Технология нанесения рисунка кудринской резьбы. Кудринская резьба: Особенности и технология

По сравнению со многими традиционными народными промыслами Абрамцево-Кудринская резьба как отдельный стиль сформировалась относительно недавно. Всего в конце 19 века.

История промысла

(Деревянная, украшенная резанным рисунком, доска )

В 1882 году художники И.Е.Репин и В.Д.Поленов нашли в деревне рядом с усадьбой С. Мамонтова в Абрамцево резную доску. Эта резьба на доске и послужила основой целого стиля. В этом же году художники открыли бесплатную школу по обучению резьбе по дереву. Ученикам преподавали рисунок и обучали основам живописи. Резные изделия учеников продавали затем в специализированном магазине в Москве.

(Василий Петрович Ворносков - мастер резьбы по дереву, основоположник стиля Абрамцево-Кудринской резьбы)

Один из учеников стал впоследствии самостоятельным известным мастером, который в своем селе Кудрино начал работать по заказам мастеров из Абрамцево. Звали этого мастера В. П. Ворносков и он считается основоположником стиля Абрамцево-Кудринской резьбы. В 1936 году мастера этого промысла создали уникальный резной шедевр: оформили вход на выставку народных промыслов в Третьяковской галерее. В 1937 году множество резных предметов этого стиля мастера-резчики представили на Международной выставке в Париже.

Элементы промысла

(Деревянная шкатулочка )

Особенностью этого стиля резьбы стали декоративные растительные элементы на деревянных предметах. Прототипом резных элементов стала старинная крестьянская резьба, а также орнаменты из старых книг. Поначалу мастера вырезали отдельные мотивы – веточки, листочки, завитки. Но с развитием стиля стали создавать цельные законченные резные композиции, которые полностью «оплетают» изделие.

(Деревянная композиция - цветущий папортник )

В этом стиле мастера объединили несколько техник резьбы по дереву: ажурную резьбу, геометрическую и плоскорельефную. При ажурной резьбе виден только орнамент, фон высверлен. При геометрической резьбе нарезается несколько выемок разных форм, которые и образуют разные узоры и композиции. При плоскорельефной резьбе получается выпуклый, скругленный рельеф, который возвышается над фоном. Ко всему этому мастера добавили целое кружевное переплетение из веток, листьев и завитков. Получился оригинальный и неповторимый «растительный стиль».

Техника промысла

(Деревянный черпак )

Резьбу в Абрамцево-Кудринском стиле наносят на разные предметы быта: ковши, солонки, вазы, блюда, бочонки, тарелки и т.д.

Прежде всего, будущее изделие обтачивают на станке. Затем мастер наносит контуры рисунка. Резьба производится только вручную. После того, как мастер закончил резьбу, он зачищает изделие, наносит тонировку, которая подчеркивает и оттеняет природную красоту дерева, а затем покрывает прозрачным лаком. Потом выпуклые части резного орнамента полируют, а фон остается матовым, чем подчеркивается рельефность резной композиции. Морилки и тонировки используются разных цветов и оттенков, от желтых и коричневых, до темно-вишневых.

Инструмент для резьбы по дереву нужно тщательно подбирать. Резьба по дереву как вид декоративно-прикладного творчества имеет многовековую историю, и обеспечила человечество настоящими шедеврами. В домашних условиях тоже можно создать произведения искусства, да и просто разнообразить интерьер. Хотя и появились некоторые современные модели с электрическим приводом (например, бормашина для резьбы по дереву), в целом инструмент сохраняет традиции и предназначен в основном для кропотливого ручного труда.

Различные виды стамесок для резьбы по дереву

Резьба по дереву — это обработка древесины с целью придания ей особой формы или изготовление на ней рельефа. Можно выделить следующие основные типы таких операций:


Принципы использования инструмента

При выполнении резьбы по дереву осуществляются следующие работы: сверление, выпиливание, вырезание и выдалбливание. Для создания качественного изделия невозможно обойтись без измерительных инструментов.

В процессе работ возникает необходимость во вспомогательном инструменте или приспособлениях, помогающих фиксировать заготовку, ограничивать степень воздействия.

Характер работы и обуславливает выбор необходимого инструмента. Исторически сложилось, что самые лучшие образцы выполняются с помощью ручного инструмента, однако современная тенденция к механизации и автоматизации труда не обошла и эту область деятельности.


Комплект всевозможных резцов для резьбы по дереву

В продаже имеется целый ряд станков, мини-дрелей (бормашин), электролобзиков, шлифовальных машин и т.д. Сделать определенные изделия можно вообще в автоматическом режиме при помощи копировально-фрезерных устройств (пантограф).

Какие применяются виды ножей

Одним из первостепенных режущих инструментов, применяемых для , являются ножи для резьбы по дереву разной конструкции и назначения. Выделяются следующие виды ножей:

Какие стамески нужны при работе

Безусловно, основными инструментами ручной работы являются стамески для резьбы по дереву. К наиболее распространенным видам стамесок относится следующий инструмент:


Какой инструмент еще можно использовать

Помимо основных рассмотренных устройств при проведении работ применяются дополнительные инструменты, позволяющие осуществлять специфические работы.

Обычно применяется такой дополнительный инструмент для резьбы по дереву:

  1. Ложечники или ложечные ножи: обычно представляют собой заостренное кольцо, приваренное к стальному прутку, который вставляется в рукоятку — находят применение для удаления скопившихся опилок в углублениях, а также для шлифовки внутренних стенок больших выемок, например, при резке посуды.
  2. Чеканы и пуансоны: прочные металлические стержни с определенным рисунком на торце. Наиболее распространены при создании основного фона.


При резьбе по дереву на значительных площадях используется также различный вспомогательный инструмент:

  1. Для сверлильных работ: буравчики, коловороты, ручные дрели.
  2. При пилении: ножовка, ножовка по металлу, лобзик, двуручная пила.
  3. Вспомогательные приспособления: киянка, скобель, стусло, струбцины, тиски, различные зажимы, молоток.

Для проведения измерений и разметки находит применение следующий инструмент: линейка, угольник, транспортир, ярунок, малка, отвес, юстир, уровень, кронциркуль, штангенциркуль, нутромер, рейсмус, циркуль, рулетка.


Фото Alex&K


Во второй половине прошлого столетия в подмосковном имении Абрамцево была организована столярная мастерская, в которой изготовляли по народным образцам мебель, шкатулки, пеналы и другие художественные деревянные изделия, украшенные трехгранно-выемчатой и плоскорельефной резьбой. В мастерской работали резчики из соседних деревень. Талантливый мастер из деревни Кудрине В. П. Ворносков, изучивший традиционные приемы русской плоскорельефной резьбы XVII-XVIII вв., сумел создать новый оригинальный вид резьбы, который впоследствии стал называться ворносковским, абрамцево-кудринским или, кратко, кудринским. Деревянные изделия резчик украшал причудливым растительным узором из плавно изгибающихся стеблей, унизанных листьями. Витиеватый узор искусно переплетался с изображением рыб, птиц, зверей, шишек хвойных деревьев, цветов и плодов различных растений.

Кудринская плоскорельефная резьба бывает с подушечным и подборным, подобранным или выбранным фоном. У первой разновидности фон имеет ту же высоту, что и элементы узора. Каждый участок фона, находящийся между элементами узора, превращен в «подушечку», имеющую произвольные очертания. В резьбе же с подборным фоном, как и следует из названия, фон подбирается, то есть срезается во всех участках на одинаковую глубину; при этом элементы узоров оказываются приподнятыми над фоном. Резьба с подборным фоном более трудоемка, чем с подушечным.

Основной материал, применяемый для плоскорельефной резьбы,- липа. Мягкая и легкая древесина липы, имеющая однородное строение, мало трескается, незначительно коробится и, самое главное, хорошо режется. Вместо липы могут быть использованы осина, ольха и ива, которые обладают похожими свойствами. Особенно хороша ольха, имеющая коричневато-красную окраску. Применяется для резных работ и более твердая древесина лиственных пород - березы, груши и яблони. Твердая древесина дает возможность выполнять очень мелкую резьбу с тонкими изящными порезками. Но резать твердую древесину значительно труднее, чем мягкую. И времени уходит больше: приходится чаще затачивать и править инструменты, которые тупятся при обработке твердой древесины довольно быстро. Подсчитано, что для выполнения резьбы с подушечным фоном на дощечке из липы размером 40x25 см резчику требуется примерно 10 часов, из березы - 12, из яблони или дуба - 15.

Изделия, в которых в качестве декора предполагается использовать плоскорельефную резьбу, изготовляют из лиственной древесины в столярной мастерской по заранее разработанному эскизу. На первых порах можно использовать покупные деревянные изделия, например разделочную доску, полочку, пенал и т. п. Они обычно изготовляются из липы, осины или березы. Хороший материал для резных работ - выдержанная липовая древесина пришедших в негодность чертежных досок.

Плоскорельефная кудринская резьба выполняется ножом-резаком, плоскими и полукруглыми стамесками, которые покупают, заказывают или же изготовляют сами из инструментальной стали. Хорошие инструменты можно изготовить из имеющихся в продаже стандартных плоских стамесок. Промышленностью выпускаются плоские и полукруглые (желобчатые) стамески с шириной полотен от 4 до 50 мм. Стандартом установлены следующие номера стамесок, которые соответствуют ширине полотна: 4, 6, 8, 10, 12, 16, 20, 25, 32, 40 и 50. Обычно стамески насажены на деревянные или пластмассовые рукоятки. Плоские стамески достаточно заточить, и они готовы к применению. Из плоских стамесок с шириной полотен 8 и 20 мм изготовьте два резака (ножа-косяка). Угол между косым срезом и продольной осью резака должен составлять 45-60°. Из стамесок, имеющих ширину полотна 4, 6, 8, 10, 12 и 16 мм, нужно изготовить полукруглые стамески. Конец полотна стамески отожгите на газовой горелке или паяльной лампе и медленно охладите. Затем зажмите полотно стамески в тисках и отпилите ножовкой клиновидную режущую часть. Подходящим по размерам круглым напильником проточите вдоль полотна желоб и опилите полотно с обратной стороны плоским напильником, придав ему цилиндрическую форму. Таким же образом опиливают стамеску-уголок 147 (гейсмус), только желоб вытачивают трехгранным напильником. При выборке глубокого фона вместо полукруглых стамесок удобнее применять клюкарзы. Клюкарзы - это те же плоские и полукруглые стамески, но с коленообразным изгибом. Их изготавливают из стамесок с деревянными рукоятками. Полотна стамесок сбивают с рукояток, раскаляют докрасна в муфельной печи и придают им на наковальне нужный изгиб, закаляют и после остывания насаживают на рукоятки. Все режущие инструменты вначале затачиваются на электронаждаке, а затем на мелкозернистом точильном камне и оселке. Окончательную доводку выполняют на войлочном круге или вручную на кожаном ремне с пастой ГОИ. В процессе резьбы инструменты постоянно подтачивают на оселке и правят с пастой ГОИ.

Работа над резьбой начинается с эскиза, который разрабатывается с учетом формы, размеров и назначения украшаемого деревянного изделия. Эскиз выполняется на листе бумаги в натуральную величину. Композиция орнамента составляется из элементов, характерных для данного вида резьбы, тщательно обрабатываются все ее детали. Рисунок с эскиза переводится на кальку, а затем с помощью копировальной бумаги - на древесину. Рисунок можно перевести остро отточенным карандашом. Но при многократной обводке контуры рисунка забиваются и теряют четкость. Поэтому вместо карандаша резчики часто применяют костяную палочку с тонким отполированным концом. Можно также использовать шило, конец которого притупляют и тщательно полируют для того, чтобы он свободно скользил по бумаге, не царапая ее.

Первый этап резьбы состоит из двух основных приемов: надрезки и подрезки. Выполняется надрезка в основном резаком, но в некоторых участках контура могут применяться полукруглые стамески с крутизной, соответствующей линиям рисунка. Лезвие стамески или носик резака углубляется в древесину примерно на 1,5-2 мм. Резак передвигают на себя, слегка наклонив его полотно к поверхности обрабатываемого изделия. При этом следят за тем, чтобы глубина надрезки оставалась постоянной. Нельзя выполнить чисто и аккуратно какой-либо срез на древесине, если не принять во внимание ее строение. Там, где резак будет пересекать волокна древесины почти под прямым углом, чаще всего возникают сколы. При выполнении резьбы изделие необходимо постоянно поворачивать, выбирая для каждого участка контура такое направление движения резака, при котором волокна древесины перерезались бы им под небольшим углом. Там, где избежать поперечного пересечения волокон невозможно, подрезку выполняют за два-три прохода резака. В тех участках рисунка, где его контуры совпадают с кривизной имеющихся полукруглых стамесок, надрезку выполняют стамесками. Применение полукруглых стамесок намного убыстряет работу. Резьба, выполненная подобным образом, выглядит более четкой, чем выполненная резцом.

Вслед за надрезкой контура следует подрезка. При подрезке резак ведут в том же направлении, что и при надрезке, только с наклоном полотна в другую сторону (в сторону фона), соблюдая те же правила резки древесины. После выполнения очередной подрезки от деревянной доски отделяют стружки в виде трехгранных призмочек.

Инструменты резчика, изготовленные из стандартных столярных стамесок: 1 – плоские стамески; 2 – резак (нож - косяк); 3 – клюкарза с прямым лезвием;
4 – последовательность изготовления полукруглой стамески; 5 – клюкарза с полукруглым лезвием, угловая стамеска, пуансон.


На следующем этапе приступают к так называемому заоваливанию, то есть скруглению выступающих по контуру ребер со стороны орнамента и со стороны фона. Детали орнамента заоваливаются более круто, при этом на ребре снимается очень узкая фаска. Заоваливание выполняется резаком и плоской стамеской. Завершают резьбу нанесением на определенные участки узора небольших порезок, контурных или ногтевидных, в условной манере передающих прожилки на листьях, оперение птиц и т. п. Фон при этом оставляют нетронутым.

Если выполняется резьба с подборным фоном, вначале фон выбирают полукруглыми стамесками, а затем выравнивают плоскими. Но наиболее удобны для этих целей клюкарзы с полукруглой и плоской рабочими частями.


Последовательность выполнения одного из элементов резьбы "ёлочки": 1 – надрезка по контуру; 2 – подрезка;
3 – заоваливание (резьба с подушечным фоном): 4 – подборка фона (резьба с подборным фоном).


Поскольку кудринская резьба имеет низкий рельеф, с незначительной игрой света и тени, ее выразительность и красота во многом зависят от декоративной отделки, которой завершается работа. К отделочным операциям предъявляются особые требования. К ним относятся крашение, лакировка и полировка древесины.Перед началом отделки изделие тщательно зачищают наждачной бумагой. Вначале применяют бумагу со средним зерном, а затем мелкозернистую. Древесную пыль и остатки абразива после шлифовки сметают с резьбы сухой щеткой или широкой щетинной кистью. Но даже при самой аккуратной и чистой обработке на поверхности древесины все же остаются мельчайшие, едва заметные глазом ворсинки. Чтобы удалить ворс, древесину смачивают чистой теплой водой с помощью губки или тряпичного тампона. Примерно через 10-12 часов высохшее изделие шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой. Шлифуют только выступающие элементы рельефа до тех пор, пока на их поверхности не появится мягкий блеск, при этом углубленные участки должны оставаться матовыми. После шлифовки приступают к крашению. Древесина лиственных пород после окраски приобретает благородный темно-коричневый цвет с красноватым и желтоватым оттенками. Для окрашивания резных изделий чаще всего применяют гуминовый краситель, получаемый на заводе из торфа 150 и бурых углей и известный под названием ореховой морилки. Порошковый краситель нужно развести в горячей воде и профильтровать через марлю. Тональность и цветовые оттенки красящего раствора подбирают опытным путем. Тональность изменяют добавлением порошка или же добавлением воды. Спиртовые морилки продаются уже готовыми к употреблению, но при необходимости их высветляют, разбавляя водой. Подцветить красящий раствор, придав ему желаемый оттенок, можно анилиновыми красителями, применяемыми для крашения тканей. Раствором морилки, в который добавлена красная анилиновая краска, окрашивают древесину березы и ольхи под красное дерево. Прежде чем приступить непосредственно к окраске резного изделия, проведите контрольную окраску на небольших дощечках из той же породы древесины. После высыхания красителя вы сможете получить точное представление о том, как будет выглядеть фон, а покрыв часть окрашенной дощечки лаком, увидите, каким будет само изделие и выступающие элементы рельефа. Подобрав желаемый цвет и тональность красителя, приступайте к окраске. Чтобы морилка легла на поверхность более равномерно, рекомендуется примерно за пять минут до окрашивания смочить изделие чистой водой комнатной температуры. Морилку нужно наносить щеткой или щетинной кистью. Вначале нанесите краситель вдоль волокон, а затем растушуйте поперек волокон. Сразу же протрите изделие мягкой, сухой и чистой тряпкой. Тряпка должна впитать избытки красителя, который обычно скапливается в углублениях резьбы, и удалить случайные подтеки.

Крышка коробочки на разных стадиях изготовления: 1 - подготовительный рисунок; 2 - резьба с подушечным фоном;
3 - резьба с подборным фоном; 4 - крашение и отделка.


Когда морилка высохнет, слегка прошлифуйте резное изделие мелкозернистой наждачной бумагой, удаляя случайные пятна и оставшиеся ворсинки. Затем стряхните щеткой с резьбы образовавшуюся пыль. Подготовленное таким образом изделие надо покрыть лаком, а затем отполировать. Для этого применяют шеллачный или масляный лак. Пленка масляного лака отличается прочностью и интенсивным блеском. До рабочего состояния лак разводят скипидаром или уайт-спиртом и наносят на древесину тряпичным тампоном. Лак нужно наносить тонким слоем на все участки резного изделия, кроме углублений резьбы, кругообразными движениями без сильного нажима. Нельзя допускать появлений наплывов и подтеков. После очередного нанесения каждый слой лака нужно сушить не менее суток. Первый слой лака обычно имеет неприглядный вид, так как он частично впитывается в древесину. Только после нанесения трех-четырех тонких слоев лаковая пленка становится прочной и равномерной. Отшлифуйте ее осторожно мелкозернистой (желательно несколько истертой) наждачной бумагой. Шлифовать нужно до тех пор, пока лаковое покрытие не станет матовым. Если на его поверхности все же останутся блестящие пятна, значит, при высыхании лак в этих участках осел и наждачная бумага не коснулась их. В таких случаях резьбу надо вычистить щеткой и еще раз покрыть тонким слоем лака. После высыхания лака шлифовку нужно повторить.

Заключительный этап отделки - полирование. Полированием, или располировкой, с помощью политуры сглаживают лаковую поверхность и придают ей зеркальный блеск. Тряпичный тампон пропитывают политурой и добавляют две-три капли растительного масла (например, подсолнечного). Масло улучшает скольжение тампона по лаковой поверхности. Политуру нужно наносить равномерно круговыми движениями тампона. Через два-три дня лаковое покрытие располировывают вновь. Если блеск получился недостаточно интенсивным, через трое суток располировку повторяют. В итоге отполированные участки резьбы приобретают блеск и насыщенный цвет, в то время как углубления фона остаются матовыми. Это контрастное сопоставление цвета и фактуры делает резьбу выразительной и живописной. Чтобы усилить эту выразительность, на фон иногда наносят пуансоном или шилом точечную насечку.

Если необходимо, чтобы изделие имело легкий матовый блеск, его отделывают не лаком, а восковой мастикой. Две весовые части воска или парафина расплавляют на водной бане и добавляют одну часть скипидара. Охлажденная восковая масса по консистенции напоминает жидкую кашицу. Положив немного этой кашицы на сложенную в несколько слоев марлю, собирают края марли вместе и перевязывают бечевкой. Получится тампон, внутри которого, как в мешочке, будет находиться скипидарно-восковая масса, выступающая из него при легком нажатии. Восковую массу наносят тампоном на выступающие части резного изделия, ведя его сначала поперек, а затем вдоль древесных волокон.

После высыхания восковой массы изделие натирают щеткой (для этих целей можно приспособить старую одежную щетку). От трения воск расплавится и более равномерно распределится по поверхности древесины. Через некоторое время, как только оплавленный воск застынет, вощеные поверхности натирают сухой тряпкой до появления легкого глянца.

Кудринская резьба

Богат и разнообразен мир увлечений. Многие художники-любители охотно отдают свой досуг прекрасному искусству — резьбе по дереву. Расскажем о декоративных особенностях, материалах, инструментах, приемах исполнения одного из красивейших видов народной резьбы — Кудринской.

Кудринская резьба относится к плоскорельефным видам резьбы. В ее названии удивительным образом сочетаются наименование подмосковной деревни Кудрино, где зародился этот вид резьбы, и характер ее внешнего вида. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев, цветов, ветвей вызывают ощущение "кудрявости" узоров. Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют традиционные гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с другой — закругленных. Они сливаются в непрерывный, упругий поток, который определяет весь ритм и строй композиции. Между гирляндами включены иные изобразительные элементы — всадники, птицы, звери, рыбы, ягоды, цветы. Изображения птиц, зверей, рыб в окружении цветов и листьев — наиболее частые мотивы у мастеров прошлого. Они встречаются на подносах, круглых шкатулочках, стаканах для кистей, чернильных приборах, ларцах.

В дальнейшем традиции и мотивы кудринской резьбы стали богаче, разнообразнее. Появились сюжетные композиции, связанные с тематикой защиты Отечества, памятными датами в жизни нашей страны, показывающие мирный труд нашей Родины. Но какие бы мотивы ни рождались под резцами Кудринских мастеров, они всегда бывают окружены текучим потоком растительного узора, как бы обволакивающим основное изображение, окаймляющим его драгоценной оправой. Мягкость контуров, округлость форм рельефа, богатство светотени, живость узоров составляют декоративный строй этой резьбы. Он дополняется эффектным сочетанием сверкающего полировкой выпуклого орнамента с матовыми промежутками углубленных участков.

Зарождение кудринской резьбы связано с именем Василия Ворноскова, сына плотника из деревни Кудрино, который был одним из учеников созданной в конце XIX века в Абрамцеве столярной мастерской. Эта художественно-столярная школа-мастерская была основана передовыми русскими художниками. Заведовала мастерской Елена Дмитриевна Поленова. По деревням и селам она собирала все лучшее, что было создано народными мастерами. На этих образцах обучались дети окрестных кустарей. Вокруг мастерской объединились кустари из сел Кудрино, Ахтырка, Мутовки, Левково и других близлежащих мест. Впоследствии из выпускников мастерской и местных кустарей были организованы артели. В 1960 году артели были преобразованы в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий. Следуя лучшим традициям прошлого и развивая их, фабрика выпускает деревянные изделия (долбленые, строганные, выточенные на станке), покрытые кудринской резьбой и отполированные. Это ковши, блюда, декоративные тарелки, сухарницы, коробочки для рукоделия, шкатулки. В настоящее время при фабрике действует художественно - промышленное училище, где приемы и традиции кудринской резьбы преподаются в учебных мастерских и аудиториях.

Порядок работы

Кудринская резьба выполняется в несколько приемов, связанных с особенностями узора. Как и каждый вид резьбы, она начинается с рисунка. Рисунок выбирается в зависимости от изделия, которое нужно декорировать, и от набора стамесок того или иного размера (на первых этапах, когда инструмента немного). Диаметры стамесок и очертания узоров резьбы находятся в прямой зависимости.

Набор инструментов для резьбы по дереву.

Круглый напильник, подготовленный к вытачиванию желобка.

Стамеска для кудринской резьбы.

Изготовление полукруглой стамески из напильника:
круглого, полукруглого, квадратного, треугольного.

Заточка рабочего конца стамески:
а) неправильно, б) правильно.

Для первых работ лучше воспользоваться образцами, приводимыми в литературе по резьбе. В дальнейшем, используя накопленный опыт, можно пробовать сочинять самостоятельные композиции. На подготовленную деревянную поверхность рисунок переводят с помощью копирки. Только при передавливании рисунка на дерево нужно пользоваться не карандашом, а костяной палочкой, чтобы не забить контур, не испортить его случайной линией (костяную палочку можно заменить деревянной, сделанной из прочной породы, или шариковой ручкой, в которой кончилась паста). Само резание условно разделяется на несколько стадий: накалывание, обработка фона и моделирование элементов.

Последовательность Кудринской резьбы (сверху вниз):
- сделана наколка;
- первая стадия подрезки фона;
- срезано ребро между углублением и фоном;
- завалены элементы узора.

При накалывании стамеску держат в кулаке лезвием вертикально вниз, Вначале накалывают наиболее крутые, завитки резьбы, затем более пологие. Острая кромка стамески ставится на линию контура, с нажимом углубляется в дерево на 3—4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Движение идет до тех пор, пока лезвие стамески движется по контуру, соответствующему диаметру стамески. Затем берут более пологую стамеску и, наставив ее вплотную к прорези, оставленной первой стамеской, делают наколку дальше. Прорезанная линия должна плавно, без изломов и пропусков, переходить от дуги одного диаметра к дуге другого. Переходы делаются плавно, подобно сопряжениям в черчении. Наиболее пологие части узора прорезаются ножом-резаком. Все линии прорези по отношению к плоскости должны быть вертикальны. Глубина наколки не везде одинакова: в круто закрученных завитках она наиболее глубока, а там, где отдельные лепестки сходятся на общий стебель растения, наколка выходит на поверхность. Наколку можно делать сразу по всей резной поверхности, но можно и последовательно, по участкам, завершая каждый из них окончательно.

Основной элемент Кудринского узора.
Стрелками показано направление движения лезвия стамески при наколке. Точками отмечены места перехода радиусов. Штриховой линией обозначены границы первой подрезки фона.

Следующая стадия - освобождение узора от окружающего поля, то есть срезание фона вокруг каждого наколотого элемента. Эта операция может выполняться или ножом-резаком или полукруглыми стамесками большего диаметра, чем те, которыми производилась наколка узора. От края узора отступают в сторону фона на 2—3 мм и под углом около 45° с нажимом углубляются в дерево по круговым контурам вокруг узоров. Ребро между углублением и фоном убирается дополнительными, более плоскими срезами ножом-резаком. Узор становится как бы мягко поднимающимся из фона. Все заусенцы, все остатки, обрывы волокон должны быть срезаны и удалены из всех закоулочков и узких мест вокруг узора. Он должен четко и чисто выступать из заглубленного фона.

Затем начинается проработка каждого из элементов узора: срезаются острые ребра, закругляются очертания. В конечном итоге вся резьба должна быть мягко закруглена, не иметь резких границ. Все контуры должны быть как бы мягко тающими. Проработка, удаление лишнего материала с элементов узора выполняются полукруглыми стамесками (повернутыми желобком вниз) и ножом-резаком. Среди этих мягко закругленных лепестков, листочков, завитков Кудринские мастера вводят для контраста некоторые элементы, четко изрезанные углубленными контурными штрихами,— прочерченные крест-накрест сердцевинки цветов и другие детали. Такая насечка — заключительная стадия отделки.

В кудринской резьбе фон можно оставить мягко закругленным «подушечным», находящимся на одном уровне с верхними точками узора. Но можно сделать так, чтобы резьба оказалась приподнятой над фоном. В этом случае фон выбирается вокруг узора на глубину наколки. Получается кудринская резьба с подобранным фоном. Чтобы придать работе особую выразительность, красоту, фон прочеканивают, придают ему матовую точечную фактуру. Проще всего это делать с помощью большого гвоздя, заточенного на конус и отполированного. Для зачеканивания больших плоскостей рекомендуется изготовить специальные инструменты — пуансоны с насечкой на боевой части. Насечка должна быть в достаточной степени глубокой и острой, чтобы оставлять на дереве четкие, равномерно углубленные следы.

Отделочные операции

К ним относятся шлифование резной поверхности, тонирование ее красителями и нанесение защитного прозрачного покрытия. По традиции кудринскую резьбу, материалом для которой служит главным образом светлая липа, тонируют в темно-коричневый цвет, лакируют, а затем полируют выпуклые места узоров и фона. Получается чудесное по красоте сверкание узора с глубокими матовыми промежутками углубленного фона. В зависимости от художественного замысла можно, однако, сохранить и естественный цвет дерева. Чтобы защитить изделие от пыли и влаги, его покрывают жидко разведенным лаком, который втирается в дерево жесткой щетинной кистью. В этом случае лаковое покрытие не дает блеска и сохраняет цвет дерева. Кудринские узоры одинаково великолепно смотрятся на точеных, долбленых и на строганных поверхностях, дополняют и обогащают форму изделий.

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

В данном блоге мне хотелось бы показать как создаются изделия с абрамцево-кудринской резьбой. Данная резьба привлекает лично меня тем, что её освоить сможет любой желающий. Необходимо лишь желание, небольшой набор инструментов и, соответственно, деревянная заготовка. Для того, чтобы освоить данную резьбу, сначала нужно научиться строить саму композицию будущих элементов. Именно с этого мы и начнём. И так, начинаем!

В данной резьбе главной основой всех элементов является закруглённая линия, которая называется криуль . Хочу обратить ваше внимание на то, что криуль является также основным элементом во всех разновидностях хохломской росписи. Криуль может располагаться по-разному. Всё зависит лишь от того, на какой поверхности вы планируете вырезать. Вариации возможных вариантов расположения криуля представлены на рисунке:

После того, как мы построили криуль на своём будущем изделии, начинаем заполнять пространство следующими элементами. Как правило, на концах криуля располагаются цветки и бутоны, а иногда даже шишки. Внешний вид цветков, бутонов и шишек зависит полностью от вашей фантазии, так как вариаций исполнения данных элементов бесконечное множество. Я покажу вам, как примерно выглядят данные элементы на следующих рисунках:

Теперь, когда на наших криулях появились цветы и шишки, следует заполнить оставшееся пространство недостающими элементами. Такими элементами являются капельки, завитушки и листочки. Иногда можно криуль (то есть произвольную веточку) оставить без цветов и шишек, а заполнить лишь капельками и листочками, тогда у нас получится кустик. Пример кустика представлен на рисунке:

Примерно так поэтапно выглядит построение композиции:

Теперь я наглядно покажу, как наношу рисунок и вырезаю построенные элементы. Для примера я взял лицевую сторону шкатулки размером 7,5х20 см. Сначала на поверхности строю криули:

Затем располагаем на концах криуля цветы:

Теперь в местах раздвоения криулей добавляем шишки и оставшееся пространство "забиваем" капельками, завитушками и листочками:

Теперь пришла пора вырезать. Для этого нам понадобится небольшой набор инструментов, а именно:

Нож-косяк (может, кому-то будет удобнее вырезать богородским ножом, но я лично пользуюсь именно таким);

Несколько полу-круглых стамесок (вполне достаточно будет иметь на вооружении №12 и №7).

Когда вы построите элементы, то обратите внимание, что между элементами получаются своеобразные треугольнички. Их нужно вырезать в первую очередь:

Вспоминаем порядок построения элементов (что за чем мы рисовали). Сначала мы начали рисовать цветы, затем шишки, а затем уже остальные элементы. Начинаем с цветов. У каждого элемента я сначала прорезаю контур:

Я решил сделать листочки вогнутыми (можно было их сделать выпуклыми или вовсе нанести какие-нибудь насечки, повторюсь, что всё зависит от вашей фантазии и желания). Для этого при помощи полукруглой стамески "углубляю" рельеф листочков:

Ножом скругляем все острые углы на элементе и наносим насечку-решётку на сердцевину цветка:

Хочу отметить, что данная резьба очень хорошо сочетается с геометрической резьбой, с росписью и живописью. На одном изделии можно комбинировать несколько вариантов. Как видите, немного базовых понятий о построении рисунка, небольшое количество инструмента и вы легко можете творить подобную резьбу на каких-либо изделиях, украшая свою жизнь или жизнь людей, в чьих руках окажется ваша работа. Чем покрывать готовое изделие вы решайте сами. Кому-то нравится покрывать лаком, кому-то больше по душе вощение, а кто-то предпочитает пропитывать изделие маслом. На самом деле вариантов обработки древесины достаточно много, надеюсь, вы найдёте способ по душе. Надеюсь, что данная статья кому-то действительно пригодится и откроет новые грани в творчестве. Всегда помните, что главное - это фантазия и желание творить.Творческих вам успехов!Спасибо за внимание!