Переход на выпуск гражданской продукции. ВПК важно не повторить ошибки «конверсии по-советски

Вопросам перевода оборонной промышленности на гражданские рельсы посвящён проходящий в эти дни в Новосибирске V международный форум «Технопром». В мероприятии участвуют представители исполнительной власти РФ и делегации из 25 стран.

Приспособиться к реалиям рынка

Замминистра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков заявил о готовности ведомства финансировать создание современных образцов машиностроительной продукции. В частности, Минпромторг собирается возмещать около 50% затрат на производство первой партии новых изделий.

Портфель перспективных проектов будет сформирован в течение ближайших двух месяцев. В общей сложности на эти цели Минпромторг планирует потратить около 4 млрд рублей.

Замглавы военно-промышленной комиссии (ВПК) РФ Олег Бочкарёв заявил, что помимо субсидий и инвестиций российскому ОПК, который сильно зависит от государства, важно начать приспосабливаться к реалиям рынка.

С этой целью оборонке необходимо внедрить новые бизнес-модели, маркетинговые стратегии и нанять специалистов, обладающих опытом работы в гражданском секторе.

«Маркетинг в оборонке — это сегодня больше лоббизм, умение работать с заказчиком, выбивать заказ, выбивать хорошую цену. Это не маркетинг. Специалисты понадобятся, их придётся искать на гражданке, это непростой процесс», — отметил Бочкарёв.

Полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло видит выход в упрощении процедуры создания дочерних компаний предприятиями ОПК. «Каждое предприятие ОПК должно иметь возможность реализовывать программу повышения отдачи оборудования, не занятого в Гособоронзаказе», — подчеркнул Меняйло.

Вице-адмирал призвал оборонные компании активнее участвовать в создании промышленных кластеров на базе собственных активов. В пример Меняйло привёл частный индустриальный парк «Новосиб», появившийся на базе ЗАО «Новосибирский патронный завод».

  • Полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло
  • РИА Новости

В условиях сокращения гособоронзаказа

Обсуждение путей диверсификации российского ОПК началось более года назад. 19 апреля 2016 года, выступая на съезде Союза машиностроителей, президент РФ Владимир Путин попросил руководителей оборонных предприятий подумать над диверсификацией производства.

По словам главы государства, в России необходимо наладить выпуск конкурентной высокотехнологичной продукции гражданского назначения на мощностях ОПК. Аналогичную мысль Путин выразил во время прямой линии, которая состоялась 14 апреля 2016 года.

Президент дал понять, что объём гособоронзаказа (ГОЗ) будет сокращаться параллельно с расходами на оборону. Уже в ближайшем будущем производители оружия будут получать меньше заказов от Минобороны и силовых ведомств. Ассигнования на оборону РФ в 2020 году упадут до 2,7-2,8% — с 4,3% в 2016 году.

Путин призвал топ-менеджеров оборонного сектора начать приспосабливаться к новым экономическим реалиям. По его мнению, ОПК должен увеличить долю продукции двойного и гражданского назначения и выйти на новые рынки сбыта.

В беседе с RT эксперты неоднократно указывали на то, что оборонный сектор «подсел» на самый простой способ максимизации доходов — государственные заказы. Однако пик расходов на закупку вооружений был пройден, о чём не раз говорил президент.

Задача государства состоит в том, чтобы использовать ресурсную базу, накопленную с помощью бюджетных вливаний, для наращивания выпуска невоенной продукции. Такие меры будут способствовать росту промышленности и реализации программы импортозамещения.

Доля продукции гражданского или двойного назначения в России традиционно зависела от объёма военных расходов. В тяжёлом для российской армии 1992 году доля гражданской продукции составила 82%, в 2011-м — 33%, а в 2015-м — 16%.

Сегодня перед правительством стоит задача к 2030 году увеличить этот показатель до 50% при неукоснительном выполнении ГОЗ. В 2020-м, по прогнозам Минпромторга, объёмы производства гражданской продукции должны вырасти в 1,3 раза.

Потенциал конверсии

Владимир Путин убеждён, что залогом успешной конверсии является рывок в развитии, который совершили оборонные предприятия благодаря государственным заказам.

  • Reuters

Производительность труда в ОПК с начала 2000-х выросла в три раза, а с 2011 по 2015 год — в 1,7 раза.

«В этой связи особо подчеркну: при выпуске гражданской продукции нельзя ориентироваться на так называемый ширпотреб — работу нужно вести, ориентируясь на потребности передовых наукоёмких отраслей. Выпускать на этом оборудовании сковородки недопустимо», — заявил Путин 8 сентября 2016 года в ходе совещания на НПО «Сплав» (Тула).

Президент напомнил, что государство вложило деньги в закупку сложного дорогостоящего оборудования. В связи с этим ОПК обязан ориентироваться на удовлетворение потребностей медицины, энергетики, авиа- и судостроения, космоса, информационных технологий и телекоммуникаций.

Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что огромный потенциал конверсии оборонпрома сосредоточен в радиоэлектронике. В 2020 году объёмы роста выпуска подобной продукции должны вырасти в 3,7 раза, а в авиационном сегменте — вдвое.

  • Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров
  • РИА Новости

Министр здравоохранения Вероника Скворцова полагает, что у оборонки есть большие возможности на рынке медицинских изделий. По состоянию на сентябрь 2016 года доля ОПК на этом рынке составляла лишь 1,3%. Глава Минздрава убеждена, что оборонным компаниям под силу удовлетворить потребности медицины в отечественном оборудовании.

«По нашим расчётам, за три года, к 2020 году, не менее чем в два раза — до 15% от российской части рынка — могло бы быть у предприятий ОПК, то есть 6% от всего рынка медизделий. Это минимум», — отметила Скворцова на совещании под председательством главы государства в прошлом году.

Оптимальный баланс

Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко поддерживает стремление государства увеличить долю гражданской продукции в ОПК до 50%. По его мнению, это оптимальный баланс с учётом специфики данного сектора.

«Наша оборонка всегда выпускала продукцию для гражданских нужд. Сейчас речь идёт о значительном увеличении этого объёма. Я уверен, что руководители компаний прекрасно понимают, что им нужно производить и на каких рынках эта продукция будет востребована», — заявил RT Макиенко.

При этом эксперт обратил внимание, что конверсия не должна касаться всех предприятий: «Государству не нужно навязывать показатели диверсификации специализированным заводам. Я имею в виду производителей боеприпасов. Они должны оставаться казёнными учреждениями».

«Властям стоит предоставить большую свободу многопрофильным предприятиям. В то же время они будут нуждаться в поддержке. Можно поставить любые задачи, но при ставке в 17% невозможно запустить какое-либо высокотехнологичное производство», — пояснил Макиенко.

  • РИА Новости

Собеседник RT полагает, что успех конверсии зависит главным образом от объёма дешёвых финансовых ресурсов, которые будут предоставлены ОПК. Макиенко призвал выдавать оборонным компаниям льготные кредиты и ограничивать поставки конкурирующей импортной продукции.

«Государство прекрасно воспользовалось санкциями в сельском хозяйстве. Почему бы нам не ограничить ввоз самолётов Boeing и Airbus? У государства достаточно рычагов для стимулирования закупок отечественной гражданской авиатехники. То же самое касается других сфер. Возможности на этом пути очень большие», — резюмировал Макиенко.

Объемы гособоронзаказа (ГОЗ) подходят к пиковым, далее они будут снижаться. В связи с этим возрастает важность конверсии модернизированных мощностей оборонки - переориентации на выпуск современной гражданской продукции. Но не все обстоятельства способствуют исполнению этого плана.

В связи с ростом военных расходов постоянно упоминают Госпрограмму вооружений на 2011-2020 годы (ГПВ-2020; 23 триллиона рублей, из них свыше 19 - для Минобороны), однако гораздо реже речь заходит о целевой программе развития оборонно-промышленного комплекса, в которую в тот же период планируется закачать до трех триллионов рублей.

Эти громадные инвестиции направляются на технологическое переоснащение производств, но с одним условием: развитие выпуска не только военной, но и конкурентоспособной гражданской продукции, то есть конверсия значительной части новых мощностей в гражданский сектор после окончания масштабных работ по ГОЗ.

Первые замечания на этот счет звучали еще на старте обеих программ в 2011 году, но повторялись скорее как мантры. Страна сводила бюджет с профицитом и не испытывала нужды в средствах, а основной задачей на тот момент было размещение и исполнение ГОЗ, а не то, что будет «после ГПВ».

Вновь словосочетание «конверсия оборонки» зазвучало осенью 2015 года, а весной 2016-го несколько раз повторялось на высоких уровнях, в том числе президентом Владимиром Путиным.

Вопрос не праздный: в 2016-2017 году проходит пик оборонных заказов, после чего закупки новых вооружений, несмотря на маячащую на горизонте «ГПВ-2025» (в нынешней версии, при предполагаемом старте с 2018 года, скорее «ГПВ-2028»), начнут неуклонно сокращаться, что незамедлительно отразится на военной промышленности.

Настало время заняться чем-то другим

Пресловутые сковородки, утюги и титановые лопаты на ракетных заводах - первое, с чего начинается демагогия противников конверсии, которая уже в начале 1980-х годов не имела альтернативы. Нет у нее альтернативы и сейчас.

В тот период предложения о перестройке хозяйства выдвигались изнутри советской системы управления экономикой - из профильных институтов. В частности, Юрий Яременко (один из руководителей ЦЭМИ, а с 1987 года - глава будущего Института народно-хозяйственного прогнозирования) предлагал опереться на конкурентные преимущества «оборонного перекоса» советской промышленности: высочайшую концентрацию современного оборудования, умение бережно работать с качественным сырьем, передовые технологические процессы и отлично подготовленные кадры.

Именно этот перекос в распределении качественных ресурсов, людей и технологий (а не валовое завышение военных расходов) создавал основные проблемы в советской экономике, обескровливая гражданские отрасли и порождая в них режим повышенного потребления ресурсов.

Опираясь на эти широко понимаемые «мощности», по мнению Яременко, при минимальных затратах в течение одной пятилетки можно было вывести на новые объемы и стандарты качества производство потребительских товаров длительного пользования (ТДП - бытовой техники, автомобилей, радиоэлектронной аппаратуры и т.п.), а также совершить рывок в выпуске современных строительных материалов. Последнее в том же проекте реформ предполагалось использовать для резкого наращивания инфраструктурного (дорожного в том числе), но главным образом - жилищного строительства, с постепенным переходом к свободной продаже жилья в условиях развитого госкредитования населения.

Речь шла не просто о выдаче побочной гражданской «нагрузки» оборонным заводам, а о масштабном перепрофилировании целых производств - с сохранением кадров и технологического уровня. Оборонка занималась выпуском гражданской техники и ранее, но делалось это по остаточному принципу, в первую очередь задания не желал брать директорат - из-за низкой доходности.

Парадоксально, но там, где руководство приборостроительных объединений само хотело (и могло по располагаемым возможностям) делать конкурентоспособную гражданскую технику, например радиоаппаратуру или звукоусилители, в том числе на экспорт в страны СЭВ и третьего мира, руководство главков и ЦК рубило эти инициативы, требуя сосредоточить ресурсы на оборонных задачах.

Предложения оставались невостребованными. Наращивать выпуск новых ТДП стали только в 1989-1990 годах, когда ситуация обострилась уже до предела и начался подспудный рост трудовых конфликтов на предприятиях оборонки, которым с 1988 года начали срезать ГОЗ. И, кстати, последнее поколение советской бытовой техники, выпускавшейся на оборонных заводах в рамках этой куцей программы до середины 1990-х годов, при несколько кондовом дизайне обладало неплохими потребительскими свойствами и завидной надежностью основных агрегатов. Хотя, конечно, сковородки запомнились больше.

Впрочем, делалось это непоследовательно и слишком поздно. Кроме того, основной массив производственных линий, высвободившихся от сокращающегося ГОЗ, был просто выведен в мобилизационные мощности вместо перепрофилирования. Впоследствии именно этот бесполезный с точки зрения потребительского сектора сегмент технологического оборудования станет целью номер один как при откровенном разворовывании основных фондов предприятий, так и при вынужденной оптимизации активов с целью сохранить хоть какие-то кадры и работающие производства.

Интеграция подходит к концу

Одним из важнейших факторов, влияющих и на исполнение ГОЗ, и на перспективы конверсии, является «холдингостроение»: активная интеграция оборонных предприятий в профильные холдинги. Сейчас более 60 процентов выпуска продукции военного назначения сосредоточено приблизительно в 60 интегрированных структурах.

В сущности, за этим процессом, начавшимся в середине 2000-х и пошедшим валом на рубеже 2010-х, не стояло ничего иного, кроме реализации предложений о приватизации, сформулированных в 1991-1992 годах группой экспертов, одним из лидеров которой был Александр Титкин (министр промышленности в этот период). Они сразу предлагали сохранить замкнутые производственные комплексы в отраслях, что дало бы на первом этапе от 500 до 700 самостоятельных хозяйственных единиц (государственных промышленных концернов), которые в дальнейшем можно было бы приватизировать путем продажи части пакетов стратегическим инвесторам и передачи около 10 процентов капитала трудовым коллективам.

С некоторыми специфическими нюансами это и есть тот самый процесс, что заново пошел в конце 2000-х годов, в основном под давлением «Ростеха» как главного оператора и бенефициара санации оборонки. При этом следует заметить, что аналогичные процессы в экспортно-ориентированных гражданских отраслях, раздробленных при приватизации (металлургия, химия), стартовали еще в 1998-1999 годах и направлялись частной инициативой.

Всей разницы с предложениями Титкина - от 15 до 20 потерянных лет, не считая утраты технологий, кадров и рынков. Кстати, оборонка, кроме своих инвалютных флагманов и получателей денег на немногочисленные стратегически важные НИОКР, все эти годы если не приватизировалась, то просто лежала на балансе государства, без единой стратегии и отраслевой политики (которую мог бы задать холдинг) превращаясь в персональные угодья менеджмента.

Однако решения о приватизации промышленности в 1990-е принимались не по экономическим соображениям, а по аппаратно-политическим. Реформаторская команда всерьез воспринимала директорский корпус (в том числе оборонный), набравший к 1980-м годам в СССР немалое влияние, как персональную угрозу своей власти. Предложения, которые продвигал Титкин, в некоторых особенностях реализации и были программой «красных директоров», стремившихся в числе прочего сохранить монопольный контроль над потоками ресурсов в экономике.

Попытка реформаторов устранить эту мощную, обеспеченную и сросшуюся с региональными властями силу привела к совершенно разрушительной схеме приватизации промышленности изолированными предприятиями под лозунгом неизбежности быстрого обратного восстановления технологических цепочек в «рыночно обоснованных» отраслях. Только после того как транзит власти окончился, настало время заняться промышленностью.

На данном этапе, впрочем, как отмечают отраслевые эксперты, эффект роста от интеграции исчерпан: активы расчищены от долгов, производственные цепочки в основном восстановлены или выстроены заново. Крупные структуры переходят к органическому росту, и здесь ключевую роль как раз и должна сыграть диверсификация выпускаемой продукции, а не фокусирование на оборонном бюджете.

Централизованная сборка промышленности в холдинги здесь способна дать двоякий эффект. С одной стороны, при должной рыночной мотивации менеджмента это упростит и ускорит конверсию производств и освоение новых видов гражданской продукции. По целому ряду направлений, в числе которых новые конструкционные материалы (керамики и композиты, в частности), медицинская техника и автоматизированные системы управления, это уже происходит.

С другой стороны, отсутствие такой мотивации автоматически делает холдинги штабами будущего саботажа конверсии, сопряженного с лоббированием высоких военных расходов вне зависимости от реальных нужд обороны, с манипулированием общественным мнением при помощи активной «продажи угроз», от которых может спасти только рост ГОЗ.

Хотят они того или нет

Несмотря на регулярные рапорты о неуклонном росте доли гражданского производства на оборонных заводах, проблема диверсификации тем не менее остается острой.

Более того, уже сейчас есть масса примеров совершенно обратного поведения. Например, северодвинский «Севмаш», загруженный строительством атомоходов проекта 955 и 885 (сдача 15 лодок в рамках действующих планов до 2020 года, реалистично - до 2022-2023 годов), попросту отказался даже от тех гражданских заказов, которые на нем готовы были разместить. Речь шла о яхтах премиум-класса по частным заказам и шельфовых платформах для нефтегазового сектора. Он также отказался от участия в строительстве ПАТЭС (плавучей АЭС), проект был передан «Росатомом» на Балтзавод. На исполнение этих работ нет ни кадров, ни мощностей - все занято под ГОЗ, но самое главное - нет желания: прибыльность оборонных программ оказалась, как и в Советском Союзе, выше, а объем продаж гарантирован крупными долгосрочными контрактами с государством.

Подобная линия поведения узкоспециализированных монополистов оборонки тактически объяснима (ГОЗ нужно как-то сдавать), но стратегически легко приведет к тому, что к 2020-х годам мы услышим все ту же хорошо разученную в 1990-х песню о том, что денег нет, производство разваливается, кадры разбегаются, страну разворовали, жизнь не удалась.

При этом эрзацы бюджетного финансирования оборонка активно ищет уже сейчас. На текущий момент самые большие перспективы, помимо ограничений на закупку иностранного оборудования за госсчет при наличии отечественных аналогов, предоставляет аморфный процесс под названием «импортозамещение».

Пополнившее бюрократический сленг сановников (как «модернизация», а еще раньше «нанотехнологии») «импортозамещение» открывает широчайшие перспективы для конверсии без конверсии. Причиной этому являются нарастающие планы по государственному субсидированию создания импортозамещающих производств.

Подобная «конверсия бюджетных расходов», конечно, удобна всем и даже потенциально способна создавать существенную добавленную стоимость в промышленности. Однако остается вопрос, тот ли это процесс, которого ждет руководство страны, пообещав три триллиона рублей в обмен на гражданскую продукцию, и насколько оно готово продавливать существенно укрепившийся оборонный директорат, заставляя работать «под угрозой сковородки».

На форуме «Сделано в России» обсудили готовность предприятий ОПК выполнить поставленную Владимиром Путиным задачу по проведению «умной конверсии» военного производства. В частности, губернатор Рязанской области рассказал о потенциале ОПК региона, а эксперты привели успешные примеры диверсификации оборонных предприятий.

На пятом международном форуме «Сделано в России» в Москве, организованным Российским экспортным центром, эксперты обсудили готовность предприятий ОПК к экспорту продукции гражданского назначения.

Губернатор Рязанской области Николай Любимов отмечает, что президентом Владимиром Путиным поставлена крайне важная задача – доля производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения предприятиями ОПК должна быть увеличена до 50% к 2030 году.

«Эту задачу нужно выполнять. Потенциал ОПК надо активнее использовать в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения. В этом году рост промышленного производства региона составил 6,5%. И мы предполагаем, что подъем выпуска оборонной продукции, который мы наблюдаем сейчас, в ближайшие годы трансформируется в производство гражданской продукции. Спектр производимой продукции может быть максимально широким. Главное, чтобы это было в инновационном ключе и ориентировано на экспорт. Правительство региона в этой работе готово оказывать организационную поддержку», - заявил Николай Любимов.

По его словам, в целях модернизации и технического перевооружения предприятиями ОПК региона за предыдущие три года привлечено 9,2 млрд рублей инвестиций. Доля гражданской продукции в общем объеме производства предприятий ОПК Рязанской области сейчас составляет менее 4%. Однако на всех предприятиях ОПК региона ведутся работы по расширению доли выпуска высокотехнологичной продукции гражданского назначения.

«Из приоритетных направлений развития гражданской продукции наиболее перспективным является разработка и производство зарядных станций, высокопроизводительной сварочной техники, медицинской техники, оптических линий передачи данных, средств связи, устройств отображения информации, устройств управления и диагностики оборудования, обслуживания и проведения регламентных работ на коммерческом авиационном транспорте и другое», - говорит Любимов.

По словам губернатора, до конца 2017 года в Рязанской области будет создан фонд развития промышленности, которые окажет финансовую поддержку проектам по модернизации и создании новых производств по выпуску высокотехнологичной и инновационной продукции.

В структуре фонда появится Центр компетенций в сфере повышения производительности труда, Центр кластерного развития, инжиниринговый центр.

«Уже создан и начал работать «Центр бережливого производства». Разработан и находится на согласовании в Минэкономразвития России проект региональной программы повышения производительности труда и содействия занятости, внедрен региональный экспортный стандарт. В 2018 г планируется создание индустриального парка на площади более 512 га, создание инновационного научно - технологического центра по разработке и внедрению перспективных IT – технологий», - говорит губернатор Рязанской области Николай Любимов.

«Любая крупная оборонная компания решает поставленную Путиным задачу сделать так, чтобы 50% составляли военный заказы, а 50% - гражданские. Но надо забыть о слове «конверсия» из серии горбачевской перестройки. У нас речь идет о диверсификации выпускаемой продукции. А это не значит выпуск кастрюль вместо танков, как это делали при Горбачеве. Тогда просто закрывали военные цеха, - говорит член Общественного совета при Министерстве обороны РФ Игорь Коротченко. - Сейчас же имеющиеся компетенции в сфере ОПК будут задействованы для выпуска высокотехнологичной гражданской продукции и двойного назначения наряду с военной. Речь не о примитивизации ОПК, а об использовании его потенциал для производства гражданской продукции мирового уровня, имеющего хороший экспортный потенциал».

В пример он приводит Объединенную авиастроительную корпорацию, предприятия которой выпускает как боевую, так и гражданскую авиатехнику. В частности, идут испытания инновационного лайнера МС-21, серийно выпускаются самолеты «Сухой Суперджет-100». Концерн «Алмаз-Антей» также помимо выпуска зенитно-ракетных систем производит гражданскую продукцию. Это и аппаратура для цифрового телевидения, и система управления воздушным движением. «Алмаз-Антей» занимается аддитивными технологиями (ЗD печать), производит различные локаторы, средства навигации и метеонаблюдения, радиолокационное оборудование для аэродромов, оборудование для транспорта.

Холдинг «Швабе» преуспел в производстве медицинской техники. Поставки медтехники для перинатальных центров растут как на дрожжах: со 113 млн рублей в 2015 году до 1,13 млрд рублей в 2016 году. «Швабе» занимает уже 50% отечественного рынка неонатального оборудования. И что важно – медтехника холдинга, в том числе для новорожденных, признана мировым сообществом и экспортируется во многие страны мира. Инкубаторы от «Швабе», например, экспортируются в Индонезию – российская суперсовременная техника спасает жизни детей.

Кроме того, «Швабе» выпускает оптические и лазерные приборы, от прицелов для охотников, светофоров до микроскопов, телескопов и крупногабаритной оптики для обсерваторий. По данным компании, ее продукция пользуется спросом в 95 странах, а оптика устанавливается в телескопах по всему миру, включая США и Западную Европу.

Газета ВЗГЛЯД , что же такое конверсия в ОПК на примере других стран, и что нужно сделать, чтобы современную диверсификацию не постигла участь провальной конверсии 1980-х годов.

Гражданская продукция одного из уральских оборонных предприятий появится на улицах городов. Фото с сайта www.zik-ekb.ru

Директорам оборонных предприятий РФ объясняют, что золотой бюджетный дождь для них уже завершился. И теперь оборонке нужно приступать к выпуску гражданской продукции. Между тем чиновники признали вчера, что предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) не готовы выпускать качественную продукцию и комплексные решения для гражданских отраслей. В ОПК далеко не все могут считать деньги и предлагать конкурентоспособные товары.

Для диверсификации производства и перехода на производство гражданской продукции предприятиям оборонно-промышленного комплекса России придется менять бизнес-модель и модель управления, заявил вчера на форуме «Технопром-2017» в Новосибирске зампред коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Олег Бочкарев.

Он признал, что главная проблема оборонки - высокие накладные расходы. «Это плата за создание вооружения и военной техники. Нам приходится платить такую высокую цену, но в гражданке это не пройдет», – сказал он.

Там же вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил запустить процесс сближения стандартов оборонной и гражданской промышленности. Он отметил, что ОПК остается «государством в государстве», и эта тенденция поддерживается рядом барьеров, включая ценообразование, модели финансирования контрактов, контрольно-лицензионные процедуры, а также психологией участников этого рынка. «Нужно сблизить параметры корпоративной среды в оборонном и гражданском секторе», – сказал Рогозин. По его мнению, диверсификация ОПК должна предполагать не только движение военных поставщиков на гражданские рынки, но и встречное движение: организацию производства продукции военного назначения на гражданских негосударственных предприятиях.

Тревога за положение дел в отрасли понятна: с 2020 года предполагается значительное снижение бюджетного финансирования госзаказа на вооружение. Об этом недвусмысленно предупреждал еще осенью прошлого года президент Владимир Путин на совещании в Туле. «К 2020 году в соответствии с нашими планами масштабное перевооружение армии и флота завершится, пик поставок в рамках Государственной программы развития вооружения будет пройден, – сказал тогда Владимир Путин. – Мы и дальше будем совершенствовать нашу армию и флот, но такого объeма заказов для оборонки не будет».

Тогда же он предлагал обратить внимание на развитие производства гражданской продукции на оборонных предприятиях. Президент полагал, что у ОПК есть потенциал для решения этих задач: «они располагают крепкой производственной, технологической и кадровой базой, имеют хорошие научно-технические заделы», – говорил он. При этом президент просил не повторять негативный опыт советской конверсии, когда военные гиганты производили сковородки, а ориентироваться на потребности современной медицины, энергетики, авиа- и судостроения, космоса, информационных технологий. В декабре 2016 года во время обращения к Федеральному собранию Владимир Путин призвал повысить долю гражданской продукции в военно-промышленном комплексе до 50% к 2030 году.

Известно, что Госпрограмма вооружения на период 2011–2020 годов предполагала финансирование переоснащения вооруженных сил на сумму около 20 трлн руб., а еще 3 трлн руб. должны быть потрачены на техническое перевооружение оборонной промышленности. В 2017 году на выполнение гособоронзаказа выделено более 1,4 трлн руб.

Денежный дождь, возможно, мешает пока оборонщикам осознать надвигающуюся новую реальность, и перестройка идет медленно.

Зампред Внешэкономбанка Петр Золотарев заявил вчера, что оборонщики представили банку 95 проектов на общую сумму 86 млрд руб. «Стоящих из них менее 10», – сказал Золотарев и потребовал от предприятий ОПК повысить качество проработки проектов диверсификации и выпуска гражданской продукции. «Качество и количество проектов, уровень готовности этих проектов оставляет желать лучшего», – сказал Золотарев.

В стране есть немало предприятий, которые готовы отказаться от дорогостоящего импортного оборудования в пользу произведенного на конверсионных мощностях. Например, «Газпром» сообщил правительству, что готов покупать у предприятий ОПК около 250 изделий на сумму 1 трлн руб. для замены импорта. Но выдвинул условие: продукция должна быть абсолютно конкурентоспособной, качественной, надежной, а цена не должна быть выше, чем у зарубежных аналогов.

1 трлн руб. с лихвой хватило бы для загрузки мощностей, считает Олег Бочкарев, но для этого предприятия должны предоставлять качественную продукцию и комплексные решения. «Пока оборонка к этому не готова», – констатировал Бочкарев.

Для исправления ситуации он призвал привлекать специалистов с гражданского рынка, чтобы осваивать маркетинг, сервисную поддержку и умение работать на рынке. А Золотарев предлагает выделять гражданские производства из предприятий ОПК и концентрировать их в технологических парках, создание которых финансирует Внешэкономбанк.

В свою очередь, Дмитрий Рогозин предложил компаниям направлять свои предложения в коллегию Военно-промышленной комиссии, которая, по его словам, выведет предприятия либо на потребителей продукции, либо на смежников, с которыми можно организовать кооперацию.

«Предприятия ОПК далеко не всегда озабочены такими вещами, как спрос на продукцию, ее удобство и привлекательность, ее рентабельность. Но наш ОПК имеет большой потенциал развития и способен измениться в нужную сторону при новом подходе к управлению, – сказал «НГ» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – Сильный плюс продукции ОПК – это ее надежность и относительная долговечность. А слабые стороны – это высокая цена, отсутствие привлекательного сервиса и дизайна. Хотя при правильном маркетинговом подходе даже недостатки дизайна можно обернуть в рыночное преимущество: найдется немало тех, кто захочет воспользоваться чем-то, имеющим истинно военный дух». По мнению эксперта, новая бизнес-модель должна научить понимать законы функционирования рынка. «У нас предприятиями ОПК управляют инженеры. Рядом с ними должны появиться грамотные маркетологи и частные инвесторы. Хороший пример являет собой концерн «Калашников», который увеличил долю частных инвестиций до 75%, разработал привлекательный фирменный стиль, работает для покупателя».

«Мы считаем, что эффективным инструментом диверсификации являются кластерные структуры, когда вокруг предприятий ОПК выстраивается пояс из малых и средних предприятий, которые на коммерческих условиях используют производственные мощности, а также технологии, лицензии, интеллектуальную собственность, патенты оборонщиков, и на основе этих технологий сами выпускают продукцию, – сказал «НГ» директор Ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко. – То есть предприятие ОПК может не взаимодействовать с конечным заказчиком, а выступать в качестве технологического партнера. За счет этой кооперации срок продвижения продукции на гражданские рынки значительно сокращается. Кроме того, это создает точки роста для региональной экономики, поскольку предприятия малого и среднего бизнеса получают стабильный заказ со стороны оборонных предприятий».

«Предприятиям ОПК давно пора научиться монетизировать результаты своих научно-технических разработок, – считает завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова Дмитрий Завьялов. – Не секрет, что одним из факторов успеха Силиконовой долины в США являлись военные заказы и военное финансирование. Под военный заказ велись разработки и патентовались изобретения, которые затем попадали на гражданский рынок. Именно поэтому разделение технологий только на гражданские или только военные не является целесообразным».

В оборонно-промышленном комплексе (ОПК) РФ выросла втрое, и это настоящий рекорд среди отраслей отечественной экономики», – заявил президент России Владимир Владимирович Путин на съезде Союза машиностроителей России. Столь впечатляющий рост производительности труда можно объяснить ежегодным ростом финансирования гособоронзаказа всего с 300 миллиардов рублей в 2007 году до 1,8-1,9 триллиона в 2014-2015 гг. Однако нового роста производительности ждать уже не стоит – финансирование оборонного заказа начнет сокращаться с 2018 года.

Путин уже сейчас предлагают оборонщикам начать диверсификацию производства: «Пик загрузки ОПК в рамках гособоронзаказа произойдет в 2017 году и потом будет постепенно снижаться. Рассчитываю, что оборонные предприятия используют накопленный потенциал для конверсии, диверсификации производства. Нужно думать об этом сегодня и предпринимать необходимые для этого шаги», – заявил президент. Он уверен, что оборонка может наладить выпуск конкурентной высокотехнологичной продукции гражданского назначения. «Объем гособоронзаказа не будет вечным, таким большим, как сегодня. И уже идет небольшое снижение, хотя для нашей корпорации мы этого пока не ощутили», – сказал Сергей Чемезов, глава корпорации «Ростех».

Вопрос заключается в том, какую гражданскую продукцию может освоить наш военно-промышленный комплекс. В начале 90-х годов уже была одна неудачная попытка конверсии. Предприятия ВПК тогда осознали, что проблема перехода на гражданскую продукцию заключается вовсе не в производственных мощностях и не квалифицированном персонале, а в опыте формирования и удовлетворения рыночного спроса и необходимых инвестициях. Однако Дмитрий Рогозин уверен, что оборонка справится: «Мы запросили информацию с таможни. Убедились, какие огромные деньги тратим на закупку медицинского оборудованию за рубежом. Это непозволительно ни в экономическом плане, ни в политическом. Оборонщики и машиностроители готовы к тому, чтобы все это сделать самим. Создание института генеральных конструкторов и генеральных технологов будет мощным подспорьем для ответа на все сложные вопросы».

Первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский считает, что переход оборонки на выпуск гражданской продукции, наоборот, может стать новым стимулом для разработки оборонной продукции будущего: «Вполне вероятно, что в будущем потребность в военной технике и вооружении в развитых и развивающихся странах будет снижаться вслед за развитием общественных институтов, рыночной экономики. Появится спрос на умное, высокоточное, автономное вооружение. И если полвека назад военные разработки стали причиной появления Интернета и компьютеров, то почему бы не предположить, что сегодняшний массовый рынок гражданской потребительской электроники с появлением Big Data не изменит полностью военные разработки будущего».