Что такое субъекты предпринимательства. Индивидуальные предприниматели как субъекты предпринимательского права Субъекты предпринимательской деятельности принимающие участие в производстве

Предпринимательский бизнес: субъекты и формы

    Субъекты бизнеса.

    Субъекты предпринимательской деятельности в РФ.

    Организационно-правовые формы осуществления предпринимательства в России.

1. Субъекты бизнеса

Субъект бизнеса – это активная сторона любой сделки, носитель прав и обязанностей, возникающих в ходе подготовки и реализации сделки.

Субъекты бизнеса, руководствуясь деловыми интересами, могут заниматься любыми типами и видами деловой деятельности, не запрещенной законом.

Деятельность субъектов бизнеса является экстерриториальной, т. е. никакие различия в законодательстве государств не могут отменить способности субъектов бизнеса вступать в деловые отношения.

Под субъектом бизнеса понимается функциональная принадлежность данного субъекта и функциональная специализация его деятельности.

По признаку функциональной специализации субъекты бизнеса подразделяются:

    Предприниматели , которые осуществляют инициативную деятельность на свой риск и под свою индивидуальную экономическую и юридическую ответственность (коллективы предпринимателей предпринимательские ассоциации);

    Работники осуществляют трудовую деятельность по найму, а также профсоюзы;

    Индивидуальные и коллективные потребители продукции ;

    Органы государственной и муниципальной власти и управления являются субъектами бизнеса в тех случаях, когда они выступают непосредственно участниками сделки, а также государственные служащие.

2. Субъекты предпринимательской деятельности в РФ

Предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах :

1) индивидуальная, т.е. индивидуальные предприниматели

2) путём создания организации, когда происходит привлечение других лиц, т.е. юридическое лицо.

Таким образом, субъектыпредпринимательской деятельности в РФ: граждане-предприниматели и юридические лица.

Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации, вправе выбрать любой вид деятельности, не запрещённой законом.

В ряде случаев для ведения индивидуального предпринимательства необходима лицензия или разрешение.

Индивидуальные предприниматели – это физические лица, которые ведут бизнес за свой счёт и лично занимаются управлением, они также несут ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, таким образом, весь риск возлагается на него.

Средства индивидуализации граждан - предпринимателей :

2) Место жительства, которое определяется местом постоянного или преимущественного проживания на основе регистрации.

Приобретение прав и обязанностей от имени другого лица запрещается.

Юридические требования для ведения индивидуального предпринимательства:

1) Требование регистрации

2) Получение лицензии (разрешение на конкретный вид деятельности)

3) Предоставление декларации и налоговой документации о состоянии дохода и оборота для уплаты налогов.

4) Соблюдение налогового законодательства о найме третьих лиц на работу.

5) Соблюдение законов или инструкций по конкретному виду деятельности, которые могут ограничивать её или служат для ведения контроля.

Индивидуальное предпринимательство имеет ряд положительных сторон :

    Клиент часто лично знаком с предпринимателем. Следовательно, предприниматель может быстро реагировать на изменения вкусов потребителя.

    Гибкость и возможность быстрого принятия решения, т.к. нет помех со стороны партнёров.

    Существование психологического стимула для напряжённой работы.

Минусы индивидуального предпринимательства :

1) Ограниченность финансовых ресурсов.

2) Ограниченность масштабов бизнеса.

3) Невозможность крупных поставок и развития крупномасштабного производства.

4) Ограниченность человеческих способностей и проблемы с использованием отпусков и больничных.

ГК РФ говорит: юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

Признаки юридического лица :

1) Организационное единство – это согласованная структура и наличие органов управления.

2) Имущественная обособленность, т.е. за юридическим лицом закрепляется имущество на основании различных прав.

3) Юридические лица имеют самостоятельный бухгалтерский баланс или смету.

4) Возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде от своего имени.

5) Самостоятельная имущественная ответственность предполагает, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Юридические лица отличаются по целому ряду признаков:

1) По форме собственности юридические лица могут быть частные и государственные

2) По характеру потребляемого сырья:

а) предприятия добывающей промышленности

б) предприятия перерабатывающей промышленности

3) В зависимости от размеров:

а) крупные

б) средние

Также юридические лица отличаются отраслевой принадлежностью и видом основной деятельности и т.д.

В соответствии с ГК РФ юридические лица классифицируются:

1. В зависимости от того, какие права сохраняют за собой учредители (участники) в отношении юридических лиц или их имущества

1.1. Юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы)

1.2. Юридические лица на имущества, которых их учредители имеют право собственности (государственные муниципальные унитарные предприятия)

1.3.Юридические лица, в отношении которых их учредители не имеют никаких имущественных прав (религиозные и общественные фонды, благотворительные организации)

2. В зависимости от целей деятельности всякое юридическое лицо относится к одной из двух категорий:

2.1.Коммерческие, преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

2.2.Некоммерческие, которые преследуют иные цели.

3.по организационно-правовой форме: (см. в. 3)

3. Организационно-правовые формы осуществления предпринимательства в РФ

Хозяйственные товарищества и общества

Полные товарищества

Учреждения

Организационно-правовые формы предпринимательства

Религиозные и общественные организации

На праве оперативного управления

Общества с ограниченной ответственностью

Общество с дополнительной ответственностью

Согласно ГК хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Хозяйственные товарищества и общества имеют схожие черты:

    Имущество созданное за счёт вкладов участников, а также приобретённое или произведённое в процессе деятельности принадлежит данным предприятиям на праве собственности.

    Хозяйственные товарищества и общества как юридические лица могут быть участниками других товариществ и обществ.

    Учредители по отношению к обществу имеют право обязательственного характера.

Товарищество – это объединение лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью, в них могут участвовать лишь индивидуальные предприниматели или коммерческие организации.

Полным признаётся товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключённым договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по их обязательствам принадлежащим им имуществом.

Фирменное наименование полного товарищества должно содержать имена (наименование) всех его участников и слова «полное товарищество».

Полное товарищество создаётся и действует на основе учредительного договора подписанного всеми участниками; управление осуществляется по общему согласию, каждый участник имеет один голос, если договором не предусмотрено иное.

Особенности полного товарищества:

    Предпринимательская деятельность его участников признаётся деятельностью самого товарищества как юридического лица.

    При недостатке имущества товарищества для погашения долгов кредиторы вправе требовать их покрытия из личного имущества любого из участников.

    Любой из участников занимается предпринимательской деятельностью от имени товарищества в целом, поэтому не требуется устав, устанавливающий компетенцию органов управления.

Товарищество на вере (коммандитное) состоит из двух групп участников: полных участников и вкладчиков. Деятельность полных товарищей осуществляется также как в полном товариществе.

Вкладчики лишь делают вклады в имущество товарищества, но не отвечают по обязательствам личным имуществом. За счёт привлечения вкладчиков появляется возможность получения дополнительных средств не за счёт имущества полных товарищей.

Вкладчики не вправе участвовать в управлении товариществом на вере и выступать от его имени. У вкладчиков есть право на получение части прибыли в соответствии с внесённой долей. Вкладчик имеет право передать свою долю третьему лицу, при этом согласия товарищей не требуется.

Хозяйственные общества .

Обществом с ограниченной ответственностью признаётся учреждение с одним или несколькими лицами. Общество, уставной капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размерах. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах сумм внесённых ими вкладов. Учредительными документами ООО являются: учредительный договор, подписанный учредителями, устав; высший орган – общее собрание участников.

Особенности ООО:

    Является разновидностью объединения капиталов, не требующего обязательного личного участия его членов в хозяйственной деятельности.

    Законом определяется минимальный размер уставного капитала, таким образом, обеспечиваются определённые гарантии кредиторов.

Общество с дополнительной ответственностью отличается от ООО лишь тем, что при недостаточности имущества общества для удовлетворения претензий кредиторов, участники могут быть привлечены к административной ответственности, причём солидарно.

Акционерным обществом признаётся общество, уставной капитал которого разделён на определённое число акций. Акционеры не отвечают по обязательствам акционерного общества, но несут риск убытков в пределах стоимости их акций.

При организации уставного капитала сохраняется полное равенство долей при обязательном оформлении их акциями. Акционер при выходе не может требовать никаких выплат, т.к. осуществить его можно лишь одним способом продажи (или иной передачи) своих акций другому лицу.

Организация уставного капитала с помощью ценных бумаг даёт возможность сконцентрировать большой капитал, а также быстро отчуждать и приобретать акции. Однако при такой форме организации предприятий чаще всего возникают злоупотребления.

Главное отличие акционерных обществ открытого типа состоит в том, что его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Тогда как в ЗАО акционеры имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Кроме того, в ОАО, при создании необходимо провести открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу. Для контроля за деятельностью ОАО обязано ежегодно публиковать в средствах массовой информации годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибыли и убытков.

ЗАО, при создании, распространяет акции лишь среди учредителей, или заранее определённого круга лиц.

Гражданским кодексом к хозяйственным обществам относятся дочерние и зависимые общества.

Дочернее общество, признаётся таковым, если другое основное хозяйственное общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо иным образом, имеет возможность влиять на решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по обязательствам основного. В тоже время основное общество отвечает солидарно по сделкам, заключённым дочерним обществом в исполнении его приказания.

Зависимое хозяйственное общество признаётся таковым, если другое, преобладающее или участвующее общество, имеет более 20% голосующих акций или 20%уставного капитала ООО.

Производственные кооперативы или артели – это добровольные объединения граждан для совместной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии. Капитал производственного кооператива образуется объединением имущественных паевых взносов участников кооператива. Учредительным документом является устав. Число членов кооператива должно быть не менее пяти. Прибыль кооператива делится между его членами в соответствии с трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен уставом. Высший орган управления – общее собрание членов кооператива. Каждый член кооператива имеет один голос. При выходе из кооператива участнику должна быть выплачена стоимость пая или передано соответствующее имущество.

Производственный кооператив основан на добровольном объединении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия стоят в особом ряду среди коммерческих предприятий.

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделённая правом собственности, не закреплённое за ней имущество.

Устав унитарного предприятия кроме общих сведений, сведений о цели и предмете деятельности должен содержать информацию о размере уставного капитала, порядке и источниках его формирования, т.е. данные о собственниках.

Особенности унитарных предприятий :

    В основу хозяйствования заложен принцип унитарности, в отличие от других коммерческих предприятий, в основе которых лежит принцип корпоративности. Принцип унитарности заключается в том, что учредитель считается собственником имущества.

    Имущество унитарного предприятия является неделимым, и ни при каких условиях не может быть разделено по окладам, долям, паям даже между работниками.

    Имущество за унитарным предприятием закрепляется на ограниченном праве: хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Руководитель назначается собственником, которому он подотчётен.

Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т.е. предприятия 1ой группы имеют большую самостоятельность в управлении. Они несут самостоятельную имущественную ответственность по своим долгам, а учредители не отвечают по их обязательствам, кроме случаев, когда в банкротстве виноват сам учредитель.

При несостоятельности предприятий, основанных на праве оперативного управления (казённых) РФ несёт субсидиарную ответственность по обязательствам при недостаточности имущества предприятия. Таким образом, такое предприятие в принципе не может быть банкротом.

Некоммерческие организации.

Объединения юридических лиц создаются коммерческими организациями в целях координации предпринимательской деятельности, а также представление и защита общих имущественных интересов.

К объединениям юридических лиц относятся :

1) Холдинги.

2) Финансово-промышленные группы.

3) Межотраслевые и региональные предпринимательские союзы (ассоциации).

Организация и деятельность объединений предприятий любой формы строится на следующих принципах:

    Добровольность объединения на основе общности экономических интересов.

    Равноправие участников совместной деятельности.

    Свобода выбора организационной формы объединения.

    Самоуправление участников и объединения в целом.

    Организация отношений на договорной основе.

Юридические лица, входящие в состав объединения сохраняют самостоятельность и права юридического лица, руководящие органы объединения не подменяются распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение они выполняют свои функции на основе договоров.

Холдинг – это организация, характеризующаяся акционерной формой, которая использует свой капитал для приобретения акций других компаний. В активы холдинга входят контрольные пакеты акций дочерних предприятий. При этом дочерние предприятия не могут владеть акциями холдинга.

Холдинговая система включает в головную или материнскую компанию дочерние или внучатые фирмы. При этом материнская компания располагает небольшими процентами акций дочерних фирм, может эффективно контролировать их деятельность.

Положительные стороны деятельности обусловлены такими возможностями холдинговой структуры:

    Использование возможностей предоставляемых увеличенными размерами производства и сбыта

    Высокая эффективность в международном движении капитала

    Амортизация негативных воздействий государства на предприятия.

Финансово-промышленные группы предполагают 3 варианта образования :

1) На основе договорного объединения частных юридических лиц.

2) По решению правительства, с участием государственных предприятий.

3) По межправительственному соглашению.

Отличительные признаки ФПГ (финансово-промышленная группа):

    Ядром группы является финансовая компания.

    Часто основывается на структуре торгового дома.

    Важную роль играет участие промышленных предприятий, различных отраслей экономики.

Финансово-промышленные группы включают 3 типа организации:

    Торговая (торговые дома; предприятия оптовой торговли; розничные магазины, а также посреднические и транспортные организации)

    Кредитно-финансовые организации (коммерческие банки; государственные банки; пенсионные фонды; страховые и инвестиционные компании)

    Промышленные предприятия

Преимущества ФПГ :

1) Возможность эффективного взаимодействия финансового и промышленного капитала.

2) Единая политика ценообразования.

3) Развитие процессов кооперации производства.

Недостаток : возможность монополизации рынка.

Предпринимательские союзы – это группы независимых компаний связанных между собой общими целями. Для предпринимательского союза характерно то, что участие в союзе не исключает участие в других видах объединения, в рамках союза устанавливаются долгосрочные отношения между участниками. Чаще предпринимательские союзы создаются компаниями, которые занимаются аналогичными видами деятельности. Однако возможно создание крупных объединений, представляющих предпринимателей в общем.

Субъект предпринимательской деятельности - это любое лицо, деятельность которого прямо или косвенно направленная на получение предпринимательского дохода и правовой статус которого регулируется предпринимательским правом.

Выделяют следующие группы субъектов предпринимательства:

1) основные: коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные, унитарные предприятия) и ИП. Цель деятельности некоммерческих организации - это ведение нехозяйственной, не направленной на извлечение прибыли деятельности. Для достижения своих целей они могут заниматься предпринимательством, но правосубъектность таких лиц строго ограниченна.

ИП в части государственного регулирования деятельности, порядка регистрации во многом подчинены тем же правилам, что и коммерческие организации . Так же их роль схожа в части объединения и использования капитала и использования иных видов материальных ресурсов. К субъектам предпринимательства относятся граждане, которые без регистрации оказывают услуги, производят товары, используют своё имущество самостоятельно и на постоянной основе в целях получения дохода. В случае возникновения спора суд будет рассматривать таких граждан в качестве субъекта предпринимательства и применит правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

2) иные субъекты предпринимательской деятельности:

· филиалы

· представительства

и иные структурные подразделения коммерческих организаций.

Филиалы как обособленные подразделения осуществляют часть функций или все функции коммерческой организации по месту своего нахождения, поэтому результаты их деятельности и эффективность оцениваются как консолидировано, так и обособленно от иных подразделений. Представительства представляют и защищают интересы коммерческой организации за пределами нахождения её органов управления. Сам факт открытия представительства свидетельствуют о постоянстве и долгосрочности интересов организации в месте нахождения представительства

Производственные хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы, холдинги), простые товарищества и иные объединения не имеющие статуса юридического лица. Предпринимательские объединения занимают особое место среди субъектов предпринимательства, т.к. они обеспечивают концентрацию капитала и его использования в одних интересах через заключение гражданско-правового договора или через преобладающую часть одного лица в капитале других. В этом случае возникают отношения по экономическому контролю, субординации и подчинении между внешними и зависимыми юридическими лицами


3) лица, являющиеся частью инфраструктуры рынка и создающие политические, правовые, организационные условия функционирования экономики: товарные фондовые биржи, негосударственные пенсионные фонды, органы власти и местного самоуправления и т.д.

Легитимация предпринимательской деятельности

Правовые условия для осуществления предпринимательской деятельности по сути представляют собой ограничения.

К ним относят:

1) наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности. Правосубъектность - состоит из правоспособности гражданина и дееспособности.

2) государственная регистрация субъектов предпринимательства. Требование государственной регистрации распространяется как на организацию, так и на гражданина. Государственная регистрация необходима для ведения учёта предпринимателей и обеспечения прав и интересов их кредиторов.

Порядок регистрации юридического лица регулируется ФЗ о государственной регистрации юридических лиц, а так же ФЗ об обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах, гражданским кодексом. При создании коммерческой организации государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа коммерческой организации на основании решения о создании учредительных документов и заявлении о регистрации. Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 дней с момента представления указанных документов плюс квитанция об оплате государственной пошлины.

Закон предусматривает возможность судебного решения о признание регистрации незаконной и недействительной.

Информационное письмо президиума верховного арбитражного суда РФ от 9 июня 2000г №54 о сделках юридического лица регистрация которого признанна судом недействительно.

Бывают случаи, когда условием для регистрации коммерческих организаций является согласие федерального антимонопольного органа или его последующие уведомления.

3) получение специального разрешения для отдельных видов деятельности (лицензирование). Лицензия - это разрешение на осуществление предпринимателем определённого вида деятельности на условиях указанных в формально-определённом документе. Под лицензированием понимается деятельность государства в лице лицензирующих органов по выдачи, приостановлению или аннулированию специальных разрешений по осуществлению надзора за соблюдением их условий. некоторые виды деятельности, подлежащие лицензированию содержатся в ст. 17 Закона о лицензировании. Перечень лицензируемых видов деятельности динамично изменяется, поэтому в законе изложены общие принципы и требования к процедуре лицензирования.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

· обеспечение единства экономического пространства на территории РФ

· установление единого перечня лицензируемых видов деятельности

· открытость и гласность лицензирования

· осуществления законность при осуществлении лицензирования

· установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензия выдаётся сроком на 5 лет. В случае выявления неоднократных нарушений условий лицензирующий орган может приостанавливать действие лицензий. Аннулирование лицензии производится в судебном порядке на основании обращения лицензирующего органа если в установленный срок (до 6 месяцев) лицензиат не устранил нарушение, а так же если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасностью государства.

Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнения обязанностей.

Основанием ответственности предпринимателя является наличие совокупности юридических фактов, представляющее собой состав правонарушения и включающая противоправность поведения предпринимателя, нарушение публичных интересов в форме требований законодательства или законных прав и интересов частных лиц, причинная связь между противоправностью поведения и нарушением законных прав частных лиц; вину правонарушителей.

Можно выделить несколько общих существенных признаком понятия ответственности в предпринимательской сфере:

· применение мер ответственности всегда носят принудительный характер.

· принуждение выражается в основном в установленным государством нормам права

· ответственность всегда сопровождается санкцией имущественного характера

Меры ответственности можно разделить на 2 группы:

1) имущественные санкции

2) санкции в виде ограничения или прекращения права субьектности предпринимателя, хотя это косвенно затрагивает имущественные интересы

Не все санкции в предпринимательском праве являются мерами юридической ответственности. Например: изъятие имущества из чужого незаконного владения или возмещение продавцом покупателю его расходов на устранение недостатков.

Ответственность в сфере предпринимательства - это совокупность мер государственного принуждения, предусмотренного нормами права и влекущее для предпринимателя негативные последствия в виде лишения прав и имущества в следствии нарушения им права порядка или законных прав и интересов иных лиц в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

  • субъекты и объекты предпринимательства;
  • какими качествами должен обладать современный предприниматель;
  • организационно-правовые формы юридических лиц;

уметь

владеть

Компетенциями по выбору вида деятельности при организации собственного предприятия.

Физические и юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности

Субъектами предпринимательской деятельности являются физические и юридические лица, которые осуществляют самостоятельную, связанную с определенным риском деятельность с целью получения прибыли. Все они являются предпринимателями и вступают в сложные экономические отношения с другими субъектами: государством, потребителями, наемными работниками. В данном случае под "предпринимателями" следует считать как индивидуальных, так и коллективных предпринимателей, т.е. предпринимательские организации.

В современном значении предприниматель – это человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность, право на которую закреплено в ст. 34 Конституции РФ.

Субъектами предпринимательской деятельности могут быть: граждане России, иностранные граждане, лида без гражданства и объединения граждан.

В соответствии с действующим законодательством предприниматели обладают правами и обязанностями (табл. 2.1). Права предпринимателей, как правило, регламентируются законодательством и обычаями делового оборота.

В соответствии со ст. 5 ГК РФ под обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Таблица 2.1

Права и обязанности предпринимателей

Права предпринимателей

Обязанности предпринимателей

Заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью

В установленные сроки встать на учет (переучет) в налоговом органе и зарегистрироваться в уполномоченных органах государственных внебюджетных социальных фондов

Создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами

Самостоятельно исполнять обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей и сборов в сроки и в размере, установленном законодательством

Создавать собственное дело в любой организационно-правовой форме

Своевременно предоставлять в налоговый орган декларацию о доходах, другие документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей

Иметь в собственности (хозяйственном ведении) любое имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности

Вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством и нормативными актами, обеспечивая их сохранность в течение четырех лет

Совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах

Вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов

Самостоятельно планировать свою деятельность, разрабатывать бизнес-план и осуществлять другие формы и виды планирования

Выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах

Самостоятельно выбирать потребителей продукции, поставщиков всех факторов производства, заключать в соответствии с законодательством предпринимательские договоры

Выполнять другие налоговые обязанности в соответствии с ПК РФ

Привлекать к трудовой деятельности работников, заключая с ними договоры гражданско-правового характера, трудовые договоры (контракты) в соответствии с трудовым законодательством

В установленном порядке получать лицензии на те виды деятельности, осуществление которых возможно только при наличии лицензии в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда наемных работников, формы материального поощрения, не противоречащие трудовому законодательству, устанавливать дополнительные отпуска наемным работникам и пр.

Выпускать продукцию, выполнять работы, оказывать услуги в соответствии с действующими стандартами и (или) сертификатами

Устанавливать дополнительные отпуска наемным работникам

Не наносить своей деятельностью вреда окружающей среде, жизни и здоровью населения и потребителям товаров (работ и услуг)

Заниматься внешнеэкономической, внешнеторговой деятельностью в соответствии с установленным порядком

Создавать необходимые санитарно-гигиенические и безопасные условия труда для наемных работников

Открывать счета в любых банках

В установленные сроки и в полном объеме предоставлять в государственные органы статистическую отчетность о результатах хозяйственно-финансовой деятельности

Пользоваться финансово-кредитной, имущественно-материальной и другими формами государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством

В установленном порядке вести учет доходов и расходов, затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг)

Получать государственный заказ на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг

Совершать сделки, заключать и исполнять предпринимательские договоры в соответствии с гражданским законодательством и др.

Иметь иные имущественные и личные неимущественные права

Предприниматели как налогоплательщики имеют следующие права (ст. 21 НК РФ):

  • получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах;
  • письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в установленном порядке;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
  • требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, нс соответствующие налоговому законодательству;
  • обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействия) их должностных лиц;
  • требовать соблюдения налоговой тайны;
  • требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

В соответствии с ГК РФ гражданские права и обязанности предпринимателей возникают в случае:

  • заключения договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также при заключении договоров и иных сделок, хотя и нс предусмотренных законом, но нс противоречащих ему;
  • подписания актов государственными органами и органами местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве возникновения гражданских прав и обязанностей;
  • судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
  • приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
  • создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
  • причинения вреда другому лицу;
  • необоснованного обогащения;
  • иных действий граждан и юридических лиц;
  • событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Осуществление предпринимательской деятельности является реализацией важнейшего права ее участников – права собственности на обладание имуществом, которое дает обладателям-собственникам определять содержание и направления использования принадлежащего им имущества, в том числе и права на продажу. Право собственности предполагает владение, пользование и распоряжение собственным имуществом.

Физические лица как индивидуальные предприниматели наряду с вышеперечисленными имеют следующие права:

  • быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере;
  • быть исполнительными органами (единоличными) акционерного общества (по заключенному договору с АО);
  • быть в установленном порядке арбитражным управляющим (внутренним, внешним, конкурсным);
  • выступать на организованном рынке ценных бумаг в качестве брокера;
  • заниматься аудиторской деятельностью.

Физическое лицо – это гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 80 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности только с 18 лет. Следовательно, дееспособность с правовой точки зрения для занятия предпринимательской деятельностью приобретают физические лица, достигшие к моменту государственной регистрации своего дела 18 лет.

Таким образом, физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в установленном законом порядке единолично, не принимая статуса юридического лица, или создавать юридические лица. По для занятия определенными видами предпринимательской деятельности гражданин должен иметь среднее или высшее образование и определенные профессиональные навыки, т.е. опыт, полученный ранее в течение некоторого срока. Для занятия отдельными видами деятельности гражданин должен иметь документ, подтверждающий необходимый уровень физического здоровья.

В соответствии с гражданским законодательством отдельные категории дееспособных граждан не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью. К ним относятся: должностные лица органов государственной власти и государственного управления, военнослужащие, работники силовых министерств и служб, работники налоговых органов и другие категории граждан.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 22 марта 1991 г. № 948-1 (в ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" должностным лицам органов государственной власти и государственного управления запрещается:

  • заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью;
  • иметь в собственности предприятия;
  • самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйствующего субъекта;
  • занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.

В соответствии с ГК РФ дееспособность может быть ограничена для граждан, состоящих на учете в связи с употреблением наркотических средств и алкоголя.

Таким образом, дееспособные лица могут заниматься в установленном законом порядке индивидуальной предпринимательской деятельностью, не создавая юридического лица, а также для этой цели учреждать юридические лица самостоятельно или с другими гражданами и юридическими лицами.

Для занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица гражданин в установленном порядке должен пройти государственную регистрацию и получить свидетельство индивидуального предпринимателя.

Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя представляет собой основной документ, подтверждающий его права и обязанности, предъявляющийся по требованию должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов исполнительной власти. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Юридическое лицо – это предприятие (организация, учреждение), которое выступает единым самостоятельным носителем гражданских прав, соответствующих целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая:

  • имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
  • может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;
  • несет обязанности;
  • выступает в качестве истца и ответчика в суде;
  • имеет самостоятельный баланс или смету.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления.

Юридическое лицо облает правоспособностью, которая возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получить лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, ели иное не установлено законом или иными правовыми актами (ст. 49 ГК РФ).

Юридическое лицо должно иметь наименование, содержащее указание на характер его деятельности и его организационно-правовую форму. В зависимости от организационно-правовой формы юридические лица действуют на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового – иного органа или лица, действующего от имени юридического лица. Наименование и место нахождения юридического лица должны быть указаны в его учредительных документах.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица подразделяются на два вида: коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческой является организация, основная цель которой – извлечение прибыли из своей деятельности. В соответствии с порядком, установленным законом и учредительными документами, коммерческая организация распределяет чистую прибыль между учредителями (участниками).

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В соответствии с законом все коммерческие организации (кроме казенного предприятия) можно считать предпринимательскими. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование, при условии регистрации которого получает исключительное право его использования.

Некоммерческой является организация, которая не имеет своей целью извлечение прибыли и соответственно не распределяет полученную прибыль между участниками (учредителями). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации создаются:

  • для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
  • охраны здоровья граждан;
  • развития физической культуры и спорта;
  • удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан;
  • защиты прав, законных интересов граждан и организаций;
  • разрешения споров и конфликтов;
  • оказания юридической помощи;
  • достижения общественных благ и пр.

Юридические организации могут создавать филиалы и представительства, которые не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту.

Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Государство, государственные и муниципальные образования участвуют в предпринимательских отношениях на равных началах с другими субъектами - гражданами и юридическими лицами. В этих отношениях государство не может использовать свои властные полномочия по отношению к другим участникам и может привлекаться к ответственности за нарушение гражданских прав и неисполнение обязанностей: в судебном порядке к государству могут быть применены обычные меры имущественной ответственности.

Государственные образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью, хотя в отличие от юридических лиц они созданы не для участия в предпринимательской деятельности, которая носит для них вынужденный характер. Отсюда правоспособность государственных образований является специальной, т.е. они могут иметь только те права и обязанности, которые соответствуют их публичным интересам. Реализация дееспособности государственных образований осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления , действующие в пределах своей компетенции.

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность может осуществляться гражданами без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ), а также юридическими лицами, которые считаются созданными (правоспособными) с момента государственной регистрации (ст. 51 ГК РФ). Регистрация субъектов предпринимательской деятельности обеспечивает устойчивость экономического оборота, достоверность информации при выборе партнеров и ведении хозяйственных операций .

Однако граждане и организации не всегда соблюдают правила государственной регистрации. В ст. 23 ГК РФ специально предусмотрено, что такие лица не вправе ссылаться в отношении заключенных ими сделок на то, что они не являются предпринимателями, а суд в свою очередь может в отношении таких сделок применять правила об обязательствах, относящихся к предпринимателям, в частности, п. 3 ст. 401 ГК РФ об ответственности предпринимателя без вины за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, п. 2 ст. 400 ГК РФ о недопущении ограничения ответственности перед потребителем и ряд других норм, регламентирующих деятельность предпринимателей. Кроме того, на основании ст. 171 УК РФ может наступить уголовная ответственность лица (лиц), осуществляющего предпринимательскую деятельность без регистрации.

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности производится органами юстиции (ст. 51 ГК РФ). Однако до принятия специального Закона о государственной регистрации продолжают действовать ст. 34 и 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (Ведомости РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418) и Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации».

Фактически государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, например, в Москве совместным решением Президиума Московского городского Совета народных депутатов и Правительства Москвы от 25 июля 1991 г. № 134-2 было утверждено Положение о Московской регистрационной палате, которая является органом исполнительной Власти, регистрирующим коммерческие организации , создаваемые на территории Москвы. Непосредственно регистрацией коммерческих организаций занимаются центральная Московская регистрационная палата и около двадцати ее филиалов, созданных в административных округах Москвы.

В компетенцию Московской регистрационной палаты входит:

Регистрация новых и перерегистрация действующих организаций, в том числе коммерческих и некоммерческих республиканского, областного, городского значения независимо от ведомственной подчиненности, учредителей или форм собственности , имеющих местонахождение или ведущих хозяйственную деятельность на территории Москвы;

Регистрация филиалов, представительств иногородних организаций;

Контроль за соблюдением законодательства о регистрации и перерегистрации;

Определение порядка взимания регистрационных сборов.

Крылова З.Г. Основы права. 2010


Категория «субъекты предпринимательской деятельности» появилась в научном обороте сравнительно недавно. Своим рождением она во многом обязана Закону РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (далее - Закон о предприятиях), в преамбуле которого было записано: «Положения настоящего Закона действуют на всей территории РСФСР по отношению ко всем субъектам предпринимательской деятельности и предприятиям, независимо от формы собственности и сферы деятельности».

Однако названный Закон не содержит определения понятия «субъекты предпринимательства». В ст. 2 дан лишь перечень субъектов предпринимательской деятельности, а ст. 3 посвящена формам предпринимательства. Такое положение вряд ли случайно. Дело в том, что рассматриваемая категория, несмотря на обилие публикаций, исследована недостаточно и даже поверхностно.

Ученые-цивилисты (по понятным причинам) избегают использовать это понятие в своих научных исследованиях. Наука гражданского права оперирует такими категориями, как «субъекты гражданского права», «граждане», «юридическое лицо». Спорным до сих является вопрос о соотношении понятий «субъект гражданского права» и «субъект гражданского правоотношения». Равным образом нет единства взглядов среди ученых по поводу содержания категории «субъект права».

Представители науки хозяйственного (предпринимательского) права предлагают различать понятия «субъекты предпринимательского права» и «субъекты предпринимательской деятельности». Субъекты предпринимательского права - носители прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности2. К ним относятся: индивидуальные предприниматели; коммерческие организации; некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность; публичные образования (государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования). Субъектами предпринимательского права выступают и государственные органы, осуществляющие функции руководства и регулирования предпринимательской деятельности.

По мнению сторонников концепции предпринимательского права, особое место среди субъектов предпринимательского права занимают подразделения предприятий. Это внутренние подразделения (цех, отдел и др.), а также внешние (обособленные) - представительства и филиалы. Такой вывод базируется на утверждении о том, что внутрифирменные (корпоративные) связи входят, наряду с горизонтальными и вертикальными отношениями, в состав предмета предпринимательского права. Данное мнение далеко не бесспорно.

В числе субъектов предпринимательского права называются холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ) и другие интегрированные структуры. Последние также не обладают статусом юридического лица.

Те ученые, которые исповедуют идеи коммерческого права (В. Ф. Попондопуло, Б. И. Путинский, В. В. Ровный), основывают свои взгляды на цивилистическом учении о лицах. Так, В. Ф. Попондопуло пишет: «предприниматель - это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Факт осуществления лицом предпринимательской деятельности является основанием для признания его субъектом гражданского права - предпринимателем и определяет необходимость предъявления к нему и его деятельности особых требований со стороны законодателя». Круг предпринимателей строго ограничен: это физические и юридические лица (прежде всего коммерческие организации).

На наш взгляд, субъекты предпринимательской деятельности - это, прежде всего индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, основная цель которых - извлечение прибыли. Далее в их числе необходимо назвать и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК).

В то же время отметим, что указанная классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации с учетом такого критерия, как коммерческая направленность, вызывает на практике значительные трудности. В реальной действительности порой невозможно отграничить основную цель деятельности от неосновной. Так, многие некоммерческие организации формально не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли, но фактически стремятся и получают огромные доходы от осуществления предпринимательской деятельности.

Субъектами предпринимательской деятельности являются коллективные образования, не обладающие статусом юридического лица. К ним относятся финансово-промышленные группы, холдинги и др.

Статус ФПГ (холдингов) весьма показателен: недопустимо сводить все коллективные образования к гражданско-правовой категории «юридическое лицо». Субъектами права, в том числе и гражданского, могут быть образования, не обладающие признаками юридического лица.

С точки зрения гражданского законодательства (ст. 55 ГК) представительства и филиалы не являются юридическими лицами, а потому не могут выступать носителями соответствующих прав и обязанностей. От имени юридического лица действуют руководители представительств и филиалов на основании его доверенности.

В то же время представительства и филиалы наделяются имуществом создавшего их юридического лица. Более того, имущество представительств и филиалов отражается на отдельном (обособленном) балансе. Возникает проблема вещно-правовой принадлежности имущества, закрепленного за представительством и филиалом. Гражданский кодекс хранит на этот счет «обет молчания».

Статья 216 дает не исчерпывающий перечень вещных прав. В частности, в Кодексе перечислены (помимо вещных прав, связанных с владением земельными участками, права хозяйственного ведения и оперативного управления) и другие вещные права, например право пользования жилым помещением членов семьи собственника.

Другой вопрос: представительства и филиалы вправе иметь текущий, расчетный и другие счета в кредитных организациях. При этом руководитель представительства (филиала) осуществляет на основании выданной доверенности функции распоряжения денежными средствами.

И, наконец, в силу п. 5 ст. 36 АПК «иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения обособленного подразделения». Однако в этих случаях стороной по делу является юридическое лицо, взыскание производится судом с него или в пользу него. Представительство и филиал, не обладая признаками юридического лица (ст. 48 ГК), не являются процессуальной стороной в суде.

Прежнее налоговое законодательство рассматривало представительства и филиалы в качестве плательщиков налогов на прибыль, т. е. субъектов налогового права. С принятием нового Налогового кодекса РФ (ст. 19) ситуация изменилась: филиалы и представительства российских организаций исполняют обязанности последних по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов (представительств).

Правовое положение представительств и филиалов в контексте Налогового кодекса РФ создает дополнительные трудности в интерпретации и применении ст. 19 НК. С одной стороны, Налоговый кодекс устанавливает, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют в порядке, предусмотренном Кодексом, обязанности этих организаций; с другой - Кодекс не содержит никаких правил относительно такого порядка. Имеются и другие трудности практического характера.

Итак, филиалы и представительства являются субъектами предпринимательства. Однако мы не разделяем мнение о том, что внутренние структурные подразделения (цех, отдел) коммерческой организации можно также отнести к субъектам предпринимательской деятельности.

Публичные образования , равно как органы государственной и местной власти, не могут заниматься предпринимательской деятельностью. Данное утверждение иногда оспаривается в юридической литературе. Так, С. Э. Жилинский рассматривает публичные образования в качестве субъектов гражданского права и субъектов предпринимательской деятельности.

По его мнению, существует три направления предпринимательской деятельности с участием публичных образований:

  1. участие в предпринимательстве через создаваемые коммерческие и некоммерческие организации (например, унитарные предприятия);
  2. участие в делах приватизированного государственного и муниципального имущества;
  3. занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и местного самоуправления.

В последнем случае приводится пример: в силу ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 12Э-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации государственного имущества в Российской Федерации» орган по управлению государственным имуществом от имении Российской Федерации является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, и осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности. Мы не можем согласиться с такими выводами.

Здесь наблюдается смешение двух разных, но пересекающихся понятий - «субъекты гражданского права» и «субъекты предпринимательской деятельности». Публичные образования действительно являются субъектами гражданского права (гл. 5 ГК). В соответствии сп. 2 ст. 124 ГК на публичные образования распространяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. При этом от имени публичных образований выступают соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 125 ГК).

Быть субъектом предпринимательской деятельности - это означает то, что государство, субъекты Федерации и муниципальные образования должны заниматься предпринимательской деятельностью на профессиональной и постоянной основе в целях систематического получения прибыли от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг). Участие публичных образований в экономической деятельности посредством создания коммерческих и некоммерческих организаций (равным образом участие в делах приватизированного государственного и муниципального имущества) нельзя, на наш взгляд, оценивать как участие в предпринимательстве.

Акционеры, участвуя в общем собрании общества и получая дивиденды по акциям, непосредственно не осуществляют предпринимательскую деятельность. Статус акционера, его права и обязанности определены в Законе об акционерных обществах.

Сказанное в равной степени относится и к учредителям (участникам) обществ с ограниченной ответственности (ООО). Участник ООО и предприниматель - это не одно и то же.

Вывод о невозможности публичных образований заниматься предпринимательской деятельностью вытекает из положений Конституции РФ. Так, в определении Конституционного Суда РФ от 1 октября 1998 г. № 145-0 «По запросу Законодательного Собрания Нижегородской области о проверке конституционности части первой статьи 6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» сформулирована следующая правовая позиция: «По смыслу Конституции Российской Федерации (статья 34, часть 1) одно и то же лицо не может совмещать властную деятельность в сфере государственного и муниципального управления и предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли».

В определении также отмечается, что конституционные нормы предопределяют специальный характер правоспособности публично-правовых образований: Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их публично-право- вой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права - граждан и юридических лиц.

Поэтому они (публичные образования) не могут, по мнению Конституционного Суда РФ, выступать и в качестве доверительных управляющих, поскольку такая деятельность предполагает получение вознаграждения, представление отчетов учредителю доверительного управления (ст. 1018 и 1023 ГК), что противоречит публично-правовой природе этих образований.

О публично-правовой природе государства, субъектов Федерации и муниципальных образований говорится в определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 1997 г. № 139-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о проверке конституционности Федерального закона «О переводном и простом векселе».

Указанное конституционное положение получило развитие в текущем законодательстве. В частности, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (п. 3 ст. 15) запрещает совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Российское законодательство запрещает органам государственной власти и органам местного самоуправления заниматься предпринимательской деятельностью, т. е. быть субъектами предпринимательской деятельности. Более того, ряд федеральных законов о субъектах предпринимательской деятельности содержит запрет на участие государственных органов и органов местного самоуправления в качестве учредителей общества, если иное не установлено федеральными законами.

Существует запрет на совмещение предпринимательства с функциями государственных служащих. Закон РФ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 11) предусматривает, что государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Соответствующие правовые запреты содержатся, например, в федеральных законах от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» (ст. 18) (в ред. от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ), от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (ст. 20) (в ред. от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ) и др.

И в заключение несколько слов о соотношении понятий «субъекты предпринимательской деятельности» и «хозяйствующие субъекты». На наш взгляд, это - не совпадающие понятия. Они соотносятся между собой точно так же, как соотносятся экономическая (хозяйственная) и предпринимательская деятельность. Хозяйствующие субъекты не всегда приобретают статус предпринимателей. Например, некоммерческие организации, как правило, не занимаются предпринимательством, хотя осуществляют хозяйственную деятельность.

Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг фондовая биржа может создаваться в форме некоммерческого партнерства и не преследует цели получения собственной прибыли. Биржевую деятельность нельзя отнести ни к благотворительной, ни к социально-культурной и т. д. Поэтому здесь следует использовать термин «хозяйственная деятельность».