Рекомендации по составлению бизнес плана. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров

План книги или статьи – это перечень основных вопросов, рассматриваемых автором. План отражает ход мыслей автора и характер расположения частей произведения (разделов, глав, параграфов и т.д.).

Простой план это список основных вопросов, которые раскрываются в книге или статье.

Сложный план – кроме отдельных пунктов, содержит подпункты. Он обобщает и сжато передает то, о чем сообщается в тексте.

Составление плана.

Прочитайте текст. При повторном чтении разделите его на отдельные смысловые части, озаглавьте их. Каждая часть должна представлять собой нечто связное, единое по смыслу. В ходе чтения необходимо усвоить главную мысль текста, четко определить границы перехода от одной части к другой, а также от вопроса к вопросу.

Тезисы раскрывают, что именно говорится по вопросам, обозначенными пунктами плана.

Простые тезисы – это краткие, сжатые формулировки без разъяснений. Они охватывают толькоосновные положения, не включая аргументов и доказательств.

Развернутые тезисы – включают основные положения и детализируют, разъясняют их или доказывают справедливость основных положений.

Написание тезисов.

Составьте план статьи или книги, при этом перечислите те важные вопросы, на которые нужно дать краткие и четкие ответы. Из всех положений, утверждений, аргументов, доказательств, относящихся к данному вопросу, составляется одно суждение в категорической, то есть не терпящей возражений форме. Это и будет тезис.

В конспекте указываются основные мысли, формулировки, записываются доводы, факты, примеры, доказывающие и разъясняющие эти основные мысли.

При цитировании не забудьте указать страницу, чтобы не искать повторно.

Различаются конспекты:

    простые (краткие),

    сложные (подробные, развернутые).

Существует несколько разновидностей конспектов:

    Плановый конспект – каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.

    Текстуальный конспект представляет собой почти дослов­ные выписки текста, которые должны быть связаны между собой логическими переходами. Этот вид конспекта удобно использовать для сравнительного анализа определенного положения, высказываемого несколькими авторами, для критической оценки сходных мнений и т.п.

    Тематический конспект . При его составлении изучаются несколько источников по одной теме. Выбирается только та информация, которая необходима, без раскрытия содержания источника в целом.

    Сводный конспект также составляется по нескольким источникам, каждый из которых обязательно находит отражение, так как в каждом из них есть новая информация по теме.

    Свободный конспект содержит размышления читателя о книге (статье).

Реферат это форма переработки специальной литературы, излагающая что именно, что нового, существенного содержится в первичном тексте.

Реферат – это аналитический пересказ содержания с необходимым (не сплошным!) цитированием.

Типы реферата выделяются в зависимости от количества использованных источников (один или более), от установки на полноту изложения источника, от функционально-смыслового типа речи в исходном тексте (описание, повествование, рассуждение). Если излагается один источник, то такой реферат называется монографическим. Если использовано несколько статей или книг, посвященных избранной теме, то реферат называетсяобзорным . Как правило, в реферате сохраняется форма изложения текста-ис­точника (описание, рассуждение...). Текст реферата составляет примерно 1/3 объема исходного текста.

Важным отличием реферата от конспекта является выражение собственного отношения к излагаемому материалу. Это может быть оценка важности некоторых положений или источника в целом, наличие собственных выводов по проблеме и т.п.

Текст реферата, как правило, состоит из трех частей: введения, описания и заключения.

Выделяют четыре наиболее распространенных способа построения реферативного обзора, которые можно использовать в студенческих работах:

    Хронологический обзор перечисляет этапы раскрытия темы в науке и включает историю разработки проблемы от ее постановки до современного этапа.

    Проблемный обзор выявляет и описывает основные проблемы, связанные с темой; основные точки зрения и подходы к теме, существующие на современном этапе.

    Проблемно-хронологический обзор включает перечисление и характеристику проблем, связанных с темой; затем излагается история изучения каждой проблемы.

    Хронологически-проблемный обзор рассматривает этапы разработки и характеристику проблем, возникающих на каждом этапе изучения.

Под историей вопроса понимается последовательное и постепенное раскрытие темы, а не простое перечисление мнений. Всегда важно понять, в чем источник разногласий в науке.

В конце обзора изученности темы следует привести концепцию, точку зрения или позицию, которая наиболее близка вашей; следует пояснить: в чем вы согласны с авторами и почему; что считаете необходимым уточнить, проверить на своем материале и почему. В результате вы покажете, к какому направлению (научной школе, концепции) присоединяетесь в данном исследовании.

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ГОДОВОГО ПЛАНА

Годовой план является обязательным нормативным документом ДОУ наравне с Основной Общеобразовательной Программой и Уставом. Он направлен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию деятельности всего педагогического коллектива в учебном году. Годовой план имеет свою цель , которая осуществляется через решение задач.

В соответствии с задачами в плане должны быть определены конкретные мероприятия по их реализации.

Годовой план составляется с учётом вида дошкольного учреждения и профессионального уровня педагогических кадров.

Можно выделить следующие трудности в планировании :

Неумение чётко определить специфику целей и задач на следующий учебный год;

Отсутствие взаимосвязи между годовыми задачами и механизмами их реализации;

Неумение анализировать итоги учебного года;

Отсутствие четкой и одновременно простой модели планирования ;

Слабая реализация главных принципов воспитания и обучения (систематичность, последовательность и пр.) ;

Перегруженность (высокая плотность) планов или наоборот ;

Несбалансированное распределение обязанностей между исполнителями;

Неравномерное планирование сроков мероприятий ;

Неравномерное распределение мероприятий между исполнителями и по срокам;

- планирование нереальных дел ;

Отсутствие контроля и самоконтроля, его взаимосвязи с годовыми задачами ;

Нерациональная композиция целей и задач (совокупность выделенных задач не обеспечивает в полном объеме достижение цели или задачи пересекаются);

Выдвижение в качестве цели процесса, а не результата;

Чрезмерная фиксация внимания на второстепенных деталях.

Годовой план начинается с написания анализа работы ДОУ за прошедший учебный год. Основные задачи деятельности ДОУ должны логически вытекать из тех проблем, которые выявились в ходе анализа реализации Образовательной программы и Годового плана в текущем учебном году. В вводной части прописывается анализ результатов работы, причин невыполнения предыдущего годового плана , особых затруднений в работе воспитателей, интересной экспериментальной работы, мнения родителей о перспективах развития в ДОУ. Рекомендуется намечать 2 – 3 задачи, вытекающие из плана развития ДОУ и анализа его работы за прошедший период. Бывает так, что та или иная задача вызвана неудовлетворительным положением дел по конкретному вопросу. Проанализировав все перечисленные параметры, обсудив полученные результаты с коллективом, выбрав основные направления по которым будет работать коллектив в предстоящем учебном году, можно переходить к формулировке основных задач деятельности ДОУ на предстоящий учебный год. Суть анализа не в том, чтобы дать перечень сделанного в учебном году, а в том, чтобы сопоставить, сравнить, оценить результаты; определить условия, обеспечивающие успех; выявить причины, породившие недостатки, с указанием их отрицательных воздействий и последствий.

Формулировка годовых задач вызывает у старших воспитателей, заместителей заведующих, да и заведующих тоже наибольшие трудности. Задачи : первая третьего года, вторая второго года, третья новая. Задача пишется с глагола, например : совершенствовать, формировать, создавать условия и т. д. Одна из задач по здоровьесбережению.

Нужно постараться сделать так, чтобы задача была не очень объемной в плане ее выполнения и реальной для решения, но и не очень узкой, замыкающейся на очень конкретных условиях ее реализации. Важно в самом начале написания годового плана распределить всю работу так, чтобы соблюдался баланс между различными формами работы, как с детьми, так и с родителями, и с педагогами.

планирования видны :

(в данном случае – год) ;

Основное содержание плана ;

Сроки выполнения запланированных мероприятий ;

Ответственные за выполнение плана лица .

Приступая к составлению годового плана ДОУ , необходимо помнить, что этот план рассчитан на весь педагогический коллектив учреждения. От каждого педагога зависит, содействует ли его работа выполнению намеченных целей и задач плана .

Нужно помнить, что годовой план – это живой рабочий документ, который может подвергаться исправлению, корректировке в ходе работы над его выполнением. Надо смело вносить изменения и дополнения, не бояться отступать от ранее запланированных мероприятий . Нужно только уметь доказать, объяснить почему нужно так поступить.

Следует учесть и то, что годовой план требует построения определенной работы с кадрами, организационно-педагогической работы с детьми, построения взаимодействия с семьей.

Один из ответственных моментов : выбор формы написания плана . Форма написания плана может быть самой различной :

календарной (разбитой по месяцам,

цикличной (содержать определенную цикличность форм работы,

текстовой (иметь текстовое описание содержания,

табличным (иметь табличную форму написания,

блочно – схематичным (разбитым на определенные блоки работы) .

Годовой план должен включать в себя :

Описание организационно-педагогической работы (подготовка ДОУ к новому учебному году, качественная и количественная характеристика педагогов, расстановка по возрастным группам, материальное обеспечение педагогического процесса, организация предметно-развивающей среды и т. д.);

Перечень мероприятий, направленных на повышение педагогической квалификации воспитателей;

Описание мер контроля за воспитательно-образовательной работой в ДОУ, работой всех структур ДОУ;

Представление многоплановой работы с родителями ;

Перечень мероприятий, направленных на повышение квалификации обслуживающего персонала;

Описание административно-хозяйственной работы в ДОУ;

Расписание медико-профилактической работы в ДОУ;

Перечень производственных собраний и мероприятий.

Этапы составления плана :

I этап. Сначала спланировать ежемесячно повторяемые дела, определяемые спецификой работы ДОУ и особенностями каждого месяца учебного года (например, проведение педагогических советов, первичной полугодовой и итоговой диагностики дошкольников, подготовка и проведение праздников и др.).

II этап. Помесячно спланированные мероприятия дополнить традиционными для этого ДОУ сложившимися мероприятиями (например, проведение праздников “Папа, мама, я – спортивная семья”, “Конкурс педагогических идей” и т. д.).

III этап. Запланировать новые мероприятия для реализации целей и задач, которые определены на основе анализа деятельности ДОУ за предыдущий год. Для самоанализа плотности годового плана предлагается построить диаграмму : по вертикали отметить количество мероприятий, по горизонтали – месяцы года.

Разделы плана :

1. Работа с кадрами.

2. Организационно-педагогическая деятельность.

3. Контрольно- аналитическая деятельность.

4. Организация воспитательной и оздоровительной работы.

5. Административно- хозяйственная деятельность.

Что прописывается в разделах

1. РАЗДЕЛ : РАБОТА С КАДРАМИ

1.1 Методическая работа

Педсоветы;

Координационные советы (проектные советы) ;

Работа творческих групп;

Инструктажи по ТО и охране жизни и здоровья детей;

Анкетирование педагогов;

Формирование предметно-развивающей среды (Оснащение педпроцесса, оснащение методического кабинета );

Изучение и обобщение п. п. о. ;

Работа в методическом кабинете (создание библиотеки методической литературы , систематизация и классификация материалов, организация выставок для педагогов, состав-ление картотек и т . д.);

Выставки, смотры, конкурсы;

Семинары;

Семинары – практикумы;

Консультации;

Коллективные просмотры;

Обзор новинок методической и периодической печати;

Другие формы

1.2 Повышение профессионального мастерства педагогов

Прохождение курсов повышения квалификации (комплексные курсы, модульные курсы;

Наставничество;

Школа молодых воспитателей;

Самообразование педагогов и его анализ;

Апробация и внедрение инновационных технологий;

Участие в инновационных проектах;

Мероприятия по подготовке педагогов к аттестации;

Другие формы

1.3 Организация контроля :

Фронтальный контроль;

Тематический контроль :

Оперативный контроль.

2. РАЗДЕЛ : воспитательной и оздоровительной работы :

(координируется с планами специалистов (муз руководителей, инструкторов по физкультуре, психолога, соц. педагога и пр.):

Физкультурно-оздоровительная работа (спартакиады, спортивные праздники, походы и пр.) ;

Досуговая, развлекательная (праздники, развлечения, КВН и др.) ;

Мониторинг освоения основной общеобразовательной программы

По мнению большинства современных ученых, процесс планирования должен приводить к созданию некой единой системы, в которой хорошо бы были видны :

Задачи деятельности ДОУ на определенный период (в данном случае – год) ;

Основное содержание плана ;

Сроки выполнения запланированных мероприятий ;

Ответственные за выполнение плана лица .

ПРИЛОЖЕНИЯ К ГОДОВОМУ ПЛАНУ :

Учебный план

План административно- хозяйственной работы (если не включен в общий план )

План взаимодействия со школой

План работы с родителями (если не включен в общий план )

График прохождения курсов повышения квалификации

График прохождения педагогами аттестации

План по самообразованию педагогов

Перспективные планы работы специалистов

Программа опытно – экспериментальной работы (если такая работа ведется)

План работы творческой или рабочей группы

План взаимодействия с общественными организациями.

Другое (исходя из особенностей работы учреждения)

В ПЛАНЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ :

Общие родительские собрания;

Групповые родительские собрания;

Дни открытых дверей;

Анкетирование;

Оформление наглядно – информационных стендов;

Консультации;

При разработке данного раздела бизнес-плана необходимо основываться на следующих принципах:

  • 1) принципе понимания потребителя, основанном на учете потребностей и динамики рыночной конъюнктуры;
  • 2) принципе борьбы за потребителя (клиента);
  • 3) принципе максимального приспособления производства к требованиям рынка.

Также при проведении маркетинговых мероприятий необходимо помнить, что процесс согласования возможностей компании и запросов потребителей протекает в определенной внешней (окружающей) среде, которая подвержена влиянию таких факторов, как:

  • 1) стабильность политической и правовой системы в стране рынка, обеспечивающая правовую защиту деятельности своих и иностранных предпринимателей;
  • 2) экономический и демографический факторы;
  • 3) законодательная система, регламентирующая деятельность организации;
  • 4) уровень научно-технического прогресса, который заставляет производить новую продукцию и осуществлять эффективную маркетинговую деятельность;
  • 5) социально-культурный уровень населения, географические, климатические и исторические условия, культурные традиции, которые оказывают большое влияние на маркетинговую деятельность. При написании данного раздела необходимо учитывать, что план маркетинга включает в себя большое число вопросов, на которые надо дать детальный, исчерпывающий ответ при его составлении. В нем целесообразно изложить на нескольких страницах основное: какая принята в фирме стратегия маркетинга, как будет продаваться товар - через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; как будут устанавливаться цены на товары, какой уровень прибыльности на вложенные средства предполагается реализовать; как предполагается добиваться постоянного роста объемов продаж - за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения дополнительных покупателей; как будет организована служба сервиса и сколько на это понадобится средств; как предполагается добиться хорошей репутации товаров и самой фирмы в глазах общественности.
  • 1) цели и стратегии маркетинга;
  • 2) ценообразование;
  • 3) схема распространения товаров;
  • 4) методы стимулирования продаж;
  • 5) организация послепродажного обслуживания клиентов;
  • 6) реклама;
  • 7) формирование общественного мнения о фирме и товарах;
  • 8) бюджет маркетинга;
  • 9) контроллинг маркетинга.

После определения общей целевой стратегии фирмы по каждому виду продукции разрабатывается детализированный план действия. Основными критериями оценки стратегии здесь являются ассортимент, рынок, конкуренция. Ассортимент предлагаемых товаров в конечном счете зависит от потребности в качествах товара у конечных потребителей. Отличия видов товара в ассортименте должны соответствовать специфическим требованиям потребителей.

Размеры рынка определяются числом потенциальных потребителей в каждом отдельном продукте.

Оценка конкурентов предполагает выявление на рынке фирм, реализующих товары со сходными качествами и способные заменить предлагаемый товар.

Ценообразование. Ценовая стратегия может базироваться на издержках, спросе или конкуренции. В случае стратегии, основанной на издержках, предприниматель определяет цены, рассчитывая издержки производства, обслуживания и накладные расходы, и затем добавляет желаемую прибыль к этим цифрам. Спрос не изучается.

В рамках стратегии, основанной на спросе, цена определяется на уровне среднерыночной, и затраты не должны в этом случае превышать сумму, рассчитываемую как разность цены и прибыли.

При конкурентной стратегии ценообразования цены могут быть или ниже, или выше рыночных в зависимости от лояльности потребителей, предоставляемого сервиса, образа товара. Этот принцип используют фирмы, имеющие конкурентов.

Кроме того, в данном разделе можно предложить и обосновать какие-либо из нижеследующих стратегий:

  • 1) установление стандартных цен. Они устанавливаются, когда участник каналов сбыта определяет цены на товары или услуги и стремится сохранять их неизменными на протяжении длительного периода времени. Они используются для таких товаров, как конфеты, жевательная резинка, журналы;
  • 2) переменное ценообразование. Фирма специально меняет цены, чтобы среагировать на изменение в издержках или спросе потребителей. Применяя эту стратегию, можно предлагать разные цены для ориентации на те или иные сегменты рынка. В этом случае цены, взимаемые с различных потребителей, не основываются на издержках;
  • 3) установление единых и гибких цен;
  • 4) стратегия неокругленных цен. Эта стратегия имеет место в тех случаях, когда цены устанавливаются ниже круглых сумм. Включается в действие психологический фактор - потребителям нравится получать сдачу;
  • 5) концепция "цена - качество". При выходе на рынок фирме-производителю часто целесообразно применять тактику ценового лидерства. Еще один метод, применяемый при желании увеличить объем реализации продукции, - установление скидок на массовые закупки.

Схема распространения товаров. Согласно данному пункту в плане маркетинга организации необходимо указать схему реализации товаров.

Распределение и сбыт включают в себя три элемента: транспортировку, хранение и контакты с потребителями.

При выборе каналов товародвижения необходимо учесть ряд основных факторов.

  • 1. Потребители:
  • 1) характеристики: количество, потребности, размер средней покупки;
  • 2) сегменты: размер, поведение в отношении покупок.
  • 2. Компания:
  • 1) цели: контроль, сбыт, прибыль, время;
  • 2) ресурсы: гибкость, уровень, потребности в сервисе.
  • 3. Товар или услуга:
  • 1) стоимость: цена за единицу;
  • 2) сложность: техническая сторона;
  • 3) объем: масса единицы, разделяемость.
  • 4. Конкуренция:
  • 1) характеристики: число, концентрация, ассортимент, потребители;
  • 2) тактика: методы товародвижения, отношения в сбыте.
  • 5. Каналы товародвижения:
  • 1) альтернативы: прямой, косвенный;
  • 2) характеристики: количество, выполняемые функции, традиции;
  • 3) юридические аспекты: соответствующие законы и законопроекты.

Существуют два основных типа каналов товародвижения:

  • 1) прямые каналы, связанные с перемещением товаров от производителя к потребителю без использования независимых посредников.
  • 2) косвенные каналы товародвижения, связанные с перемещением товара сначала к посреднику, а затем к потребителю.

Производится оценка, через какую торговую сеть(оптовую или розничную) преимущественно реализуется или предполагается реализовать товар (услугу).

Существуют три общие категории организации I оптовой деятельности, ниже указаны их краткие характеристики.

  • 1. Оптовая деятельность производителей.
  • 2. Коммерческие оптовые организации покупают продукцию для перепродажи.
  • 3. Агенты и брокеры выполняют оптовые функции, но не берут право собственности на товары.

Розничная торговля в целом выполняет четыре функции. Она участвует в процессе сортировки, собирая ассортимент товаров от большого числа поставщиков, и предлагает их для продажи; представляет информацию потребителям через рекламу, витрины и надписи; осуществляет операции по обслуживанию товаров; завершает сделки, используя соответствующее расположение магазинов и время работы.

Стимулирование сбыта. Организация может воспользоваться широким кругом средств стимулирования сбыта:

  • 1) прямыми почтовыми отправлениями;
  • 2) торговыми выставками и демонстрациями;
  • 3) размещением рекламы;
  • 4) печатными и аудиовизуальными средствами;
  • 5) витринами в магазинах;
  • 6) деловыми встречами и совещаниями;
  • 7) оплатой купонов и т. д.

Вид стимулирования сбыта во многом зависит от стратегии организации, ее положения на рынке, финансовых возможностей, специфики товара и т. д. Все это находит отражение в данном разделе бизнес-плана в виде плана стимулирования, разработка которого состоит из следующих элементов:

  • 1) установления целей. Цели стимулирования сбыта практически всегда ориентированы на спрос. Цели, связанные с участниками каналов сбыта, включают обеспечение наиболее благоприятных условий сбыта, увеличение энтузиазма дилеров и т. д.;
  • 2) ответственности за стимулирование сбыта, обычно разделяемой управляющими рекламой и сбытом. Каждый руководит стимулированием, связанным с его областью. Управляющий рекламой связан с купонами, состязаниями, календарями. Управляющий сбытом занимается торговыми поставками, скидками, выставками;
  • 3) разработанного общего плана, включающего бюджет, ориентацию или тему, условия, информационные средства, продолжительность и хронологическую последовательность;
  • 4) выбора вида стимулирования. Он базируется на таких факторах, как образ и цели организации, издержки. Это достигается путем установления премий продавцам при продаже товара на определенную сумму, организации выставок, проведении торговых конкурсов дилеров, организации лотерей, замене на льготных условиях устаревших модулей, путем установления скидок при оптовых покупках;
  • 5) координации плана, т. е. увязки плана по рекламе со стимулированием сбыта;
  • 6) оценки успеха или неудач.

Послепродажное обслуживание. В этом разделе необходимо осветить вопросы, касающиеся условий гарантийного и послегарантийного обслуживания, предоставления круга услуг в каждом из этих видов обслуживания, структуры и месторасположения сервисных предприятий. Планирование послепродажного обслуживания состоит в определении политики организации в разрезе следующих вопросов:

  • 1) соответствия ассортимента и качества послепродажных услуг запросам потребителей;
  • 2) частоты использования отдельных деталей и узлов;
  • 3) отлаженности механизма снабжения гарантийных мастерских необходимым числом запчастей.
  • 1) установленные цели;
  • 2) установленную ответственность;
  • 3) детальный бюджет рекламы;
  • 4) разработанные рекламные темы, общие для всей организации;
  • 5) выбранное средство рекламы;
  • 6) предлагаемые решения по:
    • а) содержанию послания (ролика);
    • б) графику работы;
    • в) месту объявлений в передаче или печатном издании;
    • г) прочим условиям;
  • 7) срок, в течение которого будет выходить реклама.

Формирование общественного мнения ("Public relations"). В плане маркетинга также должно уделяться особое внимание общественному мнению об организации и ее продукции (услугах) и соответственно способам его формирования. Задачами службы "Public relations" являются:

  • 1) систематическое создание благоприятного отношения к фирме широких масс населения;
  • 2) осуществление торговой презентации;
  • 3) проведение институциональной рекламы;
  • 4) оказание консультационных услуг с выдачей предложений руководству по вопросам общественного признания фирмы, ее положения на рынке и имиджа.

Разработка бюджета маркетинга. Наиболее простой способ определения бюджета заключается в следующем:

  • 1) оценивается общий объем рынка по каждому из товаров на следующий год;
  • 2) делается прогноз доли фирмы на этом рынке с учетом запланированных маркетинговых мероприятий;
  • 3) оцениваются объем продаж, затраты и прибыль по каждому из товаров;
  • 4) определяется разность между запланированной (без маркетинговых мероприятий) прибылью и прибылью, полученной в результате оценки;
  • 5) часть этой разности (обычно 50%) относится в бюджет маркетинга;
  • 6) определяется бюджет маркетинга путем суммирования по всем товарам.

Этот бюджет распределяется по статьям расхода на маркетинг в пропорциях прошлого года.

Контроллинг. Под контроллингом понимаются количественная и качественная подготовка и оценка оперативных и стратегических решений руководства, анализ хозяйственной деятельности фирмы.

1.1. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров (далее – Методические рекомендации) определяют общие требования к разработке, оформлению и использованию документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

1.2. В целях обеспечения готовности обслуживающего персонала (сотрудников, работников) организаций, а также пожарных подразделений и аварийно-спасательных формирований к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (далее – действия по тушению пожаров) разрабатываются документы предварительного планирования действий по тушению пожаров, а именно: планы тушения пожара (далее – ПТП) и карточки тушения пожара (далее – КТП).

1.3. ПТП и КТП предназначены для:

обеспечения руководителя тушения пожара (далее – РТП) информацией об оперативно-тактической характеристике объекта;

предварительного прогнозирования возможной обстановки в объекте при пожаре;

планирования основных действий по тушению пожаров;

повышения теоретической и практической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и их органов управления к действиям по тушению пожаров;

информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

1.4. Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.

2. Разработка и корректировка Перечня организаций (объектов, сельских населенных пунктов) на которые должны составляться ПТП и КТП

2.1. ПТП и КТП составляются на все объекты и сельские населенные пункты, находящиеся в районе выезда подразделений, входящих в гарнизон пожарной охраны, и подпадающие под критерии, указанные в приложении № 1 к Методическим рекомендациям, а также иные объекты (на усмотрение начальников гарнизонов пожарной охраны).

Решение по разработке ПТП на каждый объект принимается начальником гарнизона пожарной охраны по письменному согласованию с его руководителем (собственником). В случае отказа руководителя (собственника) объекта ПТП не составляется.

2.2. В целях учета и планирования работы с ПТП и КТП в каждом местном гарнизоне пожарной охраны должен разрабатываться и своевременно корректироваться Перечень объектов (сельских населенных пунктов), на которые должны составляться ПТП и КТП (далее – Перечень) (Приложение № 2 к Методическим рекомендациям).

2.3. Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.

2.4. ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.

2.5. Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.

2.6. По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), в случае отсутствия изменений – отметка о проделанных мероприятиях.

2.7. Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части, при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее – ЦППС), ЕДДС органа управления подразделениями пожарной охраны.

2.8. Копия Перечня направляется в территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.

3. Составление и корректировка ПТП и КТП.

3.1. На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения (приложение № 3 к Методическим рекомендациям).

3.2. План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.

3.3. Требования к оформлению и содержанию ПТП и КТП приведены в разделах 7 и 8 Методических рекомендаций.

3.4. Составлению ПТП и КТП предшествуют следующие мероприятия:

изучение и анализ оперативно-тактической характеристики объекта (сельского населенного пункта), в том числе сбор сведений о его противопожарной защите;

изучение нормативных и справочных материалов, в том числе отраслевых нормативных актов, по данному объекту;

прогноз вероятного места возникновения наиболее сложного пожара и возможных ситуаций его развития;

изучение аналитических материалов по произошедшим пожарам в объекте (сельском населенном пункте) и в аналогичных объектах (сельских населенных пунктах).

3.5. ПТП составляются не менее чем в трех экземплярах. Первый экземпляр находится в пожарном подразделении, в районе (подрайоне) выезда которого находится организация (объект), второй экземпляр – в ЦППС (ЕДДС) местного гарнизона пожарной охраны, третий экземпляр – у руководства (собственника) объекта.

3.6. КТП составляются не менее чем в двух экземплярах. Первый экземпляр находится в пожарном подразделении, в районе выезда которого находится объект (сельский населенный пункт), второй экземпляр – у руководства (собственника) объекта (администрации сельского населенного пункта).

3.7. Начальниками гарнизонов пожарной охраны определяется перечень ПТП и КТП, электронные варианты которых должны храниться на переносных персональных электронно-вычислительных машинах, предназначенных для использования РТП и должностными лицами штабов пожаротушения, о чем делается соответствующая отметка в Перечне и Списке ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные в районе выезда пожарного подразделения (приложение № 4 к Методическим рекомендациям).

3.8. Электронные варианты ПТП и КТП должны отвечать следующим требованиям:

обеспечение ведения базы данных для неоднократного использования и своевременной корректировки данных;

обеспечение минимальных затрат на подготовку сотрудников к эксплуатации программного средства;

простой и наглядный интерфейс, позволяющий использовать их при непосредственном тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

защита от внесения несанкционированных изменений в программное обеспечение.

3.9. ПТП и КТП подлежат корректировке при изменении формы собственности, функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства, изменении тактических возможностей подразделений пожарной охраны и т.д. Внесение корректив осуществляется не позднее месяца с момента возникновения (обнаружения) изменений.

При корректировке ПТП и КТП соответствующие изменения вносятся также и в их электронные варианты.

3.9. На строящиеся объекты ПТП и КТП составляются на стадии их строительства или не менее чем за месяц до приема в эксплуатацию нового объекта или отдельных его элементов (установок и сооружений).

3.10. ПТП и КТП на особо важные и режимные объекты составляются, хранятся и применяются в соответствии с установленным порядком по работе, хранению секретных документов и материалов. Степень их секретности определяется режимной службой (собственником) объекта.

Хорошо составленный бизнес-план является ключом к сердцу инвестора и залогом успешного развития предприятия в будущем. При разработке следуйте базовым советам. В статье мы опишем рекомендации по составлению этого важного документа.

Цель составления

Конечно, расчеты проводятся не только с целью составления бизнес-плана, а также для личной уверенности, что предлагаемые товары и услуги будут популярными, а ваша фирма будет развиваться. Цели и функции:

1) Анализ. Во-первых, он выполняет анализ рынка, чтобы вы понимали, в каком положении окажется ваш бизнес после открытия. При разработке бизнес-плана анализируются не только сегменты рынка, но и конкуренты. Это делается для определения вашей компании. Как раз анализ даст вам возможность сделать выводы касательно выбранного направления.

2) Описание. Бизнес-план, как документ, представляющей ваше дело, будет включать полную информацию касательно вашей компании. Еще в нем будет излагаться структура предприятия и ее подробное описание.

3) Прогнозирование. Он позволяет делать прогнозы касательно будущего положения вашего предприятия. Но для прогнозирования ситуации через пять-десять лет сначала надо сделать анализ и собрать данные хотя бы для прогнозирования первого времени после открытия предприятия.

4) Формулирование. Можно сказать, что в этом документе детально расписывается и формулируется основная бизнес идея, которая является главным звеном. Кстати, планы для разных видов предпринимательской деятельности существенно отличаются. Если вы будете что-то продавать, ознакомьтесь с . Естественно, могут быть и другие варианты: предоставление услуг, заработок в интернете и т.п. Очень востребованным видом всегда остается производство товаров. О том, как составить бизнес-план производство, читайте в другой статье .

На самом деле он реализовывает больше функций, поскольку является «лицом» компании.

Этапы создания

Прежде чем начать что-то писать, нужно получить всю нужную информацию. В этом плане можно выделить несколько этапов бизнес-планирования:

1. Поиск источников необходимой информации. Это могут быть учебники, отраслевые издания, соответствующие курсы, правительственные организации, компании по управленческому консультированию и иные подобные организации.

2. Определение целей разработки бизнес-плана. Определяются цели со списком проблем, которые должен решить конечный документ.

3. Установление целевых читателей. Для кого предназначен данный документ, исключительно для участников организации или же для будущих инвесторов и акционеров, венчурных капиталистов или коммерческих банков.

4. Определение структуры. Типичную структуру можете просмотреть .

5. Сбор информации для каждого намеченного раздела этого документа. На данном этапе желательно привлечь людей, которые имеют опыт и знания в сфере бизнес-планирования. В первую очередь обратите внимание на работников организации, которые имеют опыт и хорошо ориентируются во внутренней среде. Можно привлечь и внешних консультантов. Для маркетинговых исследований рынка пригласите маркетологов и экономистов широкого профиля.

Для финансового прогнозирования и составление раздела «финансовый план» вам понадобятся финансисты и бухгалтеры. Финансовым специалистам уделите внимание, поскольку раздел « » очень важен в документе.

6. Написание. Предпринимателю лучше самостоятельно все написать, даже если он не имеет навыков в данной сфере, но для этого потребуется много времени. Консультанты помогли предпринимателю на прошлом этапе, а на данном этапе они могут лишь ассистировать предпринимателю. В крайнем случае, написание можно заказать, где и как это сделать прочтите в .

Можно сделать и седьмой шаг: предложить прочесть завершённый документ какому-то незаинтересованному лицу, которое оценит работу на основе конструктивной критики.

Правила составления

  • Лаконичность. Лучший объем напрямую зависит от масштабов предприятия и специфики каждого проекта. Он составляется в деловом стиле.
  • Нужно собрать необходимую информацию по всем разделам на основании внутренних данных и наружных источников информации. Потом информацию распределите по темам – по разделам.
  • Технические описания, отчеты, справки, биографии менеджеров и договоры представьте отдельно от самого плана в виде приложений.
  • Титульный лист должен содержать название бизнес-плана, реквизиты и логотип предприятия, а также реквизиты получателя, для которого назначен план.
  • Если получатель – международная финансовая организация, нужен перевод документа на иностранные языки.
  • Текст по возможности подкрепляйте множеством иллюстраций, графиков схем, и таблиц.
  • Ясно разделяйте планы и факты. Все прогнозы обосновывайте количественно или качественно.
  • Должно быть пронумерованное оглавление, которые будут отражать главную мысль раздела. Тогда читатель быстро сориентируется в тексте документа.
  • Обратите внимание на анализ рисков данной идеи и на ее реалистичность. Для этого проводятся грамотное . Все процессы и действия должны быть реалистичными и выполнимыми.
  • Чересчур оптимистичный бизнес-план может показаться инвесторам подозрительным. Включите в текст реалистическую оценку слабых и сильных сторон бизнес идеи, стратегию альтернативного развития бизнеса.

Методика составления

Существует несколько десятков методик для разработки бизнес-планов. Есть отдельные методики для лизинговых организаций, инвесторов, государственных учреждений и банков. Например, одна методика может быть использована для получения , другая – для получения государственной помощи и т.п.

Самые известные российские и иностранные методики:

  • TACIS;
  • UNIDO;
  • EBRD;
  • Правительства Российской Федерации;
  • Сбербанка РФ;
  • требования и рекомендации ФФПМП;
  • ОАО «Россельхозбанк».

Существуют и отдельные методики на получение . На такие методики основываются при подаче документов на участи в программе поддержки малого бизнеса. Но такого рода методика в каждом субъекте федерации индивидуальна. Существует много и других методик для банков и кредитных организаций. С кредитованием предпринимательской деятельности белее детально можно ознакомиться .

Если бизнес-план составляется для определенного учреждения, у которого есть своя методика, тогда нужно строго придерживается ее. Если документ разрабатывается для учреждения или инвестора, которые не предъявляют требований к структуре, лучше выбрать одну из популярных методик. Но не забывайте, что для каждого проекта нужна персональная методика создания, которая отразит самые важные для заказчика разделы.