Перспективный Российский корвет типа «Бриз. Перспективный Российский корвет типа «Бриз Консолидация за сценой

На открывающемся сегодня в Санкт-Петербурге Международном военном-морском салоне (МВМС-2017) представлены новейшие модели боевых кораблей будущего.

Разработаны они специалистами Крыловского научного центра. Выделяется корвет, проект которого назван «Бриз». Раньше в нашем флоте корветов вообще не существовало. Аналогичные западным по водоизмещению и вооружению корабли назывались сторожевиками ближней морской зоны. Они должны были охранять акватории и прибрежные территории в пределах государственных морских границ.

Однако развитие военно-морских технологий позволило строить корабли небольшого водоизмещения, которые стали обладать отличной мореходностью, иметь большую дальность плавания и очень мощное вооружение. К ним вполне применима поговорка: мал золотник, да дорог. При этом основная ценность корветов не в их стоимости — они относительно дешевы, а в боевой эффективности.

При разработке концепции корвета будущего питерские кораблестроители основное внимание уделили оптимизации его мореходных качеств. Благо, что уникальная опытно-экспериментальная база Крыловского научного центра позволяет еще на моделях выбрать наиболее удачные обводы и всю архитектуру корабля.

Итогом стала совершенно новая форма подводной части. Это, в свою очередь, придало корвету повышенную устойчивость хода при морской качке, значительно уменьшило сопротивление воды и облегчило управление движением. Новая форма корпуса, что подтвердили эксперименты в специальных бассейнах, снижает волновое сопротивление вдвое, а общее — на четверть при полной скорости хода. Интересна форма носовой бульбы корвета. На ней размещены дополнительные крылья успокоителей качки.

При разработке концепции корвета будущего питерские кораблестроители основное внимание уделили оптимизации его мореходных качеств

При той же мощности двигателя, что и на аналогичных кораблях этого ранга, можно было добиться значительного прироста скорости. Но конструкторы предложили иной вариант. Скорость осталась прежней, а сама силовая установка стала менее мощной, более компактной и экономичной.

Благодаря такому подходу, внутри корпуса высвободились значительные объемы. И это дало возможность насытить корвет большим количеством и большим разнообразием различного вооружения. Его огневая мощь значительно усилилась.

Количество ячеек универсальных вертикальных пусковых установок для управляемого ракетного оружия выросло до 24 единиц при сохранении размеров и водоизмещения корабля. Обычно количество таких пусковых установок на кораблях водоизмещением около 2000 тонн не превышает двенадцати. Основное ракетное вооружение — противокорабельное или универсальное, то есть ракеты могут наносить удары и по наземным целям.

Противовоздушная оборона корвета типа «Бриз» достаточно мощная. Это 16 зенитных управляемых ракет большой дальности и 32 управляемых ракеты малой дальности. Зенитно-ракетную оборону дополняют универсальная 100 мм автоматическая артустановка и два скорострельных автомата калибра 30 мм. При этом автоматы могут быть шестиствольными или, в исполнении «Дуэт», двенадцатиствольными.

Для борьбы с подводными лодками и для противоторпедной защиты предусмотрены два четырехтрубных торпедных аппарата «Пакет» калибра 324 мм на левом и правом бортах.

Нормальное водоизмещение корвета «Бриз» — 1980 т, скорость полного хода — 30 уз, дальность хода — 3500-4000 миль. Автономность — 15 суток, что позволяет совершать рейды и вдаль от родных берегов. Другие новинки Крыловского центра — универсальный десантный корабль «Прибой», эскадренный миноносец «Лидер» и авианосец «Шторм». Проекты этих кораблей детально проработаны. Они могут строиться в интересах ВМФ России или в экспортном исполнении.

Как отмечают независимые эксперты эсминец «Лидер» по комплексу характеристик не уступает современным и перспективным зарубежным аналогам. А проект десантного корабля «Прибой» на сегодняшний день по общему комплексу характеристик — лучший в мире.


Осенью 2016 года на стапелях судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге был заложен новый военный корабль — корвет проекта 20386 «Дерзкий». Церемония закладки проходила в торжественной обстановке и была приурочена 350-летию Российского Флота. Несмотря на торжественность обстановки, это событие в среде военных экспертов было встречено неоднозначно. Многие из военных специалистов в области современного кораблестроения скептически отнеслись к началу строительства кораблей этого класса. Перспективы новых российских корветов проекта 20386 достаточно туманны, даже учитывая тот факт, что конструкция корабля содержит целый ряд инновационных идей и разработок.

Причина такого положения дел коренится глубоко в недрах Министерства Обороны и Главного Морского Штаба ВМФ РФ. Ни в первом, ни во втором ведомстве до сих пор не могут определиться с концепцией развития флота на современном этапе. Какие корабли нужны отечественному флоту в первую очередь, какие задачи должны решать новые корабли и нужны ли новые проекты кораблей, реализация которых под вопросом?

История с проектом 20386

Новый корвет, получивший геройское название «Дерзкий», является прототипом корабля будущего. В ходе создания корабля конструкторы Центрального МКБ «Алмаз» учли промахи и ошибки, допущенные при реализации предыдущего проекта 20380 . Создатели решили замахнуться на нечто большее и сделать принципиально новый корабль, нечто среднее между патрульным кораблем и фрегатом. Новое детище КБ «Алмаз» отнесли к классу корветов, однако в реальности оно больше напоминает эсминец — более мощный и крупный корабль.

В соответствии с техническим заданием, корвет проекта 20386 должен успешно противостоять противнику на ближних и дальних подступах к морским рубежам нашей страны. Боевые функции, возлагаемые на новые суда, впечатляют. Можно говорить о том, что перед конструкторами была поставлена задача вместить в один проект возможности, присущие кораблям разных классов, а именно:

  • защита морских коммуникаций в пределах 200-мильной экономической зоны;
  • противодействие кораблям вероятного противника на любом удалении от мест базирования флота;
  • обеспечение устойчивой ПВО соединений кораблей от ударов средствами воздушного нападения;
  • поиск, обнаружение и уничтожение подводных лодок в заданном районе;
  • обеспечение ПВО и огневой поддержки десантным операциям.

Имея столь обширный круг боевых задач, новый корабль должен существенно отличаться от своих предшественников и обладать особенными качествами. Необходимо было создать боевой корабль, обладающий ударной мощью и одновременно способный выполнять патрульные, военно-полицейские функции. Правильным ли будет такое решение — покажет время. Для патрульного корабля и плавучей пусковой платформы новый корвет великоват. К тому же есть вопрос о сроке строительства серии подобных судов и суммарной стоимости проекта.

В Российском флоте сохраняется тенденция к созданию разнотипных кораблей, способных решать сходные боевые задачи. Самым неприятным можно назвать то, что все новые проекты ограничиваются малыми сериями. Это не дает возможности своевременно оснастить флот современными боевыми судами в необходимых количествах.

Поэтому конструкторы в новом проекте 20386, ставшем улучшенной версией корветов проекта 20380, решили уменьшить количество вооружения, снизить боевую нагрузку на конструкцию корабля. Возобладало мнение, что корвет является судном, выполняющим несколько другие задачи. Кораблям этого класса более присущи эскортные и патрульные задачи, и ударные функции им несвойственны. Строить корвет по стоимости, сравнимой с ценой фрегата, нецелесообразно. К тому же корветы как класс кораблей остро нужны флотам для действий на Балтике, на Черном море и на Тихоокеанском морском театре.

В новом проекте было сделано все возможное, чтобы избежать катастрофического затягивания сроков строительства. К примеру, четыре корвета проекта 20380 строили почти 8 лет! За это время морально устарело навигационное и радиолокационное оборудование, ушли вперед системы вооружения и способы борьбы на море. Строить заведомо старый корабль — вверх расточительства. Корветы являются промежуточным классом военных судов, тем более что основной «фишкой» этого класса является их невысокая стоимость и массовое строительство. Делать корабль мощной ударной боевой единицей — нецелесообразно, и превращать такой корабль в специализированный комплекс ПВО тоже не имеет резона. Для этих целей необходимо строить корабли других классов и в другом количестве.

Отличительные особенности проекта 20386

После долгих и мучительных поисков оптимального варианта конструкторы приняли единственно правильное решение: строить новые корветы по принципиально новой схеме. Судно должно иметь небольшое водоизмещение и сбалансированный комплекс вооружений. На кораблях используется интегрированный в общую систему надстроек и корпуса комплекс малозаметной архитектуры. Корпус корабля и надстройки созданы на основе композиционных материалов. Роботизированные комплексы и новое радиолокационное оборудование существенно сокращают экипаж.

Компоновка корабля основана на принципе модульности, позволяющем компоновать на борту любой другой вид вооружения. Отличительной чертой корвета является наличие в трюме корабля вместительных ангаров с лацпортами в бортах надводной части. По сравнению с базовым проектом, на практике корабли должны иметь контрактное водоизмещение не более 2500 тонн. Для сравнения, первоначально было заявлено, что новые корветы будут иметь водоизмещение 3-3,5 тыс. тонн.

Двигательная установка на судне является комбинированной, в ее состав входят газотурбинные двигатели М90ФР и электрогенераторы. Суммарная мощность основных двигателей составляет 54-55 тыс. л.с. Электродвигатели имеют мощность 4400 кВт. Двигатели на корвете отечественной сборки, что делает корабли полностью независимыми от поставки оборудования из-за рубежа. Корабль с газотурбинной установкой должен иметь максимальную скорость хода до 30 узлов и дальность плавания экономичным ходом в 5000 км.

Новый корвет еще на стадии проектирования сильно отличался от своих предшественников. В отличие от корвета «Стерегущий», у нового судна лучше мореходность, должна увеличиться дальность плавания и автономность. На судне созданы более комфортные условия проживания личного состава.

Вооружение проекта 20386

Новые российские корветы будут значительно усилены стационарными видами морского вооружения. Оценивая проектные характеристики корвета 20386, уже можно сейчас говорить о том, что корабль стал на порядок мощнее, чем однотипные суда, строящиеся для иностранных флотов.

В носовой части корвета 20386 стоит пакетная установка зенитно-ракетного комплекса «Редут». Следом за ней на верхней палубе имеется мощная автоматическая 100 мм установка, причем ее башня также выполнена по технологии «Стелс».

В основной надстройке спрятаны пусковые установки основного вооружения корабля — ПРК «Уран». На верхней части надстройки по обоим бортам установлены две артустановки АК-306, обеспечивающие ближнее прикрытие корабля. Во внутренних ангарах корпуса размещены две пусковые установки противолодочного комплекса «Пакет-НК». С таким набором вооружений новый российский корвет способен эффективно решать разнообразные боевые задачи. Он может действовать как самостоятельно в качестве патрульного, так и в составе соединения кораблей.

Корвет оснащен также разведывательной и спасательной техникой. В кормовой части имеется ангар и взлетная площадка для вертолета. Помимо этого, на судне предполагается наличие беспилотных летательных аппаратов. Новейшие средства радиоэлектронной борьбы значительно усилят боевые возможности корабля. Отечественные разработки в этом направлении позволяют создавать эффективные средства подавления навигационного оборудования иностранных кораблей. По качеству технического оснащения, внедрению новых технологий в конструкцию корабля и использование инновационных методик российские боевые суда можно сравнить с новым американским и британскими кораблями типа «Zumwalt» и «Daring».

Однако такое сравнение не в полной мере выглядит некорректным. Несоизмерима стоимость строительства одного американского или британского эсминца с ценой постройки российского корабля, поскольку зарубежные проекты требуют поистине колоссального ассигнования. Да и тактико-технические характеристики иностранных судов разительно отличаются от параметров, которыми обладают отечественные корветы проекта 20386.

Окончательный вариант вооружения корветов проекта 20386 до сих пор не утвержден. В частности, нельзя сбрасывать со счетов идею оснащать боевые суда крылатыми ракетами «Калибр».

В заключение

Можно говорить о том, что наконец найдено единственно мудрое решение и что корветы проекта 20386 станут той самой палочкой-выручалочкой, которая приведет отечественный ВМФ в надлежащий вид. Сегодня российский ВМФ остро нуждается в судах данного класса. Все зависит от того, насколько будет быстро вестись строительство серии.

В перспективе корветы данного проекта могут стать твердой опорой для российского флота. Анализ последних событий в Восточном Средиземноморье говорит в пользу того, что почти любые оперативно-тактические задачи могут решать боевые корабли меньшего водоизмещения. Наличие ударного ракетного вооружения делает современные малые боевые суда эффективным инструментом военного присутствия. Крупная серия судов подобного типа, учитывая невысокую проектную стоимость, может в течение короткого времени решить задачи технического оснащения флота новыми боевыми единицами.

Планы Высшего военно-морского руководства, озвученные во время закладки головного корабля проекта 20386, звучат оптимистично. Первый корабль планируется сдать флоту в 2021 году. Серийное строительство пока ориентировано на постройку 10 кораблей этого проекта. Общая стоимость контракта оценивается в 20 млрд. рублей. Сумеет ли корвет «Дерзкий» занять достойное место в боевых порядках отечественного флота — покажет время!

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 июля 2017 г. на корвете "Совершенный" проекта 20380 торжественно поднят Военно-морской флаг РФ. Построенный на Амурском судостроительном заводе (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) корабль вошел в состав Тихоокеанского флота ВМФ России.

Корабли проектов 20380/20385 - серия многоцелевых корветов (сторожевых кораблей) ближней морской зоны. Разработаны Центральным морским конструкторским бюро "Алмаз" (Санкт-Петербург) в конце 1990-х - 2000-х гг. Генеральный конструктор - Александр Шляхтенко, главный конструктор - Игорь Иванов. Корабли предназначены для выполнения эскортных и ударных задач в ближней морской зоне, патрулирования прибрежных вод, дозорной службы.

Тактико-технические характеристики (для проектов 20380/20385)

Длина корвета составляет 104,5 м;
- ширина - 13 м;
- осадка - 7,95 м;
- полное водоизмещение - 2 тыс. 200 т;
- главная энергетическая установка - двухвальная дизельная (два агрегата ДДА12000 производства АО "Коломенский завод", мощностью по 12 тыс. лошадиных сил каждый);
- скорость полного хода - до 27 узлов (около 50 км/ч);
- дальность плавания - 3 тыс. 500 морских миль (около 6 тыс. 400 км);
- автономность плавания - 15 суток;
- экипаж - 99 человек.

Вооружение

Вооружение - пусковые установки противокорабельных ракет "Калибр-НК" или "Уран" (в зависимости от модификации корабля), зенитный ракетный комплекс "Кортик-М" или "Полимент-Редут", две артиллерийских установки АК-630М калибра 30 мм, артиллерийская установка А-190 калибра 100 мм, две пулеметные установки калибра 14,5 мм и два гранатомета ДП-64. Противолодочная и антиторпедная защита - два торпедных аппарата комплекса "Пакет" калибра 330 мм.

На корабле может базироваться вертолет Ка-27.

Модификации

20380П и 20383 - проекты пограничных сторожевых кораблей (не реализованы);
- 20382 - экспортный вариант, способный выполнять задачи в дальней морской зоне (не реализован);
- 20385 - модернизация базового проекта с усиленным зенитно-ракетным и противокорабельным вооружением. Первоначально на кораблях этой модификации планировалось устанавливать дизельные агрегаты немецкой компании MTU Friedrichshafen, однако после отказа фирмы поставить двигатели в связи с введенными в 2014 г. против РФ санкциями было принято решение использовать агрегаты российского производства.
- 20386 - проект корвета нового поколения с модульным вооружением, надстройкой из композиционных материалов, сниженной по сравнению с предшественниками радиолокационной заметностью, увеличенными водоизмещением (3 тыс. 400 т) и дальностью плавания (9 тыс. 260 км), уменьшенной численностью экипажа (80 человек).

Серия кораблей

В настоящее время четыре корвета проекта 20380 несут службу в ВМФ РФ, ведется строительство еще шести. В рамках госпрограммы развития вооружений на 2011-2020 г. Министерство обороны РФ в 2011 г. заключило с ОАО Судостроительный завод "Северная верфь" (Санкт-Петербург) контракт на строительство девяти кораблей модернизированного проекта 20385. Однако в мае 2015 г. представители завода сообщили, что проект 20385 сворачивается из-за проблем с импортными комплектующими. По нему будут построены два корабля ("Гремящий" и "Проворный") с заменой зарубежных комплектующих на отечественные, остальные корабли будут строиться по модернизированному проекту 20380.
- Головной корабль проекта 20380 "Стерегущий" (бортовой номер 530, заводской - 1001) был заложен 21 декабря 2001 г. на "Северной верфи", спущен на воду 16 мая 2006 г., в составе Балтийского флота с 28 февраля 2008 г.
- Первый серийный корвет - "Сообразительный" (бортовой номер 531, заводской 1002), заложен 20 мая 2003 г. на "Северной верфи", спущен на воду 31 марта 2010 г., в составе Балтийского флота с 14 октября 2011 г.
- "Бойкий" (бортовой номер 532, заводской 1003) заложен 27 мая 2005 г. на "Северной верфи", спущен на воду 15 апреля 2011 г., в составе Балтийского флота с 16 мая 2013 г.
- "Совершенный" (заводской номер 2101) заложен 30 июня 2006 г. на Амурском судостроительном заводе" (Амурский ССЗ), спущен на воду 22 мая 2015 г., в составе Тихоокеанского флота с 20 июля 2017 г.
- "Стойкий" (бортовой номер 545, заводской 1004) заложен 10 ноября 2006 г. на "Северной верфи", спущен на воду 30 мая 2012 г., в составе Балтийского флота с 18 июля 2014 г.
- "Громкий" (заводской номер 2102) заложен 20 апреля 2012 г. на Амурском ССЗ, передача флоту ожидается в 2018 г.
- "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов" (заводской номер 2103) заложен на Амурском ССЗ 22 июля 2015 г. Корвет назван в честь матроса с миноносца "Быстрый" Алдара Цыденжапова, который 24 сентября 2010 г. предотвратил пожар в машинном отделении корабля, а через несколько дней скончался от полученных ожогов. Действия матроса позволили сохранить корабль и жизни остальных членов команды. 16 ноября 2010 г. Цыденжапов был посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.
- "Резкий" (заводской номер 2104) заложен 1 июля 2016 г. на Амурском ССЗ.
- "Ретивый" (заводской номер 1007) заложен 20 февраля 2015 г. на "Северной верфи".
- "Строгий" (заводской номер 1008) заложен 20 февраля 2015 г. на "Северной верфи".
Контрактами предусмотрено строительство еще четырех кораблей серии на "Северной верфи" (заводские номера 1010-1013), двух - на Амурском ССЗ (заводские номера 2105-2106). Еще на два корабля имеется опцион.

Также на "Северной верфи" строятся два корвета по переработанному проекту 20385:
- "Гремящий" (заводской номер 1005) заложен 1 февраля 2012 г., спущен на воду 30 июня 2017 г., передача флоту ожидается до конца 2018 г.
- "Проворный" (заводской номер 1006) заложен 25 июля 2013 г., спуск на воду ожидается в 2018 г.

Еще один корвет строится на "Северной верфи" по проекту 20386:
- "Дерзкий" (заводской номер 1009) заложен 28 октября 2016 г.

Проект 20385 тожественно анонсировался к закладке в феврале 2012 года. Под этим мероприятием подразумевается разработка корабля под звучным названием «Гремящий» и его модификации. Событие состоялось на судостроительной верфи в Санкт-Петербурге. Уникальным это действие можно назвать в связи с одновременной закладкой двух боевых надводных судов.

Общая информация

В торжественной церемонии принимали участие высокопоставленные лица страны и генералы Вооруженных сил. Сам проект 20385 ориентирован на возведение фрегатов и корабельных корветов, оснащенных современным вооружением и адекватной защитой.

Данная разработка представляет собой не просто усовершенствованную вариацию проекта 20380, но и внедрение абсолютно новых решений. Стоит отметить, что петербургская имеет контракты на поставку четырех кораблей предыдущего формата, два из которых уже построены. Аналогичный корабль этой серии достраивается на Амурском судостроительном комбинате. Обновленный проект прогнозированно должен стать сильнее в ударном плане, включая системы ПВО.

Предназначение

Корабли проекта 20385 - это многоцелевые корветы, предназначенные для обнаружения и ликвидации подводных и надводных судов противника. Кроме того, они способны решать различные боевые задачи в прибрежной зоне, а также служат для высадки десанта. На борту имеется артиллерийское, ракетное, противолодочное вооружение и усовершенствованные радиолокационные станции. Предусмотрена установка гидроакустических систем.

Новаторским решением стала возможность размещения на судне небольшой величины специального ангара, в котором может поместиться вертолет Ка-27. Это еще больше увеличивает вероятность обнаружения вражеских подводных лодок и расширяет боевые возможности судна. Особенность проекта российских корветов 20385 заключается в том, что они построены с использованием новейших технологий, снижающих их радиолокационное выявление.

Дополнительную прочность и защиту обеспечивает использование композитных материалов, которые разработаны мировым лидером в этой сфере - питерским ФГУП «Прометей». Свою практичность и надежность компоненты доказали еще при строительстве проекта 20380.

Особенности разработки и строительства

Рассматриваемые корабли разработаны конструкторским бюро «Алмаз». После завершения предположительно будут отправлены на Северный флот. Как утверждают специалисты, проект 20385 - более серьезная единица, чем предшественники. Прежде всего, это касается усовершенствования тактико-технических характеристик, вооружения, боевых возможностей, модернизированного энергетического агрегата и навигационных систем.

Предполагается, что питерские производители возведут для ВМФ России десять корветов по данному проекту. Представители Флота заявляют, что потребность в таких кораблях составляет не менее двадцати единиц. Они позволят усилить армию и решить проблему по защите ближней морской зоны. Комбинат «Северная верфь» заключил соглашение с ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» на изготовление деталей из полимерных композиционных материалов. Сумма контракта составила свыше четырехсот миллионов рублей.

Параметры технического плана

Проект 20385, фото которого представлено выше, обладает такими тактико-техническими характеристиками

  • В длину корвет имеет 104 метра, в ширину - 13.
  • Показатель водоизмещения - 2200 тонн.
  • Предельная скорость хода - двадцать семь узлов.
  • Максимальная дистанция плавания - 5600 километров.
  • Автономность корабля - не менее пятнадцати суток.
  • Состав экипажа - 99 человек.
  • Силовая система - пара дизельных агрегатов типа 1ДДА-12000.

Корветы проекта 20385 с усиленным вооружением оснащены универсальным ракетным комплексом «Калибр», зенитно-ракетной установкой «Редут», радиолокационными и акустическими станциями. Из артиллерийского вооружения на корабле имеется стомиллиметровая установка А-190-01, пара зенитных пулеметов АК-630-М (калибром 30 мм). Предусмотрено противолодочное вооружение типа «Пакет», а также вертолет Ка-27.

Надстройка

У рассматриваемого боевого корабля надстройка выполнена из негорючих композиционных материалов, включающих в себя многослойный стеклопластик и компоненты на базе углеродистого волокна. Такое решение (технология «стел-с») позволяет добиться малого радиолокационного обнаружения.

На корме расположен ангар со специальной площадкой для вертолета Ка-27 противолодочного типа с запасом горючего порядка двадцати тонн. Корветы проекта 20380, 20385 отличаются между собой в пользу последнего. Модернизация и лучшее оснащение позволили реализовать практически все моменты, требуемые заказчиком, начиная от общекорабельных систем, заканчивая вооружением.

Корпус

Стальной гладкопалубный корпус корабля имеет принципиально новое конструкционное исполнение. Измененные обводы на четверть снижают сопротивление воды при движении корвета на предельной скорости. Кроме того, подобное решение позволяет уменьшить нагрузки на основную энергетическую установку.

Обновленная версия подводной части корпуса судна дает возможность использовать силовой агрегат с меньшей массой, что позволяет освободить около двадцати процентов водоизмещения. Следовательно, можно дополнительно усилить боевое оснащение корвета. Еще одним моментом в плане эффективности нового корпуса и облегчения водоизмещения, является увеличение скорости корабля на 1,5-2 узла.

Основная силовая система

Изначально предполагалось оборудовать проект 20385 немецкими двигателями MTU. Но в связи с программой импортозамещения разработали отечественные моторы специально для этих корветов. Главный представляет собой пару дизельных агрегатов ДДА-12000, разработанных специалистами и ОА «Звезда».

Каждый двигатель состоит из двух моторов 16-Д49 и редуктора реверсного типа. Агрегаты оснащены микропроцессорным блоком контроля и управления. Основные параметры:

  • Ресурс работы - до пятидесяти тысяч часов.
  • Расчетная дальность хода при средней скорости 14 узлов - четыре тысячи миль.
  • Поршневая головка - изготовлена из жаростойкой стали ЭИ-415.
  • Основание двигателей - алюминиевый сплав АК-6.
  • Мощность каждого дизель-генератора - 630 киловатт.
  • Потребляемый ток - 380 В (50 Гц).

Установки ДДА обеспечивают на реверсных режимах высокий процент мощности при минимальных расходах ГСМ, а снижение шума ГЭУ дает возможность снизить гидроакустическую заметность судна.

Основной боекомплект

Корветы проекта 20385 «Гремящий» и «Проворный» оснащены следующим вооружением:

  1. Противокорабельная установка. Представляет собой два боевых комплекса с четырьмя контейнерами и восемь противокорабельных ракет с дальностью поражения до 260 километров. Пусковые контейнеры расположены в средней части корпуса продольно диаметральной площадке.
  2. оружие включает в себя комплекс «Редут» с тремя модулями по четыре ячейки, переносные ЗРК «Игла», пару шестиствольных зенитных установок (калибра 30 мм) на корме.
  3. Противоторпедная защита «Пакет-Н». Сюда входит два 330 миллиметровых приспособления, размещенных в лацпортах каждого борта, система «Рубеж».
  4. Вертолет противолодочный Ка-27.
  5. Оружие ближнего боя - два гранатомета и пара пулеметных установок.
  6. Артиллерия - 100 миллиметровая артустановка А-190, имеющая максимальную скорострельность до восьмидесяти залпов в минуту. Управление комплексом осуществляется при помощи системы «Пума».

Торпеды, запускаемые с корабля, могут поражать как встречные подводные ракеты противника, так и подводные лодки.

Радиотехническое оснащение

В этом плане корветы оборудованы целым рядом систем, а именно:

  1. БИУС «Сигма».
  2. Станция общего обнаружения «Фуркэ-2».
  3. Наводящим комплексом «Монумент А».
  4. Гидроакустическим оборудованием типа «Заря» и «Минотавр».
  5. Автоматизированный узел связи «Рубероид».
  6. ОГАС «Анапа-М».

Все эти комплексы снижают вероятность поражения корабля в три раза, работают в диапазоне от 64 до 2000 МГц, могут обнаруживать одновременно более двухсот пятидесяти целей. Противостоять системам противника позволяют четыре пусковые установки, выстреливаемые комплектом помех «Смелый». Навигация вертолета осуществляется посредством антенных постов на крыше ангара (ОСП-20380).

Мореходность и живучесть

Корвет «Гремящий» проекта 20385 имеет улучшенную мореходность по сравнению с аналогичными судами, при одинаковых ограничениях в случае поперечной качки. Это позволяет использовать оружие при шторме до пяти баллов.

Особый упор при проектировании корабля был сделан на боевую живучесть машины. Конструкторы внедрили новейшие разработки в плане защиты от радиолокационной заметности. Для этого использованы инновационные архитектурные решения и специальные материалы, имеющие высокие радиопоглощающие качества.

Средний показатель круговой эффективности площади рассеивания снизился по сравнению с аналогами почти в три раза. На некоторых моделях этой серии реализовано обеспечение эксплуатационной живучести путем внедрения комплекса мероприятий конструктивной защиты от оружия противника.

Модификации

  1. Проект пограничного сторожевого корабля - 20380П.
  2. Экспортная версия 20382. Основное отличие этой модели от базового корабля заключается в оснащении упрощенным вооружением и возможностью смены боекомплекта на зарубежные аналоги.
  3. Проект 20385 - корвет «Проворный» для Черного моря. Имеет усовершенствованное вооружение и улучшенную защиту.
  4. 20386 - модернизированный вариант предыдущего проекта с возможностью установки боевых комплексов типа «Горизонт».

В заключение

Стоит отметить, что из всех разработок проекта 20385 по намеченному плану продолжается постройка только корвета «Гремящий». Остальные корабли («Проворный», «Способный», «Ретивый», «Строгий») будут возводиться по усовершенствованному нормативному документу под индексом 20380. Это связано с дороговизной судов, в большей степени из-за наличия на них не всегда технически обоснованного вооружения. Как утверждают конструкторы, изменения в планировании монтажа немецких силовых установок на отечественные аналоги не повлияли на график выполнения работ. Все корветы предполагают спустить на воду в намеченные сроки.