Что такое анализ текста? Как делать комплексный анализ текста по литературе? Алгоритм проведения комплексного анализа текста Как делать комплексный анализ.

Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать - составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.

Что такое анализ текста?

Итак, подробнее. Анализ - это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но в последствие ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.

Комплексный анализ текста

Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.

Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: "что этим отрывком автор хотел сказать?".

Стоит помнить, что тема - это предмет рассуждения. А тематика - это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.

В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.

Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.

Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.

По русскому языку и литературе

И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:

  1. - легенда, стихотворение, притча, воспоминание, очерк
  2. Тема текста - в любом произведении есть своя тема
  3. Какие использованы приема построения текста - повторы, противопоставления, усиление, динамичность, созерцание
  4. Использование изобразительных средств
  5. Общее впечатление от прочитанного - если вдумчиво читать текст, то определенное впечатление обязательно останется, о нем и следует рассказать в самом конце анализа

Пример

Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:

Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.

  1. Мысль автора - показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
  2. Тип и стиль - это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
  3. Средства связи и художественные средства - союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием - антитеза, т.е. когда идет противопоставление - глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
  4. Синтаксические особенности - используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
  5. Орфографические особенности - безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).

Цели и задачи:

  • совершенствовать навыки комплексного анализа текста, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку;
  • подвести учащихся к пониманию того, что текст не просто совокупность, сумма предложений, а целостное сложное образование, тематически и функционально законченное целое;
  • научить способности видеть новую проблему в знакомой ситуации;
  • развить аналитические и творческие способности учащихся, отработать навыки культуры речи;
  • повысить интерес детей и воспитать уважение к русскому языку.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком, то обращайте внимание на свой язык…

Д.С. Лихачев

1) Вступительное слово учителя. Чтение стихотворения Евгения Вестника «Ода русскому языку».

Ода русскому языку

О, бедный мой язык родной, ОсУжденный и инциНдент,
О, прелесть русской речи чистой! БлагА, сочуЙствовать, оглУпят».
Кто не глумился над тобой – От сердца я хочу воззвать
Шпана, чиновники, лингвисты… Ко всем, кто сын России верный:
Кто бедолагу не ломал, Пора не «начАть», а начАть
Не выворачивал, не мучил: Язык наш очищать от скверны.
«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл, Друзья, следите за собой,
ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил». Когда по-русски говорите,
Райбочий и интеллигент Ведь это наш язык родной
Родную речь, как шавку, лупят: Его для внуков сохраните.

– Добрый день, дорогие ученики. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас видеть здоровыми, красивыми и в хорошем настроении.
– Скажите, пожалуйста, ребята, какова главная мысль стихотворения Евгения Весника? (Уметь выражать свои мысли четко и ясно. Речь должна быть красивой, грамотной и понятной. Говорящему и пишущему необходимо иметь как можно больший словарный запас).

Сообщаем эпиграф. Тема урока. (Приложение 1 . Слайд 1 «Тема урока». Слайд 2 «Эпиграф»).

– Сегодня на уроке мы будем стараться приблизиться к признанным образцам слова, будем анализировать чужую речь, наблюдать за своей и пробовать творить.
– Как правильно нужно произнести слова: ОблегчИть, БлАга, сочуВствовать, начАть, прИнял, осуждЕнный, прАвы, подключИл. (Приложение 1 . Слайд 3)

Слово учителя:

– Молодцы! Я думаю, что вы готовы к большой аналитической работе, но сначала проведем лингвистическую разминку. На партах разложены листы с вопросами, обратите, пожалуйста, внимание на лист №1.

2. Разнообразные формы работы с текстом

1) Лингвистическая разминка. (Приложение 1 . Слайд 4)

Цель: повторение ранее изученного материала по основным разделам русского языка.

– Какой тип простого предложения использовал автор в качестве изобразительно-выразительных средств?

Зверю – берлога, Женщине – лукавить,
Страннику – дорога, Царю – править,
Мертвому – дроги, Мне – славить
Каждому – свое. Имя твое.

(М. Цветаева)

(Односоставное предложение, эллипсис)

– Замените иноязычные слова русскими синонимами: аргумент (логический довод, суждение, положения, факты), антракт (перерыв), доминировать (преобладать, господствовать).

– Из скольких смысловых частей состоит стихотворение М. Цветаевой?

На дне она, где ил
И водоросли… Спать в них
Ушла, – но сна и там нет! (3)

– Какой заголовок наиболее глубоко раскрывает смысл текста?

Все чувства могут привести к любви: благоговение, дружба, страх, даже презрение.
Да, все чувства…исключая одно: благодарности.
Благодарность – долг; всякий честный человек платит свои долги…но любовь – не деньги. (И. Тургенев)

  • «От ненависти до любви – один шаг».
  • «Любовь – не деньги».
  • «Благодарность – не любовь».

– Определите, сколько звуков в слове ПРОСТИТЬСЯ. (8)

– Определите тип односоставных предложений:

А) В домах не светилось ни одного окна. Безличное
Б) Верно говорю? Определенно-личное
В) Цыплят по осени считают. Обобщенно-личное
Г) Ни соринки, ни песчинки кругом. Генитивное
Д) Он – на крышу, я – за ним. Эллипсис.

(Проводим краткий анализ работы). Можно добавить задания.

– Вы действительно очень много знаете. Мы переходим к комплексному анализу текста, проведем стилистический эксперимент. Предлагаю провести работу по вариантам в течение 10 минут. Обратите внимание на лист № 2 с текстом В. Пескова.

(Делим учащихся класса на группы)

Вопрос: «Соответствует ли сочинение предложенному плану?» (Приложение 1 . Слайд 10) (Выслушиваем 1-2 учеников).
– Предоставим слово Смыслиной Анне, которая написала рецензию на текст В. Пескова.
А вас, ребята, я бы попросила впоследствии ответить на вопрос: «Соответствует ли рецензия предложенному плану?». Слайд 6. План рецензии.

В. Рецензия на текст (Смыслина Анна). (Приложение 3 , Приложение 1 . Слайд 11)

Вопрос: «Соответствует ли рецензия предложенному плану?» (Выслушиваем 1-2 учащихся).

Вывод: предложенные вам творческие работы показали актуальность изучения темы «Анализ текста», вы услышали образец сочинения по прочитанному тексту (уровень «С» ЕГЭ) и рецензии.

5. Подведение итогов

– Что полезного вы, ребята, получили на этом занятии? С какими новыми понятиями в науке вы познакомились? (Стилистика, текст, основные признаки текста, экстралингвистические черты стиля, структура стилистического анализа текста и других видов анализа, как определить стиль и тип речи, изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры). На нашем занятии мы закрепили навыки написания сочинения по прочитанному тексту, сочинения-рецензии.
Успехов вам в дальнейшем изучении глубин нашего необъятного русского языка!
(Приложение 1 . Слайды 12-15) Стилистические термины: стилистика, текст, основные признаки текста, виды связи предложений в тексте, средства связи предложений в тексте, виды анализа текста.

– Мне хотелось закончить урок стихотворением о русском языке:

Издревле, когда еще чтилась рогатина, Вокзалы, метро в малахите да мраморе,
Богатствами славилась наша земля, Василья Блаженного купол витой?
В слоеньях хребтов – изумруды да платина, Но лучше сокровищ, стократ драгоценней
В реках – осетры, а в лесах – соболя. Во мгле лихолетий смогли мы сберечь
Ну, где – укажите! – найдете вы за морем Созданье народного светлого гения –
Овитый былинами Кремль золотой, Могучую, звучную, сочную русскую речь!

– Уважаемые ребята, педагоги, я благодарю всех за плодотворную работу. Уважаемые коллеги, я бы попросила Вас написать на бумажных цветах несколько слов по поводу сегодняшнего урока и прикрепить на доску, создадим прекрасное настроение в этот весенний день. Спасибо. (На доске маркером нарисован «букет», без цветов. Учителя при выходе прикрепляют цветы).

Список литературы :

  1. Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. Секреты стилистики. – М, 2001.
  2. Арефьева С.А. Единый государственный экзамен по русскому языку – 2006: Учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: МГПИ, 2006.
  3. С.А.Арефьева. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов: Монография. – М.: Прометей, 1998.

План комплексного анализа прозаического текста.

  1. Определите тему, основную мысль текста.
  2. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия.
  3. Определите стиль текста, обоснуйте свое мнение.
  4. Укажите средства художественной изобразительности (если анализируется художественный текст).
  5. Определите, к какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению) относится текст.
  6. Определите, какую связь между предложениями использует автор (цепную, параллельную, их сочетание).
  7. Найдите в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова; слова, употребленные в переносном значении. Объясните их значение.
  8. Найдите стилистически окрашенные слова. Какова их роль в тексте?
  9. Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.
  10. Сделайте на материале текста разные виды разбора.
  11. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста.
  12. Выделите ключевые слова (словосочетания), составьте план.

Образец анализа художественного текста.

  1. Текст.

- Береги-и! - завопил кто-то отчаянным голосом на весь лес.

«А, береги!» - мелькнёт в голове опьяняющая мысль.

Гикнешь на лошадь и, как сорвавшийся с цепи, помчишься по лесу, уже ничего не разбирая по пути. Только деревья мелькают перед глазами да лепит в лицо грязью из-под копыт лошади. Выскочишь из лесу, увидишь на зеленях пёструю, растянувшуюся по землестаю собак и ещё сильнее наддашь «киргиза» наперерез зверю - по зеленям, взмётам и жнивьям, пока, наконец, не перевалишься в другой остров и не скроется из глаз стая вместе со своим бешеным лаем и стоном. Тогда, весь мокрый и дрожащий от напряжения, осадишь вспенённую, хрипящую лошадь и жадно глотаешь ледяную сырость лесной долины. Вдали замирают крики охотников и лай собак, а вокруг тебя - мёртвая тишина. Полураскрытый строевой лес стоит неподвижно, и кажется, что ты попал в какие-то заповедные чертоги. Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою. И сырость от оврагов становится всё ощутимее, в лесу холоднеет и темнеет… пора на ночёвку. Но собрать собак после охоты трудно. Долго и безнадёжно-тоскливо звенят рога в лесу, долго слышатся крики, брань и визг собак…. Наконец, уже совсем в темноте, вваливается ватага охотников в усадьбу какого-нибудь почти незнакомого холостяка-помещика.

(И. Бунин. «Антоновские яблоки».)

  1. Анализ текста.

Отрывок из рассказа И. Бунина повествует о самом ярком моменте охоты - гонке зверя. Основная мысль автора - показать, с одной стороны, ощущения участника охоты (восторг, азарт, напряжение и т. д.), с другой - его восхищение, удивление первозданностью величавой природы. Можно предложить несколько вариантов заголовка текста: «На охоте», «Гонка зверя» и т. д. По стилю и типу речи отрывок является художественным повествованием с элементами описания. Связь между предложениями параллельная. Средства связи: лексический повтор, однотематическая лексика, синонимы, антонимы, союзы (и, но ), наречия (тогда, вдали, крепко, долго ), видо-временная соотнесённость глаголов и т. д. Композиционно текст «разделён» на три части: в первой рассказывается об охоте, во второй - о «заповедных чертогах» леса, в третьей - о подготовке к ночёвке. Основной художественный приём - антитеза. Особенно чётко он прослеживается при сравнении первых двух частей текста, в которых автор использует глаголы-антонимы (помчишься, наддашь, мелькают, выскочишь. Перевалишься, осадишь (I) - замирает, стоит (II); определения-антонимы (отчаянный, опьяняющий, сорвавшийся, бешеный, дрожащий, хрипящая (I) - мёртвая (II); обстоятельства-антонимы (не разбирая, сильнее, жадно, наперерез (I) - неподвижно, безнадёжно-тоскливо (II). Чтобы передать чувства героя, автор включает в повествование синонимы (завопил, гикнешь - I), эпитеты (полураскрытый, заповедные - II), метафоры (деревья мелькают - I, замирают крики - II); слова, употреблённые в переносном значении (в тексте «киргиз» - порода лошади ; прямое значение - человек киргизской национальности ); приём градации (слышатся крик, брань, визг собак ); многозначные слова (в тексте слово рога означает однотонный музыкальный инструмент, используемый для подачи сигнала ; другое значение слова рога - закостеневшие отростки на голове животного ). В отрывке встречаются слова с разной стилистической окрашенностью : просторечные (по зеленям, взметам ); разговорные (гикнешь, наперерез ), профессиональные (береги - охотничий термин, призывающий к осторожности и внимательности при гонке зверя ); выражение, образованные от фразеологизм а «как с цепи сорвался», и так далее.

В тексте используются слова как исконно русские (овраг, безнадежно ), так и старославянские (древесный, чертог ).

Говоря о синтаксических особенностях текста, следует отметить, что он состоит из 14 предложений (2 - с прямой речью, 7 - простых, 5 - сложных), осложненных однородными членами, распространенных определениями и обстоятельствами. Как собственно простые предложение, так и простые, входящие в состав сложных, часто являются односоставными (безличными и определённо-личными).

Анализируя орфографические особенности текста, можно сгруппировать орфограммы, например: н и нн в отымённых и отглагольных прилагательных (ледяную, отчаянным, бешеным ); безударные гласные в корне (мелькает, копыта, опьяняющая, напряжение, долина, растянувшаяся ), чередующиеся гласные в корне (разбирая, замирают, выскочишь ); ь для обозначения глаголов в форме 2-го лица ед. числа (гикнешь, помчишься, выскочишь, увидишь, глотаешь ), приставка пере - (наперерез, перевалишься, перегнившие ) и так далее.

Можно предложить следующий план текста:

  1. Азарт охоты.
  2. В «заповедных чертогах» леса.
  3. «Пора на ночёвку».

Клементьева Марина

В 5 и в 6 классе на уроках русского языка мы часто выполняем комплексный анализ текста. Анализ текста обязательно нужен при подготовке к изложению, так как он помогает понять особенности текста и грамотно пересказать его письменно, сохраняя авторский стиль. В комплексном анализе мы повторяем много орфограмм и пунктограмм, выполняем различные разборы, вспоминаем изобразительные средства языка, делаем творческие задания. Также мы уже знаем, что анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к экзамену в форме ГИА, ЕГЭ.

28 февраля этого года исполняется 95 лет со дня рождения Ф.А.Абрамова – нашего замечательного северного писателя. На уроках русского языка нам часто предлагают карточки с короткими рассказами Ф.А.Абрамова с различными заданиями по теме урока. Также для участияв районном конкурсе «Живая классика» я готовлю выступление по рассказам Федора Александровича. И у нас с учителем русского языка родилась идея для исследовательской работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

VIIрайонная конференция

учебно-исследовательских и проектных работ

«Я - исследователь»

Направление «Русский язык»

«Комплексный анализ текста»

Работу выполнила

Клементьева Марина Геннадьевна,

обучающаяся 6 класса

МБОУ «Устьпаденьгская ООШ»

Руководитель –

Черныш Наталья Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Устьпаденьгская ООШ»

Усть-Паденьга

2015

I. Введение………………………………………………………………………………………………...3

II. Основная часть

Глава 1. Комплексный анализ текста как вид учебной деятельности …………………… 4

Глава 2 . Художественный текст - основа для комплексного анализа.

2.1. Ф.А.Абрамов – мастер короткого рассказа……………………………………………6

2.2.Практическая работа………………………………………………………………………………7

III. Заключение…………………………………………………………………………………………11

IV. Библиографический список………………………………………………………………………12

Введение

В 5 и в 6 классе на уроках русского языка мы часто выполняем комплексный анализ текста. Анализ текста обязательно нужен при подготовке к изложению, так как он помогает понять особенности текста и грамотно пересказать его письменно, сохраняя авторский стиль. В комплексном анализе мы повторяем много орфограмм и пунктограмм, выполняем различные разборы, вспоминаем изобразительные средства языка, делаем творческие задания. Также мы уже знаем, что анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к экзамену в форме ГИА, ЕГЭ.

28 февраля этого года исполняется 95 лет со дня рождения Ф.А.Абрамова – нашего замечательного северного писателя. На уроках русского языка нам часто предлагают карточки с короткими рассказами Ф.А.Абрамова с различными заданиями по теме урока. Также для участияв районном конкурсе «Живая классика» я готовлю выступление по рассказам Федора Александровича. И у нас с учителем русского языка родилась идея для исследовательской работы.

  • Гипотеза исследования: рассказ Ф.А.Абрамова может стать основой для комплексного анализа текста на уроке русского языка.
  • Объект исследования: рассказы Ф.А.Абрамова.
  • Предмет исследования: организация работы с текстом на уроках русского языка.
  • Методы исследования:
  • Изучение методической литературы;
  • Анализ, систематизация полученной информации;
  • Анкетирование;
  • Описание, обобщение полученной информации.
  • Цель исследования: представление практики по работе с комплексным анализом текста на уроках русского языка на основе рассказа Ф.А.Абрамова.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Познакомиться с методической литературой, посвященной комплексному анализу текста на уроках русского языка.
  2. Систематизировать типичные для комплексного анализа текста задания.
  3. Выбрать рассказ Ф.А.Абрамова для комплексного анализа, подобрать к нему задания.
  4. Провести апробацию текста.

Глава 1. Комплексный анализ текста как вид учебной деятельности.

Любой человек в современном мире, не замечая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их.

Одна из первых задач, которые ставят перед собой школьники- овладение практической(орфографической и пунктуационной) грамотностью. Но это далеко не единственная задача.

Обучение русскому языку в общеобразовательной школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по русскому языку, развивать их языковое чутье, способность к анализу языковых явлений, умение наблюдать факты речи. В решении этих задач огромное значение имеет комплексная работа с текстом, а соответственно разные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объему и способу выполнения.

Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.

Комплексный языковой анализ текста создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья.

Прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан, так как каждая сфера общения диктует свои правила работы над текстом. Приступая к работе с текстом, учащиеся должны усвоить три группы понятий:

  1. Стили речи:разговорный, научный, художественный, публицистический, официально-деловой.
  2. Типы текста: описание, повествование, рассуждение.
  3. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), способы и средства связи предложений в тексте, членение текста на абзацы.

Комплексный анализ текста включает в себя три содержательные линии заданий: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности. Чаще всего комплексный анализ текста состоит из следующих основных групп заданий и видов обязательных заданий к каждой группе:

1). Речеведческий (текстоведческий ) анализ включает задания:

А) Определить тему текста.

Б) Определить идею текста.

В) Доказать, что это текст.

2).Аспектно - лингвистический (фонетический, орфоэпический, лексический, синтаксический, словообразовательный, морфологический )

А) Произвести фонетический разбор

Б) Произвести морфемный и словообразовательный разбор

В) Произвести синтаксический разбор предложения.

3) Проверка правописной грамотности (орфографической и пунктуационной)

А) Объяснить орфограммы

Б) Объяснить пунктограммы.

В комплексном анализе текста необходимо обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя. Учащиеся учатся находить художественные средства, чтобы в дальнейшем уметь пользоваться ими при воспроизведении и создании собственных текстов.

Вопросы и задания к тексту должны помогать ученикам создать представление о языковых особенностях текста, одновременно повышая лингвистическую грамотность учеников, во-вторых, совершенствоватьих орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность, в-третьих, заставлять учеников задумываться о содержании. Именно это способствует развитию речи и интеллектуальному росту учеников, пробуждает у них заинтересованность в изучении чисто лингвистических явлений. Другими словами, составляя перечень языковых заданий к конкретному тексту и формулируя их, учитель должен помнить о мотивированности самих заданий, об их логической последовательности.

Таким образом, можно сделать вывод, что комплексный анализ текста, проводимый на уроках русского языка, дает возможность рассматривать в единстве вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает их системное повторение.

Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

Глава 2. Художественный текст - основа для комплексного анализа.

2.1. Ф.А.Абрамов – мастер короткого рассказа.

Исходя из гипотезы нашего исследования, напрактическом этапе нашего исследования нам необходимо было выбрать текст для комплексного анализа из произведений Ф.А.Абрамова. Для выбора текста мы взяли книгу Ф.А.Абрамова «Трава-мурава».

«Трава-мурава» - это цикл коротких рассказов, над которыми Федор Абрамов работал около 30 лет. Короткие рассказы, включенные в книгу, знакомят читателя с яркими характерами, народной жизнью – в их трагическом звучании, в смешении героического и будничного, прекрасного и преступного, доброго и злого» - говорится в аннотации к книге.

Название книги связано с одной из самых любимых народных песен Федора Абрамова: «Хожу я по травке, хожу по муравке. Мне по этой травке ходить не находиться, гулять не нагуляться».

Более четверти века ушло на создание этого небольшого цикла: 1955-1983 годы. Около двухсот крохотных рассказов размером в страничку, чаще в полстранички, а то и в четверть, треть, даже в несколько строк. А в них русская народная жизнь за последние пятьдесят лет. А впервые «Трава-мурава» появилась в печати 1981 году (журнал «Север», №1).

Вот что пишет в предисловии к книге Л.В. Крутикова-Абрамова, жена Ф.А.Абрамова: «Сотни человеческих судеб, характеров, поступков проходят перед нами в «Траве-мураве». Есть в цикле и просто колоритные сценки, зарисовки, притчи, любование метким народным словом, юмором, скоморошиной. «Трава-мурава» составляет как бы «малую энциклопедию» народной жизни в её многоцветном разнообразии. Здесь все перемешано - радостное и горькое, смешное и трагическое, небывалое и привычное, яркое и неброское. О себе рассказывает сам народ: то печалится, то смеется и радуется, то негодует и возмущается. Быль то возвышается до сказки, то становится поучительной притчей, то оборачивается скоморошиной, столь распространенной на русском Севере».

Большинство героев этого цикла – люди рядовые, простые, незаметные, как травка-муравка. Но все они одарены самым высоким талантом - человечностью, добротой, любовью к земле, к своему делу, состраданием, верностью слову. Это люди, много поработавшие на своем веку, много претерпевшие.

Вот один из отзывов о «Траве-мураве»: «Любовь, стойкость, мужество, бодрость, трудовая доблесть Ваших северян - свидетельства о глубине и о неугасимой человеческой совести. Как важно знать в наше сложное время, что это есть! Плохого так много, увидеть его легче, чем хорошее, но Вы умеете видеть хорошее – зорко, глазами и сердцем, и мы, читатели, благодарны Вам за это», - писал Абрамову сразу после получения журнала «Север» профессор Ленинградского университета Д.Е.Максимов.

Для своего исследования из этой книги я выбрала рассказ «Вкус Победы». Главная героиня рассказа - девочка, наша ровесница, она рассказывает о своем послевоенном детстве, то есть рассказ должен быть понятен моим одноклассникам. Также в нем я заметила много орфограмм и пунктограмм, которые мы изучали в 5 и 6 классе.

2.2.Практическая работа.

На втором этапе исследования я проанализировала задания для комплексного анализа текста из рабочей тетради «Комплексный анализ текста», которой мы пользуемся на уроках русского языка.Для этого я выписала все задания к текстам (их оказалось 33) и ставила знак «+», если данное задание присутствовало в анализе. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Так я проанализировала 20 текстов и составила следующую сводную таблицу:

Задания

Общее кол-во

  1. Озаглавьте текст.
  1. Тема текста.
  1. Основная мысль текста.
  1. Стиль текста.
  1. Тип текста.
  1. Составьте план текста
  1. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения
  1. Творческое задание.
  1. Как вы понимаете выражение.
  1. Выпишите из текста слова с безударным проверяемым гласным в корне слова, подберите к ним проверочные слова.
  1. Докажите, что это текст.
  1. Выпишите из текста слова с проверяемым согласным в корне слова, подберите к ним проверочные слова.
  1. Подберите антонимы к словам.

В среднем к каждому тексту предлагается 12-14 заданий. Из таблицы я выбрала 12 самых распространенных заданий (выделены цветом). Совместно с руководителем работы мы подобрали слова и предложения из текста к этим заданиям. Также мы включили в анализ текста менее распространенное задание, связанное с фразеологизмами. У нас получились следующие задания:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Тема текста
  3. Основная мысль текста.
  4. Стиль текста
  5. Тип текста
  6. резать :
  7. Разберите по составу слова:

Картошки, выглядит, здоровается

  1. (Из) соседнего (дома) – _______________________________
  2. ______________
  1. _____________________________________________________

А Санкостарш..й бра..Маньки, м…ей подру..ки из с…седнего дома.

Текст 1

А я долго, до вос…ми лет, хле.. п..бедой (на) зывала.

Как сейчас помню. Бега…м …гра..м с д..вочешками возле наше… дома, и вдруг: «Санко, Санкопр..ехал!» А Санкостарш..й бра..Маньки, м…ей подру..ки из с…седне… дома. Вот мы и чесанули к Маньке.

С..лдат. М…дали во всю груд... С каждой за руку зд..ровает…ся у каждой спрашива…т как звать каждую по г..ло..ке гладит. А потом и г...ворит Я, говорит, Победу вам девки пр..вез.

А мы, мал..росия, что понима…м? Вылупили на него глаза как баран на новые в..рота. Нам бы Победу-то в брюхо запихать, вот тогда до нас бы и д..шло.

Затем текст и задания я оформила по образцу комплексных анализов, данных в нашей печатной тетради. Получилась карточка с комплексным анализом текста, которую мы предложили моим одноклассникам на одном из уроков русского языка. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Работу выполняли 7 человек.

После работы по анализу текста мы также предложили ребятам заполнить анкету, чтобы выяснить их отношение к проделанной работе. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Анкетирование показало следующие результаты апробации нашего текста:

Да – 2 чел. Нет – 2 чел. Затрудняюсь ответить – 3 чел.

Сам текст интересный и познавательный – 5 чел.

Текст непонятный, неинтересный – 2 чел.

Задания легкие, не вызвали затруднения – 0 чел.

Некоторые задания вызвали затруднения – 6 чел.

Я думаю, что получу за работу хорошую оценку – 3 чел.

Я недоволен проделанной работой – 1 чел.

Да - 3 чел. Нет – 3 чел.Затрудняюсь ответить -1 чел.

Так как мы часто на уроках анализируем тексты Ф.А.Абрамова, в анкете было 2 вопроса на эту тему:

Да - 4 чел. Нет – 3 чел.

Много северных (абрамовских) слов, есть деревенские разговорные слова, много эпитетов, случай из жизни, описание жизненной ситуации, послевоенные годы в жизни детей.

2 человека не нашли особенностей лексики Абрамова.

И в самом большом задании анкеты предлагалось отметить трудные и легкие задания комплексного анализа текста (из исследования и встречавшихся раньше). Вот результаты:

  1. Отметь галочкой трудные для тебя задания при анализе текста, а знаком «+» - более легкие.

Задания

  1. Озаглавьте текст.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Тема текста.

«˅» -3, «+» - 4

  1. Основная мысль текста.

«˅» - 3, «+» - 4

  1. Стиль текста.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Тип текста.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Составьте план текста

«˅» - 4, «+» -3

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

«˅» - 0, «+» - 7

  1. Найдите в тексте недостающие знаки препинания.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Произведите фонетический разбор слова.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Определите лексическое значение слов.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Разберите по составу следующие слова.

«˅» - 2, «+» - 5

  1. Произведите морфологический разбор слова.

«˅» - 1, «+» - 6

«˅» -0, «+» - 7

  1. Найдите и выпишите из текста эпитеты.

«˅» - 2, «+» - 5

  1. Найдите в тексте однородные члены предложения и подчеркните их.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Творческое задание.

«˅» - 6, «+» -1

  1. Найдите в тексте и выпишите из текста синонимы.

«˅» - 3, «+» - 4

  1. Как вы понимаете выражение.

«˅» - 2, «+» - 5

  1. Найдите и выпишите из текста сравнения.

«˅» - 5, «+» - 2

  1. Докажите, что это текст.

«˅» - 0, «+» - 7

  1. Выпишите из текста примеры олицетворения.

«˅» - 3, «+» - 4

  1. Найдите и подчеркните в тексте фразеологизмы.

«˅» - 4, «+» -3

  1. Какие близкие по значению слова и выражения можно употребить, чтобы избежать повторение одних и тех же слов.

«˅» - 4, «+» - 3

  1. Выпишите из текста метафоры.

«˅» - 5, «+» -2

  1. Подберите антонимы к словам.

«˅» - 2, «+» -5

Задания нашего текста выделены в таблице маркером. В речеведческом плане ребята оценили свои силы очень точно. Правильно озаглавили текст, определили его стиль и тип 6 человек, не справился 1 ученик. А вот в определении темы и основной мысли текста, действительно ошиблись 3 человека. В аспектно-лингвистической части ребята тоже чувствуют себя уверенно, большинство считают эти задания легкими. В работе допущены единичные ошибки в разборах, 1 учащийся не приступил к морфологическому и синтаксическому разбору. Все ученики воспользовались Толковым словарем для правильного выполнения 10 задания, 1 человек воспользовался Школьным словарем фразеологизмов. Вопрос о фразеологизмах в анкете вызывает затруднения у 4 человек, и в практической работе только 2 ученика нашли и объяснили значение фразеологизма, еще 1 человек нашел его, но не объяснил, остальные с этим заданием не справились. Это задание оказалось самым трудным. Третий аспект – правописание (задание 7 и 8). Здесь ребята достаточно высоко оценили свои возможности: орфограммы не вызывают ни у кого затруднений, 1 человек сомневается в пунктуации. Действительно, ученики хорошо вставляют орфограммы – всего 2 человека допустили ошибки, но в пунктуации мы свои силы переоценили – безошибочных работ не было. Все 7 человек не выделили одно обращение, только 1 человек увидел оба предложения с прямой речью, 3 человека обозначили прямую речь в одном предложении, 3 человека не заметили этих предложений. Многие не заметили однородных сказуемых.

Таковы результаты апробации моего текста.

  1. Заключение.

Комплексный анализ текста, проводимый на уроках русского языка, дает возможность рассматривать в единстве вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает их системное повторение. Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

Мы считаем, что гипотеза исследования - рассказ Ф.А.Абрамова может стать основой для комплексного анализа текста на уроке русского языка – полностью подтвердилась. В книге Федора Абрамова мы нашли текст, заинтересовавший большинство ребят, с достаточным количеством орфограмм и пунктограмм, в нем нашлись слова и предложения для всех видов разборов. Задания соответствовали уровню 6 класса. Большинство моих одноклассников получили положительные оценки при апробации текста.

Цель моего исследования также достигнута:представлена практика по работе с комплексным анализом текста на уроках русского языка на основе рассказа Ф.А.Абрамова – составленный нами комплексный анализ текста Федора Абрамова «Вкус Победы» успешно использовался на уроке русского языка и может стать дополнением к нашей рабочей тетради «Комплексный анализ текста» при изучении темы «Имя прилагательное».

В ходе своей исследовательской работы я научилась составлять таблицы по систематизированию и обобщению заданий, подведению результатов анкетирования, совершенствовала навыки работы в Word, PowerPoint, углубляла свои знания по русскому языку. Трудно мне было выделить главное в теоретическом материале, здесь мне помогал руководитель.

Думаю, что наш текст будет использоваться в работе учителей русского языка и литературы нашей школы.

  1. Библиография.
  1. Абрамов Ф. А. Трава- Мурава/ Ф.А.Абрамов – С.-Пб.:Издательский Дом «ГАМАС», 2008.-160с.:ил.
  2. Малюшкин А.Б. « Комплексный анализ текста»/ А.Б.Малюшкин – М.: «Творческий центр», 2008.-
  3. Степанова Л.С. «Система работы с текстом»/Л.С.Степанова - М.: «Вербум», 2005.-97с.

Интернет – ресурсы:

  1. Комплексный анализ текста на уроках русского языка. Режим доступа: http:// 59209s022.edusite.ru …kompleksnyiyanalizteksta.doc
  2. Работа с комплексным анализом текстакак средство формированиякоммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов. Режим доступа:http:// ppt4web.ru …kompleksnyjj-analiz-teksta0.html

Задания

1 текст

2 текст

3 текст

4 текст

5 текст

6 текст

7 текст

8 текст

9 текст

10 текст

  1. Озаглавьте текст.
  1. Тема текста.
  1. Основная мысль текста.
  1. Стиль текста.
  1. Тип текста.
  1. Составьте план текста.
  1. Вставьте пропущенные буквы.
  1. Вставьте недостающие знаки препинания.
  1. Произведите фонетический разбор
  1. Определите лексическое значение слов.
  1. Докажите, что слова многозначные.
  1. Разберите по составу слова.
  1. Произведите морфологический

разбор слова.

  1. Выпишите из текста предложение и сделайте его синтаксический разбор.
  1. Выпишите из текста эпитеты.
  1. Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.
  1. Творческое задание.
  1. Выпишите из текста синонимы.
  1. Как вы понимаете выражения.
  1. Выпишите из текста слова с безударным проверяемым гласным в корне слова.
  1. Найдите и выпишите из текста сравнения.
  1. Какую роль играют имена прилагательные в этом тексте.
  1. Докажите, что текст.
  1. Образуйте новые слова от следующих слов.
  1. Выпишите из текста примеры олицетворения.
  1. Выпишите из текста слова с проверяемыми согласными в корне слова.
  1. Найдите и подчеркните в тексте фразеологизмы.

-

-

-

-

+

-

-

-

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Таблица 1.

Задания

11 текст

12 текст

13 текст

14 текст

15 текст

16 текст

17 текст

18 текст

19 текст

20 текст

  1. Озаглавьте текст.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Тема текста.

+

+

+

-

-

+

+

-

+

+

  1. Основная мысль текста.

-

+

+

+

-

+

+

-

+

+

  1. Стиль текста.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Тип текста.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Составьте план текста

-

_

-

-

-

-

-

-

-

+

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Найдите в тексте недостающие знаки препинания.

-

-

+

-

+

+

+

+

-

-

  1. Произведите фонетический разбор слова.

+

+

-

+

+

+

-

_

+

-

  1. Определите лексическое значение слов.

-

+

-

-

-

+

+

-

+

+

  1. Докажите, что слова многозначные.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Разберите по составу следующие слова.

+

-

+

+

-

+

+

-

-

-

  1. Произведите морфологический разбор слова.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Сделайте синтаксический разбор.

+

+

-

-

+

+

+

+

-

-

  1. Найдите и выпишите из текста эпитеты.

-

-

-

-

-

+

-

-

-

  1. Найдите в тексте однородные члены предложения и подчеркните их.

+

-

+

-

-

-

-

-

-

-

  1. Творческое задание.

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

  1. Найдите в тексте и выпишите из текста синонимы.

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Как вы понимаете выражение.

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

  1. Выпишите из текста слова с безударным проверяемым гласным в корне слова

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Найдите и выпишите из текста сравнения.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Какую роль играют имена прилагательные в тексте.

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

  1. Докажите, что это текст.

-

-

+

-

+

+

+

+

-

+

  1. Образуйте новые слова от следующих слов.

-

+

-

-

+

-

-

-

-

+

  1. Выпишите из текста примеры олицетворения.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Выпишите из текста слова с проверяемым согласным в корне слова.

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Найдите и подчеркните в тексте фразеологизмы.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Какие близкие по значению слова и выражения можно употребить, чтобы избежать повторения

-

-

-

-

-

-

+

-

+

  1. Найдите в тексте существительные и определите их склонение.

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Найдите в тексте прилагательное, обозначьте их разряд.

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

  1. Выпишите из текста метафоры.

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

  1. Подберите антонимы к словам.

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

  1. Найдите в тексте имена числительные,.

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

Таблица 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Текст 1

__________________

- А я долго, до вос…ми лет, хле..п..бедой(на) зывала.

Как сейчас помню. Бега…м …гра..м с д..вочешками возле наше… дома, и вдруг: «Санко, Санкопр..ехал!» А Санкостарш..й бра..Маньки, м…ей подру..ки из с…седне… дома. Вот мы и чесанули к Маньке.

С..лдат. М…дали во всю груд... С каждой за руку зд..ровает…ся у каждой спрашива…т как звать каждую по г..ло..ке гладит.А потом и г...ворит Я, говорит, Победу вам девки пр..вез.

А мы, мал..росия, что понима…м? Вылупили на него глаза как баран нановыев..рота. Нам бы Победу-то в брюхо запихать, вот тогда до нас бы и д..шло.

Ну дог..далсяСанко что у нас на уме. Достает из солдатско… мешка буханку хлеба. «Вот, говорит девки так Победа-то выглядит». Да даваймя…кую буханку на всех резать.

Долго я после того капризила. За стол с..димся, мама даст кусок, скатанный из моха да к..ртошки а я в слезы Победы х..чу…

(Ф. Абрамов)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Тема текста ______________________________________________

____________________________________________________________

  1. Основная мысль текста. __________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Стиль текста _________________________________________
  3. Тип текста ________________________________________
  4. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  1. Произведите фонетический разбор слова резать :

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

  1. Определите лексическое значение слова БУХАНКА:

  1. Найдите в тексте предложения с прямой речью, составьте схему этих предложений.

__________________________________________________________

  1. Разберите по составу слова:

К..рто…ки, выгл…дит, зд…ровается

  1. Произведите морфологический разбор имени прилагательного.
  1. (Из) соседнего (дома) – _______________________________
  2. _____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. _____________________________________________________
  1. Найдите в тексте предложение с фразеологическим оборотом, объясните значение фразеологизма.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

АНКЕТА.

  1. Нравится ли вам выполнять комплексный анализ текста?

Да Нет Затрудняюсь ответить.

  1. Тип текста.
  1. Составьте план текста
  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  1. Найдите в тексте недостающие знаки препинания.
  1. Произведите фонетический разбор слова.
  1. Определите лексическое значение слов.
  1. Разберите по составу следующие слова.
  1. Произведите морфологический разбор слова.
  1. Выпишите из текста предложение и сделайте его синтаксический разбор.
  1. Найдите и выпишите из текста эпитеты.
  1. Найдите в тексте однородные члены предложения и подчеркните их.
  1. Творческое задание.
  1. Найдите в тексте и выпишите из текста синонимы.
  1. Как вы понимаете выражение.
  1. Найдите и выпишите из текста сравнения.
  1. Докажите, что это текст.
  1. Выпишите из текста примеры олицетворения.
  1. Найдите и подчеркните в тексте фразеологизмы.
  1. Какие близкие по значению слова и выражения можно употребить, чтобы избежать повторение одних и тех же слов.
  1. Выпишите из текста метафоры.
  1. Подберите антонимы к словам.
  1. Оцените сегодняшний комплексный анализ текста (подчеркните несколько суждений)

- сам текст интересный и познавательный

- текст непонятный, неинтересный

- задания легкие, не вызвали затруднения

- некоторые задания вызвали затруднения

- я думаю, что получу за работу хорошую оценку

- я недоволен проделанной работой

  1. Смогли бы вы сами найти текст и задания для комплексного анализа.

Да Нет Затрудняюсь ответить.

  1. Я сам догадался, что это рассказ Ф.А. Абрамова

Да Нет

  1. Особенности Абрамовских рассказов в сегодняшнем тексте: