Услуги автошколы носят довольно специфический характер. Ими можно воспользоваться лишь единожды, поэтому говорить о формировании лояльной клиентской базы бессмысленно. Ключевым моментом при продвижении услуг автошколы должна стать ее безупречная репутация и высокий уровень сервиса. В случае, если речь идет лишь об одной автошколе, а не о целой сети, к выбору каналов продвижения нужно подходить максимально осторожно и взвешенно.
Оформление точки (в том числе во время открытия)
Фасад
Часто автошколы располагаются в офисных зданиях и занимают всего пару-тройку кабинетов. В этом случае сложно что-то придумать оригинальнее таблички у двери. В случае, если вход в автошколу находится со стороны улицы, обратите внимание на то, что фасад обязательно должен быть заметным. Используйте для покраски стен яркую краску в соответствии с вашими фирменными цветами. Также на фасаде можно повесить рекламные щиты с информацией о характере услуг, которые предоставляются в вашей школе.
Вывеска
Наружная реклама
Рекламные щиты
Тщательно взвесьте, сможет ли повлиять реклама на щите на приток клиентов. Это довольно затратное мероприятие. Щит должен быть расположен вблизи значительного человеческого трафика, например, около университета. В своем обращении к потенциальным клиентам лучше использовать не красивые имиджевые картинки, а конкретные призывы к действию. Либо вы можете рассказать о своих успехах, например, о количестве успешно сдавших экзамен в ГИБДД учеников.
Штендер
Штендер можно использовать в качестве вспомогательного рекламного канала, если здание, в котором находится автошкола, расположено в стороне от центральных улиц и пешеходного трафика. Штендер с лаконичным и четким указанием местонахождения школы поместите таким образом, чтобы его увидело как можно большее количество потенциальных клиентов.
Реклама на транспорте
Используйте для рекламы автомобили , на которых проводится обучение, как дополнительную возможность привлечения клиентов. Брендированные машины сами по себе являются отличной рекламой для вашей школы. Достаточно логотипа, названия автошколы и телефона. Выбирайте простые читаемые шрифты и сочные краски.
Интернет-реклама
Лендинг пейдж или сайт
Для автошколы лучше можно сделать как посадочную страницу так и полноценный сайт. На них вы можете рассказать о процессе обучения, количестве учебных часов, разместить презентационное видео и контанктные данные. Также не забудьте разместить графу, в которую потенциальный клиент внесет свои контактные данные. В качестве поощрения вы можете предложить ему небольшую скидку на обучение.
Если вы решили создать сайт собственными силами, обязательно прочтите наши статьи:
Здесь мы выложили наш опыт и мнения по использованию различных инструментов, которые просто необходимы вам будут в работе. Это позволит вам сократить время на подбор нужных ресурсов для его создания и максимально быстро получить прибыль от сайта.
Контекстная реклама
Использование контекстной рекламы целесообразно применять, если у вашей школы несколько филиалов. Ведь помимо самой услуги основным критерием для привлечения клиентов является удобное месторасположение школы. Например, в пешей доступности от места учёбы или работы. В противном случае, это выброшенные на ветер деньги.
Группы в соцсетях
Аккаунты в социальных сетях — наименее затратный способ заявить о себе. Помните, что контент должен быть оригинальным и интересным. Рассказывайте о буднях автошколы, размещайте забавные фотографии и не забудьте время от время проводить мероприятия по вовлечению ваших подписчиков в жизни групп. Например, можно разыграть бесплатное обучение вождению, опытных водителей же может заинтересовать урок по экстремальному вождению.
Печатная реклама
Листовки
Наймите промоутеров, которые смогут раздавать листовки с рекламой вашей автошколы. Раздачу лучше производить вблизи метро, остановки общественного транспорта или учебных заведений. Эта реклама прежде всего нацелена на тех, кто предпочел бы не тратить время на дорогу и обучаться вождению сразу после работы или учебы.
Визитки
Яркие визитки с перечнем услуг, предоставляемых в вашей школе, адресом и телефоном являются одним из наименее затратных каналов продвижения. Конверсия будет значительной, если вы разместите визитки на столах в студенческих кафе или столовых при крупных предприятиях.
Реклама в журналах и газетах
Подобные каналы продвижения также не назовешь экономичными. Разворот в журнале или газете стоит баснословных денег плюс однократного размещения, чтобы потенциальный клиент не забыл о вашем предложении, недостаточно. Точно подсчитать конверсию при подобной рекламе также вряд ли получится.
Слоганы:
- С нами - значит с «правами»!
- Действительно учим.
- Обучение правильному вождению.
- Автошкола Вираж. На права обязательно сдашь.
- Твой уверенный motostart.
- Уверенное вождение по Москве.
- Получи удовольствие от обучения.
- Женщины рулят!
- Самый простой способ получить права!
- Мы в ответе за тех, кого научили.
- Вождение с удовольствием!
- Нам с Вами ездить по одним дорогам!
- Уверенность за рулем на всю жизнь.
- Рули легко!
- Самый короткий путь к безопасному вождению.
- Пришла пора водить автомобиль!
- Ездить, как дышать - свободно!
В современной жизни автомобиль уже не является роскошью. Каждая вторая семья сейчас имеет хотя бы один автомобиль на всех, а иногда и на каждого члена семьи отдельно. Строящиеся многоэтажки сейчас в обязательном порядке оборудованы подземными парковками, а занятость городских дорог ежедневно растет.
Согласно статистическим данным, в 2015 году на 1000 жителей Казани приходится 365 автомобилей. Это на 20% больше чем в 2013 году. Прогнозируется, что в ближайшие 5 лет прирост автомобилей будет составлять от до 10% ежегодно.
Одновременно с этим растет и количество желающих получить водительские права. Причем вождению обучаются не только те, кто уже имеет свой автомобиль или собирается его приобрести. Умение водить машину становится неотъемлемой частью образования современного человека. Большинство учащихся составляют молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. В основном это студенты. Причем не только жители Казани, но и приезжие студенты со всей республики Татарстан.
Анализ рынка автошкол показывает, что несмотря на достаточно большую конкуренцию, а также специфику оказываемых услуг - отсутствие повторных продаж, спрос превышает предложение. Поэтому было принято решение открыть автошколу, которая не только удовлетворит избыток спроса, но и предоставит современному человеку высокое качество обслуживания, а также достойный уровень образования.
Основная миссия автошколы - повысить уровень грамотности населения в сфере управления дорожным транспортом. Качественное образование заключается в том, что выпускники школы способны самостоятельно принимать правильные решения в дорожных ситуациях любой сложности.
Цель деятельности автошколы - получение прибыли от оказания услуг образовательного характера. Несмотря на значительный объем первоначальных инвестиций, ведение данного вида бизнеса отличается довольно стабильными денежными потоками и сроком окупаемости не более 1,5 лет.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Автошкола «Супер-авто» оказывает услуги по обучению водителей ТС на категорию «В» (легковые автомобили, грузовые до 3,5 тонн).
Обучение включает в себя подготовку к теоретической и практической части экзамена в ГИБДД. Кроме того, учащийся получает навыки безопасного и уверенного вождения на оживленных дорогах города. В общей сложности, обучение длится 4 месяца и включает в себя:
- 130 часов теории;
- 56 часов практики;
- 4 часа, отведенные на внутренний экзамен.
Набор осуществляется раз в два месяца по три группы: дневная, вечерняя и группа выходного дня. Каждая группа включает в себя до 30 человек.
Обучение вождению производится исключительно на импортных автомобилях. Автопарк состоит из трех машин: Daewoo Matiz, Chevrolet Lacetti, Renault Logan.
Все преподаватели нашей автошколы имеют опыт работы более 3 лет и не менее 80% учеников, сдавших экзамены в ГИБДД с первого раза. Инструктора по вождению ученики могут выбрать самостоятельно. Также в штате есть один инструктор по вождению - женщина.
Основной упор в автошколе «Супер-авто» делается на качество обучения. Мы разработали ряд мер, которые позволяют вырастить профессиональных водителей, умеющих оперативно принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях на дороге:
- Тщательно подобранный методический материал: учебник по теории, рабочая тетрадь, краткий справочник ПДД, авторские лекции преподавателей;
- Видео-уроки с разбором реальных сложных случаев на дороге;
- Возможность посещать пропущенные занятия по теории с другой группой;
- Контрольные точки в виде тестов в электронном формате для допуска к каждому занятию;
- Организованная мед. комиссия в автошколе;
Кроме того, автошкола предлагает ряд дополнительных услуг, которые не входят в стоимость основного курса:
- практические занятия на автомобиле с АКПП (автоматическая коробка передач);
- усовершенствование навыков вождения автомобилем, для лиц, уже имеющих водительское удостоверение;
- возможность индивидуальных занятий с преподавателем;
- возможность забирать ученика для прохождения практических занятий с места проживания и оставлять его в удобном месте после практики;
- квалифицированная помощь автоюриста;
- подготовка и сдача декларации 3-НДФЛ (помощь при возврате 13 % от стоимости обучения);
- контр-аварийная подготовка.
3. Описание рынка сбыта
Целевая аудитория автошколы
Целевую аудиторию автошколы можно разбить на несколько отдельных категорий:
- Старшеклассники и студенты, достигшие совершеннолетия и желающие получить права;
- Работающие люди от 25- 40 лет, потенциально способные приобрести автомобиль;
- Категория неработающих граждан, в которую можно отнести домохозяек и пенсионеров.
В процентном соотношении целевая аудитория выглядит примерно следующим образом:
Стоит отметить, что в настоящее время основную часть людей, получающих права, занимает молодежь в возрасте от 18 до 25 лет. По статистике этот сегмент колеблется в пределах 60-65 % от общего числа учащихся. Сейчас уже сложно встретить студента, который не получил права. Хотя собственный автомобиль имеет далеко не каждый.
Кроме того, клиентами автошколы являются так же те, кто уже давно окончил автошколу, но долго не садился за руль и хочет обновить знания. А также те, кто не сдал на права с первого раза и нуждается в дополнительных практических уроках по вождению.
Месторасположение автошколы
Одно из основных конкурентных преимуществ автошколы «Супер- авто» - выгодное месторасположение.
Арендуемое помещение выбиралось по следующим критериям в порядке убывания значимости:
- Близость транспортной развязки;
- Место жительства целевой аудитории;
- Повышенный трафик движения;
- Низкая арендная ставка.
Под эти параметры отлично подходит ЖК «Зорге-Дубравная». Сдача дома будет осуществляться в первом квартале 2016 года. Первый этаж отводится под офисный центр.
Таким образом, автошкола «Супер-авто» будет находиться:
- на оживленном перекрестке ул. Дубравная- Зорге;
- напротив станции метро «Дубравная»;
- в новом ЖК «Дубравная-Зорге»;
- в шаговой доступности ЖК «Экопарк Дубрава».
Заключение предварительного договора аренды позволяет значительно снизить стоимость, что также является конкурентным преимуществом.
Анализ конкурентов
Основными конкурентами являются две автошколы, которые находятся в данном районе и охватывают обозначенную целевую аудиторию:
- «АвтоСтарт», ул. Рихарда Зорге, 102.
- «Автоклубсервис», ул. Дубравная, 43а.
Обе автошколы занимают высокие оценки в независимом рейтинге автошкол. Данный рейтинг составляется на основе статистических данных ГИБДД о сдаче экзамена с первого раза.
В результате анализа было выявлено, что желающих обучаться в данном районе больше, чем мест в действующих автошколах. Поэтому ученики записываются за месяц вперед. Следовательно, открытие нашей автошколы не требует дополнительных конкурентных преимуществ, кроме как удобного расписания занятий, качественного обучения и привлекательной стоимости.
Основной принцип ценообразования автошколы «Супер-авто» заключается в установлении минимальной цены, исходя из анализа конкурентного рынка. Цены за обучение автошкол города варьируются от 25 000 до 30 000 рублей, таким образом стоимость услуги в автошколе «Супер-авто» будет равняться 25 000 рублей.
Набор в группы
Предполагается, что набор будет производиться в группы следующего формата:
- Вечерняя группа. Срок обучения - 4 месяца
- Дневная группа. Срок обучения - 4 месяца.
- Группа выходного дня. Срок обучения - 5 месяцев.
Группа дневная и вечерняя начинаются параллельно 15 января с промежутком в два месяца. Всего за год выпускаются 5 вечерних и 5 дневных групп.
Группа выходного дня стартует 1 февраля с промежутком в два месяца. В год запускается 4 группы данного формата.
Максимальный набор каждой группы - 30 человек. В год производится 14 запусков - 420 человек. Усредним этот показатель до 65% от максимального значения. В этом случае мы регулярно набираем группы в 20 человек. Итого - 280 учеников в год.
4. Продажи и маркетинг
5. План производства
Автошкола является юридически самостоятельным предприятием, форма организации - ООО, система налогообложения- УСН со ставкой 15% (доходы минус расходы). На предприятии устанавливается система 1С. Штат сотрудников включает в себя секретаря-бухгалтера, который занимается ведением документооборота.
Самое основное и сложное при открытии автошколы - это получение лицензии . В первую очередь необходимо собрать пакет документов:
- Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- Копия договора аренды помещения;
- Заключение о соответствии помещения автошколы требованиям СЭС и Пожарной инспекции;
- Утвержденная Министерством образования программа обучения, заверенная директором автошколы;
- Документы, подтверждающие наличие всего необходимого оборудования и дополнительного инвентаря для проведения занятий, заверенные директором;
- Сведения о преподавателях и их квалификации, а также копии предварительных договоров найма;
- Договор об аренде площадки автодрома;
- Сведения об учебных автомобилях и их соответствия требованиям ГИБДД;
- Квитанция об уплате соответственной лицензионной пошлины.
Поскольку пакет документов довольно серьезный, то целесообразно обратиться к услугам юридической фирмы. Стоимость услуг по сбору необходимых документов - 50 000 рублей.
Алгоритм открытия автошколы
6. Организационная структура
Самые ценные кадры автошколы - это опытный преподавательский состав. В штате автошколы «Супер-авто» состоят:
- 2 преподавателя теории;
- 3 инструктора по вождению.
Административный персонал включает в себя:
- Администратор;
- Бухгалтер;
- Директор.
Зарплата административного персонала фиксирована. Зарплата преподавателей рассчитывается в зависимости от часов работы. Преподаватель теории получает 200 рублей за час работы. Инструктор по вождению получает 1 500 за одного ученика.
Средняя зарплата преподавателя теории составляет 25 000 рублей в месяц. Инструктор по вождению получает в среднем 30 000 рублей в месяц.
Один из инструкторов выполняет обязанности механика и проверяет, чтобы автомобили не выходили из строя. Оплата данной работы учитывается как премия и составляет 5 000 рублей в месяц.
Должностные обязанности администратора:
- Запись, прием клиентов;
- Описание услуг, помощь в подборе подходящего графика обучения;
- Заключение договора;
- Проведение расчетов с клиентами;
- Поддержание офиса в чистоте;
- Работа с клиентами: устранение конфликтных ситуаций, ответы на вопросы, обратная связь;
- Согласование времени проведения медицинского обследования для каждой группы;
- Формирование учебных групп и распределение учеников по инструкторам.
Должностные обязанности бухгалтера:
- Ведение бухгалтерской отчетности;
- Начисление и выдача заработной платы преподавателям и администратору;
- Исполнение любого распоряжения директора.
Инвестиции
Доходы и расходы автошколы
Эффективность инвестиций
Итоговые расчеты покажут нам, через какое время автошкола окупит капитальные затраты и будет приносить.
Период, месяц |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную нижеСтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Подобные документыСущность стратегического управления и его ключевые понятия. Порядок разработки и реализации стратегии развития. Анализ факторного воздействия внешнего окружения и внутренней среды предприятия. Оценка вариантов решения по определению направления развития. курсовая работа , добавлен 17.12.2014 Сущность стратегического управления и его ключевые понятия. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию. Анализ внешней и внутренней среды, организационная структура автотранспортного предприятия "Ника", обоснование стратегии развития. курсовая работа , добавлен 14.09.2011 Сущность стратегического управления и его ключевые понятия. Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию, ее внутренняя среда. Планирование деятельности и пути развития. курсовая работа , добавлен 24.04.2012 Сущность стратегического управления и его ключевые понятия. Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию. Разработка и оценка вариантов решения по направлениям развития. курсовая работа , добавлен 24.04.2012 Сущность стратегического управления и его ключевые понятия. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию. Разработка стратегии развития предприятия, направленная на повышение рейтинга среди других развлекательных комплексов города. курсовая работа , добавлен 18.01.2013 Сущность стратегического управления и его ключевые понятия. Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию. Сравнительный анализ конкурентных позиций сети гипермаркетов. курсовая работа , добавлен 24.04.2012 Сущность стратегического управления и его ключевые понятия. Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия. Факторы внешнего воздействия на организацию, анализ внутренней среды. Разработка направления развития, стратегии планирования. курсовая работа , добавлен 21.04.2015 Сущность стратегического управления; обоснование стратегии развития предприятия, разработка плана мероприятий по ее реализации для салона цветов "Оранж": анализ факторного воздействия внешнего окружения организации, выбор и оценка вариантов решения. курсовая работа , добавлен 24.04.2012 Введение Маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и его внешней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке. Маркетинговые исследования являются неотъемлемой частью маркетинговой деятельности любой фирмы, нацеленной на получение значительной прибыли. Если её руководство заинтересовано в увеличении прибыли, оно в современных условиях должно переориентировать деятельность своей фирмы, нацеливая её на большее соответствие нуждам потребителей. В настоящее время проблема маркетинговых исследований рынка является чрезвычайно актуальной для любой фирмы. Целью данного исследования стал рынок автошкол. Спрос на автомобили неуклонно растет, а вместе с ним и число желающих научиться вождению. Ежегодно в городе появляются новые автошколы, но дефицита в курсантах, несмотря на усиление конкуренции, ни одна из них не испытывает. В Нижнем Новгороде существует около 75 автошкол. В каждом районе города они находятся недалеко друг от друга. Таким образом, у желающих получить права огромный выбор. Тем не менее, для новых игроков всегда найдется место. По словам экспертов, многие автошколы как одна похожи друг на друга. Однако в городе уже открываются специализированные учреждения - женская автошкола. Специалисты ожидают, что в скором будущем в городе появятся VIP-школы, где клиентов будут учить вождению на дорогих иностранных автомобилях. Еще один перспективный сегмент - курсы по повышению квалификации водителей. Спрос на эти услуги также растет, поскольку люди стали приобретать дорогие спортивные автомобили. Сегодня, для того чтобы успешно конкурировать на рынке автошкол, необходимо не только знать, но и уметь своевременно предвидеть, предугадывать малейшие изменения в предпочтениях потребителей. Проект предполагает открытие автошколы на базе НИУ РАНХиГС при президенте РФ для студентов и преподавательского состава академии. Целью данной работы является разработка методики проведения маркетинговых исследований рынка автошкол в Нижнем Новгороде, для определения целесообразности открытия автошколы при НИУ РАНХиГС ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ, а так же оценить потенциальный спрос на услуги автошколы среди студентов и сотрудников академии НИУ РАНХиГС. Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи: · теоретизировать методику проведения маркетинговых исследований; · разработать методику проведения маркетинговых исследований (в данном случае анкетирование); · обосновать и разработать анкету для проведения опроса среди потребителей. Отправной пункт любого проекта по изучению рынка - это получение краткого письменного изложения проблемы или возможности, в котором обрисована сложившаяся ситуация, и заявление о том, какая информация необходима для принятия решения. В данной курсовой работе будет рассмотрен рынок автошкол. Проблемой исследования является оценка потенциального спроса на услуги автошколы среди студентов и сотрудников академии НИУ РАНХиГС. С помощью исследований намеревается решить данную проблему. Объектом
данного исследования являются студенты
и преподаватели НИУ РАНХиГС,
а предметов поведение, мотивация
и предпочтения потребителей. Исследование
потребителей - анализирует характер
покупок потребителей, определяемый
по их личностным, культурным, социальным
и психологическим факторам, изучение
которых является важнейшей задачей маркетингового
исследования.
1.1 Анкетирование Анкетирование является одним из наиболее информативных способов опроса. Это удобный, относительно не дорогой способ исследования проблемы, связанной с потерей клиентов. С помощью анкеты планируется узнать, что является наиболее важным для потребителей при выборе чая. Голубков Е.П., в своей книге «Маркетинговые исследования: теория, методология и практика» уделяет огромное внимание формулировке вопросов анкеты. 1) Определение целей опроса. 2) Выбор методов сбора данных. 3) Разработка вопросов. 4) Оценка вопросов. 5) Одобрение со стороны клиента. 6) Тестирование. 7) Уточнение анкет. 8) Копирование анкет. 9) Сбор данных. 10) Табулирование и составление заключительного отчета. Вопросник обычно состоит из трех частей: введения, реквизитной части и основной части. Главная задача введения - убедить респондента принять участие в опросе. Оно должно содержать цель проводимого опроса и должно показать, какую пользу получит респондент, приняв участие в опросе. Кроме того, из введения должно быть понятно, кто проводит данный опрос и сколько потребуется времени для ответа на поставленные вопросы. Если опрос проводится по почте, введение может быть написано в виде сопроводительного письма. В реквизитной части приводится информация, касающаяся респондентов: возраст, пол, принадлежность к определенному классу, род занятий, семейное положение, имя и адрес - для частных лиц; для организаций: размер, местоположение, направление производственно хозяйственной деятельности, положение респондента в организации, его имя. Кроме того, необходимо идентифицировать сам вопросник, т.е. дать ему название, указать дату, время и место проведения опроса, фамилию интервьюера. При разработке основной части вопросника следует обратить внимание на: тип вопросов (формат ответов), содержание вопросов и их число, последовательность представления вопросов в анкете, наличие контрольных вопросов. Определяя содержание вопросов, необходимо учесть следующие обстоятельства: 1) Вопрос должен быть сфокусирован на единственной проблеме или теме. 2) Вопрос должен быть кратким. 3) Все респонденты должны понимать заданный вопрос одинаковым образом и отвечать на один и тот же вопрос, а не на свои варианты его домысливания. Для этого следует использовать четкую терминологию и очень конкретно формулировать вопросы. 4) Надо избегать формулирования в одном предложении двух вопросов. 5) Следует использовать повседневный язык респондентов, термины, понятные каждому потенциальному респонденту, исключая жаргон. 6) Следует помнить, что если даже респондент готов и желает ответить на вопросы, он может испытывать при этом определенные проблемы. 7) Следует относиться очень внимательно к включению в вопрос каких-то примеров, поскольку респондент может сосредоточить свое внимание только на них. 8) Не следует склонять респондента делать обобщения, выходящие за рамки его опыта. 9) Вопросы следует формулировать в нейтральной тональности, без некоей положительной или отрицательной оценки рассматриваемой проблемы. 10) Формулировка вопроса не должна склонять респондента к ответу, желаемому для исследователя. 11) Нельзя в закрытом вопросе излагать неполный перечень возможных ответов, один из которых для большинства респондентов заведомо является неприемлемым. 12) Надо противостоять «синдрому жадности» и не ставить лишних вопросов, без которых можно обойтись. 13) Постоянно задавайте себе вопрос: «Имеет ли респондент данные, необходимые для ответа на поставленные вопросы?». 14) При определении числа вопросов следует руководствоваться тезисом: чем их меньше, тем больше шансов получить на них ответы. 15) Желательно, чтобы вопросы излагались в определенной логической последовательности. 16) Вначале следует задать вопросы, с помощью которых можно определить уровень компетентности респондентов в области проводимого исследования. Например, если проводится исследование мнения потребителей относительно определенных добавок к тесту, то прежде всего следует поинтересоваться, занимается ли опрашиваемая домашней выпечкой. Следующие вопросы служат целям «разминки» респондентов. Эти вопросы являются относительно простыми, легкими для ответов; они должны заинтересовать опрашиваемых, показать им, что они легко справятся с ответами. Например, «Пекли ли вы что-либо дома в течение последнего месяца?» За разминочными вопросами следуют переходные вопросы, предшествующие серии основных вопросов. Переходные вопросы служат целям определения, какие вопросы следует задать далее. Например, «Когда вы готовите тесто для пирога, используете ли вы обычную посуду или специальную емкость для приготовления теста?» Если ответ заключается в использовании обычной посуды, то рекомендуется пропустить вопросы, рассматривающие более детально использование специальных емкостей. Наиболее трудные вопросы, требующие для ответа использования специальных шкал и достаточных затрат умственных усилий, рекомендуется ставить в середине или ближе к концу анкеты. Обычно респондент, если дошел до данной части вопросника, как правило, отвечает и на оставшиеся вопросы. Опытные интервьюеры при проведении устного опроса в этом месте обычно говорят, что интервью вступило в завершающую стадию. В конце вопросника приводятся классификационные вопросы, постановка которых в его начале, вследствие их персонального характера, может вызвать у респондента желание прекратить ответы на вопросы. Сюда относятся демографические вопросы о возрасте, образовании, национальности, уровне дохода и т.п. Вопросы, носящие чрезмерно личностный характер... обычно помещаются среди «безвинных» вопросов. Выше рассмотренное носит характер общих рекомендаций. Однако существует по крайней мере два специальных подхода к проектированию вопросников: туннельный и секционный. При использовании туннельного подхода имеет место постепенный переход от широких, общих вопросов к узким, частным вопросам. Общие вопросы служат целям «разминки», а также, если это требуется, могут носить переходной характер. Секционный подход заключается в том, что последовательно рассматриваются вопросы по отдельным темам, до их полного исчерпания. Переход к следующей теме часто начинается с некоторой вступительной фразы. На практике зачастую используется комбинация рассмотренных подходов. Автор утверждает, что важным вопросом проектирования вопросника является составление сопроводительного письма, объясняющего цели проводимого обследования и содержание анкеты. Сопроводительное письмо должно быть ориентировано на конкретную группу респондентов. В случае, если опрос проводит специализированная компания, то в нем часто отмечается, что компания, проводящая обследование, ничего не продает, а только занимается законными исследованиями. Далее указывается заказчик данного исследования, хотя это может и не делаться: выбор зависит от желания самого заказчика. Из сопроводительного письма потенциальные респонденты должны понять, как и почему они были выбраны в качестве респондентов. Акцент делается на пояснение, что респонденты были выбраны случайным образом, а не на основе целевого поиска. Например, что только 1000 имен были выбраны случайным образом из общего списка зарегистрированных агентов, занимающихся продажей недвижимости. Описание работы Маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и его внешней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке. |
---|