважине.

После заряда, в скважине выполняется забойка (пробка) из породы, которая осталось после бурения скважины.
Забойка нужна для запирания продуктов взрыва, чтобы не «вылетело» вверх из скважины, и чтобы взрыв пошел по кратчайшему пути не вверх, а в бок.

Заканчивают работу, соединяют провода в гирлянду. Проверяют контур на отсутствие обрывов.

Подается предупредительный сигнал перед взрывом. Всю технику с карьера убирают на безопасное расстояние от точки взрыва, люди прячутся в укрытии, и происходит взрыв. После взрыва подается сигнал об окончании взрывных работ.

Виды карьеров


Карьер

Карьеры бывают:

  • алмазные;
  • медные;
  • угольные и иные.

Продукция карьеров

На гранитных карьерах добывают и производят , отсев гранитный, бутовый камень.

На кварцитовых карьерах: щебень кварцитовый, отсев кварцитовый.

На песочных карьерах: строительный, песок овражный, песок карьерный.

На известняковых карьерах: щебень известняковый, мука известняковая, гипсовый щебень.

На андезитовых карьерах: андезитовый, камень бутовый, камень бутовый тонкоколотый.

На мраморном карьере: мраморная крошка, мраморный песок, мраморная мука, камень бутовый.

На блочных карьерах: блоки гранитные, плиты гранитные, блоки габбро, брусчатка.

На перлитовых карьерах: щебень перлитовый, песок, камень перлитовый, перлит вспученный.

На цеолитовых карьерах: щебень цеолитовый, цеолит природный дробленый.

« »

Видео гранитного карьера