Жанр литературного произведения. Виды (жанры) литературы Что такое жанра в чем ее симптомы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Вопрос о жанре как разновидности той или иной достаточно сложен. Этот термин встречается в музыке, живописи, архитектуре, театре, кино, литературе.

Определить жанр произведения – это задача, с которой справится не каждый школьник. Для чего вообще необходимо жанровое деление? Где проходят границы, отделяющие роман от поэмы, а рассказ от повести? Попробуем разобраться вместе.

Жанр в литературе - что это такое

Слово «жанр» происходит от латинского genus (вид, род ). Литературоведческие справочники, сообщают, что:

жанр – это исторически сложившаяся разновидность , объединённых определённых набором формальных и содержательных признаков.

Из определения видно, что в процессе жанровой эволюции важно выделить три момента:

  1. каждый жанр литературы формируется на протяжении длительного времени (у каждого из них есть своя история);
  2. главной причиной его появления становится потребность оригинальным образом выразить новые идеи (содержательный критерий);
  3. отличить один вид произведения от другого помогают внешние признаки: объём, сюжет, структура, (формальный критерий).

Все жанры литературы можно представить таким образом:

Это три варианта типологии, помогающие отнести произведение к тому или иному жанру.

История появления жанров литературы на Руси

Литература стран Европы формировалась по принципу движения от общего к частному, от анонимного к авторскому. Художественное творчество как за рубежом, так и в России, питалось двумя источниками:

  1. духовной культурой, центром создания которой были монастыри ;
  2. народной речью, .

Если внимательно всмотреться в историю словесности в Древней Руси, можно заметить, как , патерикам, житиям святых и святоотеческим сочинениям постепенно приходят новые .

На рубеже XIV-XV веков появляются такие жанры древнерусской литературы , как слово, хождение (предок романа-путешествия), (бытовой «осколок» нравственной притчи), героическая поэма, духовный стих. На материале устных преданий , выделившаяся отдельно в период распада древнего мифа на сказочный эпос и реалистическую воинскую повесть.

Взаимодействуя с зарубежными письменными традициями, русская литература обогащается новыми жанровыми формами : романом, светской философской повестью, авторской сказкой, а – , лирической поэмой, балладой.

Реалистический канон вызывает к жизни проблемный роман, повесть, рассказ. На рубеже ХIХ-ХХ веков снова становятся популярны жанры с размытыми границами: эссе (), очерк, маленькая поэма, символистская . Старые формы наполняются оригинальным смыслом, переходят друг в друга, разрушают заданные стандарты.

Мощное влияние на становление жанровой системы оказывает драматическое искусство. Установка на театральность меняет облик таких привычных рядовому читателю жанров, как поэма, повесть, новелла и даже небольшое лирическое стихотворение (в эпоху поэтов-«шестидесятников»).

В современной литературе остаётся открытым. Намечается перспектива взаимодействия не только внутри отдельных жанров, но и внутри различных видов искусства. Каждый год появляется новый жанр в литературе.

Литература по родам и видам

Самая популярная классификация разбивает произведения «по родам» (все ее составляющие показаны в третьей колонке на рисунке, приведенном в начале этой публикации).

Чтобы разобраться в этой жанровой классификации, необходимо запомнить, что литература, как и музыка, стоит на «трёх китах» . Эти киты, называемые родами, в свою очередь, делятся на виды. Для наглядности представим эту структуру в виде схемы:

  1. Самым древним «китом» считается . Его прародителем , который распался на легенду и сказание.
  2. появилась, когда человечество перешагнуло этап коллективного мышления и обратилось к индивидуальным переживаниям каждого члена сообщества. Природа лирики – личный опыт автора.
  3. старше эпоса и лирики. Её появление связывают с эпохой античности и появлением религиозных культов – мистерий. Драма стала искусством улиц, средством высвобождения коллективной энергии и воздействия на массы людей.

Эпические жанры и примеры таких произведений

Самые крупные эпические формы, известные новому времени – это эпопея и роман-эпопея. Предками эпопеи можно считать сагу, распространённую в прошлом у народов Скандинавии, и сказание (например, индийское «Сказание о Гильгамеше»).

Эпопея – это многотомное повествование о судьбе нескольких поколений героев в исторически сложившихся и закреплённых культурной традицией обстоятельствах.

Обязателен богатый социально-исторический фон, на котором разворачиваются события частной жизни героев. Для эпопеи важны такие признаки, как многокомпонентность сюжета, связь между поколениями, наличие героев и антигероев.

Так как она изображает масштабные события на протяжении веков, в ней редко встречается тщательная психологическая прорисовка, но эпопеи, созданные в последние несколько столетий, сочетают эти установки с достижениями современного искусства. В «Саге о Форсайтах» Дж. Голсуорси не только описана история нескольких поколений семьи Форсайтов, но и даны тонкие яркие образы отдельных персонажей.

В отличие от эпопеи, роман-эпопея охватывает меньший промежуток времени (не более ста лет) и повествует о 2-3 поколениях героев.

В России этот жанр представлен романами «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого.

К средним формам эпоса относятся роман и повесть.

Термин «роман » происходит от слова «Roman» (римский) и напоминает об античном , породившем этот жанр.

Образцом античного романа считается «Сатирикон» Петрония. В средневековой Европе получает распространение плутовской роман. дарит миру роман-путешествие. Реалисты развивают жанр и наполняют его классическим содержанием.

На рубеже XIX-XX веков появляются следующие виды романов :

  1. философский;
  2. психологический;
  3. социальный;
  4. интеллектуальный;
  5. исторический;
  6. любовный;
  7. детективный;
  8. приключенческий роман.

В школьной программе множество романов. Приводя примеры, назовите книги И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв», произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Дым», «Новь». Жанр «Преступления и наказания», «Идиота», «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского — тоже роман.

Повесть не затрагивает судьбы поколений, но имеет несколько сюжетных линий, развивающихся на фоне одного исторического события.

«Капитанской дочки» А. С. Пушкина и «Шинели» Н.В. Гоголя. В.Г. Белинский говорил о первенстве повествовательной литературы в культуре XIX века.

Малые эпические формы (рассказ, очерк, новелла, эссе) имеют одну сюжетную линию, ограниченное число персонажей и отличаются сжатым объёмом.

Для примера подойдут рассказы А. Гайдара или Ю. Казакова, новеллы Э. По, очерки В.Г. Короленко или эссе В. Вульф. Оговоримся, иногда «работает» как жанр научного стиля или публицистики, но обладает художественной образностью.

Лирические жанры

Крупные лирические формы представлены поэмой и венком сонетов. Первая более сюжетна, что роднит её с эпосом. Второй статичен. В венке сонетов, состоящем из 15-ти 14-стиший, описывается какая-либо тема и впечатления автора о ней.

В России поэмы имеют социально-исторический характер. «Медный всадник» и «Полтава» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Реквием» А.А. Ахматовой – все эти поэмы лирически описывают русскую жизнь и национальные характеры.

Малые формы лирики многочисленны. Это стихотворение, канцона, сонет, эпитафия, басня, мадригал, рондо, триолет. Некоторые формы зародились в средневековой Европе (сонетный жанр лирика в России особенно полюбила), некоторые (например, баллада) стали наследием немецких романтиков.

Традиционно небольшие стихотворные произведения принято делить на 3 вида:

  1. философская лирика;
  2. любовная лирика;
  3. пейзажная лирика.

В последнее время как отдельный подвид также выделилась городская лирика.

Драматические жанры

Драма даёт нам три классических жанра :

  1. комедия;
  2. трагедия;
  3. собственно драма.

Все три разновидности сценического искусства зародились в Древней Греции.

Комедия изначально ассоциировалась с религиозными культами очищения, мистериями, во время которых на улицах разворачивалось карнавальное действо. Шедший по улицам вместе с артистами жертвенный козёл «comos», названный впоследствии «козлом отпущения», символизировал все людские пороки. Их-то и должна, по канону, высмеивать комедия.

Комедия - это жанр «Горя от ума» А.С. Грибоедова и «Недоросля» Д.И. Фонвизина.

Сложилось 2 типа комедии: комедия положений и комедия характеров . Первая играла обстоятельствами, выдавала одного героя за другого, имела неожиданную развязку. Вторая сталкивала действующих лиц перед лицом идеи или задачи, порождая театральный конфликт, на котором держалась интрига.

Если во время комедии драматург ожидал целительного смеха толпы, то трагедия ставила своей задачей вызвать слёзы. Она была обязана закончиться гибелью героя. Сопереживая героям, зритель или очищение.

В жанре трагедии написаны «Ромео и Джульетта», а также «Гамлет» У. Шекспира.

Собственно драма – это позднейшее изобретение драматургии, снимающее терапевтические задачи и делающее установку на тонкий психологизм, предметность, игру.

Определение жанра литературного произведения

Как поэма «Евгений Онегин» была названа романом? Для чего Гоголь определил роман «Мёртвые души» как поэму? И почему чеховский «Вишнёвый сад» — комедия? Жанровые обозначения – это подсказки, напоминающие, что в мире искусства есть верные направления, но, к счастью, нет навсегда проторённых дорог.

Чуть выше приведено видео, помогающее определить жанр того или иного литературного произведения.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое повесть Что такое эпос и какие жанры эпических произведений существуют Что такое проза Что такое роман Что такое лирика Что такое сатира вообще и в литературе в частности Что такое фольклор и какие жанры он включает Что такое беллетристика Что такое либретто

Сравнительный анализ различных определений жанра (словарные определения, определения Е.И. Пронина, Л.Е. Кройчика, А.А. Тертычного). Понятие «жанровые признаки» («жанрообразующие факторы»). Признаки жанров в концепциях различных исследователей (традиционная концепция, концепции Е.И. Пронина, А.А. Тертычного, Л.Е. Кройчика, С.М. Гуревича, М.Н. Кима). Группы публицистических жанров (текстов): традиционный подход, «межгрупповые» жанры у А.А. Тертычного, подход Л.Е. Кройчика. Публицистические жанры как система. Диффузия жанров как важная современная тенденция в развитии системы публицистических жанров.

Социальная практика и журналистский текст. – М., 1990.

В литературоведении под жанрами подразумевают «сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений».

Е. И. Пронин: жанры – исторически сложившиеся, целостные, относительно устойчивые виды единого типа текста, различающиеся по способу освоения жизненного материала.

А.А. Тертычный: жанры – устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками.

Л.Е. Кройчик:

· Жанр – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков.

· Жанр – категория гносеологическая. Появление на газетной полосе (в эфире радио и ТВ) того или иного жанра всегда определяется теми задачами, которые решает публицист, – что познается, на каком уровне, с какой целью и какими средствами.

· Жанр – категория аксиологическая, то есть содержащая определенную оценку действительности публицистом: любой текст либо утверждает, либо отрицает что-то. Жанр – категория творчески-созидательная. Трактовка фактов, ситуаций, проблем публицистом создает текст как определенную модель мира. Поскольку трактовка эта у разных авторов различна, публицистический текст каждый раз создает новое представление о действительности в виде понятийно-образной модели ее.

Итак, публицистический жанр – это относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца.


Как уже отмечалось выше, под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами: 1) предмет отображения («что?»). Существуют тексты, в основе которых лежит первичная реальность, и тексты, в основе которых лежит т.н. «вторичная» реальность, т.е. что-то, уже кем-то созданное; 2) целевая установка / функция («для чего?»), которая определяется разными целями публикации; 3) метод отображения («как?», «каким образом?», «с помощью чего?»).

А.А. Тертычный выделяет:

· Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, "телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж.

· Аналитические жанры - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия.

· Художественно-публицистические жанры отличаются от других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность. Очерк, портрет, политический портрет, эссе.

Л.Е. Кройчик: Иногда тексты группируют по методам сбора и обработки информации: «репортерская журналистика», «образная публицистика», «комментирующая журналистика». Между тем, какая бы классификация ни предлагалась, публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента : а) сообщение о новости или возникшей проблеме; б) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; в) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне). В этой связи тексты, появляющиеся в прессе, можно разбить напять групп:

1)оперативно-новостные – заметка во всех ее разновидностях;

2)оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты;

3)исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;

4)исследовательские – статья, письмо, обозрение;

5)исследовательско-образные (художественно-публицистические) – очерк, эссе, фельетон, памфлет.Диффузия / взаимопроникновение (к текстообразующему жанру добавляются изобразительные элементы другого жанра; не смешивание жанров, а обогащение) - важная современная тенденция в развитии системы публицистических жанров.

16. Информационные жанры публицистики. Общая характеристика и обзор основных жанров.

Информация как родовое понятие для группы информационных жанров. Социально-коммуникативные предпосылки возникновения развития и дифференциации жанров. История развития заметки, отчета, интервью, репортажа. Сообщение о фактах, информирование о них – главная функция информационных жанров, их оперативность, злободневность, актуальность. Структурная организация информационных жанров по М.Н. Киму. Споры ученых о составе группы информационных жанров: взгляды Б.В. Стрельцова, Л.Е. Кройчика, В.В. Ворошилова, А.А. Тертычного. Основные тенденции развития информационных жанров.

Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.

Ким М.Н. Жанры современной журналистики. – СПб., 2004.

Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.

Стрельцов Б.И. Основы публицистики. Жанры. – Минск, 1990.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.

Информация – это вся совокупность сведений, которые журналистика несет своей аудитории, независимо от способа их представления. Свойства журналистской информации: 1) социальная; 2) идейно насыщенная; 3) документально отражающая действительность (опора на факты, точность в отображении явлений); 4) оперативность; 5) краткость; 6) аналитичность.

Жанры – устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками.

Информационная группа жанров выделяется по генеральному признаку – по назначению : оперативно сообщать о фактах действительности. Содержательный признак информационных жанров – злободневный факт. Информация может быть общая (которая удовлетворяет интересы всех читателей) и выборная (более специализированная информация).

Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков . В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности. Всесторонности, полноте этого мониторинга способствует жанровое разнообразие информационных сообщений.

Существует множество определений жанра. "Жанр, – пишет Е. И. Пронин, – тип журналистских публикаций, различаемых в потоке сообщений прессы, телевидения, радиовещания, рекламы и т.п. по устойчивым приемам организации текста: отбору материала и характеру интерпретации, которые предопределяются интересами аудитории и намерениями автора" . "Идеальный тип или логически сконструированная модель конкретного литературного произведения, которые могут быть рассмотрены в качестве его инварианта, то есть когда мы не только констатируем факт принадлежности к нему данного произведения, но и объясняем, в чем состоит его сущность" , – утверждает автор статьи "Жанр" в "Словаре актуальных терминов и понятий" Н. Д. Тамарченко. "Жанры журналистики, – подчеркивает Е. В. Ахмадулин, – это своеобразные формально-содержательные модели текстов, сложившиеся в журналистской практике и обозначающие тип журналистского произведения" .

А вот что пишет о жанрах Е. П. Прохоров: "Будучи исторически сложившимися, устойчивыми творческими формами, жанры публицистики – это не застывшие, не омертвевшие формы, они способны к изменению и развитию. <...> В рамках жанровой определенности своего решения публицисту предстоит творчески обработать вычлененный фрагмент действительности и выразить свое понимание, оценку и свое мнение об этом фрагменте. Причем в творческом процессе он в равной мере использует и образноэмоциональные средства, и логико-понятийные" . Наконец, в русско-немецком справочнике "Жанры журналистики Германии и России" жанры рассматриваются как "более- менее устойчивые, ставшие привычными и формально стандартизированными посредством учебников формы повествования в профессиональном журнализме. <...> Жанры являются рабочей техникой, которой возможно научиться" .

Нетрудно заметить, что во всех определениях жанра исследователи обращают внимание на то, что жанру присущи некие устойчивые признаки, что они являются рабочим инструментом автора, исследующего реальную действительность, и что они обладают рядом типоформиру- ющихся признаков. Сущностные типоформирующие признаки жанра таковы: предмет, функция, метод, содержание, форма.

Предметная основа жанра – конкретный фрагмент реальности, представляющий с точки зрения автора интерес для аудитории. В качестве предмета исследования в жанре выступают отдельные факты действительности, определенные события, проблемы, характеры, идеи, процессы, протекающие в обществе. Существенной особенностью предмета исследования в публицистическом произведении является его отобранность автором для предстоящего диалога с аудиторией. Отобранность жизненного материала автором – первый этап анализа реальной действительности, первый шаг к ее осмыслению.

А. П. Чехов писал: "Художник наблюдает, выбирает, догадывается, компонует – уже одни эти действия предполагают в своем начале вопросы. Если с самого начала не задал себе вопрос, то не о чем догадываться и нечего выбирать" . Сказанное относится не только к художественному творчеству, но и к творчеству публицистическому. В публицистическом творчестве неразрывны реальная ситуация и ее анализ субъектом высказывания. Ситуативность высказывания – основа публицистического выступления. Чеховские глаголы "наблюдает", "выбирает", "догадывается", "компонует" передают сущностное содержание любого творческого процесса. Предопределенность авторского исследования связана с теми задачами, которые ставит перед собой автор.

Функции публицистического высказывания, воплощенного в конкретном жанре, – выявление закономерности происходящего, установление причинно-следственных связей, породивших данный факт, событие, проблему; предоставление аудитории возможности почувствовать актуальность воспроизводимой автором картины мира, помощь читателю, слушателю, зрителю в выработке своего отношения к реальности.

В самом общем виде функция публицистического произведения – это постижение закономерностей социально- нравственного бытия общества в пределах тех возможностей, которые предоставляет конкретный жанр. Ресурсы этого постижения в каждом жанре свои. Заметка, фиксируя факт, подталкивает аудиторию к самостоятельному его осмыслению. Статья системой своих рассуждений предлагает аудитории вариант авторского обстоятельного исследования происходящего; очерк воспроизводит образную картину описываемой ситуации.

Природа осуществляемого автором познания мира зависит от метода, применяемого им в исследовании, постижении действительности. В основе метода публицистического исследования лежит движение от факта к явлению, осмысление единичного как типического. В самом отборе жизненного материала, взятого автором для осмысления, заложены ресурсы будущего анализа, вытекающего из природы конкретного жанра.

Ресурсы обобщения в публицистических жанрах следующие:

  • – опора на представительные факты реальности, дающие представление о сущности процессов, протекающих в обществе;
  • – система логических рассуждений (тезис – аргументация – демонстрация – вывод), свойственная большинству жанров;
  • – сопоставление внешне разнородных фактов, позволяющих увидеть за их совокупностью определенную проблему;
  • – выстраивание аналогий, ассоциативной, сопоставительной системы рассуждений, включающих как образные ресурсы повествования, так и ресурсы понятийные;
  • – создание образной картины происходящего (беллетризация факта), позволяющей аудитории наглядно представить то, что предлагает ей увидеть, понять и осмыслить автор произведения.

Варианты предложенного публицистом исследования определяют содержание произведения в различных модификациях: содержание текста – это модель реального мира в том виде, в каком он зафиксирован воспринимающим сознанием. Если уж совсем просто – содержанием публицистического произведения выступает объективная реальность, воспринятая публицистом. Итак, методом исследования в публицистике выступает преобразование реального мира в некую виртуальную модель, составляющую содержание публицистического текста. Естественно, что это содержание отливается в конкретные жанровые формы.

Форма жанра – это система композиционных и стилевых приемов, с помощью которых публицист фиксирует свое представление об окружающем мире и процессах, в нем происходящих. Важнейшие признаки формы – это характер повествования, эстетическая фиксация авторской модальности, структура повествования (включающая и заголовочный комплекс), индивидуальные особенности авторского слова. Следует подчеркнуть, что форма публицистического произведения неразрывно связана с его содержанием. Единство формы и содержания (содержательность формы) – непременное свойство публицистического высказывания.

Целостность публицистического произведения обеспечивается взаимодействием всех его природообразующих концептов – предмета, функции, метода, содержания и формы. В связи с этим не представляется достаточно убедительной позиция Е. И. Пронина, который выводит структурные признаки текста за пределы жанра. "Жанр, – пишет исследователь, – бесспорно, весьма важен для адекватного выражения смысловой основы журналистского произведения. Но вряд ли его можно называть структурным элементом текста. <...> “Факт”, “образ”, “постулат”, “опорная идея”, “рабочая идея”, “журналистский образ”, с одной стороны, и жанры журналистики – с другой, диалектически взаимодействуют друг с другом и противостоят друг другу как выразительные средства структурного уровня и выразительные средства структурирующего уровня. Первые отражают закономерности, порождение типологической структуры журналистского текста. Второе – закономерности размыкания ее и включенности текста в конкретную коммуникативную ситуацию социальной практики" .

Жанр не просто "способ для адекватного выражения смысловой основы журналистского произведения", он при этом и особый способ эстетической организации представлений автора об окружающем мире. А составной частью этой организации является образ, создание которого немыслимо без выразительных средств, в составе которых непременной принадлежностью выступает структура повествования. Размыкание пределов текста и включение его в конкретную коммуникативную ситуацию – это существенное свойство публицистического образа. Речь в данном случае идет не столько о двух подходах к определению понятия "жанр", сколько о понимании того, что жанр как категория поэтики представляет собой "относительно устойчивые типы высказываний" и что в основе этих высказываний лежат их стилистическое особенности.

Говоря о жанре как о категории поэтики публицистики, можно выделить ряд признаков, объединяющих эту категорию в некое единое целое, обладающее общими свойствами и функциями.

Жанр – категория исторически конкретная. Жанры, как люди, рождаются, развиваются, обновляются; одряхлев, умирают для того, чтобы со временем вновь появиться на свет. Μ. М. Бахтин писал: "Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития" . Это наблюдение относится и к публицистическим жанрам. Кому нужна сегодня передовая статья – этот указующий перст государственной власти, если исчезла самодержавная градация соподчинения прессы, свойственная советским временам? Отечественная пресса возникла в свое время как инструмент воздействия на общество. Сегодня власть и общество разведены. Пропагандистская функция СМИ ослаблена, ушли в тень соответствующие жанры и их разновидности – передовая статья, редакционная статья, обзор печати, обозрение, корреспонденция.

Жанр – особая форма организации жизненного материала. Эта организация осуществляется по двум осям: проблемно-тематическим и структурно-коммуникативным. Е. И. Пронин справедливо заметил: "Журналистское произведение как тип сообщения – это, во-первых, презентация актуальных явлений и обстоятельств общественной жизни, а во-вторых, ангажированное истолкование их смысла по законам массового общения" . Ось проблемно- тематическая – осмысление событийного пространства произведения, прочтение реальности с помощью определенной системы знаков. Ось структурно-композиционная – выстраивание повествования в соответствии с жанровыми возможностями анализа.

Жанр – оптимальный способ решения конкретной творческой задачи. Эффективность решения этой задачи зависит прежде всего от характера диалога автора с аудиторией. Характер эффективного диалога обеспечивается внятностью сформулированных автором положений, выражающих его позицию, и теми особенностями изложения, которые вовлекают текст в раздумья, приглашают к со-размышлению. Обратимся в связи с этим к заметке "В воинской части иод Краснодаром погиб солдат" (Известия. 25.07.2006).

Инцидент случился в воинской части № 3373 города Железногорска. Как рассказали "Известиям" в военной прокуратуре Сибирского военного округа, один из двух солдат срочной службы, находящийся в карауле, случайно нажал на курок и выстрелил товарищу в голову.

– О дедовщине речи здесь нет – обоим ребятам оставалось служить по полгода, – подчеркнули в прокуратуре.

За последние два года произошло уже несколько трагических случаев, большая часть которых была расценена как самоубийство.

Вероника Баграмян.

На первый взгляд бесхитростное повествование о нередком, к сожалению, происшествии: вся страна знает, в российских вооруженных силах убивают не только во время боевых операций. Но суть заметки не только в информационном поводе. Автор выстраивает текст заметки как корреспонденцию. Заголовок выполняет функцию информационного лида – "В воинской части под Краснодаром погиб солдат". Автор знает, что солдата убили, но заголовок об этом не сообщает. Вероника Баграмян пишет "погиб". Гибель может быть и героической. Читателя приглашают к чтению. Интонация повествования подчеркнуто эпическая: географические координаты части, где убили солдата- срочника, номер части, маленькая подробность – убили выстрелом в голову случайно. Но – на посту.

Сообразительный читатель догадывается: очередной случай дедовщины. "О дедовщине здесь речи не идет", – успокаивают люди из военной прокуратуры. Как будто родителям погибшего (и нам, читателям) легче от того, что в российской армии можно погибнуть от случайного выстрела в голову? А как же удалось часовому, стоящему на посту, выстрелить в голову? Ведь автомат у часового по уставу караульной службы должен находиться за спиной. В крайнем случае на груди. Играли с оружием два сослуживца, которым оставалось служить по полгода? А как же устав? Финальная фраза снимает все вопросы: "За последние два года в этой части произошло уже несколько трагических случаев, большая часть которых была расценена как самоубийство". Самоубийство выглядит в отчетах командира части "приятнее", чем убийство? Или самоубийство – чисто психологическая проблема, порожденная неустойчивой психикой солдат-срочников?

А между прочим (и об этом газета "Известия" незадолго до публикации заметки писала) в Железногорске расположен завод но переработке и утилизации списанного с боевых дежурств ядерного оружия. За всей этой недоговоренностью ощущается дыхание очень серьезной стратегически важной проблемы: в вооруженных силах страны происходит что-то неблагополучное. А отцы-командиры с этим неблагополучием смирились.

Жанр – категория типологическая, т.е. жанр обладает набором повторяющихся устойчивых признаков. Устойчивость признаков – не только знак живучести жанра, но и возможность поддерживать жанровые ожидания аудитории. Права Н. С. Валгина, обратившая внимание на то, что текст "оказывается одновременно и результатом деятельности (автора), и материалом для деятельности (читателя-интерпретатора)" . Сказанное относится к тексту любого жанра – от заметки до эссе. Любой жанр, напомним, содержит в себе не только "событие рассказывания", но и "событие восприятия". Между двумя этими событиями существует, естественно, зазор, позволяющий аудитории расширять смысл авторского высказывания, заложенного в восприятие думающей аудиторией.

Типологическое начало в жанре реализуется прежде всего в преобладающем в каждом жанре эстетическом качестве. В заметке таким преобладающим эстетическим качеством является предельно ограниченный хронотоп повествования: время-пространство сжато до пределов события, исчерпавшего свой информационный ресурс. В интервью преобладающее эстетическое качество зафиксировано в демонстративном двуголосии. В репортаже преобладающим качеством является знаменитый "эффект присутствия"; в корреспонденции – лично наблюдаемые факты, объединенные размышлениями автора; в статье – это система максимально широких обобщений, опирающихся на информацию, почерпнутую из самых различных источников. В обозрении аудитории предлагают панорамное изображение событий; в комментарии – отклик на произошедшее; в колонке – максимально субъективированное высказывание автора по поводу случившегося; в фельетоне – комическое иносказание; в очерке – эмоциональное окрашенное повествование; в театральной рецензии – образный анализ произведения искусства; в эссе – переживание субъекта высказывания; в письме содержится публичная демонстрация полемики адресанта и адресата.

Литературовед С. С. Аверинцев обоснованно называй типологическое свойство жанра "жанровой инерцией".

Жанр – категория гносеологическая. Познавательная специфика жанра заключается в том, что он отражает действительность не зеркально, а фиксирует отношение к этой действительности субъекта высказывания. Появление жанра на газетной полосе (а также и в теле-, радиоэфире) всегда обосновано теми задачами, которые в данный момент решает публицист. Решение этих задач зависит от того, что именно познается, на каком уровне, с какой целью и какими средствами. Прав В. Солганик, заметивший, что жанр – "это всегда установка на определенный тип, способ изображения, характер и масштаб обобщений, вид подхода, отношение к действительности" .

Один и тот же факт, одно и то же явление может стать предметом исследования в разных жанрах в зависимости от задач, стоящих перед публицистом, и реальных его возможностей. Невозможно написать корреспонденцию и репортаж, не побывав на месте события, – эти жанры требуют воспроизведения лично наблюдаемых фактов (так называемых фактов первого информационного порядка), нельзя создать путевой очерк, пользуясь только сведениями участников поездки. Но самое главное: познавательное основание любого жанра – это тот уровень восприятия реальности, который определяет степень интереса к постижению мира самого творца текста. Жанр вырастает из очевидного стремления публициста что-то увидеть, услышать, почувствовать, понять.

Жанр – категория морфологическая. Публицистические произведения – это особая форма существования произведения (морфология – наука о строении и форме вещи). Объемы информации в каждом жанре различны, характер ее оценок – тоже. Морфология жанра – это, во-первых, определение места факта в повествовании; во-вторых, специфика разработки проблемы (характер конфликта); в-третьих, нарративные особенности повествования (его понятийно-образный строй); в-четвертых, структура повествования (композиция, взаимодействие описываемых и повествовательных компонентов, архитектоника текста).

Жанр – категория аксиологическая. Жанр содержит оценку описываемых фактов, событий, проблем, процессов, идей. Точка зрения публициста может быть явно выраженной или латентной (скрытой), но она есть или подразумевается всегда. Публицистическое произведение – это высказывание с определенной целью, его характер напрямую зависит от мировоззрения и мироощущения субъекта речи. Именно поэтому один и тот же факт или проблема анализируются по-разному (да и воспринимаются тоже). Разнонаправленность оценок происходящего определяется не столько информационным сбоем (недостаток полученной информации зачастую влияет на характер ее оценки), сколько теми мировоззренческими установками, на которые опирается публицист.

Жанр – категория творчески созидательная. Специфика отображения реальности в публицистическом произведении связана с тем, что автор представляет аудитории личный взгляд на мир, свою модель мира или отдельных его фрагментов. Публицист стремится к достоверному познанию и воспроизведению реальности. Но если факт, как известно, инвариантен, то его трактовка вариантна. Текст изначально предполагает наличие в своих пределах субъективного компонента. Именно поэтому, рассматривая документальную природу публицистического жанра, возможно использовать понятие "опора на факты", но не "факты и только факты". Это понятие расширяет творческие пределы повествования, давая возможность публицисту реконструировать события, высказывать гипотезы, прогнозировать ситуации, тем самым побуждая аудиторию к со-твореству.

  • Социальная практика и журналистский текст / под ред. Я. Н. Засурского, Е. И. Пронина. М., 1990. С. 49.
  • Бахтин М. М. Эстетика словесною творчества. М., 1990. С. 237.
  • Бахтин Μ. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. С. 179.
  • Пронин Е. И. Жанры публицистики.
  • Волгина Н. С. Теория текста. М., 2004. С. 2.
  • Кохтев Н., Солганик В. Стилистика газетных жанров. М., 1978. С. 9.

Литературный жанр - это группа литературных произведений, имеющая общие исторические тенденции развития и объединённая совокупностью свойств по своему содержанию и форме. Иногда этот термин путают с понятиями «вид» «форма». На сегодняшний день нет единой чёткой классификации жанров. Литературные произведения подразделяются по определённому количеству характерных признаков.

История формирования жанров

Первая систематизация литературных жанров была представлена Аристотелем в его «Поэтике». Благодаря этому труду стало складываться впечатление, что литературный жанр – это закономерная стабильная система, которая требует от автора полного соответствия принципам и канонам определённого жанра. Со временем это привело к формированию ряда поэтик, строго предписывающих авторам, как именно они должны писать трагедию, оду или комедию. Долгие годы эти требования оставались незыблемыми.

Решительные изменения в системе литературных жанров начались лишь к концу XVIII века.

В то же время литературные произведения, направленные на художественный поиск , в своих попытках максимально отдалиться от жанровых разделений, постепенно приходили к появлению новых уникальных для литературы явлений.

Какие литературные жанры существуют

Чтобы понять, как определить жанр произведения, необходимо ознакомиться с существующими классификациями и характерными чертами каждого из них.

Ниже приведена примерная таблица для определения вида существующих литературных жанров

по родам эпические басня , былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, сказка, фэнтези, эпопея
лирические ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма
лиро-эпические баллада, поэма
драматические драма, комедия, трагедия
по содержанию комедия фарс, водевиль, интермедия, скетч, пародия, комедия положений, комедия загадок
трагедия
драма
по форме видения новелла повесть эпос рассказ анекдот роман ода эпопея пьеса эссе скетч

Разделение жанров по содержанию

Классификация литературных направлений на основе содержания включает в себя комедию, трагедию и драму.

Комедия – разновидность литературы , которая предусматривает юмористический подход. Разновидностями комического направления являются:

Различают также комедию характеров и комедию положений. В первом случае источником юмористического содержания являются внутренние черты действующих лиц, их пороки или недостатки. Во втором случае комичность проявляется в сложившихся обстоятельствах и ситуациях.

Трагедия - драматургический жанр с обязательной катастрофичностью развязки, противоположность жанру комедии. Обычно трагедия отражает наиболее глубокие конфликты и противоречия. Сюжет носит максимально напряжённый характер. В некоторых случаях трагедии пишутся в стихотворной форме.

Драма – особый вид художественной литературы , где происходящие события передаются не через их прямое описание, а через монологи или диалоги действующих лиц. Драма как литературное явление существовала у многих народов даже на уровне произведений фольклора. Изначально в греческом языке этот термин означал печальное событие, поражающее одного конкретного человека. Впоследствии драма стала представлять собой более широкий спектр произведений.

Наиболее известные прозаические жанры

К разряду прозаических жанров относятся литературные произведения различного объёма, выполненные в прозе.

Роман

Роман – прозаический литературный жанр, который подразумевает развёрнутое повествование о судьбе героев и определённых критических периодов их жизни. Название этого жанра берёт своё начало в XII веке, когда зарождались рыцарские истории «на народном романском языке» как противоположность латинской историографии. Сюжетной разновидностью романа стала считаться новелла. В конце XIX - начале XX века в литературе появились такие понятия, как детективный роман, женский роман, фантастический роман.

Новелла

Новелла – разновидность прозаического жанра. Рождению её послужил знаменитый сборник «Декамерон» Джованни Боккаччо . Впоследствии было выпущено несколько сборников по образцу «Декамерона».

Эпоха романтизма внесла в жанр новеллы элементы мистицизма и фантасмагоричности - примерами могут служить произведения Гофмана, Эдгара Аллана По. С другой стороны, произведения Проспера Мериме несли в себе черты реалистических рассказов.

Новелла как короткий рассказ с острым сюжетом стала характерным жанром для американской литературы.

Характерными чертами новеллы являются:

  1. Максимальная краткость изложения.
  2. Острота и даже парадоксальность сюжета.
  3. Нейтральность стиля.
  4. Отсутствие описательности и психологизма в изложении.
  5. Неожиданная развязка, всегда содержащая необычайный поворот событий.

Повесть

Повестью называется проза относительно небольшого объёма. Сюжет повести, как правило, носит характер воспроизведения естественных событий жизни. Обычно повесть раскрывает судьбу и личность героя на фоне происходящих событий. Классический пример - «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина .

Рассказ

Рассказом называется малая форма прозаического произведения, которая берёт своё начало у фольклорных жанров – притч и сказок. Некоторые специалисты-литературоведы в качестве разновидности жанра рассматривают очерк, эссе и новеллу . Обычно рассказ характеризуется небольшим объёмом, одной сюжетной линией и малым количеством персонажей. Рассказы характерны для литературных произведений XX века.

Пьеса

Пьесой называется драматическое произведение, которое создаётся с целью последующей театральной постановки.

В структуру пьесы обычно включаются фразы действующих лиц и авторские ремарки, описывающие окружающую обстановку или действия героев. В начале пьесы всегда имеется список действующих лиц с кратким описанием их внешности, возраста, характера и пр.

Вся пьеса делится на большие части - акты или действия. Каждое действие, в свою очередь, подразделяется на более мелкие элементы – сцены, эпизоды, картины.

Большую известность в мировом искусстве завоевали пьесы Ж.Б. Мольера («Тартюф», «Мнимый больной») Б.Шоу («Поживём- увидим»), Б.Брехта.(«Добрый человек из Сезуана», «Трёхгрошовая опера»).

Описание и примеры отдельных жанров

Рассмотрим наиболее распространённые и значимые для мировой культуры примеры литературных жанров.

Поэма

Поэма представляет собой крупное стихотворное произведение, имеющее лирический сюжет или описывающее последовательность событий. Исторически поэма «родилась» из эпопеи

В свою очередь, поэма может иметь много жанровых разновидностей:

  1. Дидактическая.
  2. Героическая.
  3. Бурлескная,
  4. Сатирическая.
  5. Ироническая.
  6. Романтическая.
  7. Лирико-драматическая.

Изначально ведущими темами для создания поэм выступали всемирно-исторические или важные религиозные события и темы. Примером такой поэмы может быть «Энеида» Вергилия , «Божественная комедия» Данте, «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера и пр.

Одновременно развивалась и романтическая поэма - «Витязь в барсовой шкуре» Шота Руставели, «Неистовый Роланд» Л. Ариосто. Такая разновидность поэмы в определённой степени перекликается с традицией средневековых рыцарских романов.

С течением времени на первое место стала выдвигаться нравственно-философская и социальная тематика («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Демон» М. Ю. Лермонтова).

В XIX-XX веках поэма все более начинает приобретать реалистический характер («Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского).

Эпос

Под эпосом принято понимать совокупность произведений, которые объединены общей эпохой, национальной принадлежностью, тематикой.

Возникновение каждого эпоса обусловлено определёнными историческими обстоятельствами. Как правило, эпос претендует на объективность и достоверность изложения событий.

Видения

Этот своеобразный повествовательный жанр, когда сюжет излагается от лица , якобы переживающего сновидение, летаргию или галлюцинацию.

  1. Уже в эпоху античности под видом реальных видений стали описываться вымышленные события в форме видений. Авторами первых видений были Цицерон, Плутарх, Платон.
  2. В Средние века жанр стал набирать обороты популярности, достигнув своих вершин у Данте в его «Божественной комедии», которая по своей форме представляет развёрнутое видение.
  3. Некоторое время видения были неотъемлемой частью церковной литературы большинства стран Европы. Редакторами таких видений всегда были представители духовенства, получив, таким образом, возможность выражать свои личные взгляды якобы от имени высших сил.
  4. Со временем в форму видений было вложено новое остросоциальное сатирическое содержание («Видении о Петре-пахаре» Ленглэнда,).

В более современной литературе жанр видений стал использоваться для введения элементов фантастики.

Все литературные жанры уникальны, каждый из которых обладает комплексом присущих исключительно ему качеств и характеристик. Первую известную их классификацию предложил еще Аристотель, древнегреческий философ и натуралист. В соответствии с ней, базовые литературные жанры можно скомпоновать в небольшой список, который не подлежит никаким изменениям. Автор, работающий над каким-либо произведением, должен просто найти схожие черты между своим творением и параметрами указанных жанров. В течение следующих двух тысячелетий любые изменения в разработанном Аристотелем классификаторе принимались в штыки и считались смещением от нормы.

В XVIII веке началась масштабная литературная перестройка. Укоренившиеся виды жанра и их система стали подвергаться капитальным видоизменениям. Сложившиеся условия стали главной предпосылкой тому, что некоторые жанры литературы канули в Лету, другие получили сумасшедшую популярность, третьи и вовсе только начали формироваться. Итоги этого преобразования, продолжающегося и сейчас, мы воочию можем наблюдать своими глазами – виды жанров, непохожие по смыслу, по роду и множеству других критериев. Попробуем разобраться с тем, какие есть жанры в литературе и в чем их особенности.

Жанр в литературе – это исторически сложившееся множество литературных творений, объединенное совокупностью схожих параметров и формальных характеристик.

Все существующие виды и жанры литературы можно визуально представить в таблице, в которой в одной части появятся большие группы, а в другой – типичные ее представители. Выделяют 4 основных группы жанров по родам:

  • эпические (в основном проза);
  • лирические (в основном поэтика);
  • драматические (пьесы);
  • лироэпические (что-то среднее между лирикой и эпосом).

Также виды литературных произведений можно классифицировать по содержанию:

  • комедия;
  • трагедия;
  • драма.

Но понять, какие бывают виды литературы, станет куда проще, если разобраться с их формами. Форма произведения - это метод подачи идей автора, положенных в основание работы. Различают внешнюю и внутреннюю формы. Первая, по сути, язык произведения, вторая – система художественных методов, образов и средств, с применением которых оно было создано.

Какие бывают жанры книг по форме: эссе, видение, новелла, эпопея, ода, пьеса, эпос, очерк, скетч, опус, роман, повесть. Рассмотрим каждый подробно.

Эссе

Эссе – небольшое сочинение прозаической направленности со свободной композицией. Его главная цель – показать личное мнение и понятия автора по конкретному поводу. При этом эссе не обязано полностью раскрывать проблему изложения или четко отвечать на вопросы. Основные свойства:

  • фигуральность;
  • приближенность к читателю;
  • афористичность;
  • ассоциативность.

Существует мнение, согласно которому эссе – отдельный вид художественных произведений. Этот жанр доминировал в XVIII-XIX веках в британской и западноевропейской журналистике. Известные представители того времени: Дж. Аддисон, О. Голдсмит, Дж. Уортон, У. Годвин.

Эпос

Эпос – одновременно род, вид и жанр литературы. Он представляет собой геройский сказ о прошлом, показывающий тогдашнюю жизнь людей и реальность персонажей с эпической стороны. Часто в эпосе подробно говорится о каком-то человеке, о приключении с его участием, о его чувствах и переживаниях. В нем также рассказывается об отношении героя к тому, что происходит вокруг него. Представители жанра:

  • «Илиада», «Одиссея» Гомер;
  • «Песнь о Роланде» Турольд;
  • «Песнь о Нибелунгах», автор неизвестен.

Прародителями эпоса являются традиционные поэмы-песни древних греков.

Эпопея

Эпопея – большие произведения с героическим подтекстом и те, что схожи с ними. Какая бывает литература этого жанра:

  • повествование о важных исторических моментах в стихотворной форме или прозе;
  • история о чем-либо, включающая несколько описаний разных знаменательных событий.

Еще существует нравописательная эпопея. Это особый вид повествования в литературе, отличающийся своей прозаичностью и высмеиванием комического состояния социума. К нему относят «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле.

Скетч

Скетчем называют короткую пьесу, в которой присутствует всего два (редко три) главных героя. Сегодня скетч используется на эстраде в виде комедийного шоу с миниатюрами продолжительностью не более 10 минут. Такие шоу регулярно появляются на телевидении Британии, США и России. Известные программы-примеры на ТВ – «Нереальная история», «6 кадров», «Наша Russia».

Роман

Роман – обособленный литературный жанр. В нем представляется развернутое изложение о развитии и жизни ключевых персонажей (или одного героя) в самых кризисных и сложных периодах. Главные виды романа в литературе – принадлежащий конкретной эпохе или стране, психологический, рыцарский, классический, нравственный и множество других. Известные примеры:

  • «Евгений Онегин» Пушкин;
  • «Доктор Живаго» Пастернак;
  • «Мастер и Маргарита» Булгаков».

Новелла

Новелла или рассказ – ключевой жанр беллетристики, имеющий меньший объем чем повесть или роман. К основным свойствам произведения относят:

  • наличие малого количества героев;
  • сюжет имеет всего одну линию;
  • цикличность.

Создатель рассказов – новеллист, а собрание рассказов – новеллистика.

Пьеса

Пьеса – представитель драматургии. Она предназначена для показа на сцене театра и в других спектаклях. Пьеса состоит из:

  • речей главных героев;
  • авторских примечаний;
  • описаний мест, где идут основные действия;
  • характеристик внешнего вида участвующих лиц, их манеры поведения и характер.

Пьеса включает несколько актов, которые состоят из эпизодов, действий, картин.

Повесть

Повесть – произведение прозаического характера. Не имеет особых ограничений по объему, но располагается между новеллой и романом. Обычно сюжет повести имеет четкую хронологию, показывает естественное течение жизни персонажа без интриг. Все внимание принадлежит главному лицу и специфике его натуры. Стоит отметить, что линия сюжета всего одна. Известные представители жанра:

  • «Собака Баскервилей» А. Конан-Дойла;
  • «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина;
  • «Степь» А. П. Чехова.

В иностранной литературе понятие «повесть» равно понятию «короткий роман».

Очерк

Очерк – сжатый правдивый художественный сказ о нескольких событиях и явлениях, продуманных автором. База очерка – точное осмысление предмета наблюдения непосредственно писателем. Виды таких описаний:

  • портретные;
  • проблемные;
  • путевые;
  • исторические.

Опус

Опус в общем понимании – пьеса, сопровождающаяся музыкой. Главные характеристики:

  • внутренняя завершенность;
  • индивидуальность формы;
  • основательность.

В литературном смысле опус – любая научная работа или творение автора.

Ода

Ода – стихотворение (обычно торжественное), посвященное конкретному событию или человеку. В то же время ода может быть отдельным произведением со схожей тематикой. В Древней Греции одами считали всю стихотворную лирику, даже пение хора. Со времен Возрождения так начали называть исключительно высокопарные лирические стихотворения, ориентирующиеся на образы античности.

Видение

Видение – жанр литературы Средневековья, в основе которого находится «ясновидец», рассказывающий о загробных и нереальных образах, которые ему являются. Многие современные исследователи относят видения к дидактике повествовательного типа и публицистике, так как в эпоху Средневековья человек мог таким образом передавать свои соображения о непознанном.

Это основные виды литературы по форме и то, какие бывают их вариации. К сожалению, все жанры литературы и их определения сложно вместить в небольшую статью – их действительно очень много. В любом случае, каждый понимает необходимость и важность чтения самых разнообразных произведений, ведь они – настоящие витамины для мозга. С помощью книг можно повысить свой уровень интеллекта, расширить словарный запас, улучшить память и внимательность. BrainApps – ресурс, который поможет развиваться в этом направлении. На сервисе представлено более 100 результативных тренажеров, которые с легкостью прокачают серое вещество.