Путь к лидерству в общественной работе. Свою судьбу мы выбираем сами

Каждый человек является по своей сути лидером, но возможно не каждый знает об этом. В человеке, которого создал Творец по образу и подобию Своему, уже заложены все качества лидера. Успех каждого лидера определяется по количеству его последователей. Самым успешным лидером был и остается человек, Сын Божий – Иисус Христос и самой прогрессивной и передовой книгой всех времен по успешному лидерству является Библия. В ней изложены все принципы, используя которые, люди становятся успешными.

Принцип 1. Учить своих последователей:

  • смотри, как делаю я
  • повторяй и делай со мной
  • делай сам, я тебе помогу

Мы видим успех этого принципа во всех видах индивидуальных занятий учителя и ученика: в искусстве, спорте, науке, торговле, семье, в системе образования и т.д. В основу сетевого маркетинга заложен этот же библейский принцип. Иисус Христос отобрал 12 учеников и обучал их индивидуально и, впоследствии, они стали лидерами Церкви, первыми апостолами.

Принцип 2. Обучать своих последователей готовить новых лидеров. Он изложен в Евангелии от Матфея 28: 19 «Идите, научите все народы…, уча соблюдать все, что Я повелел вам». Вся передача и преемственность поколений ученических школ и различного лидерства основана на этом принципе.

Качества эффективного лидера. Каждый лидер должен обладать личными и общественными качествами.

Личные качества .

Смирение. Каждый лидер сначала должен стать хорошим исполнителем. Для того, чтобы быть хорошим исполнителем и уметь подчиняться другому человеку, надо развивать в себе такую черту характера как смирение. «Славе предшествует смирение. За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь».

Забота о людях. Самое ценное и большое богатство каждого лидера – это люди. Только когда мы начнем отдавать себя (свою жизнь, время), мы станем великими. Ты не поднимешься выше того уровня, как лидер, на каком уровне находится твоя любовь к людям. Люди, которые не поняли, что люди – это богатство, а не средство к собственному обогащению, недолго продержатся в позиции лидера. «Доброе имя лучше большого богатства и добрая слава лучше серебра и золота». «Домогаться славы не есть слава». (Из притч царя Соломона).

Мудрость. «Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя, она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец » - пишет самый богатый и мудрый царь Соломон. Мудрость можно приобретать, это зависит от нас, насколько мы хотим и желаем этого. Мудрость – это сила верного суждения и разумного действия, основанного на знании, понимании. Обладателем всякой истины является Создатель и Творец вселенной, поэтому лучше всего искать и просить мудрости и совета у Него. Также не стоит пренебрегать советами тех людей, в чьей жизни вы наблюдаете мудрость и успех, и у кого есть опыт руководителя и лидера. «У советующихся мудрость». Этим библейским принципом успешно пользуются в различных государственных структурах: педсовет, худсовет, собрания, парламент и т.д.

Мужество. Еще одно ценное качество характера, каким должен обладать лидер. Иметь мужество – это не бояться принимать решения и нести за них ответственность. Это вера в успех, способность не терять самообладание.

Способность творчески мыслить . Искать и использовать, быстро внедрять новые методы, тактику. Новые идеи всегда ценились и стоили дорого. Бог- Творец, и творческие качества заложены в каждом из нас, так как мы Его дети.

Юмор. «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости». Здоровый юмор и смех положительно влияют как на нас самих, так и на окружающих нас людей. Когда мы смеемся, в наших внутренних органах происходит лечебный самомассаж, и в нашем организме вырабатываются вещества – интерфероны, которые благотворно влияют на весь наш организм. Поэтому «всегда радуйтесь», учит апостол Павел в своем послании к Фессалоникийской церкви, а также и всех нас, живущих в городе Ялта и других городах.

Мы рассмотрели личные качества характера, которые должен развивать в себе лидер, чтобы стать успешным. Лидер так же должен обладать общественными качествами , направленными на людей.

  1. Заботиться о людях . Насколько лидер будет заботлив и внимателен к нуждам и потребностям каждого, настолько он будет получать отдачу в работе от этих людей. Если лидер заботится только о качестве работы и выполнении плана, а о нуждах, отдыхе, питании, поощрении и других видах заботы о людях не проявляет интереса, его подчиненные скоро поймут, что они лишь средство к достижению цели и их просто используют. Никто не будет стараться в работе на все сто процентов. Люди жаждут дружеского обращения, внимания, заботы и любви. «Как хорошо слово вовремя». Если у тебя нечем поощрять своих людей, скажи им хотя бы доброе слово.
  2. Уметь привлекать людей . Ценным качеством приобрести, привлечь человека является умение его выслушать. И не только слушать, но и слышать, что он говорит. Если вы выслушали человека до конца, вы его приобрели, если «перебили» - вы его потеряли. Каждый человек ищет понимания со стороны других. Люди хотят знать, что вы их любите и цените – говорите это и показывайте им это.
  3. Побуждать действовать наилучшим образом . Самым эффективным средством является наш личный пример. Когда мы действуем наилучшим образом, это приносит не только пользу другим, но радость и удовлетворение нам самим. Чем у нас больше результатов, тем нам радостнее. «А все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» - это Божий принцип в любой работе.
  4. Способность обучать . Способность обучения включает в себя передачу информации, фактов, навыков. При передаче какой-либо информации, теории, мы обращаемся к разуму человека, от разума (усвоение теоретического материала) – к практике. Практика теории приводит ум к получению навыков в этой области, которую мы хотим внедрить. Этот метод так же впервые был показан и использован в Библии (Иисус Христос и ученики) и нашел широкое применение во всех областях науки, технике, искусстве.

В каждом человеке заложен потенциал лидера. Но лидерами не рождаются, а лидерами становятся. Насколько мы будем успешны как лидеры зависит от того, готовы ли мы учиться, смиряться, прилагать усилия, дисциплинировать себя, то есть платить цену. Становясь на позиции лидера никогда не забывай Божий принцип возвышения человека: «Кто хочет быть большим, да будет у вас слугою», «кто из вас больший, будь как меньший, и начальствующий – как служащий ».

Рано или поздно каждый человек даст отчет Богу за то, что ему было доверено и каждый из начальствующих ответит за каждого человека, над которым поставил его Бог, ибо «нет начальства не от Бога, существующие же власти от Бога установлены». Прими ответственность за то, что тебе вверено, так как кому больше вверено, с того больше и спросится. Нет человека, который бы не ошибался, поэтому, «забывая заднее, простирайся вперед». Проси прощения у Бога, когда оступился, прими решение угождать Богу в своей жизни, так как, когда мы предстанем перед Его престолом, будет иметь значение и вес лишь то, что мы делали для Его славы, а не для своей славы, корысти и наживы. Еще ни один человек не унес с собой на небо ни денег, ни дома, ни иных материальных благ. Поэтому «покайся и веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой». Живи честно, люби людей, твори добро и храни истину. Бог возвышает людей и для каждого из нас есть свой удел, своя высота. Но достигнуть самой высокой вершины и стать максимально успешными мы сможем лишь в сотрудничестве с Господом.

Выбери Его в свои лидеры и партнеры и ты станешь самым успешным.

«Если ваши действия вдохновляют других людей мечтать о большем,
учиться большему, делать больше и становиться лучше, значит вы лидер.»
Томас Фуллер

Шаг 1. Веские аргументы
Сформулируйте предельно четкий и честный ответ на вопрос: «Почему я стремлюсь стать лидером?» . Важно, чтобы вы сами себе смогли ответить на поставленный вопрос. Чем определеннее вы ответите, тем проще вам будет достичь лидерства. Пронумеруйте строки – от одного до десяти. Верху напишите фразу: «Став лидером, я…» и на каждой строке напишите, что вы ждете от лидерства, что оно вам принесет. Может быть, лидерство подарит вам моральное внутреннее удовлетворение, или даст вам возможность увеличить уровень своих доходов, соответственно, и уровень жизни вашей семьи. Не исключено, что вы просто чувствуете, что быть лидером – это ваша сущность, или вы желаете помогать другим людям. Возможно, лидерство даст вам возможность руководить, или вы рассматриваете лидерство как ступень к достижению более значимых целей и результатов…

Хочешь стать лидером — обгоняй или иди своим путем

Решив стать лидером, вы должны помнить, что эмоциональное желание должно находиться в совершенной гармонии с разумом. Разум руководствуется фактами, ему необходимо взвесить все «за» и «против», чтобы не ошибиться и принять верное решение. Если вы сможете привести своему разуму аргументы, которые не встретят сопротивления с его стороны, значит вы на верном пути. Все свои ответы необходимо написать на листке бумаги. Бумага поможет вам более четко сформулировать объяснение причины, чем, если вы будете делать это в уме. Не стоит полагаться на то, что вы все сможете запомнить. Взглянув на написанное, вы действительно адекватно сможете оценить, насколько то или иное объяснение весомое. Помните о том, что вы должны написать четкое и конкретное объяснение того, почему вы хотите стать лидером. Разуму это поможет. Проведите аналогию со списком продуктов, который вы пишите перед походом в магазин. Составьте такой же перечень для своего разума.

Шаг 2. Ваше намерение
После того, как вы четко обозначили причины, по которым вы хотите стать лидером, необходимо подготовиться к действию. Но, прежде всего, вы должны быть готовы стать лидером. Это и есть ваше намерение.

Подготовка к действию предполагает, что вы в полной мере должны отдавать себе отчет в том, что лидерства можно достичь, только прилагая к этому серьезные усилия. Если вы четко смогли сформулировать причины, которые побуждают вас к действию, то вам несложно будет начать делать шаги на пути к лидерству. Готовность к действию означает также и умение делать ту работу, которую, вы, возможно, не хотите выполнять, или у вас нет настроения. Вы не должны откладывать на потом свои действия. Правильно сформулированные причины обеспечат ваше желание работать и идти к намеченной цели, несмотря ни на что. Если вы решили, что вы сегодня уже много сделали, а следующий шаг вы начнете осваивать завтра, вы на пути к провалу. Лидер не использует слово «завтра». Он стремится получить все по максимуму в настоящий момент. Слово лидера – «сейчас». Слово «завтра», это как вывеска в витрине магазина «завтра все бесплатно», которую никто, никогда не снимет. То есть никто и никогда не сможет получить товар бесплатно, потому что вывеска гласит: «завтра». Готовность стать лидером означает в полной мере принять на себя ответственность не только за свои поступки и собственную жизнь, но и за действия и жизнь других людей, на которую вы станете оказывать непосредственное влияние. Готовность стать лидером предполагает, что вы станете думать не только о собственном благополучии, но и об успехе людей, которых ведете за собой.

Шаг 3. Обучение
Стремление осваивать и получать новые знания и беспрерывно учиться, это, пожалуй, одно из самых важных лидерских качеств. Все недостающие знания вы можете почерпнуть самостоятельно, найдя их в книгопечатных изданиях, во всемирной сети и других источниках. Человек способен развивать в себе любые качества. Но главное условие – это желание и готовность учиться. Учиться, означает прогрессивно мыслить, последовательно приобретая знания в той или иной сфере. Есть выражение: «У кого есть доступ к информации, у того есть весь мир». Находите время на получение новых знаний и умений. Не бойтесь вкладывать в получение знаний деньги. Обретенные знания помогут вам получить в десятки сотен раз больше. Желая стать лидером, вы, наверняка, выбрали для себя область, в которой вы хотите совершенствоваться. Ваша задача – обладать всеми знаниями в интересующей вас сфере. Возьмите за правило: посвящать один час в будние и два часа в выходные дни получению новых знаний в выбранной области. Владение знаниями придаст уверенности в себе. Отправной точкой в достижении лидерства является желание постоянно учиться. Если же вы считаете, что вы в каком-либо вопросе знаете все досконально, то вы, вряд ли, сможете стать лидером.

Шаг 4.
Самовнушение – это методы сознательного воздействия на ваше подсознательное. Большинству людей известно, что около 95 процентов поступков, которые мы совершаем, управляются подсознательным, и лишь 5 процентов обусловлены решениями, которые принимаются сознательно. Цель невозможно достигнуть, если тому воспротивится подсознание. Если вы думаете, что вы хотите и можете быть лидером, но в вашем подсознании закреплено убеждение, что вы – исполнитель, и лидерские качества вам не присущи, то, вероятнее всего, вам не удастся стать лидером. Не стоит пугаться. Существует множество способов оказать воздействие на подсознательные убеждения: визуализация, внутренний диалог и другие методы, которые смогут помочь управлять подсознанием, с целью закреплять те идеи и мысли, которые приведут вас к лидерству.

Шаг 5.
Последний шаг предполагает постоянство. Достичь лидерства и остановиться на достигнутом невозможно. Действовать лидеру приходится постоянно: день за днем, минута за минутой. Первые два шага вам будет нужно выполнить по одному разу. Вы обозначите цели, спланируете работу, а затем вы станете выполнять эту работу. Если вас не пугает, последний пункт, если вы по-прежнему уверены в том, что хотите достичь целей, обозначенных в шаге 1, то, скорее всего, вы способны достичь больших результатов!

Процесс становления лидера можно определить так: руководить -- значит понимать, куда ты идешь. Главные вехи на этом пути - личная ответственность, умение анализировать свои действия и чувство перспективы.

Рассуждая об главных качествах руководителя, мы часто все усложняем. Между тем принцип «бритвы Оккама» (философский принцип, который можно сформулировать следующим образом: «Сущности не следует умножать без необходимости». - Прим. ред. ) применим и к сфере лидерства. На мой взгляд, процесс становления лидера можно определить так: руководить - значит понимать, куда ты идешь. Соответственно следует понимать и процесс становления лидера. Главные вехи на этом пути - личная ответственность, умение анализировать свои действия и чувство перспективы.

Личная ответственность

Тот, кто хочет стать лидером, прежде всего должен принять решение добиться некоторой цели, образно говоря - отправиться в путешествие и увлечь за собой других. Это решение и является переломным моментом. Вы связываете себя личным обязательством, даете себе слово совершить некий общественно значимый поступок, может быть, изменить какие-то обстоятельства, помочь окружающим, открыть нечто новое или просто исследовать неизвестное.

Применительно к директорам информационных служб речь может идти о решении принять на себя руководство особо сложным проектом, взять под свой контроль создание компонента с открытым кодом для корпоративной информационной системы или организовать поддержку разработки нового продукта, который нужно поставить на рынок. Все это серьезные проекты, для реализации которых нет готовых рецептов. Решив добиться какой-то цели и увлекая за собой других, человек становится лидером.

Для меня дорога к лидерству открылась после того, как я окончил колледж. Мне выдали диплом историка - было ясно, что проку от него будет немного, - и я не имел представления о том, как распорядиться своей дальнейшей жизнью. И вот мне встретился человек, который рассказал, что в его организации возникла некая проблема и никто ее не может разрешить. Я принял этот вызов, я все поставил на карту. Так я сделал первый шаг на пути к тому, чтобы стать лидером: принял на себя обязательство реализовать некоторый проект. И этот шаг изменил мою самооценку - я увидел в себе потенциального лидера.

Позднее мне пришлось участвовать в работе группы, рассматривающей перспективы создания нового предприятия. В один прекрасный день наши идеи оформились окончательно, и мы написали на пожелтевшем листке, вырванном из старого блокнота, название будущей компании. Помню, как, глядя на него, я принял для себя решение: пусть мне придется хоть землю рыть руками, но я доведу это дело до конца.

Не так важно, в чем состоит проблема. Неважно даже, станете ли вы лично руководителем проекта. Важно другое. Вы сознательно взваливаете на себя серьезное дело. Понимаете, в чем состоят как риски, так и возможные выгоды. И вы отдаете себе отчет в том, что ответственность за его исход ложится именно на ваши плечи.

Способность к самоанализу

Следующий этап становления лидера состоит в том, чтобы настроиться на понимание самого себя. Учитесь наблюдать за собой и за своими отношениями с другими людьми как бы со стороны. Выявляйте, в чем состоят ваши сильные и слабые стороны. Следите за тем, в каком направлении эволюционирует ваша личность, определите, каковы опасности на этом пути и что нужно сделать для того, чтобы устранить появляющиеся впереди препятствия. Обращайте внимание на те моменты, когда вы оказываетесь на распутье, учитесь делать правильный выбор и принимать последствия своих решений. Следите за тем, в какой конкретной точке вы находитесь в каждый данный момент и где расположена эта точка на пути, ведущем к вашей конечной цели.

Тренировка способности к самоанализу сегодня повсюду признается частью процедуры выработки лидерских качеств. Во все соответствующие учебные курсы включаются занятия по самооценке или по персональной диагностике. Это хорошее подспорье. И все же подлинный путь к постижению самого себя начинается с анализа опыта и освоения рефлексии именно в процессе деятельности.

Как показывают результаты исследований психологов, многим рядовым служащим обычно и в голову не приходит, что они выполняют свои задачи не лучшим образом. Иное дело настоящие лидеры. Они понимают, кто из членов команды сможет компенсировать их недостатки и в каких ситуациях они с наибольшей эффективностью проявляют свои сильные стороны. Располагая таким знанием, лидеры могут заранее определить, каких ситуаций следует избегать и в чем состоят наиболее важные слабости, последствия которых следует нейтрализовать.

К примеру, почти все вакансии директоров информационных служб заполняются сотрудниками ИТ-подразделений. Но ведь требования к человеку, занимающему такую должность, отнюдь не ограничиваются знанием технической стороны дела. Тот, кто не умеет общаться с людьми и не желает развивать в себе такое умение, вряд ли долго будет возглавлять информационную службу.

Поясню сказанное еще на примере из собственной жизни. Искусству анализировать свои действия я научился, работая в качестве главного консультанта в одной фирме. За плечами у меня была лишь минимальная подготовка, но мне поручили организацию взаимоотношений с большими группами клиентов, которые знали о своем бизнесе гораздо больше, чем я. Кроме того, я должен был не отставать от коллег (работа была организована в соответствии с жестоким принципом «или продвижение по службе, или увольнение»). Наконец, мне нужно было поставить дело так, чтобы клиенты постоянно чувствовали пользу от моей деятельности. Итак, я пребывал в постоянном напряжении, реакция на все мои действия поступала моментально, и от меня ожидали все более высоких результатов. В этих условиях мне не оставалось ничего иного, кроме как заняться анализом эффективности своей работы. Почти каждый вечер я открывал блокнот и записывал туда все, чему научился за прошедший день, а также свои соображения по поводу улучшения работы. В конце концов способность анализировать свои возможности и стандарты качества мирового класса изменили мое «я».

Чувство перспективы

Если вы пришли к решению вести за собой людей и почувствовали в себе задатки лидера, это значит, что для вас наступила пора сделать третий шаг на пути становления руководителя: выработать чувство перспективы. Это тоже выбор, но выбор совсем другого свойства. Здесь речь идет не о том, какую задачу поставить перед собой, а о том, кем - в профессиональном и в личностном плане - вы хотите стать. Какое место в этом мире вы хотели бы занять в конечном итоге? Какое место вы занимаете в нем сейчас и как вы можете стать тем, кем наметили? Разработка собственного пути развития, который приведет вас к поставленной цели, - это завершающий этап на пути становления руководителя.

Представление о собственных целях сформировалось у меня после десятилетий поисков и нескольких лет, посвященных писательскому труду и размышлениям. Я прошел непростой путь. У меня не было озарений, когда все вдруг становится кристально ясным, я не слышал голосов, указывающих правильную дорогу. Внутренние искусители пытались столкнуть меня с пути, и моя решимость прошла через множество испытаний ложными целями и ошибками. Но с другой стороны, все эти обстоятельства помогли мне четко осознать, какой я вижу свою дальнейшую жизнь.

Вся прелесть подобного подхода в том, что, встав на путь превращения в руководителя, вы уже никогда не перестанете быть лидером. Вы можете слыть удачливым или несостоявшимся работником в представлении других людей, преуспеть или потерпеть неудачу в том или ином предприятии, но вы будете оставаться лидером, ибо таковым вас сделали ваши же усилия по достижению поставленной цели. Теодор Рузвельт прекрасно выразил эту мысль следующими словами: «Насколько же лучше браться за большие дела и переживать минуты славы - хотя за взлетами следуют падения, - нежели уподобляться тем бедолагам, что не знают больших радостей и больших страданий, ибо живут в серых сумерках, где не бывает ни побед, ни поражений».

Если в процессе овладения навыками лидера вы сумеете обнаружить собственные вехи и выразите собственные мысли, качество вашей работы на руководящем посту поднимется на новый уровень.

Кристофер Хениг - директор по стратегии Управления общей бухгалтерской отчетности США. Имеет опыт предпринимательской деятельности (был генеральным директором компании Exolve), работы в сфере консалтинга (McKinsey & Co.). Изобретатель. Его перу принадлежит книга The Problem Solving Journey: Your Guide for Making Decisions and Getting Results.

Christopher Hoenig. You Know Where You Want to Go. CIO, July 15, 2003.

I Теоретические основы формирования лидерских качеств старшеклассников в деятельности детских общественных организаций

1.1 Лидерские качества личности как предмет исследования

1.2 Возможности детских общественных организаций в формировании лидерских качеств старшеклассников

1.3 Педагогические условия реализации возможностей детских общественных организаций в формировании лидерских качеств старшеклассников 59 Выводы по главе I

II Опытно-экспериментальная работа по формированию лидерских качеств старшеклассников в деятельности детских общественных организаций

2.1 Реализация комплекса педагогических условий в рамках деятельности Союза детских организаций Тамбовской области

2.2 Критерии, показатели и уровни сформированности лидерских качеств старшеклассников

2.3 Оценка результатов опытно-экспериментальной работы по формированию лидерских качеств старшеклассников 147 Выводы по главе II 171 Заключение 174 Библиографический список 178 Приложения

Рекомендованный список диссертаций

  • Педагогические условия развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении 2006 год, кандидат педагогических наук Сбитнева, Вероника Борисовна

  • Социально-педагогические условия реализации лидерского потенциала старших подростков во временных детских объединениях 2004 год, кандидат педагогических наук Павлова, Оксана Александровна

  • Педагогические основы развития лидерской одаренности у старших школьников 2000 год, доктор педагогических наук Большаков, Владимир Юрьевич

  • Педагогическое сопровождение детского лидерства 2004 год, доктор педагогических наук Уманский, Александр Львович

  • Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся 2001 год, кандидат педагогических наук Вежевич, Татьяна Ефимовна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование лидерских качеств старшеклассников в деятельности детских общественных организаций»

Актуальность исследования. Современное российское общество предъявляет особые требования к растущей личности. Сегодня особенно остро в педагогике стоит проблема поиска эффективных методов развития личности и формирования лидерских качеств социально активной молодёжи, воспитания потенциальных лидеров, быстро и целенаправленно интегрирующихся в социум, оперативно находящих новые пути решения общественных проблем. К настоящему времени в работе детских общественных организаций накоплен определённый опыт формирования лидерских качеств, который требует научного осмысления. Налицо проблема обобщения и систематизации возможностей детского движения как особого социального института в формировании и развитии лидерских качеств старшеклассников, с одной стороны, и разработки соответствующих условий их реализации, с другой.

Изучению лидерских качеств старшеклассников посвящены научные работы ряда отечественных исследователей (И.П. Волков, Э.А. Ганцева, В.Д.Гончаров, А.Л. Журавлёв, Е.А. Климов, И.С. Кон, Е.С. Кузьмин, В.Н. Князев, И.С. Полонский, Б.Д. Парыгин, А.И. Пригожий, А.Г. Сорокова, Л.И. Уманский, A.B. Петровский, P.JI. Кричевский). Методологические концепции формирования лидерских качеств личности разработаны В.П. Исаенко, О.С. Газманом, Л.И. Уманским, А.Л. Уманским, Е.В. Цинаршвили и др. Центральное место в них занимает феномен детского движения, проблема создания благоприятных условий для развития лидерского потенциала старших школьников в детских общественных организациях, которые являются эффективным инструментом совершенствования социальных отношений.

Различные аспекты лидерства рассматриваются в работах и зарубежных ученых (Е. Богардус, К. Берд, Р. Стогдилл, Г. Хоуманс, Л.

Картер, Ф. Книккербокер, Р. Бейлс, Ф. Фидлер, Р. Лорд, Д. Филипс). з

В настоящее время большой интерес представляет ■ вопрос эффективности педагогического сопровождения и поддержки детского лидерства; разрабатываются специальные педагогические технологии формирования личности лидера. Немало учёных работает над созданием» методик и программ по формированию и развитию детского лидерства (Т.Е. Вежевич, А.Г. Залевская, О.Н. Капиренкова, В.А. Павлова, Т.Ш. Тажутдинова, А.Л. Уманский и др.). Вместе с тем, степень разработанности данной проблемы остаётся недостаточной, современное гуманитарное знание нуждается в новых психолого-педагогических подходах к процессам формирования и развития лидерских качеств старших школьников.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена наличием противоречий:

Между возросшими потребностями современного общества в эффективных лидерах и недостаточной научной разработанностью в педагогике путей формирования лидерских качеств старшеклассников;

Между накопленным опытом и значительными возможностями детских общественных организаций в формировании лидерских качеств старшеклассников и отсутствием научного осмысления педагогических условий, способствующих их эффективной реализации.

Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы возможности детских общественных организаций в формировании лидерских качеств; старшеклассников и педагогические условия, способствующие их эффективной реализации?

Объект исследования - процесс формирования лидерских качеств старшеклассников.

Предметом исследования является процесс формирования лидерских качеств старшеклассников в деятельности детских общественных организаций.

Цель исследования - определить возможности детских общественных организаций в формировании лидерских качеств старшеклассников и педагогические условия, способствующие их эффективной реализации.

Исходя из формулировки проблемы, цели, объекта и предмета, была выдвинута гипотеза исследования, которая строится на предположениях:

1) о существенных возможностях детских общественных организаций в формировании лидерских качеств старшеклассников;

2) о комплексе педагогических условий, способствующих реализации возможностей детских общественных организаций в формировании лидерских качеств старшеклассников, включающем:

Педагогическое сопровождение субъект-субъектного взаимодействия членов детской общественной организации, мотивирующего старшеклассников на проявление и развитие лидерских качеств.

Вовлечение старших школьников в разные по содержанию виды деятельности, позволяющие успешно проявить лидерские качества, при постоянном мониторинге их сформированности.

Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования решались следующие задачи:

1. Определить содержание, структуру лидерских качеств старшеклассников, критерии, показатели и уровни их сформированности.

2. Выявить возможности детских общественных организаций в формировании лидерских качеств старшеклассников.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, способствующих эффективной реализации возможностей детских общественных организаций в формировании лидерских качеств старшеклассников.

Методологическую основу исследования составляют общефилософские положения о взаимосвязи, взаимообусловленности социальных явлений, социальной обусловленности воспитания и сущности личности; о ведущей роли деятельности человека в его личностном саморазвитии; социально-психологический принцип детерминизма и опирающиеся на него психологические и педагогические концепции, раскрывающие сущность и содержание механизмов формирования качеств личности.

Методологическую функцию в исследовании реализуют общенаучный системный подход к познанию и преобразованию действительности; логико-исторический подход к изучению социальных и педагогических явлений; личностно-деятельностный подход к воспитанию; концепции педагогического стимулирования лидерства.

Теоретическую базу исследования составляют концепции системного (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.) и личностно-деятельностного подходов к воспитанию (И.А.Зимняя, В.А. Сластенин и др.); гуманистические идеи воспитания личности (Ж.-Ж. Руссо, С.Т. Шацкий, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.А.Караковский и др.); научные положения о соотношении руководства и лидерства (А.Г. Кирпичник, JI.H. Макарова, A.B. Малиновский, E.H. Сорочинская, М.И. Рожков, Л.И. Уманский, О.Д. Чугунова и др.), о значимости социальной деятельности и воспитательных возможностях детских общественных организаций в формировании личности (Н.Ф. Басов, М.В. Богуславский, C.B. Бобрышов, A.B. Волохов, В.К.Григорова, В.Т. Кабуш, И.А. Кудряшова, З.И Лаврентьева, Ю.П. Прокудин, Т.В. Трухачева и др.); положения возрастной и педагогической психологии об особенностях личностного развития учащихся старшего школьного возраста (Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, И.В. Шабельников и др.), вопросы педагогического сопровождения детских общественных организаций (А.В. Волохов, Е.В. Титова, C.B. Тетерский, И.И. Фришман и др.).

Цель, гипотеза; задачи исследования определили выбор комплекса взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы; педагогическое моделирование; наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, интервьюирование; изучение и обобщение опыта; ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности в качестве председателя Союза детских организаций Тамбовской области; опытно-экспериментальная работа, методы обработки экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились детские общественные организации Союза детских организаций Тамбовской области. Экспериментальная-работа была организована в ходе проведения ассамблей детских организаций Тамбовской региональной общественной организации «Союз детских организаций» в период с 2006 по 2010 гг. В эксперименте на различных его этапах участвовало 690 старшеклассников и 47 педагогов.

Диссертационное исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2005-2006 гг.) проводился анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; определялись гипотеза, задачи, стратегия исследования* осуществлялось изучение опыта работы детских общественных объединений. Это позволило выявить уровень разработанности исследуемой проблемы и наметить пути её оптимального решения, определить возможности детских общественных организаций в формировании лидерских качеств старшеклассников.

Второй - опытно-экспериментальный - этап (2006-2009 гг.): разработка методики и проведения констатирующего и формирующего экспериментов;, определение и реализация педагогических условий, способствующих формированию лидерских качеств старшеклассников в деятельности детских общественных организаций; проверка выделенных условий в процессе опытно-экспериментальной работы.

Третий - обобщающий - этап (2009 - 2010 гг.): анализ, экспериментальная обработка результатов диссертационного исследования, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы по формированию лидерских качеств старшеклассников в деятельности детских общественных организаций (на примере Тамбовской области); формулирование основных теоретических выводов и методических рекомендаций по проблеме исследования; окончательное оформление результатов диссертационной работы; определение научных перспектив дальнейшей разработки проблематики данного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Выявлено содержание лидерских качеств старшеклассников как совокупности свойств и черт личности, позволяющих старшему школьнику статусно выделиться в социальной группе и выражающихся в активном проявлении своей позиции, способности быстро ориентироваться в ситуациях, адекватно реагировать на вызовы и угрозы времени, ставить цели, сплачивать и вести к ним людей.

2. Определены структура (организаторские и коммуникативные качества), критерии (мотивационно-когнитивный и деятельностно-практический), соответствующие им показатели, а также уровни (высокий средний, низкий) сформированности лидерских качеств старшеклассников.

3. Выявлены возможности детских общественных организаций в формировании лидерских качеств старшеклассников, заключающиеся в наличии в них цели, задач, содержания, форм и методов деятельности, освоение и реализация которых старшеклассниками способствуют становлению и закреплению этих качеств в структуре их личности.

4. Обоснован комплекс педагогических условий, способствующих эффективной реализации возможностей детских общественных организаций в формировании лидерских качеств старшеклассников, включающий:

Разработку и реализацию модели формирования лидерских качеств старшеклассников в деятельности детской общественной организации;

Вовлечение старших школьников в разные по содержанию виды деятельности, позволяющие успешно проявить лидерские качества, при постоянном мониторинге их сформированности;

Постепенное усложнение форм участия старшеклассников в общественно значимой деятельности: от социальной пробы, к социальной практике и к социальному проектированию.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку научных основ общей теории воспитания, в частности уточнены теоретические представления о формировании- лидерских качеств старшеклассников: уточнено содержание понятий «лидерские качества старшеклассников», «формирование лидерских качеств старшеклассников», «возможности детской общественной организации в формировании лидерских качеств старшеклассников». Дано научное обоснование содержания и структуры лидерских качеств личности старшеклассника - активиста детской общественной организации, показаны различные аспекты их проявления. Теоретически обоснованы возможности детских общественных организаций в формировании лидерских качеств старшеклассников и комплекс педагогических условий, способствующий их эффективной реализации. Модель процесса формирования лидерских качеств в деятельности детских общественных организаций может быть использована в деятельности учреждений дополнительного образования детей, в общеобразовательных школах. Предложен критериальный аппарат и диагностический инструментарий определения уровней, сформированности лидерских качеств старшеклассников, включающий диагностические методики, критерии и показатели.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем представлена качественная характеристика уровней сформированности лидерских качеств старшеклассников на основе разработанных критериев и показателей, разработаны методические рекомендации для детских общественных организаций по созданию в них условий для формирования лидерских качеств старших школьников. Автором диссертации разработано и внедрено в практику более 20 программ формирования лидерских качеств старшеклассников в деятельности детских общественных организаций. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности детских и молодёжных общественных организаций, в подготовке педагогов к работе в этих организациях, а также в деятельности учреждений основного и дополнительного образования детей в процессе реализации различных направлений воспитания, необходимых для полноценной социализации подрастающего поколения. Комплекс рекомендаций может быть применён в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Лидерские качества старшеклассников - это совокупность свойств и черт личности, позволяющих старшему школьнику статусно выделиться в социальной группе и выражающихся в активном проявлении своей позиции, способности быстро ориентироваться в ситуациях, адекватно реагировать на вызовы и угрозы времени, ставить цели, сплачивать и вести к ним людей. В структуру лидерских качеств личности входят коммуникативные и организаторские качества.

2. Уровни сформированности лидерских качеств старшеклассников в деятельности детских общественных организаций (низкий - звание «Испытатель», средний - звание «Мастер», высокий - звание «Профессионал») определяются по следующим критериям и показателям: мотивационно-когнитивный (готовность старшеклассника к реализации себя в качестве лидера, понимание общественной деятельности как личностно значимой; знание способов организаторской деятельности); деятельностно-практический (применение знаний на практике, результативность и эффективность деятельности, умение работать в команде).

3. Возможности детской общественной организации в формировании лидерских качеств старшеклассников - это свойственные ей цель, задачи, содержание, формы и методы деятельности, освоение и реализация которых старшеклассниками способствуют становлению и закреплению этих качеств в структуре их личности.

4. Комплекс педагогических условий, способствующих эффективной реализации возможностей детских общественных организаций в формировании лидерских качеств старшеклассников, включает:

Разработку и реализацию модели формирования лидерских качеств старшеклассников в деятельности детской общественной организации, представляющей собой совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: общая и ведущая цели детской общественной организации; ориентационный (методологичские и содержательно-оргаизационный подходы, принципы, на основе которых осуществляется данный процесс), содежательно-деятельностный (виды, формы и методы деятельности), контрольно-аналитический (критерии, показатели, диагностический инструментарий) компоненты и результат (высокий, средний, низкий уровни сформированности лидерских качеств старшеклассников).

Педагогическое сопровождение субъект-субъектного взаимодействия членов детской общественной организации, мотивирующего старшеклассников на проявление и развитие лидерских качеств;

Вовлечение старших школьников в разные по содержанию виды деятельности, позволяющие успешно проявить лидерские качества, при постоянном мониторинге их сформированное™;

Постепенное усложнение форм участия старшеклассников в общественно значимой деятельности: от социальной пробы, к социальной практике и к социальному проектированию.

Апробация и внедрение основных результатов исследования. Основные идеи исследования были представлены в виде докладов, обсуждены и получили одобрение на всероссийских научно-практических конференциях: «Образовательное пространство региона: проблемы, поиски, перспективы» (Тамбов, 2007 г.); «Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста» (Тамбов, 2008 г.); «Педагогическое обеспечение работы с молодёжью» (Ярославль, 2008 г.); «Детское движение как социокультурный и педагогический феномен» (Ростов-на-Дону, 2009 г.); парламентских слушаниях «О перспективах развития детского общественного движения в Российской Федерации» (Москва, 2009 г.), на ассамблее Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (Москва, 2009 г.); на заседаниях кафедр общей и социальной педагогики, общей педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (2007-2011 гг.). Результаты исследования внедрены в работу Союза детских организаций Тамбовской области.

Структура диссертации. определена логикой и последовательностью решения задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

  • Формирование лидерских качеств будущего педагога в процессе его социально-профессионального самоопределения 2009 год, кандидат педагогических наук Угляница, Галина Васильевна

  • Организационно-педагогические условия взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков 2007 год, кандидат педагогических наук Родионова, Елена Леонидовна

  • Формирование лидерских качеств подростков в условиях Всероссийского детского центра "Орленок" 2002 год, кандидат педагогических наук Хацкевич, Татьяна Леонидовна

  • Допрофессиональная педагогическая подготовка старшеклассников в условиях летнего детского центра 2002 год, кандидат педагогических наук Проскурина, Раиса Никифоровна

  • Формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки 2006 год, кандидат педагогических наук Ломова, Лариса Алексеевна

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Старкова, Галина Владимировна

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Детские общественные организации, обладают существенными возможностями в формировании лидерских качеств старшеклассников.

Конкретизация принципов воспитательного процесса и определение наиболее эффективных форм и методов реализации педагогических условий в системе деятельности детских общественных организаций доказали, что наиболее эффективной формой развития лидерских качеств старшеклассников является проведение ассамблей детских организаций. Ассамблея детских организаций рассматривается как место, где происходит обучение актива, вооружение знаниями, умениями, навыками организаторской деятельности, создание эмоционального настроя на работу в детских общественных организациях и развитие их социальной активности.

В процессе ассамблеи у старших школьников формируется культура общения друг с другом и со взрослыми, получение старшими школьниками новых знаний, умений и навыков практической деятельности, свободный выбор среды общения, вида деятельности, принятия решений, право на объединение в малые группы, на доброе, уважительное и справедливое отношение к результатам творческого труда. Особенностью Ассамблеи является неповторимость каждой программы, а также определённая вариативность, предоставляющая старшим школьникам возможности выбора вида, формы и объекта деятельности. Ассамблея как форма педагогического взаимодействия является мощным инструментом формирования лидерских качеств старшеклассников. Применяемые на Ассамблее технологии работы с детьми, состоящие из разнообразных деловых игр, программ тренингов, коллективно-творческой деятельности способствует успешному становлению лидера, пробуждает у детей интерес к самопознанию и желание работать над собой, приобретать опыт успешного человека, учиться навыкам целеполагания и принятия решения.

Педагогический. эксперимент развития социальной активности личности старшего школьника и его лидерских качеств в условиях детских общественных органйзаций был направлен на то; чтобы доказать, что» важнейшим педагогическим фактором его формирования является установка на ценность социальных отношений и саморазвитие человека, на его активную включённость в социальную деятельность. Наиболее эффективный процесс развития лидерских качеств личности происходит в том случае, когда старшеклассники ориентированы на результативное социальное партнерство и готовы к активному участию в жизни общества, когда они участвуют в социальном проектировании и самостоятельно проявляют разнообразные творческие инициативы.

Сформулированный и обоснованный нами комплекс педагогических условий реализуется на ассамблее посредством основных компонентов, которые являются постоянными от Ассамблеи к Ассамблее, меняются формы проведения, используются современные технологии, методы и средства воспитания.

Педагогический эксперимент развития социальной? активности личности старшего" школьника и лидерских качеств- в условиях детских общественных организаций; конкретно в рамках Ассамблеи, доказал, что важнейшим педагогическим: фактором его формирования является установка на ценность социальных отношений и саморазвитие старшеклассника, на его активную включённость в социальную деятельность, развитие лидерских качеств старших школьников;

Нами определены критерии и уровни сформированности лидерских качеств старшеклассников, на основе которых было прослежено влияние комплекса выявленных педагогических условий на формирование лидерских качеств. Использование комплекса педагогических условий в воспитательном процессе привело к росту уровня сформированности лидерских качёств старших школьников.

В процессе проведения опытно-экспериментальной работы был использован уровневый подход, включающий следующие уровни их сформированности: высокий (звание «Профессионал»), средний (звание «Мастер»), низкий (звание «Испытатель»).

Уровни сформированности" лидерских качеств старшеклассников определяются по следующим критериям и показателям: мотивационно-когнитивный (готовность старшеклассника к реализации себя в качестве лидера, понимание общественной деятельности как личностно значимой; знание способов организаторской деятельности); деятельностно-практический (применение знаний на практике, результативность и эффективность деятельности, умение работать в команде).

Результатом педагогического эксперимента является достижение старшеклассником более высокого уровня сформированности лидерских качеств, выражающееся в проявлении его активности в деятельности детской организации, и доказательство влияния комплекса выявленных нами педагогических условий на эффективность процесса формирования лидерских качеств в деятельности детских общественных организаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для современного российского общества особенно актуальной и значимой является проблема расширения возможностей активного включения подрастающего поколения в социальные отношения и инновационное развитие государства. Именно в старшем школьном возрасте формируются основы социальных и гражданских качеств подрастающего поколения.

В соответствии с поставленными задачами диссертационного исследования формирования лидерских качеств старшеклассников в деятельности детских общественных организаций достигнуты следующие результаты:

Изучено состояние проблемы лидерства и лидерских качеств личности, изучена история развития подходов к этой проблеме, определена необходимость развития лидерских качеств старших школьников в детской общественной организации;

Дан* сравнительный анализ основных теорий лидерства, уточнён и проанализирован терминологический аппарат исследования (понятия: «лидерство», «лидерские качества личности», «детская^ общественная организация», «формирование лидерских качеств старшеклассников», «возможности детской общественной организации в формировании лидерских качеств старшеклассников»); обоснованы содержание и структура лидерских качеств старшеклассников как совокупности коммуникативных и организаторских свойств и черт личности; доказано, что процесс формирования лидерских качеств старшеклассников - это целенаправленный, организованный социально-педагогический процесс, обеспечивающий возникновение и действие механизмов, способствующих становлению и закреплению в структуре их личности совокупности свойств и черт, позволяющих им статусно

174 выделиться в социальной группе и выражающихся в активном проявлении своей позиции, способности быстро ориентироваться в ситуациях, адекватно реагировать на вызовы и угрозы времени, ставить цели, сплачивать и вести к ним людей;

Выявлены и обоснованы возможности детских общественных организаций в формировании лидерских качеств старшеклассников как свойственные ей цель, задачи, содержание, формы и методы деятельности, освоение и реализация которых. старшеклассниками способствуют становлению и закреплению в структуре их личности совокупности свойств и черт, позволяющих им статусно выделиться в социальной группе и выражающихся в активном проявлении своей позиции, способности быстро ориентироваться в ситуациях, адекватно реагировать на вызовы и угрозы времени, ставить цели, сплачивать и вести к ним людей;

Обоснован и экспериментально проверен комплекс взаимосвязанных педагогических условий, способствующих эффективной реализации возможностей детских общественных организаций в формировании лидерских качеств старшеклассников: разработка и реализация модели формирования лидерских качеств старшеклассников в деятельности детской общественной организации; педагогическое сопровождение субъект-субъектного взаимодействия" членов детской общественной организации, мотивирующего старшеклассников на проявление и развитие лидерских качеств; вовлечение старших школьников в разные по содержанию виды деятельности, позволяющие успешно проявить лидерские качества, при постоянном мониторинге их сформированности; постепенное усложнение форм участия старшеклассников в общественно значимой деятельности: от социальной пробы, к социальной практике и к социальному проектированию.

О результативности реализации- этого комплекса педагогических условий свидетельствуют позитивные динамические характеристики уровней сформированности лидерских качеств испытуемых школьников, устойчивая тенденция к лидерскому росту, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы.

Специфика воспитательных возможностей и вектор дальнейших перспектив детских общественных организаций по формированию и развитию лидерских качеств старшеклассников заключается в том, что в условиях таких организаций возможна эффективная организация творческого взаимодействия и партнёрства педагога и школьника, осуществляющаяся с учётом его возрастных и личностных (индивидуальных) особенностей. Система совместной социальной деятельности педагогов детских общественных организаций и активистов, предусматривающая диагностику личностного роста школьника и динамику развития его лидерских качеств, обеспечивает успешность результатов опытно-экспериментальной работы по формированию лидерских качеств старшеклассников; разработаны уровни сформированности лидерских качеств старшеклассников в деятельностидетских общественных организаций, определённые как низкий (звание «Испытатель»), средний (звание «Мастер»), высокий (звание «Профессионал»), которые определяются по следующим критериям и показателям: мотивационно-когнитивный (готовность старшеклассника к реализации себя в качестве лидера;, понимание общественной деятельности как лично стно значимой; знание способов организаторской деятельности); деятельностно-практический (применение знаний на практике, результативность и эффективность деятельности, умение работать в команде).

Необходимо отметить, что социальный потенциал детских общественных объединений не вполне реализован современным обществом, однако в последнее время всё чаще родители, учителя, депутаты в спорах о будущем детей начинают рассматривать общественные объединения как школу формирования лучших человеческих качеств. И это обусловливает перспективу, актуальность и необходимость дальнейшего исследования проблемы развития детского лидерства в общественной организации.

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию лидерских качеств старшеклассников в деятельности детских общественных организаций и выводы исследования позволяют заключить, что поставленные задачи решены.

Завершая диссертационное исследование, представляется целесообразным наметить возможные пути дальнейшего исследования настоящей проблемы. В теоретическом плане, мы считаем, перспективы заключаются в уточнении глубины педагогической проблемы детского лидерства, сформулированной в диссертационной работе. В экспериментальном плане представляют интерес исследования педагогических условий, форм, методов и средств педагогического воздействия, способствующих развитию лидерских качеств старшеклассников.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.