Труд, как вид человеческой деятельности. Категории «деятельность» и «труд» в психологии Виды человеческой деятельности труд

Труд - деятельность, направленная на созданиеобщественно полезного продукта, удовлетворяюще-го материальные или духовные потребности людей. Участвуя в создании продуктов труда, человек всту-пает в существующую систему производственных отношений, у него формируются отношение к тру-довой деятельности, мотивы труда. Таким образом, трудпроявляется вобщественномвзаимодействиилюдей и как научная категория является предметом анализа общественных наук. Предметом психологи-ческого изучения является не труд в целом, а пси-хологическиекомпонентытрудовойдеятельности.

В труде раскрываются и формируются способно-сти человека, его характер, личность в целом.

Изучение условий, влияющих на производитель-ность труда, показало, что в процессе производства для человека нет безразличных факторов. Окраска помещений, организация рабочего места, режим напряжения и пауз в работе, отношения с товари-щами по работе - все это имеет прямое отношение

к производительности труда, создает общий на-строй на работу и облегчает или затрудняет прояв-ление трудовых усилий.

При психологическом анализе труда можно выде-лить следующие его признаки: 1) предвосхищение общественно-ценного результата; 2) сознание обя-зательности достижения заданного результата; 3) владение внешними и внутренними средствами деятельности; 4) ориентировка в межлюдских про-изводственных отношениях.

Предвосхищение общественно-ценного ре-зультата. Чтобы деятельность в условиях нашегообщества можно было назвать трудовой, ее пред-,


ЗНАЧЕНИЕ ТРУДА

В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Значение труда в развитии личности общеприз-нанно. Возможности для этого развития содержат-ся уже в самих орудиях,- предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, вопло-щены познанные человеком явления, законы, свой-ства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Пред-мет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружаю-щей действительности. Эти знания являются основ-ным звеном в мировоззрении человека.

Высокие требования к человеку предъявляют со-циальные условия труда. В различных детскихтрудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включени-ем школьника в широкую и сложную систему про-изводственных, нравственных и других отношений. Включение учащегося в коллективный труд способ-ствует усвоению им названных отношений, превра-щению их из внешних во внутренние. Это происхо-дит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомо-щи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутри-групповая внушаемость, соревновательность.


Важной производной этих социально-психологичес-кихфакторовявляетсяформированиеответственнос-тизарезультатытруда коллектива.Исследованияпо-казали, что большинство старшеклассников уже готовы отвечать за результаты труда своего звена.

Условием развития психики человека под влияни-ем труда является также целесообразная деятель-


ОЩУЩЕНИЯ

Мир дан человеку в ощущениях. Ощущением традиционно называют процесс передачи информа-ции о внешнем мире в мозг через сенсорную сис-тему. Сенсорная система играет роль входного уст-ройства,"а мозг - перерабатывающего центра, здесь информация декодируется и соотносится с имею-щейся. Таким образом, ощущение - это психичес-кое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

и химическим свойствам среды. На ощущениях ос-нованы более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, во-ображение. Ощущения являются как бы «воротами» нашего познания. Они представляют собой превра-щение энергии внешнего воздействия в акт созна-ния, обеспечивая чувственную основу психической деятельности, предоставляя сенсорный материал для построения психических образов.

Ощущения человека отличаются от ощущений жи-вотных. Ощущения человека опосредованы его зна-ниями, т. е. общественно-историческим опытом че-ловечества. Выражая то или иное свойство вещей

и явлений в слове («красный», «холодный»), мы тем самым осуществляем элементарные обобщения этих свойств, понятных каждому человеку.


В ощущениях отражаются объективные качества явлений (цвет, запах, температура, вкус и др.), их интенсивность (например, более высокая или более низкая температура, более вкусное или менее вкус-ное) и продолжительность. Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности.

В зависимости от расположения рецепторов все

ощущения делятся на тригруппы: 1) к первой

группе относятся ощущения, которые связаны с ре-цепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые

и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощу-

щения; 2)ковторойгруппеотносятсяинтерорецеп-тивныеощущения, связанныесрецепторами,нахо-дящимися во внутренних органах; 3) к третьей группе относятся кинестезические (двигательные)

и статические ощущения, рецепторы которых нахо-дятся в мышцах, связках и сухожилиях - проприо-рецептивные ощущения (от лат. «proprio» - «соб-ственный»).

В зависимости от модальности анализатора раз-личаются следующие виды ощущений: 1) зритель-ные; 2) слуховые; 3) кожные; 4) обонятельные;

5) вкусовые; 6) кинестезические; 7) статические;

8) вибрационные; 9) органические; 10) болевые. Различаются также контактные и дистантные ощу-щения. Таким образом, ощущения являются неотъем-лемой частью жизни человека. С помощью ощущений человек познает окружающий мир и взаимодействует

Более подробно рассмотрим каждый вид ощуще-ний в следующих вопросах.


ность самого субъекта. Преобразуя предмет тру-да, создавая общественно ценные продукты, он пре-образует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью опытных профессионалов.

Во всех видах труда формируется важное качество личности - практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется в производстве и быту. Уча-ствуя в коллективном труде, индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность - представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо зна-ют себя, свои возможности, свое положение в кол-лективе. Но в результате ранней трудовой деятель-ности происходят существенные изменения. Прежде всего изменяется отношение ребенка к себе, а за-тем и отношение коллектива и педагогов.

В психологии накоплено много фактов, показыва-ющих, что трудовая деятельность побуждается тем, насколько высоки ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов, как личностная зна-чимость труда, сознание его общественной значи-мости, притязания на более высокий уровень дос-тижений в труде.

В целом, включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о се-бе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется его самооценка. В процессе общения

и овладения новыми знаниями формируется миро-воззрение школьника. Работа в коллективе разви-вает социализацию личности ребенка. Развитие спо-собностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на раз-витие личности ребенка.


восхищаемый результат должен мыслиться как цен-ный для общества. Важно отметить также, что сло-во «предвосхищение» указывает одновременно и на познавательный и на аффективный компоненты представления результата деятельности.

Специфика некоторых разновидностей професси-онального труда состоит в том, что результат дея-тельности в конкретных чертах как раз и неизвестен. Геолог-разведчик ищет месторождение нефти или газа, но еще не знает, что, где конкретно найдет

и найдет ли вообще, каковы будут найденные запа-сы полезного минерала. Аналогичные вещи можно сказать о следователе, о пожарном, об инженере-конструкторе, о слесаре-разметчике, о паркетчике,

о художнике-оформителе и многих других профес-сионалах, в труде которых значительную роль игра-ет именно поиск образа конечного продукта деятель-ности. В этих случаях знание результата есть знание тех общих требований, норм, критериев, которым должен соответствовать искомый результат.

Сознание обязательности достижения за-данного результата. Деятельность становитсятрудом тогда, когда имеется не только сама идея обязательности, но и внешние по отношению к че-ловеку формы фиксации целей его деятельности и общественного одобрения этих целей.

Например, это задания, сформулированные, ут-вержденные ответственными представителями об-щества, производственного коллектива - програм-мы, планы, производственные, трудовые задания, документированные или устные.

Для детей, подростков носителями социально значи-мых целей деятельности выступают представители стар-ших поколений (старшие члены семьи, учителя и дру-гие организаторы деятельности), а также сверстники.


НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ОЩУЩЕНИЙ

Отдельные свойства предметов и явлений, ока-зывающие воздействие на наши органы чувств, на-зываются раздражителями, а процесс этого воз-действия - раздражением. Нервный процесс, возникший в результате раздражения, называется

Возбуждением.

Органы чувств, получая воздействие от раздражи-телей, превращают энергию внешнего раздражения

в нервный импульс. Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусовые сосочки язы-ка) специализирован на приеме и переработке раз-личных специфических внешних воздействий.

Основной частью любого органа чувств являются окончания чувствующих нервов. Они называются рецепторами. От рецептора возникший в нем не-рвный импульс по центростремительным нервным путям попадает в соответствующие участки мозга.

Рецепторы, проводящие нервные пути, и соответ-ствующие участки в коре головного мозга называ-ются анализаторами. Для возникновения ощуще-ния необходима работа всего анализатора в целом, следовательно, нельзя сказать, что зрительные ощу-щения возникают в глазу. Только анализ нервного импульса, поступающего от глаза в соответствую-щие участки коры головного мозга, приводит к воз-никновению зрительного ощущения.

Деятельность анализаторов условно-рефлекторна. Сформированный в коре головного мозга нервный импульс поступая по центробежным нервным путям, на двигательные или секреторные механизмы, при-водит к той или иной ответной реакции, вызывает соответствующую настройку чувствительности ре-

Стадии цикла профессионализации

Тема 2.3 Теория профессионализации персонала

  1. Труд как вид деятельности
  2. Стадии индивидуального развития человека как субъекта труда
  3. Уровень зрелости и развития личности в трудоспособном периоде индивидуального развития человека

5. Противоречия и кризисы профессионального развития личности

Каждый конкретный вид трудовой деятельности реализуется определенным нормативно одобренным (наиболее эффективным, экономичным) способом. В процессе освоения профессии человек превращает этот предписанный способ в индивидуальный, присущий только ему способ деятельности, отражая в нем свои личные особенности, в том числе и психологические. Внутренней, интимной стороной овладения профессией является формирование на основе индивидуальных качеств субъекта труда психологической системы деятельности как совокупности психических свойств, качеств субъекта труда, организованной для выполнения функций конкретной деятельности.

Развитие психологической системы деятельности происходит как в процессе профессиональной подготовки субъекта труда, так и при последующем становлении профессионала, его совершенствовании. Формирование этой системы означает включение в процесс освоения деятельности профессионально значимых для нее функциональных блоков субъекта, их опредмечивание (наполнение предметным содержанием), ориентация на реализацию конкретных рабочих функций, а также установление и закрепление взаимосвязей между отдельными блоками.

Структурная схема функциональных блоков психологической системы деятельности включает в себя следующие компоненты:

Мотивы деятельности, ее побудительные силы (материальные, познавательные, эстетические и т. д.);

Цели деятельности, которые формируют ее содержание и выражаются в конкретных ожидаемых результатах;

Программы деятельности, которые отражают представления о реальном ее содержании и процессе;

Информационная основа деятельности - совокупность информации о ее предметных и субъектных условиях реализации (в форме как реальных сигналов, так и образов, представлений этих сигналов, включая конкретные профессиональные знания);

Процессы принятия решения - выявление проблемной ситуации, выдвижение гипотез (вариантов решений), определение принципа решения, выработка суждения о вариантах решения, их оценка (выбор наиболее оптимального варианта);

Психомоторные процессы и рабочие действия реализуют деятельность в форме процедур, моторных актов и участвуют в регуляции деятельности (по механизму обратной связи);

Профессионально важные качества - психологические особенности субъекта труда, отражающие влияние конкретного трудового процесса на совокупности индивидуально-психологических качеств, функций.



При обсуждении развития человека как субъекта трудовой деятельности нас интересует деятельность как психологическое понятие. Труд в психологическом понимании – это деятельность, результатом которой является социально-ценный продукт. Труд, по мнению Е.А. Климова (1998), характеризуется четырьмя существенными признаками:

1 труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;

2. труд регламентирован социальными нормами, правилами и традициями;

3. в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;

4. в труде люди вступают между собой в особые производственные отношения.

Профессия - это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда. В этом понятии отражены разные уровни и различные стороны конкретных видов трудовой деятельности:

Объект и предмет труда, его содержание, условия и организация;

Целевая функция и характер результата труда;

Особенности субъекта труда - его знания, навыки, умения, способности;

Экономические и социальные стороны - трудоустройство, удовлетворение ма­териальных потребностей, утверждение социального статуса;

Вид деятельности, характерный для совокупности людей, объединенных единой направленностью, занятых в единой предметной области.

Специальность - это конкретная форма деятельности, которая характеризуется специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда. Понятие «специальность» обычно используется для характеристики относительно частного и более конкретного вида деятельности (внутри профессии), что отражает возможность более или менее дробного разделения труда (например, профессия - врач, специальность - терапевт, хирург, окулист и т. д.).

Профессионализация - это формирование специфических видов трудовой активности человека (личности) на основе развития совокупности профессионально ориентированных его характеристик (психологических, физиологических, поведенческих, рабочих), обеспечивающих функцию регуляции становления и совершенствования субъекта труда.

Профессионал - это специалист в определенной области трудовой деятельности, достигший требуемого уровня мастерства для эффективного выполнения предписанных задач. С позиций психологических особенностей этого понятия, профессионал - это субъект труда, у которого профессионально важные для конкретной деятельности индивидуально-психологические особенности, во-первых, соответствуют требованиям этой деятельности (с точки зрения возможностей их реализации), во-вторых, представляют относительно устойчивую (для определенных условий) и пластичную структуру и, в-третьих, обеспечивают формирование и реализацию операционной (предметно-ориентированной) сферы личности, которая и определяет необходимый уровень эффективности труда.

Каждый конкретный вид трудовой деятельности реализуется определенным нормативно одобренным (наиболее эффективным, экономичным) способом. В процессе освоения профессии человек превращает этот предписанный способ в индивидуальный, присущий только ему способ деятельности, отражая в нем свои личные особенности, в том числе и психологические. Внутренней, интимной стороной овладения профессией является формирование на основе индивидуальных качеств субъекта труда психологической системы деятельности как совокупности психических свойств, качеств субъекта труда, организованной для выполнения функций конкретной деятельности.

Развитие психологической системы деятельности происходит как в процессе профессиональной подготовки субъекта труда, так и при последующем становлении профессионала, его совершенствовании. Формирование этой системы означает включение в процесс освоения деятельности профессионально значимых для нее функциональных блоков субъекта, их опредмечивание (наполнение предметным содержанием), ориентация на реализацию конкретных рабочих функций, а также установление и закрепление взаимосвязей между отдельными блоками.

Структурная схема функциональных блоков психологической системы деятельности включает в себя следующие компоненты:

  • - мотивы деятельности, ее побудительные силы (материальные, познавательные, эстетические и т. д.);
  • - цели деятельности, которые формируют ее содержание и выражаются в конкретных ожидаемых результатах;
  • - программы деятельности, которые отражают представления о реальном ее содержании и процессе;
  • - информационная основа деятельности -- совокупность информации о ее предметных и субъектных условиях реализации (в форме как реальных сигналов, так и образов, представлений этих сигналов, включая конкретные профессиональные знания);
  • - процессы принятия решения -- выявление проблемной ситуации, выдвижение гипотез (вариантов решений), определение принципа решения, выработка суждения о вариантах решения, их оценка (выбор наиболее оптимального варианта);
  • - психомоторные процессы и рабочие действия реализуют деятельность в форме процедур, моторных актов и участвуют в регуляции деятельности (по механизму обратной связи);
  • - профессионально важные качества -- психологические особенности субъекта труда, отражающие влияние конкретного трудового процесса на совокупности индивидуально-психологических качеств, функций.

При обсуждении развития человека как субъекта трудовой деятельности нас интересует деятельность как психологическое понятие. Труд в психологическом понимании - это деятельность, результатом которой является социально-ценный продукт. Труд, по мнению Е.А. Климова (1998), характеризуется четырьмя существенными признаками:

  • 1 труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;
  • 2. труд регламентирован социальными нормами, правилами и традициями;
  • 3. в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;
  • 4. в труде люди вступают между собой в особые производственные отношения.

Профессия -- это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда. В этом понятии отражены разные уровни и различные стороны конкретных видов трудовой деятельности:

  • - объект и предмет труда, его содержание, условия и организация;
  • - целевая функция и характер результата труда;
  • - особенности субъекта труда -- его знания, навыки, умения, способности;
  • - экономические и социальные стороны -- трудоустройство, удовлетворение материальных потребностей, утверждение социального статуса;
  • - вид деятельности, характерный для совокупности людей, объединенных единой направленностью, занятых в единой предметной области.

Специальность -- это конкретная форма деятельности, которая характеризуется специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда. Понятие «специальность» обычно используется для характеристики относительно частного и более конкретного вида деятельности (внутри профессии), что отражает возможность более или менее дробного разделения труда (например, профессия -- врач, специальность -- терапевт, хирург, окулист и т. д.).

Профессионализация -- это формирование специфических видов трудовой активности человека (личности) на основе развития совокупности профессионально ориентированных его характеристик (психологических, физиологических, поведенческих, рабочих), обеспечивающих функцию регуляции становления и совершенствования субъекта труда.

Профессионал -- это специалист в определенной области трудовой деятельности, достигший требуемого уровня мастерства для эффективного выполнения предписанных задач. С позиций психологических особенностей этого понятия, профессионал -- это субъект труда, у которого профессионально важные для конкретной деятельности индивидуально-психологические особенности, во-первых, соответствуют требованиям этой деятельности (с точки зрения возможностей их реализации), во-вторых, представляют относительно устойчивую (для определенных условий) и пластичную структуру и, в-третьих, обеспечивают формирование и реализацию операционной (предметно-ориентированной) сферы личности, которая и определяет необходимый уровень эффективности труда.

Потребности и интересы людей являются той основой, которая предопределяет цель трудовой деятельности. Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель - создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Этим трудовая деятельность отличается от учебной, направленной на приобретение знаний и овладение умениями, и игровой деятельности, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс игры.

Социологи характеризуют трудовую деятельность, независимо от способа, средств и результатов, рядом общих свойств.

Во-первых , набором трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах. В каждом конкретном виде трудовой деятельности выполняются трудовые операции, которые включают в себя различные трудовые приемы, действия и движения. В результате введения новой техники и современных технологий в содержание трудового процесса меняется соотношение между трудом физическим и умственным, монотонным и творческим, ручным и механизированным и т. д.

Во-вторых, трудовая деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъектов трудовой деятельности, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках. Напомним, что квалификацию не следует отождествлять с профессионализмом. Она является необходимым, но недостаточным условием эффективного труда. Чтобы стать профессионалом, человеку нужно приобрести опыт, ему должны быть свойственны обязательность, самодисциплина, деловая честность, ответственность.

В-третьих , трудовая деятельность характеризуется материально-техническими условиями труда. Для достижения цели в трудовой деятельности, как и во всякой иной, используются разнообразные средства. Это, прежде всего, различные технические устройства, необходимые для производства, энергетические и транспортные линии и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс. Все они вместе составляют средства труда. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т. е. на материалы, подвергающиеся преобразованию. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями. Например, удалить лишний металл с заготовки можно с помощью металлорежущего оборудования, но применение электроимпульсного метода позволяет добиться аналогичного результата в 10 раз быстрее. Это означает, что в 10 раз вырастет производительность труда.

Современная техническая база предприятий представляет собой сложное сочетание средств труда разного типа, поэтому имеет место значительная дифференциация уровня технической оснащенности труда. Это влечет за собой его существенную неоднородность. Большое количество рабочих занято монотонным, нетворческим трудом. В то же время многие выполняют работу, требующую активной умственной деятельности, решения сложных производственных задач.

В-четвертых , трудовая деятельность характеризуется способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования. Важнейшей особенностью трудовой деятельности людей является то, что она требует, как правило, совместных усилий для достижения поставленных целей. Однако коллективная деятельность не означает, что все члены коллектива, создающего какой-либо продукт, выполняют одинаковую работу. Напротив, возникает необходимость разделения труда, благодаря чему возрастает его эффективность.

Очевидно, что труд предпринимателя, характеризующийся высокой степенью самостоятельности и материальной ответственности за принятые им решения, отличается от характера труда наемного работника, который по условиям трудового соглашения обязан выполнять распоряжения управляющих производством.

В-пятых, трудовая деятельность характеризуется структурой организации и управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение его участников. В частности, очень важным является понятие дисциплины. Нормальная трудовая деятельность невозможна без добровольного, сознательного соблюдения каждым работником правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов. Законы о труде и правила внутреннего трудового распорядка требуют производительного использования рабочего времени, добросовестного исполнения своих обязанностей, высокого качества работы. Выполнение этих требований и есть трудовая дисциплина.

Большое значение имеют условия труда. В них включаются степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека. Потенциально опасными являются факторы физические (шум, вибрация, повышение или понижение температуры, ионизирующие и иные излучения), химические (газы, пары, аэрозоли), биологические (вирусы, бактерии, грибки).

Большую роль играет культура труда. Исследователи выделяют в ней три компонента. Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Во-вторых, это культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замысла.

Трудовая деятельность - это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность.

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.

Трудовая деятельность - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельностью человека, требующая приложения усилий и осуществления работы

Труд в наиболее широком смысле слова рассматривается как деятельность человека, направленная на получение положительного результата.

Трудовая деятельность имеет следующие параметры:

Производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу времени

Эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны и полученных результатов - с другой

Уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса.

Всякая трудовая деятельность независимо от сферы ее приложения и профессии работающего предполагает наличие пяти составных частей. К ним относятся:
1) предмет труда - все то, на что направлен труд, что подлежит преобразованию в процессе труда для придания ему свойств, полезных человеку. Предметами труда могут быть вещества природы - сырье; предметы, уже претерпевшие воздействие труда и превращенные в материалы для труда; полуфабрикаты - части незаконченного готового продукта, изделия; комплектующие изделия, из которых собирается готовая продукция; объекты оказания услуг; объекты проведения работ;
2) средства труда - машины, механизмы, аппараты, инструменты, иначе - орудия труда, при помощи которых человек воздействует на предмет труда, а также здания, в которых протекает трудовой процесс, и сооружения, его обеспечивающие (дороги, мосты, эстакады, емкости и т. п.);
3) технология деятельности - способ воздействия на предмет труда, определенная последовательность действий и методов воздействия на предмет труда с целью получения заранее намеченного результата;
4) организация труда - определенный порядок осуществления трудового процесса, который складывается из производственного взаимодействия людей со средствами производства и друг с другом и обеспечивается созданием необходимых условий труда;
5) целесообразная деятельность работника, который при помощи средств труда, технологии и определенной организации осмысленно воздействует на предмет труда для придания ему свойств, удовлетворяющих определенные потребности человека.
Каждый из этих элементов трудового процесса необходим, но их роль в достижении конечного результата деятельности различна. В зависимости от выбора тех или иных предметов труда, средств труда и технологии будут меняться количественные и качественные показатели производства, уровень достижения поставленной цели. То же можно сказать и про организацию труда: по-разному организованный труд приведет к различным экономическим и социальным результатам.
Любая трудовая деятельность, если она нацелена на получение высоких эффективных результатов, требует соответствующей организации, т.е. определенным образом упорядоченной системы взаимодействия работников, их групп и подразделений для достижения поставленных целей.
В процессе труда человек нуждается в периодическом кратковременном отдыхе для поддержания на определенном уровне своей работоспособности. Потребность в таком отдыхе индивидуальна, она зависит от здоровья человека, его психофизиологического состояния, возраста, пола, степени натренированности к выполнению той или иной работы, личных целевых установок. Однако при организации совместного труда на предприятии вопрос о времени внутрипроизводственных периодов на отдых не может быть не регламентирован, так как от этого зависят слаженность производственного процесса и затраты рабочего времени. Поэтому на предприятии в целом, а иногда и в отдельных его подразделениях устанавливается единый для предприятия (подразделения) резким труда и отдыха, представляющий собой порядок чередования работы и перерывов на отдых и их продолжительность. Такой режим (режимы) устанавливается исходя из конкретных особенностей деятельности на предприятии (в подразделении).

Режим труда и отдыха - это регламентированная продолжительность периодов работы и отдыха, устанавливаемая в зависимости от особенностей трудовых процессов и обеспечивающая поддержание работоспособности и сохранение здоровья человека.

Для поддержания высокой работоспособности организация режима труда и отдыха с учетом напряжения человека в процессе труда предусматривает определение:

Режима рабочих смен (место смен в течение суток, продолжительность рабочего времени в отдельных сменах, система чередования смен);

Режима отдыха (пауз).
Необходимость чередования труда и отдыха имеет физиологическое обоснование. Всякая деятельность связана с расходованием физической и нервной энергий. До определенного предела энергетические затраты человека проходят без ущерба для клеток организма, но после преодоления этого предела развивается утомление - временное снижение работоспособности, которое проявляется в ухудшении координации рабочих функций, в замедлении работы и ухудшении ее качества. Утомление - это защитная реакция организма, предупреждающая его разрушение.

Please enable JavaScript to view the