Предоставить отчетность некоммерческой организации. Бухгалтерская финансовая отчетность НКО: когда и что сдаем

Согласно ст.32 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в дальнейшем - Закон № 7-ФЗ, некоммерческие организации (далее - НКО) предоставляют сведения о деятельности в налоговые и статистические органы, учредителям и прочим лицам в соответствии с учредительными документами и законодательством. Так, НКО предоставляет уполномоченному органу документы, содержащие сведения о деятельности, руководящем составе организации, о расходовании средств и пользовании имуществом. Предоставляются документы не позднее 15 апреля года.

Помимо указанных сведений, НКО предоставляют и бухгалтерскую отчетность. На данном виде отчетов остановимся подробнее.

Информация для налоговой инспекции

Согласно ст. 119 НК РФ, НКО несет ответственность за совершенные налоговые правонарушения равно, как и коммерческая организация (в частности, за непредставление налоговой декларации).


Даже если НКО занимается ведением лишь уставной деятельности, это не освобождает ее от своевременной подачи налоговой отчетности, если организация признана плательщиком определенного налога. Кроме этого, налоговые органы контролируют полноту и правильность использования целевых поступлений. Далее рассмотрим, какую налоговую отчетность должна предоставлять НКО, имеющая движения по счетам в налоговый период.

Режим ОСН

Налог на прибыль. Согласно ст.246 НК РФ, некоммерческие организации обязаны уплачивать налог на прибыль. Однако на основании ст.251 НК РФ, налогообложению не подлежит имущество компаний, полученное в рамках целевых поступлений и целевого финансирования. Таким образом, осуществляющая коммерческую деятельность НКО представляет декларацию на общих основаниях по итогам каждого отчетного периода (3 месяца, 6 месяце, 9 месяцев), а также налогового периода (год).

НКО, не уплачивающая налог на прибыль, может отчитаться по упрощенной форме (листы 01, 02 и 07).

НДС. Являясь плательщиком НДС, по истечение налогового периода НКО предоставляет декларацию НДС. В обязательном порядке заполняются титульный лист и первый раздел, остальные разделы и приложения зависят от операций, совершаемых организацией.

ЕСН, ФСС и ПФР

НКО уплачивают ЕСН (ст.235 НК РФ, пп.1 п.1). По итогам отчетного периода организации сдают расчеты по авансовым платежам, декларацию по ЕСН - по итогам налогового периода. Согласно Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, некоммерческие организации учитывают суммы страховых взносов по каждому физлицу, а также отчитываются перед налоговой.

НДФЛ

НКО, являясь источником получения средств для физлица, является налоговым агентом. Соответственно, она обязана удержать и исчислить в бюджет сумму налога у налогоплательщика. Соответствующие сведения предоставляются в налоговый орган по месту учета налоговыми агентами.

Имущественный налог

Налог на имущество уплачивается НКО в те же сроки и в том же порядке, что и у коммерческих организаций. Специфических правил для НКО не предусмотрено, не имеет значения, занимается ли НКО коммерческой деятельностью или нет.

По истечение каждого налогового периода НКО предоставляет декларации. Для каждого обособленного подразделения формируется отдельный баланс.

Налог на транспортные средства

Плательщиками данного налога являются НКО, имеющие в собственности зарегистрированные транспортные средства (перечисленные в ст.358 НК РФ).

Так как транспортный налог является региональным, исполнительные власти субъектов самостоятельно устанавливают порядок и сроки оплаты, отчетные периоды.

При наличии транспортных средств НКО представляют в налоговый орган декларации по месту регистрации данных ТС. Не имеет значения, в какой деятельности используются транспортные средства.

Налог на земельные наделы

НКО, имеющие в собственности земельные наделы (или обладающие правом бессрочного пользования), обязаны уплачивать налог на землю в соответствии со статьей 388 НК. Декларацию необходимо подавать по итогам налогового периода по месту нахождения земельного надела.

Порядок уплаты авансовых платежей и налога установлен правовыми актами муниципальных образований. Расчеты по авансовым платежам НКО подают не позднее последнего числа того месяца, который следует за отчетным периодом.

НКО на УСН

Организация, перешедшая на режим УСН, освобождается от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и ЕСН, но при этом остается плательщиком страховых взносов в ПФР. Также отменяется НДС, исключение составляют организации, уплачивающие налог при ввозе товаров на территории страны. Налоги, относящиеся к «упрощенцу», НКО обязана уплачивать в полном объеме. От обязанностей налогового агента НКО при этом не освобождается.


НКО на УСН освобождены от обязанности ведения бухучета в соответствии с ФЗ №129, исключение составляют НМА и основные средства. Расходы и доходы признаются НКО в порядке, указанном главой 26.2 НК РФ. Это значит, что обязанность по составлению и представлению бухгалтерской отчетности в налоговый орган у НКО отсутствует. В то же время, НКО сдают по итогам года Отчет о целевом использовании средств по форме №6 с тем, чтобы выполнить требования по назначению целевых средств.

В органы статистики НКО предоставляют квартальную и годовую отчетность. Общественные объединения, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, имеющие лишь обороты по реализации товаров и услуг, предоставляют отчетность в органы статистики по итогам года.

Об отчетности во внебюджетные фонды также не следует забывать. Ежеквартально НКО предоставляют отчеты (сведения о застрахованных лицах) в Фонд социального страхования. Ежегодно НКО (наравне с коммерческими) подают сведения в пенсионный фонд.

Основной вид деятельность НКО должен быть подтвержден (подтверждается тот год, в котором было занято больше всего сотрудников по итогам предыдущего).

Вступивший в силу 1 января 2010 года Закон № 7-ФЗ обязывает НКО ежегодно размещать в сети Интернет сведения (отчет) о своей деятельности в том объеме, который предоставляется в Минюст.

Благотворительные организации, являющиеся НКО, обязаны ежегодно предоставлять сведения в тот орган, который принял решение о регистрации данной организации. Сведения должны содержать:

  • информацию о финансово-хозяйственной деятельности
  • сведения о составе высшего органа управления
  • данные о содержании благотворительных программ (перечень)
  • сведения о результатах деятельности благотворительной НКО
  • информацию о выявленных нарушениях в результате проверок, а также о методах их устранения

Некоммерческая организация (НКО), как следует из названия, не является коммерческой, то есть созданной для получения прибылей и распределения их между участниками. При образовании НКО преследуются политические, социальные, религиозные, образовательные и научные, благотворительные цели. Некоммерческие организации функционируют в рамках деятельности, олицетворяющей известное выражение: «не хлебом единым…».

Организации занимаются реализацией духовных потребностей граждан, например, развитием массовой физической культуры и спорта, здравоохранения, защитой прав организаций и граждан и прочее. Однако несмотря на то, что коммерческую деятельность НКО не ведут (хотя могут, если таковая способствует достижению целей, поставленных перед организацией ее создателями), но регулярно представлять отчетность должны. Рассмотрим, какую именно отчетность обязаны предъявить НКО в Минюст.

Время «Ч»

В 2019 году не произошло изменений во времени подачи документов по отчетности некоммерческими организациями для Министерства юстиции России. Эта дата – 15 апреля. НКО должны отчитываться о своей деятельности на основании Федерального закона «О некоммерческой деятельности» за номером 7 от января 1996 года.

В статье тридцать второй этого законодательного документа прописан порядок формирования отчета о деятельности организации перед налоговой, статистическими органами, перед учредителями и прочими лицами согласно уставным документам организации и существующему законодательству.

В контролирующие органы предоставляются сведения о поступлениях и расходованиях денежных средств и другого имущества в течение истекшего периода, о руководительском составе организации и общей деятельности НКО.

Дело это серьезное, и за безалаберное отношение к нему – несвоевременное предоставление или вообще непредставление указанных сведений – полагается соответствующее административное наказание (согласно статье 19.7 Административного кодекса РФ).

Куда нужно представить отчетность

Составленную отчетность в сегодня можно подать в двух вариантах:

  1. Почтовым отправлением. Отчетность отправляется обычным почтовым отправлением, адресованным в территориальные органы Центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации. При отправке отчета обязательно вложение описи документов.
  2. Размещение данных по отчету в сети Интернет на информационных ресурсах Министерства юстиции России. Доступ к этим ресурсам можно осуществить посредством официальных сайтов региональных органов Минюста или через центральный официальный сайт Министерства юстиции – www.minjust.ru. Размещение отчетности на официальных интернет-ресурсах предусматривается специальным приказом Министерства юстиции, регламентирующим возможность размещения сообщений НКО о продолжении своей деятельности и отчетов о деятельности за истекший период в сети Интернет.
  3. Есть еще третий вариант – отправка документов об отчетности и сообщения о продолжении деятельности в электронном виде посредством электронной почты. Этот способ возможен только при существовании цифровой электронной подписи уполномоченного руководителя организации.

Состав отчетности

Некоммерческие организации должны представлять отчетность о своей текущей деятельности за истекший отчетный период в следующем составе:

  • налоговая отчетность. НКО, как и прочие организации, могут выбирать налоговый режим. Либо используя общий налоговый режим, либо применяя упрощенную систему налогообложения. В первом случае некоммерческие организации заполняют декларацию на прибыль и на уплату НДС. В случае использования УСН НКО заполняется декларация, по уплате налога, предусмотренного по УСН. Для организаций, имеющих на балансе недвижимость, обязательна декларация об уплате налога на недвижимое имущество;
  • бухгалтерская отчетность. Состав необходимой для представления бухгалтерской отчетности прописан в Федеральном законе о бухгалтерском учете. Однако для организаций, не ведущих коммерческую деятельность, предусмотрена упрощенная система бухгалтерской отчетности, в которой включается только отчет об убытках и прибылях, отчет о целевом использовании полученных средств и бухгалтерский баланс. Упрощено и количество отчетов: такой отчет необходимо составлять только раз в год;
  • статистическая отчетность. Кроме отчета об убытках и прибылях и бухгалтерского баланса, некоммерческими организациями, не ведущими коммерческую деятельность, подаются данные в органы государственной статистики. Для этого используется специальная форма, разработанная для некоммерческих организаций для представления сведений – № 1-НКО.

Помимо заполнения установленной формы, возможно, понадобится представить и иные сведения согласно запросу статистического органа.

  1. Данные в государственные внебюджетные фонды. Представляются сведения по начислению и уплате взносов в Фонд медицинского страхования и Пенсионный фонд, а также сведения о персонифицированном учете.
  2. Специализированная отчетность. Для НКО, в связи со спецификой их деятельности, предусмотрены специальные виды отчетности и представляемых данных. Так, организации, не занимающиеся коммерческой деятельностью ежегодно, до 31 марта, должны направлять в орган, ведающий учетом подобных организаций, заявление о продолжении деятельности в наступившем году. Сведения включают в себя данные о настоящем месте нахождения руководящего органа, информацию о руководителях организации.

Бухгалтерская отчетность НКО - это унифицированные формы, раскрывающие информацию о результатах деятельности субъекта. Для таких организаций установлены особые правила и отчеты.

Кто такие НКО

НКО, или некоммерческие организации — это экономические субъекты, основной целью создания которых является выполнение социально значимых функций и программ. А вот получение прибыли для данной категории организаций стоит далеко не на первом месте. Понятие и ключевые особенности деятельности закреплены в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018).

Несмотря на особый статус, как и другие экономические субъекты, некоммерческие организации обязаны сдавать отчетность о результатах своей деятельности. Причем подавать такие сведения придется не только в ФНС, но и своим учредителям, в территориальные органы статистики, а также в Минюст.

Именно НКО обязаны отчитываться в Министерство юстиции России. Например, для бюджетных учреждений или коммерческих фирм такие обязательства не предусмотрены.

Какую отчетность сдают НКО

Отчетность некоммерческих организаций следует разделять на отдельные группы:

  1. Налоговая — это формы, которые предназначены для ФНС. Основная цель: предоставление сведений для сверки правильности, полноты и своевременности исчисления и уплаты налоговых платежей. Простыми словами, это декларации, авансовые расчеты, справки и пояснения, которые позволяют налоговикам проверить, правильно ли компания рассчитала налог и в полном ли объеме уплатила его в бюджет, верно ли истолковала законодательство, правомерно ли воспользовалась льготами, вычетами и привилегиями.
  2. Страховая — это информация, раскрывающая сведения о начисленных и уплаченных взносах в пользу страхового обеспечения работающих граждан. Данная категория сведений — это персонифицированная информация. То есть отчет раскрывает объем страховых взносов, начисленных в отношении каждого работника компании.
  3. Статистическая — это сведения статотчетности, которые систематически запрашивают территориальные органы статистики. Данная группа отчетов раскрывает практически все показатели деятельности компании: производство, трудовые ресурсы, потребление, заработная плата, рабочее время и многое другое. Состав статотчетности довольно велик, определяется для каждого субъекта в индивидуальном порядке.
  4. Финансовая или бухгалтерская отчетность — это данные, которые раскрывают информацию о финансовом положении субъекта, стоимости активов и объемах принятых обязательств, а также характеризует фактические результаты деятельности организации. Анализ отчетов данной категории позволяет принимать управленческие решения.

Именно о бухгалтерской отчетности и расскажем в статье.

Правовое регулирование финотчетности

Бухгалтеру некоммерческой организации при формировании бухгалтерской финансовой отчетности следует руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
  2. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н.
  3. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
  4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н.

Применяя правила вышеуказанных законодательных актов, следует помнить об особенностях некоммерческих организаций, установленных Гражданским кодексом России.

Во-первых, НКО созданы не с целью извлечения прибыли, а для достижения социально значимых показателей, но могут вести предпринимательскую деятельность, если это требуется для достижения поставленных целей.

Во-вторых, некоммерческие предприятия не имеют права распределять полученный доход (прибыль) между участниками, учредителями, собственниками, а направляют его на достижение поставленных целей.

В-третьих, на основании ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организации (некоммерческой) не должна содержать информацию о наличии и изменениях уставного (складочного), резервного и других составляющих частей капитала организации.

Особенности ведения бухучета и формирования бухгалтерской отчетности

Некоммерческие учреждения, как и другие организации, обязаны вести бухучет в установленном порядке (закон № 402-ФЗ). Хозяйственные операции, отражающие деятельность предприятия, подлежат отражению в первичной документации и регистрационных журналах. Формирование финансовых отчетов производится на основании данных учета. Особенности ведения учета, годовая бухгалтерская отчетность и способы формирования и детализации бухотчетности НКО должны быть отражены в учетной политике.

Вести бухучет без утвержденной учетной политики недопустимо. Простыми словами, не определив основные аспекты и правила отражения и учета хозяйственных операций, добиться полноты, достоверности и своевременности отражения данных невозможно. А следовательно, и составить правдивую финансовую бухгалтерскую отчетность не представляется реальным.

Ведение бухгалтерского учета в НКО, как и в других категориях российских организаций, осуществляется исключительно в рублях. Даже если операция была совершена в иностранной валюте, то ее необходимо перевести в рубли. Следует руководствоваться основным правилом пересчета. То есть операция переводится в рубли по курсу, установленному Центробанком России на дату совершения операции. Если определить курс невозможно или проблематично, то следует применить новый порядок пересчета по кросс-курсу. Но отразить в учете операцию в иностранной валюте нельзя. Следовательно, и бухотчетность не может содержать сведений и показателей, исчисленных в иностранных валютах.

Состав и структура отчетных форм

Годовая бухгалтерская отчетность по предприятию определена в Приказе Минфина № 66н. Нормативно-правовой акт закрепляет шесть отчетных форм, которые придется заполнить по итогам календарного года. В состав финотчетности НКО входят:

  1. Бухгалтерский баланс — это основа основ финотчетности. Ключевой документ, отражающий стоимостное выражение активов, капиталов и обязательств субъекта. Форма разделена на две части: пассив и актив. В активной стороне баланса раскрывается информация о стоимости основных фондов, запасов, финансовых инструментов, находящихся в распоряжении компании. Пассивная же часть баланса характеризует источники формирования активов, то есть обозначается денежное выражение капиталов (уставный, добавочный, резервный), принятых обязательств (кредиторская задолженность, заемные капиталы) и так далее. Ключевое правило бухгалтерского баланса — актив и пассив должны быть равны.
  2. Отчет о финансовых результатах — вторая по значимости форма финотчетности. Отражает фактический результат деятельности компании. Структура документа предусматривает заполнение показателей не только за отчетный период (год), но и за два предшествующих. Данная особенность позволяет производить сравнительный анализ деятельности предприятия по годам.
  3. Отчет об изменениях капитала раскрывает информацию обо всех движениях капиталов, которые произошли в отчетном периоде. Информация заполняется в разрезе экономически значимых показателей, на основании данных бухучета, за полный финансовый год.
  4. Отчет о движении денежных средств детализирует сведения о движении финансовых активов предприятия. Структура формы предусматривает возможность проведения сравнительного анализа показателей отчетного периода и предшествующих лет (два предшествующих календарных года).
  5. Отчет о целевом использовании средств обличает информацию о размерах целевых поступлений (субсидий, грантов, дотаций и прочих средств), а также данные о их использовании. Причем сведения об использовании раскрываются в разрезе целевых направлений. Заполняется за отчетный и предшествующий годы.
  6. Приложение к бухгалтерскому балансу — это пояснительная записка, а также совокупность форм и таблиц, раскрывающих отдельные показатели о деятельности, структуре, имущественных активах предприятия. Пояснительная записка — это текстовое описание показателей отчетных форм. Обратите внимание, что при наличии каких-либо расхождений в бухотчетности данные обстоятельства должны быть максимально подробно раскрыты в пояснительной записке.

Актуальные бланки — в отдельном материале . Для каждой формы отчета дан краткий комментарий по заполнению, а также актуальные бланки: бухгалтерская отчетность форма 1 и 2, образец для них и других отчетов доступны для скачивания.

Упрощенная бухгалтерская отчетность

НКО, как и другие виды организаций, определенные в законе № 402-ФЗ, имеют право вести бухучет упрощенным способом. Для «упрощенцев» предусмотрен сокращенный состав отчетов.

Но далеко не каждую НКО можно отнести к счастливчикам, имеющим право на предоставление упрощенных форм. Законодатели утвердили особые условия для экономических субъектов, которые могут считаться «упрощенцами». Проверьте, относится ли ваша компания к таковым. Должны выполняться все три условия:

  1. Штатная численность организации не должна превышать 100 человек за предшествующий год. Как правильно рассчитать показатель численности, указано в Приказе Росстата от 30.12.2014 № 739.
  2. Доля участия в уставном капитале не превышает установленных нормативов. Для организаций государственного сектора данный показатель не может быть более 25 % от УК НКО, для иностранных субъектов — не более 49 % от УК НКО.
  3. Доход от предпринимательской деятельности — не более 800 миллионов. Аналогичное ограничение по объему установлено для остаточной стоимости активов — не может превышать 800 млн руб.

Если НКО отвечает вышеперечисленным условиям, то право на ведение упрощенного бухучета есть. Такое положение придется закрепить в учетной политике, причем обязательно. В противном случае при проверке контролирующих органов, например налоговиков, инспекторы могут затребовать предоставление всех форм бухгалтерской отчетности. Ведь организация не закрепила в УП, что учет ведется в упрощенном виде.

КНД 0710096 состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о финансовых результатах;
  • отчета о целевом использовании средств.

Отчет о финрезультатах не обязателен для НКО, не ведущих предпринимательскую деятельность. Например, организация функционирует за счет государственных дотаций, выполняет возложенные функции, но предпринимательскую деятельность не осуществляет. Следовательно, показателей к заполнению в форму № 2 нет.

Компания самостоятельно определяет критерии значимости информации для внесения в отчетность. Критерии следует закрепить в учетной политике, чтобы избежать споров с контролирующими органами.

Особенности заполнения упрощенной бухгалтерской отчетности закреплены в Приказе Минфина № ПЗ-3/2015. Определим ключевые положения:

  1. Финансовая информация может быть внесена в отчетность без детализации по статьям учета.
  2. Упрощенная отчетность предусматривает раскрытие меньшего объема информации, в сравнении со стандартными формами.
  3. Сведения о прекращающейся деятельности могут быть полностью исключены из отчетности.
  4. Операции, совершенные после отчетной даты, могут быть также не внесены в отчет, если будут признаны незначительными.

Отчетность в Минюст

Бухгалтерская отчетность направляется в ФНС и Росстат и в Министерство юстиции. В отличие от коммерческих фирм и учреждений государственного сектора, НКО — единственные, кто должен подавать сведения в Минюст.

Для отчетности в Минюст утверждены специальные унифицированные формы, отличные от бланков налоговой отчетности. Бланки закреплены в Приказе Минюста России от 16.08.2018 № 170.

НКО обязаны своевременно публиковать информацию о продолжении своей деятельности. Причем публикации должны быть размещены в сети Интернет в открытом доступе либо в специальных средствах массовой информации.

Подать сведения в Минюст можно несколькими способами:

  • почтовым отправлением, обязательно сделать опись вложения с перечнем всех вложенных форм;
  • посредством электронной почты, однако отправляемую отчетность необходимо подписать электронной цифровой подписью;
  • разместив самостоятельно в сети Интернет, на сайтах, доступ к которым осуществляется непосредственно через сайт Министерства юстиции;
  • предоставив сведения для публикации в СМИ.

В состав отчетных форм включены:

  1. Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов (форма № ОН0001).
  2. Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (форма № ОН0002).

Подавайте информацию ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным. В зависимости от формы и вида НКО, законодатели предусмотрели дополнительную отчетность. Все бланки закреплены в Приказе Минюста России от 16.08.2018 № 170.

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности

Отчеты о финансовой деятельности НКО следует предоставлять в территориальное отделение налоговой инспекции, органы статистического наблюдения и другие госорганы по официальному запросу.

Причем руководитель или главный бухгалтер не вправе отказать в ознакомлении с бухгалтерской отчетностью третьим лицам. Сдать финансовую отчетность следует не позднее 90 календарных дней с момента окончания отчетного периода, то есть до 31 марта следующего года. Исключением является реорганизация предприятия. Например, НКО ликвидируется в сентябре этого года, следовательно, составляется бухгалтерская отчетность за 4 квартал 2020 (разделительный баланс).

В общем порядке подайте сведения в контролирующие органы не позднее 1 апреля. Если последний день сдачи отчетности (31 марта) выпадает на нерабочий день, то срок переносится на первые рабочие сутки.

Учредители НКО вправе требовать предоставления бухотчетности в разрезе утвержденных сроков. Например, собственник имеет право затребовать готовый отчет уже в январе. Такие ситуации, в большей степени характерны для организаций, учредителями которых выступают учреждения госсектора. Бюджетники формируют отчетность в особом порядке, следовательно, и сроки для них определяются в индивидуальном порядке.

Учредитель должен в установленном порядке довести до организации требование о предоставлении бухгалтерской отчетности. Причем уведомить ответственных лиц придется под подпись. В противном случае требовать отчет раньше установленного срока недопустимо.

Контроль и аудит

Финансовый аудит бухотчетности — это независимая оценка полноты, правильности, достоверности и законности ведения бухучета и составления отчетов. Причем проводить аудиторскую проверку отчетов бухгалтерии имеют право только специализированные аудиторские организации или частные аудиторы, прошедшие лицензирование.

Некоммерческое предприятие, как и учреждение бюджетной сферы, не относится к организации, бухгалтерская отчетность которой подлежит обязательному аудиту. Однако учредитель (собственник, наблюдательный совет, высший орган управления) НКО может принять решение о необходимости проведения аудиторской проверки для проведения экспертной оценки и получения достоверного заключения о качестве ведения бухучета в организации.

В таком случае должен быть разработан и доведен до заинтересованных лиц порядок проведения аудиторской проверки. Должны быть конкретно определены продолжительность мероприятия, направления учета, перечень документации, которые подвергнутся контролю.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Абсолютно все коммерческие предприятия, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации, должны отчитываться перед государственными органами. Данная процедура дает возможность контролировать работу каждой организации, а также составлять реальную статистику, которая служит основанием для формирования законодательной политики государства в целом. Однако, при этом необходимо определить каким образом должна производиться деятельность некоммерческих организаций и каким образом они должны отчитываться о своей деятельности.

Начнем с того, что дадим определение понятия некоммерческая организация. Некоммерческая организация – это субъект, деятельность которого не направлена на получение прибыли. Основным отличием от коммерческих предприятий является то, что доходы в данном субъекте не подлежат справедливому распределению. Деятельность таких организаций также регламентируется основным документом – Уставом. Как и коммерческие предприятия, НКО должны иметь расчетный счет в банке, печать, срок их функционирования не ограничен. При этом в обязанности НКО также входит сдача отчетности в установленные законодательством сроки.

Отчеты, предоставляемые НКО в Минюст

Одним из государственных органов, перед которыми обязаны отчитываться НКО о проделанной работе, является Минюст России. Составление таких отчетов преследует две основные цели:

  1. Информирование о деятельности НКО в целом за прошлый календарный год.
  2. Информирование о конкретных ситуациях, на которые были потрачены полученные инвестированные средства.

В целом существует три формы отчетов, предоставляемых в Минюст:

– №ОН0001,

– №ОН0002,

– №ОН0003.

Причем стоит отметить, что первая и вторая формы являются обязательными для всех НКО. В отношении последней формы необходимо уточнить, что она является упрощенной и подлежит предоставлению теми НКО, которые соблюдают следующие условия:

Данная форма подается совместно с уведомлением о продолжении деятельности и является приемлемой для всех видов некоммерческих организаций.

Бланки всех форм отчетности можно скачать с официального сайта Министерства Юстиции Российской Федерации.

Принципы, в соответствии с которыми составляются отчеты в Минюст

При составлении отчетов в Минюст России руководители НКО должны придерживаться следующих принципов:

№ п/п Наименование принципа. Суть принципа.
1. Достоверность. Все отчеты, предоставляемые руководство НКО должны формироваться исходя из информации, которая получена из существующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов.
2. Краткость. Информация должна быть изложена четко и ясно, при этом отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации.
3. Точность. Информация, которая подлежит предоставлению в Минюст содержится в перечне, находящемся на их официальном сайте. Самостоятельное увеличение количества информации не приветствуется.
4. Соответствие форм. Отчеты, предоставляемые в Минюст должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на официальном сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок.

При этом часто руководство НКО допускает ошибки, самыми распространенными из которых являются:

– предоставление не полного пакета документов;

– противоречивые данные, указанные в формах ОН0001 и ОН0002 в сравнении с информацией ведомственного реестра;

– не заполнена форма ОН0002, несмотря на то, что деятельность фактически велась (проводились мероприятия, указания на которые есть в первой форме либо ведомственном реестре);

– в пунктах 1, 2 формы ОН0002 вместо расходов НКО указаны инвестиции (поступившие средства);

– технические ошибки: незаверенные, несшитые, непронумерованные страницы;

– наличие указаний о расходовании нецелевых средств без указания на их источники (в форме ОН0001 указаны только целевые поступления).

Зачастую указанные неточности являются результатом поспешного заполнения бланков и невнимательности заполняющего.

Порядок и сроки сдачи отчетности

В соответствие с действующим законодательством все НКО обязаны ежегодно предоставлять отчеты в Министерство Юстиций одним из предложенных способов:

  1. размещение полного перечня отчётов о своей деятельности (за исключением персональной информации членов и руководителей организации) в одном из средств массовой информации, в том числе на собственном веб-ресурсе (при наличии такового);
  2. личная либо почтовая доставка отчётов в Минюст России;
  3. публикация отчётов, а также информации о своей деятельности на специализированном портале официального сайта уполномоченного государственного органа – Министерства Юстиции.

Все вышеперечисленные способы предоставления отчетности имеет одинаковую юридическую силу и абсолютно равнозначно могут быть использованы организацией.

Важно! Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.

При этом отдельно стоит отметить положение некоммерческих агентов иностранных компаний. В своей деятельности они руководствуются теми же требованиями, однако дополнительно должны предоставлять:

  1. раз в пол года – сдают/публикуют отчёты о персональном составе руководящего звена,
  2. раз в квартал – отчёт о целевом расходовании полученных от головной компании денежных средств.
  3. один раз в год – аудиторская проверка.

В случае не предоставления годовой или квартальной отчетности в установленный срок, организация будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа.

Способы предоставления электронной отчётности

Как указывалось выше, некоммерческие организации имеют право на сдачу отчетности как в печатной, так и в электронной формах. Причем если опираться на существующие прогнозы, в ближайшее время все НКО будут переведены на единый способ сдачи отчетности – электронный документооборот с государственными органами. Рассмотрим подробно каким образом это происходит. Для предоставления отчета в Министерство Юстиции в электронной форме необходимо сначала зарегистрироваться на официальном сайте, затем войти в свой личный кабинет профиля. Именно здесь существует возможность указать информацию о представляемом вами НКО и подать отчёты одним из имеющихся способов:

Все необходимые бланки и формы для заполнения на компьютере также есть в личном кабинете. Впервые данный сервис был запущен в 2010 году. Так что, на данный момент, он полностью проработан и работает стабильно, экономя время и силы многих бухгалтеров.

Распространенные ошибки по заданной теме.

Ошибка №1. Отчет по форме ОН0003 является самостоятельным документом и обязателен для предоставления для всех некоммерческих организаций. Данный отчет сдается совместно с уведомлением о продолжении деятельности и обязателен к сдаче при соблюдении следующих условий:

– в состав учредителей/руководителей/участников организации не входят иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства;

– в течение отчётного периода не было финансовых/имущественных поступлений в бюджет НКО со стороны граждан/организаций иностранного государства;

– общие поступления в бюджеты НКО не превысили 3 000 000 рублей по итогам прошедшего года.

Ошибка №2. Ответственность за несвоевременное предоставление отчетности некоммерческими организациями отсутствует. В случае не предоставления годовой или квартальной отчетности в установленный срок, организация будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа.

Актуальные вопросы по заданной теме.

Вопрос №1. В какой срок некоммерческая организация должна предоставить отчет в Министерство Юстиции Российской Федерации?

Ответ: Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.

Вопрос №2. Каким образом можно сдать отсеет в Минюст в электронной форме?

Ответ: Для предоставления отчета в Министерство Юстиции в электронной форме необходимо сначала зарегистрироваться на официальном сайте, затем войти в свой личный кабинет профиля. Именно здесь существует возможность указать информацию о представляемом вами НКО и подать отчёты одним из имеющихся способов:

  1. Загрузить уже составленный отчет в формате MSExcel.
  2. Заполнить вручную онлайн-форму отчета.

Любая организация, функционирующая на территории РФ, обязана предоставлять отчетность в определенные государственные органы. Это касается и НКО. Однако отчетность некоммерческих организаций отличается особым составом документов. Также для ее сдачи назначены другие сроки, нежели чем для коммерческих компаний.

Что это?

Далее мы разберем, какую отчетность сдают коммерческие организации. Но вначале определимся, что конкретно относится к ним. НКО - это учреждение, целью которого не является доход. Прибыль, полученная в ходе деятельности, не распределяется между учредителями.

При этом НКО имеет все признаки юридических лиц:

  • Наличие собственного баланса.
  • Право открывать банковские счета.
  • Наличие штампов, печатей со своим названием.
  • Функционирование на основании устава.
  • Учреждение на неопределенный срок деятельности.

Как правило, НКО занимаются следующими направлениями деятельности:

  • Социальные.
  • Благотворительные.
  • Культурные.
  • Политические.
  • Образовательные.

Все НКО объединяет один момент: они функционируют, чтобы обеспечить граждан различными общественными благами. При этом российское законодательство не запрещает НКО заниматься и коммерцией. Но только тогда, когда бизнес-деятельность необходима для достижения целей организации. А доход в дальнейшем не распределяется между ее учредителями.

Состав отчетности некоммерческих организаций

НКО обязаны сдать целый комплекс отчетной документации, как и остальные юрлица. В частности, это следующее:

  • Бухгалтерская.
  • Налоговая.
  • Документы для внебюджетных фондов.
  • Отчет для Министерства юстиции.
  • Документация для Федеральной госслужбы статистики.

Какую отчетность сдают некоммерческие организации конкретно, мы подробно рассмотрим далее.

Бухгалтерские документы

Такие отчеты НКО обязаны сдавать ежегодно. Предельный срок - 31 марта года, последующего за отчетным. Здесь некоммерческие учреждения обязаны сдать две разновидности бумаг.

Бухбаланс. Главное отличие формы для НКО от стандарта для коммерческих компаний в том, что раздел "Резервы и капиталы" заменен на "Целевое финансирование".

Организация должна указать данные об источниках накопления, формирования своих активов. Наполнение данного раздела прямо зависит от правовой формы НКО. При этом учреждение определяет самостоятельно, насколько подробным должно быть отображение данных в балансе.

2. Отчет о целевом применении денежных ресурсов. В документе обязательно нужно отразить следующие данные:

  • Объем средств, использованных для деятельности НКО. Сюда входят также расходы на оплату труда, целевые события и мероприятия, благотворительную деятельность, затраты на обеспечение должного функционирования.
  • Остатки средств на старт отчетного года.
  • Общая сумма доходов. Учитываются членские, целевые, добровольные и вступительные взносы. Также здесь указываются и доходы от коммерческой деятельности.
  • Остаток финансов на конец года.

Также бухгалтерская отчетность некоммерческой организации может быть дополнена пояснительной запиской. Это расшифровка отдельных упомянутых показателей. Составляется в произвольной форме.

Отчетность сдается адресату как в электронном, так и бумажном виде.

Документы в налоговую: ОСНО

НКО не освобождены от сдачи отчетных документов в налоговую службу. Формы отчета некоммерческих организаций зависит от избранного учреждением режима налогообложения.

Если НКО на ОСНО (общем режиме), то ей нужно предоставить в ИФНС следующее:

  • Декларация по НДС. Документация сдается адресату в электронной форме не позднее 25 числа месяца, идущего за отчетным промежутком.
  • Декларация по налогам на имущество. Если НКО имеет в составе своих активов какое-либо налогооблагаемое имущество, она предоставляет соответствующие расчеты и уплачивает налоговые взносы каждый квартал года. От заполнения декларации и уплаты такого налога освобождаются только те НКО, кто не владеет основными фондами. Декларация-отчет по авансовым платежам предоставляется в налоговые органы в продолжение 30 дней после завершения налогового периода. Документ со сведениями об итоговом расчете должен быть отправлен в ФНС не позднее 30 марта года, грядущего за отчетным.
  • Декларация по налогу на доход. НКО будет признано плательщиком данного сбора, если она занимается коммерцией. Такой документ подается по итогам каждого из отчетных периодов - не позднее 28 дней до его завершения. Отчет же за полный налоговый период подается до 28 марта года, последующего за отчетным. Если же НКО не занято предпринимательством, она предоставляет в отделение налоговой декларацию по специальной упрощенной форме. Критический срок ее сдачи - также 28 марта года, грядущего за отчетным истекшим.
  • Декларация по земельному налогу. Соответственно, такая отчетность некоммерческих организаций нужна лишь в случае, если они владеют наделом земли. Документ предоставляется в ИФНС не позднее 1 февраля года, грядущего за отчетным.
  • Декларация по транспортному сбору. Опять же, такая форма отчетности некоммерческих организаций необходима лишь в случае, когда они владеют каким-либо налогооблагаемым транспортом. Документ также нужно сдать до 1 февраля года, наступающего после отчетного.

Иные бумаги для налоговой

Кроме вышеперечисленного, налоговой отчетностью некоммерческих организаций на ОСНО выступает следующее:

  • Данные по среднесписочному количеству работников. Документ необходим, если в НКО числится более 100 трудящихся. Сдается до 20 января года, грядущего за отчетным.
  • Справка 2-НДФЛ. Российское законодательство обязывает каждую организацию предоставить отчет по суммам подоходного сбора, удержанного с ее сотрудников. Но только в случае, когда их более 25 человек. Справка по установленному стандарту предоставляется в налоговую инспекцию до 1 апреля года, идущего за истекшим отчетным.

Документы в налоговую: спецрежимы

Учредители НКО правомочны выбирать и спецрежим обложения налоговыми сборами. Состав отчетности некоммерческих организаций для ИФНС в таком случае будет представлен следующим:

  • Налоги на единые вмененные доходы. Декларация по ЕНВД. Документ необходимо предоставлять налоговой каждый квартал - строго до 20 числа месяца, следующего за подотчетным периодом.
  • Упрощенный режим. Декларация по УСН. Документ необходимо сдавать каждый год. До 31 марта года, грядущего за отчетным.

Как и коммерческие фирмы, они несут полную ответственность за сведения, указанные в финансовой отчетности некоммерческих организаций.

Документы для внебюджетных фондов

В этой сфере компания отчитывается по взносам, уплаченным за своих сотрудников в продолжение года. Необходимо предоставить два документа:

  • Форма 4-ФСС. Соответственно, она предоставляется в Фонд соцстрахования. Обязательно для тех НКО, численность сотрудников которых более 25. Если отчет в электронном варианте, его необходимо предоставить до 25 января года, последующего за отчетным. Если в традиционном бумажном - до 20 января.
  • Форма РСВ-1. Ее НКО сдают в ПФР. Отчет перед Пенсионным фондом обязателен только для тех организаций, среднесписочная численность трудящихся в которых - более 25. Если документ бумажный, его необходимо сдать до 15 февраля года, последующего за истекшим отчетным. Если электронный - до 22 февраля.

Документы для статистической службы

Здесь не представляется возможность сдачи нулевой отчетности некоммерческих организаций. Документы предоставляют только те НКО, что попали в выборку. Для территориального отделения Росстата необходимо подготовить следующее:

  • Форма № 1-НКО. Данную информацию о деятельности учреждения сдают до 1 апреля года, последующего за отчетным.
  • Форма № 11 (краткий вариант). Тут отображаются данные по движению основных фондов. Также предоставляется до 1 апреля следующего за подотчетным года.

Документы для Министерств юстиции

Теперь поговорим об отчетности НКО в Минюст, сроках сдачи необходимой документации. Тут необходимо предоставление трех обязательных отчетов:

  • По форме № ОН0001. Отражаются данные о руководителях, а также характере деятельности учреждения.
  • По форме № ОН0002. Данный бланк должен отражать информацию о расходовании денежных целевых средств, использовании организацией своего имущества.
  • По форме № ОН0003. Данный отчет заполняется на официальном интернет-ресурсе Министерства.

Важно отметить, что в некоторых случаях некоммерческие учреждения освобождаются от сдачи такой отчетности. Действуют следующие исключения:

  • Активы НКО не пополнялись международными организациями или иностранными гражданами.
  • Среди участников, учредителей НКО нет иностранных граждан.
  • Общая годовая сумма поступлений в адрес организации не превышает 3 млн рублей.

Какую отчетность сдают некоммерческие организации тут? Вместо первых двух видов документов такая НКО сдает заявление о ее соответствии законодательным требованиям. Документ может быть составлен в свободной форме. Сдача электронного отчета № ОН0003 остается обязательной.

Все перечисленное в обязательном порядке должно быть предоставлено в территориальное отделение Минюста до 15 апреля года, последующего за отчетным.

Социально-ориентированная группа

Прежде всего разберемся, какие НКО являются социально-ориентируемыми некоммерческими организациями. Это учреждения, занимающиеся решением следующих общественных вопросов:

  • Соцзащита.
  • Помощь населению, пострадавшему от техногенных катастроф и стихийных бедствий.
  • Защита животных.
  • Охрана различных сооружений и построек, имеющих историческое значение.
  • Оказание безвозмездной или льготной юридической помощи гражданам.
  • Благотворительность.
  • Решение экологических проблем, охрана окружающей среды.
  • Профилактические меры по исключению социально-опасного поведения граждан.
  • Развитие деятельности в сферах культуры, здравоохранения, науки, образования.

В своем большинстве СО НКО представлены следующими учреждениями:

  • Общественные, гражданские объединения.
  • Религиозные организации.
  • Автономные НКО.
  • Политпартии.
  • Отдельные государственные учреждения.

Документы для СО НКО

Социально-ориентируемые некоммерческие организации вместо всего выше представленного сдают следующие формы отчетных бумаг:

  • Бухбаланс.
  • Отчет о целевом применении денежных средств.

Последние изменения

В заключение статьи перечислим изменения законодательства к 2019 году касательно отчетности НКО:

  • Третий раздел бухбаланса теперь имеет название "Целевое финансирование" (прежнее - "Капиталы и резервы").
  • Важная информация по определенным отчетным показателям может быть открыта в пояснительных записках, составляемых дополнительно к бухбалансу.
  • Малые формы НКО могут сдавать отчеты упрощенных форм. Это касается и документа о целевом использовании финансов.

Становится ясным, что отчетность НКО не многим отличается от отчетности коммерческих фирм и предприятий. Законодательство делает для этой группы организаций небольшие исключения. В основном они касаются социально-ориентируемой группы НКО.