Одк уфимское моторостроительное производственное объединение. Производство авиационных двигателей на пао «одк-умпо

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «УМПО»

Организационно-экономическая характеристика ОАО «УМПО»

ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» - крупнейший производитель авиационных двигателей в РФ.

Предприятие основано в 1925 году, входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОАО «УК «ОДК») - 100% специализированной дочерней компании ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» по управлению двигателестроительными активами.

Основные виды деятельности ОАО «УМПО» :

  • 1) производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей для истребителей и штурмовиков марки «Су»;
  • 2) производство и ремонт узлов вертолетной техники;
  • 3) выпуск и ремонт оборудования для газовой и энергетической отраслей.

Открытое акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение" - одно из крупнейших в России двигателестроительных предприятий, удостоенное свыше 30 правительственных наград, в т.ч. двумя орденами Ленина и орденом Боевого Красного Знамени, 6 международных и 23 российской, общественной конкурсной и выставочной награды, занимает неизменно высокие позиции в рейтинге крупнейших предприятий России при положительной динамике товарного выпуска продукции.

ОАО "УМПО" расположено на трёх изолированных производственных площадках, на территориях Калининского района г. Уфы и Благовещенского района Республики Башкортостан, в его составе 2 специализированных производства - авиационное и инструментальное, где работает свыше 19 тыс. рабочих, специалистов и служащих.

Вся история ОАО "УМПО" свидетельствует о том, что основной задачей предприятия был и остается выпуск современной качественной авиационной техники. За время существования предприятием выпущено более 50 базовых и модифицированных авиационных двигателей, которые устанавливались на 170 типах и модификациях самолетов. Для ракет различного класса выпущено более 25 моделей и модификаций жидкостно-ракетных двигателей. На самолетах с уфимскими двигателями поставлено более 100 мировых авиационных рекордов. Важное направление - внешнеэкономическая деятельность. ОАО "УМПО" впервые вышло со своей продукцией на внешний рынок в 1952 году. 49 стран мира эксплуатируют произведенную нами технику. Имеется опыт не только поставок готовой продукции на экспорт, но и организации за рубежом лицензионного производства.

ОАО "УМПО" обладает полным технологическим циклом производства авиадвигателей. Освоенные технологические процессы, в т.ч. уникальные, набор оборудования, квалификация персонала позволяют объединению изготавливать самую современную наукоемкую продукцию.

УМПО обеспечивает полный комплекс услуг по техническому сопровождению своих изделий: послепродажное гарантийное обслуживание, ремонт модулей, узлов и двигателей с восстановлением всех эксплуатационных характеристик, обучение персонала, модернизация ранее выпущенной техники.

Новое направление производственной деятельности - изготовление газотурбинных двигателей индустриального применения. На базе АЛ-31Ф освоено производство газотурбинного привода АЛ-31СТ, применяющегося в составе газоперекачивающих агрегатов мощностью 16 МВт и АЛ-31СТЭ для блочно-модульных электростанций на 20 МВт.

Значительную долю составляет выпуск высокотехнологичной гражданской продукции, наукоемких изделий бытового назначения и товаров повседневного спроса. Объединением изготовлено свыше 8 млн. автомобильных двигателей, свыше 140 тыс. комбайновых моторов, более 3 млн. малолитражных бензиновых двигателей, более 146 тыс. мотоблоков,

около 13,5 тыс. снегоходов.

ОАО "УМПО" обладает пакетом лицензий и сертификатов как для производства и ремонта авиационной техники, так и проектирования и изготовление газоэнергетического и нефтяного оборудования.

Государство всячески оказывает поддержку ОАО «УМПО». Более 83% акций компании контролируется государством через ОАО «ОПК «Оборонпром». ОАО «УМПО» входит в список стратегических предприятий. Как крупнейший экспортер промышленной продукции, предприятие получает возмещение большой части затрат на уплату процентов по кредитам. Инвестиционная программа компании финансируется в основном государством через ОАО «ОПК «Оборонпром», Федеральные целевые программы, а также прочие статьи бюджета.

ОАО «УМПО» имеет высокий уровень долговой нагрузки, что объясняется в основном потребностями финансирования оборотного капитала в связи с длительным бизнес циклом и сложившейся практикой расчета с поставщиками и заказчиками.

Действующая система менеджмента качества соответствует требованиям международных стандартов серии ISO 9001-2008. По результатам сертификации, которая проходила в ОАО «УМПО» в конце 2010 года, ОАО «УМПО» выдан сертификат Bureau Veritas(Англия), подтверждающий соответствие системы менеджмента качества предприятия требованиям международного аэрокосмического стандарта AS/EN 9100. В 2012 году по результатам проведенного в объединении сертификационного аудита Bureau Veritas (Англия) ОАО«УМПО» включено в перечень сертифицированных поставщиков, размещенный в международной базе данных OASIS IAQG (Международная группа по вопросам качества аэрокосмической промышленности).

С 1981 г. УМПО выпускает двигатели четвертого поколения АЛ-31Ф для истребителя Су-27. В 2002г. освоено производство модификации базового двигателя поколения 4+ АЛ-31ФП, оснащенного системой управления вектором тяги и предназначенного для сверхманевренных истребителей Су-30 и его модификаций. В 2012 г. продолжилась работа по изготовлению авиационных двигателей семейства 117 (АЛ-41Ф-1) для боевых самолетов, обладающих уникальными тактико-техническими характеристиками. Значительный объем работ выполнен объединением в рамках исполнения государственных контрактов и договоров на поставку военной техники для Министерства обороны РФ.

В 2012 году в составе ОАО «УК «ОДК» создан дивизион «Двигатели для боевой авиации», головным предприятием которого определено ОАО «УМПО». Дивизион возглавил управляющий директор ОАО «УМПО» А.В. Артюхов. В перечень основных продуктовых программ новой структуры включены перспективный двигатель для ПАК ФА двигатели первого этапа для ПАК ФА (изделия 117/117С), семейства двигателей АЛ-31 и РД-33, двигатель АЛ-55И, а также ремонт двигателей для боевой авиации ОАО «УМПО» участвует в Программе ОАО «УК «ОДК» по организации серийного производства вертолетных двигателей типа ТВ3-117 и ВК-2500,в том числе серийного производства деталей и сборочных единиц ремонтного группового комплекта (ДСЕ РГК) двигателей типа ТВ3-117 и ВК-2500, а также перспективных вертолетных двигателей.

ОАО «УМПО» в кооперации с ОАО «Авиадвигатель» и ОАО «УК «ОДК» участвует в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проектам «Разработка, освоение и сертификация новых технологических процессов для создания конкурентоспособных авиационных двигателей» (ПД-14) и «Подготовка серийного производства семейства двигателей ПД 9-18».

Низкий по сравнению с другими предприятиями отрасли уровень производственных затрат ОАО «УМПО» обеспечивает работа по реструктуризации производственного процесса и оптимизации затрат, работа по принципам бережливого производства, удачное, с точки зрения логистики, географическое положение предприятия, развитая региональная система подготовки кадров и приемлемый размер средней заработной платы в регионе.

Продукция ОАО «УМПО» в 2012 году экспортировалась в восемь стран мира, доля экспорта за 2012год занимает 72% от общего объема производимой продукции (включая поставки через авиастроительные компании). 49 стран эксплуатируют технику производства УМПО.

ОАО "УМПО" имеет две производственные площадки с общей площадью территорий в 2.14 млн. м2, расположенные на территории г. Уфы Республики Башкортостан. Производственные активы Компании включают:

Объединение имеет исключительную лицензию на производство двигателей АЛ-31Ф и АЛ-31ФП сроком пользования 20 лет, а также долю в праве собственности на разработку привода АЛ-31СТ.

Таблица 2.1 - Основные достижения и неудачи организации

Достижения

Наращивание объемов выпуска оборонной продукции

Незащищенность продукции от подделок вследствие чего очень высок процент подделок произведенных в Китае и Индии (патентная незащищенность)

Расширение круга заказчиков на изготовление и обслуживание изделий оборонного назначения

Модернизации станочного парка и закупка новых станков с ЧПУ

Возможный рост долговой нагрузки в случае увеличения портфеля заказов, что негативно скажется на кредитных рейтингах компании

Расширение производства газотранспортного и газоэнергетического оборудования, УМПО имеет резерв увеличения объемов производства.

Высокая зависимость от поставщиков комплектующих

Стратегический альянс с конкурентом «НПО «Сатурн»

Структура собственности группы УМПО и компании представляется довольно сложной и непрозрачной

Модернизация авиадвигателей, производство авиационных двигателей для самолетов гражданского назначения

Отсутствие ведения отчетности по стандартам МСФО не позволяет получить компании высокие кредитные рейтинги

Основные технико-экономические показатели ОАО «УМПО» представлены в таблице 2.2

На основе материалов таблицы 2.2 можно сделать вывод о том, что за анализируемый период основные показатели деятельности предприятия ОАО «УМПО» имеют положительную динамику.

Таблица 2.2 - Основные технико-экономические показатели ОАО «УМПО» за 2012-2014 гг.

Наименование показателя

Сумма (тыс.руб.)

Изменения (+,-), тыс.руб.

Темп роста

2014 г. к 2012 г.

Выручка (нетто) от продажи товаров, тыс.руб.

Себестоимость проданных товаров, тыс.руб.

Валовая прибыль

Коммерческие и управленческие расходы

Прибыль от продаж, тыс.руб.

Среднесписочная численность сотрудников, чел.

Среднегодовая сумма активов, тыс.руб.

Фондоотдача, руб.

Рентабельность продаж, %

Производительность труда, тыс. руб./чел.

Фондоемкость

Фондовооруженность

Основные производственные фонды

Как видно из таблицы 2.2, наиболее успешным был для предприятия 2014 год. Выручка от продаж за 3 года возросла в 1,83 раза, себестоимость - в 1,82. В результате прибыль повысилась в 2,72 раза: с 2393534 до 6514576 млрд. руб.

За 2012-2014 гг. наблюдается существенный рост рентабельности продаж на 1,491 за счет опережающего роста прибыли по сравнению с ростом выручки.

Рост себестоимости обусловлен ростом заработной платы и увеличением стоимости закупочных материалов для производства готовой продукции. Данное изменение связано с увеличением объемов продаж в 2014 году. Выручка выросла на 17,1 млрд. руб., себестоимость выросла на 11,4 млрд.руб., соответственно прибыль выросла на 5,7 млрд.руб.

Среднесписочная численность персонала увеличилась в 2014 году, т.е. в 1,149, что свидетельствует об увеличении масштабов деятельности, при этом выручка возросла на 17,1 млрд. руб., производительность труда также увеличивается на 130,7 .

Производительность труда увеличилась с 2012г. по 2014г. на 130,7. за счет опережения роста выручки по сравнению с ростом численности персонала. Темп роста в 2014 году составил 1,066.

Основные производственные фонды увеличились с 2012 г. по 2014г. на 4153930. Темп роста в 2014 году составил 2,66.

Показатель фондоотдачи за 2012-13 гг. снизился на 0,736, что свидетельствует об увеличении выручки и эффективном использовании основных фондов.

Показатель фондоемкости - показатель, обратный фондоотдаче; характеризует стоимость производственных основных фондов, приходящуюся на 1 руб. продукции. Уменьшился показатель в 2014 г. по отношению к 2012г. и составил 1,352, за счет увеличения основных средств и выручки от продаж, что свидетельствует о положительной динамике.

Фондовооруженность - показатель оснащенности основными производственными фондами (размер основных производственных фондов в расчете на одного работника или рабочего предприятия). По отношению 2014 г. к 2012 г фондовооруженность увеличилась на 261,2 и темп роста увеличился и составил 2,161 %.

Улучшение экономических показателей: выручка возросла, наблюдается увеличение прибыли.

Улучшение показателей эффективности: рентабельность, фондоотдача, производительность труда.

Добрый день уважаемый Владимир Владимирович. Я живу в городе Уфа и работаю, пока работаю, на ПАО «ОДК УМПО». В кратце ситуация такова: На данном заводе я работаю 8 лет, получила специальность фрезеровщика и в дальнейшем стала работать наладчиком на фрезерных станках. Работа наладчика заключается в настройке и отладке станков для определенной группы рабочих.

Хочу сказать, что работа эта очень нелегка, не каждый мужчина с ней справляется, тем более на участке с огромной номенклатурой. Но случилось так, что меня стало подводить здоровье, заболели ноги. Слишком тяжелые приспособления для женщины. После трехмесячных походов по больницам врачи окончательно запретили мне работать с тяжестями и стоя за станком.

Печально, но с большой надеждой я отправилась в отдел кадров, завод огромный, неужели мне не найдется работы, где я смогу работать сидя и практически не потеряю в зарплате. Тем более такую болезнь как артроз суставов я приобрела отдавая свое здоровье на рабочем месте, почему бы заводу теперь не пойти мне навстречу? Как бы не так! Придя в отдел кадров я встретилась с немотивированной злобой, в выражениях на грани цензуры мне объяснили, что теперь мои услуги никому не нужны вообще.

Как рабочий я потеряла всю ценность для завода, мне объяснили, что если не уйду сама, то буду работать на самых низких должностях, пока не уйду по собственному желанию. Все это сопровождалось криком и грубостью. Самое интересное, что в это же время на завод ведется прием огромного количества людей, которых надо учить с нуля затрачивая на это огромное количество финансов. В данный момент я пишу заявление об увольнении, где искать работу теперь совершенно не представляю.

Я мать одиночка, дочь учится на очном отделении в колледже статистики и информатики, отец 10 месяцев назад перенес инсульт, при ходьбе я постоянно испытываю сильную боль. При этом я безумно люблю свою работу, мне нравится работать с металлами, изучать новые станки и т. Д. Специально закончила «ФБГПО УАТ УГАТУ», чтобы успешно работать на этом предприятии.

Очень больно и обидно, что к рабочим относятся, как к инструменту – «сломался –выбрось». Изменить эту систему скорее всего невозможно, поэтому на ответ особо не рассчитываю. Просто чувствую боль и недоумение от происходящего. Голосуя за вас на предыдущих выборах я верила, что что то действительно может измениться.

Надеюсь, что вы не обманете наши ожидания. Удачных выборов! Подслушано УМПО 29 сен 2017 в 21: 27 Всем добрый вечер! Хотелось бы рассказать вам одну поучительную историю, которая коснулась лично меня.

Начнем с того, что я женщина и мне 41 год. Работаю на заводе с 2010 года. Начинала работать слесарем МСР, затем получила специальность фрезеровщик, попутно освоила специальность резьбонарезчик. Но основной специальностью все таки остается фрезеровка.

Хочу заметить, что мне изначально нравилось работать с металлами, я действительно получала удовольствие настраивая станки, а уж видеть результат, особенно идеальную деталь это просто восторг. Работала наладчиком почти 4 года, неоднократно наставник, но это лирика. А сейчас. Случилась такая вещь, как нездоровье.

Все таки таскать приспособления весом под 30 кг ежедневно и многократно для женщины немножко тяжеловато. Врачи запретили поднимать тяжести и рекомендовали поменять специальность на менее тяжелую. Вся в надеждах прихожу в отдел кадров и что я получаю. 1.

Я СТАРАЯ (занимаюсь спортом, правда сейчас ограниченно, много путешествую), 2. Мой полученный с отличием диплом авиационного техникума в этом году — просто бумажка, пардон — картонка. (На заводе не нужны люди с образованием) 3. Было заявлено, что в силу своего возраста я не сумею освоить новую специальность (одной моей ученице было 47 лет на начало ученичества).

4. Освоения новой специальности сейчас отменено. 5. В нашей семье на заводе работал отец (много чего заслуженный, грамот и всяких наград огромная папка), брат (большой стаж) и я (могу сказать немалый опыт).

На заводе опытные люди НЕ НУЖНЫ! В общем сейчас подыскиваю новую работу, но прихожу в недоумение: ищут людей с опытом, но не нуждаются в своих опытных рабочих, требуют образование, но оно не нужно, и прямо как в анекдоте: требуется секретарша с опытом работы не менее 5 лет, высшим образованием, но не старше 20 лет. Интересно ваше мнение. Прошу анонимно Это мой пост в социальной сети » В контакте»


ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» - крупнейший разработчик и производитель авиационных двигателей в России. Здесь работают более 20 тысяч человек. УМПО входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации.

Основными видами деятельности предприятия являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей, производство и ремонт узлов вертолетной техники, выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности.

УМПО серийно выпускает турбореактивные двигатели АЛ-41Ф-1С для самолетов Су-35С, двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для семейств Су-27 и Су-30, отдельные узлы для вертолетов «Ка» и «Ми», газотурбинные приводы АЛ-31СТ для газоперекачивающих станций ОАО «Газпром».

Под руководством объединения ведется разработка перспективного двигателя для истребителя пятого поколения ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, Т-50). УМПО участвует в кооперации по производству двигателя ПД-14 для новейшего российского пассажирского самолёта МС-21, в программе производства вертолётных двигателей ВК-2500, в реконфигурации производства двигателей типа РД для самолётов МиГ.


1. Сварка в обитаемой камере «Атмосфера-24»

Интереснейшим этапом производства двигателя является аргонодуговая сварка наиболее ответственных узлов в обитаемой камере, обеспечивающая полную герметичность и аккуратность сварного шва. Специально для УМПО ленинградским институтом «Прометей» в 1981 году создан один из крупнейших в России участок сварки, состоящий из двух установок «Атмосфера-24».

2. По санитарным нормам рабочий может проводить в камере не более 4,5 часов в день. С утра - проверка костюмов, медицинский контроль, и только после этого можно приступать к сварке.

3. Сварщики отправляются в «Атмосферу-24» в легких космических скафандрах. Через первые двери шлюза они проходят в камеру, им прикрепляют шланги с воздухом, закрывают двери и подают внутрь камеры аргон. После того, как он вытеснит воздух, сварщики открывают вторую дверь, заходят в камеру и начинают работать.

4. В безокислительной среде чистого аргона начинается сварка конструкций из титана.

5. Контролируемый состав примесей в аргоне позволяет получить качественные швы и повысить усталостную прочность сварных конструкций, обеспечивает возможность подварки в самых труднодоступных местах за счет применения сварочных горелок без использования защитного сопла.

6. В полном облачении сварщик, действительно, похож на космонавта. Чтобы получить допуск к работе в обитаемой камере, рабочие проходят курс обучения, вначале они в полной экипировке тренируются на воздухе. Обычно двух недель достаточно, чтобы понять, годится человек для такой работы или нет - нагрузки выдерживает далеко не каждый.

7. Всегда на связи со сварщиками - специалист, следящий за происходящим с пульта управления.

8. Оператор управляет сварочным током, следит за системой газоанализа и общим состоянием камеры и работника.

9. Ни один другой способ ручной сварки не даёт такого результата, как сварка в обитаемой камере. Качество шва говорит само за себя.

10. Электронно-лучевая сварка.

Электронно-лучевая сварка в вакууме - полностью автоматизированный процесс. В УМПО он осуществляется на установках Ebokam. Одновременно сваривается два-три шва, причём с минимальным уровнем деформации и изменением геометрии детали.

11. Один специалист работает одновременно на нескольких установках электронно-лучевой сварки.

12. Детали камеры сгорания, поворотного сопла и блоков сопловых лопаток требуют нанесения теплозащитных покрытий плазменным способом. Для этих целей используется робототехнический комплекс ТСЗП-MF-P-1000.

13. Инструментальное производство

В составе УМПО 5 инструментальных цехов общей численностью около 2500 человек. Они занимаются изготовлением технологического оснащения. Здесь создают станочные приспособления, штампы для горячей и холодной обработки металлов, режущий инструмент, мерительный инструмент, пресс-формы для литья цветных и черных сплавов.

14. Производство пресс-форм для лопаточного литья осуществляется на станках с ЧПУ.

15. Сейчас для создания пресс-форм нужно всего два-три месяца, а раньше этот процесс занимал полгода и дольше.

16. Автоматизированное средство измерения улавливает мельчайшие отклонения от нормы. Детали современного двигателя и инструмента должны быть изготовлены с предельно точным соблюдением всех размеров.

17. Вакуумная цементация.

Автоматизация процессов всегда предполагает уменьшение затрат и повышение качества выполняемых работ. Это относится и к вакуумной цементации. Для цементации - насыщения поверхности деталей углеродом и повышения их прочности - используются вакуумные печи Ipsen.

18. Для обслуживания печи достаточно одного работника. Детали проходят химико-термическую обработку в течение нескольких часов, после чего становятся идеально прочными. Специалисты УМПО создали собственную программу, которая позволяет осуществлять цементирование с повышенной точностью.

19. Литейное производство

Производство в литейном цехе начинается с изготовления моделей. Из специальной массы прессуются модели для деталей разных размеров и конфигураций с последующей ручной отделкой.

20. На участке изготовления выплавляемых моделей работают преимущественно женщины.

21. Облицовка модельных блоков и получение керамических форм - важная часть технологического процесса литейного цеха.

22. Перед заливкой керамические формы прокаливаются в печах.

23. Керамическая форма прокалена – далее её ждёт заливка сплавом.

24. Так выглядит залитая сплавом керамическая форма.

25. «На вес золота» - это о лопатке с монокристаллической структурой. Технология производства такой лопатки сложная, но и работает эта дорогая во всех отношениях деталь гораздо дольше. Каждая лопатка «выращивается» с использованием специальной затравки из никеле-вольфрамового сплава.

26. Участок обработки полой широкохордной вентиляторной лопатки

Для производства полых широкохордных вентиляторных лопаток двигателя
ПД-14 - движущей установки перспективного гражданского самолёта МС-21 -
создан специальный участок, где осуществляется вырезка и механическая обработка заготовок из титановых плит, окончательная механическая обработка замка и профиля пера лопатки, включая его механическую шлифовку и полировку.

27. На четырёхкоординатном горизонтальном обрабатывающем центре внедрена технология окончательной обработки торца пера лопатки на приспособлении, спроектированном и изготовленном в УМПО, - ноу-хау предприятия.

28. Комплекс производства роторов турбины и компрессора (КПРТК) - это локализация имеющихся мощностей для создания основных составляющих элементов реактивного привода.

29. Сборка роторов турбины - трудоёмкий процесс, требующий особенной квалификации исполнителей. Высокая точность обработки соединения «вал-диск-носок» - гарантия долгосрочной и надёжной работы двигателя.

30. Многоступенчатый ротор собирается в единое целое именно в КПРТК.

31. Балансировку ротора осуществляют представители уникальной профессии, которой в полной мере можно овладеть только в заводских стенах.

32. Производство трубопроводов и трубок

Чтобы все агрегаты двигателя слаженно функционировали - компрессор нагнетал, турбина крутилась, сопло прикрывалось или открывалось, нужно подавать им команды. «Кровеносными сосудами» сердца самолёта считаются трубопроводы - именно по ним передаётся самая разная информация. В УМПО есть цех, который специализируется на изготовлении этих «сосудов» - разнокалиберных трубопроводов и трубок.

33. На мини-заводе по производству трубок требуется ювелирная ручная работа - некоторые детали являются настоящими рукотворными произведениями искусства.

34. Многие операции по трубогибу выполняет и станок с числовым программным управлением Bend Master 42 MRV. Он гнёт трубки из титана и нержавеющей стали. Сначала определяют геометрию трубы по бесконтактной технологии с помощью эталона. Полученные данные отправляют на станок, который производит предварительное сгибание, или на заводском языке - гиб. После производится корректировка и окончательный гиб трубки.

35. Так выглядят трубки уже в составе готового двигателя - они оплетают его, как паутина, и каждая выполняет свою задачу.

36. Окончательная сборка.

В сборочном цехе отдельные детали и узлы становятся целым двигателем. Здесь трудятся слесари механосборочных работ высочайшей квалификации.

37. Собранные на разных участках цеха крупные модули стыкуются сборщиками в единое целое.

38. Конечным этапом сборки является установка редукторов с топливно-регулирующими агрегатами, коммуникаций и электрооборудования.

39. Производится обязательная проверка на соосность (для исключения возможной вибрации), центровка, так как все детали поставляются из разных цехов.

40. После предъявительских испытаний двигатель возвращается в сборочный цех на разборку, промывку и дефектацию. Сначала изделие разбирают и промывают бензином. Затем - внешний осмотр, замеры, специальные методы контроля. Часть деталей и сборочных единиц направляется для такого же осмотра в цехи-изготовители. Потом двигатель собирают вновь - на приёмо-сдаточные испытания.

41. Слесарь-сборщик собирает крупный модуль.

42. Слесари МСР выполняют сборку величайшего творения инженерной мысли XX века - турбореактивного двигателя - вручную, строго сверяясь с технологией.

43. Управление технического контроля отвечает за безупречное качество всей продукции. Контролёры работают на всех участках, в том числе - и в сборочном цехе.

44. На отдельном участке собирают поворотное реактивное сопло (ПРС) - важный элемент конструкции, отличающий двигатель АЛ-31ФП от его предшественника АЛ-31Ф.

45. Ресурс работы ПРС - 500 часов, а двигателя - 1000, поэтому сопел нужно делать в два раза больше.

46. На специальном мини-стенде проверяют работу сопла и его отдельных частей.

47. Двигатель, оснащённый ПРС, обеспечивает самолёту большую манёвренность. Само по себе сопло выглядит довольно внушительно.

48. В сборочном цехе имеется участок, где выставлены эталонные образцы двигателей, которые изготавливались и изготавливаются последние 20-25 лет.

49. Испытания двигателей.

Испытание авиационного двигателя – завершающий и очень ответственный этап в технологической цепочке. В специализированном цехе осуществляются предъявительские и приёмо-сдаточные испытания на стендах, оснащённых современными автоматизированными системами управления технологическими процессами.

50. В ходе испытаний двигателя используется автоматизированная информационно-измерительная система, состоящая из трех компьютеров, объединенных в одну локальную сеть. Испытатели контролируют параметры двигателя и стендовых систем исключительно по показаниям компьютера. В режиме реального времени производится обработка результатов испытания. Вся информация о проведенных испытаниях хранится в компьютерной базе данных.

51. Собранный двигатель проходит испытания согласно технологии. Процесс может занимать несколько суток, после чего двигатель разбирают, промывают, дефектируют.

52. Вся информация о проведённых испытаниях обрабатывается и выдаётся в виде протоколов, графиков, таблиц, как в электронном виде, так и на бумажном носителе.

54. Внешний вид испытательного цеха: когда-то гул испытаний будил всю округу, теперь наружу не проникает ни один звук.

55. Цех № 40 - место, откуда вся продукция УМПО отправляется заказчику. Но не только - здесь осуществляется окончательная приёмка изделий, агрегатов, входной контроль, консервация, упаковка.

56. Двигатель АЛ-31Ф отправляется на упаковку.

57. Двигатель ожидает аккуратное обёртывание в слои упаковочной бумаги и полиэтилена, но это не всё.

58. Двигатели помещаются в спроектированную для них специальную тару, которая маркирована в зависимости от типа изделия. После упаковки идёт комплектация сопроводительной технической документацией: паспортами, формулярами и пр.

59. Двигатель в действии!

Благодарю пресс-службу ОАО "УМПО", в частности, Екатерину Косых за помощь в создании репортажа!

По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту.

ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» - это один из крупнейших в России производителей авиационных двигателей. Предприятие было учреждено в 1925 году. В компании работают около 16 тысяч человек. В 2012 году выручка от реализации продукции составила 25 425 миллиона рублей сравнении с 20 734 миллиона рублей в 2011 году. 72 процента продукции экспортируется.

Основными отраслями деятельности ОАО «УМПО» являются опытное производство, разработка, ремонт и сервисное обслуживание авиационных турбореактивных двигателей, ремонт и производство узлов вертолетов, производство оборудования для нефтегазовой промышленности. Серийно выпускает ОАО «УМПО» турбореактивные двигатели: 117 С (для самолетов класса Су-35С), АЛ-31Ф (для самолетов класса Су-27), АЛ-31Ф и АЛ-31ФП (для самолетов класса Су-30), Р95Ш и Р195 (для самолетов класса Су-25), узлы техники для вертолетов «Ми» и «Ка» .

В ОАО «УМПО» введена в действие и разработана система контроля качества, основанная на требованиях ГОСТ Р ИСО 9001, ISO 9001, ОСТ 1 02773, ГОСТ РВ 0015-002, AS/EN 9100 воплощенных в жизнь на всех стадиях жизненного цикла продукции. Подтверждением этого являются сертификаты двух органов по сертификации СМК: Bureau Veritas Русь и АНО «ИнИС ВВТ» в Москве. Представитель высшего начальства по качеству - директор по качеству, заместитель управляющего директора, Корзников Вадим Вениаминович.

Объединение является главным предприятием организации «Двигатели для боевой авиации» - нового объединения отрасли с высоким уровнем внешней, внутренней и международной специализации, кооперации, внедрения международной системы менеджмента качества, принципов бережливого изготовления. Как единственный в России производитель и разработчик двигателей для боевой авиации, данный дивизион является базисом отрасли и снабжает его динамическое развитие.

ОАО «УМПО» является членом «Объединенной двигателестроительной корпорации» - на сто процентов дочерней компании ОАО ОПК «Оборонпром», специализирующейся на управлении активами двигателестроения.

В рамках дивизиона Объединенной двигателестроительной корпорации ДБА (Двигатели для боевой авиации) летом 2013 года были проведены финальные мероприятия по учреждению филиалов «ОКБ им. А. Люльки», ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» и «Лыткаринский машиностроительный завод». Также произведен перевод работников филиалов в УМПО из ОАО "НПО «Сатурн». В результате этого количество работников уфимского предприятия возросло практически на полторы тысячи человек. По данным на первое полугодие 2013 года в объединении работает 19 041 работник.

Также летом 2013 года была завершена работа по комплексного плану мероприятий в связи с передачей функций управления научно-производственным предприятием «Мотор» ОАО «УМПО» - главной компании дивизиона «Двигатели для боевой авиации». В результате ОАО «УМПО» на сто процентов приняло на себя функции юридического, финансового, кадрового, корпоративного и бухгалтерского управления, а также снабжения «Мотора». Проведенная в данном плане работа стала основанием для бизнес-плана по включению аналогичных функций всех других предприятий дивизиона ДБА и можно отметить на ряду с такими процессами, как создание единого дизайна-бюро и единого бюджета дивизиона.

Согласно информации, поступившей от пресс-службы «Объединенной двигателестроительной корпорации» по распоряжению от владельца ОДК - «Оборонпрома», датируемому 21 августа 2013, планируется переименовать Уфимское моторостроительное производственное объединение. Согласно рекомендации новое название должно содержать местонахождение предприятия и наименование входящей структуры (ОДК) и. Таким образом, предварительное название: ОДК-Уфа.