Надежная и безопасная эксплуатация систем, оборудования, зданий и сооружений предприятий неразрывно связана с ремонтной деятельностью. О направлениях совершенствования структуры управления системой ТОиР «ЭЖ» рассказала в прошлом году (см. № 32). Сегодня речь пойдет о подходах к оценке эффективности работ по ТОиР. Рассказывает Владимир Минаев, генеральный директор ОАО «Атомэнергоремонт», к.э.н.
Система ТОиР — совокупность процессов, организационных структур, средств технического оснащения ремонта, методического обеспечения, обеспечивающих эффективное обслуживание и ремонт оборудования предприятия.
Стратегии проведения ремонтов
Приведем три основных стратегии.
Первая — классический планово-предупредительный ремонт (ППР). Он предполагает ремонтный цикл (заранее заданная последовательность ремонтов определенного вида и интервалов между ними) и задание объема работ при выполнении ремонта определенного вида. В варианте ППР, называемом «планирование по наработке», при заданных объемах и сохранении фиксированной последовательности ремонтов время между ними определяют не календарно, а в зависимости от показателя наработки оборудования (часы работы, число пусков и т.п.).
Вторая — ремонт по отказу. Оборудование ремонтируется (или заменяется) по причине его отказа и невозможности его дальнейшего использования. Технически это оправданно для некоторых видов оборудования, если его элементы выходят из строя случайно, вне зависимости от длительности их работы, экономически — когда последствия поломки незначительны, а меры профилактики стоят дороже замены отказавшего узла или устройства. При появлении явных данных о приближении отказа (повышенная вибрация, течь масла, повышение температуры выше допустимой, признаки недопустимого износа) можно выбрать вариант «ремонта по мере возникновения дефектов».
Третья — «ремонт по состоянию». При этой стратегии объем ремонтов и время между ними заранее не фиксированы, а определяются по результатам регулярных ревизий (обследований) оборудования и мониторинга его состояния с помощью автоматизированных средств контроля и диагностики. Эта стратегия позволяет существенно экономить ресурсы, поэтому она считается наиболее прогрессивной для сложного и дорогостоящего оборудования.
Для заказчика более выгодным и приоритетным сегодня становится метод агрегатного ремонта, предполагающий замену агрегата либо целиком, либо его части, и сервисное обслуживание оборудования. Такой метод значительно сокращает время ремонта. Во многих отраслях распространено сервисное обслуживание и, хотя оно обходится заказчику несколько дороже, имеет большие шансы на будущее.
У нас система ТОиР в основном строится на проведении ППР. В ближайшем будущем планируется перейти к ремонту ряда оборудования по его техническому состоянию и использованию метода агрегатного ремонта и сервисного обслуживания оборудования.
Эффективность ТОиР
Эффективность ТОиР определяется отношением максимально возможного результата ТОиР (высокое качество работ при соблюдении нормативного срока ремонта) к минимально возможным эксплуатационным расходам (минимально обоснованный уровень затрат без потери качества и объема выполненных работ).
Результатом работ по ТОиР, а также реконструкции и модернизации оборудования энергоблоков, общестанционных систем, внешних объектов действующих АЭС является их надежная и безаварийная работа в плановом межремонтном периоде. Экономически это означает отсутствие финансовых потерь за недовыработанную электроэнергию из-за неплановых остановов и простоев оборудования АЭС в ремонте.
Результативность деятельности ремонтного персонала, как правило, оценивается величиной среднемесячной выработки на одного рабочего (см. диаграмму).
Подобное измерение производительности труда имеет существенный недостаток — зависит от лимитированных средств на ремонт, структуры цены, численности персонала и тарификации работы. И при манипуляции с коэффициентами к сметам, директивном снижении затрат в части лимитов на ТОиР, существующей регламентированной длительности ремонта такой подход не отражает действительную производительность труда — слишком велика при этом ценовая составляющая.
Более правильно воспользоваться ресурсными методами оценки 1 .
Приведем три таких показателя.
Трудоемкость ремонта — основной ресурсный показателей. Трудоемкость регламентируется количественно техническим нормированием 2 .
Например, трудоемкость среднего ремонта серийного блока АЭС — 520 000 человеко-часов, длительность ремонта в одном случае 40 суток, в другом — 35 (13 000 человеко-часов/дн. и 15 000 человеко-часов/дн. соответственно). Очевидно, во втором случае производительность труда ремонтного персонала выше.
Нормативная численность персонала для выполнения ремонта — другой важный показатель производительности труда (отношение нормативной численности работников, рассчитанной по нормативной базе, к фактически занятому в ремонте).
Третий показатель — индекс производительности труда. Его можно представить на основе фактических и натуральных ресурсных данных в виде зависимостей:
ИПТ = ТрЕ/ДлР;
ИПТ = НЧ/ФЧ,
где: ИПТ — индекс производительности труда;
ТрЕ — трудоемкость ремонта блока;
ДлР — длительность ремонта блока (может быть нормативной и фактической);
НЧ — нормативная численность персонала, необходимого для выполнения ремонта блока;
ФЧ — фактическая численность персонала, занятого на ремонте блока.
Согласно утвержденной концерном методике 3 одним из показателей является сокращение срока ремонта 4:
- на стадии формирования графика ремонта на планируемый год — оценка прогнозного финансового результата от сокращения сроков ремонта по сравнению с нормативными для определения целесообразности принятия решения о сокращении срока ремонта;
- по итогам завершения ремонтов — оценка фактического финансового результата от сокращения срока ремонта в целях подтверждения правильности принятых решений при планировании.
Результаты оценки эффективности сокращения сроков ремонтов используются для мотивации труда ремонтного персонала АЭС и подрядных организаций.
А поскольку продолжительность ремонта не может быть сокращена в ущерб надежной и безопасной эксплуатации АЭС, в методике приводятся основные направления снижения сроков:
- интенсификация труда ремонтного персонала;
- развитие высокой культуры производства с элементами бережливого производства (производственной системы «Росатом»);
- внедрение новейших технологий в ремонте;
- использование современных средств технологического оснащения и высокоэффективной оснастки для ремонта.
Вместе с тем сокращение сроков ремонта связано с дополнительными доходами в виде выручки от продажи дополнительно выработанной электрической энергии (при условии ее востребованности на рынке) и расходами, обусловленными интенсификацией (переход на трехсменную работу) труда ремонтного персонала.
Экономически сокращение продолжительности ремонта эффективно при условии, что дополнительные расходы покрываются выручкой от продажи дополнительно выработанной электроэнергии и при этом еще остается дополнительная прибыль.
Пути повышения эффективности ТОиР
Повышение эффективности ТОиР — процесс уменьшения потерь от недовыработки электроэнергии из-за остановов и простоев систем и оборудования АЭС в ремонте при оптимизации затрат на ТОиР без потери качества выполненных работ.
В атомной энергетике умение управлять производством, своевременно принимать решения особенно актуально из-за возможных последствий при бездействии руководителей. Разветвленная структура со многими уровнями управления может привести к неразберихе в производстве, принятию ошибочных решений или, что еще хуже, непринятию их вообще. Ликвидация последствий такого управления обходится очень дорого.
Приведем основные пути повышения эффективности ТОиР и направления их реализации.
1. Совершенствование структуры управления системой ТОиР (см. «ЭЖ», 2012, № 32).
2. Оптимизация плановых сроков ППР.
2.1. Введение в действие единой отраслевой системы экономического планирования ресурсов.
Учитывая разветвленную филиальную сеть, применение единого подхода к планированию ресурсов — приоритетная задача общества. А желаемого результата можно достичь только при жесткой экономически обоснованной централизации ресурсов.
2.2. Внедрение новых технологий ремонта оборудования и средств технологического оснащения ТОиР.
В рамках технического перевооружения разработана инвестиционная программа, включающая:
- разработку и освоение новых технологий;
- оснащение современными технологическими средствами ремонта;
- строительство и оснащение производственных баз;
- подготовку и переподготовку ремонтного персонала.
2.3. Совершенствование технической документации на процессы.
Поскольку технологическая документация на ТОиР подготовлена много лет назад и основана на технологиях прошлого века, ее качество нуждается в улучшении:
- постоянной актуализации в связи с меняющимися нормативными документами;
- доработке в связи с необходимостью применения технологий на однотипном оборудовании разных АЭС одного проекта с целью унификации процессов.
Документация, тем более хорошая, давно стала товаром, и ее распространение ограничено. Как и опыт, она — наследие нынешнего поколения, поэтому ее актуальность и совершенствование скажется на качестве и надежности работы тех, кто придет нам на смену.
2.4 Повышение качества подготовки ремонтного персонала в специализированных учебно-тренировочных центрах с использованием полномасштабных макетов и натурных образцов оборудования (Инженерно-технический центр общества проводит подготовку, переподготовку и поддержание квалификации работников более чем по 100 учебным программам по 37 специальностям).
3. Снижение потерь от недовыработки электроэнергии в результате неплановых остановов и простоев оборудования в ремонте.
3.1 Совершенствование системы управления ТОиР путем перехода к управлению ТОиР, как проектом:
- комплексный подход к планированию ресурсов (с учетом наличия материальных и людских ресурсов);
- диспетчеризация работ по
- ТОиР (типовых — на основе всестороннего анализа их выполнения в предыдущие периоды и на других объектах. Подготовка к выполнению нетиповых специальных работ должна быть начата не менее чем за год до начала их выполнения);
- диспетчеризация ресурсов по ТОиР (управление материальными и людскими ресурсами должно осуществляться в условиях действия единого стандарта закупок).
3.2 Создание подсистемы управления проведением ремонтов на базе АСУ-Ремонт, интегрированной в единую отраслевую информационную систему:
- создание единой базы данных оборудования;
- создание единой системы управления ресурсами ТОиР;
- управление материально-техническим обеспечением ТОиР (создание нормативной базы производственных запасов);
- оптимизация планирования ППР (сокращение сроков ППР на тех площадках, где это актуально и экономически целесообразно).
3.3 Создание работоспособной системы обеспечения качества при выполнении ТОиР включает разработку:
- отраслевого руководства по созданию системы качества (руководство должно охватывать деятельность на всех этапах жизненного цикла от этапа проектирования до снятия с эксплуатации);
- системы обеспечения качества на АЭС концерна с учетом совершенствования системы разработки и контроля исполнения корректирующих действий, а не коррекций, по нарушениям в работе, связанным с ремонтом оборудования;
- программы управления качеством проведения ТОиР, отвечающей современным тенденциям отрасли, учитывающей особенности оборудования эксплуатируемых и сооружаемых блоков, а также описывающей действенные меры и способы управления качеством, а не только его контроль.
4. Снижение эксплуатационных расходов в части суммарных затрат на ТОиР.
4.1. Оптимизация объемов ремонтных работ:
- разработка и согласование новых нормативных документов по выполнению ТОиР с надзорными органами и заводами-изготовителями;
- обоснование перехода с четырехлетнего на восьмилетний ремонтный цикл контроля металла;
- внедрение всесторонней диагностики технического состояния оборудования (этому направлению деятельности уделяется пока крайне мало внимания, даже новое оборудование на строящиеся блоки данными устройствами оснащается недостаточно).
4.2. Оптимизация распределения работ, выполняемых хозяйственным и подрядным способом.
Предложения по оптимизации затрат на ТОиР с учетом особенностей финансово-экономической деятельности общества приведены в таблице.
Переход на новые технологии ремонта оборудования, в первую очередь на ремонт по техническому состоянию, позволит значительно повысить эффективность ТОиР.
Принцип организации ремонта по техническому состоянию может быть реализован при организации сервисного обслуживания оборудования с решением следующих вопросов:
- кто, какими способами, с помощью каких критериев (технических, экономических) будет определять техническое состояние оборудования и целесообразность его ремонта или замены;
- ответственности за принятые решения и их последствия;
- связи с авторами проекта, изготовителями оборудования и оформления необходимых согласований с проектными, конструкторскими и надзорными организациями и органами;
- сбора статистических данных, их систематизации и анализа, оценки остаточного ресурса оборудования, его элементов и выработки рекомендаций по необходимым мероприятиям;
- разработки новых регламентов и нормативно-технических документов по технологии ремонта;
- отслеживания мировых достижений в технологии ремонта и средствах технического оснащения, адаптации их к реальным условиям российских АЭС, внедрения и научно-технического сопровождения;
- разработки и внедрения новых диагностических систем технического состояния оборудования;
- экспертизы проектов строительства новых АЭС и выработки предложений в части ремонтного обслуживания;
- подготовки и переподготовки ремонтного персонала.
В рамках инвестиционной программы — организации производственного процесса ТОиР АЭС — планируется выполнение мероприятий по организации ремонта оборудования по техническому состоянию:
- подготовка «медицинских карт» оборудования, ремонтируемого по техническому
- состоянию (совместно с АЭС);
- мониторинг наличия средств диагностики оборудования (не обеспеченного в заводской поставке) и выбор поставщика (совместно с АЭС);
- разработка программ и методик диагностики оборудования (с определением контролируемых параметров), ремонтируемого по техническому состоянию;
- подготовка персонала для работы на современном оборудовании и приборах диагностики.
Все пути повышения эффективности работ по ТОиР связаны с затратами в разной степени, и принять решение, какие из них использовать, — прерогатива заказчика. Только комплексный подход в выборе путей повышения эффективности работ по ТОиР приводит к наилучшему результату.
1 Ресурсный подход к оценке производительности труда и эффективности производства традиционно в большей степени применяется в сфере производства продукции, а не оказания услуг.
2 Техническое нормирование — установление технически обоснованных норм затрат труда, машинного времени и материальных ресурсов на единицу продукции.
3 Методика оценки эффективности работы ремонтного персонала при оптимизации сроков ремонта энергоблоков АЭС.
4 Согласно методике, сокращение продолжительности ремонта энергоблоков АЭС не может быть произведено в ущерб надежной и безопасной эксплуатации АЭС.
Мероприятия по оптимизации затрат на ТОиР
Уровень затрат |
Мероприятия |
Особенности |
Затраты
|
1. Оптимизация численности персонала, задействованного на выполнении работ по ТОиР — обоснование оптимального соотношения затрат концерна на ТОиР, выполняемых хозяйственным и подрядным способами. 2. Установление критериев, используемых в процессе бюджетирования общества, как сервисного предприятия концерна |
1. Необходимость приведения в соответствие расходных статей бюджета концерна доходным статьям бюджета общества. 2. Необходимость учета возможности повышения затрат общества при выполнении ТОиР подрядным способом |
Затраты
|
1. Оптимизация численности персонала общества — оптимизация отношения собственных затрат к затратам по привлечению субподрядных организаций. 2. Выстраивание финансовоэкономических взаимоотношений с концерном с целью недопущения кассовых разрывов и обеспечения финансовой устойчивости общества. Уменьшение дебиторской задолженности. 3. Реализация финансовой политики общества в области соответствия расходной и доходной части его бюджета. Совершенствование процессов планирования бюджета. 4. Разработка и выполнение программы сокращения издержек. 5. Реализация финансовой политики в финансовых взаимоотношениях между центральным аппаратом и филиалами общества. Доработка ОРД общества в части обеспечения финансовой дисциплины филиалов. Совершенствование процессов управления внутренними денежными потоками. 6. Совершенствование процессов управления кредиторской задолженностью |
1. Требование безусловного обеспечения потребностей заказчиков в высококачественных комплексных услугах по ТОиР, реконструкции и модернизации систем и оборудования, зданий и сооружений объектов использования атомной энергии. Поскольку при выполнении работ «на пиках ремонтов» общество должно иметь достаточное количество ремонтного персонала с необходимой квалификацией, его затраты менее привязаны к выручке (объемам производства), чем на классических производственных предприятиях. 2. Повышение доли собственных затрат ведет к повышению производительности труда сотрудников и, следовательно, улучшению финансового состояния общества. 3. Повышение доли собственных затрат должно сопровождаться повышением заработной платы и социальных гарантий сотрудников. 4. Повышение доли собственных затрат сверх оптимального не позволит реализовать преимущества хозяйственного способа выполнения ТОиР по сравнению с подрядным способом |
И. С. Назмутдинов, Д. В. Ведищев
ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»
Целью определения эффективности является оптимизация системы технического обеспечения (ТО) в процессе его создания и выбора варианта, для реализации наиболее близкого к оптимальному по выбранному показателю эффективности и модернизации существующей системы.
Под эффективностью системы ТО принято понимать ее свойства создавать полезный результат в течение определенного периода в определенных условиях, степень приспособленности к выполнению определенных функций в конкретных условиях в течение заданного времени . При этом для оценки эффективности используются обобщенный и ряд частных показателей, которые характеризуют степень выполнения задач по обслуживанию и ремонту радиотехнических средств (РТС).
В соответствии с результатами научных исследований , рекомендуется оценивать сложные системы, к которым относится и система ТО, на основе раздельной оценки технической и экономической эффективности исследуемой системы, т.е. по комплексному критерию «эффективность - стоимость». Критерий технической эффективности представляет собой итог сравнения (например, в виде разности или отношения) технической эффективности реальной и идеальной систем или же итог сравнения реальной эффективности системы с требуемым её уровнем, т.е.
Критерий экономической эффективности - итог сравнения реальной стоимости реализации системы ТО (затрат на обеспечение технической эффективности У) с минимально возможной:
Подход к оценке обобщенного показателя может быть разбит на последовательные шаги, которые предполагают:
определение назначение системы;
определение круга задач и условий функционирования системы;
выбор обобщенного и частных показателей эффективности, при чем по необходимости сложная система разбивается на составляющие элементы;
определение наиболее вероятного состояния элементов системы; оценку эффективности системы по выбранному показателю.
Для оценки эффективности системы ТО необходимо иметь некоторые показатели. Основные требования к показателям сводятся к тому, чтобы эти показатели позволяли измерять эффективность в строгом соответствии с предназначением системы, характеризовать качество выполнения задач, оценивать эффективность решения задач системой. Они должны быть чувствительным к изменению обстановки, иметь количественное выражение, обладать достоверностью и точностью, иметь простое выражение и иметь физический смысл. Кроме того, показатели эффективности системы выбираются с учетом системного подхода. Желательно, чтобы показатель был один - обобщенный, так как решение задачи при наличии двух и более показателей затруднено и может привести ко всякого рода необоснованным решениям. Система ТО характеризуется не только большим количеством элементов, но и сложностью внутренней структуры. Поэтому предварительно необходимо решить ряд вопросов в структурном порядке:
оценить качество технического обслуживания, ремонта и материально-технического обеспечения;
выполнить мероприятия направленные на повышение исправности РТС; создать оптимальную структуру системы ТО;
выполнить требования по оперативной гибкости и живучести системы;
определить (ограничить) на каком-то уровне затраты на систему.
Если проанализировать основные характеристики системы ТО, с помощью которых можно оценивать эффективность, то эти характеристики можно условно объединить в три группы.
Первая группа - характеристики, определяющие оперативно-тактическую эффективность системы, оценивают степень выполнения задач, стоящих перед системой ТО.
Вторая группа - характеристики, определяющие техническую эффективность системы, количественно оцениваются эксплуатационно-техническими показателями.
Третья группа - характеристики, определяющие экономическую эффективность системы.
Рассмотрим вышеназванные группы.
Под оперативно-тактической эффективностью системы понимается совокупность показателей характеризующих в количественном отношении способность системы решать задачи стоящие перед ней. Оперативно-тактическая эффективность системы помогает выявить степень соответствия системы ТОиР требованиям решаемых задач.
Под технической эффективностью понимают показатели в количественном отношении определяющие техническую сторону системы, возможности РТС, используемых в системе.
Экономическая эффективность - совокупность показателей, характеризующих материальные затраты на систему. Определить экономическую эффективность системы - значит ответить на вопрос: какой ценой достигается оперативно-тактическая и техническая эффективность.
Для оценки эффективности системы ТО необходимо определить степень ее влияния на надсистему, т.е. на систему более высокого порядка. В качестве надсистемы возьмем радиолокационную систему (РЛ системой), под которой будем понимать совокупность радиотехнических средств, определенным образом размещенных на территории и функционально связанных между собой для решения задач контроля воздушного пространства .
Так как основным предназначением РЛ-системы является своевременное обнаружение, опознавание, определение текущих координат, и непрерывное сопровождение воздушных объектов, то первостепенное значение при оценке эффективности ТО имеет оперативно-тактическая эффективность, то есть совокупность показателей определяющих эту эффективность.
Кроме того, количественный результат достижения эффективности определяется готовностью РТС к использованию. С учетом этого для оценки эффективности системы ТО может быть предложен обобщенный (интегральный) показатель эффективности ТО. Коэффициент, который определяется по следующей формуле :
где К ^ - реализуемые и требуемые коэффициенты непрерывности трасс; К° р, - реализуемые и требуемые коэффициенты обеспечения рубежей; К рлп, К^ п - реализуемые и требуемые коэффициенты по площади радиолокационного поля; - коэффициент готовности РТС, используемых в РЛ-системе.
Коэффициент готовности радиотехнических средств может быть определен по формуле:
где М испр - количество исправных РТС; М общ - всего РТС; К т{ - коэффициент готовности 1-го РТС.
Количество исправных радиотехнических средств определяем следующим образом
Если Кэф.расч > Кэф.тр, то система ТО обеспечивает выполнение задачи. Если не выполняется - то необходимо увеличивать количество РТС, увеличивать производственные возможности системы ТО.
Таким образом, расчет обобщенного показателя эффективности системы ТОиР предложенного варианта может выглядеть следующим образом:
- 1. Рассчитываем эффективность системы ТО по выбранному показателю.
- 2. Рассчитываем коэффициент эффективности ТО с учетом исправности РТС, производственных возможностей ремонтных органов, материальных средств, силах и средствах ремонта.
- 3. Рассчитывается коэффициент эффективности после восстановления неисправных РТС.
- 4. Производится анализ результатов расчета.
- 5. Сравнивается рассчитанная эффективность ТО и определяются мероприятия по совершенствованию существующей системы.
ЛИТЕРАТУРА
- 1. Олейников Л.Ф. Эксплуатация и ремонт вооружения и военной техники радиотехнических войск на этапе перевооружения. - М.: Воениздат, 1990. - 216 с.
- 2. Научно-технический отчет по НИР «Мицелий». - Тверь: в/ч 03444, 2000. - 92 с.
Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : нет | Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0 |
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет | Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0 |
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: | Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: |
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: |