Что нужно для горячего батика. Техника "холодный батик"

Одним из популярных направлений в росписи ткани является “холодный батик”. Интересные образы рождает это сочетание слов. У меня сразу возникает ощущение чего-то кристального, прозрачного и сверкающего на солнце. Сразу появились вопросы: а почему холодный? Если есть холодный, значит, должен быть и горячий? Если я права, то в чем отличие?

Эта техника появилась в начале 20 века. Её основная особенность в том, что в качестве резервирующего применяется состав из бензина, парафина и резинового клея.

Резервирующий состав не нужно плавить как воск в случае с горячим батиком. И можно работать в обычном температурном режиме. Состав представляет собой густую, как тесто для блинчиков, смесь с резким бензиновым запахом. Резерв наносится на ткань с помощью стеклянной трубочки.

Стеклянную трубочку условно можно разделить на три части: первая — самая длинная — сама стеклянная трубка, вторая часть имеет форму шара, именно там находится резерв, а третья часть — изогнутый носик с узким отверстием, через который вытекает резерв.

При рисовании состав из резервуара вытекает на ткань через кончик с узким отверстием. В зависимости от решаемых задач применяются трубки с разным диаметром выходного отверстия.

Резервом создаем замкнутые контуры, не дающие протекать краске, таким образом на ткани появляются четкие границы для заполнения цветом.

Контур применяется не только для создания границ, но и как самостоятельный декоративный элемент. Благодаря четко очерченному контуру работа получается более графичной.

Резервирующий состав можно приготовить самим, но проще купить в специализированном магазине. Сейчас представлен огромный выбор контуров как бесцветных, так и цветных.

При покупке внимательно смотрите на однородность консистенции (не должно быть никаких примесей и осадков), а также на срок годности.

Стеклянные трубочки тоже продаются в магазинах. Для качественной работы очень важное значение имеет угол наклона носика трубочки. Он должен быть 135 градусов. При выборе обратите внимание на кончик трубочки, там не должно быть сколов и трещин.

Работа стеклянной трубочкой требует некоторой сноровки. Рука находится на весу. Чтобы избежать капель, кончик трубочки нужно вытирать от излишков резерва.

Чтобы получались линии одинаковой толщины, старайтесь двигать рукой равномерно. Закончив работу с трубочкой, поверните ее носиком вверх, резерв уйдет в резервуар, что предотвратит вытекание контура.

После того как работа закончена, трубочку нужно промыть растворителем или уайт спиритом, чтобы предотвратить высыхание резерва внутри. Если все-таки резерв высох и закупорил носик трубочки, можно попробовать прочистить его тонкой проволокой. Действовать нужно предельно аккуратно, чтобы не повредить инструмент.

Выбирая основу для батика, остановитесь на тканях из натуральных волокон. Хотя тут открывается огромное поле для экспериментов. На разных тканях краска будет вести себя по-иному.

Когда я рисую на хлопке, получаются очень яркие, насыщенные цветовые пятна, на шелке — тонкие, сложные переходы. Хлопок матовый, соответственно, и цвет на нем звучит ярко и определенно, шелк нежен и имеет свой блеск, краски на нем сияют.

Перед началом работы любую ткань нужно очистить от узелков, постирать и тщательно прополоскать.

Важное значение имеет степень натяжения ткани на подрамник. Ткань должна быть натянута равномерно со всех сторон, продольная и поперечная нити материала перпендикулярны друг другу. Идеальной считается ткань, натянутая как барабан.

Подрамники для батика могут быть любые, от обычных до специальных — раздвижных. Главное, чтобы кнопки легко входили в подрамник. Меня очень выручают силовые кнопки с цветными пластиковыми головками.


Следующий пункт — краски. Краски по ткани делятся по способу их фиксирования — это анилиновые (закрепление паром) либо акриловые (проглаживание горячим утюгом).

Я предпочитаю работать с акриловыми красками по ткани. После окончания работы проглаживаю ткань утюгом с изнаночной стороны. Температурный режим выбираю подходящий ткани.

Рассмотрим основные этапы работы в технике “холодный батик”, как это делаю я.

Первый пункт — идея, мысль (делаем эскизы). Затем рисуем чистовой вариант в масштабе 1:1. Это может быть подробный эскиз в цвете или линейное изображение.

Берем кусок ткани размером немного больше подрамника, на котором будем работать. Ткань выбираем натуральную — хлопок, шелк и т.д. Ее нужно постирать и хорошо сполоснуть.

Подкладываем чистовой вариант эскиза под ткань и аккуратно переносим рисунок. Можно или простым карандашом (!!! не отстирывается) или специальным фломастером, который при соприкосновении с водой исчезает.

Берем подрамник, кнопки и начинаем натягивать ткань (рисунком вверх). Сперва закрепляем кнопками по углам, затем натягиваем середины сторон, достигая максимального натяжения ткани. Обратите внимание, чтобы нити ткани были перпендикулярны друг другу, без перекосов.

Далее идет работа с резервом и трубочкой. Набираем в трубочку резервирующий состав с помощью медицинской груши. Вытираем кончик трубочки. Прикладываем трубочку с резервом к рисунку на ткани и начинаем вести линии. Стараемся, чтобы контур был замкнутым, иначе краска «убежит» в другую часть рисунка.

После того как контур нанесен, ждем 2 часа до полного его высыхания. Пробуем нанести кисточкой чистую воду внутрь замкнутых контуров. Если контур пропускает воду, нужно нанести еще один слой резервирующего состава уже с обратной стороны.

Когда резерв нанесен, высушен и проверен, можно приступать непосредственно к работе красками. Краски по ткани водорастворимые. Нам понадобятся кисточки, вода и палитра. Некоторые мастера предпочитают наносить краски губками или спонжами. Возможен и такой вариант, выбор за Вами.

Надеюсь, описанные выше этапы работы помогут Вам в работе над своим первым батиком. Не стоит пугаться сложных инструментов, особенностей техники — все приходит с опытом. Ведь Вы получите еще один великолепный способ творческого самовыражения, и кто знает, куда приведет Вас этот путь.

Процесс работы над батиком очень интересен и красив. Это захватывающее зрелище. Немного времени пройдет, и Вы начнете чувствовать ткань, поведение краски на ней. Именно тогда волшебные переходы будут рождаться не случайным образом, а благодаря осознанному применению знаний, полученных с опытом. Попробуйте, Вам понравится!

А про технику горячего батика, я расскажу Вам в следующей статье.

Батик- материалы.

МАТЕРИАЛЫ

Что нам потребуется:

ТКАНЬ.

Ткань лучше выбрать натуральную. По составу - шелк, хлопок, тонкая шерсть, лен.
Начинать проще всего на хлопке. Удобно учиться и затрат минимум. Хлопок послужит для панно, картин. А вот для одежды, особенно после воска - в горячем батике - не подойдет. Для «тренировки» можно брать лоскуты от бывших простыней, рубашек. Плюс в том, что они многократно стираны, а значит, легко будут впитывать краску, но и минус - на старой ткани краски заметно блекнут.
Недостаток синтетических тканей в том, что они недостаточно хорошо впитывают воду, краска может плохо растекаться. При выборе ткани можно сделать следующее - на постиранную ткань капнуть воды или краски. Если капля лежит на поверхности и не растекается, то для росписи такая ткань не подойдет. Если краска наносится легко, можно работать. Но стоит учесть, что при высоких температурах (при фиксации краски утюгом или в духовке) синтетика имеет свойство плавиться.
Шелк - самый лучший вариант. Для изготовления предметов одежды и аксессуаров - идеален. Цена выше, зато работать с шелком интереснее, появляется больше возможностей.

При покупке в специализированных магазинах достаточно спросить шелк под роспись (неаппретированный неокрашенный).
Видов шелка множество. Вот несколько разновидностей.
Информация с сайта Московского шелкового комбината «Красная Роза» http://www.red-rose.ru/product.html
К классическим шелковым тканям относятся:
. Креп-шифон - наиболее тонкая, легкая прозрачная креповая ткань полотняного переплетения. Выпускается гладкоокрашенными и набивными.
. Креп-жоржет - тонкая полупрозрачная креповая ткань полотняного переплетения. Отличается повышенной упругостью и малой сминаемостью.
. Крепдешин - креповая ткань полотняного переплетения. Ткань непрозрачная, с умеренным блеском и зернистой поверхностью.
. Атлас - креповая ткань атласного переплетения. Изнаночная сторона, образованная креповыми нитями имеет зернистую поверхность. Лицевая гладкая, блестящая. Расцветка гладко крашенная и набивная.
. Туаль - ткань из натурального шелка сырца полотняного переплетения. Гладко крашеная. Применяется в качестве подкладочной ткани.

В продаже есть всевозможные шелковые ткани - жаккард, фактурный шелк, атлас-стрейч, дикий шелк. Но роспись по ткани со сложной фактурой более трудоемка, и, для батика, как правило, выбирают все те же классические туаль, атлас, крепдешин.

На что натянуть

Чтобы расписывать ткань, ее необходимо закрепить на рамке или пяльцах.
Пяльцы - удобный вариант для небольших по размеру работ или для росписи фрагмента одежды.
Но чтобы проникнуться всем великолепием батика, нужен больший размер, и здесь понадобится рама.
Выбирайте - сколотить самим подрамник нужного размера или купить уже готовую.
Готовые специальные рамы для батика удобны тем, что они, как правило, раздвижные - можно установить любой размер. А еще они бывают со специальными приспособлениями для натяжения ткани (крючочки, дырочки для кнопок и т.п.).

Для закрепления ткани на деревянную раму используем обыкновенные кнопки или булавки. Если ткань очень тонкая - помогаем иголкой и ниткой.
Не очень приятны «классические» кнопки с отогнутым уголком, который, врезающимся клином, будет раздвигать и рвать ткань.

Как натянуть на раму.

Те, кто шьет, прекрасно знает, как кроится одежда. Всегда выверяется долевая нить. Направление долевой нити - вдоль кромки. Поперек - соответственно поперечная. По долевой ткань почти не растягивается, чуть больше растягивается поперек. А вот по косой, по диагонали - ткань можно очень сильно растянуть, деформировать.
Поэтому при натяжении мы стараемся соблюдать эту строгую параллельность-перпендикулярность. За углы, что есть силы, не оттягиваем, а наоборот - стараемся из серединок закреплять до уголков. Кнопок или булавок потребуется довольно много. Натягиваем довольно сильно, чтобы ткань не провисала.

Если рамка самодельная, не раздвижная, а размер ее больше, чем лоскут ткани, который будем расписывать, то можно пришить кусочки другой, ненужной ткани по краям, чтобы у разных тканей совпадало направление долевой нити, и затем натянуть, закрепляя за пришитые «ненужные» лоскуты.

Не забывайте важную вещь - ткань берем с небольшим запасом по всем четырем сторонам. Когда наш батик будет готов, его нужно будет оформлять - подшивать или вставлять в раму.

КРАСКИ

Красок много, хороших и разных. На любой вкус и кошелек.

Условно поделим краски по способу закрепления на ткани - «под утюг» и «под запаривание».
Чтобы зафиксировать на ткани краски «под утюг» достаточно прогладить утюгом. Для красок «под запаривание» этого недостаточно, дополнительно их необходимо обрабатывать паром около часа.
При покупке красок уточняйте у продавцов способ закрепления краски. У красок разные составы, разные свойства.
Например, если краска «под утюг» высыхает, пользоваться ей нельзя - растворяться водой она не будет. Краски «под запаривание» можно развести снова. На этом основаны некоторые эффекты, которые недоступны при работе с красками «под утюг». Например, интересные вещи получаются, если размывать водой окрашенную ткань или посыпать на мокрую ткань высохшую «пыль» от таких красок. Также краски, для которых необходимо запаривание, более текучие, ими проще сделать плавный переход цвета, и именно их, как правило, используют для художественной росписи.
Есть мнение, что они более яркие, темные, и мне тоже так казалось, пока я не попробовала черную краску «под утюг».
Цены на краски очень отличаются, но нельзя сказать, что красители «под утюг» существенно дороже красителей «под запаривание» - все зависит от конкретных производителей красок.

Я начинала с набором «Хобби-батик» от «Гаммы». Такие краски необходимо запаривать.

На фото 2 варианта. Набор в темной коробке уже не выпускается, но еще продается в некоторых магазинах. В светлой коробке - новинка, изменилась форма баночек и упаковка. Содержание осталось прежним. Особенно понравилась инструкция, входящая в набор, где все технологии описаны сжато, четко и понятно.

В состав набора входит пять красок (красная, желтая, зеленая, синяя, черная), стеклянная трубочка и резерв в тюбике. Трубочка и резерв используются в холодном батике. Про них написано ниже.
Обратите внимание - резерв в тюбике более густой, чем это нужно для работы, очень рекомендую купить дополнительную баночку резерва.
Дополнительно к пяти краскам, входящим в набор, можно отдельно купить еще краски: оранжевую, алую, бирюзовую, пшеничную, красно-коричневую и фиолетовую.
Плюсы таких красок. Во-первых, доступность. Набор «Хобби-батик» продается очень во многих местах. Поищите в ближайшем магазине канцтоваров. Недорогая цена. Идеально для того, чтобы учиться..
Плюс также и в том, что после высыхания, их можно разбавлять водой. Но не злоупотребляйте! Разводить бесконечно высохшие краски, конечно, не стоит - ухудшится их качество.
Краски эти необходимо запаривать, и минус таких красок - риск, что при запаривании краска потечет. На ткани краска держится не очень хорошо. Если вы собрались расписывать предметы одежды, то не исключены неприятные сюрпризы при стирке и запаривании. А для панно на стену краски вполне подходят - за годы, проведенные на стенах солнечной комнаты, мои работы так и не выгорели.
Еще из отечественных красок, которые необходимо запаривать, нужно упомянуть про анилиновые краски в таблетках, продающиеся в хозяйственных магазинах. Плюсы и минусы остаются те же - доступная цена, но риск испортить работу при запаривании.

Теперь про краски «под утюг»
Совсем недавно «Гамма» выпустила наборы акриловых красок для ткани - 5 или 9 красок, резерв, трубочка, инструкция (фото взяты из буклета «Гаммы»).

И еще можно докупить дополнительно другие цвета по отдельности. Всего 25 оттенков, из них 9 - флюоресцентные (ну очень яркие).

Плюсы те же - доступность по цене, удобно учиться, яркие и насыщенные цвета, удобно закреплять. Возможно, они уже появились в «ближайшем магазине канцтоваров».

Импортные, дорогие краски под утюг. Я пользовалась немецкими красками “Javana” и “Marabu”. Очень хорошие, яркие, прекрасный выбор цветов. Испытала приступ удивления, когда отутюженный батик не окрасил воду, в которой я его стирала.

Совет. Если покупаете такие краски, не надейтесь купить несколько основных цветов и, смешивая, получить остальные оттенки. Лучше купить именно те, которые будут в вашей работе, и смешивать как можно меньше! Цвета уже сложные, и при смешивании может получиться грязь.
Краски фиксируются утюгом, при этом очень устойчивы, прекрасно держатся на ткани, не выгорают и не отстирываются. Высокое качество по высокой цене.

“Javana” и “Marabu” очень известные марки, но существует еще много фирм-производителей красок, резервов и прочих материалов для батика.

Не забывайте уточнять у продавцов способ закрепления красок, для чего и как используется краска. Здесь везде речь идет о красках жидких, “silk”, «для шелка», а еще бывают покрывные, густые - “textil”, «для текстиля». Они наносятся на ткань, не растекаясь. Это совсем другая технология росписи.
Например, отечественные акриловые (густые) краски, такие как Olki.

Внимательно читайте инструкции - в них может быть ограничение по составу ткани - например, краска только для натуральных тканей или в смесовых тканях строго ограничивается процент синтетики.
Как наносить красители на ткань.

Краски «для запаривания» обычно очень концентрированные. Их предварительно разводят. Для холодного батика краски рекомендуют разбавлять раствором соды (1 чайная ложка на стакан кипяченой воды) в пропорции 1:1. Для горячего батика - просто водой. Растворы хранят не более двух дней.
Для растворов красок заранее запаситесь пластиковыми баночками, стаканчиками из-под творожков-йогуртов.
Краски «под утюг» после высыхания уже не используют. И использовать для них дополнительные емкости, вроде пластмассовой палитры - только тратить время на отмывание оной, так как краска в процессе работы очень быстро высыхает. Удобно набирать кистью прямо из банки, и уже смешивать на блюдце или в той же пластиковой баночке.

Чем наносится краска.

Кисточки - как в акварели - круглые, мягкие (белка, колонок), большие - для покрытия больших площадей, маленькие - для «ювелирной работы». Не забываем тщательно промывать их после работы. Особенно после красок «под утюг».
Если нужно покрыть ровно большую поверхность, можно использовать поролон (отрежем от хозяйственной губки), или вату, намотанную на палочку, карандаш, или вилку. Можно закрепить тампон нитками. Использование ватного тампона вместо кисти очень актуально в горячем батике. Когда краска наносится поверх воска, кисть можно легко повредить, «засалить» об провощенную поверхность ткани.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГОРЯЧЕГО БАТИКА

В горячем батике участки ткани, куда не должна попасть краска, покрывают расплавленным воском. В классическом батике использовали натуральный воск, теперь под воском подразумеваются парафиновые или стеариновые свечи. Продаются все в тех же хозяйственных магазинах. Самые обыкновенные хозяйственные свечи. Чем бесцветнее, тем лучше.

Для нанесения воска художники используют специальные леечки, трубочки, модули, но мы, для начала, вполне можем обойтись кистью. Кисть должна быть жесткой. Лучше пара разных кисточек - побольше и поменьше. Желательно - щетина и длинная деревянная ручка. Длинная - чтобы не обжечься. Деревянная - чтобы не плавилась и не нагревалась. После работы воск застынет, его не отмыть и не удалить. Оставляем до следующего раза, и точно так же будем ими работать. Одним словом - кисти для воска - это кисти ТОЛЬКО для воска, или «которые не жалко».

Для того, чтобы расплавить воск, понадобится техническая посуда. Это жестяная баночка, в которую поместим воск, и кастрюлька, ковшик или миска - в которую нальем воды и поставим банку с воском, то есть - разогреем на водяной бане - на плите или электрической плитке.

Заранее запаситесь большим количеством старых газет. Они будут необходимы для удаления воска с готовой работы. Новые не годятся - могут испачкать типографской краской ваш шедевр. Буквы в зеркальном отображении в ваш замысел не входят, правда ведь?

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ХОЛОДНОГО БАТИКА

В холодном батике наносят контур, который не дает краске растекаться. Контур, резервирующий состав или резерв - это одно и то же - представляет из себя густую массу, и для того, чтобы он ложился на ткань тонкой ровной линией, контур наносят из специальных тюбиков с тонким «носиком», а чаще всего из стеклянной трубочки.

У трубочек тонкий носик - от его диаметра зависит ширина линии, и расширение - резервуар для резерва. Трубочки очень хрупкие, поэтому лучше сразу купить несколько.
При покупке трубочек обращайте внимание на носик. Абсолютно одинаковых трубочек не встречала, и каждая из них делает свою линию.

Чтобы набрать резерв в трубочку, в инструкциях рекомендуют воспользоваться резиновыми грушами. Но на практике вдувают собственными легкими. Не торопясь и очень осторожно! Для работы вполне достаточно наполовину заполнить выпуклый резервуар трубочки.

Наносится контур из трубочки почти так же, как обычно рисуем или пишем, например, ручкой, правда, гораздо медленнее. Но если надолго задержать трубочку в одном месте, вместо линии получится некрасивая клякса.

Можно попробовать сделать самим приспособление для нанесения резерва, заменяющее трубочку. Берете пустой стержень от гелиевой ручки. Снимаете наконечник. Промываете-продуваете трубочку от чернил и геля. Иголкой изнутри наконечника выдавливаете шарик. Вставляете наконечник на стержень. Трубочка готова. Пользоваться точно так же, как и стеклянной. Немного неудобно набирать резерв, но зато такой трубочкой получаются поразительно тонкие линии. Наносите резерв не спеша и внимательно - очень тонкие линии таят подвох - пропускают краску. И так как наконечник железный и достаточно острый, он может царапать и цеплять ткань.

Важное правило - трубочки всегда очень тщательно промываем после работы. Чем резерв растворяется, тем трубочки и мыть. Если водой - то водой, а если бензином - то бензином, можно растворителем для масляных красок, и после - горячей водой с мылом.
Промываем так - несколько раз набираем воду или растворитель, и с усилием выдуваем.
Если резерв застынет, трубочкой пользоваться станет невозможно.

Импортные резервы продаются в тюбиках с тонкими длинными наконечниками. Наконечники бывают сменные, с отверстиями разных диаметров. Из этих же тюбиков резерв наносится на ткань. Когда он закончится, можно приобрести баночку с резервом, и, поместив резерв в тюбик, продолжить им работать.

При нанесении из тюбиков нужно постоянно выдавливать резерв, а из трубочки он вытекает сам. С трубочкой работать гораздо удобнее.

Теперь о резерве.
Условно поделим его на две группы - те, которые разбавляются водой (как правило, это импортные резервы), и те, которые разбавляются бензином (как правило, отечественные, в частности «Гамма»).

Еще существуют декоративные контуры, которыми можно украшать работу, но при всем своем великолепии краску не держат, пользоваться ими как резервом нельзя, они для этого не предназначены. Есть даже фломастеры по ткани, что уж совсем упрощает роспись.

Плюсы импортного резерва - разнообразные оттенки, в том числе и золотистые-серебристые, нейтральный запах, просто разбавить водой, просто отмыть трубочку.
Минус же перекрывает многие плюсы. Он не достаточно хорошо «держит» краску.
Видимо, это происходит из-за того, что он растворяется водой. Например, если покрыть ткань обильно краской или водой с двух сторон от линии контура - тот, что растворяется бензином, выдержит такой «напор», так как от воды не растворяется. Пропустить краску он может только там, где контур прерывается, либо в том случае, когда краска перетекает поверх контура. А если то же самое попробовать сделать с резервом, растворяемым водой, то раствор краски начнет и окрашивать контур, и, как мне показалось, подмывать его. В итоге краску он сдерживает как-то произвольно, непредсказуемо, появляются неприятные протечки.

Поэтому начать лучше всего будет с проверенного «Гаммовского» резерва.
Из минусов такого резерва - только малоприятный запах, и то, что отмывать его с трубочек необходимо не водой, а тем же бензином или растворителем.
До недавнего времени «Гамма» выпускала только бесцветный резерв, а теперь к нему добавились новинки - красный, синий, зеленый и черный (а позже еще и золотой, серебряный и медный).

Если резерв густоват для работы, его разбавляют бензином.
Когда в помещении прохладно, он может стать более густым. Чтобы резерв размягчился, слегка погрейте баночку в руках или поставьте ее ненадолго в теплую воду.

Важное замечание - такой резерв нельзя хранить на морозе. На первый взгляд, он остается таким же, но потеряет свои свойства. Если резерв замерзнет при транспортировке, работать им будет нельзя!

Отдельно расскажу про бесцветный резерв. Мне нравится работать с бесцветным контуром. Если окрашивать ткань в несколько слоев, контуры получаются разноцветными, с переливами.
При высыхании бесцветный контур становится почти незаметным. И окрашивать почти «в слепую» очень неудобно. Можно смешать бесцветный и совсем немного цветного (главное, чтобы они оба растворялись бензином). А еще можно подкрасить контур масляной краской, предварительно обезжиренной, либо пигментом для масляной краски. В отдельной маленькой баночке мешаем резерв, капельку бензина и капельку масляной краски до однородного состояния. Таким способом добиться насыщенного цвета у резерва трудно, но вполне достаточно для того, чтобы он был заметен на ткани.
Нанесенный на ткань и высохший бесцветный контур можно «обнаружить», если увлажнить ткань.

Если резерв плохо вытекает из трубочки, немного разводим. Импортный - водой, «Гаммовский» - бензином. По чуть-чуть, методом проб и ошибок, пока он не станет выходить ровно, без прерываний. Если перестараться и разбавить очень сильно, контур на ткани расплывется, и краску держать не будет.
Очень удобны баночки из-под фотопленок с крышечками. В одной можно хранить разведенный для работы резерв, а в другой бензин или растворитель для отмывания трубочки.

Когда нет возможности купить резерв, либо не устраивает готовый, возникает желание сварить его самим.

На интересных сайтах, посвященных батику и не только, найдены хорошие рецепты резерва и описания, как его делать.

Рецепты с сайта Дарьи Чужой
http://darja-21.narod.ru/Batik-kurs.htm

Рецепт-1.
. 100 граммов резинового клея марки "А"(другие марки не подходят)
. 25 граммов парафина (одна хозяйственная свеча около 30 гр.)
. 100 граммов бензина (любого)
. 1 грамм канифоли

Компоненты смешивают следующим образом: в техническую огнеупорную посуде (кастрюльке) наливают бензин, в нём растворяют клей, затем добавляют мелко наструганный парафин и канифоль. Посуду ставят на маленький огонь, на водяную баню (желательно на электрическую плитку, т.к. состав очень легко воспламеняем) и, постоянно помешивая, варят не менее 15 минут, не доводя до кипения. Показателем готовности является растворение всех компонентов и однородность состава.

Рецепт - 2
. 200 граммов резинового клея только марки "А"
. 200-250 граммов бензина или разбавителя № 2
. 20 граммов парафина (свечки).

Приготовить, как в первом рецепте.

Хранить резерв в тёмном месте, в стеклянной посуде, герметично закрытым, иначе бензин испарится и состав загустеет. Если же такая неприятность случится, то отчаиваться не стоит и выбрасывать не годный уже р.с., тем более. Возьмите тот же бензин, который использовали для приготовления состава, и просто разбавьте р.с. до нужной густоты, если потребуется, то немного разогрев его на водяной бане.
После приготовления, или разбавления, состав применять можно не ранее, чем через сутки, предварительно попробовав его на ненужном куске ткани.

Рецепты с сайта «Галерея Надежды Шубиной»,
материал Из книги "Подарки из батика", автор А. Я. Жолобчук
http://members.tripod.com/~shubina_galle ry/library/batik/batik5.htm

Приготавливая резерв для холодного батика, следует строго придерживаться правил пожарной безопасности. Резерв варится на водяной бане на закрытом огоне (электроплите с закрытой спиралью) в хорошо проветриваемом помещении.
В металлическую или стеклянную банку насыпают измельченный парафин. И для того чтобы он расплавился, ставят на водяную баню в небольшой сосуд с маленьким количеством кипящей воды так, чтобы банка с парафином могла в ней стоять вертикально. Если резерв приготовляется в стеклянной банке, то в воду на дно необходимо положить кусочек ткани, чтобы в кипящей воде стеклянная банка не треснула.
Когда парафин расплавится, в него вливают резиновый клей, воск, канифоль, вазелин в соответствии с рецептом, хорошо размешивают и потом постепенно вливают бензин. Смесь нагревают на кипящей водяной бане, получая, таким образом, однородную массу, готовую к применению - резерв.
Приготовленный резерв хранится в плотно закрытой посуде. При длительном его хранении парафин, воск выпадают в осадок, бензин испаряется. Поэтому перед использованием резерв следует подогреть на водяной бане, и если он загустел, долить немного бензина. Количество бензина в предлагаемых рецептах может колебаться в пределах 20-30г. меньше или больше - это зависит от густоты резинового клея. В процессе изготовления резерва бензин следует вливать не весь сразу, а по частям, при этом делая пробы резерва на ткани, которая подлежит росписи. В холодном батике резерв не удаляется, а остается на ткани.
Наиболее используемым и распространенным является рецепт № 1. Получаемый резерв прозрачен, дает чистый контур, при высыхании не виден. Резервы с добавлением пчелиного воска пластичны, хорошо растекаются, но при высыхании получается желтый контур.
Если в задуманном вами произведении нужен цветной контур, то резерв можно подкрасить. Для этого применяют художественные масляные или печатные краски, которые для этого обезжиривают: краску выдавливают на пористую бумагу, сдавливают под небольшим прессом. Когда жировые пятна на бумаге станут еле заметными, то это значит, что краска обезжирилась и ее можно смешивать с приготовленным резервом. В одной работе можно применять несколько цветных резервов, в зависимости от ваших идей.
Следует учесть, что резервы с применением масляных и печатных красок дольше высыхают.
Правильно приготовленный резерв имеет хорошие текучесть и пластичность, пропитываемость ткани. Если во время приготовления резерва в него добавили слишком много парафина, то он плохо пропитает ткань и будет лежать сверху так называемой колбаской. Такой резерв очень ломкий - через трещины он будет пропускать краски («стрелять»), которые будут заходить друг на друга и смешиваться в совершенно не нужных вам местах.
Если в резерве содержится больше положенного резинового клея, то, при наведении контурных линий из носика трубочки, будут отделяться тоненькие волоски клея (паутинки) и оседать на ткань в ненужных местах. Удалить их почти невозможно, и во время крашения они образуют не закрашенные линии.

Итак, нам понадобятся
- ткань;
- рама и кнопки (или пяльцы);
- краски;
- кисточки;
- для горячего: воск (свечи), кисти для воска и техническая посуда (жестяная банка и миска) и газеты;
- для холодного: резерв и трубочка (либо резерв в тюбике);

А также нам понадобятся фен (для сушки), утюг, электроплитка (или плита), уксус (для полоскания и запаривания), бензин, растворители, емкости для разведения красок или резерва. Всегда под рукой тряпочки-салфетки.

Теперь о технике безопасности!

Меня постоянно преследует информация о вреде материалов, с которыми работают при создании батиков. Говорили, что страшно вредны анилиновые красители (я в меру своей химической безграмотности считала все отечественные краски для ткани анилиновыми), жуткие вещи прочла про пары парафина (в горячем батике, когда свечки растапливаются на водяной бане) - умоляю, не дышите над ним! Сама с трудом переношу запах бензинорастворимого резерва.
Вывод - обязательно и всегда работать в хорошо проветриваемом помещении. Это очень важно!
Если передумали делать батик из-за «вредности», то обратите внимание на то, что все материалы продаются свободно, и при этом как материалы для хобби. На курсах и в студиях батиком занимаются дети и беременные женщины.
Бояться не стоит, но осторожность лишней не бывает.

Обратите внимание также на то, что все, с чем Вы будете работать - бензин, парафин - являются легко воспламеняемыми веществами. Краски по текстилю даже находятся в запрещенном списке при отправлении посылок почтой, как огнеопасные.
И воск разогревать будет гораздо безопаснее на электроплитке, чем на открытом огне.
Будьте крайне внимательными!

Искусство росписи тканей дало миру сарафаны России, расписанные ткани и сари Индии, необыкновенные кимоно Японии. Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи ткани – батик.

История батика

Техника батика насчитывает не одну сотню лет, в течение которых она все усложнялась и совершенствовалась. Это очень древнее художественное ремесло. В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск.
Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, «чантингом», а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги.
Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы называют батик «амбатик», что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются V веком н. э.
Среди других находок, относящихся к глубокой старине, – японские ширмы периода Нара (646 - 794). Считается, что они были расписаны или китайскими художниками, эмигрировавшими в Японию, или на их родине.
Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. н. э. Изобретение шелка также приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в I тысячелетии до н. э. его вполне могли производить и в Индии). НО то, что батик применяли в Китае во времена династии Суй (710 – 794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру – вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому-то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути. Есть свидетельство, что к 1677 году торговля шелком из Индии распространилась на о. Ява и в Персию.
Во времена китайских династий Суй (581 – 618) и Тан (618 – 907) Япония находилась под большим влиянием Китая, поэтому вполне возможно, что именно тогда батик из Китая был экспортирован в Японию. Об этом свидетельствуют и ширмы, относящиеся к периоду Нара (646 –794). В Японии в VIII веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно.
В былые времена японцы много времени проводили сидя со скрещенными ногами, поэтому им нужна одежда, не стесняющая движений. Кроме того, в этой стране, как, впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев.

Роспись по ткани с применением воска в Японии часто сочетали с другими техниками окраски – например, с узелковой техникой, позволяющей создать очень сложные узоры.
В начале XIX века Миязаки Юзен (по другим источникам Миядзани Юдзен) создал собственный стиль, используя и трафареты, и крашение с защитным составом. Его работы сразу можно отличить: великолепные рисунки располагаются в пределах четко выделенных участков.
Батик завоевал особую популярность на о. Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Йоджакарта, Соло, Чиребон, Пекалонган, Тегал, Таксималая, Индрамаю, Гарут, Лезам и Семаранг – такие звучные «имена» носят крупные центры производства батика на острове. Одежду из тканей с узорами, выполненными в технике батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.
На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или кавунг (с круговыми элементами). На Центральной Яве используют более темные краски, чем не северном берегу острова, где ткани расписывают в основном с целью продажи.
Северную Яву часто посещали арабские и китайские купцы, прибывающие из-за моря. Традиционные мотивы здесь несколько изменились в угоду вкусам потенциальных покупателей. Кроме того, в ярких красках – розовой, желтой и синей, которыми искусно изображены птицы и цветы, четко прослеживается влияние Китая.
Ислам запрещает изображать людей и животных, поэтому, когда он распространился на о.Ява, изображения на ткани стали более стилизованными, а среди красок начал преобладать священный для мусульман зеленый цвет. В то же время голландские купцы предпочитали европейские мотивы – их привлекали букеты, бабочки и птицы. Интерес к батику в Европе подхлестнула и книга по его истории, написанная генерал-губернатором о. Ява Томасом Раффлсом.
В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней такие предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме. Для получения наибольшей прибыли с наименьшими затратами при воспроизведении сложных яванских узоров была разработана новая технология. Чтобы обучать рабочих, голландцы не поскупились нанять индонезийских мастеров. Возвращаясь на Яву, эти специалисты, в свою очередь, налаживали производство батика на родине. В то время воск наносился с помощью печатных штампов, что значительно удешевило и позволяло получать очень сложные узоры. Для тканей с раппортным узором штампы подгоняли друг другу.
Поле резкого обвала мировой экономики в 1920-х годах батик из промышленного производства снова стал ремеслом одиночек. В Голландии открылась школа батика, он превратился в прикладное искусство. Зачастую замысловатые и стилизованные изделия в технике батика сильно повлияли на стиль модерн и таких художников, как мадам Пангон, Крис Лебо и Чарльз Ренни Макинтош.

Материалы и инструменты

Ткань – из натурального шелка (крепдешин, шифон, туаль, креп-жоржет), но можно использовать и хлопчатобумажные ткани (батист, штапель, тонкий поплин, маркизет). Ткань можно купить метражом и в виде готовых платков, галстуков или шарфов.
Краски – выбор красок для росписи по шелку достаточно велик. Одни краски разводятся только спиртом, другие разбавляются также и водой. Отличаются они и по способу закрепления – утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром, причем каждая из них имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. И все же бесспорное предпочтение знатоки отдают высококачественным краскам французской фирмы «Lefrans & Bourgeois», закрепляемым путем запаривания. Можно использовать анилиновые красители как отечественного, так и импортного производства. Высококачественные краски итальянской фирмы «Maimeri» и «Maimeri idea» закрепляются утюгом. Краска для росписи ткани marabu фирмы «Дигл Дизайн» (silk, textill).На сегодняшний день на рынке имеется множество подобных красителей. Из отечественных красителей удобен в применении набор для росписи тканей «Батик», «Ученик» фирмы «Гамма». Он конечно уступает импортным красителям, но для начинающих это замечательный вариант.
Контурный состав – Для каждой краски подходит определенный контурный состав, обычно фирма производящая текстильные краски производит и контурный состав, подходящий для нее. Как правило, резервирующий состав имеет прозрачный цвет, для того чтобы сделать состав определенного цвета добавляют золотой, серебряный или цветной контур.
Деревянная рама – можно купить в магазине или сделать на заказ в багетной мастерской. Существуют специальный профессиональные рамы для батика с гайками, что обеспечивает возможность подогнать ее под любой размер.
Палитра и пипетки – облегчают забор краски из флаконов и их смешивание. Палитра должна быть с углублениями и обязательно белого цвета.
Стеклянные трубочки или пластмассовый флакон с пипеткой на конце – служат для проведения тонких линий в технике холодного батика.Стеклянные трубочки можно встретить в специализированном магазине или в наборе для работы с батиком. Можно использовать стеклянные чертежные рейсфедеры, медицинские капельницы с тонкими загнутыми под 135 градусов кончиками. Пластмассовый флакон на конце имеет металлический колпачок-насадку с полой иглой или узким отверстием. Чантинг – металлический инструмент для нанесения контуров.
Клейкая лента – нужна для оклеивания верхней стороны рамы перед началом работы, благодаря этому дерево не сможет впитать в себя краску и не запачкает вашу следующую работу.
Фен – ускоряет процесс высыхания красок. А так же помогает создать замечательные живописные эффекты в технике свободной росписи.
Кнопки – (канцелярские) для натягивания ткани. Лучше использовать трехзубчатые кнопки или булавки, поскольку после их удаления остаются лишь маленькие проколы. Можно использовать стиплер.
Кисти – (беличьи или колонковые) Если вы решили вплотную заняться батиком, вам понадобятся профессиональные кисти:

  1. Широкая беличья кисть;
  2. Веерная кисть;
  3. Беличья кисть «Petit Gris pur» международный номер 11;
  4. Кисть из волоса красной куницы Экстра – международный номер 5;
  5. Кисть из полиамидов – международный номер 4;

Калька и алюминиевая фольга – Калька используется для заворачивания раскрашенного изделия при закреплении красок над паром. Фольга же кладется сверху в скороварку при закреплении красок. Она препятствует попаданию конденсирующейся влаги на вашу работу.

Спирт – для более быстрого высыхания поверхности ткани после окрашивания в разведенные водой краски можно добавить капельку спирта.

Соль – ею посыпают расписанные и еще влажные участки. Обладая свойством втягивать влагу, соль связывает и растворяет в воде красящие вещества – пигменты. В результате возникают оригинальные узоры. Пробуйте работать с солью разного помола. Существует также специальная соль для получения оригинальных разводов, ее можно встретить в специализированных магазинах.

Дистиллированная вода – необходима для разбавления и осветления красок. Не пользуйтесь для этих целей водой из-под крана – даже незначительное содержание в ней извести может вызвать со временем некрасивые изменения рисунка.

Соломинка для коктейля – простым способом можно достичь удивительного эффекта: подуть через соломинку на каплю краски, нанесенную на шелк.

Утюг – понадобится для закрепления красящего слоя или удаления воска с изделия в технике горячего батика.

Карандаш – лучше очень мягкий, используется для перенесения мотива на ткань. Или портновская ручка, которая смывается водой.

Нитки – пригодятся для работы в узелковой технике.

Воск – универсальный воск для батика продается в магазине. Существуют специальные рецепты изготовления воска.

Лоток для окрашивания ткани – можно использовать глубокий поднос, как пластиковым, так и металлический. Подойдет любая ванночка, так как ткань при окрашивании должна быть полностью расправлена.

Тигель с термостатическим контролем позволит нагреть воск до определенной температуры и поддерживать ее на одном уровне. Но можно с успехом растапливать воск на водяной бане. Лучше всего использовать маленькую одноконфорочную плитку или газовую горелку.

Техника батика

Все множество существующих техник батика можно разделить на две основные группы.
Горячий батик – техника с применением расплавленного воска в качестве резервирующего состава.
Холодный батик техника, где применен в качестве разделяющего и рисующего состава.

Техника горячего батика

Метод горячего батика отличается от метода холодного тем, что в качестве резервирующего вещества используется воск (парафин, стеарин или их смесь). Горячий воск с помощью кисти из щетины или специальной медной лейки наносят нате места ткани, которые должны остаться белыми, (восковое пятно должно быть прозрачным и темным, а не белым и матовым). Затем вся поверхность ткани заливается сильно разбавленными растворами красителя. После высыхания ткани воском закрывают те участки, которые должны остаться светлоокрашенными, а остальное пространство закрашивается более в темные тона. Цикл: резервирование – крашение – сушка повторяется несколько раз и заканчивается нанесением черной краски.
Для горячего батика потребуется растопленный воск, в качестве воска может служить белая хозяйственная свеча. Есть специальные рецепты воска для горячего батика:

Воск для чантинга:

6 частей сосновой смолы;
4 части парафина;
1 часть пчелиного воска;
0, 25 части даммаровой смолы;
0, 25 части жира.
Воск для покрытия больших площадей:
2 части пчелиного воска;
1 часть сосновой смолы;
0,5 части даммаровой смолы;
0,5 части парафина;
0,1 части жира.

Воск для кракле:

5 частей парафина;
5 частей сосновой смолы;
1 часть даммаровой смолы;
0,2 части жира.

Горячим воском можно не только отделить цвет от цвета, но и оставить неокрашенными большие пятна, т.к. на застывший воск краска не ложится.

Этапы работы в технике горячего батика:

1 этап: перевести рисунок на ткань.
2 этап: те места в рисунке, которые необходимо оставить неокрашенными, кистью покрыть горячим расплавленным воском.
3 этап: после высыхания расписать ткань согласно рисунку светлыми тонами.
4 этап: подождать пока роспись высохнет и покрыть воском более темные цветовые пятна и так до самых темных мест в рисунке.
5 этап: удалить воск с рисунка с помощью утюга и газет, поместив между ними ткани. После снятия воска ткань приобретает первоначальные пластичные свойства.
6 этап: дополнительная фактура получается в результате повторного покрытия воском всей поверхности.
7 этап: повторно снимаем воск с готового рисунка с помощью утюга и газет.

К горячему батику также относится техника «Кракле». Заключается она в следующем, ткань расписанная красочным слоем или чистая, покрывается воском в несколько слоев, затем она снимается с рамы и ломается, создавая на восковой поверхности разнообразные трещины. Затем ткань снова натягивается на раму, обезжиривается спиртом, а далее любым темным цветом краски заливаются образовавшиеся трещины. Ждем до полного высыхания. Горячим утюгом с множеством газет или бумаги снимаем воск с поверхности ткани. На стыке поверхности цветных и белых пятен образуются причудливая фактура.

Техника «Штамп»

Этапы работы в технике «Штамп»:
1 этап: создайте композицию рисунка из несложных форм, лучше геометрических.
2 этап: вырежьте резаком или ножом штамп из губки. Для большего удобства приклейте к губке кусок пластика или не сложную рукоять.
3 этап: нагрейте воск и штампом из губки или паралона нанесите воск на ткань. Затем можно окрасить ткань и продолжить экспериментировать. Если вы придумаете разнообразные штампы из разного материала, то эффект может быть самый неожиданный.

Техника холодного батика

Техника холодного батика более разнообразна:

Техника свободной росписи на ткани очень сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. Ее еще называют акварельной техникой.

Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо резервирующих веществ, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, сольветозы, желатина, анальгина и др.). Для набора «батик – хобби» лучше всего подходит КМЦ, продающийся в магазинах в качестве обойного клея. Порошок КМЦ хорошо разводится в теплой воде, щетинистой кистью жидкий клей наносится на ткань, ткань высушивается и дальше по ней можно работать как по акварельной бумаге. Еще один метод свободной росписи представлен ниже.

Этапы работы в технике свободной росписи:

1 этап: ткань натянутая на раму равномерно смачивается водой, но так чтобы не стояли лужи, лучше это сделать губкой.
2 этап: нанесение краски широким флейцем на влажную поверхность ткани в соответствии с рисунком (растяжками цвета от светлого к темному и от теплого к холодному).
3 этап: нанесение изображения по чуть влажной ткани темным цветом крупными мазками.
4 этап: проработка деталей рисунка по сухой ткани мелкими мазками.
5 этап: дополнительные эффекты создают капли краски, на которые дули через соломинку (для коктейля). Эти капли можно превратить в причудливые очертания деревьев, кустарников и т.п.

Узелковая техника. Неожиданные эффекты и все время разные возникают при работе в этой технике.

Этапы работы в узелковой технике:

1 этап: свободная роспись по фону.
2 этап: высушенная ткань снимается с рамы и с помощью камешков или других аналогичных вещей, нитками согласно рисунку, завязывается несколько узлов на ткани.
3 этап: весь кусок ткани скручивают с двух сторон очень туго и складывают в два-три слоя, туго обвязывая нитками еще раз (плотность перекручивания и завязывания существенно влияет на будущий рисунок).
4 этап: перевязанную ткань опускают в емкость с краской.
5 этап: осторожно вынимаем ткань из раствора, даем стечь, развязываем нити и высушиваем.

Техника «Гутта»

Эта техника была разработана в начале прошлого столетия русскими художниками, работавшими в росписи по шелку. Техника с применением контурного состава, гарантирует успех даже начинающим.

Этапы работы в технике «Гутта»:




Солевая техника

Или техника травления с использованием соли. Причудливые узоры и изумительные структуры, возникающие в результате использования соли при росписи картин, платков, одежды в этой технике буквально завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Результат зависит от величины кристаллов соль.

Этапы работы в солевой технике:

1 этап: на влажную расписанную в свободной технике ткань посыпается соль.
2 этап: важно не перестараться, соль посыпается там, где цветовое пятно необходимо обогатить интересной фактурой.
3 этап: после полного высыхания красок аккуратно удалите кристаллы соли.

Техника монотипии по ткани

Техника богатая на эффекты, но трудность в том, что невозможно предугадать, что в итоге получится. Невозможно повторить понравившийся эпизод.

Этапы работы в технике монотипии на ткани:

1 этап: нанесение краски на сухую поверхность ткани поролоновой губкой в произвольном порядке.
2 этап: когда ткань НЕМНОГО подсохнет, снять ее с рамы и заложить на ней несколько больших и малых складок в различных направлениях и прогладить утюгом, так повторить несколько раз до получения нужного эффекта.
3 этап: разгладить ткань окончательно. При глажении влажной ткани в складках получаются своеобразные переходы цвета от темного к светлому, образуя интересный фактурный рисунок.
4 этап: сверху тушью дополнительно можно отпечатать любую фактуру, например лист дерева.

Техника трафаретной росписи

Очень похоже на технику «Штамп» в горячем батике.

Этапы работы в технике трафаретной росписи:

1 этап: прописать фон в технике свободной росписи яркими и светлыми тонами.
2 этап: на высохшую поверхность ткани наложить шаблон, вырезанный из бумаги или картона (можно также использовать куски тюля, кружева или других подобных материалов). Отверстия шаблона покрывают краской textill marabu с солью (верхний красочный слой при этом не смешивается с нижним).

Техника росписи в несколько слоев

Этапы работы в данной технике:

1 этап: свободная роспись ткани яркими и светлыми цветами.
2 этап: нанесение контуром рисунка.
3 этап: прописывание отдельных мест темными или контрастными фону цветами для усложнения цветовой палитры.
4 этап: нанесение нового контура для проработки деталей рисунка.

Техника витража

Техника получила свое название от сильного сходства цветового восприятия с витражами. Разница лишь в использованном материале.

Этапы работы в технике витража:

1 этап: нанесение черного, золотого или серебряного контура на белую ткань согласно рисунку.
2 этап: после высушивания контура залить изображение различными цветными пятнами (контур будет отделять цвет от цвета, не давая краскам смешиваться).

Техника смещения

Эту технику можно назвать импрессионизм в шелке.

Этапы работы в технике смещения:

1 этап: погрузите шелковую ткань в чуть теплую воду, затем хорошо отожмите ткань. Шелк можно спокойно выкручивать, так как образующие заломы дают дополнительный интересный эффект.
2 этап: разложите хорошо увлажненную ткань на стеклянную, или на полиэтиленовой пленке.
3 этап: Сдвиньте ткань, так чтобы одни складки ложились на другие. И побрызгайте на них сверху выбранными вами красками из пульверизатора или с помощью аэрографа.
4 этап: перед каждым новым набрызгом меняйте положение складок, смещая ткань. И каждый новый этап должен подсохнуть.
5 этап: нанеся самые темные краски, их нужно совсем чуть-чуть для глубины рисунка, нужно дать шелку окончательно высохнуть.
6 этап: прежде чем закрепить роспись хорошо отутюжьте ткань.

Техника «Термический батик»

Самый простой способ получение узоров на ткани.

Этапы работы в технике термического батика:

1 этап: Предварительно ткань замачивают.
2 этап: Помещают на поверхность устойчивую к влаге и высоким температурам (деревянную или металлическую), складывают мелкими складками и кистью наносят разбавленные растворы красителей.
3 этап: Ткань покрывают калькой, а сверху ставят горячий утюг, аккуратно перемещая его с одного участка ткани на другой до полного высыхания изделия.
4 этап: После ткань разворачивают и проглаживают с изнанки и лица. Без запаривания изделие промывают водой и стирают с мылом.

Дополнительные декоративные эффекты:

С такими декоративными эффектами как «кракле» и «солевая техника» мы с Вами уже познакомились, но существует множество других, не которые Вы можете создать сами. А вот те, что уже существуют: Светлые участки на ткани можно получить с помощью крупинок мочевины (удобрение карбамида); графические элементы можно получить, смешав раствор красителя с клеем КМЦ и тонкой кистью наносить загустевший красильный раствор на сухую ткань. Состав, резервирующий можно сделать не только бесцветным, но и цветным. Для этого небольшое количество масляной краски выдавить на бумагу и оставить на 2 часа, а затем смешать с бесцветным резервом.
Для завершающего этапа очень важно правильно закрепить изделие и постирать его. Сначала промываем холодной водой, затем горячей и стираем вручную с мылом. Ткань из натурального шелка после стирки обрабатывают при комнатной температуре в растворе уксуса (2 столовые ложки 9% уксуса на литр воды) в течение 10 минут. Изделия из хлопка, вискозы или льна после ручной стирки следует 2 раза по 5 минут прокипятить в растворе стирального порошка, предназначенного для стирки цветного белья. Гладить изделия нужно еще влажными, сначала с изнанки, а затем с лица.

  1. Организация работы объединения;
  2. Учебно-материальная база;
  3. Общие методические рекомендации:
  4. Техника безопасности;
  5. Примерный тематический план объединения «Художественная роспись по ткани»;
  6. Поурочные планы-конспекты занятий объединения «Художественная роспись по ткани».

Организация работы объединения

Объединение «Художественная роспись по ткани» может быть создан при различных центрах творчества, школах, клубах, летних лагерях и т.д.
В объединении могут заниматься ребята среднего и старшего школьного возраста, так как младшему школьному возрасту с анилиновыми красителями и горячим воском, а также с резервом, имеющим специфический запах, работать не рекомендуется.
Программа объединения рассчитана на 72 учебных часа в год, по 2 часа на занятие 1 раз в неделю.
Набор обучающихся следует проводить в конце летних каникул и в начале учебного года. До начала набора следует провести предварительную работу по привлечению школьников в объединение, для этого распространяются афиши и объявления с приглашением записаться в объединение и кратким его содержанием.
В помещении, где будет проводиться запись в объединение, нужно оформить витрину или стенд с работами кружковцев. При записи школьников в объединение необходимо провести ознакомительную беседу, при составлении списка кандидатов в объединение указать основные данные: Фамилия, имя, возраст, школа, класс, домашний телефон и адрес. Учащимся, записавшимся в объединение, выдается памятка с указанием названия кружка, расписанием занятий, места и времени проведения первого занятия.
В одну группу рекомендуется включить не более 15 человек. В каждой группе выбирают старосту, который является помощником руководителя, он назначает дежурных, следит за порядком. По окончанию занятия следит за тем, чтобы обучающиеся привели в порядок свои рабочие места.

Учебно-методическая база объединения

Помещение и оборудование. Работа должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении, имеющем вытяжную вентиляцию. Освещение должно быть размещено с левой стороны и спереди, а падающие тени не создавать помех для работы.
Рабочие столы должны быть достаточно широкими, чтобы на них можно было разместить не только раму с натянутой тканью, но и инструменты, приспособления, краски. Условно рабочий стол делится на три зоны. В центре располагается рама, слева от нее – инструменты и приспособления, справа – баночки с красками и резервирующим составом. На отдельном столе должна стоять электрическая плитка, вентилятор или фен и утюг.
В кабинете должна быть настенная доска, для выполнения графических работ, развешивания плоских наглядных пособий.

Наглядные пособия. Наглядные пособия демонстрируются при объяснении задания или в процессе беседы. К основным видам наглядных пособий, используемых при работе над батиком, относятся:

Таблицы с графическим изображением последовательности выполнения той или иной техники росписи;
Образцы росписи по ткани, выполненные в различных техниках; образцы с различными видами брака;
Различные иллюстративный и фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ или беседу о художественной росписи по ткани, ее истории, о декоративно-прикладном искусстве.
Хорошим наглядным пособием могут служить ранее выполненные работы обучающихся в объединении.

Материалы, инструменты, приспособления. Лучшими тканями для росписи являются ткани из натурального шелка – крепдешин, шифон, туаль, креп-жоржет, но можно использовать и хлопчатобумажные ткани – батист, штапель, тонкий поплин, маркизет. Для росписи ткань натягивают на раму, пяльцы. Для нанесения на ткань рисунка способом холодного батика применяют стеклянные трубочки различного диаметра. Но для этой цели можно использовать как стеклянные чертежные рейсфедеры, медицинские капельницы с тонкими загнутыми под 135 градусов кончиками. Инструменты для работы в технике горячего батика очень разнообразны. Это – воронки, кисти, штампы, каталки, трубочки и т.д.
В росписи тканей способом батика могут использоваться анилиновые красители как отечественного, так и импортного производства, как сухие, так и разведенные. Одни красители закрепляются на пару, водной бане, другие просто достаточно прогладить горячим утюгом.
Резервирующий состав можно использовать готовый, а можно приготовить самим. В программе предусмотрено изготовление резервирующего состава. В технике холодного батика для его изготовления потребуется: парафин, резиновый клей, бензин, канифоль. Для горячего: парафин, пчелиный воск, технический вазелин.
Кисти могут понадобиться разного размера, как беличьи, так и жесткие щетинные. Кроме всего перечисленного, в наличии должен быть утюг – для выпаривания воска из ткани; резиновые перчатки – краски интенсивные и при попадании на кожу плохо смываются; кнопки – для закрепления ткани на раме; газеты – для выпаривания воска при горячей технике.

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетая их.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть (10-20 минут) и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение эскизов, приготовление необходимых материалов для росписи (резервирующий состав, изготовление самой рамы, сама роспись).
Необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретической знаний, полученных учащимися. Так при прохождении каждой новой техники росписи, вначале нужно познакомить детей с историей происхождения данной техники, затем научить обучающихся правильно и последовательно натянуть ткань на раму, перенести изображение с эскиза на ткань и проинструктировать обучающихся последовательности самой росписи. Только после этого можно приступать к работе над изделием.
При объяснении нового материала или задании, в основном используют методы фронтальной работы. Фронтальный показ – это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приемов работы. Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, выполнением на доске графических работ. Демонстрация последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде.
Выполнение задания в группе обучающихся обычно проходят неравномерно: одни на середине работы, другие только начинают, поэтому индивидуальная работа очень важна. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Надо помнить, что одно только критическое замечание лишает ребенка радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому с критикой в отношении работы или обучающего нужно быть предельно аккуратно. Обучающиеся должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, лучше, если по индивидуальному эскизу или это должна быть хорошо выполненная копия образца.
Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Так просмотр можно устроить как временную выставку. Коллективные просмотры приучат объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Примерный тематический план объединения «Художественная роспись по ткани» (на 1 год)

№ п/п Наименование темы Количество часов Теория Практика
1. Вводное занятие. Техника безопасности. 2 2
Понятие композиции. Знакомство с форэскизами.. 4 2 2
Краткие сведения по цветоведению. 4 2 2
Принципы стилизации растительных и животных форм в декоративные. 8 2 6
2 Холодный батик. История возникновения. 2 2
Создание эскиза для изделия в технике холодного батика. 4 4
Работа над изделием в технике холодного батика с применением бесцветного резерва в композиции «Сказочные цветы». 8 2 6
Работа над изделием в технике холодного батика с применением цветного резерва в композиции «космические фантазии». 8 2 6
3 Горячий батик. История возникновения. 2 2
Создание эскиза для изделия в технике горячего батика. 4 4
Работа над изделием в технике горячего батика в композиции «Морские сюжеты». 8 2 6
Работа над изделием в технике горячего батика в композиции «Полевой букет». 8 2 6
4 Изучение дополнительных декоративных эффектов. Кракле. Солевая техника. Штамп. Монотипия. 8 2 6
5 Итоговое занятие. Выставка. 2 2

Поурочные планы-конспекты занятий объединения «Художественная роспись по ткани»

Тема занятия : Изготовление и нанесение резервирующего состава в технике холодного батика (продолжение работы).

Цель: изучить особенности техники холодного батика, освоить способ нанесения резервирующего состава на ткань.

Задачи:

  • Развивать у учащихся интерес к данному виду творчества, способствовать развитию эстетического и художественного вкуса.
  • Воспитывать терпение, аккуратность, старание.
  • Познакомить с возможностями резервирующего состава и изучение различных дополнительных эффектов в технике холодного батика.

Оборудование и материалы. Шелковая и х/б ткань, пяльцы, беличьи кисти, стеклянные трубочки, образцы работ, соль крупного помола, мочевина, анилиновые красители, сода, дистиллированная вода.

План занятия:

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Объяснение нового материала. (15-20 мин.)
  3. Практическая работа. Нанесение резерва на ткань. (30 мин.)
  4. Физ минутка. (5 мин.)
  5. Показ руководителя дополнительных декоративных эффектов. (15 мин.)
  6. Завершение занятия. Самостоятельное использование декоративных эффектов на своих работах. (15 мин.)
  7. Подведение итогов, анализ работ. (7 мин.)

Ход занятия.

1. – Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы продолжаем с вами изучать роспись по ткани. Давайте повторим и вспомним, о чем узнали на прошлом занятии. Перед вами не большой кроссворд, который поможет нам в этом. (Приложение 6 ).
– с последним словом под номером 3 по-вертикале вы еще не знакомы, давайте оставим его до конца сегодняшнего занятия, а когда познакомимся с данным понятием, запишем его в кроссворд.
2. – На прошлом занятии мы с вами сделали эскиз для техники холодного батика, давайте приступим к следующему этапу нашей работы и натянем ткань на раму. Посмотрите на плакат «Натягивание ткани на раму» он поможет вам правильно это сделать, но прежде чем мы начнем натягивать ткань, давайте внимательно изучим еще один плакат «Техника безопасности». (Приложение 5 ) (Комментарии и ответы на возникшие вопросы).
– Следующее что мы должны сделать после того как натянули ткань, это перевести эскиз на ткань. Посмотрите, как это буду делать я. Ткань на раме переворачиваем таким образом, чтобы ткань плотно прилегала к эскизу, так мы четко видим весь эскиз в натуральную величину и нам удобно переводить его с помощью простого мягкого карандаша на поверхность ткани.
– Рисунок переведен и находится на ткани, теперь мы можем с помощью стеклянной трубочки наносить резервирующий состав по линии карандаша так, чтобы линия не прерывалась. Очень важно чтобы резерв ложился на ткань не прерывно, иначе краска выбежит за пределы рисунка.
3. – Посмотрите, как правильно набирать резерв в стеклянную трубочку, лучше всего это делать с помощью резиновой груши. Помним о содержании плаката «Техника безопасности» еще один очень важный момент, чтобы резерв не выбегал из трубочки, когда вы не ведете ей по линии карандаша, держите трубочку носиком вверх.
– Важно помнить не только о том, что контур рисунка должен быть замкнутым, но и о том, что если долго держать трубочку на одном месте не двигаясь по линии, то образуется лужица. Работать трубочкой нужно быстро. Чтобы линия получалось равномерной.
– После того как вы обвели весь рисунок посмотрите его на просвет, так можно увидеть где образовались разрывы или слишком тонкие линии. А лучше всего, перевернуть работу на обратную сторону и проработать рисунок резервом с левой стороны. После того как вы убедились в целостности контура, нужно дать резерву высохнуть. А мы тем временем отдохнем. Давайте выйдем в коридор, проведем физминутку, а кабинет тем временем проветрится.
4. Физминутка.
5. Чтобы ваша работа получилась интересной и необычной я хочу познакомить вас с дополнительными декоративными эффектами. Для декоративных эффектов используют солевую технику, эффект «Кракле», и эффекты получающиеся при нанесении на влажную ткань мочевины. При использовании последней будьте очень аккуратны, мойте руки с мылом, так как мочевина, удобрение, и может быть ядовитым. (Показ).
6. Практическая работа. Обучающиеся работают с анилиновыми красителями непосредственно на своих эскизах, используя только что полученные знания.
7. Подводим итоги проделанной работы. Обсуждение удачных моментов, получившихся декоративных эффектов и допущенных ошибок. Убираем рабочие места.

Тема занятия: Роспись по ткани с применением бесцветного резервирующего состава в работе над композицией «Сказочные цветы» в технике холодного батика (продолжение работы).

Цель занятия: создание композиции «Сказочные цветы» в технике холодного батика.

Задачи:

  • Воспитание интереса к данному виду искусства.
  • Развитие творческих способностей и художественного вкуса.
  • Формирование умений и навыков росписи по ткани.

Оборудование и материалы: анилиновые красители, беличьи кисти, баночка для воды, бумага, карандаш, ластик, образцы работ, стеклянная трубочка, резерв.

План занятий:

  1. Организационный момент (5 мин.)
  2. Объяснение нового материала (15 мин.)
  3. Практическая работа (30 мин.)
  4. Физминутка (7 мин.)
  5. Продолжение практической работы (30 мин.)
  6. Подведение итогов (3 мин.)

Ход занятия

1. – Здравствуйте, ребята! Давайте проверим ваши рабочие места и достанем ваши эскизы.

2. На прошлом занятии мы с вами работали над созданием эскиза для изделия в технике холодного батика. Сегодня вы должны самостоятельно расписать изделие, на основе ранее полученных знаний. Давайте повторим последовательность работы в технике холодного батика.

1 этап: выстиранный шелк, просушенный, и хорошо отутюженный натяните на раму. Предварительно раму оклейте малярным скотчем.
2 этап: затем перенесите рисунок с эскиза мягким не острым карандашом.
3 этап: следующее, что вы должны сделать, это с помощью резерва провести линию окончания рисунка по всему периметру ткани, линия должна быть обязательно замкнутая, тогда краска не выйдет за ее пределы.
4 этап: обведите карандашный рисунок резервирующим составом, здесь тоже очень важно помнить, что все линии должны быть замкнутыми.
5 этап: после полного высыхания резерва роспись рисунка с помощью разбавленных до нужного тона анилиновых красителей.
6 этап: после того как краски высохнут, их нужно закрепить. Это можно сделать с помощью утюга или нанести воск, а затем утюгам отгладить через несколько слоев газет.

При росписи данной композиции мы будем использовать анилиновые красители фирмы «Гамма», готовый набор для росписи ткани «Батик – ученик». Эти красители очень концентрированные, требуют разведения содовым раствором. С помощью пипеток можно забирать необходимое количество краски и разводить ее в ячейках палитры до получения необходимого тона. Теперь приступим к росписи. Каждому начинающему надо знать основное правило: идти от светлых участков к темным, в этом случае любое нечаянно поставленное пятно можно закрасить следующей за ней более темной краской. Кисть окуните в краску примерно до половины и затем свободно, без нажима, провидите по ткани кончиком кисти. Ткань сама «забирает» краску с кисти, так что волшебные цветные разводы возникают без особого труда с вашей стороны. Можно залить зарезервированные участки водой, а затем уже расписать их красками. При таком способе заливки следует помнить, что краски станут менее насыщенными, но зато получится плавный переход от более темного к светлому тону. (Весь рассказ сопровождается показом).

Мягкие цветовые переходы можно создать, проводя по залитому краской участку кистью, смоченной в спирте. После этого в некоторых местах краска потеряет свою насыщенность, в других местах станет более яркой и переходы от одной к другой станут плавными. Можно использовать дополнительные декоративные эффекты. Закончив роспись, надо ее просушить.

3. Практическая деятельность ведется в русле индивидуальной работы конкретно с каждым обучающимся.

4. Физминутка должна разделить практическую работу на две части. Так как работа над росписью требует кропотливости и усидчивости. Для разгрузки позвоночника и глаз выполняются разминка.

5. Практическая работа продолжается после физминутки.

6. По окончанию практической работы подводятся итоги, обучающиеся выставляют свои композиции и коллективно обсуждают, что удалось, а где были допущены ошибки.

Список используемой литературы:

  1. Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
  2. Стоку Сузи. Батик. Практическое руководство./ Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005 г.
  3. Журнал: «Валентина». Роспись по шелку. – М.: Издательский дом «ОВА-ПРЕСС». № 1; 1995 г.

Тюльпаны в технике "Батик". Мастер-класс с пошаговыми фото

Автор: Максимова Надежда Юрьевна МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №239», г.Кемерово
Описание : данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста.
Назначение : сувенир может служить украшением интерьера или можно преподнести в качестве подарка.
Цель : знакомство детей с искусством батика.
Задачи:
1. Познакомить детей с таким видом декоративно-прикладного творчества как «батик».
2. Учить правильно и аккуратно пользоваться красками для ткани и контуром.
3. Учить применять солевую технику.
4. Развивать умение поэтапно выполнять работу.
5. Развивать наглядно-образное мышление, воображение, фантазию.
6. Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.
7. Вызвать желание сделать поделку своими руками.
Материалы и инструменты, необходимые для работы: деревянная рамка, кнопки, отрез шелковой ткани, акриловая краска по шелку, контур для рисования по ткани, эскиз рисунка на бумаге.

Расписать ткань в технике «батик» не так уж и легко. Это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Но работы выполненные в этой технике очень красивы и эффектны. К тому же процесс можно упростить, если наносить контур рисунка уже на затонированную ткань, а вместо специального резерва, который выдувается из специальных трубочек, можно использовать специальные контуры. Дети 5-7 лет вполне способны сотворить свои первые шедевры. Рисунок для эскиза первых работ конечно лучше выбрать попроще.

Основные этапы создания картины в технике «холодного батика»:
- подготовка всех материалов для росписи
- подбор ткани (лучше шёлк, крепдешин, можно искусственный)
- создание эскиза на бумаге
- натяжка ткани (предварительно постиранной, чтобы не было проблем в дальнейшем с «усадкой») на рамку
- заливка фона
- перенос эскиза на ткань
- обводка контуром эскиза
- проверка, чтобы не было протёков
- заливка цветом основных элементов
- закрепление картины утюгом (иногда это не требуется, всё зависит от красок)

Обычно для батика используют тонкие, плотные и гладкие ткани, такие как хлопок и шелк. Но можно поэкспериментировать и с синтетической тканью. Перед работой ткань необходимо выстирать.

Ткань натягиваем на раму. Я использую раму, в которую потом буду вставлять готовую работу. Но ее необходимо перевернуть,чтобы не замарать краской лицевую сторону. Оставьте припуски на ткани 2-3см.


Я пользуюсь кнопками.


Сначала закрепляю верхний угол и противоположный ему.


Затем нижний угол, и противоположный ему. Ткань при этом слегка натягиваю. Детям конечно на этом этапе необходимо помочь. От того как правильно натянута ткань, зависит насколько красиво и ровно ляжет краска.


Затем втыкайте кнопки на небольшом расстоянии друг от друга.


Для того что бы краска красиво растекалась, мочим ткань кистью. Выбираем кисточку пошире.


Делаем фон для нашей картинки. С помощью зеленой и желтой акриловой краски.


Наносим зеленую краску полосами. На расстоянии друг от друга.


Желтые полоски рисуем, заступив уже на окрашенные зеленые. Влажные краски сольются и образуют плавный переход.



Очень красиво выглядит солевой эффект. Пока краска не высохла, ею посыпают необходимый участок. Кристаллы соли частично впитают пигмент, появятся размытые белые пятнышки.



Заранее подготовленный эскиз подкладывают под раму. Рисунок должен просвечивать через материал. Карандашом перерисовываем его на ткань. Но можно и сразу рисовать контуром, если рисунок не сложный. Движения руки в этом случае более уверенные, и мы избегаем эффекта дрожащей линии. Хотя, кому как удобно!


Обводим рисунок с помощью черного контура, который не даст краске выйти за пределы рисунка. Важно чтобы контур хорошо проникал в ткань и линии были замкнутыми.



Начинаем роспись цветов. Работайте кистью, немного отступив от линии контура, чтобы краска растекаясь, не прошла за его пределы. Можно предварительно смочить чистой водой участок, с которым будете работать. Это дает более эффектное размытие красок.


Сначала используйте более светлую красную красочку, не дав ей подсохнуть, поверх наложите краску более темного оттенка.


Можно посыпать солью.



Раскрашиваем стебли и листочки, так же используя краски нескольких оттенков. Можно добавить и другой цвет, например желтый.

Техника окраски ткани холодный батик это очень творческий и интересный процесс. Вы можете создать картину любой сложности на ткани. Все зависит от навыков и фантазии художника. Сейчас вы узнаете, что вам потребуется для работы и ознакомитесь с процессом.

Материалы для холодного батика

Нам нужен материал, на котором можно рисовать. Обычно для батика используется шелк. Он идеально подходит для техники холодного батика. Но можно использовать и другие материалы, такие как хлопок или сатин, а в некоторых случаях вы можете использовать шерсть. Холодный батик лучше всего рисовать на ткани из натурального волокна. Если вы новичок, лучше используйте хлопок или сатин, а в будущем с практикой вы сможете переключиться на шелк.

Краски для холодного батика

Красители для тканевой живописи в технике холодного батика это краски на водной основе. Существует широкий спектр производителей и большое разнообразие цветов, доступных на рынке. Для новичка удобнее сразу приобрести комплект красок с основными цветами. В процессе рисования вы можете смешивать краски и получать желаемые оттенки и цвета. Существуют красители для шелка и универсальные, которые подходят для любой ткани. Внимательно почитайте руководство по применению, прежде чем покупать краски! Все производители красителей для ткани указывают, какие материалы подходят для этой краски, независимо от того, устойчивы ли они к вымыванию воды и необходим ли метод фиксации.

Резерв для холодного батика

Резерв является основой для техники холодного батика. Резерв представляет собой полужидкое адгезивное вещество, которое отделяет окрашенные области на ткани. Существует прозрачный резерв, который затем можно смыть теплой водой и контурами разных цветов для окрашивания тканей, а также резерв, который становится частью изображения и фиксируется (устойчив к вымыванию) вместе с красителями.

Кисти и губки для батика

Для нанесения красителей на ткань вам понадобится:
  • Контейнер с водой для мытья кистей
  • Бумажные салфетки для сухих щёток
  • Палитра для смешивания цветов.

Процесс изготовления холодного батика

Давайте рассмотрим основной принцип техники холодного батика. Этот метод довольно прост. Изображение переносится на ткань, очертания областей ткани резервируются, а затем ткань окрашивается. Важно помнить, что резерв и краски должны наноситься равномерно и аккуратно. Опишем процесс в 6 шагов:

1. Выбор рисунка

Вам нужно выбрать шаблон, который можно разделить на ограниченные замкнутые области одного цвета. Идеально подходят рисунки из детских раскрасок.

2. Перенос рисунка на ткань

Рисунок переносится на ткань тканевым карандашом или исчезающим маркером, который затем смывается. Просто закрепите рисунок под своей тканью и обведите контуры. Если ткань толстая, лучше подсветить узор лампой.

3. Закрепите ткань на раме

Возьмите раму соответствующего размера и прикрепите к ней ткань. Ткань должна быть прочно натянута, от этого зависит качество картины.

4. нанесите резерв на ткань

Заполните стеклянную трубку резервом или возьмите предварительно изготовленную контурную трубу с соответствующим диаметром сопла. Сначала попробуйте на кусочке ткани, плотно прижмите контурную трубу или стеклянную трубку к ткани. Помните, что наш резервный контур должен следовать шаблону равномерно и четко. Каждый цвет должен быть замкнут, чтобы предотвратить случайное просачивание краски. Высушите поверхность феном или просто подождите пока резерв высохнет.

5. Роспись батика красками

Перед заливкой контуров вам необходимо проверить их на замкнутость. Чтобы сделать это, возьмите губку, пропитанную чистой водой с каплей шампуня и промокните область. Если вода не выходит за пределы контура, то все сделано правильно. В областях, где контур не был замкнут, снова нанесите резерв и снова проверьте целостность контура.


Красители наносят кистью или ватным тампоном. Чтобы краска равномерно растекалась, смочите область заливки водой.

6. Фиксация красителя на батике

Дайте вашей картине полностью высохнуть, затем ее можно снять с рамки. Возможно, вам придется поправить некоторые области. Ознакомьтесь с инструкциями производителя по фиксации красителя. Некоторые красители фиксируются путем глажки утюгом. Другие красители фиксируются феном или в духовке.
Ваше прекрасное творчество завершено. Используйте технику батика для создания картин, украшений для дома, домашней мебели, одежды и многого другого. Это восхитительное хобби и приятный способ выразить свою креативность и раскрыть талант.