Американские орбитальные станции. Поэтому давайте познакомимся с этим контраргументом


"Скайлэб-4" (также SL-4 и SLM-4) - третий пилотируемый полёт на первую американскую космическую станцию «Скайлэб». Также имя "Скайлэб-4" относят к космическому кораблю серии «Аполлон», совершившему этот полёт.
Экспедиция поставила абсолютный рекорд продолжительности пребывания человека в космосе - 84 дня, который был побит только в 1977 году на советской станции Салюте-6 - 96 дней. Карр, Гибсон и Поуг стали первыми астронавтами, которые встретили Новый год в космосе, т.к. стартовали 16 ноября 1973 года, а вернулись на Землю уже в следующем году - 8 февраля 1974 года.
Программа работы была очень напряжённой, и экипаж, состоящий из новичков, жаловался на слишком плотный график. Наземные службы отказывались перепланировать работы, и в конце концов ко демонстративно объявили незапланированный выходной и отключила радио. Этот случай является первой зафиксированной забастовкой в космосе. Однако к концу полёта запланированная программа была выполнена"
Смотрим фото материалы, на этот раз их не в пример лунному шоу, гораздо меньше. Копия "Скайлэба" на Земле это и съемочная площадка для шоу, она делилась на две зоны, первая часть " станции" входила в самолет нулевой гравитации, вторая часть " станции" не входила в салон самолета, в виду большого диаметра 6,6 метра, на первых порах так было точно. И поэтому демонстрация невесомости у клоунов была разная в первой части это невесомость, достигнутая на самолете, а вторая демонстрация достигалась при помощи системы трюков и иллюзии. Фотографии тренировок поэтому в основном касались первой зоны небольшого размера:
http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/skylab/skylab4/ndxpage1.html
http://www.apolloarchive.com/apollo_gallery.html
Post-Apollo Images Index. Skylab (three manned missions to orbiting laboratory/workshop - 1973)
Плохое зрение это не проблема для американских астронахтов, потому, что стопроцентное зрение необходимо реальным космонавтам, для актеров такого здоровья и остроты зрения не требуется и так сойдет:

Интересно, а знали ли американцы, что писать шариковыми ручками или ручками с чернилами в невесомости будет невозможно? Похоже не знали:

S73-32839 (10 Sept. 1973) - Scientist-astronaut Edward G. Gibson, science pilot for the third manned Skylab mission (Skylab 4), enters a notation in a manual while seated at the control and display panel for the Apollo Telescope Mount (ATM) during simulations inside the one-G trainer for the Multiple Docking Adapter (MDA) at the Johnson Space Center (JSC). Dr. Gibson will be joined by astronauts Gerald P. Carr, commander, and William R. Pogue, pilot, when the Skylab 4 mission begins in November 1973.

Попытка изображения научной деятельности на "станции":

S73-32840 (10 Sept. 1973) --- Scientist-astronaut Edward G. Gibson, Skylab 4 science pilot, turns on a switch on the control box of the S190B camera, one of the components of the Earth Resources Experiments Package (EREP). The single lens Earth Terrain Camera takes five-inch photographs. Behind Gibson is the stowed suit of astronaut Gerald P. Carr, commander for the third manned mission.
Программа EREP началась в декабре 1970 года, по версии НАСА, которая, якобы, позволяла определить, где и какие ресурсы Земли находятся. Расшифровывается как, "Пакет экспериментов по ресурсам Земли":
EREP - Earth Resources Experiment Package
The EREP Program began in December 1970 with the announcement by NASA that data collected by the EREP would be made available to qualified investigators for Earth resource investigations.
Это попытка скопировать эксперименты советских космонавтов, о деятельности которых, информировала США американская Разведка.

Демонстрация новой технологии США, "беговая дорожка", основанная на скольжении стопы по тефлоновому покрытию, как это скольжение будет происходить не известно:

S73-33858 (November 1973) --- A close-up view of the feet of scientist-astronaut William E. Thornton as he demonstrates the use of a treadmill-like exercise device which was developed for maintaining the leg and back muscles of the Skylab 4 crewman. Thornton is in the Skylab Orbital Workshop simulator in Building 5 at the Johnson Space Center. The Skylab 2 and Skylab 3 astronauts had no exercise device onboard capable of adequately maintaining their leg and back muscles. The treadmill device consists of a Teflon-coated aluminum plate or sheet bolted to the floor of the Skylab Orbital Workshop. The crewmen will wear the bicycle ergometer harness while exercising. Bungee cords attached to the floor and to the harness will supply the downward pressure or force for the back and leg muscles. The astronaut"s feet will slide over the Teflon-coated plate as he marches
S73-33858 (Ноябрь 1973) --- крупным планом ног ученый-астронавт Уильям Э. Торнтон как он демонстрирует использование беговой дорожке-вроде тренажера, который был разработан для поддержания тонуса и работоспособности ноги и мышцы спины члена экипажа в "Скайлэб 4" . Торнтон в Скайлэб симулятор орбитальной мастерской в корп. 5) в космическом центре имени Джонсона. "Скайлэб 2" и 3 "Скайлэб" астронавты не имели тренажера на борту, способный адекватно поддерживать свои ноги и мышцы спины. На беговой дорожке прибор состоит из тефлонового покрытия алюминиевой пластины или лист, прикрученного к полу орбитальной мастерской "Скайлэб" . Члены экипажа будут носить на велоэргометре проводов во время тренировки. Банджи шнуры прикреплены к полу и к проводке, что будет позволять снижать давление или силу для спины и мышц ног. Ноги космонавта будут скользить на тефлоновым покрытии пластины, пока он марширует.
Бредовая, нелепая конструкция, иных слов и быть не может. Тефлоновое покрытие не способствует скольжению стопы ноги при хождении по такому покрытию. Скольжение вообще имеет другие физические обоснования, необходима смазка, снижающая силу трения, типа воды, или масла, или иной жидкости.
Далее следуют фотографии и схемы с демонстрацией попытки излечить американских астронахтов от тяжелого недуга - "звездной слепоты":

http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/skylab/skylab4/lores/s73-36910.jpg

S73-36910 (November 1973) --- An engineer"s drawing of the Skylab 4 Far Ultraviolet Electronographic camera (Experiment S201). Arrows point to various features and components of the camera. As the Comet Kohoutek streams through space at speeds of 100,000 miles per hour, the Skylab 4 crewmen will use the S201 UV camera to photograph features of the comet not visible from the Earth"s surface. While the comet is some distance from the sun, the camera will be pointed through the scientific airlock in the wall of the Skylab space station Orbital Workshop (OWS). By using a movable mirror system built for the Ultraviolet Stellar Astronomy (S019) Experiment and rotating the space station, the S201 camera will be able to photograph the comet around the side of the space station.
S73-36910 (Ноябрь 1973) --- инженерный чертеж ультрафиолетовой камеры (эксперимент S201) Скайлэб 4. Стрелки указывают на различные функции и компоненты камеры. Как кометы "Kohoutek" летящей сквозь пространство на скорости 100.000 миль в час, члены экипажа "Скайлэб 4" будут использовать S201 УФ-камеры, чтобы сфотографировать характеристики кометы, не видные с поверхности Земли. Пока комета находится на некотором расстоянии от солнца, камеры будут направлены через научный шлюз в стене "Скайлэб" космической станции орбитальной мастерской. С помощью подвижной зеркальной системы, построенной для ультрафиолетовой звездной астрономии (S019) эксперимент и вращающейся космической станции, в S201 камера сможет фотографировать кометы вокруг стороне космической станции.
С помощью обычного телескопа астронахты звезды в своем "космосе" увидеть не могли.

S73-37264 (November 1973) --- Graphical representation of Skylab instrumentation relationship of Comet Kohoutek to Spectral emissions.
S73-37264 (Ноябрь 1973) --- графическое представление использования оборудования Скайлэб для наблюдения спектральных выбросов кометы Kohoutek .

S74-20010 (November-December 1973) --- Six frames of Skylab 4 Far Ultraviolet Electronographic (S201 experiment) photograph showing halo of Comet Kohoutek.
S74-20010 (ноябрь-декабрь 1973) --- шесть кадров от "Скайлэб 4" в дальней ультрафиолетовой области (S201 эксперимент), фотография, показывающая ореол кометы Kohoutek.

S73-38731 (December 1973) --- Photograph taken of the Comet Kohoutek from the Skylab space station in Earth orbit by a Skylab 4 crew member.
S73-38731 (декабрь 1973) --- фотография кометы Kohoutek от космической станции "Скайлэб" на околоземной орбите, выполненной членом экипажа "Скайлэб 4" .

S73-33283 (28 April 1973) --- Videographs of Comet Kohoutek taken by the 36-inch telescope at the Kitt Peak National Observatory on April 28, 1973 for the Skylab program.
S73-33283 (28 апреля 1973 года) --- Видео кадры кометы Kohoutek, снятые с помощью 36-дюймового телескопа в Национальной обсерватории Китт пик на апрель 28, 1973 по программе "Скайлэб".

S74-17688 (11 Jan. 1974) --- This color photograph of the comet Kohoutek was taken by members of the lunar and planetary laboratory photographic team from the University of Arizona, at the Catalina Observatory with a 35mm camera on Jan. 11, 1974.
S74-17688 (11 Янв. 1974) --- эта цветная фотография кометы "Kohoutek" сделали члены лунной и планетарной лаборатории фотографической команды из Университета штата Аризона, в обсерватории Каталина с 35-мм камеры на Яна. 11, 1974.

На Земле обходились простым телескопом, а в космосе США требовался только ультрафиолетовый, чтобы наблюдать комету. Без него никак ни кометы, ни звезды увидеть на черном "небе" американского "космоса" невозможно.

S73-28411 (February 1973) --- The three members of the prime crew of the third of three scheduled manned Skylab missions (Skylab 4) go through Skylab preflight training in the Mission Training and Simulation Facility at the Johnson Space Center. Astronaut Gerald P. Carr (on right), Skylab 4 commander, is seated at a simulator which represents the control and display console of the Apollo Telescope Mount which is located in the space station"s Multiple Docking Adapter
S73-28411 (февраль 1973) --- три члена основного экипажа третьей из трех запланированных пилотируемых миссий "Скайлэб" ("Скайлэб" 4) заходили через систему предполетной подготовки в миссии обучения и моделирования объекта в космическом центре имени Джонсона. П. астронавт Джеральд Карр (справа), "Скайлэб 4" командир, сидит на тренажере, который представляет элемент управления и дисплей консоли телескопа Аполлон, который находился на космической станции, в "Док-адаптере".

S73-32854 (10 Sept. 1973) --- Astronaut William R. Pogue, Skylab 4 pilot, uses the Skylab Viewfinder Tracking System (S191 experiment) during a training exercise in the Multiple Docking Adapter (MDA) one-G trainer at Johnson Space Center. In the background is astronaut Gerald P. Carr, seated at the control panel for the Earth Resources Experiments Package (EREP). Carr is Skylab 4 crew commander, and Gibson is science pilot.
S73-32854 (10 Сентября. 1973) --- астронавт Уильям, "Скайлэб 4" , Скайлэб Видоискатель использует систему слежения (S191 эксперимент) во время учений в Док-адаптер один-г тренировка в космическом центре имени Джонсона. На заднем плане-астронавт Джеральд Карр П., сидящих у пульта на Земле ресурсы эксперименты пакет (EREP). Карр "Скайлэб 4" командир экипажа, и Гибсон науки пилота.
Без этой системы увидеть в американском "космосе" звезды было невозможно. У американцев был свой "космос" отличный от реального космоса.

Все теперь можно было 16 ноября заново не сниматься для шоу "Скайлэб-4"! все было снято заранее. День старта 16 ноября, демонстрация скромного завтрака:

Скромный завтрак, это скорее итог финансового кризиса США, а не осознание того, что перед космическим полетом набивать желудок опасно, и демонстрация обильного поглощения большого количества вредной пищи признак фальсификации полета. Выход на старт:

И наконец то сам старт. Все как обычно, сильное обледенение на первой ступени правда полосами где были баки с жидким кислородом, и почти чистая вторая ступень, без аномального обледенения, как на первой ступени. Наличие во 2 ступени бака с жидким газом, с низкой температурой декларировалось, теплоизоляция аналогичная, что на первой, что на второй ступени.

Версии, мнения. Глава 25

Краткая история «Скайлэба»

Версии о «лунной» ракете решительно противоречит сообщение НАСА о запуске 14 мая 1973 года огромной орбитальной станции «Скайлэб» с массой 75 т (илл.1).

Илл.1. Устройство станции «Скайлэб»

(рисунок художника НАСА).

1 - рабочий отсек;

2 -воздушный шлюз для выходов астронавтов в открытый космос;

3 – стыковочный модуль c двумя узлами стыковки;

4 - солнечная обсерватория;

5 - корабль «Аполлон»

Поэтому давайте познакомимся с этим контраргументом . Начнём с краткой истории «Скайлэба» («Небесной лаборатории») .

1. « Скайлэб» создавался и запускался в спешном порядке. Как пишет С. Александров , «когда стало ясно, что лунная программа ограничится несколькими полётами, в спешном порядке создали станцию «Скайлэб»». Казалось бы, какая связь между двумя программами столь различного назначения? Почему надо в спешном порядке создавать околоземную станцию, если виден конец полётам на Луну? И, тем не менее, всего через пять месяцев после полёта последнего «Аполлона» (А-17) «Скайлэб» был запущен на околоземную орбиту.

2. Начиная программу «Скайлэб», НАСА, похоже, не собиралась её продолжать. Об этом говорит тот факт, что всего через 3 месяца после запуска «Скайлэба» и за полгода до возвращения из космоса последнего третьего экипажа НАСА приняла решение о консервации всех оставшихся «Сатурнов-5». А запустить последующие «Скайлэбы» могли только они. Это выглядит несколько странно, поскольку, начиная новый проект, разработчики, как правило, видят перспективы его продолжения в самых розовых тонах. И, наоборот, новый проект не начинают, если не видят перспектив его развития. В этом свете решение НАСА закрыть направление «Скайлэб», едва начав его, выглядит необычным.

«Скайлэб» был обитаем лишь десятую часть от общего времени его существования. Все 3 экипажа посещения пробыли на станции в общей сложности 171 день. После возвращения третьего экипажа (8 февраля 1974 года) станция 5 лет летала пустая. В июле 1979 года она вошла в плотные слои атмосферы и разрушилась.

3. Б олее трёх человек на станции никогда не находилось.

По данным НАСА «Скайлэб» на орбите посетили три «Аполлона» с экипажами по 3 человека. Соответствующие полёты получили названия «Скайлэб-2», «Скайлэб-3» и «Скайлэб-4». («Скайлэб-1» или просто «Скайлэб» - это запуск собственно станции, который производился в беспилотном режиме). «Скайлэб» согласно описанию имел два узла стыковки (илл.1), и к нему могли причалить сразу два «Аполлона». Но такого ни разу не происходило. Сначала улетал предыдущий экипаж, а уже после прибывал следующий. Н и разу количество астронавтов на «Скайлэбе» не увеличивалось за счёт второго прибывающего экипажа, как практиковалось на советских станциях «Салют» и «Мир», и ныне происходит на МКС. В итоге, несмотря на сообщаемый очень большой размер рабочего отсека станции, более трёх человек на ней никогда не находилось.

4. Несмотря на «опыт «Скайлэба»» НАСА не смогла создать полноценную орбитальную станцию и в этом решительно отстала от СССР (России). Поразив современников своими огромными размерами, «Скайлэб» исчез не повторившись в истории космонавтики. Даже современная МКС, «родившаяся» через 30 лет после «Скайлэба» и вобравшая в себя все достижения мировой космической техники за эти 30 лет, не может соперничать со «Скайлэбом» по весогабаритным показателям. Она составлена из блоков, масса которых не превышает 20т, то есть в три с лишним раза меньше массы «Скайлэба».

После «Скайлэба» НАСА пыталась создать новую орбитальную станцию «Фридом», но не смогла и после десяти лет бесплодных усилий прекратила эти работы, взяв курс на МКС и положившись на российский (советский) опыт. «Скайлэб» «хорошо поработал на орбите, но не имел перспектив развития» .

5. Все 9 астронавтов, посетивших станцию, были гражданами США. Ни один космонавт (астронавт) - не гражданин США на станции не работал, и подтвердить её реальное устройство не может. Так что, как и «полёты на Луну», и этот американский космический рекорд подтверждают только американские свидетели.

Все эти факты побуждают продолжить наше знакомство с этой станцией. Посмотрим снимки о том, как астронавты жили и работали в «Скайлэбе».

Такие снимки можно снять на Земле

Как объясняет НАСА , простор ный рабочий отсек 1 был оборудован в топливном баке ракетной ступени (илл.1). На илл.2 показана внутренность этого отсека. Здесь внимание автора привлекли космические скафандры, помеченные красными метками.

Илл.2. Выставка скафандров?

Обычно проектировщики стараются располагать однородные по типу и назначению предметы в одном месте: и удобней пользоваться, и места меньше занимают. А здесь – как будто какая-то выставка скафандров, сооружённая на скорую руку. Складывается впечатление, что нас пригласили заглянуть во внутренность настоящего топливного бака, временно декорированного под космическое обиталище. Даже, если это и субъективное впечатление автора, то одно можно сказать уверенно: снимок илл.2 не несёт в себе никаких признаков того, что он снят в космосе.

На илл.3 показан довольный астронавт Конрад. Он забрался в специальный мешок - контейнер, где будет принимать душ. Комментарий НАСА к этому снимку говорит, что дело происходит в «Скайлэбе», то есть в космосе.


Илл.3
. Тряпочка провисла под действием силы тяжести.

(Душ в "Скайлэбе")

Но ведь точно так же эта сцена выглядела бы и на Земле. Сомнение усиливает отмеченная красной меткой тряпочка, которая видна в правом верхнем углу снимка. Она обвисла строго по вертикали, как будто на неё действует сила веса. А как эта сила «пробралась» на орбитальную станцию, где должна царить невесомость?

На снимках илл.4а,б,в астронавты пытаются убедить нас, как им легко двигаться в невесомости.


Илл.4 . Астронавтам «Скайлэба» нужна опора. Подписи НАСА:

а) Гибсон проплывает через люк воздушного шлюза; б) Кар парит в носовой части; в) Лусма в роли акробата

« Гибсон проплывает через люк воздушного шлюза», - такова подпись НАСА к снимку илл.4а. Однако чтобы получился такой снимок, Гибсону достаточно здесь, на Земле встать в отверстии люка и воздеть руки. Снимок же сделан сверху.

«Кар парит в носовой части» под куполообразным «потолком» рабочего отсека (4б). Но обратите внимание на то, что Кар как бы приклеен к этому потолку. И представьте, что «потолок» на самом деле является полом, на котором астронавт лежит. Тогда снимок станет вполне «земным». Под спиной у астронавта есть какой-то предмет. Он выглядывает из-за его правого плеча. Используемый в качестве опоры, этот предмет обеспечивает небольшой зазор между телом астронавта и полом, чтобы астронавт казался висящим в воздухе. При этом астронавт, чтобы удержать свою необычную позу, касается руками и ногами видимых пред метов.

«Лусма в роли акробата» тоже изображает «свободное парение» (илл.4в). Но, опять уж очень подозрительно близко расположены его ноги к заветной опоре (краю люка), на которую он, похоже, опирается одной своей коленкой.

Особого внимания заслуживает остроумный по замыслу снимок илл.5а. Здесь по описанию НАСА астронавт Кар удерживает астронавта Пога на кончике пальца. Этот снимок, казалось бы, убедительно демонстрирует невесомость - не может на Земле один человек удерживать другого на кончике пальца, а тот другой при этом пребывать в положении «вверх ногами».

Но присмотритесь к этому снимку. Находясь в невесомости, люди могут пребывать в пространстве в произвольных положениях относительно друг друга (илл.6). А на снимке 5а астронавты по отношению друг другу расположились так, как будто бы их «строит» в одну линию некая сила.

Перевернув снимок 5а, можно увидеть , как он мог быть сделан на Земле (5б). Погу достаточно стоять «цыпочках» на трубе, а Кару - висеть на скрытой опоре (скажем, на перекладине). И, чтобы эта опора не была нам видна, фигура Кара показана только от пояса. Своим пальцем висящий Кар касается темени стоящего Пога. А той силой, которая строит астронавтов в линию, вполне может быть сила тяжести.

Илл.5. И здесь, похоже, тоже действует сила тяжести.

а) п одпись НАСА: « Кар демонстрирует «поднятие веса» в невесомости, удерживая астронавта Пога на кончике пальца»,

б) вот как можно снять такой снимок на Земле, в отсутствие невесомости

В целом, впечатление от снимков илл.2,3,4,5 такое, что на них нет невесомости, но есть желание её показать. Хотя, казалось бы, если в вашем распоряжении есть огромная космическая станция, то зачем тратить усилия на такие хитрости?

Такие клипы о невесомости можно снять в самолёте

На сайтах и в фильмах НАСА можно найти до двух десятков отдельных клипов или эпизодов, встроенных в фильмы, на которых астронавты «Скайлэба» действительно демонстрируют невесомость . На илл.6а показан кадр из одного такого клипа.


Илл.6. Астронавты и космонавты демонстрируют невесомость:

а) астронавты демонстрируют невесомость якобы в «Скайлэбе»; б) советский космонавт в самолёте-тренажёре в те же годы; в) схема достижения невесомости в самолёте-тренажёре

Просмотр клипов на тему невесомости в «Скайлэбе»показывает, все эпизоды о невесомости, якобы снятые в «Скайлэбе», очень кратковременны. Их средняя продолжительность - 10 секунд. А когда встречаются более длительные клипы, то они состоят из набора отдельных коротких сцен. Зачем же так спешили астронавты-кинооператоры, если в настоящей космической станции невесомость – «вещь» постоянная, и при её съёмках спешить некуда. Возникает предположение о том, что все эти короткие клипы сняты не в космосе, а в известном всем космонавтам самолёте - тренажёре (илл.6в). Для достижения в салоне кратковременного состояния невесомости такой самолёт разгоняется вверх и, продолжая двигаться по инерции, делает «горку», а затем начинает падать вниз . В короткие секунды прохождения «горки» в салоне самолёта наступает состояние, близкое к невесомости.Оно было бы идеальным, если бы внешний воздух не тормозил падение самолёта. Пилот самолёта старается с помощью работы двигателей возможно точнее скомпенсировать это торможение.После прохождения горки самолёт не может долго падать, иначе он не успеет выйти из пике. Характерная длительность невесомости в самолёте составляет около 30 секунд (при определённом риске она может быть немного увеличена).

Самолёты - тренажёры использовались с самых первых лет пилотируемой космонавтики. На илл.6в мы видим космонавта А.Николаева, парящего в невесомости в самолёте в те самые годы, о которых идёт речь в этой книге. Поэтому НАСА вполне могла снять на десяток - другой секунд кувыркание в невесомости внутри такого самолёта, а затем представить его, как акробатические упражнения якобы внутри космической станции (илл.6а).Воспроизвести интерьер станции в салоне самолёта - тренажёра технических трудностей не составляет. Размер его салона для этого вполне достаточен. Достаточно сказать, что в наши самолёты закладывались целые макеты кораблей «Союз», а космонавты парили вокруг них, тренируя выходы в открытый космос.

Сложнее для НАСА обстояло дело со съёмками в невесомости некоторых тонких физических опытов. Расскажем об одном из них. Известно, что в невесомости вода собирается в шары, свободно плавающие в окружающем воздухе. На илл.7 показаны несколько кадров из клипа, в котором космонавт МКС демонстрирует этот опыт . Сначала космонавт выдавил водяной шар из питьевого шприца, и он повис у него возле подбородка (илл.7а). Через 6 секунд космонавт подул на него, и шар разделился на два (илл.7б). Наконец космонавту шары надоели, и он проглотил сначала один, а затем и другой шар (илл.7в,г). Весь эпизод занял 13-14с, и всё это время шары преспокойно висели в воздухе перед носом астронавта, а космонавт, не спеша, игрался с ними. Эта их неподвижность была следствием идеальной невесомости на космической станции.


Илл.7. Вот это настоящая невесомость.

В международной космической станции шары из воды висят в воздухе как угодно долго, пока это не надоест космонавту

Иное дело в самолёте - тренажёре. Как ни регулируй он работу двигателей - самолёт будет падать или чуть медленнее, или чуть быстрее, чем было бы при свободном падении. Кувыркающиеся космонавты не обратят внимания на эти малые отклонения от состояния невесомости. А вот водяной шар при таких обстоятельствах не сможет неподвижно висеть. Он будет смещаться в ту или иную сторону в зависимости от того, кто кого перебарывает в данный момент: тяга ли двигателей чуть превысит торможение от воздуха или наоборот. И лишь в редкие мгновенья перехода от одного состояния к другому, шар будет замирать в воздухе салона. Отсюда ясно, что в самолёте-тренажёре опыт со свободно висящим водяным шаром, если и удастся, то на очень короткое время. Именно это и наблюдается в клипе со свободным водяным шаром, якобы снятым в «Скайлэбе» . В одном из них показан водяной шар, свободно парящий в воздухе (илл.8). Длится этот эпизод всего лишь 1,4с. Скажите один раз слово «Скайлэб» - вот и вся длительность этого парения.

Илл.8. Короткий миг радости:

астронавт «Скайлэба» сумел продемонстрировать висящий водяной шар в течение всего лишь 1,4с.

В итоге становится ясно, что все те кратковременные клипы про невесомость в «Скайлэбе», которые показывает НАСА, вполне могли были сняты в самолёте-тренажёре, внутри которого оборудована видимость помещения станции.

Почему в просторной станции работали только три человека?

Согласно обитаемый объём рабочего отсека «Скайлэба» составлял 270 куб.м (илл.9а). Художник НАСА нарисовал внутренность «Скайлэба» (илл.9а). Чтобы помочь читателю заметить человеческую фигуру в таком просторе, автор поставил на рисунке стрелку. «Такой большой объём позволял создать в «Скайлэбе» условия для жизни и работы экипажа, приближённые к земным. В задней части блока кают-компания, каюты для сна и отдыха» . Подобным условиям могут позавидовать и астронавты современной МКС: вон они в какой тесноте живут (илл.9б). Но почему в просторном «Скайлэбе» был так мал его экипаж - всего три человека ? Неужели не нашлось работы для большего числа астронавтов? Посмотрите, в 5 раз более тесном помещении модуля МКС (50 куб.м) расположились на отдых 7 человек (илл.9б). Конечно, не всегда на МКС такая толчея: она происходит при смене экипажей. Обычно там работает 3-4 человека. Смена экипажей по схеме «вахту сдал – вахту принял» позволяет передавать станцию в рабочем состоянии, так сказать, с рук на руки, без её консервации. Но к «Скайлэбу» два «Аполлона» одновременно ни разу не причаливали, хотя для этого, согласно описанию НАСА, имелся необходимый стыковочный модуль (илл.1). В итоге в якобы просторном «Скайлэбе» никогда, даже на короткое время более трёх человек не жили. Это можно объяснить тем, что на самом деле на «Скайлэбе» не было никакого рабочего отсека. А прилетавшие к «Скайлэбу» астронавты оставались жить в том, в чём прилетели - в тесной кабине корабля «Аполлон».

Снимок 9 . а) 1973 г. - как просторно в «Скайлэбе» (рисунок художника НАСА);

б ) 2003 г. - 30 лет спустя 7 человек сгрудились в тесной современной МКС

Согласно НАСА три экспедиции посещения на «Скайлэб» продолжались 28, 59 и 84 суток соответственно. Сколько они там были на самом деле, сказать трудно, учитывая многосторонний опыт НАСА по части имитаций. Нельзя исключать и более раннего фактического возвращения астронавтов миссий «Скайлэб-2,3,4» с орбиты с последующим спектаклем приводнения в объявленный НАСА срок, благо техника показных приводнений, была отработана, по-видимому, неплохо (гл.24).

Возможная схема имитации орбитальной станции

По официальной версии НАСА обитаемым блоком станции «Скайлэба» служил переоборудованный, пустой корпус ступени III (S - IVB ) «Сатурна-5». Вывод станции на орбиту осуществлялся только первыми двумя ступенями «Сатурна-5».Но всё, что мы узнали о «Скайлэбе», указывает на то, что он был не орбитальной станцией, а её имитацией. Как же она была осуществлена?

Прежде всего, отметим, что по нашей версии на илл.10а показан не «Сатурн-5», который не состоялся, а очередная «лунная» ракета, то есть наряженный «Сатурн-1Б», у которого одна рабочая ступень расположена в самом низу, а вторая рабочая ступень (та самая S - IVB ) венчает ракету. На «лунной» ракете ступень S - IVB полностью заправлена топливом, что исключает любые варианты с рабочим отсеком «Скайлэба». Его на стартующей ракете просто нет. По нашей версии «лунная» ракета настолько перегружена «маскарадом», что даже выход на околоземную орбиту просто отработавшей пустой ступени S - IVB представляется сомнительным. Поэтому, скорее всего, та «лунная» ракета, которую НАСА запустила 14 мая 1973 года под кодовым названием «Скайлэб-1», вообще ничего не вывела на орбиту, а её последняя ступень упала в Атлантический океан. Но сам старт не был напрасным: он изобразил запуск «Скайлэба», без чего дальнейшая была бы немыслима.

Но если очередная «лунная» ракета упала в океан, то, как же тогда оказалось на орбите то сооружение, которое мы видим на илл.10б? По мнению автора, его вполне могли запустить секретным порядком и в подходящий срок в отдельном запуске «нормального» «Сатурна-1Б». Напомним, что каждый второй космический старт, производимый в то время в США, был секретным (гл.18). Вторая ступень штатного «Сатурна-1Б» (S - IVB ) без проблем выходит на околоземную орбиту и может обозначать собою «Скайлэб». В качестве полезной нагрузки эта ступень несёт на себе то, что называется «модуль солнечного телескопа» и стыковочный узел (илл.1). После выхода на орбиту модуль телескопа откидывается на консолях, придавая всему комплексу довольно живописный вид.

Илл.10. Версия мистификации «орбитальной станции» «Скайлэб»:

а) стартует очередная «лунная» ракета;

б) «Скайлэб» на орбите

Завершённости этого вида, однако, мешал вид «голой» ракетной ступени с торчащим сзади соплом. Исправить этот недостаток было поручено а стронавтам, прибывшим вскоре к «Скайлэбу» на корабле «Аполлон» с миссией «Скайлэб-2». Им надлежало замаскировать отработавшую ракетную ступень так, чтобы она превратилась в нечто, на себя непохожее. Для обоснования необходимости выхода астронавтов в открытый космос, НАСА объявила, что во время запуска «Скайлэба» было сорвано солнцезащитное покрытие, оторвалась одна панель солнечной батареи и была повреждена другая , так что прибывающим астронавтам поручен соответствующий ремонт. На самом деле, по мнению автора, никаких этих происшествий не было, потому что с голой ступени S - IVB срывать нечего. Прибывшие же астронавты же, выйдя в космос, прикрепили к корпусу ракетной ступени муляж панели солнечной батареи «П», установили над ней якобы солнцезащитный, а на самом деле маскировочный экран «Э», и закрыли сопло ракетной ступени накладкой «Н», которую НАСА назвала радиатором охлаждения. После этого «Скайлэб» принял тот вид, который украсил архивы НАСА (илл.9б).

Возможен и несколько более простой вариант имитации, при котором отпадает необходимость в дополнительном запуске «Сатурна-1Б». Надо принять во внимание, что в запуске «Скайлэба» «лунная» ракета стартовала тринадцатый раз. И, скорее всего, специалисты НАСА, раз от разу совершенствовали своё детище. Нельзя исключать того, что к запуску «Скайлэба» «лунная» ракета уже могла выводить свою последнюю, пустую ступень (S - IVB ) на орбиту плюс ещё несколько тонн нагрузки (макеты названных модулей). В этом случае дополнительный запуск не нужен.

Имитация научных достижений прогрессу пользы не приносит

Как пишет С. Александров ,«Скайлэб» «хорошо поработал на орбите, но не имел перспектив развития …В начале 80-х годов, п одстёгиваемые успехами «Салютов», американцы приступили к проектированию станции «Фридом». Конца научно-исследовательским работам не было видно, и как отчитываться перед конгрессом за потраченные деньги его руководство совершенно не представляло» . И тогда США решили создать орбитальную станцию, опираясь на многолетний российский опыт .

Но муляж станции и не мог иметь перспектив развития. А советские орбитальные станции были реальными вехами на пути развития космонавтики, поэтому именно советский (российский) опыт пригодился при создании МКС. По этой же причине «Скайлэб», как имитация станции «посещался» только в самом начале своей «карьеры», а потом, как только необходимость в спектакле отпала, он был заброшен.

Нельзя пригласить в дом, которого нет

В 1975 году во время совестного полёта «Союз-Аполлон» советские космонавты увидели в деле «Аполлон», а американские - наш «Союз». С 1976 года иностранные космонавты стали работать на советских космических станциях .Позднее американцы активно приглашали иностранных астронавтов (космонавтов) в полёты на своих шаттлах. Но «Скайлэб» в космосе видели только американцы. Этот факт согласуется с версией об имитации станции, потому что н ельзя пригласить в дом, которого нет .

В НАСА, по - видимому, понимали, что от США ожидают приглашения иностранных астронавтов на «Скайлэб». И в 1975 году, когда «Скайлэб» уже летал пустой, со стороны НАСА прозвучали такие слова : «После завершения программ «Аполлон», «Скайлэб» и «Союз-Аполлон» останется две ракеты «Сатурн-5», одна станция «Скайлэб», три командных модуля «Аполлон». НАСА рассмотрела возможность использования этого оборудования для запуска второй станции «Скайлэб» типа той, что была запущена в мае 1973. «Сатурн-5» запустит «Скайлэб». Он будет служить в качестве космической станции для кораблей «Союз» и «Аполлон». С использованием существующего оборудования эти варианты будут стоить от 220 до 650 миллионов долларов. Но средства не были выделены. В августе 1973 года было решено законсервировать оборудование. В декабре 1976 года ракеты и космический корабль были переданы в музеи».

Итак, всё окончилось разговорами. Трудно поверить в то, что это произошло из-за нехватки средств. Во-первых, названная сумма невелика по меркам крупных проектов (не более 3% от стоимости программы «Аполлон»). Во-вторых, долевое участие СССР, а, возможно, и других стран уменьшило бы расходы НАСА. Поэтому, более вероятно, что международный «Скайлэб» обсуждался только «для отвода глаз».

«Скайлэб» - блестящий эпилог «Аполлона»

Зачем же понадобилась спешка с запуском и всё, что за ней последовало? Неужели только потому, что, как пишет С.Александров, лунная программа заканчивается, и надо что-то делать, куда-то спешить?

Авторы видят причину этой спешки в другом. Они пишут, что и после завершения полётов "Аполлонов" у части советских специалистов всё-таки оставались сомнения в реальности высадок американцев на Луне. Такие сомнения поощряли продолжение лунной гонки со стороны СССР, а это грозило разоблачением мистификации. Уже только пилотируемый облёт Луны (без посадки) мог бы показать, что на Луне нет никаких платформ от американских лунных модулей. Даже посылка автоматического спутника для обследования лунной поверхности была бы опасна по той же причине. Поэтому необходимо было подтолкнуть СССР свернуть свою лунную программу по всем направлениям. Этой цели и служил срочный запуск якобы тяжёлого «Скайлэба» . Он «добил» последние сомнения относительно существования у США настоящей лунной ракеты. Ч ерез три месяца после успеха «Скайлэба» СССР закрыл работы по программе пилотируемых полётов к Луне и на Луну, а несколько позже прекратил и посылку туда автоматических аппаратов.

***

"Скайлэб", по существу явился эпилогом программы "Аполлон", эпилогом блестящим и по смелости замысла, и по искусству исполнения. И, может быть, не случайно то, что одним из директоров программы «Скайлэб» был полковник Фрэнк Борман , командир «Аполлона - 8», столько сделавший для успеха всей лунной мистификации (илл.11). Он был актёром №1 в акте №1 («Аполлон-8») этого спектакля, он прекрасно провёл политическую разведку перед полётом «Аполлона-11» (гл. 20), он готовил и блестящий эпилог для всей программы «Аполлон».

Илл.11. Старый знакомый.

1 . НАСА http :// www . astronautix . com / craft / skylab . htm - подробная информация по «Скайлэбу», о сдаче ракет в музей см.

2 Энц. «Космонавтика». Под научн. ред. акад. Б.Е. Чертока. М.: Аванта+, 2004, с. 126, 193. 336-337, 341-344

3. см. [ив27], [ив28], [ив29], [ив30], [ив31], [ив32] разд.28 Всего в сериале «Американская космическая одиссея» в фильмах « Skylab : The First 40 days » , « Skylab : The 2 nd manned misson », « Four rooms e а rth view » есть до двух десятков таких эпизодов .

Середина 1960-х была поистине золотой эпохой NASA - в 1966 году бюджет агентства составлял 4.41% от федерального бюджета США, а в его штате находилось 410 тысяч человек (и плюс еще 370 тысяч подрядных работников). Ни до, ни после агентство никогда не имело сопоставимых ресурсов. Для сравнения, в наше время бюджет NASA составляет 0.49% от федерального, а в штате находится 79 тысяч человек (плюс 19 тысяч подрядных сотрудников).

Сейчас программа «Аполлон» ассоциируется у большинства исключительно с полетами на Луну. Однако в те годы у NASA существовала масса проектов по поводу того, как использовать лунную технику в других миссиях. Совокупность этих предложений известны как прикладная программа «Аполлон» (AAP). Наиболее известными проектами прикладной программы были:


  • Дополнительные полеты «Аполлона-18», «Аполлона-19» и «Аполлона-20». В качестве возможных мест высадки подобных миссий рассматривались кратеры Коперника и Тихо.

  • 28-дневная миссия на полярной лунной орбите.

  • Создание лунной базы.


  • Создание космической обсерватории ATM по наблюдению за Солнцем на базе лунного модуля.

  • Переоборудование на околоземной орбите третьей ступени ракеты Сатурна-5 с целью создания на ее базе большой орбитальной станции.


Проблема заключалась в том, что «Аполлон» был в первую очередь политически мотивированной программой. И как только основная цель была достигнута, финансирование было резко сокращено, что сделало невозможным реализацию большинства проектов прикладной программы. В итоге, ее единственными доведенными до стадии запуска элементами стали созданная на базе третьей ступени Сатурн-5 орбитальная станция и солнечная обсерватория ATM.

Из-за отмены трех последних миссий «Аполлона», у NASA осталось в распоряжении три неиспользованные ракеты Сатурн-5, а также запас командных модулей корабля «Аполлона». Это избавило агентство от необходимости придерживаться старого плана по переоборудованию третьей ступени Сатурна-5 прямо на орбите, что требовало минимум двух запусков: орбитальная станция, получившая название Скайлэб, была построена на Земле на основе корпуса третьей ступени и запущена в мае 1973 года.

Благодаря своему «ракетному» происхождению станция могла похвастаться феноменальным по тем временам габаритами: длина — 24,6 метра, максимальный диаметр — 6,6 метров, масса — 77 тонн. Суммарный внутренний объём цилиндра Скайлэб составлял 352 м³. Это давало астронавтам очень большую свободу передвижений - у них были личные каюты, душевая кабинка, они могли легко прыгать от стенки к стенке во время занятий гимнастикой, и даже летали внутри на установке для перемещений в открытом космосе ASMU. Как это было можно представить по данным видео.

А вот так проходили внутристанционные испытания установки для перемещения в открытом космосе.


Впрочем, всего этого могло и не случиться, ибо при выходе станции на орбиту произошла авария - сорвавшийся теплоизолирующий экран выбил одну солнечную батарею и заклинил другую. Без теплозащиты, внутри станции стала быстро нарастать температура, потому первая экспедиция на Скайлэб SL-2 в основном занималась ее спасением, меняя солнечные батареи и устанавливая вместо потерянного теплозащитного экрана специальное полотнище.

Успешной реанимации станции во многом способствовала солнечная обсерватория ATM - второй реализованный элемент расширенной программы «Аполлон». Она была запущена в связке со Скайлэб и имела собственные солнечные батареи, которые смогли обеспечить станцию минимумом энергии на период ремонта.

В дальнейшем, на Скайлэб слетало еще две экспедиции. Экипаж SL-3 проработал на орбите 59 дней, и помимо большого количества экспериментов и наблюдений, отметился одним из самых известных в истории. Кроме того, астронавты оставили «подарок» своим сменщикам - когда на станцию прибыл экипаж следующей экспедиции, то вероятно к своей немалой радости они обнаружил три безмолвно взирающих на них «фигуры» в летных комбинезонах. Третья экспедиция проработала на станции 84 дня, что по тем временам было весьма неплохим достижением. Оно было перекрыто лишь экипажем «Салют-6» в 1978 году.

Интересно, что вместе со станцией был построен и специальный спасательный корабль, представлявший собой переоборудованный командный модуль «Аполлон» способный вместить пять человек. Один раз ракета с установленным на нее спасательным кораблем даже выводилась на стартовую площадку, но к счастью все обошлось.

Другой интересный факт заключается в том, что всего было построено два Скайлэба. Существовало предложение задействовать вторую станцию для эксперимента по симуляции гравитации путем раскручивания ее на орбите. Другой вариант заключался в использовании ее в рамках программы «Союз-Аполлон» с возможностью посещения станции советскими экипажами (т.н. International Skylab). Однако из-за продолжающегося урезания космических бюджетов станция так и осталась на Земле.

Что касается оригинального Скайлэб, то после того, как в феврале 1974 года третья экспедиция покинула станцию, на ней остались запасы воды минимум на полгода, и кислорода на 420 дней. Рассматривался вариант запустить в 1974 году кратковременную четвертую экспедицию, которая подняла бы орбиту станции (у Скайлэб не имелось собственного двигателя), однако она была отменена - считалось, что на текущей орбите (440 километров) Скайлэб просуществует как минимум до начала 1980-х.

Начало эксплуатации шаттлов было запланировано на 1979 год. Рассматривался вариант, в рамках которого во время одного из первых полетов (изначально, шестая миссия) шаттл поднял бы орбиту станции. После этого в рамках следующих миссий станция была бы существенно переоборудована: планировалось, что Скайлэб будет оснащен собственным двигателем, новым стыковочным узлом и шлюзовым отсеком, дополнительными научными модулями и к середине 1980-х на ней будет размещен экипаж в 6-7 человек, и она смогла бы функционировать как своеобразная база по приему шаттлов.

Однако, подобно всем благим начинаниям, эта идея не выдержала встречи с реальностью. С одной стороны, программа шаттлов столкнулась с массой задержек и переносов. С другой, инженеры недооценили солнечную активность и ее влияние на срок жизни орбитальных объектов. Уже в 1976 году специалисты NORAD рассчитали, что станция войдет в атмосферу в середине 1979 года.

По мере того, как первый полет шаттла все переносился и переносился, стало понятно, что станция будет потеряна. Военные быстро предложил свои «услуги» по избавлению от станции с помощью ракет, но это предложение было сразу же отвергнуто. Второй вариант заключался в отправке беспилотного модуля с двигателем, который бы поднял орбиту Скайлэб. Для его сборки на орбите требовалось два запуска.

Но к этому моменту на Земле победили сторонники идея создания новой модульной орбитальной станции (этот проект позже обрел название Freedom). Скайлэб был построен по технологиям 1960-х годов, многие его узлы нуждались в замене, да и сама станция была рассчитана на экспедиции посещения, а не на многолетнее проживание. Еще одной проблемой было то, что как и на «Аполлонах» давление на станции составляла 0.35 от земного, а атмосфера состояла из чистого кислорода, в то время как на шаттлах поддерживалась атмосфера, сходная с земной. Так что для попадания внутрь станции новым экипажам пришлось бы проходить декомпрессию в шлюзовом отсеке. Но в то же время, именно эти аспекты и вызывал интерес у тех, кто отстаивал необходимость возрождения Скайлэб: инженерам было важно собрать информацию о том, в каком состоянии после пяти лет пребывания без экипажа будет станция и эффектах ее длительного пребывания в космосе. Да и экипажи шаттлов могли бы использовать Скайлэб в качестве своеобразного полигона, где они могли бы оттачивать свои навыки по космическому ремонту.


Концепт орбитальной станции Freedom


Но в итоге, было принято решение вообще ничего не предпринимать и ждать, когда станция сгорит в атмосфере. Нетрудно догадаться, что после этого ожидаемое падение Скайлэба стало большим медиасобытием 1979 года. Были выпущены сувенирные футболки и бейсболки с изображением падающей станции, газеты объявили о премиях тому, кто найдет первый обломок Скайлэб и т.п. 11 июля 1979 Скайлэб вошел в земную атмосферу. Считалось, что обломки станции упадут в точке на 1300 километров южнее Кейптауна, одна расчеты снова оказались ошибочны и часть обломков упала в западной Австралии южнее города Перт. По забавному совпадению, 20 июля в Перте проходил конкурс мисс Вселенная и здоровенный фрагмент корпуса станции был выставлен на сцене, где выступали претендентки.

Сейчас этот и другие фрагменты находятся в различных музеях. Как показал их анализ, станция проявила удивительную живучесть и рассыпалась на обломки на высоте всего лишь 16 километров. Власти графства Эсперанс в итоге выставили NASA счет в 400 австралийских долларов за "засорение территории". Он был оплачен лишь в 2009 году, причем не агенством, а одним калифорнийским диджеем по собственной инициативе.

Таким образом, единственный реализованный проект прикладной программы «Аполлон» был завершен и под целой космической эпохой была подведена окончательная черта. Первый полет шаттла «Колумбия» состоялся 12 апреля 1981 года. Что касается станции Freedom, то после целого ряда бюджетных сокращений и переносов, она эволюционировала в американский сегмент МКС, сборка которой началась лишь в 1998 году.

Зачем первой американской орбитальной станции был нужен «зонтик», почему произошла первая космическая забастовка и как станция Skylab едва не стала прообразом Международной космической станции во время холодной войны, рассказывает рубрика «История науки».

Идея создать долговременную станцию на орбите, куда могли бы пристыковываться запускаемые с Земли корабли, возникла еще задолго до космических полетов. Собственно говоря, в повести Константина Циолковского «Вне земли» описывается такая станция. Но и первые проекты станций и в СССР, и в США появились до Гагарина.

Впрочем, какая-то конкретика появилась в 1963-1964 годах, когда сначала американская военная авиация предложила проект Manned Orbiting Laboratory - военной разведывательной орбитальной станции на основе верхней ступени ракеты Agena, а затем и Вернер фон Браун предложил свой проект Orbital Workshop на основе верхней ступени ракеты Saturn-1B. Однако до реального конструирования и постройки дошло в самом начале 1970-х.

Дело в том, что тогда уже случился успех лунной программы и благодаря этому Конгресс… урезал средства на космос. Ну а что, политический результат есть, а сколько миссий слетает на Луну - какая разница? Поэтому полеты Apollo 18-19-20 на Луну отменили. Но в результате «на складах» NASA осталось некоторое количество неиспользованных ракет Saturn V. Почему же не использовать самую мощную ракету для реализации давней задумки? И «Аполлоны», чтобы летать к станции, тоже есть.

Запуск станции Skylab на ракете-носителе Saturn V

Wikimedia Commons

Как и предыдущий проект, орбитальная станция Skylab - «Небесная лаборатория» - была построена на основе корпуса первой ступени ракеты Saturn IB. Станция получилась массивная, намного больше уже долетевшего в 1971 году «Салюта». Длина - 24,6 метров, максимальный диаметр – 6,6 метров. Электропитание так же, как и на «Салюте», обеспечивалось солнечными батареями, но это были не только два «крыла», как во всех первых советских станциях и на кораблях «Союз», а еще и своеобразный «подсолнух», вынесенный над осью станции вместе с отсеком астрофизических приборов.

Старт первой американской орбитальной станции состоялся 14 мая 1973 года. И сразу же началось то, что принято называть фразой «Хьюстон, у нас проблемы». Вообще-то, по графику уже на следующие сутки должен был случиться старт первого корабля с экипажем. Однако запуск пришлось отложить и начать думать, что делать. Дело в том, что после выхода на орбиту одно из «крыльев» солнечных батарей не раскрылось, а другое оторвалось. Потом выяснилось, что это «работа» теплоизолирующего экрана, который тоже оторвался, параллельно снеся одну батарею и заклинив другую.

Поврежденный Skylab

Wikimedia Commons

В итоге на станции стало невыносимо жарко (внутри - 38 градусов, на поверхности - 80). Пришлось спешно конструировать «зонтик» - обыкновенное полотнище, которое натягивалось над станцией на четырех спицах.

25 мая полетел первый экипаж (миссия SL-2, SL-1 именовался пуск самой станции). Эта экспедиция превратилась из научной в ремонтную. Она продлилась 28 суток. В июле полетел новый экипаж (SL-3), проработавший 59 дней на орбите (28 июля – 25 сентября). Третий и последний экипаж проработал на Skylab рекордные для США 84 дня (этот рекорд для астронавтов продержался аж до совместных экспедиций на станции «Мир»). Впрочем, тогда это был и мировой рекорд, который перекрыли в 1978 году советские космонавты на станции «Салют-6».

Устройство Skylab

Wikimedia Commons

С последним экипажем в лице Джералда Карра, Эдварда Гибсона и Уильяма Поуга был связан интересный эпизод: первая и единственная на настоящий день космическая забастовка. Дело в том, что и экспедиция SL-2, и экспедиция SL-3 были укомплектованы опытными астронавтами, жадными до работы. Особенно старался экипаж SL-3. Ребята «пахали» по 16 часов в сутки, стараясь максимально выполнить программу полета. А в SL-4 были новички, программу которых рассчитали, исходя из рвения «третьих». Джеральд Карр заявил: «Мы никогда бы не стали работать по 16 часов в день в течение 84 дней подряд на земле, и от нас не стоит ожидать этого здесь в космосе». Экипаж на сутки полностью прервал связь с Землей и занялся отдыхом. Теперь этот случай входит во все учебники космической психологии и медицины.

Но дальше программа закончилась. Ракета снята с производства, новые станции выводить было нечем. Пытались сохранить станцию до начала полетов Space Shuttle, была даже идея создать «МКС времен холодной войны» - комплекс Skylab-«Салют», но увы. 11 июля 1979 года станция сошла с орбиты и сгорела в атмосфере. Обломки упали на территории Австралии и до сих пор экспонируются в музеях. США своих долговременных полетов пришлось ждать долгие годы.

14 мая 1973 года на орбиту была запущена единственная американская станция «Скайлэб». На ее борту установлен рекорд продолжительности космической миссии, продержавшийся до 1977 года. Также станция прославилась тем, что ее экипаж объявил первую забастовку в космосе.

1. Плод космической гонки

К началу 70-х годов американцы начали сокращать отставание от СССР в области освоения космоса. Астронавты из США летали на пилотируемых космических кораблях наравне с нашими космонавтами. И программы пребывания на орбите были примерно равнозначными, предполагавшими работу в открытом космосе и проведение медико-биологических экспериментов. Однако по части запуска на орбиту космических станций для долговременной работы на них сменяемых экипажей Советский Союз сохранял лидерство. Наш «Салют-1» был выведен на орбиту в 1971 году. Американцы отстали на два года.

При этом «Салют» имел двойное назначение, ориентируясь как для мирные исследования, так и на решение военных задач. Американский «Скайлэб» был чисто гражданской исследовательской лабораторией.

При сопоставлении советской и американской программ орбитальных станций следует учесть, что всего «Салютов» мы запустили семь. Потом была и еще одна наша станция — «Мир», которая установила рекорд по «долгожительству» на орбите. США же располагали лишь одной станцией, на которой отработали три миссии астронавтов.

2. Космический «Хилтон»

"Скайлэб" («Небесная лаборатория») тем не менее выглядел на фоне «Салютов» гигантом. Что во многом было предопределено тем, что на орбиту ее вывела сверхмощная ракета «Сатурн-5». Если в наших станциях объем герметизированного пространства составлял 82 куб.м., то в американской — 352,4 куб.м. Вес их станции был равен 77 тоннам, длина — 25 метров. Если же учитывать «спарку» — «Скайлэб» вместе с пристыкованным к нему кораблем «Аполлон», то длина комплекса достигала 36 метров.

При создании «Скайлэб» в связи с ограниченным финансировании конструкторы пошли по пути максимально возможной экономии при сохранении высочайших требований к надежности узлов и систем корабля. В связи с чем станция была построена на базе верхней ступени ракеты-носителя «Сатурн-1Б».

В объеме пустого водородного бака, имевшего внутренний диаметр 6,6 метров, установили два отсека — лабораторный и бытовой. Пустой кислородный бак служил для сбора отходов, которые на станции скапливалось в больших количествах. В значительной степени из-за того, что не была предусмотрена система регенерации воды. И использованная, например, в душе сливалась «на помойку».

В жилых отсеках станции поддерживалась искусственная атмосфера с содержанием 26% кислорода и 74% азота и давлением 0,35 атм. Температура регулировалась в пределах от 21 до 32 градусов Цельсия. Все необходимое для деятельности направлявшихся на станцию экипажей находилось на ее борту во время ее запуска: 907 кг продуктов и 2722 кг воды.

3. Аварийный старт

Запуск на станцию первой экспедиции в составе троих астронавтов был запланирован на 15 мая. Однако план пришлось существенно скорректировать. При запуске «Скайлэб» оторвался теплоизолирующий экран, который также был предназначен для защиты от метеоритов. Экран увлек за собой в открытый космос одну из шести панелей солнечных батарей и повредил механизм раскрытия еще одной панели. Раскрылись лишь четыре панели солнечных батарей, чего было недостаточно для нормального обеспечения электроэнергией. А вскоре сработала защита, и бортовая электросеть вовсе обеспечилась. Начали нарастать катастрофические явления. Температура внутри «Скайлэб» приблизилась к 40 градусам.

Для того, чтобы привести станцию в рабочее состояние было решено экстренно изготовить «защитный зонтик», крепящийся к корпусу «Скайлэб» на четырех спицах. И провести экстренные ремонтно-восстановительные работы. Именно ими и занимался запущенный 25 мая 1973 года первый экипаж почти все 28 суток пребывания на борту. Он совершил несколько выходов в открытый космос.

4. Нормальная работа

Вторая и третья экспедиции на станции уже занимались нормальной работой. В каждую из них входили по три астронавта — командир, пилот и врач. Наличие врача объясняется тем, что основной упор был сделан на проведение медико-биологических исследований. Помимо наблюдения за реакцией собственных организмов на те или иные нагрузки и поддерживающие мероприятия астронавты изучали поведение в невесомости пауков и рыб. В связи с чем в исследовательской аппаратуре значительная роль была отведена приборам, контролирующим жизненные функции. Даже в момент посещения астронавтами туалета проводился экспресс-анализ их выделений.

Также значительная часть работы на станции была посвящена астрофизическим исследованиям. Наиболее результативными из них стали наблюдения за Солнцем при помощи телескопа, работающего в рентгеновском и ультрафиолетовом диапазоне. Специфика телескопа состояла в том, что кассеты с пленкой располагались вне объема станции, в связи с чем экипажам приходилось многократно выходить в открытый космос для перезарядки кассет.

Второй и третий экипажи установили два рекорда продолжительности пребывания на орбите. Вторая миссия продолжалась 59 суток. Третья — 84 суток.

Третья миссия была знаменита еще и тем, что астронавты впервые в истории встретили Новый год на орбите. Их полет продолжался с 16 ноября 1973 года по 8 февраля 1974 года. На их долю выпала столь насыщенная программа экспериментов, что они практически не имели времени на отдых. Когда экипаж потребовал скорректировать программу с целью ее облегчения, Центр управления полетами ответил отказом. И тогда астронавты — Джеральд Карр, Уильям Поуг и Эдвард Гибсон — провели односуточную забастовку, отключив радио и предавшись отдыху, гарантированному законом о труде. Однако к окончанию полета вся ранее запланированная программа оказалась выполненной.

5. Незапланированный конец

После возвращения на Землю третьего экипажа станцию законсервировали. Ее дальнейшее использование предполагалось возобновить, когда начнут полеты «шаттлы» — корабли многоразового использования. При их помощи НАСА намеревалось укрупнить «Скайлэб» за счет присоединения к нему еще нескольких орбитальных модулей и довести количество членов исследовательского экипажа до шести. То есть создать некий аналог нашей станции «Мир» за несколько лет до того, как на орбиту была выведена эта советская станция.

Однако «Скайлэб» начал терять высоту. Чтобы спасти его, приподняв орбиту, необходимо было направить на станцию разгонный двигатель — станция такового не имела. Но это была чрезвычайно сложная и рискованная операция, от которой в итоге отказались. В связи с чем «Скайлэбу» был подписан смертный приговор.

Летом 1979 года в результате возрастания солнечной активности произошло некоторое увеличение плотности атмосферы на орбите станции. Торможение возросло. И 11 июля 1979 года она вошла в плотные слои атмосферы. Сход «Скайлэб» с орбиты был неконтролируемым. Его обломки рассеялись в Индийском океане и над малонаселенными районами Австралии.

Преждевременный конец послужил почвой для самых невероятных предположений о «реальном положении вещей». Обладающие наиболее буйной фантазией бульварные издания оповестили человечество о том, что станцию захватили инопланетяне, в связи с чем их пришлось утопить.