«Профстандарт заместитель директора » — такой поисковый запрос с июля 2016 года часто вводится в строки интернет-поисковиков. С чем это связано и какие именно профессиональные стандарты могут относиться к должности заместителя директора, вы узнаете из нашей статьи.
Существует ли общий профстандарт зам. директора?
С июля 2016 года в России становится обязательным использование профессиональных стандартов. Эти документы призваны официально закрепить требования к уровню квалификации работников, перечень выполняемых ими функций, а также возможные названия должностей.
Однако отдельного профстандарта для заместителя директора среди них нет. Ведь функции заместителя во многом схожи с теми, что исполняет сам руководитель; руководство же школой, к примеру, и химическим заводом предполагает решение совершенно разных задач. Имеются лишь упоминания должности «заместитель руководителя» во множестве других профстандартов.
Не знаете свои права?
В каких профессиональных стандартах упоминается должность заместителя директора?
По состоянию на август 2016 года уже действует ряд профессиональных стандартов, которые могут применяться и к заместителям директоров. К таким стандартам относятся:
- профстандарт специалиста в области закупок (№ 558);
- профстандарт специалиста по управлению персоналом (№ 559);
- профстандарт менеджера по информационным технологиям (№ 149);
- профстандарт специалиста по техконтролю качества продукции (№ 31);
- профстандарт специалиста по управлению качеством в авиастроении (№ 802);
- профстандарт специалиста по управлению цепью поставок в авиастроении (№ 704);
- профстандарт руководителя организации, ведущей деятельность в области физкультуры и спорта (№ 581).
Легко заметить, что поскольку профстандарты охватывают самые разные сферы, они касаются не просто заместителей директоров, а именно тех замов, которые занимаются определенным направлением деятельности организации.
Существует ли профстандарт заместителя директора по общим вопросам?
Несколько сложнее с должностью зама по общим вопросам, встречающейся в различных организациях. Для нее не только не существует отдельного профстандарта, но нет даже и сведений о том, чтобы документ с ее упоминанием создавался или готовился к принятию.
Дело в том, что под этим термином понимается целый ряд разных по сути должностей — от красиво названного завхоза до человека, руководящего теми направлениями деятельности предприятия, которые остались «нераспределенными» при назначении других заместителей, или первого заместителя, непосредственно руководящего организацией в отсутствие генерального директора. Таким образом, говорить об профстандарте в этом случае вообще не приходится.
Структура профстандартов для заместителей
Несмотря на множество профессиональных стандартов для замов руководителей, у всех этих документов есть кое-что общее. Как минимум, все они создаются по единому шаблону, утвержденному Минтрудом РФ. Таким образом, любой профстандарт, предусматривающий должность замдиректора, имеет следующую структуру:
- Общие сведения. Здесь указывается название профессиональной деятельности, ее цель, классификация по видам деятельности и отраслям экономики.
- Функциональная карта. Это перечень обобщенных функций, выполняемых работником, с указанием требуемого уровня квалификации по принятой для профстандартов шкале (обычно от 5 до 8).
- Характеристика функций. Здесь уже указываются не только обобщенные, но и конкретные функции. Для каждой из них приводятся требования к образованию (для заместителя директора или иного руководителя требуется как минимум высшее образование не ниже бакалавриата) и опыту работы (в зависимости от области, требуется от 3 до 5 лет). Кроме того, здесь указываются конкретные знания и умения, которым должен обладать специалист на должности заместителя руководителя.
- Сведения об организациях, которые разрабатывали профессиональный стандарт. К числу этих организаций относятся прежде всего учебные заведения, готовящие специалистов в разных областях, а также общественные и коммерческие организации, с которыми связаны лучшие специалисты-практики.
В каких случаях обязательно использование профессиональных стандартов для заместителей директоров?
Трудовое законодательство предусматривает 2 случая, в которых профессиональный стандарт зама должен применяться в обязательном порядке:
- Если это прямо предусмотрено законом.
- Если с трудовой деятельностью данного работника связаны установленные государством льготы, либо, напротив, ограничения.
Если в качестве примера рассмотреть должность заместителя директора школы или другого образовательного учреждения, актуальными будут оба пункта. Во-первых, законодательство об образовании прямо предусматривает для работников таких учреждений использование профессиональных стандартов. Во-вторых, работа в системе образования предполагает как предоставление льгот (например, в виде увеличенного отпуска и возможности более раннего выхода на пенсию), так и наложение ограничений (в сфере образования не может работать человек, имеющий судимость по ряду статей УК РФ). Это означает, что заместитель директора школы непременно должен соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов.
I. Общие сведения |
||||
|
||||
Основная цель вида профессиональной деятельности: |
||||
Обеспечение деятельности организации социального обслуживания населения, оказание социальных услуг гражданам |
||||
Группа занятий: |
||||
(наименование) |
(наименование) |
|||
Отнесение к видам экономической деятельности: |
||||
Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания |
||||
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания |
||||
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Управление организацией социального обслуживания |
Планирование и контроль деятельности организации социального обслуживания (организация) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Характеристика обобщенных трудовых функций 3.1. Обобщенная трудовая функция
|
Профессиональный стандарт – документ, включающий набор личностных и профессиональных требований, предъявляемых к сотруднику. Сегодня перечень таких регламентов довольно обширен. Реестр стандартов состоит не только из узкоспециальных нормативов, а содержит довольно внушительный перечень сквозных, унифицированных для всех отраслей. В силу специфики работы первых руководителей и их заместителей, единого квалификационного документа для этой профессиональной категории не существует.
Нормативная база
В целях грамотного и рационального исполнения Президентского указа РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях, связанных с реализацией государственной соц. политики» был разработан закон 236-ФЗ от 03.12.2012 года, связанный с внесением изменений в ТК РФ (ст. 195.1), а также в ФЗ «О тех. регулировании» . Так, в законодательной сфере образовались новые понятия, именуемые как «профессиональный стандарт», «квалификационный уровень» .
Минтруда впоследствии также создал новые ведомственные акты, которые имеют следующие наименования:
- два приказа Минтруда РФ от 12.04.2013 г. соответственно №147н и 148н под названиями «Об утверждении макета…» и «Об утверждении квалификационных уровней…»;
- приказной документ Минтруда РФ, принятый 29 апреля 2013 г. №170н «Об утверждении методрекомендаций по разработке…», который не нуждался в осуществлении регистрационных процедур государственного характера;
- письмо министерства образования и науки, принадлежащего РФ, принятое 02.11.2015 г., прописанное под №АК-3192 /06 «О введении…».
Также в рамках этого вопроса используются и другие подобные документы, которые носят федеральный характер и являются функционирующими по территории всей Федерации:
- Президентский Указ от 16.04.2014 г. №249 «О Национальном Совете…»;
- Постановление, принятое правительственным аппаратом 22.01.2013 г. под №23 «О правилах разработки…»;
- Правительственное распоряжение от 31.03.2014 г. №487-р , связанное с составленным планом касательно разработки подобных документов и проведением экспертизы независимого характера.
Все эти бумаги дают возможность разработать собственный стандарт для руководящего состава конкретной компании.
Для чего нужны профстандарты?
База, регулирующая использование этих документов, закладывается в рамках глава 31 ТК РФ . В качестве ее принято применять совокупность квалификационных характеристик, требуемых сотруднику в целях осуществления отдельной финансовой опции или профессиональной работы. На сегодняшний день существенная часть трудовых направлений описана в действующих документах, которые были сформированы на базе заказа Минтруда. Их введение сопряжено с шумным резонансом в обществе, т. к. львиная доля граждан полагает, что данные требования – обязательство, а не право, и каждый работник рано или поздно будет вынужден пройти переаттестацию.
На самом деле, обязательство по использованию данных документов есть не всегда и не везде . Зато принятие решения о следовании им позволит руководящему звену предприятия решить следующие задачи:
Получается, что введение профессионального стандарта – инструмент для фирм, которые хотят идти в ногу со временем и непрерывно развиваться, повышая собственный потенциал.
Сфера применения и обязательность использования
Профессиональный стандарт применим абсолютно во всех сферах деятельности – в торговле, производстве, услугах, образовании, медицине, инженерии, научной отрасли и т. д. В действующем Трудовом Кодексе фигурирует две ситуации, в рамках которых установлено обязательство всех работодателей, вне зависимости от правового статуса, использовать такие документы.
Актуальные вопросы внедрения профстандартов на производственных предприятиях освещены в следующем сюжете.
Генеральный директор предприятия – ответственная должность, которая подразумевает выполнение широкого круга задач. Специалист, занятый в этой сфере, осуществляет исполнение множества функций, которые прописаны в специализированном справочнике ЕКС , должностной инструкции, профессиональном стандарте, нормы которого и будут изучены далее.
Нормативная база
Поскольку документы разработаны не для всех сфер деятельности, руководители могут воспользоваться общепринятыми нормами или разработать собственный стандарт на основании формы, утвержденной приказом Минтруда №147н .
Трудовые обязанности
Документ включает в себя следующие основополагающие разделы. Первый – общие сведения. Следующий пункт – функциональная карта. Он включает в себя детальное описание обобщенного функционала специалиста. Следующим этапом идет характеристика трудовых функций. Это – основная часть стандарта. Она включает в себя детальное описание опций с обязательным указанием официального названия и других возможных названий должностей, набор требований по образованию, опыту, уровню подготовленности, конкретных трудовых функций генерального директора. Четвертый этап – описание разработчиков профессионального стандарта, т. е. лиц, занимавшихся непосредственно разработкой документа.
К непосредственным функциональным обязанностям специалиста относятся следующие направления (на основании должностной инструкции и справочника ЕКС):
- организация собраний с учредителями предприятия;
- проведение семинаров и презентаций, планерок с подчиненными специалистами;
- регулирование работы всех звеньев организации;
- исполнение задач, поступающих от непосредственного вышестоящего руководства или собственников бизнеса;
- регулярное проведение анализа и оценки товаров/услуг/работ предприятия на предмет соответствия государственному стандарту;
- принятие участия в составлении планов дальнейшего развития фирмы;
- создание благоприятного микроклимата в коллективе в целях координации работы всех специалистов;
- использование передового отечественного и зарубежного опыта в развитии предприятия;
- руководство хозяйственной и производственной деятельностью;
- организация эффективного взаимодействия относительно всех структур и звеньев организации;
- обеспечение предприятия исполнением всех обязанностей перед федеральным, местным и региональным бюджетом;
- прием на работу и увольнение сотрудников, распределение их обязанностей, организация обучающих мероприятий;
- соблюдение законности связей, применение правовых средств и инструментов в целях финансового управления предприятием;
- защита прав и интересов имущественного характера в рамках судебного процесса.
Требования к соответствию сотрудников и условия труда
Директор организации коммерческого типа должен иметь высшее образование в сфере, в которой работает предприятие либо диплом ВУЗа по экономическому направлению. Помимо этого, работодатели предъявляют требования к опыту работы, составляющий от 3-х лет в роли рядового специалиста . Из профессиональных качеств – владение персональным компьютером, бухгалтерскими приложениями, спецификой работы организации. Среди личностных качеств следует выделить:
- активность;
- целеустремленность;
- умение взаимодействовать в команде;
- грамотность;
- пунктуальность;
- устойчивость к стрессовым ситуациям;
- трудолюбие.
Условия труда специалиста подразумевают наличие персонального кабинета, оснащенного необходимой мебелью, техникой, предметами канцелярии. Помимо этого, специалист должен иметь готовность к выезду в командировки и работе во внеурочное время.
Повышение квалификации и аттестация
В целях проверки сотрудников на предмет соответствия заявленному стандарту на предприятиях регулярно проводится аттестация. Перед ней могут организовываться обучающие мероприятия за счет руководства или сотрудника. После этого сдается специальный экзамен, который позволяет определить уровень подготовленности специалиста.
Ответственность за неприменение
Игнорирование работодателем директора требования о применении профессионального стандарта влечет за собой ответственность согласно ст. 5.27 КоАП РФ , представляющим собой административный штраф. Гораздо более неприятной может быть ответственность в связи с намеренным назначением на должность директора, не соответствующим стандарту и не обладающим достаточными знаниями для эффективного руководства. В зависимости от ситуации, дело может дойти и до уголовного разбирательства.
Увольнение из-за несоответствия стандарту
Если сотрудник не прошел аттестацию, и выяснилось, что он не соответствует установленному для него стандарту, проводится переаттестация. В качестве крайней меры выступает увольнение.
Закон запрещает увольнять беременных женщин, лиц, на попечении которых находятся дети до 3-х лет и инвалиды.
Таким образом, единого профессионального стандарта для гендиректора не имеется, зато есть множество конкретных документов, регламентирующих деятельность профессионала в той или иной сфере.
О применении профстандартов и внесении корректив в должностные инструкции сказано ниже.
Внедряя профстандарты, работодатель получает возможность предъявлять более четкие требования к сотрудникам и унифицировать стандарты производственной деятельности. Профстандарт руководителя универсален, поэтому может применяться как в коммерческих организациях, так и в компаниях, занимающихся некоммерческой деятельностью.
Из этой статьи вы узнаете:
- с какой целью разработан профстандарт руководителя организации;
- какие квалификационные уровни предусмотрены профстандартом руководителя;
- какие трудовые функции и направления деятельности отражены в профстандарте руководителя.
Система профстандартов, пришедшая на смену квалификационным справочникам, призвана повысить стандарты обучения и подготовки специалистов, а также оптимизировать процесс подбора рабочей силы. Профстандарт, разработанный для определенного вида деятельности, в полной мере характеризует квалификацию, которую необходимо иметь работнику, чтобы соответствовать требованиям должности — знания, практические навыки, опыт работы. Понятия «квалификация» и «профстандарт» закреплены Трудовым кодексом РФ (ст.195.1, введенная федеральным законом №236-ФЗ от 3.12.2012г.).
Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика
5 главных заблуждений про профстандарты.
Профстандарт руководителя коммерческой (некоммерческой) организации
При разработке профстандартов, определяющих требования к работникам конкретных специальностей, в качестве основы применяется макет, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты России №147 от 12.04.2013г. Профстандарт руководителя коммерческой (некоммерческой) организации, также разработанный на базе данного макета в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минтруда №170н от 29.04.2013г., имеет стандартную структуру, которая включает:
- общие сведения о виде трудовой деятельности;
- подробное описание всех трудовых функций (функциональная карта вида деятельности);
- характеристику каждой обобщенной трудовой функции;
- данные о разработчиках профессионального стандарта.
Законодателем не определен четкий порядок, в котором должно происходить внедрение профстандарта руководителя компании, поэтому каждый работодатель вправе разработать свой регламент. На практике стоит исходить из общей схемы, состоящей из семи этапов:
- формирование временной проектной группы, включающей руководителей ключевых структурных подразделений, представителей отдела управления персоналом и т.д.;
- назначение ответственного лица, управляющего работой группы;
- ознакомление руководящего состава с законодательной базой в области внедрений профстандартов (например, путем организации корпоративной презентации или семинара);
- реализация всех предусмотренных планом мероприятий;
- подготовка программы обучения работников;
- систематизация итогов деятельности рабочей группы, составление отчета.
Несмотря на то, что изначально проект профстандарта руководителя разрабатывался с целью обособления управленческих функций от других задач, решаемых специалистами и работниками организации, внедрять его можно в стандартном порядке, наряду с другими профессиональными стандартами, в которых нуждается конкретный работодатель.
Подборка статей по профстандартам:
Квалификационные уровни в профстандарте руководителя
Профстандарт руководителя коммерческой (некоммерческой) организации может применяться в компаниях различной формы собственности и включает несколько квалификационных уровней (с четвертого по восьмой). Квалификационные уровни в профстандарте руководителя соответствуют следующим направлениям деятельности:
- четвертый уровень — управление деятельностью отдельных подразделений и руководство процессом решения производственных задач;
- пятый уровень — управление деятельностью подразделений для достижения ключевых функциональных целей, стоящих перед организацией;
- шестой уровень — управление ключевыми направлениями и видами деятельности организации, поиск путей достижения стратегических целей;
- седьмой уровень — управление жизнедеятельностью организации в целом, выбор эффективных путей развития;
- восьмой уровень — долгосрочное развитие организации, получение максимальной финансовой отдачи для акционеров и других заинтересованных сторон.
Профстандарт руководителя коммерческой (некоммерческой) организации охватывает все виды экономической деятельности и предполагает выполнение менеджерских функций на различных направлениях — от начальника рекламно-информационного, маркетингового или любого другого отдела (службы, проекта) до управления системой корпоративных отношений и организацией в целом.
Трудовые функции, отраженные в профстандарте руководителя
Трудовые функции, отраженные в профстандарте руководителя коммерческой или некоммерческой организации, сгруппированы во втором разделе документа с учетом квалификационных уровней, которым они соответствуют. Так, самый низкий уровень, предусмотренный профстандартом (четвертый), содержит следующий перечень трудовых функций:
- развитие производственных возможностей структурного подразделения;
- разработка оперативных планов производственной деятельности структурной единицы и анализ полученных результатов;
- определение потребности в рабочей силе, формирование бюджета, контроль движения производственных ресурсов подразделения;
- постановка заданий персоналу и решение текущих проблем, возникающих в процессе взаимодействия с работниками, контрагентами, заказчиками и т. д.;
- отбор, расстановка, мотивация сотрудников подразделения и оценка качества их работы.
Очевидно, что полномочия и возможности руководителя в данном случае весьма широки, но не распространяются за рамки управления отдельной структурной единицей. В то же время руководители самого высокого квалификационного уровня (восьмого) выполняют функции схожего характера, но уровень их ответственности гораздо выше, поскольку охватывает сферу управления организацией в целом. Руководитель высшего квалификационного уровня занят взаимодействием с советом директоров и органами, представляющими государство, как акционера (отчитывается по основным вопросам работы совета и хозяйственного общества, выявляет и устраняет конфликты интересов, контролирует работу исполнительного органа компании).
К перечню стандартных полномочий добавляется утверждение бюджета компании и контроль его исполнения, постановка стратегических целей и главных приоритетов в развитии производства, создание эффективных управленческих систем по подбору и развитию руководящего персонала, оценки эффективности работы совета директоров, мотивации сотрудников всех уровней и т. д. Данному уровню компетенций обычно соответствует должность единоличного руководителя гуманитарной или предпринимательской организации.
Вас также могут заинтересовать следующие статьи:
- Профстандарты вместо системы квалификаций ;